Позитивные последствия конфликтной политической ситуации и примеры. Позитивные последствия конфликта

Политические конфликты носят процессуальный характер, можно выделить следующие стадии конфликта:

1. Конфликтная ситуация или потенциальный конфликт. Эта стадия характеризуется наличием у сторон противоположных объективных интересов, что уже чревато открытым столкновением между ними.

2. Нарастание социальной напряженности, что предполагает все более четкое осознание сторонами несовместимости своих интересов и целей и консолидацию участников конфликта. Пик социальной напряженности - кризис (В А.Мельник, по сути, отождествляет понятия "политический кризис" и "конфликтная ситуация". Он дает следующее определение политического кризиса - это сбой в функционировании политической системы, расстройство отношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. В. А. Мельник выделяет такие разновидности политических кризисов, как: правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический (международный) и общенациональный).

3. Конфликтные действия - действия, направленные на блокирование действий противника или его устранение.

4. Затухание конфликта. Оно возможно либо в результате победы одной стороны, либо при достижении договоренности, консенсуса вследствие компромиссного решения.

Типы конфликтов. Строго говоря, не бывает двух абсолютно одинаковых конфликтов. Однако в любом из них можно обнаружить те или иные типологические черты.

По составу конфликтующих сторон: межличностные, межгрупповые. межклассовые, межнациональные, международные;

По динамике развития: остротекущие, вялотекущие, разрастающиеся, хронические и т д.;

По форме действия сторон - с применением насилия и без применения насилия:

С точки зрения возможности примирения сторон: антагонистические и неантагонистические:

С точки зрения нормативной регуляции: институционализированные, осуществляющиеся в рамках закона и принятых процедур, и неинституционализированные, протекающие вне установленных правил;

По социальным целям и последствиям: не затрагивающие основ социально-политического строя и предполагающие преобразование социальной системы.

Существуют и другие классификации конфликтов.

Итак, негативные последствия конфликтов:

Дестабилизация общества, государства или любой другой политической организации, порождение хаотических и анархических процессов;

Рост (главным образом у проигравших) фрустраций, депрессий, стрессов и т.п. и, как следствие, повышение их политической апатии и абстентизма, снижение их политической активности;

Нарастание в ходе длительного конфликта эмоциональности и иррациональности, агрессивности и недоверия к соперникам и окружающим;

Ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;

Отвлечение участников конфликта от решения конструктивных, созидательных задач. Особенно разрушительные последствия имеют вооруженные конфликты (революции, войны).

Позитивные для общества и политической системы результаты конфликтов (их можно рассматривать и как функции конфликтов):

Инициирование социальных и политических изменений, обновления, прогресса;

Четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу;

Мобилизация внимания и ресурсов общества для решения проблем;

Стимулирование активности участников конфликта, их более продуманных и слаженных действий. Нередко в ходе конфликта для того, чтобы доказать правоту и избежать поражения, стороны быстро находят оптимальные решения, подготавливают проекты, требующие больших усилий и длительного времени;

Выработка у участников конфликта умения защищать свои интересы, преодоление традиций конформизма, "синдрома покорности";

Выявление политических группировок и их лидеров;

Развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем в случае урегулирования конфликта в результате взаимодействия обеих сторон. Приводящее к согласию честное соперничество повышает взаимное доверие и уважение;

Разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми;

Усиление внутренней политической сплоченности в случае возникновения внешних (международных, межэтнических и др.) конфликтов. Как известно из социальной психологии, наиболее легкий способ сплочения группы, общества -нахождение общего врага.

Конечно, как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя абсолютизировать, рассматривать вне конкретной ситуации.

Как выйти из конфликта, раз уж предотвратить его не удалось, или, как говорят политологи, им управлять?

Управление конфликтом - это контроль над его процессом и формами протекания с целью минимизации его издержек и максимилизации позитивных результатов. Часто говорят, что в управлении конфликтом возможны две стратегии - разрешения и урегулирования. Когда говорят о разрешении, имеют в виду, что сам предмет спора устранен. В этом случае сторонам уже не нужно конфликтовать, поскольку ситуация изменилась решающим образом, и они больше не являются противниками. Урегулирование же предполагает снятие остроты конфликта, достижение той или иной степени согласия, когда стороны договариваются не вступать больше в открытое противостояние. На первый взгляд кажется, что разрешение конфликта предпочтительнее его урегулирования, поскольку дает более твердые гарантии его невозобновления. Однако в политике подлинное разрешение конфликта возможно лишь в редких случаях. Политика соткана из противоречий. В их основе, как мы уже отмечали, лежит разница в положении, а значит и в интересах персонажей политики. Зачастую их можно устранить только в том случае, если устранен сам политический персонаж. Однако политика, проводимая по принципу "нет человека - нет проблемы", является не только нравственно неприемлемой, но и практически бесперспективной. Насильственное устранение причин конфликта приводит к появлению новых, более острых. Вот почему в политике чаще говорят об урегулировании конфликта, понимая это выражение в самом широком смысле слова.

Вот некоторые общие правила урегулирования конфликта:

1. Если конфликт уже возник, необходимо открыто признать его, а не замалчивать.

2. Необходимо найти посредника, с помощью которого стороны могли бы высказать друг другу свои требования. Ведь общение между ними нарушено.

