Владислав Юферов: «Корень зависимости — в оскудении духовности. Игру ребенок ставит выше отношений с людьми? Что и зачем

2 февраля в реабилитационном центре “Радуга” при кимрском храме Вознесения Господня состоялась очередная лекция диакона Иоанна Клименко. В этот раз темой встречи стал обет трезвости.

Как профессор студентов перевоспитал

Из библейской истории нам известен обет назорейства. Исповедующие иудаизм назореи добровольно отрекались от употребления винограда и его производных, а также не стригли волос и не прикасались к умершим. Многие новозаветные и древнерусские святые тоже воздерживались от употребления спиртных напитков (Мария Египетская, Антоний Киево-Печерский, Сергий Радонежский). Сперва это был их личный подвиг, затем в практику священников вошел отказ от винопития, чтобы не соблазнять к этому прихожан. Обязательный обет трезвости стали включать в уставы монастырей.

А вот общественное трезвенное движение, когда обет трезвости стали давать обычные люди православного исповедания, зародилось в 1882 году. Инициатором его стал профессор Московского государственного университета, преподаватель математики и ботаники, Сергей Александрович Рачинский. Он дал обет трезвости, чтобы послужить положительным примером для своих студентов - он видел, что многие из его талантливых учеников буквально спиваются. Пока он ограничивался увещеваниями, ничего не менялось. Но как только он дал обет трезвости, это послужило таким мощным положительным примером, что многие студенты и преподаватели стали его сподвижниками, тоже полностью отказались от спиртного и стали вести активную общественную работу. Это привело к тому, что вскоре общества трезвости стали открываться и в других городах России.

Что такое обет трезвости и кому он нужен

Обет трезвости относится к малым таинствам православной церкви. Как и всякий другой обет, это обещание человека Богу сделать что-то хорошее. В данном случае - помочь самому себе быть здоровым и счастливым через отказ от употребления спиртных напитков и наркотических веществ, а также не склонять к этому других. Очень важно, что обет трезвости может дать только искренне верующий человек, осознающий свое желание сделать важный шаг в жизни. Поэтому он и хочет испросить на это Божьей помощи и благословения.

Обычно обет трезвости дают те, кто страдает зависимостью, их родственники и просто верующие, которые хотят жить трезво. Что касается табака и энергетических коктейлей - отказ от их не входит в официальную формулу обета, часто бывает, человек не готов отказаться сразу и от алкоголя, и от курения, но все-таки рекомендуется по возможности воздерживаться и от этого.

Почему происходят срывы

Чаще всего слушателей лекций об обете трезвости беспокоит вопрос о срывах. Что будет, если вдруг не удержаться и нарушить? Насколько часто бывают срывы у тех, кто уже принял обет? Что делать и как противостоять, если желание “принять” становится навязчивым?

Практика показывает, что срывы бывают не так уж редко, хотя не так уж и часто. Самые распространенные причины срывов - ослабление молитв, отказ от участия в таинствах исповеди и причастия, а также уход из общины трезвости. Именно поэтому обет может давать только истинно верующий человек, регулярно посещающий храм и регулярно обращающийся к Богу в молитвах, а не тот, кто бывает в церкви раз в год, чтобы поставить свечку. Важно помнить, что сам срыв не отменяет обета. Если все-таки сорвался - нужно проанализировать свое поведение, выяснить, почему произошел срыв и скорректировать поведение, чтобы в дальнейшем не совершать ту же самую ошибку.

Заключительное слово отца Иоанна:

Обет трезвости нельзя считать панацеей. Он существует для поддержки тех, кто хочет и готов работать над собой, кто стремится изменить себя в лучшую сторону. Это обращение к Богу за помощью, это начало борьбы за трезвость, а не успешный волшебный “хэппи-энд”. Путь к Богу очень сложен и пройти его без Божьей помощи невозможно. К бесовской силе не нужно обращаться, бесы приходят сами, а Бог ждет, когда мы к нему обратимся. Через обет трезвости Господь подает человеку особую помощь в сохранении трезвости и преображении себя. И многие, кто принял обет, подтверждают, что им стало проще удерживаться от соблазна. Сам профессор Рачинский говорил: “Когда я говорил о трезвости, меня только слушали, но когда я принял обет, за мной пошли тысячи”.

Надежда Титова,

Приход Вознесенской церкви г. Кимры

Полный отказ от спиртных напитков необязателен для православного человека. Но поскольку алкоголизм стал серьезной социальной проблемой, во многих православных общинах возрождаются традиции обетов трезвости.

Как личный выбор полное воздержание от алкоголя не противоречит нашей вере, а для людей, имеющих алкогольную зависимость, это, по мнению наркологов, единственная возможность вернуться к нормальной жизни, сохранить семью и работу. А поскольку алкоголизм, и в советское время бывший серьезной социальной проблемой, в последние десятилетия стал национальным бедствием, ежегодно уносящим сотни тысяч жизней, число сторонников такого выбора в православной среде постоянно увеличивается.

История обетов


Судя по всему, традиции принятия обетов трезвости нет ни в одной другой Поместной Церкви. Практика обетов в России возникла стихийно в 1858-1861 гг. Началось все с протеста против откупной системы. В тридцати четырех губерниях крестьяне и городские жители в знак протеста перестали пить водку, закрывали кабаки, а иногда и громили их. И некоторые из протестовавших приходили в храмы и говорили священнику, что хотят дать обет Богу в течение определенного времени всем миром не пить водки, целовали крест, а священник удостоверял, что такие-то прихожане дали обет трезвости.

Правительство отнеслось к этой практике негативно и даже просило Священный Синод выяснить, не было ли случаев принуждения к обетам со стороны священников. В ответ на это Синод в августе 1859 года издал постановление, в котором указал, что считает необходимой обязанностью священника «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина». Но в 1862 году была отменена откупная система, и постепенно сошло на нет стихийное трезвенное движение.

