Службы в исаакиевском соборе до революции. Правда ли, что собор при царе принадлежал МВД? Почему многие против передачи собора РПЦ

Первый скандал по поводу возможной передачи Исаакиевского собора в ведение РПЦ разгорелся летом 2016 года. Тогда правительство Санкт-Петербурга , заявив, что после передачи бремя содержания собора легло бы на город. Но 10 января губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко заявил , что передача Исаакиевского собора церкви – «решенный вопрос». Дискуссия о том, из чьего кармана после этого будет оплачиваться содержание собора-музея, который до сих пор успешно зарабатывал деньги, разгорелась заново.

РПЦ до конца 2017 года заберет Исаакиевский собор, который ей никогда не принадлежал. Платить же за его содержание все-равно придется городу и налогоплательщикам. Сказать спасибо за это надо губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, который поручил передать Исаакиевский собор в ведение Русской православной церкви к декабрю 2017 года. Произошло это после личной просьбы патриарха Кирилла. В Исаакиевском соборе на данный момент работают до 200 экскурсоводов, только за прошлый год храм посетили 3,9 млн туристов, заработок музея составил более 800 млн рублей, из этих средств удалось полностью оплатить реставрацию собора. В случае передачи храма РПЦ отвечать за состояние памятника ЮНЕСКО будет городской комитет по охране памятников, экспозиция музея (в том числе посвященная блокаде Ленинграда) может переехать на Большую Морскую или Думскую улицу.

Передача Исаакиевского собора РПЦ фактически означает следующее:
1. Собор остается в собственности Санкт-Петербурга, а значит будет нести затраты на ремонт и реставрацию собора.
2. Все сборы в соборе осуществляет РПЦ. Деньги остаются у них же. А вот платы за аренду не будет.

В прошлом году Исаакиевский собор собрал 800 миллионов рублей, за счет которых, в частности, проводилась реставрация. Решение Полтавченко означает, что эти деньги город больше не получит. Их придется взять из городского бюджета.

800 миллионов рублей - это одна школа. Или детский сад.

Этот "губернатор" не умеет и не может ничего. Стадион строит 10 лет и уже сейчас по цене он скоро обойдет Уэмбли. Метро при Полтавченко строится долго и дорого. Асфальт с дорог сходит каждую весну. Колейность - это уже нормальная ситуация для 90% городских дорог. Пора признать, что Полтавченко - управленческий импотент.

P.S. Зато сынульку миллиардером сделал, ага

P.P.S Может, пора поднять вопрос отзыва губернатора?

У меня только один вопрос к РПЦ. Исаакиевский собор дает бюджету 800 млн рублей, из которых покрываются расходы на всю питерскую культурку. На Фонтанке даже как-то шутили, что колонада кормит всех театралов этого города. После передачи Исаакия РПЦ, никаких 800 млн в бюджете уже не будет, а значит, эти деньги надо будет искать в других статьях. Все мы представляем, какие статьи обычно у нас идут под нож. Поэтому мне интересно, как реституция в данном случае поможет бездомным, школам, учителям, больницам, у которых эти деньги отнимут? Ведь деньги отнимут прежде всего у них, отнимать у АИП уже нечего.
И это не говоря о том, что в какой-то момент придется выделять деньги на содержание здания.

Комментаторы предлагают не останавливаться на Исаакиевском соборе.

Власти Санкт-Петербурга намерены уже в 2017 году передать Исаакиевский собор в ведомство РПЦ, сообщается в новостях.
А кладбище под названием "Красная площадь" и главная могила "Мавзолей" РПЦ не хочет наконец себе забрать?

Но большинству не до шуток. Несмотря на то что РПЦ обещает сохранить за зданием музейные функции, многие опасаются, что церковники могут ограничить доступ в собор.

Думаю, в таком случае смотровую площадку рано или поздно прикроют. :(

Будучи в музее Александровская Слобода, я попыталась войти в Собор, уже принадлежащий РПЦ. Перед моим носом протянули верёвочку и сказали, что служба закончилась и входа нет. А когда я достала фотоаппарат снять хотя бы вход в собор, то сказали, что съёмка запрещена и сейчас выведут меня с милицией.

При переводе в действующий храм на посетителей накладываются обязательные ограничения, это раз. Ригидность, зачастую хамство служителей при храме, особенно знаменитых "бабушек", поразительное недружелюбие распугивает людей. Это два.

Беспокоит комментаторов и возможное ухудшение состояния собора, а также сохранность коллекции, которая в нем находится.

Кто в теме. Казанский - принадлежит РПЦ. Разбитая плитка, разбитые двери, убогость внутри, вечный холод и сырость. Так не содержат памятник культуры и национальное достояние.

Спас на Крови, который расположен напротив, наоборот же очень ухожен, персонал следит за ним, вкладывает туда душу. Принадлежность - Минкульт. Мои соболезнования работникам Исаакиевского собора, я знаю, как вы боролись за него. Но уж такое время, сами понимаете.

В музейной коллекции находится множество музейных предметов, в том числе - Царские врата (как указано на сайте музея, "в результате долгой кропотливой работы восстановлены Царские врата храма Воскресения Христова – уникальное произведение ювелирного искусства, утраченное в послереволюционные годы. Исаакиевскому собору был возвращён его голос – своё место на звонницах заняли специально отлитые колокола").

В ближайшее время я планирую написать запрос в музей с просьбой предоставить информацию об объектах, религиозного назначения, которые составляют музейную коллекцию учреждения. Музей должен будет ответить в течение 30 дней.
Передача возможна только без предметов, входящих в музейную коллекцию.
А если передача без них невозможна - религиозная организация должна пускать слюни на что-то другое.


Многие указывают на то, что здание никогда не принадлежало церкви.

Полтавченко отдаёт Исаакиевский собор РПЦ. Именно отдаёт, а не возвращает, как пишут некоторые. У особо верующих и других любителей скреп есть теория, что Исаакий должен быть возвращён попам, потому что когда-то он находился в ведении РПЦ. Так вот, Исаакий РПЦ никогда не принадлежал и никак не может быть им возвращён.

Исаакиевский собор всегда принадлежал государству, в том числе и в период империи. Построен он был на государственные деньги и пожертвования, церковь тут была вообще ни при чём. Просто теперь особо ретивые попы решили отжать себе один из главных символов Петербурга.

