Каковы высшие ценности и идеалы. Идеалы и ценности: исторический обзор

>> Идеал и ценности

23. Идеал и ценности

Что такое идеал ?

В своем поведении мы сознательно или несознательно следуем каким-то идеалам, чаще всего даже не подозревая об этом.

Идеал (от франц. ideal) - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Он обозначает то, что кажется достойным подражания. Идеалы у людей могут быть разными. Один человек считает идеалом респектабельного бизнесмена, разъезжающего на «мерседесе» (он строг, деловит, обеспечен). А другого притягивает романтика дальних дорог. Он хочет познать мир, побывать в разных странах, пересечь Северный Ледовитый океан или пустыню.

Советуем запомнить

Идеальное - нечто совершенное, соответствующее идеалу.

Идеалист - бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.

Идеализация - представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем он (оно) есть в действительности; наделение качествами, соответствующими идеалу.

Людей, которые на первое место ставят материальные ценности , например роскошный особняк или машину, называют материалистами.

А другого человека называют идеалистом. К идеалистам принято относить людей, ставящих на первое место духовные ценности и идеалы (добро, справедливость, честность). При этом в каждом человеке присутствуют оба
начала: материальное и идельное.

От слова «идеал» происходят понятия, с которыми вы наверняка не один раз встречались.

Носителями и воплощением идеала всегда выступали герои. Именно поэтому они служили образцом для подражания, вдохновляя людей на возвышенные моральные поступки. В образах героев воплощаются яркие, запоминающиеся проявления нравственной стойкости, мужества, величия человеческого духа. Героев
воспевают поэты, их образ запечатлевают в бессмертных произведениях великие художники и скульпторы.

К идеалу люди стремятся всю жизнь. С ним сверяем мы наши поступки и дела.

Пожалуй, самое удивительное таится в том, что мы хотим видеть идеальными не только себя, но и других, особенно близких.

Попробуем задуматься, кто и почему может становиться идеалом для других.

Наверное, вам приходилось слышать фразу юных поклонниц о какой-нибудь популярной певице: «Она мой идеал!» Но что это означает? Девочкам нравится внешность певицы, ее манеры держаться, говорить, смеяться. Нравится успех, которого добилась певица. Но ведь поклонницы ничего не знают о взглядах певицы на жизнь, как она общается со своими родными, друзьями. Речь идет только о внешнем подражании.

У каждого поколения свои идеалы. Часто они связаны с событиями, которые переживает все общество в это время. Военное поколение восхищалось подвигами во время сражений, стойким поведением в плену у врагов.

У нового времени и современной молодежи уже другие примеры для подражания, более близкие и понятные им.

Что такое ценности?

А что такое ценности? Это те предметы, явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни.

Есть ценности, важные во все времена. Их можно назвать общечеловеческими. К таким ценностям относятся истина, свобода, справедливость, красота , добро, польза.

Непреходящими ценностями семейной жизни считают верность и постоянство, любовь к детям в сочетании с требовательностью, уважением к человеку.

Но иногда у человека происходит конфликт ценностей. Представьте такую ситуацию. Друг попросил прийти поддержать его на спортивных соревнованиях, а в школе к завтрашнему дню надо подготовить серьезное сообщение, материалов к которому дома нет. И ученик оказывается перед трудным выбором: пойти на соревнование поддержать друга или в библиотеку готовить сообщение? Любое решение неприятно, ведь хочется быть и хорошим другом, и успешным учеником. В жизни придется учиться делать выбор во многих
ситуациях.

На какие ценности ориентируются сегодняшние подростки?

Когда ученые выяснили, какие книги читают подростки 10-13 лет, каким героям они подражают и восхищаются, то оказалось: первенство держат вымышленные герои , которым свойственны чувство коллективизма, общности с другими людьми. Каждый из них действовал, руководствуясь нравственной необходимостью заботиться об окружающих. Персонажи произведений не могли оставаться равнодушными к боли и страданиям других людей, они чувствовали себя в ответе за них. А вот у студентов на первом месте были не сказочные герои и не киногерои, как у подростков, а реальные люди, достигшие успеха благодаря упорному труду и выдающимся способностям.

Трудно определить ценности подростков. Некоторые данные говорят о том, что они в основном ориентируются на материальные выгоды, не мучая себя вопросами о смысле жизни. Однако, с другой стороны, подростки интересуются жизнью своей семьи, религией , неравнодушны к боли и страданиям других людей.

Наукой установлено, что существует три этапа нравственного развития человека.

Первый этап - когда человек не совершает дурных поступков, потому что боится наказаний. Если человек думает, что его могут уличить в краже, то он вряд ли будет воровать.

Второй этап - когда человек дорожит мнением группы, в которой находится. Человек не ворует, остерегаясь изгнания из группы.

На третьем этапе поведение определяется принципами, применимыми независимо от авторитета группы. В их основе лежат справедливость, взаимопомощь и равенство прав человека, уважение его достоинства как личности. Человек не ворует, потому что уважает других людей. Правильным считается поведение, соответствующее подобным принципам.

Эта научная теория основана на убеждении, что людям свойственны определенные этапы нравственного развития. Но оказалось, что большинство людей редко продвигается выше второго уровня. Преступники останавливаются на первом.

Принципы нравственности подсказывают нам, какими должны быть наши взаимоотношения с людьми, как следует относиться к людям. Самая простая форма их выражения состоит в следующем: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Это форма отношений равенства между людьми.

Подведем итоги

На поведение людей влияют идеалы и ценности. Идеалы - это образцы для подражания, нечто совершенное. В качестве идеала могут выступать реальные люди или вымышленные герои, общественные идеи и ценности. Ценностями называют все предметы, явления (духовные и материальные), которые бывают для человека важными в его жизни. Существуют общечеловеческие ценности, которые считались важными всегда.

