Рыба древний христианский символ. Христианские символы и знаки и их значение

МОСКВА, 9 мая — РИА Новости. Праздничный артиллерийский салют прогремит 9 мая в 26 городах России в честь 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. В Москве салютовать будет 449-й отдельный салютный дивизион Западного военного округа, получивший в преддверии Дня Победы почетное наименование "гвардейский".

В столице салют будет запущен в 22:00 из 16 точек. Установки салютного дивизиона за 10 минут работы произведут порядка 30 залпов или 10 тысяч салютных выстрелов. При этом ранее командир салютного дивизиона Вячеслав Парадников пообещал москвичам модернизированный салют. По его словам, начинка многих выстрелов поменялась, что позволит обеспечить еще большее многообразие цветов салюта.

Каждая салютная установка состоит из шести модулей различного калибра — от 105 до 310 миллиметров. Разнокалиберность фейерверочных выстрелов и различный угол их запуска позволяют создать в небе особые эффекты, которые обеспечиваются различной высотой разрывов. Специальное программное обеспечение, которым оснащены салютные установки, позволило смоделировать уникальный сценарий салюта.

Небо в центре столицы расцветит батарея на Кремлёвской набережной. Близко к исторической части города расположатся также салютная точка на Лужнецкой набережной и две батареи в Парке Победы на Поклонной горе, с которой произведут праздничный залп легендарные 76-миллиметровые пушки ЗИС-3 образца 1942 года.

На западе и юго-западе Москвы салютные площадки расположатся на берегу пруда в Ново-Переделкине, на улице Миклухо-Маклая рядом с Российским университетом дружбы народов. На юге и юго-востоке залпы прогремят в Южном Бутове, на берегу Черневского пруда, в парках Кузьминки и Нагатинская пойма. На востоке Москвы батарея разместится в Измайловском парке, а на севере — на ВДНХ, в парках "Чермянка" и "Дружба". Три батареи разместятся на северо-западе: на Тушинском аэродроме, в Зеленограде и Митине.

В Новой Москве фейерверк прогремит с площадки Троицкого обособленного подразделения Физического института имени П.Н. Лебедева РАН.

Праздничный салют будет произведен 9 мая в городах России В Москве салютовать будет личный состав 449-го отдельного салютного дивизиона Западного военного округа, получившего в преддверии Дня Победы почетное наименование "гвардейский".

Запад и центральная Россия

Праздничный салют в Петербурге будет дан в 22:00 с пляжа Петропавловской крепости.

В Калининграде военнослужащие Балтийского флота дадут артиллерийский салют из пушек ЗИС-3, выпущенных в 1943 году. Как сообщил Западный военный округ, в свое время они применялись при штурме Кёнигсберга, на некоторых из них видны вмятины от смертоносных осколков войны. Теперь эти пушки, которые до сих пор в строю, осуществляют звуковое сопровождение салютов, благодаря своему характерному отрывистому звуку, издаваемому при выстреле. Праздничный салют в Калининграде будет произведен из 4 салютных установок и 4 пушек ЗИС-3 в парке Победы за мемориалом 1200 воинам-гвардейцам.

Кроме того, артиллеристы подразделений Воздушно-десантных войск устроят салюты в Туле и Пскове.

Юг страны

Артиллеристы Южного военного округа устроят праздничный салют в честь Дня Победы во Владикавказе, Новороссийске, Анапе и Туапсе. Салют будет произведен из 12 единиц 76-мм орудий ЗИС-3 и двух салютных установок на базе "КамАЗа". Салюты будут проведены залпами с темпом в 15 секунд, разрыв фейерверочных зарядов будет осуществляться на высоте 250-300 метров.

Жители Владикавказа смогут увидеть девять видов праздничных салютов ("Ассоль", "Ассоль-хамелеон", "Подсолнух", "Волна-3", "Вега" различных модификаций), представленных в семи цветовых гаммах (серебристый, зелено-красный, красно-белый, зелено-белый, синий, голубой, желтый).

В Астрахани залпы 9 мая произведут с кораблей Каспийской флотилии и площадки на острове "Городской" из шести легендарных пушек времён Великой Отечественной войны.

Салют из "Фиалки" запустят в Донецке в День Победы В силовом ведомстве подробной информации о предстоящем фейерверке пока не дали, так как Минобороны хочет сделать горожанам сюрприз. По данным информированного источника, для салюта, вероятно, будут использоваться изделия "Ассоль", "Вега", "Фиалка".

Также праздничный артиллерийский салют и фейерверк в 22:00 озарят Севастопольскую бухту.

Екатеринбург, Самара и Новосибирск

В небе Екатеринбурга, Самары и Новосибирска прогремят 70 залпов праздничного салюта благодаря артиллеристам Центрального военного округа. Будут использованы многоцветные фейерверочные изделия, которые в зависимости от калибра и заряда имеют собственные имена: "Вега", "Фиалка" и "Ассоль". Они обеспечат эффектные снопы искр, мерцание, пульсации и прочие световые эффекты.

Артиллерийские батареи произведут залпы в 10 часов утра местного времени, сопровождая исполнение гимна России на парадах, а затем в 22 часа (в Екатеринбурге — 22.30). Салют будет произведён из 76-мм орудий ЗИС-3 и салютных установок на базе "КамАЗа".

В Новосибирске салют пройдёт с 21:50 до 22:00 на городском пляже реки Обь.

Дальний Восток

Артиллеристы ВВО 9 Мая более 1200 раз запустят фейерверки Всего при подготовке праздничных салютов в Восточном военном округе будет задействовано около 100 единиц автомобильной и специальной техники, более 400 военнослужащих, израсходовано более 1,2 тысячи холостых боеприпасов, сообщила пресс-служба ВВО.