Мне кажется, тут всё довольно нехитро. До 1917 года церковные имущества, в т. ч. храмы и монастыри, были собственностью либо государства, либо частных лиц. При этом Московский Патриархат в его нынешнем виде появился на свет значительно позже и юридическим наследником всего этого быть не может ну вообще никак.

Разумеется, советская власть поступила по отношению к храмам как варварская орда, коей она и была. Но примерно также она поступила и по отношению ко многим другим государственным материальным ценностям.

Я убежден, что здания, предназначенные для богослужения, для богослужения и должны употребляться. Но это никак не значит, что они не могут одновременно быть музеями, концертными залами и т.п. И уж точно не значит, что они непременно должны принадлежать какой-то религиозной организации. Собственно, и в средние века, и в новое время церкви часто и строили, и держали в собственности частные лица (дворяне, помещики, купцы) - и это никак не мешало богослужению. Равно и сейчас никто из руководства РПЦ не смущается и не возмущается тем, что кафедральный собор Московского Патриарха принадлежит не Церкви, а московской мэрии.

(Отступление от темы: сейчас снова возникло такое явление, как строительство храмов частными лицами. Порой церковные власти ведут себя в отношении таких замечательных проектов как настоящие бандиты. Типа, дом может быть частным, а если на доме прилепить крест, то он автоматически становится собственностью РПЦ).

Говоря проще, храмы, в т.ч. старые, передавать религиозным структурам, конечно, можно. Но (1) не в рамках реституции (относительно дореволюционного имущества она, по-моему, в России совершенно не возможна) и (2) при условии несения религиозной организацией всех расходов по содержанию храма. Но при этом я-таки убежден, что если храм остается храмом (многие же перестроены так, что не узнать) и принадлежит государству (т.е. всем людям), то дело чести и правды государства - позволить совершать там соотвестующее служение, если есть желающие это делать. В какой форме и как часто - надо решать в каждом случае отдельно. Хотя бы ради уважения воли и памяти тех, кто этот храм когда-то возвел именно для такого служения.

По поводу Исаакиевского собора:

1. Данный храм НИКОГДА не принадлежал РПЦ - ни до революции, ни после.
Подарочек, которое сейчас собрались сделать им буржуазное правительство - это прямое нарушение воли русских царей, видевших его строго государственным и никак иначе.

2. Как только попы почувствуют себя там хозяевами - из Исаакия тут же будут вычищены любые намеки на античность, из которой в этом храме состоит чуть менее, чем всё.

Такие дела.

На это есть ответный аргумент: собор строился тогда, когда церковь не была отделена от государства.

Не надо лукавить. Никакое не "государство" строило Исаакиевский собор. Его строили верующие люди (и простые и царствующие) для верующих людей. Пришли коммунисты, устроили там глумление в виде антирелигиозного музея, а теперь глумятся вновь, размышляя, вернуть ли собор верующим людям, или нет. Конечно вернуть!

При этом на мой взгляд в отношении исторических зданий государство вправе требовать обременение для религиозных организаций - требование содержать такие исторические здания в должном виде, а также поддерживать туристическую инфраструктуру на должном уровне. И лишь если религиозная организация по каким-то причинам не может, не тянет такого рода ответственность за здание - лишь тогда государство должно брать эти сооружения под свое крыло. Т.е. тогда уже становиться и полноправным хозяином таких сооружений, оставляя определенное время и формат для отправления религиозных обрядов организациями.

Итого - государство не вправе не возвращать РПЦ ее собственность. Но государство может требовать от РПЦ содержать здание в должном порядке. И РПЦ в свою очередь должна сама покрывать все расходы. Если не справляется - то тогда функции владельца опять должны перейти государству.

Пора уже начать уважать собственность, нам не принадлежащую. Как неправильно покушаться на собственность горожан и строить религиозные сооружения в общественных скверах и парках - равно неправильно не возвращать РПЦ то, что исторический ей и принадлежало.

И все же в требовании церкви отдать ей Исаакиевский собор многие видят свидетельство алчности.

Плохо понятны мотивы этого решения, кроме банальной жадности: дайте нам!
Огромный, очень сложный и дорогой в содержании музейный храм в центре Петербурга.

В городской администрации сомневаются, что передача состоится в назначенный срок, сообщает «Фонтанка» :

«Губернатор поставил задачу: передать собор к декабрю 2017-го, задача абсолютно нерешаемая из-за бумажной волокиты, скорей всего, реальный срок - 2019 год», - заявил собеседник издания.

Согласен с этой оценкой и директор музея «Исаакиевский собор» Николай Буров, который в комментарии ТАСС уточняет :

«Основываясь на опыте передачи церкви Сампсониевского собора, занявшей 1,5 года, могу предположить, что по самым оптимистичным подсчетам аналогичный процесс в Исаакиевском соборе может занять от 24 до 36 месяцев.»

То, как губернатор Полтавченко объявил о передаче, заставило многих предположить, что решение он принял единолично.

У меня внезапно возникло ощущение, что город Санкт-Петербург - это такой увеличенный и гротескный вариант Новгородской области в худшем его проявлении. Объясню почему - в 53 регионе сидит уже 9 лет некий барин, который считает бюджет своей казной, а жителей региона своими холопами, ага, а журналистов (вне зависимости от того, в каком издании они работают) своими летописцами.

В Питере, хоть и не в таком закошмаренном варианте, но истрия примерно такая же. Сначала даже в "демократию" поиграли, когда решение о переименовании одного из мостов принимала якобы топонимическая комиссия, когда народ возмутился и вышел митинговать, по стандартной схеме пустили пару демшизоидов-"оппозиционеров", чтобы одним из видом дискредитировать все эти выступления и назвать людей "Пятой колонной" и мост сохранил название, которое дала якобы комиссия.... Но тут была хоть какая-то попытка изобразить демократию, как я сказал выше. <...>

Ну и сегодняшняя новость про передачу РПЦ Исаакия. Губернатор Полтавченко видите ли заявил, что "Вопрос решен". Сам не слышал, документа не видел, а питерским коллегам, извините, склонен немного не доверять, что он именно так сказал, но если так, то это полное наплевательство на мнение горожан. Полтавченко решил опять самолично решить?