3. Приостановить конфликт с помощью посредника, развести конфликтующих в разные стороны, подобно судье на боксерском ринге. Политологи говорят об институциализации конфликта, т.е. установлении определенных норм (организационных, этических), признаваемых конфликтующими сторонами, которые позволяют им более спокойно вести диалог. Прежде всего это - запрет на применение насильственных средств.

4. Поставить диагноз конфликту: определить причину, тип конфликта, его остроту, выяснить намерения сторон, предложить варианты решения и просчитать их "цену". Определяя причину конфликта, важно не спутать ее с непосредственным поводом.

5. После подготовки начать сами переговоры. Это самый длительный и трудный этап. Ведь здесь неконфликтующие стороны вступают в контакт, а значит психологическое напряжение неизбежно. Однако, если подобные психологические барьеры преодолены, появляются реальные шансы на разрешение конфликта. В процессе переговоров важно смягчить крайние позиции, сконцентрировать внимание на главных вопросах, обеспечить возможность каждому участнику высказать свое мнение, избегать угроз в адрес партнера, не "переходить на личности", не настаивать на односторонних уступках, не загонять противника в угол, уважать достоинство проигрывающей стороны.

6. На стадии выхода из конфликта должны быть найдены методы контроля за выполнением принятого решения. Иначе конфликт вспыхнет с новой силой, и весь путь придется начинать сначала.

Понятие "конфликт" относится к числу часто употребляемых: конфликт в семье, конфликт поколений, конфликт на произ­водстве, конфликт в художественном произведении, конфликт в дипломатической сфере, военный конфликт и так далее.

Конфликт - это столкновение противоречивых интересов, мнений, чувств, сил, серьез­ное разногласие, острый спор и борьба враждующих сторон. Конфликты охватывают все отношения человека в объективной дей­ствительности.

Конфликт вообще и политические конфликты в частности имеют очень давнюю историю изучения. Конфликт как источник движения понимали уже древнекитайские философы VII -VI веков до н. э. (ян и инь). В Древней Греции было создано учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей (Анаксимандр). А Гераклит даже сделал попытку вскрыть причину движения как борьбу противоположностей. Сходные мысли развивались Сократом, Платоном, Эпикуром, Полибием. О конфликте в обществе, как особом явлении, впервые за­явил Н.Макиавелли, отметив их положительную роль в развитии обще­ственных процессов.

Позднее много писали о политическом конфликте и его роли в развитии человеческого общества А. Смит, Г. Гегель, А. Токвиль, К. Маркс, В.И. Ленин, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, Л. Козер.

Американский ученый Л.Козер считал, что обществу присуще социальное неравенство, неудовлетворенность членов общест­ва своим настоящим положением, откуда и проистекает вечная борьба друг с другом. Социальный конфликт у Л. Козера - борьба "за цен­ности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы..., в кото­рой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника". Немецкий политолог Р. Дарендорф, из­учая политические конфликты, создал теорию "конфликтной модели общества". Он считал, что в любом обществе социальный конфликт присутствует постоянно, поскольку общество опирается на принужде­ние одних в отношении других, и существует неравенство людей по от­ношению распределения власти, различие их интересов и устремлений. К. Боулдинг американский исследователь создал "общую теорию кон­фликтов". Политический конфликт, считал он, неотделим от общества, заложен в самой природе человека, который постоянно враждует с дру­гими людьми и склонен к насилию в этой борьбе. Он подчеркивал сознательное участие индивидов в конфликтах, и разрабатывал страте­гию и тактику поведения в них.

В работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленинатакже уделено большое место теории политических конфликтов. Однако проблема эта преподносится несколько упрощенно, поскольку речь идет в основном о столкновении между антагонистическими классами. Марксисты счи­тали, что классовая борьба - закон развития человеческого общества, приведет к свержению капитализма и установлению самого справедли­вого общества - коммунистического, в котором не будет конфликтов.

Г. Зиммель определяет политический конфликт, как одну из форм разно­гласий, объединяющую противоборствующие, но взаимосвязанные стороны.

Итак, политический конфликт имеет свою специфику:

· политический конфликт характеризует область политических отношений;

· участники конфликта ведут борьбу за утверждение нужных им ценностей, за политическую власть, перераспределение ресурсов, за изменение статуса различных обще­ственных групп и отдельных людей в системе государственной власти.

Субъектами политического конфликта являются государства, классы, социальные слои, этнические группы, фракции в парламенте, политические партии и движения, а также отдельные личности.

В современной политологии выделяются две модели конфликтов:

· плюралистическая модель, основанная на том, что политические конфликты повсе­местны, неизбежны и даже необходимы в обществе;

· автори­тарная (или элитарная) модель, согласно которой политические конфликты отражают противоречия между массой и элитой. Суть конфликта состоит в том, что подавляющая масса населения лишена власти и даже не имеет к ней доступа.

Итак, конфликт вечен, так как невозможно создать такую обще­ственную систему, при которой потребности всех были бы удовлетво­рены полностью и одинаково . Политический конфликт неизбежно фи­гурирует при анализе таких явлений, как власть, государственный переворот, революция, контрреволюция, война, противоборство между государствами и их союзами.

