Фридрих Ницше. Ecce Homo, как становятся самим собой

"Казус Вагнера"

Фридрих Ницше -- уникальная фигура в области философии. Его труды получили всемирное признание и до сих пор являются предметом горячих споров. Позиции Ницше применимы ко многим областям жизни, но вопрос об их правильности и универсальности решается каждым для себя.

Переосмыслив традиционное положение субъекта в философии, Ницше стал первооткрывателем, пионером оппозиционной философии, противопоставляющей себя остальным изысканиям.

Труды Фридриха Ницше охватывают различные области наук и не объединены в систему, что позволяет осмыслить позицию философа с нескольких сторон.

Ценности сострадания, милосердия были для Ницше признаком упадка и слабости. Лишь бесконечно рвущаяся вперед воля к жизни и к валсти способна стать той здоровой моралью, которая приведет к триумфу.

Ницше снискал себе славу превосходного стилиста, что помогает облечь его мысли в правильную форму. Восхваление "свободных умов", желание освободиться от всех принятых условностей в вопросах культуры, религии и многого другого, сформировал взгляды Фридриха Ницше. Его прагматический подход к жизни и морали выражал предельную ясность понятий и четкость определений.

Воля к власти, рассматриваемая как основной двигатель развития человека, является для Ницше той высшей ценностью, на которую должен опираться прогресс.

Прочитанный мной труд "О пользе и вреде истории для жизни" оставил у меня глубокое впечатление. Взгляды, выраженные в этом сочинении, способны заставить переосмыслить взгляды на роль истории в нашей жизни и задуматься о строении времени, о том, что есть прошлое и что есть будущее. Время -- одна из самых загадочных материй, а история, которая изучает время и развитие мира с течением времени -- одна из самых интересных и неисчерпаемых наук.

Я согласен с тем, что человек или целый народ не могут быть судьями прошлому, но могут лишь предать его забвению, чтобы с чистого листа строить будущее.

Как и Ницше, я считаю, что историк должен обладать одновременно точностью и глубиной мысли и простотой ее выражения.

Несмотря на некоторую сложность языка произведения, основные идеи сформулированы четко и изящно, что позволяет максимально осознанно вникнуть в их суть.

Мои мысли после прочтения данного труда приняли то же направление, что и у автора, я проникся идеями и позициями, выраженными в произведении. Вопросы и ответы, которые мы находим в "О пользе и вреде истории для жизни" достойны стать частью жизненной философии каждого человека.

Эссе Фридриха Ницше "Казус Вагнера" отражает трудный период в жизни философа. Недолгие, но проникнутые взаимопониманием дружеские отношения с Рихардом Вагнером чрезвычайно сильно повлияли на Ницше. Два друга сблизились благодаря одинаковым идеалам, стремлению к чистой истине и общим интересам, например, любви к творчеству Артура Шопенгауэра. Ницше стал для Вагнера практически членом семьи. Тем болезненнее был разрыв, произошедший между двумя выдающимися людьми уже через три года после знакомства. Ницше обвинял Вагнера в измене собственным принципам и ценностям, в потакании интересам широкой публики, в отречении от идеалов. Принятие Вагнером христианства также возмутило Фридриха Ницше и поспособствовало уничтожению дружбы. Резкая критика в адрес друг друга стала частым проявлением взаимного разочарования Ницше и Вагнера. Началом такой стадии вражды было высказывание композитора о том, что книга Ницше "Человеческое, слишком человеческое" является не чем иным, как печальным свидетельством болезни автора. Эссе Фридриха Ницше "Казус Вагнера" не является прямым ответом на такую критику. Ни Вагнер, ни Ницше не опустились бы до взаимных уничижительных высказываний в адрес друг друга, вызванных лишь желанием побольнее уколоть бывшего друга. Такое поведение недостойно великих умов, поэтому эссе "Казус Вагнера" - пример выдающегося самопожертвования и самоотречения автора. Нелегко признать, что человек, с которым ты недавно разделял общие идеалы, предал их. Нелегко принять собственное одиночество, когда еще недавно рядом с тобой был тот, кого ты считал своим союзником.

Ницше определяет музыку не просто как искусство, призванное услаждать слух и душу. Нет, автор приравнивает музыку к философии! "Заметили ли, что музыка делает свободным ум? Дает крылья мысли? Что становишься тем более философом, чем более становишься музыкантом?" Способность найти в музыке ответы на вопросы, сделать ее своим лекарством или, наоборот, ядом присуща немногим. Только выдающийся разум откликается на зов музыки, понимает все скрытые мотивы, читает между нотных строк.

"Не один Вагнер является спасителем". Из этого высказывания можно сделать вывод, что музыка Вагнера когда-то восхищала и спасала и самого Ницше, но от этого уже не осталось и следа. Автор возвышает храброго и гениального Бизе с его новой чувственностью и веселостью, пришедшего на смену рафинированной сентиментальности.

Важным моментом в эссе являются рассуждения автора о любви. Как же Ницше понимает любовь, что вкладывает в это понятие, о котором уже столько было сказано? Нас ждет потрясающее открытие, одно из тех откровений, которые даются при прочтении выдающихся трудов. Итак, любовь -- это ненависть! Этот оксюморон находит выражение и в опере "Кармен", где безумную страсть и убийство отделяет лишь тонкая грань. Любовь -- это не псевдожертвенность, под маской которой скрывается эгоизм и желание безраздельно владеть объектом своей страсти. Так понимают любовь многие художники, в том числе и Вагнер. Но Ницше отвергает эту идею как в корне неверную, утверждая девиз, что любовь -- это война. Она рождена самой природой и не подвластна корыстным и эгоистичным стремлениям. Она цинична, порой жестока, но никак не искусственна. Лишь такое понимание любви достойно философа.

Очередным обвинением, брошенным Ницше Вагнеру, является упрек в том, что Вагнер уводит слушателя из реального мира, затуманивает наш разум наивными иллюзиями. Ницше остерегается идей и проблем произведений Вагнера, считает их недопустимо стереотипными и сентиментальными. Ницше констатирует, что Вагнер защищает христианское понятие "ты должен и обязан верить". Фридрих Ницше был далек от религиозных догм и понятий, и в данном случае такая позиция Вагнера может вызвать у него лишь непонимание и негодование. Ясность и истина, обоснованность поступков -- те ценности, которым следовал Ницше, и отречение от знания является для него высшим преступлением. Философ задается вопросами, ответы на которые едва ли можно найти в произведениях Вагнера. Ницше уличает композитора в нелогичности, наивности, уходе от действительности в мир фантазий.

Интересно отношение Ницше к женщине, выраженное в эссе "Казус Вагнера". Приводя примеры из произведений Рихарда Вагнера, Ницше категорически отвергает возвеличивание образа Дамы в них. Философу глубоко претит слепое преклонение сильного мужского начала перед расплывчатым образом Вечно-Женственного.

Фридрих Ницше с иронией отзывается о возрождении творчества Гёте Вагнером. "Нечистый дух", которым считали Гёте, спасен Вагнером! Но спасен как? Не самотверженно поднят с глубин общественного презрения, а лишь освежен, ведь Вагнер все же принимает сторону "высшей девы"...

Что для Ницше "святость"? Это ориентир, который признает толпа, но не признает он сам. Идеал для близоруких -- вот что такое святость! Бесконечно далекий от философии.

