Новоиерусалимский монастырь иконы. Новоиерусалимский монастырь, продолжение

История монастыря.

Идея создания на Подмосковной земле подобия святынь Палестины принадлежит Патриарху Никону (1605-1681), он же попытался воплотить ее в жизнь. По его указанию в Святую землю отправился ученый иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов, который по возвращении из поездки доставил Патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма. Под личным наблюдением Патриарха Никона (он жил в скиту, здание которого сохранилось до наших дней) начались работы по воплощению в жизнь его грандиозного замысла. В 60 км от Москвы на глазах у изумленных современников возникал «Новый Иерусалим» - архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь.

В центре ансамбля - храм Воскресения Христова, представляющий довольно точное подобие знаменитого храма в Иерусалиме. Рядом церковь Рождества Христова - напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя. К северу от обители - село Скудельничье (Микулино), к северо-западу - горы Фавор и Ермон. У стен монастыря - березовая роща, названная Гефсиманским садом. Реку Истру Патриарх Никон переименовал в Иордан, а небольшой ручеек, протекающий у подножия монастырского холма, - в поток Кедронский. Увидеть свой замысел завершенным Никон не успел. Он был осужден Московским Собором в 1666 г. и сослан на Север, в далекий Ферапонтов монастырь. Строительство Нового Иерусалима надолго приостановилось. Возобновил работы в 1679 г. Царь Феодор Алексеевич. Он же возвратил Никона из ссылки, но по пути в Москву Патриарх скончался. Тело его было доставлено в Новый Иерусалим и погребено в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского обора. Строительство монастыря завершилось лишь при императрице Елисавете Петровне. При этом здания монастыря получили обработку в стиле барокко. XVIII-ХIХ вв. над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Вит6ерг.

В 1919 г. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь закрыли, монашескую общину упразднили. В 1920 г. на базе монастыря создан Художественно¬-исторический музей, коллекцию которого ставили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря. Большой ущерб архитектурному ансамблю был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Отступавшие германские войска 10 декабря 1941 г. взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, святые врата обители, сожгли другие постройки. В послевоенные годы трудом отечественных реставраторов комплекс зданий в целом удалось восстановить.

В 1994 г. вновь был возобновлен Воскресенский Ново- Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. В 1995 г. возвращены Церкви Воскресенский собор с земляной церковью святых Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит Патриарха Никона, восточный братский корпус. В монастыре поновлена церковь святых Константина и Елены, отреставрированы придел Архистратига Божия Михаила и Всех Сил бесплотных, Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи, которые освящены малым чином.

Чином великого освящения Святейшим Патриархом Московскими всея Руси Алексием освящены отреставрированные соборный храм Рождества Христова в 1997 г. и придел Успения Пресвятой Богородицы в 1999 г. Открыта Кувуклия с приделом Ангела, как в Иерусалиме. В ней находятся точные копии Камня помазания и Гроба Господня.

Святыни монастыря

Гробница Патриарха Никона находится в действующем приделе Иоанна Крестителя. И в наше время есть случаи исцелений от гробницы святителя по вере его почитателей.

Патриарх всей своей жизнью являл пример благочестия. Достаточно побывать в ските патриарха Никона, посмотреть на каменное ложе, служившее ему постелью, подержать в руках его вериги (весом около б кг), чтобы понять, как строг он был к самому себе.

В этом же приделе - чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Когда-то до революции в Воскресенском монастыре хранилась чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». В действующем Успенском приделе находятся мощи святой мученицы Татианы.

Святые источники Кладезь «Живоносный источник»

К югу от придела священномученика Кириака находится место Обретения Животворящего Креста с кладезем, именуемым Живоносный источник.

Первоначально свод придела был глухим. Овальное отверстие над кладезем относится к XVIII в., когда наверху: построили «палатку» в виде высокого четырехгранного светового фонаря-лантернина. Ныне здесь восстановлен деревянный Крест в меру Креста Господня.

Живоносный источник был освящен после возобно¬вления Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря 5/18 января 1994 r., в Навечерие Богоявления.

Кладезь Самарянки

На северном склоне монастырского холма находится еще один источник. Он именуется кладезем Самарянки, напоминая о Евангельском событии - беседе Иисуса Христа у колодца с женщиной из Самарии, которой Господь казал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а то будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,13-14).

Над этим источником тоже существовала монастырская часовня, снесенная в годы воинствующего безбожия.

Набирая воду из кладезя Самарянки, паломники поют песнопения из Великого канона святого Андрея Критского.

Силоамский источник

От Иордана пройдем к Силоамскому источнику, расположенному у подножия монастырского холма с северо-западной стороны. Название источника вызывает в памяти
события Священной истории, связанные со знаменитой Силоамской купелью близ Иерусалима. По преданию, в V В. до н. Э. царь Манасия велел подвергнуть святого пророка Исайю страшным мучениям в царских садах Силоама. Тело пророка распиливали пилою, он страдал от боли и жажды. И тогда, чтобы напоить мученика, из-под скалы брызнул источник.

