Картина мира определение и развитие. Неклассическая научная картина мира

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Абхазы // Народы России. Энциклопедия. М, 1994.

2. Борисов И. Грузино-осетинский конфликт // Азия и Африка сегодня, 2001, № 4.

3. Борисов И. Грузино-абхазское противостояние // Азия и Африка сегодня, 2001, № 5.

4. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М, 2001.

5. Гушер А. Россия – Грузия. Утраченное доверие // Азия и Африка сегодня, 2000, № 6 – 7.

6. Гушер А. Геополитическая ситуация в Закавказье // Азия и Африка сегодня, 2003, № 10.

7. Записки А.П. Ермолова. 1798 – 1826 гг. М, 1991.

8. Зарубежное военное обозрение, 2008, № 8 – 9.

9. Здравомыслов А.Г. Осетино-ингушский конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации. М, 1998.

10. Комерсантъ №140 - 155, 09 - 30.08 2008 г.

11. Крылов А.Б. Абхазия. Социальный портрет непризнанного государства // Азия и Африка сегодня, 1998, № 11.

12. Крылов А.Б. Грузино-абхазский конфликт: история и современность // Кавказский сборник. Т №2 (34). М, 2005.

13. Леонтьев М.В. Жуков Д.А. «Независимая» Грузия: бандит в тигровой шкуре. М, 2008.

14. Морозов Ю. Грузия – Абхазия. Межнациональные конфликты – питательная среда криминала // Азия и Африка сегодня, 2003, № 3.

15. Мяло К.Г. Россия и последние войны XX века (1989 - 2000). К истории падения сверхдержавы. М, 2002.

16. Независимая газета №167 (4514), 11.08 2008 г.

17. Новая газета № 58 (1376), 11.08 – 13.08.2008 г.; №59 (1371) 14.08 – 17.08.2008г.

18. Осетины // Народы России. Энциклопедия. М, 1994.

19. Панарин С.А. Позиционно-исторические факторы кавказской политики // Полис, 2001, № 2.

20. Потто В.А. Кавказская война: в 5 т.; Т. 2, 5: Ставрополь, 1994.

21. Присяга абхазского князя Георгия Шарвашидзе (Сефар-Али бека) при вступлении в подданство России // Под стягом России: сборник архивных документов. М, 1992.

22. Стукало С.Н. Цхинвали в огне. М, 2008.

23. Сулаберидзе Ю.С. Грузинский политический театр // Полис, 2001, №4.

24. Хаджи Мурат Ибрагимбейли. Кавказ в Крымской войне 1853 – 1856 гг. и международные отношения. М, 1971.

25. Цуциев А.А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774 - 2006). М, 2006.

26. Цуциев А.А. Осетино-ингушский конфликт (1992 - …) его предыстория и факторы развития. М,1998.

27. Широкорад А.Б. Утерянные земли России. Отколовшиеся республики. М, 2007.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА:

1. История Осетии – http://aors.narod.ru/

2. Латынина Ю. 200 км танков. О российско-грузинской войне - http://www.ej.ru/?a=note&id=8579

3. Материалы газеты «Комерсантъ» - www.kommersant.ru

4. Материалы ООН – http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=8790 и др.

5. Материалы сайта Независимой Республики Южная Осетия – http://www.iriston.ru/ru/index.php


6. Материалы сайта осетинской диаспоры - http://www.iriston.ru/ru/

7. Новостной портал Грузии – http://www.news.ge

8. Новая газета - http://www.novayagazeta.ru/data/2008/63/06.html

9. Правозащитный центр «Мемориал» http://www.memo.ru/2008/10/28/2810081.html

ПОДРОБНЕЕ СМ. ресурсы Интернета в книге Стукало С.Н. Цхинвали в огне. М, 2008, с. 340 – 347.

