Картина святая троица рублева описание. Икона пресвятой троицы

> икона Святой Троицы

Икона Святая Троица

В православии день Святой Троицы отмечается на пятидесятый день после Пасхи - Воскресения Христова. В этот день состоялось сошествие Святого Духа на апостолов в Сионской горнице, которое дало ученикам Христа множество способностей, в том числе способность понимать и говорить на всех языках мира.

Икона Святая Троица дословно пересказывает сюжет, взятый из Ветхого Завета, недаром второе название этого образа - "Гостеприимство Авраама" или "Авраамово гостеприимство" . Как описано в книге Бытие, в один знойный день, недалеко от своего дома рядом с дубравой Мамвре близ Хеврона, Авраам увидел трёх путников, стоящих на пыльной дороге. Гостеприимный Авраам выбежал из шатра своего и подбежал к путникам. Признав в трёх путниках Господа Бога, Авраам поклонился до земли и воскликнул: "Владыка! Если я обрёл благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего...И принесут вам воды и омоют ноги ваши...отдохните под деревом этим, а я принесу хлеб, чтобы подкрепить сердца ваши!" Усадив Троицу под сенью Мамврийского дуба, Авраам поспешил к своей жене Сарре, чтобы та приготовила опресноки, а сам повелел слугам забить и приготовить телёнка. Перед тремя путниками был поставлен стол с хлебом, маслом, молоком и мясом тельца. Отобедав, путники призвали к себе Авраама и спросили его: "Авраам, где Сарра, жена твоя!?" Узнав, что она в шатре, один из путников сказал: "Я буду у тебя через год, и через год будет у жены твоей Сарры сын." На усмешку и неверие Сарры, один из Троицы ответил: "Разве есть что-то трудное для Бога?" (Многими веками позднее этой же самой фразой архангел Гавриил сметёт все сомнения Девы Марии на её вопрос о возможности зачать от Святого Духа, не познав мужа своего - об этом случае говорится в описании иконы Благовещение .)

Двое из путников поднялись и отправились в Содом и Гоморру, чтобы вершить там суд Божий над греховными нечестивцами, третий из них задержался, чтобы договорить с Авраамом. Он поведал старцу о том, что от Авраама произойдёт "народ великий и сильный, и благословятся в нём все народы земли", но за это и Авраам и все его потомки должны будут "ходить путём Господним, творя правду и суд." Как известно из Ветхого Завета, от Сарры у Авраама родился сын Исаак, а одним из потомков стал легендарный библейский царь Давид, потомком которого стали и сама Богоматерь, и Иоанн Предтеча - креститель Иисуса Христа.

Как и в других особо чтимых иконах, дословный пересказ сюжета Библии переплетён с глубокой символичностью образа Святой Троицы. На иконе Святой Троицы принято изображать Мамврийский дуб (это дерево живо и поныне, ему около 5000 лет, оно находится в Хевроне), Храмовую гору - гору Мория (место, где Авраам многими годами позднее должен был принести в жертву своего взрослого сына Исаака по велению Господа Бога, решившего испытать смирение и веру библейского старца) и сам дом Авраама. Путники - Святая Троица представлены в виде трёх ангелов (так они названы в девятнадцатой главе первой книги Бытия), держащих в руках царские жезлы как символы их всевластия:

  • Левый Ангел - Бог-Отец. Над головой Его - дом Авраамов.Как Авраам построил дом свой, так и Бог-Отец построил мир за шесть дней. Таким приёмом подчёркивается творческая сущность этой ипостаси Бога, Его заслуга основателя мира, мироустроителя и хозяина мира. Одежды его красного - поистине царского цвета.
  • Центральный Ангел - Бог-Сын. Над головой Его - Мамврийский дуб как символ райского Древа Жизни. Отведав кусочек плода этого Дерева, человек обретал бессмертие. Человек, уверовавший во Христа, спасал свою душу и дарил райское бессмертие ей. Полным символизма представляется и движение руки с чашей Бога-Отца по направлению к Богу-Сыну. "Да минует Меня чаша сия" , - молился Спаситель, зная о своих грядущих мучениях в Гефсиманском саду после Тайной Вечери, - "впрочем, пусть будет так, как Ты сказал." И испил эту чашу до дна. Одет Бог-Сын в красный хитон с нашитым клавом - земное одеяние Иисуса Христа.
  • Правый Ангел - Бог-Святой Дух. Над головой Его - гора Мориа как символ устремления праведной души человеческой, спасённой Христом, к райским высотам. Гора как символ непосредственной близости к Богу многократно упоминается в Библии: на горе Синай пророк Моисей получает от Бога десять заповедей, на горе Фавор ближайшие ученики-апостолы Христа Симон Пётр, Иаков и Иоанн видят Преображение Господне - откровение всех лиц Святой Троицы, с вершины горы Елеонской состоялось Вознесение Христа. Животворящий Святой Дух одет в зелёные одежды - символ обновления, объединения человека и Бога.

На иконе Святой Троицы фигуры ангелов образуют круг - бесконечную и самую красивую гармоничную фигуру, не имеющую ни начала ни конца. Обратная перспектива изображения трёх ангелов охватывает воображение смотрящего на икону Святой Троицы человека, приглашая его присоединиться в качестве зрителя к ветхозаветному сюжету и приобщиться к Божественному.

С благодарностью смотрят верующие на образ Святой Троицы: даже издали он ещё раз напоминает о спасительной жертве Христа: фигуры Бога-Отца и Бога-Святого Духа образуют силуэт жертвенной чаши, в которую помещён Бог-Сын, отдавший свою земную жизнь за спасение человечества от первородного греха прародителей Адама и Евы, и даровавший нам надежду на спасение.

Перед иконой Святой Троицы молятся о прощении грехов, молятся о самых важных в нашей жизни событиях, перед образом Святой Троицы исповедуются, перед ней воздают хвалу Господу.

"Троица".

Государственная Третьяковская галерея.

Лучшее и самое достоверное из произведений Рублева - это знаменитая «Троица».

Сергей Радонежский построил в своей обители Троицкий собор, в котором была поставлена затем икона Рублева «Троица», «дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Это был призыв к объединению всех русских людей - призыв, опиравшийся на глубокое философское осознание устройства мира, нравственной сплоченности людей.

