Нравственный облик служителей культа. Большая энциклопедия нефти и газа

Спиритуалистические системы в разных племенных культурах основаны на признании внемировых реальностей, в которых жрец, священник или шаман ищет потерянные души живых, вступает в общение с разными тотемными духами и духами мертвых; в отношении этих реальностей он совершает разнообразные сверхъестественные действия. Шаманизм имеет много общего с западным медиумизмом и сеансами.

Термин "шаманизм" происходит от тунгусского saman и в узком смысле применяется к реальностям обществ Сибири и Центральной Азии; обычно его применяют и к сходным практикам во всем незападном мире. Находки археологов свидетельствуют, что шаманские техники существуют не менее 20 000 лет.

Традиционно человек - обычно мужчина - становится шаманом по наследству или, будучи выбран "сверхъестественными силами". Об их выборе может говорить постигшая его серьезная болезнь, из которой посвященный должен выбраться собственными силами. Во время болезни он учится тому, как выходить в необычные реальности, где он встречает духов и души мертвых, которые помогут ему в его магически-духовной работе. В некоторых культурах шаманы осознают свое призвание во время поисков прозрения, бдений в пустыне, которые представляют собой попытку выведать свою судьбу у сверхъестественных сил.

После уяснения своего призвания шаман проходит жесткий тренинг под руководством старшего шамана. Он проходит инициацию в ритуале символического расчленения, смерти и воскресения; в некоторых случаях деревенские жители воспринимают его буквально как призрака.

Духи, помогающие шаману, имеют много форм, включая животных, птиц, насекомых, рыб, растения или духов умерших. Каждый дух выполняет специальную функцию и помогает шаману выполнять его обязанности. Шаманы также могут иметь духа-хранителя. Будучи призваны к исполнению своих функций, - а это главным образом лечение и гадание, - шаманы входят в неординарную реальность посредством использования таких техник, как бой в барабан, трещотки, монотонные песнопения, танцы, посты, сексуальное воздержание, потогонные ванны, пристальное вглядывание в огонь, концентрация на воображаемом или изоляция в темноте. В некоторых обществах применяются психоделические средства.

Войдя в состояние транса, шаман приобретает дар ясновидения и умение видеть духов и души, а также медиумическую способность общения с этими реальностями. Он может восходить на небеса и выступать посредником перед богами или же нисходить в преисподнюю, в земли мертвых, где обретаются потерянные души. Считается, что похищение или потеря душ живущих являются причинами многих болезней. Исцеление может принести только возвращение душ. Другим лечебным средством является "вытягивание" расстройства или болезни с помощью духов шамана.


Шаманы, как и некоторые медиумы, используют трюки, требующие ловкости рук, особенно при изгнании болезней. Они используют предметы, например, камни или куски кости, которые объявляют причиной болезни, а потом зажимают их в руке, дабы принудить их к "магическому" исчезновению. Некоторые шаманы утверждают, что ловкость рук не имеет ничего общего с настоящим исцелением, но нужна лишь для того, чтобы доставить пациенту и очевидцам "свидетельство" излечения. Подобно западным медиумам, многие шаманы демонстрируют свои способности на сеансах, которые проходят в затемненных местах, например в палатках. Иногда их связывают по рукам и ногам, чтобы не допустить трюкачества. Сеансы сопровождаются пением. Явления духов дают знать о себе духовными голосами, стуками и другими шумами, всплесками полтергейстов, раскачиванием тента, движением предметов, которых никто не касается, парением предметов. Шаман без всякого ущерба для себя берет руками горячие угли, говорит на разных языках (глоссолалия) и вызывает вой животных ("голос" духовных помощников).

Что касается помощи шаманам со стороны духовных помощников, то их роль аналогична функциям "хозяев" западных медиумов; однако они гораздо более деспотичны и оказывают гораздо более сильное воздействие на подконтрольное им человеческое существо. Духовные помощники диктуют шаману, как он должен одеваться и жить и что он будет делать. Традиционно считается, что если человек будет пренебрегать их инструкциями, то союз с ним сделает их несчастными и они могут убить его.

Еще одной чертой сходства между шаманскими и западными сеансами является вера в то, что дестабилизация состояния шамана или медиума до окончания сеанса - например, путем включения света или вмешательства в общение с духами - угрожает его жизни.

Существуют и различия. Некоторые шаманы во время сеанса не впадают в состояние транса. В целом сеанс энергетически обогащает и стимулирует шамана, тогда как западного медиума - обычно истощает. Прежде чем стать шаманом, человек чаще всего должен пройти долгий и болезненный путь, что является скорее исключением для медиума. Шаманы отчуждены от повседневной жизни своих общин и рассматриваются как часть другого мира. Некоторые мужчины-шаманы даже духовно изменяют свой пол и берут себе в жены мужчин; они имеют также "сверхъестественных мужей" в потусторонней реальности. Западные медиумы продолжают вести обычную жизнь.

Западные ученые, которые исследовали феномен шаманизма, пытались разъяснить его отношение к западному медиумизму. Согласно одной теории, шаманов и медиумов связывает существенная общность, восходящая к более примитивной фазе существования человечества.

