Александр дмитриевич градовский (1841—1889) – те, кому обязана наука конституционного права – национальный исследовательский университет «высшая школа экономики.

Александр Дмитриевич Градовский

Градовский Александр Дмитриевич (13.12.1841-6.11. 1889), ученый-правовед, публицист. В 1862 окончил юридический факультет Харьковского университета. Весной 1866 Градовский выдержал при Петербургском университете магистерский экзамен, а осенью того же года защитил диссертацию на тему «Высшая администрация XVIII ст. и генерал-прокуроры», после чего был избран штатным доцентом по кафедре государственного права. Защитив в 1868 докторскую диссертацию «История местного управления в России», Градовский был утвержден в должности профессора Петербургского университета. В научных работах и лекциях 2-й пол. 1860-х он исследует различные аспекты становления российского общества, высказывает ряд оригинальных суждений о сущности государства. Градовский считает, что последнюю можно выявить, лишь представив государство как «организм», связанный с «сущностью вещей», с социальным бытием. У всякой государственности, по Градовскому, два важнейших элемента: церковь и собственность, которые соответственно представляют два авторитета - авторитет религии и авторитет экономический. Оба они слиты с авторитетом власти, которую нужно понимать не как систему учреждений, а как реальное могущество государства. В число проблем, которые привлекали внимание Градовского в к. 1860-х - н. 1870-х, входил национальный вопрос. В сб. «Национальный вопрос в истории и в литературе» (1873) он исходит из того, что национальные различия в мировом сообществе обусловлены объективным развитием истории, что «разнообразие национальных особенностей есть коренное условие правильного хода общечеловеческой цивилизации», которая является совокупностью специфического духовного и экономического опыта различных народов. Следовательно, нужно не подавлять и сглаживать национальные различия и особенности, а наоборот - создавать условия для нормального и самобытного существования и развития различных национальностей. Важнейшим из этих условий он считал «политическую самостоятельность народа», наличие у него национальной верховной власти, образование национальных государств. В своем главном труде «Начала русского государственного права» (том 1-й, «О государственном устройстве», был издан в 1875, том 2-й, «Органы управления», - в 1876 и том 3-й, «Органы местного управления», - в 1882) Градовский пытался совместить два подхода: государственной школы отечественной исторической науки и обществоведения, которая исходила из ведущей роли государства и властных структур в общественном развитии, и исторической (или социологической) школы, обращавшей внимание на решающее значение экономических и социокультурных факторов.

Градовский Александр Дмитриевич (13(25). 12.1841, Валуйский у. Воронежской губ. - 6(18). 11.1889, Петербург) - правовед, специалист по государствоведению. В 1858-1862 годы учился на юридическом ф-те Харьковского ун-та. Затем работал редактором «Харьковских губернских ведомостей». В 1866 годы Градовский защитил магистерскую диссертацию «Высшая администрация XVIII столетия и генерал-прокуроры», после чего избирается штатным доцентом по кафедре государственного права. Защитив в 1868 году докторскую диссертацию «История местного управления в России», Градовский был утвержден в должности профессором Петербургского ун-та. В научных работах и лекциях 2-й половины 60-х годов он исследует различные аспекты становления российского общества, высказывает ряд оригинальных суждений о сущности государства. Градовский считает, что последнюю можно выявить, лишь представив государство как «организм», связанный с «сущностью вещей», с социальным бытием. У всякой государственности, по Градовскому, два важнейших элемента: церковь и собственность, которые соответственно представляют два авторитета - авторитет религии и авторитет экономический. Оба они слиты с авторитетом власти, которую нужно понимать не как систему учреждений, а как реальное могущество государства. В число проблем, которые привлекали внимание Градовского в конце 60 - начале 70-х годов, входил национальный вопрос. В сборнике «Национальный вопрос в истории и в литературе» (1873) он исходит из того, что национальные различия в мировом сообществе обусловлены объективным развитием истории, что «разнообразие национальных особенностей есть коренное условие правильного хода общечеловеческой цивилизации», к-рая является совокупностью специфического духовного и экономического опыта различных народов. Следовательно, нужно не подавлять и сглаживать национальные различия и особенности, а наоборот - создавать условия для нормального и самобытного существования и развития различных национальностей. Важнейшим из этих условий он считал «политическую самостоятельность народа», наличие у него национальной верховной власти, образование национальных государств. В своем главном труде «Начала русского государственного права» (В 3 т. Спб., 1875-1883) Градовский пытался совместить два подхода: государственной школы отечественной исторической науки и обществоведения, которая исходила из ведущей роли государства и властных структур в общественном развитии, и исторической (или социологической) школы , обращавшей внимание на решающее значение экономических и социокультурных факторов. В книге «Государственное право важнейших европейских держав» (1886) и др. он анализирует и обобщает политический и государственный опыт Западной Европы и раскрывает содержание важнейших атрибутов политического процесса в развитых странах - парламентаризма и конституционализма, системы разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и т. д., считая, что этот опыт применим к российскому обществу. Фактически в этот период Градовский примыкает к тем интеллектуалам, которые пытались адаптировать на русской почве идеи западной демократии и создать концептуальную и идеологическую базу для формирования движения русского либерализма, которое должно было занять промежуточное, «срединное» положение между дворянско-аристократическим консерватизмом и революционным радикализмом.

Е. Н. Мощелков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 143.

Сочинения: Собр. соч. Спб., 1899-1904. Т. 1-9; Политика, история и администрация. Критические и политические статьи. Спб., 1871; Государство и народность: Опыт постановки национального вопроса. М., 1873; Система местного управления на западе Европы и в России, Спб., 1878; Трудные годы (1876-1880): Очерки и опыты. Спб., 1880; Соч. Спб., 2001.

Литература: Ивановский И. А. А. Д. Градовский как ученый. Спб., 1900; Краткий очерк жизни и деятельности А. Д. Градовского. Спб., 1904; Гуляк И. И. Александр Дмитриевич Градовский: правовед, историк, философ, публицист. Спб., 2001.

Градовский Александр Дмитриевич (13.12.1841-6.11.1889), правовед, историк, публицист.

Родился в семье помещика Валуйского у. Воронежской губ. По окончании Харьковской гимназии в 1858 он поступает на юридический факультет Харьковского Императорского университета, где проходит полный курс обучения. После окончания университета в 1862 Градовский некоторое время трудится редактором газеты «Харьковские губернские ведомости», но уже в 1863 поступает на государственную службу. В 1866 защищает магистерскую диссертацию по теме «Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры» и уже через год (1867) избирается доцентом кафедры государственного права Императорского С.-Петербургского университета. В 1868 состоялась защита его докторской диссертации по теме: «История местного самоуправления в России». С 1869 и до самой смерти деятельность Градовского неразрывно связана с С.-Петербургским университетом, ординарным профессором которого он являлся. Среди его учеников следует выделить двух наиболее талантливых государствоведов и теоретиков права: М. И. Свешникова и Н. М. Коркунова.

