Икона живоносный источник где находится. Икона Божией Матери «Живоносный Источник

Икона Богородицы Живоносный Источник – чудотворный образ, почитаемый всеми христианами. С него создано множество списков (изводов). Молитва о помощи перед образом Царицы Небесной даровала многим верующим исцеление от физических болезней, душевных страданий, наполняющих душу болью.

Православная традиция нарекает Богоматерь многими «говорящими» именами, точно характеризующими ее суть, призвание, качества, которые Она являет своей милостью. Живоносный Источник – одно из таких. Ведь именно Дева Мария стала Источником Жизни для Сына Божьего, с нее началась великая история пути спасения для всех православных. Поэтому ее светлым ликам неустанно молятся христиане, ища поддержки, помощи и защиты.

Особым днем почитания иконы Богородицы «Живоносный Источник» является пятница Светлой Седьмицы (Пасхальной недели). Во всех церквях Русской Православной Церкви совершается освящение воды, а также звучат песнопения иконе Богоматери.

Чудесное исцеление водой из источника

С появлением образа Богородицы и светлого праздника неразрывно связано чудесное событие, произошедшее 4 апреля 450 года от рождества Христова, с тогда будущим императором Византии Львом Маркеллом. Недалеко от Золотых ворот Константинополя в зеленой роще бил удивительный источник. Люди рассказывали много историй о его чудесах. Прогуливаясь неподалеку, воин Лев случайно повстречал уставшего слепого старца, сбившегося с пути. Молодой человек помог путнику найти нужную дорогу, усадил под деревом, чтобы отдохнуть. Сам же отправился на поиски воды, чтобы напоить слепого.

Внезапно воин услышал бесплотный женский голос, говорящий ему, что не стоит отправляться далеко, вода есть здесь, совсем рядом. Лев был очень удивлен, но ручей так и не нашел. Устав от безрезультатных поисков, воин вновь услышал напутственную речь: он должен найти источник, почерпнуть воды, напоить жаждущего. Затем следует набрать тины, положить слепцу на глаза. После Лев сможет узнать, кем является та, кто освящает животворящий источник. Она же поможет Льву Маркеллу возвести на этом благодатном месте храм, чтобы люди, приходящие с верой и мольбами, получали помощь, исцеление от болезней.

Воин Лев Маркелл исполнил все точно так, как сказал дивный голос. Случилось чудо – слепой прозрел. Превознося хвалы Богородице, исцеленный старик отправился к Константинополю. Через семь лет, когда Лев I взошел на императорский престол, сменив Маркиана, он продолжил исполнение слов Божьей Матери. Сначала источник очистили, обнесли каменным кругом, а затем над ним построили храм. В знак того что родник стал еще одним воплощением благодати Непорочной Девы, его назвали Живоносным Источником Богородицы.

При последующих правителях Юстиниане Великом, Василии Македонянине, Льве Мудром обитель несколько раз перестраивалась и украшалась. После падения Царьграда (29 мая 1453 года) храм разрушили мусульмане. Новый православный храм над Живоносным Источником появился только благодаря Патриарху Константию I (в 1834-1835 годах). Вокруг него построили женский монастырь.

Изображение Живоносного Источника: этапы формирования

При написании первой иконы Богоматери «Живоносный Источник» за основу взяли древнегреческое изображение Пречистой Девы, основанное на канонах рисунка во Влахернском храме. Богородицу изображали как мраморную статую, из рук которой течет агиасма (святая вода). Первые списки иконы не содержат изображения самого источника. Позже композиция рисунка дополняется чашей, затем водоемом или фонтаном. На русских памятках сохранились изображения колодца, символизирующего источник.

  • В Крыму было обнаружено одно из самых древних (конец XIII – начало XIV века) изображений Богоматери. Образ Заступницы с молитвенно поднятыми руками (типа Оранты) находится на глиняном блюде.
  • Икону, написанную приблизительно около средины XIV века, описывает Никифор Каллист, церковный историк. Он повествует об образе Божьей Матери, находящейся посреди чаши-купели, которая установлена над источником. На груди (или лоне) Богоматери находится Младенец Иисус. Такой тип иконы именуют Кириотиссой.
  • Уже в первой половине XV века мастер Андроник Византиец создал на стене афонского монастыря святого Павла фреску на эту тему. Дева Мария с Младенцем Христом написаны над чашей. Изображение имеет подписи на греческом языке «Живоносный Источник».
  • XVI век. Традиция именем Божией Матери освящать источники, находящиеся на территории монастырей, приходит из Греции в Россию. Для купален и часовен, воздвигаемых над ними, писали многочисленные образы Богородицы.
  • В XVII веке данный тип иконы стал очень популярным и получил широкое распространение. Образы, которые создавали на территории России, усложнились композиционно. Надо заметить, что эти изменения иконографии негативно повлияли на силу символического значения. Изображения все чаще стали дополнять колодцами с бьющей из них водой. Богородица окружается святителями: Иоанном Златоустом, Василием Великим, Григорием Богословом, пр. Передний план композиции может дополняться людьми, обращающимися за исцелением.

Списки иконы Богородицы «Живоносный Источник» в России

Самым известным списком с иконы «Живоносный Источник» является чудотворный образ, находящийся в Саровской пустыни. В XVIII веке его принес в обитель основатель церкви иеромонах Иоанн. Святыня является глубоко почитаемой монахами и прихожанами. Ее высоко ценил Серафим Саровский. В середине XIX века Саровская обитель пополнилась еще одним списком «Живоносного Источника» (его принес иеросхимонах Иоанникий из Константинополя). Икона показывает Явление Богоматери на Живоносном источнике.

Сегодня действуют около сотни храмов и часовен, названных именем Богородицы, в которых есть изводы иконы. Среди них:

  • Храм образа Божией Матери (Космодамианской) в Меткино, Московской области. В XVII веке деревянная церковь Дамиана и Космы была сожжена (1701 г.), но многие иконы спасли. Их перенесли в небольшую часовню. На месте старого в 1848 г. построили новый божий храм, посвященный чудотворному образу Богоматери. В 1840 году вдова солдата (Авдотья Евдокимова) передала в село Меткино чудотворный образ. С того времени поклониться лику Богородицы приходят и приезжают люди с окрестных городов и деревень.
  • В московском Царицино также есть храм, построенный в XVIII веке, посвященный иконе Божией Матери «Живоносный Источник».
  • Собор с чудотворным изображением Пречистой Девы (Скорбященская церковь), находящийся в Твери.
  • Задонский Рождество-Богородицкий (мужской) монастырь (построен 1610 году). Есть часовня-купальня, посвященная иконе Божией Матери «Живоносный Источник».
  • Также увидеть чудотворный образ можно в храме Богоматери в Арзамасе.