Шаманизм

Вероятно, самая древняя система целительства в мире. Шаманизм особенно широко распространен в племенных культурах, которые, развиваясь на значительных удалениях друг от друга, создали системы поверий, поразительно схожие между собой. Шаманом называется человек, который, погружаясь в особое исступленное состояние сознания, обретает способность общаться с оберегающими и помогающими духами и черпать из потусторонних источников значительную силу. Главной целью шаманизма является лечение тела и рассудка. Его используют также для гадания и для обеспечения хорошей охоты и процветания племени или деревни.

Шаманизм представляет собой сложное явление, и его часто ошибочно приравнивают к магии, волшебству и колдовству. Способность впадать в экстатический транс, связываться с духами, исцелять или предсказывать будущее еще не делает человека шаманом.

Данные археологии и этнографии свидетельствуют, что шаманизм существует уже от 20 до 30 тысяч лет. Не исключено, что на самом деле он еще старше и появился на свет одновременно с человечеством. Следы шаманизма обнаружены во всем мире, включая очень удаленные части обеих Америк, Сибирь, Азию, Австралию, северную Европу и Африку. В соответствии с некоторыми современными теориями определенные формы шаманизма, составившие основу европейского волшебства и колдовства, практиковали кельты и друиды.

Системы шаманизма весьма разнообразны, но все они связаны некоторыми общими чертами. Шаман должен одинаково комфортабельно чувствовать себя в двух реальностях: обычной, повседневной реальности или пробуждающемся мире и в необычной реальности, связанной с сознанием шамана. Проникнуть в необычную реальность можно в состоянии транса, изменяющемся от легкого забытья до глубокой комы. Это состояние позволяет шаману видеть и делать то, что в обычной реальности невозможно. Погрузившись в транс, шаман отправляется в нижний мир, проскальзывая в нору или отверстие в земле. В нижнем мире он узнает причину заболевания пациента и способ его излечения, общается со своими потусторонними хранителями и помощниками. Он может перевоплощаться в этих духов и летать по воздуху. Он делает все необходимое для излечения и может заглянуть в будущее. Когда работа закончена, он проникает из нижнего мира обратно в обычную реальность. Говорят, что шаманы могут также подниматься на небо в призрачных лодках и сидеть верхом на духах лошадей, принесенных в жертву. Для шамана необычная реальность так же вещественна, как и обычная реальность. Предметы, которые он видит, не являются галлюцинациями, они просто внешние по отношению к нашему миру. Проникновение в эту реальность сознания шамана происходит при помощи барабанного боя, трещеток и танцев, а также, в некоторых сообществах, с помощью галлюциногенов.

Шаманами обычно становятся мужчины, хотя и женщины также могут это, и некоторые из них достигают огромного могущества. В некоторых культурах выбор шамана возлагается на духов. Предполагаемый шаман узнает о своем избрании по некоему овеществленному знаку, например, серьезной болезни, от которой он едва не умирает, но излечивается благодаря своей силе. В других культурах человека, обладающего задатками шамана, выделяют в ранней молодости, обучают, а затем проводят через обряд посвящения.

Источником силы шамана становится его дух-хранитель. Его называют также "животным силы", "духом-опекуном" , "животным-тотемом" или "домовым". Обычно шаман бдит ночью на открытом воздухе, ожидая духа-хранителя. Дух-хранитель появляется, как правило, в виде животного, птицы, рыбы или пресмыкающегося, но может принять и образ человека. Встреча с ним и благодетельна, и благотворна, она открывает шаману доступ к любому могуществу. Шаман призывает духа в свое тело, и он предохраняет его от болезней и враждебных сил из нижнего мира. Через несколько лет духа-хранителя можно поменять, если в этом возникнет необходимость.

После обретения духа-хранителя можно заняться исцелением и прорицанием. Техника исцеления различна. Шаман может собрать духов-помощников, которые являются и причиной болезни, и средством от нее. Они воплощаются в растения, насекомых, червей и прочую мелкоту. В трансе шаман видит причину болезни, после этого он кладет один из предметов в заднюю часть ротовой полости, а другой - в переднюю. Затем он начинает высасывать болезнь из тела пациента. Энергия, вызвавшая болезнь, поглощается духами-помощниками, находящимися во рту шамана и защищающими его от проникновения болезни внутрь его собственного тела. Дух, помещенный глубже, выполняет роль страховки на случай, если первый дух пропустит болезнь.

В других случаях шаман спускается в нижний мир, в царство мертвых, чтобы вернуть душу пациента или найти его духа-хранителя. Иногда шаман изгоняет духов, вызвавших болезнь, при помощи процедуры, напоминающей спиритический сеанс, или уговаривает их покинуть пациента мольбами и лестью.

