Церковное правило свод положений. свод правил и положений

Канон - греч. κανών, буквально - прямой шест, всякая мера, определяющая прямое направление, ватерпас, линейка. В Древней Греции этим словом называли свод основных положений или правил по специальности, имевших аксиоматический или догматический характер.

У древних греческих юристов κανών означал то же, что у юристов римских regula juris - краткое положение, тезис, извлеченный из действующего права и представляющий схему для решения того или другого частного юридического вопроса.

Церковный канон - это правила в области догматики отдельно взятой церкви, культовых действий, организации самой церкви, возведенные в закон.

Христианские церкви, как правило, следуют систематике из книг Ветхого Завета III века до нашей эры, греческий перевод Священного Писания «Септуагинта».

Как правило, для книг Ветхого Завета христианская традиция просто приняла еврейское собрание книг, которые рассматривались как авторитетные источники для применения в обществе. Но поскольку еврейский канон не был официально установлен, многие книги использовавшиеся со ссылкой на иудаизм, не достигли статуса святости.

По общему определению канон - это свод утверждений, имеющих догматический характер.

Библейский канон - совокупность избранных книг, которые считают непререкаемыми учениями, в создании которых участвовал сам Бог.

Канон Нового Завета сложился между первым и четвертым веками. В начале христианской церкви он оставался открытым для новых сочинений. Многие из них были широко распространены и читали их в западных и восточных частях Церкви. Со временем различные христианские общины пришли к тому, что признали некоторые из них авторитетными.

Во времена христианства название «канон», еще в эпоху апостолов (Гал. 6, 16; Фил. 3, 16), было усвоено тем церковным правилам, которые происходили от Самого Иисуса Христа и апостолов, или были установлены Церковью позднее, или, были установлены хотя и государством, но применительно к основанной на божественных заповедях компетенции собственно церковной. Имея форму положительных определений и нося на себе внешнюю церковную санкцию, эти правила назывались канонами в отличие от тех постановлений о церкви, которые, исходя от власти государственной, охраняются ее одобрением и осуществляются ее силой.

Каноны имеют большую силу, чем законы, так как законы издавались только греко-римскими императорами, а каноны - святыми отцами церкви, с утверждением императоров, вследствие чего канонам принадлежит авторитет обеих властей - церковной и государственной.

В обширном смысле канонами называются все постановления церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества.

Типы канонов

После того, как церковь стала свое вероучение излагать в общецерковных символах, слово канон получило более специальное значение - постановления Вселенского собора, относящегося к устройству церкви, ee управлению, учреждениям, дисциплине и жизни.

Определениями вселенских соборов VI и VII в. каноны церковные признаются «неотменными», «несокрушимыми» и «непоколебимыми»; но эти определения по самому существу дела допускают ограничения и исключения.

Ученые канонисты различают каноны действующие и прекратившие действие.

К неотменно действующим канонам относятся каноны всеобщие, касающиеся предметов веры, а также существенных оснований общецерковного устройства и дисциплины. Церковный канон, обусловленный обстоятельствами времени, приостанавливает действие канона более древнего, в чем они не согласуются один с другим, и в свою очередь может подлежать отмене по истечению обстоятельств, его вызвавших. Иногда позднейший канон считается не отменой более древнего, относящегося к тому же предмету, а лишь его разъяснением. Устное предание получает характер канона лишь после того, как оно оформлено в постановлении собора.

Каноны вселенских соборов исправляют и отменяют постановления поместных соборов. Иные каноны признаются утратившими свою силу вследствие изменившегося порядка жизни церковной, а также при наличии несогласных с ними государственных законов. Из постановлений соборов название канонов установилось за правилами соборов Вселенских, правилами девяти поместных соборов, апостольскими и правилами, извлеченными из творений тринадцати отцов церкви.

«Церковный канон» церкви вселенской большинством канонистов считается завершившимся в X веке, с изданием номоканона Фотия.
Всех канонов православной церкви 762.

