Схиархимандрит иеремия афон. Он за все благодарил бога

Молиться, руководствоваться Евангелием и учением Церкви, держаться своего Предстоятеля – Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, любить родину и ближних Христовой жертвенной любовью и не смешивать политику с верой.

Пожелал украинцам 100-летний игумен Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) во время беседы с архиепископом Запорожским и Мелитопольским Лукой, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на пресс-службу Запорожской епархии.

Напомним, 100 лет старейшему игумену Святой Горы Афон схиархимандриту Иеремии (Алехина) исполнилось 22 октября прошлого года. В этот день отец Иеремия был удостоен награды Украинской Православной Церкви орденом преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени.

В своем слове афонский старец отметил, что «со скорбью в сердце мы узнаем новости из Украины не только потому, что в нашем монастыре много украинцев, но и потому, что мы едины во Христе – дети Божии, и как учит апостол Павел: «если заболит один член – то болит и все тело». Паломники из Украины часто спрашивают нас: «За что им это и когда наступит мир?». Ответ очень прост: формальное отношение к вере, постоянная критика и клевета на Церковь, уклонение некоторых в раскол, поклонение благополучию, деньгам и развлечениям – вот причины нестроений в Украине, которые попустил совершиться Бог.

Часто от нас ждут пророчества, но пророчество дается для покаяния, нашего возвращения к Богу, а не организации нашей личной жизни или самоуспокоенности. Человек должен извлекать духовную пользу из слов, которые он услышал от афонитов, а для этого ему необходимо обладать ясным умом, чтобы интерпретировать события, когда они произойдут, то есть в состоянии судить о них естественно и в Духе.

Это значит, что способность к рассуждению дают трезвение, молитва и любовь, а не погружение в информационной поток.

Для скорейшего установления мира на украинской земле необходимо жить благочестиво и кротко, на деле быть исполнителями Христовых заповедей. Мы должны обратить усердное внимание на свою собственную духовную жизнь, стараться жить по Евангелию.

Но это не возможно без искреннего покаяния Богу, регулярного посещения богослужений в храме и причастия святых Христовых Таин, молитвы к Богу и помощи людям, любви к Церкви, уважения окружающих, при этом не разделять их на своих и чужих, патриотов или сепаратистов, русскоговорящих или украиноговорящих, ведь мы все объединены Телом и Кровью Христа. Откройте Евангелие и посмотрите на себя в свете слова Божия, вот что поможет нам избежать риска впасть в заблуждение и прелесть. Нам кажется, что Бог забыл про нас, но Он любит нас и очень хочет нашего спасения, но даже Он не может нас спасти без нашего собственного на то произволения и деятельного участия. Имея греховное и неисправимое состояние, мы сопротивляемся своему спасению, поэтому Господь вынужден применять к нам горькие и болезненные лекарства».

Архиепископ Лука попросил молитв отца-игумена и братии монастыря за Украину, Украинскую Православную Церковь, Её Предстоятеля – Блаженнейшего Митрополита Онуфрия с Богом хранимою паствою. На что старец ответил, что он сам и братия обители всегда с сыновьей любовью встречают Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и постоянно молятся за Украинскую Православную Церковь во главе с Её Предстоятелем, а также за Украину и украинский народ.

Отец Иеремия пожелал запорожский паломникам и украинцам стоять в истине, не смешивать политику с верой, руководствоваться только Евангелием и учением Церкви, а также держаться своего Предстоятеля – Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, любить свою родину и ближних Христовой жертвенной любовью.

«Пусть эта радость, которую вы получили от Божьей Матери и святых угодников во время паломничества на Святой Горе Афон, всегда пребывает с вами, православными запорожцами и украинским народом, – сказал старец. – Уверен, Божья Матерь всегда будет покровительницей и заступницей всем православным христианам, в том числе, на благословенной земле Украины».

Ранее Информационно-просветительский отдел УПЦ сообщал, что архиепископ Лука возглавил автопробег на Святую Гору. Мероприятие длилось с 21 по 29 марта и было посвящено празднованию1000-летия древнерусского монашества на Афоне. Во время своего паломничества на Святую Гору запорожцы встретились с Болгарским ПатриархомНеофитом, секретарем Священного Синода Румынской Православной Церкви епископомВарлаамом и игуменом монастыря Ксенофонт Святой Горы Афон архимандритом Алексием.

Каждый из нас на своем жизненном пути постоянно сталкивается с положительными и отрицательными событиями, поступками, опытом. При этом доброе и положительное мы нередко с легкостью забываем, как нечто для нас должное и обыденное, тогда как негативные моменты подолгу помним, ими подпитываемся в своем раздражении и неприязни к нашим обидчикам. Порой проходят годы, но старые обиды так и не отпускают нас, так и терзают наши сердца... Казалось бы это естественное человеческое качество. Но насколько оно естественно с христианской точки зрения? Что должен на самом деле человек помнить, пройдя через сложные испытания и трудности, нередко посылаемые нам Богом на нашем жизненном пути?

Задуматься над этим меня заставила недавняя беседа 100-летнего схиархимандрита Иеремии (Алехина) из Русского Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря с одним известным русским эмигрантским деятелем, о которой поведал бывший келейник старца монах Ермолай (Чежия).

Мало кто знает, что за неисчезающей с лица батюшки Иеремии любвеобильной и жизнерадостной улыбкой на самом деле скрывается горечь страданий и боли, пережитой им в советских и немецких лагерях и ссылках. Имея столетний жизненный опыт (родился батюшка в 1915 году!), ему довелось претерпеть множество тяжких испытаний и лишений, пройдя через которые не каждый способен остаться при здравом рассудке, не озлобиться и сохранить в своем сердце веру и любовь к ближним.

Его детство припало на годы богоборческой революции и гражданской войны. В конце 1920-х годов в их дом пришла беда. Отца арестовали как «кулака». В то время у него уже было плохо со зрением. Старший сын Иван предложил себя вместо престарелого отца, чекисты забрали его и посадили в тюрьму. Вскоре, в 1928 или 29 году всю семью Алехиных "раскулачили" и отправили на Урал, в Верхнекамский округ Пермской области. Довезли до Соликамска, а отсюда на баржах их переправили в верховья Камы и высадили на пустынном берегу. Всего баржа доставила около 100 человек. Много было детей. Вокруг – ни одной избы, кроме домика у пристани, где жило начальство. «Абсолютно глухое место. Вышли на берег, перекрестились, и стали обживаться, сами построили себе избушки из сосен, и начали трудиться. Резали лес и сплавляли по речушке. Начальство за нами наблюдало, чтоб не сбежали, чтоб работали. Через полгода по прибытии на место ссылки от жизни в тяжелейших бытовых условиях, голода и холода заболела и умерла мать. Там её и похоронили, на пристани. Много детей поумирало». Отец и старшие братья приняли решение совершить побег. Стали переправляться через Каму, но тут их заметили и открыли стрельбу. После побега их с отцом и братьями разделили. Отца он больше никогда не видел. Братья позднее снова совершат побег, и своим путем будут добираться до Мариуполя.

Иакова Алехина поместили в лагерь. Господь умягчил сердце начальника караула: он дал юноше 3 рубля, чтоб оплатить переправу, и выпустил на свободу. Перебравшись на тот берег уже ночью, Иаков увидел там каплычку (часовню), залез в нею и переночевал. Но на утро его нашли комсомольцы. Они хотели было сдать беглеца обратно в лагерь, но пожалели и отпустили.
Пешком шел на родину, пробираясь проселочными дорогами от села к селу. Просил милостыню. «Три года скитался, – разсказывает старец, – пешком шел от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня. Бог посылал добрых людей. Я помню. Спасибо за всё Господу!»