С самого начала своей научной деятельности Градовский выступает как государственник, видевший в основе государственного бытия национальную жизнь со всеми ее особенностями и собственной историей. Вне государства нет и не может быть национальной жизни. Обыкновенно политические мыслители либерального толка исходят из идеи полного противоположения интересов личности и государства. Государство отождествляется с правительством, а личность - с обществом. Любое расширение границ частной деятельности признается очередной победой над «тиранией» верховной власти.

Это либеральное заблуждение Градовский отвергает. Существенный порок либерализма, - пишет он, - заключается в том, что он рассматривает общество и государство как совокупность внешних условий, необходимых лишь и исключительно для сосуществования отдельных лиц. В результате и само общество представляет собой механическое собрание индивидов, не имеющих между собой никаких естественных, органических связей. Покончив с сословиями и привилегиями, либерализм обратил основное внимание на организацию нового общества, в основе которого лежит начало индивидуальной свободы, не озадачившись др., не менее важным вопросом: как будет действовать человек в таких условиях? Результатом является следующее состояние дел: «Снаружи государства Запада представляют однообразное и даже прочное строение. Но если мы обратимся к действительному критерию устойчивости общества, к его умственному и нравственному строю, то полная анархия этих элементов докажет всю шаткость этих обществ». Государству принадлежит воспитательная роль. Отдельная личность может позволить себе жить без высших нравственных задач, устанавливаемых государством. Для государства отсутствие нравственного идеала было бы смертным приговором.

Анализ взглядов Градовского на общество, нацию и государство показывает, что в значительной степени они имеют много общего с идеями славянофилов. Градовский рано испытал на себе их влияние. Уже в 1865 он выступил с публичной лекцией о провинциальных учреждениях Западной Европы вполне в духе славянофильства. С течением времени, однако, его убеждения претерпели некоторые изменения по целому ряду причин. Солидаризируясь с А. С. Хомяковым, Аксаковыми, И. В. Киреевским в том, что слепое копирование западных идеалов, в отличие от заимствования положительных достижений западной цивилизации, убивает народный дух, он полагал народную идею первенствующим законным последствием русских культурных начал. Однако, по его мнению, славянофилы слишком идеализировали Древнюю Русь, перенося уважение к принципам организации ее жизни на самые формы, а иногда и на отсутствие форм. Основное расхождение, по мнению Градовского, заключается в том, что славянофилы не только отрицают западные формы, но и отрицают необходимость юридических форм вообще. «Их политическое учение есть теория бесформенного государства», - пишет он. Отдавая должное особенности русского народа, он считал нелепостью признавать его совершенно особенным, не подчиняющимся в своем развитии общим законам материального и нравственного мира. Идея о «народе-утопии», по мнению ученого, не столько славянофильская и, тем более, не православная, а исключительно европейская. Славянофилы - такие же «птенцы гнезда Петрова», как и презираемые ими западники. Сам факт их появления свидетельствует о том, что только благодаря Петровским преобразованиям в России стала возможной свободная мысль. В петербургском периоде русской истории есть своя светлая сторона, не замечаемая славянофилами. Именно с тех пор у нас начинает проявляться начало законности и личных прав, о которых Московская Русь ничего не знала.

Отстаивая свои идеи, Градовский вступает в 1880 в полемику с Достоевским. Идея нации приняла у него несколько ошибочное содержание и рассматривается безотносительно той религиозной культуре, в лоне которой произрастала и становилась. К сожалению, здесь нам встречается слишком распространенная формула антихристианского мышления: религия и социальная жизнь представляют собой 2 различные области жизнедеятельности человека: объективную и субъективную. На тезис Градовского: «Мы уже два столетия находимся под влиянием европейского просвещения, действующего на нас исключительно сильно… Всякий русский человек, пожелавший сделаться просвещенным, непременно получит просвещение из западно-европейского источника, за полнейшим отсутствием источников русских» - Достоевский отвечал так: «Что вы под ним (просвещением) понимаете? Науки и ремесла действительно не должны нас миновать, и уходить нам от них действительно некуда, да и незачем. Но ведь под просвещением я разумею… свет духовный, озаряющий душу, просвещающий сердце, направляющий ум и указывающий ему дорогу жизни. Если так, то такое просвещение нам нечего черпать из западно-европейских источников за полнейшим присутствием (а не отсутствием) источников русских».

Русский народ, по Достоевскому, просветился уже давно, приняв учение Христа. Коренная ошибка Градовского, по мнению Достоевского, заключалась в том, что национальную русскую самобытность он не отделял по источнику своему от любой иной национальной самобытности (англичан, французов, немцев). Напротив, отмечал писатель, «христианство народа нашего есть, и должно остаться навсегда, самой главной и жизненной основой просвещения его!.. Науки дело одно, а просвещение иное. С надеждой на народ и на силы его, может, и разовьем когда-нибудь уже в полноте, в полном сиянии и блеске это Христово просвещение наше». Дело никак нельзя представить таким образом, что где-то существует отдельно нравственный идеал, а отдельно от него - общественный: такого никогда не существовало и не может существовать, говорил Достоевский. «При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению ей, ибо она же и создавала ее», Русские общественные идеалы, отмечал Достоевский, лучше и крепче европейских и гораздо более «либеральнее» их, потому что исходят из организма народного, а не из лакейски безличной пересадки западных идей».

Величко А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Политическая философия Гегеля // Журнал Министерства народного просвещения. 1870. № 7;

Возрождение Германии и Фихте Старший //Беседа. М., 1871. № 5;

Политика, история и администрация. Критические и политические статьи. СПб., 1871;

Современные воззрения на государство и национальность. М., 1872;

Государство и народность. Опыт постановки национального вопроса. М., 1873;

О современном направлении государственных наук. СПб., 1873;

Начала русского государственного права. Т. 1-3. СПб., 1875-83;

Значение идеала в общественной жизни // Вестник Европы. СПб., 1887. № 1;

Национальный вопрос. СПб., 1877;

Собр. соч. Т. 1-9. СПб., 1899-1904.

Система местного управления на западе Европы и в России. СПб., 1878.

Литература:

Ивановский И. А. А. Д. Градовский как ученый. Спб., 1900;

Краткий очерк жизни и деятельности А. Д. Градовского. Спб., 1904;

Гуляк И. И. Александр Дмитриевич Градовский: правовед, историк, философ, публицист. Спб., 2001.

