Что же будет с российским народом. Что ждёт Россию в недалёком будущем? Святой преподобный Серафим Саровский

Доктор философии по антропологии Карлос Кастанеда, автор многих сочинений о шаманизме, считал «магию» важнейшим способом манипуляции сознания человека. Именно поэтому свои книги он посвятил учению толтеков («людей знания»), о котором узнал от мексиканского мага Хуана Матуса. Суть учения сводится к изменению восприятия окружающего мира другим человеком. Иными словами, после сеанса такой «магии» другой человек видит все вокруг себя в другой реальности. Например, мага воспринимает как Бога.

И хотя Кастанеда утверждал, что всё это делается во имя человека, его труды позволяют так называемым "нагвалям" (магам) духовно властвовать над другими людьми. Между тем специалисты по гипнозу говорят, что художественные трактаты Карлоса Кастанеда можно смело отнести к гипнологии – науке о гипнозе.

Впрочем, его вряд ли можно назвать первооткрывателем гипноза. Заслуга Кастанеды заключается в популяризации этого учении. Понять научные статьи гипнологов могли только сами гипнологи, а не широкая публика. Другое дело, увлекательные книги талантливого писателя, каким был Кастанеда. Ставшие бестселлерами, его публикации открыли западному обществу таинственную силу гипноза, а также подсказали многим аферистам путь к ненасильственному изъятию чужих денег.

Сомнамбулический сон

Между тем о гипнозе было известно еще с древних времен. Первые выводы о мыслительном влиянии человека на своего оппонента были сделаны врачом и алхимиком Парацельсом еще в начале XVI века. Но гипнология, как официальная наука, была представлена публике лишь в 1866 году трудами французского доктора Амбруаза Льебо, основателя школы Нанси. Он доказал, что гипнотический транс носит психофизиологическую природу и не является магнетизмом, как считалось на тот момент официальной медициной. В частности, Льебо исследовал сомнамбулизм и разработал методику введения пациентов в эту форму сна. «На первый взгляд, человек, находящий в состоянии сомнамбулического сна, выглядит абсолютно нормальным и не спящим, - писал Амбруаз. – Но он выполняет всё, что ему говорят».

Главное - утомить

После трудов доктора Льебо гипнология стала развиваться ускоренными темпами. Оказалось, необязательно вводить человека в сомнамбулический сон, чтобы влиять на его сознание. «Гипноз есть не что иное, как прививание путем слова или другим каким-либо способом различных психических явлений. Например, чувства, ощущения, или действия другому лицу при отвлечении его волевого внимания или сосредоточенности», - считал русских психолог Владимир Михайлович Бехтерев. С ним был согласен врач-физиолог Иван Петрович Павлов. По его мнению, чтобы загипнотизировать человека, нужно было вызвать в нем умственное утомление. Выражаясь научным языком, необходимо спровоцировать торможение клеток головного мозга, что происходить в момент обычного засыпания.

Параллельно с теорией Павлова формировалось и представление о гипнозе, как о генерализируемой сверхвнушаемости, которой придерживался американский гипнолог Майкл Халл. Впрочем, современные эксперты убеждены, что обе теории друг друга только дополняют.

Транквилизаторы – оружие гипнотизеров

Сегодня гипнология считается уже сформировавшей наукой, обогащенной трудами многочисленных авторов. Существуют вполне реальные процедуры и проверенные годами техники погружения человека в состояние гипноза. Некоторые из них далеки от метафизики. Например, для преодоления защитной реакции головного мозга от психического воздействия извне (оказывается, в нашем организме есть механизм борьбы с гипнозом) применяют различные препараты, в частности мепробомат и фенобарбитал.

Гипнологу, который незаметно ввел человеку эти транквилизаторы, остается лишь монотонно что-то говорить, постепенно понижая голос. «Таким способом можно загипнотизировать кого угодно, например, во время делового завтрака, – рассказывает преподаватель по гипнозу, который предпочел остаться анонимным, – Я знаю бизнесменов, которые именно так подписывают выгодные им контракты». По приведенной им статистике, у 40% людей слабая защита от внушаемости. Они и являются «золотым фондом» различных гипнотизеров, чаще всего криминальной ориентации.

