Национализм воинственный или воинствующий. Национализм и основные формы его проявления


Национальная политика Александра III в противовес традиционной российской веротерпимости и покровительственному отношению к малым народам определялась буквально понятым православным патриотизмом и стремлением добиться слияния всех подданных Российской империи в единую нацию. Сам глубоко религиозный император и его ближайшее окружение, опираясь на православно – славянофильские идеи, стремились укрепить самодержавие, осуществляя с 80 – х гг. бюрократическими методами политику воинствующего великодержавного национализма, насильственной русификации и утверждение православия.

Эта политика особенно ярко проявилась в отношении Царства Польского и Финляндии. В Финляндии в конце 80 – х –начале 90 –х гг.была упразднена самостоятельность финляндского почтового ведомства, введен обязательный прием русской монеты, преобразован Сенат в целях ослабления его политического значения.

В Польше усиленно насаждался русский язык в школе. В 1885 г. был закрыт Польский банк. Вся деятельность администрации была направлена на превращение Царства Польского в Привисленский край.

В прибалтийских губерниях в конце 80 –х гг. местные судебные и административно – полицейские учреждения были заменены общеимперскими, начал активно внедряться русский язык, что объективно ослабляло позицию немецкого дворянства, снижая его влияние на местное население (латышей и эстонцев). Вместе с тем в 1883 г. небывалый размах приобрело в Прибалтике обращение населения в православие. Всего за период правления Александра III из лютеранства в православие перешло более 37 тыс. человек.

Дискриминации подверглась национальная культура украинцев и белорусов, их языки были запрещены к употреблению. Подверглась гонению унианская церковь.

В течение царствования Александра III в православие было обращено более 8.5 тыс. мусульман и более 50 тыс. язычников.

Политика преследований и ограничений проводилась в отношении евреев. В мае 1882 г. были изданы « Временные правила», запрещавшие евреям селиться вне городов и местечек, за исключением существующих земледельческих колоний, что должно было, с одной стороны, ослабить волну антиеврейских выступлений, прокатившуюся в 1881 г. по западным губерниям и Польше, а с другой – ограничить места проживания евреев « чертой оседлости». Евреи лишались права приобретать имущество в сельских местностях. В 1887 г. циркуляром министра народного просвещения Делянова была установлена процентная норма приёма евреев в средние и высшие учебные заведения: 10% - в «черте оседлости», 5% - вне ее и 3% - с столицах. В 1891-1892 гг. специальными законами было ограничено проживание евреев в Москве и Московской губернии и выселено около 20 тыс. человек.

Разработка и проведение политики контрреформ. С июня 1882 г. до конца 1885 г. происходит установление нового курса и намечаются общие контуры преобразований, главной задачей которых являлось усиление роли поместного дворянства как опора самодержавия.

Император и его ближайшее окружение избрали тактику постепенной и последовательной ликвидации установлений предыдущего царствования. Первым детищем нового правительственного курса стал университетский устав 1884 г. Он фактически уничтожил автономию университетов. Ректор, деканы и профессора отныне назначались, при этом учитывались не ученые заслуги, а «религиозно – нравственное и патриотическое направление». Были резко ограничены права ученых коллегий, уничтожен университетский суд. Вся университетская жизнь ставилась под надзор попечителя учебного округа и министра. Вводилась система государственных экзаменов и оплата студентами права посещения лекций и практических занятий. Значительно возросла власть императора студентов, соединявшая в себе судебную и административную функции.

Обсуждение нового устава выявило значительные разногласия среде членов Государственного совета, большинство в котором принадлежало либеральной оппозиции. Однако Александр III утвердил мнение меньшинства.

Основная работа по созданию проектов контрреформ сосредоточилась в Министерстве внутренних дел, а главным разработчиком стал правитель канцелярии министерства, бывший предводитель дворянства А. Д. Пазухин.

К осени 1886г. был готов проект земской контрреформы. Важным шагом в ее осуществлении стало принятие 12 июля 1889 г. закона о земских участковых начальниках. При его обсуждении в Государственном совете против этого закона высказалось подавляющее большинство, но Александр III вновь поддержал меньшинство. Земские начальники назначались министром внутренних дел из числа потомственных дворян и должны были заменить институт мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд. Они утверждали и смещали должностных лиц крестьянской администрации, без суда налагали штрафы и подвергали крестьян аресту. Закон о земских начальниках увеличивал правительственную опеку над крестьянами, подчинял их административной и судебной власти дворян.

Следующим шагом было принятие 12 июня 1890 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», установившего сословный принцип выборов в земства и усиливший правительственный контроль за их деятельностью. Первая курия отныне включала только дворян, имущественный ценз для них был уменьшен, а число гласных увеличено. Для городской курии ценз был повышен. А крестьяне лишались выборного представительства: губернатор сам назначал крестьянских гласных из числа избранных крестьянами кандидатов. Постановление земств могло быть отменено губернатором, если он считал его «нецелесообразным».

Вместе с тем, встретив неприятие проекта земского положения в Государственном совете, Александр III счел преждевременным окончательную ликвидацию выборности и все сословности земских учреждений.

Вслед за земской контрреформой на повестку дня был поставлен вопрос о городском самоуправлении, «нелепость» которого, как заметил Александр III, давно осознана правительством». «Городовое положение» 11 июня 1892 г. значительно ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления, усиливало право администрации. Городской голова и члены городской управы объявлялись государственными служащими и, следовательно, попадали под контроль администрации.

