Урок по основам православной культуры «Добро и зло. Задание на дом

Доклад протоиерея Владимира Архипова на конференции «Меневские чтения. Помощь ближнему во имя Христа».

«Ибо мы Его творение,
созданы во Христе Иисусе на добрые дела,
которые Бог предназначил нам исполнить»
(Еф.2:10)

Однажды в больнице малыш, страдая в тяжелой болезни, спросил: «Бог добрый? Он поможет мне?» Он слышал о Боге и вере много прекрасных слов. В его детском опыте их еще не было, но ему хотелось верить, тому, что говорили взрослые.

С первых мгновений грехопадения человек ощутил внутреннюю боль и душевный разлад оттого, что зло вошло в его душу, разрушив гармонию и целомудрие добра. А ведь все, что входило в мир по Слову Творца, имело высшую оценку Добра. И не было в мире, сотворенном Доброй волей, никакого ущерба.

Творец изначально предвидел, что «нехорошо быть человеку одному» и создал ему помощника. Очевидно, что не только для продолжения рода или приготовления пищи. Даже Едемский рай не задуман как полнота и гармония без доброго участия в жизни другого человека.

Но человек почему-то усомнился – а все ли доброе дал ему Бог, нет ли за пределами Божьего дара чего-то лучшего. А за пределами доверия оказалась только тьма. Она не стала стесняться. Властно ворвавшись в сердце, разум и волю, исказила цель и смысл жизни, научила человека себя принимать за свет и истину. Душа человека стремительно утрачивала свое подобие Творцу, сердце стало забывать, для какой любви оно создано, разум потерял способность понимать Премудрость Божию и ее законы, воля либо металась из стороны в сторону, либо вовсе теряла всякую силу действовать. В сознании человека Бог (его Творец) все чаще оказывался виновником болезней, смерти, несправедливости, слабости добра перед злом.

Все чаще человек стал гордо и уверенно заявлять, что прекрасно может быть добрым сам по себе, и Бог ему для этого совсем не нужен. Более того, мол, принципы добра, которые предлагает Бог в нормальной жизни, невыполнимы и стесняют человеческую свободу.

На самом деле, малыш сформулировал вопрос, который взрослые стесняются задавать, хотя он их мучает не меньше, потому что слишком хорошо знают активность зла.

К сожалению, мы каждый день убеждаемся в горькой правде слов апостола, что «мир лежит во зле». Когда же оно нападает на слабых, добрых и малых, его абсурдность открывается и ранит нас с особой жестокостью своей «несправедливостью».

И тем не менее, мир стоит и живет добром, человеческим и Божьим. И если нам удастся с помощью Бога почувствовать, в чем сила и красота добра, ощутить его как желанную пищу для нашей души, принять как призыв Бога к нам, то через доброту сердца мы еще больше станем свои Богу.

Много вопросов задается Иисусу – как достичь вечной жизни, сколько раз прощать обидчику, кто мой ближний, почему Твои ученики неправильно постятся, почему исцеляешь в субботу. Он прекрасно понимает, что если бы сердце было наполнено добротой, то этих вопросов не последовало бы. Поэтому после конкретных примеров милосердия Он дает общий ответ: «Твори добро каждому, кто в нем нуждается».

Как откопать в собственном сердце способность и жажду жить добром и во имя добра? Как осуществить слова Спасителя: просящим дай, ненавидящим благотвори, обидевшим прости, злым не мсти, согрешивших не суди, ко всем будь милостив? На какое же сердце рассчитаны эти призывы Иисуса? Либо Господь плохо знает Свое падшее творение, что невозможно, либо настолько хорошо, как мы сами себя не знаем?

Этот вопрос послужил поводом к сегодняшнему разговору о добре, в котором мы все нуждаемся и так рады, когда оно встречается в жизни, тоскуем и заболеваем, когда его мало или вовсе нет. А то, что добро в самом большом дефиците, знает сегодня каждый из нас. Отец Александр в период всеобщего товарного дефицита говорил в проповеди, что самый большой дефицит человек испытывает в обыкновенной, человеческой доброте. Такое простое и понятное слово – добро. Но оказывается, как и любовь, и вера, оно не так просто, как кажется, и не так уж легко стать и быть добрым. Почему интересно поговорить о добре? Это понятно всем, это нужно всем, это у каждого есть одновременно, и мало, и много. Потому что для всех очень больной вопрос о насилии зла над добром, о границах добра, о благоразумии добра. Потому что добро может привести к Богу или гордо жить автономно.

Христос прекрасно понимает, как легко милость и добро могут стать для человека средством для собственного спасения, очередным законом «добрых дел», а человек его придатком. Если забыть об источнике добра и о его смысле, то очень быстро оно начинает служить суетному тщеславию не для спасения, а для погибели. Он хочет вырвать сознание своих чад из власти служения идолу их собственного «Я».

«Если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают… и вы благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего… и будете сынами Всевышнего ибо Он благ и к неблагодарным и злым. И так будьте милосердны, как Отец ваш милосерд» (Лк.6:33-36) . Кому посильна такая задача? Как часто человек с порога отвергает для себя реальность такого опыта. Но, между прочим, Господь не говорит слов, чтобы удивить или напугать.

Христос не нанимает на службу добрых дел, но хочет, чтобы сердце жило духом любви и милосердия. Огромное искажение, если понятие «добрые дела» понимают не как любовь к конкретному человеку, а как средство самоспасения и самооправдания. Добрые дела, совершаемые не из любви к людям, а для спасения собственной души – вовсе не добрые дела. Где нет любви, там нет добра.

Брат спросил старца: «Я подал нищему милостыню. Что мне за это будет?» Старец ответил: «Кроме того, что ты облегчил участь страдальца, абсолютно ничего. А если тебя интересовал не нищий, а твой торг, то ты обманулся и проиграл».