Троичность была для Рублева не только законом геометрического построения Вселенной, его диалектики, но и идеальным выражением не замкнутой двойною связью любви, и любви разомкнутой, включающей в себя все мироздание. Три ангела собраны в треугольник, треугольник вписан в восьмигранник - символ вечности, все объединено в круге. Законы земного тяготения не властвуют в этой композиции. Ангелы как бы парят в воздухе, на одеждах их, как бы «дымом писанных», ложатся отблески небесной голубизны. В нежных ликах ангелов ясно ощущается высокая нравственная сила, способность полагать жизнь «за други своя».

Трое ангелов парят над землей, их обнаженные ступни не опираются на землю, их тончайшие посохи - лишь символы странничества, напоминающие человеку, что он только временно здесь, на земле, и ничего не сможет унести с собой отсюда, кроме своей души и царящей в ней правды.

Отблеск голубого цвета - это опрокинутое в человеческой природе небо. Жизненная мудрость не отягощает ангелов, а делает их как бы возвышающимися над миром. И этому же вторит и надмирное сияние красок. И оттого, может быть, так радостна грусть рублевских ангелов. На творение это легко смотреть. Не случайно и сам Рублев писал свою «Троицу», «неуклонно взирающе на всечестные иконы, наполнялся радости и светлости».

В 1840-х годах историк Н. Д. Иванчин-Писарев, посетивший Троице-Сергиев монастырь и видевший там рублевскую «Троицу», оставил в своих путевых заметках такую запись: «Поклонясь главной местной иконе святой Троицы, я долго стоял перед ней, дивясь живописанию… Она являет в себе один из лучших и цельнейших памятников… искусства, ибо стиль рисунка и самого живописания кажет в ней цветущее время онаго. Она может почесться славою древнего русского искусства». Последние слова были истинно пророческими. Они предвосхитили всеобщее воззрение XX века на эту икону как на одно из величайших произведений мировой живописи. Так что нельзя сказать, чтобы прошлое столетие осталось сплошь слепо и недоверчиво к искусству Рублева и не провидело в нем будущих эстетических открытий.

Даже известный в XIX веке знаток и любитель древнерусского искусства Д. А. Ровинский серьезно считал рублевскую «Троицу» произведением итальянского мастера. Он не отрицал в ней высокого совершенства, но даже над его сознанием слишком довлел наивный «европоцентризм», который не мог отрешиться от идеи, что большое искусство присуще лишь западноевропейской ренессансной традиции.

В 1904 году в Троице-Сергиевой лавре произошло событие, бывшее первым шагом к открытию подлинного Рублева, - началась пока еще неполная, лишь частичная реставрация находившейся в Троицком соборе рублевской иконы «Троица», которую проводил реставратор В. П. Гурьянов (*В этой работе принимали также участие реставраторы Б. Тюлин и А. Изразцов. ). В 1906 году он выпустил небольшую книгу, где рассказал о ходе и результатах своей работы. Это чрезвычайно интересное, волнующее свидетельство человека, первым приподнявшего многовековую завесу, закрывавшую творение Рублева. «В конце 1904 года, - пишет В. П. Гурьянов, - я был приглашен произвести под наблюдением Императорского Московского археологического общества реставрацию всех икон Троицкого собора. Отец архимандрит сообщил мне, что реставрации должна быть неполной, что я должен был только промыть иконы и укрепить на них попорченные места, где будет крайне необходимо, там поправить красками. Зная, что иконы Троицкого собора не раз поправлялись и записывались, я предлагал, что, по моему мнению, следовало бы все иконы тщательно расчистить и затем уж поправить. Но это мое предложение пришлось по необходимости оставить, так как на это требовалось много времени и средств…» Готовясь к работе, волнуясь, представляя себе всю меру ответственности, реставратор вспоминал высокие оценки, данные «Троице» прежде видевшими эту икону учеными…

Наступил день, когда должна была начаться реставрация. «С «Троицы», - снова обращаемся к воспоминаниям В. П. Гурьянова, - снята была золотая риза… Каково же было наше удивление! Вместо древнего и оригинального памятника мы увидели икону, совершенно записанную в новом стиле палеховской манеры XIX века… Является сомнение, ужели же так записанная икона принадлежит кисти Андрея Рублева. Ведь о ней так восторженно отзываются ученые-археологи и указывают как на единственную и почти верную икону работы сего талантливого иконописца…» Перед реставратором действительно была прославленная икона, но сплошь записанная уже не по одному слою, скорее всего художником И. М. Малышевым, который руководил в 1854 году поновлением икон и стенописей Троице-Сергиевой лавры. В книге В. П. Гурьянова приведена фотография «Троицы» в том виде, в каком она открылась из-под оклада, дополняемая описанием самого реставратора: «На ней фон и поля были… коричневые, а надписи золотые, новые… Все одежды ангелов были переписаны заново в лиловатом тоне и пробелены не краскою, а золотом, стол, гора и палаты вновь прописаны… Я решил сделать пробу, почистить фон между горою и дубом…»

Троица.
Икона в ризе (в годуновском окладе).

Троица.
Икона в 1904 году с только что снятым окладом. Подлинная живопись скрыта под слоем записи конца XIX века. В правом верхнем углу на фоне – пробное удаление записей, сделанное в 1904 г. (голова и плечо правого ангела и фон с горкой).

И вот реставратор, размягчая верхние, не относящиеся к авторской живописи слои щелоком или спиртом и осторожными движениями на небольшом участке снимая остро отточенным ножичком-ланцетом все наносное, обнаружил, что фон иконы был переписан три раза. На фотографии, приведенной в книге В. П. Гурьянова, видны четыре пронумерованные полоски. Они отличаются друг от друга по цвету - подлинный фон и три слоя поновлений…

Троица.
Икона во время реставрации 1904 года.

Фотография «Троицы» после завершения расчистки Гурьянова.
1904.

Фотография «Троицы» после поновления Гурьянова, под сплошной гурьяновской записью.
1905-1919.