Проверьте свои знания

1. Что обозначают понятия: «идеал», «идеалист», «идеализация»?
2. Перечислите черты характера, которыми, по вашему мнению, должен обладать идеальный человек. Обоснуйте свой выбор.
3. Как вы понимаете выражение «У каждого времени свои герои»?
4. Известны ли вам художественные произведения, в которых запечатлены герои, показаны возвышенные идеалы? Назовите их.
5. Опишите ситуацию, в которой отражен конфликт ценностей.
6. Придумайте предложения (фразы) со словами: «польза», «справедливость», «красота», «свобода», «честь», «ответственность».

Практикум

1. Основу культуры Японии и Китая составляет почтительность детей по отношению к родителям.

Она включает официально признанные обязанности, такие, как уважение к родителям, беспрекословное повиновение им, забота об отце и матери.

Соблюдение этой культурной ценности так перестроило отношения в обществе, что китайский и японский народы сегодня, пожалуй, превосходят все другие по части уважения к старшим.

А как обстоит дело с этой культурной ценностью в нашей стране, в российском обществе? Проведите свое мини-исследование (используйте материалы печати, радио, телевидения, свои наблюдения).

2. Выполните задание-тест.

А. Что вы не смогли бы простить человеку, с которым дружите?
1) Хамство;
2) предательство;
3) малодушие, жадность;
4) слабость характера ;
5) грубость;
6) другое.

Б. Что вы себе никогда не позволите, общаясь с любимым и дорогим для вас человеком?
1) Неопрятно выглядеть;

2) говорить неправду;
3) оплошать или оконфузиться;
4) повысить голос;
5) другое.

Сделайте вывод, что для вас является ценным в общении с близкими людьми.

Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

В нашей современной литературе также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане, например, религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков.

Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность -- это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей» и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности. Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному и представлять различную ценность для дегустатора вин и для другого человека. Это же можно сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста.

На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования -- биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности -- это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

На базе человеческой практики, потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обусловливают заинтересованность человека в чем-то. Поэтому если говорить коротко, что же такое ценность, то можно воспользоваться формулировкой Т. Шибутани: «Об объекте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес» .

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит.

Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека.

Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой - в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

По своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.

Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях. В.Я. Ядов объединяет все описанные выше регулятивные образования как диспозиции, т.е. «предрасположенности». В своей «диспозиционной концепции регуляции поведения личности». В.Я. Ядов аргументирует иерархическую организацию системы диспозиционных образований. В разработанной им схеме на низшем уровне системы диспозиций располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей. Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду. Третий уровень системы диспозиций - базовые социальные установки - отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека. Высший уровень диспозиций личности представляет её систему ценностных ориентаций, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Каждый уровень диспозиционной системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациям общения: в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности и, наконец, в определённом типе общества в целом. Отдельные уровни диспозиционной системы отвечают при этом за конкретные проявления активности: за отдельные поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или деятельность человека. Таким образом, можно сделать вывод, что уровни регуляции поведения в диспозиционной концепции В.Я. Ядова различаются долей биологических и социальных компонентов в их содержании и происхождении. Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, по В.Я. Ядову, тем самым полностью зависят от социальной общности, с которой себя идентифицирует личность.

Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают, соответственно, то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом. К.А. Альбуханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определённых ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни». Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «называемых», внешних по отношению к человеку ценностей. Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова также подчёркивают, что «личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился», акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии.

В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни переживая определённые ценности. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности. Аналогичную точку зрения в своём исследовании отстаивает и А.В. Серый.

Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.

Г.Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение». Убеждение, являясь интегрирующим элементом механизма регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные цели, субъективно готовые к реализации путём их использования в социально-ориентировочной деятельности». По словам Г.Е. Залесского, убеждениям присущи о одновременно и побуждающая, и когнитивная функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие мотивы с точки зрения их соответствия содержания той ценности, которую оно призвано реализовать, и выбирает практический способ её практической реализации. Как пишет Г.Е. Залесский, «убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка». При этом чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее той или иной ценности, тем более глубокий смысл придаётся его реализации, а следовательно, и выделенному с его участием мотиву. Представление о системе ценностей личности как иерархии её убеждений получило распространение также в американской социальной психологии.

Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

Истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

Ценности организованы в системы. Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формльные признаки:

Ценности - это понятия или убеждения;

Ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;

Ценности имеют надситуативный характер;

Ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;

Ценности упорядочены по относительной важности.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему.

Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Как замечает в этой связи А.Г. Здравомыслов, «специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обычно обозначаются как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания и интеллекта». Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира. По её словам, ценностные ориентации дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений, оценки и отбора этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только регулируют, но и направляют эти действия. По мнению М.С. Яницкого, тем самым система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом, и является психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели.

По словам Ф.Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя её простотой и подлинной свободой». Как он отмечает в этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития. Ценностные ориентации, являясь, таким образом, психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.

Понятие «личностный смысл», также как и ценностные ориентации, чрезвычайно объёмное понятие, которое занимает немаловажное место во многих гуманитарных науках. Это понятие можно встретить в философии, эстетике, социологии, а так же в лингвистике и других связанных с ней дисциплинах.

В психологии понятие «смысл» неразрывно связанно с гармонично развивающейся личностью. Личностный смысл принято определять как «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которой развёртывается её деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные роли, ценности и идеалы». Выделяется ряд составляющих смысловых систем: побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы: реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость); выражающие личностный смысл смысловые установки; регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности. Личностный смысл обладает рядом важных особенностей. Центральная из этих особенностей - производность личностного смысла от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции.

Таким образом, смысл - это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности, изменениям окружающего мира, собственной деятельности и поступкам других, к результатам творчества, к красоте окружающего мира. Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определяется способность взять на себя ответственность, верой в собственную способность осуществлять контроль над своей судьбой. Ключевым показателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни. Осмысленность жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Осмысленность жизни является необходимым и достаточным условием развития гармоничного человека, непрерывно и творчески развивающейся личности.

