Православие о суде божием урок кураев. Учение православной церкви о частном суде по смерти и всеобщем суде христовом

Основные понятия урока: Божий суд;причины, побуждающие христиан творить добро; богохульство; бессмертие.

Материал для организации работы с учащимися

Сиротка (Святочный рассказ)

А.Сумароков

Плохо, горько им жилось. Но у них была мать. Молодая вдова-мать из сил выбивалась, питая своих сироток, а их у ней было трое. Горемычная то была семья! Но и в этой семье бывали счастливые минуты.

Измается, бывало, вдоволь наработавшись мать, но она приголубит, приласкает своих деток, - и хорошо им. Вот один примостился у ее ног и улыбается ее голубиным речам. Другой - на коленях у ней, запрокинул свою курчавую головку и смотрит умильно в ее глубокие, задумчивыя глаза. А третий обвил своими худыми ручонками шею матери и все твердит: "Мама, милая мама"!.. Славно бывало в эти минутки детям! Отдыхала с ними и мать от своих непосильных трудов...

Но совсем вдова выбилась из сил, слегла в постель и... сошла в могилу. Не стало у детей любящей матери и любимой.

Помнит сиротка-Ваня отчаянные крики старших - братишки и сестренки: "умерла родная, голубка наша". Помнит Ваня, как потом положили их матушку в гроб, как выносили ее из дома, как отпевали в храме, как, наконец, страшно застучали мерзлые комья земли о крышку гроба... Мама, их дорогая мама, была в могиле, сокрылась от них навсегда...

Пришли круглые сиротки домой, обнялись все трое, да так и замерли в объятьях...

Наконец, опомнились. Вот кто-то из них сказал: "А ведь послезавтра у нас Рождество". - "Да, Рождество", - сказали все грустно. Грустно было сироткам. А прежде, при матушке, они с восторгом по-детски кричали: "Рождество! Рождество!..."

Сдали сироток на руки одному их родственнику, а у того самого была куча ребятишек. И началась сиротская жизнь, жизнь какую знают только круглые сироты...

Родные их, дядя и тетка, не были злыми людьми, но у них самих была нужда: они едва-едва прокармливали свою семью. И сироткам приходилось нередко голодать, потому что голодали и сами их приютившие...

Эх! доля ты наша горькая! - скажет иной раз дядя. - Хоть из кожи вылазь вон, а все ничего не поделаешь! А тут еще навязали этих"...

Слышит это Ваня и чует он своим детским сердцем, что дядя вовсе не сердится на них, а так, с горя говорит такие слова. В ответ на такую думу Вани, как бы отвечает тетка.

Полно, Филипыч! - скажет она мужу. - Грех роптать на свою судьбу, а сирот еще грешней обижать: сиротки - Божьи детки, - и тетка ласково погладит по головке Ваню... Дядя от слов жены повеселеет, возьмет своего меньшого сынишку на руки, подымет его высоко и скажет:



Эх, вы - малыши, выростайте скорей, заживем тогда, Бог даст...

Бог не оставит нас, Филипыч! - сказала жена.

Да как-же я теперь без лошадушки-то?

Станешь в город ходить в поденщики.

Плохая эта работа!

Дядя, а я теперь умею корзинки плести: будем продавать, - сказал старший брат Вани.

Ай да молодец! - сказал дядя и, махнув рукой, вышел из избы.

Стал работать Филипыч в городе поденно. День работает, а вечером идет домой в свою деревню, которая была всего в трех верстах от города. Весь свой дневной заработок Филипыч употребляет на хлебушко своим деткам да сироткам. Племянник сдержал слово и продает сплетенныя им "корзинки в город". Но заработка дяди и племянника хватало лишь на пропитание; а подходила зима. Тому надо шубенку перешить, этому шапченку купить, а всего много надо было. Знает все это Филипыч... Идет он из города и думает: "Зима пришла, надо дровишек запасти, вот лошадушка-то и нужна... Жене вот не в чем и к колодцу за водой сходить: шубенка совсем развалилась... Эх ты, нужда!.." И крепко задумался Филипыч...

А дома его ждала новая беда. От плохого ли корму, от плохой ли защиты, или так уж тому быть, - пала последняя коровенка... Опустил Филипыч руки...

"Теперь по миру придется пустить малышей", - думает Филипыч. И действительно, как он ни бился, как ни усердствовал племянник в плетении корзин, а пришлось-таки малышей пустить по миру... И снова плакала семья, и горевали отец с матерью! Одели они, как потеплее, своего десятилетняго сынишку Петю да племянника сиротку-Ваню, перекрестили их, да и пустили в город просить у православных "Христа ради" милостыньку.



Подходило Рождество. Филипыч целую неделю работал в городе, не приходя даже домой. Он хотел побольше заработать к празднику и накупить кое-чего. За день до Рождества Филипыч со своими весьма дешевыми покупками возвращался домой.

Дома ребятишки ждали батьку с покупками... Но что это за покупки? Если бы увидело их дитя богатых родителей, то отвернулось бы от них. А эти дети, рады были и тому. Вон старший сынишка напяливает на себя весьма поношенный, весь заплатанный, тулупчик, который ему повыше колен; вон поменьше сынишка надевает плохую шапченку, а шапченка чуть носа ему не закрывает; там девочка примеряет полусапожки, которые годятся на ногу ее матери... Бедны обновки к празднику, также бедны и съестные припасы, но бедняки и тому рады, они благодарили Бога и спокойно уснули.

