Московский Кремль: будут ли восстановлены Чудов и Вознесенский монастыри. «Единственный путь возрождения нормальной жизни в России – это восстановление ее святынь

На территории снесенного 14-го корпуса Кремля теперь будет сквер? А как же идея восстановления двух монастырей — Чудова и Вознесенского?


Как известно, не так давно был снесен 14-й корпус Кремля. В свое время активно обсуждалась идея восстановления на этой территории двух монастырей — Чудова и Вознесенского. Какова ситуация на сегодняшний день? Есть ли шанс, что эта идея все-таки осуществится? Об этом мы поговорили с советником директора Федеральной службы охраны, д.и.н., профессором МГУ Сергеем ДЕВЯТОВЫМ .

Чудов монастырь появился на территории посольства Золотой Орды

— Сергей Викторович, можно ли надеяться, что решение о восстановлении монастырей все-таки будет реализовано? Или от этой идеи отказались окончательно?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать издалека, с истории этого уникального места.

Наиболее почитаемый мужской монастырь в Московском Кремле — Чудов — был основан в 1365 году митрополитом Алексием . История появления этого монастыря такова.

Алексий был достаточно серьезным политиком и дипломатом. Однажды он предпринял поездку в Золотую Орду и во время этой поездки излечил от слепоты ханшу Тайдуллу . В знак благодарности золотоордынский хан передал митрополиту землю в юго-восточной части Московского Кремля. Ранее эта территория принадлежала Колымажному двору, где находилось посольство Золотой Орды в Московском Кремле.

Именно там митрополит закладывает церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Именно с этого храма началась история кремлевских святынь.

Несколько позднее, в 1390-е годы княгиня Ефросинья , вдова Дмитрия Донского , основывает рядом со Спасской башней еще один монастырь, который получил название Вознесенского. Монастырь был построен на месте светлицы княгини, отсюда она провожала своего супруга на Куликовскую битву.

Чудов монастырь, 1900-е годы

Чудов и Вознесенский монастыри переживали самые разные времена, перестраивались вместе с Кремлем. Последние изменения относятся ко времени изгнания Наполеона из России. Тогда монастыри достаточно сильно пострадали.

В тяжелом состоянии оказалась восточная часть монастырей, которая выходила к Спасской башне. Дело в том, что Спасская башня была заминирована, но, к счастью, ее не успели взорвать: в последний момент потушили горящие фитили.

После Отечественной войны 1812 года восстановлением двух святынь занялась архитектурная комиссия под руководством Осипа Бове . Если монастыри в целом уцелели, то церковь Святого Георгия в составе одного из монастырских комплексов была сильно разрушена.

На ее месте решили возвести Храм Святой Екатерины в неоготическом стиле. Между прочим, он неплохо вписался в существующую застройку, сочетаясь с готическими мотивами шатра Спасской башни.

Вознесенский монастырь

В таком виде оба монастыря просуществовали до декабря 1929 года, когда было принято решение об их сносе. Музейным работникам удалось вывезти часть иконостасов и уникальные надгробия великих русских княгинь. Дело в том, что именно в Вознесенском монастыре находились усыпальницы женской половины царской семьи. Они были перенесены в Архангельский собор.

Мы потеряли сами монастыри, но их подземная часть сохранилась — то есть все, что находилось ниже уровня земли, не было снесено. Мы практически обладаем всей подземной частью. Поэтому если все-таки будет принято решение о реконструкции двух святынь, это обстоятельство значительно облегчит дело.

— Почему с восстановлением монастырей пока все-таки решили повременить? В чем причина? Нет денег? Не тот момент? Не посоветовали специалисты?

— Примерно год назад Президент России Владимир Путин дал поручение проработать вопрос о возможности восстановления двух монастырей. Но, согласитесь, вначале здесь нужно провести весь комплекс научных исследований. Дело даже не в обсуждении этого вопроса с общественностью. Нужно провести тщательнее археологическое изучение этой древней территории. И такое изучение пока только начинается.

Снос 14-го корпуса Кремля

Кроме того, Кремль является особо охраняемой территорией ЮНЕСКО, и любые действия здесь согласуются с этой уважаемой международной организацией. Я бы сказал так: сейчас говорить о восстановлении монастырей преждевременно с точки зрения тех процедур, которые нужно пройти.

Самая ценная находка для археологов — древняя свалка

— Всем понятно, что Московский Кремль — это ценнейший объект исследований для историков и археологов. Поэтому решение об археологических раскопках на территории Кремля было воспринято научным сообществом как уникальный дар, значимость которого чрезвычайно велика…

— Безусловно, это так. Во всяком случае, первые же сделанные шурфы показывают, что подземная часть находится в удовлетворительной степени сохранности.

Раскопки, которые сейчас проводятся, дали очень хорошие результаты. Удалось вскрыть часть некрополя Чудова монастыря, который (опять же чудом!) не был разрушен при строительстве 14-го корпуса. В этом месте вполне могут быть найдены еще более древние слои. Ведь на месте Чудова монастыря, напоминаю, находилось подворье Золотой Орды!

Проведение работ на месте снесенного 14-го корпуса

— Как известно, на государственном уровне принято решение о проведении в Кремле комплексных археологических исследований. Как долго они могут продлиться?

— Археологические изыскания — дело не быстрое. На месте древней церкви Чуда Архангела Михаила сейчас идут активные исследовательские мероприятия. На ближайшие годы это огромная работа для российских археологов.