До второй мировой войны основные достижения в разработке понятия смысла были связаны с именем А. Адлера. В последних его работах эта тематика вышла на первый план. Адлер понимал человека как неделимое целое, которое в каждом своём действии выражает свою цель и стремиться достичь её. Цели человеческой деятельности являются продуктом целостности личности, прошлого, настоящего и стремления к будущему. В концепции фиктивного финализма А. Адлер говорит о том, что человека направляет фиктивная цель, которая определяет его стиль жизни. Полноценным и здоровым будет тот, чья фиктивная цель направлена на сотрудничество, кто проявляет «социальный интерес», «…благодаря индивидуально-уникальной цели, этому направляющему принципу, личность достигает максимальной целостности . Цель складывается в раннем детстве и определяет направление всей жизни человека. Наиболее естественной тенденцией развития человека Адлер считал развитие «социального интереса». Социальный интерес развивается в трёх основных сферах жизни: в деятельности, в любви, в отношениях Я-ТЫ. Именно в этом типе отношений человек обнаруживает смысл в обосновании собственного бытия.

В теории личности В. Франкла смысл представлен как жизненная задача. В качестве ведущей движущей задачи поведения он постулирует стремление человека найти и исполнить свой смысл жизни. «Для того, чтобы активно действовать, человек должен верить в смысл, которым наделены его поступки». Падение старых идеалов, отсутствие смысла означает экзистенциональную фрустрацию, которая порождает у человека состояние, названное Франклом экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы». Необходимым же атрибутом психологического здоровья и атрибутом человечности является «здоровая доля напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить».

Смысл, по мнению Франкла, не абстрактен, он тесно связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельно взятая ситуация несёт в себе свой смысл, различный для различных людей, но одновременно истинный для каждого. Смысл меняется не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации. Смысл объективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в реальной действительности, именно поэтому он выступает для человека как данность, требующая своей реализации. Правильной постановкой вопроса, однако, является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент.

В отличие от Адлера, который полагал, что смысл личности возникает непроизвольно в раннем возрасте, Франкл считает, что обретение и реализация смысла выступают как встающая перед человеком задача, на решение которой он направляет все свои усилия, причём неудача в её решении приводит к объективным нарушениям личностного развития. Экзистенциальная фрустрация влечёт за собой ноогенный невроз. Как средство лечения данных видов неврозов В. Франклом был предложен метод «логотерапии». Центральной проблемой этого метода является проблема ответственности. При любых обстоятельствах человек способен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Таким образом, жизнь человека никогда не может оказаться бессмысленной. Найдя смысл, человек несёт ответственность за осуществление этого уникального смысла; от индивида требуется принятие решения относительно осуществления смысла в данной ситуации.

В теории Ю. Гендлина, постоянно изменяющиеся и взаимодействующие между собой смыслы выступают как элементы одного процесса переживания, к которому и сводится личность. «Смысл формируется во взаимодействии переживания и чего-либо, выполняющего символическую функцию. Вместе с тем смысл всегда включает в себя некоторые неявные аспекты, которые в данный момент не символизированы». По мнению Гендлина, решающим является само отношение между вербально символизированным смыслом и ощущением.

Он выделяет 4 типа отношений, в которых рождаются новые смыслы или же существующие смыслы получают новое символическое воплощение и обогащаются новым содержанием:

Отношения метафоры;

Отношения релевантности;

Отношения схватывания;

Отношения иносказания;

По мнению Гендлина, эти четыре функциональных отношения и обеспечивают непрерывную динамику смыслов, их развитие и обогащение в потоке переживания, который и есть личность.

В методологическом подходе к личности идеи Л.С. Выготского предвосхищают теоретические воззрения В. Франкла. Оба они выдвигают идею «построения вершинной психологии как оппозиции психологии глубинной» . В понимании места человека в мире С.Л. Рубинштейн и В. Франкл также едины. По словам Рубинштейна, «человек находится внутри бытия, а не только бытиё внешне сознанию». Франкл, в свою очередь, пишет, что «не только мир существует в сознании..., но и сознание существует в мире, содержится в нём, сознание имеет место. Оба этих автора выражают в этих тезисах представление о неразрывном единстве человека и мира.

Позиции А.Н. Леонтьева также перекликаются с позициями Франкла. Принцип деятельности в работах представителей экзистенциального направления сочетается с принципом предметности. Предметная направленность человека, творящего самого себя в процессе свободной деятельности, является связующей нитью между субъектом и миром. По словам А.Н. Леонтьева, «личностные смыслы, как и чувственная ткань сознания, не имеют своего «индивидуального», своего «не психического» существования. Если внешняя чувствительность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает с реальностью самой его жизни в этом мире, с его мотивами. Личностный смысл и создаёт пристрастность человеческого сознания». То есть, личностные смыслы всегда носят субъективный характер. Личностный опыт, по мнению А.Н. Леонтьева, - это всегда смысл чего-то. Воплощение смысла в значениях - это отнюдь не автоматически и одноместно происходящий процесс, а психологически содержательный, глубоко интимный процесс . И когда в отдельный жизненных обстоятельствах индивид вынужден выбирать, то это выбор не между значениями, а между сталкивающимися общественными позициями, которые посредством этих значений выражаются и осознаются.

Постоянно воспроизводящее себя несовпадение личностных смыслов не может исчезнуть потому, как они несут в себе интенциональность, пристрастность сознания субъекта и «равнодушных» к нему значений, посредством которых они только и могут себя выразить. Под интенциональностью в данном случае понимается первичная смыслообразующая устремлённость сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету, предметная интерпретация ощущений. Внутреннее движение развитой системы индивидуального сознания, по мнению А.Н. Леонтьева, создаётся смыслами. По его словам, за понятием личностный смысл скрывается одна из важнейших проблем - проблема системного психологического исследования личности.

Смысл - это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности. И принципиально новый подход был осуществлён именно в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Характерным для этого подхода является то, что проблема смысла как конкретно психологического понятия была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального взаимодействия с окружающим миром.

