Внутренняя консервативно охранительная политика николая 1. Причины поражения восставших

Билет №37. Несбывшиеся надежды на принятие конституции, крепостные реформы и восстание декабристов.

Крестьянский вопрос во второй четверти XIX в. и политики правительства.

Важность крестьянского вопроса осознавалось правительством Николая I. Создавались комитеты для решения этого вопроса. Было запрещено отдавать на заводы и ограниченно право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.

В 1841 г. был издан закон, запрещавший продавать крестьян по одиночке и без земли.

В 1842 г. был издан указ «Об обязанных крестьянах». Он позволял помещикам отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю в пользование, За что крестьянин отрабатывал повинность. В 1843г . безземельные дворяне лишились права приобретать крестьян.

В 1844 г. в западных губерниях началось введение инвентарей: правительство регламентировало размеры крестьянских наделов и повинностей, стремясь ограничить влияние местного дворянства.

В 1837-1841 гг. под руководством графа Киселева (министра внутренних дел) была проведена реформа государственной деревни. Государственным крестьянам было дано самоуправление, был упорядочен аппарат управления гос. Деревни, во глава  министерство государственного имуществ. Пересматривалось наделе-ние крестьян землей, обложение их податями, создавало склады на случай неурожая, начальная школа и больницы в деревни.

Восстание декабритов

Толчком к формированию взглядов декабристов стала Отечественная война 1812 г. В движении декабристов принимали участие представители дворянского сословия. В 1820 г создаются 2 тайных общества Северное в Петербурге во главе с Н. Муравьевым и Южного на Украине, возглавляемого П.И. Пестелем . взгляды декабристов были изложены в двух программных документах - «Русской Правде» П.И. Пестеля и Конституции Н. Муравьева. Общими чертами, объединяющими программы, были отмена крепостного права, наделение крестьян землей, введение гражданских прав и свобод, ликвидация неограниченного самодержавия, создание новой системы государственного управления на основе разделения властей и решения национального вопроса. Но подходы к решению обозначенных проблем у авторов были разные.

Утром 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь вышло несколько воинских частей, в том числе Московский полк и Гвардейский флотский экипаж, ведомые офицерами-заговорщиками. Восставшие собирались помешать присяге Сената Николаю, но сенаторы оказались уже приведены к ней рано утром и разошлись по домам. Кроме того, на площадь не явился диктатор - Трубецкой. Пока его ждали и выбирали нового, время было упущено, Николай смог подтянуть верные части и несколькими артиллерийскими залпами разогнал мятежников.

В результате следствия по делу декабристов пятеро были повешены, большая часть сослана в Сибирь на каторгу, часть - на Кавказ в действующую армию рядовыми. Нижние чины - участники восстания - также понесли наказания различной тяжести.

БИЛЕТ №38.Консервативная внутренняя политика Николая 1 и её итоги.

Укрепление самодержавия

Внутренняя политика. Царствование Николая I началось с восстания декабристов (14 декабря 1825), которое, однако, потерпело поражение. На декабристов обрушились жестокие репрессии, пятеро лидеров было казнено, сотни сосланы в Сибирь и на Кавказ. После восстания император усилил репрессивные органы, во главе которых встало III Отделение императорской канцелярии с приданным ему корпусом жандармов. Была резко ужесточена цензура.

Общая реакционность политики Николая I не исключала проведения преобразований в отдельных сферах. В сфере управления важнейшей реформой стала кодификация законодательства, проведенная группой юристов под руководством М.М. Сперанского. В 1832 появился 15-томный Свод законов Российской империи , в который вошли все действующие законы.

Оппозиция была представлена либеральными и революционными кружками, подвергавшимися репрессиям властей. Наиболее значительным был кружок петрашевцев (по имени лидера М.В. Буташевича-Петрашевского), в 1849 жестоко разгромленный властями. Деятельность оппозиции была гораздо более существенной не в сфере практической политики, а в сфере идеологии Собственная Его Императорского Величества канцелярия.

I отделение - личная канцелярия императора

II отделение - кодификация законов

III отделение - политическая полиция

IV отделение - благотворительные заведения

Николай 1 увеличил аппарат чиновников.

1826 г. – создание III отделения СЕИВК

Глава: Александр Христофорович Бенкендорф.

Помощник: Л.В.Дубельт

Наводняют страну шпионами, тайными агентами.

1827 г. – III отделению передают корпус жандармов; страна поделена на несколько жандармских округов 

в России создана эффективная полицейская система

Притормозила развитие революционного движения и связь с либеральной Европой; замедлило развитие прогрессивных идей.

Кодификация законов

Николай I: упорядочивание законов = упорядочивание жизни в стране

1826 г. - II отделение CЕИВК

Консервативная модернизация Николая I

Николай I (1825-1855), вступивший на русский престол под гром пушек на Сенатской площади, не внёс ничего принципиально нового в правительственную политику. Его правление можно охарактеризовать как консервативную модернизацию страны. Идеалом императора был Пётр I. Французский путешественник и литератор XIX в. А. Кюстин писал о николаевской России, что «дух Петра I властвует здесь над всеми». Николай I, как и Пётр, верил во всесилие государства, но западный путь развития для России он решительно не принимал. «Я понимаю абсолютную монархию, потому что сам её возглавляю. Но представительного образа правления я постигнуть не могу. … Я скорее отступил бы до самого Китая, чем согласился бы на подобный образ правления», - говорил Николай I. В основу своей политики он положил идею порядка и регламентации.

В 1826 г. началось превращение Собственной его императорского величества канцелярии , созданной ещё в 1812 г., в важнейший орган государственного управления. Широкую известность получило печально знаменитое III отделение канцелярии под руководством шефа корпуса жандармов. Оно руководило полицией, занималось борьбой с революционерами, наблюдало за иностранцами, вело следствие по политическим делам. В его распоряжении была огромная сеть агентов.

В царствование Николая I была осуществлена кодификация (упорядочение) законов России . Ещё в XVIII в. предпринимались попытки привести в систему русские законы, накопившиеся после Соборного уложения 1649 г., но они закончились неудачей. Кодификацией законов стало заниматься созданное в 1826 г. II отделение императорской канцелярии. Во главе был поставлен М.М. Сперанский. После изнурительной работы в 1830 г. появилось «Полное собрание законов Российской империи», включавшее в себя 35993 акта - от Соборного уложения 1649 г. до 1825 г. Акты располагались в хронологическом порядке. На основе Полного собрания законов составлены своды по отдельным отраслям права. Из них устранены все недействующие, исключены повторения. «Свод законов Российской империи» (1833 г.) содержал только действующие законы. Обновление законодательства не произошло, т.к. Николай I не одобрил планы Сперанского по исправлению и дополнению законов.

Самодержавие предпринимало попытки в решении крестьянского вопроса. Создавались секретные комитеты по крестьянскому делу, было издано около 100 указов. После окончания русско-турецкой войны 1828-1829 гг. крестьяне в Молдавии и Валахии объявлялись лично свободными. Но самой значительной была реформа государственной деревни 1837-1841 гг. Её инициатором стал министр государственных имуществ (государственных крестьян отнесли к этому министерству) граф П.Д. Киселёв (1788-1872), участник Бородинского сражения и русско-турецкой войны. Реформа заключалась в упорядочении податного обложения крестьян, в приведении крестьянского землепользования в соответствие с податями и увеличении крестьянских наделов, введении частичного крестьянского самоуправления, в организации продовольственной, агрохимической и врачебной помощи, в распространении школ в государственной деревне.

В 1841 г. принят закон, запрещавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1842 г. - «Положение об обязанных крестьянах», которое по существу стало продолжением указа 1803 г. «О вольных хлебопашцах». Подтверждалось право помещика заключать со своими крестьянами добровольные соглашения о прекращении личной крепостной зависимости. Земельные наделы крестьянам давались не в собственность, а в вечное пользование за фиксированные повинности. В 1843 г. безземельные дворяне лишались права приобретать крепостных крестьян. В 1846 г. крепостным было разрешено с согласия помещика вступать в сделки и покупать недвижимость на своё имя. В 1847 г. в Белоруссии и Правобережной Украине введены инвентарные правила , т.е. государство регламентировало размер крестьянских наделов и повинностей. Помещик не имел права их изменить.

Таким образом, очевидно, что общее направление политики по крестьянскому вопросу состояло в стремлении несколько ослабить зависимость крестьян от помещиков и усилить правительственную опеку над жизнью деревни.