Поэтому разговор о добре не столь прост и очевиден. Слишком много душ, обездоленных любовью и добротой. И они не только в детских домах или больницах. Слишком мало сердец умеющих и желающих отдавать доброту, забывая, что это единственный путь ее обретения. Возможно потому, что гораздо проще и понятнее отдать вещь, чем доброту. На первый взгляд звучит странно. Будто можно дарить подарки, помогать в беде без доброты. Или напротив – что стоит доброта, без дел, не остаются ли от нее в этом случае одни благие пожелания и разговоры.

Мне показалось важным, особенно в наши дни многочисленных групп, фондов, обществ милосердия провести некоторую грань между делами милосердия и самим милосердием. Вопрос щепетильный, но не праздный.

Так сложилось, что характер нашего участия в судьбах больных детей, инвалидов и всех тех, кому не просто в этой жизни, в малой степени связан с материальной или гуманитарной помощью. В РДКБ это был наш выбор в 90-м году, община «Вера и Свет» по определению такова. В Детском доме под Загорском нас тоже приняли, прежде всего, не как спонсоров, а как возможных друзей.

И потому я хочу говорить не о работе групп милосердия, а о том, что нужно любому человеку – бедствующему и одинокому, или благополучному и живущему в кругу семьи. Иногда создается впечатление, что за обширной нашей деятельностью милосердия, за разговорами о добре, человек остается с гуманитарной помощью в руках, но с прежней тревогой в глазах. Не потому, что люди приходящие ему помочь плохо делают свою работу или равнодушны к чужому страданию, а потому, что бесконечно трудно проникнуть в область чужого страдания и одиночества. Ведь, даже пережив собственные испытания, мы не всегда можем понять боль другого. Потому что для этого в первую очередь надо научиться понимать не только боль, а самого человека. Тогда удастся прикоснуться к душевным ранам пластырем доброты.

У христианина призвание быть делателем добра, ибо он сознательно стремится быть подобием Божиим. Казалось бы, так просто – будь добрым, и нечего тут говорить.

Но разве не колеблется наша решимость жить добром с появлением болезни, усталости, с приближением старости? Разве незнакомы нам коварные вопросы – кому подавать милостыню, а кому нет? А если о нас забыли? А если нас не отблагодарили? А если при нас похвалили доброту другого человека? А если у самих мало, чем делиться? А если слишком часто просят? А вдруг избалуем? А вдруг обманут? А если надо помочь двоим и один из них знакомый секретарь райкома или нужный продавец в ларьке, а другой без погон, без власти, и вообще никчемный – кому доброты достанется больше? Разве не нашептывает нам голосок слева – ты слишком добр и тебя все просто и нагло используют, пожалей себя – пора подумать и о себе? Разве это всё не наши внутренние вопросы? Всегда ли в голове ясная картина, когда действительно наше доброе участие возможно и необходимо, а когда мы создаем надуманные ситуации приложения нашего добра? С одной стороны нам хочется быть усердным христианином, а с другой – не хотелось бы набрать обязательств, которые невыполнимы.

Господь и по сей день знает, что это может случиться с каждым из нас, и не устает повторять: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6:6).

Господь побуждает нас к особому роду добра, которое, рождаясь в жалеющем, чутком сердце, перерастало бы в духовную жертву, роднящую нас с Богом. О таком добре замечательные мысли апостола Павла: «…не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. …если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его… побеждай зло добром» (Рим.12:17,20-21).

Но как исполнить, если только мысль об этом рождает робость, а реальность зла – смятение в душе. Даже апостолы, видя, сколь трудно стать человеком вечности, в растерянности восклицают: «Кто же может спастись?» Но у Иисуса есть ответ: «…человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19:25-26).

Главное зло – это забвение того, что мы созданы быть образом и подобием Творца – светом, добром, смыслом, любовью, т. е. жить, прежде всего, духом, а не плотью. Бытовая сторона жизни в таком случае должна являться средством для подлинной – духовной. Получилось наоборот. Средства стали целью. Дух – сиротской обузой, которому в лучшем случае по праздникам дают гостинец. Задача добра – свидетельствовать, каков первоначальный замысел Бога о человеке в мире. И тот, кто добр – тот Божий слуга.

Иисус, рассказав всем нам о доброте проявленной к попавшему в беду, заключает – «Иди, и ты поступай так же». Мне кажется, важно, что еще до того как самарянин подошел к раненному, его сердце знало, где он в этом случае должен быть и что делать. Потому что любой попавший в беду, давно был записан в нем как ближний. Если бы этого не было, осталось, возможно, только дело милосердия – перевязка, лекарство, гостиница, взнос на лечение. Что спасительно для больного. Но милующего, близкого сердца при этом, скорей всего, не было бы.

Вопросы, связанные с помощью ближнему во имя Христово, не сводятся только к благотворительности, милостыне, уходу за старыми и больными. Хотя, конечно, эта сторона всегда была и будет актуальна, в конечном счете, для любого из нас.

Но мне хочется обратить внимание на те стороны помощи и на тот ее характер, которые всегда в дефиците и все в них нуждаются, несмотря на всевозможные внешние знаки силы, власти, славу, богатства, превосходства. Как бы человек не был самодостаточен, самоуверен и могущественен, или наоборот как бы он не был смиренен и свят, никто не воспротивится искренней, неподдельной доброте и любви, ибо настоящей любви никогда не бывает много. Она всегда деликатна, уважительна, ненавязчива и всегда несет в себе послание Божие. Она созидает и осуществляет замысел Бога о единстве между людьми, вводит человека и дающего и принимающего в преддверие высшей жизни. В этом случае люди не сравнивают, кто больше выиграл, кто больше обязан. Дающий чувствует, что Бог ему явил милость, предоставив возможность увидеть нужду, потребность, растерянность другого человека и отозваться на этот призыв Божий.