Более 1,2 тысячи праздничных выстрелов произведут артиллеристы Восточного военного округа из 42 артиллерийских орудий и 21 установки для запуска фейерверков. В 22:00 по местному времени в Хабаровске, Южно-Сахалинске, Владивостоке, Уссурийске, Белогорске, Чите и Улан-Удэ будет произведено по 30 залпов в честь 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Самый масштабный праздничный салют состоится 9 мая на стадионе имени Ленина в городе Хабаровске. В нем будет задействовано наибольшее число орудий — восемнадцать 122-мм гаубиц М-30 и 6 фейерверочных установок.

"Точность, безопасность и красота"

Традиция салютовать героям Великой Отечественной войны родилась 5 августа 1943 года в честь войск, освободивших Орёл и Белгород. За время Великой Отечественной небо озарили более 350 салютов. Самый значимый салют состоялся 9 мая 1945 года — 30 залпов из 1000 орудий, после чего традиция праздничных салютов прервалась на 20 лет. Первый послевоенный салют прогремел в 1965 году, а в 1967-м в Таманской дивизии был сформирован взвод салютных установок. Сейчас он носит название 449-го отдельного салютного дивизиона и работает под девизом "Точность, безопасность и красота". Пушки ЗИС-3 калибра 76 мм этого дивизиона, обеспечивающие звуковое сопровождение салютов, имеют настоящие боевые раны — в далекие 1940-е они уничтожали фашистские танки.

Хотя Россия за свою многовековую историю пережила огромное количество и сражений, и побед, Великая Отечественная война для нас самая близкая, памятная и страшная. Этому существует несколько причин.

  • Нет ни одной семьи в нашей стране, которую бы не затронула эта беда. Отцы и деды погибали, получали ранения и попадали в плен, матери и бабушки трудились и на фронте, и в тылу, а те, кто были детьми в эти страшные годы, испытали голод, страх и жестокость. Память о воевавших предках жива в сердце каждого россиянина.
  • До сих пор жива часть ветеранов – участников боёв и работников тыла. Поздравить и поблагодарить их, послушать их рассказы – святой долг тех, для кого они воевали.
  • Вторая Мировая война – наиболее масштабная и страшная во всей истории человечества. Тем более поразителен подвиг советского народа, победившего врага и искоренившего фашизм.

Поэтому праздник 9 Мая – весенний, яркий и торжественный – один из самых важных для россиян. Какова история празднования Дня Победы, почему его отмечают именно в этот день и какие события связаны с ним – об этом наша статья.

Завершение Великой Отечественной войны

Долгие месяцы боёв приближались к своему завершению уже в Германии. Берлинская операция считается одной из наиболее масштабных и кровопролитных в истории войны. В ней участвовало 2,5 миллиона советских солдат, огромное количество боевой техники, авиации. Жертвы Советской армии в Берлинской операции составили более трёхсот тысяч человек.

В столицу фашистской Германии было введено столько наших танков, что они не могли толком развернуться для боевых действий и становились лёгкой мишенью для противника.

Однако советские войска уничтожили около ста танковых, моторизованных и пехотных дивизий фашистов. Почти полмиллиона противников попали в плен.

Знамя, водружённое на Рейхстаг, принадлежало дивизии № 150. Руководство Советского Союза посчитало, что оно не может стать символом Великой Победы, которая добыта усилиями всего советского народа. Только в брежневское время настоящий стяг, побывавший на Рейхстаге, начал участвовать в ежегодном параде в столице.

Акт о капитуляции

Главный документ, знаменующий собой завершение кровопролития, был подписан поздним вечером 8 мая по местному времени. В Москве в этот момент уже наступила полночь. Поэтому праздник Победы весь мир отмечает на день раньше, чем Российская Федерация, а до неё Советский союз.

Поскольку требовалось время на формирование нового немецкого правительства, которое могло бы поддерживать официальные отношения с победившими державами, мирный договор был заключён только через 10 лет – в 1955 году.

Парад Победы

Утро Победы 9 мая началось с того, что из Берлина самолётом в Москву был доставлен акт о капитуляции. Однако Парад прошёл только 24 июня, когда на Родину прибыли победители, по крайней мере, некоторая их часть. Принимал парад маршал Георгий Жуков, которого многие запомнили верхом на белом коне, а командовал мероприятием Константин Рокоссовский. К подножию Мавзолея были брошены вражеские знамёна. Сводные победившие полки Рабоче-Крестьянской армии прошли по Красной площади. Победные знамёна несли герои Советского Союза.

Как начали праздновать День Победы

9 мая в столице Советского Союза прошёл масштабный салют. В нём участвовала тысяча орудий, они дали 30 залпов.

Этот день далеко не срезу стал таким, как сейчас мы видим 9 Мая, и история праздника претерпела некоторые изменения. В 1945 году эта дата была объявлена генеральным секретарём ЦК КПСС Сталиным выходным днём. Но в 1948 году приказ был отменён, и весь советский народ работал как обычно.

Восстановление народного хозяйства было объявлено приоритетной задачей, в жертву которой нужно принести и праздники, и дни отдыха.

В это же время были отменены воинские пенсии, и множество калек, получивших ранения во время сражений, оказалось на улице без средств к существованию. Дело в том, что герои Великой Отечественной войны, ветераны, их слава, были не нужны сталинскому режиму. Маршал Жуков подвергся опале. Власти делали вид, что праздника как бы не существовало. Только в 1965 году, больше чем через десятилетие после смерти вождя, День Победы вернули народу и окончательно объявили выходным днём.