В общественном и идейном движении России XIX в. выделяются несколько направлений. Разочарование российского общества правлением Александра I, поражение декабристов способствовали нарастанию консервативных тенденций. Платформа консервативно-охранительного направления не допускала возможности дальнейших изменений в сторону западной системы. Например, Л.В. Дубельт, представитель высшей государственной бюрократии, заявлял следующее: «Наш народ оттого умён, что тих, а тих оттого, что несвободен». И далее: «Не заражайтесь бессмыслием Запада – это гадкая помойная яма, от которой, кроме смрада, ничего не услышите». Отражением консервативно-охранительных тенденций стала теория официальной народности. Её автором являлся министр народного просвещения граф С.С. Уваров. В основе теории официальной народности лежала идея о самобытности России, основанной на трёх началах «православии, самодержавии, народности». Подчёркивался священный характер самодержавия, связь самодержавия с менталитетом русского народа. С целью контроля за общественными настроениями в 1826 г. введён новый цензурный устав, который современники называли «чугунным».

Помимо консервативно направления в общественно - политической жизни страны к концу 1830-х гг. появилось ещё несколько течений, наиболее значимыми из которых были западники и славянофилы. Западники (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин и др.) исходили из единства исторического развития человечества и единства исторических путей развития России и Западной Европы. Славянофилы (братья И.С. и К.С. Аксаковы, братья И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др.) считали, что исторический путь развития России принципиально отличается от западноевропейского. Они идеализировали общественный строй Московской Руси, крестьянскую общину, развивали религиозно-идеалистическую философию в духе православных идеалов. И западники, и славянофилы выступали в защиту прав личности, общественной свободы, протестовали против деспотизма и бюрократизма, крепостничества, решительно не принимали революции.

В николаевскую эпоху начало формироваться и революционное течение. Яркими его представителями были М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв. В размышлениях о возможных путях развития России они пришли к отрицанию современного им уклада Западной Европы, видя будущее в социализме – справедливом, по их мнению, общественном строе, в котором не будет частной собственности и эксплуатации человека человеком. Признавали революционные методы достижения цели.

Таким образом, основная часть, стоящих перед страной проблем (отмена крепостного права, улучшение системы управления) во время правления Николая I решена не была. В отличие от Западной Европы Россия избежала революционных потрясений, но в русском обществе наметились основные политические течения от консервативного до либерального и революционного.

Внешняя политика России во второй четверти XIX в. была достаточно активной. На протяжении всего периода царствования Николая I военные действия шли непрерывно. Османская империя (Порта или Турция) и Персия (Иран) не оставляли надежд на реванш. Европейские державы, прежде всего Англия и Франция, стремились не допустить усиления влияния России.

Центральное место во внешней политике России занимал восточный вопрос – взаимоотношения с Османской империей. Восточный вопрос – это вопрос о судьбе черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы), судьбе христианских народов Балканского полуострова, а также о соперничестве европейских держав (России, Англии, Франции) в районе Балканского полуострова и на Ближнем Востоке. Обострение восточного вопроса было связано с ослаблением Османской империи.

Русско-иранская война 1826-1828 гг.
Дата Развитие событий
Июль 1826 г. Вторжение иранской армии в Закавказье и стремительное наступление на Тифлис.
Апрель 1827 г. Военные действия перенесены в пределы Ирана.
Октябрь 1827 г. Русские войска заняли древнюю иранскую столицу Тавриз и быстро продвигались к Тегерану.
Февраль 1828 г. Заключён Туркманчайский мир . К России отошла Восточная Армения (Эриванское и Нахичиванское ханства). Иран уплачивал 20 млн. контрибуции, предоставлял свободу переселения армянам в пределы России, свободу плавания русских судов по Каспийскому морю, согласился на запрет держать на Каспии свои военные суда.
Русско-турецкая война 1828-1829 гг.
Апрель 1828 г. Николай I объявил о начале войны с Турцией. Повод – задержка Турцией российских торговых судов, захват грузов и высылка русских купцов. (Англия и Франция заявили о нейтралитете, но тайно оказывали поддержку Турции, Австрия помогала ей оружием)
1828 г. Русские войска заняли Молдавию и Валахию, перешли Дунай и взяли ряд крепостей на территории Болгарии.
1829 г. В Закавказье русская армия осадила крепости Карс, Ардаган, Баязет, Арзерум. Русские войска взяли Адрианополь и оказались в 60 верстах от Константинополя, овладение Константинополем привело бы к резкому обострению отношений с европейскими странами. 2 сентября подписан Адрианопольский мир: - Россия получила южную часть Бессарабии, часть Черноморского побережья Кавказа от Анапы до Поти. - Греция получила широкую автономию (а с 1830 г. независимость); расширилась автономия Сербии, Валахии и Молдавии.
Крымская война 1853-1856 гг. Причины: -Россия стремилась к овладению черноморскими проливами, расширению своего влияния на Балканах; - Англия и Франция добивались вытеснения России с берегов Чёрного моря и из пределов Закавказья; - Османская империя преследовала реваншистские цели.
20 октября 1853 г. Николай I объявил манифест о начале войны с Турцией
18 ноября П.С. Нахимов во главе русской эскадры разгромил турецкий флот в Синопе. Это стало поводом для прямого вмешательства Англии и Франции в конфликт между Россией и Турцией.
Январь 1854 г. Англо-французские войска высадились в болгарском городе Варна. Австрия выдвинула к границам Дунайских княжеств многотысячную армию. Россия была вынуждена вывести свои войска из Валахии и Молдавии.
Март-июль 1854 г. Осада русскими войсками турецкой крепости Силистрия.
Март 1854 г. Англия и Франция объявили войну России.
Сентябрь 1854г. – август1855 г. Героическая оборона Севастополя. Её возглавлял сначала адмирал В.А. Корнилов, после его гибели – П.С. Нахимов, который также героически погиб в конце осады. Среди участников обороны Севастополя находились Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов. В конце августа 1855 г. войска антироссийской коалиции овладели тактически важной высотой Севастополя - Малаховым курганом. Принято решение оставить Севастополь. Исход войны был предрешён.
18 марта 1856 г. Заключён Парижский мирный договор. - Россия лишена южной части Бессарабии, но ей возвращены Севастополь и другие города в Крыму в обмен на Карс; - потеряла право защищать интересы православного населения на территории Османской империи, что подрывало влияние России на ближневосточные дела; - объявлялась «нейтрализация» Чёрного моря, т.е. России и Турции запрещалось держать на Черном море военный флот и военные крепости, проливы Босфор и Дарданеллы объявлялись закрытыми для военных судов.

Поражение России в Крымской войне подорвало её престиж на международной арене. Черноморское побережье оказалось беззащитным в случае войны. Главной причиной поражения России в этой войне стало её военно-техническое отставание. Очевидной была необходимость неотложных реформ во всех сферах жизни страны.

Большого напряжения сил от России потребовала и Кавказская война за присоединение Северного Кавказа 1817-1864 гг. Там проживало около 100 народностей и ряд из них вступили в борьбу с российскими войсками. На части территории Северного Кавказа в 1834 г. было создано сильное теократическое государство во главе с имамом Шамилем. Шамиль пользовался поддержкой Англии, Турции и Ирана. В этом противостоянии Россия потеряла 77 тыс. человек и огромные средства.

Во внешней политике николаевской России большое значение придавалось революционной опасности. Поляки не могли примириться с разделами Польши и стремились к восстановлению полной государственной независимости в границах 1772 г. В конце 1830 г. в Варшаве вспыхнуло восстание, к нему присоединилась польская армия. Польский сейм объявил династию Романовых лишенною польского престола и установил временное революционное правительство. В 1831 г. восстание было подавлено. После его подавления проведена реформа управления Польшей. Упразднён Сейм и польская армия. На территории Польши разместились русские войска. Воеводства были преобразованы в губернии.

Николай I готовил интервенцию против июльской революции 1830 г. во Франции, однако восстание в Польше сорвало эти планы. В 1848-1849 гг. по странам Западной Европы прокатилась новая волна революций. Революционные события в других странах Николай I рассматривал как угрозу российскому самодержавию. В 1848 г. он ввёл войска в Молдавию, совместно с Османской империей оккупировал Валахию. В 1849 г. помог австрийскому императору подавить венгерскую революцию.