Другим обвинением, брошенным Вагнеру, является вера того в спасительную революцию. Уничтожим старые порядки -- и бедствия исчезнут! Данная идея развивается в произведении Вагнера "Кольцо". Эмансипация женщины, объявление войны старым договорам, стремление ко всему нетрадиционному -- цели героя Зигфрида. Но здесь имеет место оптимизм, "нечестивый оптимизм", как называет его Шопенгауэр. Ницше с облегчением констатирует, что "Кольцо" Вагнера было спасено Шопенгауэром.

Фридрих Ницше задается вопросом: "Человек ли вообще Вагнер? Не болезнь ли он скорее?". Ведь "он сделал больною музыку". Он склонил на свою сторону отнюдь не нищих духом! Он склонил многих к собственным идеалам, снискал огромную славу, обрел невиданную мощь, окутывая людей иллюзиями!

Ницше недоумевает, почему люди не видят сути творчества Вагнера. Он видит в этом признак упадка и разложения общества, всеобщий европейский decadence! И это звучит, как обвинение. Обвинение в непомерном эгоизме, когда те, кто чтут Вагнера, удовлетворяют тем самым собственное тщеславие. Вагнер привлекает истощенных, потому что сам усиливает истощение. Выносит на сцену проблемы истеричных героев, воспевает непостоянство и гипертрофированные эффекты, выражает сверхчувствительность, несвойственную реальному миру с его несовершенствами. Вагнер -- главный протагонист декадентства, герой того времени, воспетый такими же больными и истощенными людьми, как он сам. "Вагнер -- великая порча для музыки", - утверждает Ницше. Критикуя само время, породившее такого героя, он критикует все: общество, искусство, нравы.

Красота по Ницше не найдет места в таком времени. Что делать ей в мире, где только возвышенное, возвеличенное и торжественное находит отклик в душах? В мире, в котором все нуждаются в чем-то глубоком и побуждающем и, получив это, не требуют ничего другого. В мире, в котором не нужна сама мысль, а нужно только ощущение, что она вот-вот родится. Так давайте будем торжественны! Величественны! Давайте возведем страсть в абсолют, заставим окружающих трепетать! Отвергнем то, что тяжело дается! казус вагнер ницше произведение

Ницше с иронией относится к идеализму. Он не понимает его, не видит в этом истины. Но время, воспевшее Вагнера, нуждается в идеализме. Нуждается, чтобы скрыть собственные пороки за высокими материями, за возвышенными чувствами и благородными мотивами.

"Не будем никогда допускать, чтобы музыка служила для отдохновения; чтобы она увеселяла; чтобы она доставляла удовольствие! - мы пропали, если об искусстве начнут думать гедонистически..." Эти слова в полной мере отражают отношение Ницше к музыке. Никакого отдыха, никакого расслабления! Философ ненавидит гедонизм. Тому есть веские причины, ведь идея о сверхчеловеке, выраженная Ницше, не предполагает получение удовольствий как смысл существования. Главная цель -- воля, стремление к истине.

Общий упадок искусства волнует Ницше. Превращение музыканта, который, по утверждению Ницше, должен быть философом, в актера, лицедея, примеряющего маски, - вот еще одна проблема общества, продукт новоприобретенной философии удовольствий. Развивается не само искусство, а умение лгать, возведенное в ранг искусства. В этом выражается увечность и неполноценность общества.

Даже в литературе настают тяжелые времена. Целое перестает быть целым. Ницше не был сторонником системы, считал, что великий ум способен ей не подчиниться, но в данном случае речь не идет не о системе, а о единстве и целостности. Именно цельность ведет к истине, если ее не будет, а будут только туманные рассуждение, затемняющие наше сознание и погружающие нас в бездну анархии, то что будет с литературой? Что произойдет с этим видом искусства, когда слово выпрыгнет из стройного ряда и станет независимым?

Бедность искусства Вагнера выражается в том, что он способен лишь на детали, но не на общую картину и смысл. Но, какими бы точными не были мелочи, главной должна быть Идея, которая определит сам смысл создания произведения. Вагнер не способен на органическое творчество, не способен на стиль. Ницше упрекает Вагнера в применении принципов там, где нет способностей, но здесь я позволю себе с ним не согласиться. Как бы не воспевалось стремление к идеалу, оно бесконечно и недостижимо, так как идеала не существует. Не существует идеального гения. Так стоит ли обвинять кого-либо в замене способностей принципами, если сама идея о том, что есть некий всесторонне одаренный человек, способный на все, противоречит самой природе и самому пониманию человека?

Внезапно Ницше, после всей высказанной в адрес Вагнера критики, признает и другую грань композитора. Не того Вагнера, который создал нарочито и фальшиво торжественное искусство, а того, который стал ювелиром, создавшим шедевр для музыки. Впервые за все эссе Фридрих Ницше открыто признает добродетель Вагнера, его талант, его сильные стороны в творчестве. Именно актерскую натуру Вагнера Ницше признает главенствущей, и этот вывод, увы, не в пользу композитора. Ницше не принимает актеров, не принимает их искусства лгать, их стремление насильно вложить в голву нам несуществующие фантазии.

Но есть и Вагнер-актер, которого Ницше осуждает. За пафос, за тиранию, за тяжелый занавес своих произведений, за которым ничего нет.

Определение, играющее большую роль в эссе "Казус Вагнера" - вагнерианцы. Кто они? Ответ дает нам сам автор: это оцепенелые, бледные, бездыханные юноши! Романтики, не признающие свой романтизм, упивающиеся ядом собственноручно созданных иллюзий и возвеличивающие того, кто делает их лучше. Именно эти юноши и есть декаденты. Так что же такое декадентство?

Многие ученые определяют декадентство как обобщение кризисных явлений европейской культуры второй половины XIX века.

Декаденству были присущи такие явления как: уныние, пессимизм, безнадежность. Это сложное творческое явление проявилось практически во всех областях культуры и творчества. Именно из-за декадентства творчество во второй половине XIX века было наполнено субъективизмом и штампами, а именно эти штампы в оценке не только творчества Вагнера, но и в оценке творчества и культуры вообще и осуждает Фридрих Ницше.

Искусство отказалось в тот период от политической и гражданских тем. Художники-декаденты считали непременным условием свободы творчества свободу выбора темы для своих произведений. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.

Именно против декадентства и направлена критика Ницше. Он считает, что Вагнер принадлежит к декадентам и поэтому осуждает его, осуждает его творчество и его последователей.

Фридрих Ницше не признает природную способность Вагнера к музыке. Он считает, что композитор преодолел природу, отбросил законы. Стал новатором первого ранга, ввел столько нового в музыку, сколько не вводил никто. Но он превратил музыку в язык, сделал ее актерской и драматической. И Ницше осуждает этот драматизм. Осуждает элементарность музыки, стремление к непременному действию.

Он сравнивает Вагнера с Шиллером, осуждая присущую и Шиллеру, и Вагнеру бесцеремонность и презрение к миру, который они оба, как считал Ницше, повергают к своим ногам. Ницше считает, что музыка Вагнера не является истинной, но ее считают таковой его поклонники. Причем Вагнер по мнению Ницше не слишком утруждает себя детальным продумыванием и прорабатыванием сцен своих произведений. Как говорит Ницше "Ему приходит в голову какая-то сильная сцена, из нее он уже извлекает характеры...

Вагнер, вероятно, судил о "едином на потребу" приблизительно так же, как судит нынче всякий другой актер: ряд сильных сцен, одна другой сильнее, - и вперемежку много умной глупости"

Ницше обвиняет Вагнера именно в желании только произвести впечатление на публику, шокировать ее и прославить таким образом себя.