Анализируя структуру человеческой деятельности, устанавливая объектные отношения между её компонентами, А.Н. Леонтьев показал, что смысл создаётся в результате отражения субъектом отношений, существующим между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат (цель). Именно отношение мотива к цели, указывает А.Н. Леонтьев, порождает личностный смысл, подчёркивая при этом, что смыслообразующая функция в этом отношении принадлежит мотиву. Возникая в деятельности, смысл становится единицами человеческого сознания, его «образующими». В рамках сознания смысл вступает в отношения с другими его образующими, в частности самооценка значениями, выражаясь через последние.

Д.С. Леонтьев вводит понятие «динамической смысловой системы» (ДСС), которую определяет как относительно устойчивую и автономную, иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневых систем и функционирующую как единое целое. Конституирующая характеристика ДСС - её отдельность, невключённость в другие системы. Фактически ДСС - это то, чем была бы личность, если бы у неё была одна только всепоглощающая страсть, интерес, направленность, исключающая всё остальное, то есть личность, характеризующаяся «внутренне простым жизненным миром», по Ф.Е. Василюку. Отдельная ДСС несёт в себе сущностные характеристики личности как целого и может рассматриваться как полноценная единица её анализа. Обычно личность складывается из нескольких ДСС. От того, в какие ДСС входят те или иные смысловые структуры, зависит их вклад в регуляцию жизнедеятельности личности. Например, мотив самоутверждения у одного человека может быть включён в ДСС профессионального достижения, у другого - в ДСС успеха у другого пола, у третьего - в ДСС хобби, например, самодеятельного творчества, у четвёртого - в ДСС физического развития, а у пятого - венчать независимую, отдельную систему, включающую в себя, скажем, мотивацию профессионального успеха уже в качестве подчинённого момента. Различные ДСС не разделены жёсткими границами. Напротив, практически всегда ДСС пересекаются между собой и имеют общие области (подсистемы), которые можно считать относящимися и к той, и к другой ДСС. Например, подсистема, регулирующая сферу профессионального обучения, может входить одновременно в ДСС профессиональной деятельности и в ДСС познания, являясь областью их пересечения.

Структура ДСС, отражающих устойчивую иерархию отношений субъекта с миром, может проецироваться в сознание непосредственно - в форме самосознания, образа Я, - либо более опосредованно - в форме структур мировоззрения, которые также выполняют функцию самосознания субъекта, однако самосознания не изолированного индивида, а представителя человечества как родовой общности. Д.С. Леонтьев под мировоззрением понимает составную часть, точнее, ядро индивидуального образа мира, содержащую как представления о наиболее общих свойствах, связях и закономерностях, присущих предметам и явлениям действительности, их взаимоотношениям, а также человеческой деятельности и взаимоотношениям людей, так и представления о характеристиках идеального, совершенного мира, общества и человека. На становление и развитие мировоззрения влияет оказывает влияние теоретическое и эмпирическое знание субъекта о мире, социокультурные схематизмы и особенности языка и других знаковых систем, через которые это знание преломляется, и личностный смысл, который имеют для субъекта те или иные мировоззренческие представления, и который может быть причиной искажения в мировоззрении реального положения вещей. Мировоззрение всегда несёт на себе глубоко своеобразный отпечаток индивидуально-личностных особенностей, знания о мире образуют в нём сплав с убеждениями, не всегда отчётливыми представлениями и бессознательными схематизмами и стереотипами.

В мировоззрении личности следует различать 4 аспекта. Содержательный аспект мировоззрения характеризует содержание тех эксплицитных или имплицитных постулатов, на которых строится представление субъекта о закономерностях, действующих в мире. Ценностный аспект характеризует систему идеалов, задающих представления о том, каким мир должен быть или стать в результате естественной эволюции либо управляемого развития, и с которыми субъект сопоставляет существующее положение вещей. Структурный аспект характеризует особенности психологической организации отдельных мировоззренческих постулатов в более или менее связанное целое. Так, индивидуальное мировоззрение может быть связанным, хорошо структурированным и интегрированным, непротиворечивым, или же фрагментарным, неструктурированным, плохо осознаваемым и в силу этого несущим в себе множество противоречий.

Функциональный аспект характеризует степень и характер влияния мировоззренческих структур на восприятие и осмысление человеком действительности и на его поступки. Это влияние может быть прямым или опосредованным, осознанным или неосознанным, жёстким или мягким. Необходимо также различать мировоззренческие представления, относящиеся к разным сферам или пластам действительности, которые они охватывают: гносеология, космология, неживая природа, живая природа, человек, общество и др.

Таким образом, формирование системы ценностных ориентации личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в юношеском возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентации, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

Ценности и идеалы... Но как только любые идеалы, подменяют ценности - они становятся ложными...

"Ценности" - это то, что существует в реальности и чем люди обладают, а "идеалы " то, к чему люди стремятся, но у них нет в реальности, и, может быть, никогда и не будет. Идеалы всегда выражаются в некоторых высказываниях.

Здесь следует различать - существование высказываний как факт обладания ими социальным индивидом или социальным объединением, и, содержание идеалов, выраженных в этих текстах. Содержание идеалов может быть ложным или истинным, что устанавливается по правилам логики, а вступают в конфликт и даже убивают люди друг друга, потому, что эти тексты для них обладают ценностью или люди вовлечены и поставлены в условия принятия этих текстов (например, контракт, присяга и т.п.), независимо от их ложности или истинности. Поэтому, одно дело провозглашать некоторые идеалы, а другое, их реализовывать.

Реализация идеалов всегда приводит к практическому эффекту, обратному тому, чем ожидался. Платон ("Государство"): "Зачем люди создают общество? Зачем люди ведут совместную жизнь? Для того, чтобы быть счастливыми людьми. А что такое счастливая совместная жизнь? Это справедливая жизнь. Что такое справедливая жизнь? Справедливая совместная жизнь устанавливается тогда, когда каждый занят своим делом, делает его хорошо и не мешает другим...." Этот концепт Платона, идеал общественного мироустройства, был реализован в фашистской Германии: "Каждому свое", "Кюхен, киндер, кирха" и т.п. лозунги нам хорошо известны... Идеалы должны оставаться идеалами и не подменять ценности.

