Семь таинств православной церкви кратко. Таинства православной церкви: краткое описание и смысл

Содержание статьи

ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ, учрежденные божественным провидением священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая божественная благодать. В православии принято семь таинств, семь даров Святого Духа: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное предание.

Таинства и обряды.

Внешние знаки совершения таинств, т.е. церковные обряды, необходимы для человека, так как человеческая несовершенная природа нуждается в видимых символических действиях, помогающих почувствовать действие невидимой силы Бога. Кроме таинств, в Православной церкви приняты и другие богослужебные обряды, которые в отличие от таинств имеют не божественное, а церковное происхождение. Таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь. Обряды же призывают благословение лишь на внешнюю сторону земной человеческой жизни (см . САКРАМЕНТАЛИИ) . Совершение каждого таинства несет с собой особый дар благодати. В крещении дается благодать, очищающая от греха; в миропомазании – благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; елеосвящение – дар, исцеляющий недуги; в покаянии дается прощение согрешений.

Действенность таинств.

По учению Православной церкви, таинства обретают действенную силу лишь при соединении двух условий. Необходимо правильное совершение их законным иерархически поставленным лицом и внутреннее настроение и расположение христианина к принятию благодати. При отсутствии веры и искреннего желания принять таинство его совершение служит к осуждению. О католическом и протестантском учениях о таинствах см . ТАИНСТВО .

Семь таинств Православной церкви

призваны восполнить семь наиболее существенных потребностей духовной жизни человека. Обязательными для всех христиан считаются таинства крещения, миропомазания, причастия, покаяния и елеосвящения. Таинство брака и таинство священства предусматривают свободу выбора. Таинства подразделяются также на повторяемые и неповторяемые в течение жизни человека. Только раз в жизни совершается таинство крещения и миропомазания, а также таинство священства. Остальные таинства относятся к повторяемым.

Крещение

– самое первое из христианских таинств, оно знаменует собой вступление верующего в церковь Христа. Его установлению предшествовало, согласно евангелиям, крещение (очистительное погружение в воду) самого Иисуса в Иордане, совершенное Иоанном Предтечей. Начало христианскому крещению как таинству было положено словами Иисуса, обращенными к апостолам перед его вознесением на небо: «…идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19; Мк 16:16). Способы крещения в древней церкви описаны в Учении двенадцати апостолов (1 – начало 2 вв.): «Крестите в живой [т.е. проточной] воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, то возлей на голову трижды». Вода как элемент космический и сакральный играет важнейшую роль при совершении таинства: крещение совершается через троекратное погружение в воду с произнесением формулы «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Действующая через водную стихию божественная благодать освобождает человека от всякого греха: младенцев – от первородного, взрослых – и от первородного, и от совершенных в течение жизни. Апостол Павел называл крещение банею возрождения.

Во времена послеапостольские уже было принято крещение младенцев. Взрослые приготовлялись к принятию таинства через оглашение (катехизацию). Оглашение обыкновенно продолжалось два года, в течение которых оглашенным сообщалась важнейшая часть христианского учения. Перед Пасхой они вносили свои имена в список крещаемых. Торжественное крещение большого числа верующих совершал епископ. Во времена гонений на христиан местом крещения служили природные водоемы, реки и ручьи. Со времени Константина Великого крещение проходило в баптистериях, специально устроенных бассейнах при храмах (см . БАПТИСТЕРИЙ) . Непосредственно после погружения пресвитер помазывал чело (лоб) крещаемого елеем (оливковым маслом), после чего его облекали в белые одежды, символ обретенной им чистоты и праведности. После крещения в храме причащались Святых Тайн. Тяжелобольных и находящихся в заключении крестили через обливание или окропление.

Традиции древней церкви сохраняются в православии и сегодня. Крещение происходит в храме (в особых случая разрешается совершать обряд в доме). Взрослых крестят после наставления в вере (оглашение). Оглашение совершается и при крещении младенцев, а поручителями за их веру выступают восприемники. Крещаемого священник ставит лицом к востоку и произносит молитвы, отгоняющие дьявола. Обращаясь на запад, оглашенный отрекается от сатаны и всех дел его. После отречения он вновь становится лицом к востоку и троекратно выражает желание сочетаться Христу, после чего совершает коленопреклонение. Священник кадит купель с тремя зажженными свечами, вручает свечи восприемникам и освящает воду. После освящения воды освящается елей. Над водой творится знак креста елеем, как символ примирения с Богом. Затем священник изображает знак креста на челе, ушах, руках, ногах, на груди и плечах крещаемого и троекратно погружает его в купель. После купели крещаемый облачается в белые одежды, которые принято сохранять в течение жизни как реликвию. В случае смертельной опасности обряд совершается по сокращенному чину. Если есть опасность смерти младенца, крещение позволяется совершить мирянину. В этом случае оно состоит в троекратном погружении младенца в воду с произнесением слов «Крещается раб Божий во имя Отца Аминь, и Сына Аминь, и Святого Духа Аминь». Имя младенцу предоставляется выбирать его родителям, а взрослые выбирают его себе сами. Если такое право предоставляется священнику, он обязан выбирать имя святого, ближайшего по времени празднования после дня рождения крещаемого. См. КРЕЩЕНИЕ.

Миропомазание.

По канонам (правилам) Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания. В этом таинстве верующие получают дары Святого Духа, сообщающие им силы быть твердыми в православной вере и хранении чистоты души. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам. Отдельно от крещения оно совершается при помазании царей на царство, а также в случаях, когда к православию присоединяются иноверцы, которые были крещены по обряду, соответствующему правилам Православной церкви, но не были миропомазаны. Миропомазание после крещения происходит следующим образом. После облачения крестившегося в белые одежды священник произносит молитву, в которой просит Бога даровать новому члену церкви печать дара Духа Святого, и наносит знаки креста миром на его лбу, глазах, ноздрях, ушах, груди, руках и ногах. Затем пресвитер и новокрещенный вместе трижды обходят со свечами в руках вокруг купели при пении стиха: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Этот ритуал символизирует вступление крестившегося человека в вечный союз со Христом. За ним следует чтение Апостола и Евангелия, после чего происходит т.н. омовение. Омочив губу в теплой воде, священник отирает места, которые были помазаны миром, со словами: «Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси…» Миропомазание, совершаемое при венчании царей на царство, не является ни особым таинством, ни повторением прежде совершенного. Священное помазание государя означает лишь более высокую степень сообщения даров Святого Духа, необходимых ему для выполнения служения, на которое он призван Богом. Ритуал коронования и миропомазания царя представляет собой торжественное действо, завершаемое введением государя в алтарь, где у престола он принимает причастие как помазанник Божий, покровитель и защитник церкви. См. КОНФИРМАЦИЯ.