Ну, понеслось. Полтавченко объявил о передаче Исаакиевского собора РПЦ. У меня возникло несколько вопросов. Какого рожна Полтавченко заявляет о том, что вопрос решен, словно собор - его личная нюхательная табакерка, которую он счел нужным передарить Гундяеву. Очень опрометчиво, Георгий Сергеевич.

И я тоже за справедливость. Вот была такая Сергиевская церковь. В тридцатые ее для своих нужд прибрало, перестроив, НКВД. Сейчас в ней активно функционирует приемная управления ФСБ по Петербургу. Дико извиняюсь. Когда ФСБ отдаст церковь обратно?

И еще очень волнует судьба Диоскуров перед Манежем. В бытность Исаакия действующим храмом капитул собора решил, что язычники в вольных позах, да еще без всякого намека на штаны (про их коней и говорить нечего) - позорят славный институт церкви. И разнузданных Кастора с Поллуксом перетащили к конногвардейским казармам. А вернули на место только после революции.
Что там капитул думает насчет язычников? И не ждет ли их участь Мефистофеля с Лахтинской?

По Конституции источник власти - народ, а разве это воля народа? Полтавченко с мордовской братией войдут в историю, как разрушители культурной столицы.

Когда у тебя в голове чеченские беженцы в Бресте, как-то не до передачи Исаакиевского собора РПЦ. Единственное непонятно, почему все так удивляются - губернатор-беспредельщик с ПГМ отжал у налогоплательщиков величайшее творение архитектуры, и?

А давайте подарим РПЦ вместо Исаакия нашего любимого полтавченко. Да. Большая жертва. А что делать... Таксказать с любовью, от всего города

Против решения губернатора выступил депутат петербургского Законодательного собрания Максим Резник .

Присоединился к нему и его коллега по Законодательному собранию Борис Вишневский :

Губернатор Полтавченко заявил, что вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ решен.
На мой взгляд, это огромная ошибка. И она будет исправлена.
Закон позволяет гражданам обратиться по этому вопросу в суд, если они полагают, что их права и интересы нарушены.
Я считаю, что мои права и интересы этим решением будут нарушены.
Встретимся в суде.
Хотите второй Охта-центр, Георгий Сергеевич? Вы его получите.
Кстати, тогда нам тоже говорили, что "вопрос решен".
Напомнить, что было потом?


Многострадальный Исаакиевский собор. Чей он?

Исаакиевский собор вместе со Спасом на Крови и Сампсониевским собором относится к государственному памятнику-музею «Исаакиевский собор». Ранее к нему также относился Смольный собор, который в 2015 году был возвращен в безвозмездное пользование церкви. Сампсониевский собор также сейчас проходит процедуру передачи.

Собор — выдающийся памятник позднего русского классицизма середины XIX века. Внутри проводятся экскурсии, рассказывающие о его скульптуре, художественном убранстве и библейских сюжетах в живописи храма. В подвале здания расположена мемориальная экспозиция, посвященная работе музейных сотрудников в годы блокады Ленинграда. Одной из главных туристических достопримечательностей собора является смотровая площадка колоннады, которая позволяет взглянуть на Петербург с высоты 37 метров.

С 1931 по 1986 год под куполом собора висел самый тяжелый в мире маятник Фуко — устройство, наглядно демонстрирующее суточное вращение Земли. В 2016 году маятник достали из запасников, но вешать на прежнее место не стали.

Осенью 2015 года Санкт-Петербургская епархия обратилась к правительству города с просьбой предоставить собор в пользование церкви. Губернатор Георгий Полтавченко ответил отказом, указав, что храм приносит городу прибыль. Решение было поддержано министром культуры Владимиром Мединским, который назвал текущий статус объекта «оптимальным».

На этом борьба за контроль над зданием не прекратилась. 10 апреля с просьбой вернуть Исаакий обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

В то же время Фонд возрождения христианских ценностей «Священная лига Святого Георгия» направил в суд иск о незаконности решения городского правительства. Заявление не было принято по формальным причинам. Представители РПЦ отрицали любую связь с действиями активистов.

По сведениям «Фонтанки», повторно отказывая митрополиту Варсонофию, Григорий Полтавченко высказывал готовность передать Исаакиевский собор после личной встречи с патриархом. До этого, по словам вице-губернатора Владимира Кириллова, патриарх Кирилл уже обращался к президенту Владимиру Путину с просьбой вернуть собор. В итоге встреча Полтавченко и патриарха Кирилла состоялась в середине декабря 2016 года. Источники в администрации города тогда утверждали, что по ее итогам началась подготовка документации по передаче собора под контроль церкви.

12 января на сайте комитета по имущественным отношениям было опубликовано распоряжение, предполагающее передачу Исаакиевского собора на 49 лет в безвозмездное пользование РПЦ. При этом опубликованной заявки от самой Церкви, как положено по закону, до сих пор никто не видел.

В связи с передачей Исаакиевского собора РПЦ вокруг него снова поднялась большая общественная дискуссия. У многих вызывает сомнение, сможет ли РПЦ правильно распорядиться Исаакием. Однако как бы там в итоге не сложилось, самые тёмные времена у собора уже явно позади — РПЦ при всём желании не переплюнуть советскую власть.

В 1921 году на территориях, контролируемых большевиками, властвовал голод. Бедствие охватило 35 губерний, в том числе Поволжье, Крым и Западную Сибирь. "Помощь голодающим" стала главным предлогом для печально известного декрета ВЦИК "О ценностях, находящихся в церквах и монастырях". Декретом предписывалось изымать из храмов и музейных фондов все золотые, серебряные и драгоценные изделия. Их отправляли в специально организованный Центральный фонд помощи голодающим.

Церковь отреагировала на декрет неоднозначно. В первый год голода прихожане и священнослужители самостоятельно жертвовали церковную утварь, которая не имела богослужебного назначения. Однако декрет постановил изымать предметы, которые использовались в богослужениях. Это вызвало недовольство патриарха Тихона, который назвал изъятия актом святотатства.

Большевики изъяли церковного имущества на 4,5 миллиарда рублей, из которых непосредственно на помощь голодающим пошёл только один миллион. Из Исаакиевского собора было изъято 48 килограммов золотых украшений и ещё около двух тонн серебряных. Навстречу советскому грабежу пошли только обновленцы — раскольническое движение, которое охотно сотрудничало с новой властью. Тех же, кто поддерживал патриарха Тихона, ждала суровая участь.