Чудесные исцеления по молитвам иконе

Письменные свидетельства об исцелениях Богоматерью тех, кто обращался к иконе «Живоносный Источник», пил целебную воду, оставил Никифор Каллист Ксанфопул – монах Софийского монастыря (Константинополь), живший в XIV веке. В своей Синаксаре он описал случаи чудес от воды из источника. Так был воскрешен мертвый из Фессалии, завещавший принести его к святому месту и омыть целебной водой. Исцелился от мочекаменной болезни Лев Мудрый. После посещения помогающего источника у патриарха Иерусалимского Иоанна исчезли проблемы со слухом.

С чем обращаться к образу Богородицы «Живоносный Источник»

Чудесные исцеления от списков образа Пресвятой Заступницы «Живоносный Источник» и святой воды продолжаются по сей день. Они описываются в церковных книгах храмов и монастырей, укрепляя веру православных в силу и помощь Богородицы. Обращаясь к этим записям, можно выделить основные темы, в чем помогает молитва к данному богородичному образу.

Святыне следует молиться людям, которых мучают тяжкие телесные недуги. Многие женщины смогли понести и родить на свет здорового ребенка, молясь чудодейственному образу. Склонить голову перед иконой нужно тем, кого терзают душевные муки совести, неразделенные чувства, гнетущие мысли. Образ поможет справиться с вредными пристрастиями. Обращаться за помощью можно родным, близким страдальца. Но лучше всего, чтобы человек сам хотел решить свои проблемы, истинно верил во всемогущество Божией Матери. Ведь как мы молимся, такую и помощь по своим молитвам получаем.

икона Богородицы «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК»

В пятницу Светлой седмицы

__________________________________________

Описание иконы БогоМатери «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК»:

В V веке близ Константинополя находилась роща, посвящённая, по преданию, Пресвятой Богородице. В этой роще был источник, с давних пор прославленный чудесами, но постепенно заросший кустарником и тиной. В 450 году воин Лев Маркелл, будущий император, встретив в этом месте заблудившегося слепца, помог ему выбраться на тропинку и устроиться в тени. В поисках воды для выбившегося из сил путника он услышал голос Богородицы, повелевающей найти заросший источник и помазать тиной глаза слепому. Когда Лев исполнил повеление, слепой немедленно прозрел. Божия Матерь предрекла также Льву, что он станет императором, и через семь лет предсказание это исполнилось.

Став императором, Лев Маркелл вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери и распорядился очистить источник, обнести его каменным кругом и на нём воздвигнуть храм в честь Богородицы. Святой ключ императором был назван «Живоносным источником», так как в нём проявилась чудодейственная благодать Божией Матери. Так же была названа и икона Богородицы, написанная для новой церкви.

В VI веке император Юстиниан Великий, после того, как, испив воду из источника, излечился от тяжкой болезни, выстроил около храма, устроенного императором Львом, новый храм, при котором был создан многолюдный монастырь. В XV столетии после падения Византийской империи храм «Живоносный источник» был разрушен мусульманами. Выстроенная впоследствии небольшая церковь была в 1821 году также разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь разобрали развалины, расчистили источник и по-прежнему черпали из него живоносную воду. После получения православными некоего послабления в совершении богослужений над Живоносным источником был вновь выстроен храм, при котором устроили больницу и богадельню.

Икону Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» глубоко чтили на Руси. В Саровской пустыни в честь этой иконы был воздвигнут храм. Те больные богомольцы, которых преподобный Серафим Саровский посылал молиться перед чудотворной иконой Божией Матери, получали от неё исцеление.

В пятницу Светлой седмицы после Литургии в православных храмах обычно совершается водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Живоносный источник». Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая.

_____________________________________________

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» молятся о сохранении праведной жизни, об исцелении телесных и душевных недугов, страстей, о помощи в скорби.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконою, именуемой «Живоносный источник»

О, Пресвятая Дево, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, Живоносный Источник Твой, целебные дары на здравие душ и телес наших и на спасение миру точащи, подала еси нам, темже благодарни суще усердно молим Тя, Царице Пресвятая, моли Сына Твоего и Бога нашего дати нам оставление прегрешений и всякой душе скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбей и болезней освобождение. Подаждь, Госпоже, храму сему и сим людем покровение (и святей обители сей соблюдение), граду сохранение, стране нашей от напастей избавление и ограждение, да мирное зде поживем житие, и в будущем веце сподобимся видети Тебе Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего. Ему же слава и держава со Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

_______________________________________________

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Живоносный Источник»

Тропарь, глас 4

Днесь притецем вернии к Божественному и цельбоносному образу Пресвятая Богородицы, излиявшия капли своих излияний, и людем верным чудесе показавшия, яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и любезно вопием: исцели наши недуги и страсти, якоже и каркинския и тмочисленныя страсти исцелила еси; темже молим Тя Дево Пречистая, моли воплощеннаго из Тебе Христа Бога нашего спастися душа нашим.

Тропарь, глас 4

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет - Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности* , греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

* Черность - свойство черного, означающее греховность.

Кондак, глас 8

От неистощимыя Ты, Источниче Богоблагодатный, подаеши ми, точащи, воды Твоея благодати, приснотекущий паче слова, яко бо Слово рождшая паче смысла, молютися, ороси мя благодатию, да зову Ти: радуйся, Водо спасительная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ "ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК"

Кондак 1
Избранной от всех родов Владычице Богородице, благодатную помощь нам являющей, похвальная восписуем Ти раби Твои Богородице. Ты же, яко Преблагая Мати Божия, излей на нас великия и богатыя милости Твоя, недуги наша исцели и скорби утоли, да благодарственное зовем Тебе: Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Икос 1
Архангел и Ангел множество недоумевают, Тебе разумно от Бога Слова, на водах землю утвердившаго, хвалити по достоянию. Мы же, Честнейшая Херувим, и Славнейшая без сравнения Серафим, во умилении о Твоих благодеяниях, на нас бывших, дерзаем звати Тебе: Радуйся, Владычице, Богом Отцем избранная; Радуйся, Духом Святым осиянная. Радуйся, рождеством Сына Божия, превознесенная; Радуйся, в женах благословенная. Радуйся, Богородицей Величаемая; Радуйся, от всех родов ублажаемая. Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 2
Видящи, Премилосердная Мати, слепца от жажды страждущего, Источник воды живыя напоения и исцеления ради воеводы, в пустыне блуждающему, показала еси: он же благодарственно возопи Тебе: Аллилуиа.

