Петр м феврония. История любви Петра и Февронии

8 июля, начиная с 2008 года, во всех городах России широко отмечают День семьи, любви и верности. Многие считают его достойной альтернативой Дню влюбленных, пришедшему из-за рубежа. Действительно, в отечественном празднике больше духовной любви и преклонения перед верностью и преданностью. А все потому, что праздник тесно связан со святыми Петром и Февронией - парой, являющейся образцом идеальных семейных отношений.

История непростой жизни и большой любви Петра и Февронии

Князя Петра, приходившегося сыном муромского князя Юрия, поразила страшная проказа. Все попытки вылечить несчастного от болезни завершались плачевно, никто не мог вернуть Петру здоровье. Почти смирившись со своей участью, мужчина увидел необычный сон, в котором ему открылось, что есть на свете девушка, способная оздоровить пораженное тело. В вещем сне Петру было открыто имя спасительницы - Феврония.

Феврония была крестьянкой из рязанской деревни, дочерью обычного пчеловода. Девушка с детских лет изучала травы и обладала даром целительства, даже дикие звери слушались ее и не смели проявлять агрессию. Удивительно добрая и красивая юная особа сразу же приглянулась молодому князю, и он дал слово, что женится на красавице сразу же после выздоровления. Феврония поставила мужчину на ноги, но тот не сдержал обещания и не повел деревенскую девушку под венец. Скорее всего, это и стало причиной того, что проказа обрушилась на княжескую голову с пущей силой.

Гонцы во второй раз отправились за целительницей, а Феврония не стала отказывать в лечении обманщику и снова подарила ему здоровье. После этого Петр женился на спасительнице и до конца дней своих не пожалел о содеянном. По преданиям, супруги жили в любви, согласии и уважении, никогда не обманывали друг друга и всегда лестно отзывались о своих половинках.

После смерти старшего брата Петру было суждено взять городскую власть в свои руки. Бояре с одобрением отнеслись к уважаемому правителю, но простая крестьянка не давала им покоя - никто не хотел видеть у власти представительницу низшего сословия. На Февронию постоянно клеветали боярские жены, подговаривая своих мужей сжить со свету неугодную им умницу и красавицу. В один из дней князю поставили ультиматум - либо прогнать из дома любимую супругу, либо покинуть пост правителя. Петр долго не раздумывал, а выбрал отречение от власти и решил вообще уехать из Мурома.

В изгнании молодая мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга. Когда в доме были трудности с едой и деньгами, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою суженую и ни разу не упрекнул возлюбленную в том, что ради нее ему пришлось оставить высокий пост и жить в лишениях.

Однако лишения княжеской пары длились недолго, вскоре муромские бояре поняли, что без грамотного правителя в городе будет сложно поддерживать порядок. Одумавшись, они послали за князем гонцов и попросили его вернуться вместе с женой в родной город и снова занять пост градоначальника. Петр посоветовался с Февронией и супруги, не став противиться, вернулись домой.

В любви и согласии преданные супруги Петр и Феврония прожили до старости, а дожив до седых волос, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Будучи монахами, нежно любящие друг друга супруги молили Бога о смерти в один день. Мечтая о том, чтобы оказаться вместе на небесах, они приготовили себе один на двоих гроб, где два тела должна была разделять лишь тонкая перегородка.

Предание гласит, что пожилые монахи действительно отошли в иной мир в один день - это случилось 25 июня 1228 года по строму стилю, что соответствует 8 июля по действующему календарю. Живя, как и подобает монахам, в разных кельях, они умерли в один час.

Монахи побоялись гнева Господа и не стали класть усопших в один гроб - никогда подобных захоронений не было в христианстве. Тела покойных находились в разных храмах, но каким-то чудесным образом они оказались рядом. После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи решили захоронить любящих супругов вместе вблизи соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Только через 300 лет спустя своей смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. 8 июля в православном календаре считается Днем Петра и Февронии.

