Особенности американской дипломатии в кризисный период. Особенности американской дипломатии на современном этапе

На современном этапе сосуществование государств невозможно без международных отношений, являющихся фундаментом дипломатии. Без этого средства осуществления государственной внешней политики невозможна политическая, экономическая и культурная интеграция. Содействовать сотрудничеству стран помогают дипломаты - официальные лица, представляющие интересы конкретного государства или международной организации. Профессиональные требования к этим политикам существенно различались в разных эпохах и государствах. Но именно молодая американская дипломатия на сегодняшний день является ведущей в мире, следовательно, изучение ее особенностей - популярно, современно и необходимо, что и определяет актуальность изучения данного вопроса.

Ключевая цель статьи: выявить актуальные особенности дипломатии США.

Слово "дипломатия" происходит от слова "диплома" - так в древней Греции называли дощечки с написанными на них текстами, выдававшиеся послам для засвидетельствования их полномочий. Данный способ реализации внешней политики, как область общественной жизни, существует с древних времен, однако для обозначения государственной деятельности это слово начинает использоваться в Западной Европе лишь с конца XVIII века.

Различные исследователи и дипломатические работники определяли дипломатическую деятельность по-разному. Как утверждает английский дипломат Эрнест Сатоу в своей работе «Руководство по дипломатической практике», дипломатия - это применение ума и такта к ведению официальных сношений. Немецкий дипломат и юрист Георг Мартенс считал, что дипломатия - это наука о внешних сношениях или иностранных делах государства. По мнению большинства исследователей, переговоры - важнейший, но не единственный значимый прием в дипломатии. В своей работе мы придерживаемся мнения, что каждая страна ведет свою собственную внешнюю политику и осуществляет дипломатическую деятельность. В России и множестве государств дипломатические ведомства называются министерствами иностранных дел. Однако в некоторых странах эти ведомства называются иначе. Например, Государственный департамент в США. Конечно, это не меняет их одинаковой сущности .

Американская дипломатическая деятельность насчитывает всего около полутора веков. Сначала дипломатия США возникла благодаря английской модели, впрочем, после Первой мировой войны, начала приобретать собственные черты, и окончательно сформировалась после Второй мировой войны. Мы согласны с мнением ряда исследователей о том, что США стремятся не только показать дружеское отношение ко всем государствам, но и победить их в противостоянии. Неоспорим тот факт, что американцы - как никто самостоятельны в принятии решений, а их дипломатическая тактика - смешение старых и новых традиций. Американские дипломаты ценят доверительные контакты, конфиденциальные встречи и работу с правящей элитой страны. При этом этикет не является главным приемом дипломатической деятельности. В настоящее время политики редко носят фраки и смокинги. На переговорах американцы нередко придерживаются жесткой позиции. Они достаточно свободны в принятии окончательных решений. Их речь также громка и раскована. Одним из главных требований Госдепартамента к дипломатам является умение анализировать, в основном документы. Они, несомненно, должны быть аналитическими, должны опираться на большое число источников. Важнейшим предписанием также является краткость, соответствие документа всем дипломатическим правилам, детальное редактирование и точность. Политики, а особенно послы - высококвалифицированные кадры. Каждое назначение посла США, согласно конституции, должно быть одобрено Сенатом и его комитетом. Тем не менее, мы не всегда так можем сказать о финансистах и бизнесменах, ведущих дипломатическую деятельность. Зачастую, американцы не понимают, что представляют собой государственную власть, тем самым, позволяя себе вольные высказывания. Так в 70-е годы XX в. постпред при ООН Е. Янг был вынужден подать в отставку из-за неосторожности в высказываниях .

Однако чтобы понять актуальные особенности дипломатии США, мы должны проследить всю историю дипломатической практики государства. Совершенствование дипломатических связей привело к созданию различных форм дипломатии, активно использовавшихся в США. 2 декабря 1823 года 5-й американский президент Джеймс Монро в своем ежегодном послании к Конгрессу говорил об угрозе интервенции стран Священного союза (Австрия, Пруссия, Россия) в бывшие испанские колонии. В добавление было сделано спорное заявление о том, что США, является территорией фундаментально отличной от Европы и не подлежит колонизации последней. Любая попытка расширения европейского влияния на территорию США считалась угрозой безопасности и миру. В свою очередь, США также провозгласили политику невмешательства в европейские дела. Эта доктрина была интерпретирована 26-м американским президентом Т. Рузвельтом как основа для вмешательства США в дела других американских государств («дипломатия большой дубинки» или «Big Stick Diplomacy»). Так в 1904 году США поддержали Панаму в борьбе за независимость от Колумбии, в результате чего получили от Панамы канал шириной в 16 км в вечное пользование .

Следующим ключевым понятием для нашего исследования является «дипломатия доллара» (dollar diplomacy). Принято считать, что данная форма деятельности по осуществлению внешней политики связана с именем 27-го президента США У. Тафта. Согласно этой политике, США обязывались обеспечивать финансовую поддержку тому или иному региону мира в обмен на льготы американским предпринимателям. Обычно долларовая дипломатия применялась к слаборазвитым странам Латинской Америки (Никарагуа, Гаити и др.) В результате, данные государства были не в состоянии отдать долг, а на их территориях находились вооруженные войска США. В 1913 году президент В. Вильсон отказался от долларовой дипломатии, которая ассоциировалась с нечестной международной стратегией для извлечения прибыли.