Покаяние.

Это таинство очищает верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом. Принимать исповедь может только епископ или священник, так как право прощать грехи они получают через таинство священства от самого Иисуса Христа. Священник обязан хранить тайну исповеди; за огласку исповеданных ему грехов он лишается сана. Евангельское учение понимает покаяние не просто как раскаяние в содеянном, но как возрождение, обновление человеческой души. Таинство покаяния совершается следующим образом. Перед иконой Иисуса Христа или перед Святым Крестом священник читает молитвы о кающихся для всех пришедших в храм на исповедь. Само исповедание грехов священнику происходит наедине с ним. Кающийся перечисляет свои согрешения, а когда закончит, делает земной поклон. Священник, возложив на голову исповедника епитрахиль, читает молитву, в которой испрашивает ему прощение, совершает над его головой крестное знамение, а затем дает целовать крест. В особых случаях священник имеет право наложить епитимью, т.е. определенного рода наказание в соответствии с тяжестью греха. В Православной церкви существует правило, согласно которому каждый христианин должен исповедываться не менее одного раза в год. ПОКАЯНИЕ .

Причащение, или евхаристия

Таинство священства.

Все таинства, за исключением крещения, может совершать только законным образом (т.е. в соответствии с канонами Православной церкви) поставленный священник, поскольку он при посвящении в сан получает это право через таинство священства. Таинство священства состоит в том, что через святительское рукоположение (хиротонию) на поставляемого в иерархическую степень нисходит Святой Дух. Благодать Святого Духа облекает посвящаемого особой духовной властью по отношению к верующим, дает ему право руководить паствой, наставлять их в вере и совершенствовании духовной жизни, также совершать для нее церковные таинства. Степени священства следующие: диакон, священник (пресвитер) и епископ. Другие лица клира, т.н. церковнослужители, посвящаются не через рукоположение, а лишь благословением епископа. В высшие степени иерархии посвящаются только после последовательного прохождения низших. Способ поставления на ту или иную степень священства указан в наставлениях апостолов, в свидетельствах отцов церкви и в правилах вселенских соборов. Каждой степени благодать дается не в равной мере: в меньшей – диакону, большей – пресвитеру и в наибольшей – епископу. Соответственно данной благодати диакон выполняет роль сослужителя епископа и пресвитера при совершении таинств и богослужений. Пресвитер через рукоположение от епископа получает право совершать все таинства, кроме таинства священства, и все богослужения в своем приходе. Епископ – главный учитель и первый священнослужитель, главный управитель делами церкви в своей епархии. В епископы может рукополагать только собор епископов числом не менее двух. Таинство священства совершается в алтаре храма на литургии, чтобы новопоставленный мог принять участие со всем клиром в освящении Святых Даров. На литургии рукоположение совершается только над одним епископом, одним пресвитером и одним диаконом. Посвящаемый в диаконы приводится к царским вратам, где его встречают диаконы, которые вводят его в алтарь. В алтаре он кланяется престолу, трижды обходит вокруг него и целует углы престола, как бы принося присягу благоговейно чтить святость алтаря и престола. В знак смирения перед посвящающим его епископом он после каждого обхода целует руку и колено архиерея, затем трижды кланяется престолу и становится на одно правое колено, поскольку на диакона возлагается неполное священнослужение. В ознаменование того, что он посвящает все силы души служению у престола, он возлагает на престол руки и прикладывается к нему челом. Посвящению предшествует удостоверение, что не только посвящаемый, но и все члены его семьи – православные христиане. Православная церковь придерживается правила не повторять рукоположения, если оно было совершено правильно, хотя бы и в обществах неправославных. ЕПИСКОП; ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ; КЛИР; ПРЕСВИТЕР; СВЯЩЕННИК.

Таинство брака

– таинство, совершаемое над женихом и невестой, верующими, избравшими путь супружеской жизни, при совершении которого они перед священником и церковью дают свободное обещание хранить верность друг другу, а священник благословляет их союз и испрашивает им благодать чистого единодушия к рождению и христианскому воспитанию детей. Брак заключается во образ союза Христа и церкви. Прежде чем приступить к совершению таинства брака в церкви после литургии происходит оглашение, то есть причт сообщает прихожанам имена жениха и невесты и спрашивает, не знают ли они препятствий к заключению этого брака. После оглашения совершается самый брак. Таинство брака всегда происходит в храме в присутствии свидетелей. Обряд совершает священник. Чин заключения брака состоит из двух частей: обручения и венчания. Для обручения священник выходит из алтаря и полагает на аналое посреди храма крест и Евангелие, символы невидимого присутствия самого Христа. Он благословляет жениха и невесту и вручает им зажженные свечи, которые знаменуют их чистоту. После чтения определенных молитв приносятся освященные на престоле кольца, и вступающие в брак в знак обоюдного согласия надевают друг другу кольца. Во время венчания благословляется брачный союз и испрашивается нисхождение на него божественной благодати. По окончании молитвословий священник берет венцы и возлагает их на голову жениха и невесты. Венцы означают награду за их целомудренную жизнь до брака. Брак по смерти одного из супругов может быть совершен во второй и в третий раз. Совершение таинства второго или третьего брака не столь торжественно. Двоебрачным и троебрачным не вручаются свечи и не возлагаются на головы венцы. Повторные браки допускаются церковью после вынесения епитимьи.

