Гранатовый браслет очень краткое содержание. Краткий пересказ Гранатовый браслет (Куприн А

L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, №2)

В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили гадкие погоды, такие присущие побережью Черного моря. То круглосуточно тяготел над землей и морем густой туман, тогда сирена на маяке ревела и днем и ночью, словно бешеный бык. Или же с утра до утра не унимался мелкий дождь, который превращал глинистые дороги в сплошную грязь, в которую надолго вязли повозки и экипажи...

Но в начале сентября погода изменилась. Наступили тихие безоблачные дни, такие теплые и солнечные, которых не было и в июле. Успокоенные деревья покорно падали желтые листья.

Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не смогла покинуть даче, потому что в ее городском доме еще не закончился ремонт. Теперь она очень радовалась замечательным дням, тишины, одиночества, чистому воздуху, щебетания ласточек, которые готовились улетать, ласковом соленом ветерка с моря.

Сегодня был день ее именин - 17 сентября. В этот день она всегда ждала чего-то чудесного. Человек, который поехал в город, положил ей на столик футляр с замечательными серьгами из грушевидных жемчужин. Этот подарок очень утешил ее.

Она была одна во всем доме. Ее брат, товарищ прокурора, поехал в город, в суд. Муж обещал привезти обедать лишь нескольких близких знакомых. Все получалось превосходно: в городе пришлось бы тратиться даже на бал, а на даче расходы были мизерные. Князь Шеин еле сводил концы с концами: его родовая усадьба не приносила прибыли, а жизнь требовало устраивать приемы, хорошо одеваться, заниматься благотворительностью, держать лошадей... Княгиня Вера помогала мужу воздержаться от полного разорения.

Теперь она ходила в саду, срезая ножницами разноцветные гвоздики и левкои. Послышался звук автомобильного рожка: приехала младшая сестра Веры, Анна Николаевна Фрієссе, - помочь принять гостей. Они были совсем не похожи между собой. Вера была в мать, красавицу англичанку, с высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и надменным лицом, прекрасными, но задовгими руками, с той обаянием покатых плеч, которую увидишь только на старинных миниатюрах. Анна унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя, дед которого был крещен только в начале XIX века и происходил от самого Тамерлана. Она была ниже сестру, широкая в плечах, насмішкувата, живая и легкомысленная. Ее лицо монгольского типа с едва заметными скулами, с узенькими глазами, с надменным выражением маленького чувствительного рта очаровывало неуловимой улыбкой, женственностью, кокетливой мимикой. Она, грациозная и некрасивая, волновала и привлекала к себе мужчин чаще, чем аристократическая красота ее сестры. Анна была замужем за очень богатым и очень неразумным человеком, камер-юнкером. У них было двое детей: мальчик и девочка. У Веры детей не было, поэтому она горячо любила малокровних и хорошеньких детишек своей сестры.

Анна могла флиртовать и в столицах, и на курортах Европы, но никогда не позволяла себе предавать мужа, любила азартные игры, танцы, сильные впечатления, острые зрелища, была щедрой и набожной, даже тайно принял католичество. Говорили даже, что под ее низким декольте всегда надягнена власяниця. Вера же была простой, со всеми одинаково холодно любезной, независимой, по-царски спокойной.

«Боже, как здесь красиво, - говорила Анна.- Прошлым летом я сделала открытие: морская вода пахнет резедою...» Она подошла к краю глубокой пропасти и отшатнулась: «Как высоко!» Вера пригласила сестру посидеть. Глубоко-глубоко под ними лежало море. Вода, добро-спокойная и весело-синяя, світлішала в местах течения и переходила в густо-синий цвет на горизонте. Анна сказала, что у нее аж в груди щемит, но все же что-то тянет ее... туда, в пропасть. Вера понимала сестру, и море волновало ее по-другому: она любила величие морского пространства, его огромное торжественное чудо, но недолго, потому что скоро все это надоедало ей. Больше всего Вера любила лес - сосны, мухоморы словно из красного атласа с белой бисерной вышивкой, тишину и прохладу...

Здесь Анна опомнилась: она совсем забыла про подарок! И вытащила из своего ручного мешочка маленький блокнот в пречудовій оправе: на старом, зітертому от времени синем бархате мережився филигранный рисунок редкой сложности. Книга была прикреплена к тонкого золотого венецианского цепочки, листочки в середине были заменены вставочками из слоновой кости... Дело Вере очень понравилась, но Анна была недовольна ювелиром, который не смог ловко сделать для этого антикварного сокровища приличное убранство. Вера была удивлена изощренности сестры: только ей пришло бы в голову переделать старинный молитвенник на дамский записную книжку!