Консервативная модернизация при Николае I

Правление Николая I (1825-1855) называют «апогеем самодержавия», поскольку стало периодом наивысшего упрочения военно-бюрократической формы российского абсолютизма. Еще его называют «консервативной модернизацией», т.к. при нем шло приспособление основ самодержавия к изменившимся социально-экономическим условиям.

Внутренняя политика. Николай I был третьим сыном Павла I, поэтому готовился для военной карьеры, а не для управления государством. Он получил соответствующее военно-инженерное образование. Никакой программы действий у него не было. Правление Николая началось с подавления восстания декабристов, оно и определило дальнейшую деятельность. «Революция на пороге России, - заявил Николай I после восстания декабристов, - но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни...». В течение своего тридцатилетнего царствования Николай I сделал все, чтобы сдержать эту клятву.

Роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. На первое место в системегосударственного управления выдвигается Собственная его императорского величества канцелярия (Канцелярия). В ее составе было шесть отделений.

I отделение, образованное в 1812 г., готовило документы для государя и контролировало исполнение его распоряжений.

II отделение, появившееся в 1826 г., занималось кодификацией законодательства.

Важнейшим было III отделение, тоже организованное в 1826 г., которое ведало вопросами государственной безопасности. Его задачами были руковод­ство полицией, борьба с государственными преступлениями и противниками существующего режима, сектантами и раскольниками, управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами. В 1827 г. при III отделении был создан корпус жандармов.

Созданное в 1828 г. IV отделение должно было заниматься работой женских учебных заведений, медицинских и благотворительных учреждений.

V отделение было об­разовано в 1835 г. для разработки проекта реформы управления государственными крестьянами.

VI отделение, функционировавшее с 1842 г., было призвано готовить материалы, относящиеся к управлению территорией Кавказа.

Император использовал свою канцелярию, создавал различные секретные и специальные комитеты и, минуя министерские органы, сосредоточил в своих руках решение многих вопросов. Это привело к усилению централизма и режима личной власти. Были милитаризованы многие звенья государственного аппарата, на важнейшие административные должности назначались генералы. К 1850 г. во главе 41 (из 53) губерний стояли военные губернаторы.

Главную опору самодержавия Николай I видел в чиновничестве. В его правление происходит количественный рост государственного аппарата. Численность чиновников выросла в пять раз и к середине века составила 100 тыс. человек. Эффективность работы бюрократии была невысока, повсеместным явлением было взяточничество.

Характерной чертой внутренней политики Николая I являлось укрепление и консервация дворянского сословия. После выступления декабристов император утратил доверие к высшим слоям дворянства.Он стремился опереться на ту часть дворянства, доходы которой были малы и не позволяли обойтись без государственного жалованья.

Создавались преграды к расширению дворянства за счет выходцев из других сословий. В 1832 г. были введены звания потомственных почетных граждан (присваивались детям, чьи родители имели личное дворянство, ученым, ху­дожникам, купцам 1-й, 2-й гильдии) и почетных граждан (присваивались чи­новникам 4-10 рангов, лицам, окончившим высшие учебные заведения). По­четные граждане освобождались от рекрутской повинности, телесных наказа­ний, подушной подати. Эти меры должны были уменьшить стремление «подлого сословия войти в высшую сословную касту».

В 1845 г. был издан указ, по которому потомственное дворянство приобре­талось с пятого ранга Табели о рангах, а не с восьмого, как было ранее. Тогда же появился указ о майоратах, запрещавший дробление дворянских имений между наследниками. Превращение дворянства в закрытое сословие в будущем отрицательно сказалось на его качествах.

Важнейшим вопросом все-таки являлся крестьянский, но как его решить никто не знал. Николай I осознавал пагубность крепостничества, которое задерживало экономическое развитие. Однако опасаясь общественных потрясений, вызванных отменой крепостного права, он считал, что «прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Император провел ряд мер, не затронувших основы крепостничества: было запрещено продавать крестьян поодиночке и без земли (1841); безземельные дворяне были лишены права приобретать крестьян (1843); крестьянам было предоставлено право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика (1847); вышло разрешение всем категориям крестьян приобретать недвижи­мую собственность (1848). Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал Указ 1842 г. «Об обязанных крестья­нах». По этому Указу, получая личную свободу, крестьяне оставались без земли, т.е. фактически такими же зависимыми от помещика.

Более активно государство действовало по отношению к государственным крестьянам. В 1837-1841 гг. была проведена реформа управления государственными крестьянами под руководством министра государственных имуществ П.Д. Киселева. Крестьяне получили личную свободу и выборное самоуправление, за счет государства их переселяют на свободные земли в Сибирь. Реформа привела к открытию больниц и школ, ветеринарных пунктов, способствовала распространению агро­технических знаний, в широком употреблении появился картофель. Однако она сохранила повинности крестьян, усилила полицейский надзор за ними и в итоге не увенчалась успехом.

Значительной реформой стала кодификация законодательства, проведенная под руководством М.М. Сперанского, возглавлявшего II отделение Канцелярии. К 1830 г. были систематизированы все законы, принятые с 1649 г. («Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах). В 1832 г. составлен 15-ти томный «Свод действующих законов Российской империи», включавший систематизированные по отраслям права действующие законы.

Предметом особых забот Николая I были печать и образование. Именно здесь, по его мнению, укоренилась «революционная зараза». В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший у современников название «чугунного».

Столь же мелочному контролю подвергались и учебные заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а для пресечения свободомыслия преподавание вести в строгом православно-монархическом духе. Рескриптом 1827 г. император запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший средние и низшие звенья народного образования. Между существовавшими типами школ (одноклассное приходское училище, трехклассное уездное училище, семиклассная гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась.



Устав 1835 г. лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности. Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. министром народного просвещения С.С. Уваровым теория «официальной народности», состоявшая из трех принципов: «Самодержавие, православие, народ­ность».

Внутренняя политика Николая I, укрепляя основы самодержавия и не решая назревших коренных проблем, привела к застою и отставанию России от передовых стран Запада.

Важнейшими экономическими мерамиправительства Николая I были следующие. В 1839-1843 гг. была проведена финансовая реформа под руководством министра финансов Е.Ф. Канкрина. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль, ограничено расходование средств государственной казны. Появились также первые сберкассы («копилки бедняка»), что позволило горожанам накапливать начальный капитал, так как система мелкого кредита отсутствовала.

Были уста­новлены протекционистские пошлины на ввозимые заграничные товары. Организовывались крупные промышленные выставки. Велось широкое железнодорожное строительство под покровительством государства. В 1837 г. вступила в строй первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом. В 30-40-е гг. XIX века в России начинается промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному.

Внешняя политика. Охранительные начала были присущи и внешнеполитическому курсу Николая I. Царь стремился бороться с революцией не только внутри страны, но и в международном масштабе. В 1830-1831 гг. было подавлено восстание в Польше, в результате чего ее Конституция упразднялась. На европейском направлении главной задачей было поддержание стабильности в Европе. В 1849 г. русская армия по просьбе австрийского императора помогла подавить революцию в Венгрии и тем самым спасла единство Австро-Венгерской империи. После этого Россию стали называть «жандармом Европы».

На кавказском направлении стремление России закрепиться на Северном Кавказе (Дагестан, Чечня, Адыгея) привело к многолетней Кавказской войне (1817-1864). Горцы Кавказа, направ­ляемые мусульманским духовенством, объявили «газават» (священную войну против неверных). В течение 25 лет (с 1834 г.) это движение возглавлял Ша­миль. Кавказская война закончилась включением Северного Кавказа в состав империи.

Самым острым для России в царствование Николая I стал «восточный вопрос» . Он заключался в следующем: укрепление влияния России в ближневосточном регионе; обеспечение максимально выгодного для России режима в черноморских проливах Босфор и Дарданеллы (дававших право прохода в Средиземное море); расширение черноморской торговли; поддержка национально-освободительного движения славян­ских народов против турецкого владычества. Активно противодействовала укреплению позиций России на Востоке Англия.

В 1826-1828 гг. в войне с Ираном Россия одержала победу и получила Восточную Армению (Нахичиванское и Эриванское ханства). В 1828-1829 гг. состоялась русско-турецкая война. Для укрепления своих позиций на Балканах Россия выступила в защиту греческого населения, находящегося под угрозой полного уничтожения. В результате боевых действий турецкие войска были разгромлены на всех фронтах. По Адрианопольскому мирному договору (1829) к России отошла Южная Бессарабия с устьем Дуная, земли в Закавказье, восточное побережье Черного моря. Черноморские проливы открывались для русских торговых кораблей. Греция получила автономию, расширились автономии Сербии, Валахии и Молдавии. Усилившееся влияние России на Балканах обеспокоило Англию и Францию.