Должен сказать, что здесь ожидаются серьезные археологические находки. Ведь культурный слой в этом месте насчитывает не один, не два и не пять метров. В свое время по территории Чудова монастыря проходил ров Ивана Калиты — тут пролегал овраг, превращенный в оборонительный ров. Впоследствии туда сбрасывали все ненужное. В результате, возможно, мы найдем «кладбище бытовых вещей», ценность которого для сегодняшних исследователей трудно даже определить.

Новодел — это не всегда плохо

— Как Вы считаете, Сергей Викторович, если ничего не сохранилось от исторического памятника, стоит ли возводить новодел? И в каком виде это может быть сделано?

— Сложный вопрос. Не рискну однозначно на него ответить. Приведу пример: самое начало Никольской улицы. В 1926 году там был отреставрирован храм, который построили после окончания польской интервенции. Однако уже в 1929 году он был снесен советской властью. В результате в этом месте оказалась непонятная зияющая пустота.

В таком виде территория в самом центре Москвы просуществовала до начала 1990-х годов. Московские власти приняли решение восстановить храм. Причем пошли не по пути возрождения того храма, который был разрушен, а по пути восстановления храма, который строил еще князь Дмитрий Пожарский .

Чудов монастырь. Рисунок XVIII века

Слава Богу, обмеры старого здания сохранились. Восстановленный храм на 70% — новодельный, но зиявшая до него проплешина в архитектурном облике Никольской улицы очень портила вид этой части Красной площади. Фактически произошло возрождение древней градостроительной среды. Поэтому считаю, что здесь возрождение было логичным шагом.

— Дворец Алексея Михайловича в Коломенском — тоже новодел, но очень, по-моему, качественный. Сразу создается представление о той эпохе, о людях…

— Насчет Коломенского согласен. Действительно, удачная реконструкция. Достаточно удачный опыт и восстановление дворца в Царицыно. Там смогли сделать настоящую культурно-историческую площадку. А вот стилизованный дворец в Измайлово, на мой взгляд, очень странный. Это как раз пример современного китча.

На форумах муссируются слухи, что будет снесен Кремлевский дворец съездов?

— Ни о чем таком не слышал. Думаю, это из разряда слухов, не более. Что касается территории бывших монастырей, считаю огромным достижением то, что сейчас они вводятся в археологический оборот. Это очень важный момент в жизни Московского Кремля.

Какие еще перемены ждут сердце нашей родины?

— Очень важный момент, который сейчас обсуждается, — это оптимизация входных комплексов. И, как результат, создание более комфортной, с точки зрения туристов, зоны.

Уже работает один из таких комплексов в районе Кутафьей башни. Эти комплексы несут двойную нагрузку, обеспечивая безопасный, комфортный проход в Кремль и одновременно создавая безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями.

Еще один момент. Когда проходят массовые мероприятия в Кремлевском дворце, как правило, на входе скапливаются большие очереди. Теперь же люди смогут комфортно пройти на территорию Кремля.

Входной комплекс будет сооружен и в районе Спасской башни, он обеспечит вход в Кремль со стороны Красной площади.

Никакого урона Кремлю все это не нанесет. Ведь входные группы — это быстровозводимые сооружения, и их не нужно согласовывать с ЮНЕСКО.

Беседу вела Елена МАЦЕЙКО

Отчет о состоянии объекта Всемирного наследия «Кремль и Красная площадь». Помимо рассказа о мерах по сохранению объекта, предпринимаемых Российской Федерацией, отчет содержит рекомендации международных экспертов по культурному наследию по поводу возможности сноса т.н. «14 корпуса» у Спасских ворот Московского Кремля и восстановления на его месте снесенных в 1929-1930 гг. Чудова и Вознесенского монастырей. Подумать над такой идеей предложил летом 2014 года Президент РФ Владимир Путин.

Отчет констатирует, что 30 января 2015 года Россия представила в ЮНЕСКО проект «уточнения» границ объекта, а также подробный доклад о его состоянии, в котором нашли отражение меры по претворению в жизнь предшествующих решений Комитета Всемирного наследия.

Россия сообщила в ЮНЕСКО, что «нормативные изменения», которые предпринимаются для обеспечения лучшей защиты объекта и его «буферной зоны» от «неблагоприятного развития и использования», а также подготовку «Плана управления» объектом планируется завершить в 2016 году. Имеется в виду, очевидно, новый проект градостроительных регламентов и режимов использования земель в охранной зоне Московского Кремля, который сейчас обсуждается экспертами и некоторыми из них сурово критикуется ; очередной тур намечен на 25 мая.

В отчете отмечается, что ЮНЕСКО не упускает из виду и проект приспособления для кремлевских музеев здания Средних Торговых рядов на Красной площади, связанный с подземным и надземным новым строительством во дворе, на месте снесенных в 2006 году внутренних корпусов комплекса. Экспертная оценка воздействия надземной части новостройки на объект Всемирного наследия – в стадии подготовки.

В целом, международные эксперты признают необходимость предпринимаемых российской стороной мер по повышению уровня защищенности объекта и его буферных зон. Комитету Всемирного наследия рекомендовано предложить России утвердить и реализовать все эти меры «настолько быстро, насколько возможно».

Затем эксперты ЮНЕСКО переходят наконец к проблеме демонтажа 14 корпуса и воссоздания снесенных монастырей. Они сообщают, что впервые информация об этом проекте, включая идею временного археологического парка, была направлена Россией в Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО 16 сентября 2014 года. В октябре 2014 года по приглашению российской стороны в Москву для оценки потенциального воздействия планируемой реконструкции на выдающуюся универсальную ценность объекта Всемирного наследия прибыла специальная миссия ИКОМОС, которая по итогам визита представила ряд рекомендаций. Осенью 2014 года они не были опубликованы, но по неофициальной информации, международные эксперты уже тогда согласились со сносом 14 корпуса, но весьма насторожено отнеслись к идее восстановления Чудова и Вознесенского монастырей. Как тогда наш сайт, эксперты могли заключить, что «для научного воссоздания облика снесенных монастырских ансамблей недостаточно документальных данных. Если облик внешних фасадов может быть восстановлен по сохранившимся чертежам и фотографиям, то по внутренним помещениям и убранству интерьеров исчерпывающих данных нет».