Как только идеалы, любые идеалы, подменяют ценности - они становятся ложными ... В таком, именно таком смысле - все без исключения идеалы ложные...Почему подмена.идеалов и ценностей неизбежно приводит к практическим противоречиям? По определению "идеалов". "Идеалы" - создаются путем абстракции. Того, кто создает некоторый идеал будем называть "идеолог". Идеолог выделяет и фиксирует всегда не все, а лишь некоторые, существенные, с точки зрения идеолога, аспекты реальности. Поэтому, когда "идеалы" пытаются осуществить в реальности, то на том или ином этапе их реализации неизбежно возникают противоречия... Что невозможно логически, невозможно и эмпирически. Условия идеализации одни, а условия реализации существенно другие.

Теперь дадим определение терминам "ценность" и "идеал" по правилам логики . В языке употребляется термин "ценность" в двух смыслах, как термин-предикат, т.е. признак предмета, и как термин-субъект, т.е. некоторая вещь (предмет) о которой говорится в высказывании.

А.
1."Ценность ", как термин-предикат - это свойство (признак) которое может приобретать (изменять) любой предмет при таких и только таких условиях: 1. Предмет существует, т.е. выделен и зафиксирован в реальности, 2. Выбрано, а также установлено отношение к предмету и социальному субъекту о нем известно (юридическое, правовое, материальное, техническое и др. типы и виды отношений);

2. "Ценность" ,как термин-субъект - это любой реальный предмет, который соответствует таким и только таким признакам: 1. Относительно предмета, который называется "ценность" зафиксированы отношения эквивалентности или сравнения с другими предметами, об этом известно социальным индивидам и они согласны с таким его определением; 2. Социальный индивид способен всякий раз восстанавливать правила определения и оперирования с предметом как "ценностью".

Б .
"Идеал" - высказывание, которое обладает такими признаками: 1. Высказывание создается всегда приемом изолирующей абстракции; 2. То, что утверждается в высказывании о предмете не содержит условий его реализации (существования в реальности); 3. То, что утверждается о предмете, исполняется всегда в отношении тех свойств предмета, которые были зафиксированы в изолирующей абстракции, и никогда не исполняется полностью, а лишь частично, в отношении реальности, в том числе мыслей и действий людей.

"Преступление нуждается в оправдании"... Преступник всегда ищет предлог для своего действия, подмена понятий "идеал" и "ценность" - это способ формирования такого оправдания для преступления... Например - "Вы арийцы, а потому вам все дано от рождения, думать не нужно, у вас есть расовое превосходство..." , "Вы пролетариат, гегемон истории, а потому вам право дано по происхождению, думать не нужно..." и т.п. формулы, когда "идеалы" подменяют "ценности"...

Убивают люди друг друга по разным поводам и без повода... Когда я служил в армии, один солдат дезертировал с оружием. Нашу роту охраны поставили в заграждение для поимки дезертира. Должен или нет я стрелять в беглеца, если он выйдет на меня? Ни из каких идеалов мое решение автоматически не следует, только конкретно и всякий раз, люди принимают подобные решения...

В социальной эмпирии нет жесткой детерминации между идеалом и действием (например, убийством) как причиной и следствием.
Жесткая закономерная связь есть в том, что "идеал" - имеет логически одни свойства (по определению этого понятия), а "ценности" - логически другие свойства, а потому, когда идеалы подменяют ценности, они неизбежно становятся ложными.

Например, авантюристы, которые, "националистические идеалы " представили не как идеалы, а как проект и программу, которую принялись осуществлять в реальности, т.е. "идеалам" придали статус "ценностей", большевики - также, немецкие фашисты - также, конкистадоры - также...

Преступление всегда нуждается в оправдании... Определение терминов - это известный и самый верный способ объединить людей по тому или иному сознательному критерию, объединить при помощи знаков. Люди принимают текст и соглашаются с текстом, в котором выражен некоторый идеал, субъективно, но сам факт принятия есть уже факт объективный, эмпирический социологический факт, который может быть наблюдаем, вычислим и т.д. Например, выборы в органы власти, каждый избиратель делает выбор субъективно, но результат выборов - объективен.

Очевидно, что операция определения терминов важна, как универсальный прием организации людей в социальные объединения , как универсальная часть механизма создания социальных объединений.

В школе, вспомните, в классе учитель говорил нам: "Будем называть такой-то предмет так-то" или "Будем считать такое-то положение истинным, а такое - ложным" и т.п., если все ученики в классе соглашаются, то учитель, таким образом, объединяет класс по поводу значения и смысла о предмете, вводит общую норму отношения к предмету. Теперь уже все в классе термин соотносят предмету определенным способом. Если некоторые социальные индивиды приняли, например, что будут считать "москалей - нелюдями, негодяями, дырой на человечестве, "ватниками", то и действуют в соответствии с таким определением солидарно или "что Украинский фронт состоял преимущественно из этнических украинцев, а потому и назывался "украинским" и т.п.

Необходимо отметить, что в психологической литературе понятие "идеал" сопряжено с понятием "ценность": ценности формируются как идеалы, то есть как некие модели должного.