Елеосвящение, или соборование.

В этом таинстве при помазании елеем больным дается благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные. Елеопомазание совершается только над больными. Запрещается совершать его над здоровыми, а также над умершими. Перед елеосвящением больной исповедуется, а после (или до) причащается. Исполнение таинства предусматривает «собрание верующих», хотя может происходить как в церкви, так и дома. Желателен также собор семи пресвитеров по числу даров Святого Духа, но допускается и присутствие двух или трех священников. В крайних случаях разрешается действовать одному священнику, но молитвы произносить от лица собора. Для совершения таинства ставится стол, а на нем блюдо с пшеницей. Зерна пшеницы служат символом возрождения к новой жизни. Сверху пшеницы ставится сосуд с елеем, видимым знаком благодати. В него вливается вино: соединение елея с вином делается в память того, что именно так поступил евангельский добрый самарянин для лечения больного. Рядом ставят кисти для помазания и зажигают семь свечей. Богослужение таинства состоит из трех частей. Первая часть – молебное пение. Вторая часть – елеосвящение. Первый священник читает молитву на освящение елея, остальные повторяют ее тихо, затем поют тропари Богородице, Христу и святым целителям. Третья часть состоит из семи чтений Апостола, семи чтений Евангелия и семи помазаний. Помазываются те части тела, через которые в человека входит грех: лоб, ноздри, щеки, уста и обе стороны кистей рук. После седьмого помазания священник возлагает на голову больного раскрытое Евангелие, что означает руку самого Спасителя, исцеляющего недужных.

Православные таинства
В православном христианстве существует 7 таинств: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), евхаристия (причащение), елеосвящение (соборование), таинство брака и таинство священства.

Крещение

Это первое из таинств, оно знаменует собой вступление верующего в мир христианства, присоединение к церкви Христа. Его установление по Евангелиям началось с крещения (очистительного погружения в воду), совершаемого Иоанном Предтечей. Начало традиции христианского крещения было положено словами Иисуса Христа: "...идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19; Мк 16:16).

Миропомазание

По канонам Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной.

Покаяние или исповедь

Это таинство очищает верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом.

Евхаристия или причащение

Главное христианское таинство. В завершающей части литургии верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Принимая Святые Дары, христианин соединяется с самим Христом и делается сопричастным Его церкви.

Таинство елеосвящения или соборование

Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Точнее это Таинство раскрывается в Послании апостола Иакова, где указаны совершители его: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14-15).

Таинство брака

Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Таинство священства

Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово. Таинство Священства совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим к клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном Церковью, или принявшим монашеские обеты, и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии: диакона, пресвитера и епископа. Это Таинство называется также рукоположением, или хиротонией.

Таинства Православной Церкви – это священнодействия, через которые, на основании повеления Иисуса Христа, под видимыми чувственными знаками не только представляется но действительно преподается принимающими их невидимая благодать. Человек, как существо духовно-чувственное может познавать невидимое Божие только в чувственных видах и тем легче и сильнее удостоверяется в действительности духовных предметов.

Видимые знаки в священнодействиях, или таинствах, необходимы для одного человека; а благодать Божия для воздействия на человека не нуждается ни в каких средствах. Святой Иоанн Златоуст говорит: «если бы мы были безтелесны; то и Христос сообщал бы нам духовные дары безтелесно: но так как душа наша соединена телом; то духовное сообщается нам в чувственных видах». Следовательно по своему устройству человек нуждается в видимых средствах, чтобы принимать через них невидимую силу Божию.

Происхождение таинств

Само собой разумеется, что никто другой, кроме самого Господа, не мог установить таких средств облагодатствования человека. Это дело Божие, дар самого Бога. Этим и отличаются таинства от других священнодействий, к которым относятся: пострижение в монашество, различные молебны и т.д. Эти действия сами по себе священны, благочестивы; но наши, нами самими от своего лица и во славу Божию совершаемы. Есть священные действия и такие, которые не могут назваться действиями нашими, как совершаемые благодатью Божией, но не считаются таинствами, например освящение храмов или воды, благословение хлебов.

Божественное действие без видимости было бы только духовное, а не таинственное. В видимом и невидимом действии Божием и во внешнем виде, установленном от Бога, заключается, по понятию Восточной Церкви, отличительное свойство таинства - почему все таинства совершаются и преподаются крестным руковозложением и благословением, как знамением сообщения благодати, через образ креста Господня, которым совершена тайна нашего спасения и дарованы нам все божественные силы.

Отсюда, имея такое понятие о таинствах, сколько нечестиво, столько же и безумно было бы приравнивать таинства христианские к магическим тайнам, в которых известным действиям или знакам приписывается такое свойство, что ими будто бы необходимо вызывается сверхъестественная сила. Здесь знаки сами по себе ничего не значат. Все значение их состоит в том, что с ними Бог не по какой либо необходимости, а совершенно свободно, благоволил соединить действия спасительной своей благодати. Отсюда понятно, что те только священнодействия имеют несомненное значение тайнодествй или таинств христанских, которые учреждены самим Богом, как видимые средства сообщения человеку спасительных даров Святого Духа. Они действенно исполняют Евангелие Христово.

Сколько таинств в Церкви

Святая Церковь, сообразно смотрению Божию о нас, предначертанному Евангелием, утвержденному святыми отцами в предании, допускает в своем Богослужении семь таинств, которые соответствуют семи дарам Святого Духа, исчисляемым у Пророка Исайи. Семь даров Святого Духа, ниспосланных на землю, изображено в образе семи огненных светильников, горящих перед Престолом, и в образе семи очей Агнца, за нас закланного, в семи очах смотрения Его о нас. Имея соотношение с нашей жизнью, семь таинств таинств обнимают всю жизнь христианина, удовлетворяют всем потребностям жизни его во Христе и как бы составляют собой новую седмерицу благодатных дел Господа для христианина и наполняют всю настоящую его жизнь. Через таинства мы рождаемся, дышим, питаемся, продолжаем свой род, очищаемся и исцеляемся. Все семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение имеют божественное происхождеше; так как они установлены самим Иисусом Христом.