Второй этап этого движения начался с деятельности педагога Сергея Александровича Рачинского (1833-1902). Профессор Московского университета, заведовавший кафедрой физиологии растений, в 1872 г. он вернулся в родное село Татево Смоленской губернии, где построил сельскую школу с общежитием для крестьянских детей. Современники называли Рачинского апостолом трезвости. В 1882 г. он утвердил общество трезвости в узком кругу своих учеников, и в июле все члены общества дали в церкви обет трезвости. Но история имела продолжение, о котором мало кто знает. О принятии обета сообщили епископу Смоленскому Нестору (Метаниеву), и он выразил Рачинскому свое неудовольствие, сославшись на отсутствие таких обетов в церковном уставе. Рачинский обратился к своему давнему другу, обер-прокурору Синода Константину Победоносцеву, с просьбой разрешить эту проблему. По инициативе Победоносцева Синод выработал официальную форму принятия обета, принял постановление, узаконившее ее, и издал брошюру «Чин обета трезвости».

Обет трезвости и дух Евангелия


Наверное, ни одного священника, практикующего в своей общине обеты трезвости, нельзя обвинить этим в нарушении церковного устава. Но все же указ Синода – не решение Вселенского и даже Поместного Собора. В Синодальный период в церковной истории было много спорного. Сам факт, что чин обета узаконен по воле обер-прокурора, которого об этом попросил друг (великий педагог и благочестивый христианин, но не безусловный церковный авторитет), скорее вызовет недоумение и уж точно не может быть веским аргументом в пользу обета. Неудивительно, что об этой истории почти нигде не пишут. Но в дореволюционных обществах трезвости, которые все, кто изучал историю социальной деятельности Церкви, считают одним из лучших церковных социальных проектов, этот обет получил широкое распространение. Благословляли давать обеты трезвости святой праведный Иоанн Кронштадтский и многие другие замечательные пастыри. То есть это канонически небезупречное решение принесло добрые плоды.

Современные противники обетов вспоминают слова Спасителя из Нагорной проповеди: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37). Так можно усомниться и в каноничности монашеских обетов или присяги, которую приносят диаконы, священники и епископы при хиротонии. Но в предыдущих трех стихах есть уточнение, как именно не надо клясться: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Мф. 5, 34-36). По мнению многих уважаемых современных богословов, в традиции обетов, в том числе и обетов трезвости, нет ничего, противоречащего духу Евангелия. «Понятие обета было в ветхозаветные времена и никогда не отменялось в новозаветные», – говорит заведующий кафедрой догматического богословия ПСТ ГУ протоиерей Борис Левшенко.

Смысл и польза обета


«Я убежден, что когда в трезвую жизнь входит религиозная составляющая, трезвость становится более устойчивой, долговременной и, главное, радостной», - утверждает клирик Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга, духовник общества «Трезвение» священник Игорь Бачинин. Отец Игорь убежден, что подлинную радость приносит человеку трезвость, избранная не только ради себя и близких, но и ради Бога. Сам он, крещенный в детстве, сознательно пришел в Церковь в начале девяностых. В мае 1995 года было создано Екатеринбургское первое православное общество «Трезвение», в работе которого Игорь принял активное участие. В 2002 году он принял сан и вскоре после рукоположения стал духовником общества. Первые обеты в обществе давали 18 мая 1998 года, в праздник иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Игорь хотел принять обет, но духовник «Трезвения» не благословил его. «Зачем, когда ты и так трезво живешь?», – удивился он. Тогда православные трезвенники Екатеринбурга делали первые шаги, опыта не было, и священники, работавшие в обществе, считали, что давать обет имеет смысл только зависимым людям. Но ровно через год, 18 мая 1999 года, Игорь Бачинин дал обет трезвости до конца жизни.

«Огромную радость испытал тогда от осознания ответственности перед Богом», – вспоминает отец Игорь. Сегодня в «Трезвении» обеты трезвости дают не только зависимые люди, но и их родственники, и просто сочувствующие, и, что особенно радует отца Игоря, многие подростки, никогда не пробовавшие алкоголь. Это, считает священник, поможет им удержаться от незнакомого греха, что легче, чем бороться со своей страстью. Зависимых же людей он благословляет на обеты не сразу. «Я предлагаю им сначала пожить трезво для себя. Если не получается, беседуем, пытаемся понять, почему не получилось. А если получилось, человек регулярно исповедуется и причащается, можно говорить о следующем шаге – обете Богу», – делится опытом отец Игорь.

По статистике последних лет обеты трезвости в «Трезвении» дают в среднем двести человек в год. Большая часть давших обет их выдерживает. «Если человек нарушил обет, моя пастырская задача – разобраться в причинах. Конечно, он глубоко переживает, но кто был искушен, может потом искушаемым помочь. Как правило, люди после падения глубже раскрываются, еще серьезнее настраиваются на трезвую жизнь и возвращаются к обету».

Зависимые люди начинают с небольших сроков – от нескольких месяцев до года, потом либо дают на тот же срок, либо его немножко увеличивают, но были единичные случаи, когда после нескольких лет трезвости они давали обет на всю жизнь. По словам отца Игоря, процент ремиссии и ее качество выше у тех, кто давал обеты.

То же самое говорит сопредседатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, доктор медицинских наук, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревни Юкки Ленинградской области, диакон Григорий Григорьев. С 1988 года в обществе лечились около 125 тысяч человек. Всем им сразу предлагали сходить в храм, но никого не принуждали. Примерно 40 процентов идут на исповедь, некоторые из них потом воцерковляются. Отец Григорий утверждает, что качество ремиссии у тех, кто воцерковился, выше, чем у тех, кто захотел получить только медицинскую помощь. А из воцерковившихся качество ремиссии выше у тех, кто дал обет. Правда, в Александро-Невском обществе обеты дают только те, у кого нет зависимости от алкоголя. Обещания не пить, данные Богу зависимыми людьми, отец Григорий называет зароками. Это, по его мнению, более грамотное определение. Обет – обещание сделать доброе дело, а обещание не совершать дурных поступков – зарок. Что касается практики обетов (зароков), то если в «Трезвении» и большинстве других православных общин трезвости зависимых людей к ним готовят, в Александро-Невском обществе многие дают зароки на первой же исповеди. Отец Григорий убежден в эффективности такого подхода: «Я всех, кто чувствует свою немощь, нужду в помощи Божьей, призываю давать зарок. Именно нужду, а не веру («Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9, 24)). Это первое покаянное состояние, самое сильное. Потом мы с ними работаем, а с результатом приходит и вера.