Будущий старец несколько лет скитался, пешком добирался в родные края, на Украину. Устроившись в 1935 г. на работу простым рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе, он не пожелал отречься от веры и вступить в компартию, открыто засвидетельствовав, что является православным христианином. За это снова подвергся угрозе преследований и ареста. С приходом же немцев в 1941 г. был насильно угнан на тяжелые работы в Германию.

Отец Иеремия разсказывал, что немцы устроили в оккупированном Мариуполе облаву на молодых людей. Собрали человек 100, поселили в лагерь и потом вывезли в Германию в вагонах для скота. Среди них оказался и 26-летний Иаков Алехин. В Германии их привезли в маленький городок Зинген округа Констанц в земле Баден-Вюртемберг, где ему довелось рабски трудиться на фабрике 3 года. За пределы завода их не выпускали. Из цехов маршировали в казармы, из казарм – снова в цеха. Ему вновь довелось испытать каторжный труд, голод и нечеловеческия условия жизни.

Несмотря на пережитые страдания и горе, он, на удивление, так и не ожесточился, сохранив в сердце непоколебимую веру в Господа. И когда в 1945 г. его освободили, на вопрос советского офицера – чем планирует заниматься в дальнейшем? – ответил, что хочет провести остаток своей жизни в служении Господу. Можно только представить, какая реакция была у советского офицера… Лишь чудом Божиим он избежал нового ареста.

Стать священником сразу по возвращении на Родину ему не удалось. Поэтому пришлось работать простым рабочим на хлебозаводе в Луганске. В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило его. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла к принятию решения окончательно уйти из мiра и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

Так в 42 года (в январе 1957 г.) Яков Алехин в Одессе принял монашеский постриг с именем Иеремия, а затем и священнический сан. Непростым оказался и его путь на Святую Гору Афон. Узнав, что в 1960 г. из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету своего духовного наставника – бывшего насельника этой святогорской обители преп. Кукши (Величко, + 1964) Одесского , тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, в 1974 г. патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал именно его, выдав соответствующее разрешение на поселение на Святом Афоне. С тех пор батюшка Иеремия, даже не мечтавший о такой милости Божией, безвыездно подвизался на Святой Горе, став в последствии игуменом русской афонской обители.

Ныне отцу Иеремии 100 лет. Из них ровно 40 лет он подвизается на Святой Горе и более 35 лет является игуменом Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

Несмотря на такой статус, батюшка всегда остается прост в общении и быту, нестяжателен, аскетичен, строг и требователен к себе, и в то же время очень добродушен и любвеобилен как по отношению к братии, так и к паломникам, вне зависимости от их социального статуса и положения. Одним словом монах. И главное, как оказалось, он за все в жизни благодарит Бога и постоянно молится за всех людей, особенно за тех, кто нанес ему столько страданий и боли.

Так вот, недавно старца Иеремию (Алехина) в Свято-Пантелеимоновом монастыре навестил его давний друг – один известный русский эмигрантский деятель (его имя я сознательно не называю), подобно батюшке также испытавший горькую чашу страданий в советских и немецких концлагерях. Завязалась дружеская беседа, обмен воспоминаниями…

Один из присутствующих монахов стал расспрашивать гостя о пережитом им в советских концлагерях… И тот поделился своими бедами и болью, подчеркнув, что люди в лагере были хуже собак, были невероятно жестоки, издевались… И тут же добавил, что отец Иеремия может рассказать не меньше ужасов, ведь там все прошли одно и то же. И обратился к батюшке…

В ответ отец Иеремия, немного помолчав, как-то спокойно и благоговейно говорил: «Да, да, я помню… Я помню, когда мои родители погибли, начальник лагеря вызвал меня, дал три рубля на карманные расходы и посоветовал ночью бежать… И я сбежал. Три года скитался, пешком шел от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня. Бог посылал добрых людей. Я помню. Спасибо за все Господу!»

Собеседники почувствовали некую неловкость и чтобы как-то переключиться, присутствующий монах спросил у гостя о немецких концлагерях. Тот стал рассказывать, что в нацистских лагерях было еще хуже и что при виде немцев он до сих пор с трудом сдерживается… Не может забыть тех издевательств, что довелось пережить. И добавляет, что отец Иеремия тоже может рассказать, какие там были нечеловеческие условия…

В ответ батюшка, опять слегка помедлив, заулыбался, как будто вспомнил что-то приятное, и сказал: « Да, да, я помню… Помню немецких женщин, которые каждый день приходили и бросали нам через колючую проволоку хлеб, чтобы мы не умерли с голоду. Их хлеб был таким вкусным, что до сих пор помню его вкус. Спасибо за все Господу!»

Задумавшись над сказанным, я поразился, как старец Иеремия, пережив столько горя, страданий и лишений, не только не ожесточился, не потерял веру, но даже и из этих тяжких испытаний помнит только самое хорошее, доброе… Рассказывает о тех ужасных в его жизни событиях с улыбкой, как о чем-то приятном. И главное, за все благодарит Бога.

В этом, видимо, и кроется духовная тайна старца Иеремии. Тайна его внутреннего подвига и долголетия. Здесь и ответ на вопрос, что же должно помнить из сложных жизненных испытаний и трудностей, посылаемых нам Богом… Это же есть и рецепт духовного выздоровления и примирения нашего общества.

Составлено по рассказам заведующего библиотекой Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря монаха Ермолая.

Сергей Шумило

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ()

Смотри также:

Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались от чахотки в 1858 году с разницей

Иеросхимонаху Веронику всю жизнь было свойственно глубокое с сокрушением покаяние, даже когда он был уже духовником других монахов. За это милостивый Господь утешил его многими добродетелями, особенно

3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

Схиархимандрит Кирик - одна из центральных фигур в истории Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в первой половине ХХ века. Он поступил в монастырь в то время, когда старец-игумен Макарий (

Архимандрит Иеремия (Алехин) — настоятель русского Пантелеимонова монастыря на Афоне

Наверное, нет такого православного христианина, кто не мечтает на своем жизненном пути повстречать по-настоящему духоносного и опытного наставника и старца. Правда, в современном мире таких учителей живого святоотеческого наследия с каждым годом становится все меньше… Живя в миру, пребывая постоянно в материальной суете, крайне сложно без отеческой духовной поддержки хранить заветы святых отцов и нести подвиг внутренней, мудрой молитвы. Но есть еще нетронутые уголки на земле, где эти традиции и духовное наследие сохраняются в неповрежденном виде и чистоте по сей день. Среди них, без сомнения, одно из первых мест продолжает занимать Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь, где стараниями 99-летнего игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина) до сих пор строго блюдутся древние афонские аскетические традиции и звучит непрестанная молитва.
Отец Иеремия – удивительная и яркая личность среди современного православного монашества. Он является воистину духоносным старцем, через которого русский православный человек и в наше время имеет возможность прикоснуться к духовному наследию великих старцев прошлого.

Сын «врага народа»…

Жизнь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Можно сказать, что через него сохраняется незримая духовная связь со Святой Русью. Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском (область Войска Донского) в благочестивой православной казачьей семье. С приходом к власти большевиков и началом гонений на веру вся их семья была репрессирована и сослана в Сибирь, где родители погибли, а Яков остался сиротой. Будучи сыном «врагов народа», да еще и верующим, он, в отличие от большинства сверстников, и помышлять не мог об учебе в советских вузах. Не желая отрекаться от своих родителей, от их заветов и родной православной веры, он отказывается вступать в безбожный комсомол. Скитаясь по стране, в 1930-е годы он переезжает на Украину, где устраивается на работу простым рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе, при этом не прекращая тайно посещать богослужения.
На заводе Яков Алехин проработал до 1941 г., зарекомендовав себя как ответственный и трудолюбивый работник. При немецкой оккупации Украины, в 1941 году, он был насильно угнан на тяжелые работы в Германию. В 1945 году Яков Алехин был репатриирован на Родину. С 1945 по 1952 годы работал рабочим на хлебозаводе № 2 в Луганске. В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило, не поколебало его веры. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла его к принятию решения окончательно уйти из мира и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

Его сокурсник – Блаженнейший Митрополит Владимир, духовник – преп. Кукша

В 1956 году Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию, где, к слову, учится вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Одновременно будущий игумен Афонского монастыря несет послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, его рукополагают в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27 января, – во иеромонаха. Духовником и наставником отца Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, + 1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с гонимым за веру исповедником и узником сталинских концлагерей схиархимандритом Пименом (Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврентия (Проскуры, +1950). Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе отца Иеремии, повлияв на его духовное становление, да и всю последующую жизнь.

