В чем проявляются проблемы духовного кризиса. Трудности в Пути

Современное поколение как, в принципе, и все предыдущие, предпочитает проводить всю свою жизнь в состоянии жизнерадостного самоуспокоения и полной отрешённости от всех серьёзных проблем. Спасти современную цивилизацию уже невозможно, потому что она сама этого не желает. Все заняты только поиском дополнительных доходов, потому что всем для полного счастья катастрофически не хватает денег. Кому-то для полного счастья не хватает каких-то жалких нескольких тысяч. Кому-то не хватает каких-то жалких нескольких миллионов. Ну, а кому-то всего-то на всего, каких-то жалких нескольких миллиардов. У каждого свои запросы и понимания о полном счастье, но всем, так или иначе, катастрофически не хватает.

Деньги не делают людей счастливыми, они делают их лишь ещё более мелкими и более ненасытными, но большинство с радостью готовы продать свою душу, сделав её разменной монетой, лишь бы у них было много денег.

Всё больше и больше происходит разрушение духовных основ. Всё ближе и ближе бездонная пропасть, в которую свалится современная империя разврата под названием «Вавилон». В наши дни уже почти всё держится только на деньгах, которые сами держатся ни на чём. В современной мировой экономике всё лишь условно, реально же существуют лишь только иллюзии, в которых уже все утонули с головой. Современные деньги превратились в абстрактные цифры. Уже толком никто не понимает, откуда именно взялись эти цифры, что именно за ними стоит, и вообще, а есть ли что-то ещё кроме самих цифр. Доигрались до того, что этого уже никто и не знает, даже самые ведущие экономисты мира.

В современной цивилизации, с её уже окончательно изуродованной мировой экономикой и невиданным духовным упадком, исказились все понятия, на которых всегда стоял мир. Купцы превратилась в игроков, а торговля в игру. Кругом один обман, кто кого перехитрит; у всех в голове только одна нажива. Деньги стали абсолютной абстракцией. Их сначала оторвали от золота, а потом даже и от бумаги. Современные деньги -- это компьютерные коды, в которые играет весь мир. Всё финансовое состояние существует лишь в виртуальном виде некоего кода, который сам по себе не имеет никакой, даже самой малейшей ценности. Когда рухнет существующая цивилизация, а это уже не за горами, единственное, что останется, так это только сам компьютерный код, в котором будет только одна цифра -- ноль. Про все реальные ценности все смело могут забыть и даже не заикаться о какой-то надежде, потому что когда рухнет мировая финансовая система, никакие материальные ценности людям уже не понадобятся.

Придя в этот дивный, прекрасный и одновременно злом дышащий мир, люди не собираются искать в нём истину, они ищут здесь лишь своё счастье соответствующее их земному представлению. Земное счастье подавляющего большинства однообразно, скудно и убого. Достаточно спросить современного человека, что ему больше всего не хватает для счастья, и почти все ответят одно и то же -- деньги. Подавляющее большинство такое положение дел совершенно не пугает и они этим не гнушаться. В своих устремлениях большинство абсолютно предсказуемо, потому что оно абсолютно примитивно.

Огромное могущество диавола в том, что большинству не нужна истина в том виде, в которой она исходит от Бог. Им нужна истина в том виде, в которой её преподносит враг Бога. Силу и значение истины большинство измеряет лишь в денежном эквиваленте и исключительно с позиции личной выгоды, поэтому в глазах большинства людей истину украшает лишь только блеск золота, а не сила правды. То в большей, то в меньшей степени так было во все времена. Но нет особого смысла сокрушаться по этому поводу, потому что в действительности своей: сила золота лишь миг, а сила правды -- вечность.

Материальное в этом мире всегда превосходило духовное, но так, как в нынешние времена, ещё никогда. Современные люди уже настолько увлеклись поиском денег и приобретением на них различных земных благ и наслаждений, что уже окончательно забыли, а зачем именно они в этот мир пришли. Такие заумные вопросы здесь уже давно никого не интересуют. Всё развитие современной цивилизации стремительно развивается в направлении, при котором в неотдалённом будущем, всю планету, а за ней уже и весь космос, заселят ненасытные потребители, которым безразлично всё, кроме жизненных удовольствий. В погоне за материальными благами и прочими наслаждениями многие потеряли всё, что только можно потерять: сначала веру, потом ум, потом совесть, а теперь уже даже и страх. Современные люди обезумили настолько, что не боятся уже ничего, даже гнева Бога. Потеряв духовный ум, многие уже не могут уразуметь простых духовных истин: в чьём сердце испарилась последняя капля страха, тому суждено утонуть в океане ужаса.

В наши дни происходит окончательное разрушение всех духовных основ, на которых стоит всё мироздание. Всем кажется, что если мир жил во грехах во все времена, то так будет и дальше, и упорно не хотят понять, что им всё это только кажется. Всё имеет свой конец, всё имеет свой предел и свои границы. Всё подошло к последней черте, дальше -- крах.

Кризис усиливается и остановить его просто невозможно, потому как остановить его просто некому. Всё и везде подошло к обрушению. Вся суть в том, что мир изменился, и изменился столь сильно, что он уже не способен существовать на тех основах, на которых всё стояло многие тысячелетия. Мир подошёл к смене эр, и ничего от старого ему ненужно, независимо от того нужно ли это тем людям, которые неспособны к переменам.

Если разрушены духовные основы, то вслед за ними начинает рушиться всё, и происходит то, что и должно произойти по самой природе вещей, то есть приходит гибель существующей цивилизации.

Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.Особенности современной молодежной субкультуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка. Главными жанрами при этом выступают рок - и поп- музыка, которые в молодежной субкультуре выходят за рамки искусства и становятся стилем и образом жизни. Другими элементами молодежной субкультуры выступают сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры повеления, способы развлечения и т.д. Молодежный сленг отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. Проблемы духовного кризиса: 1) Дети мало посещают церковь; 2) Дети не читают литературу, газеты и другие источники информации; 3) Несформулированное мнение о чем-либо 4) Отсутствие нравственных ориентиров, идеалов. Проблемы духовного поиска: 1) Молодежь не может найти полезное и увлекательное занятие; 2) Неприязнь к учебе, все больше детей предпочитают учебе компьютерные игры. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и самовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно. Культура по природе своей не терпит насилия. Но история столь насыщена насилием, что она внесла во взаимоотношение культур момент противостояния, конфронтации, враждебности, отчуждения, обособления, отторжения, неприятия. Вместе с тем исторический опыт свидетельствует, что обособление конкретной культуры не идет ей на пользу. Для развития культуры необходимо ее взаимодействие с другими, взаимное влияние культур, заимствование и т.п. Следует обратить внимание на то, что механизмы культурных взаимодействий не даны заранее, что культуры далеко не прозрачны друг для друга, что чужая культура является во многом инородным телом. Достаточно сказать, что между национальными культурами существуют языковые барьеры. Люди, формировавшиеся в разных культурах, различаются своим менталитетом, психологией, видением мира и т.д. Поэтому принятие в "свою" культуру элементов иной не происходит, как правило, само собой. В процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур.

Стремительное развитие эзотерики и распространение всевозможных духовных практик приводит к тому, что все большее количество людей проходит через духовный кризис или духовную трансформацию личности. Сейчас многие тянутся к Знаниям, ищут для себя новые пути духовного развития. Кто я? Зачем я? Откуда пришел? Куда я иду? И когда человека перестают удовлетворять варианты ответов со стороны власти, образования, общества, религии, он отправляется в Путь.

С чем путник может столкнуться? Какие подводные камни ожидают его на Пути?

Понятие духовного кризиса ввел основатель трансперсональной психологии, американский психиатр чешского происхождения с более чем тридцатилетним опытом исследовательской работы в области необычных состояний сознания, Станислав Гроф. До этого психиатрия, наложив свои трафареты на духовные переживания человека, относила мистические состояния и деятельность мировых религий и духовных течений в область психопатологии.

К духовному кризису может привести любое острое переживание или стресс.

Но особенно часто провоцируют духовный кризис личности всевозможные духовные практики, увлечение эзотерикой, глубокая религиозность. Эти практики как раз и предназначены для того, чтобы являться катализатором мистических переживаний и духовных перерождений.

Традиционные духовные практики ориентированы на освобождение от зависимости от материального мира. Основным звеном этой зависимости является человеческое Эго. Именно на разрушение Эго-программ направлены усилия идущих по Пути духовного развития.

Основное переживание духовного кризиса - человек не видит смысла жизни, дальнейшее будущее видится мрачно, не покидает ощущение, что он упускает нечто очень важное и ценное. Процесс сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, человек переживает почти полный провал в личной, социальной, общественной жизни или в сфере здоровья. Пережив роковые моменты, он освобождается от влияния Эго, обретает более высокий уровень осознанного мышления.