Канун Рождества Христова... Петя и Ваня в городе за милостынькой. Под великие праздники хорошо подают милостыньку. Да, все добрые православные жалеют нищую Христову братию и дают ей, кто что может. Вон в богатой булочной щедро оделяют нищих белым хлебом; там, у подъезда богатаго дома, раздают деньги; везде, на всех улицах и углах вы увидите прохожих, торопливо сующих монетки в протянутые руки бедняков. Подавали добрые люди и Пете с Ваней.

Петя еще с полдня ушел домой, в свою деревню, с полным мешком подаяний. Ваня припоздал. К вечеру поднялась непогода. Ваня поспешил домой; спешит он, а метель все сильней и сильный... Устал Ваня, мешок оттянул плечи, руки затекли и начали остывать; присел Ваня отдохнуть... Стемнело почти... Ваня не боится темноты: не впервой ему, а вот непогода совсем разыгралась... Поднялся Ваня и снова спешит. Спешит бедный иззябший мальчик, а ветер резкий, холодный режет ему щечки, валит его с ног. Выбился из сил Ваня, вот-вот упадет. И, правда: сильный порыв ветра свалил его с ног. "Замерзну", - думает Ваня, - "а ведь осталось близко и огоньки, было, показались".

Попробовал Ваня подняться, чтобы снова спешить, а сил нет.

"Вишь, как спать-то хочется", - думает Ваня? - "а, ну, как усну: снегом меня занесет, замерзну, а завтра Рождество Христово".

И снова хочет Ваня подняться, и снова падает.

"Усну... Замерзну... Рождество... Петя дома..." - Проносятся в голове мальчика несвязные мысли... Вот-вот заснет, заснет и не проснется тогда...

Но вот, к счастью Вани, во всю прыть мчится лихая тройка. Звенят под дугой колокольчики. Ваня чуть-чуть слышит. Прозвенели колокольчики. "Должно, уехали", - проносится в голове замерзающего мальчика... Но зоркий взгляд кучера-ямщика заметил Ваню.

Барин! - обращается ямщик к седоку, там что-то чернилось, как ехали.

Пошел живей! опоздаем к празднику.

Поспеем, барин: троечка, Бог даст, донесет, а уж дозвольте посмотреть туда: не человек ли это?

Ну, смотри, да живо!..

Барин встрепенулся. "Там, дома, дети в тепле, подумалось ему".

Давай сюда, скорей! - закричал он кучеру. - Не спасем ли? Это будет лучший подарок детям на елку!..

Барин завернул в свою теплую шубу мальчугана и крикнул:

Живо! огни видать: должно деревня. Помчались лошади. А барин трет Ване виски, руки, дышет ему в лицо... Лошади влетели в улицу.

Стой! в первую избу...

Отворили барину хату, и он занялся замерзшим.

У него нашлось вино, и он стал усердно растирать мальчика. Прибег он и к другим средствам, и чрез час Ваня открыл глаза и начал дышать. Пока барин приводил Ваню в чувство, бабы, хлопотавшие тут же, все повторяли:

Да ведь это Ванюша-сиротка! Бедный! Под Рождество-то! Бог спас!..

Барин узнал, где живет Филипыч - дядя Вани, и сам повез его туда. Пока Ваню везли на другой конец деревни, он все смотрел вправо от барина, там ему виделась чудная женщина и на руках у нее прекрасный ребенок. - "Как это он, такой маленький, не замерз", - думал Ваня, - "вот большой, а чуть было не замерз".

Барин сдал Ваню на теплую печь и ужаснулся бедности Филипыча. Он расспросил Филипыча про все и сказал:

Завтра Рождество Христово: прими-же Христа ради, милый, вот это, - и барин протянул ему сторублевую бумажку.

Филипыч повалился, было, барину в ноги, а барин уже вылетел из избы и мчался на лихих конях к празднику к своим милым детям, которым завтра, в день Рождества Христова, расскажет, как спас от смерти бедного сиротку.

- "Сегодня", - думал барин, - "самый радостный день в моей жизни: Бог дал мне спасти человеческую жизнь..."

В день Рождества Христова Ваня рассказывал, как "хороша была барыня и ее прекрасный ребенок".

Да, ведь, барин был один, - говорили ему.

Нет, - уверял Ваня, - я видел и барыню и ребенка.

Потом он задумался и сказал:

А как барыня с ребенком похожи на Божию Матерь с Христом, что у нас в церкви!

Тогда все поняли, какую Женщину и какого Ребенка видел Ваня...

Филипыч, благодаря помощи барина, живет теперь хорошо. Детки его и сиротки подросли и помогают ему. Филипыч, сберегая понемногу, отложил сто рублей.

Это сиротские деньги, - говорил он жене, - это им Бог послал, а через них и мне грешному. Как станут на ноги, так и отдам им эти сто рублей.

А ты еще вздумал было на судьбу свою роптать, - говорила ему жена.

Да, грешен я в том. И кто знает, что было бы с нами, если бы не сиротка Ваня!..

Каждый год, в день Рождества Христова, семья Филипыча служит молебен о здравии своего благодетеля.

Работа с текстом для участия и сопереживания детей в чужой беде, для того чтобы развить в детях не только внимательность, но и участие в чужом горе, и оказание помощи. Выработать у них чувство отзывчивости и доброты.

