Мнительность в православии. Как избавиться от мнительности — советы психолога

:
Духовная мнительность

Есть и другие предметы веры, не принимаемые без труда некоторыми христианами: всех их перечислить невозможно, но надеемся, что и на этих четырех примерах усердный духовник научится, как бороться против всех подобных сомнений христиан.

Еще более необходимо ему различать неверие или сомнение действительное от неверия и сомнения мнимого или кажущегося, которое неопытных христиан иногда тяжко угнетает и ставит в беспомощное положение. Иной верующий и молящийся христианин сетует пред духовником так: временами я верую в Причастие, временами я верую в Бога, временами как будто вовсе не верую. Ответы на подобное сетование я поместил в последнем или предпоследнем номере Приходского Листка, издававшегося при Св. Синоде, в феврале 1917 г., а затем в IV дополнительном томе своих сочинений (Киев, 1918 г.) в "Письме к священнику о поучении молитве". Такие помыслы неверия возникают в душах людей мнительных, любящих перещупывать все свои ощущения и исполненных постоянной суетной боязни, как бы в чем не промахнуться, как бы не оказаться в чем либо неисправными. То им кажется, что они больны сами, или их дитя начинает хворать или вот-вот захворает и т.п. Нередко они впадают в еще большую беду, в так называемые "хульные помыслы", когда в их голове, совершенно против их воли, с мыслью об имени Христовом или Богородицы складываются те или иные ругательные слова, и конечно, чем они больше борются против таких нелепых сочетаний, тем последние настойчивее теснятся в их голову. Неопытные люди с ужасом начинают считать себя богохульниками, а неопытные духовники начинают им говорить о тяжком грехе богохульства, о хуле на Святого Духа, как наибольшем из всех грехов. После этого те бедняжки сейчас же начинают испытывать прилив ругательных выражений на Святого Духа, мучаются, худеют и даже помышляют о самоубийстве, мысля себя все равно уже погибшими во веки. И не поможет духовник мучимым помыслами, пока они не встретятся с более осведомленным в духовной жизни человеком, который разъяснит им, что лучшее лекарство имеется во всякой духовной книжной лавке и стоит недорого; оно называется в брошюрке того же святителя Димитрия "О хульных помыслах", где со слов древних великих Отцов поясняется, что таковые помыслы, не будучи плодами ненависти против Бога и святых, а просто сочетаниями ругательных слов или звуков в голове мнительного человека, вовсе не составляют греха, и на них не должно обращать никакого внимания, а спокойно молиться и приобщаться, какие бы глупые слова или образы ни теснились в голове.

Подобное же значение имеет кажущееся человеку по временам неверие в Причастие, даже в Самого Бога. Вера есть чувство очень тонкое, духовное. Как бы она ни была присуща нам, но если мы будем ее ощупывать в себе, как бы давая себе отчет во всех качествах нашего чувства к Богу или к Божией Матери, то это чувство как бы испаряется на время из области нашего непосредственного ощущения, но, конечно, не из нашей души и сердца. Поступите так даже с самыми грубыми ощущениями, ущипните больно свою руку и начните соображать в это время, чем эта боль отличается от зубной, от головной, - и вы перестанете даже ощущать свою боль. Один немецкий философ, страдая мучительными приступами зубной боли, именно таким способом переставал ее ощущать. Посему и христианин, если в его убеждениях нет каких-либо определенных опровержений истин веры, не должен думать, что в нем нет веры, хотя бы ему так и казалось временно, а должен спокойно молиться и приступать к Святым Таинам, не придавая никакого значения своей мнительности, которая только усиливается при нарочитой борьбе с нею.

Некоторые монастырские духовники поведали мне, что Бог им помогал добиться от кающихся признания в таких грехах, которые они не решались открыть на прежних исповедях в продолжение десяти, двадцати лет, а потому мучились целую жизнь и считали себя погибшими для спасения, зная слова Церкви: "Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши; внемли убо, понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши" Грехи эти бывают или очень постыдные и грязные, противоестественные по 7-й заповеди, например: кровосмешение, скотоложство, деторастление (все это бывает весьма часто, и притом иногда у людей, которые пользуются уважением окружающих), или преступные в уголовном смысле: убийство, детоубийство, воровство, грабеж, попытки отравления, злостное оклеветание из ревности или зависти, внушение ненависти к близким, возбуждение ближних против Церкви и веры и т.п. Если духовник прямо поставит вопрос о таком грехе, то кающийся, пожалуй, не отречется, но сам сказать своего преступления не решится. Между тем, предлагать каждому вопросы о всех таких гнусных грехах тоже невозможно. Должно, по окончании обычных вопросов, ласковым и тихим голосом сказать: "Может быть, есть грех, в котором тебе совестно сознаться? Может быть, ты что-нибудь не решился сказать о своих грехах на прежних исповедях или забыл, а потом вспомнил и уже не осмеливался сказать духовнику?" Весьма возможно, что прихожанин ответит утвердительно, но все же будет колебаться высказать, в чем именно было дело. Иногда в это время у них (особенно у женщин) начинается плач и дрожь, они покрываются потом, а говорить не решаются. Тогда умножь свою ласку и участие и говори: отложи стыд, чтобы не быть постыженным на Страшном Суде пред всеми, а здесь, кроме меня и Ангелов, никто ничего не узнает, а нашего брата священника грехом не удивишь; мы за день наслушались таких вещей, что удивляться нам уже нечему. Если исповедывающийся все-таки не решится прямо сказать, в чем дело, то скажи ему: "Ну вот, тебе легче будет признаться, если я тебя буду спрашивать по заповедям: касается ли твой грех седьмой заповеди против плотского наслаждения? или воровства или злодеяния людям? или богохульства? и т.д. Когда будет дан обычный ответ на род греха, тогда спрашивай уже, какой именно грех, и перечисляй грехи. Люди простые назвать даже иногда своего греха не сумеют; тогда спрашивай описательно, и когда кающийся, познав в твоем лице не грозного обличителя, а состраждущего ему друга, наконец скажет о своем преступлении, не ужасайся и не негодуй, ибо он сам себя довольно укорял, а только посетуй, зачем он раньше не сказал о сем, зачем скрывал на прежних своих исповедях: ведь он мог умереть не сознавшись и навсегда погубить свою душу; лгущие на исповеди обыкновенно оканчивают свою земную жизнь самоубийством; пусть же грешник уже в том усматривает Божие к себе милосердие, что Господь не лишил его возможности исповедать свой грех. Затем скажи ему, какая епитимья и сколь долгое лишение Святого Причастия полагается за сие по Номоканону; но, если видишь глубокое раскаяние человека, и если грех совершен давно, то рассуди, не допустить ли его к Причастию завтра же, и потребуй от него немедленного или постепенного заглаждения последствий греха: если он что незаконно себе присвоил, пусть возвратит; если кого обесчестил, пусть удовлетворит, или испросит прощения; если наплодил незаконных детей, пусть содержит их и т.д. Затем, если человек растроган и видимо желает освободить совесть свою от греха, положи ему епитимию, предварительно спросив его, молится ли он вообще, бывает ли в церкви, и если ни того, ни другого не делает, то, конечно, не будет смысла накладывать на него посты, но дай ему в виде епитимии завет хоть три-четыре молитвы читать утром и вечером и постоянно с покаянием вспоминать перед Богом о своем падении. Если же он человек религиозный, то назначь ему канон или богомоление в отдаленной обители, но предварительно узнай обстоятельства его жизни и быта, а не прорекай епитимии как пророк, но прилагай врачевание с разумом.