Мошенники

В настоящее время в России действуют порядка 266 крупных школ, где обучают гипнозу, в то числе и технике нейролингвистического программирования. Скорее всего, не все выпускники становятся гипнологами «с большой дороги». Однако специалисты уверены, что 4% всех преступлений совершается именно учениками таких школ. Как правило, в криминальных целях используют каталепсию, искажение восприятия времени, положительные и отрицательные галлюцинации, амнезию, постгипнотическое внушение. Понять, что против вас применяют гипноз, достаточно просто. Для начала мошенник-гипнотизер копирует вашу позу и подстраивается под ритм вашего дыхания, при этом в быстром темпе произносит совершенно ненужную информацию, постепенно понижая голос. Если у вас появляется чувство вины перед ним, то первые его стрелы попали в цель.

Кстати, нейролингвистическое программирование применяется и со стороны сотрудников спецслужб. «Во время переговорного процесса ставится задача максимально расположить бандитов к себе, вызвать у них чувство взаимной симпатии, с тем, чтобы усыпить бдительность», - поделился опытом один из оперативников Сергей Д. – Такая программа всегда составляется индивидуально, с учетом психики оппонента».

Российскими учеными изобретен прибор, который в ближайшем будущем позволит широко применять гипноз в медицине, легко отличая настоящего гипнолога от шарлатана. Состояние гипнотического транса исследуют физиологи. Цель -- поставить медицинский гипноз на поток. Реальностью станут и сеансы в сети интернет

Гипнозом можно лечить даже генетические болезни

Медицинский можно применять в самых разных случаях -- от лечения банального алкоголизма(см. или болезни Альцгеймера до обезболивания при операциях. Но самым перспективным направлением считается борьба с -- болезнями, вызываемыми неполадками в нервной системе: астмой, гипертонией, язвой, ожирением.

Пришедшего ко мне пациента, -- рассказывает сотрудник НИИ мозга РАМН ,--допустим, диабетика, я должен прежде всего удобно разместить -- так, чтобы все его мышцы могли расслабиться при вхождении в транс. Это может быть лежачая или сидячая поза, все равно. Чтобы ввести человека в состояние гипноза, есть стандартная словесная форма: «Почувствуйте тепло, расслабьтесь» и так далее.

Если в глубокой стадии гипноза пациенту внушить, что сахар в его крови нормальный, глюкотест покажет норму. По выходе из гипноза сахар долгое время будет нормальным, а курс гипнотерапии поможет либо вообще отказаться от медикаментозного понижения сахара, либо снизить дозировку в разы.

Измеритель погружения в транс

Несмотря на простоту метода, настоящих специалистов-гипнологов немного. В России, например, их всего человек тридцать. Причина в том, что врач должен уметь чувствовать пациента, корректировать свои слова. Конечно, этому можно научить, но минимальный талант все же требуется. Компенсировать недостаток опыта и чувствительности призвана уникальная разработка НИИ мозга -- . Этот простенький на вид приборчик безошибочно определяет глубину гипнотического погружения. Датчики, закрепленные на голове пациента, измеряют так называемую медленную электрическую активность мозга, и все данные выводятся на экран монитора.

Прибор показывает не только степень погружения в гипнотический транс, но и стабильность пребывания в нем, -- говорит Игорь Разыграев. -- Кроме того, прибор измеряет степень гипнотического транса не только у пациента, но и у психотерапевта, от чего также зависит успех лечения. И если у представителей одной и той же школы терапии разные показатели степени гипнабельности, становится понятно, почему у одного методика работает, а у другого нет.

Сейчас институт модернизирует нейроэнергометр, а в перспективе ученые рассчитывают создать шлем, совместимый с компьютером. Тогда врачи смогут проводить сеансы через интернет.

Учитывая процент высокогипнабельных людей, мы практически мгновенно сможем исцелить 10% человечества от самых разнообразных болезней, -- мечтает Разыграев.

Закисание мозга

Разработанный в России прибор может выполнить еще одну важную функцию: отличить гипнотизера-шарлатана от истинного гипнотерапевта.

Есть лечебный гипноз, а есть балаганный, -- говорит автор книги «Массовые сеансы исцеления» Борис Егоров, профессор кафедры медицинской психологии, психотерапии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования. -- Я практикую много лет, и ко мне периодически приходят люди с идеями замутить эдакую всероссийскую здравницу с сеансами массового гипноза. Но я знаю, что этого делать нельзя.

Кашпировщина в свое время способствовала развалу СССР, считает Егоров:

Идиоты, которые в те времена сидели в соответствующих креслах, не хотели знать очевидного: при массовых гипнотических сеансах 70% зрителей ничего не испытывают, 18% испытывают ухудшение, а улучшение наблюдается только у 12%. Но дело даже не в том, что улучшений мало, а в том, что ожидания 70% не оправданны, что неминуемо породит у них сначала фрустрацию (неудовлетворенность), а потом агрессию. А сеансы Кашпировского у нас смотрели от 180 до 200 миллионов человек.