День семьи, любви и верности и его традиции

В девяностых годах жители Мурома, где всегда почитали святых супругов, решили объединить День города с православным праздником. Так случайно зародился новый российский праздник, воспевающий любовь и преданность.

В 2008 году празднование Дня семьи, любви и верности было официально утверждено, а вскоре и одобрено Межрелигиозным советом России. Символом праздника чистой и бескорыстной любви стала ромашка - цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюбленных. Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой - лики Петра и Февронии. Медаль традиционно вручается семейным парам, в которых царят любовь и взаимопонимание.

Сейчас православный праздник отмечают уже в сорока странах мира, но главные торжества проходят в городе Муроме Владимирской области.

Если не считать преданий Муромской земли, то о жизни преподобных Петра и Февронии рассказывает поэтическая повесть Ермолая Прегрешного. Она была написана по просьбе митрополита Московского Макария и приурочена к Собору Русской Православной Церкви, где супругов причислили к сонму святых.

По преданиям, умирающий змий-искуситель обрызгал кровью младшего брата муромского князя – Петра. От чего у него все тело покрылось незаживающими ранами, которые не мог вылечить ни один лекарь. Исцелила молодого князя дочь собирателя меда по имени Феврония, приготовив ему целебную мазь. По условиям девушки, Петр должен был на ней жениться после выздоровления, но он решил откупиться богатыми дарами. Но Феврония не приняла их. Через некоторое время болезнь к князю вернулась. Он вынужден был снова обратиться к девушке за помощью и на этот раз сдержал данное ей слово.

Вскоре Павел умер, и княжеская власть перешла к Петру. Бояре были недовольны низким происхождением княгини. Предложили ей забрать все, что она захочет, и покинуть город. Феврония забрала только мужа. После того как они покинула город, началось кровопролитие. Жители города упросили супругов вернуться обратно.

Княжеская чета правила Муромом справедливо: супруги украшали храмы, примиряли враждующих, помогали нуждающимся, были верны и преданны друг другу: Петр не оставил Февронию ради людских наветов и нареканий, и она в свою очередь не покидала его в трудные минуты. Прожили они до глубокой старости. В конце жизни приняли постриг и наказали похоронить их вместе. Умерли Петр и Феврония в один день и час. Но последний завет супругов не был выполнен: их положили в отдельные гробы и разнесли по разным храмам. Однако вскоре почившие были найдены вместе. Люди несколько раз пытались разъединить тела Петра и Февронии, но они все равно оказывались рядом.

Хотя житие праведников написано на основе легенд, но есть летописи (например, Воскресенская и другие) подтверждающие факт правления Муромом в 1203 году князем, которого вылечила девушка из простого сословия, в последствии ставшая его женой. Феврония (Евфросиния) помогала Петру (Давиду) практическими советами, а также занималась благотворительностью. Княжили они 25 лет, у них было двое сыновей и внук. По летописным сведениям старший сын Юрий и внук Олег погибли во время сражения с волжско-камскими булгарами, а младший сын Святослав умер за несколько дней до кончины родителей.

Почитание Петра и Февронии началось задолго до их канонизации. Еще в 15 веке проходили службы этим святым. В 1446 году муромские супруги стали покровителями русских царей.

Впервые как идеальная супружеская пара Петр и Феврония упоминаются в послании митрополита Макария к царю Ивану IV. Иван Грозный почитал святых еще и как помощников в ратном деле.

На протяжении веков многие высочайшие особы приезжали поклониться мощам муромских чудотворцев: царица Ирина Годунова, Петр I, Екатерина II, Николай I, Александр II и многие другие. И по сей день тысячи людей приезжают в Муром, поклониться святым мощам супругов. А священнослужители ведут специальную книгу, в которую записывают чудеса, происходящие с верующими после молитвы Петру и Февронии.

Когда задаются вопросом, как в древней Руси относились к теме любви, то сразу вспоминают повесть о Петре и Февронии, историю двух святых, ныне покровителей семьи, любви и верности. В самой истории, как она дошла до нас со времен Ермолая-Еразма, слова «любовь» нет. Да и вообще, нам, приученным к слезливым голливудским сюжетам, геометрия отношений героев и их «love-story» показались бы сейчас весьма необычными.