Первым кодексом церковных канонов, бывшим в употреблении со времен императора Константина Великого, был сборник правил Никейского собора, дополненных правилами поместных соборов

Кодификация государственных законов греко-римской империи при Юстиниане вызвала подобные же работы и со стороны Церкви по отношению как к ее собственным канонам, так и по отношению к государственным законам по церковным вопросам. Отсюда получили свое начало так называемые номоканоны.

Действующие каноны

В настоящее время кодексом действующих церковных канонов в греческой церкви служит Пидалион (πηδάλιον - руль на корабле), составленный греч. учеными в 1793-1800 гг. К тексту канонов присоединены: толкования Зонары, Аристина и Вальсамона; Толкования этих трех толкователей в православной греческой и русской церкви всегда пользовались авторитетом. И это не только ради их внутреннего достоинства, но и вследствие одобрения их высшею церковною властью.Помимо работ толкователей,к текту Пидалиона приложены правила Иоанна Постника, Никифора и Николая патриархов. константинопольских и несколько статей, относящихся к области брачного права и формальностей церковного делопроизводства.

Русская Православная Церковь, при самом своем начале принявшая вместе с вероучением церковное право Византии в виде Номоканона (получившего на Руси имя Кормчей книги), не имеет полного кодекса действующих ныне церковных законов и постановлений,. Имеется лишь полное собрание, в хронологическом порядке, канонов древней вселенской церкви под названием книги правил, изданной от лица Святейшего Синода.

В 1873-1878 гг. Московским обществом любителей духовного просвещения сделано научное издание этих правил - греческого их подлинника и славянского перевода параллельно с толкованиями Зонары, Аристина и Вальсамона.

Хронологическое «Собрание постановлений по ведомству Св. Синода» было начато синодальной архивной комиссией (с 1869 по 1894 г. издано семь томов, охватывающих время с 1721 по 1733 г. включительно)

Необходимость церковных канонов

Любое организованное общество предполагает какие-то принципы своей организации, которым должны подчиняться все его члены. Каноны - это правила, по которым члены Церкви должны служить Богу и организовывать свою жизнь так, чтобы постоянно поддерживать это состояние служения, эту жизнь в Боге.

Как и любые правила, каноны призваны не осложнять жизнь христианину, а наоборот, помочь ему ориентироваться в сложной церковной реальности и в жизни вообще. Если бы никаких канонов не было, то церковная жизнь представляла собой полный хаос, да и вообще само существование Церкви как единой организации на земле было бы невозможно. При этом очень важно подчеркнуть, что, в строгом отличие от догматов, которые неизменны, как неизменен сам Бог, и не могут иметь никаких альтернатив, все каноны принимались в соответствии с учетом человеческого фактора, поскольку они ориентированы на человека - существо слабое и склонное к переменам.

Более того, сама Церковь первична по отношению к своим канонам и поэтому вполне возможны случаи, когда Церковь редактирует свои собственные каноны, что совершенно невозможно в отношении догматов. Можно сказать, что если догматы говорят нам о том, что существует на самом деле, то каноны говорят нам о том, как удобно Церкви существовать в предлагаемых обстоятельствах земного, грехопадшего мира.

Библиография

  • Епископ Г. Граббе Каноны Православной Церкви
  • Зачем Церкви нужны догматы и каноны - http://www.pravda.ru
  • Каноны Православной Церкви - http://lib.eparhia-saratov.ru
  • Каноны или книга правил - http://agioskanon.ru
  • Каноны Православной Церкви - http://www.zaistinu.ru/articles?aid=1786
  • Каноны Православной Церкви или Книга Правил - http://www.troparion.narod.ru/kanon/index.htm
  • Православие - http://ru.wikipedia.org
  • Протоирей В. Цыпин Каноны и Церковная Жизнь - http://www.azbyka.ru

Александр А. Соколовски

Статья из энциклопедии "Древо": сайт

Кано́н (греч. κανών, буквально - прямой шест - всякая мера, определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник).

