Классный час человек по имени я. Классный час "Значение твоего имени"

Внеклассное мероприятие 6 класс. Внеклассное мероприятие 7 класс.

Сценарий познавательного мероприятия в форме игры-путешествия по именам.

Классный час «Тайна имени»

Цели : обогатить знания детей о собственных именах в ходе выполнения заданий творческого, исследовательского и развлекательного характера; сплотить коллектив.

Действующие лица

Ход мероприятия

Ребята заранее делятся на пять команд и готовят домашнее задание: маленькую театральную постановку, связанную с каким-нибудь именем. Команды предлагаем составить из учащихся разных классов, к примеру: по пять-шесть человек из 6 «А», 6 «Б» и 6 «В», 7 «А», 7 «Б».

Савва читает книжку, его сестра Ирма сидит на полу и рисует стенгазету. Вдруг Савва поднимает голову от книги.

Савва . Ирма, а почему тут написано: «Как корабль назовешь, так он и поплывет»?

Ирма . Ну как тебе объяснить? А! где-то у мамы была книжка такая...

Ирма убегает за книжкой, возвращается и снова садится на пол, раскрывает книгу.

Ирма . Личные имена имели все люди во всех цивилизациях. У некоторых индейских племен человек, берущий взаймы, должен был оставить в залог свое имя. Никто в племени не называет его по имени, пока он не вернет долг...

Савва. Это как это?

Ирма . Ну, вот так! Не вернешь мне мою вещь, значит, все тебя будут называть «Эй, ты, иди сюда». Слушай дальше. В лингвистике существует особый раздел - ономастика, посвященный искусству давать имена и науке об именах человека, или антропонимике. Она в свою очередь изучает влияние звучания имени на характер его обладателя.

Савва. Ух, ты! А как, интересно, мое имя влияет на мой характер?

Ирма . Здесь этого не написано, можем найти в Интернете и прочитать, но это мы сделаем потом, зато здесь есть история происхождения имен. Вот, к примеру, твое имя по-арамейски означает «старец». А мое происходит от древнегерманского божества Иримина, речь идет об общем для всех арийцев божестве Германе (Ярило), боге солнца и плодородия. Имя имеет значение «истинна, жизнь».

Савва . А про кого еще что написано? Ирма. Тут про все имена есть. Хочешь, прочитаю? Савва. Давай про ребят прочитаем. Ребята, назовите ваши имена.

Дети по очереди называют свои имена. Ирма зачитывает значения имен ребят, присутствующих на мероприятии. Курсивом выделены предпочтительные значения имени.

Мужские имена

Адам - дословно, в переводе с иврита оно означает «глина».

Алан - аланы - древнее праславянское племя, чьим главным божеством был меч.

Александр - в переводе с древнегреческого - «защитник людей, оберегающий муж».

Алексей - имя по значению равно Александру (древнегреч.).

Альберт - на латыни означает «белый».

Анатолий - «восточный».

Андрей - в переводе с древнегреческого - «мужественный».

Антон - в переводе с древнегреческого - «вступающий в бой, противостоящий».

Аристарх - в переводе с древнегреческого - «лучший начальник».

Артем - в переводе с греческого - «здоровый».

Артур - предположительно имя происходит от кельтского слова, означает «медведь». Это животное очень почиталось жрецами-друидами.

Богдан - имя Богдан пришло на Русь вместе с христианством и является дословным переводом греческого имени Феодот - «данный богом».

Борис - современный вариант старославянского имени Борислав, «славный в борьбе».

Вадим-это имя-загадка для исследователей. Некоторые производят его от авестийских корней, сопоставляя с древнеарийским словом «Вата» или «Вайю», означающим «ветер, символ победы».

Валентин - в переводе с латыни означает «сильный, крепкии, хваткий».

Валерий - в переводе с латыни - «бодрый, крепкий».

Василий - «царский», в переводе с древнегреческого.

Виктор - на латыни означает «победитель».

Виталий - «жизненный», в переводе с латыни.

Владимир - в переводе со старославянского означает «владеющий миром». Стоит заметить, что в старославянском языке слово «мир» чаще употреблялось в значении «договор, согласие».

Владислав - в переводе со старославянского - «владеющий славой».

Вячеслав - в переводе со старославянского «наиславнейший».

Геннадий - с древнегреческого означает «родовитый».

Георгий - в переводе с греческого «землевладелец». Еще один вариант этого имени - Егор.

Григорий - в переводе с греческого «бодрствующий».

Даниил - на иврите означает «Бог - мой судья».

Денис - является русской формой имени древнегреческого бога веселья, плодородия и виноделия Диониса.

Дмитрий - на греческом означает «принадлежащий Деметре», матери-земле, олицетворение плодородия.

Евгений - в переводе с греческого «благородный».

Захар (Захария) - на иврите означает «память Господня».

Иван - русская форма древнееврейского имени Иоанн - «милость Божья».

Игорь - со скандинавского переводиться как «воинственный, охраняемый богом-громовержцем».

Илья - на иврите означает «крепость Господня».

Кирилл - имя происходит от персидского корня, означающего «солнце», либо от греческого слова «повелитель».

Константин - на латыни - «твердый, постоянный».

Лев - имя имеет греческие корни, где оно означало то же, что и в русском языке, - лев.

Леонид - с древнегреческого переводится как «подобный льву».

Максим - на латыни «самый значительный, величайший».

Марк - произошло от латинского корня, означающего «молоток».

Матвей - от древнегреческого имени Матфей - «Божий дар».