В 1853-1856 гг. состоялась Крымская война. Причиной стали столкновение колониальных интересов России, Англии, Франции и Австрии на Ближнем Востоке и Балканах. Николай I рассчитывал воспользоваться слабеющей Турцией и укрепить позиции в регионе.

На первом этапе войны (октябрь 1853 – март 1854) Турция была почти полностью разбита. 18 ноября 1853 г. в гавани города Синоп русский Черноморский флот под командованием адмирала Нахимова в ходе Синопской битвы разгромил турецкую эскадру. Англия и Франция, опасаясь разгрома Османской империи, в марте 1854 г. объ­явили войну России, а Пруссия и Австрия заняли позицию враждебного нейтралитета.

На втором этапе Крымской войны (апрель 1854 – февраль 1856) России противостояла мощная коалиция (Англия, Франция, Турция). В сентябре 1854 г. на Крымском полуострове был высажен англо-французский десант. Русская армия, возглавляемая бездарным адмиралом А.С. Меньшиковым, потерпела поражение в сражении на р. Альме.

13 сентября 1854 г. началась героическая оборона Севастополя, продолжав­шаяся 11 месяцев. Обороной руководили адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, ге­роически погибшие во время отражения штурмов. Защитниками Севастополя были Л.Н. Толстой, хирург Н.И. Пирогов. Многие участники снискали славу национальных героев: военный инженер Э.И. Тотлебен, матросы П. Кошка, И. Шевченко.

18 марта 1856 г. был подписан Парижский мирный договор. Все завоеванные земли подлежали обмену (Россия возвращала Карс и получала Севастополь и все другие русские города); Россия потеряла базы и часть флота, устье Дуная и южную Бессарабию; Черное море было объявлено нейтральным; протекторат над Молдавией и Валахией отменялся.

Причины поражения в Крымской войне:

1) неверная оценка международной ситуации, приведшая к дипломатической изоляции России и войне не с одним, а с не­сколькими сильнейшими противниками;

2) отсталая военная промышлен­ность, базировавшаяся в основном на крепостном труде. Она производила устаревшее во­оружение: почти все русские воины были вооружены гладкоствольными кремневыми ружьями, тогда как английские и французские солдаты имели на вооружении нарезные винтовки;

3) неразвитая сеть железных дорог не позволяла быстро доставлять войска, флот союзников был паровым, у русских – все еще парусным;

4) бюрократизм и коррупция.

Крымская война подвела итоги правления Николая I. Она показала, что при сохранении существующих порядков Россия не может состязаться на равных с передовыми государствами Западной Европы. В 1855 г. в обстановке военных неудач Николай I умер. Несостоятельность проводимого им курса поставила вопрос о реформах, способных обновить страну, преодолеть отставание России от ведущих держав.

8.4 Общественная мысль середины XIX века:

Тема урока: «Император Николай 1. Сочетание реформаторских и консервативных тенденций»

Цели урока:

    Сфоррмировать у учащихся представление об исторической личности Николая 1

    Познакомить учащихся с характерными чертами внутренней политики Николая 1

    совершенствовать умения учащихся работать с учебником;

    развивать умения и навыки анализировать исторические документы;

    продолжить развивать умения выделять главное, делать выводы;

    развивать коммуникативную культуру.

    Способствовть формированию у учащихся интерес к истории и историческим личностям

Учебное пособие: Арсентьев Н.М., Данилов А.А. История России. 9 класс.- М.: Просвещение, 2016

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока: мультимедийная авторская презентация

Ход урока

    Оранизационный момент

Приветствие, позитивный настрой класса.

    Объявление темы урока, постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель:

Тема нашего урока: «Внутренняя политика Николая 1». Давайте вместе с вами определим цели изадачи нашего урока.

Ученики высказывают свои предположения.

Целью нашего урока сформировать представление об ист рической личности Николая 1 и особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях.

Я хочу вашему вниманию представить стихотворения поэтов – современников Николая 1. После того как я вам прочитаю стихотворения, вы должны ответить на вопросы: Как их авторы относятся к правлению Николая 1:

Отрывки из стихов А.С. Пушкина, посвященных Николаю I (1828 год):

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждою, трудами.

О нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный:

Тому, кого карает явно,

Он втайне милости творит.

Исходя из этого мнения А.С. Пушкина, правление Николая I улучшило или ухудшило положение России?

Стихи М.Ю. Лврмонтова, написанные после 1837 года, когда поэт уезжал из «николаевской России» служить офицером на Кавказе:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

В целом, исходя из этого мнения М.Ю. Лермонтова, правление Николая I улучшило или ухудшило положение России?

Как вы видите у поэтов различное мнение по поводу праления Николая 1.

У вас на партах лежит пакет исторических документов. В приложении 1 отзыве о императоры его современников. Найдите в тексте как о нем отзывались современники. Как вы видите эти отзывы неоднозначны. Почему? Чтобы разобраться с этим вопросом приступим к изучению личности императора и его основных направлений внутренней политики.

    Актуализация опорных знаний

Давайте вспомним при каких обстоятельствах Николай 1 стал императором?

Ответы учеников

4.Изучение нового материала

Сегодня на уроке при изучении новой темы вы будете встречаться с такими понятиями:

Работа с понятиями

Кондификация упорядочивание какого-либо текста, перенумерация его частей, разделение на главы, подглавы, параграфы, а также для облегчения цитирования, ссылок при работе с данным текстом, систематизация законов.

бюрократия – система управления, основанная на вертикальной иерархии, в которой власть принадлежит чиновничьей администрации

цензура – контроль властей за содержанием и распространением печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства и т. д.

Почти 30-летнее царствование императора Николая I часто называют апогеем самодержавия. Действительно, парадный фасад Российской империи никогда еще не был столь блестящим, а ее международный престиж - столь высоким, как в эпоху Николая I. Однако поражает ее внутренняя противоречивость: золотой век русской культуры, первые железные дороги, систематизация законов, оформление идеологической основы российского самодержавия, ряд важных реформ в самых различных областях жизни общества - и разгром движения декабристов, жесткое преследование инакомыслия, гнетущее засилие бюрократической рутины, венгерский поход русской армии 1849 г. и неудача в Крымской войне как своего рода итог правления Николая I. И во всем этом можно обнаружить следы его личного участия, проявления его здравого смысла и духовной ограниченности, непреклонной воли и капризного упрямства, житейского добродушия и мелочной мнительности.

    Изучение личности Николая 1

Слайд 1 Вашему вниманию предоставлен портрет Николая 1. Попробуйте описать его.

Работа с историческими источниками (приложение 2)

Вопросы:

- Как описывает его внешний вид французский маркиз Астольф де Кюстин?

- Как описывает его Герцен?

О детстве и юности будущего императора вы сейчас услышите.

К какой карьере готовили Николая? (к военной)

Какие обстоятельства повлияли на его характер?

Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом.

Приложение 3

- Образование Николая 1 и его отношение к образованию.

- как он относится к подданым.

- Каковы по вашему мнению положительные и отрицательные качества Николая 1?

Приложение 4

- Прочитайте оценку деятельности Николая 1 современными историками. Одинакова ли она. Современные историки его деятельность оценивают не одинаково. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос мы сегодня изучим внутреннюю политику Николая 1.

Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. В Европе в этот момент завершаются промышленные перевороты, а ведущие европейские страны превращаются в высокоразвитые промышленные державы. А что же происходит в России? Подавлено восстание декабристов, по-прежнему сохраняется крепостное право, абсолютная монархия, в обществе усиливаются консервативные настроения.

Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.

Слайд 2 Основные направления внутренней политики Николая 1

У.: После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.

Слайд 3 схема

Вопросы: (работа с учебником стр.66)

Кто руководил работой 2 отделения?

Давайте вспомним кто такой Сперанский.

Продукт его деятельности?

Ответить на вопросы:

    Что такое кодификация?

    Была ли она необходима?

    Кто возглавил работу по кодификации?

    Дайте оценку кодификации законов.

Кто руководил работой 3 отделения?

Прочитав документ, определите круг обязанносте 3 отделения . (приложение 5)

В чем заключался цензурный устав 1826 года?

