Принадлежал ли исаакиевский собор рпц. Кто теперь будет финансировать Исаакий? Главный иконостас сделан из белого мрамора и опирается на колонны из малахита и ляпис-лазури, каких нет больше нигде в мире

Северин долинин

Исаакиевский спор

Слухи о том, что Исаакиевский собор все-таки передадут в пользование Русской православной церкви, появились еще перед Новым годом. Все прояснилось, когда губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил: «Вопрос решен». Собор будет передан РПЦ в пользование, дальнейшее содержание его будет осуществляться за счет церкви. При этом губернатор добавил, что по договоренности между ним и патриархом собор сохранит музейно-просветительскую функцию.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова подтвердила, что экскурсионная и просветительская деятельность в Исаакиевском соборе после его передачи епархии будет сохранена. Средства от экскурсий будут направлять на содержание и реставрацию собора.

Напомним, летом позапрошлого года епархия уже обращалась к правительству Петербурга с просьбой передать ей в пользование Исаакиевский собор, ссылаясь при этом на принятый в 2010 году федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Тогда обращение церкви вызвало бурное общественное обсуждение, много публикаций на эту тему, причем с разных позиций, было тогда на страницах и нашей газеты. В конце концов власти города отказали церкви, приняв решение о сохранении здания собора в оперативном управлении музея.

В апреле 2016 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий снова поднял вопрос об Исаакиевском соборе, обратившись к премьер-министру Дмитрию Медведеву. Обращение было направлено и губернатору Петербурга.

И вот решение принято. Очевидно, после серьезных консультаций на самом высоком уровне. И сразу возобновилась приутихшая было дискуссия, наиболее горячие граждане заговорили о пикетах и народных сходах, развернулся сбор подписей против передачи Исаакия епархии.

Страсти кипят, хотя стоило бы спокойно и без эмоций разобраться в происходящем.

С одной стороны, дело понятное и вполне естественное: храмы, построенные для верующих, должны в первую очередь использоваться для богослужений. Это нормальное положение вещей. Поэтому главное предназначение храма должно быть восстановлено. Музей в храме - это все-таки анахронизм богоборческих времен (кто хочет убедиться - пусть заглянет в Музей Арктики и Антарктики).

Однако именно с Исаакием - разговор особый. Противники его передачи церкви утверждают: здесь не может идти о классической церковной реституции. До революции Исаакиевский собор являлся государственной собственностью.

Исаакий формально церкви никогда не принадлежал, - напоминает историк Арсений Соколов, автор научной монографии «Государство и Православная церковь в России в феврале 1917 - январе 1918 годов». - Он не был передан в духовное ведомство, хотя причт у них действительно был. Исаакиевский собор числился по министерству внутренних дел, и деньги на содержание храма выделялись через его сметы.

Сторонники передачи храма на это парируют: до революции церковь не была отделена от государства, в документах использовался даже термин «ведомство православного вероисповедания». Принадлежность к тому или иному ведомству могла носить условный характер. В истории Казанского собора, например, было время, когда не только само здание, но и даже причт были подчинены придворному ведомству. А Петропавловский собор до революции хоть и находился в ведении церкви, но, когда средств на его поддержание не хватало, помогало главное казначейство...

И главное: Исаакиевский собор был именно храмом, он являлся кафедральным собором Петербургской епархии - и поэтому закон о передаче имущества религиозного назначения имеет к нему самое прямое применение.

У недовольных передачей храма другой аргумент: богослужения в Исаакиевском соборе были возобновлены еще в 1990 году, более четверти века здание используется совместно музеем и церковью, причем в последние месяцы службы в храме совершаются каждый день - утром и вечером. И на эти службы могут приходить все желающие - без музейного билета. «Что же еще нужно РПЦ?»

Их оппоненты парируют: в соборе сегодня слишком мало храма, службы идут только в левом приделе. И когда во время богослужения через алтарь проходит дама в униформе служителя музея, для верующих это неприемлемо. К тому же у музея, говорят они, выходной день по средам, даже если на среду выпадает церковный праздник.

Еще один довод противников: музей находится на полном самообеспечении, да еще и платит налоги городу. Ежегодный бюджет музея оценивают в сумму около 650 млн рублей, а в минувшем году он заработал еще больше - около 800 миллионов рублей. За счет этих средств проводится и реставрация собора. И с чисто прагматической, экономической точки зрения государству гораздо выгоднее сохранение нынешнего статуса собора.

Встречный довод сторонников: после передачи собора РПЦ в Исаакий можно будет попасть без билета, то есть этот бесспорно выдающийся памятник истории и архитектуры станет доступнее для всех. К тому же заявлено, что содержание храма будет осуществляться на счет средств РПЦ. И не все, в конце концов, определяется экономической выгодой, есть и соображения высшего порядка.