Но Фридрих Ницше осуждает не только Вагнера как автора, но и ту публику, которая готова его боготворить, прослушав его произведения. Ницше считает, что творчество Вагнера еще и слишком мифологично и героично, не имеет особенной связи с реальностью. В качестве доказательства этого тезиса Ницше приводит Парсифаля из одноименной оперы Вагнера. Ницше считает этот сюжет слишком оторванным от реальности и осуждает это. Ведь такая оторванность сюжетов произведений Вагнера является типичным проявлением декадентства. Вагнер настолько отрывает своих героев и героинь от реальности, что не позволяет героиням рожать детей! Это не вписывается в концепцию героического эпоса по Вагнеру. Ницше осуждает именно такие детали, отдаляющие произведения Вагнера от жизни. Но было бы ошибочным считать, что Ницше осуждает только Вагнера за уход от реальности. Он осуждает через Вагнера всех декадентов, которые, по мнению Ницше слишком оторваны от реальности и абсолютно не способны вести нормальную жизнь. В этом я полностью согласен с Фридрихом Ницше, ведь и сейчас, в 21 веке существуют целые субкультуры, которые пропагандируют уход от реальности и замыкание в себе или в определенной субкультуре.

Ницше критикует и Шопенгауэра, которого прежде называл спасителем Вагнера. С иронией пишет об обвинениях Шопенгауэра, брошенных миру. Пессимизм Шопенгауэра, который когда-то был так близок Ницше, теперь видится философу несправедливой фальшью, лицемерием. А Гегель? Гегель -- это вкус! Неправильно понятый Вагнером, осмелившимся представить себя наследником Гегеля.

Для Вагнера музыка -- средство, а не философия. И покорил он людей идеей, а не музыкой. Увлек за собой умы, дав им призрачную надежду на понимание. Но этой музыке не хватает легкости, грации. Нет места в истории такой музыке. Это не прошлое и не будущее -- это испорченное настоящее, символ века декадентов, торжество актерства над мелодией. Лишь став актером, обретешь успех у толпы. И подлинность не нужна, было бы притворство - признак упадочности и испорченности времени. Пусть искусство развлекает нас, спасает от скуки, дает иллюзию самосовершенствования! Не нужен вкус, забыты дарования -- дайте нам сложность, драматизм, идеал!

Ницше обвиняет Вагнера, обвиняет время, воспитавшее такого героя. Но не обвиняет его почитателей. Признает право Вагнера на благородное воздействие на умы.

Вагнер -- командир. Он командует, диктует, воздействует. Он тиран и учитель. Он превзошел всех! Он заставил всех поверить в то, чего нет.

"Приверженность к Вагнеру обходится дорого". Эту мысль Ницше развивает уже в дополнении к эссе, как бы подводя итоги своих рассуждений. В воздухе витает туман смутного понимания, он не рассеивается, но люди просто научились его не замечать. Вагнер обходится дорого, но он победил! Вагнер ослабил инстинкты! Он заставил нас забыть о препонах! Сопротивления больше нет. Так почему немцы сдались? Уж не очередной ли это признак decadence?

Отдельного рассмотрения заслуживают рассуждения Ницше о Германии и о немцах. Философ наделяет немцев особенными качествами, разделяет их с французами, наивными последователями революции. Был ли Вагнер немцем, задается вопросом Ницше. Неужели он сын этого народа? Но справедливо ли утверждение Ницше о том, что немцы - "самый отсталый культурный народ Европы"? Можно ли осмелиться так говорить, когда Германия подарил миру Шопенгауэра, Гете, Гегель, Гейне, Шиллера и многих других?

В дополнении к своему эссе Фридрих Ницше использует анафору, или единоначалие, начиная каждый абзац словами "Приверженность к Вагнеру обходится дорого". Ницше обвиняет Вагнера в том, что он стал причиной заблуждения немцев такое серьезное обвинение, несомненно, требует доказательств, и Ницше предоставляет их нам в полной мере. Разве не Вагнер отодвинул на второй план служение искусству, возведя в культ веру в недостижимый идеал? Вагнер испортил культуру, сделал музыку больной. Когда композитора не стало, на его могилу положили венок со словами "Спасение для спасителя", и кто-то сразу же добавил поправку: "Спасение от спасителя". Это звучит цинично, но разве не такой должна быть настоящая философия? Как иначе увидеть суть вещей, когда взор затуманивает мораль и этика?

Спаситель ушел. Что осталось после него?

Главный вопрос, который рождает эссе: что же такое казус Вагнера? Ницше дает ответ на этот вопрос только в самом конце. Казус Вагнера состоит в том, что Вагнер испортил искусство! Испортил вкус, покорил толпу, проник в сознание людей. И люди спокойно это приняли, покорились актеру, добровольно испортились. А все благодаря лести и иллюзиям. Человеческая природа состоит в том, что мы считает хорошим то, что дает нам иллюзию лучшей жизни. В этом и заключается казус Вагнера, оставшийся тайной для времени декадентства и обличенный Ницше. Фридрих Ницше не призывает людей одуматься. Он лишь констатирует, что время, породившее подобного протагониста, не спасти и не переубедить. Люди сами сделали свой выбор в пользу торжественного и величественного, пошли по легкому пути. Такое поведение достойно не только критики, ведь оно естественно. Но как же трудно Ницше осознавать, что люди оказались слепы к последствиям! Позволили Вагнеру, чародею и старому разбойнику, околдовать и обокрасть себя! Провозгласили его высоким стилем и предали само понятие "высокий стиль"!

Все эссе наполнено болью и переживаниями философа. Он словно больной, находящийся в бреду и пытающийся выхватить ускользающие мысли из бездны предающего сознания. Такой стиль характерен для сочинений Фридриха Ницше, но здесь мы наблюдаем не только воинственное воззвание и обличение, но личную трагедию, самоотречение. Настоящий философ не страшится одиночества, но это всегда трудно и страшно, остаться один на один со своими идеалами в условиях жестокой эпохи упадка. Тем не менее такая выдающаяся личность, как Ницше, находит в себе силы двигаться дальше, гнаться за истиной, стремиться к недостижимому совершенству.

Прочитанное эссе оставило у меня глубокое впечатление, заставило задуматься и не только проанализировать описанные философов явления, но и по-новому взглянуть на современный мир, попытаться понять логику Ницше и применить ее в собственной жизни.

ПРИБАВЛЕНИЕ

Серьёзность последних слов позволяет мне привести здесь ещё некоторые положения из одной ненапечатанной статьи, которые по крайней мере не оставляют сомнения в моём серьёзном отношении к этому делу. Названная статья озаглавлена: Чего Вагнер нам стоит .

Приверженность к Вагнеру обходится дорого. Смутное чувство этого существует ещё и нынче. Даже и успех Вагнера, его победа не вырвала с корнем этого чувства. Но некогда оно было сильным, было страшным, было как бы мрачной ненавистью, - почти в течение трёх четвертей жизни Вагнера. То сопротивление, которое он встретил у нас, немцев, достойно всяческой похвалы и почёта. От него защищались, как от болезни, - не доводами - ими не поборешь болезни, - а препонами, недоверием, угрюмостью, отвращением, мрачной серьёзностью, точно в лице его всюду бродила великая опасность. Господа эстетики скомпрометировали себя, когда они, из трёх школ немецкой философии, объявили абсурдную войну принципам Вагнера разными «если» и «ибо» - какое было ему дело до принципов, даже собственных! - У самих немцев оказалось достаточно разума в инстинкте, чтобы не позволять себе тут никаких «если» и «ибо». Инстинкт ослаблен, если он рационализируется: ибо тем, что он рационализируется, он ослабляется. Если есть признаки того, что, несмотря на общий характер европейского decadence, в немецком существе всё ещё живёт некоторая степень здоровья, инстинктивное чутье вредного и грозящего опасностью, то я менее всего хотел бы, чтобы в их числе игнорировали это тупое сопротивление Вагнеру. Оно делает нам честь, оно позволяет даже надеяться: так много здоровья Франция не могла бы уже выказать. Немцы, замедлители par excellence в истории, теперь самый отсталый культурный народ Европы: это имеет свою выгоду - именно в силу этого они относительно и самый молодой народ.