Отметим добродетели: Краткий комментарий учителя, соотнесенный с современностью:
Сердечное внимание. То есть участливое, сравним просто с внимательным человеком: увидит и пройдет.
Твердость добрых намерений. Участливый: увидит, остановится и поможет. Извозчик уговорил барина остановиться.
Жертвенность. Вопрос учителя: «Чем можно жертвовать, что отдать? Отдать силы, время, деньги, вещи…» (подтвердите текстом)
Милосердие, бескорыстие. Вопрос: «Почему барин не выслушал благодарности Филипыча?»
Благодарность Богу за возможность совершить добро. Смирение. Скромность. Воспитание детей в духе христианских заповедей. Вопрос: «Как вразумляла Филипыча жена в минуты слабости?» (Можно ли сказать, что все поступки жены Филипыча были связаны с богобоязностью, с Божием судом) Можно ли это назвать по другому «хождению перед Богом»?
Семья Филипыча
Трудолюбие, терпение, безроботность, Надежда, взаимная ответственность, поддержка, совестливость, благодарность. Вопрос: «Как вразумляла Филипыча жена в минуты слабости?» что побуждало семью Филипыча творить добро?
Искренность, молитва. Неизбирательная любовь. Вопрос: «Как относились в семье Филипыча к своим детям и сироткам?»
Для всех героев
Вера, любовь (к Богу, К ближнему)

Цель урока

Знакомство с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека

Задачи урока

  • Обучающая: Углубленно обработать затронутые на уроках вопросы, осмыслить ранее приобретенные знания, учиться систематизировать, обобщать их, вести диалог.
  • Воспитательные: Духовно-нравственное воспитание: подведение учащихся к осознанному пониманию себя как личности, т.е. развитие представления о значении личной духовной культуры и нравственности; воспитание активной жизненной позиции, осознание необходимости оздоровления человека и общества.
  • Развивающие: Развитие творческого потенциала учащихся, интереса к познанию, осознанному и самостоятельному получению информации; формирование коммуникативных навыков, лаконичного и четкого изложения своих мыслей; доказывать свою точку зрения; активировать механизмы саморазвития личности; развитие способностей работать в группе и самостоятельно, умение анализировать информацию.
  • Методическая: Продемонстрировать возможность применения комбинированного урока с элементами визуализации.

Виды деятельности

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия

Пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд

Словарик к уроку

  • Пост - ритуальное воздержание от принятия определённой пищи и питья. Пост упоминается в древнейших библейских текстах (Лев.16:31 и др).

Средства наглядности

Репродукции картин на тему урока (по усмотрению учителя).

Основные вопросы урока

  • Как видеть в людях Христа?
  • Почему христиане верят в бессмертие?

Ход урока

1 вариант

1. Подготовка учащихся к восприятию материала урока

Ответы на вопросы под рубрикой «ВЫ УЗНАЕТЕ». Работа над рубрикой может быть дополнена следующим заданием: Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «И цветы, и шмели...» Что хотел сказать Богу лирический герой этого стихотворения?

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

2.Чтение статьи учебника

Прочитаем статью полностью. Спросим у детей, что именно в статье привлекло их внимание, и перечитаем статью. Для перечитывания и осмысления статьи предлагаем работу с конспектом статьи, в который закрались неверные, противоречащие тексту статьи утверждения. Учащимся предлагаем задание – сопоставить конспект со статьёй учебника, находя неверные утверждения и заменяя их на верные (или более простой вариант: отклик ученика на утверждение словами «да» и «нет»). После выполнения этого задания даётся задание найти утверждение, не вошедшее в конспект. Найденное утверждение следует вписать в соответствующую графу конспекта (Конспект может проецироваться через мультимедиа проектор, учащимся раздаются распечатанные листы с конспектом).

В чередовании радостных дней и строгих дней поста проходит год христианина. Пост – стояние человека на страже от собственных плохих поступков. Пост – строгий запрет на животную пищу, чтобы лучше себя чувствовать физически. Копеечка – такая маленькая денежка, что ничего не стоит, о ней никто никогда не вспоминает. В последний день мировой истории Христос отделит одних людей от других, как пастух, следящий за стадом домашних животных, отделяет овец от козлищ. Всех людей Христос поставит по левую сторону от себя. Когда Христос будет отделять одних людей от других, тогда вспомнится копеечка, которую человек забыл или пожадничал или просто не захотел отдать нуждающимся. По правую руку Христа будут поставлены те, кто творил дела милосердия. Оскорбление другого человека, злое слово, сказанное в его адрес – это защита себя самого, стремление отразить чужую злобу. Любой человек – посланник Неба на земле. Душа человека бессмертна, утверждают многие древние религии, а тело – подобно ракете, вынесшей космический корабль на орбиту, погибает. Грехи человека уничтожают его душу. Совершенно неважно, как прожил человек свою жизнь, его душа всё равно бессмертна, и в своём бессмертии он будет продолжать радоваться. В бессмертии с человеком останутся только те радости, что радовали душу. С людьми, с которыми враждовал при жизни или которых обижал, можно будет примириться после смерти.

Утверждение из статьи учебника, не вошедшее в конспект:

3. Проверка выполнения задания и обсуждение откликов учащихся

4. Перечитывание стихотворения И.С. Бунина

Обсуждение ответа на вопрос: какую радость души унёс с собой с Земли лирический герой стихотворения И.А. Бунина?

5. Чтение стихотворения Д.С. Мережковского и сравнение со стихотворением И.А. Бунина. Обсуждение вопроса, есть ли что-то общее в мыслях и переживаниях двух поэтов.

Выбор стихотворения для заучивания наизусть.

6. Подведение итогов урока

Ответы на вопросы учебника, их обсуждение.

2 вариант

1. Выявление восприятия, мотивация

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

  • Действительно, каким Бог видит свое творенье – нас с вами? Когда Он радуется, глядя на нас с вами, а когда – нет?
  • Расскажите, какими вопросами друг к другу могли бы обменяться Бог и человек при встрече. Как вы думаете, Бога можно обмануть?
  • Есть такое выражение – casus belli (казус белли) – повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да, то – как же надо относиться к людям?