Александр Дмитриевич Градовский родился 13 (25) декабря 1841 в Валуйском уезде Воронежской губернии (ныне - Волоконовский район Белгородской области). Образование получил в харьковской второй гимназии и в Харьковском университете.

Был редактором «Харьковских губернских ведомостей», потом чиновником особых поручений при воронежском губернаторе. К этому времени относится одна из первых его работ - лекция о земских учреждениях, которая была напечатанная в «Воронежских губернских ведомостях».

В 1866 году Градовский защитил в Санкт-Петербургском университете диссертацию на степень магистра государственного права («Высшая администрация XVIII века и генерал-прокуроры»).

Будучи единогласно избран штатным доцентом, Градовский начал в январе 1867 году чтение лекций по государственному праву. Одновременно он был назначен исправляющим должность экстраординарного профессора в императорском Александровском лицее.

В 1868 году А. Д. Градовский защитил докторскую диссертацию «История местного управления в России , т. I», после чего был избран экстраординарным, а через год - ординарным профессором университета.

В 1889 году Градовский тяжело заболел и был вынужден прекратить преподавательскую деятельность. 18 сентября ему было присвоено звание почётного члена Санкт-Петербургского университета. После его смерти 6 (18) ноября 1889 созданное им юридическое общество при университете, почтило его память, проведя особое посвящённое ему заседание. Ряд речей, произнесённых на заседании позже издали отдельной брошюрой (СПб., 1890).

В последние годы возрос интерес к наследию А. Д. Градовского. Были защищены диссертации И. И. Гуляка «Социально-политическая философия А. Д. Градовского», д-ра филос.наук. Ростов/н. Д., 2001; Плященко Т. Е. «Политические и исторические взгляды А. Д. Градовского», кан.истор.наук, Воронеж, 2004; Брояко Ю. В. «Политико-правовые воззрения А. Д. Градовского» канд.юрид.наук, Саратов, 2006.

Работы и идеи

Капитальный труд Градовского, единственный в своём роде в русской литературе, это - «Начала русского государственного права»; т. I вышел в 1875 г. (посмертное изд. 1891 г.), II - в 1876 г. (2-е изд. 1880 г.), III - в 1883 г. Ценный вклад в науку составляют и труды Градовского по государственному праву иностранному - «Германская конституция» (т. I, 1875 и II - 1876); статьи, посвящённые сравнительному обзору систем местного управления («Сборн. госуд. знаний», т. V и VI); «Государственное право важнейших европейских держав. Часть историческая» (1886).

Последнее произведение представляет собою глубокий анализ тех фактов политической истории Западной Европы, которые привели почти все западноевропейские государства к конституционализму. Выдающийся научный деятель гармонически соединялся в Градовском с талантливым публицистом. Много лет сряду он был постоянным сотрудником «Голоса», а также «Русской речи». Целый ряд его статей не только не издан отдельно, но даже трудно определить, какие именно передовые статьи «Голоса» принадлежат Градовскому. Часть статей Градовского вошла в состав изданных им сборников: «Политика, история, администрация, критические и политические статьи» (1871), «Национальный вопрос в истории и литературе» (1873) и «Трудные годы» (1880). Из крупных статей, не вошедших в сборники, особенно замечательны: «О современном направлении государственных наук» (речь на акте Санкт-Петербургского университета 1873 г., см. Протоколы совета); «Закон и административное распоряжение по русскому праву» («Сборн. госуд. зн.», т. I, 1874); «По поводу одного предисловия» («В. Е.», 1882, май); «Система Меттерниха» («В. Е.», 1883, янв., февр.), «Крестьянские выборы в гласные уездных земских собраний» («В. Е.», 1883, май); «Государство и Церковь в Пруссии. Пятнадцать лет культуркампфа» («В. Е.», 1886, июль, авг., сент.). Несмотря на обширную литературную деятельность, Градовский находил время для усердной работы в ученых и благотворительных обществах.

Он основал административное отделение юридического общества при Спб. университете и состоял некоторое время членом комитета и казначеем литературного фонда. Как профессор, Градовский был незаменим: строгий на экзаменах, он заставлял студентов усиленно работать по своему предмету, зато и сам тщательно обрабатывал свои лекции и горячо проповедовал в них начала гуманности и свободы. Как учёный, он, можно сказать, создал науку русского государственного права. Как публицист, он постоянно боролся за те идеи и учреждения, которые, по его же выражению, служили «раскрепощению России».

Полемизируя с Достоевским, отстаивавшим значение личного начала в ущерб общественному, Градовский доказывал, что для полного и цельного развития человеческой личности необходимы известные условия общественной и политической жизни. Несовершенства политической и общественной жизни свидетельствуют у нас, говоря словами Градовского, о следующей «нехитрой истине»: никакие общественные установления не могут ни развиться, ни даже пустить корней, если человеческая личность не обеспечена в своих элементарных правах. «Уважение к человеческой личности» - вот верховный критерий, в незыблемости которого Градовский всегда и везде старался убедить читателей и слушателей.

170 лет со дня рождения

Александра Дмитриевича Градовского

А.Мирошников

Заметный след в российской юридической науке оставил Александр Дмитриевич Градовский, детство и юношество которого было связано с нашим краем.

Градовский Александр Дмитриевич родился 13 (25) декабря 1841 г. в дворянской семье, на хуторе Волчий Борисовской волости Валуйского уезда Воронежской губернии (ныне – Волчье-Александровское сельское поселение муниципального района «Волоконовский район» Белгородской области).

Его отец, Дмитрий Дмитриевич Градовский, прилагал все силы к интеллектуальному и духовному развитию своих детей. А. Градовский получил хорошее воспитание и образование вначале дома, а с тринадцатилетнего возраста в харьковских пансионах Шульца и Парфенова и во II-й харьковской гимназии.

С 1858 по 1862 г.г. А.Д. Градовский обучался на юридическом факультете Харьковского университета.

После окончания учебы А.Д. Градовский был редактором «Харьковских губернских ведомостей». В начале 1863 г. он работал в канцелярии харьковского губернатора, а весной 1864 г. переехал в Воронеж, где был назначен чиновником особых поручений при местном губернаторе.

В конце 1865 г. А.Д. Градовский переехал в Петербург. В ноябре 1866 г. он защитил магистерскую диссертацию. Официальными оппонентами выступили известные профессора И.Е. Андреевский и С.В. Пахман.

После защиты диссертации А.Д. Градовский единогласно был избран на должность доцента юридического факультета. А уже в январе 1867 года молодой ученый был утвержден в звании доцента с поручением ему кафедры государственного права на три года. В это же время А.Д. Градовский был назначен на должность экстраординарного профессора в Императорском Александровском лицее.

Совмещая преподавательскую деятельность в университете и лицее, А.Д. Градовский занимался созданием курса русского государственного права. Он провел ряд исследований, которые позже вышли под названием «Политическая теория XIX столетия».