И вот наконец рекомендации ЮНЕСКО обнародованы официально. Экспертная миссия ИКОМОС, как указывается в отчете, предоставила России рекомендации по поводу плана демонтажа 14 корпуса , который признан-таки «приемлемым ». Однако эксперты ЮНЕСКО «настоятельно рекомендуют отказаться от идеи восстановления исторических зданий, разрушенных в 1929-1930 гг., поскольку это окажет серьезное влияние на выдающуюся универсальную ценность объекта, в частности, на его целостность и аутентичность» .

Учитывая потенциальную важность археологических слоев, восходящих к XII веку, эксперты ЮНЕСКО одобряют идею создания здесь археологического парка, который будет предоставлять информацию об археологическом наследии, которое дотоле не было изучено.

Для «Хранителей Наследия» - комментарии экспертов:

Юрий Веденин, заместитель председателя федерального Научно-методического совета Минкультуры РФ :

Поддерживаю рекомендацию в той части, которая говорит о восстановлении монастырей, поскольку являюсь противником строительства «новоделов». К идее сноса 14 корпуса я отношусь крайне осторожно, поскольку за десятилетия своего существования он стал уже частью сложившегося кремлевского ансамбля. С другой стороны, мысль о создании археологического парка в Кремле также весьма заманчива. Нашему экспертному и научному сообществу необходимо тщательно продумать, какой вариант лучше и как его реализовать.

Наталья Душкина, эксперт ИКОМОС, профессор МАрхИ :

Считаю, что решение о сносе 14 корпуса нужно было принимать не до, а после получения вердикта экспертов ЮНЕСКО о возможности восстановления кремлевских монастырей. В случае замены 14-корпуса археологическим парком в Кремле образуется никогда не существовавшее на этом месте огромное пустое пространство. Откроются новые видовые панорамы, изменится вся диспозиция кремлевского ансамбля: от Спасских ворот, например, будет виден Дворец Съездов, который пока что скрыт 14 корпусом. Пока последний еще не снесен окончательно, нужно вернуться к обсуждению вопроса о его жизнеспособности в кремлевском ансамбле и вариантам его приспособления под музейные и административные цели. Архитектура этого здания вовсе не так плоха, как стали о ней говорить в последнее время, а с точки зрения связанных с ним исторических событий и деятелей – и политических и культурных – оно имеет ценность.

Борис Пастернак, главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований, член Президиума некоммерческого партнерства «Историко-культурный экспертный совет» :

Плюсы и минусы есть у любого варианта решения судьбы 14 корпуса: с одной стороны, его можно использовать для развития Музеев Московского Кремля; с другой – его исчезновение вернет исторический масштаб восприятия старинных зданий кремлевского ансамбля. Что касается идеи воссоздания монастырей, то представляется, что она была обоснована с точки зрения идеологии и символического значения, но с научной и исторической точки зрения – как следует не проработана, во всяком случае, не обсуждена всесторонне экспертным сообществом. Отсюда и настороженное к ней отношение: понятно, что хочется «как лучше», но не видно гарантий от «как всегда». Архитектурно никто не представляет, как это может выглядеть, а реализация небесспорного варианта способна понизить качество восприятия подлинных кремлевский сооружений. Когда воссоздание делается с любовью и готовится не впопыхах, как это, например, было с на московской Преображенской площади, виден позитивный эффект от воздействия такого сооружения на окружающее пространство. Но применительно к Кремлю подобные меры должно очень серьезно обсуждать наше профессиональное экспертное сообщество. С моей точки зрения, определение будущей судьбы этого места – многосоставная задача: необходимо отдать дань памяти тому, что здесь когда-то было, но и не впадать в крайности «ретроразвития». Нужно при этом учитывать, что «археологический парк» - понятие достаточно широкое, не равнозначное пустырю: здесь могут присутствовать и планировочные, и архитектурные элементы.

Есть на Вологодчине озеро Кубенское. А на озере том островок. 100 на 50 метров. Стоит на том островке колоколенка. Рыбакам она как маяк. Озеро хоть и мелкое, но штормовое. Большевики взорвали храм, разогнав монастырь, но колоколенку оставили. Сколько людей она спасла. И сколько душ еще спасет...

Белозерский князь Глеб Василькович в августе 1260-го попал в бурю. Если бы не Каменный остров, потонул бы на своем челне. Распорядился в честь этого события заложить обитель. Так появился старейший на Вологодчине и самый крохотный в России Спасо-Каменный монастырь.

От острова до Большой земли 10 километров. Летом можно нанять моторку. А зимой - или снегоход, или на лыжах. Единственный обитатель - игумен Дионисий. Еще ретривер Юстин и две кошки Пуся и Муся. Приезжают на вахту рабочие. Они потихоньку восстанавливают монастырь. И еще летом, в сезон, паломники да любопытные туристы. А так - тишина.

С игуменом Дионисием мы договорились встретиться в Вологде. У него были неотложные дела. Машина уже была забита подоконниками. Поехали на строительный рынок - надо было купить выключатели. Пока добрались до берега стемнело. Деревянные подоконники сгрузили в сани. Меня поместили сверху. Сам игумен сел за водителем на снегоход.