Икос 2
Разумев Божественный Твой глас, воевода, источник воды указующий, и позна его яко Купель Силоамскую, не токмо жаждущего напояет, но и от слепоты того свобождает, мы же милости Твоя ищущи, взываем Тебе сице: Радуйся, Владычице, купель спасения живописующая; Радуйся, слепоту душевную и телесную исцеляющая. Радуйся, разслабленных утверждение; Радуйся, хромых хождение. Радуйся, Мати Света, слепым очи отверзающая; Радуйся, светом истины во тьме седящих озаряющая. Радуйся, Владычице, Живонос-ный Источник верным изливающая.

Кондак 3
Сила Вышняго осеняет всех, с верою и благоговением притекающих к Живоносному Источнику Твоему, Пречистая Госпоже Владычице. Силою Вышняго осени нас, Богомати, смиренно к Тебе припадающих и молебно вопиющих: Аллилуиа.

Икос 3
Имущи богатство милосердия неизреченное, всем болящим Владычице, руку помощи Твоея, недуги врачующая, страсти исцеляющая, в Живоносном Источнике Твоем обретаем: сего ради вопием Тебе сице: Радуйся, Источниче непрестающия радости; Радуйся, Чаше неизреченныя благости. Радуйся, сокровище благодати не оскудеваемое; Радуйся, милости у Тебе просящим всегда подающая. Радуйся, недугов различных исцеление. Радуйся, печалей наших утоление; Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 4
Бурею недоумения слепец смущашеся, воды ища жажду утолити. И се, якоже древле, силою Божию из камене вода источися: тако и ныне в пустыне безводней источник явися, тамо Моисей, источитель воды: зде же Ты Сама, о Богомати, служительница чудесе, темже молимся: жаждущия души наша благочестия напой водами, да зовем Тебе: Аллилуиа.

Икос 4
Слыша воевода дивный глас Твой, Мати милосердия, источник воды указующий, о еже жаждущего напоити и слепоту исцелити указующую, и событие словес зряще, возопи сице: Радуйся, Владычице, страдальцев утешающая; Радуйся, болящих восстановляющая. Радуйся, немым словеса дарующая; Радуйся, всех немощных врачующая. Радуйся, бедствующих поможение; Радуйся, унывающих утешение. Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 5
Божественную воду от Живоносного Источника Твоего, токи благодати изливающего, почерпающе во исцеление недугов душевных и телесных, Дево Богородительнице, благодарственно вопием Ти: Аллилуиа.

Икос 5
Видеша людие слепца, водою Живоноснаго Источника Твоего прозревшаго, Богомати, потщашася песньми яко дарами послужити Тебе сице: Радуйся, Владычице, милосердия двери верным отверзающая; Радуйся, надеющихся на Тебе не посрамляющая. Радуйся, бедствующих утешающая; Радуйся, от напастей освобождающая. Радуйся, изнемогающих укрепляющая; Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 6
Проповедание чуда Твоего, Мати Божия, бысть воевода, яко дивна слепец водою от Живоносного Источника Твоего прозре, сице и нам темные зеницы душевныя просвети, да благодарственно проповедуем милости Твоя зовуще: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия нам Живоносный Источник Твой, Премилосердная Мати, многоразличную благодать Сына Твоего и Бога Нашего, Христа Жизнодавца источающе. Сего ради приносим Ти пения сицевая: Радуйся, Владычице, усердная наша Заступнице; Радуйся, храмов Божиих Хранительнице. Радуйся, святых обителей преславная Игумения; Радуйся, в иночестве подвизающихся вразумление. Радуйся, монашествующих в послушании укрепление; Радуйся, всех хистиан покров и защищение. Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 7
Хотяща благочестивый Лев воевода, царем Тобою, Владычице, нареченный, благодарственная принести Тебе, храм на месте явления Твоего чудесе устрои, Живоносный Источник наименовав оный, да вси помощи Твоя имущи зде обретают, вопиюще Тебе: Аллилуиа.

Икос 7
Новая купель Силоамская, паче оныя древния, явися, Пречистая Владычице, храм Твой, в Немже поклоняемся иконе Живоносного Источника, ибо ни единою в лето и токмо первее входящим здравие тела подаеши, но выну всякий недуг душевный и телесный, врачуеши. Сего ради вопием Тебе: Радуйся, купель, в нейже скорби наша погружаются; Радуйся, чаша веселия, в нейже печали наша растворяются. Радуйся, каменю, жаждущия жизни напояеши; Радуйся, древо, горькия воды моря житейскаго услаждающее. Радуйся, животворныя воды источник не истощающийся; Радуйся, бане, греховную нашу скверну, совесть омывающая. Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 8
Странное и преславное чудо явися храм Живоноснаго Источника Твоего, Богородице, в немже жажда духовная и телесная утоляется, и болезньми одержимии исцеляются. Мы же благодать таковую прославляюще вопием Ти: Аллилуиа.

Икос 8
Всем вся, с верою приходящим на Живоносный Источник Твой, подаеши, Премилостивая Госпоже Богородице. О сих всех благодарственно вопием Тебе сице: Радуйся, Владычице, Бесплотнаго воплотившая; Радуйся, страждущих матерей утешение. Радуйся, чад безматерних охранение; Радуйся, юных Наставнице. Радуйся, младенцев воспитание: Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 9
Всякое естество Ангельское и человеческое дивится милосердию Твоему, Пресвятая Дево, яко всегда и всем являешися Помощница и Заступница, поющим Тебе: Аллилуиа.