Традиции торжества Победы

В 1945 году в этот великий день даже незнакомые люди на улицах городов обнимались и поздравляли один другого. Сегодня существует несколько иные традиции, которые приживаются по всей России:

  • Накануне праздника в учебных заведениях – от детских садов до вузов – проводятся уроки мужества. Иногда на них приходят ветераны, которые рассказывают о том, что пережили сами.
  • Возложение цветов к вечному огню. Этот символ неугасимого мужества и героизма солдат есть во многих городах нашей страны. И представители администрации, и простые люди несут туда венки и алые гвоздики.
  • Минута молчания. На 60 секунд люди замирают, вспоминая погибших за Родину в боях Великой Отечественной войны.
  • В наше время атрибутом, демонстрирующим величие праздника 9 Мая и День Победы во всём его великолепии, стали георгиевские ленточки. Торжество – это не только радость и ликование, это и воспоминание об ужасах боёв. Поэтому чёрно-оранжевая ленточка, берущая своё начало в XVIII веке, когда появился орден святого Георгия, символизирующая дым и огонь сражения, как ничто другое, напоминает о былом.
  • Существует традиция поздравлять с праздником ветеранов. В девятый день мая люди покупают алые гвоздики, подходят на улице к участникам сражений Великой Отечественной, дарят им цветы и благодарят за их труд, за вклад в победу, за мирное небо над головой. Это очень важно для детей, потому что ветераны постепенно уходят, и увидеть их, пообщаться с ними – это большая редкость и ценность.
  • Во многих городах России в День Победы проходят парады, в которых участвуют войска местных гарнизонов, учащиеся военных учебных заведений, силовые структуры, кадеты. Обязательным дополнением является духовой оркестр, украшающий своим звучанием праздник.
  • Несколько лет назад в нашей стране появилось уникальное явление – Бессмертный полк. Теперь май и торжественный праздник победы ассоциируется у многих с ним. Это общественное движение, организованное журналистами, которое заключается в том, что огромное количество людей проходит по улицам с портретами своих предков. Большое число ветеранов, участников войны уже ушло, но их потомкам хочется сохранить их славу и память о своих дедах и прадедах. Ежегодно количество участников Бессмертного полка увеличивается.
  • Ещё одно явление, появившееся сравнительно недавно – это военно-историческая реконструкция. Сегодня в России и за рубежом существует огромное количество клубов, которые специализируются на восстановлении формы, сооружения, событий той или иной военной поры.

В канун или же в день праздника во многих городах проводятся реконструкции сражений – Берлинской операции, сражений под Сталинградом и так далее. Для зрителя это уникальная возможность увидеть максимально приближенное к реальности зрелище с участием людей в форме и со снаряжением, в точности повторяющим реально существовавшее, военной техники тех лет, с выстрелами и взрывами. Это помогает погрузиться в атмосферу события, прочувствовать его.

  • На площадях городов в День Победы идут концерты, звучат стихи и песни военной поры. Иногда прямо там организуются стихийные танцевальные площадки, где вальсируют даже ветераны и дети войны.

В Санкт-Петербурге 9 Мая из всех точек радиолокации слышен звук, воспроизводящий метроном. Это дань памяти блокадному Ленинграду, когда этот незатейливый стук извещал о том, что Северная Столица ещё жива. Город на Неве не забывает страшные дни оккупации, мужественных жителей – и погибших, и тех, кто выдержал войну.

Существуют традиции Дня Победы внутри русских семей. Во-первых, многие посещают их могилы ветеранов на кладбище накануне праздника. Они ухаживают за ними, вспоминают своих близких, молятся за них, если считают это необходимым.

9 мая многие каналы показывают фильмы о Великой Отечественной войне. Особую ценность представляют советские экземпляры, в некоторых снимались актёры, которые сами участвовали в боях. Эти произведения искусства помогают погрузиться в атмосферу военных лет, прочувствовать и понять её.

День Победы – это обычно ласковый и яркий весенний день. Во многих регионах страны уже зацветают сирень и черёмуха, усиливающие атмосферу праздника. Для каждого россиянина эта дата – памятная и великая, скорбная и торжественная одновременно.

Христианство - одна из трех мировых мировых религий. Великое множество христианских символов можно найти в самых разных произведениях искусства и архитектуры. Церковь издревле пользовалась символами для разъяснения поучений, поскольку тогдашняя паства была в основном неграмотной. Средневековое искусство или искусство Возрождения изобиловали символами, особенно часто христианская символика встречается на витражах и стенных росписях соборов Европы. Самыми распространенными символами являются нимб, указывающий на святость того, чью голову он окружает, и крест -универсальная эмблема христианства.


Латинский крест

Латинский крест (crux immissa) представляет собой самый простой тип креста. Поперечная линия делится вертикальной пополам и располагается на одной трети вниз от вершины вертикали. В католицизме распространен крест в виде распятия, а протестанты предпочитают пустой крест, символизирующий воскресение. Многие средневековые церкви были построены в форме латинского креста (вертикали соответствовал главный неф), создавая символический образ креста Иисуса.

Греческий крест

Очень ранняя форма христианского креста, греческий крест (crux quadrata) является предшественником латинского. Его поперечная и вертикальная линии имеют равную длину и пересекаются в середине. Греческий крест происходит из Древнего Вавилона, где был символом солнечного бога Шамаша. Греческий крест не является символом распятия, скорее, он символизирует четыре стороны света, куда распространяется Евангелие, а также четырех евангелистов. Греческий крест, вписанный в квадрат, олицетворяет мировую власть церкви.

Перевернутый крест

Перевернутый крест называют крестом святого Петра. По католическому преданию, святой Петр был распят головой вниз, поскольку считал себя недостойным того же распятия, что и Христос. Предполагается, что римские папы наследуют святому Петру, поэтому перевернутый крест стал символом папства, его изображения украшают папский трон и папские надгробия. Часто рядом с перевернутым крестом помещают два ключа, символизирующие ключи к Царствию небесному, которые были обещаны святому Петру. Кроме того, ключи являются символом власти папы римского.


Крест Голгофы

Крест Голгофы представляет собой латинский крест, стоящий на трех ступенях. Они символизируют Голгофу - холм, расположенный недалеко от ворот Иерусалима, на котором был распят Христос, и Виа Долороза - улицу, по которой пролегал путь Христа к месту казни. Нисходящие ступени символизируют три библейские добродетели: веру, надежду и милосердие. Такой крест часто ставят на могилы и называют ступенчатым. Крест Голгофы иногда украшают покровом или саваном, наброшенным на поперечину.