Обед накрыли в столовой, потому что на открытой веранде было уже как-то холодновато. Приготовили перепелов, которых достали в охотников, неплохой ростбиф, раков, даже морского петуха - в этом доме любили покушать.

Приехала подруга Веры из Смольного института, Женни Рейтер, замечательная пианистка, муж Анны привез с собой огромного профессора

Спешникова и местного вице-губернатора фон Зекка. Среди гостей был генерал Аносов с грубезним красным лицом и презрительным выражением глаз - боевой товарищ покойного отца Веры и Анны, князя Мирза Булат-Тугановського. Он очень любил обеих девушек, а Анна была даже его крестницей. Вера и Анна называли его дедушкой, да он и был им словно настоящий дедушка: баловал подарками, вывозил в цирк и театр, рассказывал о военные походы и битвы. У него были чисто русские мужские черты, которые придавали ему вид мученика и почти святого: добрый и веселый взгляд на жизнь, холодная отвага, покорность перед смертью, жалость к побежденным, терпения и физическая и моральная выносливость. О нем знаменитый генерал Скобелев говорил: «Я знаю только одного офицера, который храбрее меня, - это майор Аносов». Дедушка был почти глухой, с больной ногой, на которой было ампутировано три пальца. Он ходил с тростью в правой руке, непременно в сопровождении двух жирных ленивых мопсов. Говорил так громко, что в опере иногда смеялись из его реплик, которые, по его мнению, он говорил шепотом. Часто посещал гауптвахту и, узнав о молодецкий, но противозаконный поступок арестанта, заказывал для него обед из комендантского дома. Еще до войны жена бросила его с заезжим актером, и генерал посылал ей пенсию до самой ее смерти. Всю свою скрытую нежность и потребность в сердечной любви он перенес на Веру и Анну.

Вечер был теплый, свечи на террасе горели неподвижными огнями. Гостей развлекал князь Василий Львович. Он рассказывал о какой-то эпизод с таким серьезным лицом, таким тоном, что слушатели чуть не давились от смеха. Он рассказал историю брака Густава Ивановича Фріссе, Анниного мужа, как он пытался с помощью полиции забрать жену из дома родителей до своего дома. Все хохотали. Анна улыбалась одними глазами, а Густав Иванович - громко, с восторгом...

Перед тем, как встать из-за стола, Вера Николаевна перечислила гостей и вздрогнула: их было тринадцать и это было нехорошо. После обеда играли в покер: всем гостям раздавали жетончики из кости и играли до тех пор, пока все жетончики не оказывались в одного человека. Тогда прекращали игру. Так сделали и сегодня.

Веру, которая не принимала участия в игре, вдруг позвала горничная Даша. Она всю дорогу положила на стол небольшой предмет, завернутый в белую бумагу и перевязанный розовой лентой: «Я не виновата, ваша светлость, он пришел и сказал...» Вера не поняла, кто «пришел и сказал», и горничная добавила: «Красная шапка, ваша светлость, рассыльный...»

Вера приказала догнать рассыльного, но его уже не было. Тогда она разрезала ленту и бросила ее в мусор вместе с бумагой по адресу. Там был небольшой ювелирный футляр красного плюша, видимо, только что из магазина. Под крышечкой, подбитой голубым шелком, она увидела вдавленный в черный бархат золотой браслет, а внутри него записку. Она развернула ее: почерк был какой-то очень знакомый, но как истинная женщина, она отложила записку и стала рассматривать браслет.

Он был золотой, низкой пробы, очень толстый, весь покрыт старинным, плохо отшлифованными гранатами. В середине был какой-то маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабашонів, каждый величиной с горошину. Когда Вера вернула браслет, в нем загорелись приятные густо-красные живые огоньки. «Словно кровь!» - думала Вера. Она почему-то встревожилась и снова взяла письмо. Строки были написаны мелко, каллиграфическим почерком:

«Ваше превосходительство, глубокоуважаемая княгиня Вера Николаевна! Поздравляя Вас со светлым днем Вашего Ангела, я осмеливаюсь послать Вам свой скромный подарок... Я никогда бы не позволил себе подарить Вам что-то, выбрав лично: для этого у меня нет ни вкуса, ни средств. Да и во всем мире не найдется украшения, которая была бы достойной Вас. Этот браслет принадлежал моей прабабушки, последней его носила моя мама. Посередине, между больших камней, Вы увидите один зеленый. Это очень редкий сорт - зеленый гранат. По семейным легендам, он имеет особенность предоставлять дар предвидения женщинам, что его носят, и отогнать тяжелые мысли, мужчин же предохраняет от внезапной смерти. Все камни перенесены сюда из старого серебряного браслета и вы можете быть уверенной: никто этого браслета еще не надевал. Вы можете мгновенно выбросить эту игрушку или подарить кому-то, но я буду счастлив уже тем, что к нему прикасались руки.