История термина «превентивная дипломатия» (preventive diplomacy) подробно освещена на страницах современных книг и пособий, например, «Современная внешняя политика России» С. Кортунова. Данное понятие широко стало использоваться вслед за изданием «Повестки дня во имя мира» генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса Гали в 1992 году. Впоследствии это определение вошло в обиход, став основополагающим направлением в области государственной безопасности. В публикации Бутроса Бутроса Гали говорится о том, что превентивная дипломатия - это шаги, которые ориентированы на устранение, а в случае неудачи - на сдерживание противоречий. Данная форма дипломатии также была популярна в США. В основном она была связана со сдерживанием выпуска химического, атомного и других видов оружия. Ярким примером здесь является американская экономическая помощь Пакистану, ровно до того момента, пока у последнего не появилась возможность создания ядерной бомбы. Впоследствии была также остановлена торговля с Пакистаном («поправка Пресслера»). К дипломатическим успехам можно также отнести обоюдные шаги СССР и США, которые были связаны с нераспространением ядерного оружия .

Челночная дипломатия(«shuttle diplomacy»)-следующая форма дипломатии в нашем исследовании. Как пишет Моченов А.В. в словаре современного жаргона российских политиков: «челночная дипломатия это - посредничество между враждующими странами или определенными фракциями, которое осуществляется на высоком дипломатическом уровне третьей стороной». Ранее этот термин относили лишь к инициативе американского государственного секретаря Генри Киссинджера по восстановлению мира во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Однако затем понятие стало обозначать посредничество в урегулировании разногласий. Во времена Вьетнамской войны данную форму дипломатии также называли «тихой» из-за ее конфиденциальности. Основа этой формы дипломатии - переговоры, что противоречило американской военной дипломатии того времени, поэтому секретность была важнейшим условием проведения челночной дипломатии. Но именно данная форма дипломатии смогла доказать, что переговоры имеют огромную мощь в урегулировании разногласий, чего нельзя сказать о войне.

Коммерческая дипломатия (commercial diplomacy) - одна из самых актуальных форм современной дипломатической деятельности. По мнению большинства исследователей, «коммерческая дипломатия это — использование дипломатических приемов в осуществлении внешнеэкономических целей в сфере торговли и инвестирования». Данное средство осуществления внешней политики сфокусировано также и на внутренней политике: трудовые стандарты, охрана окружающей среды, промышленные стандарты, охрана интеллектуальной собственности. США как гегемон имеют большое количество внешне и внутренне экономических целей, лоббируемых в настоящее время. Основные внешнеэкономические цели США: 1) либерализация торговли, 2) содействие международному экономическому прогрессу, 3) увеличение процента частного сектора во всемирной экономике. Но, конечно, у США есть и внутриэкономические цели, основная из них - экономическая прибыль, для ее получения государство вело политику коммерческой дипломатии. В истории найдется немало таких случаев. Например, американская политика «открытых дверей» по отношению к Китаю (1899-1949 гг.), состоявшая в осуществлении свободной торговли и свободном проникновении капиталов на китайский рынок. Бреттон-Вудское соглашение также основано на принципах коммерческой дипломатии, оно имело огромное влияние на всемирную торговлю: создание МВФ и ГАТТ (ВТО) .

Следующим способом реализации внешней политики является публичная дипломатия (public diplomacy) , как никогда актуальная в США в настоящее время. Публичная дипломатия - целенаправленное информирование общества для возникновения благоприятной оценки по отношению к США, кроме того стабилизации связей с другими странами в области культуры и образования. Эта форма деятельности по осуществлению внешней политики известна в США еще с 1940-х гг. Тем не менее, именно в настоящее время государство использует множество методов публичной дипломатии для взаимодействия с зарубежной аудиторией. «Мы не планируем останавливаться на достигнутом! » - заявила К. Райс по случаю ее утверждения на пост Государственного секретаря США. Она также добавила, что Ближний Восток и страны СНГ - это основные цели американского влияния. Как и предполагается, специальное место в публичной дипломатии занимает информационное агентство США (United States Information Agency). Агентство берет начало с комитета по общественной безопасности (Committee on Public Information), основанного во времена Первой мировой войны и послужившего вкладом руководства в зарубежную информационную деятельность. В 1942 году впервые вышла в эфир радиостанция «Голос Америки». А в 1953 году было создано само американское информационное агентство. Также ярким примером использования публичной формы дипломатии является создание программы образовательных грантов Фулбрайт, которая финансируется государственным департаментом США. Данная программа была разработана в 1946 году сенатором Д.У. Фулбрайтом для поддержания культурно - образовательных контактов с другими государствами. На смену публичной дипломатии пришло определение «soft power», обозначающее «мягкую силу» - способность добиваться своих целей с помощью привлекательности, а не принуждения .