Традиционная психотерапия в этом случае может играть только вспомогательную роль. Человека, проходящего стадии духовного кризиса не нужно лечить! Но ему можно помочь максимально безболезненно пройти через трансформацию. Но, по большому счету, со своим духовным кризисом человек может справиться только сам, наедине с самим собой.

Проявления духовного кризиса очень индивидуальны, двух одинаковые кризисов не существует, однако можно наблюдать основные формы кризиса. У людей часто эти формы накладываются одна на другую.

Во время прохождения духовной трансформации происходит мощная активация психики, на поверхность выходят большие пласты бессознательного, и это мешает человеку нормально функционировать в повседневной жизни. Кризис может затянуться порой на долгие годы.

Как и у любого кризиса, у духовного тоже есть свои опасности и возможности. Человек может сломаться, а может подняться на качественно новую ступень (так называемое просветление).

Станислав Гроф выделил следующие наиболее общие угрожающие и трудные виды переживаний, которые выходят на поверхность в процессе преобразования личности.

Страх

Тело как будто разваливается на части, появляются новые физические стрессы и беспокоящие боли. Однако страх, по большей части, кажется совершенно нелогичным, как будто он не имеет почти никакого отношения к переживающему его человеку. Иногда индивид, вовлеченный в кризис, способен справляться со страхами относительно легко, но в других случаях чувство страха перерастает в полностью неконтролируемую панику.

Это может быть страх перед неведомым. Из подсознания выходят образы, травмирующие переживания, открываются ворота в потустороннее, некоторых преследуют видения, вещие сны и т.д.

Страх утраты контроля. Все вокруг рушится, а человек ничего не может ничего с этим сделать. Он мучительно осознает, что он не властен над жизнью и смертью, и что им управляют силы, не зависящие от его желаний.

Страх смерти и иные безотчетные страхи. Нередки случаи непонятных телесных ощущений: неизвестные боли, трудно диагностируемые болезни, вспышки или резкие спады энергии, дрожь, слабость, головокружения, ощущение присутствия какой-то неведомой силы, пронизывающей все физическое существо.

Одиночество

Оно может переживаться с разной силой - от смутного чувства отделенности от других людей и мира до глубокого и полного погружения в экзистенциальное отчуждение.

Индивиду подчас приходится сталкиваться с необычными состояниями сознания, которые сильно отличаются от повседневных переживаний друзей и знакомых.

Когда внутренний мир становится более активным, человек испытывает потребность отдалиться от повседневности. Окружающие люди, как правило, его не понимают. Да и общение, которое ранее доставляло удовольствие, теперь совсем не привлекает, а подчас приносит дискомфорт, вплоть до телесных проявлений (слабость, головная боль, тошнота и др.). Часто люди, находящиеся в духовном поиске, ищут общество «своих», где все говорят на одном языке, понимают и принимают друг друга. Понимание, что я не один такой, может принести облегчение.

Во время экзистенциального кризиса человек чувствует себя оторванным от своей глубинной сущности, высшей силы или Бога. Результатом этого становится самый ужасный вид одиночества - полное и совершенное экзистенциальное отчуждение, пронизывающее все существо человека. Он не может найти никакой связи с Божественным; вместо этого его преследует постоянное, мучительное чувство, что Бог его оставил. Даже когда человек окружен любовью и поддержкой, он может быть наполнен глубоким и жгучим одиночеством.

Те, кто сталкиваются с экзистенциальным кризисом, чувствуют не только свою изолированность, но и свою совершенную незначительность, подобно бесполезным пылинкам в огромном космосе. Сама Вселенная выглядит абсурдной и бессмысленной, а любая человеческая деятельность представляется незначительной и пустой. Таким людям может казаться, что все человечество занято бесплодным существованием, не имеющим никакой полезной цели. Они могут погружаться в глубокую депрессию и отчаяние, и даже пытаться покончить с собой. Часто они догадываются, что даже самоубийство не разрешит их проблему; им кажется, что из этой муки нет никакого выхода.

Изолирующее поведение

Во время духовного кризиса человек может в течение какого-то времени казаться «иным».

В нашей культуре не принято отличаться от других, окружающими это может восприниматься неуместным. Чувство отделенности усиливается всякий раз, когда человеку говорят или как-то еще дают понять: «Ты не такой, как мы».

У человека меняются интересны и ценности. Обсуждать покупку новых шмоток он уже не в состоянии, и прежние друзья отдаляются. Перспектива провести вечер в клубе с бокалом виски уже не вызывает оптимизма, а может вызвать отвращение.

Кроме того, люди, переживающие процесс преобразования личности, могут резко менять свой внешний вид.

У кого-то эти новые формы поведения представляют собой лишь временный этап духовного развития, тогда как у других они могут стать постоянной частью нового образа жизни.

Переживание «безумия»


Во время духовного кризиса роль логического ума часто ослабевает, и на первый план выходит красочный, богатый мир интуиции, вдохновения и воображения. Неожиданно возникают странные и беспокоящие эмоции, и некогда привычная рациональность не помогает объяснить происходящее. Этот момент духовного развития порой бывает очень пугающим.

Пребывая целиком во власти активного внутреннего мира, полного ярких драматических событий и захватывающих эмоций, люди не могут действовать объективно и рационально. Они могут видеть в этом окончательное уничтожение любых остатков здравого рассудка и бояться, что приближаются к полному, необратимому безумию.

Символическая смерть

Ананда К.Кумарасвами писал: «Ни одно существо не может достичь высшего уровня бытия без прекращения своего обычного существования».

У людей тема смерти вызывает, по большей части, негативные ассоциации. Они воспринимают смерть как пугающее неизвестное и, когда она приходит в качестве части их внутреннего опыта, они испытывают ужас.

У многих людей, переживающих духовный кризис, этот процесс бывает быстрым и неожиданным. Внезапно они чувствуют, что их комфорт и безопасность как будто исчезают, и они движутся в неизвестном направлении. Привычные способы бытия больше не годятся, но их еще только предстоит заменить новыми.

Еще одну форму символической смерти представляет собой состояние отрешенности от различных ролей, отношений, мира и самого себя. Оно хорошо известно во многих духовных системах в качестве главной цели внутреннего развития.


Важным аспектом переживания символической смерти при внутреннем преображении является смерть Эго. Для завершения духовной трансформации необходимо, чтобы прежний образ существования «умер», Эго должно быть разрушено, открыв путь новому «Я». Когда Эго распадается, люди чувствуют, как будто распадется их личность. Они уже не уверены в своем месте в этом мире, не уверены, могут ли они быть и дальше полноценными человеческими существами.

Внешне их старые интересы больше не имеют значения, системы ценностей и друзья меняются, и они теряют уверенность в том, что правильно ведут себя в повседневной жизни. Внутренне они могут переживать постепенную утрату личности и чувствовать, что их физическая, эмоциональная и духовная сущность неожиданно и насильственно разрушается. Они могут думать, что на самом деле умирают, внезапно оказавшись перед необходимостью взглянуть в лицо своим глубочайшим страхам.

Очень трагическим недоразумением на этом этапе может стать смешение желания смерти Эго с побуждением действительно покончить с собой. Человек может легко спутать желание того, что можно назвать «эгоцидом» - «убийством» Эго, - с влечением к суициду, самоубийству. На этой стадии людьми нередко движет мощное внутреннее убеждение, что нечто в них должно умереть. Если внутреннее давление достаточно велико и если отсутствует понимание динамики смерти Эго, они могут неправильно истолковать эти чувства и воплотить их во внешнем саморазрушительном поведении.

От себя еще добавлю следующее.

Повышенная ответственность или Многие знания - многие печали

Рано или поздно на человека, вставшего на Путь, обращают внимание высшие силы разной направленности, как темные, так и светлые. Некоторые ищущие поначалу мечутся то туда, то сюда, переживая много искушений и испытаний. Однако рано или поздно человек обязан сделать свой Выбор.

Принято выделять два основных Пути - оккультный и мистический.

Путь Оккультиста. Он изучает Божественный Закон и использует его в своих целях. Он опирается на разум и волю, а не на любовь. Он учиться управлять умом, что бы тот стал полезным сотрудником в исполнении его цели.

Путь Мистика. Это путь любви и жертвы. В своем выборе он всегда руководствуется сердцем. Любовь дает ему возможность отождествить себя с Богом.

У людей, вставших на Путь, резко возрастает способность влиять на окружающий мир, людей и обстоятельства. Если такого человека оставить «без присмотра», он может наломать много дров. И однажды человек явно понимает, что он «под колпаком». Когда индивидуум определяется со своим направлением в Пути, его начинают вести соответствующие силы.