Фары выхватили из северной мглы белоснежную колокольню. Навстречу с лаем выскочила здоровенная собака. Думал, руку откусит. Она же кинулась лизаться, пока я барахтался на подоконниках. Возница сгружал припасы. По пути заехали в универсам. Макароны, гречка, капуста - все постное. Кстати, алкоголь и табак здесь под строжайшим запретом. Об этом таблички на каждом шагу. Привозить животных тоже нельзя. А вот если кто возьмет с собой камень или пакет земли - тому особая благодарность. Это давняя традиция. Остров же каменный, а коварное озеро подтачивает берега.

Утром я пошел гулять по острову. Прогулка заняла немного времени. Две минуты. В центре острова гора развалин. Это остатки пятикупольного собора. Хорошо видно, как строили. Кладка в пять кирпичей! В 1937 году варвары-большевики взорвали собор да и братский корпус с трапезной ради стройматериала для местного Дома культуры. Собор рухнул, а кирпич так спаялся за века, что толку от этих взрывов никакого. Потом здесь был рыбзаводик. Потом бурьян с крапивою. И только колоколенка указывала путь.

Надо рассказать еще об одном человеке, без которого монастырь - не монастырь. В шестидесятые молодежь мечтала о других планетах, рвалась в космос. А подросток Саша Плигин хотел побывать на Каменном острове. Посмотреть на озеро с колоколенки. Увидел ее с берега во время велосипедного похода и влюбился. Прошли годы. Саша превратился в директора завода Александра Николаевича. В лихие 90-е он оставил должность и посвятил себя своей мечте - восстановлению Спасо-Каменного. Бегал по инстанциям, доказывал. Добился хоть какого финансирования, хотя все свои сбережения тратил на остров. Потратил он и свою жизнь. Без остатка. В 57 его не стало. Похоронили его здесь же, под колоколенкой.

Игумен Дионисий не любит распространяться о своей мирской жизни. Но за ужином он проговорился, что впервые ступил на остров еще студентом художественного училища. Поплыли с друзьями на рыбалку. Причалили. Был у будущего монаха с собой этюдничек. Тут же взялся за кисть. И навсегда влюбился в это чудо.

Господь исподволь ведет нас. Мне было суждено оказаться здесь. Пусть пока я один. И официально мы называемся подворьем, но скоро восстановим братский корпус. Тогда появятся другие монахи, - говорит, чуть улыбаясь игумен.

На вид ему лет сорок. Худощав. Лицо острое, но доброе. Мы сидим в доме для паломников. Четыре крохотных кельи. Кухня и трапезная. Рядом котельная на дровах. Их летом на барже привозят. Недавно на остров местные власти проложили кабель. Есть свет. А за окном вьюга. Поздний вечер. Беседуем.

Летом туристы приезжают, - говорю. - Сувениры покупают. Делают пожертвования. Так, может, построить для них причал бетонный. Набережную. И на средства, полученные от туров, восстановить взорванное?

Игумен покачал головой.

Монастырь - это место для уединения, - тихо сказал он. - Конечно, туристы помогают. Но как братия будет молиться, когда тут дискотеку начнут устраивать? Летом причалили одни. Нетрезвая компания в плавках и купальниках. Говорят: проведи экскурсию. Щедро отблагодарим. От экскурсии я отказался. Объяснил им, что это место святое. Намоленное. И не стоит срамиться.

Все уяснили. Извинились и уплыли. Нормальные ребята, в общем. Надо только найти путь к сердцу.

А как же закон о защите чувств верующих? Можно было и полицию вызвать. Участковый у вас есть?

Игумен промолчал. А потом посмотрел на меня внимательным взором и опять-таки тихо промолвил:

Истинной вере не требуется защиты. Она непоругаема по определению. А те ребята просто сошли с пути истинного. Временно. Думаю, после беседы им будет легче осознать свой путь.

Чем больше я беседовал, тем больше понимал, что я ничего не понимаю. И когда я поднимался на колокольню, была окрест хмарь, в какой и берега не видно. А только поднялись - из-за туч солнышко осветило снежные поля. И следы от снегоходов, и черные точки рыбаков, и золотые берега вологодчины. Снимай хоть целый альбом!

Намолили погоду? - хитро спрашиваю игумена.

Нет. Говорю честно. Это, наверное, там так решено...

Пока погода, пошел по льду. Рядом остров Банный. Туда тянется рукотворная тропа. Монахи сто лет свозили камни чтобы сделать перешеек. На Банном были пастбища и, наверняка, баня. Подо льдом и снегом перешеек не видно. И вообще, что Каменный - это остров, зимой не видно. Отойдешь метров на триста - поднимается колоколенка прямо из снежной целины. Да еще кустики черные. Деревянная спасательная станция XIX века с башенкой. И пара катеров на зимнем приколе. Вот и все. А тишина такая, что слышно сердце. И дыхание Юстина, который увязался за мной.

А из баньки идет дымок. Сегодня банный день. На растопку идут строительные отходы. Сортовые дрова только для котла. Экономия! Воды в колодце осталось немного. Сели на снегоход да поехали с бочками к ближайшей проруби. Навозили воды.

Рабочий Женя показывает улов. Окуньки с ладонь Майка Тайсона. Мелочь, что у нас удачей зовется, - кошкам. Они трутся о мои валенки. Упитанные и ласковые. Пуся черная с белыми пятнами. Муся белая с черными. Или наоборот. Обе откликаются на "кис-кис". Совершенно не боятся морозов, а также людей.