2. Исследовательская работа с текстом

Опережающее задание

Какова мера ответственности человека перед Богом и людьми? Есть суд гражданский, уголовный… А существует Божий суд? Выскажите гипотезы, которые мы обсудим после чтения текста.

Чтение текста

Послетекстовая работа

  • Ответим на вопрос опережающего задания. Кто в высказанной гипотезе был ближе всех к правильному ответу?
  • Какие вопросы у вас возникли после чтения текста? Прочитайте фрагменты текста, которые требуют дополнительного комментария, расширенного разговора.
  • Попробуем пояснить нашу тему примером жизни великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Маленький Никоша (так называли его домашние) рос и воспитывался в очень верующей семье на Полтавщине. Это теперешняя Украина. Его маменька (так было принято называть самого дорогого человека) часто читала ему отрывки из Священной истории. Будучи уже взрослым, Гоголь вспоминал, какое сильное впечатление оказал на него маменькин рассказ о Страшном Суде. Он понял, что за все свои действия и поступки, хорошие и плохие, человек даст ответ Богу на Страшном, последнем суде, когда будет решаться его окончательная участь. С тех пор понятие грех и покаяние стали главными в его жизни и творчестве. Представляете: все, что писал Гоголь, должно было напоминать человеку о последнем его ответе перед Богом. В пятом классе вы читаете повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Наверняка вам понравился один из центральных героев – кузнец Вакула. Помните, еще в начале повествования писатель говорит, что черт (тоже персонаж повести) ненавидел Вакулу больше, чем проповеди сельского священника отца Кондрата. И причиной его ненависти была икона Страшного суда, которую написал Вакула. Вот отрывок, посвященный описанию этой иконы: «…торжеством его (Вакулы) искусства была одна картина … в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленьями и чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему…». И нам становится понятна ненависть черта. Дело в том, что при Втором пришествии Христа, а это и есть событие Страшного Суда, все жившие когда-то и живущие на земле люди предстанут перед Богом. Только станут они по разные стороны от Христа: праведники станут справа (одесную), а грешники слева (ошуйю). Думаем, что всем понятно: Бога на Страшном Суде обмануть невозможно. Вот потому грешники, понявшие свою «левую» участь, и колотят беса кнутом, поленом и чем ни попало. Конечно, как часто бывает у Гоголя-сатирика, нам смешно. Но за этим встает ситуация ответа: за все, за все ответит человек перед Богом. Тогда читатель и понимает ненависть беса к Вакуле. Чего больше всего боится черт? Он боится, что его лукавство, обман, искушение станет для человека очевидным. Вакула и сделал очевидным то, что бес всегда скрывает, обманывая и искушая человека.

Поговорим об этом же образным языком притчи. Перескажите притчу о последнем дне мировой истории. Не бойтесь подглядывать в текст учебника!

  • Добрыми людьми могут быть только христиане? (Разумеется, добрыми людьми могут быть все без исключения. То, что часто называют «нравственным законом» заложено в природу человека. Помните, что при сотворении человека Бог вдунул в уста Адама дыхание Свое. Дыхание Бога, душа присутствуют в каждом человеке. От человека зависит, как он распорядится этим духовным богатством: будет его взращивать или предаст забвению. Важно понять, что вера помогает человеку устоять в добром, координировать свое поведение и поступки, соотнося с Идеалом).

3. Подведение итогов

Поговорим по душам

Как вы думаете: понимание того, что есть строгий Ревизор, Которого нельзя обмануть и «ответ» перед которым неминуемо придется держать, помогает человеку быть ответственным или сдерживает его свободное развитие?

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку узнай, где находится ближайший монастырь и его название.

Творческие задания для учеников

Вопросы и задания

  • Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?
  • Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.
  • Добрыми людьми могут быть только христиане? Обсудите это с одноклассниками

Изложено по Руководству «Православно-догматического богословия» митрополита Макария. СПб., 1857. Т.2. Отд. 2. Гл. 2.

Смерть человека есть разлучение души от тела, при котором тело, как прах, возвращается в землю, чем он и был, а дух возвращается к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). Причина смерти - грех. Бог создал человека для нетления (Прем. 2, 23), смерть же, равно как и болезни и страдания, есть неизбежное следствие греха наших прародителей. Возвратишься в землю, из которой ты взят - таков был приговор Божий согрешившему Адаму (Быт. 3, 19), и с тех пор люди сделались смертными, смерть распространилась и на всех потомков Адама и стала необходимым уделом всего рода человеческого (Рим. 5, 12).

Смерть есть предел, которым оканчивается время подвигов для человека и начинается время воздаяния, так что по смерти невозможно нам ни покаяние, ни исправление жизни. «Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти - суд и наказание... Пока мы находимся в настоящей жизни, для нас еще возможно избежать наказания чрез исправление себя. А когда отойдем в жизнь другую, напрасно уже будем оплакивать свои грехи», - пишет святитель Иоанн Златоуст.

Согласно святоотеческому учению, по смерти человека бывает для него двоякий суд Божий и двоякое воздаяние: суд частный, который совершает Господь над каждым человеком в отдельности по смерти его, и следующее за тем воздаяние, еще не окончательное; и суд всеобщий, который совершит Господь над всем родом человеческим при кончине мира и на котором каждый получит воздаяние уже полное, решительное, вечное.

Образное представление частного суда, издревле существующее в Православной Церкви, основанное на церковном предании и согласное со Священным Писанием, находим в учении о мытарствах.

Учение о мытарствах содержится в писаниях святых отцов и учителей Церкви. Оно вошло также в песнопения и молитвы, употребляемые на богослужениях, а также в жизнеописаниях святых.