Раньше ему, как и всем людям, казалось, что он может сделать все, что придет в голову, его ограничивали лишь совесть и государственные законы. И тут он начинает понимать, что любое его действие, мысль, эмоция, вызывает так называемый эффект кругов по воде. Человек уже явно видит связь между своими действиями и их последствиями. И все это отслеживается высшими силами, которые, явно или не очень явно, начинают корректировать его поведение. Происходят непонятные события, приходят видения, смутные позывы, иногда прямые указания. Это могут быть всевозможные «случайности», мешающие исполнению задуманного. Это могут быть телесные ощущения: ноги не идут, горло перехватило, голова заболела, грудь сдавило, в боку закололо (у каждого свое). Всевозможные эмоциональные реакции, например, резко портится настроение при мысли о предполагаемом действии.

Так называемая отработка случаются все чаще. Отработка по сути - это восстановление баланса. Эффект бумеранга. Здесь вступают в действие законы кармического воздаяния. А так как человек на духовном Пути начинает интенсивно проживать свою карму, то отработка приходит к нему в несколько раз быстрее, чем к обычному человеку. Самый простой пример: сказал гадость прохожему, отошел на несколько метров в сторону, упал.

Кроме того, к такому человеку предъявляются повышенные требования. Он уже не может позволить себе легкомысленность, как прежде. От него уже требуют осознанности и неукоснительного соблюдения Законов (речь идет не о государственных законах).

В заключение хотелось бы сказать следующее. Для человека, сделавшего первые шаги на этом Пути, обратной дороги уже не будет. Это навсегда изменит его мировоззрение, образ мыслей и реакций на окружающий мир. Это Путь очень сложен, полон опасностей, взлетов и падений. Но вернуться обратно для путника - это деградация, полный провал…

Р.И. Попов вывел вот такую Формулу неуспеха для эзотериков-неудачников:

Хочу просветлеть - медитирую - блаженствую - силы ушли - карьера ушла - общество меня не понимает - я один такой умный - я очень продвинутый - мое мнение много значит - я чувствую свои чакры - я слышу мысли других - я впитываю все гадости мира - я жирею и болею - я, наверное, неправильно развивался - попытки восстановить физическую и эмоциональную форму - пожизненный страх перед эзотерикой - уход в традиционную религию - обывальщина.

Удачи вам в пути!