В мировой психологии существует огромное количество работ, посвященных ценностным ориентациям и идеалам. Социально-философские основы развития проблемы ценностей и ценностных ориентации освещены ещё в трудах ученых эпохи Возрождения, учениях И. Канта, М. Вебера, а также нашли свое отражение в философских концепциях В.И. Вернадского, В.С. Соловьева, Н.Л. Бердяева, раскрывающих духовно-нравственное совершенствование человека, в трудах О.Г. Дробницкого и В.П. Тугаринова, отражающих фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с вопросами теории ценностей . Ряд важных теоретических выводов по вопросам структуры и содержания систем общественных и личностных ценностей, ценностных ориентации содержат работы П.М. Ершова, А.Г. Здравомыслова, Е.В. Золотухиной-Аболиной, М. Рокича, В. Франкла, В.А. Ядова. Проблема формирования гуманистических ценностей отражена во взглядах отечественных (А.И. Адамский, Н.П. Аникеева, А.А. Бодалев, П.П. Блонский, З.И. Васильева, О.С. Газман, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, Р.М. Рогова, Т.А. Стефановская и др.) и зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс) психологов и педагогов .

В научной психологии есть такие понятия, как личностные ценности, и есть ценность как общественный идеал, нравственные ценности то, что В. Франкл назвал образовавшимися в результате общественного опыта смысловыми универсалиями. Что же такое ценность? Существует множество определений понятия "ценность".

Понятие ""ценность"" применяется для обозначения предметов, явлений, категорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом согласно общественным приоритетам определенного этапа развития культуры. Понятия "ценность" и "ценностная ориентация" встречаются в таких дисциплинах, как философия, социология, психология, педагогика.

Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология (от греч. axia - "ценность") - отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно - ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика .

Рассмотрим этимологию категории "ценность". Данное понятие происходит от термина "ценное", означающего нечто положительное.

Понятие "ценность" введено в научный оборот И. Кантом при противоположении сферы нравственности (свободы) и сферы природы (необходимости) . В "Критике практического разума" он показал различие представлений о должном, о ценностях и нормах, с одной стороны, и представлений о сущем, мире вещей, того, что есть, с другой стороны. Мир должного как бы достраивает мир сущего, а значит, и достоверного до целостности и системы, поэтому действие по И. Канту невозможно без включения его в структуру должного.

В России изучением явления ценности занимался философ Н.А. Бердяев, который утверждает, что "ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Ценность есть качество" .

Подробная характеристика дается в "Философском словаре" под редакцией И.Т. Фролова: "Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений" .

В трудах В.П. Тугаринова содержится следующее определение ценностям: "Ценности суть предмета, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели и идеала" .

В наши дни в отечественной педагогической науке В.А. Сластенин рассматривает ценностную ориентацию личности следующим образом: "ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей".

Анализируя философскую и психолого-педагогическую литературу, в которой рассматриваются интересующие нас понятия, можно сделать вывод, что С.Ф. Анисимов , О.В. Лармин , В. Момов , В.Н. Сагатовский , В.П. Тугаринов рассматривают специфику ценностей в форме отражения их возможности для удовлетворения потребностей и интересов, лежащих в основе активности и направленности личности .

В психологической литературе под ценностями понимаются некие значимые для индивида ментальные образования, наиболее полно отвечающие его личным и социальным запросам в условиях конкретного общества. Придерживаясь концепций междисциплинарного понятия "ценность" (Д.А. Леонтьев) и механизма рождения опредмеченной потребности (А.И. Леонтьев), можно заключить, что ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся, мотивом деятельности человека .

Проанализировав множество различных пониманий и определений ценностей, предлагавшихся в философии, педагогике и психологии, мы пришли к выводу о неизбежности соотнесения этого понятия с тремя различными группами явлений. Можно говорить о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую 1) общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни,

2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности ("моделях должного"), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую. Упрощенно эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве "моделей должного" начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т.д., и т.п. по бесконечной спирали . Психологическая модель строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных потребностям. Личностные ценности формируются в процессе социогенеза, достаточно сложно взаимодействуя с потребностями.

В.П. Тугаринов отмечает, что у отдельного человека диапазон его ценностей, т.е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов .

В современной науке существует несколько классификаций ценностей. Рассмотрим некоторые из них.

Так, в психологическом словаре речь идет о трех формах существования ценностей:

во-первых, ценности выступают как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности выступают как общечеловеческие, "вечные" (истина, красота, справедливость), так и конкретно-исторические (патриарх, равенство, демократия).

во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (эстетических, этических, политических, правовых и др.), и делает ценности познаваемыми.

в-третьих, социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников мотивации ее поведения.

С.Ф. Анисимов выделяет:

абсолютные ценности, которые неизменно сохраняют для людей значение (жизнь, здоровье, знание, прогресс, справедливость, гуманность, духовное совершенство человека);

антиценности или псевдоценности (невежество, преждевременная смерть, болезни, голод, деградация человека и т.д.);

релятивные (относительные) ценности, которые непостоянны, изменяются в зависимости от исторических, классовых, мировоззренческих позиций (политические, идеологические, религиозные, нравственные, классовые) .

Болгарский исследователь В. Момов полагает, что можно типологизировать ценности как существующие или налично актуальные, далее целевые или мысленно желаемые, возможные, устанавливает следующую их иерархию: ценности-цели, ценности-идеалы, ценности-желания и ценности должного. Это отражает объективно-субъективный характер ценностей.

При определении понятия "ценность" К. Роджерс использует различение "действенных ценностей" (проявляющихся в поведении в выборе реальных объектов) и "знаемых ценностей" (проявляющихся в выборе символических объектов).

Исследуя ценностные ориентации старших школьников, Е.Ф. Ященко определила следующую реальную субординацию ценностей, которые она делит на две большие группы: цели - смысл жизни и качества личности. К ценностям цели - смысл жизни относятся:

Семья, любовь.

Интересная работа, профессиональное совершенствование.

Материальная обеспеченность.

Деятельность познания.

Творческая деятельность.

Духовное общение.

Здоровье.

Статус личности.

Патриотизм.

К ценностям личностного порядка (качествам личности) относятся:

Гуманизм, порядочность.

Высокие запросы, требовательность.

Целеустремленность, работоспособность.

Рационализм.

Стремление к познанию, профессионализму.

Честность.

Умение зарабатывать деньги.

Общительность.

Жизнерадостность.

Гражданственность.