Среди них был и настоятель Исаакия Леонид Богоявленский, который был арестован в 1922 году по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Обновленцы тут же освободили Богоявленского от всех должностей и лишили сана. Изначально его приговорили к смертной казни, однако впоследствии её заменили на пять лет лишения свободы.

Священник больше года провёл в петербургских "Крестах", а затем был выпущен по амнистии. В Исаакий он не вернулся — в дальнейшем он служил ещё в ряде церквей в небольших населённых пунктов. В 37-м Богоявленского снова арестовали, на этот раз по обвинению в антисоветской деятельности. В том же году он был расстрелян.

В конце концов "тихоновская" Церковь была объявлена контрреволюционной и Церковь перешла в руки обновленцам. Исаакиевский собор не стал исключением. Под флагом обновленчества он работал до 1931 года. К этому моменту обновленческая Церковь пришла в упадок и собор закрыли.

После этого в Исаакии открыли так называемый Государственный антирелигиозный музей (ЛГАМ). Самым ярким эпизодом в его семилетней истории стала публичная демонстрация маятника Фуко, которая была призвана показать триумф науки над религией.

Какова экономическая подоплека передачи

Исаакиевский собор — один из самых посещаемых музеев в России и единственный, не получающий дотаций из бюджета. Каждый год храм посещают не меньше 3,5 миллиона человек (при этом, по информации музея, только 1 % из них являются паломниками). Так, выручка музея от оказания платных услуг в 2015 году составила 728 393 000 рублей (больше 90 % приходится на продажу билетов). В прошлом году общие доходы музея составили 783 миллиона рублей, из них более 100 миллионов рублей было потрачено на реставрацию, 100 миллионов рублей было выплачено в качестве налогов. Остальные средства были направлены на содержание соборов музейного комплекса.

Церковь, в свою очередь, уже дала понять, что не намерена брать на себя значительные финансовые обязательства. Глава юридической службы Московской патриархии игумения Ксения (Чернега) заявила, что РПЦ рассчитывает на бюджетное финансирование. Позднее в комментарии «Коммерсанту» Чернега упомянула, что закон позволяет разделить бремя по содержанию собора между собственником (Санкт-Петербургом) и пользователем (РПЦ).

Наконец, в четверг точки над «i» расставил вице-губернатор Михаил Мокрецов: собор останется в собственности Петербурга, все расходы по реставрации собора после передачи РПЦ также будет нести город, оплачивать оперативное содержание и нужды собора будет митрополия.

Как заявил председатель экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации, член Патриаршего совета по культуре Леонид Калинин, на содержание собора должно хватить денег от экскурсионной деятельности (плату за вход, как выяснилось позже, в рамках новой модели в РПЦ брать не собираются). «Если нам не будет хватать средств, и это будет объективно, люди это увидят — я вас уверяю: принесут и помогут», — добавил он.

Почему многие против передачи собора РПЦ

Аргументов у противников несколько. Во-первых, дополнительные траты появятся у петербургского бюджета: собор в его нынешнем виде не только содержал себя и другие объекты, относящиеся к музейному комплексу, но и фактически оплачивал дорогостоящие реставрационные работы. РПЦ же готова взять на себя только оперативное содержание Исаакия. Николай Буров заявил ТАСС, что реставрационные работы в храме распланированы до 2028 года. На данный момент администрация музея пытается подсчитать ущерб, который понесет городской бюджет при изменении статуса собора. По сути, после отмены платы за вход горожане будут оплачивать туристам посещение популярнейшего экскурсионного объекта.

Во-вторых, в государственном музейном комплексе «Исаакиевский собор» заявили, что передача здания собора РПЦ «приведет к уничтожению музея в нынешнем виде»: собор является важным источником дохода музея, и после передачи здания РПЦ музей перестанет быть самоокупаемым. Также в результате без работы могут остаться 400 сотрудников музейного комплекса.

В-третьих, многие справедливо опасаются, что, несмотря на обещания, музейная и экскурсионная работа в соборе в результате будет ограничена: о приоритете храма над музеем представители Церкви говорят открыто. Кроме того, оппоненты отмечают, что передача собора исторически несправедлива: еще до революции из-за высоких трат на содержание храм был в государственной собственности, находясь под управлением МВД, а не Церкви.

К полудню 13 января петиция против передачи Исаакиевского собора РПЦ на сайте Change.org набрала более 160 тысяч подписей.

Хотелось бы узнать ваше мнение "За" и Против" и почему?

Оригинал записи и комментарии на

Исаакиевский собор – крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, шедевр мировой архитектуры, одно из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. Все, что нужно знать о величайшем сооружении времен императора Александра I в нашей подборке фактов:

1. Собор был задуман как храм-памятник победы в Отечественной войне 1812 года. Но строили собор в течении сорока лет, и под конец строительства стали забывать в честь чего воздвигается храм. Автором проекта, а позже и главным архитектором, был молодой француз Август Монферран – человек у которого не было никакого строительного опыта, но который умел красиво рисовать. Альбом с набросками собора попал в руки к императору Александру I и в 1818 году самодержец издал указ о назначении Монферрана главным архитектором Исаакиевского собора. Так на долю молодого француза досталась самая сложная и грандиозная постройка Петербурга.

Вырубка гранитных колонн.

2. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти – 30 мая.

3. До революции 1917 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Санкт-Петербурга, и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей.


Исаакиевский собор. Вид со стороны Конногвардейского бульвара,1870-е
4. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции. Высота храма – 101,5 метров, а общий вес достигает 300.000 тонн. Площадь составляет 4000 кв метров, храм может вместить до 12.000 человек.

5. Великолепная живопись собора принадлежит кисти лучших художников 40-х и 50-х годов: Карла Брюллова, Неффа, Басина, Бруни, Штейбена, Шамшина и других.


Барельеф Исаакиевского собора
6. Главный иконостас сделан из белого мрамора и опирается на колонны из малахита и ляпис-лазури, каких нет больше нигде в мире .

7. Боковые иконостасы украшены превосходными скульптурными произведениями Витали, Пименова, Клодта, Логановского.