К епитимиям мы еще, вероятно, вернемся, а теперь уместно сказать о том, что должно не менее, чем окамененного нечувствия, опасаться уныния и отчаяния в кающихся. Эти чувства гнетут их после грехов непоправимых, например: детоубийства или истребления плода, причинения кому-либо непоправимого вреда, несчастья, а иногда люди подвергаются унынию просто по причине собственных горестей - смерти детей, почитаемой наказанием Божиим за прежние грехи, запутанных обстоятельств и т.п. Исцеление духовных чад от этих демонских искушений - уныния и отчаяния, достигается не столько пояснением истин Божиих, как, например, напоминанием о спасении Благоразумного Разбойника, Закхея, блудницы и т.п., сколько явлением братского участия и сострадания человеку: "Если мне тебя жаль, то Отец ли Небесный тебя не пожалеет? Знай, брат, что уныние от диавола, почему мы и молимся в посту с земными поклонами, чтобы Бог не допустил нас до уныния. При сем имей в виду, что уныние и отчаяние всегда имеют в себе скрытый яд гордыни или самолюбия, как бы начаток некоего ропота и укоризны Промыслу, что попустил тебя впасть в беду или грех. Отгони от себя это озлобленное чувство на Бога или на людей, вникни в себя самого и признайся, что сам ты кругом виноват в том, что поддался злым наветам диавола или злых людей и опустился, что не Бог тебя дал в обиду, а сам ты обидел Бога, согрешив против Него и отвергая многократную Его вспомоществующую десницу. Тогда тяжелый камень озлобления свалится с твоего сердца, а с ним отпадет и уныние, и ты уже с умиленным сокрушением вознесешь ко Господу покаянную мольбу, а затем и радостное благодарение."

Будет прославлен в лике святых в ближайшее время, сообщает сайт «Святая гора». Недавно состоялась канонизация старца Порфирия Кавсокаливита; ожидается прославление и других афонских подвижников. Старец Паисий особенно любим в России - книги с его поучениями разошлись огромными тиражами. Предлагаем вашему вниманию беседу старца Паисия о подозрительности и борьбе с ней.

- Геронда, что поможет мне прогнать помыслы подозрительности?

А ты уверена, что все действительно обстоит так, как тебе это представляется? Раз ты обычно видишь во всем плохое, то после каждого своего помысла всегда ставь вопросительный знак. А кроме того, чтобы не согрешать в своих суждениях, включай в работу и добрый помысл о других. Если ты станешь ставить после своих помыслов не по одному, а по два вопросительных знака, будет еще лучше. А если по три, то совсем хорошо. Поступая так, ты будешь умиротворяться и получать пользу. И не только сама - ты окажешь пользу другим. В противном же случае, принимая помыслы «слева», ты приходишь в раздражение, волнуешься, расстраиваешься и наносишь себе духовный вред. Если будешь относиться ко всему, что происходит вокруг, с добрыми помыслами, то спустя немного времени увидишь, что дело в действительности обстояло так, как ты это увидела, включив в работу добрые помыслы. Расскажу тебе один случай, чтобы ты поняла, что может наделать «левый» [недобрый] помысл.

Как-то раз ко мне в каливу пришел один монах и сказал: «Старец Харалампий - колдун. Я сам видел, как он ворожил». - «Что же ты говоришь, глаза твои бесстыжие! - отчитал я его. - И не стыдно тебе такое нести!» - «Да! Да! - настаивал он. - Я сам видел, как однажды ночью при луне Старец мычал: „М-м-ме… М-м-ме…“ - и при этом лил в кусты какую-то жидкость из большой оплетенной бутыли!». Ну что ж, выбираю я свободный день и иду в каливу Старца Харалампия. «Ну, - спрашиваю, - отче Харалампие, как твои дела? Как житье-бытье? Чем занимаешься? Тут один увидел, как ты что-то лил в кусты из большой бутыли, да еще и мычал: „М-м-ме!“». - «Там в зарослях, - показал мне Старец, - растут несколько лилий, вот я и поливал их. Напевая „Рáдуйся, Невéсто Неневéстная!“, я выливал немного водички на один цветок, потом опять пел: „Рáдуйся, Невéсто Неневéстная!“ - и выливал немного воды на другой… Потом наполнял бутыль, возвращался к цветам и снова их поливал…» Видишь как! А другой увидел все это и принял Старца за колдуна!..

Какие же добрые помыслы имеют некоторые мирские люди! А другие - несчастные - так страдают от вещей, которые не просто не существуют в природе, но которые и сам диавол не смог бы выдумать! Однажды, когда после страшной засухи пошел дождь, я почувствовал такую благодарность Богу, что, сидя в каливе, без остановки восклицал: «Боже мой, благодарю Тебя миллионы, миллиарды раз!» Я не знал, что в это время под окном стоял один мирской человек и слушал. Потом, встретившись со мной, он признался: «Отец, а ведь я соблазнился. Я услышал про все эти «миллионы», про все эти «миллиарды» и подумал: «Вот оно как! Каков фруктик этот отец Паисий!» И что ему было объяснять? Я имел в виду [многие] благодарения Богу за дождь, а этот человек подумал, что я считаю деньги. А окажись на его месте кто-то другой, так мог бы еще и прийти ночью, чтобы меня ограбить! Мне досталось бы по первое число, а он в конечном итоге так ничего бы и не нашел.

А в другой раз ко мне пришел отец больного ребенка. Я провел его в церковку моей каливы, выслушал его горе и, желая ему помочь, сказал: «Для того чтобы твой ребенок стал здоров, ты и сам должен что-то сделать. Но что? Поклонов ты не кладешь, постов не соблюдаешь, денег, чтобы творить , у тебя тоже нет… Обратись-ка ты к Богу вот как: «Боже мой, у меня нет ничего достойного, чтобы принести жертву ради здоровья моего ребенка, но я постараюсь, по крайней мере, бросить курить». Эти слова тронули несчастного отца, и он пообещал, что последует моему совету. Пока я, выпуская его из каливы, возился с замком, он, вынув из кармана зажигалку и сигареты, положил их под иконой Спасителя в храме. Я этого не заметил. Следующим посетителем оказался некий юноша, которому надо было что-то мне сказать. После беседы, не успев даже выйти из каливы, он достал сигарету и закурил. «Здесь, парень, курить нельзя, - сказал ему я. - Отойди подальше в сторону». - «А тебе в церкви курить можно?» - спросил он в ответ. Увидев в церкви пачку сигарет и зажигалку, этот малый «смастерил» помысл, будто я курю! И не стал я его разубеждать, дал ему уйти со своим помыслом. Ну ладно, даже если бы я и в самом деле , то неужели я делал бы это в храме? Видите, что такое помысл?

- Геронда, а какой ущерб могут причинить душе подозрительность, недоверчивость и мнительность?

Какого рода подозрительность, такого рода и ущерб. А недоверчивость и мнительность приносят [духовную] болезненность, худосочие.

- Чем же исцелить эту немощь?

Добрыми помыслами.

Геронда, а если человек однажды увидит, что в чем-то промахнулся, то есть, что его подозрения не подтвердились, то разве это не поможет ему осознать свою ошибку?

- Геронда, а как быть, если помысл подозрения о ком-то подтвердится на деле?