Приверженность к Вагнеру обходится дорого. Немцы совсем недавно утратили нечто вроде страха перед ним - желание освободиться от него являлось у них при всяком случае. - Помнят ли ещё то курьёзное обстоятельство, при котором совсем под конец, совсем неожиданно снова проявилось старое чувство к Вагнеру? При погребении Вагнера первое немецкое Вагнеровское общество в Мюнхене возложило на гроб его венок, надпись которого тотчас же стала знаменитой. «Спасение спасителю!» - гласила она. Каждый удивлялся высокому вдохновению, продиктовавшему эту надпись, каждый удивлялся вкусу, на который приверженцы Вагнера имеют привилегию; однако многие (это было довольно странно!) сделали в ней одну и ту же маленькую поправку: «Спасение от спасителя!» - Вздохнули свободнее.

Приверженность к Вагнеру обходится дорого. Измерим её по её действию на культуру. Кого собственно выдвинуло на передний план вызванное им движение? Что всё более и более взращивало оно? - Прежде всего, наглость профанов, идиотов в искусстве. Они организуют теперь ферейны, они хотят насаждать свой «вкус», они хотели бы даже разыгрывать судей in rebus musicis et musicantibus. Во-вторых, всё большее равнодушие ко всякой строгой, аристократичной, совестливой выучке в служении искусству; на её место поставлена вера в гений, по-немецки: наглый дилетантизм (- формула для этого имеется в Мейстерзингерах). В-третьих, и это самое худшее: театрократию - сумасбродную веру в преимущество театра, в право театра на господство над искусствами, над искусством… Но надо сто раз говорить прямо в лицо вагнерианцам, что такое театр: всегда лишь под искусства, всегда лишь нечто второе, нечто огрублённое, нечто надлежащим образом выгнутое, вылганное для масс! Тут и Вагнер не изменил ничего: Байрейт - большая опера, - а вовсе не хорошая опера… Театр есть форма демолатрии в целях вкуса, театр есть восстание масс, плебисцит против хорошего вкусаЭто именно и доказывает казус Вагнер : он покорил толпу, он испортил вкус, он испортил даже наш вкус к опере!

Приверженность к Вагнеру обходится дорого. Что она делает с умом? освобождает ли Вагнер ум? - Ему свойственна всякая двойственность, всякая двусмысленность, вообще всё, что убеждает невежд, не доводя их до сознания, для чего их убедили? Это делает Вагнера соблазнителем высокого стиля. Нет ничего усталого, отжившего, жизнеопасного и поносящего мир в духовной области, что не было бы взято его искусством тайно под защиту, - это самый чёрный обскурантизм, скрываемый им под светлыми покровами идеала. Он льстит каждому нигилистическому (- буддистскому) инстинкту и переряжает его в музыку, он льстит каждой христианственности, каждой религиозной форме decadence. Откройте свои уши: всё, что выросло на почве оскудевшей жизни, вся фабрикация фальшивых монет трансценденции и потустороннего, имеет в искусстве Вагнера своего высшего защитника - не формулами: Вагнер слишком умён для формул, - а убеждением чувственности, которая в свою очередь снова делает ум дряблым и усталым. Музыка, как Цирцея… Его последнее произведение является в этом его величайшим шедевром. Парсифаль вечно сохранит своё значение в искусстве обольщения как гениальный приём обольщения… Я удивляюсь этому творению, я хотел бы быть его автором; за отсутствием этого факта я понимаю его … Вагнер никогда не был более вдохновенным, чем в конце. Утончённость в соединении красоты и болезни заходит здесь так далеко, что как бы бросает тень на прежнее искусство Вагнера: оно кажется слишком светлым, слишком здоровым. Понимаете ли вы это? Здоровье, светлость, действующие как тень? почти как возражение ?.. Настолько мы уже чистые глупцы … Никогда ещё не было более великого мастера в удушливых гиератических благовониях, - никогда ещё не жил равный знаток всего маленького бесконечного, всего дрожащего и чрезмерного, всех феминизмов из идиотикона счастья! - Отведайте только, друзья мои, волшебного зелья этого искусства! Вы нигде не найдёте более приятного способа энервировать ваш дух, забывать о вашем мужестве под розовым кустом… Ах, этот старый чародей! Этот Клингзор из Клингзоров! Как воюет он этим с нами ! с нами, свободными умами! Как угодливо говорит он каждой трусости современной души чарующими звуками девичьего голоса! - Никогда не существовало такой смертельной ненависти к познанию! - Надо быть циником, чтобы не быть здесь обольщённым, нужно иметь способность кусать, чтобы не боготворить здесь. Хорошо, старый обольститель! Циник предостерегает тебя - cave canem…

Приверженность к Вагнеру обходится дорого. Я наблюдаю юношей, долго подвергавшихся его инспекции. Ближайшим сравнительно невинным действием является порча вкуса. Вагнер действует, как продолжающееся употребление алкоголя. Он притупляет, он засоряет желудок. Специфическое действие: вырождение ритмического чувства. Вагнерианец называет в конце концов ритмическим то, к чему я применяю греческую поговорку «мутить болото». Уже гораздо опаснее порча понятий. Юноша становится недоноском - «идеалистом». Он перегнал науку; в этом он стоит на высоте маэстро. Взамен этого он разыгрывает философа; он пишет байрейтские листки; он разрешает все проблемы во имя отца, сына и святого маэстро. Худшим, конечно, остаётся порча нервов. Пройдитесь ночью по большому городу - вы услышите всюду, как с торжественной яростью насилуют инструменты - к этому примешивается порою дикий вой. Что там происходит? Юноши молятся Вагнеру… Байрейт смахивает на водолечебницу. - Типичная телеграмма из Байрейта: bereits bereut (уже покаялись). - Вагнер вреден для юношей; он является роковым для женщины. Что такое, с точки зрения врача, вагнерианка? - Мне кажется, что врач должен бы поставить молодым женщинам со всею серьёзностью следующую альтернативу совести: одно или другое. - Но они уже выбрали. Нельзя служить двум господам, если один из них - Вагнер. Вагнер спас женщину; женщина построила ему за это Байрейт. Вся - жертва, вся - покорность: нет ничего, чего бы ему не отдали. Женщина беднеет на благо маэстро, она становится трогательной, она стоит перед ним нагая. Вагнерианка - самая прелестная двусмысленность из существующих нынче: она воплощает дело Вагнера, - она является знамением победы его дела… Ах, этот старый разбойник! Он крадёт у нас юношей, он крадёт даже наших жён и тащит их в свою пещеру… Ах, этот старый Минотавр! Чего он уже нам стоил! Ежегодно приводят ему в его лабиринт вереницы прелестнейших дев и юношей, чтобы он проглотил их, - ежегодно взывает вся Европа: «собирайтесь на Крит! собирайтесь на Крит!..»