В общественной жизни конфликты бывают:

1. национально-этническими - по поводу прав и интересов наций и этнических групп. Чаще всего такие конфликты связаны со статусом и территориальными претензиями, доминирующей идеей в которых служит суверенитет на­рода или этнической группы;

2. социальными - суть которых в столк­новении разных позиций по поводу средств жизнеобеспечения, конку­ренция в борьбе за статус, преимущества, иное распределение жизнен­ных благ.

В наше время социальный конфликт в развитых стра­нах приобрел новую окраску: классический классовый конфликт уже, по мнению ведущих политологов, не существует. Все социальные слои отстаивают свое благополучие, но нет организованной классовой борьбы, которая бы воплощала традиционные классовые антагониз­мы. Так Р. Дарендорф считает, что социальная конфликтность ослабевает, если в наличии имеется программа реализации гражданских прав, а требованиям повышения благосостояния не придается политическая окраска;

3.политическими, то есть по поводу государственной власти, преобладания в ней, влияния на нее, увеличения авторитета в ней. Именно политические конфликты более всего интересуют политологию и политологов.

Если политический конфликт - неизбежное явление, то в чем же его причины? Самой общей причиной является неравное положение людей в обществе, где одни управляют и командуют, а другие вынуж­дены подчиняться и исполнять указания вышестоящих. Как справедли­во отмечает американский политолог Д. Истон, "скудость преобладает во всех обществах. Это главный, исходный пункт политического ана­лиза. Блага (ценные вещи) в количестве, достаточном для удовлетворе­ния всех членов общества, отсутствуют... Различия и конфликты по по­воду благ, предложение которых является ограниченным, неизбежны".

Политические конфликты как социальное явление объективно мо­гут быть положительными и продуктивными и, наоборот, отрицатель­ными и тормозящими развитие общества.

Позитивные последствия политического конфликта :

1. разрядка напряженности, когда конфликт играет роль "выхлопного клапана" или "отводного канала";

2. формирование социально необхо­димого равновесия;

3. стимуляция и движущая сила социальных измене­ний;

4. переоценка и изменение прежних, устаревших, ценностей и норм в обществе (благодаря разрешению политического конфликта);

5. усиление групповой сплоченности, более четкое осознание своих и про­тивоположных интересов;

6. указание на новые интересы различных групп общества, реализация которых может способствовать дальней­шему развитию общества;

7. создание почвы для взаимопонимания в об­ществе и становления консенсуса.

Негативные последствия политического конфликта:

1. создание уг­розы интеграции общества;

2.возможность приведения к расколу мало­устойчивых социальных групп;

3. оказание неблагоприятного влияния на отношения внутри власти;

4. ускорение дестабилизации общества;

5. воз­можность роста преступности;

6. распространение незаконного хранения оружия.

Следует отметить, что разграничение позитивных и не­гативных последствий конфликтов весьма условно и зависит от кон­кретной общественной обстановки, в которых они развиваются. Толь­ко таким образом можно решить вопрос в отношении данного конфликта - это норма в раз­витии общества на данном этапе или отклонение от нее.

В политической литературе конфликты характеризуются также уровнем, масштабом, остротой, сферой своего возникновения. Они могут быть между странами, нациями, предприятиями, рабочими и администрацией и формируются на уровнях групп, крупных си­стем (или подсистем), классов, социальных слоев, на региональном, общегосударственном или глобальном уровне.

Обычно указывают три основных типа политических конфликтов:

· конфликт интересов - преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах, где политической нормой является торг во­круг дележа экономического пирога, и объема социального обеспечения. Так Россия, которая в Денвере в июне 1997 года была причислена к странам с "индустриальной демократией," является печальным приме­ром господства групп интересов, причем худшей из этих групп является не гибкая и быстрообучаемая олигархия, а прикрывающаяся интереса­ми народа бюрократия;

· ценностные конфликты более характерны для развивающихся стран с неустойчивой властью. Эти конфликты требу­ют больших усилий для их разрешения, поскольку трудно поддаются компромиссу (здесь действует правило "или - или");

· конфликты идентификации - характерны для обществ, в которых происходит отождест­вление себя с определенной группой (этнографической, религиозной или языковой), а не с государством и обществом в целом.

Социолог С. М. Липсет отмечает, что государствам, характеризующимся наличием харизматического лидера, присуща меньшая стабильность по сравнению с другими государствами. Харизматический руководитель обычно является источником и представителем власти. При харизматическом господстве недовольство деятельностью лидера и властных структур ослабляет законность государственного строя, приводит к политическому конфликту, что может закончиться падением руководите­ля и его системы (например, падение харизматического руководителя Ли Сын Мана в Корее).

Наиболее значимые конфликты - те, что одновременно охваты­вают все уровни социальной и политической жизни, затрагивают и во­влекают максимально возможное в конкретных условиях число участ­ников - всеобщие конфликты . Такие политические конфликты происхдят в сфере общественных отношений, связанных с проблемами сохра­нения или свержения власти, ее укрепления или подрыва. Меньшую значимость имеют частичные конфликты , затрагивающие лишь часть социальных общностей. Однако, при определенных условиях (нестабильность, напряженность в стране) они могут перерасти во все­общие.

Политические конфликты по их качественным характеристикам можно разделить на конфликты с "нулевой суммой" - где позиции сторон противоположны, и поэтому победа одной из них означает поражение другой, и "с не нулевой суммой" - в которых су­ществует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия.