Отец Иеремия ждал 14 лет, чтобы… попасть на Афон

Вначале 1960-х, узнав, что из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету преп. Кукши Одесского, тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. 14 лет довелось отцу Иеремии ждать разрешения. И все же, несмотря на такие сложности, 26 августа 1974 года в письме № 432 Патриарх Константинопольский Димитрий сообщил, что из шести заявленных монахов из СССР двум дано разрешение на поселение на Святой Горе Афон. Правда, из этих двух на следующий год, в апреле 1975-го, только один смог прибыть на постоянное жительство на Афон - отец Иеремия (Алёхин). С тех пор он ревностно и безвыездно и подвизался на Святой Горе. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над восстановлением обители. В этот период монастырь переживал период упадка. Поэтому его возрождение – одна из главных заслуг отца Иеремии.

…35 лет как игумен Афонского Пантелеимонова монастыря

В 1975 г. отец Иеремия был удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. был избран братией общим духовником Афонского Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. был избран наместником обители, а 5 июня 1979 г. отец Иеремия был утвержден Патриархом Константинопольским в должности игумена Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года. В 2006 г., по афонской традиции, отец Иеремия принял постриг в великую схиму. 17 октября 2013 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей, во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, наградил схиархимандрита Иеремию правом ношения патриаршего наперсного креста. Не смотря на столь преклонный возраст, старец Иеремия и сейчас не только неустанно несет молитвенный подвиг, но и по-прежнему продолжает заботиться о Свято-Пантелеимоновой обители. В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Без малого 40 лет отец Иеремия не покладая сил трудится над возрождением Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. И нынешний расцвет русской святогорской обители – это результат его многолетних и неустанных трудов, забот и молитв.
Благодаря усилиям и стараниям старца Иеремии Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь до наших дней свято хранит древние афонские уставы, совершая непрестанную молитву ко Господу о спасении нашего грешного мира. Как рассказывают многие паломники, пребывая в монастыре, молясь на ночных богослужениях, общаясь со старцем Иеремией и другими подвижниками обители, не покидаешь ощущение, будто переместился в «иное время»… Это действительно так, поскольку в Свято-Пантелеимоновом монастыре, благодаря стараниям игумена обители, все насельники несут нелегкий труд непрестанного молитвенного делания. И эти молитвы русских афонских монахов преображают и защищают не только обитель, но их Родину, да и весь мир.
Поэтому и к подвижникам Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря вполне применимы слова нашего великого писателя Ф.Достоевского о том, что этот мир до сих пор еще держится лишь благодаря тайным подвигам немногочисленных старцев, сокрыто от мира, денно и нощно в глубине сердца возносящих свою сугубую молитву ко Господу и вымаливающих у Него наши грехи и отступления.

Проповеди схиархимандрита Иеремии (Алехина)

Приветственное слово схиархимандрита Иеремии (Алехина) участникам конференции: Русское монашество на Святой горе Афон - связь времён

От всей души приветствую всех организаторов и участников конференции.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В этом году вся полнота Русского православия широко празднует юбилей 1000-летия Русского монашества на Святой Горе Афон. Такое внимание к празднованию свидетельствует не только о любви нашего народа к Афону, но и об осознанном глубоком понимании значения для всей исторической Святой Руси существования в Уделе Пресвятой Богородицы своей собственной Русской обители.

Русский монастырь на Афоне - это связующее звено Святой Руси и Святой Горы. Если из Иерусалима народы наши приняли веру, из Константинополя - иерархию, то со Святой Горы Афон, без сомнения, приняли православную духовность. Благодаря связи с Афоном мы приобщились к святоотеческому опыту спасения. Именно поэтому справедливым будет сказать, что празднуя этот юбилей, мы почитаем истоки нашей духовности.

Первым, кто принес опыт святогорского благочестия на Русскую Землю был преп. Антоний Печерский. Он не был в буквальном смысле отцом Русского монашества, потому что монастыри были широко распространены и до него. Но он стал первым, кто приобщил Русских монахов к многовековой практике Афонского иночества, основанной на опыте подвижников древних Лавр Египта, Синая, Сирии и Палестины, которые в VII веке переселились на Афон, спасаясь от исламского нашествия. Благодаря этому переселению святогорцы приобщились к наследию великих и древних центров монашества непосредственно, а не через книги.

Ту же самую миссию несколько веков спустя исполнил и преп. Антоний, принеся со Святой Афонской Горы на Русь традицию иноческого делания, являющуюся совокупным опытом как подвижников Афона, так и других великих духовных центров.

Чем же уникален опыт, который принес в Русские монастыри святой Антоний Печерский? Распространенным является мнение, что преп. Антоний принес на Русь пещерножительный образ подвижничества. Основанием для такой точки зрения послужил тот факт, что преп. Антоний создал пещерный монастырь и сам всю жизнь прожил в пещере, даже тогда, когда собранное им братство переселились на поверхность земли. Получается так, что еще при жизни самого Антония, братство Печерской обители отказалось от образа жительства, преподанного его основателем и духовным вождем, а все Русское монашество никогда более не связывало себя с пещерножительством, за исключением индивидуальных путей спасения некоторых преподобных отцов Русской Церкви.

Возникает в связи с этим ряд вопросов: почему же тогда преп. Антоний считается отцом русского монашества, если это монашество не им было основано и не по его уставу живет; и в чем тогда заключается суть миссии преподобного Антония на Русь? По причине незнания внутренней сути святогорского монашества большинство историков пришли к неверному пониманию того, что принес преподобный Антоний на Русскую Землю и в чем заключалось осуществление преемственности чрез него от Святой Горы. Поэтому очень важным является определить самую характерную черту афонского подвижничества, составляющую ядро всей святогорской традиции, унаследованной русским монашеством. Отличительной чертой святогорского опыта является сфокусированное внимание на старчестве и послушании - главных условиях правильного, законного, благодатного подвижничества. Первоначальник русского монашества передал своим духовным потомкам в наследие отнюдь не пещерножительство и не идиоритмичный устав, как предполагают некоторые исследователи, а богодухновенное старчество, как основу доброго общительного монашеского устройства.

Святой Антоний, собрав и организовав костяк будущего братства, благословляет ему игуменов, сам же занимает место старца, духовного руководителя, духовника, считая своей основной обязанностью духовное воспитание братии, врачевание помыслов, приобщение к молитве. Создав новую пещеру, он и там принимает братию в сожительство себе по более строгому уставу, но, очевидно, принимает не всех, а только преуспевших в наземном монастыре.

Такая двухступенчатая организация неоднократно встречалась в истории монашества. Например, Лавра преподобного Евфимия, для которой подготовительной ступенью служил общежительный монастырь преподобного Феоктиста. Подобным же способом поступит и великий старец Арсений, возобновитель русского братства Пантелеимонова монастыря, назначивший этому братству в руководители своего ученика старца Иеронима, сам же до конца дней своих живший в уединении, сохраняя за собой общее духовное руководство. Также поступит и сам отец Иероним, выбравший братии в игумены своего ученика старца Макария и оставшийся духовником братства.

Именно и только в этом смысле становится понятным, почему преподобный Антоний считается первоначальником монашества на Руси, несмотря на то, что и до его прихода существовали многие монастыри. Обители, возникшие в Киеве до преподобного, являлись патронатными, построенными на средства и по заказу князей и вельмож, где они или их сродники нередко доживали свой век. Такие монастыри не могли явить высоких показателей иноческого подвига, склоняясь к своевольному или идиоритмичному образу организации - более легкому и свободному.

