День перенесения мощей александра невского. Перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского (1724)

Царь Иоанн Грозный молился у мощей Александра Невского

Однажды царь Иоанн Грозный молился у мощей Александра Невского о победе над Казанским ханством. У Аркадия, который был спутником царя, на пальце была язва. Во время молитвы он засунул этот палец в щель гробницы великого князя. Палец сразу перестал болеть, а когда Аркадий вытащил его, то не увидел на нем и следа от язвы. Иоанн Васильевич определил это как Божественное знамение и благословение на сражение.

С древних времен православные христиане испытывают благоговейный трепет и уважение к останкам святых людей, которые называются мощами.

Церковь называет человека святым только при условии подтверждения особых признаков, таких как чудеса у гроба или нетление останков.

Мощи Александра Невского уже более 7 веков показывают свою чудотворную силу и распространяют Благодать Святого Духа на христиан.

Православная церковь считает, что тело святого так же, как и душа - это источник Божьей Благодати. Поэтому еще в 787 году принято решение Седьмого Вселенского Собора:

«Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».

Прославление и почитание мощей праведников всегда сопровождается чудесными событиями и исцелениями.

Специальный ковчег с мощами святых

Мощи святого князя хранились в специально сделанном гробу, который называется рака. Рака Александра Невского представляет собой произведение искусства, сделанное из чистого серебра в стиле барокко. Это гробница, которая состоит из малой и большой раки, в которую входят:

  • большая 5-ярусная пирамида;
  • два пьедестала с трофеями;
  • два подсвечника

Сейчас она находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. А останки хранятся в Александро-Невской Лавре.


Смысл жизни Александра Невского состоял в защите Русской земли и сохранении на ней православной веры

День рождения Александра Невского

Александр Ярославич Невский родился 30 мая 1222 года. Он был вторым сыном великого князя Ярослава Всеволодовича. С 1236 года он княжил вместо отца в Новгороде, когда тот был в отъезде.

В эти времена у Руси было много врагов. С одной стороны нападали татаро-монголы, с другой - латиняне. Первой победой благоверного князя стало поражение шведов на реке Неве 15 июля 1240 года. После этого его стали называть Невским.

На Чудском озере Александр разгромил рыцарей Ливонского ордена и освободил много старинных русских земель. За всю жизнь у великого князя не было ни одного поражения в битве. Он с верой во Христа защищал свой народ, налаживал отношения с Золотой Ордой и одновременно восстанавливал церкви и города после сражений и разграблений.


В «По­вести о жи­тии Алек­сандра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го» достоверно описана праведная жизнь великого князя. Рассказывается, что он беспрестанно молился Господу, почитал епископов и всегда получал от них благословение. В конце 1252 года Александр отверг предложение папы римского Иннокентия IV принять католическую веру, написав такое послание:

Послание Александра Невского Папе римскому Иннокентию IV

«От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от Давида до начала царствования Соломона, от Соломона до Августа-кесаря, от власти Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения же Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не приемлем».

В 1261 году святым князем с помощью митрополита Кирилла в центре Золотой Орды была основана епархия Русской Православной Церкви.

Дата смерти Александра Невского

Умер Александр Невский 14 ноября 1263 года, когда возвращался из Орды. Перед смертью он успел принять иноческую схиму на имя Алексий. Схима - это высшая степень посвящения в православные монахи.

При этом монах дает обеты послушания, такие как нестяжания, когда он отрекается от любого богатства и целомудрия - отказ от удовлетворения похотей плоти. А так же получает новое имя.

Мощи святого Александра прославились чудесами сразу после смерти

Благоверный князь скончался в городе Городец на реке Волге. 9 дней его тело несли во Владимир и все это время оно оставалось нетленным.