8. В настоящее время многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда, с высоты 43 метров, можно увидеть панораму города.

9. Основная идея храма, выраженная в его оформлении - это воскресение Иисуса Христа, статуи на углах и вершинах фронтонов - это 12 святых апостолов, его учеников, а над крышей храма и вокруг центрального купола витают ангелы.

10. Во время войны на крыше собора были установлены зенитные орудия, а золотой купол был перекрашен в серый цвет. Не смотря на отрицательное отношение советской власти к религии собор был охраняем и почитаем.

И когда в августе 1941 года, на одном из участков Ленинградского фронта, в кармане убитого фашистского ефрейтора нашли открытку с изображением Исаакиевского собора и двустишьем на немецком языке, в котором фашистское воинство призывалось к открытию в соборе публичного дома, политрукам было дано задание показать открытку бойцам и разъяснить солдатам важность охраняемых ими сооружений.


Внутри Исаакиевского собора

Одним словом, маршрут абсолютно каждого путешественника по Питеру не может пройти мимо такого архиважного объекта культурной столицы России.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Многострадальный Исаакиевский собор. Чей он?

Исаакиевский собор вместе со Спасом на Крови и Сампсониевским собором относится к государственному памятнику-музею «Исаакиевский собор». Ранее к нему также относился Смольный собор, который в 2015 году был возвращен в безвозмездное пользование церкви. Сампсониевский собор также сейчас проходит процедуру передачи.

Собор — выдающийся памятник позднего русского классицизма середины XIX века. Внутри проводятся экскурсии, рассказывающие о его скульптуре, художественном убранстве и библейских сюжетах в живописи храма. В подвале здания расположена мемориальная экспозиция, посвященная работе музейных сотрудников в годы блокады Ленинграда. Одной из главных туристических достопримечательностей собора является смотровая площадка колоннады, которая позволяет взглянуть на Петербург с высоты 37 метров.

С 1931 по 1986 год под куполом собора висел самый тяжелый в мире маятник Фуко — устройство, наглядно демонстрирующее суточное вращение Земли. В 2016 году маятник достали из запасников, но вешать на прежнее место не стали.

Осенью 2015 года Санкт-Петербургская епархия обратилась к правительству города с просьбой предоставить собор в пользование церкви. Губернатор Георгий Полтавченко ответил отказом, указав, что храм приносит городу прибыль. Решение было поддержано министром культуры Владимиром Мединским, который назвал текущий статус объекта «оптимальным».

На этом борьба за контроль над зданием не прекратилась. 10 апреля с просьбой вернуть Исаакий обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

В то же время Фонд возрождения христианских ценностей «Священная лига Святого Георгия» направил в суд иск о незаконности решения городского правительства. Заявление не было принято по формальным причинам. Представители РПЦ отрицали любую связь с действиями активистов.

По сведениям «Фонтанки», повторно отказывая митрополиту Варсонофию, Григорий Полтавченко высказывал готовность передать Исаакиевский собор после личной встречи с патриархом. До этого, по словам вице-губернатора Владимира Кириллова, патриарх Кирилл уже обращался к президенту Владимиру Путину с просьбой вернуть собор. В итоге встреча Полтавченко и патриарха Кирилла состоялась в середине декабря 2016 года. Источники в администрации города тогда утверждали, что по ее итогам началась подготовка документации по передаче собора под контроль церкви.

12 января на сайте комитета по имущественным отношениям было опубликовано распоряжение, предполагающее передачу Исаакиевского собора на 49 лет в безвозмездное пользование РПЦ. При этом опубликованной заявки от самой Церкви, как положено по закону, до сих пор никто не видел.

В связи с передачей Исаакиевского собора РПЦ вокруг него снова поднялась большая общественная дискуссия. У многих вызывает сомнение, сможет ли РПЦ правильно распорядиться Исаакием. Однако как бы там в итоге не сложилось, самые тёмные времена у собора уже явно позади — РПЦ при всём желании не переплюнуть советскую власть.

В 1921 году на территориях, контролируемых большевиками, властвовал голод. Бедствие охватило 35 губерний, в том числе Поволжье, Крым и Западную Сибирь. "Помощь голодающим" стала главным предлогом для печально известного декрета ВЦИК "О ценностях, находящихся в церквах и монастырях". Декретом предписывалось изымать из храмов и музейных фондов все золотые, серебряные и драгоценные изделия. Их отправляли в специально организованный Центральный фонд помощи голодающим.

Церковь отреагировала на декрет неоднозначно. В первый год голода прихожане и священнослужители самостоятельно жертвовали церковную утварь, которая не имела богослужебного назначения. Однако декрет постановил изымать предметы, которые использовались в богослужениях. Это вызвало недовольство патриарха Тихона, который назвал изъятия актом святотатства.

Большевики изъяли церковного имущества на 4,5 миллиарда рублей, из которых непосредственно на помощь голодающим пошёл только один миллион. Из Исаакиевского собора было изъято 48 килограммов золотых украшений и ещё около двух тонн серебряных. Навстречу советскому грабежу пошли только обновленцы — раскольническое движение, которое охотно сотрудничало с новой властью. Тех же, кто поддерживал патриарха Тихона, ждала суровая участь.

Среди них был и настоятель Исаакия Леонид Богоявленский, который был арестован в 1922 году по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Обновленцы тут же освободили Богоявленского от всех должностей и лишили сана. Изначально его приговорили к смертной казни, однако впоследствии её заменили на пять лет лишения свободы.

Священник больше года провёл в петербургских "Крестах", а затем был выпущен по амнистии. В Исаакий он не вернулся — в дальнейшем он служил ещё в ряде церквей в небольших населённых пунктов. В 37-м Богоявленского снова арестовали, на этот раз по обвинению в антисоветской деятельности. В том же году он был расстрелян.

В конце концов "тихоновская" Церковь была объявлена контрреволюционной и Церковь перешла в руки обновленцам. Исаакиевский собор не стал исключением. Под флагом обновленчества он работал до 1931 года. К этому моменту обновленческая Церковь пришла в упадок и собор закрыли.

После этого в Исаакии открыли так называемый Государственный антирелигиозный музей (ЛГАМ). Самым ярким эпизодом в его семилетней истории стала публичная демонстрация маятника Фуко, которая была призвана показать триумф науки над религией.