Так начался путь к Рублеву - не легендарному, а настоящему. «Троица», раскрытая тогда не полностью, впоследствии еще дважды подвергалась реставрации, в 1918 и в 1926 годах, прежде чем приняла свой теперешний вид.

Современное состояние «Троицы» Андрея Рублёва. Живописная поверхность иконы на сегодняшний день представляет собой сочетание разновременных слоев живописи.

После частичного открытия «Троицы» были сделаны первые попытки историков искусства дать художественную оценку этому произведению и определить его место в русской и мировой живописи. Оценки были исключительно высоки:
«Великое детище древнерусской культуры», икона «продолжает волновать исследователей загадочной сложностью своего стиля», произведение «бесконечной грации изображения», идея иконы «совершенно исключительная по глубине и крайне сложная в выражении».

«Памятником, созданным необычайно высокой творческой волей» назвал рублевскую «Троицу» глубокий знаток искусства Н. Н. Пунин. «Нас поражает, - писал он в статье «Андрей Рублев», опубликованной во втором номере журнала «Аполлон» за 1915 год, - выразительность и непосредственность замысла, язык самой живописи, живая сила вдохновения, а при наличности таких условий нет никаких причин отрицать наличие гения, создавшего эту икону. Этим гением, светом раннего периода нашей живописи, солнцем, господствовавшим над горизонтом по крайней мере в течение столетия, могли быть немногие…» В это время никто из ученых уже и не решается примкнуть к мнению Д. А. Ровинского об итальянском авторе «Троицы». Некоторые исследователи отмечают непосредственную связь этого произведения с расцветом культуры, который переживали в XIV и в начале XV столетия Византия, южные славяне и Русь, однако отрешиться от представлений, что искусство Рублева могло обойтись без западноевропейских влияний, почти никто из историков искусства не сумел. Последующее развитие искусствоведения показало несостоятельность и ненаучность мнений о зависимости русской иконописи от «образцов готических и итальянских, во всяком случае - венецианских форм» (Н. Н. Пунин). Тогда требовалось еще доказывать, что древнерусское искусство, будучи своеобычным и создавшим собственные, глубоко национальные способы выражения и идеалы, было вместе с тем органической частью единой восточноевропейской культуры. Но наивный стереотип «европоцентризма» уже в исследованиях того времени постепенно начал преодолеваться, искусствоведы заостряют внимание на тех сторонах «Троицы», где можно усмотреть общие древнерусской и итальянской живописи свойства, объяснимые их единым происхождением из византийского искусства, которое сохранило некоторые античные приемы.

Подобная путаница в определении корней искусства Рублева возникла оттого, что способ анализа произведений у обращавшихся к «Троице» ученых был внеисторичен, формы живописи рассматривались и сравнивались в отрыве от мировоззрения, системы идей, их породивших. Один из современных нам исследователей средневековой культуры пишет: «Сделав много ценного в области анализа художественных приемов Рублева, большинство авторов начала XX столетия обнаруживали свою несостоятельность всякий раз, когда они пытались истолковать внутренний смысл произведения, его образное содержание… Они превратили «Троицу» в произведение, лишенное какого-либо конкретного сюжета, созданное вне исторической среды и вне определенной художественной традиции» (И. Е. Данилова).

Ему минуло уже к тому времени шестьдесят. Седьмой десяток жизни - время подводить итоги, собирать самые зрелые плоды опыта и умения. Пережитое, все, чем одарила жизнь, воплощалось теперь, приумноженное талантом и трудом. Есть притча о талантах. Не сразу и вспомнишь, что же это такое - талант. Так в давние времена звалась большая мера серебряных монет, значительное состояние. И рассказано в притче, как господин, отправляясь в дальнюю страну, поручил слугам свое имение, раздал им кому пять талантов, кому один, кому два. А когда вернулся, то потребовал отчета, кто на какое дело употребил оставленное богатство и насколько приумножил полученное. Только нерадивый слуга, который зарыл деньги в землю, вернул лишь то, что получил.

Время и ему, Андрею, дать ответ о полученном некогда таланте. Да будет человек в конце отпущенного ему пути как дерево, которое приносит плод. Пришло, незаметно пришло оно - осеннее время жизни. Тишина и покой в душе. Так не хотелось бы, не завершив, не все воплотив, дожить до иной, поздней осени, где холодно, ветрено, когда человек как «безводные облака, как осенние деревья бесплодные, дважды умершие, исторгнутые…».

Еще весной, как только приехали художники в монастырь, был у Андрея долгий, особый разговор со старым игуменом. Время безвозвратно поглотило подробности той беседы. Умолкли тихие голоса двух старых людей, что сидели некогда на скамьях друг против друга в деревянной келье на Маковце. Но сказанное не осталось тайной ни для собратий Рублева по дружине, ни для тогдашних троицких иноков. Никон просил Андрея, именно его, а не кого-нибудь другого, написать образ Троицы, главную храмовую икону для монастырского собора. Не исключено, что об этом разговоре было где-то записано. Однако сама запись, если она существовала, не попала в известные нам сейчас рукописи, которые были созданы близко по времени к этому событию. Неведомыми путями, по письменным ли источникам, ныне уже утраченным, или в устном предании - в рассказах, что из поколения в поколение передавались в среде монахов Троицкого и Андроникова монастырей, но все же не пропало для исторической памяти самое существенное из этой беседы художника с ближайшим учеником и наследником Сергия. Сохранилось в небольшом историческом сочинении XVII столетия - «Сказании о святых иконописцах» свидетельство, что Никон просил Рублева «образ написати пресвятые Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию» .
Это ценнейшее свидетельство со временем стало ключом к рублевской «Троице», к сокровенному ее замыслу. И для самого Андрея написание иконы, размышления над ней были пронизаны светом одной идеи, которой была отдана вся жизнь Сергия, основателя первого на Руси Троицкого монастыря.

Наступил день, когда он начал работать над этой иконой. Старшинство в дружине, конечно же, требовало иногда оторваться ненадолго для иных забот. Но главой художников все же был Даниил, и положение Андрея, второго из двух главных мастеров, как нельзя лучше способствовало теперь сосредоточенному вниманию к основному труду. Ему отвели просторную светлую келью для работы, чтобы была возможность писать при дневном освещении.

