Какова главная цель политической деятельности. Политическая деятельность

Цель представляет собой образ желаемого будущего, идеальный результат, к которому стремятся политические субъекты, который является побудительным мотивом деятельности. Цель в политике кроме мотивационной, выполняет и организационную, мобилизацио функцию. Другая характеристика цели состоит в интегративном выражении общих интересов, стремлении людей к лучшей жизни, благосостоянию. Но она реализуется, поскольку общая цель при своей осуществимости расчленяется на многие конкретные пели, между которыми существуют противоречия, как впрочем между общей целью и отдельными целями. Гармонизацию целей призвано достигать государство, ибо оно есть единственный институт политической системы общества, который может и должен это сделать.

Средства - это способ достижения политических целей. Поэтому они носят служебный характер, "подчиняются" целям, их обслуживают. Средства есть конкретные инструменты влияния субъектов политики на объекты. Одна и та же цель может осуществляться разными средствами. Если общая цель относительно стабильна, устойчива, то конкретные цели подвижны, а средства политической деятельности представляют собой очень изменчивые инструменты действий субъектов.

Вопрос о взаимовлиянии целей и средств в политике рассматривается, как правило, в зависимости от их нравственной оценки, и выделяет три позиции их взаимоотношений. Первая заключается в том, что нравственный характер в политике осуществляется ее целью. Основателем данного подхода был итальянец Н.Макиавелли, который выдвинул тезис: "Цель оправдывает средства". Ради достижения поставленных целей он считал оправданными и применимыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника. Второй подход исходит из предметного влияния средств на нравственную значимость политики, ее цели. Третий заключается в том, что между целями и средствами существует взаимовлияние, при котором как цель, так и средство его достижения взаимодополняют друг друга. С одной стороны цель предопределяет используемые средства, а с другой - средства определяют как результат целей, так и его качественную характеристику (реалистичность и т.п.).

Между целью и средством ее достижения существует противоречие, которое может оперативно разрешаться, но может и консервироваться на длительное время. Поскольку средства являются более конкретными и подвижными инструментами политической деятельности, то они непосредственно влияют на результат политики, могут корректировать цель. Отсюда очевидно, что политик обязан владеть механизмами использования средств, не абсолютизировать какое-то одно средство, быть готовым к быстрой смене средств, стараться разумно сочетать цель и средство в политике.

В политической науке - политологии - существуют различные подходы к пониманию политики. Один из них заключается в рассмотрении политики как одной из четырех основных сфер жизни общества. В сферу политики входят и политическое сознание, и политические организации (правительство, парламент, партии и т. п.), и задачи, которые различные социальные группы стремятся решить, используя власть, и политический процесс, идущий через конфликты и сотрудничество, включающий меры по сохранению стабильности в обществе и реформы. С характеристикой политической сферы вы познакомились в курсе обществознания основной школы. Второй подход основан на понимании политики как особого типа социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, т. е. отношений, связанных с властью, государством, управлением делами общества. (Этот материал вы будете изучать в 11 классе.) Наконец, третий подход состоит в рассмотрении политики как одного из видов деятельности, т. е. активности ее субъектов - участников политической жизни.
Все три подхода дают многоаспектное представление об одном объекте - политике. А в данном параграфе политика рассматривается в свете третьего подхода.

ПОЛИТИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наука предлагает разные определения политической деятельности. Приведем два из них.
1. Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
2. Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.
Вдумайтесь в эти определения, сравните их. В них вы сможете усмотреть, во-первых, деятельностный характер политики; во-вторых, особую роль в этой деятельности больших социальных групп, а также партий и государств; в-третьих, связь их деятельности с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти.
Политическая деятельность включает в себя государственное управление, т. е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений. Партии и другие политические объединения, с одной стороны, связаны с различными социальными группами, опираются на их поддержку, а с другой - выражают интересы и стремления этих групп, осуществляют давление на правительство или участвуют в выработке государственных решений.
Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.
Субъектами политики являются, во-первых, большие социальные общности, к которым относятся социальные группы и слои, классы, нации, сословия и т. п.; во-вторых, политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения); в-третьих, политические элиты - сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть; в-четвертых, личности, и в первую очередь политические лидеры.
Обратимся к вопросу об объектах политики. Вы знаете, что различаются политика внутренняя и политика внешняя. Каков же объект каждой из них? Нетрудно понять, что внутренняя политика имеет своим объектом общество в собственной стране, а внешняя - мировое сообщество, международные отношения, т. е. отношения с другими странами. В зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, экологическую, культурную, кадровую политику. В свою очередь, в экономической политике выделяют научно-техническую, структурную, аграрную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую. (Вероятно, вы сами сможете назвать объекты каждого из названных направлений политики.)
Из рассмотрения объектов политической деятельности можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни. Отсюда следует вывод об огромном значении политической деятельности в развитии общества.

ЦЕЛИ И СРЕДСТВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Политическая деятельность, как и всякая иная, предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальна - с другой та или иная цель, можно ответить лишь путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп.
Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Применительно к политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). «Излишне говорить, - писал он, - сколь похвальна в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность... Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».
Итак, политический деятель («государь»), как считал Н. Макиавелли, «ради сохранения государства» может нарушить данное слово и вообще «не чураться и зла». И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения лжи, материалов, компрометирующих оппонентов, и иных совсем не благих средств. Особенно неразборчивы в средствах организации, приверженные к крайним взглядам и мерам. Борясь за свои политические цели, они считают возможным устраивать уличные беспорядки, захватывать административные здания, устраивать драки с политическими противниками и т. п.
Формуле «цель оправдывает средства» противостоит другой взгляд на соотношение политики и морали: подчинить политику нравственности. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, не вполне соответствующие «абсолютной морали», либо своим бездействием допустить ущерб для общества. Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.



ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Напомним, что всякая деятельность представляет собой совокупность действий. Политическая деятельность включает в себя самые разнообразные действия: организацию партий и принятие правительственных решений, избирательные кампании и выступления в парламенте, политические митинги и дипломатические переговоры, проведение партийных съездов и обращения к народу, разработку политических программ и референдумы, государственные перевороты и визиты правительственных делегаций. Это могут быть акции отдельного человека или группы, которые выступают как субъекты политической деятельности.
Политические действия бывают направлены на то, чтобы «сделать что-то» (например, добиться принятия какого-либо закона и т. д.), или «не допустить чего-то», или «прекратить что-то» (например, прекратить межнациональный конфликт). В связи с этим следует рассмотреть не только действие, но и бездействие. Как можно было бы оценить бездействие государственного лидера перед лицом опасности государственного переворота? Как оценить бездействие человека в отношении выборов (неучастие в выборах)? И в том и в другом случае бездействие позволяет другим участникам политических событий провести свою линию.
Действия субъектов политики могут быть рациональными и иррациональными. Рациональные - это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Иррациональные - это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий. В реальной политической жизни рациональное и иррациональное начала сочетаются, взаимодействуют.
Политические действия бывают стихийными и организованными. Стихийно возникший митинг и тщательно подготовленная партийная конференция - примеры таких действий.
Далеко не всегда политическое действие приводит к достижению поставленной цели. Например, убийство народовольцами Александра II привело к результатам, которые существенно отличались от целей борьбы «Народной воли». (Вспомните, каковы были цели этой организации. Каковы были последствия террористического акта против царя?)

В последнее время возросло значение таких методов политической деятельности, как убеждение, изучение общественного мнения, конструктивный диалог различных политических сил, контроль за соблюдением правовых норм, прогнозирование последствий тех или иных политических действий. Все это требует от субъектов политики высокой политической культуры, морального самоконтроля, политической воли.

ВЛАСТЬ И ВЛАСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Поскольку политическая деятельность связана с воздействием на власть или использованием власти, рассмотрим это понятие более обстоятельно. При этом учтем, что с ним вы встречались многократно и в курсе истории, и при изучении обществоведения. Вам, конечно, знакомы слова, которые в основе имеют греческие корни «кратос» или «архи», означающие «власть», «господство»: аристократия, демократия, монархия и т. п. Вы, вероятно, знаете и то, что власть - это способность и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо: оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчинять своей воле с помощью принуждения. В политологии существуют различные классификации власти.
Власть в сфере экономики называется экономической властью, которая распределяется между высшими государственными органами, промышленными и финансовыми компаниями, фирмами, их руководителями и владельцами. Власть военная находится в руках Верховного главнокомандующего (в России по Конституции им является Президент страны), военачальников. Духовная власть, т. е. власть идей, - это влияние на общество наиболее авторитетных писателей, ученых, журналистов, церковных деятелей, а также владельцев и руководителей средств массовой информации, которых иногда называют властью информационной. Государственную власть осуществляют органы государства и лица, облеченные высшими полномочиями согласно Конституции страны (в государственной власти выделяют законодательную, исполнительную и судебную). Различные субъекты политики стремятся овладеть властью во всех сферах жизни общества. Возможность влиять на все общество в целом дает политическая власть, которой обладает государство, а в политических партиях и движениях - их лидеры.
Политическая власть как государственная возникла около 5 тыс. лет назад. Однако еще в предшествующие тысячелетия возникла потребность регулировать взаимодействия людей, придать им организованность, подчинив общим правилам поведения. Такое регулирование на ранних этапах человеческой истории осуществлялось волей народного собрания, совета старейшин, военных вождей. Чем многообразнее становилась деятельность людей, чем заметнее было социальное неравенство, тем больше различий приобретали их интересы, тем острее была нужда в их согласовании, в особой деятельности, направленной на упорядочение, интеграцию общества, предотвращение хаоса, дезорганизации, разрушения социальных связей. Эта особая деятельность превратилась в профессиональную: появился слой людей, главным занятием которых стало управление делами общества, осуществление властных функций. Возникло государство, которое стало главным орудием реализации политической власти.
Властная деятельность - это в основном деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь. Русский философ И. А. Ильин (1883-1954 гг.) так охарактеризовал эту деятельность: «Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к хотению и решению. Властвовать - значит как бы налагать свою волю на волю других, однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.
Властвование есть тонкий, художественно слагающийся процесс общения более могучей воли с более слабой волей. Этот процесс создает незримую и невесомую атмосферу тяготения периферии к центру, многих разрозненных воль к единой, организованной, ведущей воле».
В результате взаимодействия различных субъектов и объектов власти (обладателей власти и подвластных) возникают властеотношения. В зависимости от используемых субъектом средств эти отношения могут принимать различную форму. Власть силы - это способность субъекта добиться желаемого результата в отношениях с подвластными путем применения физического или психического воздействия. Принуждение - это действие, рассчитанное на то, чтобы заставить подвластных подчиниться каким-либо требованиям под угрозой наказания. Побуждение основано на способности субъекта предоставить подвластному те или иные блага. Воздействие на подвластных с помощью убеждения основано на силе аргументов, веских, продуманных доводов, влияющих на их поведение. Подчинение власти авторитета связано с публичным признанием высоких качеств субъекта власти, вызывающих доверие к нему. Наконец, возможны манипуляции сознанием и поведением людей, т. е. скрытое воздействие на них с помощью искаженной информации, демагогических лозунгов и т. п.