Конфликты могут также быть открытыми, проявляющимися, на­пример, в виде демонстраций, забастовок, митингов, и закрыты­ми (латентными), например, взаимоотношения внутри правящей элиты, между различными ветвями государственной власти.

Конфликтологи выделяют три условия возникновения конфлик­тов:

· наличие конфликтной ситуации;

· наличие субъектов конфликтной ситуации (личности, группы, партии);

· наличие повода для начала конфликта.

Чаще всего политический конфликт проявляется в нестабильных политических системах общест­ва, где ставится вопрос о смене типа политической системы или заме­ны ее отдельных элементов и отношений.

Политические конфликты имеют свою психологию развития,

свя­занную с поведением людей, втянутых в конфликт:

· агрессивное поведение:

· поведение, склонное к компромиссам;

· поведение, склонноек подчинению;

· уход, бегство от конфликта.

Лучшим типом поведения в конфликте считается второй. Любой тип поведения носит эмоциональный характер, что усиливает остроту кон­фликта.

В состав конфликта входят участники (любой человек, организа­ция, партия и партии, если они точно знают цели и задачи конфликта), субъекты (люди и партии, способные создавать конфликтные ситуации и влиять на их ход в соответствии со своими интересами), посредники (государство, религиозные деятели и организации, выдающиеся люди, ООН, группы депутатов)

Политические конфликты чаще всего зреют долгое время и про­ходят в своем развитии несколько стадий: скрытая стадия, стадия на­пряженности, стадия антагонизма, несовместимость (собственно поли­тический конфликт), стадия окончания - наиболее сложная стадия, по­скольку от её результатов зависит заново складывающийся баланс политических сил.

Поскольку политические конфликты - непременный атрибут об­щества, то имеется целая система методов их разрешения. Политиче­ские конфликты возникают из конфликтных ситуаций, которые необя­зательно перерастают в длительные конфликты. Конфликтные ситуа­ции политического характера поддаются урегулированию политическими же средствами, с помощью которых становится возможным из­бежать социальной напряженности, способствующей дальнейшему на­растанию кризиса. Если конфликтная ситуация перерастает в конфликт, то в его разрешении могут возникнуть, по мнению Р. Даля, три альтернативы: "тупик, принуждение, мирное урегулирование".

Тупик в разрешении конфликта возникает в том случае, если каждый участник политиче­ского конфликта продолжает блокировать действия другого, не в силах в то же время изменить его поведение, что ведет к дальнейшему обост­рению конфликта.

Метод принуждения всех или одной из конфликтующих сторон с применением вооруженных сил, полиции, путем массовых увольнений участников конфликта, незаконных арестов наиболее распро­странен в государствах, стремящихся избежать гражданского непови­новения или даже восстания.

Нередко вооруженный конфликт возникает на межклассовой и межэтнической почве, на государственной границе в связи с нарушени­ем территориальной целостности, ущемлением суверенитета. Опасность вооруженного конфликта состоит в том, что он часто при­обретает затяжной характер и имеет тенденцию - при нерешенности его причин - к увеличению размеров и масштабов, что может привести к угрозе применения оружия массового уничтожения с непредсказуе­мыми последствиями (например, события 1990-1991 годов в зоне Персид­ского залива).

Следует отметить, что вооруженные конфликты в виде малых и больших войн всегда сопровождали челове­ческую историю. Так, за 5,5 тысяч лет на Земле было около 15 тысяч войн и вооруженных конфликтов, в которых погибло около 3,5 млрд. человек. И XX век - один из самых кровопролитных и разрушитель­ных: за это время произошло две мировые войны, на полях сражений которых погибло 65 млн. человек, что намного превышает число по­гибших за 19 столетий. Тем не менее, в нашем же веке в связи с изобретением ядерного оружия становится не­возможным решать спорные вопросы между государствами и народами, устранять различные противоречия с помощью военной силы, так как это может привести к уничтожению человечества и даже всего живого на Земле. Радикальный путь исключения войн и вооруженных кон­фликтов - в сокращении вооруженных сил и вооружений, проведении политики мира и мирного сосуществования.

На вопрос: «По-прежнему ли стреляют на нашей планете?» Ежегод­ник Стокгольмского независимого института дает однозначный ответ: да, стреляют, но уже не так ожесточенно,как прежде. Если в 1989 году военных очагов насчитывалось - 36, то в 1995 году уже 30, а в 1996 - 27.

В последние года удалось погасить конфликты в Боснии и Герцего­вине, в Чечне, Гватемале, Сьерра-Леоне, на Филиппинах. Но все еще неспокойно на Ближнем Востоке, тупиковая ситуация сложилась в Нагорном Карабахе и в Абхазии, а также остается очень сложной обстановка в Афганистане.

В целом на планете продолжается общая тенденция сокращения военных расходов, производства оружия и торговли им. Например, сокращения коснулись НАТО, а этот блок ныне является лидером по части ассигнования на оборону. По торговле оружием на первом месте находятся США (44%), на втором месте стоит Россия (20% всего экс­порта оружия в мире).

Вероятность мирного урегулирования конфликта возрастает, ког­да развита демократия, с политическими институтами, которые обес­печивают консультации, переговоры, что приводит в конце к консенсусу. Консенсус всегда направлен на положительный результат. Он противоположен методу голосования на основе большинства, в ре­зультате чего сохраняется напряженность, так как победа большинства ущемляет интересы меньшинства. После подобного голосования напряженность не снимается, она только принимает иную форму выра­женности и со временем может стать причиной вспышки нового кон­фликта.