А человек, принимающий помощь, не чувствует себя униженным, умаленным, второсортным, потому что ему оказана не снисходительность и одолжение, а любящее понимание и благодарность за принятие помощи. Таким образом, попирается зло и торжествует добро. Конечно, это далеко не всегда осознается, и не часто случается. Но так должно быть и к этому должно стремиться. Св. праведный А. Мечев говорит об этом: «Случай сделать добро кому-нибудь есть милость Божия к нам. Поэтому мы должны бежать, стремиться всей душой послужить другим».

Человечество живет и развивается благодаря великим открытиям и откровениям. У их истоков стоят гениальные личности – первопроходцы, несущие в себе созидающую творческую силу и прозрение. Они открывают всем остальным то, что заложено в мире Творцом. Будь то наука, искусство или вера. За гением науки или духа приходят ученики и последователи. Длительное время многие их них идут в русле своего учителя, повторяя в разных вариациях его идеи. Но не всегда они могут явить собой тот огонь и Божественное вдохновение, которыми жил их наставник.

Были доктор Гааз, Тереза Калькутская, св. преп. мать Мария Скобцова – гении милосердия и самозабвенного служения страждущим. Их опыт и путь не могли кануть бесследно в лету. Они жили духом истинного света и добра, которые не исчезают с их смертью. Поэтому к ним приходят ученики и последователи, спустя десятилетия и столетия после их земной жизни.

Думая о доброте и милосердии тех, кто был олицетворением этих бесценных и всегда актуальных даров важно увидеть и понять, чем было наполнено их сердце и дух. Очевидно, что суть их не уставшей доброты, не увядшего милосердия и жертвенности в особом, личностном отношении к другому человеку и к Богу. Суть устроения их души – в стремлении и умении становиться страдающему человеку ближним. Их добро не от желания делать добрые дела и дела милосердия, а от милостивого и доброго сердца, которое не может быть иным. Милосердие от милующего сердца, доброта – от избытка доброго сердца. Они понимали, что только этим могут ответить на призыв и добро Божие.

Разговор о добре может оказаться полезным для многих из нас. Для злых по обстоятельствам – потому что они могут увидеть, что злыми им быть вовсе не нравится, и что в них больше добра, чем зла. Злые по убеждению – могут понять, что их оружие против мира сего – немудрое и коварное. Победа кажущаяся, а проигрыш, в виде растущей внутренней тьмы – реальный. Для людей добрых по природе – возможность увидеть источник своего добра и наполниться благодарностью к Нему. Для тех, кому кажется, что он добр – увидеть правду о себе и научиться настоящему добру. Для тех, кто знает, что добра в нем немного – захотеть умножить.

Ведь время для добрых дел ограничено краткостью жизни, и способностью сердца черстветь под влиянием зла мира: «Ходите в свете, пока есть свет». С пустыми руками придти не то, что к концу жизни, к концу дня – тоскливо. А уйти из этой жизни с холодным, равнодушным сердцем, не полюбившим добро – это залог вечной смерти.

Поступить в школу доброты следует всем – и «добрым», и «злым». В этой школе главный принцип – в Бога богатеть. Т. е. накапливать, воспитывать, нарабатывать в себе навыки заботливой внимательности к другим, милости и живого участия. Душа может жить, только если она питается чистым добром.

Доброта сердца – дар Божий. Его можно удесятерить. На доброте сердца легче построить добродетель. Иоанн Златоуст говорит: «Не в том чудеса, что делаем великие дела, а чудо в том, когда злой превращается в доброго. Созидается новая тварь».

Единственно, чем может быть богата жизнь – добром. Сблизить людей может только общая часть – то, что от Бога. Выявляя добро, мы окунаемся в вечность, творя новую жизнь. Как только мною овладела страсть, так в мир через мое сердце вошло зло.

Апостол Павел очень хорошо знает природу человека, говоря: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но того чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю» (Рим.7:18-19).

Но пусть с Божьей помощью сбудутся в нашем стремлении научиться добру другие слова апостола: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил.4:13).

Сентябрь 2011 г., Семхоз.

00:06 03.01.2018

Человек предпочитает, чтобы его окружали хорошие вещи. Если есть возможность, он всегда выберет хорошую обувь, хорошую одежду, хорошую квартиру. Но если такое отношение касается неодушевлённых вещей, то тем более оно проявляется в отношениях к людям. Действительно, каждый хочет, чтобы его окружали хорошие люди - порядочные, честные, верные, добрые. Но тогда мы и сами должны стремиться быть лучше.

И, наверное, каждый этого хочет. Каждый предпочтёт, чтобы его считали хорошим человеком. Никто в детстве не мечтает стать злодеем. Но проходят годы, и, как правило, всё больше позади ошибок и всё больше несовершенств накапливается в человеке. А тот идеал, который был в юные годы, так и остаётся недостижимым.

Почему так происходит?

Есть две главные причины. Первая - неправильные отношения человека с Богом. Бог есть истинное благо и источник всякого блага, поэтому неудивительно, что тот, кто по своей жизни и делам не имеет с Ним общения, не может стать благим в совершенном смысле слова.

Вторая причина - неправильное понимание добра, его смысла, его цели. Непонимание того, что есть настоящее добро и чем оно отличается от ложного добра, которое только кажется добром, но не является им на самом деле.

Господь может исправить любого грешника. Чтобы это случилось, человек должен приблизиться к Богу. «Приблизьтесь к Богу, и (Он) приблизится к вам», - говорит апостол Иаков (Иак. 4, 8).

А приближение человека к Богу происходит как раз благодаря последнему важнейшему условию пути к святости - совершению добра и укоренению в добродетели.