Политическая наука выделяет ряд ключевых компонентов властной деятельности. Это прежде всего властная воля, т. е. интенсивное стремление к достижению цели, мобилизация сил, свобода в проявлении власти, принятие таких решений, которые должны выполняться всеми, осуществление мер, которым должны все подчиняться. Это, далее, властное решение, постановление по какому-либо вопросу, основой которого является вывод, найденный носителем власти (властителем, органом государства) в результате изучения вопроса, его продумывания, обсуждения, согласования. Это также и властные действия, конкретные проявления активности, в которой реализуются властная воля и властные решения. Властная деятельность находит отражение во властных актах, т. е. в законах, указах, постановлениях, приказах государственных органов. Эти особенности властной деятельности вы можете усмотреть в политике известных вам руководителей разных государств в различные исторические периоды - Ивана Грозного и Петра I, Александра II и П. А. Столыпина, Наполеона и Рузвельта.

ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ

Власть может быть эффективной при условии ее легитимности. Понятие легитимности широко используется в политологии для характеристики такого отношения подвластных к обладателю власти, при котором население признает правомерность власти, принимает ее как законную и справедливую, добровольно соглашается ей подчиняться. Классическая типология легитимности властвования была разработана немецким ученым М. Вебером (1864-1920 гг.). Он выделил три типа легитимности и, соответственно, три типа политического господства (властвования, основанного на непосредственном и безусловном подчинении).
Традиционный тип легитимности существует благодаря привычке повиноваться власти. Он опирается не столько на закон, сколько на традиции, обычаи, веру в священность издавна существующих порядков и властей. Такой тип характерен для монархий.
Харизматический тип легитимности связан с необыкновенными, экстраординарными личными качествами властителя (слово «харизма» греческого происхождения, означает «божественный дар»). Люди принимают такую власть не по традиции, а вследствие чувственного восприятия нового, яркого, необычного. Такой тип власти опирается не на привычное поведение, не на закон, а на эмоционально окрашенное преклонение перед действительными или воображаемыми исключительными качествами вождя.
Рационально-легальный тип легитимности означает признание власти, возникшей по установленным правилам и соответствующей закону. Этот тип связан не с выдающейся личностью руководителя, не с привычками людей, а с четким соблюдением формально-правовых норм, регламентирующих властную деятельность. В современном мире он, как правило, существует в демократических государствах.
Если классификация М. Вебера относится скорее к легитимности власти отдельных лиц, то впоследствии американский политолог Д. Истон предложил подход, применимый к различным политическим режимам. Идеологическая легитимность опирается на ценности и принципы, провозглашаемые властью, на их соответствие ожиданиям людей. Структурная легитимность существует на основе привязанности людей к структурам и нормам режима. Личностная легитимность основана на моральном одобрении лиц, выполняющих властные функции в структурах режима.
Обе рассмотренные классификации представляют так называемые идеальные типы властеотношений, а в реальной жизни они могут проявиться более или менее заметно; в том или ином конкретном случае возможно их сочетание.
Властвование - это вид политической деятельности, и ему также присущи все те черты, которые характеризуют политику как деятельность и которые описаны в этом параграфе.
Властная деятельность - это, по существу, политика власти, воздействующая на все социальные общности, на все сферы жизнедеятельности людей, на общество в целом.
Политика и власть - это ключевые понятия политологии, с важнейшими положениями которой вам предстоит познакомиться в 11 классе.
Основные понятия: политика, власть, политическая власть, легитимность власти.
Термины: политические действия, властвование, харизма.

1. Можно ли признать актуальными или устаревшими слова Аристотеля: «Человек по природе своей есть существо политическое»? Как следует их понимать?
2. Русский философ Н. О. Лосский (1870-1965 гг.) писал:
«Попытки иных социальных реформаторов одним судорожным прыжком сразу поднять общество на гораздо более высокую ступень развития обыкновенно только разрушают достигнутое раньше скромное добро и вовсе не осуществляют новых, высших форм совершенства». Проанализируйте это высказывание о деятельности политиков с позиций связи «цель - средство - результат». Какую мысль в тексте параграфа подтверждают слова Н. О. Лосского?
3. Назовите основные направления политики Петра I. Каковы были цели, средства их достижения и результаты каждого из них? Как политика Петра I повлияла на российское общество?
4. Какая проблема рассматривается в следующем высказывании М. Вебера: «Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться и с использованием нравственно сомнительных или по меньшей мере опасных средств, с возможностью или даже вероятностью скверных побочных следствий, и ни одна этика в мире не может сказать, когда и в каком объеме этически положительная цель «освящает» этически опасные средства и побочные следствия»? Совпадает ли позиция М. Вебера со взглядами Н. Макиавелли? Свой вывод аргументируйте.
5. Обсудите, по каким показателям можно определить, возрастает или снижается легитимность власти. Подумайте, о чем свидетельствует преобладающее использование во властной деятельности тех или иных средств.
6. Соберите материалы прессы о деятельности какой-либо политической организации за последнее время. Проанализируйте эту деятельность, используя те понятия, которые вы изучали в данном параграфе.

Поработайте с источником

Российский философ В. Ю. Сморгунова размышляет о связи политических знаний и политического действия.

Все политические действия имеют политический смысл, они умышленны, хотя содержат и бессознательный компонент. Однако осознанность политических действий не всегда свидетельствует об их конструктивности, адекватности существующей политической ситуации, верном отражении субъектом политического действия собственных потребностей и политических интересов, правильном учете политических интересов других политических субъектов. Субъект политического действия в своей политической практике может полагаться не на самостоятельно проведенное исследование политической жизни, не на собственную политическую оценку, а на усвоенную из другого гносеологического источника политическую информацию. Возможно также и несовпадение между декларируемыми целями, сознательно маскирующими реальный смысл политических мотивов, и теми политическими идеями, которые реально руководят деятельностью политических субъектов. Подобная ситуация встречается и в случае неразвитости политического мышления участника политического процесса, не осознающего противоречий между мышлением и практикой ...
Политические отношения, политика в целом, властные структуры призваны рационализировать общественную жизнь в интересах достижения общественного согласия. Именно поэтому политическое знание воплощается в политических решениях. Политическое решение как интеллектуально-волевое образование демонстрирует собой тот пусковой механизм, который превращает интеллектуальную деятельность в практические поступки. Здесь мир духовный смыкается с миром реальным, практическим. Здесь мы видим, как человек политический превращается из человека знающего и желающего в человека могущего, действительно реализующего свои интересы. Эта реализация интересов только и возможна в разнообразных формах политического.
Вопросы и задания: 1) Какую роль играют политические знания в политической деятельности? 2) К чему ведет использование неверной информации? 3) Как человек знающий превращается в человека могущего? 4) Какое значение имеют верные представления о действительности для принятия властных решений?