В Древней Греции композиторы, грамматики, философы, медики этим словом называли свод основных положений или правил по своей специальности, имевших аксиоматический или догматический характер (то, что позже, в эпоху схоластики, наз. summa, напр. summa philosophiae). У древних греческих юристов κανών означал то же, что у юристов римских regula juris - краткое положение, тезис, извлеченный из действующего права и представляющий схему для решения того или другого частного юридического вопроса.

В наше время за словом канон закрепилось несколько значений.

  1. Церковное правило или свод правил (см. ниже).
  2. Священный или Библейский канон - состав тех священных книг Ветхого ("Ветхозаветный канон") и Нового ("Новозаветный канон") Завета, которые признаются церковью боговдохновенными и служат первоисточниками и нормами веры.
  3. Cписок или каталог священнослужителей и церковнослужителей известной епархии, составлявшийся для нужд епархиального управления. Лица, внесенные в этот список именовались канониками .
  4. Один из жанров церковной гимнографии, см. Канон (песнопение) .

Во времена христианства название "канон " прежде всего, еще в эпоху апостолов (Галат. VI, 16; Филип. III, 16), было усвоено тем правилам церковным, которые происходили от Самого Иисуса Христа и апостолов , или были установлены Церковью позднее, или, наконец, были установлены хотя и государством, но применительно к основанной на божественных заповедях компетенции собственно церковной. Имея форму положительных определений и нося на себе внешнюю церковную санкцию, эти правила назывались канонами в отличие от тех постановлений о церкви, которые, исходя от власти государственной, охраняются ее санкцией и осуществляются ее силой. Последним в юридической греко-римской литературе усвояется название закона - νόμος, общее со всеми законами государства.

По мнению византийских канонистов (Вальсамона , Властаря и др.), а также некоторых новейших ученых, каноны имеют большую силу, чем законы, так как послание издавались только греко-римскими императорами, а каноны - святыми отцами церкви, с утверждения императоров, вследствие чего канонам принадлежит авторитет обеих властей - церковной и государственной.

В обширном смысле канонами называются все постановления церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества, а иногда и творения отдельных отцов церкви (напр. Κανών έκκλησιαστικός Климента Александрийского).

После того, как церковь стала свое вероучение излагать в общецерковных символах , слово канон получило более специальное значение - постановления вселенского собора , относящегося к устройству церкви, ee управлению, учреждениям, дисциплине и жизни. В этом значении слово канон окончательно узаконено 1 и 2 правилами Трулльского собора . Поэтому в сборниках церковных канонов хотя находятся и символы , и догматы , но лишь настолько, насколько они входят в состав определений соборов.

Затем обыкновенно различают каноны всеобщие (καθολικοί, γενικοι κανόνες) и частные, или местные (τοπικοί, ίδικοί κανόνες), а некоторые канонисты, кроме того, - каноны личные (προςοπικοί). Большинство ученых, с Вальсамоном во главе, постановления, касающиеся отдельных лиц, не признают за каноны по силе принципа "jura non in singulas personas, sed generaliter constituntur".

Кодификация государственных законов греко-римской империи при Юстиниане вызвала подобные же работы и со стороны Церкви по отношению как к ее собственным канонам, так и по отношению к государственным законам по церковным вопросам. Отсюда получили свое начало так называемые номоканоны . В настоящее время кодексом действующих церковных канонов в греческой церкви служит Пидалион (πηδάλιον - руль на корабле), составленный греч. учеными в 1793-1800 гг. на основании, главным образом, синтагмы патр. Фотия . К тексту канонов присоединены:

  1. толкования Зонары , Аристина (составившего в XII в. "толкование на синопсис К.") и Вальсамона ;
  2. правила Иоанна Постника , Никифора и Николая патр. константинопольских и
  3. несколько статей, относящихся к области брачного права и формальностей церковного делопроизводства.