На западе интерес к шаманизму обострился после выхода в 1951 году серьезной книги Мирче Элиаде "Ша-манизм". С тех пор написано большое количество работ по шаманским системам и использованию галлюциногенов и наркотиков (примечание: они используются не во всех шаманских системах). С 70-х годов нашего века некоторые неоязыческие ведьмы и неоязычники смешали свои религиозные и магические церемонии с шаманскими ритуалами. Одной из первых поступила так неоязыческая Церковь Семи Стрел в городе Уитридж, Колорадо, основанная в 1975 году как церковная конгрегация общей жизни с шаманскими традициями. Церковь Всех Миров в Укайе, в Калифорнии, разработала собственные методы перехода в трансцендентные реальности, используя бой барабанов, песнопения и танцы, пост, воззвания и общение с тотемами.

Пророчество – это предсказание будущих событий через человеческого посланника (пророка), посредством Божественного вдохновения.

Целью библейских пророчеств было больше, чем предсказание какого-либо события, она заключается в том, чтобы объявить Божественное решение, руководство, суд или милосердие. Учения библейских пророков, также как и их пророчества, считаются священными. Пророк не может объявлять ложь и истину одновременно, так как, если Бог вдохновляет его пророчества, то Он вдохновляет и его учение. К известным пророкам Библии относятся: Моисей, Илия, Исаия, Павел и многие другие.

Чаще всего о том, что религия – основа морали, говорят служители культа. Им, конечно, как людям заинтересованным, виднее. Их не волнует то, что до господства их культа мораль в обществе была. Более того, она имеет место даже у «духовных» конкурентов.

Да и одно дело – провозглашать некоторые «истины». Другое – следовать им. Если мы говорим о служителях культа, - особенно христианского, - то назвать их высокоморальными вряд ли возможно. Служитель культа, как правило, стремился к личному обогащению, что просто очевидно, если посмотреть на их деятельность в истории.

Но деятельность, естественно, не ограничивается только личным обогащением. У религии конкретная цель – обслуживание интересов государства, обоснование нынешнего порядка. Пускай даже общество самое несправедливое – религия всегда укажет народу, что всякая власть от бога, даже такая, которую терпеть нет сил. И естественно, что в таких условиях служителям культа как раз терпеть не приходится.

Да, действительно, так было не всегда. Христианство формировалось в жестких условиях, когда основная задача даже заключалась не в том, чтобы господствовать над обществом, а хотя бы в том, чтобы секту не преследовали власти.

Именно в таких условиях зародилась христианская этика, которая получила широкое распространение среди масс, особенно среди рабов и представителей захваченных народов, а затем еще шире. Христианство удивительным образом впитало в себя иудаизм, язычество и греческую философию. В случае необходимости религиозный культ подстраивался под конкретные условия.

Таким образом, христианский культ в известном смысле стал универсальным, это была та самая «духовная скрепа», которая отвечала интересам Рима. Дело в том, что еще до появления христианства в Риме возникла необходимость централизации и унификации. Власти действительно пытались создавать пантеоны с богами, насилием пытались показать верный путь тем же рабам и чужеземцам.

Кризис в Римской империи, многочисленные восстания в целом продвигали христианство. Все больше людей объединял христианский культ. Не нужно думать, что речь шла о «мирном» культе. Там были секты, которые физически уничтожали тех, кто не верит в «единого бога». Были бунтовщики, которые представляли реальную угрозу власти.

Как же можно было это дело обуздать? Только возглавить. Римские власти довольно-таки быстро нашли общий язык с христианскими епископами (которые отвечали за средства общины). Со временем христианство было признано, затем стало государственным культом, после чего стали уничтожать иноверцев.

В самом процессе активно участвовали власти. В частности, сам христианский культ был «скорректирован». Власти настаивали на том, чтобы христианский культ был един, чтобы в него включались определенные догмы, а отдельные куски просто отбрасывались как «еретические». Большая часть христианских текстов (апокрифы) не были признаны. Только малая часть, да еще и исправленная в интересах власть имущих, стала официальной.

В таких условиях все стало просто: служитель культа – служитель власть. Фактически такой человек становится частью элиты, его роль на самом деле недооценивать не стоит. И тут проблема такая: христианство действительно было народной религией, поскольку подстраивалось под интересы угнетенных масс. Частично данное положение было сохранено даже тогда, когда культ был изменен. Это было нужно для того, чтобы массы не отвернулись от него.

Как можно понять, изменилось практически все, ведь теперь христианство было государственной религией, а не гонимой сектой рабов. И результат вполне закономерен:

«Таким образом, новое общественное положение только содействовало тому, чтобы философские основы христианства и его этики укреплялись. Но, с другой стороны, благодаря этому новому положению, в общество проник элемент жизнерадостности и самоуверенности, который быль утерян им в эпоху зарождения христианства. И самому христианскому духовенству - по крайней мере, большинству его членов - мир не представлялся уже более юдолью скорби; и оно преисполнилось некоторой жизнерадостностью, весёлым эпикурейством и притом огрубелым, которое не имело ничего общего с первоначальным эпикурейством античной философии. Несмотря на это, духовенство должно было крепко держаться за христианскую этику, и держаться за неё не как за выражение своего собственного нравственного самочувствия, а как за средство сохранить своё господство над народом» (Карл Каутский. Этика и материалистическое понимание истории).