Михаил - на иврите - «равный Богу».

Никита - греческое имя - «победитель».

Николай - с греческого языка переводится как «победитель народов».

Олег - в переводе со скандинавского - «священный».

Павел - в переводе с латыни имя дословно означает «малый, малыш».

Петр - дословно - «камень, скала».

Роман - на латыни это имя означает «римлянин». На древнегреческом - «крепкий, сильный».

Руслан - имя уходит корнями в иранский эпос о Рустаме, сыне Залазара. Образ этого богатыря впоследствии был воспринят тюркскими народами, как образ льва.

Сергей - Сергий на латыни означает «высокочтимый».

Станислав - на старославянском означает «славный своей крепостью, станом».

Степан - происходит от греческого Стефан - «венец».

Тимур - на тюркском означает «железный».

Юрий - русская форма греческого имени Георгий.

Ярослав - «славный своей жизненной силой».

Женские имена

Алла - возможно; от древнеарабской богини дождя Аллат, женская параллель Аллаха.

Александра - женская форма греческого имени Александр - «защитница людей, оберегающая».

Алиса - германское имя - «малышка».

Альбина - в переводе с латыни «белая».

Анастасия - на греческом означает «воскресенье».

Анжела - происходит от греческого имени Ангелина - «вестница».

Анна - на иврите - «благодать».

Белла - на латыни - «красавица».

Валентина - в переводе с латыни - «крепкая».

Валерия - в переводе с латыни - «бодрая».

Ванда - в западнославянском наречии - «озорница».

Варвара - в переводе с латыни - «иноземка».

Вера - православное русское имя, одна из трех сестер. «Кто верит, тот знает».

Виктория - в переводе с латыни - «победа».

Галина - имя греческого происхождения - «тихая, спокойная».

Дарья - у персов - «сильная, победительница».

Диана - дословно на латыни имя означает «божественная».

Дина - имя происходит от глагола иврита «судить», таким образом имя означает «судьба».

Ева - имя происходит от еврейского имени Хавва, что означает «жизнь, живая».

Евгения - на греческом означает «благородная».

Екатерина - на греческом означает «чистая всегда, непорочная».

Елена - греческое имя - «факел».

Елизавета - от еврейского имени Елисавета - «почитающая Бога».

Жанна - французская форма имени Иоанна, на иврите означает «милость Господня».

Зинаида - греческое имя - «божественная дочь».

Зоя - греческое имя - «жизнь».

Изабелла - происходит от испанского - «Бог - моя клятва».

Инга - имя происходит от имени древнегерманского бога Инга (скандинавский Ингви-Фрейр). Этот бог был символом плодородия и считался родоначальником одного из германских племен - ингевонов.

Инна - в переводе с латинского - «бурная».

Ирина - в переводе с греческого - «мир».

Камилла - латинское имя. В Риме так называли юношей и девушек из благородных семей, посвященных родителями на служение сонму богов.

Карина - это латинское имя означает «управляющая кораблем, киль корабля».

Кира - в переводе с греческого - «госпожа, владычица».

Кристина - греческое имя - «посвященная Христу».

Ксения, Оксана - в переводе с греческого - «гостья». Оксана - украинская форма данного имени, получившая широкое распространение в России.

Лада - это славянское имя означает «ладная, милая».

Лариса - с греческого переводится как «чайка». В греческой мифологии Ларисой звали фессалийскую нимфу, внучку Посейдона. По легенде, на том месте, где она упала в реку Пеней, был воздвигнут город, названный в ее честь.

Лидия - Лидией назывались богатейшие земли Малой Азии (современная Турция), где в середине первого тысячелетия до нашей эры правил легендарный царь Крез.

Лилия - имя происходит от латинского названия цветка лилиум - «лилия».

Лолита - на латыни значит «полевая трава».

Любовь - православное русское имя, одна из трех сестер. «Кто любит, тот поймет».

Людмила - Мила - славянское имя - «милая людям».

Майя - имя, принадлежащее корнями арийской цивилизации. Означает - «иллюзия, обман, магия».

МКОУ Таловская СОШ

Классный час на тему :

«Тайна моего имени»

в 1 «Г» классе

Подготовила:

Перова Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

2015-2016 учебный год

Классный час на тему «Тайна моего имени» в 1 классе

Цель: познакомить обучающихся с историей появления имён, значением своего имени

Задачи:

углубить знания детей об именах,

развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности,

способствовать сплочению учеников,

расширить детский кругозор,

воспитывать в детях положительные качества личности (внимание друг к другу, умение слушать товарищей),

воспитывать уважение к своему имени и именам других детей.

Учитель: Отгадайте загадку:

Принадлежит тебе, а пользуются другие. Имя.

Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на классном часе?

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении.

Сегодня – праздник наших имён.

Давайте, проследим, как возникали имена, думаю, вам это будет интересно.

В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена. Как правило, такие имена отражали какое-то достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце», Добрыня – делающий добро, Людмила – милая людям, Любомир – любящий мир, Надежда, Вера, Любовь . Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения - Добр, Храбр, Смеяна, Умник, время рождения в году - Зим, Вешняк, Мороз.

Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линёв (от рыбы линь). У Линёва было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линёв, Ерш Линёв, Окунь Линёв и Судак Линёв.

У одних народов было принято называть мальчика именем дедушки, а девочку – именем бабушки.

Но часто родители, выбирая имя сыну или дочке, стараются, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели бы видеть своего ребенка, ведь каждое имя и что-то обозначает.