В конце 1867 г.- первой половине 1868 г. А.Д. Градовский усиленно работал над докторской диссертацией. В сентябре 1868 г. докторская диссертация «История местного управления » была им успешно защищена. А.Д. Градовский был назначен ординарным профессором Петербургского университета.

Уже, будучи известным ученым, популярным публицистом, Александр Дмитриевич не утратил связи со своей малой родиной. Имение в Валуйском уезде после кончины родителей было продано за долги, но в соседнем Бирючанском уезде было поместье семьи жены – Ольги Владимировны, урожденной Шидловской. Общение с провинциальным крестьянским населением, несомненно, повлияло на формирование его взглядов о развитии местного управления и о преобразованиях, необходимых в пореформенной России.

А.Д. Градовского, наряду с Б.Н. Чичериным, называют «крупнейшим представителем государственной школы в историографии». Именно А.Д. Градовский считается основоположником науки отечественного государственного (конституционного) права.

Полемика ученого А.Д. Градовского и писателя Ф.М. Достоевского о развитие общества в публицистике того времени до сих пор привлекает внимание литераторов.

В 1880 г. он стал единомышленником и консультантом по российскому и иностранному государственному праву графа М.Т. Лорис-Меликова, назначенного главным начальником Верховной распорядительной комиссии для борьбы с крамолой.

А.Д. Градовский особенно активно работал над проектами преобразований государственной жизни России, занимался публицистической и просветительской деятельностью.

Убийство Императора Александра II изменило отношение со стороны центральной власти к университетским вольностям и конституционной идеологии. Работа А.Д. Градовского над проектами конституционных преобразований была прекращена.

Один из лучших ученых-юристов, государствовед А.Д. Градовский скончался на 48-м году жизни в Санкт-Петербурге 6 (18) ноября 1889 г. После себя он оставил богатейшее научное наследие и выдающихся учеников, которые разработали основы научного изучения государства и права.

Многие работы ученого были собраны и изданы посмертно в 9-ти томах «Собрания сочинений А.Д. Градовского».

Долгое время по идеологическим причинам научное наследие, оставленное А.Д. Градовским, не рассматривалось. В последние годы ситуация заметно изменилась: переизданы отдельные работы, опубликованы десятки статей.

Научные и публицистические работы А.Д. Градовского, сегодня привлекают внимание философов, историков, юристов, политологов. Специальные исследования выпущены в научных кругах в форме диссертаций И.И. Гуляка «Социально-политическая философия А.Д. Градовского» (2001 г.), Т.Е. Плященко « Политические и исторические взгляды А.Д. Градовского» (2004 г.), Ю.В. Брояки « Политико-правовые воззрения А.Д. Градовского» (2006 г.).

Имя А.Д. Градовского стоит в ряду самых известных ученых-юристов России 19 столетия и вписано в «золотые страницы»» Санкт-Петербургского университета. Но на малой родине о нём знают считанные единицы.

Предлагаем Вам ознакомится с рядом статей о А.Д. Градовском:

Александр Дмитриевич Градовский родился 13 декабря 1841 года в семье помещика Валуйского уезда Воронежской губернии Дмитрия Дмитриевича Градовского*(1304). Мать Александра - Анна Николаевна (урожденная Лосева)*(1305) - и его отец позаботились о том, чтобы он получил хорошее первоначальное образование.

До тринадцатилетнего возраста мальчик занимался с приглашенными учителями дома, затем проходил обучение в харьковских частных пансионах Шульца и Парфенова и во 2-й Харьковской гимназии. В 1858 году Александр Градовский поступил на юридический факультет Императорского Харьковского университета.

Русское общество конца 50-х годов XIX века было проникнуто ожиданием коренных реформ - надеждой на то, что преобразования социально-экономического строя и государственного управления России создадут более благоприятные условия для частной жизни. В среде интеллигенции шли острые споры о путях дальнейшего развития страны, о значении для России политического опыта Западной Европы. Центрами интеллектуального движения выступали в это время города, в которых действовали университеты. Одним из них являлся Харьков. Самой заметной фигурой в здешнем образованном обществе был Дмитрий Иванович Каченовский (1827-1872). В октябре 1858 года Совет юридического факультета Харьковского университета избрал его на должность ординарного профессора по кафедре общенародного права и дипломатии. После того как в 1859 году в российских университетах было разрешено преподавание государственного права европейских держав, профессору Д.И. Каченовскому было поручено преподавать в Харьковском университете, в дополнение к международному праву, и эту науку.

Лекции Д.И. Каченовского пользовались большим успехом у студентов. С интересом слушал их и Александр Градовский. К третьему курсу он окончательно определился, чем будет заниматься в дальнейшем. "Вообще я намерен посвятить свою жизнь науке и поэтому решительно не хлопочу о своей будущности; был бы кусок хлеба и только"*(1306), - сообщал Александр Градовский в марте 1861 года своему старшему брату Николаю Дмитриевичу. Первая научная работа А.Д. Градовского - кандидатское сочинение по теме истории общин во Франции - была написана в 1862 году под руководством профессора Каченовского.

В октябре 1862 года А.Д. Градовский, который незадолго перед тем окончил университетский курс обучения, был назначен исправляющим должность редактора газеты "Харьковские губернские ведомости". Помимо названной газеты молодому правоведу пришлось редактировать печатавшийся в качестве приложения к ней листок "Харьков".

В конце 1862 года в этом периодическом издании появились первые публицистические работы Александра Градовского. В N 97 газетного листка "Харьков" была напечатана его статья "Несколько слов о политическом воспитании в России", подписанная псевдонимом "Непослушный". В ней проводилась мысль о том, что лучшим способом политического воспитания населения России является практическая деятельность его представителей в рамках учреждений местного управления. В статье "Преобразование судебной части в России", опубликованной в N 102 указанного издания, А.Д. Градовский писал о необходимости судебной реформы в России, выражал веру в ее благотворные последствия для русского общества.