На сегодняшний день на международной арене существует множество независимых стран, вынужденных взаимодействовать между собой с помощью дипломатии, являющейся основой всех международных отношений и контактов. Однако в большинстве случаев государства сотрудничают для своего же блага. Культурный, политический и другие виды обмена между странами поддерживают дипломаты. Рассматривая особенности американской дипломатии, стоит отдать должное ее политикам: их знания, навыки и личные качества внесли огромный вклад в мировую дипломатическую деятельность. Следовательно, молодость дипломатии США никак не мешает ей оставаться ведущей в мире. Более того, именно американцы явились основателями многих форм современной дипломатии, рассмотренных нами ранее. На основании всего вышесказанного, мы можем констатировать, что американские дипломаты с успехом используют главный элемент дипломатии - переговоры. Возможно, это связано с тем, что политики всегда имеют открытую и жесткую позицию, при этом их поведение - естественно и непринужденно. Интересно, что по своему складу ума большинство американцев - аналитики. Таким образом, в своей работе они могут полагаться лишь на прецедент. Распространенным является мнение, что документы дипломатов США всегда лаконичны, корректны, детально проверены и юридически верны.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что американские политики предпочитают уделять больше внимания делу, нежели чем всем правилам дипломатического этикета и дресс-коду. Нередко мы можем увидеть американцев не только в смокингах, но и в одежде стиля «casual». Несмотря на разные мнения по поводу дальнейшего развития, очевидно, что основная государственная цель - процветание. В результате проведенного исследования мы выяснили, что дипломатические методы США для этого изменились с течением времени и стали более бесконфликтными.


Научный руководитель:
Кузнецова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, и.о. декана факультета иностранных языков Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра Дипломатии

Дипломатическая школа США

студента 1 курса

факультета МО

Марьяновича М.

Преподаватель:

Крылов С.А.

Москва, 2011 г

Дипломатическая школа США является одной из самых молодых в западном мире. Свое начало она берет в годы борьбы североамериканских колоний за независимость. Особенностью первых американских дипломатических задач являлось минимальное присутствие бюрократизма, сковывающего, по моему мнению, современную дипломатию. «Отцы-основатели» американской дипломатии владели, такими, обязательными для дипломата качествами как аналитический ум, работоспособность, трудолюбие, демократизм. Но уникальность быстрых успехов американских дипломатов заключалась в поистине высокой идее, преследуемой американскими дипломатами, защищавшими класс, в то время преследовавший прогрессивные идеи.

Как писал В.И.Ленин: « История новейшей, цивилизованной Америки, открывается одной из тех великих, действительно освободительных, действительно революционных войн, которых было так немного среди массы грабительских войн, вызванных, подобно теперешней империалистской войне, дракой между королями, помещиками, капиталистами из-за дележа захваченных земель или награбленных прибылей » Матвеев В.М. Дипломатическая служба США. М.: Международные отношения, 1987. С. 3. Дипломаты сильно повлияли на защиту внешнеполитических интересов молодой республики и её колоний. Фактически дипломатическое искусство можно назвать оружием, которое внесло неоценимый вклад в ход борьбы страны за свое существование.

То, что радикально отличает модель создания внешнеполитических институтов в США от большинства стран Западной Европы, есть тот факт, что создавались эти институты непосредственно представительными органами. И подчинялись они прямо поначалу также, законодательным, а не исполнительным политическим структурам. Многие талантливые политики: Б. Франклин, Т. Джефферсон, Дж. Адамс и другие, успели решить, стоящие перед ними задачи в сфере внешней политики при полном отсутствии профессиональных дипломатических кадров. На смену талантливым политикам в годы становления нового государства, пришли посредственности, однако республиканские Соединенные Штаты, по-прежнему считали неприемлемым заимствовать опыт и систему дипломатической службы у монархической Европы.

Становление международных связей молодой республики требовало и укрепления дипломатической базы государства и создание централизованного дипломатического аппарата. В июле 1777г. на базе Комитета секретной корреспонденции Конгрессом был создан Комитет по иностранным делам, первым секретарем которого стал Т. Пэйн. Датой первого внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов принято считать январь 1781г., когда Конгресс колоний, объявивших свою независимость от Англии, учредил департамент по иностранным делам. В октябре того же года Р.Ливингстон принёс присягу и стал первым главой нового дипломатического ведомства. В то время дипломатический аппарат состоял из всего нескольких сотрудников - кроме самого секретаря в нём работало всего 4 человека. Преемник Р. Ливингстона на посту главы ведомства, Дж. Джей поспособствовал созданию консульской службы США, потребовав назначить консула в Кантон (Гуанчжоу) и коммерческого агента в Лиссабон. Так как интересы внешней торговли США росли быстрыми темпами, соответственно и консульская служба США развивалась быстрее чем дипломатическая. В доказательство этому служит тот факт, что в 1790г. за границей действовали только 2 постоянных дипломатических представительства США и 10 консульских, а в 1800г. эти цифры уже были - соответственно 6 и 52. В течении целого столетия эта линия, компенсирования, в некотором роде дипломатических представительств, консульскими, стала определяющей для внешнеполитической стратегии США. Первый законодательный акт, зафиксировавший полномочия и обязанности американских консулов, был принят Конгрессом в 1792г.