Гипноз был и останется сугубо индивидуальным. Это не значит, что он останется «искусством», доступным лишь посвященным. Механизмы его действия на мозг сейчас изучены достаточно хорошо, поэтому и разрабатываются врачебные методики.

-- Хотя масса мозга составляет приблизительно 2% от массы тела, он расходует свыше 20% всей потребляемой организмом энергии, -- говорит завлабораторией возрастной физиологии мозга НИИ мозга Виталий Фокин. -- Какая часть мозга больше работает, та интенсивнее снабжается кровью. При различных патологических состояниях -- неврозах, наркомании, стрессе -- потребление кислорода снижается, а глюкозы в мозг поступает больше. Это приводит к развитию ацидоза -- PH мозга повышается, он как бы закисает. Продукты жизнедеятельности при этом не успевают удаляться. Гипноз же увеличивает локальный мозговой кровоток практически во всех отделах мозга. Параллельно с увеличением кровотока нарастает дельта-активность электроэнцефалограммы, энергетический обмен нормализуется.

Гипноз приводит кислотно-щелочной баланс в мозге в норму. Все метаболиты -- отходы жизнедеятельности, которые не успевали выводиться из испытывающего стресс мозга, начинают усиленно вымываться. Вот и секрет удивительных исцелений под гипнозом от самых тяжелых болезней.

Старение и нейродегенеративные болезни

Внушением под гипнозом в будущем можно будет снижать биологический возраст, -- утверждает Игорь Разыграев. -- То есть не допускать преждевременной дегенерации мозговой ткани, которая особенно сильно проявляется при хронических стрессах.

Мозг дегенерирует как раз под действием закисления, которое гипноз снимает. Нужно всего лишь расслабить замученного стрессами пациента. Есть даже указания на то, что тот же способ пригоден и для лечения болезней Альцгеймера и рассеянного склероза.

При стрессе, -- говорит старший научный сотрудник лаборатории возрастной физиологии мозга НИИ мозга Наталья Пономарева, -- повышается выброс возбуждающего медиатора глутамата, благодаря чему внутри нейронов мозга накапливается кальций. Структура нейронов деградирует, так возникает новый бич современной старости -- болезнь Альцгеймера. Задолго до развития болезни у людей, генетически к ней предрасположенных, увеличивается возбудимость мозговых структур и значительно снижается их устойчивость к стрессу, что сопровождается характерными нарушениями энергетического обмена. Следствие --хроническое закисление мозга, гибель нейронов.

Но не с этим ли закислением успешно справляется гипноз?

Ожирение и энурез

Мы проводили лечение 35 детей с ожирением выраженной степени, -- говорит завотделением московского Научного центра здоровья детей РАМН Игорь Брязгунов. -- В комплексном лечении (диета, двигательная активность) ведущее место занимала гипнотерапия. Интересно, что среди детей с ожирением число гипнабельных было довольно высоким -- 94,3%. Эффективность лечения, заключавшаяся в значительном снижении веса, наблюдалась у всех детей. Лечили мы с успехом и ночное недержание мочи -- с процентом выздоровления 91,7. Зачем травить людей лекарствами, когда есть гипноз?

Гипноз наиболее эффективен не тогда, когда поражаются органические структуры, а как раз тогда, когда организм вроде бы цел, но разлажен, -- не на это ли жалуется сегодня человечество, надеясь помочь себе то диетами, то биологическими добавками? В случае ожирения детям внушали безразличие к еде, в том числе к любимым блюдам, а также повышали у них интерес к подвижным играм. При энурезе «заводили внутренний будильник»: захотелось -- просыпайся.

Алкоголизм и наркомания

Наше существование -- это большой левополушарный перекос, -- говорит доцент кафедры наркологии и психотерапии Института повышения квалификации Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве РФ Валерий Овсянников. -- Правое полушарие гипнотично по своей природе. В норме оно запускается всякий раз, когда человек наслаждается красотой природы, слушает музыку, участвует в ритуалах. Для жителя же мегаполиса главное -- исключительно левое полушарие, с его помощью он анализирует, формирует мысли. В норме же, предусмотренной природой, каждое полушарие должно работать вполнакала. Такое равновесие называется интегрированным состоянием. Соответственно, нормальным состоянием эмоциональной сферы должны быть бестревожность и удовольствие. Это и происходит при гипнозе -- интеллектуальные функции не мешают творчеству и наслаждению. Именно поэтому каждый из нас всегда ищет гипноз и находит его в чем угодно -- кто-то медитирует, кто-то бегает трусцой. А кто-то пьет или колется.

