Отношение Церкви к спиритизму. Спиритизм

Проведение спиритического сеанса.
Проводить сеанс лучше вечером или ночью, если это делать днем, то все окна, необходимо зашторить…
Во время сеанса не смотрите в зеркало.Вызываемого духа, там можно увидеть, не в таком образе как Вы его себе представляете, или увидите что нибудь загадочное, чего Вам вообще не нужно видеть...
На фото: гадающая Светлана....

Берем спиритический круг, зафиксируем его на столе. Выбираем не тяжелое фарфоровое блюдце, на дне которого необходимо нарисовать стрелку.

Проводить сеанс лучше вечером или ночью, если это делать днем, то все необходимо зашторить…

Но надо помнить, что сеанс не всегда может состояться о чем Духи скажут сами…

Перед началом сеанса:
1. надо снять с себя все металлическое, 2. Обязательно открыть форточку, 3. Вечером зажечь свечи, 4. Разговаривать надо тихо- шепотом. 5. Выбрать Медиума-Контактера. 6. Записать вопросы для ответов, 7. Выбрать того кто будет записывать ответы.

Участники садятся за стол или на полу, вокруг поля. Руки кладут рядом с полем.

Медиум разогревает блюдце над свечой, ставит его в середине круга с углом 45 гр. И говорит три раза:
- Дух (например: Пушкина), придите к нам! Пожалуйста…

Этот рисунок сделан самим А.С.Пушкиным,"Поэт и черт", находится рисунок в музеи квартире, на Старом Арбате. Пушкин очень часто рисовал чертей, посему и его дух очень часто вызываемый...

После этого, медиум укладывает блюдце полностью в центр, как бы накрывая духа…
Другие участники теперь могу прикоснуться к краю блюдца.
Надо убедится, что дух присутствует, всем можно чуть надавить на блюдце и оно должно прийти в движение. Далее оно будет двигаться по своей воле.

Надо следить за происходящим и делать все аккуратно, фиксируя ответы…

И так: Медиум задает вопрос: «Готов ли к общению дух?» , движение блюдца показывает «ДА»…, если «НЕТ», надо переходить к другому ДУХУ…
Когда произошел контакт, все участники становятся СПИРИТАМИ…
Общение с первым духом всегда более подробное…
Больше всех абстрагируется Медиум, иногда он угадывает ответ по части букв или цифр и может произносить вслух с начало никому не понятные фразы, которые потом, выстроятся в определенное восприятие…
Главное в сеансе терпение, постепенность и интерпретация.
Сохраните все записи несколько дней, и потом сравните…

-Что может мешать при проведении сеанса: это СТРАХ .
Страх возникает от перемещения предметов, странных звуков и даже видений…
Но эти опасения напрасны, Духи не вступают в физический контакт со Спиритами…

Заканчивая сеанс надо поблагодарить Духа за ответы и помощь, сказать До свидания. Участниики так же должны это сделать про себя…
Заключительный момент переворачивание блюдца вверх дном, все духи на свободе...

В ходе спиритического сеанса МЕДИУМа подстерегает грозная опасность - утрата контроля над собственным телом. Она может начаться с того, что руки спирита оказываются полностью во власти духов. Способ «автоматического письма», «автоматического рисования», «автоматической речи» очень популярен среди спиритов, однако его любительское использование, по крайней мере, нежелательно. Духи не отпускают Контактера без борьбы: об этом следует помнить.

От себя : эта тема возникла после статьи «Дорогой нечистой силы» по мотивам романа «Мастер и Маргарита» и рассказом М.Булгакова- «Спиритический сеанс».
В Москве на Патриарших Прудах до сих пор есть этот дом, где проводили сеансы герои рассказа. И будучи в Пианерских лагерях, мы тоже научились «Спиритить», после, делали это иногда дома. Впечатления у всех разные, а в основном романтические…
22 11 2014г.

Ритуал может производиться по различным правилам .

История

Термин происходит от французского слова «séance» , могущего означать «место» или «сидение» . Одной из наиболее ранних работ, посвящённых данной практике, была книга «Communitation With the Other Side» (рус. «Контакты с другой стороной») англичанина Джорджа Литтлтона, опубликованная в Англии в 1760 году . В своей книге он утверждал, что общался - в числе прочих - с душами Перикла , Уильяма Пенна и шведской королевы Кристины . Популярность спиритических сеансов существенно возросла в Великобритании и США в середине XIX века , в том числе после ритуалов, проводившихся в Белом Доме тогдашней первой леди США Мэри Тодд Линкольн в присутствии своего мужа, Авраама Линкольна , после смерти их сына ; в Бразилии первый известный сеанс состоялся в 1865 году , причём вскоре в этой стране популярность этого явления уже не уступала англоязычному миру . К середине XX века популярность спиритических сеансов снизилась, однако к этому времени на основе веры в возможность контакта с душами умерших возникло отдельное религиозное течение в христианстве - спиритуализм .

Пример способа проведения

Одним из наиболее распространённых способов проведения спиритического сеанса было использование специальной дощечки, известной как «говорящая доска» или «доска Уиджа » , на которую были нанесены буквы алфавита, цифры и слова «Да» и «Нет». Участники сеанса помещают свои пальцы (один или два) на специальный указатель (с острым концом и пустым окошком) на дощечку и концентрируются на каком-либо вопросе; затем, якобы ощутив присутствие духа умершего, они под его влиянием начинают перемещать указатель до нужных символов (буквы, цифры, слова), чтобы получить от него ответ . Возможным научным объяснением этого действия является то, что участники сеанса, верящие в реальность происходящего, могут сами перемещать указатель, не осознавая этого, - так называемый идеомоторный акт .