При Николае I значительно разбух чиновничий, бюрократический аппарат. Составить образное впечатление о чиновниках николаевского царствования вам помогут произведения Н. В.Гоголя, А. С.Пушкина, комедия А. С.Грибоедова “Горе от ума”.

Период правления Николая 1 называют «Апогей самодержавия». Но естественно у него была опора. Как вы думаете какое сословие было опорой самодержавной власти Николая 1.

Это было дворянство.

Слайд 4 дворянский вопрос

Вопросы:

В чем заключался указ 1845 года? (стр.67)

Что давало звание почетного гражданина и потомственного почетного гражданина? (стр.67)

В чем заклчался указ 1828 года? (стр. 68)

Как вы думаете, с какой целью принимались данные указы? (чтобы заручиться поддержкой дворянства)

Как и его предшественник на императорском троне Николай 1 не смог обойти вниманием важнейший вопрос крестьянский. Он решил начать с преобразований, направленных на улучшение положения государственных крестьян. По его поручению реформу управления государственными крестьянами провел генерал П. Д. Киселев – член Госсовета и министр государственных имуществ .(слайд 5)

Слайд 6 Крестьянский вопрос

Вопросы:

- как относились помещики к реформам Киселева (стр.68)

Слайд 7

Как на самом деле исполнялся указ 1842 года?

Работа с документом (приложение 6)

Ознакомиться с документом Указ об обязанных крестьянах 1842 г. И ответьте на вопросы:

Ответить на вопросы:

    Каковы основные положения документа?

    Сравните этот указ с указом о вольных хлебопашцах. В чем сходство и отличие их положений? (стр.17)

    Какой из указов давал больше свободы крестьянам?

    Мог ли Николай I предпринять более решительные шаги в решении крестьянского вопроса? ( Николай I не мог решиться на его отмену. Опасаясь реакции помещиков, он лишь частично облегчил жизнь крестьян.)

Какие права получили крепостные в 1847 году?

В чем заключалась инвентарная реформа 1847-1848 гг.?

Что такое общественная запашка и зачем она вводилась?

Что такое «картофельные бунты»?

Почему реформа государственной деревни вызвала недовольство, как крестьян, так и помещиков?

5. Первичное закрепление и осмысление полученных знаний

Появляется слайд 8 : «Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?» Согласны ли вы с этим высказыванием?

Для ответа на этот вопрос ребятам нужно выбрать карточки «ДА» или «НЕТ». Свой выбор они поясняют.

«ДА»

«НЕТ»

Николай предпринимал меры для укрепления самодержавия: учредил 3-е отделение, принял «Устав о цензуре».

Он старался улучшить существующие порядки, например: приказал привести в порядок законы и решить «крестьянский» вопрос.

Обобщая ответы учеников, учитель говорит, что деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.

6. Домашнее задание

Пар . 10 стр.66-69, выписать даты и определения.

7. Итог урока

Приложение 1

Личность и деяния Николая I (25.06.1796-18.02.1855), пятнадцатого по счету российского самодержца из династии Романовых, оценивались современниками неоднозначно. Лица из ближайшего окружения, общавшиеся с царем в неформальной обстановке или в узком семейном кругу, как правило, отзывались о нем с восторгом: "вечный работник на троне", "неустрашимый рыцарь", "рыцарь духа". Для других он был "кровавым", "палачом", "Николаем Палкиным" и т.д. По словам одного из современников, лично знавшего Николая Павловича, он поразительным образом "совмещал в себе качества противоположные: рыцарство и вероломство, храбрость и трусость, ум и недомыслие, великодушие и злопамятность <...> Он был верующий, но отличался жестокостью" . Другим бросалось в глаза сочетание в нем "суровости и даже жестокости" с "сострадательностью и великодушием" .

Приложение 2

Приведем и словесный портрет Николая, принадлежащий перу побывавшего в России в 1839 г. французского маркиза Астольфа де Кюстина:

"У императора Николая греческий профиль, высокий, но несколько вдавленный лоб, прямой и правильной формы нос, очень красивый рот, благородное овальное, несколько продолговатое лицо, военный и скорее немецкий, чем славянский, вид. Его походка, его манера держать себя непринужденны и внушительны".

Тем не менее Герцен довольно верно расставил акценты при описании внешнего облика царя:

"Он был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное - глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза"

Приложение 3

он "в учении видел одно принуждение и учился без охоты" . Тем не менее Николай хорошо овладел четырьмя языками (русским, французским, немецким, английским), неплохо рисовал карандашом и акварелью, играл на трубе (видимо, на тромбоне) и, как пишет граф Олсуфьев, был также "артистом игры на барабане"

"Говорят, что я - враг просвещения: западное развращает их, я думаю, самих; совершенное просвещение должно быть основано на религии"

"не сносил никакой шутки, казавшейся ему обидою, не хотел выносить ни малейшего неудовольствия <...> он как бы постоянно считал себя и выше, и значительнее всех остальных"

"Сомневаюсь, чтобы кто-либо из моих подданных осмелился действовать не в указанном мною направлении, коль скоро ему предписана моя точная воля» .

"Обладая огромной и несомненной энергией, - подчеркивает баварский посланник в России, - император Николай до такой степени преисполнен сознанием своей власти, что ему трудно представить себе, чтобы какие бы то ни было люди или события могли оказать ему сопротивление"

Документ. Из воспоминаний фрейлины А.В. Тютчевой: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».

Приложение 4

Документ 1. Историки о Николае I

«Но кто же был этот Цезарь?» … На лице Николая всякий легко мог прочесть страшные для России: «остановись, плесневей, разрушайся!». … Деспот по природе, имея инстинктивное отвращение от всякого движения, от всякого выражения индивидуальной свободы и самостоятельности, Николай любил только бездушное движение войсковых масс по команде. … Все люди были перед ним равны, и он один имел право раздавать им по произволу способности, ум, всё, что мы называем дарами Божьими. … Он до конца дней не переставал ненавидеть и гнать людей, вырвавшихся из общего уровня по милости Божьей, до конца не переставал окружать себя посредственностями и совершенными бездарностями, произведёнными в великие люди по воле начальства, по милости императора.. Не знаю, у какого другого деспота в такой степени выражалась ненависть к личным достоинствам, природным и трудом приобретённым, как у Николая…»

С. М. Соловьёв

Николай I «по-своему был цельная и яркая личность. И эта цельность и яркость была результатом того, что в ней окрашивалось в один цвет одним господствующим чувством – инстинктом самосохранения. Лучшим средством самосохранения Николаю I казались: порядок, дисциплина, безусловное повиновение. В сущности и его властность не была властолюбием, любовью к власти, а лишь средством оградить себя от опасности… Воспитывать дисциплину, порядок, повиновение, по его мнению, могла лишь военная служба… По собственным словам Николая, его привлекали к военной службе «порядок, никакого всезнайства и противоречия, подчинение единой воле»».

Н. А. Рожкова

Приложение 5

Определите круг обязанностей III отделения

“…Просматривая описи архива III Отделения, поражаешься той бездне совершенно незначительных и никакого государственного значения не имевших дел, которыми занимались жандармы. В своем стремлении охватить всю жизнь населения, они вмешивались решительно во всякое дело, куда представлялась возможность вмешаться. Семейная жизнь, торговые сделки, личные ссоры, проекты изобретений, побеги послушников из монастырей – все интересовало тайную полицию. В то же время III Отделение получало огромное количество прошений, жалоб, доносов, и по каждому шло расследование, на каждое заводилось особое дело…”

(Троцкий И. III-е Отделение при Николае I: Жизнь Шервуда – Верного. Л., 1990. С.53

Приложение 6

Указ об обязанных крестьянах 1842 г.

«В статьях… Свода Законов… установлены правила, на основании коих помещикам дозволено обращать крестьян своих в свободные хлебопашцы, с уступкой им в собственность помещичьих земель за определенные, по взаимному условию, вознаграждение. Мы признали за благо… предоставить тем из помещиков, которые сами того пожелают, заключать с крестьянами своими договоры на таком основании, чтобы, не стесняясь последствиями о свободных хлебопашцах, помещики сохраняли принадлежащее им полное право вотчинной собственности на землю со всеми ее угодьями и богатствами, как на поверхности так и в недрах ее, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условные повинности …на следующих правилах:

Повинности крестьян в пользу помещиков могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли или другой работой. Крестьяне принимают название обязанных крестьян… Помещики имеют высшее наблюдение за сельскою полицией и за исполнением законов о сельском благоустройстве; им принадлежит также право суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях обязанных крестьян и первоначальный разбор взаимных между ними тяжб и споров…»

Синквейн

Николай I

Воспитание, неудовлетворительное

Подавил, создал, составил, ввёл

Консерватор, антилиберал

Монарх.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИСТИТУТ

АБАКАНСКИЙ ФИЛИАЛ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ


Контрольная работа по истории отечества

Тема 9. Либеральные и консервативные тенденции в общественной жизни России в I половине XIX в.