Под влиянием наркотиков деятельность мозга значительно меняется. У 80% наркоманов в той или иной мере нарушен мозговой кровоток . Возникает повреждение мозга по типу ишемии. у наркоманов в 2--3 раза выше, чем у здоровых людей. Под влиянием гипноза этот уровень начинает снижаться. В зрительных областях коры усиливается энергетический обмен, связанный с возникновением зрительных образов. Результат: мозг начинает нормально работать и без «помощи» наркотиков.

Конечно, в случае с наркоманией один лишь гипноз недостаточен, -- считает Овсянников. -- Но он может существенно помочь. Что касается алкоголизма, то по нему данные, можно сказать, очень хорошие. Речь идет о том, чтобы заставить алкоголика не пить. Так вот, десять сеансов гипноза позволяют 40% алкоголиков в течение года не думать о возвращении к своему пристрастию. Поверьте, если какой-то «психотерапевт» хвастается более высокими результатами, -- это бравада.

Будущее: гипноанализ.

В будущем весьма эффективно должен проявить себя так называемый гипноанализ -- новый психотерапевтический метод, --говорит профессор Егоров. -- Это своеобразный гибрид гипноза и психоанализа, в процессе которого психоанализируемый субъект будет в гипнотическом трансе иссекать собственные травмы. Все эти методы требуют помимо квалификации гипнологов еще и добровольного согласия пациента -- только тогда гипноанализ будет эффективным.

Гипнотические техники на новом уровне приходят к тому, с чего все начиналось. Ведь психотерапия стала серьезно развиваться именно с гипносуггестивных методов. В конце XVIII века знаменитый Месмер и его ученики, несмотря на свои «флюидические» фантазии, первыми смогли доказать, что гипнозом у людей можно вызывать все измененные состояния сознания -- каталепсию, сомнамбулизм, галлюцинации, параличи, а можно и избавлять от них.

Майя КУЛИКОВА

Журнал "Огонек"
№14 (4893)
апрель 2005

Для всех без исключения людей, существуют, по крайней мере, две РЕАЛЬНОСТИ. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, во всем его многообразии (включающем человека) и личная ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, или, другими словами, врожденная и наработанная опытом адаптации к окружающему миру - ПСИХИКА.

Достаточно легко обнаружить, что часть психических процессов нами НЕ осознается.

(Например, это те психические процессы, которые регулируют обмен веществ в организме, кровообращение, дыхание; которые меняют их течение в зависимости от условий окружающей среды, от состояния внутренних органов или психологического состояния. Это, также знания и информация о событиях, произошедших в прошлом,которые можно извлечь путем припоминания. И многое, многое другое.)

ЭТУ, неосознаваемую часть психических процессов, в настоящее время, в психологии принято именовать «БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ».

Таким образом, условно можно говорить о том, что ПСИХИКА – это наше СОЗНАНИЕ и наше БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

У сознания и бессознательного разные языки. Язык сознания – логика, рассуждение, рациональность. Язык бессознательного - образы, символы. Бессознательное говорит с нами на его языке во сне и в творчестве, рождая литературные, музыкальные, художественные произведения. Бессознательное содержит весь опыт наших достижений, а также способы взаимодействия с миром, основанные на личном опыте.

Исследования обнаруживают, что за сознательные процессы в большей степени отвечает левое полушарие, а за работу бессознательного - правое. Когда активность левого полушария снижается, а правого – повышается, возникает промежуточное состояние, которое можно назвать ИЗМЕНЕННЫМ СОСТОЯНИЕМ СОЗНАНИЯ, или трансовым состоянием - ТРАНСОМ, или гипнотическим состоянием – ГИПНОЗОМ.

В этот момент наблюдается работа обоих полушарий, и сознания и бессознательного.

Принято различать повседневный транс; углубленный транс и сомнамбулический .

Повседневный транс – обычная «мечтательность». Очень часто мы спонтанно входим в транс в транспорте. Слушая скучную лекцию. Занимаясь любимым делом. Сосредоточившись на сильно волнующей нас проблеме. Мы проходим через транс, когда просыпаемся и засыпаем. Исследования показали, что кроме этого, каждые полтора часа у нас бывают микротрансовые включения. Считается, что именно в это время информация «раскладывается по полочкам», решаются какие-то повседневные задачи. «Утро – вечера мудренее», видимо, по той же причине.

Таким образом, транс- это нормальное, физиологически естественное и жизненно-необходимое состояние.