Молю Вас, не сердитесь на меня. Я краснею, вспоминая свою дерзость семь лет назад, когда Вам, девицы, я осмеливался писать нелепые и дикие письма и даже ожидать ответа. Теперь у меня осталось только благоговение, вечное поклонение и преданность. Я поминутно желаю Вам счастья и радуюсь, когда Вы счастливая. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которых вы сидите, паркета, по которому вы ходите, деревьям, к которым вы прикасаетесь... И я не завидую ни людям, ни вещам.

Еще раз извиняюсь, что обеспокоил Вас долгим ненужным письмом.

Ваш до смерти и после смерти покорный слуга

Вера размышляла, показать или не показать браслет мужчине? Она не могла глаз отвести от красных кровавых огней, которые трепетали в гранатах.

Вечер продолжался. Князь Василий Львович, сидя за большим круглым столом, показывал гостям домашний юмористический альбом с рисунками. Альбом был ярким дополнением к его сатирических рассказов. Он показывал «Историю любовных похождений храброго генерала Аносова в Турции» или «Приключения князя Николя Булат-Тугановського в Монте-Карло». Сегодня он иллюстрировал гостям краткое жизнеописание своей сестры, Людмилы Львовны. «Часть первая. Детство. Ребенок рос, ее назвали Лима... Часть вторая. Первая любовь. Кавалеріст-юнкер преподносит девушке Лиме на коленях стишок, что сам написал... Например, там есть перл: «Твоя чудовая нога - видение страстей небесных...» И показывал изображение ноги. Затем шли рисунки, на которых юнкер искушал Лиму и устраивал побег из родного дома, как родной отец Лимы настигал беглецов... Новая повесть князя имела название «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист». Текст еще не было, но уже был нарисован цветными карандашами портрет телеграфиста, сердце Веры, пронизанное стрелой, эпизоды, в которых Вера демонстрирует письма влюбленного телеграфиста родителям и своему жениху, Васи Шеїну, а Вася возвращает Вере свое кольцо со словами: «Я не смею мешать твоему счастью, но подумай еще раз, потому что ты не знаешь вероломного мира, все телеграфисты привлекательные и изменчивы, они наслаждаются своим обманом и насмехаются из чувств своих жертв... За полгода Вера забывает своего сторонника, выходит замуж за красавца Васю. Но телеграфист ее не забывает: он переодевается трубочистом и идет к Віриної отдыха... Вот здесь следы его пальцев и губ - повсюду, повсюду: на коврах, подушках, на обоях, даже на паркете... Вот он устраивается на кухню Веры посудомойкой, но слишком большое внимание к нему повара Луки заставляет его исчезнуть... Вот он в сумасшедшем доме... Вот стал монахом... И каждый день он посылает Вере письма... Наконец он умирает и в завещании просит передать Вере два телеграфные пуговицы и флакон из-под духов: он полон его слез...»

Наступил вечер. Гости уехали. Генерала Аносова заставили надеть пальто, укутали ноги теплым пледом. Перед ним стояла бутылка любимого красного вина, рядом сели Вера и Анна. Старику было хорошо. «Осень, осень...», - задумчиво качал он головой. «Какой сожалению, уже осень, надо возвращаться к службе. А здесь только что настали хорошие дни...» Генерал начал рассказывать одну из своих военных историй, на этот раз о Бухарест, потом о ІІІипку, о своих встречах с красивыми женщинами и девушками... Людмила Львовна спросила, была ли у генерала настоящая любовь - святое, чистое, вечное... «Пожалуй, нет...», - задумчиво ответил генерал. «Сначала было никогда: молодость, война, карты... потом спохватился - уже развалина...»

Перед тем, как пойти проводить дедушку, Вера подошла к мужу и сказала: «Посмотри у меня на столе в ящичке - красный футляр, а в нем письмо. Прочитай его...»