В январе 1863 года Александр Дмитриевич подал прошение об увольнении с должности редактора газеты "Харьковские губернские ведомости". Новым местом его службы стала губернская администрация. До мая 1864 года он состоял на должности чиновника особых поручений при Харьковском губернаторе А.К. Сиверсе, затем работал на таком же посту при Воронежском губернаторе. Чиновничья служба оставляла А.Д. Градовскому достаточно времени для занятий наукой, которой он решил посвятить свою жизнь. В качестве одной из тем своих исследований он избрал местное управление, что было вполне естественным в условиях, когда в России осуществлялась земская реформа. 13 марта 1865 года Александр Градовский выступил с публичной лекцией в Воронежском купеческом клубе, в которой изложил свои размышления по этой теме. Текст данной лекции был напечатан в N 13 и 14 газеты "Воронежские губернские ведомости" и затем появился в виде брошюры объемом в 25 страниц*(1307). Градовский исходил в этой своей работе из тезиса о противоположности романо-германского мира Западной Европы славянскому миру, воплощенному единственно в России. "Только в лесах и степях Восточной Европейской равнины зрело государство, - говорил он в указанной лекции, - которому скоро суждено было стать единому на свете православному, поддерживать славян на всем пространстве Европы и выработать единственную, истинно славянскую народность". Реформы, проводившиеся в Российской империи с начала 60-х годов XIX века, имели, по его мнению, "иноземный источник", но сложились они на практике "самобытно".

В октябре 1865 года А.Д. Градовский приехал в Санкт-Петербург с намерением сдать в местном университете магистерский экзамен и завершить написание магистерской диссертации. За помощью он обратился к профессору юридического факультета Санкт-Петербургского университета И.Е. Андреевскому, преподававшему курсы государственного и полицейского права. Иван Ефимович вспоминал впоследствии о том впечатлении, которое произвел на него молодой Градовский: "Меня пленили в нем пылкость, энергия и острота ума, а равно вера в великие реформы того чудного времени, желание не быть праздным зрителем поражавшего всех подъема русского общества, желавшего действовать и работать"*(1308).

Весной 1866 года Градовский успешно сдал магистерский экзамен, а 31 августа того же года представил профессору И.Е. Андреевскому на отзыв свою магистерскую диссертацию "Высшая администрация России XVIII ст. и генерал-прокуроры" *(1309). Высокая оценка, данная авторитетным специалистом по государственному праву диссертационному исследованию Градовского, побудила руководство юридического факультета Санкт-Петербургского университета пригласить молодого ученого на должность внештатного преподавателя по кафедре государственного права. 10 октября 1866 года Александр Дмитриевич прочитал первую свою лекцию в Санкт-Петербургском университете по русскому государственному праву*(1310). Она была посвящена понятию государства. "Определения сущности государства до настоящего времени неудачны, как все попытки определить сущность учреждений и явлений, в основе которых лежит абсолютное понятие"*(1311), - говорил в начале своей лекции Градовский. В дальнейшем изложении он констатировал, что в последнее время государство стало "предметом тщательного изучения, сопоставления со всеми социальными вопросами, с каждым прогрессивным движением в общественной среде". Из сферы отвлеченных формул оно низошло "в сферу насущных потребностей человека" и здесь получило "новое значение и полное оправдание"*(1312).

Задачу своих лекций Градовский видел в связи с этим в том, чтобы "поставить идею государственности в соприкосновение с живыми элементами каждой общественности и в самой этой идее отыскать истинное, жизненное начало"*(1313). Главный его вывод относительно природы государства гласил: "Таким образом, государство складывается из суммы организаций, совокупности властей разного рода, существующих прежде него в обществе, - складывается уже в то время, когда каждый из этих элементов достаточно выяснился, когда каждому из них приблизительно указано его место в обществе, когда самый народ своеобразно выработавший эти элементы, готовится стать деятельною особью в среде других народов. В этом смысле государство есть национальность, дошедшая до самосознания"*(1314). Характеризуя государство "как внешнее выражение национальности и высшее выражение власти", Градовский в конце концов приходил к мысли о том, что "первым источником всех учреждений" выступает человек, и основание государства таится в ряду потребностей человека*(1315). По его словам, "только на двух совершенно различных ступенях развития человеческая личность выступает вполне - в период дикого состояния, когда человеку неизвестны еще никакие формы общежития, и в среде государства, когда нация достигла полного самосознания... Чем шире становится значение государства, чем всеобъемлющее становится сила его законов, тем теснее становится связь государства с отдельным человеком, во имя вечной справедливости"*(1316).

8 ноября 1866 года А.Д. Градовский защитил свою магистерскую диссертацию*(1317). Его оппонентами на диспуте по ней были профессора И.Е. Андреевский и С.В. Пахман, который до своего перехода в Санкт-Петербургский университет преподавал на юридическом факультете Харьковского университета.

Свое обращение к истории института генерал-прокурора Градовский объяснял тем, что он характеризует всю систему высшей администрации Российской империи XVIII века. "Огромное значение этой должности для всей администрации XVIII века, связь ее с важнейшими учреждениями этой эпохи и особенно с правительствующим сенатом, доверие к ним наших лучших монархов, достаточно объясняют этот выбор, - писал он о теме своей диссертации. При этом Градовский пояснял, что "не думал написать что-нибудь законченное, истинно ученое". Цель своего труда он видел в том, чтобы "собрать материалы, имеющиеся пока под руками, расположить их в известном порядке, осмыслить некоторыми обобщениями"*(1318).

Основные положения магистерской диссертации А.Д. Градовского, касавшиеся института генерал-прокурора, выражались в следующих выводах.

- "В течение всего времени существования Петровских учреждений генерал-прокурор в среде государственных установлений представлял то же начало, что и сенат, то есть власть охранительную, контролирующую и направляющую администрацию к одной цели"*(1319).

- "Министерское значение генерал-прокурора, в новейшем смысле, начинается с Екатерины II; с этого же времени начинается и превращение сената в преимущественно судебное место"*(1320).

- "Политическое значение генерал-прокурора превышало его административное значение; вследствие этого все политические реформы в нашем отечестве сильно отражались на этой должности"*(1321).

После защиты магистерской диссертации А.Д. Градовский был избран Советом юридического факультета Санкт-Петербургского университета на должность штатного доцента по кафедре государственного права (утверждение в этой должности он получил 12 января 1867 года). 29 декабря 1866 года его назначили исправляющим должность экстраординарного профессора в Императорском Александровском лицее (бывшем Царскосельском).

В июле 1867 года А.Д. Градовский, окончательно обосновавшийся к тому времени в Санкт-Петербурге, женился на Ольге Владимировне Шидловской, дочери помещика Бирюченского уезда Воронежской губернии.

С конца 1867 года Александр Дмитриевич усиленно работал над докторской диссертацией по истории местного управления в России. Его замысел заключался в том, чтобы раскрыть сущность основного института системы местного управления - губернии. "Понятие о нашей губернии с тех пор, как земские учреждения получили законное существование, - писал он в начале своего исследования, - значительно усложнилось. В состав ее вошли новые элементы, произошел ряд новых и сложных комбинаций. Показать что такое наша губерния в ряду русских учреждений, значит покончить с целою массой недоразумений, порожденных неясными понятиями о принципе и круге деятельности новых и прежних ее установлений. Для того, чтобы понять их истинное значение, должно выяснить сначала, в какой мере каждое правительство нуждается в самостоятельности местных учреждений и деятельности общества, и затем в каком смысле вопрос этот может быть разрешен историей данного народа"*(1322). Для выполнения такого замысла требовалось написать три-четыре тома. Но Градовский ограничился одним томом, который он посвятил уезду Московского государства. Он вышел в свет в Санкт-Петербурге в 1868 году*(1323). Текст данного тома Градовский и представил в качестве своей докторской диссертации, которую успешно защитил 29 сентября 1868 года*(1324).