Что такое добродетель? В отличие от единичного доброго поступка, который бывает в жизни каждого человека, даже злодея, добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. Именно приобретение таких навыков и делает человека в настоящем смысле слова хорошим, добрым, ибо добрые навыки помогают избавляться от дурных навыков, то есть тех самых семи греховных страстей, поработивших каждого человека, не просвещённого Христом.

Самая большая сложность в делании добра - определение чётких ориентиров и понятий. Для многих людей серьёзным препятствием на этом пути стало непонимание того, что есть подлинное добро и почему оно считается таковым, как можно отличить его от зла, каких видов оно бывает, ради чего совершается и к чему приводит. В некоторых ситуациях несложно понять, какой поступок будет правильным и хорошим, но такая ясность есть далеко не всегда.

Святой Тихон Задонский даёт такое определение: «Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим».

В этом изречении святитель сразу даёт понять, что истинное добро всегда связано с Богом. Как мы помним, Бог абсолютно добр и Он - подлинный источник добра. Поэтому добром в настоящем смысле является сознательное исполнение Его святой воли, которая для людей выражена в установленных Им духовных закономерностях, то есть заповедях Божиих.

Добро настоящее и мнимое

Каждый человек, даже неверующий, как создание Божие чувствует в себе голос совести, который помогает ему в общих чертах отличать добро от зла. Поэтому и у людей, не знающих Бога, есть некоторое стремление к добру, чувство добра и добрые поступки.

Но ценность каждого поступка определяется тем, с каким намерением он совершается. Известна такая притча. Трое рабочих переносили кирпичи для строящегося храма. Каждому задали вопрос: «Что ты делаешь?» Первый ответил: «Таскаю кирпичи»; второй - «Зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью»; а третий сказал: «Строю храм». В глазах сторонних людей их дело было одинаковым, но неодинаковым оно было в глазах Бога и неодинаковое значение имело для души каждого из них.

Итак, нравственная ценность дела зависит от того, с каким намерением его совершает человек и ради чего (или ради кого).

Помогать больным - дело хорошее. Однако представим человека, который собирает средства для больных, но и себя при этом не забывает. Творит ли он ли добро? Нет, просто деньги зарабатывает.

Или представим другого человека, также помогающего больным. Он не получает за это никаких денег, однако заботится о том, чтобы его благотворительность была известна как можно большему кругу людей. Делает ли этот человек добро? Нет, он просто зарабатывает себе хорошую репутацию, людскую славу, уважение.

Всякое дело, совершаемое с корыстными целями, не есть доброе дело по существу. Сюда же можно отнести и тот случай, когда кто-нибудь восклицает: «Вот, я ему столько добра сделал, а он мне такую гадость учинил!» Да ещё добавляет: «Вот и делай после этого добро людям». Но эти слова значат, что человек и не делал настоящего добра, а искал выгоды для себя, желал привязать к себе облагодетельствованного человека, рассчитывал на взаимность по принципу «ты мне, я - тебе»; то есть здесь те же самые корыстные цели, пусть корысть состоит не в деньгах или славе, а в расположении конкретного человека.

Вернёмся к примеру с помощью больным. Представим человека, который делает это, не получая ни денег, ни славы и не рассчитывая завоевать расположение каких-либо людей. Но он делает это ради себя, чтобы почувствовать себя удовлетворённым, чтобы хвалить себя и гордиться собой, превозносясь над теми, кто не столь щедр, как он. Разве нельзя сказать, что и он таким образом получает свою выгоду, которая губит значение его доброго дела?

«Как сгнивший плод бесполезен земледельцу, так добродетель гордого не нужна Богу»,  - учит преподобный Нил Синайский.

Итак, никакое доброе дело, совершаемое из эгоистичных побуждений, в действительности не является настоящим добром. Не являются также подлинным добром те поступки, которые совершаются под явным или неявным нажимом других людей. Сделает ли доброе дело человек, потому что его кто-то заставляет, или донимает просьбами, или для того, «чтобы не выделяться из всех», как, например, в храме многие прихожане во время обхода с тарелкой для пожертвований охотно кладут деньги на виду у всех, но далеко не все из них опускают пожертвование в церковную кружку, когда этого никто не видит.

О подобных вещах святитель Иоанн Златоуст сказал: «Всякое доброе дело, сделанное по принуждению, теряет свою награду». По свидетельству святителя Григория Богослова, «добродетель должна быть бескорыстна, если желает быть добродетелью, которая имеет в виду одно добро». И преподобный Иоанн Кассиан говорит, что «тот, кто хочет достичь истинного усыновления Богу, должен творить благое из любви к самому благу».

Недостаток добра

В наше время многие жалуются на подавленное настроение, раздражительность, депрессии. Не потому ли всё это происходит, что так мало и так нерегулярно люди творят чистое добро? Многие знают, что человек по-настоящему хороший, добродетельный, выделяется даже внешне, как иногда говорят, «прямо светится». Почему так? Потому что, по словам святителя Григория Нисского, приобретение добродетели «приносит в душу непрекращающуюся радость».

«Живые отличаются от мёртвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то... ничем не лучше мёртвых», - говорит святой Григорий Богослов. Сколь многие могли убедиться в истинности этих слов, найдя подтверждение им если не во всей своей жизни, то хотя бы в отдельные её периоды, наиболее «тёмные» в эмоциональном плане. Люди не чувствуют в себе радости, потому что не чувствуют в себе жизни, а не чувствуют жизни, потому что не творят истинное добро.

Многие беды современного человека вытекают из того, что он не делает добро, а если и делает, то изредка, по случаю, кое-как. Для него доброделание является скорее исключением, а не правилом. От этого повсеместное оскудение любви, которое мы все видим. Родители забрасывают детей, дети забывают престарелых родителей, супруги разрушают браки - и всё из-за того, что любовь, которая была когда-то, уходит, теряется, исчезает.