ВВЕДЕНИЕ

Ведущей тенденцией развития цивилизации третьего тысячелетия стала интеграция наук. Достижения микроэлектроники, информатики и биотехнологии преобразуют промышленное и сельскохозяйственное производство. «И совершенно естественно, что новому, более высокому уровню техники и технологии производства должна соответствовать новая, более высокая ступень развития человеческого общества в целом и самого человека в их взаимосвязи с Природой».

Успехи естествознания ХХ в. во многом связаны с исследованиями на уровне ядер, атомов, молекул, клеток. На результаты подобных исследований опираются современные наукоемкие технологии, позволяющие производить высококачественную продукцию и, прежде всего, товары повседневного спроса. Знакомство с основами естествознания позволяет оценить перспективы развития современных наукоемких технологий, а следовательно сделать прогноз об экономических, экологических, социальных и политических последствиях, оценить необходимые затраты для изготовления такой продукции, оценить возможные направления развития наукоемких технологий в ХХ1 в..

Лекарства нового поколения и искусственные ферменты, синтетические и композиционные материалы, искусственные кристаллы и аморфные металлы, сорта сельскохозяйственных растений, устойчивые к болезням и вредителям, – это, с одно стороны, объекты разработки естествоиспытателей, а, с другой стороны, – это продукты потребления различных отраслей промышленности, производящих в широком ассортименте товары повседневного спроса.

Новая материальная база, новые технологии лежат в основе любого перспективного дела. И знание основ естествознания позволяет оценить перспективные направления в технологии.

Мир, существующий вокруг нас и внутри нас, отражают наука, искусство и религия. Каждый из способов отражения носит свои черты и, как правило, свои области применения. Существует довольно значительный круг вопросов, где пересекаются эти три способа отражения мира.

В сою очередь, науку принято делить на естественные, гуманитарные науки и технику. Такое деление связано со спецификой объектов изучения. Нас в первую очередь будет интересовать наука.

В природе, в большей части, действуют не зависящие от человека, слепые, стихийные силы. В обществе, как правило, ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании делались и делаются попытки противопоставить естественнонаучную культуру гуманитарной культуре (например, дискуссия о «физиках» и «лириках» в 60-е годы ХХ в.). Вместе с тем, между способами описания мира, используемыми в естественных науках, и способами, используемыми в гуманитарных науках, существует значительная разница, что дало основание английскому писателю и ученому Чарльзу Перси Стоуну в 1959 г. прочитать в Кембриджском университете лекцию «Две культуры и научная революция» . В лекции обращалось внимание на возникновение пропасти между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и новой научной культурой, связанной с научно-техническим прогрессом. Все увеличивающееся взаимонепонимание между учеными и «литературными интеллектуалами», по Стоуну, может привести к гибели человеческой культуры, если не принять радикальных мер для реорганизации образовательной системы, для сближения точек зрения излишне практичных «физиков» и индивидуалистами «лириками». Здесь гуманитарные науки отождествлялись с культурой в целом.

Сближение естественных наук и культуры не только возможно, но и закономерно, т.к. в основе научной и культурной деятельности лежит творчество. Часто дискуссии о «физиках» и «лириках» по сути дела отражают тоску об универсалах эпохи возрождения и энциклопедистах. Тем не менее, беспокойство общественности обосновано.

Одной из важнейших характеристик человека, отличающей его от животного, является то, что он в своих действиях опирается на разум, на систему знаний и их оценку. Поведение людей, степень эффективности решаемых ими задач, конечно, зависит от того, насколько адекватно и глубоко их понимание реальности, в какой мере они могут правильно оценивать ту ситуацию, в которой им приходится действовать и применять свои знания.

С давних пор в человеческой жизни большое значение приобретали не только те знания, которые имели непосредственное практическое значение, но и те, которые относились к общим представлениям о природе, обществе и самом человеке. Именно последние как бы скрепляют в единое целое духовный мир людей. На их основе возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности. Важную роль при этом играет то, как человек представляет устройство мира. Человеческое самосознание стремится представить себе окружающий мир, т.е. увидеть мысленным взором то, что называют Вселенной, и найти свое место среди окружающих вещей, определить свое положение в космической и природной иерархии. С древних времен людей беспокоят вопросы об устройстве мироздания, о возможности его познания, его практического освоения, о судьбах народов и всего человечества, о счастье и справедливости в человеческой жизни. Без стремления постичь мир в его целостности, желания понять природу и общественные явления человечество не создало бы ни науки, ни искусства, ни литературы.