Свое название источник получил потому, что многие больные, искупавшись в нем, исцелялись от своих недугов, так же как и те, кто окунался в Силоамский водоем, при котором была купальня Силоамская. Над Силоамским источником в Новом Иерусалиме находилась деревянная часовня, именуемая “Силоамская купель”. Она была построена в 1845 г. Ежегодно в праздник Преполовения Пятидесятницы из Воскресенского монастыря к Силоамской купели совершался крестный ход для освящения воды. Внутри часовни был каменный колодец, по стенам - иконы, перед которыми стояли подсвечники. По краю колодца висели металлические ковши с длинными, загнутыми на конце ручками. Воду для паломников черпал и разливал монах, несший послушание в часовне.

Силоамская часовня снесена в 1930-х гг. Однако источник уничтожить не удалось, хотя вплоть до 1990-х гг. по приказу местных властей к роднику время от времени подъезжал груженный доверху самосвал и высыпал в воду землю или песок.

Первое после возобновления Воскресенского монастыря освящение Силоамского источника было совершено в Крещенский сочельник 5/18 января 1994 г. С тех пор освящение воды в источнике совершается ежегодно в праздник Богоявления Господня.

В нашей мастерской Вы можете купить икону Божией Матери , Спасителя и других святых в серебряных окладах . А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.

Посещение монастырей, святынь в последнее время становится все более популярным не только среди жителей нашей страны, но и среди туристов, приезжающих к нам в гости. Приехав в Москву, у туристов возникают вопросы: где находится Сретенский монастырь , как добраться на метро или на любом другом транспорте.

История возникновения

В центре столицы, на Большой Лубянке, расположена великая святая обитель. История ее появления относится еще к 1395 году. Это время знаменито нападениями Хана Тамерлана и его орды на Русское государство. После того как им были взяты несколько городов, Хан отправился на Москву. Митрополит приказал отвезти икону матери заступницы во Владимир, где она будет находиться в полной безопасности. По всему пути следования, стояли русские люди и молились о спасении земли русской.

На месте, где произошла встреча Митрополита Киприяна и иконы спасительницы , в дальнейшем и был возведен монастырь на Сретенке. Участники этих событий рассказывали, что в ночь, когда икона заступница перевозилась во Владимир, Тамерлану приснился сон. Во сне к нему пришла таинственная женщина, повелевавшая вернуться ему домой. Посоветовавшись со своими мудрецами, Хан обошел Москву и отправился на юг.

С 1925 до 1991 святыня была закрыта, и собор стал вновь действующим. Современный монастырь объединил в себе 40 монахов - мужчин, которые живут в нем. На протяжении суток, служители монастыря молятся, а в праздничные дни, сюда стекается большое количество верующих.

Учитывая давность постройки, восстановление святыни идет постоянно, но это не мешает проведению молебен и служб. Начиная с 1999 года, в нем проводятся семинары и лекции. На его территории живут студенты, которые несут обед послушания.

Достопримечательности и святыни

Учитывая то, что XX век знаменит разрушительными войнами, до наших дней дошло мало святынь, но те, которые сохранились, бережно хранятся служителями обители . Среди святынь сохранились:

Расписание служб

Учитывая то, что это монастырь, монахи находятся в постоянной молитве и молятся за мир на всей земле, за людей, живущих в нем. Кроме того, проводятся и службы, которые может посетить каждый желающий. Богослужения проводятся по следующему графику:

  • Начиная с 6:30 утра молебен Полуношница.
  • Литургия для верующих начинается с 8:00, а вечером с 18:00.
  • В праздничные и выходные дни служба начинается в 7:00 и в 10:00

На официальном сайте постоянно информация обновляется, поэтому все изменения можно найти на сайте, перейдя по ссылке: www.pravoslavie.ru/1107/а

Как добраться до монастыря

Сретенский монастырь, официальный сайт, как доехать все эти вопросы возникают в том случае, если туриста, который первый раз приехал в город. Все зависит от того, на каком виде транспорта вы решили это сделать. Если вы приехали в Москву не на своем транспорте, то можно воспользоваться метро.

Добраться на метро, наверное, проще всего. Вы минуете пробки, а также не нужно думать о том, где правильно припарковать свой автомобиль.

В случае если вы собрались посетить монастырь, то потребуется адрес. Сретенский монастырь адрес в Москве, метро: ул. Большая Лубянка 19, корпус 1. При появлении вопросов информацию можно получить по контактному номеру телефона 623−34−44 (код Москвы 495). Станцию метро выбирайте ту, которая ближе к вам.

Ближайшие гостиницы и хостелы

Приехав в Москву с туристической поездкой , необходимо знать, где можно остановиться с ночевкой. Тем более чтобы рассмотреть все внутри, посетить службу, послушать, как поет мужской хор, потребуется не один день.