Прозрачны и легки весенние дни. По утрам в иной из дней яркое солнце, свежий еще холодок, на ветру шумит молодая листва. После общей трапезы - сразу за работу. Не обильна, скудна в эту весну еда в монастыре. Но ему ли, по крайней мере третий десяток лет монаху, сетовать на это. Да и кто посетует, когда кругом скудость, не оправились еще люди от голода. Оно и к настоящим древним установлениям ближе - всегда поститься перед тем, как писать иконы.

Бывают дни - с утра стучит веселый крупный дождь по тесовым крышам. Вода потоком гремит по желобам, булькает, давится в подставленных на углах келий ушатах. Холодно старым натруженным рукам в нетопленых помещениях. В иное время достать немного дровец, подтопить несколькими поленьями небольшую печку в углу, согреться. Если темно в келье, чтобы начинать писать, то можно затеплить малый светильник, сесть за книгу. В полумраке видна в углу, под самым потолком, икона, вдоль стен широкие деревянные скамьи, уставленные сосудами с олифой, коробами с красками, клеем, кистями.
Но вот жаркая полоса потянулась от оконца к золотистой в солнечном луче бревенчатой стене. Пора за работу. Недолго будет светить утреннее солнце, сверкать в каплях на траве у крыльца, на деревьях в монастырской ограде. Едва высушит оно дерево построек, поднимется теплый парок от земли, затянет все прозрачным серебристым маревом. И такие деньки по-своему светлы. Не видно солнца, но чувствуется - оно не за дальними темными облаками, а где-то совсем близко. Вот-вот просияет оно мягким, разлитым ровно и повсеместно жемчужным свечением. Такие вот дни и располагают подумать в тишине. Выйти из монастырских ворот, посидеть на скамье, откуда вольным кругом, во весь окоем видны окрестности. Омытые недавним дождем перелески, петляющая в зеленых берегах речка внизу под холмом, полосы возделанных полей.
Или перед вечером, устав от работы, передохнуть, пройти полем до ближайшего леска. Постоять у межи, где пробивается между камней и травы золотистый весенний первоцвет, под молодой березкой с прозрачной еще, в желтизну зеленой сенью. К вечеру похолодает, засветит ненадолго закатное зарево. Ударят на холме в било, созывая на вечерницу.

Троица.
Государственная Третьяковская галерея.

А в келье на скамье прислоненная к стене стоит начатая «Троица». Больших размеров задумана икона. Наложен уже на рогожного плетения паволоку необыкновенно плотный, тонкий левкас. Сейчас, когда он отполирован, поверхность кажется мраморной. Но левкас по полям и верхней половине иконы уже покрыт листовым золотом, тонко раскованным, мягко светящимся. Наверху золото положено не сплошь, местами границы его неровны, большие, неправильных очертаний полосы левкаса оставлены без золотого покрытия. Если подойти ближе, то можно разглядеть, что Андрей уже разметил жидкой краской очертания всего изображения. Кое-где на этом первоначальном рисунке видны следы поправок. Где-то чуть выпрямлена или, напротив, округлена линия, слегка уменьшен или едва сдвинут предмет. Поправок немного, уже по первоначальному этому рисунку даже и весьма искушенный в художестве человек, загляни он в тот день к Андрею, увидел бы нечто хорошо понятное, но все же необыкновенное, досель невиданное. И не столько редкая соразмерность, разумная красота гибких очерков, которые легко угадывались в предварительном рисунке, способны были приковать к себе внимание. Андрей давно уже славен только ему данным даром легкой певучей красоты этих округлых движений кисти. Дивным было главным образом другое - в будущей иконе как будто отсутствовало многое из того, что привыкли тогда видеть на других «Троицах», наших и греческих.

Действительно, Рублев начал писать нечто непохожее на прежнее, когда легли на сверкающую белизну левкаса первые очертания, хотя первооснова, конечно, была той же, что и у других художников, предшествующих и современных.
…С тех пор как стал разуметь слово, знал Рублев этот рассказ. Приобщившись к книжному учению, множество раз прочитывал его в особых сборниках - «Паремийниках», которые предназначались и для церковного и для домашнего обихода. То были отдельные главы, отрывки из Библии, располагавшиеся в порядке календарных чтений. Существовал в его время и полный перевод книги Бытия, в которой помещалось это повествование. С редкими подробностями, которых не встретишь в самом Писании, о нем можно было узнать и еще в одной книге. Называлась она Палея, от греческого слова «ветхий», «древний». То был пересказ библейских событий, иногда с толкованиями, примечаниями русских книжников. Эти русские дополнения под названием «обличения на жидовина» толковали «ветхое» в духе «новом», христианском. Издавна Палею читали, во многом по ней созидали свои воззрения на ветхозаветные «сени и образы». Водилась Палея и по монастырским и мирским книжницам. И здесь, у Троицы, если перебрать по коробам хранимые рукописи, возможно, найдешь хотя бы один ее список (*В числе рукописей библиотеки Троице-Сергиева монастыря дошел список, бывший, возможно, здесь уже во времена Рублева. Эта Палея переписана в 1406 году в городе Коломне писцом Ворсонофием. ). И немалое число встречающихся по старым «отеческим» книгам разъяснений кратких библейских строк хорошо знал Андрей. Множество столетий человеческая мысль прикована была к этому, казалось бы, ничем не выделяющемуся из множества других древних преданий рассказу…
Жил старый кочевник Авраам, и давно было ему дано обетование, что станет он родоначальником целого народа. Проходили годы, состарились и он и его жена, и уже по законам естества не могло быть у них потомства. И вот однажды, когда сидел он на пороге своего дома в Мамврийской дубраве, в полуденный зной явился ему сам бог. Невидимое, непостижимое, не имеющее образа божество, для общения с человеком принявшее вид трех путников.

Издревле христианское искусство изображало это таинственное явление (*По свидетельству историка Евсевия (III-IV вв. н. э.), такое изображение было в его время в храме, построенном в Мамвре. ). Три мужа в одеждах путников с посохами подошли к шатру гостеприимного старца. Он пригласил их за трапезу. Жена месит муку, чтобы испечь хлебы, слуга-отрок закалывает тельца. Хозяева подают к столу угощение.