Решение принято, дискуссия продолжается. Важно понимать при этом, что Исаакиевский собор - действительно очень непростое сооружение. Он требует постоянного, практически каждодневного ремонта и реставрации; неравномерная осадка гигантского здания собора давно является предметом тревоги реставраторов. В епархии, надо полагать, все это хорошо понимают. Протоиерей отец Вячеслав Харинов, настоятель Скорбященской церкви на Шпалерной улице, еще полтора года назад, во время прошлой дискуссии о судьбе Исаакиевского собора, говорил:

Я не знаю православных действующих храмов, переданных епархии, которые были бы в запущенном состоянии. Конечно, они могут находиться на длительной реставрации, но это в любом случае процесс улучшения их состояния. И я не знаю ни одного храма, в котором после его передачи епархии были бы загублены святыни и музейные ценности!

Как бы то ни было, вопросов в связи с передачей Исаакиевского собора РПЦ остается немало. В том числе и о судьбе музея-памятника «Исаакиевский собор» как культурного учреждения. Из его ведения в пользу епархии уже изъяты Сампсониевский и Смольный соборы, после передачи Исаакия останется только Спас-на-Крови, который епархия тоже хотела бы видеть в своем ведении. Фактически речь идет о судьбе самого музея, судьбах десятков опытных музейщиков, отдавших этой работе много лет.

Официальных документов, подтверждающих передачу храма в управление церкви, в епархии пока не получали. А чиновники отмечают, что реально процесс передачи растянется надолго: так, могут возникнуть сложности с предметами Государственного музейного фонда, которые находятся в Исаакиевском соборе и которых тысячи.

Дискуссия продолжается, решение принято.

В истории Исаакиевского собора открыта новая страница.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии

Самое читаемое

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Первый скандал по поводу возможной передачи Исаакиевского собора в ведение РПЦ разгорелся летом 2016 года. Тогда правительство Санкт-Петербурга , заявив, что после передачи бремя содержания собора легло бы на город. Но 10 января губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко заявил , что передача Исаакиевского собора церкви – «решенный вопрос». Дискуссия о том, из чьего кармана после этого будет оплачиваться содержание собора-музея, который до сих пор успешно зарабатывал деньги, разгорелась заново.

РПЦ до конца 2017 года заберет Исаакиевский собор, который ей никогда не принадлежал. Платить же за его содержание все-равно придется городу и налогоплательщикам. Сказать спасибо за это надо губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, который поручил передать Исаакиевский собор в ведение Русской православной церкви к декабрю 2017 года. Произошло это после личной просьбы патриарха Кирилла. В Исаакиевском соборе на данный момент работают до 200 экскурсоводов, только за прошлый год храм посетили 3,9 млн туристов, заработок музея составил более 800 млн рублей, из этих средств удалось полностью оплатить реставрацию собора. В случае передачи храма РПЦ отвечать за состояние памятника ЮНЕСКО будет городской комитет по охране памятников, экспозиция музея (в том числе посвященная блокаде Ленинграда) может переехать на Большую Морскую или Думскую улицу.

Передача Исаакиевского собора РПЦ фактически означает следующее:
1. Собор остается в собственности Санкт-Петербурга, а значит будет нести затраты на ремонт и реставрацию собора.
2. Все сборы в соборе осуществляет РПЦ. Деньги остаются у них же. А вот платы за аренду не будет.

В прошлом году Исаакиевский собор собрал 800 миллионов рублей, за счет которых, в частности, проводилась реставрация. Решение Полтавченко означает, что эти деньги город больше не получит. Их придется взять из городского бюджета.

800 миллионов рублей - это одна школа. Или детский сад.

Этот "губернатор" не умеет и не может ничего. Стадион строит 10 лет и уже сейчас по цене он скоро обойдет Уэмбли. Метро при Полтавченко строится долго и дорого. Асфальт с дорог сходит каждую весну. Колейность - это уже нормальная ситуация для 90% городских дорог. Пора признать, что Полтавченко - управленческий импотент.

P.S. Зато сынульку миллиардером сделал, ага

P.P.S Может, пора поднять вопрос отзыва губернатора?

У меня только один вопрос к РПЦ. Исаакиевский собор дает бюджету 800 млн рублей, из которых покрываются расходы на всю питерскую культурку. На Фонтанке даже как-то шутили, что колонада кормит всех театралов этого города. После передачи Исаакия РПЦ, никаких 800 млн в бюджете уже не будет, а значит, эти деньги надо будет искать в других статьях. Все мы представляем, какие статьи обычно у нас идут под нож. Поэтому мне интересно, как реституция в данном случае поможет бездомным, школам, учителям, больницам, у которых эти деньги отнимут? Ведь деньги отнимут прежде всего у них, отнимать у АИП уже нечего.
И это не говоря о том, что в какой-то момент придется выделять деньги на содержание здания.