Посетив Сретенский монастырь, человек увидит не только красиво выстроенное здание, но еще и произойдет духовное очищение.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Небольшое помещение, очень необычный иконостас – медный, чеканный, вызолоченный. Немцы, отступая взорвали все, а этот храм остался цел, иконостас уцелел, полностью восстановлен.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

На фреске изображен император Константин, перед боем за взятие Рима – Вечного города. Силы были неравные, накануне Константину и всему его войску было знамение, причем, днем – знамение Креста Господня, с надписью – «сим побеждай». А ночью знамение было разъяснено: во сне явился Иисус Христос и велел сделать в форме креста знамя и с ним идти в бой. Победа была одержана. С Константина прекратились гонения на христиан.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

На этой фреске мать императора Константина – Елена. Константин дает ей задание, найти Крест, на котором был распят Христос. Елена очень долго искала, это целая отдельная история, которую экскурсовод подробно и красочно рассказывает. Когда Кресты были найдены (три), надо было определить, какой же служил распятием Христу. Вот на фреске и изображено, что к умершему прикладывают кресты, от прикосновения одно из них умерший оживает. Так и был найден Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос. На месте, где Елена нашла Крест Господень, у нас здесь, в Новой Иерусалиме, забил святой источник. Сейчас проход закрыт, вода подается на верх в отдельную палатку, там можно набрать воду.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Свод этого подземного храма.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Один из Приделов Страстей Господних с высоким керамическим изразцовым иконостасом. Это Северный придел, называется придел Написания титла. В Иерусалиме здесь хранилась дощечка, надпись на которой говорила о вине Иисуса Христа.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Здесь специально оставили, чтобы была видна кладка: каменные глыбы, а сверху красный кирпич – как строили и достраивали.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Это очень красивый придел, весь золотой, но я прослушала, что это… :(

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Икона Тихвинской Богоматери.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Церковь Успения Пресвятой Богородицы или Успенский придел. Здесь есть прообраз темницы, где содержались узники под стражей перед казней.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

С этого же места Матерь Божия оплакивала своего сына, когда его повели на казнь.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вид на алтарь Успенского придела. Самый большой изразцовый иконостас в монастыре. Здесь находится главная святыня – ковчег с частицей мощей (десницей – рукой) мученицы Татьяны. Новоиерусалимскому монастырю сей дар преподнесла царевна Татьяна, сестра царя Алексея Михайловича. Ковчег украшали драгоценные камни, поэтому сложно монастырю было получить назад этот дар, который хранился в фондах музея.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Икона, Иисус Христос перед казнью, в колодках.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

А вот то, куда заглядывает женщина – в стене помещение Темницы Господня. Там находятся каменные колодки, как на иконе; паникадило с шипами тернового венца.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Основной, главный иконостас Воскресенского собора.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

12 ярусов иконостаса

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

рядом с иконостасом

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Так как здесь должны были проходить главные богослужения, то были сооружены две сени, красная, с орлом – для царя

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

зеленая, с крестом – для патриарха

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Часовня Гроба Господня (кувуклия) с разных ракурсов, сложно остановиться, не снимать, слишком красиво и даже, я бы сказало, благоговейно… Подробно о часовне было в , сейчас – просто фото

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ура, почти получилось

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вид с обратной стороны от входа в часовню

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Шатер ротонды, он ведь рухнул от тяжести, поэтому такой ажурный в стиле барокко возводится по проекту В.В.Растрелли

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Чудотворная икона Божьей Матери «Троеручицы». Еще одна. Про первую – в первой части. Этот образ прислан был Никону в 1663 году из монастыря на Афоне, но он пропал, а это список – XIX века. А придание такое: Иоанн Дамаскин занимал должность в VIII веке советника халифа в Дамаске. Писал письма своим знакомым в Византию, где обличал правящего императора Льва Исаврянина в ереси иконоборчества. Император в ярости и приказывает оклеветать Иоанна Дамаскина. Было подложное письмо, разгневанный халиф приказывает отрубить Иоанну кисть правой руки и вывешивает ее на площади в знак устрашения.

Через друзей Иоанну вернули отрубленную руку, он в келья стал молиться перед иконой Божией Матери об исцелении. Молился долго, усердно, много часов, уснул перед иконой. Проснувшись, увидел, что рука цела, только небольшой рубец есть на месте отсечения.

В благодарность Иоанн сделал изображение кисти из серебра и приделал в углу иконы. Отсюда имя — «Троеручица».

Где находится Новоиерусалимский монастырь

Как добраться до Новоиерусалимского монастыря

Есть несколько способов доехать до монастыря, каждый из которых имеет свои преимущества.

  • На электропоезде вы можете добраться до Истры где-то за час. Вам нужно сесть на электричку Рижского направления и ехать до ст. «Ново-Иерусалимская» (отсюда будет немного быстрее) либо «Истра». Потом садитесь на автобус и едете до ост. «Монастырь». От ж/д станции «Ново-Иерусалимская» до монастыря можно дойти и пешком, это займет минут 20.
  • От Москвы вы также можете добраться до монастыря на автобусе №372 , который отъезжает от м. «Тушинская». Вам необходимо ехать до ост. «Почта», а потом пересесть на автобус до ост. «Монастырь».
  • На собственном автомобиле вы можете доехать до г. Истра из Москвы по Новорижскому либо Волоколамскому шоссе. Дорога длится около 45 км.

