Идеологические диверсии в области общественной психологии и морали. Большая энциклопедия нефти и газа

Идеологические диверсии в области общественной психологии и морали

Как уже отмечалось, психологическая война империализма является составной частью идеологической борьбы двух систем. В этой борьбе старый мир широко осуществляет идеологические диверсии против реального социализма. Идеологическая диверсия представляет собой конкретную духовную акцию, направленную против социалистического общественного сознания с целью изменения в нем жизненных установок и ориентации. Идеологические диверсии империализма Осуществляются как в теоретической области (искажение методологических положений марксизма-ленинизма, фальсификация исторических концепций, извращение принципов права, этики и т. д.), так и в психологической (муссирование заявлений различных отщепенцев, фабрикация политических фальшивок, популяризация различных антисоветских сборищ и т. д.).

Идеологические диверсии планируются и разрабатываются в пропагандистских и разведывательных центрах империалистических государств. Например, после того как провалились замыслы контрреволюции захватить власть в ПНР, в Вашингтоне была разработана и осуществлена многоплановая диверсия «Пусть Польша останется Польшей». ЮСИА и ЦРУ разработали подробный сценарий, в котором были определены как состав участников диверсии, так и ее содержание, организация, сроки, формы, направленность. Названная диверсия носила характер дешевого телевизионного шоу с участием американского президента, глав правительств ряда других капиталистических стран, профессиональных политиков, ренегатов-перебежчиков. Несмотря на миллионы долларов, которые были выделены для осуществления этой грязной комедии, проведенной 30 января 1982 г., она с треском провалилась. Даже на Западе, в некоторых капиталистических странах, эта диверсия вызвала широкий протест.

Идеологические диверсии можно классифицировать по объекту воздействия на внутриполитические в внешнеполитические, по времени осуществления - на разовые, краткосрочные и долгосрочные. По своему содержанию диверсии, как правило, носят политический характер, охватывая вместе с тем различные сферы и формы общественного сознания: мораль, право, эстетику, религию, а также историю, культуру, национальные отношения и т. д. Профессионалы идеологических диверсий обычно выдвигают конкретные цели ярко выраженного подрывного характера:

Внушить сомнения в правильности внешней и внутренней политики социалистического государства;

Побуждать людей к антиобщественным поступкам, идущим вразрез с нормами социалистической демократии и права;

Пытаться оживить национальные предрассудки и ослабить приверженность интернационализму;

Стимулировать проявление частнособственнических наклонностей, вещизма, психологии потребительства;

Подвергать сомнению основные духовные ценности социализма в области культуры, морали, идеологии;

Побуждать к прямой измене Родине и стремление к эмиграции.

По существу, сама постановка этих целей является грубым нарушением норм международного права и циничным вмешательством во внутренние дела суверенных государств. Однако эти установки закреплены в официальных директивных документах ЮСИА, ЦРУ, других пропагандистских и разведывательных центров США, НАТО, иных капиталистических государств. Заместитель директора «Голоса Америки» Ф. Николайдес, комментируя новые установки Вашингтона в области психологической войны и ее цели, прямо заявил в начале 1982 г.: «Мы должны стараться дестабилизировать Советский Союз и его союзников, способствуя разладу между народами и правительствами. Нужно расшатать изнутри то, что составляет содержание марксистских взглядов и убеждений».

Нетрудно видеть: подобное заявление носит не идеологический, а откровенно подрывной, диверсионный характер, отражает все содержание психологической войны империализма. А то, что такая война буржуазией ведется против реального социализма, на Западе и не скрывают. Директор ЮСИА Ч. Уик заявил 23 октября 1981 г.: «Мы находимся в состоянии войны с Советским Союзом». На недоуменные вопросы журналистов он ответил, что имел в виду «войну идей». Если учесть, что это сказано человеком, являющимся советником президента по внешнеполитической пропаганде и облеченного официальными полномочиями, то становится понятным, как далеко зашла американская администрация в расширении и ужесточении политической и духовной конфронтации против СССР.

В психологической войне большое место занимают идеологические диверсии в области морали. Дело в том, что новая, коммунистическая нравственность является одним из важнейших духовных устоев советского человека. Без их эрозии, считают на Западе, нельзя добиться изменения и политических установок у советских людей.

Руководители идеологических центров в странах капитала прекрасно видят огромное моральное превосходство социалистического общества над буржуазным, нравственных качеств человека нового мира над традиционной буржуазной моралью. И, понимая это, они делают все для того, чтобы внести разлагающие идеи «свободного мира» в сознание советских людей, советских воинов. Американский социолог А. Аллен, известный антисоветчик и специалист в области подрывных действий, откровенно заявляет, что «в схватке идей нами должен быть сделан акцент на чисто человеческие, этические моменты. Именно здесь должна развернуться одна из ожесточенных схваток за души людей». Буржуазные идеологи, занимающиеся непосредственно техникой идеологических диверсий, подчеркивают специфичность борьбы идей в сфере морального сознания. По образному выражению американского профессора Чукаса, «идеи часто сравнивают с оружием: пулями, снарядами. Но моральные идеи сильнее. Снаряд - средство одноразового пользования, а идея - многоразового и может быть так опасна, что не всегда возможно предвидеть все последствия ее воздействия».

Враждебные этические идеи, адресуемые советским людям, нашей молодежи в диверсионных актах, пытаются расшатать моральные устои коллективизма, советского патриотизма и социалистического интернационализма. Буржуазные пропагандисты (в печати, фильмах, радиопередачах, на различных выставках) не жалеют усилий, чтобы внушить людям представления о чуть ли не райской жизни при капитализме, о его процветании и т. д. На Западе создано много идеологических мифов о «свободе личности», демократизме «свободного мира», «обществе равных возможностей» и т. д. Словесный фейерверк буржуазных пропагандистов без устали освещает «капиталистический рай», на все, лады прославляет мифические свободы капитализма.

Однако при первом же знакомстве с этим «раем» можно увидеть обратное: миллионы безработных, духовный гнет, расизм, преступность, антидемократические законы буржуазных правительств, наступление на права трудящихся. Это и многое другое безжалостно развеивает лживые мифы буржуазной пропаганды. Разве можно говорить о реальной свободе личности в капиталистическом мире, если миллионы трудящихся там не имеют работы и влачат жалкое существование? Какие уж тут равные возможности, если более трети детей капиталистического мира и освободившихся стран, избравших путь капиталистического развития, не имеют возможности учиться! Хорош демократизм, когда борцов за гражданские права и мир бросают за решетку, а главари уголовных синдикатов разгуливают на свободе и даже занимают ответственные посты в государственных учреждениях!

Советскому человеку трудно представить, что каждую минуту в США совершается одно убийство, несколько ограблений и изнасилований. С начала века в США гангстерами убито около 800 тыс. человек, то есть больше, чем потеряно Соединенными Штатами за это же время в войнах, которые они вели. Насилие, страх, коррупция, проституция, расизм, бессмысленная жестокость являют собой характерные нравственные черты «свободного мира», свободного от справедливости, гуманизма, доброжелательности.

Английский буржуазный писатель Д. Макмиллан в книге «Корни морального разложения» признает, что «современное капиталистическое общество является свидетелем такого попрания моральных обычаев, такого штурма общепринятых моральных принципов, как никогда раньше…». Больное общество имеет и больную мораль. Все, что приносит монополиям, буржуазным центрам массовой информации прибыль, считается нравственным, даже если это безнадежно калечит людей, рождает моральных уродов и преступников.