Икос 9
Ветии многовещаннии не могут воспети достойно Живоносный Источник неистощимыя благодати Твоея, ниже изъяснити силу чудес Твоих во исцеление недужных и на всякую пользу душевную и телесную человеком являемую, мы же похвальная восписуем Тебе сице: Радуйся, Храме Бога Живаго; Радуйся, Жилище Духа Святаго. Радуйся, Ангелов Славо; Радуйся, вселенныя Державо. Радуйся, мира спасение; Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 10
Спасти хотя вся страждущия, источник жизни явила еси мирови, Пресвятая Богородице, в водах благодати, да вси в скорбех и печалех исцеление и утешение приемля, благодарно зовем Тебе: Аллилуиа.

Икос 10
Стена и покров в бедах и нуждах помощи Твоея просящим сущи, Владычице мира, Живоносный Источник всем явила еси, да будет от всяких болезней ограждение, в напастех и печалех утешение, вопиющим Ти таковая: Радуйся, Владычице, гордых и строптивых человек усмирение; Радуйся, лукавых и злых намерения пресечение. Радуйся, обидимых заступление; Радуйся, обидящих вразумление. Радуйся, повинных наказание; Радуйся, невинных оправдание. Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 11
Пение всеумиленное пред Живоносным Источником Твоим паки и паки приносим Тебе, Богородице, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, приими молитвы раб Твоих и избави нас от всякия скорби и болезни, нужды и печали, да вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светозарною свещею сияет в мире лучами благодати Божественный Источник Твой, Пресвятая Богородице, чудесы явленными умы и сердца просвещающая и наставляющая звати Тебе: Радуйся, Владычице, разумов просвещение; Радуйся, сердец наших очищение. Радуйся, духа обновление; Радуйся, душ освящение. Радуйся, здравия укрепление; Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 12
Благодати Твоея Живоносный Источник имеюще, Пресвятая Дево, к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и предстательству, призри благосердием, Пресвятая Богородице, на лютое наше озлобление и исцели душ и телес наших скорби и болезни, да зовем Тебе: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Твоя чудеса, хвалим и славим Живоносный Источник Твой, Пресвятая Дево, от негоже черпающе токи многоразличныя благодати, величаем Тя похвалы сицевыми: Радуйся, Отроковице Богоизбранная; Радуйся, Невесто Боговенчанная. Радуйся, в женах благословенная; Радуйся, паче горних превознесенная. Радуйся, престолу Господню выну предстоящая; Радуйся, Заступнице наша, за мир всегда молящая. Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 13
О, Всепетая Мати, Живоносный Источник Твой миру давшая, от негоже изливаеши нам великия и богатыя милости, приими благодарственное сие моление наше, даруй нам источник живота нынешнего и грядущаго: да выну зовем Тебе: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, а затем читается икос 1 и кондак 1)

____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня

Первый деревянный храм Иконы Божией Матери «Живоносный источник» выстроил в своем имении в конце XVII века князь В.В. Голицын. Через полвека имение перешло к князю Д.К. Кантемиру, который повелел заменить старую церковь на новую, каменную, в стиле петровского барокко. Еще через полвека его сын, князь М.Д. Кантемир, снова обновил здание храма, пристроив к нему северный придел и посвятив его в память об отце великомученику Дмитрию Солунскому. Чуть позже появился южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Интерес князя к этому храму связан с почитанием иконы Божией Матери «Живоносный источник», которая известна помощью в обретении ребенка. На появление потомства и надеялся бездетный князь М.Д. Кантемир. Кроме того, храм стал усыпальницей рода. В 1775 году, после приобретения Екатериной II имения Кантемиров, это место было названо селом Царицыно. В 1930-х годах царицынская церковь, как и многие московские храмы, была закрыта и в последующие годы использовалась в хозяйственных целях. В результате здание церкви и ее настенная роспись сильно пострадали. В 1990 году храм вернули верующим, и после его реставрации с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, самолично освятившего возрожденный храм в 1998 году, в нем возобновились богослужения. В настоящее время в храме хранятся частицы мощей многих святых.
Адрес: Москва, ул. Дольская, д. 2. Тел.: 8 (495) 325-34-56.

Московская область. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» (Космодамианская) в Меткино



В летописях сказано, что в XVII веке в селе Меткино, неподалеку от Москвы, стояла деревянная церковь Космы и Дамиана. В 1701 году она сгорела, но многие иконы удалось спасти, их разместили в небольшой построенной рядом часовне. В 1848 году вместо нее была выстроена нынешняя каменная церковь, посвященная иконе Божией Матери «Живоносный источник». Появление нового храма было не случайно. В 1829 году в Меткине произошло необыкновенное событие – явление образа Богоматери «Живоносный источник». А в 1840 году солдатская вдова Авдотья Евдокимова, жившая в Москве, передала на свою родину, в село Меткино, образ Пресвятой Богородицы «Живоносный источник», подаренный ей купчихой Анной Кирияновой. С этого времени для поклонения образу Богоматери начал стекаться народ со всех окрестностей. Уже через два месяца настоятель храма, отец Владимир, писал митрополиту Московскому и Коломенскому, преосвященному Филарету о том, что «приходящих для поклонения образу все больше и больше» и причина тому – чудные исцеления, происходящие от иконы. Следующий настоятель храма, отец Иоанн, в 1846 году обратился к митрополиту с просьбой разрешить строительство новой каменной церкви Во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» на пожертвования многочисленных богомольцев. Через полгода состоялась закладка церкви. В ее архитектуре гармонично соединились черты позднего классицизма и псевдорусского стиля.

С иконой Божией Матери «Живоносный источник», которая пользовалась огромным почитанием у верующих, каждый год проводились крестные ходы к окрестным селам. В советское время храм закрыли. Некоторые иконы удалось спасти благодаря прихожанам, прятавшим их в своих домах под угрозой смерти. Но чудотворный образ Божией Матери «Живоносный источник» бесследно исчез. Здание церкви подверглось многим разрушениям. Лишь в 1990-х годах в полном запустении она была возвращена верующим, и началась интенсивная работа по восстановлению храма. Причем участвующие в реставрации люди рассказывали, что слышали в полуразрушенных стенах храма ангельское пение. Словно сама Богородица покровительствовала его возрождению. Храм освящен был в 2003 году, причем главный престол был посвящен, как в старину, святым Косме и Дамиану, а два его придела – иконам Божией Матери «Живоносный источник» и святого архангела Михаила. С этим и связано двойное название церкви.
Адрес: Московская обл., Домодедовский р-н, г. Домодедово, микрорайон Белые Столбы, ул. Меткино, д. 12.

