Развитие ссср в 1980 1990 годах кратко. г

В чем заключались предпосылки реформ в СССР в середине 1980-х гг.?

Предпосылки:

Экономические. Развивались кризисные явления в социально-экономической системе СССР. Советская экономика окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Кризисная ситуация сложилась в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть в начале 80-х гг.). В последние десятилетия СССР и Россия в его составе резко отстали по мировым показателям продуктивности сельского хозяйства. Практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Застой в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете.

Политические. В 1965–1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялись ее неэффективность и порочность в результате таких черт, как коррупция, протекционизм и др. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие, больные лидеры.

Социальные. Обозначился кризис в социальной сфере. К середине 1980-х гг. прекращается рост жизненного уровня. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Отчуждение от политической власти, средств производства, а фактически и от гражданских прав привело к социальной апатии в обществе.

Внешнеполитические. Холодная война нанесла удар по идее естественных союзников, выдвинув в США на первый план концепцию империи зла, в СССР - тезис о кровавом империализме. Холодная война, сложившаяся биполярная система во главе с СССР и США, вылились в соперничество двух стран и непрерывную, изматывающую гонку вооружений.

К середине 80-х гг. экономическая несостоятельность великодержавных претензий Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства третьего мира.

Какие социально-экономические и политические процессы в мире оказали влияние на выбор путей развития СССР в 1980-е гг.?

Развитие информационно-коммуникационных технологий

Глобализация

Развитие технологий в ВПК западных стран, принятие программы «звёздных войн» в США

1. Назовите новые явления, проявившиеся в развитии мирового сообщества в 1980-е гг.

Развитие информационно-коммуникационных технологий, распространение компьютеров

Качественные изменение в промышленности (роботизация производства)

Качественный рост роли интеллектуального труда в информационной сфере

Развитие интеграционных процессов в мире, глобализация

2. Охарактеризуйте социально-экономическое положение СССР к середине 1980-х гг. В чем заключались кризисные явления в идейно-политической жизни СССР?

Экономика СССР отставала от экономик ряда развитых стран, особенно в развитии компьютерных информационных систем. В системе хозяйства преобладающая роль принадлежала добывающей и топливной промышленности.

Экономика предельно милитаризирована.

Трудности в сельском хозяйстве и производстве товаров массового потребления, отсталость легкой промышленности. К середине 1980-х гг. прекращается рост жизненного уровня.

В идейно-политической жизни кризисные явления проявились в том, что в общественном сознании разрыв в уровне потребления с Западом становится главным критерием сравнения двух общественных систем и главным направлением критики советских порядков.

3. Раскройте положительные и отрицательные черты китайской и чехословацко-венгерской моделей модернизации.

Суть китайской модели в изменении экономического устройства при сохранении жесткого политического контроля со стороны коммунистической партии.

Чехословацко-венгерская модель включала в рыночную систему все народное хозяйство, а также проведение политических реформ. Обе модели предполагали движение в сторону рыночных отношений.

Недостатком китайской модели являлось то, что она рассчитана на более простое народное хозяйство, чем то, которое было в СССР, и на меньший уровень потребления.

Недостатком второй модели было то, что она соединяла в себе черты социализма и капитализма, и являлась, таким образом, противоречивой. Однако, более отвечала советским реалиям, чем китайская. Она опиралась на тезис невозможности решения всех экономических проблем из единого центра.

4. Каковы итоги политической деятельности Ю.В. Андропова?

Ю.В. Андропов признал наличие и нерешенность многих проблем. Предпринимал меры по искоренению коррупции, выступал за сохранение и обновление системы, за её очищение. Поощрял усилия ученых по поиску обновления существовавшей системы. При нем была начата разработка экономической программ «ускорения социально-экономического развития страны». Тем не менее, к середине 1980-х целостной программы реформ не было создано.

2. Подумайте, какие мероприятия в политической, экономической сферах могли бы вывести страну из кризиса.

Развитие компьютерных, коммуникационных технологий

Обеспечение населения необходимыми товарами массового потребления путем развития легкой промышленности, усовершенствования логистики. Возможно, передача части производства товаров массового потребления частному производству (например, артелям)

Снижение идеологического гнета

Борьба с коррупцией

Повышение трудовой дисциплины путем дифференцированной системы оплаты труда

Небольшое снижение расходов на ВПК

3. Почему активность в обновлении страны снизу значительно уступала активности сверху.

К середине 1980-х гг. в обществе процветала социальная апатия, увеличивалась алкоголизация населения. Все это было следствием необеспеченности достаточным уровнем потребления. Становится очевидным разрыв в уровнях благосостояния подавляющей массы населения и партийно-хозяйственной номенклатуры.

4. Обсудите с одноклассниками причины ограниченности советской экономической системы. Была ли, на ваш взгляд, советская система способна к самопреобразованию? Ответ аргументируйте.

Причины ограниченности:

Чрезмерная милитаризация экономики, отсталость остальных отраслей, прежде всего, обеспечения населения продовольствием и товарами массового потребления;

Ставка на добывающую и топливную промышленность;

Чрезмерный идеологический контроль;

Чрезмерная централизация.

Но несмотря на это, советская система была способна к самопреобразованию, об этом свидетельствует поиск путей преобразования с начала 1980-х гг., привлечение к этому процессу ченых. Но этому препятствовала сложившаяся система геронтократии, когда в страной управляли старые люди, уже не понимающие новых реалий, с инерционным мышлением, хотя с самого своего основания Советский Союз должен был быть государством новаторским, прорывным, молодым по духу.

5. Используя дополнительные материалы, охарактеризуйте политическую деятельность Н.И. Рыжкова, Е.К. Лигачева, А.Н. Яковлева, Э.А. Шеварнадзе.

Н.И. Рыжков - с 22 ноября 1982 года по 15 октября 1985 года - Секретарь ЦК КПСС, одновременно - заведующий Экономическим отделом ЦК КПСС. С 27 сентября 1985 года по 14 января 1991 года - Председатель Совета Министров СССР. Н. Рыжков находился на должности Председателя Совета министров СССР с начала Перестройки, когда были заложены основы изменений в хозяйственной и экономической жизни страны. Заметно сократилось обновление основных фондов, производство средств производства и отчетливо возросла дифференциация доходов групп населения, приведшая к изменению масштаба цен уже в 1988 году. Таким образом, в период его руководства были созданы предпосылки для системного кризиса экономики в 1991-98 гг. По воспоминаниям коллег, причина лежит в его недостаточной компетентности и отсутствии необходимой квалификации, что регулярно приводило к манипулированию им со стороны его помощников. Н.И. Рыжков внёс значительный вклад в организацию работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Е.К. Лигачев. В 1983 году назначен заведующим отделом ЦК КПСС (1983-1985). 26 декабря 1983 года был избран секретарем ЦК КПСС. В апреле 1985 года избран членом Политбюро ЦК КПСС.

С сентября 1988 по 1990 год - председатель Комиссии ЦК КПСС по вопросам аграрной политики.

В 1989-1992 годах - народный депутат СССР.

В марте 1985 года поддержал кандидатуру М.С. Горбачева на должность Генерального секретаря ЦК КПСС. В 1985-1988 годах, являясь секретарем ЦК КПСС по идеологии, фактически был вторым человеком в партии и государстве. До 1988 года являлся одним из инициаторов и проводников Перестройки. После 1988 года, когда в стране начались запущенные Перестройкой разрушительные процессы, неоднократно выступал с критикой методов и темпов осуществления социально-экономических и политических реформ в СССР.

А.Н. Яковлев. В 1984 году Яковлев был избран депутатом Верховного Совета СССР. Летом 1985 стал заведующим отделом пропаганды ЦК КПСС. В 1986 стал членом ЦК КПСС, секретарем ЦК, курирующим вопросы идеологии, информации и культуры, на июньском (1987 года) пленуме - членом Политбюро, в 1989 - народным депутатом СССР. В мае 1983 года был назначен директором Института мировой экономики и международных отношений.