Комментаторы предлагают не останавливаться на Исаакиевском соборе.

Власти Санкт-Петербурга намерены уже в 2017 году передать Исаакиевский собор в ведомство РПЦ, сообщается в новостях.
А кладбище под названием "Красная площадь" и главная могила "Мавзолей" РПЦ не хочет наконец себе забрать?

Но большинству не до шуток. Несмотря на то что РПЦ обещает сохранить за зданием музейные функции, многие опасаются, что церковники могут ограничить доступ в собор.

Думаю, в таком случае смотровую площадку рано или поздно прикроют. :(

Будучи в музее Александровская Слобода, я попыталась войти в Собор, уже принадлежащий РПЦ. Перед моим носом протянули верёвочку и сказали, что служба закончилась и входа нет. А когда я достала фотоаппарат снять хотя бы вход в собор, то сказали, что съёмка запрещена и сейчас выведут меня с милицией.

При переводе в действующий храм на посетителей накладываются обязательные ограничения, это раз. Ригидность, зачастую хамство служителей при храме, особенно знаменитых "бабушек", поразительное недружелюбие распугивает людей. Это два.

Беспокоит комментаторов и возможное ухудшение состояния собора, а также сохранность коллекции, которая в нем находится.

Кто в теме. Казанский - принадлежит РПЦ. Разбитая плитка, разбитые двери, убогость внутри, вечный холод и сырость. Так не содержат памятник культуры и национальное достояние.

Спас на Крови, который расположен напротив, наоборот же очень ухожен, персонал следит за ним, вкладывает туда душу. Принадлежность - Минкульт. Мои соболезнования работникам Исаакиевского собора, я знаю, как вы боролись за него. Но уж такое время, сами понимаете.

В музейной коллекции находится множество музейных предметов, в том числе - Царские врата (как указано на сайте музея, "в результате долгой кропотливой работы восстановлены Царские врата храма Воскресения Христова – уникальное произведение ювелирного искусства, утраченное в послереволюционные годы. Исаакиевскому собору был возвращён его голос – своё место на звонницах заняли специально отлитые колокола").

В ближайшее время я планирую написать запрос в музей с просьбой предоставить информацию об объектах, религиозного назначения, которые составляют музейную коллекцию учреждения. Музей должен будет ответить в течение 30 дней.
Передача возможна только без предметов, входящих в музейную коллекцию.
А если передача без них невозможна - религиозная организация должна пускать слюни на что-то другое.


Многие указывают на то, что здание никогда не принадлежало церкви.

Полтавченко отдаёт Исаакиевский собор РПЦ. Именно отдаёт, а не возвращает, как пишут некоторые. У особо верующих и других любителей скреп есть теория, что Исаакий должен быть возвращён попам, потому что когда-то он находился в ведении РПЦ. Так вот, Исаакий РПЦ никогда не принадлежал и никак не может быть им возвращён.

Исаакиевский собор всегда принадлежал государству, в том числе и в период империи. Построен он был на государственные деньги и пожертвования, церковь тут была вообще ни при чём. Просто теперь особо ретивые попы решили отжать себе один из главных символов Петербурга.

Мне кажется, тут всё довольно нехитро. До 1917 года церковные имущества, в т. ч. храмы и монастыри, были собственностью либо государства, либо частных лиц. При этом Московский Патриархат в его нынешнем виде появился на свет значительно позже и юридическим наследником всего этого быть не может ну вообще никак.

Разумеется, советская власть поступила по отношению к храмам как варварская орда, коей она и была. Но примерно также она поступила и по отношению ко многим другим государственным материальным ценностям.

Я убежден, что здания, предназначенные для богослужения, для богослужения и должны употребляться. Но это никак не значит, что они не могут одновременно быть музеями, концертными залами и т.п. И уж точно не значит, что они непременно должны принадлежать какой-то религиозной организации. Собственно, и в средние века, и в новое время церкви часто и строили, и держали в собственности частные лица (дворяне, помещики, купцы) - и это никак не мешало богослужению. Равно и сейчас никто из руководства РПЦ не смущается и не возмущается тем, что кафедральный собор Московского Патриарха принадлежит не Церкви, а московской мэрии.

(Отступление от темы: сейчас снова возникло такое явление, как строительство храмов частными лицами. Порой церковные власти ведут себя в отношении таких замечательных проектов как настоящие бандиты. Типа, дом может быть частным, а если на доме прилепить крест, то он автоматически становится собственностью РПЦ).