Выводы к главе III

1. Деятельность - это форма существования общества, характерный для человека способ отношения к внешнему миру, проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. В процессе деятельности происходит развитие общества и самого человека. В любой деятельности есть мотивы, цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат. В роли мотивов могут выступать потребности, интересы, социальные установки, убеждения, идеалы, влечения и эмоции.
Особую роль в развитии человека и общества играет творческая деятельность, в процессе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Многообразие проявлений творческой активности человека выражается в таких видах деятельности, как игра, учение, труд. В творческой деятельности получают развитие способности человека, а ее результатом является культура, обновление всех сторон общественной жизни.
2. Духовная деятельность (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая) связана с изменением сознания людей. Это деятельность в сфере науки и образования, художественной культуры и религии. В нее входит создание, распространение и освоение духовных ценностей. Осваивая культуру, люди овладевают духовными богатствами своего народа, страны и мира. В различных видах и формах духовная деятельность созидает и развивает культуру личности и общества. Духовный (внутренний) мир личности сводит воедино разум, чувства, волю человека, характеризует личность с позиций ее отношения к окружающей действительности, к другим людям, к себе.
3. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью средств труда материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Это способ удовлетворения человеческих потребностей; источник общественного богатства; фактор общественного прогресса. Трудовая деятельность характеризуется набором трудовых операций; качеством субъектов труда; материально-техническими условиями труда; способом связи субъектов труда со средствами и условиями их использования; структурой организации трудового процесса и управления им. Преобразование технического фактора производства значительно увеличивает роль человеческого фактора.
С переходом к рыночной экономике получило развитие социальное партнерство - система взаимоотношений между органами государственной власти, представителями трудящихся и работодателями, предпринимателями, основанная на равноправном сотрудничестве.
4. Политическая деятельность выражает интересы больших социальных групп и общества в целом. Она включает в себя разнообразные действия, использование различных средств, которые не должны выходить за пределы, обозначенные в документах о правах человека. Направление и содержание политической деятельности во многом определяются политической идеологией.
Политическая деятельность связана с воздействием на власть или использованием власти. Власть - это способность оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право и, если необходимо, с помощью принуждения. Властная деятельность проявляется в основном в выработке, принятии и проведении в жизнь политических решений. Эффективной власть может быть при условии ее легитимности, т. е. при таком отношении населения, при котором подвластные признают власть законной и справедливой.

Вопросы и задания к главе III

1. Опираясь на содержание глав II и III, охарактеризуйте социальную сущность деятельности.
2. Знания о деятельности и ее многообразии отразите в таблице.

Деятельность и ее виды

3. На семинаре по философии возник спор:
Николай. В деятельности - сущность человека. Она не может проявиться иначе, чем в каких-то делах.
Лена. Я не согласна с этим. Можно жить, ничего не делая. Древнегреческий философ не занимался никакой деятельностью, а только размышлял о жизни.
Максим. А разве философствовать - это не значит заниматься деятельностью? Это ведь тоже сущность человека. Животные философствовать не могут.
Вы вступаете в спор. Изложите свое отношение к высказанным точкам зрения и собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
4. Приведите примеры творчества в трудовой, духовной и политической деятельности. Что общего и каковы различия этих актов творческой деятельности?
5. Сравните два определения творчества. Н. Бердяев говорил, что творчество - это переход небытия в бытие через акт свободы. А. Д. Андреев определял творчество как высшую, драгоценнейшую способность человека, проявление им божественной прерогативы (исключительного права. - Ред.) его духа. Как вы относитесь к этим высказываниям? Видите ли в них что-либо общее? Какое определение предпочитаете и почему?

Готовимся к экзамену

1. Какие признаки следует дополнить к необходимым элементам определения понятия «человеческая деятельность»?
1) Проявление активности;
2) .........................................;
3) ........................................ .
2. Что является лишним в перечислении особенностей человеческой деятельности?
1) Целеполагание;
2) мотивы;
3) приспособление к окружающей среде;
4) преобразование окружающей среды.
3. Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внешнего мира, - это:
1) игра;
2) поведение;
3) отношение;
4) деятельность.
4. Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее, - это:
1) познание;
2) изучение;
3) творчество;
4) копирование.
5. Верны ли следующие суждения?
А. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры.
Б. Муравейник - это пример хорошо организованной деятельности.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба высказывания неверны.
6. Приведите собственный пример какой-либо деятельности и раскройте на этом примере общие черты любой деятельности.
7. Напишите три предложения, содержащие понятие «социально-гуманитарные знания» и дающие любую информацию об этих знаниях.
8. Напишите эссе на основе следующего высказывания: «Ах, если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованию - трудолюбие».

Чтобы стать преобразующей силой, политика не может строиться на произвольных действиях политиков, она должна руководствоваться законами общественного развития. “Мы можем столько, сколько знаем”,- говорил Ф.Бэкон. А чтобы знать, что и как делать, необходимо вырабатывать программу действий и умело руководствоваться ею.