Духовная Грамота

Юридический документ (завещание) в России до XVIII века была вложена Александру в руку

При отпевании великого князя произошло нечто удивительное. Митрополит Кирилл по традиции хотел вложить покойному в руку духовную грамоту. Так называлось молитвенное завещание для близких и родственников, юридический документ, который использовался в России до XVIII века. Но рука Александра вдруг сама согнулась, взяла грамоту и расслабилась. Погребение проходило в храме Рождества Пресвятой Богородицы и все, кто там находился были свидетелями этого чуда.


Позже, в житие святых Александра Невского записаны следующие факты исцеления у гроба:

2 слепые женщины стали видеть;

начал ходить хромой;

расслабленный стал двигать руками и ногами;

исцелились сыновья бояр Истома Головнин и Симеон Забелин;

чернец Терентий и два крестьянина, которые были бесноватые - выздоровели.

В 1380 году, перед знаменитой Куликовской битвой пономарь Владимирского Рождественского собора рассказал, что видел видение, как сами собой загорелись в церкви свечи и 2 старца подошли к гробу великого князя и сказали:

«О, господине Александре, восстани и ускори на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сушу от иноплеменников».

Затем святой Александр восстал из гроба и стал невидимым.

Александра Невского причислили к лику святых в 1547 году

После видения в 1381 году в монастыре, где находилась могила князя, провели вскрытие мощей. Засвидетельствовано, что они остались нетленными, хотя прошло 117 лет. Александру установили монастырское церковное празднование, написали канон и первые иконы.

В 1547 году на Московском Соборе при митрополите Макарии святой князь канонизирован и о нем написано каноническое житие святого Александра Невского.

Все русские военачальники почитали благоверного Александра и обращались к нему с молитвами. Святой всегда помогал им защищать родную землю, побеждать врагов и благословлял в храбрости.

В 1724 году останки Александра Невского были перенесены в Петербург

В честь победы над шведами и заключения с ними Ништадского мира, Петр I решил перенести мощи великого князя из города Владимира в столицу.

Петр I перенс мощи Александра в Троицкий собор Петербурга

30 августа 1724 года состоялось перенесение мощей Александра Невского в Троицкий Собор Александро-Невской Лавры города Петербурга. Петр I сам внес ковчег с останками в храм и назначил в этот день праздник.

С 1743 до 1921 года в Санкт-Петербурге каждый год проходил общегородской крестный ход, который основала императрица Елизавета Петровна в память о перенесении мощей. Эту традицию возродили в 2013 году.


Множество православных христиан приходят молиться в Троицкий Собор, где находятся мощи Святого Благоверного князя. Его великая слава вызвала желание других храмов и монастырей иметь у себя частички его останков.

Поэтому их разделили - частицы мощей есть в Успенском Владимирском соборе и в Храме Александра Невского в городе Софии в Болгарии. В этом году Русская Православная Церковь отдала частицу мощей Александра Невского в Молдавию в Кафедральный собор.


Каждая, даже самая ничтожная часть мощей святого дает возможность приобщиться к его праведности, Божественной Силе и Благодати, которая в нем находится.

Святой благоверный князь Даниил Московский, младший сын благоверного князя Александра Невского, скончался 4 марта 1303 года. Перед кончиной, следуя благочестивому примеру отца, принял иноческий чин и схиму и по глубокому смирению завещал совершить погребение на братском кладбище основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника , впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. Честные мощи святого князя Даниила находились под спудом почти 350 лет. В течение этого времени благоверный князь неоднократно напоминал о себе и о месте своего погребения. Так, во времена великого князя Иоанна III (1462-1505) святой Даниил явился придворному юноше и повелел сказать великому князю следующее: «Рцы великому князю Иоанну: се убо сам всячески себе утешаеши , мене же почто забвению предал еси , но обаче аще он забвенна мя имать . Бог же мой несть мене забыл никогдаже ». Узнав об этом, Иоанн III повелел служить соборные панихиды, раздавать милостыню и устраивать трапезы на помин своих усопших.