По-домашнему обыденно изображается событие, но необыкновенен, удивителен его смысл. Три мужа явились, чтобы принести огромной важности весть. Они изображены с крыльями, в виде ангелов (слово «ангел» по-гречески значит «вестник»). И весть эта о «завете», договоре бога и человека. Рублеву ведомо было множество толкований в письменности, но все они сводились к двум основным пониманиям. Согласно первому - это явление в ангельском виде самого бога, которого сопровождают два служащих ему ангела. Издавна и искусство знало, по-своему отражало и воплощало такое понимание, подчеркивало, что не равны достоинством видимые на изображениях ангелы. Поэтому художники выделяли среднего из них. Андрей знал, что так писали и пишут иногда по сие время. И Феофан Грек с его учениками предпочитал такое понимание. Средний ангел у них больших, чем другие, размеров, отличен величием и силой всего своего облика. В нимбе, что окружает его голову, знаки - три греческие буквы, говорящие всем, кто смотрит на изображение: «Это само божество, бог-сын». Ангелы слева и справа от среднего занимают в таких изображениях подчиненное положение, лишь соприсутствуют среднему, находясь под сенью широко распростертых мощных его крыл. Это слуги, исполнители высшей воли.
Но было и другое толкование смысла ангельской троицы. Оно оставляло простор для размышления, для осмысления его как тайны, до конца непостижимой, бесконечно глубокой. Тут Андрею вспомнилось многое. И творения древних «отцов». И то, как понимали этот смысл здесь, в монастыре, который посвящен был Сергием Троице. Наконец, такое понимание присутствовало во множестве, песнопений в честь Троицы, которые инок Андрей слышал часто в стенах своей обители. В них утверждалась мысль, что в образах трех ангелов была явлена миру тайна троического божественного единства - «Троица единосущная и нераздельная».

За многие столетия и до него, старца Андрея, изображая тот же сюжет, художники нередко принимали это толкование - о явлении в ангельском виде трех ипостасей (лиц) единого бога.

Но, изображая этих ангелов, смотрели на них как бы глазами ветхозаветного старца. Правда, иногда старались намекнуть на их единство, нераздельность одинаковыми положениями фигур, точной повторенностъю одежды, жестов, выражений лиц. Иной раз и надписывали над головами ангелов слова, поясняли: «Отец», «Сын», «Святой Дух». И все же это были скорее лишь иллюстрации описанного в Библии события. Они изображали внешнее действие в его бытовых подробностях, а не смысл, не идею.

Андрей Рублев явит себя в «Троице» выдающимся мыслителем, «всех превосходящих в мудрости», человеком высокой культуры. Икона, которую он сейчас создавал, окажется безграничной и многогранной по содержанию. Ее поймут и примут как заветно близкое и его современники, а затем и многие поколения людей.

Нетрудно было понять по книгам, как мыслило себе это учение самораскрытие триединства людям.

Три лица, или три ипостаси, но бог един - как вместить эту тайну человеческому сознанию? Это так же трудно, как постигнуть идею о бесконечности пространства или вечности времени. Единое в трех лицах, и нераздельных и неслиянных?.. И как знак этой тайны - невозможное для разума равенство между двумя числами - единицей и тремя.

В поисках наиболее прозрачного образа триединства древние авторы нередко прибегают к световой символике: «Просиял свет святой Троицы, подобный «тресветлому солнцу». Три источника света, а» свет один. Воспринимается единство, но единство составляет Троицу.

Да, набрасывая первоначальный рисунок, Андрей знал - здесь не будет ничего, что бы отвлекало от главного. Останутся самые необходимые приметы древнего рассказа: и дом слева, и древо - образ дубравы, и гора. А впереди, ближе к зрителю - три обращенных друг к другу в тихой беседе ангела. Но не станет он изображать подробности гостеприимства, домашнее, обыденное. Будет собственно Троица - образ единства и жертвенной любви.

Дни проходили за днями. Тихо и уединенно работал Андрей. Икона наполнялась, расцветала красками. Сияло на ней золото - образ вечного, несотворенного света (*Сейчас золото утрачено, и они кажутся белыми. ). Такими же золотыми сделал Андрей нимбы и венцы вокруг голов ангелов. И это тоже знак: «Венцы обкружным очертанием… яко круг ни начала, ниже конца имать, так и Бог безначален и бесконечен». Золотой отблеск этого света положил Андрей и на крылья ангелов, которые знаменуют их свойство - «самодвижное и простирательное и земным непричастное». В руках каждого из них он изобразил посохи странников. Это образ одинаковой у всех лиц Троицы власти и силы: «Действенное, самовластное и сильное». Еще в рисунке виден был замысел Рублева - показать связанность трех ипостасей, их единство и цельность в общем бытии. Округлены очерки наклоненных друг к другу фигур. Крылья их соприкасаются легким волнообразным движением, как бы перетекают одно в другое. Все три фигуры легко вписаны в мысленный круг - все той же «безначальности и бесконечности». Уже в рисунке легким круглящимся этим наклонам вторили очерки горы, склоняющейся за правым ангелом, и дерева позади среднего.

Лица Троицы нераздельны, но у каждого из них, по замыслу Рублева, свое бытие, свое действие в деле созидания мира.

Левый ангел - образ Отца. Его волей начинается устроение Вселенной. И палаты позади него не просто дом, а образ «домостроительства».

Потом, уже цветом, трепетом то круглящихся, то прямых линий и мазков, благословением слегка приподнятой руки с удивительной тонкостью передаст Андрей эту «начальность», энергийность первой творящей ипостаси. И лицу этого ангела он придаст большую твердость, волю.

И сам цвет одежд, «удаляющаяся» прозрачность небесно-лазурного хитона (нижняя одежда), легко светящегося блекло-багряным, светло-зеленым, сине-голубым гиматия раскрывают ту же мысль художника.