В соответствии с принятой в 1787г. Конституцией США, в 1789г. департамент по иностранным делам был преобразован в Госдепартамент и переподчинен президенту страны. Конституция подвела общую правовую базу под внешнеполитическую деятельность, однако в несколько туманных формулировках. Например задачей госсекретаря являлось руководить департаментом так, как будет этого требовать президент. Многие формулировки были со временем расширены, в частности функции и полномочия президента при назначении послов, посланников и консулов на службу. Первоначально это право подразумевало одновременное согласие Сената, однако на деле трансформировалось в единоличное решение президента США решать вопросы о любых назначениях во внешнеполитических учреждениях, в том числе создавать новые посты и обязанности а также контролировать работу аппарата. Этим правом, в последствии злоупотребляли некоторые американские президенты, назначая на ответственные посты государственной службы своих друзей, союзников или людей, оказавших поддержку в ходе предвыборных кампаний. Эта система даже получила свое название - «награда - победителям» (при этой системе дело порой доходило до абсурдных ситуаций, вроде той которая произошла в 1869г. когда новоизбранный президент У. Грант назначил на пост госсекретаря своего друга Э. Уошберна на срок в 12 дней, дабы тот «насладился прелестями, нахождения на престижном посту главы внешнеполитического ведомства». Естественно при такой системе, не могла не получить размах коррупция, что самым негативным образом повлияло на эффективность работы дипломатической службы и, соответственно, престиж США в мире. Комментаторы конституционного права США, например Дж. Хэкуорт, заметили, что единственной целью госдепартамента было «осуществление воли исполнительной власти». Государственному секретарю лишь вменялось в обязанность руководить делами департамента так как будет «предписывать или указывать время от времени президент Соединенных Штатов».

Шел процесс экономического и политического объединения нации, быстрыми темпами росли внешнеэкономические связи в период после завершения войны за независимость. Многие американские торговцы, используя период длительных войн в Европе, осваивали новые территории и пути в мировой торговле. Объем американского экспорта увеличился в несколько раз. Всё это требовало обеспечения хороших консульских и дипломатических связей за рубежом. Внешняя политика и дипломатия, в те годы занимала одно из приоритетных направлений деятельности для руководителей США. Опыт дипломатической работы, вплоть до середины XIX века, рассматривался как обязательное условие для кандидата в президенты США. Расцвет американской дипломатии, то есть период с начала Американской революции до середины 20-х годов XIX века, был связан с демократическим и прогрессивным направлением решения международных задач. С помощью дипломатических маневров США удалось закрепить независимое место в мировой политике и добиться невмешательства колонизаторских и монархических сил Старого Света в свои дела. Однако период расцвета продолжался недолго т.к. экспансионизм, растущей буржуазии начал накладывать отпечаток на цели и методы решения, поставленных международных задач. Поэтому показательной является доктрина, провозглашенная в послании президента Дж.Монро конгрессу в 1823г.(«доктрина Монро»), в которой ясно обозначался принцип невмешательства стран американского и европейского континентов в дела друг друга. Впоследствии эта доктрина использовалась для обоснования экспансии США в Южной Америке. Группы буржуазных элит требовали от руководства США и дипломатических представителей, активности и смелости в решении поставленных международных задач. Причем порой они не считали нужным выбирать средства для достижения своих целей, используя нажимы, угрозы, шантаж и порой даже, специально подготовленные провокации, как например это было сделано при присоединении Калифорнии и Новой Мексики к территории США.

Поэтому несколько абсурдно выглядели заявления руководителей американской дипломатии, в которых они подчеркивали, что они представители «демократической нации» и, что с презрением относятся к консервативным методам дипломатии Старого Света. Однако эти «демократы» не ограничивали себя никакими демократическими соображениями, когда речь заходила о территориях и районах, где уже находился североамериканский капитал. Поэтому вполне логичным выглядит резкое возрастание количества консульских представительств США за рубежом, которые служили для защиты экономических интересов США и сбора коммерческой информации. В 1830г. консульских представительств было 141, а к концу века их число уже превышало 323.

В конце XIX века «золотой век» американской дипломатии подходит к концу и наблюдается деградация американской дипломатической службы. Уже упомянутая мною коррупция, продажа конфедициальной коммерческой информации, а также взятки за консультации и помощь в продвижении дел, как своих так и иностранных предпринимателей, становятся значительным источником обогащения дипломатов США. Лишь немногие факты напоминают о славном прошлом дипломатии США в период борьбы за независимость. Поэтому логичными выглядят попытки реконструкции дипломатической структуры со стороны А. Линкольна во времена Гражданской войны (1861-1865гг.). Он возвращается к практике направления за границу «неофициальных дипломатов», хорошо известных общественности и, уважаемых в широких массах, людей. В период Реконструкции (1865-1877гг.) американские руководители всё чаще начали выдвигать предложения по созданию стабильной и профессиональной дипломатической службы по западноевропейскому образцу. Они включали в себя обязательные квалификационные испытания для поступления на службу, а также создание, четко определенной иерархии дипломатических рангов и правил продвижения по службе. Так, американский дипломат, по мнению сенатора Паттерсона должен знать «право, обычаи, состояние промышленности и основы производства своей собственной страны, равно как и законы, традиции, язык и нравы нации, в которой он представляет свою страну» Матвеев В.М. Дипломатическая служба США. М.: Международные отношения, 1987. С. 20. американский дипломатический внешнеполитический

Паттерсон и его единомышленники отражали потребности американской буржуазии, ведь именно от успешности дальнейшего развития дипломатической и консульской службы США, зависели возможности выхода североамериканского капитала на новые мировые рынки.

То, чем отличалась «профессионализация» дипломатического аппарата США от западноевропейского образца, являлось присутствие и непосредственное участие в ней «деловых кругов общественности», напрямую заинтересованных в развитии внешнеполитических связей. И именно на их деньги существовали колледжи и университеты, а также финансировались ученые и специалисты.