Звезда

В христианской традиции звезда, сияющая в ночи, символизирует стремление души к искуплению.Она означает,что Божественные наставления и мудрость приходит только с небес, а не из земных пределов. В Библии говорится о Христе как об Утренней звезде. Вифлеемская звезда открыла волхвам тайну рождения Иисуса и указала дорогу в Вифлеем. Симметричная шестиконечная звезда ассоциируется с Девой Марией («Морской звездой»). Когда Марию изображают как Царицу небесную, ее рисуют с короной из 12 звезд на голове, что символизирует 12 апостолов.


Триумфальный крест

Этот крест, помещенный на шар — державу, символизирует триумф Христа, он встречается на изображениях Христа-спасителя мира (Salvator Mundi). До христианизации правители - язычники держали в руках державу, чтобы показать, что они обладают властью над всеми творениями. Христианские владыки добавили к державе крест, чтобы показать, господство Христа над всем миром и триумф христианства над язычеством.


Ихтис

По - древнегречески ichthys означает «рыба». Это акроним, составленный из первых букв греческого выражения Iesous Christos, Theou Yios Soter («Иисус Христос, сын Божий, спаситель»). Ранние христиане использовали знак ихтиса, который состоял из двух сходящихся дуг и напоминал рыбу, в качестве секретного символа. Им отмечали ниши в катакомбах, где встречались преследуемые властями христиане. Рыба и ее символическое значение несколько раз упоминаются в Евангелии. Некоторые из учеников Христа были рыбами, и Он говорил о них как о «ловцах человеков». Пятью хлебами и двумя рыбами Иисус накормил пять тысяч человек. Говоря о том, кто по решению Бога после конца света пойдет в рай, а кто-в ад, Он сравнил это с работой рыбака, сортирующего улов и оставляющего хорошую рыбу после того, как выбросил плохую. В древности Отцы церкви называли последователей Христа pisculi («рыба»).

Святая чаша

Считается, что святая чаша - это сосуд, из которого пил Иисус во время Тайной вечери. Согласно христианской легенде, позднее апостол Петр использовал чашу для совершения мессы. После смерти святого Петра чаша переходила по наследству от одного папы римского к другому, пока не дошла до Сикста ІІ, у которого римский император Валериан потребовал выдать все сокровища церкви. Папа Сикст ослушался и переда чашу на хранение святому Лаврентию.Тот спрятал реликвию в своем доме в Испании. Затем чаша попала к испанским монархам и находилась у них до тех пор, пока в 1200 г. Король Альфонс ІХ не вернул реликвию испанской церкви. Существует совершенно другая легенда, в которой чаша Тайной вечери является святым Граалем и в ней хранили кровь Христа, пролитую во время распятия. В католицизме вино, освященное во время мессы, становится кровью Христовой, поэтому святая чаша и святой Грааль представляют собой вместилища крови Иисуса Христа в прямом и символическом смысле.

Агнец Божий

Агнец Божий (Agnus Dei) - это одно из имен Иисуса Христа в Новом Завете. Оно используется, чтобы указать на роль Христа как агнца (ягненка), принесенного в жертву для искупления грехов мира. Сама идея агнца,возможно, ведет свое происхождение от жертвоприношения, совершавшихся во время еврейской Пасхи, когда белого ягненка приносили в жертву, а его кровь предлагали Богу в качестве искупления за грехи.Точно так же христиане верят, что своей кровью Иисус, как чистый агнец Божий, искупил грехи человечества. Литания - молитва, обращенная к Богу во время католической мессы, - начинается со слов «Агнец Божий»: Agnus Dei, qui tolli speccata mundi, miserere nobis … («Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, прости нас, Господи…»). Агнец Божий - символ чистоты, невинности и возрождения. Его рисуют с нимбом вокруг головы и со знаменем, на котором изображен красный крест на белом фоне, что символизирует воскрешение.

Голубь

В христианской традиции голубь означает чистоту, простоту и искупление грехов. Голубь символизирует Святой Дух, одну из ипостасей Святой Троицы наряду с Богом Отцом и Богом Сыном (Иисусом Христом). Как символ Святого Духа голубь присутствует на картинах, изображающих крещение Христа, указывая на его божественную сущность. После крещения Хлодвига, который правил франками в V в., в баптистерии Реймского собора было повешено изображение голубя, сделанное из золота. Когда речь идет о мученичестве, голубь означает, что Святой Дух награждает мученика терпением, необходимыми для перенесения страданий. Кроме того, голубь символизирует церковь, через посредство которое Святой Дух действует на земле. Образ голубя, несущего оливковую ветвь, если он помещен на саркофаге или памятнике, означает мир ушедшей душе. Этот символ взят из сказания о Ное и Великом потопе, в котором говорится о голубке, принесшей Ною оливковую ветвь,- свидетельство того, что потоп окончился.

Троица

В главном догмате христианского учения о Святой Троице утверждается, что Бог существует вечно и един в трех лицах: Отец, Сын (Иисус Христос) и Дух Святой. Вера в Святую Троицу существует во всех формах христианской религии. Концепция Святой Троицы появилась в самых ранних трудах отцов церкви. Впервые термин «Троица» по отношению к Богу был употреблен Феофилом Антиохийским - христианским писателем, жившим во ІІ в. Римский теолог Тертуллиан (Начало III в.), развивая учение о Троице, ввел понятия «личность » («лицо») и «сущность». Он разъяснял, что Отец, Сын и Дух Святой «Единицы по сущности и, тем не менее, различаются как Лица». Первый Никейский собор состоявшийся в 325 г., утвердил доктрину Святой Троицы и сформулировал Символ Веры, единый для всех христиан, согласно которому Христос, «рожденный от Отца прежде всех веков », «единосущен Отцу». Трикветра, образованная тремя переплетенными дугами, представляет собой языческий символ, принятый христианством для обозначения Троицы и вечности.

Хризма (хрисмон, хи-ро) - монограмма Христа, состоящая из двух начальных букв греческого написания его имени - хи и ро, скрещенных между собой. Пожалуй, это один из самых старых христианских символов: хризму находят в катакомбах и на кладбищах, где хоронили ранних христиан. Согласно легенде, именно хризму император Константин Великий увидел во сне в ночь перед битвой с Максенцием. Константин сделал этот символ своей эмблемой, поместив его на императорский штандарт вместо орла. После победы Константин разрешил исповедование христианской религии, а перед смертью сам принял христианство.