Критика

Несмотря на то, что сторонниками реальности спиритических сеансов вплоть до первой половины XX века выступали некоторые известные люди, в том числе писатель Артур Конан Дойл и психиатр Карл Густав Юнг , уже в то время значительная часть научной общественности отрицала возможность подобного. Ныне абсолютным большинством как светских учёных, так и религиозных деятелей подобная практика признаётся либо неосуществимым действием, либо открытым мошенничеством , либо (в случае с некоторыми религиозными деятелями) грехом, запрещаемым Библией . При этом утверждать, что спиритизм как таковой является обманом, могут и служители церкви .

См. также

Примечания

  1. Wiseman, R., Greening, E., and Smith, M. (2003). Belief in the paranormal and suggestion in the seance room . British Journal of Psychology (англ.) русск. , 94 (3): 285-297.
  2. Séance // The Skeptic’s Dictionary
  3. Clark B. // The Skeptic Encyclopedia of Pseudoscience . ABC-CLIO , 2002. P. 221.
  4. Bruno Illius: Die Vorstellung von «ablösbaren Seelen». In: Der Begriff der Seele in der Religionswissenschaft. Johann Figl, Hans-Dieter Klein (Hrsg.), Königshausen & Neumann, Würzburg 2002, ISBN 3-8260-2377-3 . S. 87-89.
  5. Lyttleton, George. Dialogues with the Dead / George Lyttleton, Eizabeth Montegue. - London: W. Sandby, 1760.
  6. Preliminary Report of the Commission Appointed by the University of Pennsylvania , The Seybert Commission, 1887. 1 April 2004.
  7. Telegrams from the Dead (неопр.) . Public Broadcasting Service (PBS) (1994).
  8. Tiago Cordeiro. Allan Kardec e o espiritismo, uma religião bem brasileira (14/10/2014). Aventuras na História - Guia do Estudante. Página visitada em 18/11/2014.
  9. History of "Spiritist madness" - Associação Brasileira
  10. Wicker, Christine. Lily Dale: The True Story of the Town that Talks to the Dead. - HarperCollins, 2003. - ISBN 9780060086664 .
  11. The Museum of Talking Boards, a photo-gallery of historical and contemporary spirit boards and planchettes (неопр.) . Museumoftalkingboards.com. Проверено 22 июля 2009.
  12. How to use the Ouija Board - A guide to the safe use of this ancient device (неопр.) . Ghost Walks . Проверено 19 июля 2014.

Алфавитный круг для спиритического сеанса

Алфавитный круг – основной инструмент проникновения в тайны астрального мира. Для 3–7 участников спиритического сеанса его диаметр должен составлять около 0,5 м. Круг разбивают на 32 сектора, букву Ё или букву Ъ выносят при этом за пределы круга.

Итак, распишем буквы в алфавитном круге:

А, П, Ч, 3 – буквы прямого креста.

Д, У, Ы, Л – буквы диагонального креста.

B, е, Й, Н – буквы правой стороны.

C, X, Щ, Ю – буквы левой стороны.

Б, Г, Е, Ж, И, К, М, О, Р, Т, Ф, Ц, ЪЬ (их записывают рядом), Э, Я – промежуточные буквы.

Внутри цифрового круга изобразим цифровой круг, диаметр которого будет вдвое меньше. Знаки этого круга 1, 2, 3, 4, 5,6, 7,8,9,0.

Слова ДА и НЕТ можно включить – вверху и внизу – в цифровой круг.
В промежутке между алфавитным и цифровым кругами – справа и слева – можно изобразить знак вопроса и восклицательный знак.

В середине круга необходимо изобразить заметную точку, которая будет способствовать концентрации внимания участников сеанса. Материалом для круга может быть обычная плотная бумага.

В любительской практике спиритизма (преимущественно в русской) было принято изображать различные дополнительные символы, например «любовь», «смерть», «разлука» и т. п. Такие символы не нужны, они только затрудняют толкование ответов.

Круг во время сеанса должен быть прочно зафиксирован на столе.

Теперь выберем предмет, который будет выполнять роль указателя. Традиционно это фарфоровое блюдце. Оно должно быть легким и хорошо скользить по бумаге от малейшего прикосновения пальцев участников. Как правило, на внешней стороне блюдца рисуют отчетливо заметную полоску-указатель.

Время сеанса должно быть выбрано правильно. Подсознание наиболее раскрепощено вечером и ночью. Однако, как свидетельствует опыт, дневные сеансы также могут быть достаточно эффективными.

Есть дни, в которые проводить спиритические сеансы не стоит. Об этом, как правило, спрашивают самих духов, и они, как сторона заинтересованная, сообщают, удачное ли время выбрано для проведения сеанса.

В начале спиритического сеанса

Перед началом спиритического сеанса участники должны снять все металлические предметы (кольца, перстни, броши, цепочки, кулоны). Следует открыть форточку. Если сеанс проводится вечером или ночью, нужно погасить электрический свет и зажечь свечи. Последние нужны не для духов, а для самих участников сеанса: их свет оказывает гипнотическое и успокаивающее действие.


Разговаривать во время спиритического сеанса рекомендуется шепотом или вполголоса.

До начала сеанса нужно записать вопросы, на которые хотелось бы услышать ответ.

Вопросы духу должен задавать медиум. Он же занимается вызовом духа. Никто из остальных участников сеанса не должен вмешиваться в его работу. Принимает ответы, а также приводит их в удобочитаемый вид также медиум.