Такое же значение имеет и

Христианский глоссарий (словарь) К-Я.

Каноны нормы, правила, свод положений нормативного характера. Под канонами понимают: 1) вероучительные установления, решения христианских вселенских соборов; 2) совокупность книг Библии, которые признаны богодухновенными; 3) особые песнопения в христианском богослужении.

Канонизация акт причисления того или иного лица к сонму святых за праведную жизнь, стойкость в вере и т. д.

Карма по общеиндийским представлениям, закон воспроизводства сансары (перевоплощения) по принципу возмездия за совокупность поступков в прошлой жизни.

Катарсис очищение, просветление, достижение культовой чистоты. Цель культового катарсиса подготовиться к встрече с сакральной реальностью через удаление от мирских соблазнов.

Катафатическое богословие описание Бога посредством позитивных определений и обозначений. Эта богословская система допускает возможность познавания Бога по плодам Его творений и результатам вмешательства в дела сотворенного мира. Катафатика дополняет апофатику.

Катехизис книга, в которой содержится краткое и ясное изложение основных истин христианской веры и морали. Обычно строится в форме вопросов и ответов и предназначена для первоначального обучения верующих.

Кенозис опустошение и самоограничение абсолюта при его нисхождении в мир. В православии это понятие выражает представление о самоограничении Бога, когда Он предоставляет человеку свободу выбора, а тварному бытию относительную автономию.

Клерикализм политическое направление (прежде всего в католицизме), сопряженное со стремлением церкви и духовенства руководить политической и культурной жизнью общества.

Клир причт, духовенство. Клиром в широком смысле называют состав духовных лиц, посвященных по правилам христианской церкви на служение в ней.

Конфессионализм образ мыслей, строго соответствующий установленному учению той или другой церкви или вероисповедования. Сопровождается беспрекословным повиновением уставам и обрядам. Противоположен вероисповедному либерализму и индифферентизму.

Конфессия признание в вере, вероисповедование.

Креационизм научный фундаменталистское течение в современном естествознании, ставящее цель обосновать идею о сверхъестественном и одноактном сотворении мира, опираясь при этом только на данные наук о природе. Является идеологической реакцией на эволюционистское учение о мире, отрицает принцип самопроизвольного восхождения материи от низшего к высшему.

Культ религиозный совокупность ритуалов и обрядов, обусловленных веровательной традицией и канонами религиозной организации. Воспринимается верующими как главный способ прямого общения с объектом поклонения.

Культура идеалообразующая сторона человеческой жизни. С точки зрения богословия, каждая культура обусловлена соответствующей религией и произрастает из базовых сакральных идеалов этой религии.

Логос . В Евангелии от Иоанна сказано: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. В патристике эта мысль была отлита в формулу о Логосе как об Иисусе Христе воплощенном Слове Бога.

Магия колдовство, чародейство; сумма взглядов и обрядов, основанных на вере в возможность влиять секретными способами на людей, животных и вообще на любые внешние предметы.

Медитация глубокое мысленное сосредоточение на определенном объекте. Сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних воздействий. Достижение состояния углубленности, сосредоточенности и отрешенности считается необходимым условием связи верующего с сакральной реальностью. Система методов медитации наиболее развита в буддизме.

Мессианизм религиозное учение о грядущем пришествии в мир мессии, божьего посланца. Этот помазанник божий придет с целью установить мир и справедливость на земле.

Метемпсихоз переодушевление, перевоплощение, реинкарнация, сансара. Понятие метемпсихоза определяется как переселение душ умерших в тела других людей, животных, растений, минералов.

Миссионерство деятельность представителей религиозных организаций, направленная на распространение своего вероисповедования среди инаковерующих.

Мистика религиозно-философская концепция, допускающая возможность непосредственного знания сущностей вещей благодаря прямому пребыванию в них души познающего человека. Под мистикой также понимают учение о сверхъестественной субстанции всех явлений природы и общества и о возможности людей вступать в духовный контакт с этой метасущностью.