Святой Антоний стал первым богодухновенным вождем русского иночества, опытно стяжавшим духовное ведение, искушенным во многих бранех, а потому - имеющим возможность оказать помощь и другим искушаемым, и не знающим пути духовного возрастания. Воспитанный в течение 40 лет в строгом общежитии на Святой Горе, преподобный Антоний стал распространителем этой традиции на Руси. Богодухновенное старчество и руководимое им в духе взаимного послушания и братской любви общежитие Печерской обители стали солью Русской Земли и притянули к себе многие души, ищущие спасения, поскольку являли собой образец первохристианской апостольской общины.

Традиция Печерской обители на многие века стала доминантой духовной, общественной и государственной жизни Руси. Именно по ее образцу формировалась духовная жизнь не одних только русских монастырей, но и епархий в целом, поскольку из числа ее насельников избирались ставленники на епископские кафедры в первые века православия на Руси. Если же допустить, что преподобный принес на Русскую Землю не совершенный, а ущербный иноческий Устав, каковым является идиоритм, из-за чего впоследствии возникло разделение в братстве, то в чем же тогда Промысл Божий о русском монашестве, и каковы тогда сила и смысл благословения, принесённого святым Антонием на Русь.

Откуда же, из какой обители Афона, принес преподобный Антоний подвижнический опыт на Святую Русь? Среди русских святогорцев существовало предание, что преподобный Антоний подвизался и принял монашеский постриг именно в Русской обители Пресвятой Богородицы с придаточным названием Ксилургу, носившей в XI–XII веках почетный титул Лавры.

Значение термина «лавра» за несколько столетий церковной истории неоднократно менялось. Если в IV–VII веках он обозначал определенное устройство иноческой общины, то в последующие века слово «лавра» употреблялось в качестве почетного титула для больших или с той или иной точки зрения значимых обителей. Употребление этого титула в отношении Русского монастыря Пресвятой Богородицы, бесспорно, указывает на некий особый статус общины. Вполне возможно, что титул Лавры носили те монастыри Афона, возникновение которых связано с концепцией развития святогорского монашества, разработанной преподобным Афанасием Афонским.

Престольный храм этой первой Русской Лавры был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Этот собор сохранился до настоящего времени и является одним из древнейших русских храмов. У престола этого храма, по преданию, принял постриг первоначальник русского монашества, основатель школы афонского подвижничества на Руси преподобный Антоний Киево-Печерский. Отсюда перенес он благословение Святой Афонской Горы на Русскую землю, связав Святую Русь и Святой Афон узами благодатной преемственности. Примечательно, что и Собор Киево-Печерской Лавры, основанной преподобным, также посвящен Успению. В житии святого сказано, что он очень рано почувствовал призвание к монашеству. Принимая во внимание, что в Древней Руси совершеннолетие наступало в 15-летнем возрасте, когда молодой человек получал права быть воином, вступить в брак и вести самостоятельную жизнь, можно предположить, что именно тогда юный Антипа решил стать воином Небесного Царя, то есть монахом, принять иноческий постриг вместо брачных уз и покинуть родную землю ради осуществления своего духовного призвания.

Таким образом, на Святую Гору он мог прибыть в конце 990-х годов. В житии сказано, что «…прошло немало времени с тех пор, как преподобный поселился на Святой Горе…», надо полагать - не менее 10 лет, после чего (примерно в 1010–1013 гг.), по повелению Божию, игумен посылает его обратно на Русь для устроения общежительного монашества по святогорскому образцу. В 1015 году, после смерти равноапостольного князя Владимира, преподобный возвращается на Афон по причине братоубийственной смуты. Второе его пребывание на Афоне было более длительным, так как возвратиться он мог не ранее 1051 года, когда преподобный Иларион оставил Берестову пещеру, будучи возведенным на Киевскую кафедру.

Во время второго своего прихода на Афон молодой монах Антоний вернулся в свою обитель, к старцу, постригшему и воспитавшему его, и пробыл там довольно долго (возможно 30 лет), пока вновь не был послан на Русь, будучи уже сам весьма опытным 60-летним старцем. Именно после второго своего прихода со Святой Горы преподобный Антоний собирает братство, которому передает свой духовный подвижнический опыт, приобретенный на Святой Горе Афон с такими словами: «Да будет на месте сем благословение Святой Афонской Горы и старца, который постриг меня».

Кто же был тем старцем, который постриг первоначальника Русских иноков и благословением которого святой Антоний запечатлел все Русское монашество? Учитывая, что преподобный Антоний предположительно в первый раз приходил на Русь в 1013 году и возвратился на Афон в 1015 году, причем в Патерике подчеркивается, что возвратился он вновь к своему старцу, можно утверждать без сомнения, что этим старцем был игумен Герасим, оставивший руку свою на акте 1016 года. Именно его именем, благословением и молитвами преп. Антоний напутствовал на все времена Русское монашество и утвердил принесенные им святогорские традиции благочестия и духовной жизни.

Однако, до XX веке не было известно ни одного документа, который бы подтверждал существование русского монастыря на Афоне в 1010-х годах. И действительно самый первый монастырский акт датирован 1030 годом. Именно по этой причине отцы Пантелеимонова монастыря при отсутствии фактов и доказательств, не имели ни какой возможности научно обосновать два важнейших, фундаментальных предания Русской обители - о ктиторстве равноапостольного князя Владимира и о пострижении в монастыре преподобного Антония.

Обнаружение в 1932 году в архивах Великой Лавры акта 1016 года, на основании которого и празднуется нынешний юбилей, позволило углубить историю Русской обители фактически до начала первого тысячелетия, подтвердить важнейшие вышеназванные предания монастыря и определить имя одного из первых Игуменов обители, с которым тесно связана судьба всего Русского монашества. Древняя Лавра Пресвятой Богородицы, Русская обитель Ксилургу является тем источником, из которого вышла подвижническая традиция, к которой принадлежит все Русское иночество.

Покров Пресвятой Богородицы, благословение Святой Афонской Горы, молитвы преподобных Русских святогорцев да пребудут над всею полнотою нашего народа, сохраняя его в братском единодушии, единомыслии и Христовой любви.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия, со всею во Христе братиею 16/29 мая 2016 г

Как вернуть мир в Украину

Запорожские паломники, во главе с архиепископом Запорожским и Мелитопольским Лукой, 10 апреля посетили русский монастырь великомученика Пантелеимона. Гостей обители радушно приняли в обители, а владыке удалось побеседовать с игуменом монастыря схиархимандритом Иеремией.

«Со скорбью в сердце мы узнаем новости из Украины не только потому, что в нашем монастыре много украинцев, но и потому, что мы едины во Христе - дети Божии, и как учит ап. Павел: „если заболит один член - то болит и все тело“», - сказал запорожцам старец. На вопрос о том, за что бедствия постигли Украину и когда наступит мир, схиархимандрит Иеремия ответил: «формальное отношение к вере, постоянная критика и клевета на Церковь, уклонение некоторых в раскол, поклонение благополучию, деньгам и развлечениям - вот причины нестроений в Украине, которые попустил совершиться Бог». По его словам, часто от афонских старцев ждут пророчества, но пророчество дается для покаяния, возвращения к Богу, а не организации личной жизни или самоуспокоенности. Человек должен извлекать духовную пользу из слов, которые он услышал от афонитов, а для этого ему необходимо обладать ясным умом, чтобы интерпретировать события, когда они произойдут, то есть в состоянии судить о них естественно и в Духе. Это значит, что способность к рассуждению дают трезвение, молитва и любовь, а не погружение в информационный поток. «Для скорейшего установления мира на украинской земле необходимо жить благочестиво и кротко, на деле быть исполнителями Христовых заповедей, - считает отец Иеремия. - Мы должны обратить усердное внимание на свою собственную духовную жизнь, стараться жить по Евангелию. Но это невозможно без искреннего покаяния Богу, регулярного посещения богослужений в храме и причастия святых Христовых Таин, молитвы к Богу и помощи людям, любви к Церкви, уважения окружающих, при этом не разделять их на „своих и чужих, патриотов или сепаратистов, русскоговорящих или украиноговорящих“, ведь мы все объединены Телом и Кровью Христа».