Какова экономическая подоплека передачи

Исаакиевский собор — один из самых посещаемых музеев в России и единственный, не получающий дотаций из бюджета. Каждый год храм посещают не меньше 3,5 миллиона человек (при этом, по информации музея, только 1 % из них являются паломниками). Так, выручка музея от оказания платных услуг в 2015 году составила 728 393 000 рублей (больше 90 % приходится на продажу билетов). В прошлом году общие доходы музея составили 783 миллиона рублей, из них более 100 миллионов рублей было потрачено на реставрацию, 100 миллионов рублей было выплачено в качестве налогов. Остальные средства были направлены на содержание соборов музейного комплекса.

Церковь, в свою очередь, уже дала понять, что не намерена брать на себя значительные финансовые обязательства. Глава юридической службы Московской патриархии игумения Ксения (Чернега) заявила, что РПЦ рассчитывает на бюджетное финансирование. Позднее в комментарии «Коммерсанту» Чернега упомянула, что закон позволяет разделить бремя по содержанию собора между собственником (Санкт-Петербургом) и пользователем (РПЦ).

Наконец, в четверг точки над «i» расставил вице-губернатор Михаил Мокрецов: собор останется в собственности Петербурга, все расходы по реставрации собора после передачи РПЦ также будет нести город, оплачивать оперативное содержание и нужды собора будет митрополия.

Как заявил председатель экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации, член Патриаршего совета по культуре Леонид Калинин, на содержание собора должно хватить денег от экскурсионной деятельности (плату за вход, как выяснилось позже, в рамках новой модели в РПЦ брать не собираются). «Если нам не будет хватать средств, и это будет объективно, люди это увидят — я вас уверяю: принесут и помогут», — добавил он.

Почему многие против передачи собора РПЦ

Аргументов у противников несколько. Во-первых, дополнительные траты появятся у петербургского бюджета: собор в его нынешнем виде не только содержал себя и другие объекты, относящиеся к музейному комплексу, но и фактически оплачивал дорогостоящие реставрационные работы. РПЦ же готова взять на себя только оперативное содержание Исаакия. Николай Буров заявил ТАСС, что реставрационные работы в храме распланированы до 2028 года. На данный момент администрация музея пытается подсчитать ущерб, который понесет городской бюджет при изменении статуса собора. По сути, после отмены платы за вход горожане будут оплачивать туристам посещение популярнейшего экскурсионного объекта.

Во-вторых, в государственном музейном комплексе «Исаакиевский собор» заявили, что передача здания собора РПЦ «приведет к уничтожению музея в нынешнем виде»: собор является важным источником дохода музея, и после передачи здания РПЦ музей перестанет быть самоокупаемым. Также в результате без работы могут остаться 400 сотрудников музейного комплекса.

В-третьих, многие справедливо опасаются, что, несмотря на обещания, музейная и экскурсионная работа в соборе в результате будет ограничена: о приоритете храма над музеем представители Церкви говорят открыто. Кроме того, оппоненты отмечают, что передача собора исторически несправедлива: еще до революции из-за высоких трат на содержание храм был в государственной собственности, находясь под управлением МВД, а не Церкви.

К полудню 13 января петиция против передачи Исаакиевского собора РПЦ на сайте Change.org набрала более 160 тысяч подписей.

Хотелось бы узнать ваше мнение "За" и Против" и почему?

Прежде всего, надо понимать, что речь идёт именно об культурных исторических ценностях России безотносительно их религиозной принадлежности, и музейные ценности — это достояние России в целом. Следовательно, вопрос передачи музейных ценностей, включая здания самих музеев, должен решаться с учётом сохранения доступа желающим ознакомиться с экспозицией, а также сохранения самих музейных экспонатов.

Что имеем на практике? Доступ к экспозиции в порядке светского ознакомления прекращается автоматически — даже если исходить из маловероятного развития событий, когда все экспонаты продолжают выставляться, то делается это уже в порядке паломничества. А как быть с теми, кто интересуется артефактами старины, но при этом не желает записываться в паломники? На каком основании фактически запрещать доступ к культурным ценностям неправославным?

Безответственное отношение церкви к историческим культурным ценностям — не новость:

«…вопрос об охране церковных древностей впервые был поднят императором Николаем I — человеком глубоко верующим, которого никак нельзя заподозрить в недоброжелательном отношении к Русской Церкви. В 1842 году Николай I посетил Киев, где в это время шло обновление, а по сути полная перестройка Успенского собора Киево-Печерской Лавры — одной из главных русских святынь, создание которой в далеком XI веке сопровождалось неоднократными явлениями Богородицы.

Император, сопровождаемый всем цветом киевского духовенства, был привезен в Печерскую Лавру, где ему показали, как наводится благолепие на Успенский собор. Невежественное варварство, с которым уничтожалась эта святыня, привело Николая I в такой ужас и гнев, что, не сходя с места, он издал свой знаменитый указ, которым строго-настрого запрещалось священнослужителям производить какие бы то ни было перестройки и изменения в подведомственных им церквах, без согласования со специальными государственными органами.

Вскоре была создана Императорская Археологическая Комиссия, которая и стала этим контролирующим органом, являясь прообразом системы охраны памятников истории и культуры, действующей и поныне. В эту Комиссию на протяжении второй половины XIX века входили почти все крупнейшие русские ученые — историки, археологи, искусствоведы, которые открыли для всего человечества мир русской иконы. Именно они положили основание музейным собраниям церковных древностей не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в таких городах как Новгород, Псков, Тверь и др.

Следует отчетливо представлять себе состояние произведений древней церковной живописи, в каком они находились к началу XX века. В результате невежественных обновлений все без исключения древнерусские иконы и фрески старше XVII века были полностью скрыты безграмотными записями, почерневшей олифой, малярными раскрасками или слоями штукатурки. Ни один из ансамблей монументальной живописи, включая такие всемирно известные памятники, как росписи Андрея Рублева во Владимире, не дошел до нас в целости, поскольку в XVIII-XIX столетиях было принято обветшавшие фрески сбивать, а оставшиеся на стенах фрагменты росписей перештукатуривать и переписывать.