Американская газета «Дейли мейл» проанализировала обычную для американцев недельную телевизионную программу в 1981 г. Газета сообщила, что по трем главным каналам телевидения США было показано 164 преднамеренных убийства, 91 попытка к убийству, 64 убийства, «оправданных обстоятельствами», 19 случаев побега из тюрьмы, 118 грабежей банков и магазинов, 21 похищение детей, 78 изнасилований и т. д. Весь этот телевизионный кошмар, однако, не надуман, он скопировав с реальной действительности. Люди привыкают смотреть на мир лишь через перекрестие прицела оружия. Американский журналист Э. Мерроу, комментируя в газете эту убийственную статистику (в прямом и переносном смысле), пишет: «Во мне растет страх, когда я наблюдаю, что совершает телевидение в нашем обществе. Приглядитесь к программам наших станций - и вы увидите поразительное доказательство того, что наш народ находится в смертельной опасности. Радио, телевидение, печать используются как сокрушительное средство уничтожения морали…»

Трудно не согласиться с этим признанием буржуазного журналиста. Известный английский прогрессивный писатель Джеймс Олдридж метко заметил, характеризуя нравственность буржуазного общества: «Этикой капитализма сделалась аморальность…» Что это именно так, свидетельствует множество социальных болезней, моральных язв, органично присущих «свободному миру». А заправилы империалистических монополий, погрязшие в глубоких нравственных пороках, считают вправе поучать социалистические страны! Считают вправе в своих диверсиях обелять мораль Запада и чернить мораль социалистическую! Поистине фарисейство буржуазии безгранично.

В. И. Ленин, раскрывая глубинные причины аморализма капиталистического общества, писал: «…мы знаем, что коренная социальная причина эксцессов, состоящих в нарушении правил общежития, есть эксплуатация масс…». Естественно, что официальная буржуазная пропаганда предпочитает об этом не распространяться. При умелом противопоставлении действительной картины образа жизни в капиталистических странах с их мифами о «свободе», «правах человека» образу жизни в социалистическом обществе нетрудно увидеть социальную несостоятельность претензий буржуазных деятелей и идеологов на роль поборников гуманизма, демократии и свободы. Рельефность, еще большая очевидность этого вывода будет несомненна, если вся советская молодежь научится пристально смотреть вокруг себя. Помощь товарищу, принципиальность в борьбе со злом, скромность и отзывчивость, уважение добрых традиций, дерзание в труде, готовность помочь братьям по классу в других странах - все это характеризует главный принцип нашей морали - преданность делу коммунизма. Такие черты образа жизни немыслимы в буржуазном обществе.

Одним из распространенных приемов, используемых в идеологических диверсиях, является попытка увести интересы, стремления человека в мир мещанских вкусов и вещей, потребительской психологии, которая обычно предстает питательной средой для общественной пассивности, беспринципности, приспособленчества, конформизма. В книге «Юные претенденты» американский буржуазный писатель Дж. Мойс утверждает, что если у социалистической молодежи выработать нигилистическое отношение к духовным ценностям и нравственным идеалам то она будет далека от общественных целей и идеалов. Нигилизм - это своеобразное моральное недомогание, когда человек видит мир так, если бы он смотрел на холст великого художника с обратной стороны. Но усилия буржуазной пропаганды тщетны: нигилизм чужд нашей молодежи в силу революционного, коммунистического мировоззрения, присущего ей.

Другим приемом идеологических атак в области моральной является попытка опорочить, оболгать советский образ жизни, оживить пережитки прошлого, встречающиеся у некоторых людей. Пьянство, рвачество, мещанство, хулиганство, лицемерие, взяточничество - антиподы коммунистической морали, с которыми, как подчеркивалось на XXVI съезде КПСС, необходима настойчивая борьба. Идеологические пираты капиталистического мира хотели бы их развить, оживить, активизировать.

Наша партия учит советских людей, что коммунистическая нравственная убежденность - это вместе с тем и глубокая непримиримость к любым проявлениям буржуазной морали. Быть добрым - это значит быть недобрым к злу. Любая позиция невмешательства, созерцательное отношение к аморальному, общественная пассивность, примиренчество с нравственными аномалиями являются признаками отсутствия у человека качеств классового борца, проявлением его нравственной дряблости. Атакующий, революционный ход мыслей, единство слова и дела - вот «визитная карточка» советского человека, носителя самой гуманной и благородной морали. Непримиримость к проявлениям буржуазной морали - это способность дать верную, принципиальную оценку конкретному поступку, умение постоять за нравственную справедливость и готовность всем своим поведением доказать силу и истинность наших коммунистических норм и правил.

Мы остановились лишь на некоторых направлениях идеологических диверсий империализма в области общественного сознания. Во всех случаях они выступают как конкретный инструмент влияния, воздействия, проникновения, подрыва духовного единства, морального духа, стабильности социалистического общества. Психологические средства при осуществлении идеологических диверсии занимают исключительно большое место.

Анализируя конкретное содержание идеологических диверсий в психологической войне империализма, можно сделать вывод, что классовый враг многое перенял и активно использует из прошлого, особенно нацистского, гитлеровского арсенала духовного насилия. Поэтому важно учитывать и использовать наш опыт противодействия буржуазному влиянию как в мирное, так в в военное время.

Из книги Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя автора Сацков Н. Я.

Из книги Половая психопатия автора Крафт-Эбинг Рихард фон

Из книги Энциклопедия блефа автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

2.5.1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДИВЕРСИИ ИЛИ ПРОСТО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА Опытные политики умеют искусственно вводить в заблуждение своих противников, воздействуя на их чувства, психологию и т. д. Благодаря такому воздействию они либо склоняют его на свою сторону, либо «сметают» с

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

3. Цели и структура клинической психологии. Основные разделы и области их исследования Перед клинической психологией как самостоятельной наукой встают определенные цели. В 60-х-70-х гг. XX в. конкретные цели клинической психологии формулировались следующим образом (М. С.

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

7. Социальная роль как единица общественной структуры Выполнение социальной роли связано как с интересами больших общностей, вытекающими из общности условий их жизнедеятельности, так и со спонтанно возникающей совместной деятельностью (в процессе игры, общения и т. п.).

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги Проблемы психологии народов автора Вундт Вильгельм

3. Главные области психологии народов. По-видимому, конечным результатом наших рассуждений будет, все-таки, полная неуверенность наша в ответе на вопрос, что собственно нужно считать истинной задачей психологии народов. С одной стороны, нельзя не признать, что программа,

Из книги 99 признаков женщин, с которыми знакомиться не следует [версия от 11/09/2010 с илл.] автора Лебедев Игорь

«НОВОЕ БАБСТВО» И ЕГО СОЦИАЛЬНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ Демократия восторжествовала - и теперь быть личностью стало ещё труднее, чем раньше. Томас Стернз Элиот Выше неоднократно было заявлено, что женщины не испортились, что они во все времена одни и те

Из книги Сильный всегда прав. Не будь жертвой автора Тукмаков Алексей

Противоядие от морали Мораль - самый древний способ подчинения больших групп людей. Действительно, если правящая верхушка придумала ряд "заповедей" и сумела привить их остальным участникам группы с помощью внушения и воспитания, то люди будут делать именно то, что от них

Из книги История порнографии автора Монтгомери Хуан

Часть 7. Изменение общественной позиции. Глава 1 Правило Хиклина", установившее в 1868 году в Англии строгий законодательный критерий непристойности, в США было принято на одиннадцать лет позже, причем в смягченном варианте. В 1913 году судья южного округа Нью-Йорка,

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

Из книги Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей автора Апраушев Альвин Валентинович

Из книги 50 великих мифов популярной психологии автора Лилиенфельд Скотт О.