Тверь. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» (Скорбященская церковь)


Церковь Божией Маери Живоносный источник.
Тверь. XVIII в.
До 1750 года на Скорбященском холме был дом для убогих и бесприютных людей. Потом было решено поставить здесь храм Во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и при нем открыть богадельню. В 1763 году во время большого тверского пожара церковь сгорела. Через 30 лет вместо нее выстроили новый каменный храм с приделом Всех Святых и колокольней. Немного позже к нему были пристроены еще два придела: в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и Божией Матери «Живоносный источник», который стал главным. Храм отличается особенной, непривычной для Твери архитектурой. В городе это единственный храм с ротондой в стиле классицизма и семигранным алтарем в стиле барокко. В советское время храм был закрыт, сломана паперть, и здание использовалось под книжный склад. Возвращена верующим церковь в 1994 году. Сейчас этот действующий храм, поддерживаемый в хорошем состоянии, считается украшением города.
Адрес: г. Тверь, ул. Володарского, д. 4.

Арзамас. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник»


Церковь Божией Матери Живоносный источник. Арзамас. XVIII в.
Эта красивая церковь со сложной декоративной лепкой и богатой историей была построена в 1794 году. Главный престол ее был освящен в честь иконы «Живоносный источник», два малых – в честь архистратига Михаила и иконы Богоматери «Утоли Моя Печали». Храм имеет очень интересную конструкцию постройки – в виде корабля. Резной иконостас выполнен известными арзамасскими мастерами Митрящевыми. Церковь была закрыта в 1935 году, иконы были утеряны безвозвратно. Однако в 1944 году она была возвращена верующим, и с тех пор это действующий храм. Из множества старинных арзамасских церквей, которыми так славился город в начале прошлого века, сохранили свой первоначальный облик лишь два храма, стоящие на главной площади города. Это Воскресенский собор и церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник». В ней находится древний и редкий молитвенный образ – икона «Собор Пресвятой Богородицы», который почитается как главная святыня храма.
Адрес: Нижегородская обл., г. Арзамас, пл. Соборная.

Задонск. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Задонском Рождество-Богородицком монастыре

Задонский монастырь основали в начале XVII века два благочестивых старца-схимонаха Кирилл и Герасим. Первый монастырский храм был посвящен Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. В 1692 году монастырь, в то время уже имеющий немалый масштаб и известность, сгорел дотла. Не тронул пожар лишь чудотворную икону, с которой монахи начали строительство обители. После этого чуда усилиями многочисленных паломников монастырь был восстановлен. Источник у Задонского мужского монастыря, согласно летописи, стал известен с начала XVIII века. В 1730 году возле него построили часовню в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», а в 1870 году возвели храм. После революции 1917 года источник был засыпан, храм закрыт, а в его стенах размещались различные советские учреждения: от больницы до пищекомбината. Восстановление монастыря началось в 1988 году с ремонта главного Владимирского собора. Через три года в нем поселились первые иноки. В 1991 году в обитель торжественно были перенесены святые мощи святителя Тихона Задонского, ранее являющиеся почитаемой святыней монастыря. В 1994 году был восстановлен монастырский источник и по сохранившейся литографии воссоздан храм Иконы Божией Матери «Живоносный источник». При источнике в настоящее время построена купальня для желающих окунуться в целебные воды. В главном Владимирском соборе монастыря находится много местночтимых икон, святынь, доставленных из Иерусалима, и частиц мощей святых Божиих угодников.
Адрес: Липецкая обл., г. Задонск, ул. Коммуны, д. 14.

Сортавала. Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и Троицы Живоначальной в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на высоком холме острова Валаам, на Ладожском озере, был основан в X веке преподобными Сергием и Германом Валаамскими. На рубеже XV–XVI вв. монастырь называли «великою лаврою», он славился высокой духовной жизнью. Немало известных христианских подвижников в разные века подвизались в стенах этого монастыря: преподобный Арсений Коневский, преподобный Александр Свирский, преподобный Савватий Соловецкий, преподобный Евфросин Синозерский и другие. Валаамская обитель не раз подвергалась нападениям шведов. После полного разорения в 1611 году монастырь больше ста лет пребывал в забвении, и на его территории обосновались финны. Нетронутыми оставались только святые мощи преподобных Сергия и Германа, скрытые монахами глубоко под землей. В XVIII веке по указанию Петра I началось возрождение Валаамской обители. В 1782 году настоятелем монастыря был назначен знаменитый старец-подвижник Назарий из Саровской пустыни, и с его приходом начался новый созидательный этап в истории обители. Он ввел в Валаамском монастыре общежительный устав Саровской пустыни. При нем был воздвигнут пятиглавый каменный Преображенский собор с высокой колокольней и келейные корпуса с Успенской и Никольской церквами.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» была построена в 1814 году при преемнике отца Назария – игумене Иннокентии. Стиль постройки – византийский. Обитель неоднократно посещали императорские особы и высоко отзывались о ней. Император Александр I причислил Валаамский монастырь к разряду первоклассных. После революции 1917 года Финляндия стала независимой, и Валаам оказался на ее территории, что позволило сохранить на время обитель от разорения. В начале 1940 года монастырь подвергся сильным бомбардировкам советской авиации. Братия была вынуждена эвакуироваться в Финляндию. Монастырский колокол печально прозвучал в последний раз, возвещая смерть обители. После передачи Валаамского архипелага советским войскам монастырь постигла трагическая участь медленного разрушения. Лишь в 1989 году власти Карелии разрешили передать Ленинградской епархии часть бывшего монастыря, и первые иноки прибыли на Валаам для возрождения монашеской жизни. С 1990 года монастырь перешел в ведение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В следующем году обитель обрела духовное сокровище – нетленные мощи валаамского подвижника, иеросхимонаха Антипы, от которых и по сей день происходят чудеса исцеления. Постепенно возвращаются в монастырь прежние реликвии, например, древний крест-мощевик с частицей мощей великомученика Пантелеймона-целителя. Одной из главных святынь обители является Валаамский образ Божией Матери, по молитвам перед которым совершаются исцеления. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Валаам, на котором вы видите гранитные уступы и высокие горы, сделается для вас той духовной высотой, с которой удобен переход в обитель рая». И сейчас на Валаам приезжают тысячи богомольцев с желанием прикоснуться к живоносному источнику веры.
Адрес: Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам, г. Сортавала.