Из книги Нравственная философия [Опыты. Представители человечества] автора Эмерсон Ральф Уолдо

ПРИБАВЛЕНИЕ. Отрывки из «Conduct of life» Р. У. Эмерсона Озарение мысли изводит человека из рабства в свободу. По всей справедливости можем мы сказать о себе: мы рождаемся, и после того возрождаемся; и не раз, не два, а несколько раз совершается, наше возрождение. Опыты,

В 1888 г. происходит необыкновенный взрыв эйфории: сначала в Турине "Казус Вагнер", затем во время последней остановки в Сильс-Марие "Сумерки идолов" и параллельно "Антихрист", после чего создание "Ecce Homo". Кроме того, в то же время, работа над "Дионисовыми дифирамбами".

Туринское письмо "Казус Вагнер" - это тщательно продуманная, блестяще написанная работа, пропитанная ядовитым и уничтожающим сарказмом. Памфлет - итог длительных и мучительных раздумий Ницше над великой проблемой падения культуры и мира, решение которой вытекает из анализа искуства, в которым Ницше выделял прежде всего музыку. «Вагнер - художник декаданса. Я далек от того, чтобы безмятежно созерцать, как этот декадент портит нам здоровье - и к тому же музыку! Человек ли вообще Вагнер? Не болезнь ли он скорее? Он делает больным все, к чему прикасается - он сделал больною музыку». Однако изумительная стилистика избиения Р. Вагнера не должна сбивать с толку; Ницше продолжал любить Вагнера, как никого, и пронес эту свою любовь даже в годы помрачения: «Я называю Вагнера великим благодетелем всей моей жизни». У Вагнера романтизм идеализирован до предела, а для Ницше романтизм был всего лишь вехой на пути к нигилизму, поэтому отмечая болезненный характер музыки Вагнера Ницше говорил о немецкой культуре вообще и использовал имя Вагнера не потому, что его музыка плоха, а потому что он прикрывает убожество своих идей - пышностью декораций и величием легенд (Кольцо Нибелунгов); с помощью грохота барабанов и воя флейт стремится заставить всех остальных композиторов маршировать за собой. Поэтому вагнерианство, стало для Ницше олицетворением неприемлимой и опасной формы проявления идиотизма и раболепия в культуре, так же как и христианство - в морали.

То, что было написано потом, принято называть "Переоценкой всех ценностей" и характеризовать как "поздний Ницше". В сущности, это и есть философия Ницше, точнее введение в так и не сформированное направление философии. Философия так и не написанная, да и едва ли она могла быть написана при таких невероятных темпах, которых только и хватило на "интродукцию". Вот как это было написано: «Последние недели я испытывал приступы диковинной инспирации, так что то немногое, чего я и не ожидал от себя, в одно прекрасное утро как бы бессознательно предстало готовым. Это вносило некоторый беспорядок и исключительность в мой образ жизни; я часто вскакивал в 2 часа ночи, чтобы гонимый "духом" набросать нечто на бумагу». Гонимый духом! Здесь психогенная формула последних произведений предстает уже диагнозом: минимум сознательности при максимуме стиля, и, стало быть, стиля, предоставленного самому себе, как бы "автопилоту" с курсом на – окончательную катастрофу, ведь именно такова, по мнению Ницше, формула «совершенной книги». Оттого стилистические роскошества "Переоценки" не поддаются иному определению, как соблазн и искушение, в сущности самособлазн и самоискушение. «Она до такой степени выходит за рамки понятия литература, что по сути даже в самой природе отсутствует сравнение».

Сочинение "Сумерки идолов" – представляют собой некий проспект или конспект философии Ницше. В нем, как бы в единый афоризм, удалось сжать содержание целой книги. Сам автор оценит "Сумерки", как «радикальное до преступления». Это блестящее сочинение написано удивительной, вплоть до сверхмастерских фокусов, стилистикой работы на немецком языке средствами языка французского. «Нет ни чего более богатого содержанием, более независимого, более опрокидывающего - более злого. Нет ни одной реальности, ни одной "идеальности", которая здесь не была бы затронута. Сумерки идолов – старая истина приходит к концу…» Именно с этого сочинения начинается уже общеевропейский резонанс философии Ницше.

В свете выше сказанного становится очевидным, что "Антихрист" и "Ecce Homo" - две последние книги Ницше, требуют особенно осторожного и критического подхода. Элемент невменяемости и распада Я свил себе в этих произведениях зловещее гнездо, и от того говорить здесь об авторстве в обычном смысле этого слова следовало бы с большими оговорками. Машина стиля! Машина, однажды заведенная, и набравшая такие обороты, что уже в любую секунду готова разлететься на куски.

Книга " Ecce Homo " - это история жизни Ницше. Однако, эта "автобиография" была написана в стиле далеко отстоящим от жанра мемуаров: «с цинизмом, который станет всемирно-историческим, я рассказываю себе свою жизнь». Книга, уже своим заглавием являющаяся бесцеремоннейшим покушением на «Распятого», была задумана как прелюдия к "Антихристу", несмотря на то, что создавалась позже; своего рода паспорт («Выслушайте меня! ибо я такой-то и такой-то») к произведению после которого мир должен был содрогнутся в конвульсиях, ведь уже эта книга завершается раскатами грома и молний против всего, что есть христианского или христианско-заразного. Отсюда и вытекает уникальная форма исполнения книги, как настоящая амальгама жанров, где словно в котле смешаны и перекипячены жанры биографии, жизни, исповеди, мифа, трагедии, сатиры, дифирамба, пророчества, интимного дневника, философии и психоаналитического протокола. По существу Ницше использует здесь обнаженность исповеди как приманку для более контрастного и фотогеничного представления себя, как человека Рока.

Произведение "Антихрист" - венец философии Ницше. Именно это произведение он определит его как «Моя переоценка всех ценностей». Исключительная значимость, которую Ницше отводил этой книге и вообще теме, вынуждала его оттягивать сроки публикации. Вот как выглядел его не осуществившийся проект: одновременный перевод книги на 7 языков и одновременный выход в свет в масштабе всей Европы, причем сразу миллионным тиражом на каждом языке. Вдумайтесь! такие масштабы (в конце XIX века) для книги с подзаголовком «Проклятие христианству» - это война! «Этого не выдержит ни один слух и ни одно зрение». И только непривзайденнейшей глухотой и потрясающим равнодушием Европы, можно оправдать тот факт, что современниками Ницше осталась незамеченной - эта уже развязанная, уже ведущаяся с катастрофическими последствиями война, где насмерть сшибались ложь тысячелетий и полуживой пенсионер, который по состоянию здоровья был вынужден с особой тщательностью подбирать не только место жительства, но и даже уровень крепости чая.

В январе 1889 г. - апоплексический удар и окончательное помрачение. После рассылки знаменитых почтовых открыток, подписанных попеременно то "Дионис", то "Распятый", Ф. Овербек вывозит Ницше в Базель, где его помещают в психиатрическую клинику. В последствии, мать заберет его оттуда, на домашнее попечение.

Позднее, в литературе много раз делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха Ницше: как праведную божественную кару за его нечестивое вольнодумство, как достойное искупление его сатанинской гордыни, а то и просто сведением к злоупотреблению «хлоралом». Он действительно заплатил безумием за героическую непокорность своей вопрошающей мысли, но на мой взгляд - великий мыслитель, поставив точку в своем жизнеописании, вдруг осознал всю тяжесть возможных последствий буквального восприятия его мыслей и понял, что именно он, искренне пытаясь помочь человечеству, положил основу грядущим кровавым событиям. Предвидя будущее, Ницше, имеющий и без того довольно плачевное состояние здоровья не смог выдержать такого сильного душевного потрясения, поэтому лишился рассудка. Непроницаемое темное облако окутало горделивую вершину его духа, а леденящий вихрь людской алчности навсегда погасил этот трепетный "прометеев огонь". Все ученики покинули Ницше, немецкие филологи объявили его человеком, умершим для науки, и даже родная сестра предала его.