Особенности посещения монастыря

Новоиерусалимский монастырь в Истре открыт ежедневно для посещения паломников и туристов, время его работы – с 7:00 до 20:00.
Каждый день в стенах монастырских храмов совершаются Божественные таинства : богослужения, исповеди, причащения, крещения, поминовения и другие.

Ныне на монастырской территории действуют несколько экскурсионных программ:
  • Обзорная экскурсия , в процессе которой вы познакомитесь не только с храмами и святынями монастыря, но и узнаете много нового о его истории и сокровищах;
  • «Евангелие для детей» – детская экскурсия, специально адаптированная для детей дошкольного и школьного возраста, которая познакомит ваших чад с монастырем и главными библейскими ценностями;
  • Сборные экскурсии по монастырю , рассчитанные на людей, путешествующих в одиночку. Начинаются в 11:00, 13:00 и 15:00 ежедневно. Для группы менее 10 человек стоимость такой экскурсии составит 2500 рублей, если в группе наберется более 10 участников – 250 рублей/чел. (100 рублей для детей до 16 лет).

Важно! Помните, что на территории монастыря, в особенности в храмах, необходимо соблюдать строгие правила, о которых вы можете узнать в Паломнической службе либо на сайте монастыря.

Также в Новоиерусалимском монастыре вы можете заказать Таинства и требы . Для этого обратитесь в свечной ящик либо позвоните по телефонам, указанным выше.
Очень интересен Музей Новоиерусалимского монастыря , который вы можете посетить за дополнительную плату с 10:00 до 18:00 в любой день кроме понедельника.

Расписание служб в монастыре в Истре

Знаете ли вы? Новоиерусалимский монастырь, как и большинство других, составляет свое расписание богослужений в зависимости от церковного календаря. Точное расписание на каждую седмицу уточняйте на сайте монастыря либо по телефону Паломнической службы.

  • Первые утренние богослужения начинаются, как правило, в 7:00 (в 8:00 по воскресеньям);
  • а вечерние – в 17:00;
  • по воскресеньям обычно также читается поздняя утренняя Литургия в 10:00.

Где можно остановиться рядом с монастырем

В г. Истра есть множество гостиниц и отелей на любой вкус и различной стоимости, где вы можете остановиться на несколько дней либо переночевать.
Паломническая служба монастыря обычно рекомендует Гостиницу «Ливадия» либо «Дом-гостиницу» . У них хорошие, комфортные условия проживания, стоимость номера может составить от 1400 до 6000 рублей.

История Новоиерусалимского монастыря в Истре

История монастыря тесно связана с жизнью Патриарха Никона , который основал собор в 1656 году .

Знаете ли вы? Личность великого Патриарха оставила противоречивые следы в истории, начав раскол Православной церкви. До сих пор среди церковных служителей встречаются ярые поклонники и противники его действий, а однозначное мнение о жизни церковного деятеля составить достаточно сложно.

Как бы там ни было, основание многих монастырей, среди которых «любимчиком» Патриарха стал именно Новоиерусалимский – важная заслуга Никона.
По разным причинам строительство монастыря длилось довольно долго, несколько раз приостанавливалось. Главный его собор был освящен в 1685 году .
В XVIII веке монастырь несколько раз был частично разрушен при пожарах, но его успешно восстанавливали с помощью русских правителей.

С XIX по начало XX века монастырь стал одним из самых популярных мест для паломничества .
С приходом Советской власти монастырь закрывают, но даже тогда его признают ценным Историко-архитектурным объектом Всероссийского значения и продолжают заботу об этом месте, создав здесь Краеведческий музей .
Сильно пострадал монастырь в годы ВОВ, многие его храмы были почти полностью разрушены. Уже с 50-х гг. прошлого века началось медленное восстановление монастыря.
В 1994 году монастырь был снова возвращен Русской Православной Церкви , реставрационные работы начались с удвоенной силой, а в его храмах вновь зазвучали Божественные песнопения.
Реставрация монастыря все еще продолжается. Нынешние русские правители продолжают традиции своих предков и выделяют немало средств на помощь Новоиерусалимскому монастырю.

Достопримечательности монастыря

Воскресенский собор является не только главным храмом Новоиерусалимского монастыря, но и одной из главных его архитектурных достопримечательностей.
Это очень красивое и в самом деле монументальное строение, которое состоит из 4 основных частей:

  • Собор Воскресения Христа – четырехстопный крестово-купольный храм, который завершается главой;
  • Церковь свв. Константина и Елены – необычная подземная церковь, находящаяся на глубине 6 м.;
  • Красивая колокольня , которая была полностью разрушена в 1941 г. и недавно восстановлена;
  • Ротонда , располагающаяся над Часвоней Гроба Господня (кувуклией).
  • Собор прекрасен и снаружи, и внутри. Внутри лично мне он нравится даже больше – здесь можно увидеть очень светлые, просторные и нарядные залы, богато украшенные лепниной и росписью.
    Красива сама по себе и облагороженная территория монастыря, и другие его храмы. Здесь находится Монастырский парк (Гефсиманский сад) с множеством своих достопримечательностей.

