Сущность и основные черты индивидуального сознания. Индивидуальное сознание существует только во взаимосвязи с сознанием общественным сознания общественного

Индивидуальное сознание.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее ᴇᴦο индивидуальное бытие и через посредство ᴇᴦο в какой-либо степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний. Наряду с особенностями сознаний отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание должна быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны˸ самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующей системы взглядов. Главное в данном процессе - не интериоризация взглядов общества; а осознание индивидом своей и общества материальной жизни.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. 2 основных уровня индивидуального сознания˸

1. Начальный (первичный) - ʼʼпассивныйʼʼ, ʼʼзеркальныйʼʼ. Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы˸ понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания˸ воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный - ʼʼактивныйʼʼ, ʼʼтворческийʼʼ. Человек преобразует и организовывает мир.
Размещено на реф.рф
С этим уровнем связано понятие интеллекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы˸ цели, идеалы, вера. Главные факторы˸ воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Между первым и вторым уровнями существует промежуточный ʼʼполуактивныйʼʼ уровень. Главные формы˸ феномен сознания - память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована; мнения; сомнения.


  • - Общественное и индивидуальное сознание, их структура и взаимосвязь. Функции сознания.

    Категория сознания употребляется в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле слова сознание есть высшая форма отражения, связанная с социальным бытием человека и являющаяся довольно сложным многоуровневым образованием. В узком смысле слова сознание является... .


  • - Общественное и индивидуальное сознание, их соотношение.

    Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности... .


  • - Общественное и индивидуальное сознание. Формы общественного сознания.

    Мир человека начинается с его непосредственного бытия и распространяется до границ вселенной. В этом интервале оформляется объективный фактор жизнедеятельности человека, формируются условия его самореализации, самовыражения, самоутверждения. Личное бытие человека... .


  • - Общественное и индивидуальное сознание.

    Как уже говорилось, центральным моментом духовной жизни общества (ее ядром) выступает общественное сознание людей. Так, например, духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к... .


  • - Общественное и индивидуальное сознание. Их диалектическая взаимосвязь.

    Индивидуальное сознаниеэто духовный мир личности, отраженное общественное бытие через призму конкретных условий жизнедеятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивид и... [читать подробнее] .


  • - Общественное и индивидуальное сознание и их структура.Экономическое сознание.

    1)Понятие “сознание” неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. В более узком и специальном... .


  • Таким образом, индивидуальное сознание существует только во взаимосвязи с сознанием общественным. При этом они образуют противоречивое единство. Действительно, источником формирования как общественного, так и индивидуального сознания является бытие людей. Основой их проявления и функционирования выступает практика. Да и способ выражения – язык – тоже один. Однако это единство предполагает существенные различия. Во-первых, индивидуальное сознание имеет «границы» жизни, обусловленные жизнью конкретного человека. Общественное же сознание может «охватывать» жизнь множества поколений. Во-вторых, индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида, уровня его развития, личного характера и т.д. А общественное сознание в каком-то смысле надличностно. Оно может включать в себя то общее, что характерно для индивидуального сознания людей, определенную сумму знаний и оценок, передающихся из поколения в поколение и изменяющихся в процессе развития общественного бытия. Другими словами, общественное сознание свойственно обществу в целом или входящим в него различным социальным общностям, но оно не может быть суммой индивидуальных сознаний, между которыми имеются существенные различия. И в это же время общественное сознание проявляется только через сознание отдельных индивидов. Поэтому общественное и индивидуальное сознание взаимодействуют между собой, взаимно обогащают друг друга.

    Уже в античной философии начало зарождаться мнение о том, что сознание существует в обществе не только в индивидуальных, но и в общественных формах. Так, Платон предполагал, что в основе общественного сознания лежат вечные надкосмические идеи, а Геродот и Фукидид высказали предположение о психических особенностях, нравах, разном складе мышления народов и племен. И в дальнейшем общественный феномен сознания был предметом интереса мыслителей разных эпох. В современной литературе существуют три точки зрения на проблему сущности и природы общественного сознания: 1) общественное сознание функционирует только посредством индивидуальных сознаний; 2) существует независимо от сознания индивида и предшествует ему; 3) проявляется как в личной, так и в надличностной форме в виде культуры, отделенной от человека. В основе различий данных точек зрения лежат разные подходы к пониманию природы идеального.

    Под общественным сознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни.

    Субъекту, рассматриваемому на различных уровнях общности - человечество, государство, этнос, семья, индивид – соответствует свой тип сознания. Субъект-индивид, логически завершая иерархию структурной организации общества, всегда «укоренен» в тех или иных социальных общностях и несет в своем индивидуальном сознании отпечаток социально-групповых интересов и требований, представленных в индивидуальной форме. Индивидуальное сознание в ряде отношений богаче общественного, в нем всегда присутствует нечто индивидуально-личное, не объективируемое во внеличностных формах культуры, неотчуждаемое от живой личности. В то же время содержание общественного сознания шире содержаний индивидуальных сознаний, но его нельзя истолковывать как абсолютно внеличностное. Сложившееся в виде элементов духовной культуры общества, оно предшествует каждому формирующемуся сознанию, выступает как условие его формирования и развития. Но только индивидуальное сознание является источником новообразований в общественном сознании, источником его развития.

    Сложность структуры сознания, взаимосвязи его элементов проявляется в том, что оно, как общественное, так и индивидуальное, включает в себя всю гамму разнообразных психических реакций человека на внешний мир, взаимодействующих и влияющих друг на друга. Любая структура сознания «обедняет» его палитру, делает акцент на значимости одних элементов и оставляет «в тени» другие. Но без анализа структуры этого сложно организованного явления невозможно понять его суть, его природу и, главное, роль и значение в регулировании человеческой деятельности.

    При анализе сознания необходимо обратиться и к рассмотрению бессознательного, так как феномен бессознательного является объектом изучения рядом наук и участвует в функционировании психики человека в целом. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

    Бессознательное проявляется в различных формах – влечении, установке, ощущении, интуиции, сновидении, гипнотическом состоянии и др. Но не все, находящееся за пределами фокуса сознания, неосознаваемое следует относить к бессознательному. К уровню бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не может освободиться. Но инстинкты порождают у человека желания, эмоции, волевые импульсы, которые могут переходить на уровень осознания, и, кроме того, бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении воздействовать на их сознание. А с другой стороны, так называемые автоматизмы и интуиция могут сформироваться на уровне перцептивно-мыслительной деятельности, а затем, в результате многократного повторения, приобрести бессознательный характер, выйти из-под контроля сознания. В структуре бессознательного особое место занимает уровень подсознания, включающий психические явления, связанные с автоматизмами. С физиологической точки зрения бессознательные процессы весьма целесообразны. Они выполняют охранную функцию, освобождая мозг от перенапряжения, автоматизируя человеческие действия и увеличивая творческие возможности человека.