Первые христианские общины зачастую провозглашали принцип социального равенства. Они на самом деле были не против того, чтобы уничтожить власть. А после договора, естественно, священнослужители уже говорили о том, что «все будет» в загробной жизни, а выступление против власти – вечное проклятие, поскольку любая власть от бога.

Нравы христианских владык – отдельный разговор. Например, не прошло и нескольких десятилетий после того, как христианство стало официальной религией Рима, аскет Иероним писал монахине Марцелле (своей ученице) о нравах священников, с которыми он был знаком не понаслышке:

«Раскройте Апокалипсис - и вы увидите, что апостол предсказал царство этой блудницы в багряной одежде, у которой на лбу печать святотатства. Поглядите на конец этого великолепного города, в нем воистину пребывала святая церковь, хранившая лавры апостолов и мучеников, где исповедовали Иисуса Христа и апостольское учение, но высокомерие, заносчивость его главы отвратили верных от истинного благочестия».

«Когда я пришел в этот римский Вавилон, один из придворных старой блудницы в багрянице заставлял меня принять догмы ее, которые являются сплошными заблуждениями. И тогда я написал свой труд, посвятив его самому папе. Я оставил этот проклятый город и вернулся в Иерусалим, покинул эти гнусные места, кишащие кабанами Ромула, бежал от этих бесчестных людей; я предпочитаю им обитель Марии, пещеру младенца Иисуса…».

А нравы священнослужителей описывал английский король Эдгар в X веке:

“В Риме можно увидеть только оргии, распутство, чревоугодие и блуд. Дома священников превратились в дома позора, в притоны блудниц и содомитов. Днем и ночью там пляшут и играют. Песни во славу Бахуса, сладострастные танцы и оргии Мессалины заменили им обедни и молитвы" .

Вряд ли можно сказать, что эти люди так уж сильно стремились привить народу нравственность, как это пытаются представить сегодня. Тут уж скорее они сами были образчиками безнравственности, но прикрывались при этом христианской этикой. Т. е. могли утром проповедовать «учение христово» о смирении, любви к врагам (а могли найти нужные цитаты, которые бы оправдывали любую гнусность), а вечером сжигать еретиков, устраивать оргии в церкви.

К преступлениям церковь относилась особо. Конечно, если речь шла об осуждении священнослужителей, то тем более. У церкви был свой суд, и только на этом суде можно было решить судьбу священнослужителей. Именно там придумывали различные законы, ограничивающие светский суд. Например, если бы епископ убил человека, то для того, чтобы его осудить, нужно было несколько сотен свидетелей. Один свидетель или даже несколько никак не могли своими показаниями добиться осуждения лица высокого сана.

При папе Клименте VI (XIVвек) появилась возможность «откупиться» практически от любых преступлений (булла Unigenitus Dei filius). Деньги, естественно, шли церкви. Какие грехи могла «отпустить» церковь:

Изнасилование священником девушки - 2 ливра 8 су.
- Прелюбодеяние священника с родственницами - 67 ливров 12 су.
- Грех монахини с несколькими мужчинами - 131 ливр 15 су.
- Разрешение священнику жить с родственницами - 76 ливров 1 су.
- Грабеж, кража и поджог - 131 ливр 7 су.
- Простое (убийство простолюдина – прим. kritix) убийство - 15 ливров 4 су.
- Избиение жены мужем - 3 ливра 4 су.
- Убийство жены - 17 ливров 15 су. С сообщников мужа взимается по 2 ливра.
- Убийство епископа - 131 ливр 14 су.
- Убийство нескольких священников: за первого - 137 ливров 6 су, за
каждого следующего - половина цены.
- Еретик, вернувшийся в церковь - 269 ливров.
- Освобождение священника от уплаты своих долгов - 17 ливров 3 су.

Не нужно только думать, что это было доступно для всех, скорее только для элиты, в том числе для служителей культа. Если речь о XIV веке, то за 1 ливр в ту пору во Франции можно было снять этаж дома со всем обслуживанием на полгода. Купить двухэтажный старый дом стоило примерно 7-10 ливров, новый – 25-30, замок – 45 тысяч ливров. Ясно, что крестьянам откупиться не получится.

Впрочем, со временем это потеряло актуальность. Дело в том, что церкви было всегда мало власти и богатства, и в итоге она стала не просто большим феодалом, но и попыталась активно вмешиваться в дела отдельных стран. Это закончилось, как известно, Авиньонским пленением пап. Примечательно, что конфликт заключался в том, что король Франции обложил духовенство налогом из-за войны. Естественно, против него выступил папа, заявляя, что это не поддержит христианский мир. Пришлось силой подтвердить, что светская власть гораздо важнее «духовной».

Конечно, после этого притязания не прекратились, но все-таки авторитет крупнейшей религиозной организации был поколеблен. Со временем церковь только теряла авторитет, вплоть до времен отделения церкви от государства. Так что сегодня все эти люди «смиренны», их деятельность ограничивают законы государства.

Но мораль они сохранили. Ватикан – крупнейший финансовый центр. Там есть банк, где находятся, в том числе акции крупных фирм. Церковь в целом сохранила свое лицо. То же в принципе можно сказать и о любой церкви, которая, как и всякая другая корпорация, стремится к обогащению и экспансии.