Углубленный транс – намеренное усиление естественного феномена с помощью другого человека или самим человеком (самогипноз). Мы вызываем естественный для человека феномен, продлеваем его во времени, усиливаем для терапевтических или каких-то других целей.

Сомнамбулический транс (сомнамбула- лунатик) – глубокий транс, в котором человек выглядит и ведет себя так, как будто он в обычном состоянии. Его, как правило, используют клинические психотерапевты и гипнотизеры на сцене, демонстрируя, как некое «ЧУДО».

Важно понять, что транс – что это НЕ потеря сознания и НЕ утрата контроля.

Транс – это такой способ функционирования,при котором задействованы и сознательный и бессознательный уровни. Это опосредующее звено между двумя типами психического функционирования.

Трансовое состояние от обычного отличается, прежде всего, тем, куда направлено внимание. Внимание похоже на луч прожектора. Когда внимание направлено наружу, на окружающий мир - мы находимся в обычном состоянии сознания. Когда же мы направляем луч нашего внимания вовнутрь, то очень скоро входим в состояние, называемое трансом или гипнозом.

Навести транс или загипнотизировать – это значит помочь человеку развернуть прожектор нашего внимания внутрь самого себя.

Например, это происходит в транспорте. Там этому способствуют покачивания, мелькание за окном, монотонный шум. Дифференцировать - разделить эту информацию, обработать, сознание не может; в качестве альтернативы, автоматически, оно переводит внимание вовнутрь, и … человек входит в транс, а потом неожиданно для себя обнаруживает, что проехал свою остановку, или не помнит, как проехал какой-то отрезок пути.

Таким образом, чтобы обратить внимание внутрь, его, прежде всего, надо зафиксировать, остановить, на чем-либо. Так, собственно, обычно и поступает «классический» гипнотизер, предлагая смотреть на блестящий предмет, в одну точку, или ему в глаза.

ОДНАКО, фактически, субъект САМ ВВОДИТ СЕБЯ В ТРАНС , терапевт лишь подсказывает ему КАК это делать грамотно, то есть выступает в роли инструктора или проводника в его бессознательную реальность.

Классический традиционный гипнотерапевт использует авторитарный подход; навязывает представление о том, что в гипноз может погрузить только гипнотизер; культивирует подчинение; использует прямые внушения и заставляет думать, что ОН имеет власть над человеком. (Вспомним, как работает Кашпировский).

Эриксоновский терапевт, действует противоположным образом – он объясняет человеку, что ГИПНОЗ принадлежит ему и только ОН сам властен над ОСОБЫМ СОСТОЯНИЕМ ЕГО СОЗНАНИЯ и, что другой властен лишь в той степени, в которой сам человек позволит ему над ним властвовать. Как видим, «негипнабельных» людей не существует в природе, есть люди, которые сопротивляются директивным методам вхождения в транс и, просто, не отдают власти над собой другому человеку. А самогипнозом такие люди просто никогда не занимались.

Эриксоновский гипноз осуществляется ТОЛЬКО с разрешения самого субъекта вступить в особый тип психического функционирования В ДИАЛОГЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ. Субъект принимает определенную установку, из которой вытекает все его поведение. Культивируется поиск ресурсови ОБРЕТЕНИЕ ВЛАСТИ НАД САМИМ СОБОЙ .

Поскольку,ТРАНС – это процесс (и состояние одновременно), происходящийв психике и теле конкретного человекаи ИМ же (этим человеком, его психикой) генерируемый (создаваемый), то из определения становится понятным, что НИКТО кроме САМОГО человека ЕГО (транс) запустить или остановить не может!!!

Один человек (консультант, терапевт), используя известные ему техники и обучая им клиента, помогает другому (клиенту) войти в транс, войти в определенную собственную реальность, найти доступ к ней, войти в контакт со своим собственным бессознательным. Возможно сопровождение в этом процессе или согласие отдать во власть другого человека все происходящее в нем. Однако эксперименты показывают, что, даже используя эту власть, НЕВОЗМОЖНО заставить человека делать то, что не укладывается в его нравственные и этические нормы. Человек НИКОГДА не сделает под гипнозом то, что он не сделал бы без него.

Еще один миф - это представление о том, что можно «не выйти из гипноза». Однако, однажды уяснив тот факт, что в состоянии транса мы сохраняем сознание и контроль над происходящим, (то есть в любой момент можем ДАТЬ СЕБЕ КОМАНДУ выйти из гипноза),этот миф развеивается сам собой.

Да, и, на самом деле, не знает история такого факта, чтобы человек вошел в состояние гипноза и больше из него не вышел…

Подобное убеждение меняется, как только состоится хотя бы единичный опыт вхождения в гипнотическое состояние .