Из книги Нажми на кнопку «Пауза» [Уникальная методика управления собственной жизнью] автора Ширран Мартин

Приложение. Прогнозирование будущего и ТКП: научные перспективы Теано В. Калавана, д-р философии в области психологии здоровья Доктор Теано В. Калавана получила степень доктора в области медицинской психологии в 2007 году в Кипрском университете. У нее также есть степень

Из книги От ребенка – к миру, от мира – к ребенку (сборник) автора Дьюи Джон

Из книги Традиционализм, либерализм и неонацизм в пространстве актуальной политики автора Щипков Александр Владимирович

Консервативный социализм: идеологические особенности в современной России Политическая ситуация в России ускорила формирование новой, адекватной времени идеологии – социального консерватизма. Политики и публицисты ещё не выработали устойчивого отношения к ней.В

С 60-х годов в свет стали выходить издания, в которых "идеологические диверсии" не только присутствовали как понятие, но и анализировались как явление. Первое место в советской библиографии занимали документы пленумов, съездов КПСС по широкому кругу идеологических вопросов, без ссылки на которые немыслимо было представить любую книгу во всех сферах знаний. После выхода в свет этих документов издавалась специальная литература, в которой исследовались общие вопросы идеологической деятельности КПСС, степень ее эффективности, социальное творчество масс и борьба идей, результативность устной коммунистической пропаганды, идеологической борьбы на мировой арене, роль идеологии в перестройке сознания людей в условиях борьбы с буржуазными пережитками.

Основные тенденции в изучении вопросов, связанных с идеологической борьбой, определились еще в начале 60-х годов. Вышедшие в свет первые такие работы развивали тезисы, изложенные в материалах июньского (1963 г.) пленума ЦК КПСС и были посвящены прежде всего идеологическим диверсиям международного империализма во главе с США. Ряд ученых рассмотрели их роль и место в психологической войне против Советского Союза, влияние на подрыв политики мирного сосуществования между государствами с различными социально-экономическими системами. Считалось, что проведение идеологических диверсий было вызвано тем, что наши оппоненты не смогли противопоставить научному социализму что-либо более убедительное.

Впервые понятие "идеологические диверсии" было введено в советский политический лексикон в 1919 г. в период борьбы с контрбольшевизмом и военной интервенцией стран Антанты. После 60-х годов уже всю буржуазную идеологию отождествляли с идеологическими диверсиями империализма.

Издания 70-х годов расширили круг вопросов, исследуемых в связи с идеологическими диверсиями. Даже научный обмен рассматривался как возможность для их осуществления, не говоря уже о специальном подборе социально-политической информации в зарубежных СМИ.

Некоторые ученые проанализировали классовую направленность, функции, методы идеологических диверсий, их теоретические основы, сформулировали методы борьбы с ними. Идеологические диверсии рассматривались ими как одно из наиболее опасных проявлений психологической войны. Была обоснована точка зрения на них как на подрывные акции многоразового использования и многоплановые по своей структуре, т.к. в них прослеживались различные уровни, связи и переплетения с политикой, экономикой, социальными, идеологическими процессами.

В 80-х годах изучение вопросов, связанных с идеологическими диверсиями, было продолжено. Так, появились две работы, отделенные друг от друга интервалом в несколько лет, в которых рассматривались основные направления использования идеологических диверсий апологетами украинского буржуазного национализма. Еще в одной монографии были проанализированы функции, основные направления, содержание, характерные черты идеологических диверсий в условиях разрядки международной напряженности. Главное внимание в ней было уделено исследованию предпосылок организации идеологических диверсий, анализу их целевых установок, направленности, форм проявления. По мнению автора, они включают идеи, концепции, доктрины, теории, которыми "окрашиваются" те или иные акции, операции, задачи, цели. Идеологические диверсии рассматриваются как метод политической борьбы, хотя отмечается их производность от сферы идеологии, выражающейся в антисоциалистическом, антисоветском содержании.

В другой работе было проанализировано применение зарубежными радиостанциями идеологических диверсий в периоды, предшествовавшие Второй мировой войне, во время Второй мировой войны и после нее. Автор исследовал ряд причин, по которым порой срабатывали идеологические диверсии: наличие в СССР лиц, чей образ противоречил советской морали, законам, недостаточность знаний, политические заблуждения, религиозный фанатизм, националистические пережитки, моральное разложение, влияние житейских трудностей и т.д. Еще одна брошюра была посвящена радиопропаганде, которая велась по многочисленным каналам.

Идеологические диверсии против советской молодежи рассматривались как инструмент классово-политической борьбы, представляющий систему средств, форм и методов воздействия на сознание, политическое, нравственное поведение советских граждан, общественные отношения в СССР. В одной из монографий были проанализированы теоретические взгляды оппонентов на национальные отношения, раскрыты их классовая сущность, генезис, политическая направленность, сферы применения, масштабы распространения, т.е. вопросы, которым в научной литературе в то время уделялось недостаточно внимания.

Эти работы позволяют выявить связь идеологических диверсий с пропагандистской, идеологической, психологической, информационной, холодной войнами. Они, как уже говорилось, отождествлялись со всей буржуазной идеологией. Но не все буржуазные идеологи были идеологическими диверсантами. Никто из великих буржуазных просветителей, ученых, музыкантов, поэтов, писателей не занимался разработкой и осуществлением идеологических диверсий с целью помочь своему национальному правительству в реализации геополитических планов.

Христианская идеология также рассматривалась советским руководством как составная часть буржуазной идеологии. В работах советских авторов религия рассматривалась не иначе как духовный пережиток прошлого, идеологический дурман, мешающий строить новое, самое передовое в социально-экономическом плане общество. В то же время основные тезисы морального Кодекса строителя коммунизма, например, "Кто не работает, тот не ест", "Знание - сила", были взяты именно из Библии, Ветхого Завета, Нагорной проповеди Иисуса Христа.

И все же в методологическом и методическом планах в советский период было многое сделано в изучении проблем манипулирования общественным сознанием. Советские исследователи шли от зарубежных разработок. Их изучали, пересказывали, цитировали, но своего, оригинального, на таком же научном уровне советским идеологам создать не удалось. Научные исследования национального масштаба не могут не учитывать свои геополитические данности (физическая география, национальный характер, национальные традиции, культура, духовность). В работах зарубежных авторов, несмотря на достаточно разработанный в них понятийный аппарат, нет точного объяснения, как же все-таки рождаются идеологические диверсии, пропагандистская, информационная, идеологическая, психологическая, холодная войны, что закладывает возможности различного масштаба ошибок в осуществлении таких операций на практике. В их русле следовали и советские исследователи.

Кроме того, если судить по их работам, то основоположниками теории и практики идеологических войн были зарубежные авторы. Это лишь свидетельствует о пренебрежении к отечественной науке или незнании ее. Науку невозможно двигать вперед, ограничиваясь лишь опытом одного периода в развитии собственной страны, не изучая своих предшественников в отечественном и мировом масштабе.