Современная наука нацелена на построение единой целостной картины мира , изображая ее как взаимосвязанную "сеть бытия". В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые обычный человек воспринимает как данность, как объективность, существующую независимо от наших личных мнений.

Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной , взглянув на которую, можно понять и увидеть связи действительности и свое место в ней. Она подразумевает понимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается . Поэтому понятие "картина мира" занимает особое место в структуре естествознания.

Картина мира :

· система образов (и связей между ними) – наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;

· порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.

В соответствии с этими особенностями картина мира :

· целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;

· представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;

· имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.

Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.

Картина мира -- сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента – мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.

Мировоззрение – концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т. п. Основные крупные элементы – каркас картины мира – представляют собой набор исходных принципов или представлений, фундаментальных допущений о мире или тех его частях, которые касаются ситуации. Они могут и не осознаваться человеком, но встроены в картину мира, ибо необходимы для интерпретации любой жизненной ситуации, для определения смысла и для оценки того, что происходит. Некоторые из них, такие как движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство, возможно, даже основываются на врождённых свойствах человека. Другие, такие как добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе в мире, к другим людям и т. п., явно порождаются и осваиваются в процессе воспитания и развития.

Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) – это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п.

Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.

Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов мирообъяснения. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение в конечном счёте – новую картину мира. Прогресс – развитие человека и человечества – это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.

Таким образом, из картины мира вытекает всё остальное – и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий. Следовательно, картина мира может служить интегральной типологической характеристикой культуры . По этим соображениям можно (и следует) применять термины «культура» и «картина мира» как взаимозаменяемые, ибо разные учёные вкладывают в слово «культура» противоречивые, порой взаимоисключающие толкования: от бытового уровня понимания воспитанности той или иной личности до понятия о созданном людьми мире культурных ценностей и далее вплоть до представления о культуре как о всеобщем способе существования человеческого рода .

Мир не хорош и не плох, - утверждали ещё мудрецы древности, - он таков, каким мы его воспринимаем. У каждого человека есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек действует и чувствует себя, как отмечал Э. Берн, не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. Специфика формируемой в голове человека картины мира определяет глубину и границы познания, эмоциональное отношение и готовность активного действия в нем.
Всем нам известны случаи, когда даже наиболее честные очевидцы, наблюдавшие одно и тоже событие, нередко предоставляют о нем противоречивые сведения. Вроде бы все видели и слышали все, что происходило, но каждый будет рассказывать и трактовать по – своему. Оперативные сотрудники правоохранительных органов часто сталкиваются с такой ситуацией. Что существенно порой осложняет их работу. Это происходит потому, что у нас у всех может существенно отличаться построение и восприятие картины мира. Так называемая топографическая карта того мира, в котором мы живем.
Пример: У каждого из нас есть знакомые, для которых мир образован только преступниками, негодяями, злодеями, шарлатанами, стихийными бедствиями, болезнями и другими ужасами. И они ничего не придумывают, они просто так его видят. То есть из всего потока информации они воспринимают только ту, которая подтверждает их мировосприятие и не видят ничего другого. Чтобы вы им не говорили о радостях жизни, они вам сразу приведут кучу примеров, что в жизни все ужасно. Самое главное, что они это не придумывают – они реально так воспринимают этот мир.
Другой пример: Не у каждого из нас есть такие знакомые, но у тех у кого есть поймут о чем я говорю. Это те, для которых мир - бесконечный повод для радости. Их гораздо меньше - в современном мире создать и сохранить такую "карту" очень сложно. Но тем не менее эти люди иногда встречаются, а каждая встреча с ними всегда почти удивительна. Соприкасаясь с ними, мы на какое-то время начинаем видеть все окружающее их глазами и тогда весь мир вокруг нас в буквальном смысле начинает светиться. Но стоит нам отойти от них, как все волшебство пропадает - у нас просто нет этой "карты", вернее - она недостаточно устойчива для того, чтобы мы могли поддерживать её в одиночку.