Судебные преобразования. Настойчивыми, но осторожными были действия Александра III против «судебной республики» - судебных установлении 1864 г. Последовательно ограничивалась сфера компетенции судов. Продолжалось наступление на гласность судопроизводства. В дополнение к ограничению гласности по политическим процессам, введенному уже в 70 – е гг., закон 12 февраля 1887г предоставил министрам внутренних дел и юстиции право объявлять закрытыми заседания суда. В апреле 1887г. был повышен имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что ставило препятствия к демократизации их состава. По закону 7 июля 1889 г. из ведения суда присяжных изымались наиболее значительные дела. Серьезный удар по судебным уставам нанесла ликвидация мировых судов в связи с введением института земских начальников в 1889 г.

В целом принятые меры не ликвидировали основные принципы судебной реформы: несменяемость судей, гласность и суд присяжных. Задачу полного пересмотра судебных уставов 1864 г. взялся решить назначенный в 1894 г. министром юстиций Н. П. Муравьев, главный прокурор на важнейших политических процессах. Но завершению судебной контрреформы помешало изменение политической обстановки после смерти Александра III.

Политика в области цензуры в 80-х – начале 90-х гг.была направлена на искоренение инакомыслия даже в самой умеренной форме.

«Временные правила о печати» 27 августа 1882 г. предоставили право министерствам просвещения, внутренних дел и Синоду закрывать газеты и журналы «вредного направления». Издания, получившие «предостережение», должны были проходить предварительную цензуру. Большое распространение получила практика издания специальных циркуляров, которые ограничивали круг тем, разрешенных для освещения в прессе.

В 1883г. Главное управление по делам печати возглавил соратник М. Н. Каткова, Е. М. Феоктистов, под руководством которого восстановилось всесилие цензуры. В том же 1883 г. прекращается издание либеральных газет «Московский телеграф», « Голос», «Страна», в 1884 г. – «Русского курьера». Общественным событием стало закрытие в апреле 1884 г. самого демократического журнала – «Отечественные записки» под редакцией М. Е. Салтыкова-Щедрина. Всего за 1882-1893 гг. прекратило существование 15 изданий, из них 10-в первые 4 года.

Цензурным запретам подвергалась и непериодическая печать: за все время правления Александра III было запрещено 72 книги, среди них произведения Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова. Цензурные комитеты накладывали запреты на издание рукописей на украинском языке, на ввоз в Россию из-за границы ряда книг и журналов.

Значительное внимание уделялось цензурой драматическим произведениям: из почти 4 тыс. рассмотренных цензорами русских пьес за 1882-1891 гг. было запрещено к постановке более 1300.

Активно вмешивалось цензурное ведомство в работу библиотек. С 1884 г. вводиться чистка библиотечных фондов: на основании специальных списков производиться изъятие книг и журналов.

Экономическая политика Александра III была направлена на решение двух важнейших задач: ускорение хозяйственного развития страны и поддержка и укрепление позиции дворянства. В решение первой задачи глава Министерства внутреннего рынка, одновременный подъем сельского хозяйства и промышленности и упрочнение положения средних слоев населения. При этом он выступал за разработку налогового законодательства, благоприятствующего развитию промышленности и сельского хозяйства, и против государственного финансирования промышленности.

9 мая 1881 г. был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и списании недоимок по ним на предыдущие годы. А 12 декабря 1881 г. был обнародован указ о переводе всех временнообязанных крестьян на обязательный выкуп к 1 января 1883 г. В 1886 г. все государственные крестьяне были переведены на выкупные платежи.

Убытки, понесенные казной, призвано было покрыть повышением земельного налога в 1,5 раза, налога на городскую недвижимость, а также ставок акцизных сборов на табак, спирт и сахар.

Постепенная отмена подушно подати (1882-1886) сопровождалась развитием других форм налогообложения: увеличились доходы от денежных вкладов, возросли акцизы, было преобразовано торгово-промышленное налогообложение, почти вдвое повышены таможенные пошлины.

Обременительной для бюджета страны была система государственных гарантий доходов частных железных дорог. При Н. Х. Бунге вводиться контроль над железнодорожным хозяйством и начинается выкуп государством частных и финансирование строительства казенных железных дорог.

В 1883 г. возобновляется создание акционерных частных банков. В 1885г создается Дворянский земельный банк, призванный поддержать помещичье землевладение (против его создания выступал Бунге).

В январе 1887 г. Н. Х. Бунге ушел в отставку под нажимом консерваторов, обвинивших его в неспособности его преодолеть дефицит госбюджета. Сменивший его А. И. Вышнеградский (1887-1892) был известным ученым-математиком и одновременно крупным биржевым дельцом. Он сохранил общую направленность экономической и финансовой политики своего предшественника, сделал упор на накопление денежных средств и повышение курса рубля путем финансовых и биржевых операций.

Вышнеградский усилии протекционизм в таможенной политике. В целом за 1880-1890гг. повышение пошлин на импорт принесло увеличение дохода почти на 50 %. В 1891 г. был осуществлен общий пересмотр таможенного тарифа с цепью его централизации и уничтожения местных тарифов. Благодаря протекционистской таможенной политике увеличился ввоз в Россию иностранных капиталов (за 1880-1890 гг. с 98 млн. руб. до 215 млн).

Вновь были увеличены налоги (поземельный, с городских имуществ), в1887 г. введен акциз на керосин и спички, поднят размер питейного акциза.

В результате удачной биржевой операции в 1888 – 1890 гг. была проведен конверсия внешних займов России из 5% в 4%.