Модернизм религиозный различные формы приспособления религии, церкви и богословия к современным условиям общественной жизни и сознанию современного верующего. Модернизм противоположен традиционализму и ортодоксии.

Молитва 1) обращение верующего к божеству посредством внутренней или звучащей речи; 2) канонизированный текст обращения.

Монастырь и монашество община монахов или монахинь, совместно проживающих в согласии с уставом и ведущих отдельное церковное хозяйство. Устав монастыря определяется церковью. Община обособлена от мира. Монашество это форма воплощения аскетического идеала.

Монотеизм вера в единственного и единого Бога. В доктрине теизма Бог понимается как отделенное от творимого Им мира бесконечное бытие и Абсолютная Личность. Мир не истекает из Бога и не находится в Нем, но творится из ничего, без всяких наличных предпосылок.

Неофит новообращенный, обратившийся к той или иной религии. В раннем христианстве под неофитом понимали только что крестившегося последователя новой религии, а также того, кто принял сан священника или монашеский постриг.

Нирвана буддистское понятие, обозначающее цель освободиться от всех желаний и страданий. В хинаяне под нирваной понимают выход из круга перерождений и переход в полное небытие. Переход в состояние нирваны обычно сравнивают с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива, то есть исчезания страсти, ненависти и заблуждений.

Нуминозное термин Р. Отто, обозначающий переживание верующим таинственного и устрашающего божественного присутствия. Нуминозное есть тот избыток, который остается после вычитания из сакрального моментов рационального и морального. Религия развивается по собственным законам благодаря нуминозному, составляющему ее сущность и тайну. Эта тайна повергает в трепет.

Оккультизм множество учений об особых латентных силах, коренящихся в космосе и людях. Оккультисты полагают, что эти силы доступны лишь посвященным людям, которые овладели эзотерическим знанием и тайными герметическими методами. Оккультизм возник на заре новой эры, его основателем считают легендарного Гермеса Трисмегиста, написавшего трактат Изумрудная тетрадь.

Откровение представление монотеистических религий о непосредственном волеизъявлении божества или исходящем от Бога знании. Это волеизъявление выражено в Священном Писании и Священном Предании.

Пантеизм учение об имманентном единстве абсолютного и относительного, Бога и мира. Пантеизм растворяет творящее начало (духовное или материальное) в физическом мире. Пантеизм весьма разнообразен и занимает диапазон между монотеизмом и материализмом. Божество пантеистов не наделяется личностными свойствами.

Политеизм многобожие, почитание нескольких или многих богов.

Прамонотеизм идея происхождения религии из изначального единобожия. Выдвинута представителями мифологической школы (Я. Гримм, И. Маннгардт и др.), систематически развита пастором В. Шмидтом в работе Происхождение идеи Бога.

Предсуществование существование духовного первоначала до его материального воплощения.

Провиденциализм теистический взгляд на универсум и историю как на божественный промысел, недоступный человеческому пониманию. Согласно этому взгляду не только история в целом, но также каждое историческое событие обусловлено волей Бога и является моментом Его замысла осуществить конечную цель. Провиденциализм наиболее характерен для иудаизма, христианства и ислама.

Рай место вечного блаженства, обещанного праведникам в будущей жизни; место пребывания с Богом, созерцания Его и испытания блаженства.

Рациональное обусловленное разумом, доступное разумному пониманию, логически непротиворечивое и соответствующее принятым каким-либо сообществом правилам. Противоположность рациональному иррациональное.

Религия восстановление или воспроизводство сакральной связи человека с абсолютом. Классификации религий выстраиваются в соответствии с различными представлениями об абсолютной реальности.

Сакральное 1) причастное абсолютному; чем ближе к абсолюту, тем выше уровень сакрального; 2) все то, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам. Сакральное противостоит светскому, профанному, мирскому. Сакральное в теологии означает подчиненное Богу.