Какие козни строит героям повести дьявол?

По сюжету, князь Петр спасает своего брата Павла от дьявольской напасти: к его жене начал летать змей «на блуд». Петру удается сразить змея мечом. Но змеиная кровь попадает на его кожу, и он покрывается язвами. Змей «уязвляет» князя, причем не только со стороны его тела, помимо язв и струпьев «прииде на нь болезнь тяжка зело» – какая-то другая, вторая болезнь, для которой нужен особый врач, а не те, к которым он обращался в Муроме. Феврония – тот самый врач, который может помочь. С другой стороны, чем может помочь девушка, далекая от целительства? О ее принадлежности к врачеванию нам ничего не известно. Кроме того, как же им встретиться: ему – Муромскому князю и ей – дочери бортника из Рязанской земли? Не затем ли Петру посылаются телесные и душевные страдания, чтобы он начал искать своего «избранного» врача, чтобы встреча двух противоположностей стала возможной?

Что значат загадки Февронии?

Князя привозят в Рязанскую землю. Отрок, пытаясь найти врача, заходит в один из домов и видит чудную картину: за ткацким станком сидит девица, а перед ней скачет заяц. Увидев гостя, она воскликнула: «Нехорошо быть дому без ушей, а горнице без очей!» Юноша ничего не понял из ее слов и надменно спросил, нет ли в доме мужчины. На что девица ему отвечает: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Снова отрок проиграл девице в мудрости, но сменил надменность на удивление. Для разума, который еще не дорос до таких вещей, Феврония поясняет: отрок пришел в дом, зашел в горницу и застал девушку в неприбранном виде, а если бы в доме был пес («уши» дома), то тот стал бы лаять. А если бы в горнице был ребенок («очи» дома), то сообщил бы ей о приближении гостя. Что касается отца и матери, то пошли они на похороны оплакивать покойника. Когда за ними смерть придет, то другие будут их оплакивать: это – плач взаймы. Брат же ее был бортником – когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Как видно, девица обладает каким-то особым умом. И не только. Заяц, который скакал рядом, – древний символ христианства, иногда изображаемый на иконах. Феврония, стало быть, чутка к гласу всевышнего.

Зачем Феврония лечит Петра?

Часто говорят, что князь Петр пообещал жениться на Февронии, если она его исцелит. Достаточно заглянуть в повесть, чтобы понять, что все было не так. Феврония, еще не видя князя в лицо, говорит его слугам: «Аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его». («Если я не стану супругой ему, то не подобает мне его лечить»). Слова мудрой девушки – не ультиматум князю и не плата за исцеление. Она говорит их сама себе: если она сможет стать супругой князя, то тогда ей следует его излечить. Феврония собирается спасать не князя, а свою половинку (если, конечно, князь согласится стать ею). По сути, слова девушки это классическая христианская мысль о том, что жена должна спасаться мужем, а муж – женою. Но князь считает, что дочь бортника ему не пара и решает обмануть ее. Феврония как будто знает, что так и будет. Она дает князю закваску, чудесным образом избавляющую от язв. Гордый Петр после исцеления не сдерживает обещание жениться и решает откупиться дарами. Вскоре прежняя напасть возвращается… Когда же князь приезжает к Февронии во второй раз, она говорит уже совсем по-другому: «Аще будет ми супружник, да будет уврачеван». Теперь князь поставлен в более жесткие условия: раз какая-то сила снова насылает на него хворь, то пора бы ему задуматься над своим высокомерием. Чтобы болезнь отступила, надо стать смиренным и сдержать обещание.