Часто имя давали ребёнку по святцам (сборникам имен святых) - какое имя приходилось на день рождения по календарю, то и давали (календарное имя). Родители, как правило, не имели права выбора.

Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падения. Огромную роль играет значение и тайна имени, то, что в него заложено веками.

Вы узнаете про значение и тайну имени человека и о том, какое влияние оно оказывает на характер.

Одно звучание имени даёт большое количество информации. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно, а может - настораживающе, сухо, устрашающе, неприятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире.

Древние мудрецы полагали, что между именем человека, его характером и судьбой существует особая, скрытая связь. Более того - судьба человека предопределена его именем. Некоторые современные психологи исходят, в частности, из того, что имя влияет не только на формирующийся характер, но и поведение в обществе.

Именная в икторина

- А теперь предлагаю вам викторину, в которой я буду давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать имя героя.

    Этот герой живет в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации. (Незнайка )

2. Эта девочка настолько мала, что в её имени размер её роста. (Дюймовочка)

3. Эта девочка, которая живёт в стране чудес, подарила своё имя многим современным девочкам. (Алиса)

4. У этого мальчика имя в самой популярной детской книге современности такое же, как у принца в Великобритании. (Гарри Потер)

5. Как звали братца и сестрицу из одноименной сказки? (Сестрица Алё нушка и братец Иванушка)

6. Как звали девочку из произведения «Волшебник Изумрудного города»? (Элли)

7. Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? (Пеппи)

8. Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? (Буратино )

9. Как звали девочку с голубыми волосами, которая все время хотела стать учительницей? (Мальвина)

10. Как зовут красавицу, которая носила лягушачью кожу? (Василиса )

11. Как зовут девочку из стихотворения А. Барто, которая очень любит плакать? (Таня)

12. Как зовут мальчика из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино» ? (Ф ё дор)

    Как зовут девочку, которую обижала мачеха? (Золушка)

    Кому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля)

    Былинный богатырь из города Мурома. (Илья)

    Друг Чебурашки. (Гена)

    Он вырос в волчьей стае. (Маугли)

    Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)

    Обладательница цветика-семицветика. (Женя)

    Он попадал в снежное царство. (Кай)

    Она самая прекрасная в русских сказках. (Елена)

    Имя царевича в сказке. (Иван)

Блиц турнир

В этом задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, которые спрятались в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

    Кто принёс куклу из магазина? Ответ: Зина (магаЗИНА)

2. Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

3. Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

4. Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

5. Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

6. Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

7. Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

8. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?

9. Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

10. Кто, заметив жука, спрятался под диван?

(Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

Конкурс «Угадай»

Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами?

РОМАШКА , ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ

Подумайте, почему некоторые родители названия цветов использовали как женские имена? Наверно потому, что хотели видеть своих девочек красивыми и нежными.

Игра «Имена»

Я называю букву, а вы как можно больше имен на эту букву.

Я - Ядвига, Яна, Ян, Янина, Ярослава, Яков

А - Ариадна, Антон, Анна, Архип

О – Олег, Осип, Олимпиада

Кто такие тёзки?

Как вы думаете, кого называют тёзками? Людей, у которых одинаковые имена.

Послушайте про тёзок в отрывке из стихотворения Зинаиды Александровой “Восемь Тань”.

В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…

Как же можно различить этих девочек? По фамилиям.

А в нашем классе есть тёзки?

Знакомство со значением имени

Значение и происхождение: принадлежащий Деметре (греч.). Деметра - одно из наиболее почитаемых божеств Олимпийского пантеона, буквальное значение - мать-земля, олицетворение плодородия.

В раннем возрасте у Дмитрия часто проявляются внезапные приступы капризности, чередующиеся с бурным весельем. Затем, взрослея, Дима преображается, в нем начинает пробуждаться самостоятельность, граничащая порою со своеволием, сдержанность и спокойствие. Он дружелюбен, незлоблив, однако обида и несправедливость способны привести его в ярость, часто выходящую за разумные пределы. В детстве это нередко выражается в потасовках, которые могут либо закалить характер, либо, как это ни прискорбно, сломать его.

Имя происходит либо от персидского корня, означающего «солнце», либо от греческого слова «повелитель». Чаще всего Кирилл любит хорошие компании, хотя и предпочитает держаться в них достаточно самостоятельно, и, если что не так, он легко может уйти из нее. При этом уравновешенность с посторонними людьми и семейном кругу иной раз оборачивается излишней строгостью и требовательностью, ведь где-то же ему надо выливать накапливающееся недовольство. Тем не менее, все это наделяет характер Кирилла такими полезными качествами, как способность к терпеливому труду, самостоятельность, завидная работоспособность, умение держаться в коллективе, и многое другое. Главный минус имени - недостаток мягкости и пластичности. Это может привести к чрезмерно болезненному восприятию конфликтных ситуаций, обостряя и без того хорошо развитое самолюбие Кирилла. Обычно Кирилл ценит свою самостоятельность, но нередко люди, соблазнившись его видимой уравновешенностью, пытаются активно воздействовать на него и незаметно наживают себе врага.

На латыни это имя означает «римлянин», на древнегреческом - «крепкий, сильный».

В детском возрасте, когда главная задача ребенка состоит в испытании терпения родителей и учителей, Рома может искренне хотеть быть прилежным учеником, но обычно все выходит несколько иначе. Терпеливость, как правило, не входит в число добродетелей Романа, просто подвижная энергия его имени склоняет к подвижности ума, а потому он то и дело рискует отвлекаться, переключая свое внимание с одного на другое. Впрочем, гораздо чаще Рома очень коммуникабелен и легок в общении, что нередко позволяет многим раньше времени записаться к нему в настоящие друзья.