Икону «Живоносный источник» можно повстречать в ряде православных храмов. В чём же заключается её помощь человеку? С какими мольбами следует обращаться к данной иконе? Про всё про это я хочу рассказать вам в статье ниже.

История появления святого образа уходит к пятому столетию, тогда рядом с Константинополем располагалась роща, которую, согласно преданию, посвятили святой Деве Марии. В этой роще протекал источник, известный за счёт своих чудес, но с течением времени он скрывался за зарослями кустарника и тины и постепенно совсем исчез.

В 450-м году воину по имени Лев Маркелл (который впоследствии стал императором) довелось повстречать в данной роще заблудившегося слепого, воин помог ему отыскать тропу и посадил в тенёчке. А сам отправился за водой, чтобы утолить жажду обессиленного путника. Неожиданно Лев услыхал, что его зовёт сама Богородица, давшая ему задание обнаружить заброшенный источник и нанести тину из него на глаза слепца.

Маркелл сделал всё, что ему велели и случилось чудо – слепой снова начал видеть. Ещё Богородица сказала Льву, что он сядет за императорский трон, это также стало правдой по прошествии семи лет. Когда же обещанное свершилось, Лев Маркелл вспомнил про Божью Матерь и дал распоряжение облагородить источник, установить вокруг него круг из камней и на нём построить церковь в честь Девы Марии.

Священному ключу императора дали название «Живоносного источника», ведь он стал проявлять чудодейственную благодать Богородицы. Также назвали и новую икону, написанную специально для данного храма.

В 6-м столетии императору Юстиниану Великому также пришлось испить воды из целебного источника, которая излечила его от тяжёлого заболевания. На радостях он приказал построить ещё один храм рядом с тем, что воздвиг Лев, а при нём организовали монастырь.

В 15-м веке, когда разрушилась Византийская империя, аналогичная участь постигла и храм – его уничтожили мусульмане. Затем на его месте отстроили маленькую церквушку, которую тоже снесли в 1821-м году, а сам источник засыпали. Но православные убрали развалины, почистили источник и вновь начали пользоваться его исцеляющей водицей. Впоследствии на этом месте построили новую церковь, при которой была организована больница с богадельней.

Образ Божьей Матери «Живоносный источник» очень почиталась у древних русичей. К примеру, в Саровской пустыне в честь этого образа построили церковь. Все поражённые болезнями православные отправлялись по совету преподобного Серафима Саровского возносить молитвы у чудодейственного образа и их хвори чудесным образом проходили.

До настоящего момента икона «Живоносного источника» не утратила своей популярности. В частности в пятницу на Светлой седмице, когда в христианских храмах завершается Литургия, принято выполнение водосвятоного молебена у данного образа. А вода, освящённая на Литургии, применяется верующими для окропления своих садов и огородов.

Что изображается на данном образе

Святыня демонстрирует нам восседающую в купели Матерь Божью, держащую младенца-Иисуса на руках. Первоначально источник не наносили на священный предмет, но впоследствии композиция была дополнена и Фиалой (чашей). А ещё чуть позже икона изображается уже с водоёмом и фонтаном.

Характеристика иконы, в чём она может помочь?

Многие люди интересуются характеристикой иконы «Живоносный источник» и тем, в чём она спрсобна помочь. Нужно заметить, что лик Божьей Матери обладает намного более глубинной характеристикой и значением, чем одни исцеляющие свойства святой водицы.

Он олицетворяет собой саму Святую, которая в своём лоне выносила Спасителя всего человечества и подарила жизнь вечную всем, кто верует в него и в его Отца и хранит веру обоим в своей душе.

Вы можете встретить утверждение, что Бог выступает всей нашей Жизнью, а источник – представляет женское начало, олицетворяет образ Богоматери. Именно по этой причине российская иконописная традиция дарует данному лику наименование «Источной». А значит, это олицетворение начала, из которого истекает сама жизнь (праздничный кондак обозначает его как Водоспасительницу или Источнину Богоблагодатную).

Образ способствует исцелению духа и тела всех людей, живущих на земле подобно настоящей заботливой матери, которая находится на страже всего рода человеческого. Дальше рассмотрим, в каких конкретно проблемах эта икона окажет вам свою помощь.

Когда следует возносить молитвы «Живоносному источнику»?

У Священного образа, получившего своё название в честь исцеляющих вод, традиционно просят помощь при наличии таких проблем:

  • когда хотят устранить вредные привычки, искоренить пагубные страсти;
  • чтобы исцелить физические и душевные патологии;
  • ещё святая Матерь Божья окажет свою помощь всем праведникам, свято верующим в Спасителя;
  • смогут получить у неё помощи и все те, чья душа переполнена скорбью, кто страдает от нехватки жизненной энергии;
  • благодаря искренней чистосердечной молитве перед иконой становится возможным избавление от даже самых тяжких недугов.


Чудеса, совершённые данной божественной святыней

Один фессалиец с детских лет мечтал, что когда вырастет – увидит своими глазами место, из которого истекает святая водица. И наконец-то наступил момент, когда он и прочие православные смогли начать своё длительное паломническое путешествие.

Но в пути юноша заразился и когда понял, что скоро умрёт, то попросил других путешествующих с ним, чтобы его после смерти не хоронили, а всё-же донесли до пункта его назначения и вылили на него 3 кувшина с целебной водицей, а лишь потом предали его тело земле.

Его просьба была выполнена, но когда на тело праведника вылился 3-й кувшин с водой – свершилось чудо и он ожил. После такого удивительного воскрешения юноша принял решение до самой смерти служить Богу и Матери Божьей, молитвы к которым помогли ему вновь вернуться к жизни.

Есть также и другие примеры исцеляющего воздействия воды из источника. Но нужно помнить, что чудо происходит исключительно при условии горячей, искренней и чистосердечной молитвы Создателю и если человек ведёт праведный образ жизни – не совершает никаких прегрешений. Только в таком случае он может рассчитывать на получение долгоожидаемого облегчения и исцеления.

Как празднуют икону Живоносный Источник

Назначили день, в который чтится память про реконструкцию церкви «Живоносный источник» в Константинополе, возведённый по велению Льва Маркелла и по указания Матери Божьей.