Именно так, не с первой попытки и преодолевая себя самого, Петр становится на путь спасения, где еще встретит немало испытаний и вместе со своей суженой Февронией сыщет себе славу святого. Едва ли «Повесть о Петре и Февронии» история о любви в нашем теперешнем ее романтическом понимании. Скорее, это притча о мирском спасении. Спастись можно только вместе – а для этого надо пойти на жертву. Так что герои повести оказываются вместе не благодаря, а вопреки: Февронии надо проявить жертвенную любовь, спасти ближнего, а Петру – стать смиренным и принять спасение кроткой девушки, которая в происхождении ему явно уступает. Не в этом ли древняя житейская мудрость возлюбленных?

В православной семейной традиции принято почитать святых Муромских князей Петра и Февронию, житие которых будет представлено ниже. Вы узнаете, почему они так любимы христианами, за что их почитают даже монахи. Кроме того, мы поделимся с вами, как и где лучше всего просить святых об устроении личной жизни, о создании семьи и благополучии супругов.

Кто они?

Житие Петра и Февронии Муромских повествует о том, что эти люди не просто правили городом Муромом, но и делали добрые дела. Только представьте себе государей, которые желали бы всем добра, мира и любви. Они всегда слышали чужую беду, старались помочь каждому. Петр и Феврония, как повествует житие, стали достойными восприемниками князей Константина и Елены, Владимира и Ольги. К слову сказать, они также причислены к лику святых.

Возможно, именно поэтому даже до настоящего времени город Муром находится в благодатной атмосфере. Каждый паломник, приехавший сюда хотя бы однажды, навсегда запомнит то чувство умиротворения, радости, которое благоухает в окрестностях старого города. Особенно там, где располагаются древние монастыри: Свято-Троицкий, Благовещенский и Спасо-Преображенский.

Ниже будет представлено краткое содержание жития Петра и Февронии Муромских. А позднее подробнее изучим повесть, которая познакомит вас поближе с этими святыми. Итак, содержание следующее:

  1. Князь Павел (брат князя Петра) и его супруга, пострадавшая от дьявола.
  2. Агриков меч и уничтожение дьявола.
  3. Начало болезни князя Петра проказой.
  4. Поиск врача в рязанских деревнях.
  5. Знакомство с Февронией. Мудрые слова деревенской простой девушки.
  6. Отказ князя Петра жениться на простушке и возвращение болезни.
  7. Покорение воле Божией. Свадьба Петра и Февронии.
  8. Совместное правление.
  9. Изгнание князей из Мурома боярами.
  10. Возвращение их теми же боярами в город.
  11. Старость. Подготовка к монашеской жизни.
  12. Честное погребение и чудесное соединение святых в общем гробе.

Примерно такое содержание можно встретить в различных источниках. Кроме того, оно вам поможет, если нужно написать сочинение или изложение на столь полезную и благодатную тему.

Краткая история

Стоит отметить, что повесть об этих святых написал в свое время подвижник Ермолай-Еразм. Согласно описанным им событиям позднее появилось житие, то есть, говоря современным мирским языком, биография. Теперь приступим к изучению краткого жития Петра и Февронии Муромских.

У князя Петра был брат - князь Павел. Однажды к супруге последнего стал наведываться лукавый змий. Дело в том, что сей враг обретал обличье самого Павла, чтобы женщина не догадалась. Но мудрая жена всё поняла, она обратилась к своему мужу за помощью. Долгое время князь не мог понять, как изгнать дьявола. Однажды ему было чудесное видение, подсказавшее, что смерть змия будет от Петрова плеча и агрикова меча.

Никто сначала не мог понять, о каком мече идет речь. Князь Петр однажды зашел в храм помолиться. Друг он увидел тот самый агриков меч. Взяв его, он вернулся домой, дождался появления змия в обличье его брата и убил его. При смерти чудовище брызнуло на Петра ядовитой кровью. С той поры князь Петр был болен проказой. К сожалению, никто помочь ему не мог.