Казус Вагнер

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Фридрих Ницше Казус Вагнер Предисловие Я делаю себе маленькое облегчение. Это не просто чистая злоба, если в этом сочинении я хвалю Бизе за счёт Вагнера. Под прикрытием многих шуток я говорю о деле, которым шутить нельзя. Повернуться спиной к Вагнеру было для меня чем-то роковым; снова полюбить что-нибудь после этого - победой. Никто, быть может, не сросся в более опасной степени с вагнерианством, никто упорнее не защищался от него, никто не радовался больше, что освободился от него. Длинная история! - Угодно, чтобы я сформулировал её одним словом? - Если бы я был моралистом, кто знает, как назвал бы я её! Быть может, самопреодолением. - Но философ не любит моралистов… Он не любит также красивых слов… Чего требует философ от себя прежде всего и в конце концов? Победить в себе своё время, стать «безвременным». С чем, стало быть, приходится ему вести самую упорную борьбу? С тем, в чём именно он является сыном своего времени. Ладно! Я так же, как и Вагнер, сын этого времени, хочу сказать decadent: только я понял это, только я защищался от этого. Философ во мне защищался от этого. Во что я глубже всего погрузился, так это действительно в проблему decadence, - у меня были основания для этого. «Добро и зло» - только вариант этой проблемы. Если присмотришься к признакам упадка, то поймёшь также и мораль - поймёшь, что скрывается за её священнейшими именами и оценками: оскудевшая жизнь, воля к концу, великая усталость. Мораль отрицает жизнь… Для такой задачи мне была необходима самодисциплина: восстать против всего больного во мне, включая сюда Вагнера, включая сюда Шопенгауэра, включая сюда всю современную «человечность». - Глубокое отчуждение, охлаждение, отрезвление от всего временного, сообразного с духом времени: и, как высшее желание, око Заратустры, око, озирающее из страшной дали весь факт «человек» - видящее его под собою… Для такой цели - какая жертва была бы несоответственной? какое «самопреодоление»! какое «самоотречение»! Высшее, что я изведал в жизни, было выздоровление. Вагнер принадлежит лишь к числу моих болезней. Не то чтобы я хотел быть неблагодарным по отношению к этой болезни. Если этим сочинением я поддерживаю положение, что Вагнер вреден, то я хочу ничуть не менее поддержать и другое, - кому он, несмотря на это, необходим - философу. В других случаях, пожалуй, и можно обойтись без Вагнера: но философ не волен не нуждаться в нём. Он должен быть нечистой совестью своего времени, - для этого он должен наилучшим образом знать его. Но где же найдёт он для лабиринта современной души более посвящённого проводника, более красноречивого знатока душ, чем Вагнер? В лице Вагнера современность говорит своим интимнейшим языком: она не скрывает ни своего добра, ни своего зла, она потеряла всякий стыд перед собою. И обратно: мы почти подведём итог ценности современного, если ясно поймём добро и зло у Вагнера. - Я вполне понимаю, если нынче музыкант говорит: «я ненавижу Вагнера, но не выношу более никакой другой музыки». Но я понял бы также и философа, который объявил бы: «Вагнер резюмирует современность. Ничего не поделаешь, надо сначала быть вагнерианцем…» КАЗУС ВАГНЕР ТУРИНСКОЕ ПИСЬМО В МАЕ 1888 Ridendo dicere severum… 1 Я слышал вчера - поверите ли - в двадцатый раз шедевр Бизе. Я снова вытерпел до конца с кротким благоговением, я снова не убежал. Эта победа над моим нетерпением поражает меня. Как совершенствует такое творение! Становишься сам при этом «шедевром». - И действительно, каждый раз, когда я слушал Кармен, я казался себе более философом, лучшим философом, чем кажусь себе в другое время: ставшим таким долготерпеливым, таким счастливым, таким индусом, таким оседлым… Пять часов сидения: первый этап к святости! - Смею ли я сказать, что оркестровка Бизе почти единственная, которую я ещё выношу? Та другая оркестровка, которая теперь в чести, вагнеровская, - зверская, искусственная и «невинная» в одно и то же время и говорящая этим сразу трём чувствам современной души, - как вредна для меня она! Я называю её сирокко. Неприятный пот прошибает меня. Моей хорошей погоде настаёт конец. Эта музыка кажется мне совершенной. Она приближается легко, гибко, с учтивостью. Она любезна, она не вгоняет в пот. «Хорошее легко, всё божественное ходит нежными стопами» - первое положение моей эстетики. Эта музыка зла, утончённа, фаталистична: она остаётся при этом популярной, - она обладает утончённостью расы, а не отдельной личности. Она богата. Она точна. Она строит, организует, заканчивает: этим она представляет собою контраст полипу в музыке, «бесконечной мелодии». Слышали ли когда-нибудь более скорбный трагический тон на сцене? А как он достигается! Без гримас! Без фабрикации фальшивых монет! Без лжи высокого стиля! - Наконец: эта музыка считает слушателя интеллигентным, даже музыкантом, - она и в этом является контрастом Вагнеру, который, как бы то ни было, во всяком случае был невежливейшим гением в мире (Вагнер относится к нам как если бы, он говорит нам одно и то же до тех пор, пока не придёшь в отчаяние, - пока не поверишь этому). Повторяю: я становлюсь лучшим человеком, когда со мной говорит этот Бизе. Также и лучшим музыкантом, лучшим слушателем. Можно ли вообще слушать ещё лучше? - Я зарываюсь моими ушами ещё и под эту музыку, я слышу её причину. Мне чудится, что я переживаю её возникновение - я дрожу от опасностей, сопровождающих какой-нибудь смелый шаг, я восхищаюсь счастливыми местами, в которых Бизе неповинен. - И странно! в сущности я не думаю об этом или не знаю, как усиленно думаю об этом. Ибо совсем иные мысли проносятся в это время в моей голове… Заметили ли, что музыка делает свободным ум? Даёт крылья мысли? Что становишься тем более философом, чем более становишься музыкантом? - Серое небо абстракции как бы бороздят молнии; свет достаточно силён для всего филигранного в вещах; великие проблемы близки к постижению; мир, озираемый как бы с горы. - Я определил только что философский пафос. - И неожиданно ко мне на колени падают ответы, маленький град из льда и мудрости, из решённых проблем… Где я? - Бизе делает меня плодовитым. Всё хорошее делает меня плодовитым. У меня нет другой благодарности, у меня нет также другого доказательства для того, что хороню. 2 Также и это творение спасает; не один Вагнер является «спасителем». Тут прощаешься с сырым Севером, со всеми испарениями вагнеровского идеала. Уже действие освобождает от этого. Оно получило от Мериме логику в страсти, кратчайшую линию, суровую необходимость; у него есть прежде всего то, что принадлежит к жаркому поясу, - сухость воздуха, limpidezza в воздухе. Тут во всех отношениях изменён климат. Тут говорит другая чувственность, другая чувствительность, другая весёлость. Эта музыка весела; но не французской или немецкой весёлостью. Её весёлость африканская; над нею тяготеет рок, её счастье коротко, внезапно, беспощадно. Я завидую Бизе в том, что у него было мужество на эту чувствительность, которая не нашла ещё до сих пор своего языка в культурной музыке Европы, - на эту более южную, более смуглую, более загорелую чувствительность… Как благодетельно действуют на нас жёлтые закаты её счастья! Мы выглядываем при этом наружу: видели ли мы гладь моря когда-либо более спокойной? - И как успокоительно действует на нас мавританский танец! Как насыщается наконец в его сладострастной меланхолии даже наша ненасытность! - Наконец любовь, переведённая обратно на язык природы любовь! Не любовь «высшей девы»! Не сента-сентиментальность! А любовь как фатум, как фатальность, циничная, невинная, жестокая - и именно в этом природа! Любовь, по своим средствам являющаяся войною, по своей сущности смертельной ненавистью полов! - Я не знаю другого случая, где трагическая соль, составляющая сущность любви, выразилась бы так строго, отлилась бы в такую страшную формулу, как в последнем крике дона Хосе, которым оканчивается пьеса: Да! я убил её, я - мою обожаемую Кармен! - Такое понимание любви (единственное достойное философа) редко: оно выдвигает художественное произведение из тысячи других. Ибо в среднем художники поступают как все, даже хуже - они превратно понимают любовь. Не понял её также и Вагнер. Они считают себя бескорыстными в любви, потому что хотят выгод для другого существа, часто наперекор собственным выгодам. Но взамен они хотят владеть этим другим существом… Даже Бог не является тут исключением. Он далёк от того, чтобы думать: «что тебе до того, что я люблю тебя?» - он становится ужасен, если ему не платят взаимностью. L"amour - это изречение справедливо и для богов, и для людей - est de tous les sentiments le plus egoiste, et par consequent, lorsqu"il est blesse, le moins genereux (Б. Констан). 3 Вы видите уже, как значительно исправляет меня эта музыка? Il faut mediterraniser la musique - я имею основания для этой формулы (По ту сторону добра и зла). Возвращение к природе, здоровье, весёлость, юность, добродетель! - И всё же я был одним из испорченнейших вагнерианцев… Я был в состоянии относиться к Вагнеру серьёзно… Ах, этот старый чародей! чего только он не проделывал перед нами! Первое, что предлагает нам его искусство, - это увеличительное стекло: смотришь в него и не веришь глазам своим - всё становится большим, даже Вагнер становится большим… Что за умная гремучая змея! Всю жизнь она трещала нам о «покорности», о «верности», о «чистоте»; восхваляя целомудрие, удалилась она из испорченного мира! - И мы поверили ей… - Но вы меня не слушаете? Вы сами предпочитаете проблему Вагнера проблеме Бизе? Да и я не умаляю её ценности, она имеет своё обаяние. Проблема спасения - даже достопочтенная проблема. Вагнер ни над чем так глубоко не задумывался, как над спасением: его опера есть опера спасения. У него всегда кто-нибудь хочет быть спасённым: то юнец, то девица - это его проблема. - И как богато варьирует он свой лейтмотив! Какие удивительные, какие глубокомысленные отклонения! Кто, если не Вагнер, учил нас, что невинность спасает с особенной любовью интересных грешников? (случай в Тангейзере). Или что даже вечный жид спасётся, станет оседлым, если женится? (случай в Летучем голландце). Или что старые падшие женщины предпочитают быть спасаемыми целомудренными юношами? (случай Кундри). Или что молодые истерички больше всего любят, чтобы их спасал их врач? (случай в Лоэнгрине). Или что красивые девушки больше всего любят, чтобы их спасал рыцарь-вагнерианец? (случай в Мейстерзингерах). Или что также и замужние женщины охотно приемлют спасение от рыцаря? (случай Изольды). Или что «старого Бога», скомпрометировавшего себя морально во всех отношениях, спасает вольнодумец и имморалист? (случай в «Кольце»). Подивитесь особенно этому последнему глубокомыслию! Понимаете вы его?