АБАКАН - 200


План


1. Два периода внутренней политики Александра I. Административные, военные и другие реформы

Проект государственных преобразований Сперанского

Политический курс Николая I

Заключение

Литература


Введение


В контрольной работе предстоит осветить знаменательный этап истории России. Так уже исторически сложилось, что каждый исторический период озаглавлен конкретным именем. Имена Александра I и Николая I стоят в ряду правителей преобразователей.

Исследовать исторический материал всегда интересно. Сложность заключается в его сжатии и обобщении. Всегда кажется, что невозможно раскрыть полно и достоверно вопрос не изложив какой-либо исторический факт. Действительно история России представляется очень содержательной и объемной.

Задачи работы следует обозначить в соответствии с предложенным планом: Во-первых, определить значимость реформ Александра I и причину их неудач. Во-вторых, подчеркнуть особую роль в реформах замечательного правоведа Сперанского М.М. В-третьих, показать смысл преобразований Николая I и их последствия для судьбы России. И наконец, просто удовлетворить собственное любопытство, тем более случай полистать книги представляется не так часто.

Следует заострить внимание на наиболее актуальных исторических фактах, которые в конечном итоге сыграли решающую роль в развитии России.


1. Два периода внутренней политики Александра I. Административные, военные и другие реформы


Приход на царствование Александра I произошел в результате убийства его отца Павла. Убийство Павла произвело на Александра потрясающее и угнетающее впечатление.

По сравнению с Европой Россия развивалась медленно, противоречиво и непоследовательно. Это стало явным в период первого конфликта, носившего мировой характер, - наполеоновских войн. Россия втянулась в антифранцузские действия европейских государств в конце XVIII в. С приходом к власти Наполеона Франция стала сильнейшей державой, которая в 1804 г. превратилась в империю. Когда на политической арене появляется такой сильный оппонент, то приходит понимание, что скоро будет война. Тем более, что территориальные притязания двух императоров имели явные противоречия.

Причины воины 1812 г. многочисленны и разноплановы. главная из них - спор между Францией и Россией, Наполеоном и Александром о будущем Европы и мира. Оба самодержца имели свое представление о судьбе континента. Для Бонапарта она заключалась в установлении французских порядков в европейских государствах, установлении контроля за происходящим в них и уничтожении Англии как политического и экономического соперника. Александр I видел будущее Европы в установлении религиозного и политического единства, в создании неких соединенных штатов, в которых Россия и ее монарх будут играть роль наставника и арбитра.

Внешнеполитическая обстановка вынудила императора отвлечься от преобразовательных работ. Неудачные и разорительные войны 1805-1807 гг. подорвали престиж Александра I, а унизительный и невыгодный для России Тильзитский мирный договор с Францией (1807) вызвал крайнее недовольство не только дворянской фронды (существовавшей с первых лет царствования Александра I), но и купечества. Чтобы пресечь оппозиционные настроения в обществе, опасавшийся нового заговора император в 1805 г. создал Комитет для совещания по делам высшей полиции.

Результатом Эрфуртской встречи явился отказ Наполеона от посредничества между Россией и Турцией, признал Дунай границей России, а Молдавию, Валахию и Финляндию присоединенными к ней, дал потребованные Александром обещания относительно Пруссии и Польши. Взамен Александр обязался поддерживать Францию против Австрии и скрепил наступательный союз против Англии. Таким образом оба императора достигли намеченных целей, но при этом пошли на такие уступки, которых не могли и не хотели извинить друг другу.

Казалось бы, на волне всенародного подъема, вызванного победой над Наполеоном, Россия продвинется в сторону демократии, конституции, отмены крепостного права. Александр I на европейской арене выступал сторонником конституционного строя. Вместе с союзниками он особенно активно настаивал на том, чтобы возвратившиеся к власти во Франции Бурбоны обнародовали конституцию. Это было сделано. Хартия 1814г. провозглашала во Франции конституционную монархию. Под влиянием этих событий наметился еще один всплеск либеральных настроений и начинаний у Александра I. В 1815 г. по решению Венского конгресса в состав России было включено герцогство Варшавское. Принимая корону царя (короля) Польского, император даровал Польше конституцию, которая предусматривала представительную демократию и разделение властей. Парламент (двухпалатный сейм) обладал законодательными правами. Административные функции (исполнительная власть) осуществлял Государственный совет, который работал под руководством наместника царя. Сохранялось польское административное деление - воеводства, поветы. Польша получила право иметь собственные вооруженные силы. В конституции было записано, что Польша «навсегда» объединяется с Россией. Государственным языком оставался польский.

Император заявил, что постепенно конституционные основы, провозглашенные в Польше, утвердятся по всей империи. Министру юстиции Н.Н. Новосильцеву он поручил разработать основы российской конституции. Государственная Уставная грамота, подготовленная тайно, переносила принципы польской конституции на всю страну. Однако все это осталось на бумаге. Угасание реформ к концу царствования Александра I объяснялось не только изменениями в настроении царя, но и отсутствием широкой поддержки реформаторской деятельности в обществе. Когда Г. Р. Державин поздравлял императора с победой, Александр I ему ответил: «Да, Гаврила Романович, мне Господь помог устроить внешние дела России, теперь примусь за внутренние, но людей нет». Эра просвещенного правления уходила в прошлое. В деятельности власти нарастали консервативные тенденции. Особенно они усилились в 1820-1825 гг. Если в молодости Александр I увлекался масонством, то теперь его привлекли религиозно-мистические идеи.

Царствование Александра I достаточно часто разбивают на два периода: либеральный, с 1801 до 1813 г., и консервативный, с 1815 до 1825 г. Однако война с Наполеоном лишь чисто внешне разделила правление российского императора.

Крайне осторожными были шаги Александра I в решении крестьянского вопроса. Император и члены Негласного комитета видели в крепостных отношениях источник социальной напряженности, были убеждены в преимуществах вольного труда перед крепостным и воспринимали власть помещика над крестьянами как нравственный позор для России. Тем не менее, они считали невозможным принятие радикальных мер и придерживались принципа постепенности.

В 1818 г. Александр I поручил министру юстиции Новосильцеву (одному из «молодых друзей») подготовить Государственную Уставную грамоту для России, которая во многом повторяла принципы польской конституции. Ее текст был готов к 1820 г. и получил одобрение царя. Однако Россия узнала о том, что имела проект конституции лишь в 1831 г., когда восставшие поляки захватили дворец наместника в Варшаве, нашли в нем Уставную грамоту и опубликовали ее во французских газетах.

В том же 1818 г. император поручил нескольким ведомствам разработать условия отмены крепостного права в России. Один из самых разумных проектов был подготовлен в канцелярии Аракчеева. Он предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян, которые освобождались с землей (по две десятины на душу), отдаваемой им на правах аренды.

Реакционный курс, который начинает проводить Александр 1 с начала 20-х гг. тесно связан с разочарованием императора в возможности провести в России задуманные им преобразования. Его историческая миссия оказывается невыполнимой, и, начиная с 1822-1823 гг., он отходит от непосредственного управления государством, не участвует в обязательных гражданских и церковных мероприятиях, ездит по стране, сопровождая больную туберкулезом жену, мало интересуется делами.

Личность Александра действительно становится нам понятна лишь тогда, когда мы вдумываемся в обстоятельства его вхождения на престол.

Убийство Павла I не только сделало Александра соучастником преступления и заставило всю жизнь мучиться угрызениями совести. Оно показало ему его собственную незащищенность, внушив глубокий страх стать жертвой очередного переворота.

Став самодержавным правителем огромной империи, Александр I в полной мере проявил себя как осторожный, гибкий и дальновидный политический деятель, умеющий скрывать свои истинные убеждения и пристрастия, и крайне осмотрительный в своей реформаторской деятельности.