Святое Сердце

Святое сердце - это символ физического сердца Христа и его божественной любви ко всему человечеству. В христианском искусстве его изображают как пылающее божественным огнем сердце, рассеченное кровоточащей раной от удара копья и окруженное терновым венцом. Раны и терновый венец символизирует распятие Христа и его жертву во имя спасения человечества, а окружающее пламя означает преображающее пламя любви. Поклонение святому сердцу существует в римской католической церкви.

Этот символ изначально включал три буквы греческого написания имени Иисуса - йоту, эту и сигму, замененные в Средние века латинскими буквами. Святой Игнатий Лойола использовал монограмму IHS в качестве эмблемы ордена иезуитов. В наше время она символизирует облатку причастия. Солнечные лучи вокруг означают дароносицу - украшенный сосуд, на котором подносят облатку. Солнечные символы, возможно, использовались и ранее, во время римских ритуалов. Согласно другому толкованию, IHS - аббревиатура от латинского выражения Iesus Hominum Salvator («Иисус -Спаситель человечества»).

К празднику Рождества Христова у Рождественского вертепа Князь-Владимирского собора создана экспозиция «Христианская символика»:

Символ (греч. σύμβολον- знак, опознавательная примета) - условный знак каких-либо понятий, идей, явлений, которые раскрываются через его интерпретацию.

“символ” - по-гречески “соединение”, и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.

Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие.

Символ представляет собой фрагмент вещественного мира, способный являть духовную реальность и к ней приобщать. Но явить духовную реальность и приобщить к ней символ может только в силу того, что сам этой реальности причастен. Следует отметить, что христианские символы не суть продукт человеческого творчества, это "то, что дано в результате Откровения, так как символы всегда укоренены в Библии … Это язык Бога, Который все более и более посвящет нас в неизвестную нам дотоле реальность, Который раскрывает перед нами мир, чьей тенью в некотором роде является символ.» (Аржанти Кирилл, свящ. Смысл символа в православной литургии // Альфа и Омега, 1998, № 1(15), с.с.. 281-282.).

Свт. Николай Сербский говорит:

«явления природы есть символы, условные знаки изображения духовного мира, а духовная реальность есть смысл, жизнь и оправдание существования этих символов.Святой Максим Исповедник выразился аналогично, сказав: "Весь мысленный (духовный) мир таинственно представлен символичными картинами в мире чувственном для тех, что имеют очи, чтобы видеть. Весь чувственный мир заключен в мире мысленном"…именно духовное зрение сердца охватывает все, что ученые неясно называют подсознанием, интуицией и так далее…Способность видеть сущность без притч, которую Адам имел, но потерял, и которую Апостолы, потеряв, получили снова, Господь предназначает всем нам, христианам.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы)

Хризма

Хризмон из катакомб св. мц. Домициллы

Хризма или хризмон - монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ), скрещённых между собой. В Откровении св. Иоанна Богослова сказано: « Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр., 1, 8), поэтому по краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω.

Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках. Наиболее известно использование хризмона для лабарума.

Крестом (хризмоном) начинается глаголическая азбука.

В своем азбучном акростихе Григорий Богослов говорит: «"Αρχήν απάντων και τέλος ποιου θεόν („Полагай Бога началом и концом всего"). Таким образом, начиная свой алфавит хризмоном, св. Кирилл начинал его призыванием имени Иисуса Христа.

Христограмма в виде двух перекрещенных букв «Р» и «Х» является также символом Рождества Христова; изображения «Альфы» и «Омеги» символизируют начало нового времени (нашей эры) от Рождества.

Крест-хризмон. Страсти Христовы. Рельеф саркофага. Сер. IV в. (Латеранский музей, Рим)

Ίχθύς

Рыба

Изображение рыбы из катакомб св. Каллиста

Ихтис (др.-греч. Ίχθύς - рыба) - древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа; состоит из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) и выражает в краткой форме исповедание христианской веры.

В Новом Завете повествуется о призвании апостолов: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф., 4, 19) ; Царствие Небесное уподобляется «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф.13:47).

Насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами – прообраз Евхаристии (Мк.6:34-44, Мк.8:1-9); рыба упоминается в описании трапезы Христа и апостолов на Тивериадском озере по Его Воскресении (Ин.21:9-22).

Изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином в древнейшей части катакомб св. Каллиста - евхаристический символ, обозначающий Христа, который дарует людям новую жизнь.

Используя символ рыбы в трактате «О крещении», Тертуллиан пишет:

«Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” (Ίχθύς) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде.»

Раннехристианская мозаика. Табха. Церковь Умножения Хлебов и Рыб

Мраморная стела, III век

Пастырь Добрый

Пастырь Добрый. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. 5 в.

Добрый Пастырь (греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus) - символическое именование и изображение Иисуса Христа, упоминается в Ветхом Завете (Пс. 22); в Новом Завете Господь Иисус Христос называет Себя добрым пастырем: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Ин., 10, 11). По свидетельству Толковой Библии А. П. Лопухина «Христос здесь изображает те отношения взаимного доверия и любви, какие существуют между Ним и Его духовным стадом.».

Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком (катакомбы святого Каллиста, катакомбы Домитиллы). А. С. Уваров в книге «Христианские символы» пишет: «флейта пастыря символически означала надежду…сосуд с молоком…относится к догмату Воскресения». В условиях гонения на христианство образ Доброго Пастыря выражал идею особого покровительства Божия и являлся прообразом грядущего Царства Небесного.

В церковном облачении: архиерейский омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Пастырь Добрый. Катакомбы св. Каллиста. Рим.

Голубь

Изображения из мавзолея Галлы Плацидии. V в.