Чему эти люди могут научить общество, учитывая долгую историю? Да чему угодно на самом деле, если это будет выгодно. Церковь приспосабливается практически к любым условиям. И если вчера что-то было преступно, то сегодня это норма или даже «святой канон». Но важно заметить, что речь все-таки идет не о специфически церковной, или религиозной, морали, речь идет о нормах, которые устанавливает государство, а церковь только «освящает».

Церковник, церковнослужитель, из духовного звания, кутья с патокой, служитель церкви, духовного звания, духовное лицо, кутейник, долгогривый Словарь русских синонимов. служитель культа сущ., кол во синонимов: 9 долгогривый (1 … Словарь синонимов

СЛУЖИТЕЛЬ, я, муж. 1. Работник, слуга (в 1 знач.) (устар.). Нанять служителя. 2. Низший служащий в нек рых учреждениях. С. в музее. С. в зоопарке. 3. перен., чего. То же, что слуга (во 2 знач.) (высок.). С. науки. Служитель церкви лицо,… … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 9 долгогривый (18) духовного звания (9) духовное лицо … Словарь синонимов

СЛУЖИТЕЛЬ, служителя, муж. 1. Работник, слуга (устар.). Нужен мне работник: повар, конюх и плотник. «А где найти мне такого служителя не слишком дорогого?» Пушкин. 2. Низший служащий, швейцар, курьер в некоторых учреждениях (офиц. устар.).… … Толковый словарь Ушакова

служитель церкви - ▲ служащий церковь служители культа. священнослужитель лицо, возведенное в духовный сан и получившее право совершения религиозных обрядов. церковник. духовенство. духовник. пастырь. клир. причт служители храма. исповедник. расстрига. история:,… … Идеографический словарь русского языка

Я; м. 1. Низший служащий в некоторых учреждениях. Работать больничным служителем. Музейный с. 2. чего. Высок. Тот, кто служит чему л., трудится на благо чего л. С. науки. С. искусства. С. правосудия. Служители культа (о духовенстве). Служители… … Энциклопедический словарь

служитель - я; м. см. тж. служительница, служительский 1) Низший служащий в некоторых учреждениях. Работать больничным служителем. Музейный служи/тель. 2) чего высок. Тот, кто служит чему л., трудится на благо чего л … Словарь многих выражений

Служители культа. Церковная иерархия - Имена существительные АРХИЕРЕ/Й, архипа/стырь, высокопреосвяще/нство, иера/рх. Священнослужитель высшей (3 й) степени церковной иерархии. ДЬЯЧО/К, понома/рь, приче/тник, псало/мщик. Служитель православной церкви, в обязанности… … Словарь синонимов русского языка

НАСТАВНИК - служитель культа в беспоповском старообрядчестве. (см. Беспоповщина), избираемый верующими общины. На него возлагаются обязанности совершать таинства крещения и покаяния, а также отправлять духовную службу и требы. У беспоповцев брачников Н.… … Атеистический словарь

Церковник, служитель церкви (или культа), церковнослужитель, (из) духовного звания; (из) колокольного звания, личность колокольного происхождения, кутейник, кутья с патокой, долгогривый, жеребячья порода (устар. прост. ирон.) / собир.:… … Словарь синонимов

Кратко о статье: Они стоят за спинами воинов и возносят руки к небу, прося богов исцелить раненых и воскресить умерших. Они служат в храмах и проповедуют истину, а если они преданы злу - повелевают мертвыми и устраивают омерзительные ритуалы. Фигуры в рясах и балахонах - непременная черта многих фантастических произведений, и именно о них мы расскажем в этом номере «МФ».

ПО ВОЛЕ НЕБЕС

ЖРЕЦЫ, СВЯЩЕННИКИ, СЕКТАНТЫ

Великий комбинатор не любил ксендзов. В равной степени он отрицательно относился к раввинам, далай-ламам, попам, муэдзинам, шаманам и прочим служителям культа.

Я сам склонен к обману и шантажу, - говорил он, - сейчас, например, я занимаюсь выманиванием крупной суммы у одного упрямого гражданина. Но я не сопровождаю своих сомнительных действий ни песнопениями, ни ревом органа, ни глупыми заклинаниями на латинском или церковнославянском языке. И вообще я предпочитаю работать без ладана и астральных колокольчиков.

Илья Ильф, Евгений Петров. «Золотой теленок»

Достаточно произнести эти слова вслух, чтобы убедиться: «жрец», «жертва» и «жрать» определенно имеют одни и те же корни. Основываясь только на сходстве звучания, можно дать приблизительное определение жреца - это тот, кто возносит жертвы божеству и живет благодаря этой работе.

В земной истории жрецами чаще всего называют служителей языческий религий (политеистических - подразумевающих существование большого количества богов). Появление жрецов было бы невозможно без культа - четкого представления о том, каких действий каждый из богов желает от своей паствы. Функции жречества вовсе не ограничивались проповедями и общением с богами. Помимо отправления культа, в храмах хранили летописи, вели календарь, обучали грамоте. Жрецы ацтеков были даже по сегодняшним меркам неплохими хирургами - правда, знания анатомии они использовали для человеческих жертвоприношений.