Если такой помысл однажды и окажется верным, то неужели это значит, что подобные помыслы будут оказываться верными постоянно? А кроме того, откуда ты знаешь: может быть, Бог попустил такому помыслу оправдаться на деле ради того, чтобы человек, которого ты подозревал, сдал экзамен на смирение?

Конечно, и нам самим необходимо быть внимательными. Мы не должны давать людям повод приходить к ошибочным заключениям. Например, если у человека возник о тебе «левый» [недобрый] помысл, то причиной этого может быть как его собственная недоброжелательность, так и то, что ты сам дал ему повод плохо о тебе думать. Но если человек думает о тебе плохо, несмотря на то что ты ведешь себя со вниманием, то прославь Бога и помолись о нем.

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. «Слова». Том II I. «Духовная борьба». Издательский дом «Святая Гора», М., 2008

Мнительность можно охарактеризовать как недоверие человека ко всему миру и даже самому себе. Мнительным называют того, кто все перепроверяет, избегает ситуаций выбора, ожидает провала, прорабатывает множество исходов событий, постоянно боится и тревожится.

«А вдруг?», «Как бы чего не случилось», «Давай в другой раз» (которого не будет), «Ты уверен?» и множество подобных фраз присутствует в речи мнительного человека ежедневно. Но существует ли мнительность как самостоятельный феномен или это комплекс психологических проблем? А если отдельная проблема, то какой она носит характер: норма, патология, заболевание, черта характера, врожденная особенность? Предлагаю вместе разобраться.

Как я выяснила, найти определение мнительности можно не в каждом психологическом словаре, несмотря на то, что как симптом расстройств или компонент неврозов этот термин фигурирует часто. Но мне удалось найти и самостоятельное определение.

Мнительность – «это подверженность человека разного рода страхам, опасениям и переживаниям по поводу состояния его здоровья, благополучия, а также здоровья и благополучия близких для него людей» (словарь психологического консультирования, авторы – преподаватели и студенты ПГУ им. М. В. Ломоносова).

От определения проще не стало, сразу возникло множество синонимов:

  • ипохондрия,
  • тревога,
  • фобии,
  • страхи,
  • неуверенность,
  • недоверчивость.

Пожалуй, на интуитивном уровне даже далекий от профессиональной психологии человек осознает, что мнительность балансирует на стыке ряда психологических проблем. Скажу вам: более того, она еще и на стыке наук находится (философия, психиатрия, психология, социология, конфликтология). Вот и выходит, что бороться нужно сразу с несколькими микропроблемами.

Мнительность в психиатрии

Под мнительностью понимается черта личности, врожденное свойство характера. И трактуется как «склонность к тревожным опасениям по различным поводам, значение которых часто переоценивается» (В. М. Блейхер, И. В. Крук). То есть это элемент, от которого нельзя избавиться, но можно контролировать его проявления и влияние на жизнь человека.

В классификации характеров С. А. Суханова значится тревожно-мнительный тип. От того и исходит эта концепция. Если ваша мнительность имеет врожденный характер, то рекомендую обратиться к психотерапевту.

Причины мнительности

«Мнить» в переводе с церковного значит «думать». То есть все беды мнительного человека от того, что он думает (за всех и обо всем, даже о том, чего быть не может). Из чего могут вытекать такие думы (нет, это не обязательно случай «горя от ума»)?

  1. Комплекс неполноценности (непринятие себя).
  2. Низкая самооценка.
  3. Неуверенность в себе.
  4. Невроз, психическое расстройство.
  5. Пережитая травма, болезнь (психологическая, физическая).
  6. Неопределенность в жизни (потеря смысла).
  7. Старые обиды.
  8. Высокая подверженность внушению и самовнушению.
  9. Впечатлительность, или на языке мнительных людей «я все принимаю близко к сердцу».
  10. Кризис (возрастной, духовный, личностный).

Все проблемы родом из детства

Мнительность – не исключение из правила. Разрушающий стиль родительского воспитания способен сформировать у ребенка мнительность как элемент личности. Что это за «вредные инструменты» в руках родителей?

  • Завышенные требования, которые в дальнейшем могут трансформироваться в самотребования.
  • Преобладание наказания над поощрением.
  • Акцентирование внимания на неудачах и недостатках ребенка.
  • Выставление ребенка виновным в любой ситуации («мы развелись из-за тебя», «из-за тебя я бросила учебу»).
  • Оскорбления, унижения, навешивание ярлыков, постановка диагнозов («ну, и дурака воспитала!»).

Мнительность как самозащита

Не всем удается достойно выйти из стрессовых ситуаций или жизненных потрясений и научиться жить с негативным опытом. Предшественниками мнительности являются:

  • предательства;
  • обманы;
  • сплетни;
  • смерть или уход близкого человека.

Чтобы снова не смогли использовать и предать, индивид становится никем. Он ничего не стоит, не значит и не представляет собой, а значит, ему ничего не угрожает. Правда, как и счастливая жизнь.

Чем опасна мнительность, и почему с ней нужно бороться

Мнительность загоняет человека в угол, лишает социальных контактов, семьи, работы. Под удар в первую очередь попадает , а что остается в жизни без него? Ничего. Мнительность делает человека:

  • робким,
  • агрессивным,
  • пассивным,
  • тревожным,
  • неинтересным.

Она связывает по рукам и ногам, превращает жизнь в существование.

  • Избавляйтесь от вредных привычек. Об этом – в статье . К слову, сама мнительность – чем вам не привычка? К избавлению от нее можно подойти с теми же рекомендациями.
  • Не бойтесь возможностей и собственного мнения. Научитесь оценивать ситуацию своим здравым умом, а не чьими-то глазами или ощущениями.
  • – ваша слабость. Найдите для себя хобби, отдушину, безопасное место, наполняющее вас жизненной силой.
  • Выходите из своей . День за днем, шаг за шагом. Избавление от страхов требует сознательного прохождения страхов, налаживание контактов с людьми – активного общения. По-другому преодолеть мнительность не получится. Нужно только действовать.

В современном мире у каждого человека имеется своя гора проблем. Поверьте, незнакомым людям просто некогда следить за тем, как вы выглядите, что делаете, как это делаете. Перестаньте думать, что все только и делают, что ждут вашего провала. Нет, эти люди заняты своими жизнями.

Прощаем и доверяем

Если причина мнительности кроется в детстве или предательстве во взрослой жизни, то выход у вас один – простить. Простить и научиться доверять.

  • Вы уже давно не ребенок и можете посмотреть на все другими глазами. Были ли вы виноваты в том, что повесили на вас родители? Были ли вы виноваты в чьей-то смерти? Вы ли виноваты, что от вас ушел друг, любовь? Нет.
  • Но вы виноваты в том, что переложили на эти факторы ответственность за свой неуспех. Важно осознать, что вы сами строите жизнь. Подробнее об этом в предыдущем пункте.

Что касается доверия, то важно не переусердствовать и не стать наивным. Вам никто и ничего не должен. Вы сами всего добьетесь.

Развить адекватное отношение к людям поможет письменный разбор каждой ситуации. Поверьте, когда материал структурирован вами же в письменной форме, мысли складываются совсем по-другому. Опишите:

  • суть вопроса;
  • свои эмоции;
  • свое видение ситуации;
  • реальные слова и действия оппонента.

Подумайте: верно ли вы восприняли ситуацию, не зря ли вы обиделись, обозлились. Может быть, у человека были свои проблемы и он не мог помочь именно в эту минуту, но с удовольствием сделает это завтра?