Способность к подсознательным контактам у разных людей разная, Поэтому не все участники сеанса могут водить блюдце. Перед началом сеанса нужно размять пальцы, растереть ладони. Тем, кто не уверен в себе, лучше просто положить руки на стол, но не приближать их к блюдцу.
Нужно выбрать того, кто будет записывать ответы духа. Этот человек не будет входить в контакт с духами.

Обратите внимание, что именно подготовка к сеансу создает особую эмоциональную атмосферу, растормаживает подсознательную сферу участников, готовит их к приему астральной информации. Чем ближе к состоянию медитации подойдут участники спиритического сеанса, тем лучше.

В начале сеанса медиум разогревает блюдце над пламенем свечи. Затем он устанавливает блюдце в середине изображения на ребро (под углом около 45 градусов) и произносит:

Дух такого-то (или такой-то), пожалуйста, придите к нам!

Это заклинание нужно повторить трижды.

Сразу оговоримся, что вызов духа Наполеона Бонапарта, популярный в свое время, выглядит, мягко говоря, архаичным в начале XXI века.

После произнесения вызова медиум укладывает блюдце в центр рисунка. Тем самым он накрывает духа, явившегося на зов. Теперь остальные участники сеанса осторожно касаются кончиками пальцев одной или обеих рук края блюдца.

Медиум должен удостовериться в присутствии приглашенного духа: – Дух такого-то (или такой-то), здесь ли вы?

Здесь блюдце должно прийти в движение. Возможны три варианта поведения блюдца.

Блюдце остается совершенно неподвижным. Участникам необходимо усилить нажим пальцев, как бы подталкивая блюдце. Как правило, направление этого движения, продиктованное астральным телом, редко бывает ошибочным. Далее блюдце движется по собственной воле.

Блюдце совершает резкие хаотичные движения. Участники должны придержать его. Причиной такого поведения блюдца может быть избыток участников. Не тесно ли вам за столом? Пусть некоторые из участников попробуют убрать руки от блюдца. Нельзя отрывать пальцы от блюдца всем участникам сеанса одновременно – обычно это приводит к потере контакта с приглашенным духом.

Если ответ положительный и дух находится в контакте с участниками сеанса (ответ «да» – блюдце поворачивается риской к ответу «да» в центре круга), то медиум задает следующий вопрос:

– Дух такого-то (или такой-то), готовы ли вы говорить с нами?

Обычно дух отвечает утвердительно – он заинтересован в продолжении своего существования, то есть в общении со спиритами. Получив отрицательный ответ, медиум должен как можно быстрее завершить сеанс. Продолжение сеанса при отрицательном ответе крайне нежелательно. Если общение именно с этим духом крайне необходимо, можно попробовать спросить, почему тот отказывается говорить, и все-таки продолжать общение. Но это – лишь в крайнем случае.

Для того чтобы убедиться в правильности магических операций, духа просят назвать свое имя. Оно должно совпадать с именем духа, которого вы желаете расспросить.

Блюдце в ответ на заданный вопрос должно ходить по кругу, указывая риской на определенные буквы. Последовательность этих букв и есть ответ духа на вопрос участников сеанса. Иногда бывает так, что блюдце не сразу может сориентироваться в круге, и нужно дать ему время «успокоиться». Чем лучше дух сориентируется в символике круга, тем более четкими будут его ответы. Запомните: ответы первого духа будут самыми подробными и ценными.

Обитатели астрального мира

Дух, вызванный разным составом участников, будет давать разные ответы. Это важно знать любителям точности. К сожалению, это качество лишь в малой степени присуще обитателям астрального мира. Впрочем, духам очень непросто укладывать свои ответы в рамки человеческого языка, ограниченного правилами лексики и грамматики
Берегите медиума! Помогайте ему! На время сеанса он отказывается от себя самого, становясь орудием в руках сил астрального мира!

Дух не всегда «проговаривает» фразу целиком. Медиум должен угадывать окончание начатой духом фразы. В противном случае дух прерывает «речь», и риска на блюдце поворачивается к «нет». В этом случае нужно начать запись ответа заново.

Обитатели астрального мира не переносят грубости Будьте тактичны! Те, кто обладает терпением и вежливостью, получают гораздо больше информации, чем те, кто демонстрирует грубость и поспешность.

Вопросы, обращаемые к духу, должны быть сформулированы предельно точно. Лучше всего, если на каждый из них будет возможен ответ «да» или «нет» Выстроив из таких вопросов цепочку, вы сможете получить практически любую интересующую вас информацию Не торопитесь с интерпретацией ответов! Для того чтобы их понять, в ряде случаев нужно подождать по крайней мере несколько дней. Записи ответов духа должны храниться весьма тщательно.

Создание духа происходит не только в начале сеанса, но и в продолжение его. Дух должен быть приручен участниками, и только в этом случае вам удастся получить достаточную информацию.

Страх – вот что нередко мешает участникам спиритического сеанса. Мы уже говорили о том, что духи по определению намного слабее человека и являются существами менее совершенными.

Так что страх на спиритическом сеансе просто бессмыслен: дух не способен физически воздействовать на человека, О предотвращении же разнообразных психологических последствий такого воздействия мы говорили выше. Возможна ситуация, когда приглашенный вами дух просто не обладает необходимой вам информацией. Тогда вполне корректным будет спросить, кого еще из духов следует потревожить, чтобы разрешить возникшие вопросы. Умейте разоблачить некомпетентного духа, пытающегося врать вам! С особо «обидчивыми» духами проявляйте особую тактичность.