Этой датой стала пятница Светлой седмицы и отныне ежегодно в христианских храмах на Святой неделе почитается водоосвящение, исполняется пасхальный крестный ход.

В каких церквях можно найти икону Божьей Матери Живоносный Источник?

На данный момент времени существует больше чем сто часовен и церквей, получивших своё название в честь Божьей Матери. Дальше предлагаю ознакомиться с некоторыми из них:

  • Храм образа Божьей Матери (Космодамианской) в Меткино, Московской области. Древние летописи рассказывают про то, что в 17-м столетии недалеко от Москвы располагался деревянный храм Дамиана и Космы, но в 1701-м году его сожгли. К счастью, большую часть образов удалось спасти, их перенесли в маленькую часовню, располагающуюся вблизи.

Уничтоженная же церковь в 1848-м году была заменена настоящим божьим храмом, который посвящается чудодейственному лику Божьей Матери. Это также не является случайным, так как в 1829-м году случилось чудесное явление Святой. А в 1840-м году Авдотьей Евдокимовой, вдовой солдата, в село Меткино была передана чудотворная икона, которую ей подарила торговка Кириянова. С тех времён люди с близлежащих районов съезжаются в храм, чтобы поклониться святому образу.

  • Ещё одну икону, посвящённую Богородице, можно обнаружить в Царицыно (Москва).
  • В городе Тверь располагается Собор с чудотворным изображением Матери Божьей (в Скорбященской церкви).
  • Церковь исцеляющей иконы Святой Девы Марии есть и в Рождество-Богородицком монастыре (Задонск).
  • Кроме этого, вы обнаружите исцеляющую икону и в церкви Божьей Матери (город Арзамас).

Теперь вы знаете полную характеристику образа «Живоносный источник». Хочется напоследок отметить лишь то, что самое важное условие получения божественной помощи – это искренняя вера в эту помощь.

Поэтому верьте в чудеса и завершите чтение статьи просмотром увлекательного тематического видео:

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

С безграничной любовью и почитанием относятся в христианском мире к Небесной Царице — Пресвятой Деве Богородице. Да и как же можно не любить нашу Заступницу и Молитвенницу перед Престолом Божьим! Её ясный взор устремлён на нас с бесчисленного множества икон. Великие чудеса явила Она людям через свои образа, прославившиеся как чудотворные. Одним из самых известных среди них является икона Божией Матери «Живоносный источник».

Чудо, явленное в священной роще

Священное предание повествует о том, что в давние времена, когда Византия была ещё процветающим государством и сердцем мирового православия, вблизи её столицы Константинополя, совсем недалеко от знаменитых «Золотых ворот», находилась священная роща. Посвящена она была Пресвятой Деве Марии. Под сенью её ветвей струился из земли источник, навевая прохладу в жаркие летние дни. Ходили тогда в народе слухи о том, что вода в нём имеет некие целебные свойства, но никто не принимал их всерьёз, и постепенно забытый всеми источник зарос тиной и травой.

Но вот однажды, в 450 году, некий воин по имени Лев Маркелл, проходя через рощу, встретил слепца, заблудившегося среди густых деревьев. Воин оказал ему помощь, поддержал, пока тот выбирался из зарослей, и усадил в тени. Когда же он стал искать воду, чтобы напоить путника, то услышал чудный голос, повелевший ему отыскать поблизости заросший источник и омыть его водой глаза слепому.

Когда сердобольный воин выполнил это, то слепой неожиданно прозрел, и оба они пали на колени, вознося Пресвятой Деве, так как поняли, что именно её голос раздавался в роще. Царица Небесная предрекла Льву Маркеллу императорскую корону, что и сбылось через семь лет.

Храмы ― дары благодарных императоров

Достигнув высшей власти, Маркелл не забыл чудо, явленное в священной роще, и предсказания о его столь удивительном возвышении. По его приказу источник очистили и обнесли высоким каменным бордюром. С тех пор он стал именоваться Живоносным. Здесь же возвели храм в честь Пресвятой Девы, специально для него была написана икона Божией Матери «Живоносный источник». С этих пор многими чудесами прославился благодатный источник и икона, хранящаяся в храме. Тысячи паломников стали стекаться сюда с самых отдалённых концов империи.

Через сто лет правивший тогда император Юстиниан Великий, страдая от тяжёлой и неизлечимой болезни, приехал в священную рощу, где стоял храм иконы Божией Матери «Живоносный источник». Омывшись в благодатных водах и совершив молебен перед чудотворным образом, он вновь обрёл здоровье и силы. В знак благодарности счастливый император повелел выстроить рядом ещё один храм и, кроме того, основать монастырь, рассчитанный на большое количество насельников. Так всё более и более прославлялась икона Божьей Матери «Живоносный источник», молитва перед которой способна была исцелить от самых тяжких недугов.

Падение Византии и разрушение храмов

Но обрушились на Византию страшные бедствия 1453 года. Великая и некогда процветавшая империя пала под натиском мусульман. Закатилась великая звезда православия. Нечестивые захватчики предавали огню христианские святыни. Был повержен в руины и храм иконы Божией Матери «Живоносный источник», и все монастырские постройки, стоявшие поблизости. Уже гораздо позже, в 1821 году, была предпринята попытка возобновить в священной роще молитвенные служения, и даже построена небольшая церковь, но она была вскоре разрушена, а благодатный источник засыпан землёй.

Но не могли спокойно взирать на это святотатство люди, в чьих сердцах горел огонь истинной веры. Тайно, под покровом ночи, расчистили православные свою поруганную святыню. И так же тайно, рискуя жизнью, уносили, спрятав под одежду, сосуды, наполненные его Так продолжалось до тех пор, пока не изменилась внутренняя политика новых хозяев страны, и православным не было дано некоторое послабление в совершении богослужений.

Тогда была построена на месте разрушенного храма небольшая церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник». А так как православие не может быть без милосердия и сострадания, то соорудили при церкви богадельню и больницу, в которой по молитвам к Пречистой Заступнице нашей обретали здравие многие страждущие и увечные.