Все христианские таинства имеют действительное значение только в Православной церкви и только здесь понятен их в православном подлинный смысл и действительна их благодатная сила. Вне Богослужения церкви они являются не таинственными действиями, а простыми обрядами или другим чем-либо, как было в язычестве.

В Православной церкви через таинство Крещения человек, принимающий его, вводится в церковь, делается членом тела Христова и получает начаток новой жизни, облекается в новое право сыноположения Богу, и таким образом становится новым человеком. Поэтому Крещение, для выражения своего внутреннего значения, в Священном Писании называется баней пакибытия, новорождением и облечением во Христа. Поэтому оно, как новое рождение, и не повторяется, для чего и говорит святая церковь в Символе Веры: исповедую едино крещение.

Через таинство Миропомазания новокрещенный как бы посвящается на первую степень церковную, или получает то звание в церкви, которое принадлежит всем ее членам. Все помазанники Божии, имеют на себе печать Святого Духа и в себе все Божественные силы. Подобно Крещению и это таинство не может быть повторяемо.

Через таинство Покаяния человек получает постоянное исцеление от духовных болезней - грехов, семя которых остается в природе нашей и после Крещения и составляет того ветхого человека, полное совлечение которая, вместе с полным облечением в новая, есть главная задача земной жизни христианина - облечься в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины. Врачуя грешников таинством Покаяния, святая церковь постоянно таким образом восстанавливает нарушенный ими союз с Богом и возвращает им право сыноположения, приобретенное во святом Крещении. Поэтому Покаяние называется иногда вторым Крещением.

Через таинство Причащения человек, вкушая истинное Тело и истинную Кровь Христову, теснейшим образом соединяется со Христом.

Через таинство Священства сообщается принимающему его пастырская власть, или право и сила руководить верующими, питать их словом Божиим и преподавать им благодать Святого Духа. Пастырство преподается только избранным лицам в таинстве священства. По самому значению своему это таинство не повторяется.

Через таинство Брака благословляется союз двух лиц различного пола; после чего они уже не просто мужчина и женщина друг для друга, но муж и жена и одна плоть. От благословенного союза их, как от священного корня, могут возникать и ветви святые, т.е., дети от христианского брака в самом происхождении своем получают уже освящение.

Таинства Православной церкви должны быть принимаемы лицами, приступающими к ним с верой в Искупителя, с покаянием и сокрушением о грехах, с молитвой и сердечным умилением.

Через таинство Елеосвящения церковь врачует телесные немощи своих членов. Если не всегда через это таинство возвращается больным телесное здоровье и сохраняется жизнь их; то через это нисколько не отрицается благодать таинства; потому что таинство Елеосвящения простирается не на одно тело, но и на душу, и молитвы верующих никогда не могут оставаться бесплодными для немощного телом брата их.

Чтобы таинства, как священнодействия, могли благодатно воздействовать на человека, для этого они должны быть совершаемы по воле Господа Иисуса, согласно с Его установлением.

Чтобы то и другое таинство могло быть совершаемо согласно с волей Господа, для этого необходимо и совершителю таинств иметь право на то, что и как он совершает, и желание совершить священнодействие Богоустановленным образом.

Священнодействующий должен приступать к совершению таинств не только с намерением или желанием, но и с глубочайшим благоговением, в чистоте духа и тела. Этого требует величие и святость таинств; и сама церковь приготовляет священнослужителя к совершению таинств, например, Крещения и Евхаристии, особенными умилительными молитвами. Здесь нужно заметить, что благоговение требуется от совершителя таинств только для того, чтобы ему самому не подвергнуться за небрежение к делу Божию суду и суду церковному.

Что дают таинства человеку

Маленькая частица яда, попавшая в организм человека, заражает и умерщвляет тело. Яд греха разлился по всему человечеству и заразил его смертельной заразой. В природу человека внесена скверна, а через нее отчуждение от Бога и духовная смерть. Избежать этой смерти возможно только через соединение с Богом, а оно достигается покаянием и верой в искупительный подвиг Спасителя. Человеку необходимо стать последователем Христа и через Него действием Святого Духа очиститься от грехов и начать новую жизнь в любви и правде заповедей Божиих. Только это делает его способным к вечной и блаженной жизни. Средства, через которые каждый уверовавший получает освящающую его благодать, - это христианские Таинства. Слово «таинство» означает всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие. Таинства - это такие священные действия, в которых при произнесении определенных слов на верующего таинственно и невидимо действует благодать Божия. При сотворении мира Творец говорил: «Да будет свет» (Быт. 1,3) - и силой слова Его стал свет. Так и в Таинствах - при произнесении установленных Церковью слов могущественно действует на человека благодать Божия.

Таинства - это пособия немощному человечеству. Их цель - дарование людям благ любви Божией. Плод их - освобождение от греховной жизни. Само слово «таинство» указывает, что оно не подлежит исследованию разума, а принимается верующим сердцем. Как и при каких условиях осуществляется союз с Богом и какими средствами? Первое условие - это добровольное и искреннее желание освободиться от греховной жизни, покаяться. Раскаяние - одно из великих достижений человеческого духа, оно есть плод осознания своей вины и в делах, и в мыслях. Раскаяние - это забота о своем духовном состоянии. Обращению человека помогает Сам Бог. В этом главной действующей силой является любовь Божия. Второе условие - заменить свою старую греховную жизнь новой: не делать зла, а делать добро. Нужно впитывать в себя новые, исходящие от Спасителя через Его Церковь воззрения. Для этого нужна помощь, нужны указания. Как найти руководство и руководителей для христианской жизни? В народных обычаях? Но в них к правде и чистоте нравственности примешаны предрассудки и людская неправда. том, что следует делать. Они касаются внешних проявлений воли человека, а внутренней, сердечной жизни почти не касаются.

По учению Церкви, условием для получения благодати в Таинстве является внутренняя настроенность, расположение человека, принимающего таинство; от человека требуется вера, искреннее желание и полная готовность принять его.