    З. Фрейд на базе экспериментальных и клинических данных обосновал важную роль бессознательного в психической деятельности человека, представил его в виде могущественной иррациональной силы, находящейся в антагонистическом противостоянии деятельности сознания. В современной философии и психологии бессознательное признается и широко используется не только в научном анализе, но и в практической медицине (метод психоанализа).

    Термин «бессознательное» используется для характеристики не только индивидуального, но и группового поведения, цели и действия которого не осознаются участниками действия. Последователь и популяризатор концепции Фрейда К. Юнг, изучая бессознательное, обнаружил в его структурах образы коллективного бессознательного - «архетипы». В отличие от «комплексов» Фрейда как индивидуальной жизни человека, архетипы связаны с коллективной жизнью людей и передаются из поколения в поколение по наследству. Архетипы представляют собой систему врожденных программ и установок, типических реакций, которые не декларируются как социокультурные нормы, но исходят из глубинных наслоений психической жизни человеческого рода. Они могут служить объяснительной моделью поведения человека и общества. Если сознание не будет учитывать возможность проявления архетипов и ориентировать их, привлекать как аттракт, психике грозит вторжение бессознательного в самых примитивных формах. По мнению К. Юнга, это может привести к индивидуальным и массовым психозам, лжепророчествам, волнениям и войнам.

    Следует заметить, что и сознание, и бессознательное являются реальными сторонами психики, обеспечивающими ее единство. В генезисе психики человека бессознательное является первым этапом ее становления и развития, на основе которого начинает формироваться сознание. Под влиянием эволюции сознания бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется.

    Характеризуя структуру общественного сознания по степени и способам осознания действительного мира, можно выделить уровни (обыденно-практический и научно-теоретический) и формы , различающиеся методами и средствами отражения действительности и воздействия на реальную жизнь людей.

    К обыденному сознанию относится сознание масс людей, формирующееся в практике повседневной жизни, в непосредственном взаимодействии с окружающим миром в труде и быту. Оно включает в себя 1) накопленный веками опыт трудовой деятельности, эмпирические знания, навыки, представления об окружающем мире, стихийное мировоззрение, сложившееся из фактов; 2) житейские нормы нравственности, обычаи, стихийно сложившиеся представления о своем положении, своих потребностях; 3) народное художественное творчество. Обыденное сознание не обладает глубиной рационального осмысления, четкой осознанностью, научной обоснованностью и в этом аспекте уступает сознанию теоретического уровня. Зато обыденное сознание имеет такие преимущества перед теоретическим, как полнота, многосторонность, цельность мироощущения. Кроме того, обыденное сознание ближе, чем теоретическое, к непосредственной реальной жизни, поэтому полнее, детальнее отражает особенности ситуаций текущей социальной действительности.

    Обыденное сознание очень близко к индивидуальному. Однако это массовое, коллективное сознание и формируется оно в сознании определенных групп. Определение массового сознания представляется довольно сложным. Одни утверждают, что это разновидность обыденного сознания, другие, что это сознание различных типов и видов масс (сознание больших социальных групп, общечеловеческое сознание), третьи интерпретируют общественную психологию как массовое сознание. Это связано с тем, что в действительности массовое сознание является очень сложным духовно-социальным феноменом. Оно представляет собой совокупность психических, гносеологических и социальных по природе духовных образований, включающих элементы всех уровней и форм общественного сознания. Оно выражает реальное состояние сознания больших масс людей, со всеми его противоречиями, особенностями и различием наполняющих его компонентов.

    Категория «массовое сознание» может рассматриваться в тесной связи с категорией «общественное мнение». Общественное мнение - это суждения людей по поводу фактов действительности, оценка состояния жизни в области экономики, политики, морали, науки, религии и т.д. В этих суждениях переплетается обыденный, эмпирический подход к событиям общественной жизни с теоретическим, научным.

    На уровне обыденного сознания развивается общественная (или социальная) психология, являющаяся одной из составных частей обыденного сознания. Она охватывает собою область социальных чувств, настроений, представлений, эмоций, традиций, обычаев, предрассудков, взглядов, формирующихся у различных социальных групп людей в условиях их повседневной жизнедеятельности: в труде, в общении между собой. Общественная психология представляет собой первую, непосредственную ступень отражения общественного бытия.

    Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных связей и закономерностей действительности. Оно стремится проникнуть в ее внутреннюю сторону, поэтому находит свое выражение в науке. Теоретический уровень общественного сознания трансформируется в идеологию. Идеология представляет совокупность теоретически обоснованных политических, философских, эстетических взглядов, правовых и нравственных норм и принципов, которые носят систематизированный характер. В конечном счете идеологические воззрения обусловлены экономическими отношениями и выражают интересы, цели, стремления, идеалы определенных классов и других социальных слоев и групп. В идеологии идеи и взгляды систематизируются, разрабатываются теоретически, приобретают характер идеологических систем и концепций.

    Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает различные способы духовного освоения действительности. В силу этого можно выделить следующие формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное или атеистическое, философское и научное. Процесс дифференциации общественного сознания, возникновение новых структурных элементов продолжается и он обусловлен объективным процессом дифференциации общественных отношений, потребностями развития общества.

    Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний. Наряду с особенностями сознаний отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные "прочтения" идеального и материального в различных философских школах 111 Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999 г. 1 .

    Философская интерпретация идеального эволюционирует от вопроса о соотношении сознания, идеи и материи, предметов реального мира. Идеалистическая традиция рассматривает идеальное как конструктивно-преобразующую сущность действительности, импульс изменения и развития вещественного мира, а мир материальных явлений как сферу реализации, выражения и проявления идеального. Как справедливо отмечает Э.В. Ильенков, "объективность "идеальной формы" не ошибка Платона и Гегеля, а бесспорный факт трезвой констатации независимого от воли и сознания индивидов существования идеального в пространстве человеческой культуры" 112 Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 7. С. 150. 2 .