«При разлучении души нашей с телом, - пишет святитель Кирилл Александрийский (+ 444), - предстанут пред нами, с одной стороны - Воинства и Силы Небесные, с другой - власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих. Но и будучи принята святыми Ангелами, и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы или таможни, на которых взыскивают пошлины), которые будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему. На каждом из этих мытарств востребуется отчет в особенных грехах... Каждая страсть души, всякий грех будут иметь своих мытарей и истязателей... При этом будут присутствовать и Божественные Силы, и сонмы нечистых духов; и как первые будут представлять добродетели души, так последние - обличать ее грехи, учиненные словом или делом, мыслию или намерением. Между тем душа, находясь среди них, будет в страхе и трепете волноваться мыслями, пока, наконец, по своим поступкам, делам и словам, или, быв осуждена, заключится в оковы, или, быв оправдана, освободится (ибо всякий связывается узами собственных грехов). И если за благочестивую и богоугодную жизнь она окажется достойною, то ее восприимут Ангелы, и тогда она уже небоязненно потечет к Царствию, сопровождаемая Святыми Силами... Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании, то услышит оный страшный глас: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господней (Ис. 26, 10)... Тогда оставят ее Ангелы Божии, и возьмут страшные демоны... И душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну мрачную и темную, в места преисподние, в узилища подземные и темницы адские» Из «Слова на исход души», помещаемого обыкновенно в «Следованной Псалтири». .

Из слов святителя видно, что мытарства представляют собою неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной жизни к вечному жребию все человеческие души, и во время этого перехода каждая душа, в присутствии Ангелов и демонов, пред оком Всевидящего Судии, постепенно и подробно истязуется во всех ее делах, злых и добрых. Вследствие этого подробного отчета в прежней жизни души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся в райские обители, а души грешные, задержанные на том или ином мытарстве, влекутся демонами, по приговору невидимого Судии, в их мрачные обители.

После частного суда Православная Церковь различает два вида воздаяний: одно для праведников и другое для грешников, хотя и то и другое признает еще не окончательным - до всеобщего воскресения и Страшного суда Христова. В Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723 г.) говорится следующее: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно».

Души праведников восходят на Небо, где пребывают в благодати Божией. Место, куда отходят души праведников, называется в Священном Писании раем (Лк. 23, 43), Царствием Небесным (Мф. 5, 3), Царствием Божиим (Лк. 13, 28), домом Отца Небесного (Ин. 14, 2) и другими именами. Праведники по смерти прославляются на Небе, в Церкви торжествующей, и на земле, в Церкви воинствующей. Прославляя их на земле, мы почитаем их как угодников и друзей Божиих, призываем их в молитвах, чтим их мощи и священные изображения на иконах.

Души же скончавшихся грешников отходят во ад (Лк. 16, 23) - место осуждения и гнева Божия, место печали и скорби, называемое в Священном Писании также тьмою кромешною (Мф. 22, 13), преисподнею (Фил. 2, 11), бездною (Лк. 8, 31), и др. «О том же, что это за место и где оно есть, - говорит св. Иоанн Златоуст, - не будем доискиваться, но будем прилагать старание о том, чтобы избежать его».

В то же время Церковь исповедует, что для тех из грешников, которые до разлучения с настоящей жизнью покаялись, только не успели принести плодов покаяния - каковы молитва, сокрушение, утешение бедных и другие дела любви к Богу и ближним, - для таковых остается еще возможность получить облегчение в страданиях и даже вовсе освободиться от уз ада по бесконечной благости Божией через молитвы Церкви и благотворения, совершаемые за умерших живыми, а особенно силою Бескровной Жертвы, приносимой за них священниками во время совершения литургии (об этом говорится в Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере). Отсюда очевидна важность молитв и благотворении за умерших, совершаемых их родными и близкими.

Молясь за скончавшихся в покаянии, Святая Церковь уповает, что все, за кого она молится, спасутся и не лишатся блаженства. Ибо, - пишет святой Иоанн Дамаскин, - «этого-то и жаждет, и хочет, и желает, об этом радуется и веселится Преблагий Господь, да никто не лишится Божественных даров Его». Надо также не забывать, что обителей у Отца Небесного много и степени блаженства вечного будут весьма различны, соответственно достоинству тех, которые удостоятся этого блаженства.

Суд частный, которому подвергается каждый человек по смерти своей, не есть суд полный и окончательный. На частном суде получает воздаяние только душа человека, без всякого участия тела, хотя и тело разделяло с нею добрые и злые дела ее. После частного суда для праведников и грешников открывается только начаток того блаженства или мучения, которое они заслужили, а для некоторых грешников остается еще возможность облегчения участи по молитвам Церкви.

Но придет некогда последний день для всего человечества (Ин. 6, 39-40), как бывает последний день для каждого человека порознь, день кончины века (Мф. 13, 39), назначенный Богом, в который Он будет праведно судить вселенную (Деян. 7, 31), т.е. произведет суд всеобщий и решительный. В этот день Господь наш Иисус Христос приидет на землю в славе Отца Своего со святыми Ангелами, чтобы судить живых и мертвых (Мк. 8, 38). День этот называется поэтому в Священном Писании днем судным (Мф. 11, 22), днем гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2, 5), или днем Господним (2 Пет. 3, 10), днем Христовым (2 Сол. 2, 2), днем великим и страшным (Иоил. 2, 31).

Тогда по гласу Господню воскреснут мертвые и изменятся живые (1 Кор. 15, 52), и начнется суд над ними - суд всеобщий. Суд этот будет открытый - потому что Судия явится во всей славе Своей и произведет суд пред лицом всего мира; страшный - потому что совершится во всей правде Божией; решительный и последний - потому что неизменно определит навеки участь каждого из судимых (Мф. 25, 46).