В конце 80-х гг. удалось, наконец, преодолеть дефицит государственного бюджета. К 1893 г. доходы казны возросли на 60 % по сравнению с 1880 г., а расходы- на 36 %. В денежном исчислении доходы превысили расходы в 1893 г. почти на 100 млн. руб.

В области внешней политики Россия при Александре III не вела больших войн (за что его назвали « Царем – Миротворцем »), но все – таки значительно расширила свои границы в Средней Азии. В европейской политике Александр вначале продолжил ориентацию деда и отца на союз с Германией и Австрией (развитие идей и принципов Союза трех императоров), а в 1893 г. заключил союз с Францией.

В области культуры и особенно образования царская политика была направлена на развитие и укрепление русской национальной самобытности. Она выразилась, в частности, в том, что по всей стране появились многочисленные постройки в псевдорусском стиле, напоминающие византийские храмы. В это время был и построены и многочисленные храмы Христа Спасителя в разных городах.

Еще один храм Христа Спасителя был построен в ознаменование спасения царской семьи от нового покушения со стороны террористической организации « Народная воля». В октябре 1888 года. Оно произошло неподалеку от станции Борки. Хоть царь и не пострадал, последствия стресса который он испытал во время крушения поезда, сказались на его поведении всю его оставшуюся жизнь.

Период правления Александра III ознаменовался также бурным развитием музыки и изобразительного искусства. В это время появились настоящие шедевры оперной классики и живописи. Среди них – оперы А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского – Корсакова, картины Васнецова, В. Сурикова. Такой рассвет искусства во многом объяснялся тем интересом, какой проявлял к нему царь. Он следил за всеми новинками, сам часто бывал в театрах, посещал открывающиеся в столице художественные выставки и отбирал картины для созданного по его инициативе музея.

Именно при Александре III началось внедрение русской культуры в сознание и быт всех народов, населявших Россию. Создавался и образ царя – народолюбца. Вспомним, например, знаменитую картину И. Репина, где Александр III изображен среди народа, а богато украшенная рама, на которой представлены многочисленные гербы, символизирует единение российских губерний и городов.

Конечно, Александр III занимался не только государственными проблемами. Он отличался большой физической силой и выглядел как настоящий богатырь – высокий и могучий. В свободное время царь любил поохотиться и устраивал для своих приближенных императорские охоты. К своей семье Александр III относился с большой нежностью и обожал двух своих сыновей Николая и Михаила.

Казалось, что богатырская сила и выносливость обещают Александру III долгие годы царствования. Тем более, что он был еще не старым человеком: ему всего – то сорок девять лет. Царь мог шутя разорвать пальцами колоду карт, завязать в узел кочергу, но в январе 1894 года он вдруг почувствовал ухудшение здоровья. Конечно, сказались последствия психологической травмы, полученной при железнодорожной катастрофе под Борками, частые переохлаждения на охоте, давние злоупотребление алкоголем. Врачи настаивали на немедленном отдыхе и лечение за границей. Но император не захотел менять свой режим и продолжал всю ту же многочасовую напряженную работу с документами, участвовал в заседаниях Государственного совета, принимал посетителей. На сон отводилось не более пяти часов.

Врачи старались сделать все возможное, чтобы восстановить здоровье императора, и, к общей радости, на короткое время действительно наступило улучшение. Однако вскоре болезнь опять взяла свое. В начале августа 1894 года император отправился в Ливадию, где 20 октября скончался.

7 ноября в Петербурге состоялись похороны Александра III. Под грохот орудийного салюта гроб опустили в могилу. Императрица Мария Федоровна бросила в нее горсть земли, а Россию ждало трагическое царствование Николая.



Национализм - это идеология и политика, для которых характерны идеи превосходства и ис­ключительности «своей» нации, стремление к национальной замкнутости и преследование только собственных интересов. Противопостав­ляя «свою» «образцовую» нацию другим, националисты сеют недоверие и враждебность к «инородцам», подчас объявляя их виновниками кризисных явлений в своей стране и своих собствен­ных неудач. Национализм особенно «расцвел» в процессе образо­вания наций и проявляется в двух главных формах . Условно их можно обозначить как «воинствующий» и «защитный» нацио­нализм.

* Воинствующий национализм, или шовинизм (в Великобритании - джингоизм 2), - крайняя, агрессивная форма национализма. Для нее типичны пренебрежение к интересам других наций, призыв к насилию против них, разжигание нацио­нальной вражды и ненависти. Подобный национализм может проявляться по-разному и прежде всего в виде политики колониализма - господства «великих» держав (например, Ве­ликобритании, Германии, Португалии, СССР, США, Франции) над слабыми, «неполноценными» нациями. Не случайно в историчес­ких оценках колониальной эпохи (XVI в. - середина XX в.) наци­оналистическая идеология и политика такого рода получили осо­бое название - великодержавный шовинизм.

Близки по духу к шовинизму и такие человеконенавистничес­кие идеологии, как расизм (разделяющий людей на «высшие» и «низшие» расы); апартеид (политика расовой сегрегации и дискриминации, проводившаяся до начала 1990-х гг. в Южно-Аф­риканской республике); антисемитизм (враждебное отношение к евреям и их преследование со стороны людей, страдающих юдофобией). Наиболее чудовищным проявлением последнего явился гитлеровский геноцид" по отношению к еврейскому насе­лению во время Второй мировой войны (1939-1945) - так назы­ваемый холокост.