Я делаю себе маленькое облегчение. Это не просто чистая злоба, если в этом сочинении я хвалю Бизе за счёт Вагнера. Под прикрытием многих шуток я говорю о деле, которым шутить нельзя. Повернуться спиной к Вагнеру было для меня чем-то роковым; снова полюбить что-нибудь после этого - победой. Никто, быть может, не сросся в более опасной степени с вагнерианством, никто упорнее не защищался от него, никто не радовался больше, что освободился от него. Длинная история! - Угодно, чтобы я сформулировал её одним словом? - Если бы я был моралистом, кто знает, как назвал бы я её! Быть может, самопреодолением . - Но философ не любит моралистов… Он не любит также красивых слов…

Чего требует философ от себя прежде всего и в конце концов? Победить в себе своё время, стать «безвременным». С чем, стало быть, приходится ему вести самую упорную борьбу? С тем, в чём именно он является сыном своего времени. Ладно! Я так же, как и Вагнер, сын этого времени, хочу сказать decadent: только я понял это, только я защищался от этого. Философ во мне защищался от этого.

Во что я глубже всего погрузился, так это действительно в проблему decadence, - у меня были основания для этого. «Добро и зло» - только вариант этой проблемы. Если присмотришься к признакам упадка, то поймёшь также и мораль - поймёшь, что скрывается за её священнейшими именами и оценками: оскудевшая жизнь, воля к концу, великая усталость. Мораль отрицает жизнь… Для такой задачи мне была необходима самодисциплина: восстать против всего больного во мне, включая сюда Вагнера, включая сюда Шопенгауэра, включая сюда всю современную «человечность». - Глубокое отчуждение, охлаждение, отрезвление от всего временного, сообразного с духом времени: и, как высшее желание, око Заратустры , око, озирающее из страшной дали весь факт «человек» - видящее его под собою… Для такой цели - какая жертва была бы несоответственной? какое «самопреодоление»! какое «самоотречение»!

Высшее, что я изведал в жизни, было выздоровление . Вагнер принадлежит лишь к числу моих болезней.

Не то чтобы я хотел быть неблагодарным по отношению к этой болезни. Если этим сочинением я поддерживаю положение, что Вагнер вреден , то я хочу ничуть не менее поддержать и другое, - кому он, несмотря на это, необходим - философу. В других случаях, пожалуй, и можно обойтись без Вагнера: но философ не волен не нуждаться в нём. Он должен быть нечистой совестью своего времени, - для этого он должен наилучшим образом знать его. Но где же найдёт он для лабиринта современной души более посвящённого проводника, более красноречивого знатока душ, чем Вагнер? В лице Вагнера современность говорит своим интимнейшим языком: она не скрывает ни своего добра, ни своего зла, она потеряла всякий стыд перед собою. И обратно: мы почти подведём итог ценности современного, если ясно поймём добро и зло у Вагнера. - Я вполне понимаю, если нынче музыкант говорит: «я ненавижу Вагнера, но не выношу более никакой другой музыки». Но я понял бы также и философа, который объявил бы: «Вагнер резюмирует современность. Ничего не поделаешь, надо сначала быть вагнерианцем…»

КАЗУС ВАГНЕР

ТУРИНСКОЕ ПИСЬМО В МАЕ 1888

Ridendo dicere severum…

Я слышал вчера - поверите ли - в двадцатый раз шедевр Бизе . Я снова вытерпел до конца с кротким благоговением, я снова не убежал. Эта победа над моим нетерпением поражает меня. Как совершенствует такое творение! Становишься сам при этом «шедевром». - И действительно, каждый раз, когда я слушал Кармен , я казался себе более философом, лучшим философом, чем кажусь себе в другое время: ставшим таким долготерпеливым, таким счастливым, таким индусом, таким оседлым … Пять часов сидения: первый этап к святости! - Смею ли я сказать, что оркестровка Бизе почти единственная, которую я ещё выношу? Та другая оркестровка, которая теперь в чести, вагнеровская, - зверская, искусственная и «невинная» в одно и то же время и говорящая этим сразу трём чувствам современной души, - как вредна для меня она! Я называю её сирокко. Неприятный пот прошибает меня. Моей хорошей погоде настаёт конец.