    Важно! В связи с реставрационными работами часть объектов может быть закрыта.

  • Также рекомендую посетить Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» , находящийся на территории монастыря. Рядом расположился еще один интереснейший объект – Музей деревянного зодчества.

Святыни Новоиерусалимского монастыря

Поскольку монастырь в какой-то степени повторяет главный христианский храм, есть тут все «атрибуты», повествующие о жизни Спасителя. Здесь вы можете увидеть Голгофу, Иордан, и многое другое.
К главным святыням монастыря относят:

  • Разборную модель , которая была выполнена в XVII веке в Иерусалиме из кипариса, слоновой кости и перламутра и использовалась как модель для строительства Воскресенского собора;
  • Фрагмент омофора Патриарха Никона, который был изготовлен на в 1597 году;
  • Дарохранительницу из придела св. Марии Магдалины священный сосуд, предназначенный для хранения Тела и Крови Христовой, выполнена из серебра с золочением в конце XVIII – начале XIX века;
  • Антиминс , датируемый XVII веком, с подписью Патриарха Никона, освятившего его.

Новоиерусалимский монастырь славится также и своими иконами. Самой ценной и почитаемой из них является икона «Господь Вседержитель со св. Филиппом и Патриархом Никоном» , написанная в 1657 году в честь перенесения в Москву мощей свт. Филиппа. Сейчас икона находится в экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Знаете ли вы? В окрестностях Истры также было обнаружено несколько святых источников с целебной водой.

Фото Новоиерусалимского монастыря

Монастырь, выглядывающий из утренней туманной дымки, выглядит особенно романтично.

Вот так выглядит грандиозный комплекс почти отреставрированного монастыря.


Это Воскресенский собор – главный храм монастыря.


А это внутри (Кулуквия и Ротонда) – масштабы потрясают!


Один из алтарей храма – вот такая красивая лепнина украшает почти все стены храма.


Вход в уникальную подземную церковь.

Новоиерусалимский монастырь на видео

Как по мне, Новоиерусалимский монастырь стоит посетить всем – как глубоко верующим людям, так и любопытным туристам – каждый здесь найдет что-то для себя и, возможно, вдохновится вспомнить о душе и о вечных ценностях. Так что всем желаю плодотворного путешествия.

А если вы уже бывали в этом великолепном месте, с радостью почитаю ваши комментарии с впечатлениями от поездки.

Откровение Патриарха Никона.

Воскресенский ставропигальный Ново-Иерусалимский мужской монастырь не похож ни на один из известных мне монастырей. Он, собственно, и не столько русский, сколько вселенский, всемирный и даже надмирный образ чего-то непостижимого - великого, неземного. Проникнуть в тайну Ново-Иерусалимского монастыря в наше время стремится все больше и больше людей.
Обитель прекрасна в погожий день, когда в куполе главного Воскресенского храма горит неземным огнем подмосковное солнце. В отраженном свечении оно ярче. Не образ ли Вечного Солнца Правды, незаходящими лучами освещающего Иерусалим Небесный?
Здесь все проникнуто вечным смыслом и все особенно, неслучайно. Мы подходим к восточным воротам, через которые Христос въезжал в Иерусалим, теплым апрельским вечером, сгущались сумерки. Напротив южной стены монастыря, вдалеке, полыхало зарево пожара, слышались тяжелые удары, вспоминалась Палестина, осажденная израильскими танками Храм Рождества Христова в Вифлееме, пожары ближневосточных войн.
За триста пятьдесят лет, будто мгновение вечности пронесшихся над Новым Иерусалимом, Россия вряд ли стала ближе ко Христу. Тогда, в середине XVII столетия, самобытная Православная цивилизация столкнулась с почти непреодолимыми препятствиями на своем уже довольно долгом историческом пути. Единственный наследник Православных Византийских Императоров Царь Алексей Михайлович Тишайший осознал себя державным Покровителем и защитником всех Православных христиан. В царских дворцах строились планы покорения Константинополя и Иерусалима, освобождение от иноверцев Византии и Святой земли.