Обет трезвости для наркоманов


Сам отец Григорий начал выпивать еще в старших классах, а на подводных лодках, где служил военным врачом, всерьез пристрастился к алкоголю, но в 24 года решительно завязал. Было это в 1980 году. Только через два года он крестился, в 1988 году организовал Александро-Невское общество, где в 1990 году дал зарок трезвости на всю жизнь. Убежденный в эффективности зароков, он никого к ним не принуждает. Но когда он работал с героиновыми наркоманами, брал на лечение только тех, кто соглашался дать зарок трезвости. «Для наркоманов это обязательно, потому что пока они принимают наркотики, пьют мало, а когда перестают принимать, начинают увеличивать дозы алкоголя и в итоге возвращаются и к наркотикам».

Руководитель координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев) также практикует обеты трезвости при работе с наркоманами. «Любой наркоман – потенциальный алкоголик. Ему ни в коем случае нельзя пить. И мы в процессе реабилитации им это объясняем. Когда до них доходит, предлагаем дать обет трезвости. В рамках профилактики сопутствующего потенциального заболевания», - объясняет он. Отец Мефодий считает обеты трезвости именно профилактической мерой, которая не подходит для алкоголиков: «Система обетов изначально распространилась как первичная или хотя бы вторичная профилактика, но не третичная, как сегодня. В деревне или поселке пьяниц было немного (чаще один-два человека), и тогда остальное население, чтобы предотвратить алкоголизацию, принимало обет. Принимали его люди мало пьющие или немножко злоупотребляющие, но не спившиеся. И эти люди определяли жизнь в данной местности. Если же в сегодняшней спившейся и гибнущей деревне один непьющий даст обет трезвости, будет профанация. А сами алкоголики вряд ли готовы выдержать обет. Они тяжело больны и нуждаются в серьезном и длительном лечении. Кому-то, возможно, этот обет поможет удержаться от срыва, но в целом это не панацея. Обет – хорошая профилактическая мера для лечения общества (предотвращения его алкоголизации), но не алкоголиков. Если в какой-то церковной общине люди немножко злоупотребляют, могут дать обет. Алкоголика же надо лечить».

Зачем давать обет, если нет зависимости?


Многие не понимают, какой смысл принимать обет трезвости людям, не имеющим зависимости. Владыка Мефодий и отец Игорь Бачинин уже ответили на этот вопрос. Отец Григорий Григорьев напоминает слова апостола Павла: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Рим. 14, 19-20). Он не отрицает, что православная вера допускает умеренное употребление алкоголя, но это употребление, по его глубокому убеждению, может стать большим соблазном для зависимых людей, сидящих с нами за одним столом. И особенно если эти сотрапезники – наши близкие (а у кого в России нет зависимых родственников?), лучше, по мнению отца Григория, подать им пример воздержания. Во многом именно по этой причине заместитель председателя Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» диакон Иоанн Клименко в июне 2006 года отказался от алкоголя. Он любил выпить иногда бокал хорошего вина, но ни разу в жизни не напился, и в его семье никто не имел проблем с алкоголем. Но его брат, строивший храм в Якутии, там женился на якутке, у них родилась дочь. Известно, что у северных народов другой генотип, алкоголь противопоказан им даже в минимальных дозах – они сразу спиваются. Отец Иоанн, кандидат химических наук, прекрасно понимал, что в смысле алкогольной зависимости его племянница с рождения в группе риска.

Три раза он давал обет трезвости на год, а в 2009 году дал на всю жизнь. «Отказаться от вина как от удовольствия мне было нетрудно. Но в нашем обществе трезвость не понимают. Приходишь на праздник, тебе наливают, а когда отказываешься, недоумевают, спрашивают, не сектант ли ты. После того, как дал обет Богу, проще стало объяснить людям свою позицию, не осуждая при этом других», – говорит отец Иоанн.

От редакции:

В православных обществах трезвости, действующих при приходах Тобольской митрополии, также практикуется принятие обетов трезвости. Дающий обет испрашивает у Бога помощи и обязуется воздерживаться от употребления алкоголя, табака и прочих наркотических средств; не употребляя самому, не предлагать этого и другим; воздерживаться от сквернословия и участия в азартных и прочих предосудительных играх. Чаще всего обет трезвости дается на ограниченный срок – от нескольких месяцев, до нескольких лет

Данный Чин обета можно применять только под руководством священника, если он посчитает обет трезвости необходимым. Самостоятельно, без священнического руководства, давать обет трезвости очень опасно для души и здоровья. Обет трезвости может очень сильно помочь пьянице заняться развитием своих талантов, если продуктивно использовать время, на которое дан обет.

Этот Чин активно применялся в XIX веке братствами трезвости, например в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Санкт-Перербурге. Текст взят из книги «Чин обета трезвости», М.: «Ниппур», 1997.

Последование молебного пения при изъявлении обета трезвости (Чин обета трезвости)

По увещании дающему обет священником, обычное начало. Великая ектинья: Миром Господу помолимся и прочая.

После же: О плавающих…

О еже простите всякое прегрешение вольное и невольное раба своего (имя рек) и о еже милостиву быти к нему, Господу помолимся.

О еже не помянути грехи юности и неведения его, но милостивно спасение и воздержание ему даровати, Господу помолимся.

О еже посетите его посещением Святого своего Духа и исцелити всяк недуг и всяку страсть, в нем гнездящуюся, Господу помолимся.