Опираясь на исторический опыт, А.Д. Градовский отстаивал в этой работе идею о необходимости поддержания государственного и национального единства России. "Если местные организмы, - писал он, - должны удовлетворять требованиям государственного единства, то в большей еще степени они должны быть произведением национального единства. Для того чтобы местные организмы являлись установлением столь же однообразным, как само государство, чтоб они являлись продолжением той же единой мысли, которой высшим выражением служит государство, необходимо, чтобы самые классы общества являлись произведением одной и той же культуры, развитием однородных элементов. В местностях, не представляющих такого единства, самоуправление неспособно дать удовлетворительных результатов"*(1325). Выступив в своей докторской диссертации сторонником земств, Градовский провел здесь мысль о том, что дарование земских учреждений западным окраинам России может создать угрозу для ее государственного единства*(1326).

Эти идеи Градовского, а также отстаивание им самобытности русского местного управления вызвали целую волну нападок на него со стороны так называемых "прогрессивных" публицистов. В таких периодических изданиях, как "Дело", "Отечественные записки" и др., появилась серия критических отзывов о диссертации Градовского. Его упрекали в пренебрежении "формами политической свободы", выработанными в Западной Европе.

11 января 1869 года А.Д. Градовский был утвержден в должности экстраординарного профессора Санкт-Петербургского университета по кафедре государственного права. 22 ноября того же года он стал ординарным профессором. Одновременно с преподаванием русского и иностранного государственного права в Санкт-Петербургском университете Градовский продолжал читать лекции по государственному праву в Александровском лицее - уже в должности ординарного профессора.

Время, охватывающее 70-е - начало 80-х годов, стало периодом расцвета научной и публицистической деятельности А.Д. Градовского. В русском обществе он был более известен как яркий публицист, автор многочисленных газетных и журнальных статей на различные злободневные темы. "Публицистические статьи и публичные лекции Градовского, - вспоминал впоследствии профессор Санкт-Петербургского университета правовед Н.М. Коркунов, - были так блестящи, что в глазах иных они заслонили его ученые труды. Но и самый блеск публицистической его деятельности обусловливался главным образом серьезною научною подготовкою: она то и придавала такую силу его речи, она то и делала ее такой содержательной и убедительной"*(1327).

Для характеристики взглядов А.Д. Градовского на сущность разрабатывавшейся им науки государственного права особое значение имеет речь "О современном направлении государственных наук", произнесенная им 8 февраля 1873 года в годичном акте Санкт-Петербургского университета*(1328). Сделав в ней краткий обзор политического развития Европы в XVII-XVIII века, Градовский заявил, что история и практика этих времен оставили несколько поучительных уроков, которые состоят в следующем:

"1) Государство, провозгласившее безусловную годность данных, следовательно преходящих, начал своего строя, рискует вызвать противоположные идеалы, столь же безусловные и неуступчивые. Отрицаясь от новых требований жизни, оно дает силу утопии; отказываясь от прогресса осуществимого, оно в конце концов сталкивается с идеалами неосуществимыми.

2) Наука, не имеющая доступа к практическим вопросам государственной жизни, кидается в область утопии; из полезной общественной силы она делается элементом разрушительным.

3) Общество, не участвующее в государственной жизни, не в силах сдержать утопических стремлений и делается их жертвою"*(1329).

Далее Градовский высказал в своей речи мысль о том, что под влиянием этих уроков и успехов знания изменились приемы научного исследования и само миросозерцание науки государственного права. Он отметил две самые существенные черты такой перемены.

Во-первых, сказал он, политическая теория стала основываться теперь не на "вечных, прирожденных", а потому абсолютных началах разума, требующих абсолютной, все совершенной (для всех времен и народов) формы государства, а на историческом опыте. Государство стало рассматриваться в качестве явления исторического, подчиненного условиям пространства и времени. Ни одна из форм государства с этой точки зрения не может быть воплощением абсолютной истины. "Итак, отрицание абсолютного и признание прогресса есть первое начало современной политической философии, во имя которого она отказывается от искания безусловно годной формы государства, но тем настойчивее требует, чтобы каждому данному состоянию общества соответствовала пригодная ему форма государства"*(1330).

Во-вторых, заявил Градовский, "вообще вопрос о государственном устройстве потерял в значительной степени свой интерес под влиянием условий общественной жизни XIX столетия. Общество XIX столетия обращает внимание не столько на форму государства, сколько на задачи его деятельности и способы их осуществления"*(1331).

Теоретические аспекты государственного права привлекали внимание А.Д. Градовского с самого начала его научной и преподавательской деятельности. Помимо русского государственного права и государственного права важнейших европейских государств он читал на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета также теорию государственного права. Мечтой Градовского было создать полный курс государственного права, в котором бы догматическому изложению его институтов предшествовало рассмотрение их истории. Частью такого всеобъемлющего курса должен был стать текст его книги "Государственное право важнейших европейских держав", изданный в двух частях - "исторической" и "догматической" - в 1885-1886 годах*(1332).

К сожалению, планам талантливого ученого не суждено было сбыться. С осени 1881 года А.Д. Градовский стал испытывать частые боли в сердце. Чувство усталости сделалось в нем постоянным. Это отразилось и на его публицистических статьях. Их количество резко уменьшилось. В их содержании появились нотки разочарования: о будущем России он стал все чаще писать в пессимистических тонах. В одном из набросков 1884 года для какой-то статьи или письма Александр Дмитриевич выводил: "От жизни нам осталась, по-видимому, одна тоска по жизни, тоска по себе, по своей задавленной и поруганной личности, по силам напрасно потраченным"*(1333). "Меня тревожит не опасность внешней войны, - признавался он в наброске статьи, озаглавленной им "Затишье", - не падение курса, не материальная скудость наша, а именно это растление общества, на которое у нас слишком мало обращают внимания. Мы слишком велики, чтобы бояться внешнего врага; у нас много непочатых естественных богатств, чтобы мы могли опасаться конечного оскудения; деревня у нас еще слишком преобладает над городом, чтобы мы боялись какой-нибудь революции. Но есть опасность, на которую у нас закрывают глаза, несмотря на ее очевидность: опасность разложения от усиливающейся деморализации общества. Она проникла всюду: нет сфер, где не чувствовалось бы ее разлагающее влияние"*(1334).