Политика по своей природе является целенаправленной деятельностью, использующей для достижения определенных целей соответствующие средства.

Цели в политике подразделяются на:

По их значению: общие и частные;

По очередности: ближайшие, промежуточные, более отдаленные, конечные;

По сферам политической деятельности: внутренние, внешние.

Определение целей – это начало процесса, но чтобы он эффективно осуществлялся, надо изыскать средства в политике, которые должны представлять собой инструмент достижения целей, превращение их из идей в реальные действия и результаты. В политической жизни могут быть использованы такие средства как: пропагандистские компании, критика политических оппонентов, популистские обещания, запугивание людей, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, требование исполнения этических и правовых норм, забастовки и даже вооруженные действия.

Между целями и средствами существует взаимосвязь. Цель во многом предопределяет используемые средства, а средства, влияя на достигнутый результат, определяют реалистичность или утопичность цели.

Искусство политики состоит в умении соизмерять ее цели и средства, использовать их в оптимальном варианте. В политике необходимо отказаться от принципа “цель оправдывает средства”. Переход к честной политике, характерной для настоящего гуманного и демократического общества – длительный и трудный процесс. Он достижим тогда, когда изменятся сами народы и выдвигаемые ими политики. В.И.Ленин отмечал, что “честность в политике есть результат силы, а лживость - бессилия”.

Современная наука не может определить, какие именно средства являются наиболее эффективными и нравственными сегодня. Но она устанавливает гуманистические пределы в использовании этих средств. Сюда относится:

Недопустимость использования политического, информационного и других видов террора;

Приоритетность мирных средств в устранении антинародных политических режимов; использование вооруженных средств лишь в том случае, если все мирные исчерпаны и не дали результатов и это не угрожает гражданской войной в государстве;

Не использование ядерного или других видов оружия массового уничтожения для решения спорных международных вопросов.

Таким образом, политические и нравственные отношения противоречивы. Источник этих противоречий в столкновении разных политических движений, идеологических течений, правительственного курса и оппозиции ему, традиций и нововведений. И чтобы политика не была “грязным делом” все члены общества должны, так или иначе, принимать в ней активное участие.

Структура политики . В структуру политики входят разнообразные компоненты: люди, организации, отношения, действия, программы, эмоции и т.д. Но все многообразие сведено к трем основным группам:

1) Объекты политики – это элементы политической реальности, на которых направлено политическое действие целью их изменения, преобразования или поддержки. К ним относятся: социальные общности, группы, нации, народности, граждане и их объединения, на которые политика воздействует с определенными целями.

2) Субъекты политики – носители активного, целенаправленного и обоснованного действия. К ним относятся: отдельные люди, социальные группы, организации, институты, движения, способные участвовать в политической жизни, принимать политические решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями.

3) Ресурсы политики – это элементы материальной и духовной действительности, вовлеченные в политику, которые используются субъектами политики для воздействия на объекты политики для достижения своих целей.

Существует 3 группы ресурсов:

а) материально-технические: технические и информационные средства, финансы, энергетика, продовольствие и др.

б) человеческие - это вся масса людей, активно действующих в политике или оказывающая поддержку политическим действиям, уровень их активности, степень вовлеченности в политические процессы.

в) духовные – это эмоциональный настрой участников политического действия, степень понимания и поддержки ими программных целей и установок конкретной политики.

Движущей силой политики являются интересы людей. Без интересов людей и необходимости их реализации политика мертва. Нет вечных друзей и вечных врагов в политике. Есть вечные интересы. Основа интереса – потребность.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Політологія

Донецький національний університет.. економіки і торгівлі.. імені михайла туган барановського..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Типы политических методологий
Характерной чертой политической науки является то, что в ней сосуществуют различные концептуальные подходы к описанию и интерпретации явлений политической действительности. Теологическа

Государство и политические партии
3) классы и социальные группы 4) политическая сфера жизни общества 6. Предметом политологии как науки является…(укажите один правильный ответ): 1) закономерности становле

Основные этапы развития политической мысли в Украине
Политическая мысль в Украине на разных исторических этапах развивалась в соответствии с социально-политическими условиями развития общества. Можно выделить следующие этапы: 1. Политические

Консерватизм и неоконсерватизм
КОНСЕРВАТИЗМ (лат. conserve – сохранить). В самом общем виде, это социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политическо

Анархизм, национализм
Спектр современных левых течений не ограничивается коммунистическим движением и социал-демократией. Его составной частью является анархизм. АНАРХИЗМ (от греч. anarchia – бeзначалие, безвластие) – э

Сущность политики, ее характерные черты и роль в обществе
Политика как явление социальной жизни не присуще человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было изначально социально однородным. В нем не было поли

Политическая жизнь. Типы отношения человека к политике
Политическая жизнь – понятие, которое позволяет рассматривать политику в единстве следующих признаков: 1) Политика может выступать в качестве сферы и результата взаимодействия социа

Сущность, природа и функции власти. Типы истолкования власти
Понятие власти очень широкое. В общем варианте, власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью к

Лигитимность политической власти. Типы легитимности власти
Власть должна обеспечивать: безопасность, порядок, стабильность, благосостояние. Только тогда власть находится в согласии с общественными нормами и ценностями, а её результаты будут отвечать ожидан

Власть и оппозиция
В любые времена и во всех государствах трудно назвать политическую власть, не имеющую оппозиции. Это связано с различием мнений и интересов, позиций, направлений политической жизни, порождённой сам

Понятие, структура, типология политических систем
Власть, которой стремятся политические партии, осуществляется, посредством определенного механизма, каковым является политическая система общества. От нее зависит собственно вся жизнь общес

Зависимость от активности масс, ибо политические решения принимаются не сами по себе, а при непосредственном участии в этом людей
4.Широкий спектр методов, которые использует политическая система для решения своих задач: от разъяснительных, пропагандистских до принудительных, насильственных, в зависимости от того, как