2. Проект государственных преобразований Сперанского

политика реформа самодержавие военный

В этой главе следует вернуться к Эрфуртскому визиту, который знаменателен еще и тем, что после него Александр вновь возвратился к мысли о проведении либеральных реформ в России. К этому побудило его сближение со Сперанским. В 1806 году первые сотрудники императора удалились от него один за другим. Однажды в связи с болезнью Кочубея Сперанский был послан с докладом к императору. Александр, уже знавший расторопного статс-секретаря Кочубея, был изумлен искусством, с каким тот составил и прочитал доклад. С тех пор они сблизились. Отправляясь на свидание с Наполеоном в Эрфурт, император взял с собой Сперанского для докладов по гражданским делам. В Эрфурте Сперанский, отлично владевший французским языком, сблизился с представителями французской администрации, присмотрелся к ним и многому от них научился. Раз на балу, говорят, император спросил Сперанского, как ему нравятся чужие края в сравнении с отечеством. "Мне кажется, - ответил Сперанский, - здесь установления, а у нас люди лучше". - "Воротившись домой, - заметил император, - мы с тобой много об этом говорить будем". По возвращении в Россию Сперанский назначен был товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ. Как позже вспоминал сам Сперанский, они вдвоем проводили целые вечера в чтении разных сочинений, касавшихся улучшения государственного устройства, и в обсуждении их.

Итогом этих упражнений стал план всеобщего государственного образования . По словам Сперанского, "весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти более достоинства и истинной силы". План предусматривал, во-первых, уравнение всех русских сословий перед законом (крестьяне должны были получить свободу без земли) и, во-вторых, новое устройство местного и центрального управления на земских и выборных началах со строгим разделением властей законодательной, исполнительной и судебной. План составлялся с необычайной быстротой: он начат был в конце 1808 года и в октябре 1809 года уже лежал готовый на столе императора. К концу 1809 г. Сперанский по поручению императора, с его ведома и одобрения подготовил план государственных преобразований. План реформ был представлен в виде большого документа, носившего название «Введение к уложению государственных законов».

Необходимость преобразований Сперанский обосновывал потребностью разрешить противоречия между уровнем социального и экономического развития России и устаревшей самодержавной формой правления. Необходимо «облечь» самодержавие конституцией, осуществить разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную и приступить к поэтапной отмене крепостного права. Исходя из того, что Россия идет по тому же пути, что и Западная Европа, Сперанский фактически предлагал реформировать российскую государственность на европейских началах.

По проекту Сперанского принцип разделения властей должен был стать основой государственного устройства России. Для осуществления законодательной власти предполагалось создать Государственную думу, исполнительную власть сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной власти сделать Сенат.

Государственная дума ограничивала самодержавную власть, так как ни один закон не мог быть издан без ее одобрения. Она полностью контролировала деятельность министров, могла делать представления верховной власти о нарушениях основных законов. Кроме Государственной думы избирались волостные, окружные и губернские думы. За императором оставалось право распустить Думу и назначить новые выборы. Губернские думы избирали высшую судебную инстанцию - Сенат. Вершиной государственной системы, связующим звеном между императором и законодательной, судебной и исполнительной властями должен был стать Государственный совет - совещательный орган при государе. Члены Совета назначались императором, кроме того, в него входили министры и другие высшие должностные лица. Император сохранял всю полноту исполнительной власти, обладал исключительным правом законодательной инициативы, утверждал новые законы, надзирал за их исполнением в судопроизводстве.

Все население России, по плану М, М. Сперанского, делилось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Все сословия получали гражданские права, a два первых - права политические. Из сословия «народа рабочего» можно было перейти в «среднее состояние», приобретя недвижимость.

Сперанский предлагал осуществить реформу в несколько этапов, не объявлял сразу о конечных целях преобразований, и завершить ее к 1811 г.

Подготовка в проведению реформ началась в 1809 г. с издания указов, по которым, во-первых, прекращалась практика приравнивания придворных, званий к гражданским чинам, во-вторых, устанавливались правила производства в чины по гражданской службе, и вводился образовательный ценз для чиновников. Эта меры должны были упорядочить работу государственного аппарата.

января 1810 г. был объявлен манифест об упразднении Непременного совета и создании Государственного совета, в который вошли 35 высших сановников империи. На первом заседании Государственного совета Сперанский был назначен на ответственную должность государственного секретаря - председателя канцелярии Совета. Это просуществовавшее до 1917 г. детище Сперанского стало очередным законосовещательным органом при императоре, который назначал его членов из представителей дворянства. Призванный первоначально рассматривать и утверждать планы дальнейших преобразований, Государственный совет фактически сам стал противником реформ, затягивая их обсуждение. Вскоре он переключился на рассмотрение многочисленных финансовых, судебных и административных вопросов. Значение Государственного совета еще более снизилось, когда в 1816 г. право доклада императору по делам Совета было передано А. А. Аракчееву.

Гораздо более трудностей встретил Сперанский при осуществлении своего замысла. Впрочем, в полном объеме задуманные преобразования и не могли быть тогда осуществлены. Все, что успел сделать Сперанский, касалось главным образом центрального управления. 1 января 1810 года был открыт преобразованный Государственный совет. Этот совет должен был отныне сделаться главным совещательным органом при государе. Здесь надлежало обсуждать все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов.

Вслед за Государственным советом преобразованы были по плану Сперанского министерства, учрежденные манифестом 8 сентября 1802 года. За прошедшие годы открылся двойной их недостаток: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. В 1811 году было опубликовано "Общее учреждение министерств", определившее состав и делопроизводство министерств и подробности министерского управления. Оба акта были настолько хорошо продуманы, что порядок, ими установленный, продолжал действовать более ста лет, вплоть до революции.

Следующей по очереди должна была идти реформа Сената, но по разным причинам, как внутренним, так и внешним, дело преобразований опять затормозилось. Тем временем между Александром и Сперанским наступило охлаждение. В марте 1812 года последний получил отставку и был сослан в Нижний Новгород. Вслед за тем внешние события вновь надолго отвлекли внимание Александра от внутренних дел.

То, что намечал сделать Сперанский могло преобразовать Россию. Но как мы знаем, для успеха любого начинания, необходимы определенные условия. Здесь следует констатировать, что Россия была неготовая к реформам в виду явной противоположности взглядов и консервативности. Но самое удивительное, что планировал Сперанский свершилось в наше время.

Россия столкнулась с такими понятиями, как «разделение властей», «укрепление экономики», широкого понимания права и «успешно» прошла мимо своей удачи. Сегодня историческая реальность такова, что мы вернулись по исторической спирали и время доказало правоту многих идей.


2. Политический курс Николая I


Николай I нам известен как подавитель восстания декабристов. На своей коронации, принимая иностранных послов, он заявил о подавлении восстания декабристов: «Я думаю, что оказал услугу всем правительствам». Европейские монархи, поздравляя Николая с этой «победой», писали ему, что тем самым он «заслужил... признательность всех иностранных государств и оказал самую большую услугу делу всех тронов». Но, все же не смотря на свой категорический взгляд к революционному движению он проводит ряд знаменательных реформ.

В первой половине царствования, пока Николай был окружен выдающимися сотрудниками, ему удалось разрешить несколько капитальных задач, которые никак не давались его предшественникам: было кодифицировано русское законодательство, проведена чрезвычайно важная денежная реформа, способствовавшая укреплению бумажного рубля, реорганизовано управление государственными крестьянами, в результате чего их положение заметно улучшилось. Но эти меры, носившие ярко выраженный охранительный характер, не могли остановить назревающего кризиса. Россия нуждалась в кардинальных реформах, а Николай так и не решился их провести. Революция 1848 года в Европе задела императора за живое.

В социально-экономической политике Николая I одним из важнейших направлений было дальнейшее укрепление положения дворянства. Хотя оно и оставалось опорой самодержавия, но постепенно утрачивало свои позиции. Это было связано с дроблением имений, обеднением дворянства, ростом его задолженности кредитным учреждениям и пр.

Правительством предпринимались меры, направленные на улучшение положения дворянства. Дворянам предоставлялись льготные денежные ссуды, земли из государственного земельного фонда, их дети бесплатно принимались в учебные заведения. В 1845 г. был издан указ о майоратах, дававший возможность сделать крупное дворянское имение неделимым при наследовании. По настоянию дворян на государственные посты и в центре, и на местах назначались исключительно представители дворянства, увеличивалась роль дворянских собраний в местном управлении. Было ограничено число лиц, имевших возможность получить дворянство по достижении определенного чина в Табели о рангах.

Для того чтобы приостановить приток в дворянство представителей других сословий, в 1832 г. в России была введена новая сословная категория - почетные граждане, которые разделялись на два разряда: потомственных и личных.