Говоря проще, храмы, в т.ч. старые, передавать религиозным структурам, конечно, можно. Но (1) не в рамках реституции (относительно дореволюционного имущества она, по-моему, в России совершенно не возможна) и (2) при условии несения религиозной организацией всех расходов по содержанию храма. Но при этом я-таки убежден, что если храм остается храмом (многие же перестроены так, что не узнать) и принадлежит государству (т.е. всем людям), то дело чести и правды государства - позволить совершать там соотвестующее служение, если есть желающие это делать. В какой форме и как часто - надо решать в каждом случае отдельно. Хотя бы ради уважения воли и памяти тех, кто этот храм когда-то возвел именно для такого служения.

По поводу Исаакиевского собора:

1. Данный храм НИКОГДА не принадлежал РПЦ - ни до революции, ни после.
Подарочек, которое сейчас собрались сделать им буржуазное правительство - это прямое нарушение воли русских царей, видевших его строго государственным и никак иначе.

2. Как только попы почувствуют себя там хозяевами - из Исаакия тут же будут вычищены любые намеки на античность, из которой в этом храме состоит чуть менее, чем всё.

Такие дела.

На это есть ответный аргумент: собор строился тогда, когда церковь не была отделена от государства.

Не надо лукавить. Никакое не "государство" строило Исаакиевский собор. Его строили верующие люди (и простые и царствующие) для верующих людей. Пришли коммунисты, устроили там глумление в виде антирелигиозного музея, а теперь глумятся вновь, размышляя, вернуть ли собор верующим людям, или нет. Конечно вернуть!

При этом на мой взгляд в отношении исторических зданий государство вправе требовать обременение для религиозных организаций - требование содержать такие исторические здания в должном виде, а также поддерживать туристическую инфраструктуру на должном уровне. И лишь если религиозная организация по каким-то причинам не может, не тянет такого рода ответственность за здание - лишь тогда государство должно брать эти сооружения под свое крыло. Т.е. тогда уже становиться и полноправным хозяином таких сооружений, оставляя определенное время и формат для отправления религиозных обрядов организациями.

Итого - государство не вправе не возвращать РПЦ ее собственность. Но государство может требовать от РПЦ содержать здание в должном порядке. И РПЦ в свою очередь должна сама покрывать все расходы. Если не справляется - то тогда функции владельца опять должны перейти государству.

Пора уже начать уважать собственность, нам не принадлежащую. Как неправильно покушаться на собственность горожан и строить религиозные сооружения в общественных скверах и парках - равно неправильно не возвращать РПЦ то, что исторический ей и принадлежало.

И все же в требовании церкви отдать ей Исаакиевский собор многие видят свидетельство алчности.

Плохо понятны мотивы этого решения, кроме банальной жадности: дайте нам!
Огромный, очень сложный и дорогой в содержании музейный храм в центре Петербурга.

В городской администрации сомневаются, что передача состоится в назначенный срок, сообщает «Фонтанка» :

«Губернатор поставил задачу: передать собор к декабрю 2017-го, задача абсолютно нерешаемая из-за бумажной волокиты, скорей всего, реальный срок - 2019 год», - заявил собеседник издания.

Согласен с этой оценкой и директор музея «Исаакиевский собор» Николай Буров, который в комментарии ТАСС уточняет :

«Основываясь на опыте передачи церкви Сампсониевского собора, занявшей 1,5 года, могу предположить, что по самым оптимистичным подсчетам аналогичный процесс в Исаакиевском соборе может занять от 24 до 36 месяцев.»

То, как губернатор Полтавченко объявил о передаче, заставило многих предположить, что решение он принял единолично.

У меня внезапно возникло ощущение, что город Санкт-Петербург - это такой увеличенный и гротескный вариант Новгородской области в худшем его проявлении. Объясню почему - в 53 регионе сидит уже 9 лет некий барин, который считает бюджет своей казной, а жителей региона своими холопами, ага, а журналистов (вне зависимости от того, в каком издании они работают) своими летописцами.

В Питере, хоть и не в таком закошмаренном варианте, но истрия примерно такая же. Сначала даже в "демократию" поиграли, когда решение о переименовании одного из мостов принимала якобы топонимическая комиссия, когда народ возмутился и вышел митинговать, по стандартной схеме пустили пару демшизоидов-"оппозиционеров", чтобы одним из видом дискредитировать все эти выступления и назвать людей "Пятой колонной" и мост сохранил название, которое дала якобы комиссия.... Но тут была хоть какая-то попытка изобразить демократию, как я сказал выше. <...>

Ну и сегодняшняя новость про передачу РПЦ Исаакия. Губернатор Полтавченко видите ли заявил, что "Вопрос решен". Сам не слышал, документа не видел, а питерским коллегам, извините, склонен немного не доверять, что он именно так сказал, но если так, то это полное наплевательство на мнение горожан. Полтавченко решил опять самолично решить?