Средний ангел будет обращен к правому, но голова его, слегка наклоненная, повернута к Отцу. Это Сын, тот, кому предстоит воплотиться, принять человеческую природу, жертвенной смертью на кресте искупить, преодолеть разделение между божественным и человеческим. Во всем его облике согласие из любви к человеку самому стать спасительной жертвой. Это принятие - не подчинение. Он равен во всем Отцу, это его нераздельное со всеми волеизлияние. И в лице сквозь легкую задумчивость тонко передана решимость на подвиг любви и вместе тень размышления о грядущих страданиях. И чтобы не было сомнений, что это Сын, пусть будет одет ангел в одежды, в каких многие столетия писали Иисуса - в темном, багряном хитоне с золотистой полосой на правом плече и лазурном гиматии. А за ним древо, навевающее мысли о древе крестном, «древе жизни». «О треблаженное древо!..»

Опущена на трапезу его рука. Он благословляет чашу - образ смерти, страдания. «Смертную чашу испиша…» И сам он, если присмотреться к внутренним очеркам боковых ангелов, как бы помещен в чашу, что напоминает священный сосуд…

И склонится с отблеском тихой печали на лице третий ангел - Дух-Утешитель в одеждах лазоревых и светло-зеленых, цвет которых выразит неотделимость его от двух других. И гора за ним станет образом возвышенного, высокого - «Горе имеем сердца!»…

Пишет, трудится старый Андрей, размышляет, вспоминает… Троице посвятил всю свою подвижническую, добровольно бедную, трудную жизнь Сергий. В число его последователей, служителей этой идеи много лет назад вошел и Рублев. Теперь в своем искусстве ему представился случай выразить самое заветное, чем жило не одно поколение единомысленных ему людей. Сейчас он, инок Андрей, призван создать икону «в память и похвалу» основателю первого на Руси Троицкого монастыря. В чем сердцевина дела Сергия? Быть может, Рублев знал уже те отчеканенные в одну-единственную строку слова, которые несколько позже попали на книжные страницы… «Да воззрением на святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего…» Ненавистная рознь мира, и как противостояние ей мысль: в самом замысле бытия, заложено единство, которое достигается любовью и готовностью жертвы «за други своя».

…Исследователи будущего назовут потом «Троицу» Андрея Рублева «призывом к национальному единству русского народа». Вспомнят, что сделал Сергий, в честь которого она написана, для своих современников: и отшельническая жизнь, и монастырское общежительство - пример общего, «вкупе» бытия, и труды его по примирению русских князей, и благословение на решительную битву. Да, конечно, и это… Недаром ведь такая «Троица» явилась «памятью и похвалой» человеку, который принадлежал и во многом определял собой духовную и государственную жизнь светлой, героической эпохи, времени национального подъема Руси, ее воли к единству.

Но смысл и значение «Троицы» Андрея Рублева много шире. Он с гениальным совершенством воплотил в ней мысль о том, что любовь и единство святы, они - основа всего бытия, не искаженная злом идея жизни. Всегда, везде и во всем. И сейчас и во веки веков…

Был день, когда Рублев окончил «Троицу». Несказанным, весенним и тихим сиянием засветились ее краски. Наверное, старый Андрей чувствовал - в этом творении вершина и итог его жизни.

Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ, №618.

Образ Святой Троицы почитается православными христианами всего мира. Молитвы перед этой иконой способны оградить вашу жизнь от всякого зла и переживаний.

История иконы

Икона Святой Троицы, иначе называемая «Гостеприимство Авраама», написана в 15 веке знаменитым иконописцем Андреем Рублевым.

По преданию, благочестивый муж Авраам в один из дней встретил возле своего дома трех странников, не назвавших своих имен. Авраам принял путников и предложил им отдых и трапезу. Во время беседы три таинственных человека сказали Аврааму, что они — посланники Господа, три Его ангела, и сообщили о скором рождении сына Исаака. После пророчества двое ангелов отправились погубить город Содом, вызвавший гнев Господа, а третий ангел остался и беседовал с Авраамом.

Где находится икона

Икона «святая Троица» представляет собой огромную ценность. В настоящее время образ находится в Третьяковской галерее.

Описание иконы

На вертикальной основе изображены три ангела, смыкающие круг возле стола. Стол накрыт, на нем стоит чаша и лежат виноградные ветви. Ангелы сидят под сенью священного дерева и горы, символизирующих вечную жизнь и любовь Господа.

Образ трех ангелов указывает православным на единство Господа в трех лицах и священное, сакральное содержание этого числа. Свет, любовь и всепрощение, заключенные в образе каждого ангела, указывают на возможность прийти в Царствие Небесное по одному из этих путей.

В чем помогает икона

Иконе Святой Троицы молятся, желая постичь всю силу благодати Божьей. Этот образ способен защитить дом и семью, направить сбившегося с истинного пути человека на верную дорогу и показать ему все величие и красоту божественных творений.

Иконе Святой Троицы молятся:

  • чтобы получить исцеление физических и душевных недугов;
  • о восстановлении справедливости и защите от врагов;
  • прося об указании верного жизненного пути;
  • об избавлении от тоски и печали.

Молитвы иконе Святой Троицы

«Пресвятая Троица, смиренно молю Тебя: как соединяется Отец, Сын и Святой Дух в единую силу, покровительствующую истинной вере и смирению, так и не оставит меня сила любви, веры и правды Господней. Да не сорвусь в пропасть геенны огненной, не сгину во грехе и неверии. Не оставьте меня, посланники Бога и справедливый Суд Его. Аминь».

«Троица священная, символ великодушия и власти Господа, силою своей покаравшая неверных, принесшая служителю Господа великую радость! Вас молю, не оставьте меня в печали и горести, уберегите живот мой и дух мой от всякого зла. Аминь».

Эта молитва способна уберечь вас от опасности и физической угрозы.

День памяти иконы Святой Троицы празднуется на 50 день после Воскресения Христова. В это время любые молитвы Господу имеют особую силу и способны привести вас к внутреннему равновесию и радости. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

02.06.2017 06:07

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», ...

Чудотворные молитвы часто помогают в жизни. Малоизвестная, но крайне действенная молитва святой Марте поможет вам...

Более шестисот лет живет в нашем мире «Троица»: икона Рублева, способная пробуждать в душе внимательного зрителя мощное чувство прекрасного и возвышенного.