Александр Дмитриевич Градовский, правовед, историк, публицист, сын участника Отечественной войны 1812 года Дмитрия Дмитриевича Градовского, родился 13 (25) декабря 1841 года в Валуйском уезде Воронежской губернии (ныне - Волоконовский район Белгородской области). Образование получил в харьковской второй гимназии. По ее окончании в 1858 году поступает на юридический факультет Харьковского Императорского университета, где проходит полный курс обучения.

После окончания университета в 1862 г. Градовский некоторое время трудится редактором газеты «Харьковские губернские ведомости», но уже в 1863 г. поступает на государственную службу и становится чиновником особых поручений при воронежском губернаторе. Также до осени 1865 года он управляет имением отца в Воронежской губернии. К этому времени относится одна из первых его работ - лекция о земских учреждениях, которая была напечатанная в «Воронежских губернских ведомостях».

В 1866 г. защищает в Санкт-Петербургском университете диссертацию на степень магистра государственного права по теме «Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры». И уже через год, в 1867 г., будучи единогласно избран доцентом кафедры государственного права Императорского Санкт-Петербургского университета, Градовский начал чтение лекций по государственному праву. Одновременно он был назначен на должность экстраординарного профессора в императорском Александровском лицее.

В 1868 г. состоялась защита его докторской диссертации по теме: «История местного самоуправления в России». С 1869 г. и до самой смерти деятельность Градовского неразрывно связана с Санкт-Петербургским университетом, ординарным профессором которого он являлся. Как профессор права занимал одновременно три кафедры университета: теории государственного права, государственного права важнейших европейских держав и русского государственного права. В том же году назначен профессором в Александровский лицей и оставался здесь до 1889 г. Как ученый он являлся создателем науки русского государственного права. Среди его учеников следует выделить двух наиболее талантливых государствоведов и теоретиков права: М.И. Свешникова и Н.М. Коркунова.

Выдающийся научный деятель гармонически соединялся в Градовском с талантливым публицистом. Много лет он был постоянным сотрудником «Голоса», а также «Русской речи». К сожалению, целый ряд его статей не только не издан отдельно, но даже трудно теперь определить, какие именно передовые статьи «Голоса» принадлежат Градовскому. Только часть его статей вошла в состав изданных им сборников.

Несмотря на обширную литературную деятельность, Градовский находил время для усердной работы в ученых и благотворительных обществах. Он основал административное отделение юридического общества при Санкт-Петербургском университете и состоял некоторое время членом комитета и казначеем литературного фонда. Как профессор, он был незаменим: строгий на экзаменах, он заставлял студентов усиленно работать по своему предмету, зато и сам тщательно обрабатывал свои лекции и горячо проповедовал в них начала гуманности и свободы. Как ученый, он, можно сказать, создал науку русского государственного права. Как публицист, он постоянно боролся за те идеи и учреждения, которые, по его же выражению, служили «раскрепощению России».

В 1889 году Градовский тяжело заболел и был вынужден прекратить преподавательскую деятельность. 18 сентября 1889 г. ему было присвоено звание почётного члена Санкт-Петербургского университета. После его смерти 6 (18) ноября 1889 г. созданное им юридическое общество при университете, почтило его память, проведя особое посвящённое ему заседание. Ряд речей, произнесённых на заседании, позже издали отдельной брошюрой (СПб., 1890).

В последние годы возрос интерес к наследию А.Д. Градовского. Были защищены диссертации И.И. Гуляка «Социально-политическая философия А.Д. Градовского», доктор философских наук. Ростов н/Д., 2001; Плященко Т.Е. «Политические и исторические взгляды А.Д. Градовского», кандидат исторических наук, Воронеж, 2004; Ю.В. Брояко «Политико-правовые воззрения А.Д. Градовского» кандидат юридических наук, Саратов, 2006.

Основные идеи

С самого начала своей научной деятельности Градовский выступает как государственник, видевший в основе государственного бытия национальную жизнь со всеми ее особенностями и собственной историей. Вне государства нет и не может быть национальной жизни. Обыкновенно политические мыслители либерального толка исходят из идеи полного противоположения интересов личности и государства. Государство отождествляется с правительством, а личность - с обществом. Любое расширение границ частной деятельности признается очередной победой над «тиранией» верховной власти.

Это либеральное заблуждение Градовский отвергает. Существенный порок либерализма, - пишет он, - заключается в том, что он рассматривает общество и государство как совокупность внешних условий, необходимых лишь и исключительно для сосуществования отдельных лиц. В результате и само общество представляет собой механическое собрание индивидов, не имеющих между собой никаких естественных, органических связей. Покончив с сословиями и привилегиями, либерализм обратил основное внимание на организацию нового общества, в основе которого лежит начало индивидуальной свободы, не озадачившись др., не менее важным вопросом: как будет действовать человек в таких условиях? Результатом является следующее состояние дел: «Снаружи государства Запада представляют однообразное, и даже прочное строение. Но если мы обратимся к действительному критерию устойчивости общества, к его умственному и нравственному строю, то полная анархия этих элементов докажет всю шаткость этих обществ». Государству принадлежит воспитательная роль. Отдельная личность может позволить себе жить без высших нравственных задач, устанавливаемых государством. Для государства отсутствие нравственного идеала было бы смертным приговором.

Анализ взглядов Градовского на общество, нацию и государство показывает, что в значительной степени они имеют много общего с идеями славянофилов. Градовский рано испытал на себе их влияние. Уже в 1865 он выступил с публичной лекцией о провинциальных учреждениях Западной Европы вполне в духе славянофильства. С течением времени, однако, его убеждения претерпели некоторые изменения по целому ряду причин. Солидаризируясь с А. С. Хомяковым, Аксаковыми, И. В. Киреевским в том, что слепое копирование западных идеалов, в отличие от заимствования положительных достижений западной цивилизации, убивает народный дух, он полагал народную идею первенствующим законным последствием русских культурных начал. Однако, по его мнению, славянофилы слишком идеализировали Древнюю Русь, перенося уважение к принципам организации ее жизни на самые формы, а иногда и на отсутствие форм. Основное расхождение, по мнению Градовского, заключается в том, что славянофилы не только отрицают западные формы, но и отрицают необходимость юридических форм вообще. «Их политическое учение есть теория бесформенного государства», - пишет он. Отдавая должное особенности русского народа, он считал нелепостью признавать его совершенно особенным, не подчиняющимся в своем развитии общим законам материального и нравственного мира. Идея о «народе-утопии», по мнению ученого, не столько славянофильская и, тем более, не православная, а исключительно европейская. Славянофилы - такие же «птенцы гнезда Петрова», как и презираемые ими западники. Сам факт их появления свидетельствует о том, что только благодаря Петровским преобразованиям в России стала возможной свободная мысль. В петербургском периоде русской истории есть своя светлая сторона, не замечаемая славянофилами. Именно с тех пор у нас начинает проявляться начало законности и личных прав, о которых Московская Русь ничего не знала.