Как совершается обращение человека к Богу? Оно совершается при взаимодействии Бога и человека. Бог Своей благодатью возбуждает в человеке желание обратиться к Нему. Человек на действия возбуждающей благодати отвечает своей волей, желанием и готовностью ее воспринять. Но человек может и оставить призывы Божий без внимания. Тогда обращение не состоится. Благодать Святого Духа - это особая сила Божия, необходимая для спасения человека. Под действием благодати человек приобретает способность воспринимать и понимать Слово Божие.

Тем самым Он ясно указал на необходимость Таинства Крещения для человека, желающего войти в Небесное Царство и пребывать там в вечной радости с Богом, и в подтверждение Своих слов, во исполнение сказанных о Нём пророчеств. Сам принял Крещение от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Во время совершения Таинства Крещения после чтения специальных молитв и помазания освящённым маслом пришедшего креститься человека, священник "крещает" (омывает - церковнославянск.) его освящённой водой через троекратное погружение или обливание с произнесением слов: "Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святого Духа, Аминь".

В этот момент Благодать Святого Духа как бы "облучает" всего человека, и под действием Благодати физическое и духовное существо его изменяется: человек как бы заново рождается в новом качестве (почему Крещение и называют вторым рождением).

Кроме того, в Таинстве Крещения человеку нарекают имя; он обретает небесного покровителя в лице святого, чьё имя ему нарекли; все совершенные им до Крещения грехи прощаются Богом, к новопросвещённому христианину приставляется наставник и хранитель души - Ангел Божий; и полученную в Таинстве Крещения Благодать христианин несёт в себе до конца жизни, либо умножая Её в себе праведной жизнью, либо теряя через грехопадения.

Бог открыл нам через преподобного Серафима Саровского, великого русского подвижника, что цель христианской жизни есть стяжание Духа Святого. Подобно тому как люди мира сего стремятся к стяжанию земных богатств, истинный христианин стремится стяжать Благодать Святого Духа. Способов приобретения этого нетленного богатства много: это и "умная молитва", и творение дел милосердия, и служение ближним, и множество других.

Каждый христианин индивидуально под руководством своего "духовника" идёт тем или иным путём служения Богу и стяжания Благодати.

Но один путь, общий для всех христиан, - это, возможно более частое посещение храма, участие в общей молитве, исповедь и причащение Святых Христовых Тайн.

В чём смысл Таинства Миропомазания?

Таинство Миропомазания присоединяется к таинству Крещения, вместе Они составляют единое чинопоследование. Совершается Оно через помазание некоторых частей тела крещаемого (лба, ноздрей, ушей, уст, груди, руки ног) особо освящённым составом - Миром. Значение этого Таинства раскрывается в словах священника, произносимых им при совершении Миропомазания: "Печать Дара Духа Святаго". Печать - это знак Того, Кому мы принадлежим. Дух Святой в этом Таинстве подаётся крещаемому как Дар Бога, Дар, совершающий полноту освящения христианина при вхождении его в Церковь. Апостолы, посылавшиеся на проповедь Евангелия, во время земной жизни Господа Иисуса Христа были наделены Им отдельными дарами Святого Духа, а именно: исцеления больных, изгнания нечистых духов, воскрешения мёртвых. Явившись ученикам вскоре после Своего Воскресения, Христос даровал им способность прощать грехи, дунув и сказав: "Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся". (Иоан. 20. 22-23)

И только в день Пятидесятницы, ниспослав на учеников Духа Святого в виде "огненных языков", Господь одарил их всей полнотой даров Благодати, необходимой для жизни Церкви.

Подобно тому, и христианин, получивший в Таинстве Крещения очищение от грехов, обновление жизни, рождение в Жизнь Вечную, в Таинстве Миропомазания обретает полноту Благодати как Дар Святого Духа.

Что такое Святые Христовы Тайны?

Святыми Христовыми Тайнами Церковь называет Тело и Кровь Христовы, в которые "пресуществляются" (т.е. меняют своё существо, превращаются) хлеб и вино во время совершения священником Божественной Литургии в храме. Господь наш Иисус Христос сказал: "Ядущии Мою плоть (ясти - есть церковноаавянск.) и пиющии Мою Кровь имеет жизнь вечную". (Иоан. 6.54)

В ночь перед тем, как Он был взят на Крестные Страдания, пребывая на Тайной Вечери со Своими учениками, Христос впервые совершил Таинство Евхаристии, т.е. Благодатию Святого Духа изменил существо хлеба и вина в существо Тела и Крови Своей. Затем, дав Их есть и пить ученикам Своим, заповедал: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лук. 22.19).

Тем самым Христос установил совершение Таинства Причащения, т.е. соединения с Ним самым теснейшим образом, ибо, когда мы принимаем в себя Тело и Кровь Христовы, Они становятся нашими телом и кровью, и мы обожествляемся, насколько это возможно человеку.

Сам Христос сказал: "Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём". (Иоан. 6.56)

Сатана, в гордыне своей желая стать равным Богу, низвержен был с Неба. Адам и Ева, приняв от диавола гордый помысел стать, "как боги, знающие Добро и Зло", изгнаны были из Рая. Христос, смиривший Себя до страшной Крестной смерти, победил Сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха и дал человеку возможность истинного обожествления в соединении с Собой через причащение Своих Тела и Крови.

Как часто нужно христианину причащаться Св. Христовых Тайн и как готовиться к Причащению?

Причащаться нужно, как минимум, четыре раза в году, во все большие посты: Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Вообще же, частота участия христианина в Таинстве Причащения устанавливается индивидуально, по благословению духовника. Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством.

Это неправильно. Сколько бы человек не старался очистить себя перед Богом, всё равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.

Бог даровал нам Святые Христовы Тайны не по достоинству нашему, а по великой Своей Милости и Любви к падшему Своему созданию. И принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные подвиги, но как Дар Любящего Отца Небесного, как аванс, который ещё надлежит "отработать", как спасительное Средство освящения души и тела.