В период руководства Яковлева (1983-1985) институтом была направлена записка в ЦК КПСС о целесообразности создания в СССР предприятий с участием иностранного капитала, а в Госплан СССР - записка о надвигающемся экономическом кризисе и углубляющемся отставании СССР от развитых западных стран.

Летом 1985 года Яковлев стал заведующим отделом пропаганды ЦК КПСС. В 1986 году был избран членом ЦК КПСС и стал секретарём ЦК, курировавшим совместно с Е.К. Лигачёвым вопросы идеологии, информации и культуры. Выступал за всемерное развитие связей с западными странами, а также со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока, в частности, и с Израилем.

Способствовал восстановлению отношений между советским государством и Русской православной церковью.

На XIX Всесоюзной конференции КПСС возглавил комиссию, подготовившую резолюцию «О гласности».

С октября 1988 года - председатель Комиссии Политбюро ЦК по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 1930-1940-х и начала 1950-х годов.

По словам Генерального прокурора СССР (1988-1990) Александра Сухарева, Яковлев желал как можно большее количество заключенных записать в репресированных по политическим мотивам, не разбираясь, за что на самом деле они отбывали заключение.

После 1991 года призывал к суду над большевистским режимом.

Э.А. Шеварнадзе. В 1985-1990 годах - Министр иностранных дел СССР. С 1978 по 1985 год - кандидат в члены, с 1985 по 1990 годы - член Политбюро ЦК КПСС, с 1976 по 1991 год - член ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР (1974-89 гг.).

На посту министра иностранных дел сыграл значительную роль в улучшении отношений СССР с западным миром, за что завоевал большую популярность на Западе наравне с Горбачевым. В то же время, представители консервативно-патриотического лагеря в руководстве страны и в обществе обвиняли его в чрезмерной уступчивости и сдаче национальных интересов.

В сентябре 1987 года совершил визит в США, в ходе которого сторонам удалось договориться о начале полномасштабных двухсторонних переговоров по ограничению, а затем прекращению ядерных испытаний. В ходе визита он подписал соглашение о создании центров по уменьшению ядерной опасности. Находясь в январе 1988 года с рабочим визитом в ФРГ, Шеварднадзе достиг договорённости о продлении на 5 лет Соглашения о развитии и углублении долгосрочного сотрудничества в области экономики и промышленности.

20 декабря 1990 года с трибуны IV Съезда народных депутатов СССР заявил о своей отставке «в знак протеста против надвигающейся диктатуры» и в том же году вышел из рядов КПСС.

В декабре 1991 года Шеварднадзе одним из первых среди руководителей СССР признал Беловежское соглашение и предстоящее прекращение существования СССР.

Шеварднадзе являлся одним из соратников Горбачёва в проведении политики перестройки, гласности и разрядки международной напряженности.

6. Вспомните, в чем заключалась ленинская концепция социализма. Выскажите свое отношение к мнению историка и политолога Д.А. Волкогонова о том, что «трагизм советской истории был предопределен ленинским экспериментом».

Ленинская концепция социализма заключалась в возможности построения социалистического государства в аграрной стране, в которой класс рабочих составляет незначительную часть населения. Я считаю, что Волкогонов в целом прав, т.к. Ленин, хотя и был великим теоретиком, слабо представлял реалии огромного государства и тех проблем, которые стояли перед страной и обществом.

Разрядка международной напряженности. СССР и страны Запада.

Со второй половины 1960-х годов в отношениях СССР с западными странами начинается т.н. разрядка напряженности, которая явилась следствием достигнутого к тому времени стратегического паритета США и СССР. Такой паритет не предусматривал победы одной из сторон в гипотетической ядерной войне.

Стороны начали делать шаги навстречу друг другу. В 1969 г. Запад поддержал предложение стран о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Весной 1971 г. на XXIV съезде КПСС была принята так называемая «Программа мира», в которой содержался призыв к . В 1970 г. в договоре межу СССР и ФРГ были признаны окончательными послевоенные границы в Европе. Аналогичные договоры ФРГ заключила с Польшей и Чехословакией. В 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В мае 1972 г. СССР и США заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 5 лет (договор ОСВ-1). Он устанавливал для обеих сторон ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ракет, а также ракет, запускаемых с подводных лодок. Однако этот договор не остановил увеличение ядерных зарядов у каждой из сторон.

В ноябре 1974 г. сторонам удалось договориться о новом соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Этот договор должен был регулировать предельные рамки по более широкому спектру вооружений. Подписание договора намечалось на 1977 г., однако не состоялось из-за появления в США нового типа вооружений («крылатых ракет»), на которые американская сторона отказывалась устанавливать ограничения.

Тем не менее, плодотворное развитие сотрудничества между СССР и США сделало возможным совместный космический полет в июле 1975 г. двух кораблей — «Союза» и «Аполлона». В 1976 г. заключен советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных испытаниях в мирных целях.

Годом ранее, в 1975 г. главами 33 государств Европы, а также лидерами США и Канады был подписан . Он устанавливал, что впредь взаимоотношения стран участниц Совещания будут определяться рядом таких принципов, как суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод.

Однако СССР видел ключевую роль Акта в признании границ в Европе, а западные страны - в соблюдении прав человека в Советском Союзе и странах Восточной Европы. После начала западной кампании в защиту прав человека и войны в Афганистане в 1979 г. политика разрядки была свернута.

Политика в отношении стран Азии и Африки

Отношения с азиатскими и африканскими странами определялись стремлением Москвы приобрести новых союзников, наладить взаимовыгодное сотрудничество с ними. Советский Союз выступил на стороне Египта и Сирии в «семидневной войне» с Израилем в 1967 г., способствовал погашению военного конфликта на Ближнем Востоке в 1973 г., поддерживал Индию в ее конфликтах с Пакистаном.

В отношениях с развивающимися странами СССР отдавал приоритет странам, взявшим курс на развитие социализма (Кампучия, Лаос, Сомали, Мозамбик, Ангола, Никарагуа), которые получали от Москвы экономическую и военную помощь. Союзнические отношения были установлены у СССР и с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия), выступавшими против США. Точно такую же политику вел и Вашингтон, поддерживавший режимы антикоммунистической и антисоветской ориентации.

СССР и социалистические страны

Отношения СССР с соцстранами в этот период переживали не лучшие времена. Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР, избравшие социалистический курс, при этом действовали без оглядки на Москву. Едва ли не самые конфликтные отношения сложились именно с Китаем. В июле 1964 г. заявил, что «примерно сто лет назад район к востоку от Байкала стал территорией России, и с тех пор Владивосток, Хабаровск, Камчатка и другие пункты являются территорией Советского Союза. Мы еще не предъявляли счета по этому реестру». Вскоре был оглашен список претензий на 1,5 млн.кв. км. В марте 1969 г. произошли на реке Уссури, а затем и на других участках советско-китайской границы. Всего было около 500 инцидентов, в которых участвовали 2,5 тыс. китайских военных и гражданских лиц. С осени 1969 г. начаты переговоры по пограничным спорным вопросам, которые ни к чему не привели. В дальнейшем о. Даманский фактически остался китайским, а де-юре был закреплен за Китаем только в марте 1992 г.

СССР оказывал поддержку в его борьбе за объединение страны против проамериканского южновьетнамского режима. В феврале 1965 г. правительство СССР заявило, что «советский народ выполнит свой интернациональный долг в отношении братской социалистической страны». Помощь вооружением и специалистами оказывалась Северному Вьетнаму более 10 лет, вплоть до поражения южновьетнамского режима. Война, начавшаяся в 1964 г., закончилась вступлением северовьетнамских войск в Сайгон в апреле 1975 г. и провозглашением Социалистической Республики Вьетнам в июле 1976 г.