Старец призывает посмотреть на себя и происходящие события в свете Евангелия, чтобы избежать риска впасть в заблуждение и прелесть.

«Нам кажется, что Бог забыл про нас, - сказал схиархимандрит Иеремия. - Он любит нас и очень хочет нашего спасения, но даже Он не может нас спасти без нашего собственного на то произволения и деятельного участия. Имея греховное и неисправимое состояние, мы сопротивляемся своему спасению, поэтому Господь вынужден применять к нам горькие и болезненные лекарства».

Архиепископ Лука попросил молитв игумена и братии монастыря. В ответ старец Иеремия заверил: «мы с сыновьей любовью всегда встречаем Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, не только за то, что он Предстоятель УПЦ и многолетний ктитор нашей обители, но за то, что Бог наделил его многими духовными качествами, которых нехватает нам. Братия монастыря постоянно молится за Украинскую Православную Церковь во главе с Её Предстоятелем, за Украину и украинский народ, который страдает от военных действий и церковного раскола».

Схиархимандрит Иеремия пожелал украинскому духовенству «несмотря на различные внешние и внутренние факторы стоять со своей паствою в истине, не смешивать грешное с праведным - политику с верой, руководствоваться только Евангелием и учением Церкви, не забывать о том, что они отвечают пред Богом не только за себя, но и за свою паству». «Уверен, Божья Матерь всегда будет Покровительницей и Заступницей всем православным христианам, в том числе, на благословенной земле Украины», - заключил игумен Пантелеимонова монастыря.

СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ. Слово игумена Афонского Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии на праздник святителя Григория Паламы

Время Великого Поста – это время особого духовного напряжения, духовного внимания, когда мы должны собрать все наши силы, рассеянные сéмо и овáмо (здесь и там, всюду) и направить к тому, что есть едино на потребу (ср.: Лк. 10, 40-42). Человек, вступивший в звание христианское, обязан всю свою жизнь проводить достойно этого призвания, проводить не плотскую и греховную жизнь, но жизнь духовную во Христе. Пост существует для того, чтобы восполнить нашу неисправность в духовной жизни на протяжении всего года. По количеству дней он составляет десятую часть года – десятину нашего времени, которую мы должны посвятить на служение Господу. Во второе воскресенье Великого Поста святые отцы установили особое празднество: воспоминание трудов и подвигов святителя Григория Паламы. И Праздник этот, как и Праздник предыдущего воскресного дня, учрежден Церковью не случайно. Святитель Григорий Палама был не просто выдающимся архипастырем, добре управившим свое стадо и положившим душу за овцы. Церковь приравнивает его к Учителям и Отцам Церкви, таким, как святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, которые потрудились над формированием православного вероучения, хотя он жил много позднее эпохи Вселенских Соборов, почти на закате Византийской Империи.

Почему же один из воскресных дней Святой Четыредесятницы был назван в честь этого святителя? Святитель Григорий Палама своими трудами отстоял право христианина на духовную, благодатную жизнь, право на стяжание человеком в полноте его духовно-телесной природы Божией благодати, на богопознание и обожение. Главная цель его трудов была богословски обосновать опыт духовной жизни православного монашества, который является эталоном или образцом для всех верных Церкви Христовой. Жизнь не только монаха, но каждого христианина заключается не только в посещении храма, чтение определенных молитв, участии в таинствах и обрядах, в исполнении тех или иных обязанностей христианина – все это очень важно, но если при всем этом христианин не будет стараться вести внутреннюю духовную жизнь, повседневно, ежечасно корректируя свои мысли, чувства, желания в соответствии с Евангелием, он не достигнет главной цели своей жизни, не исполнит своего предназначения, не привлечет к себе божественную благодать, не станет храмом Божиим и «богом по благодати». Преподобный Симеон Новый Богослов ясно говорит, что кто не стяжал благодати в сей жизни – не может называться христианином. Преподобный Симеон как бы формулирует более возвышенный критерий причастности к христианству; для него недостаточно формальной принадлежности к Православию, но необходимо еще и опытное приобщение к плодам крестного подвига, воскресения и вознесения Христа. Благодать Божия – это энергия, с помощью которой непознаваемый по природе Бог открывается верным. По благодати верный христианин может не только стать боговедцем, но и стать богоносцем, стяжать Бога внутри своего сердца. Тот, Кого не вмещает ни небо, ни земля, по благодати вмещается в сердце человека. Но сердце это должно быть очищено от страстей. «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5,8). А когда Сам Господь почиет в сердце твоем, тогда, се Царствие Божие внутрь вас есть (ср.: Лк. 17, 20-21). Тогда человек, подобно апостолам на Фаворе, созерцает Господа во свете и славе непреступной Божества. Благодаря трудам святителя Григория Паламы практика духовной жизни была заново осмыслена в свете святоотеческого богословия и получила глубокое догматическое обоснование. Внутренняя, сокровенная жизнь в Боге, борьба со страстями, поиск и стяжание благодати – являются неотъемлемыми сторонами Православной духовности. Если бы святитель Григорий Палама не смог отстоять их в свое время, тогда духовная жизнь Православного христианства потеряла бы свою полноту и целеустремленность, превратившись в формальное, обрядовое христианствование, лишенное живого опыта богопознания, сопребывания и собеседования с Богом.

Памяти схиархимандрита Иеремии (Алехина)

На 101-м году мирно и безболезненно – в 14 часов дня по афинскому времени 4 августа 2016 г., в день памяти Почаевской иконы Божией Матери на Ее Святой Горе Афон – преставился ко Господу схиархимандрит Иеремия (Алехин), 40 лет как бессменный наместник святогорского русского Пантелеимонова монастыря.

Детство. Какая она – Святая Гора…

Родился еще до революции, в 1915 г. на память апостола Иакова Алфеева – 9/22 октября. При Крещении Иаковом его и нарекли. Об Афоне думал с детства. Семья была патриархальная, казачья, верующая. «У нас была очень боголюбивая семья, – вспоминал потом отец Иеремия. – Благочестие воспитывали дедушка и бабушка – Иаков и Анна. Мы все много работали, всегда молились, дедушка по ночам Псалтирь читал. А по субботам всегда собирались вместе, молились и после молитвы пели песню «Гора Афон, гора святая». Пели с любовью, как сейчас помню. Я все размышлял, какая она – Святая Гора, как живут там монахи».

Родители Филипп и Татьяна Алехины были крестьянами. Всего в семье было четверо братьев, еще старшие: Иван, Василий и Тихон. Иаков был самый младший из них. Родился и рос на хуторе Новорусский в области войска Донского. «Тогда это была одна земля – русская, а теперь моя родина оказалась почти на границе, – говорил потом старец. – Так что я одновременно и русский и украинский казак. Не надо делить наши народы! Все мы – один род. Где разделение – там вражда. А должна быть между нами любовь. Кто проповедует ненависть, войну и вражду – тот от врага. А кто проповедует мир и любовь – с тем Христос!»

Удивительно, как этот человек, на чью долю выпало столько испытаний, не озлобился, сердцем не ожесточился, а сохранял радостное устроение, даже некоторое внутреннее присущее ему до последних дней жизни веселие, был прост и открыт в общении. Не видел зла.