(c) elleirina

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Проявления кризиса . В годы, наступившие после падения советского государства, Россия вступила в полосу духовного кризиса, который продолжает углубляться. Прежде всего, об этом свидетельствует резкое падение уровня нравственности, что проявляется в социальном поведении и отношении людей друг к другу, в уровне их образованности, в манере речи и интересах. Особенно это заметно на примере молодежи. Нравственный уровень многих молодых россиян не просто вызывает опасения, но порой ужасает. Их лексикон поражает своей скудостью и примитивизмом, и практически повсеместно речь перемежается матом, даже у студентов вузов. Поведение и манера одеваться становятся все более вульгарными, особенно у представителей мужского населения. В глазах молодых людей - пустота и скука, а их основные интересы сводятся к деньгам, развлечениям, сексу, картам и наркотикам. Отсутствие уважения к человеку на всех уровнях - один из главных пороков современного российского общества. Люди не уважают самих себя и друг друга, граждане не уважают свое государство, а государство не уважает своих граждан, водители и пешеходы взаимно не уважают друг друга, учителя не уважают учеников, а те, в свою очередь, не уважают учителей... данный список можно продолжить. Каждый стремится получить как можно больше благ от этой жизни, выделиться, подавляя других. Отношения любви все больше сводятся к чисто сексуальному партнерству, а дружба чаще всего диктуется корыстными интересами. Данная проблема имеет давние корни, восходящие к тому времени, когда гражданин государства рассматривался в качестве механизма огромной государственной машины, "колесика и винтика единой системы". Однако в последние годы ситуация еще более усугубилось, поскольку раньше коммунистическая мораль в какой-то мере сдерживала скрытые пороки, а сейчас они вышли наружу и, в отсутствие каких-либо ограничений, практически захватили все слои общества. Нездоровый нравственный климат, отсутствие перспектив будущего наряду с неблагоприятными социально-экономическими условиями являются главными причинами отъезда многих талантливых россиян за границу (утечки мозгов). Выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, спортсмены и предприниматели уезжают не потому, что там благополучная и безопасная жизнь (хотя и это немаловажно!), а потому что не могут реализовать свой богатый внутренний потенциал в пределах своей страны. Оказавшись в более благоприятных условиях, они добиваются значительных успехов в избранной сфере деятельности. При этом Россия теряет свои лучшие интеллектуальные и духовные силы, которые могли бы внести значительный вклад в ее благополучие и процветание. Те, кто остается, озабочены преимущественно тем, как заработать больше денег, или попросту борьбой за выживание. Они страдают от окружающей их духовной пустоты, отсутствия четких перспектив, вследствие чего получает массовое распространение депрессия, растут заболеваемость и смертность населения. Наконец, еще одним проявлением духовного кризиса является экологическая проблема, которая, будучи явлением глобального масштаба, в России имеет свои особенности. Далеко не в каждой стране мира принято оставлять мусор прямо на улицах, бросать на землю непотушенные окурки, а также выбрасывать пустые пластиковые и даже стеклянные бутылки из окон электропоездов. Варварское обращение наших сограждан с природой заставляет содрогнуться. Наши леса, пляжи, водоемы и другие места для отдыха постепенно превращаются в мусорные свалки. Природа плачет от такого бесчеловечного обращения! Мы выжимаем все соки из нашей бедной земли, не задумываясь, а что же ждет в будущем нас и наших детей? Так поступают только люди, не уважающие ни себя, ни других, ни свою страну. Поэтому проблемы защиты окружающей среды напрямую связаны с проблемами нравственности, а точнее, ее отсутствия. О причинах духовного кризиса . Одной из главных причин духовного кризиса, вызвавшего упадок культуры и нравственности в стране, является отсутствие в постперестроечной России новой идеологии, идеалов будущего общества, программ социального и культурного развития на перспективу . После крушения советского государства и, соответственно, коммунистической доктрины страна оказалась в духовном вакууме. Идеалы свободы, демократии и гуманизма, взращенные на западной почве, которые были принесены августовской революцией 1991 г., в условиях России либо дали очень слабые ростки, либо вовсе не взошли, либо выродились в нечто уродливое. Раньше мы строили свою жизнь в соответствии с принципами марксизма-ленинизма, которые предполагали четкие социальные ориентиры. Они оказались утопией. А сейчас, по прошествии 16 лет, в стране не создано взамен никакой идеологии! Нет четких социальных ориентиров на будущее. Россия не знает, куда идет! Как человек, не имеющий цели и мечты, ведет беспорядочную и бесполезную жизнь, также и государство, в котором отсутствует концепция будущего развития, не имеющее социальных идеалов, погружается в духовный хаос. В образовавшуюся после крушения социализма брешь хлынули ценности западного общества потребления, далеко не самые лучшие - которые активно усваиваются нашими согражданами. Средства массовой информации, а также многочисленная появившаяся на прилавках литература учат нас, как преуспеть в жизни, телешоу демонстрируют, как стать миллионером. Деньги становятся абсолютной ценностью, наличие которых является мерилом личностной значимости. Нравственные качества человека а таких условиях не только отступают на второй план, но попросту игнорируются. Вторая причина заключается в том, что государство в постперестроечный период фактически отстранилось от проблем воспитания нравственности и сохранения духовного здоровья нации, сосредоточившись в первую очередь на решении социально-экономических задач. В результате этим делом активно занялись СМИ, формируя моральные идеалы российского общества на свой лад, ориентируясь на те самые образцы западной культуры, о которых уже говорилось выше. Возможно, государство считает, что воспитание нравственности - дело церкви, но ее влияние слишком незначительно! Свобода в условиях низкого уровня культуры и нравственности ведет к анархии и вседозволенности (имеется в виду, прежде всего, свобода слова, свобода печати и СМИ). Самые низменные проявления человеческой природы выходят наружу и, многократно умножаясь, становятся огромным злом в масштабах общества. На службу этим порокам становятся СМИ, которые в условиях отсутствия каких-либо моральных ограничений превращаются в рупор пропаганды насилия, безнравственности и пошлости. Всем известно, что Рим погубили не варвары, а падение нравов. Не станет ли Россия очередной жертвой духовной деградации? О возможности преодоления кризиса . Проблема преодоления духовного кризиса и тесно связанные с ней проблемы нравственного воспитания должны стать первостепенной задачей государственной важности! Необходима специальная политика в этой области! У общества должны быть четко определенные идеалы. Куда мы идем? Каким будет наше будущее через 50, 100 лет? Каким должен быть человек будущего? Какими личностными качествами он должен обладать? Какие черты характера необходимо в нем воспитывать? России срочно необходима новая идеология! Все здоровые силы общества, обеспокоенные будущим российской нации, должны сплотиться для решения проблемы духовного возрождения страны. Особенно важным является воспитание подрастающего поколения. Какие ценности будут усваивать молодые россияне? Можем ли мы ориентироваться на западный идеал? Западное общество, ориентированное на потребление материальных и духовных благ, значительно опережает нас как по социально-экономическим показателям (уровень жизни), так по уровню нравственности (соблюдение прав человека, уважение к человеческой личности). И нам еще многое предстоит сделать, чтобы достичь того уровня, который имеют развитые страны. Поэтому в какой-то мере ориентация на западные ценности обоснована. Но что стоит за этим? Рост депрессий и самоубийств в ряде вполне благополучных стран свидетельствует, что эти общества на самом деле далеко не благополучны. Кроме того, жители Западной Европы и Северной Америки подвержены хроническим заболеваниям не меньше, чем россияне. В ряде стран падает рождаемость, увеличивается число бесплодных женщин. Все пороки современного общества - наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, гомосексуализм и т.д. - распространяются с ужасающей скоростью и у них. По свидетельству многих россиян, побывавших за границей, уровень культуры и нравственности западной молодежи крайне низок. Все блага легко достижимы, ни за что не надо бороться, а что дальше? Смысл жизни потерян. По-видимому, отсутствие концепции будущего для развитых стран также является проблемой. Следовательно, ценности общества потребления не должны служить для России в качестве ориентира, ведь мы в первую очередь усваиваем именно его пороки. Идеалы насилия и свободной любви уже сейчас в нашем обществе выходят на первое место, достаточно только включить телевизор или взять в руки любую газету. Духовная деградация молодежи увеличивается с каждым годом и порождает ощущение тупика и безысходности. О благополучии государства нельзя судить лишь по уровню зарплаты, росту доходов населения и числа богатых людей. Если духовно-нравственное развитие человека отстает от уровня его материального благосостояния, возникает духовный кризис, который знаменуется теми явлениями, о которых уже говорилось выше. Это вовсе не значит, что государство не должно стремиться к росту материального благосостояния граждан! Но на первом месте должна быть забота о воспитании моральных качеств, которые позволят человеку принять эти блага без духовного ущерба для себя. Богатство, пришедшее к человеку, который в буквальном смысле не заслужил его (не дорос до него по своим личностным качествам) развращает, портит характер и лишает смысла жизни. О принципах воспитания нового мировоззрения. При разработке будущей идеологии необходимо опираться на богатое духовное наследие нашего прошлого исторического опыта, в том числе принципы православия, патриотизма и коллективизма, а также на выдающиеся достижения мировой философской и этической мысли. Во главу угла должны быть поставлены идеалы гуманизма, то есть человеколюбия, уважения к человеку, которое, как уже говорилось, в современном российском обществе практически отсутствует. С одной стороны, это является пережитком крепостнических времен, с другой - наследием советского режима. Гуманистические идеалы, провозглашающие приоритет человека - это то позитивное, которому нам необходимо научиться у наших соседей из западных стран. Россия должна использовать лучшие традиции своего и чужого исторического опыта и отказаться от тех, искоренять те, которые являются препятствием для создания нового сообщества духовно развитых людей (в частности, такие качества, как авторитарность, пассивность, низкая ответственность, безынициативность). О роли религиозно го сознан ия . Необходимо вернуться к идее Божественного происхождения человека, поскольку учение Дарвина о том, что человек есть результат эволюции приматов, наносит человечеству огромный нравственный ущерб. Если исходить из этой теории, человек появился случайно, а человеческое общество возникло либо как результат общественного договора, либо в ходе развития общественного неравенства и эксплуатации, и непонятно, что же ждет человечество в будущем. Люди сочиняют разные социальные доктрины, утопии, которые опровергаются самой жизнью. Но хуже всего, что на человеческие отношения автоматически переносятся законы животного царства (выживает сильнейший, который уничтожает и подавляет своих соперников). Однако даже животные в каком-то смысле оказываются более милосердными, чем люди! Материалисты могут возразить, что существование Высшего разума и Божественное происхождение человека не доказано. Однако нравственные аспекты проблемы нельзя сводить к чисто научным! Ситуация в нашей стране и в целом на планете такова, что на повестке дня стоит вопрос о будущем человеческой цивилизации. Проблемы терроризма, участившиеся природные катаклизмы есть прямое следствие нарушения человечеством нравственных законов, которые придуманы не человеком, а вытекают из Высших мировых законов природы и Вселенной. Поэтому возвращение идеи о божественном происхождении человека продиктовано высшей целью, задачей выживания человечества! Как не вспомнить великого Канта с его идеей о необходимости морального обоснования бытия Бога! Слова гения нашей литературы Ф.М.Достоевского о том, что "если Бога нет, то все дозволено", произнесенные устами одного из братьев Карамазовых, стали пророческими. В ХХ веке и в начале нового тысячелетия человечество оказалось ввергнуто в пучину жесточайших катаклизмов, равных которым не знала история, катаклизмов, виновниками которых стали люди, отвернувшиеся от веры в Бога и сами возомнившие себя богами. Наша жизнь коренным образом изменилась бы, если бы с детства каждый человек знал, что его появление на нашей планете не является случайностью. Уровень нравственности резко повысился бы, если бы каждый из людей осознавал, что является результатом Божественного творения, частью Высшего Замысла, воплощенного на Земле, чтобы выполнить свое предназначение и внести вклад в развитие Вселенной и в создание мировой гармонии. Об использовании позитивного опыта прошлого . В настоящее время проблемами духовности и нравственности занимается преимущественно церковь, но ее влияние слишком незначительно. Государству следует объединить усилия с церковью! Оправдано ли в наших условиях отделение церкви от государства и школы от церкви? К решению проблемы духовного возрождения России необходимо привлечь все здоровые творческие силы общества - философов, представителей церкви, писателей, политиков, психологов и всех, неравнодушных к будущему нашего народа и государства. Они должны выработать единую программу духовно-нравственного развития государства и общества, которая должна стать стержнем новой идеологии, или объявить конкурс таких программ. Возможно, могла бы оказаться полезной практика пятилетних планов. Разумеется, речь идет не о мелочной регламентации всех сторон жизни, а лишь о создании четких ориентиров развития в различных областях общественного развития - как социально-экономической, так и культурной и нравственной. Почему бы не позаимствовать у прошлого строя его сильные стороны? Нравственность и школа. Особое внимание следует уделить работе с образовательными учреждениями. Уже говорилось о том, что культурно-нравственный уровень нашей молодежи вызывает опасение за наше будущее. Моральный климат во многих школах таков, что лучшие представители педагогических кадров часто вынуждены уходить из школ или не приходят туда вовсе. Школьники неоправданно перегружены теми предметами, которые им в жизни не понадобятся. Это отрицательно сказывается на их физическом и психическом здоровье. Но хуже всего та нездоровая психологическая и нравственная атмосфера во многих российских школах, о которой уже говорилось выше. Все пороки современного общества расцветают в них пышным цветом - наркомания, культ силы, неуважение и презрение к человеку, сексуальная распущенность и т.д. Поэтому родители из состоятельных семей стремятся перевести своих детей в частные школы, чтобы уберечь от этого пагубного влияния. Профессия учителя является одной из самых низкооплачиваемых и малопрестижных, поэтому лучшие выпускники пединститутов уклоняются от работы в школе (а также и по причинам, о которых говорилось выше). Государству необходимо срочно разработать систему мер по оздоровлению климата в школах, иначе мы рискуем вырастить духовно больные поколения, последствия чего могут быть самыми катастрофическими. Следует более тщательно подойти к разработке критериев отбора лиц, поступающих на педагогические специальности, может даже ввести особый нравственный экзамен для педагогов, для чего создать специальные комиссии по педагогической этике. Необходимо поднимать престиж педагогический деятельности, пересмотреть систему оплаты и социального обеспечения учителей. В оптимизации системы школьного образования необходимо объединение усилий с церковью. Церковь должна взять под опеку начальные и средние учебные заведения! Ее влияние должно быть усилено не только в плане введения преподавания специальных дисциплин, но и во внеучебной работе! Полезно вспомнить лучшие традиции детских и молодежных организаций, пионерских лагерей предшествующей эпохи! Этими организациями, а также различными кружками и секциями по интересам. следует охватить как можно больше детей и подростков, чтобы они не проводили свое свободное время в подъездах, с сигаретами и пивом или в поисках наркотиков. Для этого нужно не только поддерживать детские клубы, но и создавать такие кружки при школах, всячески поощряя полезные инициативы учителей. Конечно, методы вовлечения детей должны быть не формальными, а исходить из их желаний и интересов. Всех, кто работает с подрастающим поколением, необходимо подвергать самому тщательному нравственному отбору, ведь в их руках - будущее страны! Соответствующую гуманитарную и нравственную подготовку должны проходить и врачи, поскольку многие из них забыли, что такое человеческое отношение к своим пациентам! Об экологическом воспитании . Как уже говорилось, проблемы экологии вытекают из проблем нравственности, или, точнее, безнравственности людей. Поэтому экологическое воспитание должно играть важнейшую роль. Наряду с моральным воспитанием следует с ранних лет прививать детям любовь к природе, учить ухаживать за животными и растениями, воспитывать аккуратность и стремление к чистоте. Необходимо активно привлекать к решению этой задачи средства массовой информации, чаще демонстрировать фильмы и передачи о природе, о мире животных, о нашей планете. В школах обязательно должны быть созданы экологические кружки и организации, полезно проводить экологические рейды, туристические слеты. Если новые поколения россиян не осознают важность защиты окружающей среды, мы лишимся в ближайшее время наших природных богатств, а это рано или поздно приведет к экологической катастрофе, а затем и к гибели нашей цивилизации. О принципах нравственного воспитания. Нравственное воспитание детей должно включать в себя формирование правильного мировоззрения и соответствующих черт характера. Автором данных строк был проведен опрос среди студентов заочников, то есть людей уже взрослых, имеющих семьи, какие нравственные качества они хотели бы воспитать у своих детей. Выяснилось, что почти все опрошенные имеют очень слабое представление о том, чему они их учат! Родителям и педагогам следует четко себе представлять идеальный облик будущего человека (педагогический идеал) и воспитывать у подрастающего поколения соответствующие черты характера. 1. В раннем детстве родители должны помочь ребенку осознать его жизненные задачи, возложенные на него свыше, помочь ему найти свой Путь в жизни. В соответствии с этим должен происходить выбор профессии. 2. Необходимо внушить ребенку, что он должен развивать свои таланты и способности, которые даны ему свыше для выполнения своего Предназначения. 3. Человек должен стремиться к постоянному развитию своих душевных качеств, позитивных черт характера и к максимальной самореализации. Каждый должен осознать данный принцип как один из основных духовных законов существования человечества, поскольку, если прекращается развитие и духовный рост, наступает деградация личности, разрушается организм, человек болеет и рано уходит из жизни. 4. Каждый молодой человек должен осознавать, что важнейшей его жизненной задачей является создание семьи и воспитание детей. Следует воспитывать осознанное, взвешенное отношение к правильному выбору спутника жизни, главным критерием которого должны быть любовь и духовная общность, а не страсть или расчет. Каждый молодой человек должен готовиться стать родителем и нести прямую ответственность за своих детей, за их здоровье и нравственный облик. Необходимо запретить пропаганду в СМИ и литературе идей сексуальной свободы, так как это уродует личность. 5. Принципы гуманизма должны стать основополагающими в отношениях между людьми. Необходимо воспитывать уважение и терпимость по отношению к своим согражданам, гражданам других государств, к противоположным мнениям и идеям. Одним из главных принципов должно стать воспитание чувства любви - к себе, как к частичке Вселенной, к другим людям, к природе и нашей планете. 6. Каждый человек должен понять, что он является ответственным за свои слова и мысли. Человек - часть Вселенной, он связан с ней единым информационным пространством, и необходимо помнить, что наши неправильные и агрессивные мысли и слова способны нанести непоправимый вред как окружающим людям и планете в целом, так и нам самим. 7. С самых ранних лет ребенок должен приучаться заботиться о своем здоровье, рассматривая это как одну из своих главных жизненных задач. Наше тело - часть природы, и мы должны относиться к нему также бережно, как и к окружающей нас среде. Развитие личности в целом должно определяться не частными интересами государства и меняющейся политической коньюнктурой, а опираться на знание Законов Вселенной! О Центр ах самореализации и духовного развития. В целях формирования у подрастающего поколения правильного мировоззрения, воспитания позитивных черт характера и развития лучших душевных качеств, с одной стороны, а также раскрытия заложенных в детях способностей и талантов и максимальной реализации внутренних возможностей необходимо значительно реформировать в целом систему образования и воспитания. Автором данных строк хотелось бы предложить идею создания специальных воспитательно-образовательных учреждений, Центров духовного развития и самореализации, сочетающих в себе дошкольное воспитание (детские сады), обучение в средней школе и получение высшего образования гуманитарного профиля. Для работы в таких учреждениях должна проводиться тщательная подготовка и отбор педагогических кадров. Эти учреждения будут работать не только с детьми, но и с родителями, прежде всего с теми, кто ждет ребенка, потому что воспитательное воздействие начинается еще до рождения, в утробе матери. От душевного состояния и здоровья беременной женщины во многом зависит судьба ее будущих детей! Все воспитатели и преподаватели, руководители кружков должны обладать соответствующими душевными и нравственными качествами, чтобы воспитать с самых ранних лет у детей правильный взгляд на мир, принципы безусловного уважения себя и другого человека, а также чувство любви к себе, другим людям, своей родине, природе, планете и Вселенной. Помимо детского сада, школы и вуза Центры духовного развития должны располагать различными кружками, спортивными секциями, музыкальной школой, театром и т.д., чтобы каждый ребенок мог найти себя и максимально реализовать заложенные в нем способности. Средняя школа должна ориентироваться на государственный образовательный стандарт с обязательным включением философии, религиоведения, психологии и этики. Но главное - в этих учебных заведениях должен быть здоровый моральный климат, основанный на принципах взаимоуважения, любви и ответственности! Отбор преподавателей по гуманитарным дисциплинам должен быть особенно строгим, поскольку они сами должны обладать соответствующими душевными качествами и чертами характера, которым будут учить детей! Обязательным должно быть трудовое воспитание - уход за садом, огородом, обучение девочек шитью, вязанию, кулинарии, основам ведения домашнего хозяйства, мальчиков - столярному и слесарному делу и т.д. Важнейшей составляющей должно быть экологическое воспитание. Желательно размещать такие Центры за пределами городской черты или иметь площадки, лагеря за городом. Рекомендуются походы, туристические слеты, рейды по очистке водоемов и лесов. Эти Центры должны существовать в сотрудничестве с православной церковью и представителями других церквей. Необходимо воспитывать у молодых людей веротерпимость и уважение к представителям иных национальностей и вероисповеданий. Очень полезным видится сотрудничество с международными организациями гуманистического и экологического профиля для обмена опытом и духовного обогащения. Автор надеется, что данная идея найдет поддержку здоровых сил в среде российских предпринимателей, озабоченных будущим своих детей и своей страны, для спонсирования таких учреждений. Но, прежде всего, хочется верить, что наше государство осознает, что воспитание духовности и нравственности является задачей государственного масштаба, и в ближайшее время возьмется за ее осуществление, чтобы предотвратить дальнейшую духовную деградацию, в целях оздоровления нации, снижения уровня смертности и массового отъезда лучших представителей нации за границу. Российское общество содержит в себе огромные потенциальные возможности. Россияне очень талантливы и обладают значительными духовными резервами, способными привести нашу страну к процветанию и внести вклад в оздоровление всей планеты.