Это происходит потому, что люди ощущают и действуют не в соответствии с «беспристрастными» фактами, а исходя из собственного представления о них. Здесь следует разграничить такие понятия как «описание мира» и «картина мира».
«Описание мира» - это система представлений об объектах, формах, вещах, их взаимодействиях, т.е. это координационная сетка, которую мы набрасываем на реальность. Это язык, на котором мы разговариваем с миром и описываем его.
«Картина мира» - это воспринимаемая реальность, та картинка, которую мы воспринимаем всеми нашими органами ощущения. Это значит: видим, слышим, чувствуем, мыслим.
Во всех духовных традициях мы можем встретить следующее утверждение, что человек – есть проводник бесконечного океана знания и силы. То есть человек, он же проводник, пропускает через себя знание и на выходе получается воспринимаемая и отображенная реальность. И результат этого процесса во многом определяется свойствами данного проводника. А проводники могут сильно отличаться друг от друга.
Еще в древнейшем памятнике герметизма Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста было сказано: «Что внутри, то и снаружи» . В восприятии картины мира жестко выполняется закон, который на языке современной психологии звучит так: «без концепции нет перцепции». Другими словами: нет в описании – нет и в восприятии. Если чего-то нет в описании мира, то какими бы умными мы не были, если в поле нашего восприятия чего-то нет, то оно само собой никогда не появится. В картине мира принципиально не может появиться объект, которому в описании, не приписан статус существования.
Именно этот закон работает в нашей жизни. Если в описании мира женщины «все мужики – сволочи», то и в ее реальности не может появиться «принц». Вспомните героиню романа Александра Грина «Алые паруса» - Ассоль. Она очень рано потеряла свою маму, и жила с отцом в бедности и нужде. Однажды Ассоль гуляла в лесу, где встретила старика по имени Эгль, который рассказывает ей, что когда она станет взрослой, к ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила старику, и стала ждать принца. А, в один прекрасный день её мечта сбылась. Автор в художественном произведении смог передать один из основополагающих законов нашей жизни.


Можем поговорить еще об одном секрете, который искусно используется во всех системах от самых древних (шаманизм, знахарство, магия) до современных (биоэнергетика, НЛП). Этот секрет также прост на первый взгляд, но также, как и закон о котором мы говорили выше, не всеми применяется в жизни. А те, кто знаком с ним и применяет его в жизни, и для них реальность та, которую они хотят видеть. Другими словами – это один из секретов исполнения желания. Итак, данный аспект информационного процесса кратко можно выразить формулой: "Форма пуста". Иначе говоря, если попробовать изложить кратко: любое описание мира использует форму, но форма изначальна пуста. Сама по себе она не несет какого-либо определенного смысла. Лишь человек наполняете форму тем или иным содержанием. Одна и та же форма может присутствовать в разных описаниях с совершенно различными смыслами. Мы не можем что-то адекватно интерпретировать, не будучи в контексте конкретного описания мира. Это обстоятельство как раз и не дает существовать какой бы то ни было картине мира отдельно от его описания. Свойство пустоты формы, возможность отождествления формы с каким-либо содержанием – это тот секрет, который используется при изменении той реальности, которая существует на ту, которая желательна.