Следует также рассмотреть метод снятия конфликта с помощью так называемого индифферентного подхода, заключающегося в полном безразличии, равнодушии и безучастности к проявлениям политическо­го конфликта. В этом случае власть, как правило, игнорирует наличие в обществе конфликта, ничего не делает для его разрешения, а требова­ния конфликтующих сторон остаются на бумаге и забываются. Такой подход характерен для тоталитарных и авторитарных режимов. Вы­шеперечисленные правила применяются при разрешении не только внутренних, но и международных конфликтов, и новейшая политиче­ская история неоднократно подтвердила такую возможность.

В заключение приведем высказывание классика мировой конфликтологии К. Боулдинга: «Конфликт есть диссонанс; понятие проти­воположное конфликту - гармония. Диссонанс может быть необходи­мым, он имеет смысл... Только продвижение конфликта к разрешению определяет его... значимость».

Вопросы для обсуждения

1. Какие определения конфликта существуют в политологии?

2. Какие ученые являются представителями конфликтологии? Охарактеризуйте их основные взгляды.

3. Какие способы разрешения политических конфликтов принято выделять? Какой способ является наиболее оптимальным?

4. Проследите развитие конфликтов в политической жизни современной России.

Литература

1. Дарендорф Р. Элементы теории политического конфликта. //Социологические исследования. 1994, №5.

2. Жовтун Д.Т. Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума. // Социально-гуманитарные знания. 2000, №1.

3. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. – М., «Тандем», 2000.

4. Фельдман Д.В. Политология конфликта: учебное пособие. – М., «Стратегия», 1998.

План 1) 2) 3) 4) Понятие «социальный конфликт» Типология социальных конфликтов Стадии конфликта и его причины Последствия и способы разрешения социальных конфликтов

Конфликт –(от лат. “conflictus”- столкновение) – спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов; - прямое или косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку; - особая форма исторического движения к новому социальному единству.

Типология социальных конфликтов 1. 2. 3. 4. Внутриличностный; Межличностный; Конфликты между личностью и группой; Межгрупповые конфликты.

Виды социальных конфликтов: По длительности - долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся. По объему - глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные. По источнику возникновения - объективные; субъективные; ложные. По используемым средствам - насильственные; ненасильственные. По форме - внутренние; внешние. По влиянию на ход развития общества - прогрессивные; регрессивные. По характеру развития - преднамеренные; спонтанные. По сферам общественной жизни - экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые. По типу отношений - внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни. По степени открытости - скрытые и открытые По положения оппонентов – вертикальные и горизонтальные

Жизненный цикл социального конфликта включает четыре стадии: 1. Предконфликтная ситуация. Ее признак – рост напряженности в отношениях между субъектами. 2. Конфликт. 3. Попытки разрешения конфликта. 4. Завершение противостояния и послеконфликтная ступень.

Причины возникновение конфликтов 1. Акцентирование внимания не на информации, а на эмоциях. 2. Высокое внутренне напряжение, которое сбрасывается через конфликтные ситуации. 3. Эмоциональное выгорание. 4. Сплетни, как завуалированная форма агрессии. 5. Использование конфликтогенов

Конфликтогены - слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. “Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами”.

Стремление к превосходству Снисходительное отношение; Хвастовство; Категоричность; Навязывание своих советов; Перебивание собеседника; Утаивание информации; Нарушение этики, намеренные или непреднамеренные Подшучивание; Обман или попытка обмана; Напоминание…

Проявление агрессивности человек с повышенной агрессивностью, является “ходячим конфликтогеном”, поскольку выплескивает накопившееся раздражение на окружающих. человек с агрессивностью ниже средней рискует добиться в жизни намного меньше, нежели он достоин. Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или с бесхарактерностью, ибо обозначает отказ от борьбы.

Проявление эгоизма Эгоизм - это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладание своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей. Проявление эгоизма заключается в отношении к другому человеку как объекту и средству достижения своекорыстных целей.

Роль социального конфликта позитивная Информирование о наличии общих проблем Стимулирование социальных изменений Снятие психологической напряженности участников конфликта: сознание своих интересов и интересов других негативная Создание стрессовых ситуаций Нарушение порядка общественной жизни Разрушение равновесия сил, устойчивого положения

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА Разрешить конфликт - это значит: устранить конфликтную ситуацию; исчерпать инцидент. Вторая формула конфликта: сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту. Каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой. Разрешить конфликт - значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.

Ключевую роль в разрешении конфликта играет правильное формулирование конфликтной ситуации. Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация - это то, что надо устранить. Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать. Правило 4. Задавайте себе вопросы “почему? ” до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие. Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта. Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов. “краткость - сестра таланта”. Конфликтная ситуация - это диагноз болезни под названием “конфликт”. Только правильный диагноз дает надежду на исцеление.