В измененном состоянии сознания, все, чтобы мы не делали, получается мощнее и сильнее.

Транс (гипноз) усиливает работу бессознательных механизмов, другими словами усиливает воздействие духа на тело.

Есть данные о том, что в трансе происходит излечение от тяжелых заболеваний, а наши способности к творчеству значительно увеличиваются и даже открываются новые.

Часто мы обнаруживаем различного рода внутренние барьеры: «Это - я могу, дальше - нет!» Транс снимает наши СОЗНАТЕЛЬНЫЕ ограничения, и эти изменения сохраняются и продолжают действовать вне транса.

Транс, несомненно, полезен, благотворен, терапевтичен для человека - в нем происходит психическое переструктурирование; он позволяет воспользоваться ресурсами бессознательного, позволяет включить его в работу для решения конкретных задач, для достижения наших целей.

При написании данной статьи использованыкниги М. Р. Гинзбурга и Стивена Гиллигена.

Гипнотический транс.

Ликбез от Американского общества клинического гипноза.

Критика Милтона Эриксона. Позиция А. Веизенхоффера.

Так сложилось, что "эриксоновский гипноз" стал похож на метод Рейки лечения руками или прочистка чакр в медитации, потому что "учение Эриксона" не подвергается экспериментальной проверке. Нет даже самого главного статистики успешнех и не очень излечений как самого Милтона Эриксона, так и последователей. Нет клинических работ, где собран анализ применения "нового" метода терапии. Стоит задуматься, почему так, это же база любой научной теории? Или как часто бывает на русский еще не переведены многоие труды?!

Критика подхода Милтона Эриксона. Позиция А. Веизенхоффера (André Weitzenhoffer), который был одним из самых плодовитых исследователей в области гипноза во второй половине ХХ веке. Веизенхоффер является автором более 100 публикаций в период между 1949 и 2004 годах.

Полезно ознакомиться с позицией Веизенхоффера, тем более что, цитирую "...Кроме того, в нескольких случаях, когда М. Эриксон производил неформальную индукцию транса в присутствии А. Вейзенхоффера и других наблюдателей, возникали сомнения в реальном наличии транса. Эриксон в ряде случаев был склонен действовать при минимальном трансе либо при его отсутствии...".

"... В 1992 г. на конференции, посвященной эриксоновскому гипнозу и психотерапии, состоялось выступление одного из наиболее авторитетных старейшин американской гипнологии А. Веизенхоффера. Тема его доклада была «Эриксон и единство гипнотизма» . А. Вейзенхоффер ставит и положительно решает вопрос о целостности гипнотизма как научной дисциплины и практики. Вот его исходные позиции.

После смерти Милтона Эриксона в 1980 г. его ученики и последователи стали проводить резкие различия между «традиционным гипнозом» и «Эриксонианским гипнозом». Однако данные различия обосновываются предельно расплывчатыми доводами. Так, по утверждениям Япко (Yapko) :

  1. традиционные гипнологи верят, что обладают властью над пациентами; и что
  2. в традиционных руководствах указывают на невозможность загипнотизировать психотиков. А. Вейзенхоффер, являющийся автором руководств и прекрасно знающий североамериканскую гипнологию XX в., категорически отрицает первое утверждение, а второе подтверждает всего два автора из множества специалистов.

Эриксонианцы описывают традиционных гипнологов как авторитарных, контролирующих, доминантных, действующих согласно установленным правилам, формулам и сценариям, наподобие кулинарной книги в форме ограниченных во времени декламаций, слабо согласованных с индивидуальностью пациента. Гипнологи-клиницисты занимаются насильственным удалением симптомов согласно «медицинской модели». Традиционная гипнология использует суггестию только на основе формальной гипнотизации, за которой следует формальное углубление состояния гипноза и формальная же оценка глубины состояния. С позиции традиционной гипнологии существуют абсолютно негипнабельные субъекты. А. Вейзенхоффер отрицает все вышеперечисленные утверждения эриксонианцев в отношении авторитетных теоретиков и практиков американской гипнологии и отмечает, что подобные выводы нельзя обосновывать дискриминационными примерами из практики несостоятельных дилетантов. Кроме того, эриксонианцы практически не учли достижения европейских гипнологов.

До 1961 г., когда М. Эриксон начал оказывать реальное влияние на клиническое сообщество, гипнотизм в своем развитии прошел очерченные эволюционные фазы, инициированные в Европе трудами И. Бернгейма , обосновавшими общепринятую «доктрину суггестии». В Америке доктрина Бернгейма была воспринята после перевода его трудов на английский язык после 1895 г. А. Вейзенхоффер считает доктрину Бернгейма фундаментом гипнотизма XX столетия. Она включает следующие положения .