Наличие власти (государственный аппарат), наличие территории, суверенитет, право на использование принуждения и силы, правовые нормы
Функции государств: Внутренние: политическая (законотворческая, защита конституционных основ, государственное управление); экономическая (принятие бюдже

Формы правление и территориального устройства государств
По структурно-властному признаку государства делятся на: монархии и республики. Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютна

Понятие политического режима и его основные признаки
Под политическим режимом понимается – совокупность характерных для определенного типа государственно - политических отношений, способов и методов реализации власти, явных отношений между государств

Тоталитарный режим не может быть всеобъемлющим. Внутри его возникают очаги сопротивления. У него ограниченные возможности для саморазвития
Авторитарный (от лат.autoritas - влияние, власть) – это политический режим, который характеризуется значительным сосредоточением власти в руках одного лидера или группы лиц, сужением по

Партии, общественные организации и движения в политической жизни общества
План 8.1.Сущность, функции, типы партий и партийных систем. 8.2. Общественные организации и их роль в политической жизни. Основные термины:

Общественные организации и их роль в политической жизни
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ – это добровольное с объединение граждан, созданное для реализации и защиты гражданских, политических, социальных и культурных прав и свобод. Виды общественно-

Политическая культура личности
Политическая культура личности соответствует трем основным этапам восприятия действительности и практических действий: а) когнитивный, т.е. установочный: – информированность о пол

ТЕМА 10
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА ПЛАН 3.1. Сущность и роль политического лидерства. 3.2.Типология политического лидерства. 3.3Понятие

Типология политического лидерства
Современная политология имеет в своем арсенале разные классификации политических лидеров. Наиболее общая из них, классическая, разработана М.Вебером. Он выделил 3 типа лидеров: Традиционное

В реальных политических системах переплетаются признаки всех типов лидерства, при преобладании одного из них
По стилю взаимодействия со средой выделяются 2 типа лидеров: Авторитарный – стремящийся к монопольной власти. Он единолично определяет цели и способы их достижения, повышает активность сво

Понятие и функции политической элиты
Образование и функционирование государства, политический режим, социально-экономический уклад во многом зависит от типа элиты: национальной и политической. «Элита» от лат. слова «eligere»

Человека изучают многие науки, но в разных аспектах. Политология выясняет его место в системе политических отношений
Этой темой начинается основополагающий раздел политологии “Субъекты и объекты политики”. Субъекты – это участники политического процесса. Таковыми являются: личности, политические лидеры, п

Политическое бездействие может быть осознанным и целенаправленным и приносить определенные результаты
Иммобильные формы политического участия: - неучастие в политической деятельности по причине неразвитости культуры, отсутствия стереотипов действия;

Теоретическое осмысление и типология политических конфликтов
Политическая деятельность, выражая различные интересы, совершаемая на основе различных политических технологий, не может быть безоблачной и гладкой. Она неизбежно связана с кон

Политический кризис
Близким по своему содержанию к понятию политический конфликт является политический кризис (греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход). Это резкий, крутой перелом, тяжёлое переходное состояние

Функции и основные способы урегулирования конфликтных ситуаций
Будучинеотъемлемым элементом социальных процессов, конфликты выполняют определённую роль по отношению к общественному целому. Они играют как положительную, так и отрицательную роль – в зависимости

Международные отношения и их современные тенденции
В современных условиях без знания и понимания процессов, происходящих в мире, целей внешнеполитической стратегии государства, не может быть подлинно научного мировоззрения, понимания сущности прово

Традиции внешнеполитической деятельности Украины и практические шаги по вхождению ее в мировое сообщество
Украина выступает на международной арене как миролюбивое, безъядерное, внеблоковое государство, которое старается придерживаться норм международного права. Она активно сотрудничает с ОБСЕ, ЕС, НАТО


ПОЛИТИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ политики как одной из четырех основных сфер жизни общества политики как особый тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, т. е. отношения, связанные с властью, государством, управлением делами общества. политики как один из видов деятельности, т. е. активность ее субъектов участников политической жизни.


ПОЛИТИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИКА это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами. ПОЛИТИКА ПОЛИТИКА - разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство


ПОЛИТИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ: во-первых, деятельностный характер политики; во-вторых, особую роль в этой деятельности больших социальных групп, а также партий и государств; в-третьих, связь их деятельности с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба






ЦЕЛИ И СРЕДСТВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Виды политических целей: 1.актуальными, (приоритетными) /неактуальными; 2.реальными/нереальными. А каковы средства политической деятельности? Прочтите пункт 2 и ответьте на поставленный вопрос. На сколько цель в политике оправдывает средства?


ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ РАЦИОНАЛЬНЫЕ это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий. Действия субъектов политики могут быть рациональными и иррациональными.


МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1.убеждение, 2. изучение общественного мнения, 3. конструктивный диалог различных политических сил, 4. контроль за соблюдением правовых норм, 5. прогнозирование последствий тех или иных политических действий. Все это требует от субъектов политики высокой политической культуры, морального самоконтроля, политической воли. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ


ВЛАСТЬ это способность и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо: оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчинять своей воле с помощью принуждения. Прочтите п.4 определите чем отличается политическая власть от других видов власти? ВЛАСТЬ И ВЛАСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ это в основном деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь



Политика по своей сути является целеполагающей деятельностью. Это означает, что она возникает и осуществляется ради определенных целей. Цель, средство и результат -- основные компоненты политической и любой другой деятельности. Цель представляет собой выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуществляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом. Она выполняет в политической деятельности организующую и мотивационную функции.