Ну, понеслось. Полтавченко объявил о передаче Исаакиевского собора РПЦ. У меня возникло несколько вопросов. Какого рожна Полтавченко заявляет о том, что вопрос решен, словно собор - его личная нюхательная табакерка, которую он счел нужным передарить Гундяеву. Очень опрометчиво, Георгий Сергеевич.

И я тоже за справедливость. Вот была такая Сергиевская церковь. В тридцатые ее для своих нужд прибрало, перестроив, НКВД. Сейчас в ней активно функционирует приемная управления ФСБ по Петербургу. Дико извиняюсь. Когда ФСБ отдаст церковь обратно?

И еще очень волнует судьба Диоскуров перед Манежем. В бытность Исаакия действующим храмом капитул собора решил, что язычники в вольных позах, да еще без всякого намека на штаны (про их коней и говорить нечего) - позорят славный институт церкви. И разнузданных Кастора с Поллуксом перетащили к конногвардейским казармам. А вернули на место только после революции.
Что там капитул думает насчет язычников? И не ждет ли их участь Мефистофеля с Лахтинской?

По Конституции источник власти - народ, а разве это воля народа? Полтавченко с мордовской братией войдут в историю, как разрушители культурной столицы.

Когда у тебя в голове чеченские беженцы в Бресте, как-то не до передачи Исаакиевского собора РПЦ. Единственное непонятно, почему все так удивляются - губернатор-беспредельщик с ПГМ отжал у налогоплательщиков величайшее творение архитектуры, и?

А давайте подарим РПЦ вместо Исаакия нашего любимого полтавченко. Да. Большая жертва. А что делать... Таксказать с любовью, от всего города

Против решения губернатора выступил депутат петербургского Законодательного собрания Максим Резник .

Присоединился к нему и его коллега по Законодательному собранию Борис Вишневский :

Губернатор Полтавченко заявил, что вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ решен.
На мой взгляд, это огромная ошибка. И она будет исправлена.
Закон позволяет гражданам обратиться по этому вопросу в суд, если они полагают, что их права и интересы нарушены.
Я считаю, что мои права и интересы этим решением будут нарушены.
Встретимся в суде.
Хотите второй Охта-центр, Георгий Сергеевич? Вы его получите.
Кстати, тогда нам тоже говорили, что "вопрос решен".
Напомнить, что было потом?

Передача Исаакиевского собора епархии может запустить механизм возвращения церковного имущества. Церковь сможет претендовать на принадлежавшие ей монастырские подворья, богодельни и даже на экспонаты в Эрмитаже, считает историк Лев Лурье.

Сейчас в городе все только и говорят о требовании епархии передать ей Исаакиевский собор и церковь Спаса на Крови. Это может стать прецедентом с неясными последствиями. Он, скорее всего, предопределит судьбу двух оставшихся петербургских храмов–музеев: Петропавловского и Морского собора в Кронштадте. Реституция церковного имущества на этом только начнется. Церковь вправе претендовать на принадлежавшие ей до революции дома причта, монастырские подворья, богодельни. Русский музей и Музей истории религии должны будут передать лавре коллекцию икон, Эрмитаж - серебряную раку с гробницы Александра Невского.

Между тем практика взаимоотношений церкви и музейного сообщества вовсе не так однозначна, как следует из претензий митрополита Варсонофия.

Да, существует изданное в 1993 году распоряжение Бориса Ельцина: "Осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий".

Однако есть и принятый в 1996 году закон "О Музейном фонде РФ и о музеях в РФ", согласно которому музейные предметы в составе государственной части фонда отчуждению не подлежат, музейная коллекция является неделимой.

В результате "Ангел златые власы" все еще в Русском музее, "Троица" Андрея Рублева - в Третьяковской галерее, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризоположения, собор Василия Блаженного, церковь Покрова Богородицы в Филях, церковь Грузинской Богоматери входят в состав музеев московского Кремля, церковь Николы в Толмачах - подразделение Третьяковской галереи.

Музеям–заповедникам подчиняются такие прославленные храмы, как Успенский и Дмитровский соборы Владимира, Рождественский собор Суздаля, Преображенская церковь в Кижах, Софийский собор, церкви Спаса на Ильине улице, Феодора Стратилата, Спаса на Нередице в Новгороде, многие храмы Ярославля, Пскова, Вологды, Каргополя, Углича.

При этом во всех этих церквях проходят регулярные службы, существуют настоятели. Так же, впрочем, и в петербургских храмах–музеях, в том числе и в Исаакиевском соборе. До сих пор такое совмещение функций не мешало ни причту, ни музейным работникам. В этом смысле наш главный храм напоминал соборы Святого Петра в Риме или Святого Марка в Венеции, где регулярные службы сочетаются с массовым туристическим потоком.