В научных работах и лекциях 2-й пол. 1860-х он исследует различные аспекты становления российского общества, высказывает ряд оригинальных суждений о сущности государства. Градовский считает, что последнюю можно выявить, лишь представив государство как «организм», связанный с «сущностью вещей», с социальным бытием. У всякой государственности, по Градовскому, два важнейших элемента: церковь и собственность, которые соответственно представляют два авторитета - авторитет религии и авторитет экономический. Оба они слиты с авторитетом власти, которую нужно понимать не как систему учреждений, а как реальное могущество государства. В число проблем, которые привлекали внимание Градовского в к. 1860-х - н. 1870-х, входил национальный вопрос. В сб. «Национальный вопрос в истории и в литературе» (1873) он исходит из того, что национальные различия в мировом сообществе обусловлены объективным развитием истории, что «разнообразие национальных особенностей есть коренное условие правильного хода общечеловеческой цивилизации», которая является совокупностью специфического духовного и экономического опыта различных народов. Следовательно, нужно не подавлять и сглаживать национальные различия и особенности, а наоборот - создавать условия для нормального и самобытного существования и развития различных национальностей. Важнейшим из этих условий он считал «политическую самостоятельность народа», наличие у него национальной верховной власти, образование национальных государств. В своем главном труде «Начала русского государственного права» (том 1-й, «О государственном устройстве», был издан в 1875, том 2-й, «Органы управления», - в 1876 и том 3-й, «Органы местного управления», - в 1882) Градовский пытался совместить два подхода: государственной школы отечественной исторической науки и обществоведения, которая исходила из ведущей роли государства и властных структур в общественном развитии, и исторической (или социологической) школы, обращавшей внимание на решающее значение экономических и социокультурных факторов.

К недостаткам научного метода Градовского принадлежат: 1) идеализация русского государственного строя, в частности неограниченного самодержавия; последнее по теории Градовского оказывается совместным со строгой законностью, с правовой организацией управления и с самоуправлением. 2) Игнорирование значения социально-экономических отношений в политической жизни. Как публицист Градовский в первом периоде своей деятельности до 1881 г. был представителем либерализма в наиболее умеренной его форме. Градовский верит в возможность укрепления и развития, начатых в первой половине 1860-х годов реформ при сохранении незыблемым неограниченного самодержавия и в то же время является сторонником буржуазной национально-либеральной политики. Но когда после 1881 г. курс "новой национальной политики" окончательно выяснился, и надежды на самые умеренные реформы совершенно исчезли, Градовский примкнул к оппозиционному лагерю; с закрытием, однако, "Голоса" в 1884 г. прекратилась и деятельность Градовского как журналиста.

Отстаивая свои идеи, Градовский вступает в 1880 в полемику с Достоевским. Идея нации приняла у него несколько ошибочное содержание и рассматривается безотносительно той религиозной культуре, в лоне которой произрастала и становилась. К сожалению, здесь нам встречается слишком распространенная формула антихристианского мышления: религия и социальная жизнь представляют собой 2 различные области жизнедеятельности человека: объективную и субъективную. На тезис Градовского: «Мы уже два столетия находимся под влиянием европейского просвещения, действующего на нас исключительно сильно… Всякий русский человек, пожелавший сделаться просвещенным, непременно получит просвещение из западноевропейского источника, за полнейшим отсутствием источников русских» - Достоевский отвечал так: «Что вы под ним (просвещением) понимаете? Науки и ремесла действительно не должны нас миновать, и уходить нам от них действительно некуда, да и незачем. Но ведь под просвещением я разумею… свет духовный, озаряющий душу, просвещающий сердце, направляющий ум и указывающий ему дорогу жизни. Если так, то такое просвещение нам нечего черпать из западноевропейских источников за полнейшим присутствием (а не отсутствием) источников русских».

Русский народ, по Достоевскому, просветился уже давно, приняв учение Христа. Коренная ошибка Градовского, по мнению Достоевского, заключалась в том, что национальную русскую самобытность он не отделял по источнику своему от любой иной национальной самобытности (англичан, французов, немцев). Напротив, отмечал писатель, «христианство народа нашего есть, и должно остаться навсегда, самой главной и жизненной основой просвещения его!.. Науки дело одно, а просвещение иное. С надеждой на народ и на силы его, может, и разовьем когда-нибудь уже в полноте, в полном сиянии и блеске это Христово просвещение наше». Дело никак нельзя представить таким образом, что где-то существует отдельно нравственный идеал, а отдельно от него - общественный: такого никогда не существовало и не может существовать, говорил Достоевский. «При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению ей, ибо она же и создавала ее», Русские общественные идеалы, отмечал Достоевский, лучше и крепче европейских и гораздо более «либеральнее» их, потому что исходят из организма народного, а не из лакейски безличной пересадки западных идей».

Сочинения

1) Государственный строй древней России. М., 1867;

2) Политические теории XIX столетия. М., 1867-69;

3) Политическая философия Гегеля // Журнал Министерства народного просвещения. 1870. № 7;

4) Возрождение Германии и Фихте Старший // Беседа. М., 1871. № 5;

5) Политика, история и администрация. Критические и политические статьи. СПб., 1871;

6) Современные воззрения на государство и национальность. М., 1872;

7) Государство и народность. Опыт постановки национального вопроса. М., 1873;

8) О современном направлении государственных наук (речь на акте Санкт-Петербургского университета), СПб., 1873;

9) Начала русского государственного права. Т. 1-3. СПб., 1875-83;

10) Германская конституция. Т. I – II. СПб., 1875–86;

11) Национальный вопрос. СПб., 1877;

12) Система местного управления на западе Европы и в России. СПб., 1878;

13) Социализм на западе Европы и в России. СПб., 1879;

14) Трудные годы. СПб., 1880;

16) Что такое консерватизм. СПб., 1880;

17) Либерализм и западничество. СПб., 1880;

18) Славянофильская теория государства (письмо в редакцию) // Голос. СПб., 1881. № 159.

19) Крестьянские выборы в гласные уездных земских собраний, СПб., 1883;

20) Система Меттерниха, СПб., 1883;

21) Государство и Церковь в Пруссии. Пятнадцать лет культуркампфа, СПб., 1886;

22) Государственное право важнейших европейских держав. Часть историческая. СПб., 1886;

23) Значение идеала в общественной жизни // Вестник Европы. СПб., 1887. № 1.