Уже в наши дни братия как-то спросили игумена о событиях на Украине, и он ответил: «Преподобный Силуан Афонский был современником революции и Гражданской войны в России. Естественно, эти события не могли не тревожить тогда русских святогорцев. Как-то раз преподобный оказался в среде иноков, живо обсуждавших зверства большевистского террора. Поговорив довольно, они обратились и к старцу Силуану: «Что же ты, отче, ничего не скажешь? Что ты думаешь об этом?» Помолчав немного, старец ответил: «Я знаю, что Господь бесконечно любит людей и любит наше отечество. Я знаю, что все, что происходит сейчас в России, происходит не без попущения Божия. Я не могу этого понять и не могу это остановить. Мне остается только любить, прощать, терпеть и молиться…» Мне нечего добавить к этим мудрым словам нашего старца Силуана».

Одна из самых замечательных его проповедей гласит: «Отпустить ближнему его прегрешения – есть великая добродетель. Как бы ни было тебе тяжело, как бы тяжко ни согрешил пред тобой ближний твой, но если испросил он у тебя прощения – от всея души в тот же миг прости ему, изгладь его проступок в своей памяти. Прощай ближнему твоему без остатка – и познаешь милость Божию к самому себе. Кто скоро и чисто прощает – тому и Бог скоро отпускает грехи. Ибо не ложен Давший нам сию молитву: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Часто приходится слышать: «Я простил брату моему, но сделал заметку, чтобы в будущем не допустить подобной ошибки». Лукавое мудрование и злопамятство, скрытые личиной рассуждения. Прощайте ближним вашим в простоте, и Бог не помянет прегрешений и грехопадений ваших. Всяк человек – ложь: кается пред Богом и вновь согрешает и падает. Но Бог милует нас, если мы каемся и снова просим прощения, и прощает, к Себе призывая. Так и мы должны поступать, чтобы быть подобными Отцу нашему Небесному».

Такое может говорить только сам исполнивший заповедь Господню. А исполнять ее современнику практически всего XX века приходилось в куда как более трудных обстоятельствах.

Ссылка. Как Господь умягчает сердца

Детство отца Иеремии выпало на страшные годы революции и Гражданской войны. Не успели опомниться от этих потрясений, началась коллективизация. В конце 1920-х отца арестовали как кулака. Старший сын Иван предложил себя вместо престарелого слепнущего отца, и чекисты приняли условия этой рокировки. Но спустя шесть лет, когда Иван еще сидел в тюрьме, всю семью Алехиных все равно «раскулачили», отправив в ссылку на Урал, в Верхнекамский округ Пермской области.

Довезли конвоиры «раскулаченных» до Соликамска, а оттуда на баржах переправили в верховья Камы и высадили на пустынном берегу. Всего баржа доставила 100 человек. Среди них много детей, старики. Никакого жилья, кроме дома для надзирающего начальства, не было. «Абсолютно глухое место, – вспоминал потом отец Иеремия. – Вышли на берег, перекрестились и стали обживаться, сами построили себе избушки из сосен и начали трудиться. Резали лес и сплавляли по речушке. Начальство за нами наблюдало, чтоб не сбежали, чтоб работали. Через полгода по прибытии на место ссылки от жизни в тяжелейших бытовых условиях, голода и холода заболела и умерла мать. Там ее и похоронили, на пристани. Много детей поумирало».

Отец и старшие братья Василий и Тихон решили совершить побег. Стали переправляться через Каму, а их заметили и открыли огонь. Отец был немощен, братья его не бросили. Пойманные все были разделены друг с другом. Иаков отца больше никогда не видел. Так бы и дети Алехины, как и родители, сложили там кости, но всем братьям все же в разное время удалось бежать, и они разными путями добирались в родные края.

Старшие братья бежали раньше, а младшего Иакова заключили в лагерь. Но сколько же те мрачные времена знают по-настоящему светлых историй, когда люди и были волею обстоятельств впаяны в бесчеловечную систему, а действовали вопреки ей. Господь умягчил сердце начальника караула, и тот дал вдруг к тому моменту уже осиротевшему Иакову накануне его совершеннолетия три рубля, чтобы он заплатил за переправу, и выпустил на свободу.

Переправившись на тот берег, Иаков увидел, как потом вспоминал, часовню, залез в нее и переночевал. На утро его нашли там комсомольцы. Это были годы, когда типичными были даже случаи сжигания молящихся в деревянных церквях и часовнях оголтелой комсомольской молодежью (см. «Покров», №3, 2016, с. 35–37). Тогда и пропаганда настраивала агрессивно – тот же «Союз воинствующих безбожников». Каким же незлобивым должен был быть сам беглец, чтобы расположить души искателей «врагов народа» так, что хотевшие было сдать его обратно в лагерь, они пожалели его и отпустили.

Путь домой. Война

На родной юг с Урала шел пешком около 2500 км проселочными дорогами. «Три года скитался, – рассказывал потом отец Иеремия, – пешком шел от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня. Бог посылал добрых людей. Я помню. Спасибо за все Господу!»

Когда он добрался до Украины, старшие братья, которых он нашел в Мариуполе, работали там уже на металлургическом заводе имени зачинщика многих, в том числе пережитых семьей Алехиных, бед, коему до сих пор воздаются почести пребыванием его трупа в Мавзолее на Красной площади в центре страны. Туда же на этот завод крановщиком устроился и Иаков. Дело в его руках спорилось, так что его даже назначили бригадиром крановщиков. Такое повышение предполагало вступление в коммунистическую партию, а он наотрез отказался отречься от Бога и открыто исповедовал себя православным христианином. Нависла угроза нового ареста, однако началась война.

Старшие братья, Василий и Тихон, несмотря на то что металлургов не призывали в армию, так как завод имел оборонное значение, тем не менее сразу же ушли добровольцами на фронт. Ушел и самый старший брат Иван, единственный, кто из семьи Алехиных избежал ссылки в лагеря Прикамья. К началу 1940-х он уже освободился из тюрьмы, где сидел к моменту его освобождения все равно уже умученного отца. Успел даже поработать на хлебозаводе в ныне всем известном Луганске (тогда он назывался Ворошиловградом).

Хотел уйти на фронт и Иаков, но мариупольский завод выпускал броневую сталь для танков Т-34, торпедных катеров и самолетов-штурмовиков Ил-2, так что директор завода сказал: «Сынок, ты нужен сейчас родине здесь». Наученный почтительному отношению к старшим доброволец прислушался к этой отеческой просьбе повременить хотя бы до конца эвакуации завода на Урал. Иаков в качестве бригадира крановщиков во многом и руководил демонтажом и погрузкой оборудования. Комплектовал вагоны и суда, отходившие до самого взятия города. Сам Иаков осажденный город покинуть не успел.

8 октября 1941 г. Мариуполь захватили фашисты. Сначала въехал передовой отряд моторизованной бригады «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», потом вошли части 3-го танкового корпуса 1-й танковой группы вермахта (группа армий «Юг»). «Это произошло внезапно, никто ничего не знал, – вспоминал отец Иеремия, – вдруг, видят люди, мотоциклы немецкие по проспекту идут; потом броневики пошли и начали стрелять…» За 16 месяцев оккупации на улицах было расстреляно более 10 тыс. человек, 36 тыс. были умучены в организованных в городе концлагерях.

Плен. Помнить хорошее

Тогда же на оккупированных территориях стали вводить программу поставки бесплатной рабской силы. В Мариуполе устроили одну из облав на молодежь именно в том районе, где жил Иаков. Около 100 человек, пойманных за операцию, сначала согнали в лагерь, а после в вагонах для скота отправили в Германию. Здесь их также в городке Зинген округа Констанц в земле Баден-Вюртемберг ждал лагерь.