Святитель Григорий Палама пишет: «Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра - елею, любовь - фитилю, на котором почивает, как огонь, благодать Божественного Духа. Когда же недостаёт елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати гаснет».

Уникальная ценность сделанных добрых дел

Все люди смертны. Каждый знает это, но многие стараются забыть, отодвинув подальше тот момент, когда о смерти придётся задуматься всерьёз. А любые честные размышления о смерти неизбежно приводят к двум главным вопросам: «Что останется после меня?» и «Что возьму я с собой?» Смерть - тот рубеж, который обесценивает многие земные ценности. Умный человек понимает, что ни деньги, ни имение, ни слава, ни власть, ни родные, ни друзья не сопроводят человека, отправляющегося в «путь всея земли». Всё останется здесь, когда душа его уйдёт на суд Божий. Имущество достанется другим, людская память исчезнет, тело истлеет.

Но искреннее добро, сделанное человеком, не исчезнет и не истлеет; оно - то единственное, что он может взять с собой, что сохранится в вечности и что определит его загробную участь. Наши добрые дела останутся с нами и на суде Божием будут свидетельствовать в нашу пользу. Так об этом говорит преподобный Ефрем Сирин: «Всё преходит, братия мои, только дела наши будут сопровождать нас. Потому приготовьте себе напутствие для странствия, которого никто не избежит».

Заблуждения относительно добродетели

Иногда люди боятся браться за добродетели, полагая, что не смогут со своего сегодняшнего уровня подняться так высоко, чтобы сплести такой венец добродетелей, какой сплетали себе святые. Однако нужно понимать, что совершенствование в добродетелях происходит не столько силами самого человека, сколько силой Бога, которая подаётся, если человек принял и показал твёрдую решимость стать на путь добра.

А кроме того, добродетели приобретаются не последовательно, как кирпичи, слагающие дом. Нет, «все добродетели связаны между собой, как звенья в духовной цепи, и одна от другой зависит», - говорит святой Макарий Египетский. Поэтому «одна добродетель, совершаемая искренно, привлекает за собою в душу все добродетели».

В духовной жизни особенно важно помнить, что добрые дела мы совершаем благодаря Богу, Который дал нам возможность, разумение и силу их совершить. Это понимание уберегает от эгоистичного тщеславия, которое губит душевную пользу от сделанных добрых дел так же, как ржавчина губит металл. Ошибочно приписывать лишь себе самому свои добродетели, ибо «как источник дневного света - солнце, так начало всякой добродетели - Бог», - пишет Марк Подвижник.

Ошибаются те, кто говорит: «Вот, я крещён, хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь - и этого достаточно для моего спасения». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знания, ни участие в таинствах… ни вкушение Тела Христова, ни приобщение Крови и ничто другое не может нам принести пользы, если мы не будем иметь жизни правой и честной и чистой от всякого греха».

О двух крайностях

Господь Иисус Христос предупреждал: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21), тем самым ясно давая понять, что одно лишь называние себя христианином и даже молитвы ко Господу, если это не сопряжено с творением добра, заповеданного Богом, не принесут пользы и спасения. Об этом свидетельствует и апостол Иаков: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?.. вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2, 14–17).

Но при этом нужно опасаться, чтобы не впасть в другую крайность, считая, что не важно, как верить, - главное, чтобы человек делал хорошие дела. Поскольку добро непосредственно связано с Богом, то невозможно совершенствоваться в добродетели, имея искажённые или ложные представления об источнике добра - Боге.

Святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что для успеха истинная вера должна сочетаться с доброделанием: «Ибо что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно жить? С другой стороны, что пользы - быть воздержанным и нечестиво богохульствовать?». И святой Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «только тогда принимает Бог добродетели наши, когда они - свидетели веры, сами же по себе они недостойны Бога».

О видах добродетелей

Существует несколько видов добродетелей, которые, хотя имеют внутреннее единство, как происходящие от единого Бога, при этом являют видимое многообразие. Из них наиболее известны воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, милосердие, смирение, любовь. В том, что Господь предлагает для желающих достичь святости разные пути в виде различных добродетелей, проявляется Его внимание к свободе человека и Его любовь к нам.

Чтобы укорениться в добродетелях, нужно все творимые добрые дела посвящать Христу, творить их во имя Его. Так, например, если обидят нас и захочется нам отомстить, то сдержимся, говоря в себе: «Прощу ради Христа, простившего мне мои грехи». Если у нас самих мало денег, а к нам подошёл нищий и нам не хочется давать, вдобавок бесы насылают мысли, что он будто бы недостоин нашего подаяния, то пересилим себя и дадим с мыслью: «Подам ради Христа, давшего мне всё, что я имею». Если мы уже съели достаточно, а чрево просит ещё и ещё, остановимся, встанем из-за стола, говоря в себе: «Воздержусь ради Христа, Своим постом научившего меня воздержанию».

С подобным расположением нужно творить и все остальные добрые дела, большие и малые. Кроме такого внутреннего посвящения, совершение добрых дел нужно обязательно сопровождать молитвой, например: «Господи, дай мне сил простить (подать) воздержаться» и так далее. Молитва есть мать всех добродетелей. Мы не можем стяжать добродетели без помощи Божией. Сам Господь сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15, 5). Те, кто не понимают этого и пытаются исполнять заповеди, опираясь лишь на собственные силы, быстро надрываются и приходят в разочарование.

Чтобы успешно постигать добродетели, очень полезно советоваться с теми, кто уже прошёл по этому пути. Найти в жизни столь опытного духовного наставника не всякому возможно - это особый дар Божий, но всякий может получить ценные советы из книг, написанных святыми отцами.

Злые духи, стремящиеся сбить человека с пути, разумеется, будут пытаться помешать тому, кто решил подвизаться в добродетелях. Но даже если бы они не мешали, само естество, привыкшее грешить, все порочные привычки наши будут, особенно поначалу, мешать нам укореняться в истинном добре.