Помощником, соратником и «собинным другом» Царя стал Патриарх Московский и всея Руси Никон. Размах его личности уникален. Святейшего Никона сравнивали и с Василием Великим, и с Иоанном Златоустом, и с Константинопольским Патриархом Фотием. Он поведал Царю (и только ему) свой вселенский замысел: создать в России канонический образ Святой Земли Иерусалима. Как икона при каноническом написании привлекает к себе благодать первообраза, так и архитектурный «список» Палестины привлечет в Россию благодать ее святынь. А еще… об этом знали только Царь и Патриарх: Новый Иерусалим будет иконой Царствия Небесного, где центром мироздания является таинственный Божий Храм с престолом Пантократора и Агнца. Государь замысел понял и поддержал.
Это была блестящая кульминация очень короткой русской симфонии Патриаршей и Царской власти. Святейший Никон, воздвигая в России свой Новый Иерусалим, приобретал невиданную и ни с кем не сравнимую значимость, в чем-то даже превосходившую значение четырех восточных Патриархов и даже… Русского Царя. Чем не замедлили воспользоваться враги России. Особое участие в ссоре Царя с Патриархом принимал римский папский престол. Святейший Никон вынужден был покинуть Москву, не отрекаясь от великого Архиерейства, и на несколько лет поселился в Новом Иерусалиме. Собор «знакового» 1666 года сместил его с кафедры и объявил простым монахом. Никона отправили в ссылку, на Север. Патриарх сказал Царю: «Бог тебя судит, я еще при избрании своем узнал, что тебе, Государю, быть добру ко мне только до шести лет, а потом быть мне возненавидимым и мучимым».
Я всматривался в образ Патриарха Никона на фоне новоиерусалимского монастыря со свитком в правой руке, на котором пронзительной правдой начертано свидетельство о Воскресении Христовом: «Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия…» Может быть, этот образ, дописанный до иконы, когда-нибудь станет святыней воскресшей Руси. И ему, Святейшему Никону, русский народ будет обязан и тем, что преодолеет безчисленные прозападные «реформы», от петровских до современных, и тем, что воскресит Господь и русскую Самодержавную монархию, как оказалось впоследствии - безпомощную перед стихиями зла без содействия Патриаршей власти. И даже тот всплеск русскости, названный «золотым веком» нашей культуры в XIX столетии, при ближайшем рассмотрении оказывается только бледной светской тенью возможного, но так и не состоявшегося духовно-культурного расцвета Святой Руси.
Великие проекты Никона: выход к Балтийскому и Черному морям, провизантийские реформы всех сторон русской жизни и многое другое довелось осуществлять сыну Алексея Михайловича Петру Первому, человеку прозападно настроенному и духовно вполне ограниченному. Расправившись с патриаршеством в России, Петр I сосредоточил всю свою энергию на строительстве европейского Петербурга, а отнюдь не на освобождении от неверных Нового Рима, Константинополя, о чем так мечтал его венценосный отец. И то сказать, надо ли было стремиться к Константинополю, чтобы насадить на Босфоре вместо власти Вселенского Патриарха тот же Святейший Правительствующий Синод с его Цензурным комитетом, что и на берегах Невы? А Петербург в конце концов стал историческим музеем монархии, построившей свою империю по латинским, но никак не Византийским образцам.
Семнадцатый век обернулся семнадцатым годом и ужасающей до сих пор катастрофой. А северная ссылка Никона - соловецким СТОНом (СТОН - соловецкая тюрьма особого назначения).
- Патриарх Никон страшен для исторической России последних столетий, - сказал это и в упор посмотрел на меня послушник Виктор (Шмидт), насельник Ново-Иерусалимского монастыря. - Он страшен и для вас, и для России современной.
- Но почему же для нас?
- Знаете, как сказал один молодой человек, студент Духовной Академии, случайно заехавший к нам в монастырь? «Я ничего здесь не понимаю и уже никогда не смогу понять…» Никто, наверное, не понимает всей грандиозности стремлений Патриарха Никона и всей драматичности непонимания и неприятия его образованным русским обществом, значительной его частью. И мы по-прежнему не готовы его принять, страна не готова. В этом ключ к страшным тайнам русской истории. Хотя во всех крупнейших монастырях России он почитается как святой. Например, в молитвенном призывании Киево-Печерских старцев, в Соловецкой обители. В прошлом году Соловецкий ставропигальный монастырь подавал «дело» Патриарха Никона в комиссию по канонизации под председательством Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского. «Дело» отложено, потому что «не сформировано». Но доказательств святости Патриарха Никона более чем достаточно. Еще до революции, в 1912 году было издано описание чудотворений у гробницы Святейшего Никона, книга называлась «Дела врачебные паче же рещи чудеса целебные». (Патриарх и при жизни, в ссылке, исцелял людей). В прошлом году книга переиздана в Москве с некоторыми дополнениями под названием «Крестный путь Патриарха Никона». А в этом году исполняется 350 лет его поставления на Патриарший Престол. 37-й номер «Богословских трудов» (издание Московской Патриархии) посвящен этой дате. Отдельной книгой в Москве, в издательстве МГУ, надеемся, выйдет сборник «Патриарх Никон: жизнь и труды. Стратегия Русского Патриаршества». Наследие Патриарха Никона, как это ни странно, известно больше иностранцам, чем его соотечественникам. Еще в середине XIX века Вильям Пальмер, английский ученый-историк, перевел на английский язык неизданный труд Святителя Никона «Царь и Патриарх».
Не бывает пророк без чести, разве только во Отечестве своем.
«Столп благочестия неколебаемый, Божественных и священных канон оберегатель искустнейший, отеческий догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойнейший», - из грамоты Костантинопольского Патриарха Иакова от 5 мая 1682 года о Святейшем Патриархе Никоне, год спустя после его смерти… Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917 года, возобновивший традицию Русского Патриаршества, в грохоте братоубийственной войны начался панихидой в Новом Иерусалиме, у гробницы Никона. Патриарх–Исповедник Тихон при поставлении на кафедру был в мантии своего предшественника - Патриарха Никона.
- «Он был несдержан, груб, чрезмерно горд и еще хотел светской власти как папа», - говорят про Никона. Но ведь это полный бред его завистников, - иронизирует сотрудник паломнической службы монастыря Евгений Васильевич Коршунов. - Патриарх Никон добровольно, ради сохранения мира в стране оставил Москву, отказавшись от Патриаршества. А к расколу Церковь привели те же люди, которые интриговали против Никона и добились от Царя суда над ним. Писали всякую чушь: «… в такое прииде напыщение гордостный Никон, яко же сам ся хиротониса патриархом Нового Иерусалима, манастырь бо, его же созда, наречь Новым Ирусалимом, именуя святый гроб, Голгофу, Вифлеем…» Придворный интриган митрополит Паисий Лигарид (впоследствии была доказана его связь с католиками) в своей ненависти зашел дальше других: дескать, Никон имел 80 саккосов и по двадцать раз за Литургией переоблачался, желая быть подобным Вышнему, расчесывался в алтаре перед зеркалом, приравнивал себя к святым и, наконец, только тем и занимался, что «запершись, считал золото, драгоценности и сибирские меха».
Да, Святейший мало учитывал политическую конъюнктуру своей эпохи, он был прямым, безхитростным, иногда резким, в народе его очень любили. И в то же время он - тонкий ученейший богослов, духовидец-молитвенник, церковный зодчий, строитель, мудрый государственный деятель. Недаром Алексей Михайлович в лучшую пору их дружбы пожаловал Патриарха Никона царским титулом «Великий Государь», но этого Святейший никогда не домогался. Не был он идеологом в узком смысле этого слова, понять его в наш идеологизированный и одновременной безпринципный век совсем не просто, это слишком глобальная фигура и для предков наших, и для нас. Мы до сих пор не можем его вместить. Личность византийского размаха, безусловно. Старообрядцы (русские протестанты) к нам иногда заезжают, так, знаете, фыркают, говорят, это гнусно, гадко… Грустно их слушать. Пойдемте, я проведу вас.