Учение о Страшном суде Христовом является всеобщим и всегдашним верованием Церкви. Оно содержится в Символе веры - в члене о втором пришествии Христовом во славе для суда над живыми и мертвыми. Его повторяют в своих писаниях и многие святые отцы Церкви.

Образ всеобщего суда начертан в Слове Божием. Оно говорит нам, что когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле Славы Своей (Мф. 21, 31), и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (24, 31), и соберут от Царства Его все соблазны и делающих беззаконие (13, 41), и отделят злых из среды праведных (13, 49). Соучастниками Его в суде будут апостолы Христовы (19, 28) и святые (1 Кор. 6, 2). И соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 32), живые и мертвые (Деян. 10, 42), праведные и злые (2 Кор. 5, 10). И не только все люди предстанут на суд, но и падшие духи (2 Пет. 2, 4; Иуд. 6). Предметом суда будут не только дела человеческие (Рим. 2, 6), но и слова (Мф. 12, 36), и самые сокровенные помышления (1 Кор. 4, 5).

И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую (Мф. 25, 32-33). И произнесет приговор тем и другим. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (25; 34, 41). Однако это изображение Страшного суда Христова, как оно дано нам в Священном Писании, не должно понимать во всех своих подробностях буквально и человекообразно.

В день последнего суда наступит и кончина века - конец мира. Нынешние небо и земля, как риза, обветшают, и... изменятся (Пс. 101, 27). Изменение, или обновление, мира будет состоять в том, что на новом небе и новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда (2 Пет. 2, 13). Всеобщим судом окончится также царство благодати (благодатное Царство Христово) и откроется Царство славы - вечное Царство Божие (1 Кор. 15, 24).

Вечное осуждение грешников будет состоять в удалении их от Бога и лишении всех благ Царства Небесного, в том числе общения с другими людьми: они не будут видеть вокруг себя никого, кроме духов злобы; кроме того, они будут претерпевать многообразные мучения - внутренние и внешние.

Праведники же наследуют Царство Небесное. Блаженство праведников в Царстве Небесном будет состоять в ближайшем единении и общении их с Самим Богом, Источником блаженства, и соучастии в Божественной славе - насколько это возможно для существ сотворенных. Они будут пребывать и в ближайшем общении между собою и со святыми Ангелами, будут связаны узами чистейшей любви, как дети одного общего Отца. Будет полностью удовлетворена их жажда истины (1 Кор. 13, 12) и добра (правды) (Мф. 5, 6). Тела их восстанут нетленными, славными (светоносными), духовными. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной... И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 7, 16; 21, 4). Вообще же блаженное состояние праведников на Небе будет таково, что ныне мы ни представить, ни изобразить его не можем: Не видел того глаз, и не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9)...

О времени же этого великого предустановленного дня Господь запретил мудрствовать, сказав ученикам перед Своим Вознесением: Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 6-7). День Господень так придет, как тать ночью; ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут, - говорит апостол Павел христианам (1 Фес. 5, 1-3).

Но Господь заповедал внимать знамениям времен (Мф. 16, 3). Слово Божие указывает некоторые признаки второго пришествия Христова.

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, - предупреждает об этом времени Своих учеников Христос, - ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и военных слухах... Но это еще не конец... Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми за имя Мое; и тогда соблазнятся многие... И, по причине умножения беззакония, во многих оскудеет любовь... И тогда придет конец...» (Мф. 24, 4-14). Перед концом Евангелие Царствия будет проповедано по всей вселенной, и, однако, Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8).

«Предсказанное Словом Божиим должно совершиться, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). - Наш священный долг - благоговеть пред судьбами непостижимыми Господа Бога и, понимая глубокое значение совершающегося, обратить все внимание, внимание усиленнейшее, на усвоение себя Христу, как святые отцы сказали: «спасаяй, да спасет душу свою»...

Над судьбами мира и каждого человека неусыпно бдит Промысл всемогущего Бога, - и все совершающееся совершается или по воле или по попущению Божию. Нам должно обращать взоры ума на себя и умолять Господа, чтоб Он сохранил нас в верности Православной Церкви, открыл нам всесвятую волю Свою и непреткновенный путь к Себе, Источнику истинной жизни и спасения».

Этими словами святителя хотелось бы закончить нашу книгу, с надеждой на то, что она доставит читателю душевную пользу.

Есть вещи, которые мы не можем не знать. Возможно, мы предпочли бы не знать - но мы знаем. Они глубоко вписаны в саму нашу природу. И одна из неизбежных вещей - суд Божий. Мы знаем про себя, что мы подсудны, ответственны. Мы знаем это даже не из библейского откровения, а изнутри - об этом нам говорит, как напоминает Апостол, «совесть и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Даже язычники, которые никогда не слышали проповеди о суде Божием, имеют сознание нравственного закона и воздаяния. Это сознание, от которого мы не можем уйти.

Даже атеисты, отрицающие Бога и суд Божий, апеллируют к обязательному для всех людей нравственному закону - когда они порицают одних людей и хвалят других, они тем самым провозглашают, что люди должны поступать определенным образом, действовать сообразно известным им представлениям о добре и зле, и что отказ поступать сообразно нравственному закону делает человека виновным. В их мировоззрении это неизбежно повисает в воздухе - откуда берётся нравственный закон и кто судит поступки человека, если Бога нет? Но само сознание того, что мы должны поступать определенным образом, совершенно неискоренимо.