Когда ответы на заготовленные вопросы исчерпаны, наступает время завершить спиритический сеанс. Медиум должен очень вежливо поблагодарить духа за помощь и попрощаться с ним. Все остальные участники сеанса должны произнести слова благодарности и прощания про себя. Речевая формула, произносимая медиумом, может быть такой:

– Дух такого-то (такой-то)! Мы благодарны вам за помощь. До свидания! (Или «Прощайте!», если предполагалось однократное использование определенного духа.)

Затем медиум должен перевернуть блюдце дном книзу, отпуская таким образом духа на свободу.

Общение с духами у начинающих должно быть непродолжительным. Не рекомендуется общаться с духом дольше 1 часа (и более 4-5 часов в неделю) Нельзя вызывать более двух духов за один сеанс. Перед спиритическим сеансом нельзя употреблять спиртное и наркотики, а также принимать много пищи После сеанса обязательно следует поесть, чтобы восполнить потери энергии. Полезны будут и физические упражнения в течение 10-15 минут. Спирит-контактер должен спать не менее 8–9 часов в сутки, подольше бывать на свежем воздухе.

Мы живем в обществе жестко навязанного поведения и образа мыслей. Поэтому ощущения, возникающие после сеанса, могут вызвать у спирита определенный дискомфорт. Речь идет о резком усилении интуиции, совершенствовании логических и творческих способностей. То, что было заторможено воспитанием, обучением, оказывается активизированным через занятия спиритизмом.

Нередко начинающие спириты задают вопрос: «Способен ли, скажем, дух Голды Меир понимать русский язык и адекватно отвечать на вопросы медиума?» Ответить на этот вопрос несложно. Духи не владеют ни одним из человеческих языков и в то же время одинаково хорошо понимают вопросы, заданные и на суахили и на современном международном языке - английском. Задавая вопрос «иноязычному» духу, вы получите вполне адекватный ответ, разве что блюдце потратит несколько больше времени на ориентирование в алфавитном круге.

Спиритизм (от лат. spiritus — «душа, дух») - это способ связи (общение) с душами умерших и пришельцами из потустороннего мира, которые могут вступать в контакты с живыми через специальных лиц — медиумов. С людьми духи вступают в контакт через различные видимые физические явления, давая ответы на их вопросы подниманием столов, различных стуков, автоматическим писанием медиума и т. д.

Термин «спиритизм» ввел в середине XIX века французский исследователь психических явлений Аллан Кардек, основатель этой филосовско-религиозной доктрины.

Аллан Кардек

Аллан Кардек начал изучать паранормальные явления, происходившие на спиритических сеансах, в 1850 году. C помощью дочерей своего друга, выполнявших роль медиумов, он узнал о своей «миссии», которая состояла в том, чтобы донести до человечества, как он утверждал, некие «новые представления об устройстве мира и жизни в нём». Кардек, поверив в собственную «избранность», взялся формировать собственное «священное писание» путем спиритических диалогов, задавая «духам» вопросы и записывая ответы. Последние формулировались стуками или хлопками (с помощью условного кода) или побуквенно, на планшетке. Основные положения своей новой доктрины он изложил в «Книге Духов» (1856), за которой последовали «Книга медиумов» (1861), «Евангелие в трактовке духов» (1864) и другие.

Спиритизм Кардека пользовался популярностью в самых высоких сферах французского общества. Артур Конан Дойль в своей книге «История спиритуализма» писал, что император Наполеон III увлекался спиритизмом и неоднократно приглашал Кардека в Тюильри, где долго беседовал с ним, обсуждая «Книгу Духов».

История общения с духами уходит корнями вглубь веков. Существуют упоминания о том, что ещё древние греки и римляне практиковали вызов духов. Древние греки постоянно спрашивали советов у умерших, для чего существовал особый класс некромантов. Даже великий мудрец Сократ общался с «таинственным гением» и верил его сообщениям. А вообще, общение с Духами умерших предков существовали у всех народов. Занимались этим специальные люди - знахари, колдуны, шаманы. Духи в то время являлись как бы «ангелами-хранителями» и защитниками людей. К ним обращались за советом, помощью, они помогали в лечении, в борьбе со стихией и врагами. В то время духовный мир являлся продолжением реальной жизни и выполнял обязанности, возложенные на него Богом - помогать людям.

История появления спиритизма

Предвестниками спиритизма стало неожиданная вспышка полтергейста (от нем. poltern — «шуметь», «стучать» и Geist — «дух») в доме английского врача и священника Джона Пордейджа (1607-1681). Этот в высшей степени образованный по тому времени человек возглавлял протестантскую ассоциацию Друзей Бога, позже получившую известность как Филадельфийское общество. В его доме однажды ночью произошли страшные вещи: он увидел черный силуэт с огромным, с корнями вырванным деревом на плече и мечем в руке, потом появилось существо в виде огромного крылатого дракона на половину комнаты. Пордейдж вступил в схватку с этими неизвестными сущностями, которые довели его до обморока. Свидетелем этих баталий была и его жена.

После случившегося он рассказал все своим единомышленникам, спустя какое-то время и они стали видеть образы из «жизни ада и рая». В его доме творилась такая бесовщина, что наносила не только психический вред здоровью людей, но и физический: отвратительное зловоние, испарения исходившие от призраков, у жителей дома возникали боли в теле, многие серьезно заболели. По словам Пордейджа, «дьяволы» запечатлевали на стеклах окон и на черепице те же необычные фигуры, что видели все обитатели дома. Рисунки оказались несмываемы, удалить их можно было только зубилом и молотком. Длилось это все месяц, потом дьявольские проявления исчезли.