А котята у них есть?

Монастырь же. Котов не держим, - говорит помощник старосты Денис.

Ну а с берега? По снегу? Котяры они такие...

Сожрут волки. Их сейчас много расплодилось. Тут даже медведи шастают. А на том берегу заповедник зубров. Но вы не волнуйтесь. Юстин на сторожке. Кого хочешь отпугнет.

Отпугнет - не отпугнет это еще вопрос... Но на острове нет оружия. Это факт. Здесь надеются на провидение Господне. И пока оно не подводило.

Наутро я увидел паломницу. Бабушка преклонных лет с сумками и складным табуретом обходила колоколенку и крестилась. Нацелил фотоаппарат. Она отмахнулась:

Только не снимайте меня!!!

Я потом выяснил. Женщина откуда-то с Урала. Путешествует не один месяц. Ночь провела в полицейском участке. Нет, она не правонарушительница. Просто в поселке Устье нет более общественных мест, которые работают круглосуточно. А в полиции тепло. Чаем напоили. С рассветом двинулась в путь по льду. Слава Богу, что он был уже не тонкий. Но проваливалась в снег. А человеку за 70 это равносильно смерти. Дошла. Ее накормили обедом.

Можно я туточки посижу, погреюсь, - просила старушка, указывая на тамбур. - Дождусь утренней службы...

Ее проводили в тепло. Она сидела на своем стульчике-раскладушке и молилась. Ее хлопчатобумажный чулок совсем сполз к старомодной галоше. На все она неземно улыбалась. И страшно расстраивалась, если доставляла кому-нибудь неудобства. Даже Юстину. Многие назовут ее не от мира сего. Может, она тоже ищет спасения.

Вы меня спросите, а как же паства? Как службы справлять? Один Дионисий в наличии. Как же там услышат молитвы бескорыстного монаха?

На церковные праздники в зимний период из Вологды приезжает десант: певчие, они же звонари, они же паства. Снегоход тащит до пяти человек с прицепом. Обязательно приезжает вдова подвижника Александра Плигина, которому монастырь многим обязан, Надежда Александровна. Я дождался приезда кавалькады.

Первыми явились фары снегохода. Я их узрел раньше Юстина. Это только потом раздался рокот двухтактного движка, и мой друг с веселым лаем выскочил на лед. Снегоход взвыл, выезжая на берег. Собака бегала кругами. Я, не переставая фотографировать, помог выйти пастве. Трое певчих. Один с басом. И вдова.

С мороза все отправились в кельи. Был готов горячий чай. И гороховый суп. И гречка с морковно-луковой заправкой. Перед трапезой - обязательная молитва. Ее творил прибывший пономарь густым басом. На руке у него брутальные модные часы. Он налил себе горохового и выдавил поверх майонез в виде креста. Слева направо (со стороны супа). Какие таланты встречаются на земле русской!

Вдова была настолько образованна, что я просто впал в ступор. Иняз. Французское отделение. И при этом настолько добра и улыбчива, что я вышел из него моментально! Мы говорили не только об Александре Николаевиче, любви к Отечеству и собственным гробам, но и о том, как поднимать монастырь.

Монастырь - не курорт. Инвестиции неокупаемы. Но все же без денег даже выключатели не купишь на строительном рынке. Где та грань, которую переступив, превращаешься в делягу? И где тот минимум святости, который почитаем прихожанами?

Игумен Дионисий не заморачивается этими вопросами. Он работает потихоньку. А по канону служит: Богу, Обществу, Истории. У него есть запреты. Он о многом говорить не может. Но он живет среди нас. И восстанавливает остров.

С колоколенки вид захватывающий. Ключик лежит над притолокой. Открываешь дверцу - и теснейший проход. Сделан прямо в стене, пройти можно только тощему монаху. Я чуть не застрял на повороте. А наверху - простор! Я любил Русский север. А теперь я полюбил его стократно! Только выберусь из западни...

До революции на колокольню установили пятитонный колокол. Это никак не связано с религией. В туман или бурю монахи должны были бить набат. Тогда путешественники искали приюта под натиском волн. Коммунисты скинули этот колокол. Он разбился. Отвезли в лом. Один кусок остался. Он сейчас демонстрируется в музее, по-монастырски древнехранилище.

Зимой кроме волков и медведей, а также заезжих журналистов - тишина. А вот летом!

К юго-восточной оконечности острова прибывают баркасы, лодки и катера. Туристы едут пачками. Иногда судно нанимают паломники. Храм пока восстановлен только в трапезной части. Там можно ставить свечки. Но в трапезной уже идут работы.

Второй раз побелили? - спрашивает рабочего отец Дионисий.

Белим третий! - отвечает из-под сводов рабочий.

Выключите музыку, прошу вас...

У рабочих играл дешевый транзистор. Они спрятали музыку. На побелку это не повлияло.

Мы говорим с игуменом об острове. Он окружен дубовыми сваями. И там навалены валуны. Валунам лет сто. И весят они тонны.

Если мы начнем здесь строительство для туристов, построим бетонные акведуки, то все это будет снесено ледоходом. Вы не представляете, когда здесь льды, гонимые ветром, наступают на нас! А у нас валуны. Которые образуют остров. Их болтает, вращает, но они на месте. Остров стоит! В подвижности камней наша сила! Все будет разрушено, если появятся бетонированные заграждения. Всего через пару лет. Валуны держат нас. Перекатываются и держат. Вот мы и стоим. Как вера наша, как Россия.