Девушка, 25 лет, неделю назад развелась, пробыв в браке 2 года. Развод по инициативе мужа. Женщина не может забеременеть из-за бесплодия. На данный момент времени у девушки наблюдается отсутствие интереса к жизни, потеря смысла жизни (ранее хотела родить двух детей).

Женщина, 34 года. Два месяца назад умер муж (несчастный случай). Осталась с двухлетним ребенком. Пока была в браке (7 лет), нигде не работала, была домохозяйкой. Столкнулась с необходимостью поиска работы.

Молодой человек, 26 лет. Недавно закончил аспирантуру в столице, переехал жить и работать в г. Новосибирск, устроился в НИИ, где нужны его знания. Столкнулся с тем, что ему трудно на новом месте найти друзей и установить личные отношения.

Как вы думаете, что объединяет этих людей?

Все описанные герои столкнулись в своей жизни с тем, что принято в обществе называть словом «кризис». Личностные кризисы бывают разные: экзистенциальные, возрастные, психологические , и выход из определенного вида кризиса всегда свой.

Так или иначе, каждый человек в своей жизни сталкивается с этим явлением и не один раз. Кто-то проходит свои кризисы быстро и достаточно безболезненно, а кто-то может застрять в них надолго и проходить достаточно тяжело. Как же понять, какой из упомянутых выше кризисов сейчас у вас или ваших знакомых? Почему они возникают? Как можно выйти из кризиса самостоятельно или помочь выйти близким и знакомым?

Надеюсь, что, прочитав эту статью, вы найдете ответы на интересующие вас вопросы, связанные с КРИЗИСАМИ, и лучше станете понимать людей, которые оказались на «пути поисков» нужных для них решений.

Итак, давайте для начала разберем:

  • какие виды кризисов бывают;
  • чем они друг от друга отличаются и чем похожи;
  • почему они возникают (причины);
  • что происходит с человеком во время кризиса.

А потом немного коснемся темы духовных поисков и получше ознакомимся со спецификой и особенностями экзистенциальных кризисов.