Она написана в годы лихолетья на земле, много лет жестоко угнетаемой иноверцами и раздираемой братоубийственными войнами русских князей.

Так, среди страданий и раздора человеческого мира духовным подвигом вновь утверждалась вера в спасительное совершенство Бога.

«Пресвятая Троица» преподобного Андрея Рублева

Знаменитое творение великого мастера «переводит» на образный язык очень сложное христианское представление – нераздельность и неслиянность трех ипостасей Бога: Отца, Его Сына Христа и Святого Духа.

При этом переосмысляется широко распространенный тогда иконописный канон – «Гостеприимство Авраама» (это, кстати, еще одно, малоизвестное название самой прославленной работы преподобного иконописца).

Подобные изображения воспроизводили библейское сказание о посещении Господом дома прародителя Авраама под видом трех мужей-странников.

Рублевский тринитарный лик в сравнении с ветхозаветным каноном подчеркнуто внеисторична. Нет персонажей гостеприимных хозяев, и лишь малая часть их дома выписана на заднем плане. Образ зацветшего Мамврийского дуба – вестника о чуде позднего рождения у Авраама первенца – трансформирован в условное изображение ветви. Вместо щедрого угощения – одна только чаша.

Идею непрерывности, вечного становления действа, подчеркивает и умышленная неправильность фигур: обе чаши – на столе и образуемая фигурами ангелов – асимметричны по форме.

Фигуры ангелов будто вписаны в круг – древнейший символ божественного совершенства. Центральный контур силуэтов двух крайних персонажей образует чашу, повторяющую абрис чаши на столе: нераздельная неслиянность словно рождает внутреннее пространство.

Центральной точкой и главным смыслообразующим элементом является стоящая перед ангелами Чаша. Сосуд – символ великой Божьей жертвы ради вечной жизни людей. Художник переосмысляет эту фундаментальную тему христианской веры.

Традиционно, главным цветом в обращении к теме искупления был киноварный, кроваво-алый. У Рублева же – главенство «голубца», означающего все небесное и духовное, покой и умиротворение. Голубой уводит к высшим причинам и конечным целям страдания: все ведет к Божьему замыслу о мире и благе. Не ветхозаветное тревожное предчувствие жертвы – а красота духовного подвига.

Три лика Божьих также изображены новаторски. Они равны: нет буквальных указаний на ипостась, никто не смотрит на зрителя. Но каждый наделен своей индивидуальностью – через цвета одежд, символические жесты, направление взгляда. Лаконизм изобразительного языка приковывает внимание к молчаливому диалогу Троицы над Чашей страдания.

История создания и краткое описание иконы

Андрей в среднем возрасте уходит в монастырь и принимает монашество, исследователи полагают, что это было до 1405 года. В том же году вместе с Феофаном Греком украшал иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Тремя годами позже вместе с Даниилом Черным расписал Успенский собор и иконостас во Владимире.

После до 1422 года работал в Звенигороде. Потом пять лет вместе с Даниилом Черным руководил украшением Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. После расписывал Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где умер в 1430 году.

Андрей Рублев не подписывал свои работы: сохранение авторства «Троицы» – своего рода чудо. А вот единого мнения о времени создания у историков нет. Одни считают, что «Троица» появилась в 1411 году для украшения деревянной Троицкой церкви. Другие датируют ее временем с 1425 по 1427-й год – время работы над иконостасом белокаменного Троицкого собора.

Лик написан на дереве в виде вертикального изображения сидящих за столом трех ангелов. Задний план – прерывистая череда изображений верхней части дома, ветки дуба и горы. Линии фигур персонажей образуют сферу.

В центре картины, посередь престола, располагается чаша с головой тельца. Руки сидящих слева и в центре ангелов благословляют сосуд. В образе нет динамики, активного действия – он исполнен неподвижной созерцательности.

Впоследствии работу спрятали под золотой оклад на срок более пяти веков. Сначала – по приказу царя Ивана Грозного в 1575 году, еще через четверть века – царя Бориса Годунова. Трижды рисунок подновляли иконописцы Палеха. И лишь в 1904 году икона отправилась из Свято-Троицкой Сергиевой лавры на реставрацию в Государственную Третьяковскую галерею.

Окончательно произведение передали ей в 1929 году – здесь оно находится и поныне. Для собора была изготовлена репродукция (копия Баранова и Чирикова). На основе обретенной «Троицы» реставраторы смогли выявить и восстановить и другие работы, написанные Рублевым.

Анализу «Троицы» Андрея Рублева посвящены бессчетные труды ученых и искусствоведов. Но они – всего лишь попытки рассказать неизъяснимое, потому что претендуют на истину в последней инстанции. Иконописец же писал невыразимое в красках – и создал творение, соперничающее с мировыми шедеврами. Потому что знал, что икона – только знак божественного на земле.

Самое известное и прославленное произведение Андрея Рублева - образ Св. Троицы. Икона происходит из местного ряда Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (с 1929 г. - в Третьяковской галерее); почиталась в монастыре как чудотворная. В «Сказании о святых иконописцах» сохранилось свидетельство о том, что игумен Никон просил «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию». Об авторстве Рублева свидетельствует и постановление Стоглавого Собора 1551 г., где было указано писать Св. Троицу, «как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев». В вопросе датировки иконы существуют 2 мнения: ряд ученых предполагают, что она была написана для деревянной церкви Троицкого монастыря, построенной игуменом Никоном после нашествия Едигея, и датируют икону 1412 г., другие определяют 20-ми гг. XV в., связывая ее происхождение с каменным собором монастыря, заложенным в 1422 г. В XVI в. царь Иоанн IV Васильевич Грозный сделал в монастырь вклад, украсив икону басменным золотым окладом с золотыми венцами, эмалевыми цатами, перенесенными позднее на оклад времени царя.

ПРЕПОДОБНЫЙ АНДРЕЙ РУБЛЕВ

В страшные времена войн и усобиц XIV-XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв. Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости». Ему была свойственна большая внутренняя сосредоточенность. Все созданное им - плод глубокого раздумья. Окружающих поражало, что Рублёв подолгу, пристально изучал творения своих предшественников, относясь к иконе как к произведению искусства.