Колоколенка видна с берега. А на берегу бушуют страсти. Брат убивает брата. Гибнут люди в авиакатастрофах, войнам нет конца, даже министров сажают. И кругом творится суета. Хочется спрятаться от всего на острове. Спастись. Заглянуть в себя. И чтобы мобильник не трещал. Я опять вернусь на Каменный остров, уверен. К игумену Дионисию. К Юстину, к Пусе и Мусе...

Недавно участники общества «Бородино-2012» выступили с предложением восстановить на Пушкинской площади женский Страстной монастырь. Эта мысль может показаться фантастичной и даже абсурдной: вряд ли Церкви отдадут такое выгодное для инвесторов место. И тем не менее сторонники идеи восстановления надеются на положительный результат. Мы публикуем интервью с одним из участников проекта восстановления Страстного монастыря, вице-президентом общества «Бородино-2012» Виталием Аверьяновым...

Недавно участники общества «Бородино–2012» выступили с предложением восстановить на Пушкинской площади женский Страстной монастырь. Эта мысль может показаться фантастичной и даже абсурдной: вряд ли Церкви отдадут такое выгодное для инвесторов место. И тем не менее сторонники идеи восстановления надеются на положительный результат.

Страстной монастырь был основан в 17-м веке на том месте, где с почестями встречали чудотворную Страстную икону Божией Матери, перевезенную в русскую столицу из Нижегородской области. В октябре 1812 года, когда Наполеон покинул Москву, в стенах монастыря был отслужен первый в городе благодарственный молебен Христу Спасителю. В 1919 году монастырь был упразднён, а в начале 1929 г. превращен в Центральный антирелигиозный музей. Спустя 8 лет здания монастыря были снесены.

Мы публикуем интервью с одним из участников проекта восстановления Страстного монастыря, вице-президентом общества «Бородино-2012» Виталием Аверьяновым.

- Когда возникла идея восстановления Страстного монастыря?

Она родилась не намного позже, чем идея восстановления Храма Христа Спасителя, но долгое время оставалась «кулуарной» темой, обсуждаемой в некоторых патриотических организациях. В 2005 году было учреждено межрегиональное общество «Бородино-2012», которое избрало основой своей деятельности восстановление разрушенных исторических памятников, святынь а также строительство новых памятников, призванных способствовать возрождению традиционных ценностей России, исторического облика русских городов. Идея восстановления Страстного монастыря стала одной из ключевых для этой организации: в 2006 году об этом было заявлено громко, и идея начала обретать новых сторонников.

- Как получилось, что Вы приняли участие в этом проекте?

Сам я в «Бородино-2012» изначально не входил, но, как одному из разработчиков «Русской доктрины», мне их идеи были очень близки. У нас в Доктрине целый раздел посвящён «большому стилю» России будущего, в создании которого ведущая роль принадлежит архитектуре, монументальной пропаганде. Однако Русская доктрина – стратегический замысел, включающий в себя, в том числе и очень отдаленные перспективы. Мы, например, предлагаем такие дерзкие идеи как создание «антидиснейленда» в регионе Золотого кольца России. Представьте себе, что над равниной средней полосы России возвышается огромная фигура Святогора, а вокруг нее располагаются монументы поменьше: калик перехожих, Ильи Муромца, Добрыни, других былинных героев, как злых, так и добрых, галерея верховных правителей России, великих князей, царей, различных персонажей отечественной истории вплоть до советского периода, например, героев Великой Отечественной войны, космонавтов и т. д. Это будет «антидиснейленд» – исторический парк, не игровой, а созданный для того, чтобы увековечить в монументальной форме нашу традиционную культуру.

- И когда вы хотите воплотить это в жизнь?

Пока говорить о конкретных датах я бы не стал. Этим Русская доктрина и отличается от проектов «Бородино-2012», согласно которым к определенным датам необходимо восстановление тех или иных памятников. Например, памятника Государю Александру III на Кропоткинской. Сейчас «Бородино-2012» объединило вокруг себя целый ряд общественных организаций для защиты Пушкинской площади.

- Защиты?

Да, пока это даже не однозначно проект восстановления Страстного монастыря, а противодействие тем проектам, которые сделают такое восстановление невозможным. Таковым является рассматриваемый в правительстве Москвы «проект о комплексной реконструкции», как они его называют. Идея состоит в том, что между Страстным и Тверским бульварами будет прорыт тоннель, а вокруг него построят подземные гаражи, торгово-развлекательный центр. Все это задумано не только потому, что у Москвы есть особый интерес в строительстве подобных коммерческих комплексов, но и потому, что таким образом можно сэкономить бюджетные деньги. Ведь турецкий инвестор готов строить тоннель за свой счёт при условии, что ему достанется определенная доля подземных торговых площадей. Это такое, я бы сказал, «виртуозное» административно-финансовое решение.

- А что они планируют сделать с кинотеатром «Россия» и другими постройками?

Что касается центра «Пушкинский», где сейчас находится казино, ресторан и кинотеатр, то он им не мешает.

- В чём состоит ваш проект?

Полноценного проекта восстановления Страстного монастыря сейчас нет, но есть концепция, разработанная группой архитекторов, связанных с комиссией «Старая Москва» и обществом «Бородино – 2012». (В скобках замечу, что общество так называется потому, что одной из главных идей разработчиков концепции восстановления исторического облика является привлечение внимания общества к празднованию 200-летнего юбилея Бородино и вообще победы России в войне с Наполеоном. По этому замыслу, празднование 2012 года должно стать символическим поводом для возвращения к нашим традициям и фактором, стимулирующим восстановления исторической памяти.) Это концепция регенарционной застройки – то есть не принципиального изменения, а восстановления естественного облика места, восстановления органичной городской среды.