Всё же, несмотря на многие законодательные акты, процесс создания единой дипломатической и консульской службы в США не был завершен. Консульская и дипломатическая службы существовали отдельно и переход с консульской на дипломатическую должность был практически невозможен, не говоря уже о том, что назначение консульских работников главами дипломатических миссий было абсолютно исключено. Без больших связей рядовой дипломат не мог рассчитывать на назначение на пост посланника или посла, ведь прерогатива выбора по-прежнему оставалась в руках госсекретаря и президента. Нужно отметить, что число желавших поступить на дипломатическую службу было невелико еще и потому, что жалованье молодых дипломатов было мизерным, существовал довольно-таки высокий имущественный ценз при приеме на службу, небольшие перспективы в плане продвижения по службе и отсюда вытекает, в определенном смысле, «классовость» отбора на службу. Это доказывают и сведения о первых, принятых на дипломатическую службу сотрудниках, после введения вступительных экзаменов. Более половины зачисленных пришли с дипломами трех наиболее известных частных университетов США - Гарварда, Йеля и Принстона, ведь именно в стенах этих, привилегированных университетов обучались дети американской элиты.

Это дало свои плода, и стала очевидна политическая ориентированность первых американских профессиональных дипломатов на классическую европейскую школу Западной Европы, прежде всего Британии.

Следующим шагом в реорганизации дипломатической школы США стало создание географических управлений в Госдепартаменте - по делам Западной Европы, Ближнего Востока и Латинской Америки. Управления, в свою очередь, состояли из отделов. Также были созданы новые функциональные звенья в структуре Госдепартамента - Управление по торговым отношениям и Отдел информации http://history.state.gov/ . Вскоре после создания СССР, утвердившего на мировой арене новый тип дипломатии, американское руководство было побуждено вплотную заняться дальнейшим совершенствованием дипломатического аппарата. Поэтому в 1924г. президент К. Кулидж подписал т.н. Закон Роджерса, в соответствии с которым создавалась объединенная Заграничная служба. Этим актом, процесс реорганизации дипломатической структуры, был формально завершен.

В историческом развитии дипломатии и внешней политики США произошли некоторые качественные изменения. Выделяется контрастность между первыми освободительными задачами и обеспечением условий для независимого существования молодого государства на международной арене и проведением экспансионистских планов реакционной монополистической буржуазии. Американская буржуазия становится одним из главных классовых противников первого американского социалистического государства после вступления США в империалистическую фазу развития и, конечно, после победы Октябрьской Революции. Таким образом изменяется не только форма деятельности но и содержание американской дипломатии. Этот процесс начинает активно набирать обороты уже в 1924г. когда США, традиционно относящиеся с презрением к западноевропейской модели дипломатии, создают профессиональную дипломатическую службу. В довольно короткие сроки объем дипломатического персонала США догоняет и перегоняет объемы других капиталистических государств того времени. Этот факт превращает американскую дипломатию, в одночасье, в одну из наиболее опытных, в профессиональном смысле, дипломатий капиталистического мира. Формальные и неформальные связи дипломатического аппарата с частным капиталом, бюрократизация аппарата а также внедрение спецслужб и военной разведки в дипломатические представительства, становятся характерной чертой дипломатии США и на долгие годы определят вектор ее развития.

Список использованных источников и литературы

Матвеев В.М. Дипломатическая служба США. М.: Международные отношения, 1987

Зонова Т.В. Дипломатия иностранных государств. М.: МГИМО(У), 2004

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    реферат , добавлен 27.02.2012

    Влияние развития экономических процессов в США на экономику всего мира. Растущая интернационализация американской экономики. Использование доллара как актива международного резерва. Номинирование мировых золотовалютных резервов в американской валюте.

    эссе , добавлен 18.11.2009

    Исследование влияния изменений в геополитической ситуации, отразившихся на карте мира после Второй мировой войны, на дипломатическую деятельность. Дипломатия стран Западной Европы и США после исчезновения Советского Союза. Дипломатия государств СНГ.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2014

    Основные регионы и субрегионы Европы. Модели экономического роста, уровень развития, свойства населения, ведущие отрасли промышленности стран Восточной, Северной, Западной, Южной и Юго-Восточной Европы. Мирохозяйственные связи и доля мирового экспорта.

    презентация , добавлен 09.12.2016

    Общая характеристика и структура денежной системы Америки и Японии. Эволюция и современное состояние денежной системы США, Канады, а также стран Западной Европы: Великобритании, Германии, Италии, Франции. Этапы перехода к единой европейской валюте.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2014

    Особенности развития экономики США, Западной Европы и Японии. Факторы и типы экономического роста в странах. Экономика стран Европейского Союза: перспективы развития европейской валютной интеграции. Усиление процессов экономической консолидации.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2010

    Позиции западногерманских историков в 70-е–80-е годы по узловым аспектам и переломным моментам политики США в отношении Германии в 1917–1941 гг. Пересмотр роли плана Дауэса и оценка итогов американской политики "стабилизации" в веймарской Германии.