Это было так сказать только самое начало, когда так часто духи начали тревожить наш мир.

Но современный спиритизм появился только в середине XIX века . Его начало принято отсчитывать с марта 1848 года, когда в городе Хайдсвилл в штате Нью-Йорк некто Джон Фокс снял дом, где начали появляться странные стуки, которые никто не мог объяснить. Глава семьи был фермером и ревностным методистом (одна из религий того времени), его религиозные убеждения разделяли его жена и шестеро детей, но с родителями к тому времени жили только младшие - 12-летняя Маргарет и 9-летняя Кейт.

В марте 1848 года девочки-подростки начали общаться с духом, который жил в их доме. Сначала просили его повторить стуки, которые издавали сами девочки, потом начали задавать вопросы, договорившись, что дух будет утвердительно отвечать одним стуком, т.е. вопросы задавались так, что ответить можно было либо да, либо нет. Вскоре выяснилось, что дух не только слышит, но и видит, а так же много знает. 12-летняя Маргарет изобрела целую азбуку, позволявшую стуками получать ответы на волнующие ее вопросы: «да» или «нет». Пользуясь ею она узнала, что таинственной сущностью является духом ограбленного и убитого путешествующего торговца. В результате раскопок был найден осколок кости с несколькими волосками (местный доктор утверждал, что находка является осколком человеческого черепа). В 1904 году (после того уже, как обе сестры умерли), произошло событие, которое, как считали многие, подтвердило истинность их показаний. В развалившейся стене подвала был обнаружен труп некогда замурованного сюда человека, который по всем признакам и был исчезнувшем торговцем.


Сёстры Фокс:Ли, Маргарет и Кейт

После переезда в Рочестер (штат Нью-Йорк), сёстры Фокс (Ли, Маргарет и Кейт) начали давать публичные сеансы. Уже в 1849 году они приобрели общенациональную известность, и даже позднейшее признание одной их них в том, что все их сеансы были мошенничеством, не поколебало веры многочисленных сторонников спиритуализма. После того, как происшествие в Хайдвсвилле получило огласку, о своем опыте общения с духами начали рассказывать люди, которые прежде делать этого не осмеливались.

К 1850 году волна спиритических сеансов захлестнула США, а вскоре и весь мир. В странах Америки, Европы, России появилось огромное количество спиритических обществ. Начали издаваться газеты, журналы, одна за другой выходили книги, авторами которых являлись самые известные люди того времени - учёные, писатели, общественные деятели и даже политики. Серьёзные люди приняли новое учение как благодеяние, и с тех пор оно не только не ослабевало, но распространялось с невероятной быстротой; в течение 3 - 4 лет оно привлекло на свою сторону во всех частях мира бесчисленное множество приверженцев, в особенности людей просвещённых, число которых росло в чрезвычайной прогрессии.

Особую популярность спиритизм получил среди интеллигенции. Любопытно, что многие из них не верили в существование Бога, но признавали таинственную силу медиумов.

В России первые спиритические сеансы были устроены в начале 70-х годов знаменитым медиумом Юмом. В числе первых адептов спиритизма были декабрист Ф. Н. Глинка и составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даль. Известно, что в сеансах принимали участие Достоевский и Лесков. В середине 70-х годов горячие сторонники спиритизма А. Н. Аксаков, известный химик профессор А. М. Бутлеров и профессор Петербургского университета зоолог Н. П. Вагнер организовали кружок спиритуалистов. Именно по их приглашению в Россию стали приезжать известные западноевропейские медиумы. Когда в 1874 г. приехал в Петербург медиум Бредиф, опыты его привлекли к себе общее внимание.

Спиритические опыты сделались злобой дня. Тогда профессор Дмитрий Менделеев обратился к Физическому обществу при Санкт-Петербургском университете с предложением образовать комиссию для исследования спиритических явлений. «Пришло время, говорил он в своей записке, обратить внимание на распространение занятий спиритическими явлениями в семейных кружках и среди некоторых ученых. Занятия столоверчением, разговором с невидимыми существами при помощи стуков, вызовом человеческих фигур посредством медиумов, грозят распространением мистицизма, могущего оторвать многих от здравого взгляда на предметы и усилить суеверие, потому что сложилась гипотеза о духах, которые будто бы производят вышеупомянутые явления». Предложение Менделеева было принято. Составилась комиссия из 12 человек. Комиссия составила подробный отчет о своих исследованиях и достигнутых результатах и напечатала его в газете «Голос». Заключение отчета сводилось к тому, что спиритизм есть суеверие. Занятия комиссии, видимо, оказали влияние на русское общество. Увлечение спиритическими явлениями постепенно стало ослабевать, и спиритические опыты были заброшены.

Однако на частных квартирах спиритические сеансы продолжали проводиться еще долгое время. Так, в доме в Лондоне часто проводились спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники. Во время спиритических сеансов Рерихи вызывали «души умерших людей», а после вступление в Теософское общество, основанное Е.П,Блаватской, пытались установить контакт с Учителями (Махатмами). Елена Рерих утверждала, что благодаря их с мужем общению с «Великим Учителем» (Махатмой Мориа) возникло .

Спиритические сеансы

Основная практика спиритизма заключается в коллективных спиритических сеансах, целью которых является вызов духов умерших людей и общение с ними. Простота ритуала и эффектность результата принесли спиритическим сеансам большую популярность среди молодёжи, интересующейся непознанным. Однако спиритический сеанс не так прост, как об этом обычно рассказывают "знающие люди".