Голубь - один из первых христианских символов. Самые ранние изображения относятся ко II веку по Рождестве Христовом. Изображения двух голубей, пьющих из чаши (мавзолей Галлы Плацидии,V век, Равенна) символизируют христианские души, пьющие из источника Воды Живой.

В Ветхом Завете голубь символизирует конец всемирного потопа, он приносит Ною в ковчег оливковую ветвь (Быт., 8, 10 – 11). Голубь как символ чистоты и цельности упоминается в Новом Завете: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Мф., 10, 16) . Голубь является символом Святого Духа. В Евангелии от Матфея сказано: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.» (Мф., 3, 16).

Крещение Господне. Москва, 1690 г.

Тертуллиан пишет: «…Он снизошел на Господа в образе голубя, чтобы природа Духа Святого была явлена через живое существо, которому присущи чистота и невинность… Потому-то Господь и говорит: Будьте просты, как голуби! (Матф. 10,16). И для этого был свой прообраз. Ведь точно так же после вод потопа, которыми было вычищено древнее нечестие, после, можно сказать, крещения мира, голубь-вестник, выпущенный из ковчега и возвратившийся с оливковой ветвью …, возвестил землям о прекращении небесного гнева. Таким же образом происходит и духовное воздействие на землю, то есть на нашу плоть, выходящую из купели после очищения от прежних грехов: подлетает голубь Святого Духа, принося мир от Бога. Выпущен он с небес, где пребывает Церковь, прообразом которой является ковчег Тертуллиан «О крещении».

Ной выпускает голубя. Собор св. Марка, Венеция

Маслина, оливковая ветвь

Ной и голубь с оливковой ветвью. Катакомбы Петра и Марцеллина. Рим. 2 - 4 в.в.

Свт. Николай Сербский пишет:

«Маслина есть символ благодатной избранности. Господь избрал народ Израильский, как плодоносящее дерево среди дичков, и сравнил его с маслиною: «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь (Иер.11:16).

Маслина, как дерево, дающее елей, и к тому же самое долгоживущее из деревьев земных, символизирует любого добродетельного человека, сияющего милостью и истиной от Духа Святого, который верой своей, как корнями, прикрепился к вечной жизни.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы.)

Оливковая ветвь повсюду считалась эмблемой мира и обновления.

Священный елей или миро, для помазывания первосвященников, царей и Скинии считался драгоценнейшим, и в его состав входило оливковое масло.

В Православной Христианской церкви со времен Апостольских существует Таинство Миропомазания.

Лилия

Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет»

Лилия – символ чистоты и святости. В Евангелии от Матфея лилия символизирует совершенство и доверие Богу: Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф., 6, 28 – 29).

Преподобный Нил Синайский пишет о символике лилии так: «О совершенной душе сказано, что она как лилия между терниями ». (Прп. Нил Синайский. О сребролюбии).

Изображение лилии встречается на иконах Пресвятой Богородицы «Благовещение», «Неувядаемый Цвет».

Крест "криновидный" (Белые полевые лилии называются по-славянски "крины сельные ").

Пшеница, Колос

Икона Божией Матери «Класс Прозябшая»

В Новом Завете пшеница символизирует верующих христиан. В Евнгелии от Матфея говорится: Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу (Мф.,3, 12) . Свт. Николай Сербский пишет: «Христиане, носящие в себе Бога Христа и взрастившие Его в душе своей до жатвы, будут спасены… Прорастание пшеничного зерна под землей есть образ смерти и Воскресения Господа, а также картина умирания ветхого и рождения нового человека в каждом из нас.» ( Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы).

В стихире 1-й песни канона из Последования ко Святому Причащению возрастание колоса символизирует Боговоплощение:

Символы Евангелистов

«Вседержитель» - Христос в тетраморфе (Новгород, XV век)

Символы евангелистов взяты из Откровения св. Иоанна Богослова:

« и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откр., 4, 6 -8)

Символы евангелистов упоминаются в видении пророка Иезекииля:

"И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех." (Иез., 4 – 6, 10)

Изображения четырех евангелистов и их символы обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода. Также образы четырёх евангелистов с четырьмя "животными" Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах.

Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К тетраморфу относят слова литургии: "поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Существующее распределение символов сложилось во II веке, его придерживались Григорий Двоеслов, Блаженный Иероним, Епифаний Кипрский, Викторин из Петтау и др.

Традиционная система соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси на Большом Московском соборе в 1666 году.

Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

Евангелист Матфей

Евангелист Матфей. Князь-Владимирский собор.

Ангел – символ Евангелиста Матфея. Миниатюра Евангелия Хитрово. 14 в.

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками.

Евангелист Марк

Евангелист Марк. Князь-Владимирский собор.

Лев – символ Евангелиста Марка. Евангелие Хитрово. 14 в.

Символом Евангелиста Марка является лев, в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа Иисуса Христа.

Евангелист Лука

Евангелист Лука. Князь-Владимирский собор.

Телец – символ Евангелиста Луки. Евангелие Хитрово. 14 в.

Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя.

Евангелист Иоанн Богослов

Евангелист Иоанн Богослов. Князь-Владимирский собор.

Орел – символ Евангелиста Иоанна Богослова. Евангелие Хитрово. 14 в.

Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных тайн.

Посещая храмы и открывая церковные книги, мы сталкиваемся с большим количеством всевозможной религиозной символики, значение которой порой бывает не вполне понятно. Особенно это ощутимо, когда приходится рассматривать иконы, а также фрески, картины или гравюры, созданные на библейские сюжеты много веков назад. Чтобы понять их тайный язык, познакомимся с некоторыми наиболее часто используемыми в них символами и поговорим об их происхождении.

Тайные знаки первых христиан

Наиболее ранние христианские символы встречаются на стенах римских катакомб, где последователи учения Иисуса Христа в обстановке жестокого гонения со стороны властей тайно совершали богослужения. Эти изображения отличаются от тех, что сегодня мы привыкли видеть на стенах наших храмов. Древние христианские символы носили характер тайнописи, объединявшей единоверцев, и тем не менее в них уже заключался вполне определённый богословский смысл.