До Победы в 1945-м – три года беспрерывного каторжного труда. Рано утром подъем – и на фабрику, поздно вечером строем обратно в казармы. И все равно память хранила и что-то хорошее: выжили только благодаря немецким женщинам, которые каждый день приходили и кидали заключенным через забор из колючей проволоки испеченный ими хлеб. «Их хлеб был таким вкусным, что до сих пор помню его вкус. Спасибо за все Господу!» – вспоминал потом уже почти столетний отец Иеремия. Он же за всех добрых людей до конца своих продленных ему свыше дней молился Богу. Какое сокровище себе на Небесах стяжали они по его молитвам за данные юнцу три рубля для переправы да краюхи хлеба русским пленным.

Простых немцев было жалко, как и русский народ, оказавшийся под властью коммунистов. «Немцы, простой народ, сами ждали своих освободителей, ждали, когда их спасут от фашистов, – говорил отец Иеремия. – Но вместо этого англичане и американцы (союзники. – Ред.) начали их уничтожать. Простых, ни в чем неповинных людей. Столько бомб кидали на города (на мирные кварталы, а не на военные базы, заводы ВПК. – Ред.), что начиналась огненная буря, которая все живое уничтожала. Страшное дело… Так они хотели запугать русских, остановить их, чтобы русские дальше на запад не пошли; показывали, что они здесь хозяева. К немецкому народу они относились, как поработители и победители, а не освободители, в отличие от русских солдат».

Так и к русским, подневольно трудившимся на немецких предприятиях, когда в Зинген вошли англичане, отношение было не из лучших. «Очень плохо к нам относились англичане, с презрением, как фашисты; держали в бараках, практически не кормили, как будто они взяли нас в плен, а не освободили, – рассказывал старец. – Так что мы даже и не заметили, кончилась ли война, пришла ли долгожданная победа: практически ничего в нашей жизни тогда не изменилось. Да мы толком и не знали тогда, что происходит, кто победил. Когда потом пришли американцы, нам стало лучше. Нас начали кормить, дали почувствовать свободу».

Ощутив свободу, возвращаться на родину отваживался не каждый. Так, старший брат Иван, участвовавший в боях, но взятый в плен и угнанный, как и Иаков, в Германию, после окончания войны уехал в Канаду. Просто был уверен, что его как сына «кулака», уже отсидевшего срок, да еще и угодившего в плен к немцам, снова посадят. Прошедшие фронтовое пекло свидетельствуют: война обостряет чувство жизни, хочется жить. Незадолго до смерти, в 1990-х гг., Иван приезжал на Афон к младшему брату – отцу Иеремии.

Другой брат Василий пал смертью храбрых незадолго до окончания войны, в 1944 г., при форсировании Днестра.

Еще один брат Тихон был летчиком-истребителем. Подбил несколько немецких самолетов. Сам был изрешечен осколками, из-за боевых ранений прожил недолго, умер в 1954 г.

Возвращение. Обретение родины духовной

Иаков после плена все же решился вернуться на родину. На вопрос советского офицера: «Чем планируете заниматься в дальнейшем?» – ответил честно, что остаток своих дней намерен посвятить служению Богу. Господь опять уберег Своего исповедника: чудом этого по всем статьям типичного советского «лагерника» не арестовали.

Вернулся Иаков на место своего старшего брата Ивана – устроился на хлебозавод в Ворошиловграде. Здесь ему довелось претерпеть много притеснений за веру, но все эти гонения лишь укрепили его в стремлении всецело посвятить жизнь Богу.

В 1955 г., когда ему шел уже 41-й год, Иаков поступает в Одесскую духовную семинарию. Одним из его сокурсников был будущий Предстоятель Украинской Церкви, блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Одновременно Иаков несет послушания в Одесском Свято-Успенском монастыре так, что уже 17 января 1957 г. его постригают в монашество с именем Иеремия. В том же году через неделю, 25 января, его рукополагают в иеродиакона, а через год, 27 января 1958 г., – в иеромонахи.

Его духовным наставником в это время становится выдающийся подвижник, ныне прославленный в лике преподобных, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Пантелеимонова русского афонского монастыря схиигумен Кукша (Величко; †1964). Близок был духовно отец Иеремия и с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинских концлагерей схиархимандритом Пименом (отцом Малахием Тишкевич; †1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры; †1950), также ныне прославленного в лике преподобных. В духовном общении с этими исповедниками и формировался уже монах Иеремия.

На территории России в советские годы не закрывался только Псково-Печерский монастырь, и вот в 1960 г. стало известно, что некоторые из тамошних монахов направляются на служение в русский афонский Пантелеимонов монастырь! Отец Иеремия по совету своего духовника – бывшего насельника этой святогорской обители преподобного Кукши Одесского – тоже подает прошение ехать подвизаться на Афон.

Однако тогда власти вновь чинили препятствия и тем, кто сохранял еще веру после лютых расправ 1920–1930-х гг. на советской территории, а тем более тем, кто желал вырваться из этого антирелигиозного гетто. Тогда было новое обострение богоборческого пресса уже в виде хрущевского рецидива. Целых 14 лет отцу Иеремии пришлось ждать разрешения, чтобы выехать на Афон. Уже в 1974 г., несмотря на все сложности, Патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал двух, в итоге поехать удалось только отцу Иеремии (второй кандидат заболел).

Игумен-трудник

«Много рассказывал об Афоне мой духовный наставник отец Кукша (Величко), – вспоминал потом отец Иеремия. – Говорил, что там хорошо. Когда я ехал на Афон, думал: а вдруг он не такой… А когда приехал, оказалось, что я даже и не представлял, какой он на самом деле, так тут хорошо! Здесь – рай, сад сладости духовной. Все под Покровом Царицы Небесной. Все овеяно благодатью и молитвой. Когда ступил на эту землю, почувствовал свое недостоинство. Скорбел, что в таком пожилом возрасте сюда приехал, ведь мне уже было около 60 лет. Но всегда старался трудиться в меру сил, которые давал Господь».

А сил требовалось много. «Кругом разруха была, все ветхое. Но руки не опускали, молились и трудились все вместе. Все, что могли, старались сами ремонтировать», – вспоминает отец Иеремия. И действительно, известно, что он сам крышу собора, когда ему уже было 80 лет, покрасил! Вспоминают, что в его руках метлу, пилу, рубанок видели гораздо чаще, чем игуменский посох. Это несмотря на то, что вскоре после приезда на Афон отца Иеремию удостоили в 1975 г. сана архимандрита, в 1976 г. он был избран братией общим духовником афонского Пантелеимонова монастыря, а через три года, с 1979 г., был уже игуменом. В 2006 г., по афонской традиции, принял схиму.

«Став игуменом Пантелеимонова монастыря, он трудился наравне со всеми монахами, не поднимал высоко голову, не хвалился, что он начальник, но всегда держал себя, как простой монах, и за это его все любили и уважали, – вспоминает подвизавшийся при игумене Иеремии в афонском Пантелеимоновом монастыре схиархимандрит Илий (Ноздрин). – Он никогда не повышал голоса, не кричал на монахов, но хотел, чтобы все было по совести, по любви, по страху Божию. Много служил до последних дней, трудясь, не жалея нисколько своих сил. Никогда не было у него упадка духа или уныния, несмотря на физическое состояние. И это потому, что ум его и сердце всегда были в Боге».

Незарытый талант молитвы

Сколько теплых слов сказано сейчас об этом, в общем-то чуждом при жизни какой-либо публичности, подвижнике.

«Всех он обнял своей отеческой любовью. Когда мы утром перед полунощницей подходили к нему под благословение, мы не могли не чувствовать ту внутреннюю радость, с которой он каждого включал в свою молитву, – делится воспоминаниями с молодых лет свой на русском Афоне Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт; Русская Православная Церковь Заграницей). – Постепенно мы поняли, чем он выделяется среди нас: своей скромностью, кротостью и смирением. Отец Иеремия не любил громких слов, но просто шел вперед своими делами. Первый на службе с утра, последний в церкви вечером. Между богослужениями – труд телесный. Монастырь был в упадочном состоянии. Братии мало, дел без конца много. Не хватало рук для насущных работ. Не было самых простых инструментов. Отец Иеремия не смущался этим – он трудился с утра до вечера. Постепенно он приучил каждого монаха к тому или иному послушанию. И в результате мы сегодня имеем перед собой цветущую обитель, отремонтированные храмы и корпуса, и главное – живую братию. Это самый драгоценный дар, который отец архимандрит Иеремия дает русскому афонскому монашеству. Он сумел перенять от старших монахов дух того русского монашеского подвига, который донесли наши отцы до нас, и передать его молодому поколению».