Н.И. Лапин выделяет базовые ценности для эмпирического исследования, позволяющие определить ценности общества в период кризиса:

Жизнь человека как высшая ценность, самоценность.

Свобода в современном, либеральном значении этого термина как "свобода для реализации социально позитивных потребностей и способностей индивида".

Нравственность как качество поведения человека в соответствии с общечеловеческими морально - этическими нормами.

Общение в семье, с друзьями и другими людьми, взаимопомощь.

Семья, личное счастье, продолжение рода.

Работа как самоценный смысл жизни и как средство для заработка.

Благополучие - доходы, комфорт, здоровье.

Инициативность, предприимчивость, способность выразить себя, выделиться.

Традиционность - уважение к традициям, жить как все, зависимость от окружающих обстоятельств.

Независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям.

Самопожертвование как готовность помогать другим, даже в ущерб себе.

Законность как установленный государственный порядок, который обеспечивает безопасность индивидов, равноправность его отношений с другими.

Вольность как архаичная "свобода от…" ограничений.

Классификация ценностей В.Н. Сагатовского объединяет ценности по различным видам деятельности, вычленяя ценностно-ориентационный аспект. На этой основе мы определяем следующие ценности:

утилитарные (польза);

познавательные (истина);

управленческие (порядок);

нравственные (добро);

эстетические (красота);

потребительские (удовольствие);

творческие (смысл).

Отметим, что нравственные ценности (истина, добро, красота, познание) В.Н. Сагатовский выделяет в особую группу.

В. Франкл считает, что, выполняя роль смыслов человеческой жизни, ценности выступают как смысловые универсалии и составляют три основные класса, позволяющие сделать жизнь человека осмысленной:

ценности творчества (в том числе труда);

ценности переживания (прежде всего любви);

ценности отношения.

В педагогической литературе широко представлены системы ценностей, которые необходимо включить в содержание образования. Например:

земля, Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек (В.А. Караковский);

познание, здоровье, истина и социальная справедливость, честь и достоинство, свобода и право выбора, природа и культура родного края (И.Я. Лернер, И.К. Журавлев);

мир, человек, Родина, отчий дом, окружающая природа, семья, образование, наука, труд, культура (Р.М. Рогова); и др.

Источником ценностей являются мир "десяти тысяч ситуаций" и совесть человека как "смысловой орган", способный отыскать уникальный смысл в каждой из ситуаций.

Необходимо отметить, что при наличии столь значительного количества ценностей, составляющих все вышеупомянутые классификации и являющихся признанными всем обществом, каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием.

Другое понятие, связанное с направленностью личности - ценностные ориентации - это система устремлений личности, а также характер этой устремленности, высший уровень представлений об идеалах, о смыслах жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности каждого человека и составляют внутренний источник его деятельности, поведения.

По мнению В.В. Водзинской , "ценностная ориентация есть, с одной стороны, конкретные проявления отношения личности к фактам действительности, а с другой - система фиксированных установок, регулирующих поведение в каждый данный отрезок времени".

Таким образом, в психологии ценностные ориентации рассматриваются как основа мотивации поведения индивида, его готовности сознательно реагировать в данной ситуации. Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации, входящие в структуру личности, выступают в форме поведения, направленности, мотивов, принципов, потребностей - составных элементов деятельности. Вместе с тем, ценностные ориентации становятся стержнем личности, обеспечивают ее устойчивость, являются фактором ее развития. Ценностная сориентированность выступает показателем зрелости личности .

Ценностные ориентации, являясь важнейшим компонентом в структуре личности, представляют собой сложное интегральное образование; это форма и разные уровни взаимодействия общественного и индивидуального в личности; специфическая форма осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего.

Для педагогов важно, что ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, в котором сходятся ее различные психологические характеристики. "Именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения" . Поэтому при изучении особенностей формирования личности прежде всего необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на процесс формирования его ценностных ориентаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нравственных, сформировавшаяся в ходе воспитания. Следовательно, воспитание у человека качеств личности означает организацию процессов осознания и принятия человеком системы существующих в обществе ценностей.

Ценностные ориентации - важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности - длительный и сложный процесс. На него оказывают влияние социальная обстановка в мире, стране, регионе, средства массовой информации, ценности малых групп (семья, друзья) и т.д. При этом важная роль в формировании ценностных ориентаций личности принадлежит образованию.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации, основу жизненной концепции и стиля жизни каждого социального слоя, в свою очередь, влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, молодежи. Ценности и стиль жизни тех или иных социальных страт становятся для людей своеобразными эталонами .

Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение. Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него - общественно всеобщезначимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем, нечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Определяясь мировоззрением, они находят обобщенное абстрактное выражение в нормах поведения, свое конкретное выражение они получают в идеалах. В самом общем виде, идеал - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений, другое значение - совершенное воплощение чего-нибудь, например, идеал доброты и т.п. . Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, - образ, который служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Но было бы неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, чего он желает: то, чего человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал - для него самого. Идеал человека - это, таким образом, и то, и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе - образце, становятся стимулом и регулятором его развития .

Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы - свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Таков, например, идеал софиста или философа в "век просвещения" в Древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху. Капитализм и созданная им наука имеют свой идеал: "ее истинный идеал - это аскетический, но занимающийся ростовщичеством скряга и аскетический, но производящий раб". Наша эпоха создала свой идеал, воплотив в нем черты и свойства, выковывающиеся в борьбе за социалистическое общество и творческом труде по его построению. Иногда идеалом служит обобщенный образ, образ как синтез основных, особенно значимых и ценимых черт. Часто в качестве идеала выступает историческая личность, в которой эти черты особенно ярко воплотились. Наличие определенного идеала вносит четкость и единство в направленность личности .

В раннем возрасте идеалом в большей мере служат люди ближайшего окружения - отец, мать, старший брат, кто-нибудь из близких, затем учитель. Позже в качестве идеала, на который подросток, юноша хотел бы походить, выступает историческая личность, очень часто кто - либо из современников.