Отправившись на поиски врача, он попал в деревню Ласково под Рязанью. Нашел дом древолаза. Говорили, что его дочь исцеляет больных. Вместо себя князь Петр отправил слугу. Девушка была дома. Завязался очень странный разговор, но мудрая девица Феврония объяснила, что делать Петру. Князь и его слуга выполнили все рекомендации девушки, после чего последовало исцеление. Но никто не догадывался, что Феврония - святая угодница Божия, она провидела волю Господню и велела князю примерно так: женись на мне, тогда исцелишься. Князь пообещал. И правда, наступило выздоровление. Но Петр решил не жениться на Февронии. Болезнь вернулась.

Далее житие Петра и Февронии повествует о том, что свадьба состоялась. Молодые супруги стали править Муромом. Но боярам и их женам очень не нравилось, что выше них - простая деревенская девушка. Они попросили князя Петра, чтобы тот оставил свою супругу ради них. Но Петр этого не сделал. Бояре изгнали своих князей. Святые Петр и Феврония остановились у реки. Князь Петр впал в отчаяние, но Феврония поддержала его. Вместе они смогли пережить эту беду.

Однажды за ними прибыли бояре, прося прощения за свои поступки. В городе был хаос и массовые убийства, достойного правителя так и не нашлось. Тогда все поняли, что править Муромом могут только Петр и Феврония.

В старости святые князья твердо решили послужить Богу в монастыре, поэтому приняли постриг с именами Давид и Евфросиния. Когда князь Петр почувствовал приближение смерти, он отправил письмо своей супруге в женский монастырь. Феврония в этот момент вышивала воздух. Закончив работу, она оповестила своего мужа. Затем они одновременно почили.

Еще перед смертью князь Петр смастерил один широкий гроб для двоих с перегородкой посередине. Но горожане и насельники монастырей переложили их в разные гробы. Чудесным образом почившие супруги снова оказались вместе. Таким образом, все поняли: свершилось чудо, объясняющее, что любящие супруги должны быть вместе не только на земле, но и в загробной жизни.

Смысл повествования

Вот такое интересное житие Петра и Февронии. Но здесь важно уловить суть и понять, что это не сказка, а реальность, которая имела место около восьми веков назад.

Какой смысл кроется в повествовании? Обратите внимание на ключевые моменты: благочестивое и верное супружество. Вспомните, как бояре поставили князю ультиматум: или мы, или уходи вместе с ней! И Петр, как верный и любящий супруг, выбрал изгнание. Для него важно быть вместе с той, кого ему послал Господь в жены. Это, пожалуй, для нас самый важный урок - верность! А верность будет от любви к самому близкому человеку.

Кто им молится

В наше время можно часто слышать о том, что о семейном благополучии обязательно молятся Петру и Февронии. Но разве только супругам дозволено просить о помощи у святых? Конечно же, нет. Одинокие люди, желающие найти свое счастье, также просят искренне о второй половине в молитвах к святым.

Нередко родители, близкие родственники супружеских пар, одиноких, тоже обращаются к ним, чтобы те испросили у Бога для них счастья. К слову сказать, многие из тех, кто почитает эту супружескую чету, знают житие святых Петра и Февронии Муромских, стараются подражать им.

Где молиться

Можно совершать молитву и дома, но лучше пойти в храм, где проводят службы. В современной православной России принято в некоторых церквях регулярно совершать молебен святым Петру и Февронии. Житие является прекрасным помощником в подготовке. Кроме того, читается также акафист. В тексте данного вида моления можно встретить уже знакомые сюжеты из повести Ермолая-Еразма.

По окончании чтения акафиста совершается сама молитва к святым супругам. Каждый, кто пришел на службу в храм, искренне надеется на получение просимого, на поддержку со стороны святых.

Кого слышат святые

Вспомните из краткого цитирования жития Петра и Февронии Муромских сюжет о том, что при жизни супруги всегда слушали людские мольбы о помощи, и они всегда утешали обделенных, обиженных, нищих, давали просимое во благо. Перейдя в Царство Божие, они не перестали помогать людям. С Небес они слышат все наши мольбы, ходатайствуют за нас перед Господом.