Общаемся

Поддержка важна в любом вопросе. Разрывайте порочный круг , одиночества и мнительности – начинайте общаться. Контактируйте с теми, кто может поспособствовать вашему развитию, научить чему-то полезному.

Убиваем страхи и тревоги

Визуализируйте свой страх, а лучше составьте из него (них) комиксы. Нарисуйте страх и себя в образе врага и рыцаря. Или нарисуйте только страх и добавьте ему комичности (забавная шляпа нелепый инструмент в руках).

Ведите дневник тревог. Каждый день фиксируйте все, что вас за день напугало. Это поможет вам увидеть масштаб проблемы, а во-вторых, позволит оценить, сколько из придуманного вами действительно сбылось. Заглядывайте в конце каждой недели в свой список тревог и страхов. Не удивлюсь, если не сбудется ничего из написанного. Ведите такой дневник до тех пор, пока сами не осознаете бессмысленность переживаний о будущем.

Испытывать периодически чувство тревоги нормально, но нельзя позволять этому состоянию овладевать вашей жизнью. Подробнее о тревожности и способах борьбы с ней читайте в статье . О страхах и избавлении от них в статье .

Находим цель и смысл жизни

Находитесь в постоянном движении. Найдите цель и смысл жизни. Они должны быть настолько сильными, чтобы у вас не осталось времени и желания обращать внимание на мнимые трудности. Подробнее об этом читайте в статье и .

Верим в себя

Не бойтесь ошибиться. Отрицательный опыт – тоже опыт. Он дает нам знания. Подробнее о способах восстановления веры в собственные силы можно прочитать в статье . Несмотря на обращение к женщинам, для мужчин в ней тоже найдется информация.

Постарайтесь рационализировать любую ситуацию. Вам нужно понять, что страх и неуверенность рождаются извне и совершенно не соответствуют обстоятельствам. Успокойте себя с помощью саморегуляции и здраво взвесьте причину ситуации, суть. Подумайте, существуют ли реальные угрозы.

Избавляемся от чрезмерной эмоциональности

Чрезмерная эмпатия тесно связана с низкой самооценкой, неуверенностью и чувством вины. Проживая жизнь за всех, в том числе целую страну, вы стараетесь компенсировать неуверенность, добиться значимости, причастности, загладить вину. Возможно, вы сами этого не осознаете, но роль жертвы и страдальца занимают люди, нуждающиеся в любви, внимании, принятии. Для решения проблемы нужно принять себя и избавиться от одиночества. Тогда и избавление от болезненных эмоций произойдет само собой.

  • Осознайте, что есть факторы, на которые вы при всем желании не можете повлиять. Например, вы не можете остановить дождь. Но неужели нужно из-за этого переживать? Нужно надеть удобную обувь, взять зонт и идти покорять вершины.
  • Откажитесь от просмотра телевизора, в частности новостей. Замечали ли вы, что негатива показывают гораздо больше? Зачем? Чтобы держать население в страхе. Это выгодно государству, экономике, потребительству. Освободите свой разум, сами выбирайте то, что хотите знать (новости из интернета).
  • Создайте свой мир и охраняйте его, концентрируйтесь на себе и ближайшем окружении.

Любим себя и повышаем самооценку

Прекратите говорить о себе в негативном ключе даже в шутку. Но научитесь смеяться над своими страхами.

  • Начните использовать свою внушаемость себе во благо. Вам наверняка известен трюк с «принудительной улыбкой». Ежедневно осознанно наносите эту маску (лучше перед зеркалом).
  • – второй способ помощи. Человеку свойственно вести себя так, как о нем говорят. Чем хуже вы о себе говорите, тем больше соответствуете образу неудачника. Попробуйте наоборот говорить «я сильный», «я справлюсь». Зафиксируйте на листе свои достоинства. И не говорите, что их нет. Вот прямо сейчас напишите 10 положительных качеств (профессиональных, деловых, личностных – не важно). Если сами сформулировать не можете, то спросите у знакомых (вот вам, кстати, первый вызов по налаживанию контактов и доверия). Если вы не всегда были мнительны, то запишите себя прежнего и успехи из прошлой жизни. Теперь внимательно посмотрите на список. Да, это вы. И почему вы этого достойного человека загнали в капкан мнительности, которая сродни изоляции? Почему вы запрещаете себе быть счастливым? За что вы себя наказываете?

Учимся противостоять манипуляциям

Явная проблема мнительных людей – внушаемость. Научитесь распознавать и противостоять им. Такое умение – новый этап в развитии личности. Освоив это искусство, вы сами увидите, сколько сомнительной информации кружится вокруг вас. А потом и удивитесь, как вы могли не замечать этот мусор и добровольно принимать его. Реклама – площадка для оттачивания мастерства по выявлению и противостоянию манипуляциям.

Таким образом, нужно признать проблему мнительности, определить ее конкретные компоненты и причины. Решить, от чего именно вам нужно избавиться:

  • ревность;
  • страхи;
  • тревоги;
  • эмоции;
  • чрезмерная доверчивость;
  • вредные привычки и так далее.

Аутотренинг для избавления от мнительности

Проводить эту тренировку по самовнушению лучше перед сном в момент измененного сознания. Займите удобное положение, вдохните и выдохните 10 раз, закройте глаза, произнесите следующий текст (вдумывайтесь в каждое слово, проживайте его, представляйте, чувствуйте).

«Мне нравится иметь ясный ум, который может сосредоточиться на решениях. Я принимаю эту ситуацию такой, какая она есть. Испытания открывают двери возможностям. Я – могущественный создатель своего жизненного опыта. Я чувствую себя спокойным, расслабленным, любящим. Я могу выбирать позитивные мысли, дающие силы. Я могу справиться со всем, что встает у меня на пути. Я могу все преодолеть. Я могу со всем справиться. Ощущение хорошего самочувствия усиливается с каждым глубоким вдохом. С каждым днем я становлюсь все более умиротворенным. Любая неудача временна и относительна, любая трудность решаема. Я намереваюсь быть спокойным и счастливым. Когда я спокоен, решения сами приходят ко мне. Теперь я чувствую себя спокойно. Мне нравится ощущение того, что я расслабился и мне хорошо. Я могу выбрать то, о чем хочу думать. Я делаю все, что от меня зависит. Я отвечаю за свои мысли и свою жизнь. Мои испытания помогают мне расти. Сегодня мои возможности безграничны. Я силен, я находчив, я успешен и умен. Каждый момент дает мне выбор. Я выбираю позитивное мышление и активные действия. У меня предостаточно умений, навыков и возможностей» (автор не известен).

Вы можете сократить этот монолог или изменить, составить свой. Но важно повторять его ежедневно и верить в то, что вы говорите. Ваша внушаемость в этом случае пойдет только на пользу.

Если мнительны не вы, а ваш друг: как помочь?