Священное Писание книга, написанная, согласно вероучению, по внушению Бога. Каждая религия основывается на особом Писании. Наиболее знаменитые Писания: Веды (индуизм), Танах (иудаизм), Типитака (буддизм), Библия (христианство), Коран (ислам). С социологической точки зрения, некоторый текст становится Писанием, когда группа верующих свято относится к нему и наделяет его сверхчеловеческой природой.

Священное Предание та или иная религиозная традиция. Например, в христианстве оно произрастает из проповедей апостолов и представляет собой совокупность вероучительных положений, выработанных устной и письменной внебиблейской традицией. Предание дополняет и комментирует Писание. К Преданию относят символы веры, сочинения причисленных к святым отцов церкви, Правила апостольские, решения вселенских и некоторых поместных соборов, апокрифы.

Секуляризация (первоначально) отчуждение собственности религиозных организаций в пользу государства, передача церковных земель и имущества в светское владение. Иногда так называют также изъятие из церковного ведения образования, отказ от духовного звания и т. п. В широком современном смысле секуляризация есть процесс освобождения различных сфер жизни от религиозного влияния и контроля.

Символ веры кредо, тщательная и краткая формулировка существа какой-либо веры. Первоначально это понятие имело чисто христианский смысл, а в настоящее время нередко употребляется также в светском смысле. Кредо используют в литургии (богослужении), его повторяют все присутствующие прихожане.

Сотериология раздел богословия, содержащий в себе церковное учение о спасении. Спасение трактуется как состояние освобождения от греха и обретение праведниками вечного блаженства в загробном мире.

Схизма церковное разделение и раскол.

Схоластика христианизированная философия неоплатонизма и позднее аристотелизма, которая культивировалась в монастырских школах и университетатх Западной Европы в IX XIV вв.

Сциентизм культ науки, поклонение ее экспериментальным и математическим методам, абсолютизация роли ученых и научных экспертов в обществе. Противник сциентизма асциент.

Теодицея религиозно-философская концепция оправдания Бога, которая обосновывает правомерность и целесообразность существования зла в мире.

Теократия форма правления, при которой власть в государстве находится в руках главы церкви и духовенства.

Теософия 1) всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн; 2) мистическая доктрина Е. П. Блаватской и ее последователей.

Фундаментализм 1) воинствующий традиционализм в христианском протестантизме ХХ в., противодействующий религиозному обновленчеству и секуляризации общественной жизни; 2) защитная реакция социальной культуры на ослабевание жизненной связи со своим историческим религиозным основанием и на свое духовное вырождение; эта реакция воплощается в энергичных требованиях возродить в народе утрачиваемое им сакральное отношение к духовным первоистокам.

Хилиазм учение о наступлении тысячелетнего царства Спасителя. Христианский хилиазм опирается на Откровение Иоанна Богослова.

Церковь 1) относительно самостоятельный компонент социальной структуры в форме религиозной общины, объединения людей на основе общности вероучения и культа; 2) сакральное пространство; 3) в обыденном употреблении название христианского культового здания для богослужения с помещением для молящихся и алтарем. В узком смысле под церковью понимают только христианское собрание, руководимое священниками.

Чудо категория религиозной философии, обозначающая: а) неожиданное проявление творящей природы в сотворенном мире; б) уникальное воздействие более высокого порядка бытия на более низкий; в) воздействие сверхчеловеческого мира на мир природы и людей. Чудо не поддается рациональному (например, научному) объяснению.

Эзотеризм нечто тайное, известное только особо посвященным, скрытое, неясное, запутанное. В философии античной Греции эзотерическим называли учение, которое передается из уст учителя в уста избранных учеников. Например, пифагорейские истины, дошедшие через Платона до александрийских неопифагорейцев, имели своей целью пронизать дух и душу ученика нерационализируемой мудростью. Эзотеризм противоположен экзотеризму профанному, постороннему, открытому непосвященному, общепонятному и общедоступному.