Вслед за своим провожатым мы входим в полуразрушенный внутри храм Воскресения Христова. Огромный, небесных размеров алтарь с тронами для невидимого присутствия на богослужениях пяти вселенских Патриархов, камень повития, часовня Гроба Господня, придел Ангела, фотография взрыва, устроенного отступавшей по Волоколамскому шоссе от Москвы дивизией СС - Райх (колокольня после взрыва не восстановлена до сих пор, все восстановительные работы государством прекращены еще в самом начале 90-х годов). Заалтарный обход, темницы Христова и Иоанна Предтечи. Поднимаемся на Голгофу, читаем молитву Святому Кресту. Тишина. Под Голгофой - гробница Святейшего Никона. Невероятное на земле количество ангельских ликов под мощными, высочайшими сводами и ниже, рядом с нами, почти у самой земли. Мы не оставлены ангельскими чинами. И кажется, что в полуразрушенном храме, в его неразгаданной тишине мощно, не прекращаясь ни на минуту, звучит торжественно непобедимое: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». Пасху встретят именно здесь, у этого престола, в этом вселенском размахе, почти в Небесах. Христос Воскресе! По узкой лестнице спускаемся в подземную церковь святых равноапостольных Константина и Елены, первого Православного Византийского Императора и его Царственной матери, обретшей Крест Господень на Святой Земле. Святой колодезь на месте обретения Креста. Святейший Никон был счастлив, когда узнал, что из-под Голгофы Нового Иерусалима забил живоносный источник, кладезь нахождения, как на Голгофе древней. Господь благословил безпрецедентный замысел Патриарха и дал это знамение Своего покровительства Иерусалиму Новому! «Сим победиши!» - явил Господь на небе знамение креста Константину Великому, и Царь - триумфатор взял павший к его ногам языческий ветхий Рим и изменил судьбу мира! Не станем ли мы свидетелями триумфа, неизбежного, спустя века? Слишком уж грандиозно то, что он перенес на тихую подмосковную землю, и слишком невероятно забыто, а может быть просто скрыто до полноты времен?