Вера шла рядом с генералом. Продолжая начатый разговор, он сказал, что в наши времена никто не умеет любить и что он давно уже не видел настоящей любви, хотя и был женат. «Сейчас женятся по разным мотивам - женщины от желания тепла, уюта, необходимости иметь свое гнездо, мужчины - от склонности как-то упорядочить свою жизнь, от попытки избежать обедов по трактирах, нестиранного белья, долгов... да И приданое будущей жены кому-то позарез нужен. Но я не об этом, я о любви говорю. Оно должно быть трагедией! Величайшей тайной в мире! Здесь ни к чему расчеты, компромиссы...»

Генерал рассказал историю полкового прапорщика и жены полкового командира. По мнению генерала, она была «старая кляча», а он - «желторотый воробей». Когда юноша надоел этой военной Мессалине, она бросила любовника, и он не покинул ее: побледнел, похудел, простаивал под ее окнами. Однажды она прошептала влюбленному в ухо: «Вы только говорите, что любите меня. А под поезд не броситесь!...» Прапорщик побежал к товарного поезда, который шел навстречу, и, возможно, его бы разорвало пополам, и его стали удерживать. Не удержали, он вцепился в рельсы, поэтому обе кисти рук ему и отрезало... Пропал человек, службу пришлось оставить, наконец, он замерз где-то в Петербурге...»

Вера спросила: «Поэтому женщин, которые умеют любить, не бывает?» Размышляя над этим, генерал сказал: «Почти каждая женщина способна на самый высокий героизм в любви. Она целует, обнимает, она уже мать. Для нее любовь - это вселенная, смысл жизни! И она невиновна в том, что любовь у людей приобрело таких вульгарных форм, стало жизненной удобством, маленьким развлечением. Виноваты Мужчины, с телами цыпленка, с душой зайца, не способны на героические поступки, на нежность... на Днях, я читал историю Маруси Леско и кавалера де Грие... Слезами обливался... Скажи, дорогая, не каждая женщина в глубине своего сердца желает о такой любви - единственное, всепрощенне, на все готовое, самоотверженное?... И нет его, и женщины мстят. Лет за тридцать женщины возьмут в мире большую власть. Они одеваться, как индийские идолы, презирать мужчин, как рабов. Это все за то, что целые поколения не умели поклониться и благоговеть перед любовью. Это будет их месть...»

Генерал неожиданно спросил Веру историю с телеграфистом - что здесь правда, а что вымысел? И Вера рассказала о какого-то сумасшедшего, который преследовал ее своей любовью еще за два года до замужества. Она ни разу не видела его и не знает его фамилии. Однажды он обмолвился, что работает в каком-то заведении мелким чиновником. В письмах он выражал свое знание Віриного жизни: писал о балы и вечера, на которых она бывала, как была одета, в каком обществе... Письма были пошлые и пылкие. Вера письменно попросила его больше не писать ей, не затруднять ее своими излияниями любви... С того времени он писал ей только на Пасху, Новый год и день именин. Вера рассказала и о сегодняшнем письмо с подарком...

Генерал задумчиво сказал: «Но, возможно, твой жизненный путь пересекло именно такое любовь, о которой грезят женщины и на которую почти не способны мужчины...»

Потом все распрощались.

Княгиня Вера с неприятным чувством поднялась на террасу и вошла в комнату. Она услышала голос брата Николая и увидела его высокую, сухорляву фигура, он остервенело говорил о том, что давно настаивал как-то прекратить эти письма от сумасшедшего Пе Пе Же: это вызывающе и вульгарно, пора положить этому конец, надо позаботиться о доброе имя Веры... А что, как телеграфист вихвалятиметься перед всеми, что княгиня Вера Николаевна Шеина принимает его подарки, и это будет стимулировать его к новым «подвигам»! Сегодня он отправляет ей кольца с бриллиантами, послезавтра колье из жемчуга, а там, смотри, сядет в тюрьму за растрату, а князей Шеїних вызовут в качестве свидетелей... Решили отправить браслет отправителю, и Вера не знала ни адреса, ни его имени. Николай Николаевич сказал, что за инициалами это сделать довольно просто: надо найти «Пе Пе Же» в городском указателе... Вера исправила: «Гэ Эс Же»...

Назавтра Николай Николаевич и Василий Львович поднимались по темной лестнице, где пахло мышами, кошками, керосином и стиркой. Подсвечивали себе спичками. Найдя нужный номер, позвонили. Открыла полная, седовласая, сероглазая женщина в очках. Они спросили, дома ли господин Жолтков. Им ответили утвердительно. Булат-Тугановський постучал и услышал слабый голос: «Войдите...»

Комната была низкая, широкая и длинная, почти в форме квадрата. Ее едва освещали два круглых окна, похожих на пароходні иллюминаторы. У одной стены стоял узкий кровать, у другой - большой широкий диван, покрытый витертим замечательным текинським ковром, посередине - стол с цветной малороссийском скатертью.