Цели политики внутренне противоречивы и разнообразны. Ее общая цель в социальной системе -- интеграция внутренне дифференцированного общества, увязывание конфликтующих частных устремлений граждан с общей целью всего общества. Гарантией гармоничного сочетания частных и общих целей призвано служить государство.

Еще Платон, по существу, выявил эту высшую цель политики. В своем произведении «Политик» он писал: это «царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая, таким образом, великолепнейшую и пышнейшую из тканей»Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 82. .

Достаточно ясная общая цель политики трудно реализуется на деле, поскольку предполагает нахождение приемлемой для всех сторон меры сочетания конфликтующих интересов общественных групп, обладающих неравными ресурсами и возможностями политического влияния и преследующих в политике в первую очередь свои эгоистические интересы. Поэтому было бы утопичным ожидать гуманизации политики от простого увещевания ее субъектов помнить о благе своих соперников и всего общества. Более эффективно повлиять на конкурирующие частные интересен и цели, обуздать групповой эгоизм можно с помощью воздействия на средства и методы политики. Средства политики представляют собой инструменты, орудия практического осуществления целей, превращения идеальных мотивов в реальные действия. «Средства» и «методы» политики -- близкие понятия. Средства -- это конкретные факторы влияния ее субъектов на объекты: пропагандистские кампании, забастовки, вооруженные действия, электоральная борьба и т.д. Методы политики обычно характеризуют способы воздействия ее средств. К ним относятся прежде всего насильственный и ненасильственный методы, принуждение и убеждение.

Вопрос о влиянии целей и средств на результаты и нравственную оценку политики издавна является предметом горячих споров. Среди различных воззрений на этот счет можно выделить три основных: 1) нравственный характер политики определяется ее целью; 2) приоритетное влияние на нравственную значимость политики оказывают используемые средства; 3) как цель, так и средства одинаково важны для придания политике гуманного характера, и они должны быть соизмеримы друг с другом и с конкретной ситуацией.

Широко известными приверженцами первого, «целедоминирующего» подхода были Макиавелли (больше как теоретик) и Ленин (преимущественно как практик). Оба они оправдывали использование безнравственных средств для достижения благородных целей. И все же наиболее детальное теоретическое обоснование и практическое воплощение тезис «цель оправдывает средства» получил у иезуитов.

Католический орден иезуитов, основанный в 1534 г. в Париже, существует и сегодня. Это воинствующая организация, использующая любые средства для утверждения своей веры. Орден построен на жестком централизме, железной дисциплине, обязательном взаимном шпионаже.

Идеологи иезуитов разработали специальную систему доказательств морального оправдания своего права на безнравственные действия -- ложь, интриги, клятвопреступления, подлог, заговор, убийства и т.п. Как утверждали, в частности, главные моралисты ордена Г. Безенбаум (1600--1688), а затем Ла-гуори (1696--1787), нравственность поступков считается доказанной ссылкой на церковный авторитет и обеспечивается с помощью ряда специальных приемов. Так, с помощью «мысленной оговорки» -- произнесенной в уме приставки «не» («поп») -- морально оправдывается любое клятвопреступление, нарушение обещаний, присяги и т.п. В целом же любой поступок становится моральным, если он продиктован нравственно оправданной целью.

Теоретики этого ордена создали целую систему иезуитской морали, построенной на оправдании любого преступления (в том числе и развязывания ядерной войны) высокой религиозно-нравственной целью.

В столь откровенно выраженной, как у иезуитов, форме тезис «цель оправдывает средства» встречается довольно редко. Однако, облеченная в более мягкие и привлекательные одежды, эта формула имеет широчайшее применение в политике и очень часто служит для прикрытия аморальных политических действий.

Обычно никто даже из самых одиозных политиков не признается в полной безнравственности своих целей. Все величайшие политические преступления -- войны, массовый террор, кровавые революции и т.п. -- прикрывались великими с точки зрения их творцов целями, сулящими благо если не всему человечеству, то, по крайней мере, своей нации или классу.

Многие века в общественной мысли преобладало мнение, что для достижения благородной, нравственной цели допустимы и не совсем нравственные средства, например использование лжи. Так, на устроенном в 1780 г. Берлинской Академией конкурсе его победителем был признан Фредерик Кастильон. На вопрос: «Полезно ли для народа обманывать его, либо вводя в заблуждение, либо оставляя при ошибочных заблуждениях?» он ответил: «Учитывая существующий моральный и культурный уровень народа, обман его либо же оставление его в неведении относительно намерений, целей и поступков власть имущих является морально правильным при условии, что действительно служит причиной его счастья» Цит. по: Запасник С. Ложь в политике//филос. науки. 1991. № 8. С. 94..

Ложь, утаивание информации, манипулирование сознанием людей широко распространены в мире современной политики и считаются многими людьми вполне допустимыми средствами политического противоборства. Хотя в целом наука и общественное мнение сегодня относятся к этому отрицательно.

Второй, «средстводоминирующий» подход к соотношению целей и средств политики, исходящий из нравственного приоритета средств над целью, представлен в первую очередь идеологами ненасилия в политике. Так, один из виднейших представителей этого движения, лидер национально-освободительной борьбы Индии Махатма Ганди (1869--1948) считал, что уровень развития общества определяется в первую очередь моральным совершенством людей. Нравственность же воплощается в реальность прежде всего через используемые в политике средства. Именно средства выражают нравственную волю человека. Средства имеют приоритет над целями и являются главным нравственным критерием политики, ее человеческим измерением.

Третий, «компромиссный» подход к соотношению целей и средств политики пытается избежать крайностей, учесть нравственную значимость как целей, так и средств. В реальной политике каждый из этих компонентов играет собственную, весьма важную роль. Всякая политика начинается с цели. Цель объединяет все действия и их результаты в единую систему, фактически предопределяет объект политического воздействия, противников и союзников.