* Защитный национализм характерен для угнетен­ных наций, которые, испытав на себе внешние притеснения, на­строились на сверхпатриотизм, недоверие к другим нациям и не­конструктивное стремление к национальной обособленности. Этот национализм, хотя и вызывает понимание и сочувствие, но тоже таит в себе большие опасности, ибо на его волне могут рваться налаженные связи между этносами-соседями, возникать экономи­ческие трудности и даже конфликты.

Подобный национализм проявляется, в частности, у народов стран (Венгрии, Чехии, Польши, Латвии, Эстонии и др.), пострадавших от коммунистического империализма, исходившего от бывшего СССР. И он более чем естествен. Еще бы! «Досоветская» независимая Литва, к примеру, в конце 1920-х гг. по ряду позиций опережала Финлян­дию. Насильственное же присоединение этой страны к СССР (1940) и полвека «строительства социализма» отбросили ее далеко назад. К моменту закономерного крушения СССР (1991) Литва (как и осталь­ные советские республики) оказалась просто нищенкой на фоне процветающей Финляндии.


Сегодня бывшие советские колонии и полуколонии в Европе стремятся с помощью НАТО" и других международных организаций обезопасить себя на случай возвращения коммунистов к власти в России. И это понятно. Однако все ли в этих странах осознают, что опасность нового империализма исходит не от России вообще (и тем более не от еенарода), а от коммунистов ифашистов (причем не только российских!), которые, как показала практика ХХ в., по­всюду одержимы стремлением подавить свободу людей и заставить их жить по своей указке?

Некоторые социальные аналитики относят к защитному нацио­нализму и сионизм общемировое политическое движение евреев в защиту своих прав как единого народа. Оно возникло в концеXIX в., когда у этой нации еще не было своего государства, и со­здание такого государства было главной целью участников сиониз­ма. После образования по решению ООН еврейского государства Израиль (в 1948) сионисты сосредоточились на защите евреев все­го мира от антисемитизма и собирании их в едином израиль­ском государстве.

Конфликтные ситуации*

В.П. МАКСАКОВСКИЙ

В последнее время глобальный характер приобрели проблемы, связанные со столкновениями культур, этносов, религий, с вопросами нравственности и общественного поведения. Как правило, к ним относят национализм, преступность, терроризм, наркоманию, дефицит демократии .

Национализм - это идеология и политика в национальном вопросе, в основе которых лежит трактовка нации как высшей ценности и формы общества. В определенных, взвешенных дозах национализм не представляет большой угрозы для нормального развития общества. Но если его идеологи делают ставку на национальное превосходство, национальную исключительность, то он может принять и такие крайние формы, как шовинизм, расизм и, как часто говорят, воинствующий национализм . Такой национализм время от времени проявлялся и раньше, преимущественно в национальных и региональных масштабах. Но тот всплеск воинствующего национализма, который имел место в 90-е годы, принял уже достаточно выраженный глобальный характер. Политологи объясняют это явление усилением общей тенденции к суверенизации больших и малых этнических общностей с целью создания своих независимых государств, растущей нетерпимостью к национальным меньшинствам, усилением ксенофобии**, жертвами которой становятся в первую очередь беженцы, переселенцы и рабочие-иностранцы. Отмечается также все большее сопротивление значительной части населения процессам интернационализации и особенно глобализации международных отношений. Это означает, что воинствующий национализм является носителем дезинтеграционного начала , касающегося современной политической и экономической картины мира.

Воинствующий национализм находит наиболее яркое выражение в этнических (этнолингвистических) конфликтах . Эти конфликты характерны прежде всего для многонациональных государств, которых в мире около шестидесяти, и государств с более или менее значительными национальными меньшинствами (их примерно столько же). Они имеют сложный, противоречивый и долговременный характер, а в основе их могут лежать территориальные споры, к которым добавляются исторически накапливавшиеся обиды, воспоминания о пережитом национальном угнетении и тем более геноциде, длительная взаимная отчужденность и вражда. В развитых странах причиной этнических конфликтов чаще выступают не прямая дискриминация, нарушение прав человека, а социальное неравенство, различия в уровнях жизни национальных меньшинств и титульных наций. А конечной целью этнических конфликтов является либо получение автономии, либо завоевание полной политической независимости. И то и другое - это разные проявления сепаратизма , то есть стремления к обособлению, отделению. В наши дни сепаратизм оказывает большое дестабилизирующее воздействие на весь мировой геополитический порядок.

Сошлемся на Д.В. Зайца***, который выделяет в рамках второй половины XX в. 53 основных очага сепаратизма, занимающих тeрpиторию в 12,7 млн км2 с населением в 220 млн человек. Автор выделяет разные географические типы сепаратизма. В 20 очагах конфликты носят вооруженный характер, что особенно характерно для Азии. Специалисты обращают внимание и на то, что этнические конфликты чаще всего вспыхивают тогда, когда общее социально-экономическое положение в стране резко меняется к худшему и (или) когда наступает политическая нестабильность. Яркий пример этому - страны СНГ после распада Советского Союза, страны Восточной Европы после крушения мировой социалистической системы.

В основе возникновения многих очагов сепаратизма лежит не просто этнический, а этнорелигиозный (этноконфессиональный) фактор . Это могут быть разногласия между католиками и протестантами (Северная Ирландия, Квебек), католиками и православными, между другими религиями, но в большинстве случаев с наиболее непримиримых позиций выступает ислам, конфликтующий и с православием (Косово, Северный Кавказ, Северный Кипр), и с католицизмом (Босния и Герцеговина, Южные Филиппины), и с индуизмом (Кашмир), и с буддизмом (Мьянма).