Хозяин комнаты стоял спиной к свету. Он был высокого роста, худощавый, с длинным пушистым и мягким волосами, бледный, с нежным девичьим лицом, голубыми глазами, с детским подбородком с ямкой посередине. Ему было около тридцати - тридцати пяти лет.

Николай Николаевич представил себя и князя Василия Львовича Шеина. О деле, в котором пришли оба, было сказано коротко: Желтковую возвращают дело, присланную Вере Николаевне, и просят, чтобы таких сюрпризов больше не было... Покраснев, Жовтков просил простить ему дерзость и предложил гостям чаю. И гости будто не услышали. Николай Николаевич сказал, что увидел в Желтке благороднейшего человека, поэтому и не обратился к властям... Жовтков горько усмехнулся, услышав это, и вдруг попросил выслушать. Говорил он одними челюстями, губы его побелели и не двигались, как у мертвеца. Несколько секунд он хватал ртом воздух...

«Трудно говорить... я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне на это право. Сначала, когда Вера Николаевна была еще барышней, я писал ей довольно дурацкие письма и не ждал на них ответы. Согласен, мой последний поступок с браслетом был еще большей глупостью... И, думаю, вы меня поймете. Я знаю, что не имею силы ее разлюбить, никогда... Вы не сможете это прекратить, даже выслав меня. Все равно я буду любить Веру Николаевну и даже в тюрьме я найду возможность дать ей знать о моем существовании. Остается только одно - смерть... Я приму ее в любой форме...»

Решили, что Жовтков должен поговорить с Верой Николаевной по телефону. Василий Львович и Тугановський на несколько минут остались вдвоем. Николай Николаевич считал, что Василий Львович очень нерешительный, раскис и позволил этому Желтковую рассказывать о своих чувствах. Василий Львович был поражен: такой человек не будет обманывать. Да и виноват Жовтков в любви, нельзя же управлять таким чувством, как любовь! Он жалел этого человека, чувствовал, что присутствует при какой-то огромной трагедии души и здесь нельзя паясничать. «Это декадентство», - ответил Николай Николаевич.

За десять минут Жовтков вернулся, весь белый и нервный, глаза его блестели. «Я готов... Я словно умер для вас. Завтра вы про меня ничего не услышите... И молю вас, я должен исчезнуть из города, потому что потратил казенные средства. Позвольте мне написать последнее письмо Вере Николаевне...»

Вечером, вернувшись на дачу, Василий Львович рассказал жене все подробности визита. Она не была удивлена. И ночью, когда муж пришел к ее спальне, она сказала, отвернувшись к стене: «Оставь меня. Я знаю, что этот человек убьет себя...»

Княгиня Вера Николаевна никогда не читала газет, но в тот день она развернула именно ту страницу, где было напечатано: «Загадочная смерть. Прошлым вечером, около семи, покончил жизнь самоубийством чиновник контрольной палаты Г. Жовтков. Смерть покойного была вызвана растратой казенных денег... Решено не отправлять труп в анатомический театр...»

Вера предчувствовала именно это, а прочитав сообщение, стала размышлять над словами генерала Аносова о настоящей, самоотверженной любви...

В шесть принесли почту. Там было письмо от Желтковая. На этот раз Вера разворачивала и читала его с невыразимой нежностью. Жовтков писал, что чувствует себя нежеланным клином, который врезался в их жизнь. И он бесконечно благодарен ей, Вере, за то, что она просто существует в мире, потому что сам Господь вознаградил его этим любовью. «Да святится имя твое...» - писал Жовтков. Он вспомнил, как впервые увидел ее в ложе в цирке и в ней воплотилась вся красота земли. Поэтому он не мог никуда бежать от нее, ежеминутно она была в его мечтах, он стыдился за этот дурацкий браслет... Он признавался, что украл ее платочек на балу в Дворянском собрании. Сегодня ее и Вірину записку с запретом писать письма он сжигает. Жовтков был уверен: она будет помнить его, особенно когда будут играть на концертах бетховенскую сонату D-dur №2, op. 2... «удачи Вам и пусть ничто не встревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки...» - так заканчивалось письмо.

Вера Николаевна пожелала увидеть Желтковая.

Она оставила свой экипаж за две улицы Лютеранской. Нашла квартиру Желтковая. Женщина, которая открыла Вере, была полькой, говорила с акцентом. Она сказала, что считала этого человека не квартирантом, а родным сыном. Вера просила рассказать ей о Желтковая, потому что она его... друг.