"Причащается раб Божий... Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную".

Эту молитву произносит священник, подавая Святые Дары причащающемуся христианину, и если христианин старательно приготовился к этому великому Таинству, то, подаваемая ему через Причащение Благодать совершает чудесное преображение всего естества человека и делает его достойным Жизни Вечной.

Для того, чтобы как следует приготовиться к Таинству Причащения, христианину необходимо "поговеть", то есть попоститься несколько дней и прочитать положенное Церковью молитвенное правило - "Последование ко Святому Причащению". Подробнее о том, как читаются каноны и молитвы перед Причащением, написано в "Православном Молитвослове".

Главное же в период "говения" пересмотреть свою жизнь за период, прошедший после последней исповеди, осознать и покаяться в своих грехах, простить всем обидевшим вас, нанесённые вам обиды, самим попросить прощения у тех, кого обидели вы, непосредственно перед причащением подойти на исповедь к священнику и уже тогда, примирившись с Богом, ближними и своей совестью, со страхом Божьим и благоговением, причаститься Святых Христовых Тайн.

Помните, что если человек подходит к Причащению с нечистым сердцем, скрывая в нём зависть, обиды и другую душевную нечистоту, то Причащение послужит ему не во спасение, но в суд и осуждение на вечные муки как оскорбившему Святыню Тела и Крови Сына Божия.

Что такое Таинство Покаяния?

Таинство Покаяния - это священнодействие, в котором священник данною ему Силой Духа Святого "разрешает" (развязывает, освобождает церковнославянск.) от грехов кающегося христианина.

Для того, чтобы понять смысл Покаяния, необходимо подробнее разобрать понятие - "грех".

Грех - это нарушение Заповеди Божьей, преступление против Божьего Закона, в некотором смысле - самоубийство. Грех страшен, в первую очередь, тем, что разрушает душу самого человека, творящего этот грех, ибо, совершая грех, человек теряет Благодать Святого Духа, лишается Благодатной защиты и становится открыт губительным силам зла, нечистым духам, которые не замедляют тотчас же использовать возможность совершения разрушительных действий в душе грешника. А поскольку тело и душа человеческие в этой земной жизни связаны воедино, то раны душевные становятся источником недугов телесных; и в результате страдают и тело, и душа.

Также важно понимать, что Заповеди Божьи, Его Закон даны нам как Дар Его Божественной Любви к нам, неразумным детям Его. Бог в Заповедях Своих повелевает делать что-либо и не делать другого не потому, что Ему "просто так хочется".Всё, что Бог заповедал делать - полезно нам, а что запретил - вредно.

Даже обычный человек, любящий своего ребёнка, учит его: "пей морковный сок - он полезный, не ешь много конфет - это вредно". А ребёнку не нравится морковный сок, и он не понимает, почему вредно есть много конфет: ведь конфеты сладкие, а морковный сок - нет. Поэтому он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком и закатывает истерику, требуя ещё сладкого.

Также и мы, взрослые "дети", больше стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, и отвергаем то, что не соответствует нашим прихотям. И, отвергая Слово Отца Небесного, совершаем ГРЕХ.

Бог, зная немощное и удобопреклонное ко греху естество человеческое и не желая погибели Своего творения, в числе прочих Даров Благодати, даровал нам Таинство Покаяния, как средство очищения от грехов, освобождения от их, губительных для человека, последствий.

Дав своим ученикам - Апостолам - власть прощать или не прощать грехи человеческие, Христос через Апостолов дал эту власть и апостольским преемникам - епископам и священникам Церкви Христовой. И ныне каждый православный епископ или священник обладает этой властью во всей полноте.

Всякий христианин, сознающий свои грехи и желающий от них очиститься, может придти в храм на исповедь и получить "разрешение" (освобождение церковнославянск.) от них.

Важно понимать, что Церковное Таинство Покаяния есть не просто возможность выговориться и тем "облегчить свою душу", как это принято в миру, но по сути своей это Таинство - действие Благодати, и, как и каждое действие Духа Святого, производит в душе человека реальные благотворные изменения.

Покаяние называют ешё "вторым крещением", так как в этом Таинстве совершается, подобно Крещению, очищение от грехов, и душа вновь обретает блаженное состояние чистоты и праведности.

Приходящим к этому спасительному Таинству, ищущим исцеления душевных недугов, нужно знать, что Таинство Покаяния состоит, как: бы из четырёх частей или этапов:
1. Готовящийся к Таинству Покаяния христианин должен УМОМ ОСОЗНАТЬ свои грехи, проанализировать свою жизнь, понять, в чём и как он нарушил Заповеди Божьи, оскорбил Божественную к нам Любовь.
2. Осознавший свои грехи, христианин должен СЕРДЦЕМ РАСКАЯТЬСЯ в них, оплакать своё недостоинство, просить у Бога помощи, чтобы впредь не осквернять себя ими.
3. Пришедший в храм, кающийся должен подойти на Исповедь и УСТАМИ ИСПОВЕДАТЬ (исповедовать - открыто признавать церковнославянск.), то есть открыть перед священником свои грехи, прося у Бога прощения и давая обещание, в будущем всеми силами души бороться с искушениями, вводящими в грех и вечную смерть.
4. Исповедав священнику свои грехи, получить от него РАЗРЕШЕНИЕ через чтение особой молитвы и осенение Знамением Креста.

Только при наличии всех этих составных частей Таинство Покаяния совершается, и христианин получает благодатное исцеление души от греховного недуга.

Нужно также отметить, что исповедь должна быть строго индивидуальна, "лицом к лицу", так называемая "общая исповедь", когда священник читает всем сразу молитвы, а потом по одному подходят за "разрешением", неправомочна.

Что такое Таинство Брака?

Таинство Брака, как и все другие Таинства, есть действие Благодати. Союз мужчины и женщины изначально благословлен Богом. Священное Писание говорит: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею..." (Бытие 1.27.28.).

Также сказано в Библии: "...оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть". (Бытие 2.24.)