Существует миф, якобы Патриарх Никон способствовал церковному расколу. Однако факты говорят иное. Патриарх не только не запрещал старые книги, старые церковные предания, но, напротив, неоднократно высказывался в том духе, что можно молиться как по старым, так и по новым книгам. Но лучше все же по новым. Потому что это - возвращение к Византийской традиции. Известный историк Церкви протоиерей Лев Лебедев в книге «Москва Патриаршая» убедительно доказал, что раскол произошел как раз потому, что был осужден и сослан Патриарх Никон. Он-то бы раскола не допустил. Вот почему якобы «обидное» прозвание никонианами нас старообрядцами вовсе не оскорбительно. Действительно, современная Русская Церковь во многом порождена реформами Никона. Незавершенными реформами. Но это были особые реформы, направленные не на «прогресс», а на возврат к древней Византийской традиции. Этого не поняли старообрядцы, да и мы вряд ли до конца осознаем.
Почти каждый день, кроме счастливого, тихого дня монастыря - понедельника, в подмосковный Иерусалим приезжают толпы экскурсантов. Настоящих паломников здесь немного, так как монастырь сейчас не принимает посетителей, нет гостиницы и в городке Истре, что неподалеку. Поэтому одетые в шорты, а то и чуть ли не в купальные костюмы «варвары» - явление для этих святых мест более чем обычное, хотя привыкнуть к этому невозможно, слишком уж бросается в глаза смешение стилей: великого и мелочного, вечного и новомодного, русского и псевдоевропейского. Смешно слышать восторженные пошлые шуточки каких-нибудь «умных» студентов на темы русской истории. Величественный монастырь сурово и молчаливо подчеркивает, обличает порочную низменность современного общества потребления удовольствий. «Веселитесь, смейтесь, - как бы говорят монастырские стены, - горе вам, смеющиеся ныне, ибо возрыдаете и восплачете!»
Но стоит побыть в обители чуть побольше, чем это принято в среде любопытствующих туристов, и все становится на свои места. Человек, задержавшийся здесь хоть на пару дней, раскрывается таким, каков он есть, спадет с души все притворное, суетное, ненужное. Здесь как на ладони перед Богом, да и друг перед другом тоже, стоит лишь присмотреться и тогда… «И верится и плачется, и так легко - легко…»
Может быть, это место и в самом деле ближе других на земле к Царствию Небесному? Во всяком случае, невидимо ярким потоком Божией благодати с Небес оно освещается и днем, и ночью.
Из Нового Иерусалима не хочется уезжать. Работники историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» все как один «влюблены» в это святое место, «прикипели» к нему. Весной, к дню тезоименитства Патриарха Никона, и осенью, к годовщине его успения, они собирают в монастыре научные конференции, посвященные жизни и деятельности Патриарха. И так уже не один год. Каждый, кто имел возможность подольше побыть в Новом Иерусалиме, стремится сюда опять. Иерусалимский синдром? Дыхание Духа Святого.
Еще в детстве Господь посылал Патриарху видения. Незадолго до его смерти, по преданию, на Гроб Господень в Новом Иерусалиме сошел Благодатный Огонь.
Мы вошли в Гефсиманский сад, раскинувшийся у западных стен обители. Силоамский источник, поток Кедрон, русское солнце в водах Иордана. Все так. Чуть поодаль - Елеон и… следы запустения. Разорения и вандализм преследовали обитель. Монастырь так и не возрожден, ни в архитектурном, ни в духовном смысле. Когда-то, в XVII веке, некоторые службы здесь проходили только на греческом, что подчеркивало вселенское значение обители. Братии было до пятисот человек, а сейчас только двое. Отец наместник Архимандрит Никита (Латушко) приветствовал нас:
- Благословляю. Ваша публикация необходима. Люди должны знать правду о своем великом Патриархе.
- Происходят ли сейчас чудеса у гробницы Святейшего?
- Да, происходят, у нас есть свидетельства об этих чудесах. Однако позвольте мне пока умолчать о них. Время близко, но оно еще не пришло. Для того, чтобы понять, что Патриарх Никон - святой, более чем достаточно и того, что уже известно. Он в канонизации не нуждается, его прославление необходимо нам, России, всему миру.
Не наше дело знать времена и сроки.
На гробнице Святейшего Никона, под Голгофой, царила таинственная, почти абсолютная тишина. Мощи Святейшего покоятся под спудом. Музейные работники говорят, что в тридцатые годы, когда у Церкви отбирали драгоценности, в гробу Святейшего искали вроде бы золото и алмазы. Однако, акта вскрытия гробницы не существует и сказать достоверно так это или не так, опять же, никто пока что не может.
Душа же Патриарха Никона навечно поселилась там, где «скиния Бога с человеками и Он будет обитать с ними… И отрет всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откровение 21, 3-4). Душа его там, куда сквозь огненные вселенские испытания он, твердо, не хромая, шел всю свою жизнь и куда указал кратчайший путь всем нам.
Прощальный взгляд на Новый Иерусалим. Фото на память. На черной весенней земле перед нами - камень в меру того, что отвалил Ангел от двери Гроба, а еще подальше 100-пудовый колокол. Когда эсэсовцы взрывали храм, колокол этот, отлитый Новоиерусалимскими старцами Паисием и Сергием Турчаниновым, упал с обрушившейся колокольни и… не только не разбился, но и дивно звонит теперь, созывая всех на Литургию в Новый Иерусалим. Когда-нибудь его непременно поднимут на новую колокольню (для того ведь и не разбился), и он огласит каким-то последним неведомым словом Россию. Но это будет уже другая страна, другая эпоха. Не та ли, уже самая последняя, в которой на малое время прощальным огнем вспыхнет крест над Константинопольской Софией, над Новым Римом, как сверкнул нам на прощание крест над Воскресенским Храмом Ново-Иерусалимского монастыря?
Не нам давать ответ на этот многовековой вопрос.