В основе такой непримиримости лежит исламский фундаментализм , который ставит своей целью укрепить веру в фундаментальные источники этой религии, привести нормы общественной и личной жизни в соответствие с заповедями ислама, заставить верующих неукоснительно выполнять предписания Корана и шариата, утверждать основы исламской экономики. Для крайних экстремистских течений такого фундаментализма характерны резко агрессивное неприятие европейско-христианских духовных ценностей, повышенная политическая активность, готовность прибегнуть к насильственным методам борьбы, включая террористические. Все население при этом делится на правоверных мусульман и «неверных» (немусульман). Особая опасность исламского фундаментализма связана с тем, что единый территориальный массив исламских стран составляет значительную часть всего Юга. Да и население его быстро возрастает. По некоторым оценкам, в 2020 г. мусульмане могут составлять едва ли не 30% всего населения Земли.

Глобальный характер в наши дни приобрело и такое явление, как преступность . Во-первых, потому, что в большей или меньшей мере оно свойственно всем странам мира, особенно если иметь в виду разнообразие возможных административных, хозяйственных, уголовных и других преступлений. И, во-вторых, потому, что ныне в мире существуют уже международные преступные синдикаты.

То же можно сказать и о терроризме , который также может быть внутренним и международным. В наибольшей мере терроризм свойствен исламскому фундаментализму. Об этом свидетельствуют теракты смертников исламской ХАМАС в Израиле, действия международного исламского терроризма в Чечне, на южной границе Таджикистана и в других местах.

Глобальной в наши дни стала и проблема наркомании , которая приобрела характер настоящей эпидемии. Достаточно сказать, что ежегодный оборот торговли наркотиками ныне составляет 500 млрд долл., из всех видов теневой экономики уступая по этому показателю только торговле оружием. В мире существуют три главных центра производства наркотиков, причем каждый из них имеет свою производственную и сбытовую специализацию и свои центры легализации доходов. Среди главных очагов потребления наркотиков фигурируют многие крупные города мира. Наркомания тесно связана с преступностью, многие наркоманы идут на преступления для того, чтобы удовлетворить свою потребность в кокаине или марихуане.

Глобальной проблемой продолжает оставаться дефицит демократии .

На Западе есть неправительственные организации, которые регулярно определяют «индекс демократичности», исчисляемый на основе характера выборов законодательной власти, ее сменяемости, открытости в подборе руководителей и т. п. Итоги таких расчетов нетрудно угадать: максимально возможный рейтинг (10 баллов) обычно получают развитые страны Запада. За ними следуют страны Латинской Америки (около 7), постсоциалистические страны, страны Южной и Восточной Азии, Африки к югу от Сахары. А последние места в этом рейтинге занимают арабские мусульманские государства Юго-Западной Азии и Северной Африки.

Важно, однако, что общее число стран, последовательно выступающих за принятую ООН еще в 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека, все время возрастает. По оценке авторитетных западных источников, в 1974 г. к числу таких стран относилось менее 30% всех государств мира, а в 90-е годы уже 60%. Но наряду с ними существуют государства с недемократическими авторитарными**** и тоталитарными***** режимами, в качестве примера которых чаще всего приводят Ирак и Ливию.

При рассмотрении других глобальных проблем нельзя не обратить внимания еще на одну проблему, которая является в какой-то мере производной от охарактеризованных выше. Речь идет о проблеме беженцев.

Согласно Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженца и Протоколу 1967 г., беженцем считают лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений могло стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений...» Наряду со статусом беженца существует и близкий ему статус перемещенного лица . Так называют лиц, которые были вынуждены покинуть свою страну или свое место жительства по политическим, религиозным причинам, в результате военных действий, терроризма, техногенных аварий, стихийных бедствий. Выделяют также репатриантов - лиц, ищущих убежища. Все эти категории людей правильнее всего объединить под общим названием вынужденные мигранты , но нередко по отношению к ним в качестве обобщающего применяют и термин беженцы . При Организации Объединенных Наций существует особый орган - Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ).

О том, как возрастала общая численность беженцев (вынужденных мигрантов) в мире, свидетельствуют следующие цифры. В 1975 г. их насчитывалось 2,5 млн, в 1985 г. - 10,7 млн, в 1990 г. - 14,9 млн, а в 1995 г. - 27,2 млн человек. Это означает, что за 20 лет численность беженцев увеличилась в 11 раз, а в 1985-1995 гг. - почти в два раза. Правда, затем, по мере умиротворения конфликтов в некоторых «горячих точках», численность беженцев несколько уменьшилась - до 22 млн человек в 2000 г. Но она все равно остается очень большой. Не говоря уже о том, что по другим данным общая численность вынужденных мигрантов (включая внутренних) в современном мире достигает 50-70 млн человек.

Международные источники позволяют составить достаточно полное представление о географии этого глобального явления.

Например, в 1990-1995 гг. наибольшее увеличение численности беженцев произошло в Африке и в Европе, увеличилась их численность и в Азии, тогда как в Америке, напротив, уменьшилась. Из отечественных географов подобные данные по регионам приводят в своих работах А.Е. Слука и Б.С. Хорев. Так, на 1997 г. в Африке было 8,1 млн вынужденных переселенцев, в Азии - 7,9 млн, в Европе (включая CHГ) - 5,8 млн, в Океании - 750 тыс., в Северной Америке - 500 тыс., в Латинской Америке - 170 тыс.