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Объективные противоречия социальных конфликтов обусловлены явлениями и процессами, зависящими от воли и сознания людей. 2) Если все конфликтующие стороны проявляют склонность к компромиссу, то это не разрешает, а загоняет социальный конфликт внутрь. 3) Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон. 4) Социальный конфликт - это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом. 5) Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу новым формам - инновациям. 3 4 5

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Социальные конфликты могут протекать только в форме гражданских войн. 2) Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество. 3) Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон. 4) Все социальные конфликты вызваны экономическими причинами. 5) Причиной социального конфликта всегда выступают объективные обстоятельства. 2 3

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Последствия социальных конфликтов могут быть только негативными. 2) Социальные конфликты стали возникать в обществе только с появлением государства. 3) Основанием для классификации социальных конфликтов может выступать их длительность. 4) Социальные конфликты всегда возникают по экономическим причинам. 5) Социальный конфликт – это способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов. 6) Первой стадией социального конфликта является скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта ещё не осознаются. 3 5 6

Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры. -возникновение конфликтной политической ситуации позволяет обнаружить проблемы, изначально незаметные и попытаться их разрешить (общественные выступления после парламентских и президентских выборов 2011/2012 годов привели к возобновлению прямых выборов губернаторов и изменению в избирательном законодательстве); - усиление внутренней сплоченности в случае возникновения внешних конфликтов (после начала Первой мировой войны большинство политических партий выразили поддержку правительству, объединившись под знаменем патриотизма); - выработка у участников конфликта умений и навыков, необходимых для защиты своих интересов (попытки введения в России ювенальной юстиции привели к формированию общественных организаций, выступающих против нее, использовавших разные методы борьбы; сбор подписей, обращения к власти, реакции власти). - выявление политических группировок и их лидеров (в России постепенно оформляется так называемая не системная оппозиция, выявляются ее лидеры,

4.
Конфликты и демократия

§3. Обращение с конфликтами

1.
Важнейшие понятия, характеризующие обращение с конфликтом

Умелое обращение с конфликтами – важнейшее условие минимизации их негативных последствий и достижения целей их участников. Обращение с конфликтами – это позиция их участников по отношению к конфликтам и соответствующее ей поведение . Обращение с конфликтами включает как деятельность по предотвращению конфликтов, так и, в случае если они возникли, управление ими.

Управление конфликтом – это контроль над его процессом и формами протекания с целью минимизации его издержек и максимизации позитивных результатов. Оно может осуществляться как участниками конфликта (каждой из сторон, или их совместными усилиями), так и внешними силами: миротворцами, разжигателями или арбитрами (например, государством по отношению к остро конфликтующим радикальным партиям).

Управление конфликтом обычно направлено на его разрешение или урегулирование . Разрешение конфликта предполагает устранение источника конфликта, его урегулирование означает прекращение конфликтных действий и враждебности, понижение значимости источника конфликта. Обычно оно достигается с помощью переговоров, компромиссов и убеждения.

2.
Диагностирование и профилактика конфликта

Исходным моментом эффективного обращения с конфликтами является их диагностирование , предполагающее сбор и анализ разносторонней информации о конфликте. Можно выделить следующие важнейшие аспекты диагноза конфликта :

1. Причины или источники конфликта, то есть лежащие в его основе объективные и/или субъективные противоречия.

2. Природа конфликта: существует ли он на базе закона, совместимы ли цели его участников или одного из них с национальными интересами и общественной моралью и т.п.

3. Биография конфликта – его история, в том числе поворотные точки в его развитии, и фон (среда), на котором он возник и прогрессировал, а также стадия и тенденции его развертывания.

4. Стороны конфликта: личности, группы, организации, государства.

5. Отношение сторон к конфликту: каковы их цели, надежды, ожидания, условия, хотят ли они решить конфликт сами или же готовы обратиться к посредникам и т.п.

6. Формальные и неформальные взаимоотношения и позиции сторон, и в том числе их лидеров.

Понимаемое в наиболее распространенном, широком значении предупреждение конфликта включает действия, исключающие зарождение конфликтной ситуации или же предполагающие устранение причин, источников конфликта, разрядку конфликтной напряженности, предотвращение формирования конфликтного сознания, кризиса и конфликтных действий .

3.
Стратегии обращения с конфликтами

Деятельность политического субъекта по управлению конфликтами прямо зависит от той общей стратегии, на которую он ориентируется. Известны три главные стратегии обращения с конфликтами :

1. Нормативная или морально-правовая стратегия . Она ориентируется на разрешение конфликта, на административно-правовой или этической основе. Соперничающие стороны обращаются к законам и принятым в государстве нормам поведения. Шансы разрешения конфликта прямо зависят от принятия и соблюдения всеми участниками конфликта соответствующих норм и базирующихся на них общих правил игры. В целом эта стратегия ориентирована на мирное соперничество в рамках определенных правил. Причем уважение правил и поддержание тем самым сферы консенсуса считается, в конечном счете, важнее, чем победа в конфликте.

2. Реалистическая стратегия . Она исходит из неизбежности конфликта в силу прирожденного стремления человека к господству и обладанию дефицитными ценностями и ориентируется главным образом на временное урегулирование конфликта с помощью любых пригодных в данной ситуации средств.

3. Идеалистическая (интегративная) стратегия Она ориентирована на нахождение новых общих целей и ценностей, которые обесценивают прежние, служащие источником конфликта, а также на сотрудничество сторон для их достижения. Эта стратегия предусматривает выигрыш всех сторон конфликта в результате его успешного разрешения.