Мировая система социализма испытывала большие потрясения и в Восточной Европе. В декабре 1967 г. во главе коммунистической партии ЧССР встал . В апреле 1968 г. в Чехословакии была принята программа, предусматривавшая экономические и политические перемены. Однако уже к лету в стране явственно обозначились признаки общественно-политического кризиса. Компартия Чехословакии теряла власть в стране, ей не подчинялись СМИ, вырисовывалась реальная перспектива поражения компартии на выборах в Национальное собрание. В Москве и в столицах других стран Варшавского блока увидели в этом угрозу и для социализма в своих странах. Как результат в августе 1968 г. войска СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии были введены в Чехословакию. была подавлена, но эти события усилили раскол в «социалистическом лагере». Так, из Организации Варшавского договора вышла Албания. Впрочем, после событий в Чехословакии была подписана серия межгосударственных договоров и соглашений между социалистическими странами, что укрепило их экономическую и военную интеграцию, а также роль СССР в этом содружестве.

Нарастание международной напряженности. Гонка вооружений

В июне 1979 г. во время встречи в Вене Л.И. Брежнева и президента США Дж. Картера договор ОСВ-2 был все-таки подписан. Он ограничивал у сторон на период до 1985 г. количество ядерных вооружений всех видов.

В 1978 г. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронных боеприпасов, приостановленную в том же году из-за возмущения европейской общественности. Но в декабре 1979 г. на сессии НАТО было принято решение о размещении в Западной Европе крылатых ядерных ракет среднего радиуса действия (Першинг II) и крылатых ракет «Томагавк», способных достигать территории Советского Союза за несколько минут.

Администрация президента США Р. Рейгана была настроена резко антисоветски. В 1982 г., предпринимая новое пропагандистское наступление против СССР, Рейган провозгласил «всемирную демократическую революцию», которая «сметет марксистско-ленинские режимы на свалку истории». В том же году вышла директива Рейгана по защите национальной безопасности, провозглашавшая, что цель политики США подрыв сырьевого комплекса СССР. Другая директива, принятая в 1983 г., предусматривала дополнительное финансирование оппозиционного движения в странах Восточного блока.

В 1983-1984 гг. новые американские ракеты были размещены на территории ФРГ, Великобритании и Италии. СССР в свою очередь разместил в Чехословакии и ГДР свои новые ракеты среднего радиуса действия РСД-20 или СС-20. Таким образом, европейская разрядка была сломана, гонка вооружений ускорилась. Она ложилась тяжелым бременем на советскую экономику, усугубляя негативные тенденции ее развития. С конца 1970-х гг. СССР начал постепенно отставать от США по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось с появлением у американцев крылатых ракет и стало еще более очевидно после обнародования в марте 1983 г., в нарушение Договора по ПРО 1972 г., программы стратегической оборонной инициативы (СОИ). Другим «источником разорения» СССР становилась помощь развивающимся странам.

Обострение «холодной войны». Война в Афганистане

В конце 1970-х - начале 1980-х гг. возросли противоречия в отношениях СССР с его союзниками по Организации Варшавского договора, в особенности с Польшей. В конце 1970-х гг. там разразился социально-экономический и политический кризис. В 1980 г. рабочий профсоюз организовал ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения экономических и политических реформ. Правительство было вынуждено пойти на уступки. В то же время избранный первым секретарем ЦК ПОРП генерал В. Ярузельский ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в Польше. «Солидарность» была запрещена, антиправительственные силы ушли в подполье, но кризис преодолеть не удалось.

Негативным по своим последствиям оказалось решение Политбюро об оказании помощи Народно-демократической партии Афганистана, пришедшей к власти в 1978 г. Руководители СССР решили не упускать возможности расширения социалистического содружества. По просьбе Х. Амина в декабре 1979 г. . 27 декабря того же года с помощью советского спецназа в Кабуле был совершен переворот, и к власти в Афганистане пришел Б. Кармаль. На стороне последнего советские войска были втянуты в гражданскую войну. «Интернациональная помощь» афганскому народу растянулась на 10 лет. Она обернулась для СССР ежегодными расходами в 3-4 млрд. долларов, гибелью 14,5 тыс. советских солдат.

Западные страны объявили научно-технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. Координационный комитет по экспортному контролю ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий. Следствием широкой антисоветской кампании, развернутой на Западе, стал и отказ сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом в 1979 г. договор ОСВ-2, бойкот XXII Олимпийских игр в Москве и ответный бойкот соцстранами XXIII Олимпиады 1984 г. в США. Антисоветская кампания в США особенно усилилась в связи со сбитым в ночь на 1 сентября 1983 г. над Сахалином южнокорейским «Боингом», принятым за американский самолет-разведчик. Тон кампании задал президент США Р. Рейган, который назвал Советский Союз «империей зла». Осложнение внешнеполитических условий развития, неблагоприятная конъюнктура для нашей страны, складывавшаяся на мировом экономическом рынке, ускорили нарастание в ней кризисных явлений.

Председателем Совета министров были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.

Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.

На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.

В 1972 г. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.

Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований.

Система отторгала все инициативы снизу оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.

Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство.

Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.

В 70-е гг. приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления.

В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии.

Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.

В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в агропромобъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 г. создали ГосАгроПром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40%. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.

Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры. С другой - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.

Однако, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.

Конец 1970-х-- первая половина 1980-х гг. стали временем нарастания и обострения системного кризиса тоталитарного социализма.

Кризис назревал в:

  • -- экономике;
  • -- политике;
  • -- международных отношениях.

Двумя главными проблемами экономики СССР в конце 1970-х -- начале 1980-х гг. были:

  • -- неспособность командно-административной системы удовлетворить элементарные экономические нужды страны (тотальный дефицит товаров, их низкое качество, временами -- отсутствие продовольствия);
  • -- наметившееся отставание СССР от развитых стран мира.

В 1960 -- 1980-е гг. в странах Запада произошла технологическая информационная революция. Началась компьютеризация. Если в 1930-е гг. все решала тяжелая промышленность, то в 1960 -- 1980-е гг. все стали решать высокие технологии. В СССР высокие технологии имелись в ВПК, космонавтике, но в остальных сферах они отсутствовали. В СССР почти не было компьютеров, которые на Западе были почти у каждого; даже в 1980 г. на большинстве заводов имела место ручная сборка, в то время как в ведущих государствах все было автоматизировано. Низкие стандарты были в машиностроении, других сферах. При таком развитии СССР рисковал отстать от остального мира на 30 -- 50 лет.

Другой проблемой стал острый политический и нравственный кризис:

  • -- начавшееся при Л.И. Брежневе оздоровление партаппарата остановилось в середине 1970-х гг.;
  • -- началось «прирастание» аппаратчиков к своим должностям от Генерального секретаря до секретаря парткома;
  • -- произошло духовное перерождение партаппарата -- практически исчезла вера в коммунистические идеалы, появились ярко выраженные корыстные интересы, цинизм;
  • -- постепенно от дел стал отходить сам Л.И. Брежнев. Тяжело больной Л.И. Брежнев после принятия Конституции СССР 1977 г., начиная с 1978 г. несколько раз подавал в отставку, однако не был отпущен на пенсию своим окружением, которое не желало нарушения сложившегося баланса сил. В результате страна практически осталась без лидера и развивалась на самотек;
  • -- в СССР разрасталась коррупция, особенно в национальных республиках;
  • -- в Грузии, Азербайджане, Узбекистане, иных республиках, Москве сложился класс подпольных дельцов («цеховиков»); происходило сращивание криминального бизнеса и партийной элиты;
  • -- в самом обществе царили пессимизм и двойная мораль. Системный кризис тоталитарного социализма выплескивался и за пределы СССР.