За этими регионами стоят и отдельные страны. В Африке наибольший исход беженцев наблюдался в Руанде, Либерии, Сомали, Судане, Анголе, Бурунди, ДР Конго; в Азии - в Афганистане, Иране, Ираке, Вьетнаме; в Европе - в Боснии и Герцеговине. Но «абсолютным рекордсменом» мира по числу беженцев в 80-90-е годы был Афганистан, откуда в соседние Пакистан, Иран, Индию, страны СНГ бежало от войны и этнических конфликтов более 6 млн человек.

Ныне в мире насчитывается около 30 стран, где численность беженцев превышает 100 тыс. человек. Их репатриация (возвращение) в страны своего происхождения и постоянного проживания, которая началась в 90-е годы, тоже создает немало разных проблем.

Наряду с классическими беженцами в последнее время стали выделять особую категорию экологических беженцев . Некоторые из них вынуждены покидать родные места на сравнительно небольшой срок - в связи с тем или иным стихийным бедствием или ухудшением общей локальной ситуации. Но в случаях, когда деградация природной среды приобретает очень большие размеры и к тому же необратимый характер, подрывающий сами основы жизнеобеспечения, может происходить постоянный отток населения. Поскольку точного учета экологических беженцев пока нет, общую их численность в разных источниках оценивают также не одинаково. Для середины 90-х годов назывались цифры в 17 и 26 млн человек.

По характеру и масштабу этих проблем Россия мало чем отличается от большинства стран мира, а если и отличается, то, скорее всего, в худшую сторону. Об этом свидетельствуют многочисленные факты проявления воинствующего национализма и сепаратизма, особенно на Северном Кавказе, нередко сопровождавшиеся, как в Чечне, затяжными военными конфликтами. Еще более многочисленны примеры преступности, коррупции, терроризма (угоны самолетов, заказные убийства и др.), наркомании. То же относится и ко всему постсоветскому пространству. Это пространство в 90-е годы превратилось в арену массовых перемещений вынужденных мигрантов. Первые потоки беженцев в Россию возникли в 1989 г., а в 1997 г. численность официально зарегистрированных вынужденных переселенцев достигла уже 1,2 млн. Но реально она больше. Основная масса беженцев прибыла в Россию из Таджикистана, Казахстана, Узбекистана, Грузии и Азербайджана; по национальной принадлежности 2/3 из них - русские. По экспертным оценкам Федеральной миграционной службы России, этот процесс будет продолжаться.

* Очерк из готовящегося нового издания книги «Географическая картина мира».

** Ксенофобия (от греч. xe’nos - чужой и phobos - страх) -ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.

*** См.: Современные очаги сепаратизма//География, № 48/98, с. 11-14 и более поздние работы того же автора.

**** Авторитаризм (от латинск. auctoritas - власть) - система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Выражается в полном или частичном отсутствии политических свобод, ограничении деятельности партий и общественных организаций, подавлении оппозиции, преследовании инакомыслящих, отсутствии разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

***** Тоталитаризм (от срединевек. латинск. totalis - весь, целый, полный) - одна из форм авторитаризма, отличающаяся полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями по отношению к оппозиции, инакомыслящим. В качестве примеров тоталитаризма обычно приводят фашистские режимы в Германии и Италии, франкистский режим в Испании. В последнее время к тоталитаризму стали относить и коммунистический режим в бывшем CCCP.

Узнать, кто такие националисты, можно, открыв любой словарь. Национализм - это политический термин, который определяет культуру и язык своего народа, как высшие ценности. А значит, националистами называют тех, кто защищает свою культуру и свой язык. Позже от этого понятия возник шовинизм. В этом случае ставится выше расовое превосходство, то есть это - расизм. К примеру, в прошлом веке считалось, что белая раса во всем превосходит черную. Что самые развитые, творчески способные и высокообразованные.

Кто такие русские националисты

Националисты России - это те люди, которые стремятся продвигать пророссийскую точку зрения, выдвигая на первое место интересы своей страны с интересами русской нации в целом. Они выступают за то, чтобы Россия в первую очередь была тем государством, которое выражало бы интересы своего народа как образующего государство. Если задуматься над вопросом, кто такие националисты в России, то можно ответить следующим образом. Это люди, которые занимаются пропагандой русского национализма и способствуют обеспечению режима, наиболее благоприятного для своих соплеменников. При этом конфликт может происходить по таким спорным темам, как белые и красные, атеисты и верующие, язычники и православные, и так далее. Борясь против русофобии, националисты могут объединяться с государственными деятелями, но последние в основном не одобряют разделения людей по этническому признаку.

Нацизм или национализм

Шестьдесят лет назад мир потрясла сокрушительная война, а сегодня последователи Гитлера претендуют на политический олимп. Они пытаются попасть в парламенты и кабинеты министров, чтобы показать всему миру, кто такие националисты. Эти деятели утверждают, что оберегают интересы народа, но так ли это, или они ничем не отличаются от нацистов? Возможно, есть вероятность того, что война, потрясшая мир 60 лет назад, снова повторится.

Политическая идеология и течение

Кто такие националисты? Это приверженцы политического течения, для которого защита нации и соблюдение ее интересов являются главнейшим принципом. И при этом не имеет значения, по какому признаку сформирован народ. Объединение осуществляется по крови, вере, географическому признаку. Национализм - это идеология, которая стойко защищает интересы нации, но при этом не превозносит ее над другими народами.