Там, где сейчас стоит памятник Александру Сергеевичу Пушкину – раньше стояла колокольня Страстного монастыря. Памятник поэту стоял напротив, то есть в конце Тверского бульвара. Проект «Старой Москвы» предлагает перенести Пушкина на прежнее место. Затем - воссоздать колокольню, или, на первых порах, поставить там часовню, чтобы таким образом «зарезервировать» это место для восстановления монастыря. Второй этап – восстановление Страстного собора в глубине сквера. Трапезные и служебные помещения монастыря, если делать их такими же, какими они были до разрушения, подходили бы вплотную к центру «Пушкинский». Интересно, что даже при буквальном восстановлении этих строений кинотеатр сносить не потребуется, хотя здание уже довольно ветхое. Помешает только лестница, знаменитая большая лестница, на которой снималась последняя сцена фильма «Двенадцати стульев».

Православные организации беспокоятся о защите площади ещё и потому, что до сих пор фундамент Страстного монастыря цел. Если осуществится «турецкий» проект, фундамент будет уничтожен, а заодно с ним «выпотрошен» и богатый культурный слой. А ведь там есть слои и Белого города, и Земляного города, и оставшиеся от старых московских кварталов, относящихся ещё к XVI веку.

Защита Пушкинской площади от радикальной перестройки – это тот случай, когда можно объединить людей и верующих, и неверующих. Подписи под альтернативной идеей ставят не только православные люди, но и просто люди, озабоченные безопасностью столицы, исторического наследия и сохранения среды. Ведь возвращение городу его изначального облика не обязательно имеет прямое отношение к религии.

Совершенно противоположной была реакция местных жителей на «турецкий проект». Когда люди о нём узнали, они начали объединяться в организации, такие, как, например, «Пушкинская площадь». На сегодня собрано уже более 8000 подписей за восстановление Страстного монастыря (соответствующие материалы находятся в информационном центре «Большая Ленинградка», созданном московским правительством для изучения общественного мнения). При этом еще большее число людей выступают против строительства подземного торгового центра.

- Была ли какая-то реакция со стороны Православной Церкви?

В Московской Патриархии проявлен серьезный интерес. Не исключено, что в ближайшее время вопрос о подготовке к возрождению Страстного монастыря будет поднят официально. Мы надеемся на поддержку священноначалия. Вспомним, как было с Храмом Христа Спасителя. Поначалу идея казалась утопической, очень далёкой от реальности. А когда священноначалие увидело, что замысел превращается в народную идею, объединяющую всех, они её сразу поддержали. В нашем случае может произойти нечто подобное.

- Чем проект восстановления монастыря может быть привлекателен для инвестора?

Рядом с известным «Макдональдсом» существует так называемый Новопушкинский сквер с фонтанами. Раньше на месте этого сквера находились любимые москвичами малоэтажные кварталы с кафе, магазинами, аптекой. Это была в основном двухэтажная застройка. Если сейчас заняться реконструкцией площади, то параллельно с монастырем можно восстановить эти старинные кварталы. Перспективы использования недвижимости могут быть для инвестора настолько привлекательными, что они окупят в преумноженном виде расходы на восстановление монастыря.

- Вы предпринимали какие-то конкретные шаги?

Конкретные шаги заключались в том, что концепция «Старой Москвы» была озвучена на ЭКОСе (Экспертном Общественном Совете при главном архитекторе Москвы), мы написали и напечатали в различных СМИ целый ряд материалов на тему Пушкинской площади и Страстного, были разосланы многочисленные письма политикам, чиновникам, общественным деятелям, священноначалию. Есть надежда, что какая-то часть нашего политического истеблишмента нас поддержит. В отличие от «турецкого проекта», который получил отрицательную оценку на ЭКОСе в связи с нарушениями существующих норм и законов, к альтернативной концепции отношение у экспертов нейтральное, что позволяет в будущем надеяться на благоприятные отзывы специалистов.

- Помимо Страстного, была идея восстановления Чудова монастыря…

Сейчас с идеей восстановления кремлевских святынь выступают многие организации, в основном этим занимается движение «Народный Собор». Есть намерение вернуть исторический облик резиденции президента. Недавно они выступили (и я к ним присоединился) с призывом к реконструкции Спасской башни Кремля, на которой предлагается установить двуглавого орла и икону Спасителя. Чудов монастырь и другие святыни Кремля в перспективе также надо восстанавливать, тем более что архитектурная целостность Кремля нарушается наследием советской эпохи. Когда Кремль вносился в «охранные» списки ЮНЕСКО, со стороны этой организации высказывались претензии как раз по двум позициям, искажающим исторический облик: Дворец съездов и звёзды на башнях. Но дело, конечно, не в ЮНЕСКО, а том, какой видим свою государственную символику мы сами, москвичи и граждане России.

- Вы принимали участие в разработке «Русской доктрины»…

Русская доктрина для нас была не случайным шагом, но выстраданным. Костяк авторского коллектива собрался в начале 2005 года. В основном это люди, связанные с фондом «Русский предприниматель». С творческой стороны, основными соучредителями были главный редактор журнала «Русский предприниматель» Андрей Кобяков, писатель Владимир Кучеренко (более известный как Максим Калашников) и Ваш покорный слуга. Доктрина оказалась документом с большим интеграционным потенциалом, поскольку ее посылы понятны для патриотов разных идеологических ориентаций. Сейчас текст Доктрины можно прочитать в Интернете на сайте www.rusdoctrina.ru В феврале 2007 года ожидаем выхода Доктрины массовым тиражом в издательстве «Эксмо-Яуза».