Очевидно, что если, например, политическая партия ставит целью устранение частной собственности и капитализма, то вряд ли она может рассчитывать на симпатии слоя предпринимателей и крупных собственников даже тогда, когда она ограничивается ненасильственными средствами борьбы. В лучшем случае эти слои будут терпимо относиться к такой партии и то обычно до тех пор, пока не возникнет реальная угроза их интересам и ценностям.

В конечном счете эффективное, ведущее к цели использование любых, в том числе ненасильственных, средств в политике вызывает противодействие противников. Не случайно такие виднейшие представители ненасильственных движений, как М. Ганди и Мартин Лютер Кинг (проповедник, борец за расовое равноправие в США), пали от рук убийц.

Важное влияние цель оказывает не только на результат политической деятельности, но и на выбор средств. Сами политические цели имеют иерархическую структуру и делятся на конечные и промежуточные, краткосрочные и перспективные, общие и частные. Именно промежуточные цели оказывают наибольшее воздействие на выбор методов и средств политической борьбы.

Так, например, на развязывание гражданской войны в России после прихода большевиков к власти повлияла не их конечная цель -- построение коммунизма, а прежде всего промежуточная цель -- ликвидация в короткий срок частнособственнических классов, а также упорство в достижении этой цели, нежелание отказаться от нее или хотя бы отодвинуть сроки ее осуществления. Хотя, конечно, непосредственной причиной гражданской войны явилось прежде всего использование насильственного метода борьбы.

Между целями и средствами (в том числе и методами, характеризующими использование средств) существует взаимовлияние. С одной стороны, цель и условия ее реализации во многом предопределяют используемые средства, с другой -- средства, непосредственно влияя на достигнутый результат, определяют реалистичность или утопичность цели, ее изменение или вообще отказ от цели. Причем причиной несовпадения целей и результатов политики может быть как утопичная цель, так и неадекватные ей и обстоятельствам средства. В целом же, будучи выбранными для реализации цели, именно средства оказывают непосредственное влияние на результаты политики.

Достаточно убедительную трактовку общего соотношения целей и средств в политике с точки зрения ее нравственной оценки дает Н. А. Бердяев: «Цель уходит в отвлеченную даль, средства же остаются непосредственной реальностью <...> Когда применяют злые, противоположные целям средства, то до цели никогда не доходят, все заменяют средствами и о целях забывают, или они превращаются в чистую риторику <...> Цель имеет смысл лишь в том случае, если ее начать осуществлять сейчас же, тут» Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 272--273.

Опыт коммунистического движения подтверждает истинность такого подхода к соотношению целей и средств в политике. Великая гуманная цель -- освобождение людей труда от эксплуатации и угнетения, построение общества, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 447., -- в результате применения взявшими власть коммунистами тотального насилия против всех несогласных привела их к прямо противоположным результатам.

Несмотря на негативное влияние на политику безнравственных действий, в некоторых ситуациях полный отказ от них может иметь еще худшие последствия. Противоречия между целями и средствами политики существуют реально и не всегда могут разрешаться за счет отказа от целей из-за опасения применения сомнительных в нравственном отношении средств.

Разрешение таких противоречий может быть найдено в процессе нравственного соизмерения целей и средств политики. Известно, что нравственные ценности имеют иерархическую структуру. Одни из них -- более значимы, чем другие. Так, например, пожертвовать жизнью ради спасения других людей -- несравненно более нравственный поступок, чем пожертвовать для бедных небольшую часть своего дохода. Точно так же и безнравственные дела существенно различаются на шкале моральных ценностей: одно дело -- убийство человека и совсем другое -- безобидное лукавство.

Применительно к политике это означает, что в ней бывают ситуации, когда человек должен действовать по принципу меньшего зла, подобно врачу, утаивающему от больного губительную или вредную для него правду. Еще Платон в проекте своего совершенного государства оправдывал применение лжи в «лечебных» для народа целях. «Правителям, -- писал он, -- потребуется у нас нередко прибегать ко лжи и обману -- ради пользы тех, кто им подвластен. <...> Подобные вещи полезны в виде лечебного средства» Платон. Государство //Соч.: В 3 т. Т. 3.4. 1. М„ 1971. 459 d. .

«Лечебность» безнравственных средств в политике в целом сомнительна. Единожды солгав в благих намерениях, человек намного легче делает это вторично. С каждым разом у него усиливается соблазн безнравственных действий. Длительное же применение безнравственных средств в политике разлагающе действует как на самих лидеров, так и на их сторонников, подрывает доверие и у оппонентов, и у союзников и в конечном счете не только ведет к нравственной деградации людей, использующих такие средства, но и ставит под сомнение эффективность проводимой ими политики.

Не все мыслители прошлого были столь решительны, как, например, Платон или Макиавелли, в оправдании применения в политике лжи во спасение. Так, выдающийся философ-гуманист Иммануил Кант, в целом отрицательно относясь ко всякому обману, советовал политикам избегать ситуаций, в которых ложь более нравственна, чем правда.

Современная наука не может определить, какие средства являются нравственными и эффективными применительно ко всем случаям практики, но она в состоянии установить гуманистические пределы в использовании средств для достижения определенных политических целей. Так, например, наукой убедительно доказано, а историей практически подтверждено, что в современных демократических государствах использование политического террора или вооруженных восстаний для достижения групповых интересов или даже самых прекрасных и благородных целей не только безнравственно, но и преступно перед обществом. Точно так же в современных условиях нравственно недопустимо использование ядерного или других видов оружия массового уничтожения для решения спорных международных вопросов.

Все это свидетельствует о том, что для реализации политических целей приемлемы далеко не любые средства. От тех целей, достигнуть которые можно лишь с помощью явно антигуманных действий, следует отказаться. Наиболее несовместимы с нравственностью насильственные средства.