АНАСТАСИЯ

Имя Анастасия в переводе с греческого означает «воскресение». Анастасия - это имя-преодоление. Субъективно оно напоминает крутую лестницу, где каждый новый слог - это новая ступень, более высокая, более трудная, и только в конце ровная площадка, на которой наконец-то можно перевести дух и вздохнуть с облегчением. Впрочем, это редко проявляется с самого детства, обычно единственное, где такое качество имени находит свое отражение, - это учеба. Едва ли Ася, или Настя, будет схватывать знания на лету, у нее другой склад ума, которому понять - означает проникнуть в самую суть, разложит» все по полочкам. Зато и знания, дающиеся таким нелегким путем, часто оказываются более глубокими. В общении с Анастасией не следует забывать, что если она называет себя Настей, то все вышеназванные черты характера у нее заметно сглажены. И еще: когда Анастасия спокойна и уравновешенна, ее интуиция способна проникнуть в самые глубины вашей души.

В переводе с древнееврейского - "Божий суд".

Даниил - спокойный и добрый мальчик. Характером больше похож на мать. Болеет мало. Любит подвижные игры. Общителен, постоянно окружен друзьями. Даниил не выносит лжи, может даже вспылить, но тут же быстро отходит, и зла долго не помнит. Рожденные зимой Даниилы всегда талантливы и добиваются многого в жизни. Осенние Даниилы расчетливы, несколько эгоистичны. Осваивают самые разнообразные профессии.

Работа в группах

Мы часто в обращении друг к другу искажаем имена (Лёха, Танька и т.д.)

Нравится ли вам, когда так к вам обращаются?

А теперь, наоборот, мы будем придумывать уменьшительно-ласкательные варианты имени.

Задание: на партах ромашки, на каждом лепестке напишите варианты своего имени. Вспомните, как вас называют по-ласковому близкие.

В. Агапов «Дорожите именем своим»

Дорожите именем своим

Имена даются не случайно…

В них простая маленькая тайна.

Дорожите именем своим!

Ах, как много ласковых имен

У мальчишек в школе и девчонок!

Вечерком и утречком, спросонок

Слушайте их звонкий перезвон:

Света, Миша, Машенька, Максим…

Никого, друзья, не обижайте…

Дорожите именем своим!

Работа с пословицами

В народе говорят:

Не имя красит человека, а человек - имя (Русская пословица)

Лучше глаз лишиться, чем доброго имени (Русская пословица)

А в Японии мудрецы говорят: Тигр бережет свою шкуру, а человек – имя.

Объясните смысл пословиц.

Рефлексия

Что нового сегодня узнали на классном часе?

Что понравилось и что запомнилось?

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Наши имена».

Классный руководитель:

Голенцова Н.В.

Классный час по теме: "Что означают наши имена"

Цели:

1) Познакомить учащихся со значением их имен;

2) Развитие, любознательности;

3) Зародить желание узнать больше о своей родословной;

Подготовительная работа:

1)Подготовка материала по именам учащихся обучающихся в классе;.

Вступительное слово учителя.

Меня зовут Наталья Васильевна. Это имя я получила в подарок. Этот подарок сделали для меня мои родители. Меня назвали в честь моей бабушки. Бабушки давно нет на земле, а ее имя живет. Это имя я получила как наследство. Кто-то получает в наследство дома, сокровища, а я получила имя. Мне всегда хотелось знать, почему меня назвали в честь бабушки. Какой она была? Похожа ли я чем - нибудь на того человека, в честь которого получила свое имя?

А в честь кого были названы вы?

Знаете ли вы о жизни того человека, в честь которого вы были названы?

Что вы знаете об именах, которые вы носите?

Наш классный час мы посвятим именам, их происхождению, а также людям, чьи имена оставили огромный след в истории.

"Из людей не бывает никто безымянным" – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской "Одиссеи" – созданном десять тысяч лет назад.

Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих.

Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого (конечно, привести примеры можно только несравнимо более поздние, – Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава), что-либо из окружающей среды (Дуб, Бык, Щука, Топор), отношения родителей (Ждан, Неждана, Забава, Милава и др.). Эти имена первичные, какие могут возникать каждый раз из нарицательных слов. Однако с течением времени к ним возвращались, повторяли в честь предков, и они переходили в разряд собственных имен. Таковы ныне имена большинства народов, первичные же продолжают встречаться лишь у малых народностей в отдаленных уголках планеты.

Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена часто употребимые, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имя наречение.

Знаете ли вы, что означает ваше имя? Расскажите нам почему ваши родители дали вам именно это имя?

В память о вашем родственнике?

Учитель. Имя очень важно для человека, оно дает ключ к его характеру и даже судьбе. Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу и даже счастье.

Твое имя

Ты носишь имя святого,

Который восславил Христа.

Помни, что жизни основа-

Вера, любовь, красота!

Будь же всегда достоин

Имени своего,

Будь справедлив и спокоен.

С честью носи его!

Материалы для сообщения учащимся не знающим значение своего имени:

Светлана - славянского происхождения, от слова «светлая». Женский вариант имени Светлан. У Светочки с детства проявляется противоречивый, сложный характер. Так, она вроде бы всегда пытается настоять на своем, но вместе с тем не замечая того, часто плывет по течению. У Светы завышена самооценка, но учится она средне, больше, чем учебе, уделяет времени общественной работе.