В социальных сетях люди яростно препираются, чтобы отстоять моральную правоту - свою личную или группы, к которой они себя относят. Попытки выгородить себя и своих со стороны могут выглядеть очень жалко. Чаще всего это указывание пальцем и крик «а вот они!» как будто «их» беззакония, подлинные или мнимые, могут спасти нас от осуждения.

Но, так или иначе, люди ищут оправдания. Они как будто постоянно видят себя перед судом и ищут себе оправданий, извинений и смягчающих обстоятельств.

Конечно, мы можем отрицать этот суд - люди вообще с большим успехом отрицают любые вещи, которые им не нравятся. Но это не означает, что мы о нем не знаем. Библия в этом отношении просто проясняет реальность, которую мы склонны прятать от себя. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» () «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» ()

Наступит момент - и каждый из нас неотвратимо приближается к нему - когда мы окажемся либо среди тех, кто услышит «придите, благословенные» либо среди тех, кому будет сказано «отойдите, проклятые». Множество фресок, икон и картин изображают этот великий день, когда оправданные унаследуют предназначенное им вечное блаженство, осуждённые же низвергнутся во тьму внешнюю. Помню, как ещё в моем глубоко советском детстве я был в музее «Истории религии и атеизма» и увидел одну из таких картин. «Раньше люди верили - пояснили мне - что наступит день, когда Бог будет судить людей по их делам. А так как каждый взрослый человек осознает, что он согрешил, этот суд и назывался страшным». Примерно тогда же на уроке музыки нам дали послушать Dies Irae - фрагмент реквиема Моцарта. Правда, никто тогда не мог объяснить мне, о чем там речь. «О чем-то загробном». Годы спустя я узнал, что Dies Irae значит «День Гнева», и нашёл текст, принадлежащий монаху XII века Фоме Челанскому .

Будет вынесена написанная книга, в которой содержится всё, по ней мир будет судим.
Итак, когда Судия воссядет, всё сокрытое станет явным: ничто не избегнет наказания.
Что тогда скажу я, несчастный, кого попрошу в защитники, когда даже праведник не будет в безопасности?

Все те сложные конструкции самобманов и самооправданий, которые мы строили всю нашу жизнь, рухнут в одно мгновение, и мы увидим то, что в глубине души знали всегда. Грех есть грех, зло есть зло, и мы сознательно раз за разом выбирали именно их. Ссылки на «них» с их злодействами не помогут, как не помогут и толстые книги, написанные теми или иными авторитетами, чтобы доказать, что грех это не грех. Мы все знаем это заранее - хотя склонны яростно это отрицать. Есть только один путь спасения - и в том же Dies Irae Фома Челанский напоминает его. Он взывает ко Христу:

В поисках меня Ты изнемог; Ты искупил меня страданиями на кресте. Да не будет жертва напрасной.

Апостолы возвещают, что Христос умер за наши грехи - и ради Его крестной жертвы нам возвещается оправдание. Мы можем быть оправданы когда будет Суд Божий не нашими деяниями, но деяниями Праведника, который признаёт нас Своими и несёт наши беззакония на Себе. Он - наша единственная надежда, спасение и оправдание; перед лицом суда Божия христианин вцепляется в Христа как человек, проваливающийся в пропасть вцепляется в твёрдый уступ.

Есть грех и погибель, ад, готовый поглотить нас навсегда - и есть Спаситель, который пришёл нас избавить. Ад, который уже здесь и сейчас требует наши души. Пламя злорадства и ненависти, гнева, гордыни и яростной самоправедности. Христос, который ищет увести нас от этого огня геенского - по мере того, как мы покоряемся Ему.

Жизнь христианина - это жизнь перед лицом суда Божия. Как это будет выглядеть на суде? Что я скажу об этом? Но Суд Божий- это не только то, что ожидает нас после смерти; этот тот выбор, который мы совершаем здесь и сейчас. Как сказано в Евангелии, «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ()

Свет Христа - если я допущу его в свою жизнь - обличит какие-то мои дела, побудит меня пересмотреть какие-то мои ценности и устремления. В чем-то признать себя неправым, от чего-то отказаться. Но если я пойду навстречу Ему - я буду оправдан. Если я отвергну этот свет - буду осуждён. В конечном итоге есть только два варианта - мы либо приходим ко свету, либо уходим во тьму.

Сергей Худиев

Основы православной культуры

« Православие о Божием суде »

Разработал Трункин В.В

Цели: Помочь осмыслить учащимся меру ответственности человека за всё, что он совершает в жизни;

Задачи:

    Познакомить с понятиями «Божий суд», «бессмертие», «одиночество».

    подвести к пониманию того, что поступки человека не проходят бесследно для него самого;

    побудить учащихся к внимательному отслеживанию своего поведения и поступков, соотнося их с идеалами добра и справедливости.

    Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, решение проблемных вопросов.

Ключевые понятия : Божий суд, бессмертие, одиночество.

Средства наглядности: презентации, иллюстрации из учебника, карточки.

Основные вопросы: 1.Как видеть в людях Христа? 2. Почему христиане верят в бессмертие?

Ход урока.

    Организация деятельности учащихся.

    Проверка домашнего задания.

    Постановка учебной задачи.

    Открытие нового знания. Запись в тетрадь новой темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете?

    Беседа с учащимися.

    Комментированное чтение притчи из пособия для учащихся.

    Ответы на вопросы.

    Самостоятельная работа учащихся.

    Обсуждение результатов самостоятельной работы.

    Подготовка учащихся к беседе с членами семьи.

    Домашнее задание.

Примерный текст учителя.

I . Вводная часть урока.

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

    Действительно, каким Бог видит свое творенье – нас с вами? Когда Он радуется, глядя на нас с вами, а когда – нет?