Во время Отечественной войны 1812 года Генеральный штаб России разработал и активно применял на практике свои инструкции по защите от информационно-идеологических воздействий наполеоновской армии и ведению информационно-идеологической работы среди населения освобожденных стран. Такие работы появились в России и в начале XIX века. В русской армии соблюдалась традиция, в соответствии с которой офицеры Генерального штаба ежегодно представляли доклады о своих научных исследованиях на специально устраиваемых для этого заседаниях. Были работы и по проблемам воздействия на человеческое сознание, управления людьми. Так, русские офицеры А. Зыков, А. Резанов предвидели, какие беды могут принести России такие воздействия, выступали с докладами на основе исследования опыта военной психологии, например, на такие темы, как армия и толпа, управление людьми.

Они понимали, что противник может в нужное для него время использовать информационно-идеологические воздействия, чтобы изменить государственное устройство противоборствующей стороны, сделать ее неспособной для сопротивления, заставить исполнять чужую волю. После 1917 г. об этих исследованиях и не вспоминали. Советские исследователи ответы на все вопросы в сфере манипуляций общественным сознанием искали в основном в зарубежном опыте, относившемся, как правило, к периоду Второй мировой войны.

В современных условиях, когда США успешно применяют для решения своих геополитических операций "бархатные", "оранжевые", "розовые" "революции", невольно вспоминаются работы офицеров российского Генерального штаба по проблеме "толпа и управление ею". Странно только, что в российских условиях их теоретические разработки не получили должного применения на практике. Можно лишь надеяться, что работы офицеров российского Генштаба, созданные на основе российского национального менталитета, российских геополитических данностей, все же будут изучены не хуже, чем зарубежные.

Но и зарубежный опыт тоже изучался, очевидно, довольно поверхностно. Например, в работах ряда американских авторов изложен опыт разработки и реализации информационно-идеологических воздействий не только на противников, но и на союзников для достижения национальных интересов США. Все, о чем они открыто писали, успешно применялось и против СССР.

В трагическом для нашей страны исходе первых месяцев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. исследователи усматривают только военно-стратегические просчеты Сталина. Одна из причин - и в этом. Однако у той катастрофы есть и свое информационно-идеологическое обоснование. До сих пор эта сторона проблемы не исследуется, по крайней мере в России, как будто бы мы вступили в безмятежную, бесконфликтную эпоху.

Успех гитлеровского вермахта в начальный период войны с СССР был обеспечен благодаря прежде всего внезапности нападения, которая была достигнута информационно-идеологическими воздействиями гитлеровской Германии на все социальные слои СССР. О приготовлениях Германии к войне советское военное руководство было хорошо информировано. Но тем не менее оно вынуждено было следовать приказам Сталина не отвечать на них контрмерами.

То есть информационно-идеологические воздействия гитлеровского руководства достигли стратегической цели: советское руководство, вопреки уже трудно скрываемым планам Гитлера, даже в приграничных с СССР регионах следовало заверениям гитлеровского руководства, его пропагандистского аппарата в том, что Германия не нападет на Советский Союз.

Нежелание вступать в войну не отменяет обязанности оказывать сопротивление нападающей стороне. Страус при виде очевидной опасности старается не сопротивляться, а спрятать голову в песке. Тем скорее он ее теряет. Партийно-советское руководство перед 1941 годом придерживалось "страусиной" политики, стратегии и тактики, закономерным итогом чего должна была стать гибель СССР. Не стала потому, что в первую очередь русский народ в своих генах, сознании, душе сохранил ответственность за судьбу Отечества. И исправил, казалось бы, уже непоправимые ошибки Сталина, утопил в своей крови гитлеровскую армию, добился капитуляции фашистской Германии. Этот факт так потряс Сталина, что еще в ходе Великой Отечественной войны ряд российских национальных традиций, например военных, религиозных, был им восстановлен.

Американские исследователи в своих работах называют СССР крайне идеологизированным государством. Почему же тогда партийно-советское руководство проиграло идеологическую войну с буржуазной идеологией? И могла ли выиграть эту битву с фашизмом страна, которую ее руководство рассматривало как охапки хвороста в костер мировой революции?

Со временем проработка документов партийных съездов, книг советских идеологов даже в системе партполитпросвещения стала формальным делом, а борьба против идеологических диверсий империализма, так и не начавшись должным образом, стала придворной политической модой, обязательной словесной трескотней, а не защитой информационно-идеологического пространства страны. Одними лишь выступлениями генсеков, других партийных лидеров, ученых, использовавших в своей риторике основные положения самого "передового" в мире учения - марксизма-ленинизма, такую защиту без соответствующих практических мер нельзя было создать.

Когда СССР объявили развитым зрелым обществом, в котором окончательно победил социализм, в Афганистане с упорством, достойным лучшего применения, повторяли ошибки, допущенные партийно-советским аппаратом и на заре советской власти, и в ходе всех этапов построения советского общества. На основе этих идеологических концепций велись и советские информационно-идеологические воздействия на население Афганистана. Ошибки в стратегии, тактике ведения войны в Афганистане и в осуществлении информационно-идеологических воздействий на местное население стали главными причинами и вывода советских войск из Афганистана, и потери геополитического влияния на эту ранее традиционно дружественную страну. В итоге геополитический вакуум в регионе заполнили Соединенные Штаты Америки.

Феномен идеологических диверсий, фундаментально отраженный в советской библиографии, представляет не только исторический, но и практический интерес для всех, кто работает над проблемой защиты информационно-идеологического пространства страны. Помимо обязательной для того времени подобострастной словесной мишуры, в работах советских исследователей в сфере идеологии есть канонические научные подходы к решению вечных проблем манипуляции общественным сознанием в мирное и военное время. Эти разработки не утратили и вряд ли утратят свое значение в ближайшем будущем. Поэтому содержащиеся в них методологию, методику было бы неразумно не использовать в защите российского информационно-идеологического пространства от специальных информационно-идеологических воздействий.

Англичане лет пятнадцать исследовали работу геббельсовского пропагандистского ведомства, которое, по оценке специалистов, работало как швейцарские часы. В разработке проблем безопасности российского государства в целом и защиты его информационного пространства в частности тоже надо использовать весь имеющийся опыт - как зарубежный, так и наш, отечественный. Хотя зарубежный опыт необходимо критически анализировать через призму своих собственных геополитических данностей.

Ефим Андурский

Термин «идеологическая диверсия» - это не более чем рода ярлык , который во времена СССР клеили носителям чуждых мировоззрений. Ныне этот термин уже не в ходу. Он не применяется по той простой причине, что в Российской Федерации признается идеологический плюрализм (ст. 13 Конституции). А это означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. И, коль скоро общегосударственной идеологиив России не существует, инкриминировать кому-либо«идеологическую диверсию» в принципе не возможно.

Иначе обстоит дело с прочими диверсиями, будь то совершением взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ (ст. 281 УК РФ).Отсутствие в УК РФ такого состава преступления как«идеологическая диверсия» и есть идеологическая диверсия...

Поговорим об учреждениях. Законодатель признает таковым(ст. 123.21 ГК РФ) унитарную некоммерческую организацию,создаваемую (учредителем. - Е. А.) в целях реализацииуправленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. И если гражданин или юридическое лицо может создать частное учреждение, то Российская Федерация, субъект РФ или муниципальноеобразование - соответственно государственное или муниципальное учреждение.

Спрашивается, а кто же мог бы выступить в роли учредителя «некоммерческой организации» именуемой «Российская Федерация»? Может ли быть таковым совокупность российских граждан «многонациональный народ Российской Федерации», который, как утверждается в Конституции (ст. 3), и является «единственным источником власти» в РФ?