В 1968 и 1980 гг. в двух наиболее «благополучных» социалистических странах -- Чехословакии и Польше -- произошли массовые антисоветские и антикоммунистические выступления. Особенно болезненным для СССР стал кризис в Чехословакии.

  • -- в январе 1968 г. к власти в ЧССР пришло новое руководство во главе с Александром Дубчеком;
  • -- новое руководство провозгласило своей целью построение «социализма с человеческим лицом» и начало реформы;
  • -- в ходе реформ начались переосмысление социализма, раскрепощение народа; у значительной части чехословацкого общества -- разочарование в социализме сталинско-брежневского типа;
  • -- часть руководства Чехословакии и часть общества заняли радикальную позицию -- выход из Варшавского договора, максимальное удаление от СССР, объединение с западной цивилизацией; по стране начали распространяться антисоветские и антикоммунистические настроения;
  • -- несколько раз руководство СССР пыталось вынудить чехословацкое руководство «навести порядок», подписывались различные документы, однако процессы в Чехословакии уже были неподвластны руководству А. Дубчека -- повернуть их вспять оно не могло и не хотело;
  • -- в ночь на 21 августа 1968 г. армии СССР и стран Варишвского договора (кроме Румынии) вторглись в Чехословакию и заняли территорию страны;
  • -- армия Чехословакии не оказала никакого сопротивления, хотя имелись жертвы в результате столкновений молодежи и войск;
  • -- в итоге под давлением войск в 1969 г. к власти в ЧССР пришло новое пробрежневское руководство во главе с Г. Гусаком, реформы А. Дубчека прекращены, ЧССР возвращена в «социалистический лагерь».

В 1980 -- 1981 гг. в Польше начались массовые антиправительственные выступления, которыми руководил рабочий профсоюз «Солидарность» под руководством Леха Валеты. Польское руководство подавило беспорядки собственными силами. В декабре 1981 г. в Польше бьию введено военное положение, начались репрессии.

Несмотря на кризисы в соцстранах, СССР предпринял попытку экспортировать социализм. 27 декабря 1979 г. СССР, сделав ставку на одну из марксистских афганских группировок во главе с Бабраком Кармалсм, ввел войска в Афганистан и попытался вместе с афганскими коммунистами (партия НДПА) построить в феодальном Афганистане просоветское социалистическое общество. Данная политика привела к 10-летней полномасштабной войне 1979 -- 1989 гг., которая стала дестабилизирующим фактором в СССР, унесла жизни более 15 тыс. советских солдат, привела к резкому охлаждению обстановки в мире.

Война в Афганистане привела к новому витку холодной войны:

  • -- нормальные советско-американские отношения были прерваны на 6 лет;
  • -- большинство капиталистических стран во главе с США бойкотировало Олимпиаду 1980 г. в Москве;
  • -- в ответ на это в 1984 г. СССР и социалистические страны бойкотировали Олимпийские игры в США, Лос-Анджелесе;
  • -- в 1983 г. США начали развертывание новых ракет средней дальности в Европе;
  • -- президент США Р. Рейган провозгласил СССР «империей зла» и- объявил о создании в будущем «космического щита» -- системы противоракетной обороны, которая бы сбивала советские ракеты из космоса (программа "звездных войн");
  • -- в 1983 г. СССР сбил южнокорейский пассажирский самолет, вторгшийся в советское воздушное пространство, который был принят за самолет-разведчик.

Проходившая гонка вооружений, разрушавшая бюджет СССР, превышала всякий здравый смысл.

Ядерные арсеналы во много раз превышали необходимое количество. Например, в 1983 г. один только город Киев в случае войны должен бы был подвергнут 40 ядерным ударам одновременно, когда для полного уничтожения города было достаточно 1 -- 2 ядерных ракет. Аналогичные планы существовали в отношении других городов. Мир стоял на пороге глобальной ядерной катастрофы.

После смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. в СССР была предпринята попытка реформ. Данные реформы связаны с именем Юрия Владимировича Андропова (1914 -- 1984), бывшего в 1956 г. послом СССР в восставшей Венгрии, председателем КГБ в 1967 -- 1982 гг. и избранного новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1982 г. Реформы Андропова имели поверхностный, косметический характер. В основном они касались наведения дисциплины и порядка в стране, преследования теневого бизнеса. В частности, было инициировано «хлопковое дело», по которому в крупных хищениях хлопка были обвинены ряд высших руководителей Узбекистана. Начавшиеся реформы прервались преждевременной смертью тяжело больного Ю.В. Андропова в начале 1984 г.

Новый лидер партии и СССР -- престарелый Константин Устинович Черненко (1911 -- 1985) -- также провозгласил реформы. Черненко был первым, кто объявил о начале в СССР «перестройки» и ввел в оборот данный термин. Однако на это мало кто обратил внимание. На деле началась только реформа школы 1984 г., других каких-либо значимых реформ не проводилось. Как и Ю.В. Андропов, К.У. Черненко в период нахождения в должности Генерального секретаря ЦК КПСС в силу крайне плохого здоровья был практически недееспособен.

Через 1 год и 1 месяц после своего избрания, 10 марта 1985 г., К.У. Черненко скончался после тяжелой продолжительной болезни. Через несколько часов, 11 марта 1985 г., новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в спешном порядке был избран 54-летний М.С. Горбачев, который был на 20 лет младше своих предшественников. В СССР началось время перемен.

Несмотря на то, что 70-е гг. были благоприятными с точки зрения естественных приростов трудоспособного населения, именно в этот период обострился дефицит рабочей силы, поскольку огромные капиталовложения как нарочно бросались не на замещение устаревшей техники и оборудования, а на возведение стен для давно устаревших технологических установок и машин. С упорством, достойные лучшего применения, создавались в крупнейших городах рабочие места под работников с низкой квалификацией. По стране пошло гулять расхожее московское слово - “лимитчик”. Дефицитность трудовых ресурсов в условиях административно-командной системы заставляла предприятия накапливать этот “ресурс” впрок. В 1971-1978 гг. в промышленности было создано более 3 млн. новых рабочих мест, которые оставались вакантными. Зато значительная часть рабочих обслуживала физически и морально устаревшую технику. Поэтому хотя и происходило некоторое сокращение удельного веса работников, занятых ручным трудом, их абсолютная численность продолжала расти.

Десятая пятилетка, скорее для самоуспокоения, была провозглашена “пятилеткой эффективности и качества”. Однако все шло наоборот. Вместо всемерной экономии изо всех сил поддерживались пропорции 30-50-х гг. Ставка делалась на закупки по импорту промышленного оборудования и товаров ширпотреба в обмен на экспорт энергоносителей из невозобновляемых источников. При этом недальновидно рассчитывали на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру.

Культурное развитие.

Период двадцатилетнего руководства страной Л. И. Брежневым управление наукой и культурой в СССР обрело внешне демократические формы, однако большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, а все решения были заранее подготовлены и согласованы с парторганами. Под лозунгом "неуклонного повышения уровня жизни советских людей" росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев, театров, библиотек и т.д., но качественных изменений в развитии культуры и науки не происходило. С конца 1960-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования. Все больше талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявлялись в реабилитации сталинизма. В 1970-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. С конца 1960-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева, В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по "повышению авторитета" главы партии и государства Вместе с тем проблемы идеологии и организации научной и культурной жизни в стране постепенно усложнялись растущими экономическими трудностями.