Данила -«Богмнесудья» (др.-евр.)
По натуре - это вечный первопроходец. Нетороплив в суждениях, но решителен в действиях. В работе практическая смекалка срастается с импровизацией.
Дом его - всегда полная чаша, он вырастает в таком доме и к такому изобилию стремится в дальнейшем. Его фамильная гордость - интеллигентность и высокий интеллект, отвержение спесивости. Он сам уважаем и уважает других. Спокоен, редко нервничает, стараясь это не демонстрировать.

(Александр – древнегреческое "защитник людей". К русским принесено христианством из Византии. Стало особенно частым после побед Александра Невского над немецкими "псами-рыцарями". Среди русских мальчиков, рожденных в 1981году, заняло первое место по частоте.

Василина- коммуникабельна, любит жизнь, обожает природу. Она очень творческая личность, очень добра, миролюбива, влюбчива, чувствительна. Василина умна, трудолюбива, но не любит тяжелый физический труд. Василина любит комплименты и похвалу, не терпит критики. Она почти никогда не пойдет на предательство или измену. Она верная жена, хорошая хозяйка, дома всегда чистота, готовый обед. Любит нянчиться с детьми.

Владислав . Общеславянское составное имя " владеющий славой" от слов владеть и слава. К русским пришло из Сербии в XIII веке. Частым не было. Заметное место заняло среди мужских имен благодаря тесным связям с народами социалистических стран (поляками, чехами) после второй мировой войны.

Ирина – греческое "мир, покой". Ирину с детства отличают самостоятельность и решительность. Больше тянется к отцу, чем к матери. Способна хорошо учиться, это не требует от нее особых усилий. Трезво подходит к оценке окружающего ее мира .

Наталья. Имя происходит от латинского наталиа – "рожденная" или "родная". К русским принесено из Византии. Столетиями было одним из распространенных имен, особенно на Украине. В настоящее время широко распространено и в России.

Наталия

Наташа любит перемены.

Она красива, артистична,

Мечтает выступать на сцене,

Легка, изящна и пластична.

Рисует. Может стать поэтом,

Добра и ласкова при этом

Кристина (христианка - др.-греч.) Подвижная, сообразительная, жизнелюбивая девочка, обладает прекрасной памятью. Она производит впечатление застенчивой, даже робкой, но на самом деле Кристина просто наблюдает, слушает и все запоминает. Она не слишком мобильна, ей необходимо время, чтобы принять решение.

Максимы разносторонни. В раннем детстве хорошо рисуют или пишут стихи. Из них получаются неплохие фотохудожники, журналисты, политики. В принципе они не карьеристы, но если трудятся, достигают вершин. Максим

Ты нас радуешь успехом

И в учебе и в труде.

Ты играючи со смехом,

Можешь лучшим быть везде.

Когда вырастешь большим,

Ты достигнешь всех вершин!

Никита - «победитель» (греч.)
С раннего детства это умный, сообразительный мальчик. С незнакомыми вступает в разговор не сразу, молча присматривается к ним. Складывается впечатление, что он не хочет говорить, а для
Никиты важно узнать человека получше, понять, можно ли ему доверять.

Никита

Цели он достичь умеет,

Все преграды одолеет.

Он – спортивный человек,

Любит бокс, борьбу и бег,

А еще играет в салки,

В прятки, жмурки, догонялки.

Сергей- Имя происходит от римского родового имени Сергиус, что означает `высокий, высокочтимый`. В детстве Сергей - слабый и болезненный мальчик, доставляющий своим родителям много хлопот. С возрастом он становится более крепким, начинает заниматься спортом. В его характере все сильнее проявляются мужественные черты. Сергей предпочитает энергичные действия сентиментальным эмоциям, но у него также сохраняется способность и к сопереживанию. В работе Сергей проявляет добросовестность, обязательность, всегда выполняет свои обещания и ему не надо дважды напоминать о чем-то.

Александра - «помощь, надежда» (греч.).
По натуре бойкая, беспокойная и неутомимая. Всегда рядом со взрослыми. Характер твердый, мужского склада. Имидж Александры - деловая женщина. Вся жизнь проходит в соревновании с кем-либо и в чем-либо.

Анна - «милостивая» (др.-евр.)
Справедливая, бескомпромиссная. Обычно сдержанна, нервные срывы случаются редко. В работе добросовестна, тщательно и заранее продумывает свои планы. Преданна до самозабвения, добра и ласкова. Любит малышей
.

Анна

Анна – значим «благодать»,

Излучающая свет.

Любит людям помогать

И не знает слова «нет»!

Любит с куклами возиться:

Их кормить и наряжать,

Куклам заплетать косицы

И укладывать их спать.

Татьяна - «повелительница» (греч.)
Нервная, неуравновешенная. С преувеличенным чувством собственного достоинства. Корыстна, может быть коварной и злой. Строгая исполнительница своих планов.
Порой Татьяна представляется мученицей судьбы, но чаще мучениками становятся ее близкие. В жизни с ней нелегко.

Вячеслав. Происходит от древнерусского «вяче» (больше) и «слав» (слава).
Эти мальчики растут крепышами, а
«зимние» , кроме того, обладают выносливостью и хорошей силой воли. Поэтому родители поступят совершенно правильно, если отдадут Вячеслава в спортивную секцию.