Я чуть отвлеклась от темы, вдаваясь вглубь. Поэтому, вернемся непосредственно к понятию КАРТИНА МИРА. Мы уже определись с тем, что у каждого из нас картина мира своя. И она может существенно отличаться от картины мира другого. Так, например, картина мира крестьянина отличается от картины мира его современника-университетского профессора. Но, точно так же, сегодняшний крестьянин или профессор воспринимает мир совсем не так, как представители этих же социальных групп сто лет назад. Различаются картины мира у олигарха и рабочего, у замужней женщины и женщины, торгующей своим телом, у успешного человека и у неудачника и т.д.
Итак, что же это такое картина мира?
Вот как понимают картину мира социологи, психологи, психоаналитики и нейрофизики это:
система образов (и связей между ними) - наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;
порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.
В соответствии с этими особенностями картина мира:
целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;
представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;
имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.
Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.
Картина мира - сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента - мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.
Мировоззрение -ядро общественного и индивидуального сознания. Это - отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения - идеалы как решающие жизненные цели.
Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений. Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы.
Согласно З. Фрейду, мировоззрение - интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место.
Мировосприятие - (то есть чувственно-образная часть) - это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п.

Мироощущение – представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.
Если бы можно было бы изменить мироощущение – сама бы жизнь стала иной. (Кэтрин Мэнсфилд)
Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов мирообъяснения. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение в конечном счёте - новую картину мира. Прогресс - развитие человека и человечества - это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.


Таким образом, из картины мира вытекает всё остальное - и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий. Следовательно, картина мира может служить интегральной типологической характеристикой культуры. По этим соображениям можно (и следует) применять термины «культура» и «картина мира» как взаимозаменяемые, ибо разные учёные вкладывают в слово «культура» противоречивые, порой взаимоисключающие толкования: от бытового уровня понимания воспитанности той или иной личности до понятия о созданном людьми мире культурных ценностей и далее вплоть до представления о культуре как о всеобщем способе существования человеческого рода[
Выделяют следующие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности различных картин мира:
масштабность;
чёткость;
эмоциональная окрашенность;
свет и мрак;
присутствие прошлого, настоящего и будущего;
аналитизм и синтетизм;
выделенность субъекта из внешней среды;
активность-пассивность;
знаковость (символичность);
рефлексивность;
насыщенность межчеловеческими отношениями;
конформность;
детерминированность мироустройства;
степень общей развитости;
особенности развития репрезентативной системы.
Осознание того, что можно измениться самому, изменить свое мировоззрение и убеждения - существенная часть процесса управления своей жизнью.

Упрощенно, можно представить следующую схему формирования общей картины мира (рис.1).

Рисунок 1 - Схема взаимовлияния картин мира

Каждая из картин мира дает свою версию того, каков мир на самом деле и какое место занимает в нем человек. Отчасти эти картины противоречат друг другу, а отчасти взаимодополнимы и способны составлять целое.

В структуру картины мира можно выделить два основных компонента: концептуальный (понятийный) - представлен знаниями, понятиями и категориями, законами и принципами, и чувственно-образный (обыденно-практический) - совокупностью обыденных знаний, наглядными представлениями о мире, опытом. Их принципиальные различия определяются двумя позициями (табл.1): Андрейченко Г.В. Философия / Г.В.Андрейченко, В.Д.Грачева. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С.103-104.

1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира;

2) основными идеями, которые предлагают картины мира для решения своей проблемы.

Таблица 1 - Картины мира

Виды картины мира

Проблемы картины мира

Идеи картины мира

Религиозная картина мира

Соотношение Бога и человека

Божественное творение мира и человека

Философская картина мира

Соотношение мира и человека

Различные идеи:

Материализм

Идеализм

дуализм, плюрализм

диалектика, синергетика

метафизика, эклектика, редукцио-низм, радикализм, механицизм и др.

Научная картина мира

Синтез и обобщение разно-родных, противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое

Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам

Философская картина мира возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Философская картина мира - это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.