В это время широкое распространение получили новые средства связи и коммуникации, способы передачи информации: радио и телевидение (цветное с конца 1960-х гг.), аудио- и видеокассеты. Все это расширило возможности доступа широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры. Становилось ясно, что самый передовой строй отстает от стандартов жизни "загнивающего капитализма". Единственным ответом советских идеологов на новые явления в культуре и науке была основанная на догмах марксизма-ленинизма критика "буржуазных концепций". Несмотря на отчаянные попытки советского руководства "догнать и перегнать Запад" в области развития науки и культуры, материальных средств на это явно не хватало. И хотя расходы в СССР на социально-культурные нужды с 1970 по 1985 г. возросли более чем в два раза, доля затрат государства на такие отрасли, как наука и просвещение, неуклонно снижалась. Действовал принцип остаточного финансирования культурного строительства. В результате большинство объектов социально-культурной сферы превращалось в "долгострой", десятилетиями не реставрировались памятники архитектуры и искусства, приходили в упадок крупнейшие хранилища культурных и духовных ценностей - библиотеки, музеи, заповедники и др.

Вывод к теме 1.1:В результате выполненной работы, мы определили основные тенденции развития СССР к 1980 годам. Внутреннюю и внешнюю политику, культурное развитие народов Советского Союза.

горбачёв политика советский


Перестройка в общественно-политической жизни

С середины 80-х гг. в СССР стали происходить серьезные изменения, затронувшие все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества. Термин «перестройка» появился в политической лексике в 1985г. Одни видели в перестройке контрреволюционный переворот и предательство по отношению к Октябрю и социализму; другие – возможность развития России в русле мировой цивилизации; третьи – наступление «смутного» времени и гибель огромной страны; четвертые – возможность возврата на естественноисторический путь развития, прерванный в 1917г.

Неэффективность экономики, деформация общественно-политической жизни, социальная апатия населения вызвали глубокую озабоченность в руководстве страны. Предпринимались меры с целью преодоления негативных явлений в экономике и политике. В официальных документах декларировалась необходимость борьбы с взяточничеством и спекуляцией. В них содержались призывы к преодолению перекосов в распределительной сфере. Но реальных шагов по оздоровлению экономики не осуществлялось.

После смерти Л. И. Брежнева (ноябрь 1982г.) в высших эшелонах власти вновь началась борьба за лидерство. О ее остроте свидетельствует тот факт, что дважды за короткий срок на посту генерального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физические и немощные и уже в силу этого заведомо «временные» как руководители правящей партии: с ноября 1982г. – Ю. В. Андропов, а после его смерти в феврале 1984г. – К. У. Черненко (в момент избрания генсеком ему было более 80 лет; умер 1985г.)

Первый из них, коммунист – консерватор по убеждениям и многолетний шеф КГБ, был одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившей кризисом всей системе. Широкий резонанс в обществе вызвали действия нового генсека, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялись от работы руководители ряда министерств, не обеспечивающих запросы народного хозяйства либо уличенные во взяточничестве (например, министр внутренних дел Н. А. Щелоков).

Второй генсек, личный друг и соратник Л. И. Брежнева, начал с того, что пригласил на пленум ЦК около полусотни разжалованных Андроповым высокопоставленных аппаратчиков. Вновь по всей стране зазвучали фанфары о небывалых успехах социализма и «зримых ростках коммунизма». Надо заметить, что Черненко не только не стремился к проведению в стране каких либо реформ, он просто не успел ничего сделать, сыграв лишь эпизодическую роль.

В марте 1985г. После кончины Черненко новым генсеком был избран М. С. Горбачев. Председателем Совета Министров СССР стал Н. И. Рыжков. Начался новый и последний этап в истории Советского Союза, получивший вскоре название «перестройка».

В этот период положение страны было неоднозначным. Это было самое крупное по территории государство мира (занимающее 1 / 6 часть обитаемой суши). Согласно переписи 1989г., население СССР составило 286,7 млн. человек, в городах страны проживало примерно 67% населения, в сельской местности – 33%. На протяжении 80-х гг., как и в 60-70-х гг., происходил процесс опережающего роста неславянского населения, прежде всего в республиках Средней Азии и Азербайджане. Если количество русских, украинцев и белорусов увеличилось с 1979г. В среднем на 6%, то узбеков, таджиков и туркмен – от 34 до 45%.

К 80-м гг. Советский Союз достиг нового технического уровня, развились отрасли промышленности (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировались и действовали единые энергосистема, транспортная система, система автоматической связи, нефте - и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако административно-командная система управления, практика планирования и опека директивных органов над предприятиями сохранялись.

Перехода от экстенсивного экономического развития к интенсивному не происходило. Научно-технический прогресс действовал вяло. Недооценивались кооперативные формы ведения хозяйства. Ослаб экономический контроль за использованием форм собственности. Грубые просчеты были допущены в экономической политике.

Курс на повышение доходов населения, рост его образования и улучшения жилищных условий способствовал развитию потребностей, повышению спроса на новые, более качественные товары и предметы потребления. Однако производство товаров народного потребления, организация снабжения продовольствием, развитие сферы услуг, торговли, транспорта, индустрии отдыха и культуры, медицинского обслуживания были на низком уровне. Возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.

Проводимая советским руководством со времен Ленина внешняя политика, направленная на конфронтацию с капиталистическими странами и имеющая конечной целью установление советского варианта социализма во всем мире, зашла в тупик, так как в ближайшем будущем СССР должен был потерять статус великой державы. Перед правящими кругами страны реально встала задача сохранения своей власти. Попытки «закручивания гаек», осуществленные во время короткого правления Андропова, показали свою безрезультатность. Идеи более глубокой реформации общественной жизни в СССР стали проявляться все отчетливее. КПСС стремительно теряла свою руководящую и организующую роль среди трудящихся.

В сложившихся условиях требовались перестройка и на ее основе создание качественно новой политической и общественно-экономической обстановки для значительного улучшения социальных условий жизни народа.

Апрель 1985г. Положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х гг. XІX в. Тогда потребность в частичной модернизации режима была осознана в результате поражения в Крымской войне, которая продемонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы над наполеоновской Францией. Теперь же причиной начавшегося «ремонта» стало отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу «звездных войн» убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно (о близости экономического кризиса говорит хотя бы такой факт: в 1971-1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в 8-й пятилетке – 41%, в 9-й – 28, в 10-й – 21, в 11 – 17%. Рост производительности труда в 8-й пятилетке был 37%, в 9-й – 25, в 10-й – 17%).

Но имелось и характерное отличие. Чтобы его показать, процитирую одного популярного в прошлом, но непопулярного ныне немецкого автора. В середине XІX в. он писал о России следующее: «При существовании политических условиях в стране не была возможна никакая иная административная система, кроме исключительно господствовавшей в ней и доведенной до предела бюрократической системы. Чтобы заложить основы более подходящей системы, Александр ІІ вынужден был вновь обратиться к идее освобождения крепостных. Ему пришлось бороться с двумя грозными противниками: с дворянством и с той самой бюрократией, которую он возымел намерение реформировать вопреки ее собственному желанию и которая должна была в то же время служить орудием выполнения его планов. Ему негде было искать поддержки, кроме как в традиционной и пассивной покорности инертной массы русских крепостных и купцов, которые до сего времени лишены были даже права задумываться над своим политическим положением. Чтобы сделать их поддержку реальной, он должен был создать нечто вроде общественного мнения и хотя бы подобие прессы. В связи с этим была ослаблена цензура и предоставлена возможность для вежливой, благонамеренной и весьма почтительной в выражениях дискуссии; была разрешена даже легкая и учтивая критика действий чиновников».

Это мысли Ф. Энгельса из его работы «Европа в 1858 году». Не правда ли, все очень похоже – с точки зрения методов? Но вот что касается целей… Если Александр ІІ поставил на повестку дня вопрос, решение которого могло коренным образом изменить всю систему общественных отношений, то новый генсек М. С. Горбачев поначалу лишь возрождал времена хрущевской «оттепели». Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему – существующая вполне устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспособить к новым – прежде всего международным – условиям. Отмена крепостного права даже в том варианте, который был реализован Александром ІІ, привела к существенному расширению «степеней свободы» для большинства населения Российской империи. Напротив, в первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек – ему отводилась непонятная роль «человеческого фактора».