Кризисы бывают следующие:

Психологический кризис. Явление временное и непродолжительное. Такой кризис связан с проблемой адаптации. Человек оказывается неготовым к неким ситуациям и не может найти решение, как себя вести, что делать. Возникает в результате стечения неких обстоятельств. Чтобы приспособиться к возникшим новым условиям жизни, человеку не хватает знаний или навыков, или он эмоционально и морально оказывается не готов. Обычно этот вид кризиса возникает при смене стабильного периода в жизни и возникает время от времени в жизни любого человека (смена работы, смена места жительства, изменения в личных отношениях).

Возрастной кризис. Возникает во время пересмотра своих социальных ролей: новый статус в обществе, новая ответственность, новое положение в семье или на работе. Возникает время от времени, основные периоды, когда может появиться: 21-23 года, 25-26 лет, 28 лет, 30-32 года, 33-35 лет, 40-42 года, 45 лет и др. Обычно такой кризис связан с изменениями в среде (условия жизни) либо деятельности человека (условия работы) или с переходом его в другую возрастную категорию (иной физиологический потенциал, иное отношение в обществе к людям этого возраста или к людям с таким физическим состоянием).

Это время некой смены системы координат: что важно, а что уже не важно в жизни, в отношениях, в деятельности; время, когда происходит переоценка целей и ресурсов, оцениваются существующие возможности и ограничения для себя в среде с учетом имеющегося потенциала знаний, навыков, связей, ресурсов и с учетом своих ограничений по здоровью и т. п.

Чаще всего возникает возрастной кризис в результате когнитивного диссонанса, когда желаемое/необходимое не совпадает с доступным/возможным или имеющимся/достигнутым как в ресурсах (материальная база), так и в своих состояниях (психических или физиологических). Возникает этот кризис при завершении определенной стадии развития личности и при переходе человека к новому этапу в жизни: смена ценностей/приоритетов и личных потребностей, в результате физиологического сдвига в организме или в результате изменений в социальной среде (изменения статуса или роли, развития новой ситуации). Этот вид кризиса может приводить к другому виду кризиса - экзистенциальному.

Экзистенциальный кризис. Время, когда меняется представление о жизни, может сопровождаться потерей интереса к жизни. Обычно характеризуется состоянием поиска смысла жизни . Может быть спровоцирован возрастным или психологическим кризисом или проявиться в результате развития самосознания (новый уровень развития сознания и психики).

Часто возникает у людей ближе к 40 годам или в результате того, что человек пережил сильное эмоциональное переживание (катастрофа, несчастный случай, военные действия, смерть близких людей). Человек ищет объяснение своего существования, существования человечества и мира вообще. Пытается понять свое предназначение в этом мире. Кризис сопровождается изменениями в восприятии действительности. Происходит переоценка существующих ценностей и своего пережитого личного опыта. Этот период жизни может сопровождаться отходом человека от активной социальной жизни и уходом его в религию (человек ищет новую веру в себя и в других людей). Иногда в обществе это состоянием называют «состоянием духовного поиска»/ «поисками себя».

Специфика протекания любого из вышеперечисленных кризисов зависит от индивидуальных особенностей человека: его темперамента и характера. Похожих кризисов не бывает! У каждого человека он проходит по-своему.

Самый сложный случай в моей практике, с которым приходилось встречаться.

  • Психологический кризис (некий случай в жизни).
  • Возрастной кризис (переоценка ценностей с учетом изменений в физиологии).
  • Кризис среднего возраста (переоценка жизненного пути).
  • Экзистенциальный кризис (поиск нового смысла жизни).

И все эти кризисы произошли у одного клиента в течение года!

Что делали на последнем этапе социальной адаптации:

  1. Определили смысл жизни.
  2. Выбрали путь с учетом смысла жизни и имеющихся возможностей в социуме.
  3. Определили, что важно, а что нет для того, чтобы следовать своему пути. Определили, что помогает, а что мешает ему следовать. Разобрались с ведущими потребностями.
  4. Далее клиент самостоятельно организовал с учетом «новых ориентиров» свою жизнь.

Научное определение кризисов

Психологический кризис - состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения (из-за изменений условий среды), даже если она целиком устраивала данного человека. Кризисы проявляются при стрессах, как страхи, чувство неуверенности и т. д.

Возрастной кризис . Переоценка системы ценностей (новые приоритеты важности).

18-21 год. Встреча со взрослостью - переживания, связанные с самоопределением, поиском своего места в мире взрослых.

Кризис 30-ти лет (27-32 года). Оценка собственных достижений. Человек задумывается о том, насколько он реализовал себя в соответствии с социальными установками общества, по большей части это касается карьерных достижений.

35-45 лет. Кризис среднего возраста. Переоценка жизненного опыта и выбранного пути. При необходимости поиск нового пути.

Кризис среднего возраста - долговременное эмоциональное состояние (возможна депрессия), связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте (30-40 лет), когда многие из возможностей, о которых индивидуум мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены или кажутся упущенными, а наступление собственной старости оценивается как событие с вполне реальным сроком, а не «когда-нибудь в будущем». Человек пытается в этот период жизни наверстать то, что, как ему кажется, он в свое время упустил, «подтягивает» одну из упущенных сфер своей жизни до того уровня, которым он будет удовлетворен.

Экзистенциальный кризис - чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Чаще встречается в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены. Проявляется у людей, которым кажется, что они достигли всего, чего хотели, реализовали все поставленные себе цели, и теперь им надо понять, а что делать дальше. Может также проявляться у людей, которые поняли благодаря некой ситуации или какому-либо событию (быстрая смена картины мира), что смысл жизни, оказывается, совсем в ином (отличается от прежних представлений об этом).

Проявление экзистенциального кризиса:

  • чувство изолированности и одиночества;
  • осознание собственной смертности или осознание отсутствия загробной жизни;
  • осознание того, что собственная жизнь не имеет цели или смысла.

Что общего в кризисах (в чем им схожесть)?

Все они сопровождаются изменениями в эмоциях и психических состояниях: дезориентация, напряжение, тревожные состояния, депрессии, перепады настроения, агрессия. В это время наблюдается неустойчивая и неадекватная самооценка и неадекватное поведение (то одно, то другое). Все кризисы могут сопровождаться изменениями в профессиональной деятельности, в среде обитания, в системе мотивации. Если вам вдруг захотелось что-то из указанного поменять/пересмотреть в своей жизни без веской на то причины, то, возможно, это сигнал о начале кризиса.

Некие закономерности поведения и состояний во время кризисов. Рекомендации.

Не найдя нужный ответ и приемлемое решение, подходящее в его случае, попробовав разные варианты, человек начинает жизнь «с чистого листа»: новое место жительства, новая работа, новая семья, новые увлечения и т. д. Иногда во время кризиса человек обращается за поддержкой и помощью к близким, друзьям или знакомым. Но «свои» люди в таких случаях редко могут помочь. Поиски нужного решения (ответа) во всех кризисах идут самостоятельно , т.е. человек должен сам найти нужное для него решение и подходящий ему ответ. Чем дольше по времени длится кризис, тем сильнее меняется личность и сознание. Достаточно долгое «нахождение в кризисе» может указывать на то, что на уровне психики плохо проходит адаптация к условиям изменений в среде. В данном случае нужна помощь специалистов.

При экзистенциальных кризисах можно обратиться к экзистенциальному психологу. Некоторым людям помогает общение с представителями религий:

  • дхармической религии (буддизм, джайнизм, индуизм, сикхизм),
  • авраамической религии (бахаи, ислам, иудаизм, христианство),
  • традиционных религий Дальнего Востока (даосизм, конфуцианство, синтоизм).

При возрастных кризисах, когда самостоятельно человек не может справиться, следует обращаться за консультациями к психологу, который специализируется на возрастных кризисах. Кстати, при этом виде кризиса помогает и общение с более опытными людьми (следующее поколение, кто уже через подобное проходил).

Что чаще всего делают при поиске решения во время кризисов.

Изменяют условия среды и влияют на ситуацию, чтобы при старых характеристиках личности найти «золотую середину» - выйти к комфортному состоянию. Если этот вариант не работает, то начинают менять некоторые черты личности и отдельные черты характера.

При поиске нужного баланса, точки опоры для следующего этапа жизни и развития личности могут помочь:

  1. При психологическом кризисе. Изменение потенциала личности. Новые знания для профессии или быта (специальные знания, знания местности, знание специфики общества), развитие имеющихся навыков, приобретение новых навыков.
  2. При возрастном кризисе . Изменение характеристик личности. Знания о возрастных кризисах (как они проходят), знания про свой организм (методы поддержания психического и физического здоровья), умение брать ответственность и играть новые социальные роли.
  3. При экзистенциальном кризисе . Изменения духовные и личностные. Знания о мироустройстве и человечестве (естествознание, история развития общества, эволюция). Знакомство с новыми культурами и обществами. Изучение философии, морали общества. Формирование своей новой нравственности.

В чем отличия кризисов друг от друга.