Лишь благодаря кропотливой работе реставраторов, начавшейся в самом конце XIX века, часто вопреки агрессивному невежеству церковных властей, шаг за шагом стали раскрываться памятники древнерусской живописи. Однако подавляющее большинство древнерусских икон и фресок были раскрыты уже после 1917 года, когда были расчищены "Троица" Андрея Рублева, чудотворная "Владимирская", "Донская", "Толгская", "Белозерская", и сотни других икон, составивших золотой фонд русской иконописи. Многие ныне всемирно известные иконы буквально были спасены от неминуемой гибели. Так, знаменитый "Звенигородский" чин Андрея Рублева был найден в 1919 году в дровяном сарае, куда он за ветхостью был снесен нерадивым священником. Именно в музеях эти иконы обрели свой первоначальный облик и новую жизнь».

«До сего дня передавались культовые здания. Кстати, в России более тысячи культовых зданий, находящихся в аварийном состоянии, однако их церковь не берет, поскольку ее интересует то, что не нуждается в реставрации. То есть музеи. До сего дня музей выбрасывался на улицу, а церковь вселялась в здание. Так происходило в Донском монастыре (бывший Музей архитектуры), Останкинском музее (выкинуты реставрационные мастерские), Новоспасском монастыре (также реставрационные мастерские), Юрьевом монастыре в Новгороде (музей). Эта схема страдала конфликтностью — выкинутые на улицу культработники стенали, их было невозможно не услышать, поскольку они делали это с культценностями на руках. … В Троице-Сергиевой лавре предлагается опробовать новую схему — церкви достанется не только помещение музея, но и его коллекция».

Ну и для завершения картины — важный, но тщательно замалчиваемый факт: многие считают, что до революции культурные ценности религиозного вида все принадлежали церкви. Это не так:

«…широко бытует мнение, что все иконы и другие предметы церковной древности, находящиеся сейчас в музеях России, до 1917 года принадлежали церкви. Однако это совершенно не соответствует действительности. Основу древнерусских фондов Русского музея, Третьяковской галереи и других центральных музеев составляют частные коллекции С.М.Третьякова, В.М.Васнецова, С.П.Рябушинского, И.С.Остроухова, Н.П.Лихачева и десятков других коллекционеров,

Зачастую храмы и их внутреннее убранство, создаваясь на пожертвования частных лиц, так и оставались в этом частном владении. Самый разительный пример - соборы Московского Кремля, построенные на средства великих московских князей и автоматически перешедшие во владение царской семьи, а затем и государства. Более того, к 1917 году Русская Церковь, как это ни парадоксально, почти не имела своего имущества, поскольку оно уже более двух столетий принадлежало государству. Национализация церковной собственности началась еще при Петре I, когда, после упразднения патриаршества и учреждения Священного Синода, этому крупнейшему государственному учреждению перешло в ведение все церковное имущество».

Указ о секуляризации церковных владений (переводе церковной собственности в светскую) опубликовал Петр III в 1762 году, затем о том же был издан указ Екатерины II от 1763 года, а Манифестом от 26 февраля 1764 г. все населенные церковные имения передавались Коллегии экономии, и церковные учреждения полностью устранялись от управления ими.

Таким образом, передача РПЦ музейных зданий и коллекций противоречит российской традиции, в которой церковное имущество принадлежало по большей части государству, лишает возможности ознакомления с культурным наследием граждан в массовом порядке, и с большой вероятностью попросту уничтожает предметы и объекты старины, которые по своему состоянию требуют реставрационной, а не богослужебной атмосферы.

И, обратите внимание: этот вопрос вообще не касается религиозной веры как таковой — это личное и частное дело. Но мне, честно говоря, не понятно: зачем для поклонения Вездесущему и Всезнающему требовать себе в собственность уникальные памятники старины?

Из современных событий можно вспомнить захват Костромской епархией РПЦ государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника, в результате чего уникальный памятник деревянного зодчествацерковь XVIII века — сгорела после передачи ее монастырю, а музейную экспозицию ликвидировали с такой циничностью, что сотрудники музея даже объявляли голодовку. Очень наглядна в плане церковного бизнеса современная ситуация в Соловках. И подобных примеров — множество.

Процитирую статью Л. Нерсесяна «Иметь или быть?»:

«…если бы у этих людей действительно было намерение создать свои музейные и реставрационные службы, это можно было бы запросто начать делать, ничего ни у кого не отбирая. В той же Москве достаточно много сравнительно древних действующих храмов, в которых до сих пор сохраняются иконы XVII-XVIII вв. — церковь Иоанна Воина на Якиманке, например, церковь Петра и Павла на Новой Басманной, церковь Николы в Хамовниках. И ничто не мешает церкви попытаться их музеефицировать. Только для этого мало настоятелей и церковных старост, для этого нужны профессиональные квалифицированные кадры. Причём нужно не просто взять их на работу, но дать им возможность работать реально, неукоснительно следовать их советам и рекомендациям, создавая в храмах необходимые условия для обеспечения сохранности древних памятников. Но тогда от очень многих привычек, освящённых “седой стариной”, придётся отказаться, как это уже произошло во многих цивилизованных странах.

В знаменитых своими росписями XV-XVII вв. румынских храмах свечи зажигаются только во дворе, внутри храмов никто ничего зажигать не позволяет. В греческих храмах, где есть древние иконы, мозаики и фрески, свечи зажигают только в притворах.

А когда в Угличе сотрудники музея пришли в храм с древними иконами и росписями и попросили не зажигать свечи или хотя бы ограничить их количество во время службы, им честно ответили: а с чего мы будем иметь доход, мы тут всегда свечами торгуем».

Всё просто: древние иконы, фрески и другие произведения искусства требуют особого и постоянного климата, в действующей же церкви температура, влажность, состав воздуха постоянством не отличаются, что необратимо разрушает исторические ценности.

У особо верующих и других любителей скреп есть теория, что Исаакий должен быть возвращён РПЦ, потому что когда-то он находился в ведении РПЦ. Так вот, Исаакий РПЦ никогда не принадлежал и никак не может быть им возвращён. Он может быть только подарен.

Исаакиевский собор всегда принадлежал государству, в том числе и в период империи. Построен он был на государственные деньги и пожертвования, церковь тут была вообще ни при чём. Просто теперь особо ретивые попы решили отжать себе один из главных символов Петербурга.