При сыне Иоанна III великом князе московском Васи-лии Иоанновиче (1505-1533) произошло событие, описанное в Степенной книге. Однажды великий князь с многочисленной свитой, в которой находился князь Иоанн Михайлович Шуйский, был в Даниловом монастыре и проезжал недалеко от места захоронения благоверного князя Даниила. Шуйскому нужно было сесть на коня, и он решил сделать это с надгробного камня на могиле святого Даниила. Оказавшийся поблизости не-кий благочестивый христианин сказал Шуйскому: «Господине княже ! Не дерзай с камни сего всести на конь свой. Ведый буди, яко лежит ту великий князь Даниил». Гордый же князь не послушал совета и, встав на камень, хотел сесть на коня. Неожиданно конь вздыбился и упал мерт -вым на землю, подмяв седока, едва оставшегося в живых после падения.

В царствование Иоанна Васильевича Грозного (1533-1584) на могиле князя Даниила получил исцеление умирающий сын коломенского купца. Иоанн Грозный установил ежегодно совершать крестный ход к могиле благоверного князя Даниила и служить о нем панихиды. Он же издал указ о построении в запустевшем к тому времени монастыре двухэтажной каменной церкви, братских келлий , пополнении обители иноками и устройстве монашеского общежития.

В 1652 году царь Алексий Михайлович (1645-1676) по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила совершил торжественное открытие мощей святого. 30 августа Патриарх Никон с собором епископов и царь Алексий Михайлович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений . Святые мощи были торжественно перенесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса. Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование 4/17 марта — в день блаженной кончины и 30 августа/12 сентября — в день обретения нетленных мощей.

Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского состоялось 30 августа 1724 года из Рождественского монастыря г . Владимира в Троицкий монастырь г . Санкт-Петербурга.

Край, где была основана новая столица Российской империи г . Санкт-Петербург (1703 г .), в XI веке находился под властью Новгорода Великого. Нева разделяла земли Карелии и Ингрии (Ижоры). С середины XII века за эту землю шла упорная борьба новгородцев со шведами и немецкими рыцарями. В 1323 году новгородцами в истоке Невы была основана крепость Орешек, ныне Шлис -сельбург . В Смутное время Карелия и Ингрия временно отпали от России, но в начале XVIII века при Петре I были отвоеваны русскими.

В июле 1710 года, вскоре после взятия Выборга, Петр I осматривал окрестности города. По его указанию было выбрано место для будущего монастыря во имя Живоначальной Троицы и святого благоверного князя Александра Невского на берегу Черной речки (впоследствии Монастырки ). 20 февраля 1712 года Петр I приказал объявить архимандриту Феодосию (Яновскому ), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». 25 марта 1713 года в деревянном храме, освященном в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, была совершена Божественная литургия. Монастырь связывала с городом дорога, устроенная в 1712 году по распоряжению архимандрита Феодосия (будущий Невский проспект).

Когда новая столица обстроилась и основанная в ней обитель во имя святого Александра Невского обзавелась приличным храмом и достаточным составом братии, возникла мысль о перенесении в нее святых мощей ее небесного покровителя.

В феврале 1722 года, исполняя указ Петра I , архиепископ Феодосий был во Владимире, в Рождественском монастыре, где находились мощи святого князя Александра Невского. Вместе с архимандритом монастыря Сергием он произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице.

Святейший Синод 30 июня 1723 года постановил: «Святые мощи в Александро -Невский монастырь перенести, по примеру перенесения из Соловецкого монастыря в Москву святых мощей Филиппа митрополита».

Ковчег с балдахином для мощей, с «носилом » (шириной 7 аршин, длиной 11 аршин, высотой более 5 аршин) был доставлен из Москвы во Владимир 10 августа. Несли его около 150 человек, а иногда и более. Перенесение святых мощей началось 11 августа 1723 года. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Так как из ворот обители выйти было затруднительно, частично разобрали забор; при шествии через тесную торговую площадь города пришлось сломать несколько прилавков. Город Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи. Жители ближайших сел встречали и провожали мощи «со многими народными людьми».