О еже благословити доброе намерение и дело раба своего (имя рек), и благословити благополучно начати и спешно, кроме всякого преткновения скончати, силою, действием и благодатию Пресвятаго Духа, Господу помолимся.

О еже приставити ему и делу его Ангела хранителя, во еже, невидимо отразити вся противныя вещи видимых и невидимых врагов, и подати ему к совершению силу и во всем благопоспешество, силою, действием и благодатию Пресвятаго Духа, Господу помолимяся.

О еже избавитися ему же и нам от всякия скорби, гнева и нужды, болезни и печали, Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй… Пресвятую, пречистую, преблагословенную.

Возглас: Яко подобает…

Бог Господь… глас 6 и тропарь: Скорый в заступление и крепкий в помощь, един сый Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему и избави его от страстей и горьких болезней; благословив, укрепи его, и в совершение намерение благого дела раба Твоего спешно произведи; вся бо, елика хощеши, яко сильный Бог, творити можеши.

Слава, и ныне.

Аще храм Богородицы, тропарь храма, аще иной, то на «Слава» тропарь храма, и на «И ныне» - «Взбранной Воеводе»…

Запевы: Иисусе Сладчайший, спаси нас. Пресвятая Богородице, заступи нас! Вси святии, молите Бога о нас! Слава, и ныне.

По малой ектиньи, возглас: Яко благ…

Прокимен: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Евангелие: Иоанна гл. XIV , ст. 10-21. По Евангелии те же запевы.

Кондак: Не имамы иные помощи (стр. 345) Слава, и ныне:

Под Твою милость (Там же).

Ектиния: сугубая: Помилуй нас, Боже…

Не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, пощади и помилуй страждующаго раба Твоего (имя рек), исцели болезни, уврачуй страсти души и тела его: и, яко благосерд, прости ему вся прегрешения его вольная и невольная, и скоро воздвигни его от пути погибели, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Посрешествуяй всем во благое, Господи Спасе наш, помози милостивно и рабу Твоему (имя рек), с нами Тебе молящемуся и в благополучное совершение благому намерению его спешно произвестися, благослови, молим Ти ся, всемогущий Владыко, услыши и помилуй.

Поспешествуяй всем во благое, Господи Спасе наш, помози милостивно и рабу Твоему (имя рек), с нами Тебе молящемуся и в благополучное совершение благому намерению его спешно произвестися, благослови, молим Ти ся, всемогущий Владыко, услыши и помилуй.

В славу Твою вся творити повелевый, Господи, рабу Твоему (имя рек), к Твоей славе дело свое начинающему, благословением Твоим поспешество благополучное с довольством к совершению подаждь, здравие ему со благоденствием даруй, молим Ти ся, вседаровитый Творче, услыщи и милостивно помилуй.

Призри, Владыко Человеколюбче, милостивым оком Твоим на раба Твоего (имя рек) и услыши моления наша, с верою Тебе приносимыя, сам бо рекл еси: вся, елика молящеся просите, веруйте, яко приимите и будет вам, и паки: просите и дастся вам; сего ради и мы, аще и недостойнии, уповающе на милость Твою, просим: подаждь благость рабу Твоему сему (имя рек) и исполни благая желания его, мирно же и тихов благочестии и чистоте вся дни его соблюди: рцем вси, скоро услыши и милостивно помилуй.

Возглас: Услыши ны Боже… Господу помолимся: Господи помилуй.

Затем самим дающим обет читается во всеуслышание следующее молитвенное обещание:

Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Аз, недостойный раб Твой (имя рек), познав всю пагубу страстей, обуревающих мя, и грехов, от них исходящих, пред пречистым образом Пресвятыя Матери Твоея, Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы, сим изъявляю твердое намерение и даю крепкое обещание не пить вина т ничего хмельного, а так же не соблазнять к тому других, равно не принимать никакого участия в различнаго рода зазорных играх и не произносить скверных, гнилых слов – в грядущее время – от сего дня впредь на столько-то (месяцев или годов). О, Премилосердный и Всещедрый Иисусе Христе! Благослови благое намерение мое сие и помози ми, слабому и немощному рабу твоему, силою честнаго и животворящего Креста, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих, благополучно совершити его к славе Твоей и во спасение души моей! Аминь.

Затем священник читает молитвы:

1. СПАСИТЕЛЮ:

Господи, Спасителю наш, претерпевый велие искушение в пустыни от диавола, не допусти нас быти его послушными рабами. Яви благодать Твою в сохранении нами данного слова. Помози нам, умудри нас трезвенно пожити во вся дни живота нашего, укрепи наши столы, да не поползновенно прейдем поприще, нам от Тебе, всеблагий, заповеданное. Господи, Боже наш, щедрый и многомилостивый, не хотяй смерти грешника, но еже обратитесяи живу быти ему! Призри милостивым Твоим оком на страждущих от пиянства раб Твоих. Ты веси скорбь их о недуге своем, веси немощь естества нашего, зриши силу великаго и лукаваго искусителя. Вразуми омраченных умом, уврачуй недугующих, утверди их в благоразумии, укрепи в воздержании, да не обладает ими уныние и ропотливость, да имут заботу о спасении души, о здравии тела во славу Твою и о благоденствии на пользу свою т на благо ближних. Да трезвенно поживут и достойно прославят имя Твое. Аминь.

2. БОЖИЕЙ МАТЕРИ:

Царице моя преблагая…

Совершается обычный отпуск; и, после должного наставления, священник вручает обещающемуся листки и книжки о трезвости, а также особую «обетную грамоту».

После сего в притворе церкви произносится запись давшего обет в особую книгу трезвенников; правая сторона каждой страницы этой книги отрывается и выдается давшему обет.

На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря. Передача из Москвы.

- Что такое зависимость?