Из рассказа Вера поняла, что к Желтковая приходили двое мужчин, потом он писал письмо и отнес его в Почтовый ящик, потом послышалось, будто из детского пистолета выстрелили. В семь, когда Жовтков всегда пил чай, он не ответил и прислуга сломала дверь... А перед тем, как писать письма, он попросил хозяйку повесить браслет с замечательными гранатами на икону матки боски...

Вера вошла в комнату. Пахло ладаном, Жовтков лежал на столе. Председатель покоїлася низко. Губы улыбались блаженно и смирно, словно перед разлукой с жизнью он понял какую-то глубокую и сладкую тайну, которая решила все его человеческую жизнь. Такое выражение лица Вера видела на масках страждущих Пушкина и Наполеона.

Старая женщина ушла. Вера вытащила большую красную розу, подняла голову трупа и положила ее под шею. Этой секунды она поняла, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем...

Уже на выходе ее встретила хозяйка квартиры. «Госпожа, он сказал, что, если случится и ко мне придет дама, скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение... вот, я записала...» Вера взяла бумажку и заплакала. Она прочитала слова, записанные знакомым почерком: «L. Van Beethoven. Son. №2, op. 2. Largo Appassionato».

Вернувшись домой вечером, Вера Николаевна не увидела ни мужа, ни брата. Но приехала пианистка Женни Рейтер. Взволнованная Вера попросила Женни что-то сыграть и вышла из комнаты в цветник. Она не усомнилась, что Женни будет играть именно то место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец со смешной фамилией Жовтков...

Так оно и было. Она узнала с первых аккордов этот единственный по глубине произведение. Вера думала о том, что большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет, прошло ее. Ее мысли росли и совпадали с музыкой: «В этих нежных звуках я покажу жизни, которое обрекло себя на муку, страдание и смерть. Ни жалости, ни упрека, ни судьбы самолюбия я не знал... Хвала тебе, большой любви. Вспоминаю каждый твой шаг, твою улыбку, взгляд... Я иду, я не вызову тебе боли... Да святится имя твое...»

Княгиня обняла ствол акации и плакала. Легкий ветерок зашелестів листьями, острее запахли звезды табака... А музыка продолжала: «Успокойся, дорогая, успокойся... Ты меня помнишь? Ты моя единственная и последняя любовь. Я с тобой. Думай обо мне, мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Я чувствую твои слезы. Мне так сладко спать...»

Женни закончила играть и вышла из комнаты. Она увидела Веру в слезах. «Что с тобой?» - спросила она. Вера ответила: «Он меня простил теперь. Все хорошо...»

Повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» является одним из самых читаемых произведений в творческом наследии знаменитого русского прозаика. Написанный в 1910 году, «Гранатовый браслет» и сегодня не оставляет равнодушными читателей, ведь в нем говорится о вечном – о любви.

Интересно знать, что сюжет повести был навеян автору реальным жизненным случаем, который произошел с матерью писателя Льва Любимова Людмилой Ивановной Туган-Барановской (прототип Веры Шеиной). В нее фанатично был влюблен некий телеграфист по фамилии Желтиков (у Куприна – Желтков). Желтиков засыпал Людмилу Ивановну письмами с признаниями в любви. Такое настырное ухаживание не могло не беспокоить жениха Людмилы Ивановны Дмитрия Николаевича Любимова (прототип князя Василия Львовича Шеина).

Однажды он вместе с братом своей невесты Николаем Ивановичем (у Куприна – Николай Николаевич) отправился к Желтикову. Мужчины застали горе-влюбленного за написанием очередного пламенного послания. После обстоятельного разговора Желтиков пообещал больше не докучать барышне, а у Дмитрия Николаевича осталось странное чувство – он почему-то не злился на телеграфиста, кажется, тот на самом деле был влюблен в Людмилу. Больше о Желтикове и его дальнейшей судьбе семейство Любимовых не слышало.

Куприна очень тронула эта история. В мастерской художественной обработке история телеграфиста Желтикова, превратившегося в чиновника Желткова, зазвучала по-особенному и стала гимном великой любви, той, о которой мечтают все, но не всегда могут ее разглядеть.

В этот день, 17 сентября, были именины княгини Веры Николаевны Шеиной. Она вместе с мужем Василием Львовичем проводила время на черноморской даче, и оттого была несказанно рада. Стояли теплые осенние дни, все вокруг зеленело и благоухало. В пышном балу не было потребности, поэтому Шеина решила ограничиться скромным приемом в кругу близких друзей.