Что вызывает опаску? Исаакиевский собор - самый посещаемый после Эрмитажа и Петергофа музей Петербурга. Меж тем храмы, переданные епархии, как правило, закрыты для экскурсионных групп. Практика зависит только от доброй воли того или иного настоятеля. В Преображенском или Казанском соборе к посетителям относятся любезно, а в Симеона и Анну и Никольский Морской туристов с гидом не пускают. Где–то фотографировать можно, где–то - категорически запрещено. У клира самые разные представления о том, как позволено и как не позволено одеваться посещающему храм.

Территории вокруг церквей, до революции существовавшие как открытые общественные пространства, порой фактически приватизированы. Ни окрестных детей, ни прихожан не пускают за ограду, где красуются иномарки и особняки священнослужителей.

Совершенно непонятно, как епархия думает содержать гигантский Исаакий, заполненный реликвиями и памятниками. От кронштадтского Морского собора прошлый митрополит разумно отказался, узнав, что его эксплуатация обходится в 10 млн рублей в месяц. Сколько стоит обслуживание Исаакиевского собора? Не обрастет ли кафедральный собор лавками, залами для свадебных банкетов и конференций и даже автосервисом, как это случилось с сопоставимым с ним по объему храмом Христа Спасителя?

Исаакиевский собор и до революции (когда церковь не была отделена от государства) не принадлежал ни епархии, ни даже синоду. Он находился в подчинении министра внутренних дел (как Смольный собор - в ведении министерства народного просвещения, а Петропавловский - министерства императорского двора). Собор содержало государство, а не приход. И сам храм, и его знаменитая колоннада и тогда входили в состав главных достопримечательностей столицы Российской империи.

Директор Музея трех соборов Николай Буров - опытный и осторожный чиновник, и уж если он не может прийти к компромиссу с митрополитом, то город просто обязан помочь.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

С начала прошлого года вокруг Исаакиевского собора начали сгущаться тучи. В начале 2017-го Георгий Полтавченко объявил о передаче музея в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Это решение вызвало конфликтную ситуацию в городе, продолжавшуюся несколько месяцев.

Исаакиевский собор: что было в 2017-м году

Соответствующее решение в Смольном приняли после обращения патриарха Кирилла к главе города в декабре 2016-го. Источники, близкие к Кремлю, сообщали СМИ, что глава РПЦ сначала лично подходил с подобной просьбой к Путину, и получил его разрешение. Однако пресс-секретарь президента, Дмитрий Песков, ответил, что "эта информация не соответствует действительности". По информации РБК, до предполагаемого вмешательства главы государства, Георгий Полтавченко занимал иную позицию. В распоряжении издания появился документ от 18 мая 2016 года, в котором губернатор Петербурга писал главе "Минэкономразвития" Алексею Улюкаеву. Тогда Полтавченко выступал против передачи собора Московскому патриархату.

Так или иначе, но после новогодних каникул, 12 января 2017 года, на сайте петербурского комитета имущественных отношений появилось сообщение: Исаакий передадут РПЦ в марте 2019 года. Согласно этому документу, собор переходил в пользование православной церкви на 49 лет.

Многие петербуржцы негативно восприняли эту новость. В городе начались массовые акции протеста против передачи Исаакиевского собора. Горожане опасались, что собор перестанет работать как музей, а церковь не справится с содержанием памятника. Против решения Полтавченко также выступило Министерство культуры и представители научного сообщества. Основным требованием чиновников было то, что Исаакий должен был сохранить музейно-просветительские функции. Жители Петербурга даже предлагали провести референдум, однако Законодательное собрание города признало

Находились общественные деятели, которые, наоборот, положительно отнеслись к решению губернатора. Например, историк и член Геральдического совета при Президенте Михаил Медведев рассказывал, что Мужчина даже организовал общество "Православные - за Иссакий как собор и музей".

Как бы мы не хотели, чтобы церковь была первой во всем. Но хороший батюшка не сможет заменить хорошего музейщика

Михаил Медведев, историк и член Геральдического совета при Президенте.

Исаакиевский собор: новый директор

Директор ГМЗ "Исаакиевский собор", актер Николай Буров, отрицательно высказывался о передаче собора Московскому патриархату. По информации "Медузы", в апреле администрация Петербурга потребовала от него вывезти все экспонаты из собора к Пасхе. Буров сообщил, что в такие короткие временные рамки этого сделать невозможно. Однако потом событие отложили, а 21 апреля Николай Буров сообщил, что решил уйти с должности директора Исаакиевского собора. По данным "Фонтанки", он попросил об отставке на встрече с Георгием Полтавченко. По словам очевидцев, присутствовавших в тот день в Смольном, Буров тогда "выглядел очень расстроенным".