    реферат , добавлен 09.08.2009

    Причины доминирующего положения развитых стран в мировой экономике. Преимущества и недостатки либерализации внешнеэкономической сферы для развивающихся государств. Характеристика американской, японской и европейской моделей функционирования экономики.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2011

    Гибель феодализма и переход к капитализму в Западной Европе. Великие географические открытия. Мануфактура. Первоначальное накопление. Экономическое развитие Англии в XVI-XVII вв. Промышленное развитие германских княжеств. Мануфактуры в Германии.

    лекция , добавлен 02.08.2008

    Рассмотрение глобальных систем управления в процессе принятия внешнеполитических решений. Прогресс компьютеризированных и коммуникационных технологий и инновации в теории организации. Международная роль государства в результате информационной революции.


О американскую дипломатию можно писать очень много, хотя она относительно молодая: насчитывает более полутора века. На ней лежит отпечаток английского, а собственное лицо начало приобретать лишь накануне Первой мировой войны, окончательно сформировавшись в ходе Второй мировой войны и после нее. Один из английских исследователей сказал: "...американские дипломаты стремятся создать представление об их дружеское отношение к другим странам, но обязательно выиграть в соревновании с ними". Немецкий журналист, находящийся в Токио, более выразительно охарактеризовал американскую дипломатию: "Великодержавная американская дипломатия стала стандартным инструментом содействия американской экономике. В 127 представительствах США помогают дипломатам советом и делом квалифицированные специалисты американского министерства торговли. Поддержка американских коммерсантов и крупного американского бизнеса не имеет себе равных".

С. Кертес, генеральный секретарь венгерской делегации на Парижской мирной конференции 1946 года, писал: "самая сложная задача для дипломатии США - понять, как другие страны представляют себе мир, понять физиологию других наций. Они не понимают такой простой вещи, что конституция США, размеры, ресурсы, промышленные возможности страны вместе с другими факторами - динамичностью американского общества - все это вряд ли может свободно применяться и быть образцом для других наций, небольших по размеру, менее развитых . Высокомерие американской дипломатии часто исходит из идеи: что хорошо для Соединенных Штатов - хорошо для всего мира, что хорошо для американского гражданина - хорошо для любого иностранца им трудно понять, что американский стиль жизни вызывает у некоторых наций раздражение, они не желают применять этот способ жизни (яркий пример последнего времени - Ирак).

Американские дипломаты по сравнению с представителями других стран относительно самостоятельны в принятии решений, большого внимания уделяют решению различных вопросов, то есть пакетным решением .

О том, какой является американская дипломатия и дипломаты, лучше всего дает понять система обучения молодых американских дипломатов в Вашингтоне. Американцы цитируют ученого Е. Плишке, который говорил, что "настоящее искусство дипломатической работы заключается в том, чтобы соединять старое с новым. Это лучшее средство получить более эффективные результаты". На первое место в "технике дипломатической работы" американцы ставят доверительные контакты, конфиденциальные встречи и работу с так называемыми конфідентами - правящей элитой государства пребывания, с теми, кто действительно знает положение вещей в стране, ее внешнюю политику, кому доверяют лидеры страны (это не обязательно должны быть министры, могут быть и руководители департаментов, их заместители, через чьи руки проходят все решения). Как правило, американцы налаживают контакты легче, чем англичане, без особых дотримувань правил этикета.

На что обращают внимание при подготовке дипломатов? Прежде всего, на умение кандидатов анализировать. Следует придерживаться требований Госдепартамента к документам:

1. Аналитическая часть должна доминировать над справочной, информационной.

2. Необходимо при анализе использовать все доступные источники.

3. Документ должен быть якнайкоротшим (1-2 страницы).

4. Документ должен быть образцом "дипломатического искусства".

Строгие требования существуют в редакции документа - он должен быть тщательно отредактирован и подготовлен.

Особые требования предъявляются к точности документа, его практической важности и необходимости.

Кадры дипломатов-профессионалов - высококвалифицированные. Однако, этого нельзя сказать о некоторых послов-призна - монахов из числа главным образом богатых людей, бизнесменов, финансистов, что вложили большие средства в избирательную программу президента. Известно, что каждое назначение американского посла, согласно Конституции, должен быть утвержден Сенатом, а также комитетом Сената.

Следует отметить, что некоторые такого рода "назначенцы", некар"єрні дипломаты, не всегда понимают, что они представляют правительство, а не самих себя. Они допускают свободные высказывания, даже критику своего правительства из важных, принципиальных вопросов. В конце 70-х годов XX в. постоянным представителем США при ООН был назначен чернокожий Е. Янг. Он сразу стал вести себя довольно свободно, выходил за рамки дипломатической этики. В то время у президента Картера возникли существенные разногласия с американскими монополиями. Беседуя с группой послов, Янг сказал: "Если так будет продолжаться, президента могут убить". Один из дипломатов быстро отреагировал: "Что вы говоритеї". Янг ответил: "Что вы хотите, такая моя страна". Позже в неофициальной обстановке он встретился с представителем Организации освобождения Палестины, не признанной США. О - израильские организации СЕНА подняли большой шум. Президент предложил Янгу подать в отставку, что он и сделал. На этом его дипломатическая карьера закончилась.

В 70-х годах XX века группа сотрудников Массачусет - ского технологического института попыталась создать обобщенный политический портрет американского дипломата. В результате опроса выяснилось, что из большинства внешнеполитическим вопросам американские дипломаты придерживаются более консервативных взглядов, чем работники других государственных учреждений, за исключением Пентагона. Хотя большинство дипломатов заявила, что "война не является законным инструментом национальной политики", но 71% сотрудников зарубежной службы одобрили применение военной силы в Карибском бассейне, а 64,8% оправдывали интервенцию СПИА в Юго-Восточной Азии .