Утром, когда Вера Николаевна срезала в саду цветы, приехала ее сестра Анна Николаевна Фриессе. Дом тут же наполнился ее веселым звонким голоском. Вера и Анна были двумя противоположностями. Младшая Анна вобрала монгольские корни отца – невысокий рост, некую коренастость, выдающиеся скулы и узкие слегка раскосые глаза. Вера, напротив, пошла в маменьку и походила на холодную грациозную англичанку.

Анна была веселой, задорной, кокетливой, она прямо-таки фонтанировала жизнью, и ее обаятельная некрасивость куда чаще привлекала внимание противоположного пола, чем аристократическая красота ее сестры.

Откровенный флирт

Между тем, Анна была в браке и имела двоих детей. Мужа своего – глупого и несимпатичного богача – она презирала и постоянно высмеивала за глаза. Она носила самые глубокие декольте, открыто флиртовала с кавалерами, но никогда не изменяла законному супругу.

Семилетний брак Веры Николаевны и Василия Львовича можно было назвать счастливым. Первые страсти уже поутихли и уступили место взаимному уважению, преданности, благодарности. Детей у Шеиных не было, хотя Вера мечтала о них страстно.

Мало-помалу в дачный дом Шеиных стали стекаться гости. Приглашенных было немного: овдовевшая Людмила Львовна (сестра Василия Львовича), кутила и местная знаменитость, известный под фамильярным прозвищем Васючок, талантливая пианистка Женни Рейтер, брат Веры Николай Николаевич, муж Анны Густав Иванович Фриессе с городским губернатором и профессором, а также друг семьи, крестный Анны и Веры генерал Яков Михайлович Аносов.

За столом всех веселил князь Василий Львович – мастерский рассказчик и выдумщик. Когда собравшиеся перешли за покерный стол, служанка передала Вере Николаевне сверток с запиской – чей-то подарок – курьер скрылся так быстро, что девушка не успела его ни о чем расспросить.

Вскрыв упаковочную бумагу, именинница обнаружила футляр с украшением. Это был золотой низкопробный браслет с пятью гранатами размером с горошину, в центре ювелирной композиции находился большой зеленый камень. При свете в глубине камней начинали играть красные огоньки. «Точно кровь!» – суеверно подумала Вера Николаевна, поспешно отложила браслет и принялась за записку.

Она была от Него. Этот полусумасшедший воздыхатель начал заваливать Веру письмами, когда она была еще барышней. После замужества Вера Николаевна один-единственный раз ему ответила, попросив больше не присылать письма. С тех пор записки стали приходить только по праздникам. Вера никогда не видела своего воздыхателя, не знала, кто он и чем живет. Она даже не догадывалась, как его зовут, потому что все письма были анонимными, подписанные инициалами Г. С. Ж.

На этот раз горе-влюбленный осмелился преподнести подарок. В записке говорилось, что в браслет инкрустированы фамильные гранаты-кабошоны, самый большой из них способен защитить мужчину от насильственной смерти, а женщину наделить даром предвидения.

Разговор с генералом Аносовым: «Любовь должна быть трагедией!»

Праздничный вечер подходит к концу. Провожая гостей, Вера беседует с генералом Аносовым. Уже не первый раз за вечер разговор заходит о любви.

Старый генерал кается, что никогда в жизни не встречал настоящей безвозмездной любви. Свою супружескую жизнь он не ставит в пример – она не удалась – жена оказалась лживой вертихвосткой и сбежала со смазливым актером, потом каялась, но так и не была принята Яковом Львовичем. Но что говорить о казалось бы счастливых браках? В них все равно в какой-то мере присутствует расчет. Женщины выходят замуж, потому что долго оставаться в барышнях неприлично и неудобно, потому что хотят стать хозяйками, матерями. Мужчины женятся, когда устают от холостяцкой жизни, когда положение обязывает завести семью, когда мысль о потомстве соотносится с иллюзией бессмертия.

Только самоотверженная, бескорыстная любовь не ждет награды. Она сильна, как смерть. Для нее совершить подвиг, пойти на мучение, отдать жизнь – истинная радость. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайно в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы ее не должны касаться».

Слова дедушки генерала еще долго звучали в голове Веры, а между тем князь Василий Львович и его шурин Николай Николаевич обнаружили браслет с запиской и ломали голову, как же поступить с неудобным подарком от назойливого воздыхателя Веры Николаевны.

На следующий день было решено навестить Г. С. Ж., установить личность которого взялся Николай Николаевич, и вернуть ему браслет без привлечения посторонних лиц (губернатора, жандармов и т. п.)