    "Идеальное" обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения действительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь, является "идеальной формой бытия предмета в голове человека". Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей.

    Идеальное, будучи миром образов и понятий, обладает собственной логикой, относительной самостоятельностью собственного функционирования, определенным уровнем свободы, выражающейся в способности идеального порождать новое или вообще нечто, непосредственно в действительности не встречающееся и являющееся результатом духовной деятельности.

    Идеальное всегда остается тождественным индивидуальному сознанию, определяющему и формирующему в свою очередь сознание общественное. Только в процессе актуализации, распредмечивания форм общественного сознания сознанием конкретных индивидов общественное сознание становится идеальным, субъективной реальностью сознания этих индивидов.

    В философской литературе встречается и точка зрения на идеальное как творчество в широком смысле слова, т.е. его активность, конструктивность, направленность мысли на новое, избирательную интенциональность, опережающий характер отражения действительности и т.п. 113 Морозов М.Н. Творческая активность сознания. Методологический анализ естественно-научных аспектов. Киев, 1976 3 В этом смысле идеальное как креативность сознания представляет собой целенаправленное, контролируемое и управляемое личностью отражение внешнего и внутреннего мира. Именно поэтому идеальное включает в свое содержание эмоционально-волевые компоненты, интуицию, ценностные структуры, определяющие оценку явлений действительности и соответственно выбор желаемого будущего. Идеальное становится мысленным "проигрыванием" будущих вариантов действия, постоянно опережает в своих идеальных структурах структуры будущей практики.

    Итак, идеальное многозначно в своих сущностных характеристиках, что обусловливает и многообразие философских классификаций идеального содержания сознания.

    Нередко в литературе различаются три уровня функционирования идеального: а) идеальное в психической деятельности животных; б) идеальное человеческой психики; в) идеальное в ценностях культуры.

    Особые сложности возникают при анализе специфического характера функционирования идеального в сфере культуры. Действительно, тексты, символы и предметы культуры представляют собой нечто в глазах индивида и общества только потому, что несут в себе идеальные смыслы, ценности и значения. Они обладают идеальным содержанием в той мере, в какой являются общезначимыми элементами общественной культуры и воспроизводятся ее носителями. При этом в процессе восприятия и "расшифровки" идеального содержания предметов культуры осуществляется диалог каждого индивида с автором культурных ценностей и значений, их "присвоение" и понимание. Некоторые авторы, такие как К. Поппер, вообще приходят к выводу, что функционирование общественно-культурных ценностей нельзя отнести ни к материальной, ни к идеальной сфере, что это - нечто третье, хранящееся в предметах культуры 114 Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002 г. - с. 242 - 245 4 .

    Тема 9. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

    Важнейшими составляющими человеческой сущности являются, как известно, труд и мысль. При этом было бы серьезной ошибкой считать сознание менее реальным, чем труд. Оно не есть лишь механический отзвук материальных событий, его сила настолько велика, что создается иллюзия - будто бы в нем и заключен истинный смысл человеческой жизни. К такому пониманию смысла жизни в последние годы часто склоняются многие деятели культуры. В действительности активность общественного (и индивидуального) сознания вторична, производна от общественного бытия, глубины его отражения. Сознание вообще, те или иные идеи, принципы в частности всегда есть осознание объективного мира и жизненного процесса человечества, их приблизительно верное отражение.

    Как сознание общества, общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний, т.е. имеет исходным уровнем сознание индивидов, которые суть его непосредственные носители. В общественном сознании поэтому есть всеобщее, родовое, свойственное духовному процессу жизни всей массыиндивидови собственно индивидуальное, присущее сознанию отдельных индивидов. В каждую историческую эпоху общественное сознание представляет собой единство родового и индивидуального, но в предыстории общества, особенно в докапиталистических формациях, доля собственно индивидуального в нем была незначительной вследствие слабой обособленности человека как индивида, слитности его с той или иной общностью (родом, общиной, кастой и т.д.). С ростом индивидуализации материального труда усиливается и индивидуализация общественного сознания, которое все больше наполняется собственно индивидуальным, т.е. обогащается главным образом за счет не массового, обезличенного сознания, а уникального, неповторимого. Развитие, усложнение общественного сознания не сводится, следовательно, к развитию в нем родового, оно есть также аккумуляция им собственно индивидуального во всем его богатстве и многообразии. Рост основательности исторического процесса был бы невозможен без усиления индивидуализации труда и мысли. Усложнение родового в его единстве с индивидуальным образует главный, магистральный путь развития общества как коллектива индивидов, ибо родовое, общественное развивается через развитие индивидуального.

    В отечественной психологии существует точка зрения, согласно которой собственно человеческая психика целиком является прижизненным и индивидуальным новообразованием. У человека имеются задатки (врожденные анатомо-физиологические особенности, предпосылки) только к естественным, биологическим способностям143. Таким образом, все специфически человеческое рассматривается как ненаследственное, все врожденное - как биологическое.



    Основная концепция о законченности, в пределах общего биологического типа, биологической эволюции человека, о ненаследуемости результатов культурного развития человеческого общества является бесспорной. Однако из нее не следует, что в специфически человеческих способностях и функциях нет наследуемых компонентов, которые имеют не биологическую, а специфически человеческую психологическую природу. Способности мышления и трудовой деятельности не даны человеку от рождения, они формируются в процессе индивидуального развития под влиянием воспитания в широком смысле этого слова. Но человек от рождения не является животным, он рождается как человеческое дитя, которое от рождения несет в себе человеческие задатки, предпосылки к специфически человеческой трудовой деятельности и мышлению.

    Формирование человека в процессе антропогенеза не было только биологическим процессом. Возникновение человека современного типа означает прежде всего формирование его социальной природы, которое в подчиненном виде включает в себя процесс складывания нового биологического типа. Когда процесс формирования человека, как социального существа, заканчивается, люди из поколения в поколение передают определенные элементарные предпосылки, задатки специфически человеческих психических свойств, но не получают их каждый раз заново. Отрицание специфически человеческих наследуемых задатков было бы равносильно отрицанию устойчивости человеческой физической и психологической организации, отличающей человека от животных. Такой взгляд искажает понятие о коренном различии между человеком и животным, рассматривает природу человека как нечто наносное, не имеющее корней во врожденной организации человека. Анатомо-физиологические условия существуют и для задатков, и для способностей, но задатки, или “данные”, представляют относительно элементарные свойства. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

    Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, преломляющий содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны: самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующей системы взглядов. Главное в этом процессе - не интериоризация взглядов общества, а осознание индивидом своей и общества материальной жизни. Признание интериоризации основным механизмом формирования индивидуального сознания ведет к преувеличению детерминации внутреннего внешним, к недооценке внутренней обусловленности этой детерминации, “игнорированию способности индивида творить самого себя, свое бытие.