Наиболее острым вопросом в социально-экономической политике оставалось положение крестьянства. Меры по его улучшению рассматривались множеством комитетов и комиссий. Отмена крепостного права была насущной необходимостью для страны. Правительство Николая I это понимало, но боялось резкого противодействия дворянства. Поэтому подготовка к возможной отмене крепостного права велась очень постепенно и держалась в секрете. При Николае I были осуществлены лишь частичные меры, улучшавшие положение крепостных крестьян. В 1827 г. помещикам было запрещено продавать крестьян без земли, а землю - без крестьян, отдавать крестьян на заводы, в 1828 г. - ссылать их в Сибирь, в 1833 г. - продавать с публичного торга с раздроблением семьи. В 1842 г. был издан закон об «обязанных крестьянах», не отменявший указа 1803 г. о вольных хлебопашцах, но дававший помещику возможность по договоренности с крестьянами предоставлять им при освобождении надел не в собственность, а в пользование за выполнение определенных повинностей. В 1843г. безземельным дворянам запретили покупать крестьян без земли, в 1847 г. при продаже имения за долги крестьянам было предоставлено право выкупа на волю с землей. С 1848 г. крестьянам с согласия помещика разрешалось приобретать недвижимость. Все эти меры, однако, не привели к существенному улучшению положения крестьян.

Наиболее значительным мероприятием правительства Николая I в решении крестьянского вопроса была реформа государственной деревни, проведенная в 1837-1841 гг. Подготовку проекта и проведение реформы возглавлял участник Отечественной войны 1812 г. генерал-адъютант П.Д. Киселев (1788-1872), руководивший сначала V отделением Императорской канцелярии, а затем Министерством государственных имуществ, в ведение которого и были переданы казенные крестьяне. В результате реформы положение этой категории крестьян улучшилось. Безземельные и малоземельные крестьяне были наделены землей из государственного фонда, но при этом часть крестьян была переселена в малонаселенные губернии. Нуждающимся выдавались ссуды на льготных условиях, на случай неурожаев создавались запасы зерна.

В целом меры правительства по улучшению положения крестьянства существенно не улучшили положение в сельском хозяйстве. Более эффективными оказались мероприятия в сфере промышленности и торговли. В 1828 г. для содействия развитию промышленности при Министерстве финансов был создан Мануфактурный совет. С 1829 г. для пропаганды новых технических достижений начали проводиться промышленные выставки. При Николае I в 30-40-х годах в России начинается промышленный переворот, суть которого заключалась в переходе от ручного труда к машинному, от мануфактуры - к фабрике. Первые попытки внедрения машин в производстве и на транспорте относятся ко времени царствования Александра I, в частности, были пушены первые текстильные станки, привезенные из Англии, в 1815 г. на Неве появился первый пароход, в 1817-1821 гг. началось пароходное сообщение по Волге и Каме.

В 1839-1843 гг. министр финансов Е.Ф. Канкрин провел денежную реформу. До этого в России шел двойной денежный счет - на ассигнационные рубли и рубли серебром, при этом курс ассигнаций подвергался постоянным колебаниям. С 1839 г.вводился твердый кредитный рубль, приравненный к 1 руб. серебром. В течение последующих четырех лет удалось накопить для проведения реформы необходимый запас в золоте и серебре. Манифестом 1 июня 1843 г. начался обмен всех находившихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета 1 кредитный рубль за 3 руб. 50 коп. ассигнациями. Денежная реформа Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны.

Революционные потрясения в Западной Европе в 1848-1849 гг. произвели глубокое впечатление на Николая I. И в самой России прокатилась волна народных бунтов, вызванная эпидемией холеры, неурожаем и голодом, охватившими многие губернии. В Прибалтике, Литве и на Украине распространялись прокламации, призывавшие к свержению царизма. В Петербурге в 1849 г. была пресечена деятельность кружка петрашевцев. Правительство усматривало во всем этом влияние западноевропейских революционных событий и стремилось предотвратить возможность революционных потрясений в России суровыми репрессиями.

1855 гг. ознаменованы резким усилением политической реакции в России. Современники назвали последние годы царствования Николая I «мрачным семилетием». Усиление реакции проявилось в первую очередь в карательных мерах в сфере просвещения и печати. С целью более эффективного надзора за периодической печатью 27 февраля 1848 г. был учрежден «временный» секретный комитет под председательством А.С. Меншикова. Через месяц его заменили «постоянным» под председательством Д.П. Бутурлина. Комитет призван был осуществлять негласный надзор за всеми материалами, уже прошедшими предварительную цензуру и появившимися в печати. Николай I поставил перед ним задачу: «Как самому мне некогда читать все произведения нашей литературы, то вы станете делать это за меня и доложите о ваших замечаниях, а потом мое уже дело будет расправляться с виновными».

Годы царствования Николая I оцениваются историками как «апогей самодержавия». Его царствование началось с подавления восстания декабристов 14 декабря 1825 г. и завершилось в феврале 1855 г., в трагические дни обороны Севастополя во время Крымской войны. Восстание декабристов произвело сильное впечатление на Николая I. Он рассматривал его как следствие влияния западноевропейских революций и «разрушительных» идей. И все же он не мог не задумываться и над внутренними причинами вероятных в будущем революционных выступлений в России.

Внутреннюю политику Николая I нельзя рассматривать как всецело реакционной. Необходимо учитывать ее сложность и противоречивость: с одной стороны, стремление Николая I предотвратить возможность революционных потрясений, подобных тем, какие происходили в 30-40-х годах XIX в. в странах Западной Европы, постоянная борьба против распространения в России «разрушительных» идей; с другой - проведение мер, направленных на решение острых социальных проблем, в первую очередь крестьянского вопроса. Николай I был убежден в необходимости отмены крепостного права, поощрении экономического и культурного развития страны. В целом все это было направлено на укрепление целостности и могущества Российской империи.


Заключение


Мы живем в прекрасное время, когда можно излагать свои мысли свободно и делать собственные оценки историческим событиям. Определенный отпечаток на формирование исторического мышления накладывает невероятно огромный поток информации. Сегодня мы отходим от этих штампов и от всего того, что мешает исследователю истории быть предельно объективными. Иначе говоря, сегодня мы имеем возможность изучать не искаженную, а правдивую историю своей страны.

Описывая события первой половины XIX века я учитывала, что изучение отечественной истории должно проходить в контексте мировой истории. Изучающие историю должны разбираться в таких понятиях, как исторические цивилизации, их характерные особенности, место отдельных формаций во всемирно-историческом процессе, пути развития России и ее место в мировом историческом процессе.

Наиболее интересным при изучении исторических трудов мне показалась мысль Николая I об «абсолютной власти». Сохранить целостность огромной и многонациональной империи, предохранить страну от разрушительных последствий революционных потрясений могла, по мнению Николая I, только абсолютная монархия. Самодержавие представлялось ему и наиболее удобным механизмом осуществления преобразований. Император был убежден в неограниченных возможностях и всесилии государственной власти, в ее безусловной способности обеспечить благо подданных. Для этого лишь необходим эффективный, рационально организованный аппарат, действующий по указаниям сверху. Наверное, то что мы сейчас наблюдаем воочию.

Весь трагизм истории России заключается из бросания из крайности в крайность. Не исключение и правление (либерального) Александра и (милитариста) Николая. Но как ребенок любит своих родителей, так и мы должны с почтением отнестись к людям, которые по большому счету стремились к славе и величию отечества.

Интеллектуально развитый человек всегда рад блеснуть своими знаниями. Когда я писала контрольную роботу многие вопросы приходилось обсуждать в кругу своих родственников и товарищей. У всех был неподдельный интерес, тем более, что некоторые вопросы были настоящим открытием.


Литература


1.Все монархи России. - М., 2003.

.Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XIX век. - М., 1995.

.Сахаров А.Н. Александр I. - М., 1998.

.Семенкова Т.Г., Семенков А.В. Денежные реформы России в XIX в. - СПб., 1992.

.Сперанский М.М. Проекты. Записки. - Л., 1961.

.Яцунский В.К. Социально-экономическая история России XVIII - первая половина XIX века. - М., 1973.

.История России XIX век: Учебник /Под ред. В.Г. Тюкавкина. - М., 2001.

.Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебник для вузов по курсу «Отечественная история». - М., 2003.

.Платонов С.Ф. полный курс лекций по русской истории. - М.,2001.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.