И, наконец, вопрос, ради поиска ответа на который я и предпринял настоящую публикацию: «Нуждается ли РФ в каких-либо преобразованиях? И, если нуждается, кто, каким образом и по какому праву мог бы эти преобразования осуществить»?

Вообще говоря, всеми правами в отношении того или иного учреждения обладает его создатель. Только учредитель может наделить созданное им учреждение уставом, прописав в нем предназначение этого учреждения.

В чем же заключается предназначение РФ? Ради каких «управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера» она была создана?

Впрочем, кто и с какой бы целью ни создавал РФ, преобразовать это учреждение политическими средствами проще, чем строить заново на пепелище, - утверждает мой перманентный оппонент — доктор политических наук, действительный член Академии геополитических проблем Владимир Павленко . И это утверждение представляется совершенно справедливым. Он, правда, предполагает, что «в клиническом случае (с автором этих строк. - Е. А.) все упирается в фундаментальное незнание и/или непонимание законов политики». Ну, что же, «веленью божию, о муза, будь послушна, обиды не страшась, не требуя венца, хвалу и клевету приемли равнодушно...». Памятуя об этих строках Александра Пушкина , «оспоривать» предположение г-на Павленко я не стану. Что же касается идеи преобразования государства «политическими средствами», то почему бы и нет? Главное, как говорится, была б на то «господня воля»...

Но кто же способен выразить свою волю по такому поводу, как изменение Конституции РФ?! Может ли это сделать правительство РФ? Это, как я думаю, едва ли. Правительство подобно совету директоров акционерного общества вправе решать только те вопросы, которые отнесены к его компетенции уставом учреждения «РФ», принимаемым и изменяемым общим собранием «акционеров» ЗАО «РФ»?

Обратимся к Конституции. В ст. 135 Основного закона РФ сказано: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то только в этом случае созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проектнового Основного закона. Он либо принимается Конституционным Собранием (двумя третями голосов от общего числа его членов), либо - выносится на всенародное голосование. Увы, но законопроект № 874565-6 «О Конституционном Собрании РФ» ГД РФ отклонила. Это означает, что закона, который позволил бы корректироватьКонституцию РФ и стратегический курс этого учреждения... не существует.

Да, но есть ли у России какая-либо стратегия? -поинтересовался автор этих строк мнением членов одиннадцатитысячного сообщества интеллектуалов, использовав для своего опроса реплику Владимира Путина, что «никакой монополии на истину в экономической дискуссии быть не должно».

Дело, однако, не в экономике, дело в политике. И даже не столько в политике, сколько в стратегии. Так вот, 75% участников состоявшегося опроса посчитало, что никакой стратегии у России нет вообще; 23% решило, что стратегия есть, но она никому неведома и еще 3% выбрать определенный ответ и не смогли.

На самом деле стратегия у России есть. Доставшись ей от СССР, эта стратегия предполагает продолжение той самой перестройки, которая, разрушив «Союз нерушимый республик свободных», теперь угрожает существованию России...

Есть мнение , что развал «великого и могучего» Советского Союза обусловливался марксизмом-ленинизмом и что следование «вечно живому» учению обеспечивало несменяемость власти и прочие «прелести» социализма.Можно подумать, что перестройка избавила нас от всех этих «прелестей» и теперь в России наступила божья благодать.

Благодать наступила преимущественно для скороспелых российских олигархов, призванных сыграть роль «лечебных пиявок» для нездоровой советской экономики. Есть, однако, обоснованное опасение, что гайдаро-чубайсовская «гирудотерапия» доведет Россию до анемии. Если, конечно, этому не воспрепятствует пробуждающееся российское общество. Представляя совокупность субъектов, каждый из которых наделен правами (и обязанностями) человека, само оно субъектом тем не менее не является.

К слову о правах человека. Всеобщая декларация таких прав содержит целых три десятка. Хуже и гораздо хуже обстоит дело с обязанностями. Но откуда же взялись права и обязанности человека? Допустимы две гипотезы. Можно, например, предположить, что источника прав и обязанностей человека... не существует. Ну, не ООН же в самом деле их источает... Другая гипотеза заключается в том, что есть Некто, наделивший нас и правами, и обязанностями. Первая гипотеза ничего, кроме всемирного беспорядка, не сулит. Если же исходить из второй, то придется согласиться с тем, что каждый должен служить своему Творцу.

Так кто же «сотворил» Российскую Федерацию? Кому она ? Большинство участников соответствующего опроса посчитало, что... маммоне. Но разве не ясно, что поклонение золотому тельцу не может не обусловливать потерю духовности, которая, в свою очередь, повлечет за собой идеологическую катастрофу...

Преамбула Всеобщей декларации содержит такое утверждение: «Необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения». Власть закона есть у государства, а его, как я думаю, не стоит обременять защитой прав человека, ограничив защитой гражданских прав и свобод.

Что же касается общества, то оно, будучи (в норме) учредителем государства, вправе контролировать его деятельность, не доводя дело до «восстания против тирании и угнетения». Государство же должно обслуживать общество и его членов. Более того, единственный смысл возможной консолидации членов общества в том и усматривается, чтобы регламентировать деятельность своего государства.

Итак, ни у кого, кроме общества, нет права реформировать государство. При этом целью реформы должна стать поправка к Конституции, обязывающая государство служить обществу в целом, а не отдельно взятому господствующему классу.

Как уже отмечалось, психологическая война империализма является составной частью идеологической борьбы двух систем. В этой борьбе старый мир широко осуществляет идеологические диверсии против реального социализма. Идеологическая диверсия представляет собой конкретную духовную акцию, направленную против социалистического общественного сознания с целью изменения в нем жизненных установок и ориентации. Идеологические диверсии империализма Осуществляются как в теоретической области (искажение методологических положений марксизма-ленинизма, фальсификация исторических концепций, извращение принципов права, этики и т. д.), так и в психологической (муссирование заявлений различных отщепенцев, фабрикация политических фальшивок, популяризация различных антисоветских сборищ и т. д.).

Идеологические диверсии планируются и разрабатываются в пропагандистских и разведывательных центрах империалистических государств. Например, после того как провалились замыслы контрреволюции захватить власть в ПНР, в Вашингтоне была разработана и осуществлена многоплановая диверсия «Пусть Польша останется Польшей». ЮСИА и ЦРУ разработали подробный сценарий, в котором были определены как состав участников диверсии, так и ее содержание, организация, сроки, формы, направленность. Названная диверсия носила характер дешевого телевизионного шоу с участием американского президента, глав правительств ряда других капиталистических стран, профессиональных политиков, ренегатов-перебежчиков. Несмотря на миллионы долларов, которые были выделены для осуществления этой грязной комедии, проведенной 30января 1982г., она с треском провалилась. Даже на Западе, в некоторых капиталистических странах, эта диверсия вызвала широкий протест.

Идеологические диверсии можно классифицировать по объекту воздействия на внутрлполитические в внешнеполитические,

по времени осуществления -на разовые, краткосрочные и долгосрочные. По своему содержанию диверсии, как правило, носят политический характер, охватывая вместе с тем различные сферы и формы общественного сознания: мораль, право, эстетику, религию, а также историю, культуру, национальные отношения и т. д. Профессионалы идеологических диверсий обычно выдвигают конкретные цели ярко выраженного подрывного характера:

Внушить сомнения в правильности внешней и внутренней политики социалистического государства;

Побуждать людей к антиобщественным поступкам, идущим вразрез с нормами социалистической демократии и права;

Пытаться оживить национальные предрассудки и ослабить приверженность интернационализму;

Стимулировать проявление частнособственнических наклонностей, вещизма, психологии потребительства;

Подвергать сомнению основные духовные ценности социализма в области культуры, морали, идеологии;

Побуждать к прямой измене Родине -и стремление к эмиграции.