Концентрация внимания не на заявленных позициях (требованиях), а на реальных интересах оппонента. Очень часто официальные заявления сторон лишь камуфлируют их подлинные интересы;

Расширение коммуникаций между сторонами с целью получения достоверной информации и укрепления доверия;

Сегментация, дробление предмета конфликта на многие составляющие. Это позволяет увидеть в позициях сторон точки соприкосновения и найти вопросы, по которым возможны согласие, компромиссы или сотрудничество;

Проведение различия между участником и предметом конфликта. Соперничество по определенным вопросам не должно перерастать в личную вражду и оскорбления;

Относительность соперника. Противоположную сторону нельзя рассматривать как врага в последней инстанции;

Ограничение сферы соперничества. Нельзя затрагивать основные цели и ценности оппонента, допускать расширение областей спора;

Сложный, многосоставный характер соперничающих сторон. Если в конфликте с каждой стороны участвуют более чем по одному человеку, то их позиции очень редко полностью совпадают. Дифференцированно подходя к оппоненту, можно ослабить его позицию, найти людей, готовых к сотрудничеству;

Временное (стадийное) ограничение конфликта. Чем раньше остановить процесс развертывания конфликта, тем легче его разрешить, и наоборот, чем дальше зашел конфликт, тем труднее и дороже его урегулировать;

Расширение временного горизонта конфликта. Как следует из теории игр, наиболее опасные игры характеризуются их коротким временным горизонтом. Установление длительной перспективы полного разрешения конфликта, как правило, облегчает его разрешение;

Стремление к окончательному решению конфликта менее желательно, чем стремление к его мелиоративному (предполагающему постепенное улучшение ситуации) решению. Это означает, что в большинстве случаев (хотя и не всегда) нельзя действовать по принципу: «либо все, либо ничего»;

Конфликты решаются с помощью перемен, а не через замораживание существующего состояния;

Нежелательность односторонних уступок. В этом случае сделавшая такие уступки сторона будет чувствовать себя ущемленной и обиженной, что подрывает прочность соглашения;

При разрешении конфликта важно уважать достоинство проигрывающей стороны или даже дать ей возможность выиграть в престиже в глазах своих сторонников и окружающих. Нельзя загонять противника в угол. Это может вызвать внезапный всплеск его агрессивности, переход конфликта в новую, более опасную плоскость с использованием более разрушительных методов и средств;

Решение конфликта должно быть легитимировано культурой, т.е. опираться на ценности, признаваемые всеми сторонами и окружающими. В этом случае будет меньше взаимных обид и решение окажется гораздо прочнее;

Ориентация на поликаузальность (многопричинность) конфликта и использование разнообразных средств. Это означает, что в основе конфликта часто лежат несколько причин. И даже если имеется лишь одна причина, то средства ее устранения могут быть разнообразны. Ориентaция на поликаузальность конфликта и разнообразие инструментов его разрешения полезна также в силу того, что она, ориентируя на поиск многих причин и средств, уменьшает вероятность ошибки;

Арбитраж, включение в процесс разрешения конфликта (коммуникации, подготовку, формулировку и интерпретацию решений, контроль за их реализацией) третьей стороны. Конфликты между двумя сторонами без подключения посредников трудноразрешимы;

Предпочтительность ставки на сотрудничество между взаимозависимыми сторонами ставке на временный выигрыш. Временная победа непрочна и вскоре может обернуться возобновлением борьбы или даже поражением. Устанавливающееся же в ходе сотрудничества доверие – ценный потенциал будущего взаимовыгодного взаимодействия сторон;

Ограничение числа участников урегулирования конфликта представителями (лидерами) соперничающих сторон. Опора исключительно на институт большинства затрудняет нахождение взаимоприемлемых решений и, в конечном счете, способствует не решению, а обострению конфликтов;

Определение до принятия совместного решения круга возможных альтернатив, допустимых уступок. Без этого каждой из сторон трудно найти компромиссное решение на переговорах;

Определение на ранних стадиях конфликта, а лучше до его возникновения, цены победы и поражения. В глубоких и затяжных конфликтах обычно проигрывают не только побежденные, но и формальные победители, так как цена победы бывает слишком высока. Очень часто трезвый анализ связанных с противоборством затрат сил и ресурсов помогает предотвратить конфликт или же остановить его на ранних стадиях;

Результаты урегулирования должны основываться на ясно и четко сформулированном соглашении, допускающем эффективный контроль.

Конечно, все эти и некоторые другие правила и рекомендации не являются универсальными. Их необходимо применять творчески, учитывая все факторы конфликтной ситуации, Однако их хорошее знание расширяет конфликтологический кругозор политиков, помогает им находить правильные решения и направлять конфликты в безопасное русло.
Заключение

Политический конфликт – основанное на реальных или мнимых противоречиях взаимодействие преследующих несовместимые, взаимоисключающие цели сторон, действия которых непосредственно направлены друг против друга и исключают взаимную выгоду. Особенностью политического конфликта является опосредованность взаимодействия людей отношением к власти. Поэтому, движимые противоречивыми социальными интересами, политические конфликты всегда затрагивают вопросы приобретения, формирования, использования или удержания власти.

Подводя итог краткого анализа политических конфликтов, можно сделать вывод, что общество сохраняется как единое целое, благодаря присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их сложное множественное переплетение препятствует расколу общества на два враждебных лагеря, что может привести к гражданской войне.

Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения.