А что в фантастике? Здесь, особенно в фэнтези, религии и их служители - это целый «культурный пласт», вскрытием которого мы сейчас и займемся.

...И тебя тоже вылечат

Авторы фэнтезийной литературы обычно находят свой образ жреца. Например, в «Песни льда и пламени» служители культа - септоны и септы, поклоняющиеся Семерым богам. Из книг Джорджа Мартина об этих персонажах известно немного, однако, по версии ролевой «Игры престолов», они могут помогать друзьям молитвами и благословлять тех, кто тоже верит в Семерых.

В отечественном фэнтези довольно часто священники представляются отрицательными или, в крайнем случае, глубоко противоречивыми персонажами. Особенно не любит церковников Ник Перумов (вспомним хотя бы отца Этлау из Эвиала). Интересную версию предложил Алексей Пехов: в романе «Под знаком мантикоры» обряд крещения необходим церкви для того, чтобы лишить паству магических способностей. На общем фоне сильно выделяется Владимир Аренев, придумавший для романа «Паломничество жонглера» полноценную религию Зверобогов со сложной системой культа и многоступенчатой иерархией жрецов.

Переворот в образе фэнтезийного жреца совершили «Подземелья и драконы » - первая ролевая игра, предлагавшая не следить за приключениями вымышленных героев, а самим погрузиться в фантастический мир. Уже в первых изданиях Dungeons & Dragons сформировался идеальный отряд искателей приключений: воин, волшебник, плут и жрец. У каждого были свои сильные и слабые стороны, однако считалось, что плечом к плечу эти четверо героев смогут пройти огонь, воду и медные трубы. Первая и основная функция жреца (или клерика, от английского cleric ) в такой партии - лечение. Изначально жрец был единственным классом, обладающим заклинаниями исцеления. В третьей редакции D&D жрецы утратили монополию на магическое врачевание, однако только им под силу воскресить погибшего товарища.

Согласно современным правилам D&D, магия делится на волшебную (arcane) и духовную (divine). Мастера первой - волшебники, второй - жрецы. Как правило, жрец получает мистическую силу от божества, которому поклоняется (впрочем, некоторые жрецы служат не божеству, а отвлеченным идеалам), и для этого должен проводить в молитвах не меньше часа каждые сутки. Список доступных жрецу заклинаний зависит и от уровня опыта персонажа, и от особенностей его небесного покровителя. Молясь, жрец решает, какими заклинаниями ему запастись на день грядущий. Впрочем, он всегда может вместо заготовленного заклинания сотворить лечение ран - в области медицины всем прочим классам все еще далеко до клерика. Жрецы злых богов лечить не умеют, зато аналогичным образом наносят раны . Другая сфера, в которой успешно работают жрецы - это отношения с нежитью. Служители добрых культов умеют изгонять и уничтожать восставших из могил, а злые клерики - управлять ими.

В каждом мире D&D, от классического Грейхока до еще малознакомого нам Эберрона, свой пантеон богов, заслуживающий отдельного исследования. Впрочем, некоторые общие черты у божеств D&D выделить можно. В пантеонах, как правило, присутствуют «общие» боги, выражающие абстрактные идеи вроде смерти, магии, природы, войны, - а также боги-покровители отдельных разумных рас. В 99 из 100 фэнтезийных миров религии языческие, более того, допускающие возможность для смертного стать полубогом или даже полноценным небожителем.

Модель жреца, предложенная создателями D&D, прижилась в фэнтезийных играх - как настольных, так и компьютерных. Сам по себе жрец - персонаж не наступательный, и один в поле не воин; играть им достаточно сложно, и потому куда чаще мы делаем своего компьютерного протеже магом, рыцарем, варваром или каком-либо другим «атакующим» классом. Роль жреца сильно возрастает в тех играх, где мы управляем отрядом героев (например, компьютерные игры по D&D), а также в многопользовательских онлайновых проектах. В последних зачастую жрецы даже не обязаны служить: например, в World of Warcraft мы видим клерика, который прекрасно умеет лечить, накладывать положительные эффекты и воскрешать, но не поклоняется никаким богам и не обязан тратить время на молитвы.

Таков канон жреца для игрового фэнтези. Здесь главная обязанность клерика - помогать своим соратникам, а религиозная составляющая уходит на второй план. Совершенно другими предстают служители культа в мистических и фантастических произведениях.

Ужас, летящий на крыльях ночи

В средневековье искренняя вера была нормальным положением вещей. Но научно-технический прогресс и многочисленные открытия привели к кризису мировых религий, и с конца 19 века в развитых странах махровым цветом распустились оккультизм и сектантство. Разумеется, столь значительное изменение общественного сознания не могло не отразиться в фантастике - прежде всего, в жанрах мистики и городского фэнтези.