По существу, сама постановка этих целей является грубым нарушением норм международного права и циничным вмешательством во внутренние дела суверенных государств. Однако эти установки закреплены в официальных директивных документах ЮСИА, ЦРУ, других пропагандистских и разведывательных центров США, НАТО, иных капиталистических государств. Заместитель директора «Голоса Америки» Ф. Николайдес, комментируя новые установки Вашингтона в области психологической войны и ее цели, прямо заявил в начале 1982г.: «Мы должны стараться дестабилизировать Советский Союз и его союзников, способствуя разладу между народами и правительствами. Нужно расшатать изнутри то, что составляет содержание марксистских взглядов и убеждений».

Нетрудно видеть: подобное заявление носит не идеологический, а откровенно подрывной, диверсионный характер, отражает все содержание психологической войны империализма. А то, что такая война буржуазией ведется против реального социализма, на Западе и не скрывают. Директор ЮСИА Ч. Уик заявил 23октября 1981г.: «Мы находимся в состоянии войны с Советским Союзом». На недоуменные вопросы журналистов он ответил, что имел в виду «войну идей». Если учесть, что это сказано

человеком, являющимся советником президента по внешнеполитической пропаганде и облеченного официальными полномочиями, то становится понятным, как далеко зашла американская администрация в расширении и ужесточении политической и духовной конфронтации против СССР.

В психологической войне большое место занимают идеологические диверсии в области морали. Дело в том, что новая, коммунистическая нравственность является одним из важнейших духовных устоев советского человека. Без их эрозии, считают на Западе, нельзя добиться изменения и политических установок у советских людей.

Руководители идеологических центров в странах капитала прекрасно видят огромное моральное превосходство социалистического общества над буржуазным, нравственных качеств человека нового мира над традиционной буржуазной моралью. И, понимая это, они делают все для того, чтобы внести разлагающие идеи «свободного мира» в сознание советских людей, советских воинов. Американский социолог А. Аллен, известный антисоветчик и специалист в области подрывных действий, откровенно заявляет, что «в схватке идей нами должен быть сделан акцент на чисто человеческие, этические моменты. Именно здесь должна развернуться одна из ожесточенных схваток за души людей». Буржуазные идеологи, занимающиеся непосредственно техникой идеологических диверсий, подчеркивают специфичность борьбы идей в сфере морального сознания. По образному выражению американского профессора Чукаса, «идеи часто сравнивают с оружием:

пулями, снарядами. Но моральные идеи сильнее. Снаряд - средство одноразового пользования, а идея -многоразового и может быть так опасна, что не всегда возможно предвидеть все последствия ее воздействия».

Враждебные этические идеи, адресуемые советским людям, нашей молодежи в диверсионных актах, пытаются расшатать моральные устои коллективизма, советского патриотизма и социалистического интернационализма. Буржуазные пропагандисты (в печати, фильмах, радиопередачах, на различных выставках) не жалеют усилий, чтобы внушить людям представления о чуть ли не райской жизни при капитализме, о его процветании и т. д. На Западе создано много идеологических мифов о «свободе личности», демократизме «свободного мира», «обществе равных возможностей» и т. д. Словесный фейерверк буржуазных пропагандистов без устали освещает «капиталистический

рай», на все, лады прославляет мифические свободы капитализма.

Однако при первом же знакомстве с этим «раем» можно увидеть обратное: миллионы безработных, духовный гнет, расизм, преступность, антидемократические законы буржуазных правительств, наступление на права трудящихся. Это и многое другое безжалостно развеивает лживые мифы буржуазной пропаганды. Разве можно говорить о реальной свободе личности в капиталистическом мире, если миллионы трудящихся там не имеют работы и влачат жалкое существование? Какие уж тут равные возможности, если более трети детей капиталистического мира и освободившихся стран, избравших путь капиталистического развития, не имеют возможности- учиться! Хорош демократизм, когда борцов за гражданские права и мир бросают за решетку, а главари уголовных синдикатов разгуливают на свободе и даже занимают ответственные посты в государственных учреждениях!

Советскому человеку трудно представить, что каждую минуту в США совершается одно убийство, несколько ограблений и изнасилований. С начала века в США гангстерами убито около 800тыс. человек, то есть больше, чем потеряно Соединенными Штатами за это же время в войнах, которые они вели. Насилие, страх, коррупция, проституция, расизм, бессмысленная жестокость являют собой характерные нравственные черты «свободного мира», свободного от справедливости, гуманизма, доброжелательности.

Английский буржуазный писатель Д. Макмиллан в книге «Корни морального разложения» признает, что «современное капиталистическое общество является свидетелем такого попрания моральных обычаев, такого штурма общепринятых моральных принципов, как никогда раньше...». Больное общество имеет и больную мораль. Все, что приносит монополиям, буржуазным центрам массовой информации прибыль, считается нравственным, даже если это безнадежно калечит людей, рождает моральных уродов и преступников.

Американская газета «Дейли мейл» проанализировала обычную для американцев недельную телевизионную программу в 1981г. Газета сообщила, что по трем главным каналам телевидения США было показано 164преднамеренных убийства, 91попытка к убийству, 64убийства, «оправданных обстоятельствами», 19случаев побега из тюрьмы, 118грабежей банков и магазинов, 21похищение

детей, 78изнасилований и т. д. Весь этот телевизионный кошмар, однако, не надуман, он скопировав с реальной действительности. Люди привыкают смотреть на мир лишь через перекрестие прицела оружия. Американский журналист Э. Мерроу, комментируя в газете эту убийственную статистику (в прямом и переносном смысле), пишет: «Во мне растет страх, когда я наблюдаю, что совершает телевидение в нашем обществе. Приглядитесь к программам наших станций -и вы увидите поразительное доказательство того, что наш народ находится в смертельной опасности. Радио, телевидение, печать используются как сокрушительное средство уничтожения морали...»

Трудно не согласиться с этим признанием буржуазного журналиста. Известный английский прогрессивный писатель Джеймс Олдридж метко заметил, характеризуя нравственность буржуазного общества: «Этикой капитализма сделалась аморальность...» Что это именно так, свидетельствует множество социальных болезней, моральных язв, органично присущих «свободному миру». А заправилы империалистических монополий, погрязшие в глубоких нравственных пороках, считают вправе поучать социалистические страны! Считают вправе в своих диверсиях обелять мораль Запада и чернить мораль социалистическую! Поистине фарисейство буржуазии безгранично.

В. И. Ленин, раскрывая глубинные причины аморализма капиталистического общества, писал: «...мы знаем, что коренная социальная причина эксцессов, состоящих в нарушении правил общежития, есть эксплуатация масс...» 1 . Естественно, что официальная буржуазная пропаганда предпочитает об этом не распространяться. При умелом противопоставлении действительной картины образа жизни в капиталистических странах с их мифами о «свободе», «правах человека» образу жизни в социалистическом обществе нетрудно увидеть социальную несостоятельность претензий буржуазных деятелей и идеологов на роль поборников гуманизма, демократии и свободы. Рельефность, еще большая очевидность этого вывода будет несомненна, если вся советская молодежь научится пристально смотреть вокруг себя. Помощь товарищу, принципиальность в борьбе со злом, скромность и отзывчивость, уважение добрых традиций, дерзание в труде, готовность помочь братьям по классу в других странах -все это характеризует главный принцип нашей морали -преданность

делу коммунизма. Такие черты образа жизни немыслимы в буржуазном обществе.