Христиане первых веков не знали икон в том виде, в котором они существуют сегодня, и на стенах катакомб изображали не Самого Спасителя, а лишь символы, выражающие те или иные стороны его сущности. При внимательном их изучении раскрывается вся глубина богословия ранней Церкви. Среди наиболее часто встречающихся образов можно увидеть Доброго пастыря, Агнца, корзины с хлебами, виноградные лозы и многие другие символы. Несколько позже, уже в V-VI веках, когда христианство из гонимой властями секты превратилось в государственную религию, к ним прибавился Крест.

Христианские символы и их значения, малопонятные оглашенным, то есть людям, ещё не посвящённым в смысл учения и не принявшим Святое Крещение, являлись своего рода наглядной проповедью для членов Церкви. Они становились продолжением произносимых им перед толпами слушателей, но смысл которых он раскрывал лишь близкому кругу своих учеников.

Первые символические изображения Спасителя

Одним из наиболее ранних символических сюжетов катакомбной живописи является сцена «Поклонения волхвов». Исследователями было обнаружено двенадцать таких фресок, датируемых II веком, то есть выполненных примерно через столетие после событий, описанных в Евангелии. В них заложен глубокий богословский смысл. Восточные мудрецы, пришедшие поклониться Рождеству Спасителя, как бы свидетельствуют о предсказанности его появления древними пророками и символизируют собой неразрывную связь между Ветхим и Новым Заветом.

Примерно в тот же период на стенах катакомб появляется надпись, выполненная греческими буквами ΙΧΘΥΣ (в переводе - "рыба"). В русском прочтении она звучит как «Ихтис». Это акроним, то есть устойчивый вид аббревиатуры, получившей самостоятельное значение. Он образован из начальных букв греческих слов, составляющих выражение «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», и в нём заключён основной символ христианской веры, подробно изложенный затем в документах Никейского Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Малой Азии. Добрый Пастырь, а также Ихтис считаются первыми изображениями Иисуса Христа в искусстве раннехристианского периода.

Любопытно заметить, что в раннехристианской символике этому акрониму, обозначавшему Сына Божьего, сошедшего в мир, действительно соответствовало изображение рыбы. Учёные находят этому несколько объяснений. Обычно указывают на учеников Христа, многие из которых изначально были рыбаками. Кроме того, вспоминают слова Спасителя о том, что Царство Небесное подобно закинутому в море неводу, в котором оказываются рыбы разного рода. Сюда же относят и многочисленные Евангельские эпизоды, связанные с ловом рыбы и насыщением ею алчущих (голодных).

Что такое Хризма?

Символы христианского учения включают в себя и такой весьма распространённый знак, как «Хризма». Появился он, как принято полагать, ещё в апостольские времена, но широкое распространение получил с IV века, а представляет собой изображение греческих букв Χ и Ρ, являющимися началом слова ΧΡΙΣΤΟΣ, что означает Мессия или Помазанник Божий. Часто в дополнение к ним справа и слева ставились греческие буквы α (альфа) и ω (омега), напоминающие слова Христа о том, что он является Альфой и Омегой, то есть началом и концом всего сущего.

Изображения этого знака часто встречается на монетах, в мозаичных композициях, а также на рельефах, украшавших саркофаги. Фото одного из них приводится в статье. В российском православии Хризма приобрела несколько иной смысл. Буквы Х и Р расшифровывают как начало русских слов Христос Родился, что сделало этот знак символом Боговоплощения. В оформлении современных церквей он встречается столь же часто, как и прочие наиболее известные христианские символы.

Крест - символ Христовой веры

Как это ни странно, но первые христиане не поклонялись Кресту. Основной символ христианской веры получил распространение лишь в V веке. Первые христиане его изображений не делали. Однако после своего появления он в течение короткого времени стал обязательной принадлежностью каждого храма, а затем и нательной символикой верующего человека.

Нужно заметить, что на древнейших распятиях Христос изображался живым, облачённым в одежды, а зачастую и увенчанным царской короной. Более того, Ему, как правило, придавался торжествующий облик. гвозди, а также раны и кровь Спасителя появились лишь в изображениях, датируемых IX веком, то есть в период позднего Средневековья.

Агнец, ставший искупительной жертвой

Многие христианские символы берут начало от своих ветхозаветных прообразов. Среди них ещё одно изображение Спасителя, выполненное в виде Агнца. В нём заключён один из основополагающих догматов религии о жертве, принесённой Христом во искупление грехов людских. Как в давние времена агнец отдавался на заклание во умилостивление Бога, так теперь сам Господь возложил на жертвенник Своего единородного Сына для избавления людей от тяжести первородного греха.

В раннехристианские времена, когда последователи новой веры были вынуждены соблюдать конспирацию, этот символ был весьма удобен тем, что его смысл могли понять лишь посвящённые. Для всех прочих он оставался безобидным изображением ягнёнка, которое можно было, не скрываясь, наносить где угодно.

Однако на Шестом состоявшемся в 680 году в Константинополе, этот символ был запрещён. Вместо него предписывалось на всех изображениях придавать Христу исключительно человеческий облик. В пояснении говорилось, что таким образом будет достигаться большее соответствие исторической правде, а также создаваться простота в его восприятии верующими. С этого дня началась история иконографии Спасителя.

Этот же собор издал ещё одно постановление, не утратившее силу до настоящего времени. На основании этого документа запрещалось делать любые изображения Животворящего Креста на земле. В пояснении вполне логично и здраво указывалось, что недопустимо попирать ногами то, благодаря чему все мы были избавлены от проклятия, тяготевшего над человечеством после первородного грехопадения.

Лилия и якорь

Существуют также христианские символы и знаки, порождённые Священным Преданием и Писанием. Одним из них является стилизованное изображение лилии. Его появление связано с тем, что, согласно легенде, Архангел Гавриил, явившись Деве Марии с благой вестью о её великом предназначении, держал в руке именно этот цветок. С тех пор белая лилия стала символом непорочности Пресвятой Девы.