Хотя имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 г. «Троицы» - главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда начались поиски других произведений художника.

Андрей Рублёв родился в конце 60-х годов XIV века в небольшом городке Радонеже неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. По всей вероятности, в юности Андрей был послушником этого монастыря, а потом принял сан монаха. Во время в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы. Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы. Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублёва крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу. Бесспорны лишь два сообщения, фигурирующие в летописях под 1405 и 1408 годами. Вот первое, где говорится о том, что Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублёв начали работу над иконостасом Благовещенского собора Московского Кремля. «Тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Грьчин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю». Исследователи установили, что Рублёв написал для собора одну из лучших своих икон - «Преображение».

По-видимому, к тому же времени относится и исполненный Рублёвым настоящий памятник книжного искусства - «Евангелие Хитрово». Это название рукопись получила по имени боярина, которому она принадлежала в XVII веке. Рукопись выделяется безупречностью выполнения. Миниатюры, заставки, фигурки зверюшек-букв - это особый мир, где все живет, все одухотворено. Здесь много выдумки, юмора, все проникнуто глубоко народным простодушием, каким овеяны наши русские сказки. Мягко вьются линии орнаментов, напоминающие стебли трав, формы листьев, цветов. Ощущение радости и непринужденности создают легкие, светлые краски: лазоревая голубизна сочетается с нежной зеленью, алеет киноварь и поблескивает золото. Ученые предполагают, что такая драгоценная рукопись, как «Евангелие Хитрово», могла быть создана на средства великого князя или самого митрополита.

Во втором сообщении 1408 г. говорится о том, что мастера Даниил Черный и Андрей Рублёв отправлены расписывать Успенский собор во Владимире: «Того же лета мая в 25 начата подписывати церковь каменую великую съборную святая Богородица иже в Владимире повеленьем князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Владимирский Успенский собор особо почитался в Древней Руси, и великие князья московские не переставали заботиться о его убранстве. Так произошло и в 1408 г., когда великий князь Василий Дмитриевич, сын , повелел заменить новыми фресками утраченные части его росписей XII века. Сохранившиеся фрески представляют фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену храма. Анализ стилистических особенностей помог ученым определить группу изображений, принадлежащих Рублёву: в них ощущаются артистизм, музыкальность линии, грациозность. Юношески прекрасен трубящий ангел, вдохновенно решителен Петр, увлекающий праведников в рай.

Трактовка сцены Страшного суда, ее эмоциональный настрой необычны: здесь нет ощущения ужаса перед страшными карами и торжествует идея всепрощения, просветленное настроение; в этом ясно ощущается мировосприятие Рублёва. Долгие годы исканий, которые проявились уже во фресках Успенского собора, нашли завершение в образах так называемого «Звенигородского чина». В них Рублёв обобщил размышления своих современников о моральной ценности человека. «Звенигородский чин» - это часть иконостаса, созданного для одного из звенигородских храмов. Время создания этого иконостаса точно не известно. Сейчас от росписей в соборах сохранились только фрагменты, а из икон дошли лишь три. Они были обнаружены в 1919 году советскими реставраторами. «Их создателем, - писал о звенигородских иконах И.Э. Грабарь, первый исследователь драгоценной находки, - мог быть только Рублёв, только он владел искусством подчинять единой гармонизирующей воле эти холодные розово-сиренево-голубые цвета, только он дерзал решать колористические задачи, бывшие под силу разве лишь венецианцам, да и то сто с лишком лет спустя после его смерти». Из всего монументального замысла Рублёва сохранились только поясные изображения «Спаса», «Архангела Михаила» и «Апостола Павла».

Пока иконописцы работали во Владимире, на Москву двинулось войско татарского хана Едигея. Не сумев взять Москву, татары сожгли множество городов, и в том числе Троицкий монастырь. Настоятелем монастыря был игумен Никон. Он с большим рвением принимается за восстановление и украшение монастыря. На месте деревянного храма возводится в 1423-1424 гг. белокаменный. В середине двадцатых годов Даниил Черный и Андрей Рублёв были приглашены Никоном расписать новый каменный собор Св. Троицы. Эти работы Рублёва относятся к 1425-1427 годам.

Рублёв написал главную икону монастыря - знаменитую «Троицу». Три ангела - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух - вписаны художником в треугольник и круг. Линии крыльев и одежд перетекают одна в другую, как мелодии, и рождают чувство равновесия и радостного покоя. Особо поражает общая светозарность иконы. Художник нашел идеальные пропорции не только в решении фигур композиции. Совершенны также отношения светлых тонов, не вступающих в борьбу с контрастными темными цветами, а согласно и тихо поющих с ними гимн радости бытия. Это мерцание цвета позволяет художнику достичь поистине симфонического звучания оркестра красок палитры. Чуть-чуть поблескивает стертое старое золото на темном от времени левкасе. Мудрое переплетение форм, силуэтов, линий, прочерков посохов, округлости крыльев, падающих складок одежд, сияющих нимбов - все это вместе со сложной мозаикой цвета создает редкую по своеобразию гармонию, благородную, спокойную и величавую. И только два черных квадрата на фоне - вход в дом Авраамов - возвращают нас к сюжету Ветхого завета. Светоносность «Троицы» настолько разительна, что иные иконы экспозиции Третьяковской галереи кажутся темными и красно-коричневыми.

Вскоре после завершения работ в Св. Троице, по-видимому, умер Даниил, похороненный в Троице-Сергиевом монастыре. Потеряв своего друга, Рублёв вернулся в Андроников монастырь, где выполнил свою «конечную» (то есть последнюю) работу. Если верить Епифанию Премудрому, Рублёв принимал участие не только в росписи церкви Спаса, но и в ее построении. Эта церковь была возведена около 1426-1427 гг. Вероятно, ее фрески были написаны в 1428-1430 гг. Рублёв скончался 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре в Москве, который сейчас носит его имя. В 1988 г., году тысячелетия крещения Руси, Русская православная церковь причислила Рублёва к лику святых. Он стал первым художником, который был канонизирован христианской церковью.