Поэтому святые отцы предупреждают: «Перед началом доброго дела приготовься к искушениям, которые постигнут тебя, и не сомневайся в истине» (преподобный Исаак Сирин). «Кто совершает дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение. Ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение; да и то, что делается ради Бога, не может быть твёрдым, если не будет испытано искушением» (преподобный авва Дорофей).

Так что «когда, делая добро, потерпишь какое-нибудь зло, хотя бы на долгое время, не соблазняйся - тебе непременно воздаст Бог. Чем больше медлит воздаяние, тем большим оно будет» (святитель Иоанн Златоуст). «Не думай, что ты приобрёл добродетель, если прежде не боролся за неё до крови» (преподобный Нил Синайский).

Это, конечно, не означает, что из-за страха перед возможными искушениями лучше ничего доброго не делать. Добро нужно делать безо всякого страха: пусть нам мешает диавол, но зато помогает Сам Бог, Который сильнее диавола. На нашей стороне не только Бог, но и все ангелы и святые Его, особенно же наш личный ангел-хранитель и святой Небесный покровитель, который даётся Богом при крещении каждому православному христианину. Все они помогают в нашем пути к добру.

Так что любой христианин пусть помнит слова, которые пророк Елисей сказал своему слуге, испугавшемуся вражеских полчищ: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» (4 Цар. 6, 16).

Анжелика Горовенко
Конспект занятия-беседы по православной культуре «Дорогою добра»

Тема : «Дорогою добра »

Форма : беседа

Цель : воспитание духовно-нравственной культуры учащихся .

Комплекс воспитательных задач :

Познакомить детей с общечеловеческими ценностями;

Вызвать у детей среднего возраста интерес к смысловому значению речевого этикета;

Формировать навыки вежливого обращения друг с другом.

Комплекс образовательных задач :

Расширить представление детей о нравственных нормах поведения;

Обогатить словарь и правильное его словоупотребление;

Предварительная работа :

Просмотр мультфильма по басне Крылова «Скворец и кукушка»

Беседа о работе кружка «Дорогою добра » ;

Литература :

1. Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению» . Ярославль -1997г.

Воспитатель :

Дети, сегодня мы поговорим о доброте . Есть люди добрые , есть злые,. Они не откликнутся на добро , но и не помешают злу.

Чтобы больше узнать о доброте , мы отправимся с вами в небольшое путешествие. И первая наша остановка так и называется «Доброта » .

Первая станция «Доброта »

Дети читают стихи :

1. Люди, я прошу вас ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей ,

На земле людей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

2. Стать добрым волшебником ну-ка , попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой :

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово.

Воспитатель : доброта – вещь удивительная , она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Люди много сочиняли о доброте пословиц , поговорок, разных высказываний. Послушайте некоторые из них.

1. Худо тому, кто добра не творит никому .

2. Доброе дело питает и душу , и тело.

3. Добрая слава летит , а худая бежит.

4. Доброго чтут , а злого жалуют.

5. Злой не верит, что есть добрый .

6. Доброе слово лечит , а злое калечит.

7. Кто любит добрые дела , тому и жизнь мила.

Ребята, в наше время всё чаще доброта уходит от нас , вернее, мы уходим от них. Поэтому много зла происходит вокруг нас. И порой всем нам не хватает дружбы, просто тёплого слова, доброго , искреннего совета.

Дети читают стихи :

1. Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет твоя доброта , улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит, значит, живёшь ты не зря!

2. Кто любит собак или прочих животных,

Серьёзных котят и щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла,

Тот людям вовек не сделает зла.

Воспитатель :

Вывод : для доброго человека нет чужого горя.

С давних пор и во все времена в разных концах земли, всегда и повсюду это было очень важным вопросом. Сейчас я вам расскажу один рассказ о Добре и Зле .

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем , но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но, ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла , оно сказало : «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».

Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу за зло.

Вывод : добро всегда сильнее зла , люди ценят и долго помнят добрых людей , помогают им в трудную минуту, а злые люди всегда одиноки.

Воспитатель :

Доброта делает людей счастливыми, она сближает их, избавляет от одиночества, душевных ран и обид. Попробуйте вспомнить хоть один добрый поступок из своей жизни.

(Ответы детей) .

Послушайте историю о добром докторе .

Давным-давно жил в Москве добрый доктор Фёдор Петрович Гааз. Он лечил бедных людей, кормил их, помогал им. И все свои деньги раздал тем, кто очень нуждался в помощи. Зато и любовь к нему бедных людей была велика.

Когда Фёдор Петрович умер, его хоронила вся Москва. И на собранные горожанами деньги ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые любил повторять добрый доктор : «Спешите делать добро » .

Вывод : добрые умирают , а дела их живут.

Прежде чем мы отправимся на следующую станцию, хочу дать вам совет :

Давайте будем стараться относиться друг к другу добрее , искреннее, только тогда мы будем счастливыми и радостными.

Вторая станция «Вежливость»

Воспитатель :

Дети, каждый день мы по многу раз говорим друг другу слова приветствия, желаем здоровья . Важно, чтобы это происходило искренне, от души. Тогда человеку это будет приятно. У него даже может подняться настроение, как в этом стихотворении.

День был серый, непогожий

Над землёй густела тень.

«Добрый день - сказал прохожий.

Я ответил : «Добрый день

После этого мгновенья до конца большого дня

Почему-то настроенье было добрым у меня .

Стихи «Вежливость»

Наступила мышка на ногу слону.

Две минуты с лишком слон не мог шагнуть.

Мышка огорчилась : «Ах, какая жалость – то!»

Мышка извинилась : «Простите, пожалуйста!»

Слон сказал : «ну что же, ладно уж, бывает.