Викторина

1.В каком имени 30 я? (Зоя)

2.В каком имени пол я? (Поля)

3.Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных? (Ия)

4.Название какого города на юге Украины состоит из одного мужского имени и ста женских имен? (Севастополь)

5.Какое русское женское имя не заканчивается ни на «а», ни на «я»? (Любовь)

6. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)

7.Кто назовет имена девочек, которые пишутся и произносятся одинаково как справа налево, так и слева направо? (Алла, Анна, Ада)

8.Если от имени мальчика отнимите букву, то получите имя девочки. (Коля – Оля, Вася – Ася)

9.Назовите женские имена, которые начинаются на букву Э. (Элеонора, Элла, Эмма, Эльза, Эльвира).

Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: " Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож, пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять ". Девочке: " Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать ".

Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.

Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.

С появлением христианства на Руси имя наречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.

При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.

Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.

Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.

Учитель : А сейчас ребята я предлагаю вам принять участие в викторине "Имена".

1) Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское).

2) Назовите имена былинных богатырей.

(Алеша, Добрыня, Никита, Илья).

3) Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-марья, Иван-чай, Лилия, Роза и др.).

Учитель: "Зачем человеку имя?" (учащиеся высказывают свое мнение).

Зачем человеку имя? Мы отвечаем уверенно: "Чтобы отличить одного человека от другого".

А мнение это одностороннее. В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко". Различают их именно нарицательные определения: большой, средний, третий, А имена, наоборот, объединяют.

Сколько Карлов перебывало почти на всех престолах зарубежной Европы! Только в Швеции их было пятнадцать. К славянам имя перешло как нарицательное – король.

Кому-то из вас имена давали такие, как у бабушек, дедушек или других родственников.

Значит, имя не только различает людей, но и соединяет их – вводит в один ряд в случаях одноименности.

Сегодня мы убедились, что у каждого из вас благозвучные имена. Кому-то не нравилось свое имя, потому что оно единственное в школе или даже в поселке, или это имя вы считали некрасивым. Однако люди оценивают вас не по вашему имени, а по вашим делам и поступкам.

С другой стороны, исследования показывают, что гениальные догадки древних о судьбоносном значении имени вовсе не пустяк. Имя, безусловно, влияет на личность, предопределяя его психологические характеристики. Люди с одинаковыми именами имеют во многом схожие характеры.

) Викторина

Учитель. А теперь предлагаю вам викторину, в которой я буду давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать его имя.

1.Этот герой живет в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации. (Незнайка)

2. Эта девочка настолько мала, что в ее имени размер ее роста. (Дюймовочка)

3.У этих братьев-близнецов очень смешные и необычные имена. (Чук и Гек)

4. Эта девочка, которая живет в стране чудес, подарила свое имя многим современным девочкам. (Алиса)

5. У этого мальчика имя в самой популярной детской книге современности такое же, как у принца в Великобритании. (Гарри Потер)

6.Как звали братца и сестрицу из одноименной сказки? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

7.Как звали девочку из произведения «Волшебник Изумрудного города»? (Элли)

8. Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? (Пеппи)

9. Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? (Буратино)

10. Как звали девочку, которая все время хотела стать учительницей? (Мальвина)

11. Как зовут красавицу, которая любит носить лягушачью кожу? (Василиса )

12. Как зовут девочку из стихотворения А. Барто, которая очень любит плакать? (Таня)

13. Как зовут мальчика из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино »? (Федор)

14. Этот сказочный герой с необычным именем любит жить на крыше.

(Карлсон)

15. Как зовут девочку, которую обижала мачеха? (Золушка)

Подведение итогов.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.


Тема: «Я и моё имя» (1 класс)

Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, отличающее его от других людей, познакомить со значением их собственных имён.

Задачи:

1. обучить детей правильно и полно называть имена;

2. развивать кругозор, внимание, любознательность;

3. воспитывать уважение к своему имени и к именам других людей;

4. развивать коммуникативные навыки.

5. содействовать сплочению детей в классе.

6. упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм собственных имён существительных.

Оборудование: презентация, детские работы о своих именах, ноутбук,
проектор, презентация.

Ход мероприятия

1.Орг. момент.

Ребята, сегодня у нас гости, повернитесь к ним, найдите глазками кого - ни будь, улыбнитесь им. Теперь повернитесь к друг другу и пожелайте мысленно удачи, садитесь.

Вспомним правила работы: не перебивать, а внимательно слушать друг друга. Каждый может высказать своё мнение.

2. Мотивация к деятельности.

Я решила посмотреть ваши работы, но не поняла где чей рисунок. Как вы думаете, почему? (Не указаны имена. Рисунки необходимо подписать.)

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего классного часа? («Я и моё имя»)

Что узнаем? Чему научимся?

А как вы думаете, что же такое имя? (имя - это то, что отличает нас от других, это название, наименование, особенное слово).

Без имени можно обойтись?

Почему людям дают имена? (Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого. Чтобы позвать кого-нибудь или обратиться к кому-нибудь…)

Когда человеку дают имя? (при рождении)

Кто дает имя? (родители, взрослые, родственники)

Семь лет назад у ваших родителей родились детки – мальчики и девочки. Кто это? Это вы! Мамы и папы дали вам имена.

Назовите свои имена.

Они такие красивые.

Игра «Имя».

На столе у вас волшебные кармашки, достаньте содержимое и найдите свою букву, на которую начинается ваше имя.

Подойдите к доске и прикрепите.

Посмотрите, есть у нас имена на одинаковую букву? (Снежана, Слава)

Но имя можно произносить по - разному. Сердито и ласково.

Игра «Ласковые имена».

(Вызывается ученик. Садится на стул.)