Экзегетика богословская дисциплина, занимающаяся истолкованием религиозных текстов, прежде всего текстов Библии.

Экуменическое движение движение за объединение христианских церквей, возникшее в начале ХХ в. в протестантизме. С середины ХХ в. понятие экуменизма начало расширяться до идеи объединения мировых религий.

Эсхатология религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Индивидуальная эсхатология учит о загробной жизни душ индивидов, а всемирная эсхатология обсуждает конечные цели космоса и социальной истории.

Язычество традиционное обозначение политеизма и нетеистических религий по их противоположности к единобожию, монотеизму.

свод правил и положений

Альтернативные описания

Правило, непреложное положение какого-нибудь направления, учения (книжное)

Армянский струнно-щипковый музыкальный инструмент

В искусстве - совокупность худож. приемов и правил, считающихся обязательными в ту или иную эпоху, а также «образцовое» произведение

Гравитационная мощь предшественников

Канун (перс. ганун) струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладется на колени. Распространен на Ближнем и Среднем Востоке. (этнографическое)

Музыкальный инструмент, тип трапециевидной цитры

Общепринятые, традиционные правила и положения какого-либо учения, церковные догматы и обряды и т. п.

Правило, положение какого-нибудь направления, учения

Свод положений, имеющих догматический характер

Священное Писание - книги Библии, признаваемые церковью боговдохновенными

Скала, отшлифованная ветрами моды

Стартовая площадка для взлета свободной фантазии

Церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника

Церковная догма

Церковное хоровое песнопение

Это слово заимствовано греками из семитских языков, где оно означало «камыш, тростник», оно имело значения «отвес», «линейка для графления», «правило, норма», «мера, образец», а во множественном числе означало «таблицы»

Это слово на древнегреческом означало прямую палку, а в значении «правила, положения» оно встречается в области эстетических наук, искусства, логики, грамматики

Восточный щипковый музыкальный инструмент

Греческое «правило»

Правило учения

Церковное правило

Особая группа христианских песнопений в составе утрени

Типографский шрифт, размер кегля в 40 пунктов

Вид церковной поэмы-гимна

Большая хоровая композиция в православной церкви

Система стилистических и иконографических норм изображения

Церковные догмы

Церковные правила, догмы

Церковные правила

Церковная поэма-гимн

Непреложное положение

Форма церковного хорового пения

Признанный состав Библии

Непереложное правило

Церковная поэмагимн

Церковный догмат

Кружевной отворот на мужских шелковых чулках

Церковное правило, свод положений

Непреложное правило

Непреложное правило

Свод положений, имеющих догматический характер

Струнный щипковый музыкальный инструмент

Вид церковного гимна

Совокупность книг Библии

М. церк. установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. Кормчая книга содержит в себе каноны.. Церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая или поемая на заутренях и вечернях. Типографское печатальные буквы, набор. Иногда говорится вместо канун. Канонный, к канону относящ. Канонник м. книга с церковными песнями, канонами. Канонщик, -щица, начетчик, грамотей раскольничий, читающий по домам каноны и псалтырь. Каноник, римско- католичический соборный священник. Канонища, римско- католическая монахиня. Канонист м. сведущий в церковном праве и бытописании. Канонический, относящ. к церковным правилам. Каноничество ср. звание или почет каноника. Канонизировать кого, признать святым, по римско-католической церкви. Каноназация ж. действие это

Общепринятые, традиционные правила и положения какого-либо учения, церковные догматы и обряды и т. п

Это слово заимствовано греками из семитских языков, где оно означало "камыш, тростник", оно имело значения "отвес", "линейка для графления", "правило, норма", "мера, образец", а во множественном числе означало "таблицы"

Это слово на древнегреческом означало прямую палку, а в значении "правила, положения" оно встречается в области эстетических наук, искусства, логики, грамматики

В искусстве - совокупность худож. приемов и правил, считающихся обязательными в ту или иную эпоху, а также "образцовое" произведение

Греческое "правило"