Вежливость тоже от боли помогает.

Вежливое приветствие может выражаться по-разному, в зависимости от ситуации. Давайте разберём некоторые ситуации :

1. Если кто-то ест, что ему говорят?

- «приятного аппетита!» ;

- «хлеб да соль!» ;

- «чай да сахар» .

2. Если кто-то куда-то уезжает.

- «доброго пути ;

- «до скорой встречи!» ;

- «храни тебя бог!» ;

- «благослови тебя в пути!» .

3. Ели кто-то занят работой .

- «труд на пользу!» ;

- «бог в помощь!» .

4. Если кто-то болеет.

- «скорейшего выздоровления ;

- «поправляйся ;

- «не падай духом!» .

5. Если кто-то ложиться спать.

- «доброй ночи ;

- «приятных сновидений!» ;

- «спокойной ночи!» .

Воспитатель :

Дети, давайте подумаем и скажем, кто же должен здороваться первым .

(Ответы детей)

Понятное дело, что младший со старшим, мальчик с девочкой. А вообще, кто первый заметит – тот и здоровается . Ничего зазорного в этом нет. Куда бы ни пришёл вежливый человек – в школу, домой, в гости, он всегда скажет слова приветствия. Послушайте стихи, которые мы нашли в одной старой книге.

Кто не стучит, коль войти хочет?

Лишь злодей во мраке ночи.

Входишь в дом – долой шапку

Только гриб не снимает шляпку.

Кто не встал, гостей не встретил?

Прадед Сергий на портрете.

Кто не здоровается , молчит?

Только тюльпан, что в вазе стоит.

Третья станция «Волшебные слова»

Мы знаем много разных сказок, где встречали добрых и злых волшебников . А добрые волшебники , между прочим, живут не только в сказках! Каждый человек с помощью волшебных слов может стать волшебником и совершать чудеса. А какие «волшебные слова» можете назвать вы?

Дети отвечают : здравствуйте, извините, спасибо, простите.

С помощью этих слов можно даже очень грустному человеку помочь вернуть хорошее настроение, подбодрить его в трудную минуту, даже избавить от боли. Но одних слов мало, надо чтобы и поступки наши были такими, за которые не приходилось бы стыдиться.

Простите. В. Юсупов.

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашёлся : взглянул им в глаза

И робко и тихо «Простите» , - сказал.

И мама молчит, улыбается даже :

«Мы купим другую, есть лучше в продаже…»

«Простите!» . Казалось бы, что в нём такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

Ссора. А. Кузнецова.

Мы поссорились с подружкой и уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала, только с мишкой убежала

И сказала : «Не отдам!» .

Я пойду и помирюсь, дам ей мишку, извинюсь.

Дам ей куклу, дам трамвай и скажу : «Играть давай!» .

Воспитатель :

Давайте подведём итог нашей беседы. Скажите, что вы поняли и какие выводы сделали для себя?

(Ответы детей, высказывание мнений.)

Воспитатель :

Добрым человеком должен быть каждый из нас. Потому что доброта необходима каждому , кто рядом с нами. Только доброжелательное , уважительное и почтительное поведение и общение принесёт людям радость.

Урок курса «Основы православной культуры»

Тема: ПРАВОСЛАВИЕ О ДОБРЕ И ЗЛЕ. ПОНЯТИЕ ГРЕХА, РАСКАЯНИЯ И ВОЗМЕЗДИЯ .

Цель: осмыслить понятия добра и зла; формировать убеждения о том, что человек может справляться с грехами, а, значит бороться со злом, приумножать меру добра в себе и в мире.

Задачи:

    Познакомить детей с закономерностями проявления добра и зла в личности человека и в окружающей жизни;

    Сформировать представление о грехе и его связи со злом;

    Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;

    Поднять проблему добротворчества;

    Установление правил жизни доброго человека;

    Воспитание нравственных качеств личности школьника;

    Обогащение словарного запаса;

    Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, терпимости, взаимопонимания, уважения к высказываниям одноклассников.

Виды деятельности: устный рассказ на тему; беседа, комментированное чтение, работа со справочной литературой, самостоятельная работа с источниками информации, поисковая деятельность.

Основные термины: добро, зло, грех, грехопадение, покаяние, возмездие.

Оборудование: древо познания добра и зла, листья с названиями «добрых дел»;

карточки с заданиями;

компьютерная презентация.

Ход урока

    ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК.

Дорогие друзья! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем успеха.

Пусть ваши улыбки согреют наши сердца, а тепло наших сердец согреет всех гостей, собравшихся в классе.

    ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.

1.Определение темы урока.

а) Работа с эпиграфом. Слайд 1

Тему нашего разговора на уроке поможет определить высказывание Льва Николаевича Толстого.

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра»
Л. Толстой.

Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на уроке? (О добре и зле) Слайд 2

б) Постановка цели урока.

Ребята, какую цель ставит великий писатель перед людьми? (Человек должен знать, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра)

Почему? (Это самое главное в жизни каждого человека.)

Какова цель нашего урока?

Осмыслить понятия добра и зла и выбрать для себя какой дорогой идти: дорогой зла или дорогой добра.

    РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Вопросы о том, что такое добро и зло издревле волновали людей. Как вы это понимаете?

Добро – это то, ... (что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога)

Зло – это то, … (что удаляет человека от этих добрых целей, толкает к дурным поступкам, соблазняет к совершению греха, губит душу)

Давайте подберем однокоренные слова к слову «зло». А какие вы вспомните синонимы?

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Хотите узнать, что послужило началом зла среди людей?

Посмотрите внимательно на экран.

Интерактивная модель «Грехопадение и изгнание из рая»

Какое зло совершил человек? (нарушил заповедь)

Какую заповедь, согласно Библии, нарушил человек?