Главная тема философии -- соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятель-ностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

В качестве основных структурных элементов философской картины мира можно выделить следующие виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке. В рамках данной картины мира сформировались две модели бытия:

1) нерелигиозная философская картина мира, формирующаяся на основе обобщения данных естественных и общественных наук, осмысления светской жизни;

2) религиозно-философская картина мира как система догматически-теоретических взглядов на мир, в которой смешивается земное и сакральное. Происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.

Пространство и время в философской картине мира выступают как категории порядка и, следовательно, условия умопостигаемости мира. Пространство - как способ упорядочения внешних восприятий, время - как способ упорядочения внутренних переживаний. Человек в философской картине мира есть, прежде всего, разумное существо, принципиально отличное от неодушевленных объектов и живых существ.

Создаваемая в рамках онтологии, философская картина мира определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Следовательно, философская картина мира есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека. От того, какой в конкретный момент времени представляется общенаучная картина мира, во многом зависят мировоззренческие и методологические проблемы науки, а идеи и проблемы господствующей философской картины мира определяют перспективные направления развития научного знания. Например, в начале XX века признавались очевидными бесконечность и вечность Вселенной по всем четырем измерениям пространственно-временного континуума. Все явления Вселенной - планеты, звезды, жизнь - возникают, проходят стадии своего развития и погибают, а затем возникают в другом месте и так бесконечно, мир вечен. Вопросы о «начале», о времени, «когда еще не было времени», о мирах, не принадлежащих нашей Вселенной, считались схоластическими. Но после создания Л.А.Фридманом теории «извергающейся из точки Вселенной» Там же. - С.105. и подтверждения Э.Хабблом прямыми наблюдениями предсказанное разбегание галактик вопрос о смысле пространства-времени стал определяющим в методологических дискуссиях. Еще пример. Двадцать лет назад одной из актуальнейших проблем была идея элементарности. Все попытки выделить «наиболее элементарные» частицы оканчивались неудачей и начало складываться представление об обнаружении своеобразного «дна» мира, а, следовательно, о возможности создания «исчерпывающе полной» теории физических явлений. Но открытие «суперэлементарных частиц» - глюонов и кварков вновь отодвинуло возможный «конец физики» как фундаментальной науки.

На смену идее «элементарности» пришли новые проблемы - неожиданно тесной связи микромира и мегамира, общих характеристик и тенденций во взаимодействиях элементарных частиц и глобальных свойств Вселенной. Каждая ступень развивающейся философской картины мира выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается философская картины мира.

Философские картины мира весьма многообразны, однако все они строятся вокруг отношений «мир -- человек» или «человек -- мир». В этом различии присутствуют две ведущие линии в философском знании, которые можно условно назвать объективистской и субъективистской.

Объективистские концепции независимо от того, являются ли они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен. Субъективизм в противоположность объективизму мир, общий для всех живущих субъектов, заменяет на множество миров. Я -- сам себе вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребывания в своих ситуациях. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное субъективное «я», потому очень трудно выявить что-либо объективное.

Огромная разница между объективностью и субъективностью как раз и составляет основу философского поиска. Важнейшей философской проблемой в этом случае является вопрос: что в мире -- от нас и что -- от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что от человека зависит и что не зависит?

Религиозная картина мира появляется вместе с рождением теологических систем христианства, иудаизма и ислама. Если философская картина мира не предлагает персонифицированного автора, то у религиозной «картины» предполагается творец в буквальном смысле. Мир сотворен по замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность (разум + воля). Он трансцендентен. Философское понимание Бога как чистый интеллект, тождественный миру здесь неуместно.

Религиозная картина мира не существует как целостная система знаний, так как действуют десятки и сотни различных религий и конфессий. В каждой религии сформирована своя картина мира, основанная на символах веры, религиозной догматике и культах. Люди всегда задавались вопросом, что такое мир, и что от него ждать? Одна из наиболее ранних картин мира -- библейская . В первой книге Библии «Бытие» нарисована картина того, как возникает мир (бытие). Согласно этой картине мир создан Богом, неким всемогущим существом, который, однако, думает, говорит и действует как человек. Бог, по Библии, существовал еще до возникновения мира. Он создал мир за 6 дней. Сначала он сотворил небо и землю, затем свет, затем сушу и воду, затем растительный и животный миры. На шестой день он сотворил человека. Так схематично изображается сотворение мира. Эта библейская картина мира сохранилась до наших дней.