  1. Суггестия является ведущим агентом, определяющим все гипнотические феномены, включая гипноз, т. е. внушенный сон.
  2. Гипноз, как внушенный сон, есть разновидность сна.
  3. Гипноз не порождает суггестию, но усиливает ее.
  4. В целом любые состояния, усиливающие внушаемость, являются составляющими состояния гипноза.
  5. Гипноз, как состояние сна, характеризуется глубиной, и внушаемость проявляет последнюю.
  6. Внушаемость проявляется посредством целостного поведенческого класса признаков, которые могут быть отнесены к «автоматизмам» и являются по своей природе рефлексами.
  7. «Идеоматическое действие», являющееся рефлекторной трансформацией мысли в действие, есть ведущий автоматизм, лежащий в основе всех внушенных явлений.
  8. Все автоматизмы выражают «внутренний психизм», противостоящий «внешнему психизму», являющийся фокусом всего сознания, произвольных актов.
  9. Все гипнотическое поведение принадлежит к области нормального поведения, нормальной психологии.

Позже Ипполит Бернгейм отказался от рутинного сведения гипноза к внушенному сну и определял гипноз как индукцию специфического физического состояния, повышающего внушаемость к внушениям . Бернгейм предпринял несколько попыток дать определение внушения. Так, в 1886 г. он утверждал, что внушение есть напряженное влияние идеи, которая была внушена и воспринята умом . В 1903 г. он утверждал, что все идеи воспринимаются мозгом посредством внушений. Все внушения имеют тенденции становиться действиями, проявить себя .

Бернгейм не был первым, кто связывал явление гипноза с внушением. В числе его предшественников А. Вейзенхоффер называет Фариа, Брейда, Филипса. В концепции идеоматического действия в ответ на внушение Бернгейм также не оригинален. Его предшественниками являются Карпентер, Брейд, Шеврил.

И. Бернгейм понимал гипнотерапию как часть психотерапии и в процессе своей эволюции все меньше прибегал к использованию гипноза, предпочитая использовать внушение в бодрствовании. Сопоставляя концепцию И. Бернгейма с взглядами М. Эриксона, А. Вейзенхоффер определяет последнего как Бернгеймианца.

С 1970 г. М. Эриксон стал приобретать репутацию высокоэффективного гипнотерапевта, и с 1975 г. небольшая группа лиц, включая Хейли (Haley), Бендлера, Гриндера и Росси, ставших его последователями, приложила определенные усилия к выявлению того, что делало Эриксона столь эффективным. А. Вейзенхоффер отмечает, что подобные попытки предпринимались и ранее, в 1950 г. сам автор, Хейли и Б. Гортон (В. Gorton) эпизодически встречались с Эриксоном. На основе личных наблюдений А. Вейзенхоффер заявляет, что не верит в высочайшую эффективность Эриксона как гипнотерапевта в сравнении с иными, более известными в то время его коллегами.

По мнению А. Вейзенхоффера, уже в понимании гипнотерапии Бернгеймом и Брейдом нет ничего, что попадало бы под определение «традиционного подхода». Общее определение гипноза, данное Бернгеймом, позволяет перейти к натуралистическому его использованию. Возникает вопрос: почему же ведущие гипнотерапевты и исследователи применяли так называемый «традиционный гипноз», тогда как Эриксон единственный выбрал" противоположное направление?

Согласно А. Вейзенхофферу, те, кто пришел к подобным выводам, не приложили реальных усилий к практическому изучению рассматриемого вопроса. Более того, нет доказательств, что они изучали труды других гипнологов. В целом данные, на основе которых сделаны воды эриксонианцев, неубедительны. Любой, кто хотя бы непредвзято ознакомился с трудами Волберга (Wolberg) и Линдера (Under), убедился бы в том, что они далеки от «традиционного подхода». Гипнотерапевтические практики Ле Крона (LeCron), Сектера (Secter), Хершмана (Hershman), Астона (Aston) и Чика (Cheek) далеки от критериев «традиционной» гипнологии. Указания на то, что до 1961 г. в гипнотерапии коллег М. Эриксона присутствовали «традиционные» элементы, не подтверждаются. А. Вейзенхоффер дает иное объяснение появлению фундаментального представления о традиционном гипнозе. Основатели эриксонианства в большинстве своем формировались как психотерапевты (психологи) и оценивали клиническую гипнологию с позиции психологически ориентированной психотерапии. Однако базис клинического применения гипноза намного шире такового у психологически ориентированной психотерапии. В дополнение к психотерапевтам другие клинические специалисты и дантисты также широко используют гипнотизм. С позиции Эриксонианцев применение гипноза узкими специалистами представляется «традиционным». Использование «традиционных» черт не означает наличия соответствующего фундаментального подхода и философии. Подход всегда определяется целью и типом психотерапии.