    В классовом обществе общественное сознание имеет классовый характер, представляет собой совокупное сознание господствующего и подчиненных классов. Определяющим в нем являются идеи, взгляды, иллюзии и т.д. экономически и политически господствующего класса. Индивиды, составляющие его, господствуют и как творцы мыслей: регулируют производство и распределение, а это значит, что их мысли являются господствующими мыслями эпохи.

    Оценивая существующую историографию, Маркс и Энгельс отмечали, что в объяснении общественной жизни она не достигла даже уровня, который был присущ обыденному сознанию. В то время как в обыденной жизни любой лавочник легко различит, за что выдает себя тот или иной человек и что он собой представляет в действительности, историография верит на слово каждой эпохе, что бы та о себе ни говорила и ни воображала. Идеалистическое понимание истории не предполагает действительного процесса жизни людей и определение из него всех форм сознания. Отсюда - при описании той или иной эпохи идеологи господствующего класса вынуждены были разделять иллюзию абсолютной самостоятельности идей, довольствоваться утверждениями, что в эпоху аристократии господствуют понятия “честь”, “верность” и т.д., в эпоху буржуазии - понятия “свобода”, “равенство” и другие. Такое общественное сознание является иллюзорным, превратным, ставящим все в истории “с ног на голову”. Иллюзии могут сильно влиять на общественное и индивидуальное сознание. Так, возникшие под влиянием происходящих в мире процессов социализации и гуманизации иллюзии - отсутствие коренных различий между капитализмом и социализмом, способность капитализма обезвредить порожденные собственной природой “мины”, отмирание политических революций в условиях сохранения антагонизма между классами - стали распространенными в современном сознании. Между тем иллюзии - это всегда тупиковые направления развития общественного и индивидуального сознания. Они могут быть порождены также общественным бытием, которое по своей сути не является необходимым бытием. Не следует думать, что всякое бытие необходимо лишь потому, что оно есть. Необходимым является лишь такое бытие, которое способствует прогрессу общества и в большей мере соответствует природе человека, деформация которой ведет к деформации общественного бытия и, соответственно, к иллюзорности общественного сознания.

    ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, посколькуявляется синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний.

    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ человека всегда многообразнее и ярче общественного сознания, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем.

    Индивидуальное сознание отдельного человека не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Но общественное сознание приобретает свою всеохватность и глубину из содержания и опыта отдельных индивидуальных сознаний членов общества.

    Таким образом,

    общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания .

    Но, с другой стороны, любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного сознания всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное сознание не только формируется индивидуальным сознанием, но и само формирует индивидуальное сознание. Таким образом,

    индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания .

    Таким образом, диалектикавзаимосвязи индивидуального и общественного сознания характеризуется тем, что оба этих вида сознания неразрывно связаны, но остаются обособленными явлениями бытия, взаимно влияющими друг на друга.

    Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы.

    ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности : политика, право, мораль, философия, искусство, наука и т.д.Таким образом, можно говорить о следующих формах общественного сознания:

    1.Политическое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых общество осознает сферу политики. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, так как в нем отражаются экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Политическое сознание оказывает значительное влияние на группировку политических сил общества в борьбе за власть и, соответственно, на все остальные сферы социальной жизни.

    2.Правовое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Правосознание оказывает значительное влияние на экономику, на политику и на все стороны социальной жизни, поскольку выполняет в обществе организационно-регулятивную функцию.

    3.Нравственное сознание . Это исторически складывающиеся принципы морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом, и т.д. Нравственное сознание, таким образом, является серьезным регулятором всей организации общества на всех его уровнях.

    4. Эстетическое сознание . Это отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Особенностью эстетического сознания является то, что в нем формируются идеалы, вкусы и потребности общества, связанные с явлениями творчества и искусства.

    5.Религиозное сознание выражает в себе внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру. Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с таким, как нравственное. Религиозное сознание имеет мировоззренческий характер и, соответственно, оказывает значительное воздействие на все формы общественного сознания через мировоззренческие принципы его носителей.

    6.Атеистическое сознание отражает мировоззренческий взгляд тех членов общества, которые не признают наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицают существование любой реальности, кроме материальной. Как мировоззренческое сознание оно также оказывает значительное влияние на все формы общественного сознания через жизненные позиции его носителей.

    7. Естественнонаучное сознание . Это система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке. Данное сознание являетсяодним из наиболее определяющих для характеристик той или иной цивилизации, поскольку затрагивает и определяет большинство социальных процессов общества.

    8.Экономическое сознание . Это форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания и социально-экономические потребности общества. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно существующей экономической реальности и определяется объективной необходимостью её осмысления.

    9.Экологическое сознание. Это система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических организаций, социальных институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т.д.

    Формы общественного сознания многообразны так же, как многообразны социальные процессы, которые осмысливает человек.

    Общественное сознание формируется В ДВУХ УРОВНЯХ :

    1. Обыденное, или эмпирическое сознание . Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением общественного бытия и попытками его оптимизации на повседневном уровне.

    Обыденное сознание – это низший уровень общественного сознания, который позволяет устанавливать отдельные причинно-следственные связи между явлениями, строить простые умозаключения, открывать простые истины, но не позволяет глубоко проникать в сущность вещей и явлений, или подниматься до глубоких теоретических обобщений.

    2. Научно-теоретическое сознание . Это более сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам и стоящая выше их.

    Включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка – мировоззрение, естественно-научные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т.д.

    Возникая на основе обыденного сознания, научно-теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной и способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает сущность и закономерности материальных и духовных процессов.

    Основные термины

    АТЕИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – мировоззренческий взгляд, не признающий наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицающий любую реальность, кроме материальной.

    ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ – система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.

    ИНДИВИД – отдельный человек.