И. о. директора ГМЗ "Исаакиевский собор" назначили бывшего заместителя директора собора по связям с общественностью Ираду Вовненко. Женщина также известна в Петербурге как писательница и . Уже 2 июня в прессе появилась информация о том, что Вовненко покидает этот пост. Через две недели новым директором музея Исаакиевского собора стал искусствовед Юрий Мудров. В конце июня он договорился с Русской православной церковью об увеличении количества богослужений в соборе.

Исаакиевский собор: год спустя

Кажется, что РПЦ на время забыла о своих требованиях по передаче Исаакиевского собора. По информации Русской Службы BBC, в декабре 2017 года в Смольный не обращались представители Московского патриархата с просьбой передать собор. Такую же информацию изданию сообщил Юрий Мудров..

В 2018 году Исаакиевский собор по-прежнему остается музеем. В начале марта Юрий Мудров рассказал СМИ, что "ни у него, ни у руководящего персонала нет причин думать о том, что собор отдадут в управление какому-то другому "ведомству". В то же время в храме по утвержденному расписанию проходят богослужения. Руководство музея и епархия сохраняют хорошие отношения.

Однако в начале марта активисты движений "Коалиция за науку, образование и культуру" и "Защитим Исаакиевский собор" и По мнению участников движения, затишье вокруг Исаакия в 2018 году связано с выборами Президента России. Тогда некоторые петербуржцы были уверены: передача собора церкви продолжится после объявления итогов.

Политические и общественные деятели Северной столицы высказывают разные мнения о судьбе Исаакия. Например, спикер Законодательного Собрания Вячеслав Макаров заявил, что

Это дом божий и моя позиция в этом отношении неизменна. Я убежден в том, что он будет передан в ведение РПЦ. И там можно будет проводить богослужения и все то, что связано со службой РПЦ.

Вячеслав Макаров, спикер ЗакСа.

В День России в Исаакиевском соборе отметили 160-лет со дня освящения. Праздничная Божественная литургия состоялось утром 12 июня.

Фото: "Сохраним Исаакиевский собор", "Исаакиевский собор"/ ВК.

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко 10 января заявил, что Исаакиевский собор будет передан РПЦ. Общественность тут же начала кампанию против этого решения. Сиб.фм пробует разобраться, из-за чего сыр-бор: чем собор славен, кто его построил и кому принадлежал при разных режимах.

Что такое Исаакиевский собор?

Здание, построенное между двух петербургских площадей, Сенатской и Исаакиевской, в манере позднего классицизма, с элементами византийского стиля и эклектики. Является архитектурной доминантой исторической части Петербурга. По высоте собор уступает только колокольне Петропавловского собора в Петропавловской крепости.

Отличается роскошным убранством, внутренним и внешним. Снаружи стены его облицованы светло-серым мрамором, интерьеры отделаны разноцветным мрамором, яшмой, порфиром, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой. Декор — мозаика, монументальная живопись, витражи. На золочение купола ушло около 100 кг червонного золота.

Украшают собор 112 гранитных колонн разных размеров, 24 из них поддерживают верхний купол. На вершинах четырёх восьмиколонных портиков стоят скульптуры двенадцати апостолов. Во внешнем украшении собора использованы также скульптурные барельефы и множество других статуй, для православной традиции нехарактерных.

После окончания строительства Исаакиевский собор считался третьим в мире по величине среди христианских храмов (после собора святого Петра в Риме и собора святого Павла в Лондоне). Он и сейчас входит в число пяти крупнейших христианских храмов: высота — 102 метра, внутренняя площадь — более 4 тысяч квадратных метров.

Короче, это главный православный храм Петербурга и один из главных храмов России.

Когда и кто его построил?

На месте нынешнего собора с начала XVIII века сменяли друг друга три церкви в честь святого Исаакия. Построить здесь кафедральный собор задумал Александр Первый, но строительство велось большей частью при Николае Первом. Оно продолжалось сорок лет (1818 — 1858). В разное время в нём принимали участие около 400 тысяч рабочих.

В конкурсе на строительстве собора участвовали лучшие архитекторы того времени — Воронихин, Захаров, Стасов, Кваренги и другие. Однако ни один из проектов царю Александру не понравился. Он привлёк к строительству выдающегося инженера Августина Бетанкура, а тот порекомендовал императору молодого французского архитектора Огюста Монферрана.

Исаакиевский собор стал главным произведением Монферрана. Другое знаменитое его сооружение — Александровская колонна на Дворцовой площади. Огюст Монферран простудился на освящении Исаакиевского собора и через месяц умер. Он просил похоронить его в стенах собора, но в этой просьбе ему было отказано: архитектор не принадлежал к православной церкви, он был католиком.