Почитание святых икон на Руси

Когда с падением Византии закатилось на Востоке солнце православия, то с новой силой воссияло оно на святой Руси, а с ним во множестве появились богослужебные книги и святые образа. И немыслима была тогда жизнь без смиренных и мудрых ликов угодников Божьих. Но особое отношение было к образам Спасителя и Его Пречистой Матери. Среди наиболее почитаемых икон были те, что написаны в давние времена на берегах Босфора. Одной из них является икона Божией Матери «Живоносный источник».

Следует заметить, что начиная с XVI века в России вошло в практику освящать источники и водоёмы, находящиеся на территориях монастырей или вблизи них, и вместе с этим посвящать их Пресвятой Богородице. пришёл к нам из Греции. Также получили распространение многочисленные списки с византийского образа «Живоносный источник». Однако композиций, написанных на Руси ранее XVII столетия, до сих пор не обнаружено.

Образ Богородицы в Саровской пустыни

В качестве примера особой любви к ней можно вспомнить знаменитую славу которой принёс своим именем незакатный светоч православия - Саровский. В той обители был специально возведён храм, в котором хранилась икона Божией Матери «Живоносный источник». Значение её в глазах верующих было столь велико, что преподобный старец в особо важных случаях посылал паломников помолиться Богородице, преклонив колени перед этой Её чудотворной иконой. Как явствует из воспоминаний современников, не было случая, чтобы молитва осталась не услышанной.

Образ, укрепляющий в борьбе со скорбями

В чём же сила, которой обладает икона Божьей Матери «Живоносный источник»? В чём помогает она и о чём можно её просить? Самое важное, что несёт людям этот чудотворный образ, — избавление от скорбей. Жизнь, к сожалению, полна ими, и не всегда у нас хватает душевных сил с ними совладать.

Они исходят от врага человеческого, так как являются порождением неверия в промыслительность Божью. Вот в этих случаях и несёт покой в души людские «Живоносный источник» - икона Божией Матери. О чём молятся ещё Пречистой Заступнице нашей? О том, чтобы уберегла нас и от самих источников этих скорбей — бед и невзгод житейских.

Празднования в честь святой иконы

В качестве ещё одного примера особого почитания этой иконы следует упомянуть, сложившуюся на протяжении многих веков традицию служить в пятницу Светлой седмицы водосвятный молебен перед этим образом. Служится он во всех церквях сразу же по окончании литургии. С древних времён принято было окроплять водой, освящённой на этом молебне, сады, огороды и пашни, призывая тем самым помощь Пресвятой Богородицы в даровании богатого урожая.

Праздник иконы Божьей Матери «Живоносный источник» принято отмечать дважды в год. Один раз это происходит 4 апреля, так как именно в этот день в 450 году явилась Богородица благочестивому воину Льву Маркеллу, повелев возвести в святой роще храм в её честь и молиться в нём о здравии и спасении православных христиан. В тот день непременно исполняется акафист иконе Божией матери «Живоносный источник».

Второй праздник происходит, как сказано выше, в пятницу Светлой седмицы. В тот день церковь вспоминает обновлённый храм в честь этой иконы, находившийся некогда вблизи Константинополя. Кроме чина водосвятия, празднование сопровождается также Пасхальным крестным ходом.

Особенности иконографии образа Богородицы

Следует особо остановиться на иконографических особенностях данного образа. Принято считать, что икона Божией Матери «Живоносный источник» восходит своими корнями к древнему византийскому образу Пречистой Девы, именуемому «Владычица Победительница», которая является, в свою очередь, изводом Богородичного образа «Знамение». Впрочем, единого мнения по этому вопросу у искусствоведов нет.

Если изучить распространявшиеся в своё время списки иконы, то не трудно заметить некоторые существенные композиционные изменения, вносимые на протяжении веков. Так, в ранних иконах отсутствует изображение источника. Также не сразу, а лишь в процессе разработки образа вошли в его композицию чаша, именуемая фиалой, водоём и фонтан.

Распространение святого образа на Руси и на Афоне

О распространении этого образа на Руси свидетельствует ряд археологических находок. Так, например, в Крыму во время раскопок было найдено блюдо с изображением Богородицы. Её фигура с молитвенно воздетыми руками изображена в чаше. Датируется находка XIII веком и считается одним из ранних изображений подобного рода, находящихся на территории нашей страны.

Описание другого изображения, соответствующего образу «Живоначального источника» XIV века, можно найти в работе церковного историка Никифора Каллиста. Он описывает образ Богородицы в фиале, установленной над водоёмом. На данной иконе Пресвятая Дева изображена с Младенцем Христом на руках.

Интересна также фреска «Живоносный источник», находящаяся на Святой Горе Афон. Она относится к началу XV века. Её автор — Андроник Византиец - представил Богородицу в широкой чаше с благословляющим Предвечным Младенцем на руках. Название образа написано греческим текстом по краям фрески. Также подобный сюжет встречается и в некоторых иконах, хранящихся в различных

Помощь, изливаемая через этот образ

Но всё же в чём неповторимая притягательность этого образа, чем так влечёт к себе людей икона Божьей Матери «Живоносный источник»? В чём помогает и от чего хранит она? Прежде всего, образ этот несёт исцеление всем страждущим телесно и в молитвах своих уповающим на помощь Царицы Небесной. Именно с этого началось его прославление в древней Византии. Этим он снискал любовь и признательность, оказавшись среди просторов России.

Кроме этого, успешно врачует икона и душевные недуги. Но главное - спасает прибегающих к ней от пагубных страстей, так часто обуревающих наши души. Именно от их влияния спасает «Живоносный источник» - икона Божией Матери. О чём молятся перед ней, о чём просят Царицу Небесную? Прежде всего, о даровании сил справиться со всем низким и порочным, что заложено в нас повреждённой первородным грехом человеческой натурой. К сожалению, есть многое, что превосходит человеческие возможности и в чём мы бессильны без помощи Господа Бога и Его Пречистой Матери

Источник жизни и истины

Во всех случаях, на каком бы композиционном решении ни остановился автор того или иного извода этого образа, следует прежде всего понимать, что Живоносным источником является Сама Пречистая Дева, через которую воплотился в мир Тот, Кто даровал жизнь всем сущим на земле.

Он изрёк слова, которые стали тем камнем, на котором был возведён храм истинной веры, Он явил собой людям и путь, и истину, и жизнь. И тем благодатным Живоносным источником, струи которого омыли от греха и напоили собой Божественную ниву, стала для всех нас Царица Небесная, Пресвятая Дева Богородица.