Исходя из идеи «нового политического мышления», М. Горбачев и его сторонники убедили руководство страны в необходимости скорректировать идеологию марксизма – ленинизма в направлении признания приоритета общечеловеческих ценностей над всеми остальными – классовыми, национальными, государственными; конструктивное, равноправное взаимодействие государств и народов в масштабах всей планеты. Новая государственная концепция основывалась на новом осмыслении ХХ в., а ее суть сводилась к следующему. Вся предшествующая история развития человечества представляет собой историю развития отдельных регионов, а история ХХ столетия – это глобальная история. Динамизм процесс набрал во второй половине ХХ столетия, когда с мировым прогрессом все ужасы «дикого капитализма» начала ХХ в. ушли из жизни человечества.

Основные принципы «нового политического мышления» сводились к следующим:

Отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;

Объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;

Отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).

Реализация в жизнь принципов «нового политического мышления» привела к гибели мировой социалистической системы и самого мощного в истории Евразии Советского государства.

В политическом развитии страны можно условно выделить ряд этапов. Первый, с марта 1985г. по январь 1987г., проходил под лозунгом «больше социализма». Начались значительные изменения в руководстве КПСС. Ушли в отставку наиболее одиозные фигуры из окружения Л. И. Брежнева. Развернулась борьба с коррупцией, злоупотреблениями, сменялись дискредитировавшие себя партийные руководители на местах. За 1985-1986гг. было заменено свыше 60% секретарей райкомов и обкомов. К руководству КПСС пришли представители новой номенклатурной элиты: Е. К. Лигачев, Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев и др., понимающие необходимость проведения кардинальных политических и экономических преобразований. Началось переосмысление реального положения общества, переоценка исторического пути, пройденного страной, КПСС взяла на себя ответственность за деформации предыдущих этапов. Началась массовая реабилитация репрессированных деятелей партии и Советского государства, представителей интеллигенции, переосмысление их роли в истории страны. Вместе с тем политическая система общества оставалась неизменной, руководящая роль КПСС как единственной политической партии, авангарда всего народа, сомнению не подвергалась.

Уже в этот период начинаются разногласия среди самих сторонников перестройки. Руководящее ядро партии, сформировавшееся вокруг Горбачева, менее чем за два года оказалось расколото на противостоящие друг другу группы. Необходимость перемен осознавали все, но понимали эти перемены по-разному. Первый удар по авторитету Горбачева нанес секретарь Московского горкома партии Б. Н. Ельцин. В октябре 1987г. Он неожиданно выступил на Пленуме ЦК КПСС, посвященном предстоящему празднованию 70-летия Октябрьской революции с резко критической речью. Ельцин говорил о медлительности в осуществлении перестройки, критиковал политику секретариата партии и возглавившего его Лигачева, а также заявил о возникновении в партии «культа личности» Горбачева.

Выступление Ельцина показалось присутствующим крайне путанным и непонятным. Участники пленума единогласно его осудили. Ельцин был снят с поста секретаря Московского горкома. Но, как показало время, это выступление было важным политическим шагом. Видя, что экономика страны вступает в полосу потрясений, Ельцин обозначил свою позицию, отмежевавшись от Горбачева. Вскоре Ельцин превратился в лидера радикальных сторонников преобразований, приобрел ореол народного героя, и борца с бюрократией и партийными привилегиями.

Лидером другого направления в партии стал Лигачев. Он занимал пост второго секретаря ЦК КПСС и отвечал за кадровую политику партии. Лигачев также говорил о необходимости перестройки, ратовал за борьбу с коррупцией, за наведение порядка, дисциплины, но при этом выступал за сохранение основных параметров социалистической экономики, за сохранение в руках КПСС рычагов управления страной. Даже противники Лигачева признавали его честность, высокую нравственность, убежденность, но объективно его позиция становилась все более и более консервативной. Лигачев был одним из вдохновителей «антиалкогольной кампании», выступал в защиту социализма, против очернения исторического прошлого страны. По мере углубления преобразований он все более и более становился в оппозицию политике Горбачева.

Следующий этап, 1987 – 1988гг., можно охарактеризовать как проходящий под лозунгом «больше демократии», когда классовое понимание демократии было заменено общечеловеческим (либеральным). В этот период происходят кардинальные изменения в политической системе общества. В июне – июле 1988г. Прошла ХІХ Всесоюзная партийная конференция, определившая пути преобразований. Основным направлением провозглашалась передача власти от партийных органов Советам народных депутатов, обеспечение полновластия Советов всех уровней. Высшим органом власти в стране провозглашался Съезд народных депутатов СССР (в республиках – республиканские съезды). Съезд избирал из своего состава постоянно действующий, двухпалатный Верховный Совет СССР и его председателя. Соответственно республиканские съезды избирали Верховные Советы республик.

Конференция предложила проект нового закона о выборах, который был принят в декабре 1988г. Выборы впервые в истории советского общества стали альтернативами (из нескольких кандидатур). Отменялись всякие разнарядки при выдвижении кандидатур в депутаты (ранее соблюдалось пропорциональное представительство всех классов). Вместе с тем решения конференции носили половинчатый характер, обеспечивали сохранение власти в руках КПСС (одна треть депутатов съезда избиралась от общественных организаций – КПСС, профсоюзов, комсомола и др.; предусматривалось совмещение постов председателей Советов всех уровней и соответствующих партийных руководителей, при условии избрания их в эти Советы).

Если в экономике перестройка началась с постановки задач «ускорения», то в духовной и культурной жизни ее лейтмотивом стала «гласность». Вторая половина 80-х гг. ознаменовалась новыми веяниями в культуре. Уже в 1986г. Появляются первые литературные произведения, в которых поднимались острейшие проблемы развития страны, упадка нравственности, утраты морально-этических ценностей, нарастания бездуховности в обществе «застоя». После долгого периода удушения свободного слова повеяло свежим ветром. С началом реабилитации, возвращением в нашу историю имен политических деятелей, вычеркнутых из нее в годы сталинизма, возрастает интерес в литературе к нашему историческому прошлому. Появляются произведения, в которых переосмысливается наша история, раскрываются ее «белые пятна», по выражению того периода. Начинается публикация произведений, ранее недоступных советскому читателю, произведений, написанных «в стол».

В кинематографии событием стало появление фильма Т. Абуладзе «Покаяние». Советские зрители получили возможность увидеть работы мастеров мирового и отечественного кинематографа, ранее недоступные. Были извлечены из запасников и выставлены произведения художников авангардистов 20-х гг., ранее не экспонировавшиеся. Широкую известность получил новый русский авангард, ранее существовавший полуподпольно. Появилась возможность знакомства с творчеством эмигрантов: художника М. Шемякина, скульптора Э. Неизвестного. В стране стали возможны гастроли лучших исполнителей мира, эмигрировавших ранее из СССР: М. Ростроповича, В. Ашкенази, Г. Кремера и др.

«Гласность» замышлялась не более чем обновление скомпрометированной официальной идеологии; это движение шло поначалу под девизами: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!» и др. «Гласность» должна была по замыслу «архитекторов перестройки» способствовать укреплению «социализма с человеческим лицом», поэтому с самого начала она вовсе не означала свободу слова, это была полусвобода слова – разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало.

Как и во времена хрущевской «оттепели», даже умеренная критика сталинизма использовалась реформаторами в узкополитических целях – для обоснования правильности проводимого курса. Неудивительно, что главный идеолог партии Лигачев рассматривал попытки объективного прочтения истории на страницах печати как «кампанию очернительства», а лидер российских коммунистов Полозков требовал монополии КПСС на гласность. Лидеры партии были весьма обеспокоены тем, что критика сталинизма неизбежно вела к осуждению самой системы, сохранившейся со сталинских времен. В марте 1988г. в газете «Советская Россия» было помещено обширное письмо преподавательницы из Ленинграда Н. Андреевой под заголовком «Не могу поступиться принципами», в котором открыто осуждалось «заимствование на Западе» антисоциалистической по сути политики «гласности» и перестройки, сводимой, по мнению автора, к фальсификации «истории социалистического строительства», открытой ревизии марксизма-ленинизма в его сталинской редакции. Андреева призывала защитить Сталина и сталинизм.