Одним из распространенных приемов, используемых в идеологических диверсиях, является попытка увести интересы, стремления человека в мир мещанских вкусов и вещей, потребительской психологии, которая обычно предстает питательной средой для общественной пассивности, беспринципности, приспособленчества, конформизма. В книге «Юные претенденты» американский буржуазный писатель Дж. Мойс утверждает, что если у социалистической молодежи выработать нигилистическое отношение к духовным ценностям и нравственным идеалам то она будет далека от общественных целей и идеалов. Нигилизм- это своеобразное моральное недомогание, когда человек видит мир так, если бы он смотрел на холст великого художника с обратной стороны. Но усилия буржуазной пропаганды тщетны: нигилизм чужд нашей молодежи в силу революционного, коммунистического мировоззрения, присущего ей.

Другим приемом идеологических атак в области моральной является попытка опорочить, оболгать советский образ жизни, оживить пережитки прошлого, встречающиеся у некоторых людей. Пьянство, рвачество, мещанство, хулиганство, лицемерие, взяточничество -антиподы коммунистической морали, с которыми, как подчеркивалось наXXVIсъезде КПСС, необходима настойчивая борьба. Идеологические пираты капиталистического мира хотели бы их развить, оживить, активизировать.

Наша партия учит советских людей, что коммунистическая нравственная убежденность -это вместе с тем и глубокая непримиримость к любым проявлениям буржуазной морали. Быть добрым -это значит быть недобрым к злу. Любая позиция невмешательства, созерцательное отношение к аморальному, общественная пассивность, примиренчество с нравственными аномалиями являются признаками отсутствия у человека качеств классового борца, проявлением его нравственной дряблости. Атакующий, революционный ход мыслей, единство слова и дела-вот «визитная карточка» советского человека, носителя самой гуманной и благородной морали. Непримиримость к проявлениям буржуазной морали -это способность дать верную, принципиальную оценку конкретному поступку, умение постоять за нравственную справедливость и готовность всем своим поведением доказать силу и истинность наших коммунистических норм и правил.

Мы остановились лишь на некоторых направлениях идеологических диверсий империализма в области общественного сознания. Во всех случаях они выступают как конкретный инструмент влияния, воздействия, проникновения, подрыва духовного единства, морального духа, стабильности социалистического общества. Психологические средства при осуществлении идеологических диверсии занимают исключительно большое место.

Анализируя конкретное содержание идеологических диверсий в психологической войне империализма, можно сделать вывод, что классовый враг многое перенял и активно использует из прошлого, особенно нацистского, гитлеровского арсенала духовного насилия. Поэтому важно учитывать и использовать наш опыт противодействия буржуазному влиянию как в мирное, так в в военное время.

Фактором, затрудняющим разработку понятия и подходов к классификации диверсии, является проблема отождествления диверсии с террором и терроризмом. Отличие диверсии от терроризма будет рассмотрено автором курсовой работы в последней главе данного исследования.

Очертим круг задач для научного поиска, прежде всего задачу разработки классификаций форм, видов диверсии, средств и способов диверсионной деятельности.

Существует возможность классифицировать диверсию на:

Экономическую;

Политическую;

Информационную (или идеологическую);

Психологическую (слухи);

Кибердиверсию (электронную диверсию, например, хакерские атаки на сайты органов государственной власти).

1. Особо распространенный вид диверсии в уголовной практике многих современных государстве - это экономическая диверсия. Рассмотрим ее подробнее.

Если коротко охарактеризовать экономическую диверсию, то с нашей точки зрения она определяется следующими особенностями.

Первая особенность - это цель экономической диверсии: получение выгоды в результате присвоения экономических ресурсов с нарушением принципа эквивалентности, при этом не исключен полный контроль над экономическими ресурсами региона или государства.

Вторая особенность заключается в том, что экономическая диверсия носит скрытый для общества характер преступления.

Третьей особенностью является объект экономической диверсии. Объектом посягательства является экономика государства в целом, отдельные сектора, группы граждан и организаций. Существенный ущерб, причиняемый экономическим интересам государства и общества.

Четвертая и последняя особенность экономической диверсии сводится к особо сложной квалификации преступления по субъективным признакам. «Такой диверсии, как экономическая, присущ неочевидный, множественный, систематический и длящийся характер, где сложно установить организаторов, исполнителей и пособников преступления и меру их персональной ответственности. Важно учитывать, что диверсионные операции, как правило, тщательно спланированы и участие пособников может быть как прямым, так и косвенным» Емельянов В.П. Терроризм, бандитизм, диверсия: вопросы разграничения // Законность.- №1. - 2000. - С.44.

2. Но не только экономическая диверсия обладает распространенностью в мировой практике совершения преступлений. Весьма распространенным видом диверсии в уголовном праве и правоприменительной практике многих государств является идеологическая диверсия.

Диверсия идеологическая - одна из основных форм подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб империалистических государств, их идеологических и пропагандистских центров, представляющая собой агитационно-пропагандистские либо разведывательно-организационные действия.

«Мероприятия и операции, осуществляемые специальными силами и средствами и направленные на инспирирование, стимулирование и использование антисоциалистических тенденций, процессов и сил в целях подрыва или ослабления государственного и общественного строя в каждой отдельной социалистической стране, а также единства и содружества социалистических стран. Основное острие идеологических диверсий направлено против Советского Союза - главной и решающей силы, стоящей на пути разбойничьих устремлений империализма. Идеологические диверсии против социалистических стран антикоммунистические центры и разведывательные органы империалистических государств осуществляют в виде оказания средствами подрывной пропаганды враждебного идеологического и политического влияния на граждан социалистических стран (подрывная пропаганда) и в виде создания внутри социалистического общества нелегальных оппозиционных групп и организаций, установления и налаживания с ними организационных связей и взаимодействия, склонения их к осуществлению подрывной деятельности против социалистического строя и обеспечения их необходимыми для этого средствами (разведывательно-организационная антисоветская деятельность). Оба эти вида идеологической диверсии тесно связаны между собой» Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части: краткий курс. - М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010. - С. 317.

Конечной целью идеологической диверсии является стремление ликвидировать общественный и государственный строй социалистических стран либо так их ослабить, чтобы они оказались неспособными противостоять вооруженной агрессии империализма.

Идеологическая диверсия посягает на все сферы общественной жизни социалистических стран - идеологию, политику, экономику, мораль, право, культуру, науку. Однако инспирирование и стимулирование антисоциалистических тенденций и процессов во всех этих сфера спецслужбы противника подчиняют политическим целям - целям подрыва и ослабления социалистического государства. Поэтому в каждой акции идеологической диверсии необходимо вскрывать политические подрывные цели, которые нередко тщательно маскируются См.: Преступления террористической направленности: уголовное преследование на досудебных стадиях / Под ред. О.Н. Коршуновой. - СПб, 2003 - 435с..