Но наибольшую поддержку получают супруги, обвенчавшиеся в Православной Церкви. Они становятся покровителями и защитниками семьи.

Кому читать житие

Повествование о муромских князьях будет интересно послушать не только взрослым, желающим обрести семью, но даже детям. Уже с юных лет желательно рассказывать о том, какой должна быть семья, чтобы в будущем они несли достойно свой крест, были верными и умели любить.

Житие Петра и Февронии - это настольная книга каждой семьи. Его можно перечитывать снова и снова, чтобы освежить все в памяти, заметить что-то новое для себя. Пусть для каждого из вас эти угодники Божии станут верными друзьями!

Вы ознакомились с кратким содержанием жития Петра и Февронии. Желаем вам обретения семейного благополучия, терпения и взаимной любви с близкими, супругами!

Когда жили святые Петр и Феврония Муромские? Почему они так почитаемы на Руси и почему считаются заступниками семейных пар? Житие святых Петра и Февронии: рассказываем самое главное.

Когда жили святые Петр и Феврония Муромские

Святые Петр и Феврония жили в XII–XIII веках. Россия на тот момент была не единой Империей, а раздроблена на множество княжеств. Каждое княжество жило своими интересами, традициями, уставом.

Страной всё это можно было назвать условно, поскольку князья между собой часто воевали. По сути, княжества объединяло только то, что все они были славянские, и все - под крылом Русской Православной Церкви. (Иногда дополнительное единение между княжествами могло создать то, что ими правили близкие родственники (братья, отцы и дети), но чаще не создавало, и брат часто восставал на брата).

Тогда же было распространено такое явление, как местночтимые святые. Это подвижники, которых хорошо знали и почитали в отдельном княжестве, но о которых ничего не было известно соседям. Петр и Феврония были именно такими для Муромской земли. Канонизированы Церковью они были только в XVI веке - когда Россия к тому времени уже окончательно стала полноценным единым сильным царством: с единым законом, единым правителем и едиными святцами.

Святые Петр и Феврония: что о них известно?

Почти ничего - и именно из-за раздробленности страны. Муромское княжество относилось к провинции - летописей в ней, в отличие от Новгорода или Киева, почти не велось или не сохранилось. Муромские жители хорошо знали, что у них происходит, и память о важных событиях передавали из уст-в уста и из поколения в поколение, но за пределы земель не уходило ничего.

Однако то, что Петр и Феврония были канонизированы, говорит о том, что у Церкви было достаточно свидетельств об их духовном подвиге - пускай до нашего времени и дошли только редкие предания. (А по сути, только одно «Сказание о Петре и Февронии Муромском», которое тоже до конца не доказано, кто именно написал).

Житие Петра и Февронии кратко

В общем, все, что известно о жизни Петра и Февронии Муромских, можно уместить в несколько тезисов:

  • Святой Петр был из княжеского рода. (Исследователи до сих пор не знают точно, о каком именно муромском князе идет речь, потому что Петр - это имя, которое святой получил при монашеском постриге, незадолго до смерти. Но как его звали «в миру»?)
  • Однажды Петр сильно (возможно, смертельно) заболел. Доктора «разводили руками». Его сумела вылечить простая верующая девушка из деревни, но под обещание: что он, князь, возьмет ее в жены.
  • Петр женился на ней только «со второго раза». Сначала он отказался от данного обещания и пробовал просто одарить Февронию, но вскоре опять заболел той же болезнью и обвенчались они только после этого.
  • Петр и Феврония жили в мире и уважении друг другу, жили по Заповедям, и править Муромом старались по законам Любви и правды.
  • При этом, всех бояр, - а особенно их жен, - смущало, что княгиня Феврония имеет простое происхождение. Как ей можно подчиняться?
  • Недовольство было таким сильным, что в какой-то момент Петру и Февронии пришлось отправиться в изгнание, пройдя через множество лишений. Однако вскоре их попросили вернуться, потому что Муром без них погряз в распрях.
  • Незадолго до смерти Петр и Феврония ушли в монастырь.
  • Умерли они в один день.
  • Несмотря на то, что похоронили супругов раздельно, следующей же ночью тела супругов оказались одном гробу - который изготовили для себя незадолго до смерти.