Одобрение Лигачевым и перепечатка письма всеми местными газетами явилось для региональных парткомов сигналом на отход от критики сталинизма. Это означало и смену курса горбачевской перестройки. Однако обнародованные ранее тщательно скрываемые факты преступлений сталинизма не дали развернуться столь стремительной и радикальной переоценке ценностей. Таким образом, именно «гласность», превратившая за годы перестройки из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом способствовала и определила необратимый характер.

Выборы в высшие органы власти открыли новый, третий этап – этап размежевания в лагере перестройки (1989-1991гг.). Выяснилось, что различные политические силы вкладывали в этот термин различное содержание, что вовсе не «все мы по одну сторону баррикад», как любил повторять Горбачев. В марте 1989г. прошли выборы в Верховные Советы республик и местные Советы. На этих выборах депутаты от общественных организаций уже не избирались. В ходе выборов стали создаваться политические партии и течения, противостоящие КПСС. В большинстве регионов они одержали победу над партийными структурами. Московский Совет возглавил Г. Х. Попов, Ленинградский – А. А. Собчак.

І съезд народных депутатов СССР (25 мая – 9 июня 1989г.) стал крупным политическим событием. В ходе выборной кампании широко обсуждались острые вопросы экономического и политического развития страны. Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что позволило коммунистам, как наиболее массовой «общественной организации», иметь большинство, на основе чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтверждении авторитет партии. На выборах потерпели поражение многие секретари областных и городских комитетов партии, работники партаппарата, в то же время был избран ряд деятелей, находившихся в оппозиции режиму (академик А. Д. Сахаров). Практических же результатов работы Съезда было немного, в частности был избран новый ВС СССР (во главе с Горбачевым), принято несколько общих постановлений. На съезде начала складываться оппозиционная группа депутатов, так называемая «межрегиональная группа», куда вошли бывший секретарь Московского горкома КПСС Б. Н. Ельцин, триумфально выигравший выборы в Москве, А. Д. Сахаров, Т. Х. Гдлян, Г. Х. Попов, А. А. Собчак, Н. И. Травкин, С. Н. Станкевич и др.

Дискуссии на ІІ съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989г.) носили более деловой характер по сравнению с І съездом. Было принято 36 нормативных актов, в том числе 5 законов и 26 постановлений. Одним из центральных вопросов повестки дня было обсуждение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады комиссии, посвященные как внешнеполитическим проблемам (оценка договора о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939г., политическая оценка ввода советских войск в Афганистан в 1979г.), так и внутриполитическим (о следственной группе Гдляна, о событиях в Тбилиси 9 апреля 1989г., о привилегиях). Интерес народа уже заметно поутих: стало ясно, что нельзя одним махом сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась делом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного.

Ситуация в стране требовала решительного развития курса на смешанную экономику, на создание правового государства и заключение нового союзного договора. Все это объективно работало на демократов. К зиме 1989/90гг. политическая ситуация существенно изменилась. Горбачев, не без оснований опасаясь, что весенние выборы в республиках приведут к победе радикальных сил («Демократическая Россия», «Рух» и др.), которые сразу же по примеру Прибалтики – постараются занять независимую позицию в отношении возглавляемого им Верховного Совета Союза, сделал шаг, против которого он и его единомышленники выступали еще несколько месяцев назад. Используя свой авторитет в правительстве, он сумел – при сопротивлении межрегиональной депутатской группы – провести решение об учреждении поста Президента СССР. В марте 1990г. ІІІ (внеочередной) съезд народных депутатов СССР принял решение о переходе к президентской системе правления. Состав Президентом, Горбачев получил широкие политические полномочия и тем самым сильно укрепил свою власть в стране. Было принято решение об отмене ст. 6 Конституции СССР, провозглашавшей руководящую и направляющую роль КПСС в политической системе советского общества. Тем самым окончательно завершилась передача власти из рук партийных органов в руки Советов.

Летом ситуация вновь изменилась. Сначала произошел сдвиг «влево» в расстановке сил на политической арене. В России победу на выборах, хотя и с минимальным перевесом, одержал блок «Демократическая Россия».

Лидером парламента РСФСР стал Ельцин – неординарный политик с одной стороны, он символизирует «сильную личность», с другой стороны – он прост, открыт, демократичен, его политическому стилю присущ популизм. Демократы возглавили Московский, Ленинградский, ряд Советов других крупных городов. Схожее положение создалось на Украине, в Молдове, Армении, Грузии, в Прибалтийских республиках.

Театром наиболее ожесточенных схваток стал ХХVІІІ (и последний) съезд КПСС, состоявшийся в июле 1990г. К тому времени авторитет партии резко упал, ее численность сократилась с 21 млн. чел. в 1985г. до 15 млн. чел. На этом съезде партия фактически раскололась. Из нее выделилась, так называемая, «демократическая платформа», образовавшая самостоятельную партию. С другой стороны, в июне 1990г. была создана коммунистическая партия РСФСР, стоящая на ортодоксально-коммунистических позициях. В самый разгар дискуссий на съезде слово взял Ельцин, объявив о своем выходе их КПСС и предложив партии самораспуститься. Это выступление популярнейшего лидера нанесло фактически смертельный удар КПСС. Съезд не преодолел кризиса партии, его программный документ «К гуманному, демократическому социализму» носил половинчатый, расплывчатый характер, пытался примирить различные направления партии.

Затем политическая борьба перешла на государственный уровень. Сложилось фактическое многовластие, при котором союзные и республиканские структуры не могли ни действовать без оглядки друг на друга, ни договориться между собой. «Война законов» между Союзом и республиками велась с переменным успехом и к зиме 1990/91гг. достигла апогея в связи с трагическими событиями в Прибалтике, борьбой вокруг союзного договора и союзного бюджета. Все это происходило на фоне быстрого развала экономики, межнациональной конфронтации между республиками и внутри их.

В результате наметился очередной сдвиг в умонастроениях общества. После того, как в крупных индустриальных центрах России и Украины к власти пришли демократы, прошло немало времени, но ситуация продолжала ухудшаться. Более того, демократия явственно вырождалась в анархию, усиливая тоску по «сильной руке». Подобные настроения овладели и Верховным Советом СССР: в декабре он, опасаясь непредсказуемого развития событий, делегировал Президенту дополнительные полномочия, а заодно – дополнительную ответственность. Горбачев же в январе 91-го сформировал новый кабинет министров, в котором ключевые посты заняли представители «просвещенной» бюрократии и военно-промышленного комплекса.

Ельцин уже открыто переходит на антикоммунистические позиции и начинает борьбу за власть. Ему удалось сплотить в единую коалицию силы различной политической ориентации на платформе общей борьбы против КПСС. Политические убеждения самого Ельцина проследить достаточно сложно. Он говорил о необходимости кардинальных реформ, не уточняя, что имеет в виду. Основным лозунгом его пропагандистской кампании была борьба против привилегий партийной и государственной номенклатуры, принесшая ему огромную популярность в народе. Сторонники Ельцина составляли весьма широкий спектр политических сил: от радикальных демократов, радикальных националистов до высокопоставленных представителей номенклатуры, видевших в Ельцине авторитарного лидера, способного навести порядок в стране, неважно, с КПСС или без нее.