Без желания самого человека оказать помощь ему будет не просто. Но кое-что можно сделать:

  1. Заслужите доверие. Для этого нужно всегда отвечать на звонки, реагировать на поведение мнительной личности, вербализировать его состояние («я вижу, тебя угнетает эта ситуация»), вовремя приходить на встречи и так далее.
  2. Личным примером показывайте решаемость и несерьезность любых проблем. Всегда можно управлять ситуацией. Например, если вы задерживаетесь – позвонить и предупредить человека, извиниться.
  3. Снисходительно и с юмором относитесь к мнительности друга. Не стоит злобно звать его параноиком, паникером или «трясогузкой». Слова типа «уникальный», «ранимый», «чувственный», «ответственный» подойдут больше. Будьте терпимы, ему нужно внимание и понимание.
  4. Не заразитесь сами тревожностью.
  5. Не озвучивайте свои тревоги. Они есть у всех, но мнительный тип воспримет их остро.
  6. Избегайте неожиданностей. Помните, что это может спровоцировать испуг и новый страх, оттолкнуть от вас мнительного друга.
  7. Не обсуждайте плохие новости, акцентируйте внимание на позитивных событиях (мира, страны, города, вашего окружения).
  8. В удобный момент предложите посетить специалиста и скажите, что с удовольствием все организуете и составите компанию.

Эпилог

У любой проблемы есть две стороны медали. Считаю своим долгом озвучить вам противоположную сторону мнительности.

  • Если увлечься избавлением от эмоций, в частности от сочувствия, то можно стать совершенно безэмоциональной машиной. А это так же разрушающе влияет на жизнь человека, как и мнительность.
  • Противоположность нездорового пессимизма, характерного для мнительности – нездоровый оптимизм, граничащий с безответственностью и игнорированием реальных опасностей.

Какую бы природу не имела мнительность (посттравматический синдром, тяжелая болезнь, тревожность, страхи и другое), бороться с ней можно и нужно. Но необходимо делать это разумно и не уходить в другие крайности.

В статье представлен план избавления от мнительности, ваша задача – выполнить его. Постепенно решая подзадачи, избавляясь от отдельных компонентов мнительности (пессимизм, недоверие, обиды, неуверенность и другое), вы достигнете главной цели – избавитесь от мучающей проблемы.

Подозрительность, как раковая опухоль, охватила все дятловедение. Мы подозреваем свидетелей, мы подозреваем друг друга, мы не верим никому. Неудивительно, что и разгадка нам не дается, поскольку ведем себя не так, как хочет Бог. Есть такой постулат: подвергай все сомнению. Но подвергая, проверяй, где были слова свидетеля, и где уже пошли наслоения и выдумки передающих звеньев. И если находишь доказательства и свидетельства, противоречащие твоим "любимым" версиям, твоим сомнениям, и если замечаешь, что твои аналитические способности тебя подводят, то лучше и правильнее поверить свидетелю, лучше ошибиться, чем впасть в более страшный грех - дьявольскую подозрительность.

Подозрительность становится причиной враждебности, неприязни, недоброжелательности к окружающим людям, которых мы, как правило, подозреваем в тех же качествах.

Подозрительный человек - обычно гордый человек, имеющий о самом себе высокое мнение. Недоверчивость и подозрительность - очень опасное состояние души. Если это качество не замечать в себе и с ним не бороться, то со временем человек приобретает параноидные черты характера, которые могут вылиться в бред и шизофрению. Что наглядно можно заметить на ниве дятловедения.

Святые Отцы предостерегали от подозрительности, как от разрушительной страсти, губительной для души человека и наносящей вред окружающим его людям. "Лучше ошибиться в человеке, лучше подумать о нем хорошо, чем обидеть его подозрительностью" - говорили они.

"В спокойное время подозрительность бывает от непонимания и волнения. Подозрительность никогда не может различить правду, даже если глаза видят ее. Подозрительность все искажает, и порабощенный ею склонен видеть скорее ложь, чем правду, во всем, что видит.

Подозрительность - это лживый и искажающий все фотограф, который, фотографируя, меняет вид объекта.

Бегите, братия от подозрений, рождающих чудовищ.

Насколько грех этот кажется маленьким и незначительным, настолько, с другой стороны, если его не пресечь, он может разрастись и принести ужасные последствия.

Изобретательный змий обычно подсовывает эту страсть недоверчивым душам, глупым и тщеславным, по той причине, что всегда завидуют и помнят чужие ошибки.

Поэтому, когда кто-либо из братии начинает уступать этой страсти, то, прежде всего, в нем проявляется ненужное любопытство, а позже, что бы ни представлялось ему в воображении, он рассматривает это как совершившийся факт...

Когда эта страсть овладеет человеком, враг внушает ему всяческие фантазии, чтобы сбить его с пути истинного. И так получается, что он теряет разум, от чего спаси нас Всеблагий Господь...

Чтобы предотвратить такую гнусную страсть, христианин должен с самого начала остерегаться ее, как смертельного яда, разоблачить же ее можно просто - при помощи исповеди и трезвения.

(Духовные советы и поучения старца Даниила (избранное из трудов его, записей и писем)

Вот в чем надо бы нам всем подумать, тем, кто считает себя христианами и занимается исследованиями трагедии дятловцев...

Не верь, не бойся, не проси - девиз врага рода человеческого.

Верь Богу, верь людям, проси у Бога и у людей, бойся Бога оскорбить грехом, бойся обидеть человека подозрительностью. Только доверчивый к людям человек способен по-настоящему верить в Бога, потому что верить способно лишь сердце, которое умеет доверять.

Бедный Юдин. Человек, в адрес которого высказывались и высказываются самые невероятные измышления, вплоть до того, что он жив и инсценировал свою смерть, чтобы уйти от надоевших ему распросов. Что греха таить, я тоже ударилась (и сейчас продолжаю ударяться) в подозрения по поводу многих показаний свидетелей, не смогла критически подойти к имеющимся документам. До сих пор я считаю, что Ю.Е. Юдин скрыл от нас некоторые факты. Но в то же самое время я знаю, что не наше дело - судить его, скрыл так скрыл, значит, имел на то право. И если на самом деле Юдин нам все сказал, что знал, ничего не утаивая, то это мой грех - что я еще думаю, что он что-то скрыл. Но я не осуждаю, а понимаю: значит, он был поставлен в такие условия. И кто бы из нас и как поступил бы на его месте, когда тебе выкручивали руки...

Я не верю некоторым показаниям вдовы Патрушева - В. Гаматиной. В той части, что выдают за достоверность ее показаний, я вижу домыслы и простое человеческое ошибочное мнение самой вдовы. То, что Патрушев ничего не знал о причинах гибели дятловцев, и так ничего и не сказал своей жене - она упоминает об этом сама, но мало кто обращает внимание на эти слова. Все внимание переключается совсем на другие моменты.

Та же ситуация с показаниями М.-П. Солтер. Человек стал рассказывать о дятловцах на склоне жизни, и по имеющейся видеозаписи ее показаний, можно все увидеть и заметить самим, в чем верить Солтер, а в чем на ее воспоминания о работе в морге наложились воспоминания о других случаях из ее практики. Ведь помимо Солтер, в больнице работали и другие люди, и никто никогда не рассказывал, что дятловцев было 11 человек, которых привезли в один и тот же день. Пока показания Солтер остаются в графе "сомнительные". Таких показаний в моей личной коллекции очень много. Некоторые из них озвучены, например, о ядерном взрыве в районе Отортена, о трясении горы Холат -Чахль. Но это не означает, что им надо верить безоговорочно.