Эти замечания в полной мере относятся и к так называемому стандартизованному подходу, выделяемому Япко и Гиллигеном , отличающими его от традиционного и эриксонианского подходов. А. Вейзенхоффер не видит оснований к выделению новой категории.

В целом А. Вейзенхоффер глубоко сомневается в правомерности применения стереотипа «традиционный гипноз». Напротив, подобно другим академически образованным своим современникам, адаптируя основные положения И. Бернгейма, М. Эриксон пошел по своему, возможно, самобытному пути применения феномена гипноза. В этом подобно своим коллегам он был движим своим восприятием природы психотерапии на основе исполняемых им ролей и идиосинкразии. Различные объяснения, данные Эриксоном, поддерживают представление о том, что он считал гипнотерапию методическим приложением к использованию собственного знания гипнотического феномена, к терапевтическим целям. Что же касается некоторых высказываний, приписываемых Эриксону его толкователями, то, считает А. Вейзенхоффер, они не являются подлинными, а представляют гипотезы его °авторсж. По предположению Финка (Fink) , Эриксон действовал на основании интуиции, что типично для всех успеш психотерапевтов.

Особенностью практики М. Эриксона было создание и использование техники замешательства для развития и использования гипнотического состояния. Он избегал использования формального наведения транса. Так же, как и для Бернгейма, для Эриксона со временем становилось все менее и менее значимо наличие гипнотического состояния для осуществления суггестии. Не исключено, что наблюдатели видели недирективную индукцию там, где ее не было. Кроме того, в нескольких случаях, когда М. Эриксон производил неформальную индукцию транса в присутствии А. Вейзенхоффера и других наблюдателей, возникали сомнения в реальном наличии транса. Эриксон в ряде случаев был склонен действовать при минимальном трансе либо при его отсутствии. Эриксон в большей степени был знатоком использования суггестии и ее эффектов, чем продуцирования гипнотического состояния. Многие его приемы, такие как двойная связь, рефрейминг, парадоксальная интервенция, утилизация, обладают универсальной применимостью, но не являются собственно гипнотическими. Отсутствие разграничений суггестии и гипноза приводит эриксонианцев к парадоксальным выводам. Так, Япко безосновательно утверждает, что все действующие коммуникации являются гипнозом.

А. Вейзенхоффер отмечает, что директивное удаление симптома суггестией есть не что иное, как одна из разновидностей гипнотерапии в ряду психоаналитических, поведенческих, Бернгеймианских, эриксонианских и иных. Данный прием не более «традиционен», чем иные. Не будет ли вернее оценивать реальную эффективность того или иного подхода?

А. Вейзенхоффер считает неубедительным утверждение о том, Эриксон внес что-либо фундаментальное, методологически новое в отношении в гипнотизму как таковому. Различия уровня «модуса операнди» определяют поверхностные, но не сущностные, фундаментальные расхождения. Эриксон, по его мнению, внес вклад как практик психотерапии, но не гипнотерапии. Все вышеизложенное, считает А. Вейзенхоффер, не принижает значение деятельности М. Эриксона. Его эффективность как психотерапевта могла быть очень реальна, но по другим причинам, чем приняты в эриксонианстве.

Список литературы

  1. Weitzenhoffer A. M. Erickson and the unity of hypnosis // Jerusalem Lectures on Hypnosis and Hypnotherapy. Hypnosis International Monographs Number 1. Munich, 1995. P. 1-16
  2. Yapko M. Trancework. Brunner & Mazel, 1990.
  3. Bernheim H. Hypnotisme, suggestion, psychotherapie avec considerations nouvelles sur I"hysterie. Paris: Doin, 1903.
  4. Bernheim H. De la suggestion. Paris: Albin Michel, 1916.
  5. Gilligan S. A River runs through it: The Relational Self in Psychotherapy // Munich Lectures on hypnosis and Hypnotherapy Hypnosis International Monographs Number 2, Munich. 1996. P. 195-210....".

© Материал взят из отдельный книги книги Тукаева "Механизмы и методы клинической гипнотерапии" (стр. 48-52). За сей редкий труд автор сайта выражет огромную благодарность Рашиту Джаудатовичу.