Мы называем все возможные варианты имени. А участник выбирает лучшее.

Ребята, по имени можно узнать о человеке по тому как к нему обратились?

Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Кто это «Андрюшенька» и «Анна Петровна»?

- Правильно. Если ребенка позвали «Оля», а другого «Ваня». Что можно сказать про этих детей? (это мальчик и девочка.)

По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой?

Вы растете, а имена ваши растут? Жила девочка Маша, а выросла стали называть Мария.

Попробуем назвать ваши имена полно (Кирилл, Снежана, Ульяна, Данил, Антон, Рома, Глеб, Вячеслав)

Что заметили? (только одно имя поменялось, не все имена могут меняться?

Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли?

Вы только подумайте, остаться без имени! Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя. Вы иногда кричите друг другу: «Эй, иди сюда!». Это обидно и невежливо. Хорошо ли так звать человека? (нет).

Физминутка.

Работа в паре.

Вспомним работу в парах: работать вместе, дружно. Пары покажите готовность.

Игра «Найди и назови» (карточки)

Найдите те карточки, которые начинаются на ту же букву, что и ваше имя.

А теперь мы вспомним, что значат ваши имена. Кто знает?

- Сегодня в зале тишина. Мы узнаем про имена.

Презентация.

Кирилл: Уважают все Кирилла,

Потому что в нем есть сила,

Любят все его вокруг,

Он надежный, верный друг!

Снежана: Белая, пушистая, как снежок лучистая!

И потому средь нас-звезда!

И будь такою ты всегда!

Ульяна: А у нашей Улечки

Славные кудряшки.

Оттого, что имя

У нее такое:

Милое, кудрявое,

Любимое, родное.

Антон: Не зазнайка, не болтун,

Он с друзьями рядом,

Чувство юмора и ум

У него что надо!

Данил: Данилка - парень хоть куда,
Красавец писаный и знатный,
Он знает толк во всем всегда,
В любой беседе он приятный.

Рома: Рома наш - большой шутник,

Непоседа, озорник.

Всегда играет в мячик,

Рома - славный мальчик!

Слава: Мы желаем: пусть у Славы

Будет больше всех нас славы,

Славы доброй, настоящей,

Никогда не проходящей

Глеб: Глеб серьезный, очень важный,

И послушный, и отважный.

Встаньте ребята, давайте представим, что мы солнечные лучики, протянем наши лучики вперед и соединим их в центре круга. Попытаемся почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Я надеюсь, что доброе имя, которое вы сегодня носите, поможет вам стать сильным, храбрым, красивым, умным, таким, каким вы хотите быть. И пусть почаще звучат ваши ласковые имена в вашей жизни.

Вывод : Так о чем мы сегодня говорили с вами? Что узнали?

(Что такое имя- это то, что отличает нас от других, это название, особенное слово).

- Посмотрите на доску, мы все разные, а имя у нас одно - 1 б класс.

Снежа, Снежечка, Снежинка, Снежаночка, Снежка, Снежок.

Уля, Улечка, Ульяша, Ульяночка, Ульяшка, Уленька, Уся, Улюшка.

Кириллушка, Кирюшка, Кириллик, Кирильчик. Кир, Киря, Кирюха,

Кирюша, Кирюня, Кируся, Киряша.

Антошка, Антончик, Антоша, Антошенька, Тоша, Тошик, Тоха.

Славка, Славушка, Славкин, Славочка, Славуня, Славик.

Ромочка, Ромушка, Ромчик, Ромашка, Ромуля, Ромик, Романчик, Романушка.

Даня, Данька, Данил, Данила. Данечка, Данюша, Данюшка, Даниша, Дануся, Данилка, Данилка, Данчик.

Глебонька, Глебчик, Глебушка, Глебик, Глебуня, Глебочек.

Татьяна (греч.) – назначенная, поставленная

Игровой час для младших школьников 8-10 лет

Цель : расширять представления детей о разнообразии имен и их форм, истории возникновения древнерусских и современных имен; развивать внимание, память, фонематический слух, мышление.

Оборудование: у учителя — модель (рисунок) солнышка.

Учитель. Наверно, на земле не найдется ни одного человека, у которого не было бы имени. Случается, что и самого-то человека давно нет на свете, а имя его продолжает жить. Так, например, дошло до нас имя вождя крупнейшего восстания рабов в стране Италии, жившего более двух тысяч лет назад. Расшифруйте его.

Ответ. СПАРТАК.

Это имя носит известный артист, сыгравший Карлсона в детских телепередачах и спектаклях, Спартак Мишулин. Есть футбольная команда с таким названием. Все это говорит о том, что имя Спартака живет, о нем помнят.

Основное предназначение имени — отличать одного человека от других людей. В древности считалось, что от выбора имени зависит вся будущая жизнь человека. Вот почему, подбирая имя младенцу, близкие ему люди старались дать такое имя, чтобы уберечь ребенка от возможных несчастий, а также наделить необходимыми ему качествами.

Так, например, в Древней Руси имена-обереги — Гнилозуб, Опухлой, Ончутка (черт) — призваны были оберегать дитя от дурного глаза.

Конечно, такие имена сейчас кажутся нам смешными, потому что они больше напоминают прозвища. А впрочем, в те далекие времена разницы между именем и прозвищем практически не было.

У каждого имени своя история. Одни имена, например, отмечали особенности внешности. Прочтите некоторые из них, используя код.

а) 1, 2, 4, 7, 10, 5.

б) 6, 8, 9, 3, 5, 11, 5.

в) 12, 7, 13, 9, 14, 10.