    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ – нечто отдельное, своеобразно неповторимое.

    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ – совокупность идей, взглядов и чувств, свойственных конкретному человеку.

    НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – система моральных принципов в отношениях между людьми, в отношениях между людьми и обществом, в отношениях между людьми и законом, и т.д.

    ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – процесс и результаты осознания человеком своего общественного бытия.

    ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества.

    РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ – внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру.

    ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ – система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права.

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности.

    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории и социально-экономические потребности общества.

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.


    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Я сторона основного вопроса философии – вопрос о познаваемости мира
    Представляет собой вопрос о том, можем ли мы своим сознанием отражать мир правильно, точно, адекватно. Решается двумя противоположными типами концепций, одни из которых допускают познаваемость мира

    А две формы монистического подхода к решению первой стороны основного вопроса философии – это идеализм и материализм
    И, наверное, следовало бы сказать о разнице между гносеологией и эпистемологией, поскольку иногда это отвлекает от сути темы. Так вот, по сути данной темы – между ними нет

    Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители
    Эллинские философы заложили основы классического типа философствования, то есть создали метод познания, опирающийся только на авторитет разума и отказывающийся от мифов, фантазий, в

    Эмпедокл из агригента
    Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир? Представители Эмпедокл. Основные достижения уч

    Анаксагор из клазомен
    Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир? Представители Анаксагор. Первый преподаватель философии.

    Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей; из чего произрастает гармония мира?
    Представители мощное религиозное движение, община, ученая каста, орден со сложными ритуалами и строгой системой посвящения. Полный покров тайны над обрядами и поло

    Представители Ксенофан, Парменид, Зенон
    Основные достижения учение об истинном бытии; попытка сделать познание предметом философского анализа. КСЕНОФАН: 1. Если говорить

    Представители Левкипп и Демокрит
    Основные достижения создание атомистики (учения о прерывном строении материи). Рациональные причины возникновения атомизма не достаточно ясны исследователя


    АРХЭ –изначальная стихия мира, его первоначало, первовещество, первоэлемент. АТОМИСТИКА – учение о дискретном, то есть о прерывном строении материи (атомы

    ХАОС –беспорядок, неорганизованность
    Трудности Первая трудность: весьма часто упускается из виду, что все эти физико-природные по названию первоэлементы – вода, воздух, земля и огонь – не являю

    Материя – есть потенциальная возможность существования вещей, а
    нематериальная форма – есть актуальная, действительная сила их существования. Таким образом, форма есть олицетворение первой причины существования вещей – сущности бытия,

    Промежуточным звеном между нематериальной формой и чувственно материальной материей является так называемая первая материя
    Первая материя – это первичная материя, которая не может характеризоваться ни одной из категорий, которыми определяются реальные состояния обычной материи, данной нам в чувственном опыте этого мира

    Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии
    Средневековье – это почти тысячелетний отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения. Религиозный характер философии средневековья объясняется двумя причина

    Бог как перводвигатель
    1. Что можно сказать о движении вещей? Об этом можно сказать, что все вещи: – или движутся только сами, – или движутся сами, да ещё и при этом движут других. 2. Теперь ра

    Бог как первопричина всего сущего
    1. Всё, что существует, имеет последовательность производящих причин своего существования. Из этого следует, что причины, производящие нечто существующее, всегда предшествуют по времени тому, что о


    1. Для всех вещей существует возможность быть, и существует возможность не быть. Каждая вещь может существовать, а может не существовать. Следовательно, природа вещей такова, что сама по себе она н

    Бог как следствие разумного распорядка природы
    1. Предметы, лишенные разума, такие, как природные тела, хоть и лишены разума, но подчиняются разумной целесообразности мира, поскольку их действия в большинстве случаев направлены

    Дедуктивный характер умозаключений –переход в умозаключениях от известного общего к неизвестному частному
    ДОГМАТ – определяемое и формулируемое церковью положение вероучения, не подлежащее изменению или критике. КОНЦЕПТУАЛИЗМ –позиция в споре об универсалиях с

    Томас гоббс
    Мировоззрение Нового Времени было механистическим,то есть предполагающим, что законы механики имеют универсальный характер для всех процессов бытия. Сформировалось это мировоззрени

    Бенедикт спиноза
    Спиноза был продолжателем идей и методов Декарта, и, соответственно этому, сторонником рационализма в познании. Само познание Спиноза делит на три рода: 1. Первый род позн

    Джордж беркли
    Субъективный идеалист епископБеркли отрицал истинность существования материи.Аргументы Беркли состоят из следующих частей: 1.Если предположить, например, существование мат

    Давид юм
    Юм сформулировал основные принципы агностицизма: 1.Ум человека не имеет для осмысления ничего, кроме собственных восприятий. То, что эти восприяти


    ИНТУИЦИЯ – непосредственное постижение истины без умственных операций. ЛИБЕРАЛИЗМ – система взглядов, признающая основными ценностями политическое равенст

    Философия французского просвещения XVIII века и ее представители
    ПРОСВЕЩЕНИЕ – это общественно-политическое движение Западной Европы XVII-XVIII веков, котороехотело исправить недостатки общественного устройства путем попу


    ПРЕДРАССУДОК – рационально не обоснованное и не проверенное опытом предубеждение, формирующее негативную установку к какому-либо явлению. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ

    Пространство –материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов
    РАЗУМ –способность мышления к преобразованию интеллектуального материала в различные системы знаний о действительности. РАССУДОК –способность мышления про

    Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга
    Раздражителем философии ФИХТЕ и толчком к ней стала его неудовлетворенность некоторыми положениями философии Канта: 1.Сам Кант исходит из того, что любое бытие характеризуется тем,

    Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа»
    Георг Гегель завершил логическое разворачивание концепций Канта-Фихте-Шеллинга и, опираясь на идею Абсолютного Тождества Шеллинга, создал философскую систему Абсолютного Ид

    Принцип диалектики – принцип постоянного становления Бытия Всего в результате столкновения и перехода друг в друга противоположностей
    4. Если, таким образом, Бытие Всего, Бытие Абсолютной Идеи, постоянно находится в становлении, то это становление, со всей очевидностью, должно с чего-то начаться. А начаться становление Бытия Всег

    Принцип системности, то есть строгий и неукоснительный логицизм теоретических построений разума
    5. Поскольку такое системное явление, как Абсолютная Идея, в своем становлении всегда будет далее действовать системно, в соответствии с законами логики, то развитие Абсолютной Идеи, соглас


    ДУХ– неприродная сфера бытия. ИДЕЯ(в мышлении)– мысленное представление о чём-либо. ЛОГИКА –наука о формах правильного мышления.

    Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека
    Людвиг Фейербах в своём мировоззрении исходил из критики философской системы Гегеля: 1. Прежде всего, духовное начало не может быть истинным бытием, поскольку единственно

    Таким образом, мир может быть полностью познан с помощью антропологии
    8. Но для познания мира все равно необходимо привлекать теоретическое мышление, несмотря на то, что источником познания является природа, а органами познания являются ощущения. Потому что

    ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности

    ИНДУКЦИЯ – процесс познания методом движения от частных данных к обобщающему выводу
    МАХИЗМ –философская система, которая основой позитивного познания выдвигает принцип экономии мышления за счет исключения из философии задач теоретического объяснения явлений опыта.

    ОЩУЩЕНИЕ –отражение свойств реальности органами чувств человека
    ПСИХОЛОГИЯ – наука о психической жизни человека. ПОЗИТИВИЗМ – направление в философии, ограничивающееся в познании только готовыми научными фактами и толь

    Следовательно, экзистенцию следует понимать и описывать в неразрывности с сознанием
    3. Однако, говоря о сознании, нельзя сказать, что оно есть что-то определенное само по себе, так как в мире нет такой данности, о которой можно было бы сказать, что вот она – это сознание. Сознание

    Сознание – это выбор, это самоопределение, это свобода быть тем, чем ты себя спроектируешь
    Но не следует забывать, что сознание, как человеческая свобода, самоопределяется в условиях несвободного мира, который может влиять на сознание и ограничивать свободу выбора человека. Одна

    Следовательно, мир без сознания человека случаен (как тот или иной вид беспричинно сложившейся ситуации), и, следовательно, не разумен
    6. На этом основании следует отказаться от иллюзий упорядоченности и закономерности мира, а, вслед за этим, отказаться и от необходимости существования Бога.

    Наилучшим практическим средством реализации соборности, как метафизического принципа бытия, таким образом, является Православие и соборная Церковь
    Гарантом же этого является монархия, в которой высшая задача монарха состоит в удержании им в чистоте истинной Православной веры. Следовательно, исторический путь

    Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (Н.Г. Чернышевский, Д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции
    В 50-60 годах XIX века в России сложился «революционный демократизм» – направление общественно-политической мысли, которое соединяло в себе идею крестьянской революции с ут

    Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин)
    Отечественная философия истории в XIX-XX вв. строилась на концепции самобытности России и на её особой роли в судьбах человечества. В рамках этой концепции сформировалась так назыв

    Волю, целеустремленную мысль, организованность
    Поэтому в характере русского народа нет предпосылок для вечной обреченности на безмыслие, безволие, созерцательность и наслаждение пассивностью по отношению к внешней, не духовной жизни. Первичные

    В русском человеке следует сформировать и воспитать духовно независимую, свободную личность с сильным характером и предметною волею
    5. Для формирования и воспитания нового русского характера необходим новый государственный строй. Если мы хотим видеть духовно свободного русского человека, активно устремленного к

    Космизм в русской философии (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.О. Чижевский, В.И. Вернадский). Его основные положения
    В русской философии XIX века сформировался так называемый «русский космизм» – направление мысли, пытающееся в глобальном смысле гармонизировать мир соединением человека с космосом.

    На события земной жизни оказывают влияние буквально все космические объекты и генеральный принцип астрологии абсолютно верен
    А, в таком случае, астрология может стать генератором идей об органической связи человека с космосом и базой для развертывания теорий о влиянии космоса на жизнь человека. 4. Однако, будучи

    Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин)
    В противоборстве идей славянофилов и западников в России в конечном итоге победила западная ориентация, которая тяготела к идеям популярного в то время в Европе мар

    Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие
    Бытие (существующее, сущее) – это действительность, как таковая, это всё то, что реально существует. Изучением Бытия занимается раздел философии онтология, поэтому Бытие, как онтологическа

    Тождественно Самому Себе в каждой Своей части, то есть, является однородным
    6. Совершенство. – Как не имеющее причины своего возникновения,Бытие абсолютно самодостаточно и абсолютно ни в чём не нуждается для своего существования

    Абсолютно целокупно в любой момент своего существования
    Таким образом, если все основные качества Бытия абсолютны и, следовательно, не содержат ресурса для какого-либо своего развития, то Бытие совершенно.

    Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения
    Движение в философии – это всякое изменение вообще. В это понятие входят: 1. Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, кван

    И т.д. и т.п., то есть движение – это любые отклонения от первоначального состояния любого объекта, системы или явления
    Таким образом, движение есть не что иное, как проявление изменчивости объекта, системы или явления. В таком случае, само понятие движения (изменения, изменчивости) можно понимать только от

    Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека
    Виды этой формы движения: эмоции, чувства, идеи, формирование политических, религиозных и этических убеждений, формирование интеллектуальных предпочтений и научных представлений, душевные влечения,

    Пространство – это некая материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов
    Логически мыслимое пространство не обладает материальным бытием и не содержит в себе свойств никакого реально существующего пространства, но отражает их в своей структурной организации формально.

    Время – это некая мыслимая целостность, вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая собою его этапы
    Время, как и пространство, также имеет множество разных философских толкований, наиболее значительные из которых следующие: 1 Время, как форма проявления в мире де

    Единством способов существования материи с самой материей
    Из единства способов существования материи, как между собой, так и с самою материей, в диалектическом материализме выводится принцип единства мира: мир, как единая материальная субстанция,


    ОЩУЩЕНИЕ –отражение свойств реальности органами чувств человека
    ПОНЯТИЕ –терминологически сформулированное средствами языка представление, фиксирующее в себе наиболее существенные признаки объекта или явления. ПОСЫЛКА

    Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности
    Познание – это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности. В познавательном процессе мышление замещает реальные объекты действитель

    Чувственное познание – это процесс формирования знания непосредственным опытом чувственных ощущений человека
    Чувственные ощущения – это отражение свойств реальности органами чувств человека. Ощущения, таким образом, есть не только наиболее простые, но и наиболее приблизительные фо