Как правило, спиритические сеансы (их еще называют столоверчением ) проходят ночью в помещении, где нет икон, т.к. считается, что время наибольшей активности духов - от полуночи до 4 часов утра. Спиритический сеанс обычно проводят несколько человек, один из которых является ведущим (обладающим медиумическими способностями). Взявшись за руки, люди образуют магический круг, концентрируя в нем энергию, необходимую для духа тонкого мира. Для общения с духами используется круглый стол, спиритическая доска (доска Уиджа) и фарфоровое или фаянсовое блюдце без сколов и иных изъянов. Далее собравшиеся призывают сущности тонкого мира, называя его имя, и произносят: «Дух, приди!». Блюдечко со стрелкой ездит и указывает на буквы, из которых слагается текст.


Спиритический круг

Духи проявляют себя передвижением предметов, голосом, стуком или даже проявляются в виде призраков. Практикующие спиритизм медиумы во многом расходятся друг с другом во мнении относительно природы вызываемых духов. Во всяком случае, их осведомлённость о подробностях жизни тех, за кого они себя выдают, оставляет желать лучшего. Духи на сеансах отличаются капризностью, чёрным юмором и непостоянством в ответах. Установлено, что дух лучше всего отвечает на те вопросы, ответы на которые известны хотя бы одному из участников спиритического сеанса. Ни одного доселе неизвестного факта о жизни великих людей духи ещё не сообщили. С точки зрения классической эзотерики, спириты общаются не с душами умерших людей, а с лярвами и другими сущностями - обитателями нижнего астрала. Соответственно, вся информация, доступная им, это информация, которой владеют участники спиритического сеанса. Силу для демонстрации своих способностей духи черпают у медиумов. Именно поэтому медиум тратит за сеанс большое количество личной энергии. Частые практики подобного рода причиняют серьёзный вред как физическому, так и психическому здоровью.

Приведем рассказ из книги Архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» о том, как он сам, еще учась во ВГИКе, участвавал в спиритическом сеансе.

«Историю зарубежного искусства у нас преподавала Паола Дмитриевна Волкова. Читала она очень интересно, но по каким-то причинам, возможно потому, что сама была человеком ищущим, рассказывала нам многое о своих личных духовных и мистических экспериментах. Например, лекцию или две она посвятила древней китайской книге гаданий «И-Цзин». Паола даже приносила в аудиторию сандаловые и бамбуковые палочки и учила нас пользоваться ими, чтобы заглянуть в будущее.

Одно из занятий касалось известных лишь узким специалистам многолетних исследований по спиритизму великих русских ученых Д. И. Менделеева и В. И. Вернадского. И хотя Паола честно предупредила, что увлечение подобного рода опытами чревато самыми непредсказуемыми последствиями, мы со всей юношеской любознательностью устремились в эти таинственные, захватывающие сферы.

Не буду углубляться в описание технических приемов, которые мы вычитали в ученых трактатах Менделеева и узнали от сотрудников музея Вернадского в Москве. Применив некоторые из них на опыте, мы обнаружили, что можем установить особую связь с какими-то непостижимыми для нас, но совершенно реальными существами. Эти новые таинственные знакомцы, с которыми мы принялись вести долгие ночные беседы, представлялись по-разному. То Наполеоном, то Сократом, то недавно умершей бабушкой одного из наших приятелей. Эти персонажи рассказывали порой необычайно интересные вещи. И, к нашему безмерному удивлению, знали подноготную каждого из присутствующих. Например, мы могли полюбопытствовать, с кем это тайком гуляет до поздней ночи наш однокашник, будущий известный режиссер Александр Рогожкин?

И немедля получали ответ: «С второкурсницей Катей». Саша вспыхивал, сердился, и было совершенно ясно, что ответ попал в самую точку.
Но случались «откровения» еще более поразительные. Однажды в перерыве между лекциями один из моих приятелей, особенно увлекавшийся этими опытами, с красными от бессонных ночей глазами кидался то к одному, то к другому однокашнику и страшным шепотом выспрашивал, кто такой Михаил Горбачев. Я, как и остальные, ничего не слышал о человеке с такой фамилией. Приятель объяснил: «Сегодня ночью мы спросили у „Сталина", кто будет править нашей страной. Он ответил, что какой-то Горбачев. Что за тип, надо выяснить!»

Через три месяца мы были огорошены известием, на которое раньше не обратили бы никакого внимания: кандидатом в члены Политбюро избран Михаил Сергеевич Горбачев, бывший первый секретарь Ставропольского крайкома партии.

Но чем дальше мы увлекались этими захватывающими экспериментами, тем яснее ощущали, что с нами происходит нечто тревожное и странное. Без всяких причин нас все больше охватывали безотчетная тоска и мрачная безысходность. Все валилось из рук. Неумолимое отчаяние овладевало нами. Это состояние нарастало из месяца в месяц, пока наконец мы не стали догадываться, что оно как-то связано с нашими ночными «собеседниками». К тому же из Библии, которую я так и не вернул баптисту, вдруг выяснилось, что подобные занятия не только не одобряются, но, как там написано, прокляты Богом.

Но все же мы еще не осознавали, что столкнулись с беспощадными и до неправдоподобия зловещими силами, вторгшимися в нашу веселую, беззаботную жизнь, от которых никто из нас не имел никакой защиты.
Как-то я остался ночевать у друзей в общежитии. Мой сокурсник Иван Лощилин и студент с режиссерского курса Саша Ольков уселись за свои мистические опыты. К тому времени мы уже несколько раз давали зарок бросить все это, но ничего не могли с собой поделать: общение с загадочными сферами влекло к себе как наркотик.