К чему привело это непослушание человека? (прервалась связь между человеком и Богом, человек стал смертным)

Как стали называть непослушание человека Богу? (грех)

Что такое грех? Назовите синонимы.

В православном понимании грех действительно воспринимается как промах. Ведь это буквальный перевод греческого слова «амартиа». Добро – это то, что приближает к Богу, зло – отдаляет. Т.е. человек промахивается, бьет мимо цели!

А что указывает человеку на то, что он совершил грех, т.е. недобрый поступок? (совесть)

Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:

Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде.

Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

На самом деле если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется – раскаяние .

РАСКАЯНИЕ

Раскаяние (или покаяние ) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам.

Первый шаг покаяния – согласие с протестующим криком твоей совести.

Второй шаг в покаянии – это переворот твоих стремлений.

Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху.

У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!».

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ (беседа)

«Пропадал и нашелся, был мертв и ожил».

Как поступил в притче отец с раскаявшимся сыном? (Он одел его в лучшие одежды). Заметили, какой контраст между последствием греха Адама и Евы и последствием раскаяния блудного сына?

ВОЗДАЯНИЕ С чем человек предстанет перед Господом?

    ТРЕНИНГ «КАК НЕ ПОПАСТЬ В СЕТИ ЗЛА?»

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше сё быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла (сжать пальцы кулак)

Покажите, где на каком этапе надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (на мизинце)

Какой надёжный щит мы можем поставить на пути зла? Выберите те качества, которые помогут не впустить зло.

Добро, любовь, хамство, терпение, уважение, злоба, забота, бестактность, сострадание, неприязнь, добродетель, послушание, грубость, честность, непослушание, благодарность, милосердие, лживость, взаимопомощь, жестокость, прилежание, жадность, щедрость, трудолюбие, корысть, спокойствие, лень, скромность, развязность, тактичность.

Дети выбирают карточки и прикрепляют на доску.

Проверка задания тренинга.

Ребята, посмотрите, какая получилась стена. Она не даст проникнуть в душу злу.

    ИТОГ УРОКА.

Достигли мы цель урока?

Определите, какой дорогой идти?

Дорогой добра или зла?

Ребята, смогли ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

В жизни много есть горя и зла,

Есть соблазна коварные сети

И раскаянья жгучего мгла.

Всё же вы не слабейте душою,

Как придёт испытаний пора –

Человечество живо одною

Круговою порукой добра!

VI . РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель:

Что нового вы узнали о добре и зле?

Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

Заключительное слово учителя:

На мир смотрите добрыми глазами,

Чтоб добрым было слово, добрым труд,

Нам, людям, лишь добро приносит счастье.

VII . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1.Расскажи членам семьи и друзьям о добре и зле с точки зрения православной культуры.

Наступает вечер, на город опускается темнота и детки укладываются в свои кроватки, чтобы заснуть сладким сном. Но перед тем, как насладиться приятными сновидениями, каждый ребенок любит послушать волшебные сказки, которые на всю жизнь остаются в сердце. Тогда почему бы не совместить приятное с полезным и не почитать ребенку на ночь полезные и поучительные притчи для детей .

Притча - это короткая история, в которой заключена мудрость наших предков. Зачастую притчи для детей являются поучительными рассказами на какую-либо нравственную тему. Раньше они использовались как один из способов воспитания детей, поскольку понятны каждому ребенку, легко запоминаются и максимально приближены к реальности. Тем самым притчи и отличаются от басен , которые весьма аллегоричны и не всегда понятны маленьким слушателям. Детские притчи рассказывают о дружбе, семье и семейных ценностях, о добре и зле, о Боге и многом другом.

Библейские и православные притчи для детей

На протяжении многих веков Библия является самой известной книгой во всём мире. Это не только священные тексты для христиан, но и величайший памятник культурного наследия человечества. Библейские притчи встречаются на страницах Старого и Нового Заветов. Конечно, маленьким детям будет сложно понять весь сакральный смысл, который спрятан в библейских текстах, но с помощью родителей ребенок сможет разобраться в них. Самыми известными православными притчами для детей можно назвать притчи «О блудном сыне », «О мытаре и фарисее », которые рассказывают детям о милосердии и прощении, притча «О Добром самаритянине », которая учит малышей доброте и состраданию, и многие другие. Иисус Христос очень часто общался со своими последователями притчами, поскольку именно они помогают понять смысл всего сокровенного.

Короткие притчи для детей

Некоторые детки, особенно совсем маленькие, не любят длинных историй, им гораздо проще понимать короткие тексты, с простыми выводами. В этом случае можно короткие притчи для детей читать ребенку каждый вечер. И каждый раз его будет ждать поучительная и интересная история, которая останется в памяти.

Особенно рекомендуем притчи о дружбе для детей - например, притчу о гвоздях . Очень часто дети говорят что-то злое и плохое своим друзьям и родным. Эта притча поможет им понять, как важно ценить близких людей и не обижать их неосторожными словами.

Детские притчи о добре и зле, наверное, самые полезные для нашего подрастающего поколения. Ведь ребёнок не имеет жизненного опыта, поэтому ему сложно отличать плохое от хорошего, добро от зла, белое от чёрного. Нужно научить малыша таким базовым понятиям, а притчи о добре и зле для детей будут наиболее полезны. Рекомендуем почитать: «Добрый лисёнок », «Дедушка и смерть ».

Всему могут научить притчи. Самые важные и полезные маленькие истории - притчи о семье и семейных ценностях, ведь ничего важнее в нашей жизни нет. Особенно полезно детям читать притчи о матери, о любви, о хорошем и плохом, о правде и лжи.

Учите и воспитывайте своего ребёнка с раннего детства, тогда в будущем он вырастет хорошим и добрым человеком, отзывчивым к чужому страданию, милосердным и честным. Только так наш мир станет добрее и чище!