В деле дятловцев вносится очень много дезоинформации, вольной и невольной. И надо много трудиться, умственно и духовно, чтобы отличать дезинформацию от достоверных фактов. Когда открывается доселе неизвестный нам факт, например, обнаружение ростовчан, то надо просто вычеркивать этот пункт из паутины подозрений - будто бы вместе с дятловцами погибла группа ростовчан. То же самое и с другими неизвестными, якобы найденными в ручье вместе с последней четверкой дятловцев, будто этот факт скрывается всеми поисковиками и следствием. Подозрительность и неверие словам поисковиков, присутствующих при вынимании из ручья погибших дятловцев - вот чем смущают души неофитов некоторые дятловеды. И если где-то около перевала и его окрестностей погибла еще какая-то группа, то нам пока это неизвестно, на самом ли деле такое было или это только наши предположения. А ростовчан я лично вычеркиваю из этого списка предполагаемых погибших. Но продолжать твердить, что ростовчане пропали и погибли, и все, что рассказал их руководитель Игорь Фоменко о том походе - это деза, я лично считаю дьявольской подозрительностью, развивающейся болезнью маниакальности. Заблуждаться в своих предположениях может каждый. Но упорствовать в заблуждении может только глупец.

Относительно "дел прокурорских"...

Георгий Лесных ответил кратко и просто на присланные ему вопросы, но его ответы один "специалист-профессионал" женского пола и широкого профиля, посчитал неверными, этот человек вообще усомнился в существовании следователя Георгия, внес в души доверяющим ему людям яд подозрительности и клеветы. Но вот что я увидела впоследствии: путем долгих косноязычных разговоров и заплетения извилин, в итоге этот специалист пришел к такому же выводу, что и Георгий, а именно "Дело, возбужденное военной прокуратурой, могло потом передаться по подследственности в простую прокуратуру и довольно официально. А могло, конечно, если имелись основания на это, идти и два параллельных расследования в разных ведомствах." Только Георгий был честен с самого начала: он свои предположения обозначил словом "могло". Как профессионал-практик, без выпендрежа перед аудиторией. Но невнимательные люди даже не заметили этой игры - манипуляции их сознанием "опером с двумя юридическими образованиями". Об прочих подозрениях, вынесенных в адрес Георгия, я все же надеюсь, что будут принесены извинения.

О тех, кто промолчал. Обычно мне нравится "тот, кто не стрелял". Но тут эта фраза не совсем точна. Стреляли несведущие, не ведали, что творили. Меня же очень удивило молчание тех людей, которые знали, что я общалась со следователем. Я им сообщила заранее, спрашивала, будут ли какие вопросы к следователю по поводу нашего дела. Несколько человек прислали свои вопросы, ответы на которые они получили. С некоторыми людьми я общалась в личке. Причем меня спрашивали: а что говорит твой следак по тому или иному поводу? Их вопросы и ответы Георгия я тоже поместила в этой работе.

Я видела, что эти люди заходили на форум и читали тему, где озвучилась клевета и измышления на Георгия и на мое имя. Почему они промолчали, я не знаю.

Но знаю, что все случающееся с нами, неслучайно, и если подойти к этому правильно, по-христиански, случается ради нашей духовной пользы.

Поздравляю всех с Рождеством Христовым! И желаю нам всем больше терпения, доверия и доброжелательности друг к другу.

Мы всегда будем сомневаться, так создан человек, но давайте сомневаться честно, без клеветы, в рамках благоразумия.

И нахрен эту маниакальную подозрительность.

По воскресным дням на Оптинском подворье в Санкт-Петербурге с прихожанами и гостями прихода после воскресной Литургии проводятся духовные беседы. Встречи проходят под руководством настоятеля игумена Арсения (Мосалева) в рамках живого диалога с вопросами и ответами.

В этот раз первая часть беседы была посвящена чтению наизусть глав из Евангелия. Прихожане читали по очереди зачала из Евангелия от Матфея (5-7 главы) и Иоанна (14-17 главы). Затем, игумен Арсений и игумен Ефрем побеседовали с прихожанами на духовные темы. Вопросы задавали прихожане нашего храма, собравшиеся после богослужения в трапезной. Предлагаем вашему вниманию некоторую часть из воскресной беседы, состоявшейся 22 января 2017 года.

На очередной встрече прозвучали вопросы о том, в чём самый главный смысл Книги Иова, почему в Евангелии так много символики, как понять слова из Писания «любовь всему веру емлет» и «всяк человек ложь», как отличить помыслы мнительности от голоса совести, можно ли верующим обращаться за помощью психологам и некоторые другие.

ВОПРОС: Я прочитал Книгу Иова из Ветхого Завета, и настолько она оставила большое впечатление в моей душе, что у меня просто сознание перевернулось. Я хотел бы спросить, чтобы Вы, отец Арсений, как-то поподробнее разъяснили, в чём её смысл? Почему друзья Иова не поддержали, вообще не понятно?..

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Сейчас рассказать подробнее не получится, потому что Книга Иова действительно сложная, и, согласен, она оставляет глубокий след в душе, глубокие мысли и чувства. Так было и со мной, когда я её прочитал впервые. И смысла здесь одного нет, смыслов много — надо читать толкования. А что касается друзей, то можно отметить следующее: Иов не просто что-то претерпел, но потерял всех детей, перенёс смерть враз, их всех, потерял всё хозяйство и сбережения, что тоже очень трудно перенести, когда человек привык к достатку, а потом заболел такой жуткой болезнью — всё это физически просто невыносимо. А люди, наблюдающие со стороны, не имеющие в том личного опыта, начинают советовать. То есть человек знает, но опыта не имеет, начинает советовать, и вот что из этих «мудрых» советов получается. Бывает, люди находятся в скорби, и здесь надо чётко понимать, что говорить. А не знаешь — лучше ничего не говори, не советуй. Тут только терпеть и молиться.

ВОПРОС: А в чём тогда самый главный смысл Книги Иова?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Вспомните, что было написано в конце этой Книги, что Иов о себе сказал в самом конце: «укорих себе сам, и истаях, и мню себе землю и пепел» (Иов. 42:6). То есть после слов Господа, он, Иов, просто прах и пепел. Он признал Божие — всемогущество, Промысл Божий — величайший! И своё — ничтожество! Вот что самое главное. Важно, конечно, отметить его терпение скорбей — но мог ли Иов поступить по другому, если он был верующим человеком; поэтому он терпел, что посылал Бог, понимал свою немощь и сознавал, что не согрешил до таких скорбей.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: И что бы ни говорили ему друзья, он понимал, что у него не было греха, за который бы его наказал Бог. А Бог многострадального Иова поставил на вид пред всеми, вознес как светильник, который ставят на свечнике, чтобы светил всем (по Мф. 5:15-16). И вот ещё одно осмысление.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Вы сами, наверное, замечали, что если читать толкования Священного Писания, то у каждого святого отца есть какое-то дополнение, каждый открыл свои сокровенные смыслы. Предположим, у преподобного Макария Великого, Египетского. Он пишет о «Блаженствах» и, например, «блажени кротции, яко тии наследят землю» (Мф. 5:5) осмысляет так, что «земля» — это наше сердце. И вот догадайся… мы читаем, слушаем на богослужении и думаем, что Господь, если мы будем кроткими, даст нам землю или некоторое место, на котором мы будем пребывать. А Великий Макарий говорит, что под землей здесь понимается наше сердце, духовное сердце человека. У преподобного Макария очень глубокие толкования, это один из величайших Отцов Церкви.

ВОПРОС: А если человек не покается, то значит нет смысла ни в каком страдании?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Конечно. Смысл страдания — в покаянии.