Нацизм тесно переплетается с националистическими идеями, но при этом превозносит один народ над другим. Разрешаются в этой политической идеологии и расовая дискриминация, этнические войны. Главнейшим атрибутом такой идеологии является тоталитаризм, то есть отказ от рыночной экономики, создание атмосферы единомыслия и тотальной нетерпимости, введение всеобщей воинской повинности. Таким вот простым образом можно объяснить, и националисты и чем эти понятия отличаются.

Различие между национализмом и нацизмом

Последователи национализма более терпимо относятся к представителям других рас. К тому же нужно разобраться, кто такие националисты, объединяющиеся по религиозному или территориальному признаку. Национализм не во всех случаях противоречит рыночной экономике, свободе мышления и слова. Это течение в политике способно справиться с и вписаться в правовое поле государства.

А вот отвечая на вопрос, кто такой социал-националист, можно сразу отметить полное отсутствие личной свободы народа. Это человек, который придерживается идеологии тоталитарного государства.

Отношение к другим народам

Кто такие националисты и нацисты, понятно. Для нацизма имеет значение определение этноса, так как это течение ставит на первое место биологическое происхождение человека, тогда как националисты объединяются по религиозному признаку или согласно общим взглядам. К чужим расам национализм относится более или менее терпимо, но при этом отделяет их от своей, не стремясь к слиянию. Нацисты превозносят один народ над другим, то есть имеет место расовая дискриминация.

Государственное устройство

Национализм проявляется в любых политических формах, начиная от демократии и заканчивая авторитаризмом. Нацизм не признает никакой другой формы кроме тоталитаризма, стремится к уничтожению других партий. Здоровое проявление национализма позволяет определить социальную или выделить ее на фоне остальных с учетом интересов. В данном случае осуществляется эффективное управление.

Государственный уклад нацизма более агрессивен, так как в этом течении предполагается распространение одной биологической группы, которая превосходит остальные. Этническое совершенство одной расы полностью оправдывает угнетение и даже уничтожение другой.

Украинское националистическое направление

Если рассматривать вопрос, кто такие украинские националисты, то стоит обратить внимание на новую социал-националистическую партию, созданную на базе организации «Украинский национальный союз». Основной идеологией этой партии является социальная справедливость и авторитарный государственный строй. На данный момент в Украине действует три партии националистов: «Конгресс украинских националистов», «Свобода» и УНА-УНСО. Но будущая партия не станет объединять уже имеющиеся. В программе УНС будут задекларированы три главных принципа: введение строгого законодательства касаемо иммиграции, авторитарный принцип управления государственной власти и поддержка социальной справедливости.

Правый сектор

Правым сектором называют объединяющую группу, в которую входят многие организации. Инициатива создания Правого сектора принадлежит Организации «Тризуб» имени Степана Бандеры. В дальнейшем к этому течению присоединились различные группы людей - организованные и не организованные. Эти группы по-разному объясняют, националисты. Но тем не менее они все придерживаются националистического направления, несмотря на некоторое различие взглядов. К примеру, основатель Правого сектора - организация «Тризуб» - придерживается понятий украинского национализма в интерпретации Степана Бандеры. Организация «Патриот Украины», также входящая в состав Правого сектора,исповедует социальный национализм.

Правые националисты и ЕС

Украинские националисты создали Правый сектор для того, чтобы все приверженцы этой идеологии смогли объединиться в группу. Это база для того, чтобы те, кто придерживался правой позиции, смогли совершить национальную революцию для свержения прежнего порядка, который они считают режимом внутренний оккупации. И в этом случае основная цель - национальная революция. Вопрос вступления Украины в ЕС для националистов этой страны не является главным, и Правый сектор не против подписания ассоциации, так как в большей степени деятели этого течения согласны заключать любые нормальные торгово-экономические отношения с одной страной или с группой стран.

Но с другой стороны украинские националисты не могут одобрять интеграцию в действиях, то есть поддерживать вступление Украины в ЕС. Это объясняется тем, что Евросоюз - это образование не по национальному признаку. Здесь нивелируются любые расы, входящие в А для националистов такая позиция недопустима, так как в этом случае понятие нации как таковой полностью стирается.

Радикальная форма национализма

У национализма есть множество форм и течений, которые могут даже противоречить друг другу. Но в политике движения националистов отношения с государственной властью строится только на отстаивании интересов определенной общности. Самым опасным проявлением национализма считается его радикальная форма, которая проповедует индивидуальность конкретной нации по отношению к другим, даже в том случае, если эти нации живут на территории одного государства. Радикальный национализм практически во всех странах признан социально опасным явлением, и по степени опасности его приравнивают к экстремизму. Например, в РФ пропаганда радикального национализма и разжигание розни меж нациями является уголовным преступлением.

На идеях радикальной формы национализма строится фашизм и нацизм. А активная пропаганда данных идей, как правило, приводит к ксенофобии, шовинизму и сепаратизму. Но признанной международной правовой нормой современного мира является политический национализм, который считает что принадлежность каждого человека к нации - это его личный выбор. И вполне можно, будучи гражданином данного государства, делить единую территорию с другими.

Политика агрессивного национализма, обанкротившаяся после оранжевой революции 2004 года, в настоящее время на Украине получает второе дыхание, возрождается, причем, в значительно более уродливой форме, лишенной каких-либо сдержек и противовесов, нацеленной на подавление любых других сил, и, прежде всего, пророссийских настроений на Юго-Востоке страны.

Убедительным подтверждением этого возрождения являются итоги состоявшихся 25 мая выборов президента Украины: практически более 80 процентов голосов избирателей формально собрали кандидаты в президенты, которые исповедуют (а в ходе президентской кампании активно пропагандировали) агрессивные националистические идеи, взгляды и лозунги (Петр Порошенко, Юлия Тимошенко, Олег Ляшко, Анатолий Гриценко и другие).