Господь наш Иисус Христос, говоря о брачном союзе, недвусмысленно утвердил: "...что Бог сочетал, того человек да не разлучает". (Матф. 19.6) Именно это сочетание Богом мужчины и женщины в едину плоть происходит в Таинстве Брака. Благодать Святого Духа невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое духовное целое, наподобие того, как два раздельных вещества например песок и цемент, соединяясь при помощи воды, становятся качественно новым, неразделимым веществом. И, как вода, в этом примере является связующей силой, так и Благодать Святого Духа является в Таинстве Брака силой, связующей мужчину и женщину в качественно новое, духовное соединение - христианскую семью. Причём, цель этого соединения не только в продолжении рода и взаимопомощи в быту, но главным образом, в совместном духовном совершенствовании, в умножении Благодати, потому что христианская семья - это Малая Церковь Христова, христианский брак - одна из форм служения Богу.

Что такое Таинство Елеосвящения и почему Его ещё называют Соборованием?

Основание для появления этого Таинства в Церкви мы находим в Евангелии, в Соборном Послании апостола Иакова: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров (священников о.А.) Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем (елей - масло греческ.) во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему." (Иаков 5.14,15.)

В этих словах Апостола раскрыт смысл Таинства Елеосвящения. Прежде всего, само название этого Таинства говорит о том, что Действие в Нём Благодати Святого Духа осуществляется посредством освященного растительного масла - елея (у нас на Руси обычно используется для освящения подсолнечное масло).

По слову Апостола, посредством молитвы священников и помазания освященным маслом совершаются два благодатных действия: исцеление недугов и прощение грехов. Но, скажете вы, ведь для прощения грехов существует Таинство Покаяния? Правильно. Только в Таинстве Покаяния прощаются те грехи, которые христианин вспомнил, раскаялся в них и открыл на исповеди. Забытые же, неисповеданные грехи, продолжают отягощать человеческую душу, разрушая её и становясь источником душевных и телесных недугов.

Таинство Елеосвящения, очищая душу от этих забытых, неисповеданных грехов, устраняет первопричину болезней и, по вере, дарует христианину совершенное исцеление.

А так как все мы, недужные или ощущающие себя физически здоровыми, имеем забытые, или в неведении совершенные грехи, то не должны пренебрегать возможностью очиститься от них в Таинстве Елеоосвящения.

По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно Великим Постом, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения.

Больным же тем более надо сразу же приглашать священника для совершения этого Таинства, как только заболевание даёт о себе знать.

Медицина борется только с последствиями заболевания, не устраняя его первопричину, которая лежит в области духовной жизни человека.

Таинство Елеосвящения, устраняя эту первопричину, даёт возможность медицине успешно побеждать и последствия недугов.

Соборованием Таинство Елеосвящения называют потому, что, по возможности, Оно совершается собором (собранием) из семи священников, каждый из которых читает один из входящих в это Таинство отрывок Евангелия с прилагаемыми к нему молитвами и единожды помазывает болящего освященным елеем.

Впрочем, и один священник, носящий на себе всю полноту священнической Благодати, может совершать это Таинство. В этом случае он один прочитывает все семь отрывков из Евангелия с молитвами, и сам же, после каждого чтения, помазывает больного, в общей сложности, семь раз.

Что такое Таинство Священства?

Собственно, о Нём уже было рассказано, когда мы говорили о Благодати Святого Духа и о даровании Её Господом Иисусом Христом Апостолам, а ими через возложение рук, "хиротонию", их преемникам - епископам и священникам Церкви. Нужно лишь добавить, что первые описанные нами шесть Таинств могут совершаться как епископами, так и священниками; Таинство же Священства, то есть наделение человека через возложение рук и чтение особой молитвы священнической Благодатью, необходимой для совершения священнодействий, может совершаться только епископами Христовой Церкви.

Иеромонах Аристарх (Лоханов)
Трифоно-Печенгский монастырь

Статья знакомит читателя с 7 таинствами православной веры. Описывается каждое таинство, его смысл и назначение.

Христианские таинства — важнейшая составляющая жизни любого верующего православного человека. По канонам православной церкви, таинства установлены Иисусом Христом. Они призваны менять внутреннюю жизнь человека, воздействовать на его душу.

Согласно учениям христианской церкви, во время таинства, на человека снисходит благодать Божия. Таинства иногда называют обрядами. Но, это не совсем верно. Обряды созданы церковными деятелями, а таинства — это действия, которые угодны самому Богу.

7 таинств православной церкви

Согласно правилам церкви, любое из таинств, должны иметь две составляющие, чтобы считаться действительными. Первое — это проведение таинства каноническим священником, по всем правилам обряда. Второе — это внутреннее настроение самого верующего, чистота его помыслов и искренне желание принять таинство. В православной церкви существует 7 видов таинств:

  • Крещение
  • Миропомазание
  • Покаяние, или святая исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Священство
  • Соборование, или елеосвящение

Таинство Крещения. Смысл обряда Крещения младенцев

  1. Таинство крещения — первый серьезный церковный обряд в жизни человека. До этого обряда, человек не имеет право принимать участие ни в каких других таинствах и обрядах
  2. Согласно правилам, таинство крещения может совершаться в любом возрасте. Но, в современной практике, принято крестить ребенка еще в младенческом возрасте
  3. Это, по словам верующих, защищает его от всевозможных болезней. И, в случае несчастья, ребенок попадет в Рай, а не в Чистилище
  4. В православной церкви практикуется трехкратное погружение младенца в воду. Это символизирует Отца, Сына и Святого духа
  5. В таинстве крещения берут участие крестные ребенка. Крестные родители — люди, которые обязуются приобщить ребенка к православной вере, оказывать всевозможную помощь в воспитании.

Крестными не могут быть:

  • Монашествующие
  • Собственные родители детей
  • Пара, которая состоит в браке
  • Люди другого вероисповедания

Крестить ребенка можно в любом возрасте. Но, православная церковь, рекомендует крестить детей, начиная с 8го дня от роду. На счет этого, постоянно ведутся споры в церковной среде.