Психологический кризис (бывает у всех). Отношение с ситуацией. Изменения личности. Во время него наблюдаются небольшие эмоциональные расстройства. Занимает непродолжительное время (дни, реже недели или месяцы). Возникает периодически всю жизнь и часто. В молодости таких кризисов больше, к «зрелости» становится меньше. В молодости справиться с ними легко благодаря гибкой психике, в старости же труднее, так как сложно адаптироваться к ситуации из-за обусловленного сознания или возрастных нарушений в психике. С психологическим кризисом можно справиться самостоятельно. Он ориентирован на поиски решения в среде и социуме (человеку нужны способности и знания, некие ресурсы).

Возрастной кризис (бывает у всех). Отношение с социумом. Изменение личности и появление духовного. Во время него могут быть неврозы, депрессии, тревожные состояния. Основные кризисы: 30 лет (свое развитие, карьера, отношения) - «куда дальше идти?». 40 лет (семья, старение, мораль) - что уже не возможно и что уже достигнуто, «куда уже НЕ НАДО идти?» . Возникает периодически, но значительно реже, чем психологический кризис. По времени проходит достаточно долго (месяцы, а то и годы). Чтобы справиться с этим кризисом, иногда нужна помощь и поддержка со стороны. Ориентирован на поиски решения в среде и социуме (социальная адаптация и роли, физиологическая адаптация).

Экзистенциальный кризис (бывает не у всех). Отношение с самим собой (отношение с Богом). Перерождение личности/смерть личности и развитие/рождение духовного. Осознание, что, помимо ТЕЛА и ЛИЧНОСТИ, есть еще ЧТО-ТО. Во время этого кризиса человек встречается с новыми для него психическими состояниями. Может занимать достаточно долгое время. Ориентирован на поиски решения в самом себе или во Вселенной/мире. Смена картины мира и потребностей. Кризис может сопровождаться промежуточными психозами и состояниями измененного сознания.

Тонкости в отличиях кризисов.

  • Психологический кризис - Я и Ситуация. Способствует развитию потенциала личности. Контекст - некая временная проблема/трудность. Для решения требуется найти некий способ решения для конкретной ситуации. Поиск информации - знания, подсказки, варианты, как можно, кто уже делал.
  • Возрастной кризис -Я и Общество . Способствует развитию самосознания и развитию потенциала личности. Контексты - семья, работа, друзья. Для решения требуется найти приемлемые роли и освоить их, научиться лучше их играть, внести изменения в свою деятельность. Главное, чтобы роли не противоречили своей нравственности и принятому в обществе поведению, соответствовали законам и морали общества. А также чтобы выбранная деятельность была не опасна для здоровья и была востребована, а выполняя ее, человек бы получал удовольствие и достойное вознаграждение. Поиск приемлемых форм деятельности и ролей (могу и хочу; могу, но уже не хочу; хочу, но пока не могу) с учетом своего потенциала (знания, образование, навыки, состояние здоровья, возможности, связи, ресурсы).
  • Экзистенциальный кризис - Я и Мир. Способствует развитию самосознания. Контексты - Вселенная и человечество, мир вокруг, Божественное, я как часть этого мира. Для решения нужно найти смысл жизни (ради чего стоит жить) и идею, ради чего готов умереть (защищая ее и развивая ее), что готов передать другим поколениям. Поиск именно своего места в этом мире (понять, в чем уникальность и предназначение; обрести понимание, что ты есть больше, чем тело и личность, что у тебя есть определенные таланты, которых нет у других и их нужно использовать во благо человечества, общества, семьи).

Особенности возрастного и экзистенциального кризиса.

При возрастном кризисе еще можно вести прежнюю жизнь, оставаться в социуме, параллельно подыскивая нужное для себя решение (постепенный выход). При экзистенциальном кризисе жить по-старому человек уже не может. Нет смысла, нет мотивации. Соответственно не хочется уже ничего делать из того, что делал раньше. Чтобы найти решение, требуется «вылететь» из социума на время. Некоторые люди в это время предпочитают своеобразный способ «ВЫЛЕТЕТЬ из социума» - просто забыться в алкогольном или наркотическом опьянении.

Возрастные кризисы провоцируют появление экзистенциальных кризисов. Экзистенциальные кризисы всегда толкают человека на путь духовных поисков.

Причины возникновения возрастных и экзистенциальных кризисов и особенности того, как они проходят.

Кризисы возникают, когда человек со старыми знаниями и представлениями о мире при конкретных обстоятельствах не может справиться с некой ситуацией (проявляются при адаптации к трудным ситуациям). Кризис может активировать познавательный инстинкт (человек начинает интересоваться новым, темы могут быть разными, информация осваивается в больших объемах) и сделать более актуальными духовные потребности по отношению к другим имеющимся потребностям. Познавательный инстинкт может активировать инстинкт миграции: человек начинает искать новые условия среды для жизни.

Активное состояние инстинктов (познавательного и миграции) приводит к изменениям в поведении: человек начинает учиться чему-то новому, отправляется путешествовать. Кстати, по проявившимся признакам (стал много учиться и отправился/захотел путешествовать) можно понять, что у человека происходит некий переходный период в жизни. Указанные признаки — это своеобразные «маркеры», которые сигнализируют о проходящих серьезных внутренних процессах в психике человека.

Почему же возникают кризисы? Что является существенным для их возникновения?

Основными причинами возникновения кризисов являются: среда (случай, обстоятельство), когнитивный диссонанс (изменения в среде или поступление информации, которые не соответствуют внутреннему потенциалу человека и имеющейся у него информации), смена потребностей и ценностей индивидуума в результате некоего случая или целенаправленного развития личности.

К чему приводят кризисы?

В результате кризиса: психологического, возрастного или экзистенциального - человек чаще всего оказывается в ситуации, когда он вынужден искать информацию, решение, систему координат, состояние, смысл, внутренний баланс.

Какие виды поисков бывают?

Основные причины поисков:

  • Появление потребностей более высокого уровня;
  • Нахождение в состоянии возрастного кризиса, который привел к экзистенциальному кризису;
  • Некий случай;
  • Потеря прежних ориентиров.

Далее в этой статье речь пойдет в большей степени о духовных поисках, которые возникают при смене системы ценностей и ведущих потребностей, при поисках смысла жизни - того, ради чего стоит жить. Эти же поиски тесно связаны с темой развития самосознания.

Духовные поиски.

Духовные поиски приводят к духовному пробуждению (обретению веры) и развитию самосознания. Это поиски духовных и религиозных состояний, получение нового жизненного опыта. На эти поиски чаще всего подталкивают возрастные или экзистенциальные кризисы. Во время этих поисков человек понимает:

  • Что материальный мир не так важен, что есть и другие ценности;
  • Что мир устроен иначе, чем ему казалось до этого (его этому учили ранее).

С точки зрения психологи и нейрофизиологии во время духовных поисков человек становится более иррациональным. Его сознание как бы смещается вправо, т. е. в это время больше функционируют (участвуют в образовании активных и доминирующих нейронных сетей) нейроны из правого полушария.

Преобладание иррационального мышления за счет упомянутого выше явления способствует доминированию религиозного, художественного, философского типов сознания, т. е. начинает преобладать соответствующее восприятие мира. Изменения в восприятии (измененные состояния сознания) меняют картину мира (мировоззрение, мироощущение) и способствуют нахождению нового смысла, появлению нового понимания мира. Смещение сознания может происходить за счет влияния среды и изменений в деятельности. Или за счет изменений в физиологических процессах, влияющих на психические процессы и состояния. Изменения в физиологических процессах достигаются за счет духовных практик, определенной диеты, организации определенных условий среды и соблюдения определенного режима активности и питания.

Яркий пример описанного выше - пост. Когда при соблюдении определенных условий (образа жизни и диеты) достигается определенное состояние на уровне физиологии и психики, позволяющее испытать новые эмоциональные и физиологические состояния (яркая форма этого - экстаз).

Духовные состояния проявляются в следующем (особенности):

  • Появляется большая нравственность (не могу врать и т. п.);
  • Присутствует меньше агрессии или она вообще отсутствует (уход от конкуренции);
  • Появляется альтруизм (готов помогать всем безвозмездно);
  • Появляется ощущение любви ко всему живому на земле;
  • Присутствует ощущение здоровья (организм перестраивает физиологические процессы).

Духовные состояния появляются при определенных условиях жизни: воздержания, ритуалы, режим дня, диета. Духовные состояния способствуют появлению религиозных состояний (например, экстаза). Духовные состояния и религиозные состояния - это очень специфические состояния у человека. Многие психологи не могут отличить их от невротических и пограничных состояний психики, поэтому ставят ошибочные диагнозы. Духовное состояние - это переживание духовного «Я». Появляется убеждение (через полученный опыт), что внутренний мир каким-то образом причастен к Божественной природе. Это состояние познается человеком только через личный опыт.