Напомню, что в музейный комплекс "Исаакиевский собор" входит не только одноимённый храм, но и три других собора - храм Спаса-на-Крови, Смольный собор и Сампсониевский собор. Смольный собор власти Петербурга церкви уже давно передали. В позапрошлом году основная борьба развернулась за Исаакий и Спас-на-Крови, и теперь ясно, что РПЦ победила.

Несмотря на то, что соборы принадлежат государству, РПЦ никто не притесняет. В них регулярно проводятся службы, открыты церковные лавки, и РПЦ получает доход от продажи свечей и религиозной атрибутики. Более того, все службы (а их в соборах музея проводится более 500 ежегодно) оплачиваются из бюджета музея, а для верующих вход бесплатный.

Не стройте иллюзий. Передача Исаакиевского собора - это передача государственной собственности другой коммерческой организации. Не продажа, а просто подарок. Это всё равно что Эрмитаж подарить коммерсантам под торгово-развлекательный центр.....

Отдавать музей приносящий доход в казну при регулярном повышении в городе коммунальных тарифов и цен на проезд в транспорте?При вечном плаче,что денег в казне не хватает,например на ремонт дорог,строительство новых социальных объектов(школы,больницы садики,квартиры...)

А на своем ли месте господин мэр?

С начала прошлого года вокруг Исаакиевского собора начали сгущаться тучи. В начале 2017-го Георгий Полтавченко объявил о передаче музея в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Это решение вызвало конфликтную ситуацию в городе, продолжавшуюся несколько месяцев.

Исаакиевский собор: что было в 2017-м году

Соответствующее решение в Смольном приняли после обращения патриарха Кирилла к главе города в декабре 2016-го. Источники, близкие к Кремлю, сообщали СМИ, что глава РПЦ сначала лично подходил с подобной просьбой к Путину, и получил его разрешение. Однако пресс-секретарь президента, Дмитрий Песков, ответил, что "эта информация не соответствует действительности". По информации РБК, до предполагаемого вмешательства главы государства, Георгий Полтавченко занимал иную позицию. В распоряжении издания появился документ от 18 мая 2016 года, в котором губернатор Петербурга писал главе "Минэкономразвития" Алексею Улюкаеву. Тогда Полтавченко выступал против передачи собора Московскому патриархату.

Так или иначе, но после новогодних каникул, 12 января 2017 года, на сайте петербурского комитета имущественных отношений появилось сообщение: Исаакий передадут РПЦ в марте 2019 года. Согласно этому документу, собор переходил в пользование православной церкви на 49 лет.

Многие петербуржцы негативно восприняли эту новость. В городе начались массовые акции протеста против передачи Исаакиевского собора. Горожане опасались, что собор перестанет работать как музей, а церковь не справится с содержанием памятника. Против решения Полтавченко также выступило Министерство культуры и представители научного сообщества. Основным требованием чиновников было то, что Исаакий должен был сохранить музейно-просветительские функции. Жители Петербурга даже предлагали провести референдум, однако Законодательное собрание города признало

Находились общественные деятели, которые, наоборот, положительно отнеслись к решению губернатора. Например, историк и член Геральдического совета при Президенте Михаил Медведев рассказывал, что Мужчина даже организовал общество "Православные - за Иссакий как собор и музей".

Как бы мы не хотели, чтобы церковь была первой во всем. Но хороший батюшка не сможет заменить хорошего музейщика

Михаил Медведев, историк и член Геральдического совета при Президенте.

Исаакиевский собор: новый директор

Директор ГМЗ "Исаакиевский собор", актер Николай Буров, отрицательно высказывался о передаче собора Московскому патриархату. По информации "Медузы", в апреле администрация Петербурга потребовала от него вывезти все экспонаты из собора к Пасхе. Буров сообщил, что в такие короткие временные рамки этого сделать невозможно. Однако потом событие отложили, а 21 апреля Николай Буров сообщил, что решил уйти с должности директора Исаакиевского собора. По данным "Фонтанки", он попросил об отставке на встрече с Георгием Полтавченко. По словам очевидцев, присутствовавших в тот день в Смольном, Буров тогда "выглядел очень расстроенным".

И. о. директора ГМЗ "Исаакиевский собор" назначили бывшего заместителя директора собора по связям с общественностью Ираду Вовненко. Женщина также известна в Петербурге как писательница и . Уже 2 июня в прессе появилась информация о том, что Вовненко покидает этот пост. Через две недели новым директором музея Исаакиевского собора стал искусствовед Юрий Мудров. В конце июня он договорился с Русской православной церковью об увеличении количества богослужений в соборе.

Исаакиевский собор: год спустя

Кажется, что РПЦ на время забыла о своих требованиях по передаче Исаакиевского собора. По информации Русской Службы BBC, в декабре 2017 года в Смольный не обращались представители Московского патриархата с просьбой передать собор. Такую же информацию изданию сообщил Юрий Мудров..

В 2018 году Исаакиевский собор по-прежнему остается музеем. В начале марта Юрий Мудров рассказал СМИ, что "ни у него, ни у руководящего персонала нет причин думать о том, что собор отдадут в управление какому-то другому "ведомству". В то же время в храме по утвержденному расписанию проходят богослужения. Руководство музея и епархия сохраняют хорошие отношения.

Однако в начале марта активисты движений "Коалиция за науку, образование и культуру" и "Защитим Исаакиевский собор" и По мнению участников движения, затишье вокруг Исаакия в 2018 году связано с выборами Президента России. Тогда некоторые петербуржцы были уверены: передача собора церкви продолжится после объявления итогов.

Политические и общественные деятели Северной столицы высказывают разные мнения о судьбе Исаакия. Например, спикер Законодательного Собрания Вячеслав Макаров заявил, что

Это дом божий и моя позиция в этом отношении неизменна. Я убежден в том, что он будет передан в ведение РПЦ. И там можно будет проводить богослужения и все то, что связано со службой РПЦ.

Вячеслав Макаров, спикер ЗакСа.

В День России в Исаакиевском соборе отметили 160-лет со дня освящения. Праздничная Божественная литургия состоялось утром 12 июня.

Фото: "Сохраним Исаакиевский собор", "Исаакиевский собор"/ ВК.