Это стало причиной того, что в средневековой иконописи вошло в традицию изображать с лилией в руках святых, прославившихся чистотой своей жизни. Тот же символ восходит и к дохристианским временам. В одной из ветхозаветных книг, носящей название «Песнь Песней», говорится, что храм великого царя Соломона украшался лилиями, что связало этот цветок с образом мудрого правителя.

Рассматривая христианские символы и их значения, необходимо также вспомнить изображение якоря. Оно вошло в обиход благодаря словам апостола Павла из его «Послания к евреям». В нём поборник истинной веры уподобляет надежду на исполнение безопасному и крепкому якорю, незримо соединяющему членов Церкви с Царством Небесным. Вследствие этого якорь стал символом надежды на спасение души от вечной смерти, и его изображение можно часто встретить среди прочей христианской символики.

Изображение голубя в христианской символике

Как уже говорилось выше, содержание христианских символов зачастую следует искать среди библейских текстов. В связи с этим уместно вспомнить изображение голубя, имеющее двойное толкование. В Ветхом Завете ему была отведена роль носителя благой вести, когда с оливковой ветвью в клюве он возвратился в ковчег Ноя, давая знать, что воды потопа отступили, и опасность миновала. В данном контексте голубь сделался и благоденствия в рамках не только религиозной, но и общепринятой во всём мире символики.

На страницах Нового Завета голубь становится зримым олицетворением Святого Духа, сошедшего на Христа в момент Его крещения в Иордане. Поэтому в христианской традиции его изображение приобрело именно это значение. Голубь символизирует собой третью ипостась единого Бога - Святой Троицы.

Образы, символизирующие четырёх евангелистов

К Ветхому Завету, а точнее, к Псалтири, составляющей одну из его книг, относится образ орла, символизирующего собой юность и силу. Основанием для этого стали слова, приписываемые царю Давиду и заключённые в сто втором псалме: «Обновится яко орля (как орёл) юность твоя». Неслучайно именно орёл стал символом апостола Иоанна - самого молодого из евангелистов.

Уместно будет также упомянуть христианские символы, обозначающие авторов остальных трёх канонический Евангелий. Первому из них - евангелисту Матфею - соответствует изображение ангела, воплощающего собой образ мессианского предназначения Сына Божия, посланного в мир для его спасения. Следом за ним идёт евангелист Марк. Рядом с ним принято изображать льва, символизирующего царское достоинство Спасителя и Его могущество. Третьим благовестником (слово «Евангелие» в переводе означает «благая весть») является евангелист Лука. Ему сопутствует жертвенный агнец или телец, подчёркивающий искупительное значение земного служения Сына Божьего.

Эти символы христианской религии неизменно встречаются в росписи православных храмов. Обычно их можно видеть помещёнными с четырёх сторон свода, поддерживающего купол, в центре которого, как правило, изображается Спаситель. Кроме того, они же вместе с образом Благовещения по традиции украшают Царские врата.

Символы, значение которых не всегда понятно

Нередко у посетителей православных храмов вызывает удивление встречающееся в них изображение шестиконечной звезды - такой же, как на государственном Казалось бы, какую связь могут иметь православные христианские символы с этим сугубо иудейским знаком? На самом деле удивляться тут нечему - шестиконечная звезда в данном случае лишь подчёркивает связь Новозаветной Церкви с её Ветхозаветной предшественницей, и к политике не имеет никакого отношения.

Кстати, попутно вспомним и также являющую собой элемент христианской символики. В последние годы ею часто украшают верхушки рождественских и новогодних ёлок. Она призвана изображать ту которая в Рождественскую ночь указывала волхвам дорогу к пещере, в которой появился на свет Спаситель.

И ещё один символ, вызывающий вопросы. В основании крестов, венчающих купола православных храмов, часто можно видеть полумесяц, помещённый в горизонтальном положении. Поскольку сам по себе он принадлежит к мусульманской религиозной атрибутике, то нередко такую композицию истолковывают неправильно, придавая ей выражение торжества христианства над исламом. В действительности это не так.

Лежащий горизонтально полумесяц в данном случае является символическим изображением христианской церкви, которой придан образ корабля или челна, перевозящего верующих через бурные воды житейского моря. Кстати, этот символ также относится к числу наиболее ранних, и его можно увидеть в том или ином варианте на стенах римских катакомб.

Христианский символ Троицы

Прежде чем говорить об этом важном разделе христианской символики, следует заострить внимание на том, что, в отличие языческих триад, в состав которых всегда входили три независимых и отдельно «существовавших» божества, христианская Троица представляет Собой единство трёх Её ипостасей, неразрывных между собой, но и не слитных в единое целое. Бог един в трёх лицах, каждое из которых выявляет одну из сторон Его сущности.

В соответствии с этим начиная с периода раннего христианства создавались символы, предназначенные для зрительного воплощения этого триединства. Наиболее древними из них являются изображения трёх переплетающихся между собой колец или рыб. Они были обнаружены на стенах римских катакомб. Наиболее ранними их можно считать по той причине, что сам догмат Святой Троицы, появившись лишь в конце II века, получил развитие в последующее столетие, а официально закреплён был в документах Никейского собора 325 года, о котором уже упоминалось выше.

Также к элементам символики, означающим Святую Троицу, хотя и появившимся, как принято считать, несколько позже, следует отнести равносторонний треугольник, иногда обведённый кругом. Как и все прочие христианские символы, он имеет глубокий смысл. В данном случае подчёркивается не только но и Его бесконечность. Часто внутри его помещается изображение глаза, а точнее, ока Божьего, указывающее на то, что Господь всевидящ и вездесущ.

История Церкви знает и более сложные по начертанию символы Святой Троицы, появлявшиеся в те или иные периоды. Но всегда и во всех изображениях неизменно присутствовали элементы, указывающие на единство и в то же время неслиянность трёх составляющих его элементов. Их можно часто видеть в оформлении многих действующих ныне храмов - как восточных, так и относящимся к западным направлениям христианства.