Зависимость нужно рассматривать как особую духовную проблему, потому что она ставит человека в состояние униженности: человек, который по своей природе должен быть свободным, становится зависимым от греха. Под зависимостями мы понимаем зависимость от плохих привычек, плохих действий, плохих поступков. В нашей жизни почти каждый человек сталкивается с этим. Самая распространенная проблема - зависимость от алкоголя. Сегодня в мире и России эта проблема на первом плане. Опыт первой пробы алкоголя наблюдается сейчас в очень небольшом возрасте: есть официальная статистика, что дети с 7 лет приобщаются к алкоголю - к пиву, к различным слабоалкогольным напиткам. Это статистика последних пяти лет. К сожалению, она не распространяется в средствах массовой информации, потому что государство является главным монополистом в продаже алкоголя. Очень большие акцизные сборы, большие бюджетные пополнения в нашей стране формируются за счет продажи алкоголя. Если делаются деньги на своих же проблемах, то такое государство становится шатким, не фундаментальным, потому что если человек с раннего возраста приобщается к алкоголю, значит, к зрелому возрасту уже формируется алкоголик. Человек, зависящий от алкоголя, по большому счету - инвалид. Если мы можем помочь человеку с первой и второй стадией алкоголизма, то уже сформировавшиеся третья и четвертая стадии алкоголизма довольно проблематичны, чтобы человека можно было избавить от алкогольной зависимости.
Сейчас много зависимостей, связанных с наркоманией. Много людей, которые употребляют, казалось бы, безобидные вещества - курительные смеси (спайсы), но люди умирают от этого.

Вопрос телезрительницы из Рыльска: «Я бы хотела дать обет трезвости. Как это можно сделать? Есть ли в храмах для этого определенные дни?»

В Церкви есть определенное чинопоследование, чтобы люди, которые желают дать обет трезвости, могли сделать такой акт доброй воли. Вы можете обратиться в свой храм и поговорить со священником. Священник проведет этот чин, и Вы сможете дать обет трезвости перед крестом и Евангелием, перед чудотворной иконой и закрепить обет своей подписью. Один экземпляр остается в храме у священника, второй у Вас, чтобы это было напоминанием, что Вы сделали акт доброй воли, отказались от алкоголя. Здесь необходима будет молитвенная поддержка Вашего духовника, Вашего священника. Вы сами должны молиться, приобщаться Святых Христовых Таин, исповедоваться и вести духовный образ жизни.

- Есть такое понятие: «умеренно пьющий человек». Это тоже алкогольная зависимость?

Конечно. Это первая или вторая стадия алкогольной зависимости, как бы прискорбно и печально это ни звучало. Человек, который не может свою жизнь украсить духовными моментами: богослужением, чтением духовной литературы, прогулкой по парку (по городу), не может себя развлечь другими не греховными способами, но который притрагивается к крепким спиртным напиткам, является зависимым. Таких людей понять можно: они испытывают очень большое внешнее давление, напряжение, а человек знает, что водка и другие крепкие спиртные напитки - это довольно доступные антидепрессанты. Беда в том, что в них кроется большая проблема: они вызывают привыкание, разлагают человеческую личность и человеческий организм, усиливают депрессию. Они не избавляют человека от депрессии, а вгоняют в нее еще глубже. Человек влипает в это болото так, что выбраться из него становится очень трудно.

- Если человек нарушает данный обет трезвости, что делать?

Да, очень часто такое происходит, и человек чувствует себя виноватым. Он, бывает, отходит на какое-то время и от Церкви - на месяц или год. Но каждый человек имеет душу, а душа по своей природе и сущности христианка, и человек не может жить без Бога. Какие-то житейские обстоятельства, проблемы, возникающие в жизни, приводят его снова в храм. Когда начинаешь с кем-то разговаривать, то узнаешь, что он был в поселении, в монастыре, нес какие-то послушания, избавлялся от своей привычки к алкоголю или наркотическим веществам и имел прогресс на определенное время. Но случаются обстоятельства, которые заставляют человека опять употребить алкоголь или наркотик и приводят его в состояние падшего. Такого человека приходится опять поднимать и начинать все снова. Здесь ничего нового не придумаешь. Наша задача как пастырей сводится к тому, чтобы правильно подходить к проблеме. Люди должны знать, что если пастырь по своей натуре строгий, то это очень хороший духовный врач, потому что если пастырь будет потакать, то человек просто утонет в грехах. Задача пастырей таких людей выявлять, заставлять их духовно понимать и осознавать суть проблемы, которая у них есть, и помогать им участвовать в духовном оздоровлении своей личности.

Какие еще есть зависимости? Есть ли зависимости, свойственные определенному возрасту, - например, у подростков?

У подростков очень много зависимостей: и алкогольная, и наркотическая. Сейчас есть малолетние наркоманы, которые употребляют курительные смеси. Табакокурение - тоже своеобразная наркомания. Я уже рассказывал в одной из передач о грехе курения и о том, почему у человека вырабатывается никотиновая зависимость. Подростки очень зависимы от различных компьютерных приложений и устройств. Они подвержены лудомании, игромании. Имея такие устройства, как миникомпьютеры, телефоны, они находятся в другом мире - мире этого виртуального, компьютерного обмана. Какие проблемы из-за этого могут возникать? Прежде всего, это ссоры и непонимание в семье. Подросток не социализируется в семье, у него нет контакта со своими сверстниками, у него нет духовного контакта с родителями, он часто бывает агрессивным. Описаны даже случаи, когда бабушка или родители пытались отстранить ребенка от игры и ребенок применил к ним силу, а есть даже случаи убийства, когда ребенок совершает это в отношении своих родственников.

- Игру ребенок ставит выше отношений с людьми?

Конечно. А все начинается с малого: социальные сети, компьютерные приложения. Все это делает людей духовными зомби, люди становятся неадекватными. Когда им начинаешь говорить, чтобы они повысили свой культурный или духовный уровень, то получаешь лишь негативный ответ. Проблема серьезная, и прежде всего духовная.

- Вопрос телезрителя из Самары: «Мы говорим о трезвости, а завтра на литии будем говорить: «Умножи вино и елей и в мире сем, и в храме сем». Как это соотнести? У меня это не складывается. При посте мы тоже разрешаем вино и елей».