17 августа подошли к Москве, а 18-го состоялась торжественная встреча святых мощей архимандритом и братией Симоновского монастыря, архиепископом Сарским и Подонским Леонидом, епископом Суздальским и Юрьевским Варлаамом , сонмом священнослужителей и множеством верующих. В Москву шли Мещанской улицей и по Сретенке , Введенской и Петровской улицами; не заходя в Кремль, по Тверской вынесли мощи за Ямскую Тверскую улицу и поставили в поле. При большом стечении верующих всю ночь совершались молебны святому Александру Невскому.

23 августа мощи были в Клину, 26-го — в Твери, 28-го — в Торжке, 31-го — в Вышнем Волочке . 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. У Софийского собора был совершен молебен. 10 сентября продолжили путь с мощами по Волхову с остановкой у Хутынского монастыря. 13 сентября их доставили в Старую Ладогу . В Шлиссельбурге 19 сентября святые мощи были встречены и поставлены в каменном храме, где и оставались до июля следующего 1724 года. 24 июля Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать «в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.

К тому времени был издан указ Святейшего Синода от 15 июня 1724 года, в котором постановлялось : «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ во одеждах великокняжеских». В Шлиссельбурге с раки святого был снят его образ (в монашеском одеянии, поскольку он преставился в схиме) и вместо него был помещен новый, писанный живописцем столичной типографии Иваном Одольским . Тогда же для печатания гравюр знаменитым гравером Пикаром была выполнена медная доска с видом Александро -Невского монастыря. В титул святого князя Александра Невского было добавлено слово «великий».

В самом монастыре для встречи мощей была изготовлена особая лестница для внесения мощей в верхний храм во имя святого Александра Невского. Утром в воскресенье 30 августа 1724 года тремя выстрелами из Петропавловской крепости столица была оповещена о начале торжества. Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I ) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне честные мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы, у речки Монастырки . С берега святые мощи были перенесены царем и сановниками в монастырь и поставлены в новом храме, который освятили в тот же день.

После окончания перенесения мощей святого князя Александра Невского Петр I велел «по новой службе, вместо прежде бывшей этому святому ноября 23-го числа службе, отныне праздновать 30 августа». Составление новой службы Синод поручил обер -иеромонаху флота, советнику Синода, школ и типографии протектору архимандриту Гавриилу (Бужинскому ).

В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века. В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долго-ждан -ный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру. Вновь составленное житие святого Алек -сандра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.

В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александро -Невской лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя.

В перенесении мощей благоверного князя Александра Невского в Петербург Промысел Божий усматривал небесное покровительство городу. В годы первой и второй мировых войн героизм русских людей, соединенный с молитвенным предстательством небесного покровителя города на Неве, продолжает свидетельствовать о небесной помощи благоверного князя Александра Невского.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 12 сентября, Православная Церковь совершает праздник в честь перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского.

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича.

Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор, преставившийся ко Господу в возрасте пятнадцати лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец.

Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский, один из составителей Киево-Печерского патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

При святом Александре Невском наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия.

В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов - баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока.

В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городке, в монастыре, князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным.

23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.

«И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время».

Так прославил Бог своего угодника - святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении, ибо было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой, как сказано выше. Великий князь Иоанн Иоаннович в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию, будущему победителю Куликовской битвы, «икону Святый Александр».

Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой - в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование.

К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена. 30 августа 1721 года Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную, столицу - Петербург, расположившуюся на берегах Невы.

Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа по старому стилю.

Архимандрит Гавриил (Бужинский) (впоследствии епископ Рязанский) составил специальную службу на воспоминание Ништадтского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому - многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Эти храмы - залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.

12 сентября Русская Православная Церковь празднует память перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург, которое произошло в 1724 году.

Святой благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий), сын князя Ярослава Всеволодовича, князь новгородский, великий князь владимирский, известный своими победами над шведами (Невская битва 1240 г.) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242 г.) был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Князь Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года по пути из Орды в Городце, на Волге, а 23 ноября 1263 года был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира.