В качестве еще одной категории можно выделить ценностные идеалы. Сочетание "ценностные идеалы" на первый взгляд напоминает тавтологию, поскольку при построении определения ценности как таковой мы опирались на понятие "идеал". Смысл понятия ценностного идеала состоит в том, что человек является не пассивным объектом собственной ценностной регуляции, а субъектом, который способен оценивать собственные ценности и проектировать (экстраполировать) в воображении собственное движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних . Ценностные идеалы, иерархия которых характеризует ценность для человека самих личностных ценностей в отвлечении от образа своего "Я", выступают как идеальные конечные ориентиры развития ценностей субъекта (в его представлении).

Идеалы в современном обществе

1. Идеалы и ценности: исторический обзор

  • Моральная оценка основывается на представлении о том, как «должно быть», т.е. представление о неком должном миропорядке, которого еще нет, но который все-таки должен быть, идеальном миропорядке. С точки зрения морального сознания мир должен быть добрым, честным, справедливым, гуманным. Если он таким не является, тем хуже для мира, значит, он еще не дорос, не созрел, не реализовал полностью заложенные в нем потенции. Моральное сознание «знает», каким мир должен быть и тем самым как бы подталкивает реальность к движению в этом направлении. Т.е. моральное сознание верит в то, что мир можно и нужно сделать более совершенным. Наличное состояние мира его не устраивает, оно, в основном, безнравственно, в нем еще нет нравственности и ее надо туда внести.
  • В природе каждый стремится выжить и конкурирует с другими за жизненные блага. Взаимопомощь и сотрудничество здесь редкие явления. В обществе, наоборот, жизнь невозможна без взаимопомощи и сотрудничества. В природе слабые погибают, в обществе слабым помогают. В этом главное отличие человека от животного. И это то новое, что человек вносит в этот мир. Но человек не является в этот мир «готовым», он вырастает из царства природы и в нем все время конкурируют природное и человеческое начала. Нравственность - выражение человеческого в человеке.
  • Истинным человеком является тот, кто способен жить для других, помогать другим, даже жертвовать собой ради других. Самопожертвование - высшее проявление нравственности, воплощенное в образе богочеловека, Христа, который долгое время оставался для людей недостижимым идеалом, образцом для подражания. Человек с библейских времен стал осознавать свою двойственность: человек-зверь стал превращаться в человека-бога. Бог он ведь не на небе, он в душе каждого и каждый способен быть богом, т.е. жертвовать чем-то ради других, отдавать другим частицу себя.
  • Важнейшим условием нравственности является свобода человека. Свобода означает независимость, автономию человека от внешнего мира. Конечно, человек не Бог, он существо материальное, он живет в мире, он должен есть, пить, выживать. И, тем не менее, благодаря сознанию человек обретает свободу, он не определяется внешним

    Влияние права на развитие культуры США

    Культурная политика американского правительства на ранних этапах была достаточно сложной и разноплановой, но, к сожалению, в одном она была практически всегда одинаково последовательной - в подавлении культурного разнообразия...

    Исторический реализм в современных американских сериалах

    Третий уровень модели Фиска сопоставим с элементом тема настоящего исследования - ценностями. Идеология транслируется через нормы и понимание общества, разделение на социальные группы...

    История и культура Древней Греции

    Древний грек сознавал себя в первую очередь свободным. Самым своеобразным в трактовке греками свободы было отождествление ее с самодостаточностью и самодовлением (автаркией). Свобода предполагала, прежде всего...

    Культура XIX века

    культура буржуазный научный революция романтизм XIX век испытал множество социальных потрясений и подготовил множество потрясений веку грядущему. В это время зародилось несколько социально-политических идеологий...

    Культура: компоненты, функции, единство и разнообразие культур

    Если нормы -- это правила поведения, то ценности -- это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно...

    Нормы культуры

    Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности -- социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п...

    Нравственный идеал человека в средневековой культуре Руси (Сергий Радонежский, Андрей Рублев)

    Каковы же были духовно-нравственные идеалы самого преподобного Сергия, какие именно духовно-нравственные идеалы выступали в роли своеобразной "идеологии" эпохи "собирания русских земель" вокруг Москвы и освобождения от ига? (Ведь известно...

    Понятие, сущность и функции культуры

    Духовные ценности - сложный и более развитый продукт духовной культуры, который, кроме функций обычаев и норм, включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность, как наиболее сложный регулятив поведения...

    Православие в истории России

    У людей, не знакомых с основами православной культуры, возникает много вопросов по поводу отношения русских к другим народам и к материальному миру...

    Проектирование рамки для фотографий

    Фотография (фр. photographie от др.-греч. цщт / цщфпт -- свет и гсбцщ -- пишу; светопись -- техника рисования светом) -- получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотокамере...

    Процесс создания книжной иллюстрации

    История иллюстрации уходит далеко вглубь веков. Ещё в Древнем Египте заклинания и гимны, написанные на папирусах, сопровождались иллюстрациями. Они создавались для наглядности содержания текстов. До наших дней дошли античные образцы...

    Рок-музыка в представлении современных студентов

    У любой социокультурной группы складываются ценности и нормы. Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам, абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное...

    Русская свадебная обрядность в контексте русской культуры: история и современность

    Свадьба - это, прежде всего, ритуал. Ритуал - это совокупность обрядов, символических действий, придающих определенным событиям в жизни человека религиозные значения и смыслы...

    Светские праздники в Санкт-Петербурге

    XVIII век - особый для истории России и ее культуры. Его первая четверть, прошедшая под знаменем петровских реформ, оказала решающее влияние на более чем двухсотлетний период развития страны...

    Ценности японской культуры. Самураи и их вклад в культуру Японии

    Для того чтобы существовать, человек должен трудиться. Он по своей природе существо не только общественное, но и трудящееся. Трудясь, человек изменяет самого себя, преобразует окружающую его действительность, то есть создаёт то...