    Расскажите, какими вопросами друг к другу могли бы обменяться Бог и человек при встрече.

Как вы думаете, Бога можно обмануть?

3. Есть такое выражение – casus belli (казус белли) – повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да, то – как же надо относиться к людям?

II .Проверка домашнего задания. (слайд 2)

1)-Что в жизни христианина может быть названо чудом?

2)-Как вы понимаете строки В.Я. Брюсова:

«Мы на всех путях дойдем до чуда!

Этот мир- иного мира тень.

Эти думы внушены оттуда,

Эти строки – первая ступень…»?

3)-Продолжите цитату священника Николая Агафонова: «Чудесное с нами рядом, но мы не замечаем Его. Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что…»

III . Постановка учебной задачи.

    Ответим на вопросы опережающего задания:

— Какова мера ответственности человека перед Богом и людьми? Есть суд гражданский, уголовный… А существует Божий суд? Как вы понимаете, что такое Божий суд? (слайд 3)

IV . Изучение нового материала

Чтение текста с 72.

Работа с текстом:

1.Что такое Божий суд?

2. Какие вопросы у вас возникли после чтения текста? Прочитайте фрагменты текста, которые требуют дополнительного комментария, расширенного разговора.

3. Попробуем пояснить нашу тему примером жизни великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Маленький Никоша (так называли его домашние) рос и воспитывался в очень верующей семье на Полтавщине. Это теперешняя Украина. Его маменька (так было принято называть самого дорогого человека) часто читала ему отрывки из Священной истории. Будучи уже взрослым, Гоголь вспоминал, какое сильное впечатление оказал на него маменькин рассказ о Страшном Суде. Он понял, что за все свои действия и поступки, хорошие и плохие, человек даст ответ Богу на Страшном, последнем суде, когда будет решаться его окончательная участь. С тех пор понятие грех и покаяние стали главными в его жизни и творчестве. Представляете: все, что писал Гоголь, должно было напоминать человеку о последнем его ответе перед Богом.

В пятом классе вы читаете повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Наверняка вам понравился один из центральных героев – кузнец Вакула. Помните, еще в начале повествования писатель говорит, что черт (тоже персонаж повести) ненавидел Вакулу больше, чем проповеди сельского священника отца Кондрата. И причиной его ненависти была икона Страшного суда, которую написал Вакула. Вот отрывок, посвященный описанию этой иконы (слайд 4)

«…торжеством его (Вакулы) искусства была одна картина … в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленьями и чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему…».

И нам становится понятна ненависть черта. Дело в том, что при Втором пришествии Христа, а это и есть событие Страшного Суда, все жившие когда-то и живущие на земле люди предстанут перед Богом. Только станут они по разные стороны от Христа: праведники станут справа (одесную), а грешники слева (ошуйю). Думаем, что всем понятно: Бога на Страшном Суде обмануть невозможно. Вот потому грешники, понявшие свою «левую» участь, и колотят беса кнутом, поленом и чем ни попало. Конечно, как часто бывает у Гоголя-сатирика, нам смешно. Но за этим встает ситуация ответа: за все, за все ответит человек перед Богом. Тогда читатель и понимает ненависть беса к Вакуле. Чего больше всего боится черт? Он боится, что его лукавство, обман, искушение станет для человека очевидным. Вакула и сделал очевидным то, что бес всегда скрывает, обманывая и искушая человека. (слайд 5)

4. Поговорим об этом же образным языком притчи. Перескажите притчу о последнем дне мировой истории. Не бойтесь подглядывать в текст учебника!

1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека? (с.72)

2. Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.

V . Закрепление.

На доске выписаны слова Бога, определите позиции грешников и праведников: (слайд 6)

Грешники

Праведники

не дали Мне есть

не напоили Меня

не приняли Меня

не одели Меня

не посетили Меня

голоден Я

был странником

был болен

и в темнице

вы дали Мне есть

вы напоили Меня

вы приняли Меня

вы одели Меня

вы посетили Меня

VI. Подведение итогов

Поговорим по душам .

Добрыми людьми могут быть только христиане? (Разумеется, добрыми людьми могут быть все без исключения. То, что часто называют «нравственным законом» заложено в природу человека. Помните, что при сотворении человека Бог вдунул в уста Адама дыхание Свое. Дыхание Бога, душа присутствуют в каждом человеке. От человека зависит, как он распорядится этим духовным богатством: будет его взращивать или предаст забвению. Важно понять, что вера помогает человеку устоять в добром, координировать свое поведение и поступки, соотнося с Идеалом).Как вы думаете: понимание того, что есть строгий судья, которого нельзя обмануть и «ответ» перед которым неминуемо придется держать, помогает человеку быть ответственным или сдерживает его свободное развитие?

VII . Рефлексия (выход- ответы по желанию)

Задание 1.

Ответь на вопросы.

1. Как ты думаешь, что важнее – воздерживаться от пищи или от дурных поступков?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. А что сложнее? Почему? _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Ты пока еще не очень взрослый и не зарабатываешь деньги себе на жизнь. Но твоя «копеечка» — та добрая помощь, которую ты можешь оказать родным, друзьям и просто незнакомым людям. Подумай и напиши, какими конкретными делами ты можешь помочь окружающим?

1. ________________________________________________

__________________________________________________

2. ________________________________________________

__________________________________________________

3. ________________________________________________

__________________________________________________

4. ________________________________________________

__________________________________________________

5. ________________________________________________

__________________________________________________

(Слайд 7)

VIII . Домашнее задание.

2.Ответить на вопросы с 75

3.К следующему уроку узнай, где находится ближайший монастырь и его название. (слайд 8)