Первопроходцем здесь был Говард Филлипс Лавкрафт . Он заявил, что совсем рядом с человечеством, только-только начавшим осваивать научно-технические костыли, дремлют древние, бессмертные и совершенно непостижимые сущности, ничуть не похожие ни на ветхозаветного Иегову, восседающего на облаке, ни на всепрощающего Иисуса. Недалек тот час, когда эти сущности проснутся и в слепом порыве не оставят камня на камне от всех людских достижений. Разумеется, даже у таких малоприятных богов есть служители - сектанты, или культисты, - которые терпеливо ждут, пока звезды придут в нужное положение, и надеются, что очнувшиеся после этого боги их вознаградят или хотя бы пощадят.

Если верить Лавкрафту, в наши дни на Земле особенно широко представлен культ Ктулху. Ему поклоняются самые разные люди во всех уголках планеты - от эскимосов до жителей Луизианских болот. Вместе с тем, культ Ктулху самый пассивный: сектанты живут ожиданием того момента, когда им надо будет открыть двери Р’лайха и впустить своего бога в этот мир. Время от времени они собираются и устраивают омерзительные ритуалы, в которых, судя по всему, участвуют не только люди.

Среди волшебников и чародеев особенно популярен Йог-Сотот. Лавкрафт не делает различия между волшебной и духовной магией: в его мире любое колдовство - проявление воли тех или иных богов. Служители Йог-Сотота получают возможность путешествовать во времени и пространстве, - а взамен открывают своему небожителю дорогу на Землю.

Покровитель людей творческих (и не только их) - Хастур, Тот-Кого-Нельзя-Называть. В обмен на сверхъестественные силы он лишает своих подопечных рассудка. Кроме того, бог оставляет за собой право когда угодно воплотиться в любом из своих служителей.

Другие почитаемые боги - Ньярлатотеп и Шуб-Ниггурат. Оба готовы поддержать поклонников как словом - заклинанием, так и делом - послав в помощь какую-нибудь неведому зверушку. Боги могут себе это позволить - в конце концов, жалкие смертные никогда не останутся в выигрыше. Редкий служитель лавкрафтовских богов умирает в постели от старости, окруженный скорбящими родственниками. Безумие и мучительная гибель - вот плата за сверхспособности.

Маяк веры

С течением времени религии могут принимать самые причудливые формы. Например, почти через сорок тысяч лет культ Бога-Императора будет сплавлен с космическими путешествиями, высокими технологиями и экстрасенсорикой. Речь идет, разумеется, о готической вселенной Warhammer 40000 .

Несмотря на далекое будущее, мир «Молота войны» далек от канонов научной фантастики. Правильнее будет определить его как космическое фэнтези - а это значит, что и здесь жрецы окажутся далеко не на последних ролях. В Империуме людей сосуществуют две основные религии: Церковь Императора Спасителя и Культ Машины - не говоря о великом множестве местных верований, от доисторических пережитков и еретических течений до открытого служения Хаосу.

Согласно истории Warhammer 40000, в 31 тысячелетии нашей эры Император, безымянный человек с Марса, объединил разрозненное человечество и дал решающую битву силам Хаоса. В последнем сражении Император пал от руки предателя, но не умер. Смертельно раненое тело поместили в Золотой Трон - герметичный саркофаг, оснащенный системой жизнеобеспечения. Чтобы насытить дух вечно живущего - или вечно умирающего - Императора, организовали систему жертвоприношений, в ходе которой у жертв-экстрасенсов вытягивали психическую энергию. Подпитываемый таким образом, Император поддерживал свет Астрономикана - маяка, который служит главным ориентиром для путешествий через подпространство.

Неудивительно, что после самопожертвования Императора по всему Империуму, как грибы после дождя, стали появляться обожествлявшие его культы. В конце концов, официальной стала считаться Церковь Императора Спасителя, также известная как Министорум. Во главе ее стоит Экклезиарх, входящий в число правящих Лордов Империума. Служители Императора Спасителя проповедуют по всей галактике, занимаются миссионерством, ведут споры о том, как следует отправлять культ. Но, несомненно, самое известное подразделение Министорума - Святая Инквизиция.

Инквизиторы «Молота войны» мало похожи на своих средневековых тезок: это не религиозные суды, а элитные воинские части. Твердая вера необходима им, чтобы сохранить разум при встрече со смертельными врагами человечества и не поддаться ереси. Инквизиция включает в себя три ордена: Ордо Ксенос противостоит угрозам со стороны нечеловеческих рас, Ордо Маллеус специализируется на борьбе с демонами Хаоса, Ордо Херетикус следит за чистотой веры как во всем Империуме, так и внутри Министорума. Инквизиторов боятся, а следовательно, уважают. Никто не откажет Инквизитору, требующему помощи, - даже если затем он казнит помощников, потому что те увидели много лишнего.

Культ Машины базируется на Марсе, хотя ему принадлежит множество планет-фабрик по всей Галактике. Адепты этой религии поклоняются Богу-Машине, хотя признают и руководящую роль Императора. На техножрецах держится вся наука и промышленность Империума: безостановочно работают заводы и лаборатории, непрерывным потоком поступают на вооружение новые изобретения и открытия. Технологии «Молота войны» - причудливый симбиоз кибернетики и магических ритуалов, генетики и священных песнопений, машинерии и волшебных снадобий. Во главе культа стоят Волхвы, отвечающие каждый за свою область исследований, и Генерал-фабрикатор Марса, который также является правящим Лордом Империума.