«Пример отца игумена Иеремии подтверждает ту истину, что главное монашеское дело – не талант хозяйственной деятельности, а талант молитвы, – вспоминает более 20 раз бывавший на Афоне протоиерей Димитрий Смирнов, как и многие, делая акцент в воспоминаниях на молитвенности старца. – Всем известно, как отец Иеремия любил Псалтирь. Общение с Богом через этот древнейший церковный молитвенник занимает очень важное место в его жизни. Все богослужение наше вышло из Псалтири. Частое, практически неусыпаемое чтение Псалтири на протяжении веков является сугубым монашеским деланием. И отец игумен являлся ярким представителем этой древней монашеской традиции. Господь за его исключительные духовные, молитвенные труды посылал ему добрых послушников. Поэтому монастырь наполняется и возрождается. Сейчас около сотни братий в обители».

Сохранилось наставление отца Иеремии о богослужении и молитве: «Вся служба нашей святой Церкви, все обряды и богослужебные тексты исполнены глубокого смысла и назидания. Нет в Церкви ни одного действия, ни одного слова, не исполненного смысла. Вслушаемся внимательно, братия, в богослужение. Если кто не стяжал молитвы, то сама служба покажет ему образ молитвы, умилостивляющей Бога. Кто со вниманием и благоговением погружается в слова богослужения, скоро познает молитву. Служба воспитывает и воцерковляет наши чувства, очищает от примеси страстей и учит, как соединить их с молитвой. Стихиры, тропари и каноны обучают душу молящегося достойно славословить Бога. Внимательное слушание богослужения не только приобщает к молитве, но и облегчает понимание догматов церковных. В гимнах церковных сокрыто истинное богословие, не от премудрости и разума человеческого, но от Духа Святого».

Говорят, в Царствии Небесном тоже совершается такая же, как она богоустановлена на земле, служба. Отец Иеремия, верный раб Храмовладыки Христа, служит теперь и молится о всех нас там.

Наверное, нет такого православного христианина, кто не мечтает на своем жизненном пути повстречать подлинного духоносного и опытного наставника и старца. Однако в современном мiре таких носителей и учителей живого святоотеческого наследия с каждым годом становится все меньше. Живя в мiру, пребывая в постоянной материальной суете, крайне сложно без отеческой духовной поддержки хранить заветы Святых Отцов и нести подвиг внутренней, «умной» молитвы.

Но есть еще нетронутые уголки на земле, где эти традиции и наследие сохраняются в неповрежденном виде и чистоте по сей день. Среди них, без сомнения, одно из первых мест продолжает занимать Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, где стараниями 99-летнего игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина) до сих пор строго блюдутся древние афонские аскетические традиции и непрестанное молитвенное делание.

Отец Иеремия – удивительная и яркая личность среди современного православного монашества. Он воистину является подлинным духоносным старцем, через которого русский православный человек и в наше время имеет возможность прикоснуться к духовному наследию великих старцев прошлого.

Жизнь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Через него как бы сохраняется тонкая незримая духовная связь с прежней дореволюционной Россией, со Святой Русью. Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском (область Войска Донского) в благочестивой православной казачьей семье. С приходом к власти большевиков и началом гонений на веру вся их семья была репрессирована и сослана в Сибирь, где родители погибли, а Яков остался сиротой. Будучи сыном «врагов народа», да еще и верующим, он, в отличие от большинства сверстников, и помышлять не мог об учебе в советских вузах. Не желая отрекаться от своих родителей, от их заветов и родной православной веры, он отказывается вступать в безбожный комсомол. Скитаясь по стране, в 1930-е гг. он переезжает на Украину, где в 1935 г. устраивается на работу простым рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе, при этом не прекращая тайно посещать богослужения.

На заводе Яков Алехин проработал до 1941 г., зарекомендовав себя как ответственный и трудолюбивый работник. При немецкой оккупации Украины в 1941 г. он был насильно угнан на тяжелые работы в Германию. В 1945 году репатриирован на родину. С 1945 по 1952 годы работал рабочим на хлебозаводе № 2 в Луганске (Украина).

В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило, не поколебало его веры. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла его к принятию решения окончательно уйти из мiра и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

В 1956 году Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию, где, к слову, учился вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Митрополитом Владимиром (Сабоданом) Киевским и всея Украины. Одновременно будущий игумен Афонского монастыря несет послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, рукоположен в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27 января, – во иеромонаха.

Духовником и наставником о. Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, + 1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинским концлагерей схиархимандритом Пименом (о. Малахией Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры, +1950).

Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе о. Иеремии, повлияв на его духовное становление и всю последующую жизнь.

В начале 1960 гг., узнав, что из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия по совету бывшего насельника этого афонского монастыря преп. Кукши Одесского тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, 26 августа 1974 года в письме № 432 патриарх Константинопольский Димитрий сообщил, что из шести заявленных монахов из СССР только двум дано разрешение на поселение на Святой Горе Афон. Из этих двух на следующий год, в апреле 1975, только один смог прибыть на постоянное жительство на Афон - отец Иеремия (Алёхин). С тех пор он ревностно и безвыездно подвизался на Святой Горе.

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка. Поэтому его возрождение – это одна из главных заслуг отца Иеремии.

В 1975 г. отец Иеремия удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. он был избран братией общим духовником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. был избран наместником игумена, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским утвержден в должности игумена русского афонского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года. В 2006 г. по афонской традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму.

17 октября 2013 г., во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения патриаршего наперсного креста.

Несмотря на столь преклонный возраст (почти 99 лет), старец Иеремия и сейчас не только неустанно несет молитвенный подвиг, но и по-прежнему продолжает заботиться об обители, и даже готовится вместе с братией Свято-Пантелеимонова монастыря отметить юбилей 1000-летия русского монашества на Святой Горе, который будет праздноваться в 2016 году.

В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания.

Без малого 40 лет отец Иеремия не покладая сил трудится над возрождением Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. И нынешний расцвет русской святогорской обители – это результат его многолетних и неустанных трудов, забот и молитв.

Благодаря усилиям старца Иеремии Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь до наших дней свято хранит древние афонские уставы, совершая непрестанную молитву ко Господу о спасении нашего грешного мiра. Обитель остается как бы нетронутым «уголком Святой Руси», где до сих пор в чистоте и непорочности сохраняются и блюдутся духовные традиции как Святой Горы, так и Святой Руси. Пребывая в монастыре, молясь на ночных богослужениях, общаясь со старцем Иеремией и другими подвижниками обители, по свидетельствам многих паломников, их не покидало ощущение, что они как бы переместились в «иное время»...

Это действительно так, поскольку в Свято-Пантелеимоновом монастыре, благодаря стараниям игумена обители, все насельники обязаны нести нелегкий труд непрестанного молитвенного делания. И эти молитвы русских афонских монахов преображают и защищают не только обитель, но и их Родину, и весь мiр, обеспечивая над ними своего рода благодатный покров.

Поэтому и к подвижникам Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря вполне применимы слова нашего великого писателя Ф.Достоевского о том, что этот мiр до сих пор еще держится лишь благодаря тайным подвигам немногочисленных старцев, сокрыто от мiра, денно и нощно в глубине сердца возносящих свою сугубую молитву ко Господу и вымаливающих у Него наши грехи и отступления.

Сергей Шмель,
паломник