Очень интересный и правильный вопрос. Звонивший телезритель упомянул литию, и мне порою кажется, что люди плохо понимают славянские термины, которые произносит священник. Здесь человек приводит цитату из молитвы на освящение хлебов, где действительно есть такие слова: «Освяти, Господи, хлебы сея, пшеницу, вино и елей». Это составляющие христианского постного стола. Здесь нужно указать, что вино в Церкви имеет евхаристическую причину употребления во исполнение слов Христа Спасителя. Но у иудеев было противопоказано пить опьяняющие напитки, и вино, которое употреблял Христос, разбавлялось три-четыре раза водой. Это был, прежде всего, минеральный, витаминный, услаждающий веселящий напиток, но не опьяняющий. Мы знаем, что Христос был во всем человек, кроме греха. Пьянство - это грех. Неужели мы можем допустить, что Христос нарушал заповедь Божию, нарушал постановление Священного Писания и пребывал в пьяном состоянии?

Первые христиане питались тем, что давала земля. В Палестине выращивали хлеб, виноградники. Было и скотоводство для того, чтобы собрать шерсть, сделать одежду, а в особые дни совершить пасху, заколоть агнца (во времена Ветхого Завета). В течение года они употребляли легкую пищу, рыбу, а мясо было как лекарство для того, чтобы восстановить человеческие силы. Мы знаем, что виноград выращивается на земле. Когда собирали обильные плоды, сохранить виноград было невозможно, потому что он прокисал. Человечество научилось изготавливать особый продукт, который сохранялся определенным образом, в определенном месте. Люди заметили свойства этого продукта и стали его употреблять. Но если употреблять концентрированным, то он опьяняет, а Бог не хочет, чтобы человек себя опьянял, изменял свое сознание. Опытным путем было выявлено, что вино не опьяняет, если его развести водой. В древней иудейской традиции, которая перешла уже в монастырские традиции, вино имеет в своем составе 3-4 градуса алкоголя. Если обычное сладкое вино, которое имеет до 19 градусов, четырехкратно развести водой, примерно получится такой напиток. Поэтому Церковь благословляет использование вина в нуждах трапезы, прежде всего трапезы Господней, во исполнение Завета Господа нашего Иисуса Христа. Но мы должны помнить о том, что нужно воздерживаться от пьянства, от различных алкогольных веществ, которые могут изменять сознание.

- Вопрос телезрительницы из Мытищ: «Моя 13-летняя дочь страдает компьютерной зависимостью. Если мы убираем компьютер, то с ее стороны идет агрессия, истерика. Уроки делать не хочет. Посоветуйте, как быть».

Проблема очень распространенная. Необходимо компьютер убрать на один месяц как минимум. Действительно возможна агрессия, поэтому дочери может понадобиться превентивная помощь детского психолога. Если ребенок бездуховен, не ходит в храм Божий, то мама столкнется с определенной проблемой. В данном случае получается, что уровень виртуальной социализации у ребенка очень высок. Нужно выяснить, с кем ребенок общается, какими приложениями он интересуется, какие фильмы смотрит. В результате много может открыться нового, некрасивого и даже греховного. Поэтому не удивляйтесь, если Вы столкнетесь с подобным.

Почему убрать компьютер минимум на один месяц? Замечено, что если человек не соприкасается с раздражителем, то сначала возникнет пик агрессии, но через неделю снизится. Большую ошибку делают те родители, которые дарят ребенку компьютер, дают ему деньги на Интернет - и ребенок находится в этом зависимом виртуальном мире, где он может найти себе компанию, причем совсем не по возрасту. Эта проблема глубокая, я ее изучаю, и хотелось бы обратить внимание, что родители очень часто теряют своих детей именно в 13 - 14 лет. Потом удивляются, что у них вырастают дети с проблемами, с определенными извращениями. Впоследствии они приходят в Церковь и спрашивают, что делать. Конечно, компьютер нужен - как средство для того, чтобы что-то напечатать, для того, чтобы воспользоваться им как новым средством информационных технологий, но нужна определенная культура. Как мы видим, этой культуры у ребенка нет; родители не умеют воспитывать. Если воспитывать не умеете, то сейчас оградите. А уровень кортизола, который выделится у ребенка в ответ на то, что Вы убрали компьютер, снизится через неделю. За это время можете посоветоваться с детским психологом, если ходите в храм, то со священником. И конечно же, нужно молиться. Необходим родительский контроль.

На мой взгляд, должна быть еще весомая альтернатива компьютеру. Нужно понять, что ребенок находит в виртуале. Если общение, а другого источника, кроме компьютера, у него нет, то ему нужно предоставить альтернативу в жизни - расширить круг его общения, свозить куда-то, сменить окружающую обстановку. Возможно, ребенку не хватает чувства самостоятельности и свободы, поэтому он эту свободу и самостоятельность находит в том, что управляет компьютерными героями на экране и в этом находит удовлетворение. Надо понять суть, чего не хватает ребенку, и предоставить ему это в реальной жизни.

Суть сводится к тому, что ребенок бездуховен, и родители, по всей видимости, тоже бездуховны. Необходима культура. Человек по своей сути стремится к более сильным раздражителям, которые могут быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Раздражители со знаком «плюс» могут принести выделение эндорфинов: посмотрел какой-то фильм, находится в каком-то приложении - это вызывает состояние покоя, удовлетворенности, вот чем заманивают эти приложения. Кажется такому человеку, что он развивается в этом мире, а посмотреть его уровень развития, провести примитивные тесты, окажется, что историю он не знает, правил русского языка не знает. По большому счету, он знает только, как тыкать на кнопочки. Допустим, в 12-14 лет я мог что-то выпилить, мог сделать самолет, ходил в авиакружок. В храм Божий ходил регулярно. Посещал кружки, секции, занимался саморазвитием. Я что-то умел делать, и мне это до сих пор помогает.
- Что ему предложить?