На сей раз мои друзья возобновили прерванную накануне беседу с «духом Гоголя». Этот персонаж вещал всегда исключительно образно, языком начала XIX века. Но сегодня он почему-то не отвечал на наши вопросы. Он жаловался. Стенал, сетовал, разрывая сердце. Рассказывал, как ему невыносимо тяжело. И главное, просил о помощи.

— Но что с вами происходит? — недоумевали мои друзья.

— Помогите мне! Ужас, ужас!.. — заклинало загадочное существо. — О, как нестерпимо тяжело! Умоляю вас, помогите!

Все мы искренне любили Николая Васильевича Гоголя и так же искренне думали, что беседуем именно с ним.

— Но что мы можем для вас сделать? — спрашивали мы, от всего сердца желая помочь столь любимому нами писателю.

— Помогите! Прошу, не оставляйте! Страшный пламень, сера, страдания… О, это нестерпимо, помогите…

— Но как? Как мы можем вам помочь?!

— Вы и правда хотите меня спасти? Вы готовы?

— Да, да, готовы! — горячо отозвались мы. — Но что мы должны сделать? Ведь вы в другом мире.

Дух помедлил и осторожно ответил:

— Добрые юноши! Если вы и вправду готовы сжалиться над страдальцем…

— Конечно! Скажите только — как?

— О, если так!.. Тогда я… Тогда я бы дал вам… яду…

Когда до нас дошел смысл этих слов, мы окаменели. А подняв глаза друг на друга, даже при тусклом пламени свечного огарка, увидели, что наши лица стали белы как мел. Опрокинув стулья, мы опрометью вылетели из комнаты.

Придя в себя, я сказал:

— Все правильно. Чтобы помочь ему, нам надо вначале стать такими же, как он. То есть… умереть!

— И мне все понятно, — стуча зубами от ужаса, проговорил Саша Ольков.

— Он хочет, чтобы мы… совершили самоубийство.

— Я даже думаю, что вернусь сейчас в комнату и увижу на столе какую-нибудь таблетку, — добавил зеленый от страха Иван Лощилин. — И пойму, что мне ее обязательно надо проглотить. Или захочется броситься из окна… Они будут заставлять нас сделать это.

Мы не могли уснуть всю ночь, а наутро отправились в соседний храм Тихвинской иконы Божией Матери. Больше мы не знали, где просить совета и помощи.

Спаситель… Это имя от частого употребления порой теряет даже для христиан изначальный смысл. Но теперь это было для нас самое желанное и самое важное — Спаситель. Мы поняли, как ни фантастически это звучит, что на нас объявили охоту могущественные неведомые нам силы и избавить от их порабощения может разве только Бог.

Мы боялись, что в церкви нас поднимут на смех с нашими «гоголями», но молодой священник, отец Владимир Чувикин, совершенно серьезно подтвердил все худшие опасения. Он объяснил, что мы общались, конечно же, не с Гоголем и не с Сократом, а с самыми настоящими бесами, демонами. Признаюсь, это прозвучало для нас дико. Но в то же время мы ни секунды не сомневались, что услышали правду.

Священник твердо сказал: подобные мистические занятия — тяжкий грех. Он настоятельно посоветовал тем из нас, кто не был крещен, не откладывая, подготовиться к таинству и креститься. А остальным прийти к исповеди и причастию.»

Об опасности спиритических сеансов

Спиритические сеансы очень опасны. Под видом вызываемых «духов», всегда (!) являются демоны (участие злых духов в спиритических сеансах признавали даже сторонники спиритизма, такие ученые, как Фехнер, Перги, Бутлеров и др.) А такое общение крайне пагубно для человека. В лучшем случае будет потеря энергии, в худшем — одержание и сумасшествие. Это вовсе не ясновидение, и не духовное зрение, и не имеет никакого отношения к третьему глазу. Информация, получаемая от духов — весьма относительная и зачастую ложная. Хотя эти злые существа могут рассказать прошлое и настоящее, они не в силах делать что-то большее, кроме как предугадывать будущее. Эти догадки зачастую представлены так искусно, что способны удовлетворить спрашивающего и при этом показаться правдоподобными, даже если результат противоречит ожиданиям.

Наивные люди обычно полагают, что тёмные силы всегда грубы и преступны в своих действиях и намерениях. Это пагубное заблуждение. Так действуют лишь тёмные силы малых степеней. Гораздо опаснее те, кто приходят под личиною Света и с нашими формулами на устах. Тёмные всегда действуют по сознанию своих жертв, и действуют они часто очень тонко и изобретательно, играя на самолюбии и слабых струнках своих жертв.

Говорят, что все спириты проповедуют нравственность, и это, конечно, не может ни в коем случае повредить. Надо учитывать, что диавол никогда прямо не предлагает людям согрешить. Он знает, что человек не пойдет на это, поэтому сначала увлекает его якобы невинными мыслями, предлагает то, от чего грешник не откажется, даже доброе, лишь бы только усыпить неопытного. Когда человек доверится ему, диавол делает, что хочет, и притом нагло смеется над ним. Так поступает он и в спиритизме.