«Идеологическая диверсия представляет собой противоправную деятельность, связанную с вмешательством во внутренние дела социалистических стран. Наиболее острые и опасные акции идеологической диверсии могут квалифицироваться как антисоветская агитация и пропаганда, если в действиях имеются признаки, предусмотренные ст. 70 УК РСФСР, а также как организационная антисоветская деятельность при наличии признаков, предусмотренных ст. 72 УК РСФСР» Мамонов В.В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России // Журнал российского права. - № 6. - 2003. - С.19.

Акции и операции идеологических диверсий осуществляются в тесной взаимосвязи с политической разведкой (шпионажем), базируются на добываемых и инспирируемых политической разведкой материалах. Политическая разведка по отношению к идеологической диверсии выполняет функцию разведывательно-информационного обеспечения См.: Климчак А.Г. Понятие и признаки преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства в России. - М., 2008. - С. 78.

В свою очередь частным примером идеологической диверсии, взятым из уголовно-правовой деятельности в Российской Федерации, является сайт агентства «Кавказ-центр» в сети Интернет. Приведем текст сообщения в разделе «Сотрудничество»: «Независимое международное исламское агентство «Кавказ-центр» приглашает к сотрудничеству журналистов и политических обозревателей. Для того, что бы стать постоянным автором публикаций на сайте KavkazCenter.com необходимо прислать в нашу редакцию авторский материал по любой из следующих тем - «Война на Кавказе», Ичкерия», «Перспективы развития ситуации на Кавказе», «Дагестан», «Ситуация в Закавказских странах», «Российская тематика - Кремль, Путин, олигархи, свобода слова, борьба за власть, перспективы Путина, российская армия, спецслужбы и др.», «Ближний Восток», «Исламский мир», «Афганистан», «Политика США», «Ситуация и перспективы в Центральной Азии», или на любую свободную политическую тему, затрагивающую важные аспекты жизни современного мира».

Факт идеологической диверсии не вызывает сомнений. Некое международное исламское агентство проводит целенаправленную акцию, порочащую российское государство, и осуществляет открытый наем журналистов и политических обозревателей для совершения преступных действий информационного характера против России.

3. Особым, недавно появившимся видом диверсий являются диверсии в отношении компьютеров и компьютерных сетей - кибердиверсии. Распространение Интернета открыло массу возможностей как в сфере пропаганды, так и непосредственно в сфере вооруженной борьбы. Это связано с тем, что многие государственные и экономические институты широко используют коммуникационные возможности всемирных компьютерных сетей. Это, в первую очередь, банки, биржи, телефонные компании, а также органы государственной власти, включая силовые структуры См.: Дьяков С.В. Государственные преступления (против основ государственного строя и безопасности государства) и государственная преступность. - М.: НОРМА, 2003. - С. 223.

Способы совершения компьютерных преступлений целесообразно подразделять на три группы:

· способы непосредственного доступа к компьютерной информации;

· способы удаленного доступа к компьютерной информации;

· способы распространения технических носителей информации, содержащих вредоносные программы для ЭВМ.

«Наиболее распространены следующие виды кибердиверсий:

· Взлом и проникновение в локальные сети, подключенные к Интернету, с целью похищения, изменения или уничтожения информации.

· Переполнение электронных почтовых ящиков.

· Перегрузка серверов избыточным количеством обращений» Емельянов В.П. Терроризм, бандитизм, диверсия: вопросы разграничения// Законность. - №1. - 2000. - С.45.

Кроме вышеперечисленной классической классификации диверсии существует и другая, основанная на определении формы диверсии, классификация.

В уголовно-правовой литературе диверсии подразделяются по форме на:

· активные (акты материального разрушения или уничтожения)

· пассивные (саботаж, уклонение или отказ от выполнения той или иной работы, распространение слухов, замедление процессов производства) См.: Чащина Л. Ошибки квалификации при рассмотрении дел о терроризме // Российская юстиция. - № 1. - 2010. - С.51.

Современная практика диверсий свидетельствует, что в мирное время активные диверсии осуществляются, главным образом, по линии экономики и террора, а пассивные - по линии политики. «Чем усиленнее и лихорадочнее идет подготовка к войне, тем шире и энергичнее диверсии, тем они многостороннее и искуснее: от едва заметного саботажа и чуть уловимой провокации до массовых убийств, взрывов и поджогов на огромных территориях, как будто между собой не связанных» Дробов М.А. Малая война - М.: Госвоениздат, 1931. - С. 75.

Таким образом, в науке уголовного права диверсию принято классифицировать на идеологическую, экономическую, политическую и кибердиверсию. Существуют также другая классификация диверсии - по форме выделяют активные и пассивные диверсии.

Деление диверсии на формы, (как и любая другая классификация) носит в известной степени условный характер, но выделение конкретных признаков тех или иных форм диверсии необходимо для придания большей целенаправленности и систематизации правотворческой и правоприменительной деятельности в этой области См.: Климчак А.Г. Понятие и признаки преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства в России. - М., 2008. - С. 79. Наибольшую опасность с нашей точки зрения представляют собой следующие формы диверсии:

· Использование в диверсионных целях взрывных устройств; оружия, в том числе биологического, химического, радиационного.

· Использование служебного, общественного положения или должностных полномочий.

· Использование информации, представляющей государственную тайну.

· Хищение секретной информации.

· Использование средств массовой информации, в том числе Интернет, специальной литературы.

· Использование коммерческих, общественных и религиозных организаций.

· Провокация военных, религиозных, межэтнических конфликтов.

· Финансирование диверсионной деятельности.

· Вовлечение в диверсионную деятельность граждан и организаций (вербовка агентов, создание агентурных сетей).

· Диверсионная война.

Список не является исчерпывающим.

Следует отметить, что главной целью акта диверсии по действующему законодательству является умышленное поражение того или иного элемента экономической безопасности или обороноспособности государства. Однако, мы полагаем, что цели диверсий не ограничиваются указанными в законе объектами. Многие диверсии направлены не только на подрыв экономики и обороноспособности страны, но и на разжигание национальной и религиозной вражды и другие опасные цели. Диверсионная деятельность может быть направлены на нарушение территориальной целостности государства и дестабилизацию политической обстановки. Многочисленные признаки этого явления наблюдаются в настоящее время на территории Чеченской Республики Российской Федерации См.: Васильева Л.Н. Транснациональные преступления как угроза национальной безопасности России (конвенционные механизмы противодействия)//Журнал российского права.- №10. - 2005. - С. 32.

Таким образом, диверсия может иметь длящиеся во времени цели и включать в себя не только единичные, но и массовые, неоднократные, систематические акции.

В связи с вышеизложенным мы полагаем, что статья 298 УК КР нуждается в существенной корректировке и дополнениях. В частности в законе следует уточнить виды и формы диверсии, разграничить диверсии по масштабам и последствиям, определить границы материального ущерба, причиненного диверсионной деятельностью, как отдельных лиц, так и организаций, меры ответственности за ущерб от диверсий в любой форме; включить в закон и раскрыть такие понятия, касающиеся объективной и субъективной стороны данного преступления, как «диверсионная операция», «диверсионная деятельность», «диверсионная война», «агент влияния», «агентурная сеть», «диверсионная группа», «финансирование диверсионной деятельности». Следует ввести в закон специальные нормы, предусматривающие повышенную ответственность государственных служащих-организаторов, пособников, подстрекателей и исполнителей диверсионных операций. Кроме того, необходима ясность в классификации разнообразных средств, используемых диверсантами: взрывные устройства, оружие, информация, компьютерные вирусы, поджоги и другие, а также способов диверсионной деятельности.