Общим положением для всех религиозных картин мира является то, что они основаны не на совокупности истинных знаний, а на знаниях - заблуждениях и религиозной вере. Центром любой религиозной картины мира является образ Боги или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность. Бог сотворил мир, дал ему законы. Бог же может их отменить на миг или навсегда. Прерывая естественный ход вещей Бог творит чудо. Будучи сверхъестественным существом, Он способен вызывать сверхъестественные явления. Иногда это делается для того, чтобы выразить свою волю - дать знамение человеку. Если в мифе отсутствует понятие сверхъестественного, то в религиозном отношении к миру оно чрезвычайно важно.

В религиозной картине мира обобщен и синтезирован религиозный опыт человечества, в основе которого лежит представление о дуалистичности бытия:

абсолютное, сверхъестественное, «само по себе» бытие, тождественное бытию Бога-Творца;

сотворенное бытие, существование многообразия вещей и процессов, в том числе и человека.

Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца.

В различных религиозных конфессиях религиозные картины мира различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

Центральный пункт любой религиозной картины мира -- образ Бога или богов, представление о том, что же является высшая истинная реальность. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера Божественного -- вот что является смыслом религиозных размышлений. Современные религии не отрицают достижений естествознания; теорий, связанных со строением материи и практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки -- изучать только физический мир, только сферу потустороннего. Дальше простирается область религии и, быть может, философии.

Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира , дающих целостное понимание материального мира как движущейся и развивающейся природы, объясняющая происхождение жизни и человека. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.

Основные элементы научной картины мира: научные знания о природе, научные знания об обществе, научные знания о человеке и его мышления. Она основана на данных астрономии, физики, химии, биологии и выступает обычно как антитеза архаической (прежде всего, религиозной) картине мира. Методологически она основана на картезианском противопоставлении субъекта и объекта. Любое явление в мире должно объясняться прямым действием внешних причин, а не внутренней природой или целью (как в метафизике Аристотеля).

Мир в науке рассматривается как совокупность простых (элементарных) объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся при этом определенным закономерностям. Механическая, органическая аналогии позволяют все объяснить. Наиболее интенсивно научная картина мира начинает складываться в 16-17 веках, когда на смену геоцентризму приходит гелиоцентризм и возникает классическая механика.

В научной картине мира следует различать общенаучную и частнонаучные картины мира. В общенаучной картине мира обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности. Среди частнонаучных картин мира называют физическую, химическую, космологическую и космогоническую, биологическую, экологическую, информационную, политическую, экономическую и т.д. и т.п. картины мира. Соответственно, наряду с понятием физической реальности в научной картине мира присутствуют понятия биологической, социальной, исторической и даже лингвистической реальности. Каждая из этих реальностей также представляет собой систему теоретических объектов, построенных биологическими, социологическими, историческими и лингвистическими теориями соответственно. Главная особенность научной картины мира состоит в том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и в той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение.

На протяжении всей истории религиозная, научная и философская картины мира находились в сложных взаимоотношениях. Так, в средние века не стихали споры между богословами о совместимости философии и христианского вероучения. Противники философии полагали ее неотделимой от языческих религиозных культов. Сторонники же христианизировали древние учения, исходя из принципа приоритета Писания над Разумом. Один из авторов научной картины мира Ньютон предостерегал своих коллег от увлечения метафизикой. О.Конт впервые пытался сравнить все три картины, создав учение о стадиях развития человечества. Он выделил три стадии духа, через которые должно пройти каждое общество: теологическую, метафизическую, научную.