На переговорах американцы часто занимают жесткую позицию, используя метод позиционного торга; при возникновении трудностей прибегают к использованию заранее подготовленного пакета.

Американцы, участвующих в переговорах, имеют гораздо больше свободы при принятии окончательного решения, чем, например, члены китайской делегации.

Говорят американцы очень громко. Британская манера говорить приглушенным голосом у них считается "murmur" и вызывает неприязнь и подозрение.

В США правила этикета и протокола проще, чем в Англии. Смокинг одевают реже, чем в других странах (больше в артистических кругах), фраки еще реже. Слова "mister" и "mistress" на конвертах и в письмах не пишутся. Написаны полностью они имеют другой, неприятный содержание. Полностью пишут только "мисс", пишите Ms. или Mr. В Америке распространены рекомендательные письма, их следует отправить по почте, предоставив инициативу запроса письма адресату. Если вы звоните, представьтесь.

США бьют тревогу: советская империя возрождается. Об этом прямым текстом заявила Госсекретарь США Хилари Клинтон: под названиями Таможенного и Евразийского союза скрывается новый СССР. И добавила: США прилагают все усилия, чтобы не допустить "ресоветизации региона".

Поведение Госсекретаря напоминают истерику, а её слова – абсурдны, возразили Клинтон в России: речь идёт исключительно об экономической интеграции, при чём здесь Советский Союз? С чем связаны страхи госпожи Клинтон, есть ли для них реальные основания, как именно американцы намерены "не допустить" ожидаемой ресоветизации, и что по этому поводу думают российские власти, разбирали аналитики отделов "новости России " и "новости США" журнала "Биржевой лидер".

Особенности американской дипломатии: мнение Financial Times

Надо отметить, что у Хилари Клинтон весьма оригинальные представления о дипломатии (американский Госсекретарь – это министр иностранных дел). Всего за несколько часов до встречи с главой российского МИД С.Лавровым 6 декабря в Дублине она собрала пресс-конференцию, чтобы озвучить откровенно враждебную внешнеполитическую позицию США по отношению к России. Предметом предельно жёстких и "недипломатичных" высказываний Клинтон стали интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

"Сейчас предпринимаются шаги по ресоветизации региона", - заявила Хилари Клинтон. – "Называться это будет иначе – Таможенным союзом, Евразийским Союзом и так далее. Но не будем обманываться. Мы знаем, какова цель этого и пытаемся найти действенные способы замедлить или предотвратить это. Тревожит, что, спустя 20 лет после постсоветской эпохи...исчезают многие из показателей прогресса, на которые мы надеялись...Мы пытаемся бороться, но это очень сложно".

Чарльз Кловер из британской Financial Times передаёт слова Клинтон в следующих тезисах:
- Россия пытается установить региональную гегемонию
- промосковские режимы в бывших советских республиках в связи с этим прибегают к новым репрессивным мерам
- США переосмысливают объявленную в 2009 году перезагрузку, и не намерены более приглушать критику положения с правами человека в Москве

Автор также приводит мнение бывшего (в период президентства супруга госпожи Клинтон) сотрудника Совета по нацбезопасности, сегодня работающего в Rand Corporation: Путин сразу по возвращении на президентский пост, дал понять, что намерен укрепить влияние России среди ближайших соседей. Однако далее Чарльз Кловер утверждает, что прогресс в интеграции весьма скромен. Так, отмене пошлин и таможенного контроля в Таможенном союзе предшествовали "десять лет фальстартов"; созданный в 2012 году Суд Евразийского экономического сообщества успел вынести лишь два решения; а появившаяся тогда же Евразийская экономическая комиссия приняла и вовсе одно (о необходимости изменения российского закона о закупке камвольных тканей для военной и полицейской формы).

Цитирует Кловер и "противную сторону", а именно президента РФ Владимира Путина и его пресс-секретаря Дмитрия Пескова. "Речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР. Наивно пытаться реставрировать или копировать то, что уже осталось в прошлом, но тесная интеграция на новой ценностной, политической, экономической основе - это веление времени", - эту фразу Путина Кловер позаимствовал из его октябрьской газетной статье, посвящённой Евразийскому союзу. Несколько иначе выглядят цитируемые аргументы Пескова, назвавшего слова Клинтон "абсолютно неправильным пониманием": "То, что мы видим на территории бывшего Советского Союза – это интеграция нового типа, основанная только на экономике. Любой другой тип интеграции в современном мире абсолютно невозможен".

Об американской дипломатии можно писать очень много, хотя она относительно молода: насчитывает более полутора веков. На ней лежит отпечаток английского, а свое лицо начала приобретать лишь накануне Первой мировой войны, окончательно сформировавшись в ходе Второй мировой войны и после нее. Один из английских исследователей сказал: "... американские дипломаты стремятся создать представление об их дружественное отношение к другим странам, но обязательно выиграть в соревновании с ними". Немецкий журналист, находится в Токио, более определенно охарактеризовал американскую дипломатию: "Великодержавная американская дипломатия стала стандартным инструментом содействия американской экономике. В 127 представительствах США помогают дипломатам советом и делом квалифицированные специалисты американского министерства торговли. Поддержка американских коммерсантов и крупного американского бизнеса не имеет себе равных ".