По свидетельству очевидцев, если в спиритическом сеансе принимают участие религиозные люди, духи сначала кажутся очень осторожными при всяком упоминании ими Библии, иногда советуют этим людям больше читать Библию, больше молиться и т.д. Но все это делается с тем, чтобы устранить подозрения и страхи и больше подчинить их своему влиянию. Постепенно такие наставления становятся реже, и ученику дают понять, что Библия хороша только для несведущего мира; для тех же, кто имеет прямое общение с духами, Библия бесполезна, и даже хуже - она создает препятствие. У одного известного писателя есть хорошее высказывание о спиритизме: «Система, которая начинается с легких, невинных, незначительных и несерьезных поступков и общения, но заканчивается тем, что ее последователи отрицают "Господа, искупившего их", и отвергают Божье Слово, живое и пребывающее вовек.»

Занимающиеся спиритическими контактами нередко попадают в полную зависимость от духов : они постепенно теряют способность трезво оценивать полученную информацию, начинают безгранично ей верить, безоговорочно выполнять все команды и указания. Иногда это заканчивается трагедиями: убийствами, самоубийствами, смертями в заранее предопределенные духом даты.

Известный знаток спиритизма В.П. Быков, сам бывший спирит, свидетельствует, что ему известно множество случаев самоубийства медиумов. Известно также, что знаменитые медиумы были самыми несчастными людьми... В 1991 году в прессе широко освещался следующий случай: четверо школьников в возрасте от 14 до 16 лет убили свою одноклассницу. Они привели ее на берег реки, связали, нанесли смертельные ранения и собрали вытекшую кровь. Потом кровь выпили, а тело убитой спрятали. Скоро преступников нашли. На следствии выяснилось, что они долгое время практиковали спиритические сеансы: беседовали с духами, задавали вопросы, получали ответы, все больше увлекаясь и незаметно для себя попадая в полную зависимость от контрагента. Через некоторое время им на сеансе явился «мужчина в черном», приказавший убить православную девочку и выпить ее кровь. Ослушаться жуткого приказа они уже были не в состоянии...

Отношение Церкви к спиритизму

Христианская церковь относится к спиритизму как к тяжкому греху : каждый, кто будет практиковать спиритизм или гадание, попадёт в ад. Само занятие спиритизмом может привести человека к одержимости бесами. Наиболее страшным является то, что человек думает, что обращается к душам умерших, а на самом деле общается с бесами, которые могут явиться человеку в различных образах, в том числе и человеческих.

В Библии существует немало упоминаний и предостережений на эту тему.

То, что мы теперь называем спиритизмом, входило в религиозный культ язычества и строго запрещалось в еврейском народе под страхом смертной казни. Вот что говорит Священное Писание: «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее... Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Лев. 20:6,27).

Всем известен рассказ Первой книги Царств о том, как аэндорская волшебница вызывала тень пророка Самуила для Саула (1 Царств. 28:7-19). Саул тогда обратился к волшебнице, когда увидел, что Бог оставил его. Очевидно, только отчаяние побудило его к этому, и сам он сознавал, что тяжко согрешает. В книгах Моисея Сам Бог не раз свидетельствует, что племена хананейские были осуждены Им на истребление также и за вызывание мертвых, причем это занятие называется «мерзостью».

То, что спиритизм имеет демоническое происхождение, несомненно. Святитель Феофан Затворник пишет: «Спиритизм - прямо бесовщина, ничем не покрытая. Тут осязательная нечистая сила. Кто тут действует, можно судить по явлениям. Да они и сами не скрывают, что суть бесы».

Преподобный Амвросий Оптинский писал о спиритизме: «Спиритизм есть не что иное, как прелесть вражеская. Это учение есть общение людей с духами, но, разумеется, с духами не света, а с духами тьмы...»

И это мнение, что не души умерших говорят через медиумов, а духи нечистые, вполне согласуется с учением древних отцов Церкви. Во времена святителя Иоанна Златоуста, как и во времена апостольские (см.: Деян. 16:16-18), медиумами являлись бесноватые, которые говорили от имени умерших. «Что значит, - спрашивает Златоуст, - что демоны говорят: я - душа такого-то монаха?.. Это есть хитрость и обман диавола. По-моему, не душа кого-либо умершего вопиет, но демон, скрывающийся под этим для обольщения слушателей... Невозможно здесь блуждать душе, уже отделившейся от тела...»

Заключение

Спиритизм притягателен для человека, т.к. дает возможность почувствовать себя причастным к иному миру. Мода на столоверчение в конце XIX века была связана скорее с психологией: медиум, вызывавший якобы душу умершего, помогал пережить горечь утраты, удовлетворял тщеславие и любопытство (кому не хотелось бы побеседовать с Пушкиным?). Человек не мог устоять перед соблазном войти в мистический мир с «черного хода». Христианство предлагает верующему путь смирения, предостерегает его от «прелести», спиритизм же, напротив, широко открывает перед человеком двери в загробный мир, делает его собеседником духов, вопрос только - каких? Спиритизм не требует от своих последователей ни нравственной жизни, ни соблюдения заповедей Божьих — живи, как живешь, делай все, что тебе нравится, все равно ты бессмертен! Очень привлекательная идея для многих! Кроме того, своей популярностью спиритизм обязан явными чудесами, которые ни одна наука объяснить не может, как не может и отрицать их.

В явлениях спиритизма мы имеем дело с опытнейшим врагом, не гнушающимся никакими средствами для достижения своей цели. Имя ему - диавол, а цель его - обольстить человека через лесть, обман, подлог, мнимые доброту и святость, отдалить его от Бога и Его Святой Церкви, подчинить своей злой воле и погубить в вечности его бессмертную душу.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Используемая литература:
1.Архиепископ Никон (Рождественский). Что такое спиритизм // Троицкий листок № 94, 1915
2. А. А. Опарин. Спиритизм
3. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. Понятие и история спиритизма