Почитание благоверного князя началось сразу же после его погребения. Его нетленные мощи были открыты перед Куликовской битвой - в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование.

30 августа 1721 г. (12 сентября по новому стилю) Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу Санкт-Петербург.

В феврале 1722 г., исполняя указ Петра I, архиепископ Феодосий посетил Рождественский монастырь во Владимире, где находились мощи святого князя Александра Невского, и вместе с архимандритом монастыря Сергием произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице.

Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира в Троицкий монастырь Санкт-Петербурга началось 11 августа 1723 года. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Город Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи.

17 августа святые мощи были принесены в Москву, 23 августа мощи были в Клину, 26-го в Твери, 28-го в Торжке, 31-го в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. 20 сентября святые мощи были привезены в Шлиссельбург и поставлены в каменном храме, где и оставались до июля следующего 1724 года.

24 июля 1724 года Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать "в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами" и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.

Утром 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1724 года Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы и перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где почивают и ныне в Лавровском соборе в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной.

С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал небесным покровителем северной столицы России.

Указом Петра I от 2 сентября 1724 года было установлено, празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году, празднество снова было восстановлено). Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский) составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века. В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долгожданный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру. Вновь составленное житие святого Александра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.

В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится и ныне.

В 1989 году мощи святого были возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников Музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе.

В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александра Невской лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя.

В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.

Частичка мощей святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе Софии (Болгария). Также часть мощей (мизинец) находится в Успенском соборе города Владимира.

Александру Невскому посвящено несколько христианских праздников, которые отмечаются православной церковью с давних времен. Главным из них является День перенесения мощей Александра Невского, который отмечается 12 сентября 2019 года.

Этот талантливый полководец, дипломат, мудрый и сильный правитель защищал русскую землю от иноземных захватчиков. Им было одержано много славных побед. Где находятся мощи Александра Невского? Когда отмечают праздник? Каковы его история и традиции? Об этом мы сегодня расскажем.

Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года. Он завершил жизненный путь, приняв святую иноческую схиму под именем Алексий. Был погребен в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, и при погребении было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно».

В 1380 году его мощи, которые оказались нетленными, были положены в раке поверх земли. 23 мая 1491 года во Владимире произошел пожар. В списках летописей XVII века упоминалось, что мощи чудесным образом сохранились.

В 1547 году Александр Невский был причислен к лику святых. 150 лет спустя, в 1697 году, митрополит суздальский Илларион повелел поместить мощи святого в новую раку, украшенную резьбой и покрытую драгоценным покровом.

Позже состоялось перенесение мощей Александра Невского. В 1721 году император Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского в Петербург.

В 1723 году из Владимира их привезли в Шлиссельбург, где они оставались до 1724 года, затем по распоряжению Петра I были установлены в Александро-Невской церкви Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря.

В 1790 году перенесены в Троицкий собор этого же монастыря (с 1897 года монастырь называется лаврой). На изготовления серебряной раки для мощей пошло около 90 пудов серебра.

Однако при советской власти, в мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Раку передали в Эрмитаж, где она хранится по сей день.

Где находятся мощи Александра Невского?

В 1989 году они были возвращены в Троицкий собор Александро-Невской лавры из запасников музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе.

Где еще покоятся мощи Александра Невского? Частички мощей находятся в Храме Александра Невского в г. Софии (Болгария), Успенском соборе г. Владимира, образ с частицей мощей был передан Александро-Невскому храму уральского села Шурала.

В честь Александра Невского возведено множество храмов. Его именем названы улицы, площади в различных населенных пунктах, он считается небесным покровителем Санкт-Петербурга и Петрозаводска.

Когда празднуется День перенесения мощей Александра Невского?

Перенесение мощей Александра Невского из года в год отмечается православной церковью 12 сентября. День памяти святого отмечается 6 декабря.