Любовь Петра и Февронии

Таков их жизненный путь. Если в общих чертах - то эти факты ничего не говорят о святости, потому что кроме нетленных мощей каких-либо иных свидетельств чудесного действия Благодати на них не сохранилось. Неизвестно, чтобы они кого-то исцеляли; упоминаний о каких-то внешних сверхъестественных событий, не считая их совместного упокоения в одном гробу, тоже не сохранилось.

Однако канонизация святых в Церкви - это не только дань подвижнику и его чудесам, но великое собрание вдохновляющих примеров, как в каких различных жизненных, социальных и исторических обстоятельствах можно прийти к святости.

Святые Петр и Феврония - пример того, как можно стяжать Благодать Духа Святого через супружество, а также свидетельство, что святость возможна не только среди бедных и убогих, монахов или странников, но даже у правителей. Пути Господни неисповедимы и жизнь во Христе возможна всюду, а не только в монастыре или пустыне, поскольку святость выстраивается не внешними обстоятельствами, но внутренним устроением человека.

Итак, на что может вдохновить житие святых Петра и Февронии Муромских?

Очень на многое!

«Уроки» святых Петра и Февронии Муромских

Ответственность мужчины за данное слово

Кто-то говорит, что все это не очень похоже на православное житие: Феврония взяла Петра замуж «насильно и с условиями» - через его болезнь.

Однако эта история не про «ультиматум», а про «мужское слово» и ответственность мужчины перед девушкой - до какой-бы степени не дошли их отношения.

Обещал жениться - женись, иначе не обещай.

Ухаживаешь за девушкой - не обманывай ее своими ухаживаниями, не выдавай легкомыслие за любовь.

И вообще, за каждый поступок в отношениях неси, как мужчина, ответственность, и пусть для тебя этот принцип станет не клетью, но стержнем и фундаментом для обретения крепкой, - настоящей, - любви.

Потому что мужчину от мальчика отличает именно ответственность, а там, где есть мужчина - там всегда будет любовь женщины к нему.

«Болезнь во благо»

История про болезнь Петра дает еще одно напутствие. За всяким событием в нашей жизни лежит Промысел Божий о нас - даже, если это тяжелая болезнь или иная скорбь.

Ведь, если посудить: не заболей Петр, встретил бы он крестьянку Февронию? Скорее всего, нет. А если бы и познакомился, то возможен бы стал их брак, если он даже в условиях «исцеления» случился не сразу? Понятно, что невозможен.

И не обрети Петр Февронию, сумел бы он пройти свой путь к святости? Вряд ли…

Какой это хороший урок для нас: не отчаиваться и с миром воспринимать трудности и скорби! Потому что в них - если посмотреть, - вся забота Господа о вечной жизни для нас.

Пускай, человеческим умом это бывает нелегко понять и тяжело поверить…

Святость доверия между супругами. Чудо святой Февронии с крошками

Предание говорит, что бояре всегда подозревали Февронию в колдовстве. Во-первых, она смогла излечить Петра, когда никто не мог. Во-вторых, они не понимали многих ее привычек. Например, бояре обратили внимание Петра, что его супруга собирает в ладонь крошки со стола. Феврония просто с трепетом относилась ко всякой еде, как к дару Божиему, но люди вокруг додумали невесть что…

Однажды Петр внял подозрению бояр и попросил Февронию разжать ладонь. Княгиня послушалась, но в руке у нее вместо крошек оказался благодатный фимиам. После этого Петр никогда не «проверял» свою супругу и не слушал никаких разговоров про нее.

Этот урок глубже, чем просто история про подозрения. Он - про всецелое доверие, которое Благодатию Духа Святого устанавливается между супругами. Доверие, которое строится не только на уважении друг к другу, но и на доверии Промыслу Божиему, который может выражаться не только в верных решениях супруга (или супруги), но и в их ошибках.