Предложить разговор с глазу на глаз со своим родителем, со священником, обратить внимание на духовное состояние. Если этого не будет сделано, то ничего не получится.

- А если разговор не увенчается успехом?

Здесь надо постараться сделать так, чтобы разговор увенчался успехом. Для этого есть специалисты: и детские психологи, и священники, которые занимаются детскими проблемами, и педагоги. Бывает так, что родители заводят собачек, рыбок, попугаев и читают большое количество литературы о том, как правильно разводить попугаев. Но среди этих книг нет книги о том, как правильно воспитать ребенка. В определенные возрастные периоды ребенок требует определенного к себе внимания и определенной педагогики. Если ребенок уходит в виртуальный мир, значит, никакой педагогики со стороны родителей не было. Если родители не будут обращать внимание на духовное состояние своего ребенка, потеряют его.

- Самим родителям нужно учиться. Может быть, ребенку не хватает любви…

Любовь - это, прежде всего, жертва. У нас привыкли понимать под любовью сюсюканье, различные эмоции, душевные переживания. Но душевные вещи непостоянны, они всегда требуют подкрепления.Человек может получать душевное подкрепление только когда у него все в порядке с духом,а если он не получает духовной подпитки от Таинств Церкви, от молитвы, то откуда он возьмет душевное подкрепление? Он будет искать его сначала в замкнутом мире, к примеру в театре, потом ему это надоест. А что потом? Потом - пустота. И при любой житейской проблеме такие люди заканчивают либо алкоголем, либо наркотиком, либо самоубийством.

- Получается, изначальная причина зависимости - это духовная пустота?

Да. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» очень хорошо сказано, что причиной бегства людей в иллюзорное царство удовольствий является духовная пустота. Если мы хотим видеть в человеке определенные христианские ценности, то их сначала нужно в него заложить.

Вопрос телезрительницы: «Мой муж зависим от алкоголя, еще и курит. Я созависима. Раньше он еще страдал игровой зависимостью . Сейчас от этого избавился. Подскажите, как избавляться от зависимостей: по отдельности - сначала от одной, потом от другой, или это нужно делать одновременно? Мы с мужем в браке венчаны, причащаемся, исповедуемся, но эти страсти не отпускают».

Распространенная проблема. Люди думают, что если брак венчанный, то и проблем не должно быть. Венчание - это когда Церковь Божия молится за семейную жизнь, чтобы Господь посылал семье благость, мир, долготерпение, любовь, как говорит об этом апостол Павел. Но если люди, которые живут в венчанном браке, не хотят жить так, как говорит апостол, то очень много от этого бывает проблем, в первую очередь духовных.

Если человек зависимый, то почему он так быстро причащается? На него должна накладываться определенная епитимья, подход должен быть с пастырской педагогикой, потому что человек совершает грех, и он должен этот грех осознать. Видимо, пастырь, который допускает людей к Причастию, не знает, что алкогольная зависимость протекает с интервалами: есть интервалы, когда человек находится в запое, и есть интервалы, когда бывают ремиссии, иногда длительные. Священник должен наложить епитимью, чтобы человек понял свой грех, он может месяц или три месяца побыть под епитимьей. Таких нужно отстранить от Чаши Христовой, потому что люди думают обычно так: согрешил, приду на исповедь, помнусь, батюшка накроет мне голову, что-то пошепчет, окрестит голову - и греха нет. Есть грех. Что такое покаяние? Покаяние - это исправление себя, на себя нужно посмотреть со стороны, осознать свой грех и почувствовать зловоние этого греха. А в данном случае такого не происходит.

Прежде всего здесь необходимо даже самому потребовать для себя епитимьи: каждый день в течение определенного времени совершать молитвенное правило - Каноны Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю и Канон дня - это обязательно на период епитимьи. Также обязательны молитвы утренние и вечерние. Должно быть обязательное посещение богослужений. Весь алкоголь, который есть дома (каким бы дорогим он ни был), вылить, выбросить все настойки, которые на спирту. Необходимо изменить образ жизни: обычно такие люди любят ходить к друзьям, разделить трапезу. Друзья должны быть трезвенники, если друзья заставляют выпить, это не друзья. Нужно устроить себе дома жизнь как в колонии. Женщина говорит, что она созависима. В созависимости виноват сам человек. Такие женщины обычно боятся противоречить своему мужу. Прежде всего нужно создать в себе духовный стержень - не бояться сказать правду. К примеру: «С сегодняшнего дня, с этого момента мы перестаем жить этой греховной жизнью, меняем все на корню. Все, что напоминает об алкоголе и курении, выкидываем и начинаем новый этап жизни».

В Ваших словах очень хорошая нота решимости. Потому что все метания, нерешенные моменты тянут человека обратно. Такая решимость, твердость - это и есть выход. Обет трезвости, о котором мы говорили, еще один стимул для этого.

Вопрос телезрительницы из Смоленска: «Девочке 16 лет. Как ей объяснить, что она должна исповедоваться и причащаться? С двух лет мы ее причащали, и раньше она ходила в храм, исповедовалась, но последнее время это стало проблемой. Возможно, это из-за компьютерной зависимости, которая была. Как ей помочь?»

Прежде всего, мать должна помогать духовно своей материнской молитвой, потому что материнская молитва со дна моря достанет. Нужно посмотреть и на свою духовную жизнь, потому что авторитетом для девочки в этом возрасте бывает мать. Если мать сама безответственная, то придется ей взяться за себя и начать жить в христианском, духовном, православном русле. Соответственно, и ребенка призывать делать то же самое. 16 лет - это возраст гормонов: девочка видит вокруг много красивых мальчиков, красивых машин, столько всего, что можно быстро получить, если сделать определенные грехи. Дети сейчас научены на фильмах, Интернет-ресурсах и знают об этом. Поэтому Вам необходимо изменить свою духовную жизнь. Ввести домашнее молитвенное правило, на котором должны присутствовать и дочь, и муж, и Вы. Расписать для себя день - как Вы должны жить. Нужно посмотреть, с кем дочь общается. До совершеннолетия мать должна следить за ребенком: это ее прямая обязанность - и социальная, и христианская. Когда ребенок вырастет, пусть идет на свои хлеба вольные. Но дочь будет христианкой только тогда, когда Вы сегодня, сейчас измените свою жизнь. Иначе ничего не получится. Духовные вопросы, духовные проблемы решаются только духовными методами.