А кто такой Исаакий?

Преподобный Исаакий Далматский, в честь которого собор освящён — византийский монах, игумен Далматской обители. Он боролся против арианской ереси и умер в 383 году от Рождества Христова.

В день именин Исаакия Далматского родился Пётр Первый, будущий император, весьма почитавший этого святого. Поэтому преподобный Исаакий считается одним из святых покровителей Петербурга.

Правда ли, что собор при царе принадлежал МВД?

Именно так. Исаакиевский собор Русской православной церкви никогда не принадлежал, хотя в нём постоянно проводились церковные службы. По окончании строительства РПЦ просила передать ей собор, но у имперских властей возникли сомнения, сможет ли церковь содержать его должным образом. Поэтому собор был передан Министерству путей сообщения, а позднее — Министерству внутренних дел.

МВД в Российской империи было весьма могущественным ведомством: кроме полицейских функций, оно занималось разнообразными вопросами внутренней политики, экономики и культуры, назначало губернаторов и других должностных лиц.

Сначала он был передан церкви. В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья в Исаакиевском соборе изъяли 48 кг золотых и около 2 тонн серебряных украшений. И в том же году его передали обновленческой церкви, которая с советской властью пыталась сотрудничать.

А когда он стал музеем?

В 1928 году храм отобрали у верующих, а три года спустя в нём открыли антирелигиозный музей. Главным экспонатом стал подвешенный под куполом маятник Фуко, наглядно доказывающий вращение Земли. Сейчас маятник демонтирован, но его иногда показывают на выставках в стенах собора.

В 1948 году в стенах храма открылся историко-художественный музей «Исаакиевский собор», в ведении которого храм находится и сейчас. В пятидесятых и шестидесятых годах была проведена комплексная реставрация собора.

В ведении этого же музея находятся ещё три других петербургских собора: Смольный, Сампсониевский и храм Воскресения Христова на канале Грибоедова (он же Спас-на-Крови). Поэтому его именуют иногда Музеем четырёх соборов.

Там всё ещё был музей. Хотя в 1990 году прошло первое после большого перерыва богослужение. С тех пор дважды в день проводятся церковные службы. Музей продолжал работать.

Музейные и церковные власти мирно уживались четверть века, хотя РПЦ неоднократно просила передать Исаакиевский собор ей.

Так из-за чего шум?

10 января 2017 года петербургский губернатор Георгий Полтавченко объявил, что собор будет передан церкви по договорённости с патриархом Кириллом.

Это известие вызвало горячие протесты общественности, преимущественно петербургской. Против передачи Исаакиевского собора в ведение РПЦ уже собрано свыше 100 тысяч подписей.

Мнение церкви

Аргументы РПЦ очень просты: главный православный храм Петербурга должен принадлежать православной церкви. Тем более что Исаакиевский собор — кафедральный. Иначе говоря, это главный храм Санкт-Петербургской епархии.

При этом церковные власти заверяют, что музейные функции за Исаакиевским собором будут сохранены в полном объёме. А беспрепятственный доступ в собор будет обеспечен представителям всех конфессий.

Мнение музейщиков

Руководство и специалисты музея сомневаются, сможет ли церковь обеспечить сохранность здания и проведение реставрационных работ, которые в Исаакиевском соборе идут непрерывно.

Кроме того, существует проблема сохранения рабочих мест. Сейчас в музее работают 393 сотрудника. Между тем известный протоиерей Всеволод Чаплин ещё два года назад заявил в интервью телеканалу «Россия-1»:

«Четыреста человек работают в музее. Нужны ли там эти четыреста человек, если храм будет передан в пользование церкви? Я думаю, что в десять раз меньше людей потребуется для того, чтобы этот храм обслуживать».

Что там с финансами?

Всё непросто. Музей «Исаакиевский собор» до сих пор сам зарабатывал на своё существование. Годовой доход — около 800 миллионов рублей.

После передачи собора РПЦ церковные власти не смогут брать плату за вход: это противоречит их уставам. Содержание собора может стать проблемой для государства и городских властей.

Короче, музея в соборе больше не будет?

Губернатор Полтавченко пообещал, что собор сохранит свою музейно-просветительскую функцию, хотя в каких конкретно формах это будет происходить, понимания нет. Вице-губернатор Михаил Мокрецов заявил, что в случае несоблюдения условий хранения музейных ценностей РПЦ могут лишить права пользования собором, и уточнил, что юридическим собственником собора остаётся Санкт-Петербург. Общественность в любом случае собирается отстаивать Исаакий от притязаний РПЦ. Короче, до конца 2017 года, а то и до 2019-го Исаакиевский будет существовать в нынешнем виде, а потом — неизвестно.