    ОЩУЩЕНИЕ –отражение свойств реальности органами чувств человека
    ПАССИВНОСТЬ –неспособность к действию. ПОЗНАНИЕ –процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности. ПРЕД

    Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании
    Цель любого философского познания – достижение истины. Истина – это соответствие знания тому, что есть. Следовательно, проблемы истинного знания в философии состоят в том, каким об

    Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы
    Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – это непосредственное чувственное исследованиереа

    Теоретический уровень научного познания – это обработка мышлением эмпирических данных с помощью абстрактной работы мысли
    Таким образом, теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, умозаключений, идей, теорий, законов, категорий, принципов, посылок, заключений

    Дедукция – это процесс познания, в котором каждое следующее утверждение логически проистекает из предыдущего
    Вышеперечисленные методы научного познания позволяют раскрыть наиболее глубокие и существенные связи, закономерности и характеристики объектов познания, на базе чего возникают ФОРМЫ НАУЧНОГ

    Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей
    Тождество – это равенство объекта, одинаковость объекта с самим собой или равенство нескольких объектов. Про А и Б говорят, что они являются тождественными, одними

    Любой самостоятельный объект устойчиво существует в бытии
    2. Теперь рассмотрим, что проистекает из относительного характера тождества объекта самому себе. Следует сразу сказать, что эта относительность тождества объекта самому себе отражает наобо

    Противоречия основные – противоречия внутри предмета, явления, решающие для развития
    РАЗВИТИЕ –целенаправленный, закономерный, поступательный и необратимый переход чего-либо в новое качество. РАЗЛИЧИЕ – несходство самотождественности двух

    Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания
    Отрицание в логике – это акт опровержения некоего несоответствующего действительности высказывания, который разворачивается в новое высказывание. В философии же отрицание –

    Если первое отрицание – это обнаружение противоречия, то второе отрицание – это разрешение противоречия
    4. Следовательно, отрицание отрицания – это процесс возникновения нового состояния Разума, которое характеризуется обострением внутренних противоречий (первое отрицание), р

    ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности
    МЕТАФИЗИКА – метод философского познания, исходящий из допущения начал всего сущего, недоступных чувственному восприятию и определяющих процессы развития действительности.

    Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи
    Категории – это философские понятия, фиксирующее в себе те или иные существенные и всеобщие свойства действительности. Сами по себе категории являются не п

    Метафизика
    –бытие существует, а небытие не существует; – бытие наполнено разнообразным конкретным качеством, а небытие абстрактно и бескачественно; – бытие это реальность со

    Диалектика
    – бытие есть реальность в её развитии, в её постоянном изменении, в её постоянном переходе в иное себе состояние, следовательно, в процессе развития некоторые характеристики бытия, переходя в иное

    Метафизика
    Метафизика по-разному понимает взаимоотношения общего и единичного, но в корне её подходаэти явления обособлены, хотя и нерассоединимы. Например, вот один из кратких примеров метаф

    Диалектика
    Единичное и общее внутренне неразрывно взаимосвязаны,ведь каждый объект или явление обладает и теми, и другими качествами одновременно: – нечто общее можно всегда понимать

    Но после это следствие само становится причиной для другого следствия и определяет его собою, и т.д. бесконечно
    Таким образом, возникает безостановочная цепь причинно-следственных взаимодействий мира, где его нынешнее состояние является следствием, которое определено Полной причиной – совокупностью всех обст

    Диалектика
    Причина и следствие находятся в постоянном взаимодействии не только как предшествующие друг другу по времени явления, но и как взаимно влияющие друг на друга факторы развития. Хотя причина во време

    Метафизика
    Метафизика по-разному понимает роль случайности или суть необходимости, но в большинстве своем она разделяет их между собой, и понимает как категории, выражающие не только противоположные понятия,

    Диалектика
    Диалектика понимает любой процесс действительности как результат сложившихся противоречий, а по закону единства и борьбы противоположностей, при возникновении в любом процессе противоречий, появляе

    Метафизика
    Сущность сокрыта в вещи, она: – или неотделима от вещи и не обнаруживается познанием при чувственном восприятии этой вещи ни в каком своём внешнем проявлении; – и

    Диалектика
    Поскольку возможное еще не действительность,товозможное есть не более чем абстракция. Таким образом, возможность есть всего лишь абстрактный момент развития действ

    ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности
    ЕДИНИЧНОЕ – нечто качественно неповторимое в индивидуальных свойствах и характеристиках обособленного объекта или явления. КАТЕГОРИЯ – философское понятие

    Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории
    Общество – это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Таким образом, общество это то, что объединяет

    Государство – это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа
    Таким образом, общество, как устойчивая форма взаимодействия людей, включает в себя нацию, народ и государство. Общество понимается шире понятий нации, народа и государства, потому что вкл

    Цивилизация – это состояние общества в его конкретный исторический период с точки зрения его достижений в материальной и духовной области
    В цивилизационном подходе цивилизация рассматривается в качестве основного элемента истории, через черты и характеристики которого сама история общества понимается как история человеческой

    Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности
    Материальное производство – это процесс создания материального продукта для удовлетворения потребностей общества. Таким образом, материальное производство

    Коммунистическийспособ производства
    Говоря о способе производства, следует иметь в виду, чтопроизводство включает в себя не только процесс создания материальных благ, но и процесс собственного воспроизводства, то ест

    Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества
    В соответствии с марксистским учением материальное производство имеет две стороны: 1.Производительные силы. 2.Производств

    Производственные отношения
    Производственные отношения имеют сложную структурную организацию, проявляющуюся в иерархически-соподчиненной системе взаимодействия участников производственной деятельности. Эта система включает в

    Базис – это совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества и сложившихся в нём производственных отношений
    Надстройка это: 1.Совокупность духовной культуры общества: характер мировоззрения, философские концепции, религия, политическая культура, правовые нормы,

    БАЗИС –совокупность производственных отношений, составляющих экономическую основу общества
    НАДСТРОЙКА(марксизм)–совокупность духовной культуры, общественных отношений и социальных институтов общества. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

    Территориальная обособленность может порождать в составе этноса
    СУБЭТНОСЫ – этнические группы в пределах одного этноса, члены которых обладают двойным самосознанием: – с одной стороны они осознают и принимают свою принадлежность к обще


    ЭТНИЧЕСКАЯ ДИАСПОРА – отдельные члены этноса, рассеянные по территориям, которые занимают другие этнические общности. ЭТНИЧЕСКАЯ ПЕРИФЕРИЯ – компактные гр