Крайне сложную политическую ситуацию до предела обострил кризис национальных отношений, но этот фактор еще не ставил под угрозу существование Союза. Уровень экономической интеграции между республиками был чрезвычайно высок, было невозможно представить себе их существование по отдельности. Существовала единая армия, единая система вооружений, в том числе ядерных. Кроме того, в результате миграционных процессов в СССР не было ни одной республики, однородной в национальном отношении, на их территориях проживали представители самых разных национальностей и разделить их было практически невозможно. Но с нарастанием экономических трудностей тенденция к сепаратизму усилилась. В ответ на сепаратистские тенденции начинает распространяться русский национализм. Русские в ответ на обвинение в эксплуатации других народов выдвинули лозунг об ограблении России республиками. Появилась мысль, что для улучшения жизни русских надо сбросить с себя балласт союзных республик.

Первым эту мысль сформулировал А. И. Солженицын. В письме «Как нам обустроить Россию?» он призывал русских предоставить другие народы СССР собственной судьбе, сохранив союз только с Украиной и Белоруссией славянскими народами. Этот лозунг был подхвачен Ельциным и активно использовался им в борьбе против «центра». Россия – жертва Советского Союза, «империи». Она должна добиться независимости. И тогда благодаря своим природным богатствам и таланту народа она быстро достигнет процветания. А другие республики станут стремиться к интеграции с новой Россией, так как в одиночку существовать просто не смогут. Советский Союз становился основной мишенью критики.

Ельцин призвал все республики «брать столько суверенитета, сколько хотят и могут удержать». Позиция российского руководства и парламента, провозгласивших курс на независимость, сыграла решающую роль в развале СССР. Союз мог выжить без любой из других республик, но без России никакого Союза существовать не могло. Став председателем Верховного Совета РСФСР, Ельцин провозгласил суверенитет России и верховенство российских законов над союзными, что свело власть союзного правительства фактически к нулю. В этих условиях Горбачев организовал в стране референдум о будущем Союза. Идея обращения к народу была чрезвычайно удачной – свыше 70% населения, участвовавшего в голосовании (не приняли участия Прибалтийские республики, Грузия и Молдавия), высказалось за сохранение Союза, реформированного на демократической основе. Это позволило Горбачеву начать переговоры с руководителями республик о государственных формах будущего объединения.

В России одновременно с референдумом о сохранении Союза был проведен второй референдум – об учреждении должности президента. В июне 1991г. были проведены всенародные выборы президента РСФСР. С сокрушительным перевесом их выиграл Ельцин, набрав 57% голосов. Его главный соперник, бывший Председатель Совета Министров Рыжков, получил лишь 17% голосов. Вице-президентом был избран полковник А. Н. Руцкой, герой Афганистана. Руцкой был членом ЦК Компартии России. Поддержав Ельцина, он обеспечил ему поддержку значительной части коммунистов. День 12 июня был объявлен всенародным праздником – Днем независимости России.

Вслед за Россией посты президентов были введены в большинстве союзных республик. Выборы выиграли представители тех сил, которые выступили под лозунгом независимости от центра. Стремясь любой ценой остаться у власти, национально-патриотические лозунги выдвигали представители национально-партийной номенклатуры (Л. Кравчук, А. Бразаускас и др.). Ельцин принял участие в переговорах о будущем Союза. В результате этих переговоров был подписан так называемый Ново – Огаревский документ. Согласно этому договору, признавались суверенитет и независимость каждой отдельной республики. Центру делегировались полномочия в области обороны, внешней политики, координации экономической деятельности.

Торжественное подписание договора было назначено на 20 августа 1991г., однако 19 августа произошли события, коренным образом изменившие положение. Подписание нового договора означало ликвидацию ряда единых государственных структур (единого МВД, КГБ, армейского руководства). Это вызвало недовольство консервативных сил в руководстве страны. В отсутствие президента Горбачева в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов, министр внутренних дел Б. Пуго, председатель КГБ В. Крючков и ряд других деятелей. ГКЧП объявил о введении в стране чрезвычайного положения, приостановил деятельность политических партий (за исключением КПСС), запретил митинги и демонстрации. Руководство РСФСР осудило действия ГКЧП как попытку антиконституционного переворота. Десятки тысяч москвичей встали на защиту Белого Дома – здания Верховного Совета России. Уже 21 августа заговорщики были арестованы, Горбачев возвратился в Москву. Это было начало четвертого этапа перестройки.

Августовские события коренным образом изменили соотношение сил в стране. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. Горбачев потерял практически всякое влияние. Ельцин один за другим брал в руки рычаги власти. Был подписан его указ о запрете КПСС, руководство которой обвинили в подготовке переворота. Горбачев вынужден был согласиться с этим, подав в отставку с поста генсека. Началось реформирование структур КГБ. Горбачев пытался начать новые переговоры с республиками, но большинство их руководителей после событий августа 1991г. Отказались от подписания договора. На Украине был проведен новый референдум, на котором большинство населения высказалось за независимость.

Последний удар по Союзу был нанесен в декабре 1991г., когда руководители России, Украина и Белоруссии Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. Ю. Шушкевич, не ставя в известность Горбачева, собрались в Беловежской Пуще под Минском и подписали соглашение о прекращении действия союзного договора 1922г. И ликвидации СССР. Вместо СССР провозглашалось создание Содружества Независимых Государств (СНГ). К соглашениям было предложено присоединиться Президенту Казахстана Н. А. Назарбаеву. По его инициативе в Алма-Ате было проведено совещание глав республик, на котором в состав СНГ вошли Казахстан, республики Средней Азии и Азербайджан. Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991г. Ушел в отставку с поста президента М. С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование. Распад Советского Союза и мировой системы социализма вывели США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991г. Американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

Имя М. С. Горбачева неразрывно связано с периодом развития страны второй половины 80-х – начала 90-х гг., с «перестройкой». В современной научной и публицистической литературе его роль в истории СССР оценивается по-разному. Причем спектр оценок довольно широк – от крупного реформатора до политического преступника. Вероятно, вполне объективную оценку личности Горбачева лета 1989г., поддержанные рабочими и служащими ряда промышленных предприятий. Социальное недовольство подпитывал товарный дефицит на сахар, мыло, стиральный порошок, а позже на чай и табачные изделия.

Социал – демократическое реформирование было свернуто в 1990г. Из-за серьезных просчетов руководства страны во главе с Горбачевым. Лидеру государства не хватило ни мудрости, ни воли в обеспечении экономического реформирования, в запуске рыночных механизмов хозяйствования. В решении экономических вопросов он часто испытывал колебания, высказывал противоречивые суждения. С одной стороны, Горбачев был за экономическую реформу, нацеленную на поэтапное вхождение в рынок, но, с другой стороны, не поддерживал частной собственности. В 1989г. он с предостережением заявлял, что нам «исподволь» подбрасывают мысль… даже о частной собственности».

Колебания и просчеты были допущены Горбачевым в национально – государственном строительстве. Ему не хватило политической воли в обеспечении решения острых национальных конфликтов (карабахский и др.). Многие виновные в погромах и преступлениях остались безнаказанными, не проводилась активная работа по разоружению тогда еще малочисленных незаконных вооруженных формирований. Главный просчет заключался в нежелании центральной власти своевременно решать вопросы по обновлению советской федерации, по обретению республиками хозяйственной самостоятельности в рамках общего экономического пространства.

Путем постоянных уступок Горбачев стал дрейфовать в сторону радикал – либерализма, беря на вооружение лозунги политиков – либералов, именуемых в то время демократами. Однако это сближение противоречило многим исходным позициям Горбачева – реформатора. В этом, думается, главная трагедия Горбачева как крупного политика, трагедия инициатора перестроечного процесса. Своим неконституционным лавированием, тактикой полунамеков он по сути дела подтолкнул в августе 1991г. часть высшего руководства страны к чрезвычайным мерам. Логическим следствием путча ГКЧП стал окончательный распад союзной государственности и вынужденная отставка Горбачева с президентского поста.