Огромное практическое значение науки в 20 века сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испытывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, какова она есть на самом деле, независимо от нас. Однако за привычным, коренящимся еще в эпохе Просвещения доверием к выводам науки часто забывается, что наука -- развивающаяся и подвижная система знания.

Во второй половине 20 века стало очевидно, что ни одна из картин мира не может утвердить свою истинность и ложность конкурентов. Проблема заключается в том, чтобы допустить сосуществование всех трех картин в едином универсуме человеческого знания. Этому должен способствовать методологический и мировоззренческий плюрализм, основанный на принципах лингвистической дополнительности и лингвистической относительности.

Вместо картины мира философы двадцатого века ввели понятие жизненного мира, который противостоит «мирам» объективных наук и порождающим их научным интересам. На данный момент одновременно сосуществует множество различных картин мира. Кроме того, возникают понятийные проблемы - большое количество информации в образах, мы приписываем им определенный смысл, иногда различный. Вероятно, в ближайшем будущем могут появиться новые картины мира.

Картина мира - система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы - от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.

Научная картина мира (НКМ) - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.

В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира - не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии - суть научного метода.

Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).

«Картиной мира» называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре окружающей человека действительности, способах ее функционирования и развития.

Картина мира формируется, с одной стороны, как составная часть мировоззрения, а, с другой стороны, на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Картина мира - сложно структурированная целостность, включающая концептуальную часть картины мира и совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.

Картина мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах.

Различают религиозную, научную и философскую картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира и 2) основными идеями, которые они предлагают для решения своей проблемы.

Проблемы РКМ: Соотношение Бога и человека

Идеи РКМ: Божественное творение мира и человека

Проблемы ФКМ: Соотношение мира и человека.

Идеи ФКМ: монизм, дуализм и плюрализм; диалектика и метафизика; эклектика; редукционизм; механицизм; вопрос об отношении мышления к бытию.

Проблемы НКМ: Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых, частей знания в единое, логически непротиворечивое целое

Идеи НКМ: Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.

Религиозная Картина Мира (РКМ)

- совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем. Главный признак РКМ - разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолютном господстве первого над вторым.

Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца. Человеку в РКМ отводится роль дитя, которого любят, поощряют и возвышают по мере его стремлений и усилий приблизиться к Творцу и жить по его наставлениям. В различных религиозных конфессиях РКМ различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

Религиозный ответ на вопрос «Зачем я живу?» заключается в спасении души.

РКМ разрабатывается теологами.

Научная картина мира (НКМ) - особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке

Особенности НКМ:

1. Научная картина мира отличатся от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т. д.

Религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету.

2. Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественного восприятию мира, использующего бытовой/художественный язык для обозначения объектов и явлений мира.

Человек искусства создает художественные образы мира на основании синтеза своего субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как человек науки сосредоточен на исключительно объективном и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований. Эмоциональное восприятие правополушарно (образно), в то время как логическое научное обоснование, абстракции, обобщения - левополушарно.

Философская картина мира дает предельно общее представление о нем. Создаваемая в рамках онтологии ФКМ определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях.

Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

Особенности ФКМ:

1. В отличие от РКМ, ФКМ всегда опирается на НКМ как надежный фундамент.

Космоцентристская ФКМ античности вполне соответствовала натурфилософскому уровню развития античной науки.

На формирование натурфилософии и антропоцентризма Возрождения оказал мощное влияние гелиоцентризм Н.Коперника и Дж. Бруно.

Механистическая модель мира возникла на основе классической механики И.Ньютона и в ее основе лежали философские принципы единства мира, а также закономерности и понятия механики (масса, частица, сила, энергия, инерция).

Сменившая ее диалектическая, релятивистская КМ строилась на научном фундаменте квантовой механики и теории относительности, а теперь в ее фундамент легли принципы глобального эволюционизма и синергетики.

2. Каждая ступень развивающейся ФКМ выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается ФКМ.

3. Философская картина мира распадается на множественные, плюралистичные картины.