Каждый из типов и видов конфликта, обладая определенными особенностями, способен сыграть определенную, конструктивную или деструктивную, разрушительную роль в развертывании политических процессов. Поэтому важно знать эти особенности, чтобы правильно ориентироваться в политической ситуации, как правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать продуманную политическую позицию.
Список использованной литературы:

1. Зеркин Д.П. Политология: Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 448 с.

2. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007. – 576 с.

3. Кравченко А.И. Социология и политология: Учебное пособие для студентов сред.проф.учеб.заведений. – М.: Изд.центр «Академия»; Мастерство: Высшая школа, 2006. – 312 с.

4. Мухаев Р. Т. Политология: учебник для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 495 с.

5. Политология. Высшее образование / Пугачев В. П. – М.: Филол. о-во «СЛОВО»; ООО «Изд-во «Эксмо», 2007. – 576 с.

Психологи считают, что императивное общение эффективно в чрезвычайных ситуациях. Объясните почему. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые две сферы межличностных отношений, в которых императивное общение в принципе неприемлемо, и в каждом случае кратко поясните своё мнение

Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.

Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания. <…>

Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».

Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.

Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации. (Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)

Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.

Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы? Укажите одно любое различие между ними.

Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.


В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «социальный конфликт»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два предложения: одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о видах со­ци­аль­но­го конфликта, и одно пред­ло­же­ние о при­чи­нах со­ци­аль­но­го конфликта.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) смысл понятия, например: это противоборство, столк­но­ве­ние двух и более субъ­ек­тов (сторон) со­ци­аль­но­го взаимодействия, при­чи­на­ми которого яв­ля­ют­ся несовместимые потребности, ин­те­ре­сы и ценности; (Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу определение.)

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о видах со­ци­аль­но­го конфликта, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, например: со­ци­аль­ный конфликт может быть скры­тым и явным; (Может быть со­став­ле­но любое дру­гое предложение, со­дер­жа­щее информацию о видах со­ци­аль­ных конфликтов.)

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса при­чи­ны социального конфликта, например: при­чи­ной социального кон­флик­та может стать столк­но­ве­ние интересов в любой сфере че­ло­ве­че­ских взаимоотношений, например, лич­ност­ные различия. (Может быть со­став­ле­но любое дру­гое предложение, рас­кры­ва­ю­щее причины со­ци­аль­но­го конфликта.)

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «национальная политика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о национальной политике.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: национальная политика - это совокупность политических и организационных мер, применяемых властями к национальностям, проживающим на ее территории.

2) два предложения с информацией о национальной политике, опирающейся на знания курса, например:

Основой принципом национальной политики России является равноправие народов, населяющих ее;

Национальная политика в ряде государств может принимать характер национального террора (погромы, этнические чистки, геноцид)

Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «социальный конфликт»? Со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щие информацию о со­ци­аль­ном конфликте.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть указаны:

смысл понятия, например: "Социальный кон­фликт - конфликт, при­чи­ной которого яв­ля­ют­ся разногласия со­ци­аль­ных групп или лич­но­стей при раз­ли­чии во мне­ни­ях и взглядах, стрем­ле­нии занять ли­ди­ру­ю­щее положение; про­яв­ле­ние социальных свя­зей людей."

Могут быть при­ве­де­ны следующие предложения:

1)Социальный конфликт-особое вза­и­мо­дей­ствие индивидов,групп и объ­еди­не­ний при столк­но­ве­нии их не­сов­ме­сти­мых взглядов,позиций и интересов.

2)Социальные кон­флик­ты делятся на: межличностные; кон­флик­ты между лич­но­стью и группой;конфликты между со­ци­аль­ны­ми группами (малые и сред­ние группы); кон­флик­ты между боль­ши­ми социальными группами; международные.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Назовите любые три вида социальных конфликтов, и проиллюстрируйте примером каждый из них.

Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Сформулированы три позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведены соответствующие примеры.

Возникновение конфликтной политической ситуации позволяет обнаружить проблемы, изначально незаметные и попытаться их разрешить (общественные выступления после парламентских и президентских выборов 2011/2012 годов привели к возобновлению прямых выборов губернаторов и изменению в избирательном законодательстве);

Усиление внутренней сплоченности в случае возникновения внешних конфликтов (после начала Первой мировой войны большинство политических партий выразили поддержку правительству, объединившись под знаменем патриотизма);

Выработка у участников конфликта умений и навыков, необходимых для защиты своих интересов (попытки введения в России ювенальной юстиции привели к формированию общественных организаций, выступающих против нее, использовавших разные методы борьбы; сбор подписей, обращения к власти, реакции власти).

Выявление политических группировок и их лидеров (в России постепенно оформляется так называемая не системная оппозиция, выявляются ее лидеры,

Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:

1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы);

3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).

Назовите три признака, опре­де­ля­ю­щие этническую при­над­леж­ность индивида, и проиллюстри­руй­те каждый из них примером.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть ука­за­ны следующие при­зна­ки и примеры:

Общей тер­ри­то­рии (Русские в своем боль­шин­стве проживают в РФ.),

Общ­ность языка (В каж­дом государстве есть. го­су­дар­ствен­ный язык. это,как правило,- язык до­ми­ни­ру­ю­ще­го этноса),

Общ­ность культуры. (В США боль­шин­ство жителей от­ме­ча­ют День благодарения)