Ответ: а) МИЛУША, б) ЧЕРНАВА, в) КУДРЯШ.

Другие имена подчеркивали особенности характера малыша. Сейчас я произнесу эти имена по звукам, а вы назовите целиком.

Ответ. ПИСКУН, ДОБРЫНЯ, НЕСМЕЯНА, ШУМИ- ЛО, НЕУПОКОЙ.

Третьи имена показывали порядок появления ребенка в семье. Прочтите их, правильно подобрав «ключик».

Ответ. ПЕРВОЙ, ВТОРУНЯ, ТРЕТЬЯК. Читаем справа налево.

Были в Древней Руси Зимы, Вешняки, Субботы... Догадайтесь, на что указывали эти имена? (Время рождения). А также: Жданы, Любимы, Нечаи, Любавы (радость родителей). Даже были Коты, Волки, Гуси, Лебеди и Зайцы (схожесть с животными).

Но более 1000 лет назад произошло важное событие в истории страны: крещение Руси. Известно, что до этого жители Руси были язычниками, то есть верили не в одного бога, а в разных богов. После крещения Руси стали верить в Иисуса Христа. Обряд крещения состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать свое тело водой, чтобы смыть «скверну языческой веры» и старое «языческое» имя. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасы и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Таким образом вместе с христианством появились и новые имена, взятые из перечня святых, помещенного в церковном календаре. Большинство наших с вами, современных имен взяты из этого списка и имеют древнегреческое происхождение, либо взяты из латинского языка. Исконно славянских же имен осталось очень мало. Например, такие. Прочтите их, пользуясь стрелками.

Ответ. 1. Людмила. 2. Светлана. 3. Владимир.

У каждого из вас тоже есть имя, причем, очень красивое. Может быть, кто-то может рассказать, почему родители его так назвали?

Отклики детей.

Сейчас я прочту из словаря значения ваших имен и их происхождение. Постарайтесь запомнить.

КРАТКИЙ СЛОВАРИК ИМЕН С УКАЗАНИЕМ ИХ ЗНАЧЕНИЙ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Александр — греч.: защитник людей.

Алексей — греч.: защитник..

Андрей — греч.: мужественный.

Антон — греч.: боец.

Артем — греч.: здоровый.

Борис — русск. и болг.: «бороться плюс слава».

Василий — греч.: царственный.

Валерий — лат.: сильный.

Виталий — лат.: жизненный.

Владимир — слав.: владеющий миром.

Вячеслав — слав.: большая слава.

Игорь — сканд.: молодой.

Иван — евр.: божья благодать.

Кирилл -греч.: повелитель, хозяин.

Константин — лат.: постоянный, твердый.

Максим — греч.: величайший.

Михаил — евр.: как бог.

Николай — греч.: победитель народов.

Никита — греч.: победитель.

Олег — сканд.: святой.

Павел — лат.: малый, небольшой.

Петр — греч.: камень, основание (веры).

Сергей — лат.: высокий (в духовном смысле.)

Федор — греч.: Божий дар.

Александра — греч.: мужественная.

Алла — греч.: другая, вторая, следующая.

Анастасия — греч.: воскресшая.

Анна — евр.: благодать.

Валентина — лат.: сильная.

Галина — греч.: тихая, спокойная.

Екатерина — греч.: всегда чистая.

Елена — греч.: солнечная, факел.

Ирина — греч.: мирная.

Ксения — греч.: иностранка, странница.

Людмила — слав.: людям милая.

Лариса — греч.: чайка.

Маргарита — греч.: жемчужина.

Марина — лат.: морская.

Наталья — лат.: природная.

Ольга — сканд.: святая.

Светлана — слав.: светлая.

Софья — греч.: мудрая.

Татьяна — греч.: учредительница, устроительница.

Тамара — евр.: пальма. Юлия — лат.: кудрявая.

Сейчас имена у вас короткие: Таня, Дима, Надя, Витя, потому что вам всего 7—8 лет. Но вы подрастете — и имя ваше подрастет: Татьяна, Дмитрий, Надежда, Виктор. А когда станете совсем взрослыми, то к имени еще и отчество добавится: Татьяна Владимировна, Дмитрий Николаевич и т. д.

Давайте потренируемся превращать краткое имя в полное. Послушайте стихотворение Г. Ла- донщикова.

Алла клумбу поливает,

Боря воду подает,

Вера вишенку сажает,

Галя песенку поет.

Дима шарик надувает,

Ева с ежиком играет,

Женя лепит пирожки,

Ира ходит с кратким.

Коля строит дом с трубою,

Леня чинит самосвал,

Маша машет мне рукою,

Надя чистит самовар.

Сначала попробуйте угадать количество имен, прозвучавших в стихотворении. (12) Запишите имена, которые вы запомнили.

Самостоятельная работа.

Проверка.

Коллективная работа.

От полного или краткого имени можно образовать уменьшительное, ласковое имя. Конечно же, папы и мамы называют вас так: Натуся, Юляшка, Андрюша, Вовочка или Вовчик, Юрик, Олюшка и т. д. Давайте встанем в круг. Сейчас я буду ходить по кругу и вручать кому-либо из вас вот это солнышко. Тот, у кого окажется в руках солнышко, все согревающее своим теплом, должен будет ласково обратиться по имени к соседу слева и к соседу справа и сказать: «Привет,... Надюша, Сереженька, Галочка, Димуля и т. д.».

Примечание . Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не услышит свое уменьшительное имя.

Подведем итог . Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...»