Религиозное состояние - состояние эйфории, убежденность в некой реальности, основанная не на логике, а на вере. В жизни «духовно ищущих» людей часто встречаются такие варианты, когда психика человека, который занимается духовными практиками, бывает недостаточно подготовлена к проявлению состояния «встреча с духовным». И в результате этого у «ищущего» происходит смешивание трансперсонального «Я» (духовного) с индивидуальным «Я» (личностным). Говоря на языке философов, происходит смешивание относительной и трансцендентной реальностей. А это уже чревато психическими расстройствами. Для того чтобы избежать возможных проблем, нужно уметь разделять свои состояния и использовать их для своих нужд. Достигается это через целенаправленное развитие самосознания. Через развитие самосознания можно развить умение отличать то, что идет, скажем так, от Бога (религиозные и духовные состояния), что идет от общества (установки, стереотипы), а что является своим (свой опыт и понимание жизни). Мой совет - сначала развивайте самосознание, а потом пускайтесь в духовные поиски! Если сначала развивается самосознание и это приводит, как следствие, к духовным поискам, то человек в этом случае приходит к этим поискам подготовленным. Помните, сами по себе духовные поиски (увлечение модой - «все вокруг ПРОСВЕТЛЯЮТСЯ, так, может, и мне?» ) могут спровоцировать появление экзистенциального кризиса! Духовные поиски могут также появляться во время экзистенциальных кризисов (чаще всего так и происходит).

Рекомендация для коллег. Если человек не готов к духовным поискам, то сначала необходимо стабилизировать его психику, если были кризисы или неврозы, и только после этого разрешать ему следовать путем духовных поисков.

Духовные практики влияют на физиологию и таким образом помогают формировать определенные психические состояния из-за изменений в психических процессах. Психические процессы меняются в результате изменений в физиологических процессах. Новое психическое состояние (состояние измененного сознания), которое появляется в результате практики, формирует новое восприятие реальности: можно увидеть либо заметить то, что раньше не замечал, и происходит это из-за иной работы органов чувств. Таким образом, духовные практики помогают человеку, находящемуся в поисках, найти новые решения, увидеть новые возможности.

Какие же основные формы поисков себя существуют?

Наиболее известные: аскеза (уединение и ограничения), паломничество (странствие/путешествие к святым местам, в новые земли).

Аскеза. Особенности: развитие духовности связано с развитием сострадания. В социуме, где нужно «защищаться» (общество, где успешность важнее духовности), сложно развивать в себе ОТКРЫТОСТЬ к состраданию. Для этого личностного развития требуется уединение (отшельничество, монашество). Уединение также подходит тем, кому необходимо услышать свой внутренний голос (понять свои истинные потребности). Аскетический образ жизни помогает уединиться от социума и «пойти в себя». Эти поиски связаны с развитием самосознания или могут приводить к этому развитию.

Паломничество .Поиск того, чего пока не знаешь. Важно взаимодействовать со средой (активность), проявляться в деятельности, менять точку зрения - создавать новую психическую реальность.

Форма поисков: Аскеза .

Человек уединяется на время (1-6 мес.) в монастырь, ашрам, отдаленное от людей место (горы, лес, деревушка в глуши). И в этом месте, где требуется меньшая или вообще не требуется социальная активность, сам с собой пытается установить диалог: услышать внутренний голос, разбудить интуицию, почувствовать свою Душу. Цель этого - обрести состояние гармонии, восстановить внутреннее душевное равновесие. Обрести нужное состояние помогают спокойная среда и духовные практики. Чтение и изучение нового чаще мешают, чем помогают. Мешают обрести нужное состояние внешние вибрации, волны (звуки, свет). Поэтому, чтобы было проще ИСКАТЬ и ОБРЕТАТЬ, заранее требуется создать определенные условия.

Необходимы изменения на уровне физиологии через влияние условий среды, диету, деятельность, чтобы за счет изменений в физиологических процессах произошли изменения в психических процессах и возникли нужные, продуктивные для поисков психические состояния, позволяющие лучше размышлять, анализировать, рефлексировать. Во время аскезы человек идет от прежнего своего состояния «направление - во внешнее» (жизнь в социуме) к состоянию «направление - в себя» (жизнь вне социума). Восстановив внутреннее состояние спокойствия, можно пойти дальше (интуиция в это время начинает работать иначе, человек готов к восприятию новой информации и новых состояний) и начать искать ответы на свои вопросы (общение с другими людьми, изучение новой информации).

В результате аскезы, если все было организовано правильно, человек находит нужные ответы и возвращается в социум, чтобы продолжить там жить (снова социализируется с учетом своего нового мировоззрения) или меняет старый социум на новый - переезжает. Другой вариант: поняв для себя новый смысл жизни, человек уходит из социума, идет в религию или становится отшельником. Такой вариант чаще всего бывает у тех, кто испытал религиозные состояния, кто во время аскезы занимался духовными практиками, направленными на создание таких состояний. Бывает и такой вариант, что после аскезы человек начинает паломничество, чтобы подтвердить найденные ответы, найти подтверждение в мире своим новым взглядам и появившимся догадкам. Иногда в паломничество после аскезы пускаются те, кто во время аскезы не нашел для себя нужные ответы: он ищет их дальше, но уже в другой форме «поисков» - ищет ответы не В СЕБЕ, а в МИРЕ.

Форма поисков: Паломничество.

Паломничество позволяет физически ощутить переход от одного своего состояния к другому, наглядно увидеть этот переход, пережить новые состояния, которые приближают человека к тому состоянию, которое он ищет (и это в с вою очередь, помогает человеку понять, что теперь для него является важным и желаемым в жизни, к чему стоит стремиться в дальнейшем). Паломничество - это «поиски в мире». Аскеза - это «поиски в себе». Для создания нужных условий во время паломничества, чтобы появились нужные состояния, необходимо получать новые знания, сталкиваться с новыми ситуациями, больше общаться с новыми людьми, больше читать. Духовные практики во время паломничества, чтобы достичь нужных состояний (того, что человек ищет) больше мешают, чем помогают. Кстати, путешествия (а паломничество - это тоже путешествие) способствуют выработке дофамина, который отвечает за мотивацию и удовольствие. Но долгое нахождение в состоянии, провоцирующее выработку дофамина, приводит к тому, что уменьшается количество серотонина в организме. А это со временем приводит к появлению депрессий и навязчивых состояний. Вывод - всего должно быть в меру!

Отправляясь в паломничество, нужно:

Узнать, когда хватит ИДТИ (нужен отдых или снижение активности), помогает умение отслеживать свои состояния и показатели организма. Для анализа физического состояния сейчас в продаже имеется достаточное количество приборов, позволяющих отслеживать изменения в организме по показателям мочи и крови (тест-полоски и приборы-анализаторы). Минимальный набор необходимых «подручных средств», позволяющих следить за своими физиологическими процессами во время дороги, обойдется в сумму около 15.000 руб.(цены 2011-2012 гг.).

Важно помнить для тех, кто в поиске!

Духовные практики помогают в аскезе и мешают при паломничестве. Одним людям с учетом их темперамента подходит одна форма поисков себя, другим - другая форма. При осуществлении паломничества следует учитывать, что адаптация к новым условиям жизни происходит на уровне психики и физиологии (психические процессы и состояния взаимосвязаны с физиологическими состояниями и процессами).

Условия среды (геомагнитное поле, солнечная радиация, температура воздуха и влажность, наличие рядом других людей и их настроения и состояния), питание (качество воды и продуктов питания) помогают или мешают адаптации. Внешняя среда и питание влияют на физиологические и психические состояния. Психика меняется за счет изменения условий среды и деятельности. Передвигаясь в разных условиях среды и ведя разную деятельность, мы заставляем психику функционировать иначе. Путешествие/паломничество позволяет обновлять психическую реальность с той коростью, которая приемлема для психики ИЩУЩЕГО с учетом ее индивидуальных особенностей. Меняя скорость перемещения, можно управлять психическими состояниями.

Иногда паломничество приводит к более быстрым и качественным изменениям сознания, чем аскеза или посещение психологов. Т. е. активные поиски, направленные на поиски ресурсов вне себя, иногда более эффективны, чем поиски, направленные на поиски ресурсов внутри себя.

С другой стороны, новые условия среды могут пагубно отразиться на изменениях психики из-за того, что организм (физиология) может оказаться не готовым к таким резким и серьезным изменениям (адаптация начинает проходить трудно и болезненно). В некоторых случаях паломничество может навредить вначале физическому здоровью, а потом, как следствие, повлиять и на изменение состояния психического здоровья. Выбирая путь паломничества, необходимо обязательно учитывать свое состояние организма: возрастные изменения, состояние систем органов (эндокринной, нервной, иммунной), наличие хронических заболеваний и других проблем со здоровьем.

Все это может пагубно отразиться на самом процессе поисков и на результатах этих поисков. Паломничество предполагает наличие определенной физической подготовки и достаточного состояния здоровья для этой формы поисков.

Константин Федотов