ВОПРОС: Батюшка, почему всё так глубоко символично в Ветхом Завете? Читала святителя Игнатия (Брянчанинова), и там были отрывки из Ветхого Завета, где говорилось, что всё, даже одежда, носила символический смысл. И меня это удивило, вроде одежда, и в ней какой-то символ сокрыт. Почему же так всё символично в Ветхом Завете?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: И в Новом Завете всё символично. А как ещё выразить, чтобы человеку было понятно.

ВОПРОС: Зачем же всё до мелочей так символично, не понимаю?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Но по-другому человек, наверное, не сможет понять Писание, особенно это проявляется на богослужении. Человек двусоставный: он состоит из материального и духовного, тела и души. Даже благодатные Дары нам подносятся под видом материального — хлеба и вина. Что такое вода в Крещении, какой символ она несёт? Очищение. Или возьмём Соборование. Раньше всегда больные места помазывали елеем (маслом), и мы используем елей в Соборовании. Дух Святый исходит на материальное вещество, а елей является символом Святого Духа.

ВОПРОС: Батюшка, я читала и про такие символы, как, например, Иосиф — это прообраз Иисуса Христа. Получается Ветхий Завет перекликается с Новым, и раз так всё символично, человеку понятно и доступно, почему тогда иудеи, фарисеи, скажем люди Ветхого Завета, не поняли Писание, не увидели эту взаимосвязь, не приняли Иисуса Христа?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: А почему сейчас не видят?! Можете об этом почитать сами. Есть «Нравственное богословие» — книга или пособие, которое изучают в духовных семинариях и академиях. Там как раз говорится о той глубокой тайне, почему человек не приближается к Богу и не познаёт Христа, там так и пишется, что это глубочайшая тайна, непостижимая. Сам Господь говорил: «Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» (Мф. 24:40-41). Это тоже нам, людям, не совсем понятно. Мы видим сейчас в наше время очень часто бывает: половина семьи верующих, половина неверующих, муж верующий, а жена неверующая, или наоборот.

ВОПРОС: Человек — образ и подобие Божие, и человеку ещё даны творческие возможности и силы творить новое. И если не ошибаюсь, то в дневнике послушника Никона Оптинского я читала, что старец Варсонофий Оптинский говорил о музыканте, который всю душу вложил в своё творчество, этим жил, и вот этот музыкант подобен человеку, который дошёл до дворца, но не вошёл внутрь, а остался за вратами. Мне всё творческое близко, и меня всегда восхищают творческие способности людей. И у меня такой вопрос, получается, высшее творчество человека — это молитва?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Конечно. И все дарования, которые нам даёт Господь, мы должны посвящать Богу и этими дарами славить Бога. Господь дал вам голос, пойте — и этим славьте Бога. Дал вам дар художника, умеете рисовать, пишите иконы — и этим славьте Бога. А если вы стремитесь к молитве, то тогда надо менять уже свою жизнь, но всё равно и в монастыре тоже используют на послушаниях дарования и способности человека: кто поёт, поёт на клиросе, плотники будут заниматься строительством для обители и так можно перечислить все профессии. И нельзя говорить людям, что кто-то бездарный, у каждого из нас есть дарование, Господь даёт человеку всю полноту дарований для его спасения. В монастыре — всё едино, во всём одна цель, а, живя в миру, вы должны суметь сами распределить свои способности. Сейчас стало много, например, православных актёров, и как всё это сочетать? Но люди как-то сочетают.

ВОПРОС: Можно вопрос, батюшка. О любви сказано в Послании к Коринфянам «любовь всему веру емлет » (1 Кор. 13:7). Что это означает? И вместе с тем мы знаем, что «всяк человек ложь » (Пс. 115:2).

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: «Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло » (Мф. 6:22). Если ты что-то сказал нам, и мы тебе верим и даже не думаем, что ты нас обманываешь, потому что имеем к тебе любовь… Человек любящий видит всех людей лучше себя, а себя — хуже всякой твари.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Любит, потому что верит. Говорят иногда о людях, что человек простой. Почему? Потому что человек искренне верит, доверяет. А если видит, что другой человек обманывает его, то его тут же прощает.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Любовь, именно евангельская любовь, — это такое глубокое чувство, высшая добродетель, это совокупность духовных дарований.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Помните из жития старца Моисея Оптинского случай, когда ему продавали яблоки, под видом антоновки другой сорт. А Старец знал об этом, но всё равно брал эти яблоки. И почему он выбирал самых худших рабочих, которых уже никто не брал? Почему так происходило? Даже в нашем понимании сейчас, кто возьмёт человека с улицы, который делать ничего не умеет, а говорит, что он плотник или столяр, он такое вам настроит! А старцы почему-то брали, потому что верили им. А мы сейчас настолько практичны, мы сразу осудим, что этот человек лукав, ему верить нельзя, давайте возьмём другого. И правда через день-два мы выгоним такого работника, и это факт. А старцы Оптинские поступали по-другому, потому что верили, молились, с Богом жили; они видели, что люди несчастны, и если их Старец не возьмёт, то кому они нужны, вот и получается любовь всему верит. И мы должны стремиться, чтобы нам все верили. А то получится, как старец Амвросий рассказывал про чудака, который всех обманывал, а когда у него самого загорелся дом, и он стал звать на помощь, ему никто не поверил и не помог.

ВОПРОС: Батюшка, как бороться с помыслами? Вернее, как отличить помыслы мнительности от голоса совести?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Если помыслы у вас такие, которые беспокоят, повторяются, то подойдите к священнику, откройте ему, потому что мы сами не сможем разобраться с греховными помыслами. И совесть говорит, и мнительность тут же присутствует, что Господь нам что-то не простил, начинаются угрызения совести, что Господь нас за что-то наказывает. Это и есть мнительность; лукавый внушает нам мнительность, смущает, а мы прислушиваемся, больше смущаемся, а враг видит и ещё смущает, и пошло, и поехало, и дошло до крайнего смущения. Что тут делать? Надо подойти к священнику и рассказать.

В монастыре хорошо, там у каждого духовники; монах идёт к своему духовнику и говорит, и так каждый день может поисповедоваться. И вы также можете прийти в храм в любой день, если вас что-то мучает, открыть священнику, хорошо если есть батюшка, который вас постоянно исповедует, тогда скажите ему. Подошли к нему и сказали, что меня беспокоит такой-то помысел, и я не знаю, что это, угрызение совести или просто искушение? Покаялись, открыли на исповеди, успокоились и больше не думайте об этом. Потому что бывает и так, что проходят годы, а помысел говорит, что грех не прощён, и приходит такое воспоминание о грехе, что мы начинаем изводиться. Тогда что надо делать? Снова открыть грех духовнику и исповедаться, так и сказать, что я исповедался, а меня грех снова смущает. Исповедуйтесь, и брань отступит. Но это всегда должно быть разумно, чтобы не доходило это до отцеживания комара, а то бывает исповедуют такое: что на меня тот-то косо посмотрел, то-то сказал и так далее. Как старец Амвросий Оптинский говорил, что рука болит, нога болит, и все ко мне идут. А Старец сам еле живой, у самого всё болит и устаёт, а народ с утра до позднего вечера тянулся к Старцу со своими нуждами, вопросами, скорбями.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: При состоянии смущения от помыслов проверочное слово «мир». Если вы потеряли душевный мир, то присутствие дьявола, искушения от лукавого, однозначно есть. А когда вы открыли греховный помысел, и он не прошёл, значит вы оставили этот помысел в себе, укоренились в своём мнении, зацепились за мнительность. Зачастую у нас так и бывает: где-то мы действительно прегрешили, но враг настолько раскрутил, преувеличил это, что мы попадаем в состояние мнительности. Как святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, в нас всё смешано и чувства, и помыслы, зло с добром. И поэтому даже сами старцы открывали помыслы друг другу.