Ведь, если смотреть в суть вещей, то супружество - это и есть служение Богу через человека рядом. И любовь в христианской семье - это не только направление чувств от одного человека другому (от жены к мужу и наоборот), но Любовь сама по себе, которая со Христом устанавливается в сердце, и которая благодатит всё вокруг.

«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», - говорил преподобный . Тысячи вокруг, но в первую очередь - твоя «вторая половина»!

Христос освятил супружество, посетив брак в Кане Галилейской, установив на века, что супружество Бога ради - есть такой же полноценный путь к стяжанию Благодати и святости, как и девство (которое позже в христианстве обрело форму монашества).

Икона брак в Кане Галилейской

Именно поэтому любой брак свят и любой развод - «трагедия на небе». И именно поэтому Петр в какой-то момент отказался разводиться со своей супругой-крестьянкой, хотя его об этом умоляли бояре.

Преданность. Изгнание Петра и Февронии

После того, как взбунтовавшиеся бояре изгнали Петра и Февронию из города, супруги какое-то время жили почти что в чистом поле в палатках. Период, который показывает, что супружество - это не только слова и чувства, но и дело. В данном случае - со стороны жены, которая ради мужа пошла с ним из дворца в шалаш. И не просто сопровождала его, но поддерживала в часы, когда тот унывал.

Женская поддержка хранит брак и укрепляет мужчину. Кто знает, как бы сложилось все, если бы в изгнании на месте Февронии оказалась строптивая супруга. Сохранил бы свое здоровье и жизнь Петр к моменту, когда бояре пришли к нему на поклон и не попросили их вернуться?

Святая Феврония и лодочник

Однажды лодочник, который перевозил Февронию, подумал о ней с вожделением. Святая поняла это и попросила мужчину черпнуть воды сначала с одного бока лодки, потом с другого и попробовать воду оттуда и оттуда. Вода была одинакова по вкусу. «Так и суть женская везде одинакова», - объяснила Феврония лодочнику.

Сколько бы браков было сохранено, если бы мужья не смотрели на других женщин.

Причем, именно не начинали даже просто смотреть и оценивать, потому любое действие и любой грех начинается с мысли, которая постепенно укрепляется в человеке и пускает в нем корни.

Петр и Феврония умерли в один день

Это, даже, не урок, а красивая история. Петр несколько раз посылал Февронии гонца с сообщением: «я умираю» и каждый раз она отвечала: «Подожди, не умирай, мне нужно дошить покрывало для храма». И только на третий раз она отложила свое шитье, оставив его не законченным - чтобы перейти из мира земного в мир вечный вместе со своим супругом…

Не нужно смерть в один принимать за чудо или какое-то мистическое событие - очень часто супруги, прожившие вместе целую жизнь, умирают затем один за другим, потому что жизнь другого в браке - это еще и твоя жизнь и с жизнью другого и часть тебя уходит.

Единовременная смерть Петра и Февронии это, скорее, символ их супружеского служения, которое нашло выражение еще и вот таким, красивым запоминающимся способом.

Поначалу их захоронили отдельно, но после с удивлением обнаружили их в одном гробе - который они незадолго до смерти для себя заказали. И вот это уже чудо - печать Господа на их жизни, добавившая в сонм русских святых еще и эту замечательную супружескую пару: святых благоверных Петра и Февронию Муромских!

Святые Петр и Феврония: дни памяти

Русская Православная Церковь установила два дня их памяти:

  • 8 июля - это день Петра и Февронии. В государстве он отмечается, как день Семьи.
  • и 19 сентября - день возвращения в 1992 году святых мощей Церкви, после того, как они 70 лет пробыли в советском музее.

Где хранятся мощи Петра и Февронии

С 1992 мощи святых Петра и Февронии Муромских хранятся в соборном храме муромского Свято-Троицкого монастыря.

Икона Петра и Февронии

Святые благоверные Петр и Феврония, молите Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во