Эта музыка кажется мне совершенной. Она приближается легко, гибко, с учтивостью. Она любезна, она не вгоняет в пот . «Хорошее легко, всё божественное ходит нежными стопами» - первое положение моей эстетики. Эта музыка зла, утончённа, фаталистична: она остаётся при этом популярной, - она обладает утончённостью расы, а не отдельной личности. Она богата. Она точна. Она строит, организует, заканчивает: этим она представляет собою контраст полипу в музыке, «бесконечной мелодии». Слышали ли когда-нибудь более скорбный трагический тон на сцене? А как он достигается! Без гримас! Без фабрикации фальшивых монет! Без лжи высокого стиля! - Наконец: эта музыка считает слушателя интеллигентным, даже музыкантом, - она и в этом является контрастом Вагнеру, который, как бы то ни было, во всяком случае был невежливейшим гением в мире (Вагнер относится к нам как если бы, он говорит нам одно и то же до тех пор, пока не придёшь в отчаяние, - пока не поверишь этому).

Повторяю: я становлюсь лучшим человеком, когда со мной говорит этот Бизе. Также и лучшим музыкантом, лучшим слушателем . Можно ли вообще слушать ещё лучше? - Я зарываюсь моими ушами ещё и под эту музыку, я слышу её причину. Мне чудится, что я переживаю её возникновение - я дрожу от опасностей, сопровождающих какой-нибудь смелый шаг, я восхищаюсь счастливыми местами, в которых Бизе неповинен. - И странно! в сущности я не думаю об этом или не знаю , как усиленно думаю об этом. Ибо совсем иные мысли проносятся в это время в моей голове… Заметили ли, что музыка делает свободным ум? Даёт крылья мысли? Что становишься тем более философом, чем более становишься музыкантом? - Серое небо абстракции как бы бороздят молнии; свет достаточно силён для всего филигранного в вещах; великие проблемы близки к постижению; мир, озираемый как бы с горы. - Я определил только что философский пафос. - И неожиданно ко мне на колени падают ответы , маленький град из льда и мудрости, из решённых проблем… Где я? - Бизе делает меня плодовитым. Всё хорошее делает меня плодовитым. У меня нет другой благодарности, у меня нет также другого доказательства для того, что хороню.

Также и это творение спасает; не один Вагнер является «спасителем». Тут прощаешься с сырым Севером, со всеми испарениями вагнеровского идеала. Уже действие освобождает от этого. Оно получило от Мериме логику в страсти, кратчайшую линию, суровую необходимость; у него есть прежде всего то, что принадлежит к жаркому поясу, - сухость воздуха, limpidezza в воздухе. Тут во всех отношениях изменён климат. Тут говорит другая чувственность, другая чувствительность, другая весёлость. Эта музыка весела; но не французской или немецкой весёлостью. Её весёлость африканская; над нею тяготеет рок, её счастье коротко, внезапно, беспощадно. Я завидую Бизе в том, что у него было мужество на эту чувствительность, которая не нашла ещё до сих пор своего языка в культурной музыке Европы, - на эту более южную, более смуглую, более загорелую чувствительность… Как благодетельно действуют на нас жёлтые закаты её счастья! Мы выглядываем при этом наружу: видели ли мы гладь моря когда-либо более спокойной? - И как успокоительно действует на нас мавританский танец! Как насыщается наконец в его сладострастной меланхолии даже наша ненасытность! - Наконец любовь, переведённая обратно на язык природы любовь! Не любовь «высшей девы»! Не сента-сентиментальность! А любовь как фатум, как фатальность , циничная, невинная, жестокая - и именно в этом природа ! Любовь, по своим средствам являющаяся войною, по своей сущности смертельной ненавистью полов! - Я не знаю другого случая, где трагическая соль, составляющая сущность любви, выразилась бы так строго, отлилась бы в такую страшную формулу, как в последнем крике дона Хосе, которым оканчивается пьеса:

Да! я убил её,

я - мою обожаемую Кармен!

Такое понимание любви (единственное достойное философа) редко: оно выдвигает художественное произведение из тысячи других. Ибо в среднем художники поступают как все, даже хуже - они превратно понимают любовь. Не понял её также и Вагнер. Они считают себя бескорыстными в любви, потому что хотят выгод для другого существа, часто наперекор собственным выгодам. Но взамен они хотят владеть этим другим существом… Даже Бог не является тут исключением. Он далёк от того, чтобы думать: «что тебе до того, что я люблю тебя?» - он становится ужасен, если ему не платят взаимностью. L"amour - это изречение справедливо и для богов, и для людей - est de tous les sentiments le plus egoiste, et par consequent, lorsqu"il est blesse, le moins genereux (Б. Констан).

Вы видите уже, как значительно исправляет меня эта музыка? Il faut mediterraniser la musique - я имею основания для этой формулы (По ту сторону добра и зла). Возвращение к природе, здоровье, весёлость, юность, добродетель! - И всё же я был одним из испорченнейших вагнерианцев… Я был в состоянии относиться к Вагнеру серьёзно… Ах, этот старый чародей! чего только он не проделывал перед нами! Первое, что предлагает нам его искусство, - это увеличительное стекло: смотришь в него и не веришь глазам своим - всё становится большим, даже Вагнер становится большим … Что за умная гремучая змея! Всю жизнь она трещала нам о «покорности», о «верности», о «чистоте»; восхваляя целомудрие, удалилась она из испорченного мира! - И мы поверили ей…

Но вы меня не слушаете? Вы сами предпочитаете проблему Вагнера проблеме Бизе? Да и я не умаляю её ценности, она имеет своё обаяние. Проблема спасения - даже достопочтенная проблема. Вагнер ни над чем так глубоко не задумывался, как над спасением: его опера есть опера спасения. У него всегда кто-нибудь хочет быть спасённым: то юнец, то девица - это его проблема. - И как богато варьирует он свой лейтмотив! Какие удивительные, какие глубокомысленные отклонения! Кто, если не Вагнер, учил нас, что невинность спасает с особенной любовью интересных грешников? (случай в Тангейзере). Или что даже вечный жид спасётся, станет оседлым , если женится? (случай в Летучем голландце). Или что старые падшие женщины предпочитают быть спасаемыми целомудренными юношами? (случай Кундри). Или что молодые истерички больше всего любят, чтобы их спасал их врач? (случай в Лоэнгрине). Или что красивые девушки больше всего любят, чтобы их спасал рыцарь-вагнерианец? (случай в Мейстерзингерах). Или что также и замужние женщины охотно приемлют спасение от рыцаря? (случай Изольды). Или что «старого Бога», скомпрометировавшего себя морально во всех отношениях, спасает вольнодумец и имморалист? (случай в «Кольце»). Подивитесь особенно этому последнему глубокомыслию! Понимаете вы его? Я - остерегаюсь понять его… Что из названных произведений можно извлечь ещё и другие учения, это я охотнее стал бы доказывать, чем оспаривать. Что вагнеровский балет может довести до отчаяния, - а также до добродетели! (ещё раз Тангейзер). Что может иметь очень дурные последствия, если не ляжешь вовремя спать (ещё раз Лоэнгрин). Что никогда не следует слишком точно знать, с кем, собственно, вступил в брак (в третий раз Лоэнгрин). - Тристан и Изольда прославляют совершенного супруга, у которого в известном случае есть только один вопрос: «но почему вы не сказали мне этого раньше? Ничего нет проще этого!». Ответ.