    Социальная практика общественной жизни есть закрепление некоторых типов социальных отношений в качестве обязательных для каждого индивида. Без подо

    Сущность государства состоит в естественной разумности его формирования, аналогичной разумности формирования вообще любого естественного организма
    2. Государство, как Божье установление для земной жизни (идея сформирована религиозными мыслителями древнейших времен, закрепилась в качестве господствующей в средневековой философ

    Сущность государства состоит в верховенстве его прав над правами всех остальных элементов его структуры или отдельных индивидов, а
    происхождение государства можно само по себе, как таковое, назвать социальным законом организации общественной жизни,потому что исходя из онтологического факта обязательного и повс

    Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе
    Центральную роль в марксистской философии исторического материализма играет теория социальной революции. Теория социальной революции в марксизме основывается на диалектическом зако

    Коммунизм
    Несмотря на всю непохожесть и специфичность социальных революций для разных стран и для разных исторических эпох, у них всегда есть повторяющиеся существенные черты и процессы. Эта повторя

    БАЗИС (марксизм) –совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества
    ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о закономерностях исторического развития общества. КАПИТАЛИЗМ – общество, в котором собственностью, определ

    Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия
    Политическое сознание – это система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества,и на основе чего они занимают ту или иную политическ

    Теоретический уровень, идеология. ИДЕОЛОГИЯ – это совокупность идей, теорий и взглядов, формирующая систему духовных ценностей человека
    Идеологический уровень характеризуется масштабностью, полнотой, цельностью и глубиной отражения политической реальности. На нём уже происходит прогнозирование политических процессов и наблюдается у

    Правосознание – это система знаний и оценок, посредством которых членами общества осознается сфера права
    Несмотря на близкое взаимодействие с политическим сознанием, правовое сознание, в отличие от него, формируется не только исходя из политических и экономических интересов, но и строится в значительн

    Политическое сознание и правовое сознание образуют вместе политико-правовую культуру общества
    Общество является демократическим, если его политико-правовая культура обеспечивает справедливое и гуманное право, поскольку именно такого характера право противостоит неравенству, произволу и безз

    Нравственность – это понятие, которое является синонимом морали. Мораль – это совокупность норм и правил поведения людей, выработанных обществом
    Правила морали не формулируются и не регулируются юридическими нормами, но они обязательны для всех без исключения членов общества и контролируются самим обществом в жизненной практике. Бл

    Либо на стихийно сформировавшееся общественное мнение (автономная мораль)
    Нравственное сознание, и, как следствие, нравственное развитие людей, приобретает особенно важное значение в современном обществе, потому что современное общество становится всё более глобальным, о

    ИСКУССТВО –художественное творчество в целом, во всех своих формах
    МОРАЛЬ –совокупность выработанных обществом идеальных норм и правил поведения людей. МОРАЛЬ АВТОНОМНАЯ – этическая система, опирающаяся на стихийно сформи

    Научное сознание – это система экспериментально установленных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке
    Основным содержанием научного сознания является природа, человек и общество в целом в их материально распознаваемых характеристиках бытия и в закономерностях развития. Содержание н

    Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности
    Культура – это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов. Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные явления бытия, так и отдельные

    Внутренний мир человека – это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами бытия, так и с собственным «я»
    Таким образом, внутренний мир человека дан ему непосредственно в прямом созерцании собственным сознанием собственных же процессов сознания. Поэтому для человека в его внутреннем мире одинак

    Из того, что предзадано ему внешними условиями, то есть зависит только от внешних обстоятельств его бытия
    СЧАСТЬЕ – это понятие, выражающее высшее удовлетворение человека от своего бытия. Таким образом, счастье – это некое телесно-духовное состояние человека, доставляю

    ТВОРЧЕСТВО – это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности
    Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, философии, искусстве и технике. Изучает природу творчества

    Общественный прогресс – это постепенное культурное и социальное развитие человечества
    Идея прогресса человеческого общества стала формироваться в философии с древнейших времен и опиралась на факты умственного движения человека вперед, что выражалось в постоянном приобретении и накоп

    Главным смыслом культуры и главным критерием прогресса является гуманизм процессов и результатов общественного развития
    Основные термины ГУМАНИЗМ –система взглядов, выражающая принцип признания личности человека главной ценностью бытия. КУЛЬТ

    Алфавитный Указатель Терминов
    1–Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ –что является первичным: материя или сознание? 2 –Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ –вопрос о

    АПЕЙРОН –качественно неопределенное, вечное первоначало мира
    АРХЕЙ –духовная первосущность природы (по Парацельсу). АРХЭ –изначальная стихия мира, его первоначало, первовещество, первоэлемент. АСКЕТ

    ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности
    ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ –марксистское учение о закономерностях развития мира, основанное на принципе первичности материи и вторичности сознания. ДИКТАТУРА ПРОЛЕ

    ИНДУКЦИЯ – процесс познания методом движения от частных данных к обобщающему выводу
    ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ – процесс образования того или иного социального института. ИНТЕГРАЦИЯ – процесс сближения элементов, ведущий их к объединению в систе

    Политическое сознание – система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества
    ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА – столкновения политических сил. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ – способность определенных политических сил осуществлять руковод

    Пространство (общее понятие) –материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов
    ПРОСТРАНСТВО ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛИМОЕ– умственный образ среды, которая не обладает материальным бытием и не содержит в себе свойств никакого реально существующего пространства, но отража

    Противоречия не антагонистические – противоречия, в которых основные интересы участников взаимодействия совпадают
    ПРОТИВОРЕЧИЯ ОСНОВНЫЕ – решающие для развития противоречия внутри предмета, явления. ПРОТУБЕРАНЦЫ – гигантские плазменные вздутия на поверхности Солнца.

    СУЖДЕНИЕ –мысль, выраженная предложением, и содержащая в себе ложное или истинное утверждение
    СУЩНОСТЬ – внутреннее смысловое содержание объекта. СХОЛАСТИКА –господствующий в средние века тип религиозной философии, задача которой состояла в рассудо

    ЭНДОГАМИЯ –принцип брачных отношений только между членами племени
    ЭНЕРГИЯ(физическая) – способность тела выполнять работу. ЭСТЕТИКА – система знаний о формах и о законах художественного восприятия мира.