ВОПРОС: То есть мнительность — это не просто черта характера человека, а грех?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Если приводит вас к смущению, к потере вашего духовного мира, к унынию, то, конечно, это грех. Но лучше открыть помысел — и всё. А то так может дойти до психического расстройства.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Не забывайте про Иисусову молитву, тихонько, укоряя себя, нужно молиться и молиться.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: И надо понимать, что если мы ошиблись в какой-то бытовой ситуации, но мы молились, то неужели Господь нас за это накажет? Бывает, что-то произошло по воле Божией, по попущению Божию, зато мы приобретаем опыт, молитвенный опыт, опыт Богообщения — а иначе как? Мечтать? Так поступить или этак, так или не так? Или батюшку какого-то мучить вопросами?

ВОПРОС: Неверующие и верующие люди часто страдают, переживают сложные жизненные ситуации, а как Вы относитесь к профессии психолога? Как Вы думаете, психолог избавляет людей от страданий, от депрессий? С другой стороны, люди должны как-то прийти к Богу и, наверное, через страдания… Можно ли тут сказать однозначно? И верующим людям психологи, наверное, не нужны?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Есть такие ситуации, где нужна срочная помощь человеку, например, в работе службы МЧС. Хорошо, если бы в этом ведомстве были не только психологи-профессионалы, но и священники, которые бы выезжали на объекты, где произошли бедствия, и ведь там, среди пострадавших, могут быть люди и верующие, и неверующие, и службы МЧС выезжают с помощью и в другие страны. Наверное, в таких случаях, в экстренных ситуациях, нужны психологи, чтобы профессионально помочь людям, поддержать, сказать нужные слова, утешить.

Но, а когда к психологу, предположим, приходят муж и жена, потому что у них в семье происходит что-то непонятное, не могут друг друга понять, а психолог, у которого у самого нет мира в семье, будет рассуждать, как им нужно мирно жить, то это выглядит абсурдно. И часто психологами бывают женщины, и не всегда понятно, с какой позиции она говорит, откуда она знает, из какого опыта, из какой книги, кто их написал? К некоторым книгам психологов просто нельзя прикасаться православному христианину, потому что в их основе лежит грех, ложь. То есть в экстренных ситуациях, думаю, нужна помощь психологов, и есть специальные программы, методики для такой помощи. А чтобы постараться наладить мир в семье, примирить мужа и жену, надо знать душевное устроение супругов, и здесь нужен священник.

ВОПРОС: Батюшка, но дело в том, что практики многих психологов работают! Люди действительно становятся счастливыми, радостными, не зацикливаются на проблемах, они любят весь мир, научаются думать только о хорошем, усыпляют свою совесть. Техники некоторых психологов даже основаны на религии, они не запрещают ходить в храм. Но я понимаю, что это не Православие, это не та любовь, не тот мир… Но они, батюшка, срабатывают!?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Апостол Павел говорит, что сам диавол преобразуется в ангела света, потому не удивительно, что и слуги его преобразуются в служителей правды (по 2 Кор. 11:14-15). Тут надо чувствовать подмену. Человек, находящийся в глубокой прелести, он всегда радостен, но эта радость называется у святых Отцов «мокротной радостью», «кровяной радостью», прельщённый человек принимает её за благодать. Поэтому святые Отцы говорят, что надо иметь здравое рассуждение, трезвость, надо понимать, что происходит, отталкиваться в своих действиях от Евангелия и святых Отцов. Если мы сознательно погружаемся в какую-то практику, то она, конечно, подействует на нас, её методы воздействуют на нас. Но это обман. Нам говорят, допустим, что эта психологическая практика хорошая, она делает нас счастливым и с христианством нет разногласия. А, на самом деле, когда мы трезво погружаем ум в святоотеческое чтение, выявляется прелесть, заложенная в основе и в действиях этой практики.

ВОПРОС: Батюшка, вот есть моя личность, Личность Бога, личность врага. И помыслы, которые к нам приходят, мы принимаем за свои, а на самом деле им нам внушает враг, который остаётся невидимым, как будто его не существует. А как мне понять личность врага? Как понять, что помысел от врага? Справиться с помыслами так сложно…

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Мы с отцом Арсением вам не первый раз, уже из года в год, отвечая на подобные вопросы, говорим, что не надо разбираться в помыслах. У нас есть величайшее оружие — это призывание имени Божия. А получается, вы начинаете копаться, разбираться: это помысел от врага или не от врага. Обратимся к величайшему святителю, нашему учителю монашества, Игнатию (Брянчанинову), который говорил, что как бы ни был искусен подвижник, даже если он 100 лет проживёт в монастыре, в подвиге и молитве, он не будет так искусен, как искусен лукавый, который более 7000 лет борется с человечеством. Зачем вам разбираться в том, какой помысел от Личности Бога или от лукавого? Скажите мне. Святые отцы говорят — призывайте имя Божие, не входите в собеседование с помыслами, вы всё равно проиграете: вы будете говорить один довод, вам лукавый ответит тысячу доводов.

Мы сегодня, только что, говорили об отличиях угрызения совести и мнительности: мы будем говорить «я покаялся в грехе», а лукавый говорить «а Господь тебя не простил» — и через 30 секунд мы будем в полнейшем смущении. Это факт? Факт. Так зачем же нам, если пришёл помысел, противоречить ему? Зачем думать от лукавого или не от лукавого? Молитесь: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» . И есть явные хульные, нечистые помыслы, и они не ваши, их без всякого рассмотрения нужно отвергать. Мы, независимо монахи или мирские, должны стараться всегда творить Иисусову молитву, когда дышим, смотрим, идём, едем...

ВОПРОС: Батюшка, Вы говорили, что волнующий помысел нужно рассказать священнику, а можно ли рассказать просто обычному человеку, который оказался рядом?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Нет. Здесь нужно быть крайне внимательным. Никто из наших окружающих не понесёт, когда вы расскажете ему свои помыслы, сомнения.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Не смущайтесь, тем что у вас возникают какие-то непонимания, недоумения. Это жизнь, борьба, вы же трудитесь ради Бога; и даже если падаете, снова вставайте, и так при всех падениях вставайте, вставайте всегда пока дышите! В этом ничего такого нет. Мы люди. Что у нас не может быть мнительности? Так, потихонечку мы познаём себя, свою немощь.

ВОПРОС: Полезно ли нам, христианам, читать стихотворения, художественные книги? Ведь, получается, в творчестве писателей отражается грех, а в самих художественных образах проявляются грехи как самого автора, так и вымышленные? Хотя бы для общего развития читать можно?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Монахам не нужно. Но вам я не могу запретить читать художественные книги или посетить выставку в Русском музее. Если кто-то сможет читать только духовные книги и не читать светские, то слава Богу. Это вопрос спорный — про красоту, эстетику, творчество... Красота человеческой души открывается только в общении со Христом. Так говорят святые Отцы, об этом, в частности, писал преподобный Макарий Великий, что человек пребывает во мраке греховном, но как только его Господь просвещает, человек видит красоту своей души. Представляйте, как красиво сказано, вот поэзия. Господь создал человека и его душу для общения с Собой. А когда очищается душа от греха, насколько она прекрасна перед Богом.

Игумен Арсений, игумен Ефрем