С. Кертес, генеральный секретарь венгерской делегации на Парижской мирной конференции в 1946 году, писал: "Самая сложная задача для дипломатии США - понять, как другие страны представляют себе мир, понять физиологию других наций. Они не понимают такой простой вещи, что конституция США, размеры, ресурсы, индустриальные возможности страны вместе с другими факторами - динамичностью американского общества - все это вряд ли может свободно применяться и быть образцом для других наций, небольших по размеру, менее развитых . Высокомерие американской дипломатии часто исходит из идеи: что хорошо для Соединенных Штатов - хорошо для всего мира, что хорошо для американского гражданина - хорошо для любого иностранца. им трудно понять, что американский стиль жизни вызывает у некоторых наций раздражение, они не желают применять этот образ жизни (яркий пример последнего времени - Ирак).

Американские дипломаты по сравнению с представителями других стран относительно самостоятельны в принятии решений, большое внимание придают решению различных вопросов, то есть пакетным решением .

О том, какова американская дипломатия и дипломаты, лучше дает понять система обучения молодых американских дипломатов в Вашингтоне. Американцы цитируют ученого Э. Плишке, который говорил, что "настоящее искусство дипломатической работы заключается в том, чтобы соединять старое с новым. Это лучшее средство получить более эффективные результаты". На первое место в "технике дипломатической работы" американцы ставят доверительные контакты, конфиденциальные встречи и работу с так называемыми конфидентом - правящей элитой государства пребывания, с теми, кто действительно знает состояние дел в стране, ее внешнюю политику, кому доверяют лидеры страны (это не обязательно должны быть министры, могут быть и руководители департаментов, их заместители, через чьи руки проходят все решения). Как правило, американцы налаживают контакты легче, чем англичане, без особых соблюдаемых правил этикета.

На что обращают внимание при подготовке дипломатов? Прежде всего, на умение кандидатов анализировать. Следует соблюдать требования Госдепартамента к документам:

1. Аналитическая часть должна доминировать над справочной, информационной.

2. Необходимо при анализе использовать все доступные источники.

3. Документ должен быть короткий (1-2 страницы).

4. Документ должен быть образцом "дипломатического искусства".

Строгие требования существуют в редакцию документа - он должен быть тщательно отредактированным и подготовленным.

Особые требования предъявляются к точности документа, его практической важности и необходимости.

Кадры дипломатов-профессионалов - высококвалифицированные. Однако, этого нельзя сказать о некоторых послов-на- монахов из числа главным образом богатых людей, бизнесменов, финансистов, вложили большие средства в избирательную программу президента. Известно, что каждое назначение американского посла, согласно Конституции, должно быть утвержденным Сенатом, а также комитетом Сената.

Следует отметить, что некоторые такого рода "назначенцы", некарьерни дипломаты, не всегда понимают, что они представляют правительство, а не самих себя. Они допускают свободные высказывания, даже критику своего правительства из важных, принципиальных вопросов. В конце 70-х годов XX в. постоянным представителем США при ООН был назначен чернокожий Э. Янг. Он сразу стал вести себя достаточно свободно, выходил за рамки дипломатической этики. В то время у президента Картера возникли существенные разногласия с американскими монополиями. Разговаривая с группой послов, Янг сказал: "Если так будет продолжаться, президента могут убить". Один из дипломатов быстро отреагировал: "Что вы говоритеи". Янг ответил: "Что вы хотите, такая моя страна". Позже в неофициальной обстановке он встретился с представителем Организации освобождения Палестины, не признанной сена. Про- израильские организации сена подняли большой шум. Президент предложил Янгу подать в отставку, что он и сделал. На этом его дипломатическая карьера закончилась.

В 70-х годах XX в. группа сотрудников Массачусет- ского технологического института попыталась создать обобщенный политический портрет американского дипломата. В результате опроса выяснилось, что из большинства внешнеполитических вопросов американские дипломаты придерживаются консервативных взглядов, чем работники других государственных учреждений, за исключением Пентагона. Хотя большинство дипломатов заявила, что "война не является законным инструментом национальной политики", но 71% сотрудников зарубежной службы одобрили применение военной силы в Карибском бассейне, а 64,8% оправдывали интервенцию СПИА в Юго-Восточной Азии .

На переговорах американцы часто занимают жесткую позицию, используя метод позиционного торга; при возникновении трудностей прибегают к использованию заранее подготовленного пакета.

Американцы, участвующих в переговорах, имеют гораздо больше свободы при принятии окончательного решения, чем, например, члены китайской делегации.

Говорят американцы очень громко. Британская манера говорить приглушенным голосом у них считается "шепотом" и вызывает неприязнь и подозрение.

В США правила этикета и протокола проще, чем в Англии. Смокинг надевают реже, чем в других странах (больше в артистических кругах), фраки еще реже. Слова "mister" и "mistress" на конвертах и в письме не пишутся. Написаны полностью они имеют другой, неприятный смысл. Полностью пишут только "мисс", пишите Ms. или Mr. В Америке распространены рекомендательные письма, их следует направить по почте, предоставив инициативу запроса письма адресату. Если вы звоните, представьтесь.