- Почему этот проект получил название Сергиевского?

У основных разработчиков Доктрины особое отношение к игумену земли Русской. Обитель преподобного Сергия Радонежского когда-то стала объединяющим всю Россию центром, из которого вышли основатели новых монастырей, новые подвижники. Именно тогда в эпическом народном сознании родилось понятие «Святая Русь», которое затем уже было спроецировано в былинах и на более древние времена. Мы являемся продолжателями той же цивилизации, которая рождалась вокруг подвига св. Александра Невского и преподобного Сергия и получила тогда наименование Святой Руси. Мы верим, что у нашей страны есть ещё впереди столетия активной жизни и развития.

Наследники дела Преподобного Сергия на рубеже XV века как будто «сшили» воедино разорванную Русь. В этом нам видится аналогия с нынешней эпохой, когда предстоит вновь «собирание» России и воссоздание патриотического сообщества снизу, в опоре на местные силы, на средних предпринимателей. Фонд «Русский предприниматель» а также выпускаемый им одноименный журнал с первых пор существования видели свою задачу в том, чтобы конкретный человек, который испытывает потребность поработать не только на локальном уровне, но и во благо всей России, мог выйти на соответствующий уровень, почувствовать единое дыхание со всей страной и реально сделать что-то полезное для неё. Именно исходя из этого замысла и создавалась Русская доктрина. Сейчас мы претворяем в жизнь план по формированию общественного движения, вернее ассоциации, союза уже существующих или складывающихся движений и обществ. Рабочее название этой ассоциации – «Россия, побеждай!»

- В чём заключается ваша деятельность?

На данном этапе мы преимущественно занимались созданием информационной сети: мы активно выступаем в средствах массовой информации, формируем круг близких нам СМИ, создаём новые СМИ. В 2007 году после долгого перерыва возрождается журнал «Русский предприниматель». В 2006 году был создан аналитический портал www.rpmonitor.ru, который призван стать одним из серьёзных ресурсов, излагающих точку зрения России, русской цивилизации на мировые проблемы. Это даже не столько официальная точка зрения (какую представляет МИД), а именно точка зрения русской цивилизации. Не «государственная» в узком смысле, а «государственническая». Сайт задуман двуязычным, и уже сейчас значительная часть материалов переводится на английский. Он будет вещать на интеллектуальные центры Европы и России и станет своего рода рупором, транслирующим качественную аналитику, комментарии и оценки мировых процессов, международных дел и внутренних проблем.

Необходимо признать, что на сегодня русская, цивилизационно обоснованная, позиция недостаточно ясна за рубежом, не вполне четко артикулируется она и внутри России, в большинстве наших массовых информационных ресурсов. Россия будет сильна тогда, когда она сможет уверенно, настойчиво и последовательно доносить свою точку зрения до соседей, партнёров и конкурентов.


В годы процветания Российской империи православные церкви и монастыри постоянно имели поддержку со стороны всевластия, становясь искренним отображением лица русского народа.

Однако с приходом большевиков и Советской власти они претерпевали откровенное бедствие, из-за чего были утеряны и уничтожены многие и многие восхитительные памятники и святыни. До сих пор невозможно восстановить некоторые из них, а именно Свято-Троицкий монастырь в Белгороде, Феодоровский монастырь в Казани, разрушенный в 30-е гг. ХХ века, Богоявленский монастырь в Москве, Чудов монастырь в Москве, Свято-Духова Алатырская пустынь в Чувашской республике и многие другие.

Вы желаете сделать капитальный ремонт вашего здания, либо старинного сооружения и вы задаетесь вопрос где же найти помощь? Возможно вас интересует техническая эксплуатация зданий и сооружений? Тогда компания «Сервисные Технологии» будет рада помочь вам. Полное комплексное техническое обслуживание зданий по всем стандартам.

Обители и церкви, которым удалось просто чудом выстоять против атеизма советских лет, до сих пор еще восстанавливаются, однако былое величие утрачено навсегда. Вот несколько образцов стойкости монастырей.
История существования Иоанно-Введенского женского монастыря начинается с чудесного исцеления от слепоты крестьянской девочки Анны, которая в 1637 году, приложившись к образу Божьей Матери, прозрела. В знак благодарности была построена церковь Иоанна предтечи, в дальнейшем ставшей женским монастырем.

В январе 1893 монастырь в течение недели выгорел дотла и восстанавливался не один год, был построен Троицкий собор, при Союзе взорванный. Сама обитель в годы Советской власти была переоборудована в школу-интернат, после — в воинскую часть, просуществовавшую вплоть до 1998 г., когда руководство тамошней епархии обратилось с требованием вывести войска и возвратить территорию верующим.

Свято Стефано-Сурожский Кизилташский мужской монастырь, основанный в горном ущелье Крыма в 1852 г., имевший к 1917 г. подворья в Феодосии, Судаке и Геническе, имеющий на своей территории завод, сады, мельницу и школу для детей, после Революции преобразованный в клуб и общежитие, а в 1950 году по приказу Л. Берия полностью взорванный.
На освободившейся территории устроили ядерное хранилище. Восстанавливается с 1995 года. Киево-Печерская Лавра в Киеве понесла утраты в виде Успенского собора, ныне воссозданного.

Покровско-Васильевский монастырь понес разрушения ограды со Святыми воротами и нескольких корпусов.
Никольский единоверческий монастырь, у которого был закрыт надвратный храм, уничтожены полностью стены монастыря и звонница.

Перечислять утраты можно бесконечно. Однако, веру уничтожить не удалось, прихожане и верующие православные христиане продолжают всеми силами восстанавливать храмы.