Во-первых, в раннем христианстве, практиковалось крещение только сознательных людей, которые понимали суть таинства и добровольно соглашались на крещение.

Во-вторых, крещение совсем маленького ребенка чревато психологическими травмами, ведь младенец большую часть времени проводит во сне, его будет пугать новая обстановка, люди и внезапное погружение в воду.

Таинство Крещения

Таинство Миропомазания

Миропомазание совершается сразу после обряда крещения. Его может совершать только канонический православный священник. Миропомазание символизирует снисхождение Святого Духа на верующего. После этого таинства, человек полноценно приобщается к православной церкви. Процесс таинства предусматривает помазание святым миром ушей, глаз, носа, рук и ног верующего. Таинство миропомазания, также, совершается при короновании на царство, и для иноверцев, которые принимают православие.



Таинство Миропомазания

  • Покаяться человек, согласно догматам христианства, может только добровольно. Покаяние, или таинство святой исповеди, обычно предшествует таинству причастия. Исповедь проводиться индивидуально со священником
  • Вначале, он читает молитвы, настраивая верующего на нужный лад. Далее, человек может высказать все, что у него скопилось на душе, признаться священнику в совершенных грехах
  • После исповеди, священник накрывает голову исповедуемого епитрахилью и совершает крестное знамение. Далее, человек целует Крест и Евангелие. Таинство святой исповеди полностью конфиденциально. Исповедь — важный этап на пути к духовой жизни, к успокоению своей души


Таинство святой Исповеди. Обряд Покаяния

Причастие или Евхрастия. Смысл обряда Причастия

  • Причастие или Евхрастия, является основным обрядом христианского богослужения. Происходит причастие, когда прихожане вкушают хлеб и вино из рук священника, которые символизируют Тело и Кровь Христову
  • Таинство причастия необходимо, как напоминание верующим о самопожертвовании, любви к ближним. В этом таинстве важная роль отведена сопровождающим молитвам, поклонам и песнопениям. Причастие сопровождается проповедью священника
  • Регулярное причастие, согласно православной церкви, способно приблизить человека к Богу. После такого обряда могут отступить болезни, неприятности, ссоры в семье. Верующий человек должен причащаться, как минимум, один раз в месяц

Причастие происходит только после таинства покаяния.



Причастие или Евхрастия

При заключении брака, верующие христиане воссоединяются таинством венчания. Люди, которые согласны на данный обряд, должны искренне верить в вечность брака на земле и на небесах. При совершении обряда, Святой Дух снисходит на пару, и невидимой силой скрепляет их узы. Чтобы таинство венчания прошло правильно, необходимо соблюдать правила:

  • К венчанию допускаются люди, которые имеют свидетельство о браке
  • Женщина и мужчина должны искренне любить друг друга, мужчине отводиться главенствующая роль в семье
  • Пара и их свидетели должны быть крещеными православными
  • На протяжении жизни можно венчаться только три раза
  • Венчание имеет возрастное ограничение. Мужчине должно быть больше 18 лет, женщине — больше 16
  • Проводить венчание можно на протяжении всего года, кроме дней Великих постов и важных праздников (Пасхи, Рождества, Троицы и других). Дни недели, в которые проводится венчание — понедельник, среда, пятница и воскресенье
  • Лучшим временем для венчания считается годовщина свадьбы или время после рождения детей.

В церкви венчаться можно:

Если оба молодожена члены церкви, ибо если вы верующие разных религий – Церковь Вас просто не обвенчает. Так Вы должны быть крещеными и носить нательный крестик.

Перед тем как обвенчаться Вам предстоит расписаться в ЗАГСЕ, ибо вы должны будете предоставить свидетельство священнослужителю.
Это объясняется просто – если вас расписал ЗАГС, значит есть уверенность в том, что любой из Вас не расписан с кем то другим.
Так же ЗАГС не расписывает умалишенных и не признает близкородственные связи, так же как и Церковь.

Венчаться в Церкви нельзя, если:

  1. Людям, которые в свое время приняли духовный Сан
  2. Монахиням и монахам
  3. Виновникам расторжения предыдущего брака (например по причине измены)
  4. Людям, которые уже находились в браке более 3 раз
  5. Вышли за пределы возрастных границ. Для мужчин – это 70 лет, а для женщин – 60
  6. Нет согласия родителей. Дети православных родителей не могут обвенчаться без согласия на то своих родителей


Таинство венчания. Правила обряда венчания

Священство

Священство — это таинство, при котором человек получает священный сан, имеет право проводить православные обряды и таинства. По православию, существует 3 степени священства:

  1. Диакон. Этот сан позволяет священнослужителю помогать более опытному священнику в проведении таинств
  2. Пресвитер (священник). Служитель данного сана может совершать таинства, но лишь от имени епископа
  3. Епископ (архиерей). Наивысший сан в православии. Только епископ может проводить таинство священства и посвящать других для совершения таинств

Таинству священства предшествует проповедь, исповедь принимающего сан и священная присяга. Только после этих действий, епископ говорит, достоин ли человек получить сан.



Священство

Соборование — древнейшее таинство христианской церкви. Его основная миссия — исцеление телесных и душевых недугов. Соборование действует по принципу покаяния, но освобождает человека даже от тех грехов, о которых он мог забыть. Соборование проводится при помощи святого елея. Именно поэтому существует втрое название данного обряда — елеосвящение. Исполняет обряд обычно несколько священников.

Соборование может проводиться в любом возрасте, начиная с семи лет. Согласно правилам, для тяжело больных верующих, допускается проведение обряда на дому. Такое таинство совершается не чаще раза в год. Оно проводиться над больными людьми, которые желают исцелиться, а, также, над домочадцами. Соборование может проводиться и в церкви.



Таинство Соборования или Елеосвящения

Все семь таинств несут в себе сакральный смысл, который доступен только истинно верующим людям. Не следует совершать таинство, если это не акт доброй воли, или, если нет понимания в его назначении.

Видео: Азы веры: 7 таинств в православии