В своем большинстве жители Украины в настоящее время достаточно активно обвиняют в сепаратизме и государственной измене тех жителей Юго-Востока страны, которые выступили против украинских националистов, их самозваной правящей хунты, создают заслоны на пути проникновения в их регионы партии «Свободы», «Правого сектора» и иностранных наемников.

Правые радикалы заняли многие ведущие посты в новом руководстве Украины. Так, должности генерального прокурора, ряд министерских и пять губернаторских постов получили представители нацистской партии «Свобода». Крайне националистические позиции занимают такие украинские политики, как Турчинов, Яценюк, Тимошенко, Тягнибок, Ляшко, Гриценко, Парубий, Аваков и другие, которые требуют жестких мер по подавлению пророссийских настроений на востоке страны. Влиянию правонационалистических сил сегодня подвержена значительная часть депутатов Верховной Рады Украины, принимающих законы, пронизанные духом национализма и вражды к русскому народу.

Сегодня идеи агрессивного национализма внедряются и проникают во все поры общества, все звенья украинской государственности, в том числе, в силовые структуры, формируемые новые батальоны «территориальной обороны», подразделения «Правого сектора», как составной части Национальной гвардии Украины, главной опоры нынешнего режима.

Суть украинского национализма, насаждаемого сегодня в силовых структурах страны, являющегося идеологической основой воспитания военнослужащих, заключается не в создании и укреплении национальной идеи, а в слепой русофобии, доведенной до самых уродливых форм. Выступления представителей правящей хунты, армейского командования на всех уровнях пронизаны прославлением Бандеры и его идей, откровенной ненавистью, агрессивностью к русскому народу, что «во всем виноваты только москали».

Агрессивный национализм, пропагандируемый в армии и других силовых структурах Украины, провозглашает те ценности, которые в свое время декларировал германский нацизм. В этом контексте в Украине многие уже говорят о неофашизме, вонзившем кровожадные когти в страну. Говорят также о том, что события на Майдане в Киеве были генеральной репетицией прихода нацистов к власти на Украине. Именно на Майдане нацисты продемонстрировали свою силу и коварство. И в то же время ничего реального нацистскому мятежу в стране противопоставлено не было.

Сегодня в рядах «Правого сектора», ставшего частью Нацгвардии, открыто говорят: «Надо пролить кровь – прольем». Речь идет о крови «врагов нации», «москалей», «жидов» и прочих, кто встает на пути «бандеровской революции». Триумф нацистов на Украине в среде создаваемых силовых структур грозит сегодня стране масштабной национальной катастрофой, подобно той, что произошла в Германии после победы нацистов.

В сознание украинских военнослужащих внедряется чувство превосходства над людьми других национальностей, проживающих в Украине и, прежде всего, над русскими, пренебрежение к их правам, по отношению к ним насаждается недоверие, высокомерие и даже враждебность, которая уже перерастает в расизм и фашизм. Разве не об этом говорят многочисленные жертвы на Донбассе среди мирного населения, в том числе среди женщин и детей?

Сегодня героями Украины провозглашаются те, кто из танков, тяжелой артиллерии, самолетов и вертолетов расстреливает и загоняет в подвалы жителей Луганской и Донецкой Народных Республик, вынуждает их покидать родные места, чтобы спасти свою жизнь, жизнь детей. Этим «героям» сегодня рукоплещет и Верховная Рада Украины с подачи ее спикера Турчинова.

Агрессивный национализм, каким отравлено сознание украинских военнослужащих, сегодня проявляется в чудовищной жестокости по отношению к своему народу на Юго-Востоке страны, где к противникам бандеровского режима, как образу жизни, применяют самые жестокие меры – расстреливают всех без разбору, в том числе женщин, детей, стариков, лишают население питьевой воды, продовольствия, возможности жить и работать. Трагические события в Одессе, а также карательная операция неофашистов против жителей Юго-Востока, показали истинное лицо и цели киевской националистической хунты – посеять хаос в стране, вызвать всеобщую ненависть России.

Особую жестокость в карательной операции на востоке Украины проявляют батальоны «Днепр», «Донбасс» и «Азов», сформированные губернатором Днепропетровской области олигархом Коломойским при самом активном участии руководителя «Правого сектора» Яроша, главного нациста сегодняшней Украины.

Сейчас они собираются сформировать еще два батальона карателей «Донбасс-2″ и «Донбасс-3″, которые, по заявлениям их создателей, зальют Донбасс кровью, убьют тысячи сторонников федерализации Украины. Нацисты прямо говорят: «колорадов» и кто им помогает, так этих вообще на площади Ленина в Донецке в большом костре жечь будем». После одесских событий никто не сомневается в способностях этих палачей.

Несмотря на активную работу по насаждению в силовых структурах национализма, ненависти ко всему русскому, новое руководство украинского министерства обороны не может в полной мере рассчитывать на лояльность частей, участвующих в карательной операции на востоке страны. На сторону ополченцев переходят целые части, многие военнослужащие, особенно срочной службы и мобилизованные в ряды карателей резервисты, отказываются выполнять преступные приказы своих командиров убивать мирных жителей.

Поэтому сегодня упор делается на Национальную гвардию с боевиками «Правого сектора». По расчету новых правителей Украины (в том числе и западных), именно эта структура должна стать опорой нынешнего украинского режима. Насколько эта опора будет прочной – покажет ближайшее время.