Совершенно отдельной строкой в религиозной картине 41 тысячелетия стоят космические десантники. В каждом из этих супер-воинов течет толика крови самого Императора, поэтому им сложно считать его божественным существом. В каждом отряде десантников есть свой духовный отец - капеллан. Отправляемые капелланами культы могут отличаться от подразделения к подразделению, но в одном они схожи: Император - величайший из людей, достойный бесконечного уважения и служения, но все-таки человек.

На службе у энергетического поля

Пару лет назад ходили слухи о том, что в результате очередной переписи джедаизм был признан официальной религией: якобы его указало в графе «вероисповедание» необходимое количество опрошенных. Но это у нас на Земле, а в далекой-далекой галактике джедаи вовсе не выглядят служителями культа. Хотя, если посмотреть непредвзято, у них есть сверхъестественный источник могущества - Сила, благодаря ей они умеют проделывать невероятные вещи, и даже главное здание Ордена называется Храмом.

Далеко не все джедаи носятся по Галактике в поисках подходящих мишеней для своих световых мечей. Владение мечом - неотъемлемая, но далеко не самая важная часть тренировки тех, кто служит Силе. Большинство идет по мирному пути, и если воинов-джедаев можно сравнить с паладинами, то «гражданских» - со жрецами.

Сфера деятельности джедайского «жречества» невероятно широка. Встречаются среди джедаев непревзойденные целители и профессиональные дипломаты, одаренные преподаватели и гениальные ученые. В состав Ордена джедаев входят три весьма специфических подразделения - медицинское, исследовательское и даже сельскохозяйственное. Можете представить себе Оби-Вана Кеноби копающимся на грядке? А ведь через это прошли все падаваны. Разумеется, приснопамятный приказ 66 не пережил ни один из «гражданских» джедаев, однако в Академии Люка Скайуокера «жрецы Силы» начали возрождаться.

Были, разумеется, в далекой-далекой галактике и «ереси». Ситхи (темные джедаи), несмотря на малочисленность, тоже не ограничивали свой круг занятий мечемахательством. Известно, что у них была сильно развита генетика, также называемая ситской алхимией. А канцлер Палпатин вообще пришел к вершинам власти, ни разу не активировав световой меч. Другой известный культ Силы - Ведьмы Датомира, исповедовавшие собственный, не светлый и не темный путь.

* * *

Точно так же, как бытие определяет сознание, облик фантастического жреца напрямую зависит от цели, поставленной его создателем. Впрочем, будь это «добрый доктор Айболит» из компьютерной игры, безумный сектант, поклоняющийся Ктулху, безжалостный Инквизитор или рассудительный джедай - каждый из них напоминает о том, что где-то в недостижимых далях, обитает существо безмерно совершенное, могущественное и всезнающее. Возможно, разочаровавшись найти этот идеал в реальной жизни, мы переносим наши поиски в вымышленные миры - и уже поэтому разнообразные служители культа, пусть и на вторых ролях, но крепко прописались в фантастике.

В современном многоконфессионном обществе каждая из более или менее многочисленных религиозных групп делится на паству, то есть прихожан того или иного храма, и тех, кто руководит процессом отправлений (священников). При всем разнообразии церковной жизни служители религиозного культа, как их называют в официальных документах, обладают некоторыми сходными чертами. Они должны быть хорошими психологами, пользоваться авторитетом, хорошо владеть устной речью, обладать высоким уровнем интеллекта и знать освящающую мировоззренческую концепцию представляемой ими конфессии.

Протестантские служители религиозного культа называются обычно пасторами. К ним относятся лютеранские священники, объединяющие верующих этнических немцев и представителей конфессий американского происхождения (баптистов, адвентистов седьмого дня, мормонов и др.). Представители заокеанских сект проводят активную деятельность по привлечению новых адептов. С этой целью печатаются красочные буклеты, а приверженцы протестантских конфессий заводят теософские беседы с прохожими на улицах, а иногда и ходят по квартирам, раздавая религиозную литературу. Лютеранские пасторы ведут себя сдержанно.

Большой процент россиян исповедует ислам. Мусульманские служители религиозного культа, как их называют - муллы, проводят религиозные отправления в мечетях. Их роль в формировании общественной морали и нравственности велика, и в своем большинстве они достойно с ней справляются. Исключение составляют призывающие к агрессивной борьбе. Они осуждаются представителями ислама, проповедующими гражданский мир и религиозную терпимость.

Немалым влиянием на умы обладают и иудейские служители религиозного культа. Как их называют, известно всем, Кроме отправления в их обязанности входят и общественные функции. Так, в случае споров ребе может выступать в роли третейского судьи.

У всех священников, независимо от конфессии, есть общая черта. Они просто обязаны быть интересными людьми, иначе им не овладеть вниманием прихожан.