Есть люди напряженных профессий, например врачи. Часто врачи выпивают, курят - этим снимают стресс. Это зависимость или нет?

Конечно, зависимость. Какое отношение к вам эти врачи имеют?

- Просто я вижу, что человек курит, следовательно, он соблазняет тех, кто рядом.

Сейчас врачи не курят в больницах, законодательно запрещено. Тем не менее это, конечно, зависимость. И бездуховность. Мы, христиане, люди духовные, должны знать, что находимся в мире зла. Сейчас это происходит по всему православному свету, «в монастырях - как в миру, а в миру - как в аду». Вместе с тем очень многое зависит от самого человека. Вам я советую не смотреть на эти грехи, а если увидели, то перекреститься и помолиться за человека, чтобы Господь вразумил его. Те люди, которые пытаются снять депрессии таким образом, должны знать, что алкоголь разрушает нервные клетки, нервную систему, вызывает нервные болезни. Курение тоже вызывает очень много заболеваний. Формулы или лекарства для всех не существует. Человек должен обретать пути своего спасения очень часто сам. Ему дают направление, вектор движения, и человек должен выбирать: идти ему по этому направлению, следовать этому вектору или нет.

Пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами.

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Нина Кирсанова

ЧТО ТАКОЕ «ОБЕТ ТРЕЗВОСТИ»?

Человек обещает Богу, что не будет пить ничего, что содержит алкоголь. Обещает после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Но отчего нельзя сделать это наедине с Богом - дома, у икон? «Отчего же, можно, - считает протоиерей Илия Шугаев,- Случается, конечно, что дается такое обещание на эмоциях, так что после оно должно быть подтверждено в церкви, на особом чинопоследовании. Ведь и исповедуемся мы Богу - через священника, всякий раз обещая не повторять грехов. Обет не является таинством.».

Но чем обет отличается от клятвы, давать которую нам, христианам, запрещено? О. Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», объясняет так: «Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту и призывает Бога в свидетели. А принимая обет, он признает свою немощь и просит у Бога помощи. Кстати, я всегда предупреждаю: данное Богу слово вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас просто нет на это сил».

Как действует обет?

О. Игорь Бачинин приводит свою аналогию: «Я не буду пить серную кислоту - ни при каких условиях, тут даже размышлять не о чем. То же и с человеком, который дал обет трезвости. Если даже и возникают помыслы об алкоголе, он с ними не собеседует, благодать Божия покрывает его. А без обета те (помыслы) одолевают, человек все время пребывает в сомнениях, в борьбе». Обет не цель, а просто помощь.

Страхи и сроки

У тех, кто боится нарушить обет, обычно уже заготовлен сценарий будущего отступления: поминки тети, свадьба сына, полет на самолете, посещение родной деревни, корпоратив на новом месте работы… О. Игорь называет это отговорками и убежден, что причина одна: отсутствие решимости. «Но если человек боится последствий, - советует он, - лучше не давать обета. Или дать сначала совсем на небольшой срок, чтобы обрести опыт трезвости и уверенность, что Господь тебе помогает, а после продлить».

Можно проверить свои силы; попробовать на вкус абсолютную трезвость - так ли пресна она, как кажется; примерить перья «белой вороны»; понять, всегда ли трезвое веселье, как принято думать, натужно или можно радоваться и без спиртного.

Будь готов!

«Если человек даст обет, а потом опять погрузится в старую среду, где приобрел свою болезнь, ему там будет нелегко. Он снова останется один на один со своими проблемами, - говорит протоиерей Илия Шугаев. – Важно, чтобы он общался с людьми, которые уже прошли его путь, живут трезво, чтобы заражался их образом жизни, образом мыслей».

Часто дают обет трезвости люди непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С. А. Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, - объясняет протоиерей Илия Шугаев. - А он - по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости». Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21).

Очень часто обет приносят жены, матери алкоголиков, надеясь, что это поможет. Игумен Серафим (Николин) называет такой обет «молчаливой проповедью» и уверен, что он не может не иметь результата - пусть даже первоначальная реакция будет совершенно противоположной: «Ведь семья - это единое тело, и действие одного духовно влияет на другого».

Порой руководители обществ трезвости налагают запрет на квас, лекарства на основе спирта, безалкогольное пиво. Протоиерей Илия Шугаев считает: «Все индивидуально. Если навевает тот же квас какие-то ассоциации или дает легкий “кайф” - не стоит, конечно. Почти всегда можно найти бесспиртовые аналоги лекарственных препаратов. Что до безалкогольного пива, самый его вкус - прямой провокатор: человек подсознательно ждет, когда захмелеет».

А как же праздник?

Но отчего становится так шумно, стоит произнести два слова «обет трезвости»? Непременно кто-то, скромный самый, юбка в пол, ахнет: «Как?! Совсем? Даже шампанское на Новый год?» И некто с окладистой бородой ужаснется: «А архиерейские приемы?» Как теперь ему, действительно, на тех трапезах?

Трезвость не просто перестала считаться добродетелью. Даже в самом благонравном обществе она дискредитирована стилистически. Слова «Трезвость - норма жизни», ничего, кроме усмешки и сведения скул, не вызывают. В. Доронкин говорит: «Когда речь идет об обете, люди подсознательно боятся: у них отнимут праздник, введут разнарядку - и отнимут! На мой взгляд, это - отголоски горбачевского “сухого закона”, когда сверху спустили хорошую идею. Но народ-то не подготовили, не объяснили, зачем это нужно, как можно радоваться и без спиртного. Не сказали: вы спиваетесь, вы гибнете, деградируете».