Уже на утро князь и его шурин знали, что анонимного поклонника зовут Георгием Степановичем Желтковым. Он служит чиновником контрольной палаты и бедно живет в одной из тех отвратительных меблированных комнат, которыми изобилуют города нашего славного отечества.

Желтков оказался долговязым худощавым мужчиной с длинными светлыми пушистыми волосами. При вести о том, что на пороге его комнаты князь Шеин, супруг Веры Николаевны, Георгий Степанович заметно занервничал, но отнекиваться не стал и признался, что искренне и безнадежно влюблен в Веру Николаевну вот уже семь лет. Уничтожить это чувство невозможно, оно настолько сильно, что может быть искоренено только вместе с ним. Впрочем, он готов добровольно покинуть город, чтобы не компрометировать Веру Николаевну и не порочить доброе имя Шеиных.

Придя домой, Василий Львович рассказал о случившемся жене и добавил – этот человек отнюдь не сумасшедший, он в самом деле влюблен и прекрасно это осознает. «Мне казалось, что я присутствую при какой-то громадной трагедии души».

Следующим утром газеты писали, что в своей комнате был найден застреленным служащий контрольной палаты Георгий Степанович Желтков. В предсмертной записке говорится, что причиной его самоубийства стали должностные растраты, возместить которые он не имел возможности.

Не обмолвившись о Вере Николаевне ни словом, он прислал ей свою прощальную записку. «Я бесконечно благодарен Вам, – искренне говорили строчки послания, – Только за то, что Вы существуете». Желтков заверял, что его чувство – не есть результат физического или психического расстройства, это любовь, которой милостивый Бог за что-то его наградил.

Он просит Веру Николаевну сжечь это письмо, как и он сжигает милые его сердцу вещи – платок, который она нечаянно забыла на скамейке, записку, в которой требовала больше не слать писем, и театральную программку, которую она сжимала весь спектакль, а потом оставила в ложе.

Спросив разрешения у мужа, Вера навестила Желткова в его убогой комнатушке. Его лицо не было обезображенной гримасой покойника, он улыбался, словно перед смертью узнал что-то важное.

Здесь вы сможете прочитать краткое содержание повести , вызвавшей бурную реакцию критиков того времени, не разделявших взглядов автора на деликатную тему, раскрытую в книге.

Предлагаем вам краткое содержание загадочной, или даже немного мистической повести , произведения, которое является любимым для многих почитателей творчества автора.

В тот день Женни Рейтер играла «Аппассионаты» из сонаты Бетховена №2 – любимое музыкальное произведение покойного Желткова. А княгиня Вера Николаевна Шеина горько плакала. Она знала, что мимо нее прошла та настоящая, самоотверженная, скромная и всепрощающая любовь, о которой мечтает каждая женщина.

Повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет»: краткое содержание

5 (100%) 1 vote

В один день праздновала свои именины княгиня Вера Николаевна Шеина. Отмечала она на даче, так как их с мужем квартира была на ремонте. На праздник было приглашено много гостей, и именинницу немного смутило, что гостей было тринадцать.

Гости пошли играть в покер, а Вера ушла на веранду, где горничная отдала ей таинственный пакет. В нем Вера обнаружила коробочку, в которой лежал золотой браслет и записка. Вера сначала рассмотрела браслет. Он был сделан из низкопробного золота, но на некоторых звеньях были подвешены камни плохоотшлефованного граната, а посреди него висел маленький зеленый камень, как позже оказалось, это был редкий вид граната – зеленый гранат. Затем Вера прочла записку. Написана она была красивым почерком, который был очень знаком женщине. В записке было поздравление с днем ангела. Автор писал, что этот браслет передавался из поколения в поколение, и он имеет силу, женщины с ним обретают дар предвидения и их больше не беспокоят плохие мысли, а мужчины могут избежать насильственную смерть. Автор также просил прощение за его дерзость семь лет назад.

Вера долго думала показывать мужу подарок и записку своему мужу Васе или нет. И решила все показать после ухода гостей.

Праздник в самом разгаре. Князь Василий Львович показывал гостям семейный юмористический альбом и зачитывал письма, которые писал Вере до ее замужества влюбленный телеграфист. Потом все гости пили чай и стали расходиться. Вера пошла провожать гостей, а мужа попросила пойти посмотреть красный футляр и письмо в столе.

В то время, как женщина провожала генерала Аносова, она в ответ на слова об отсутствии любви в современном мире и о ненадобности брака, говорила, что она очень счастлива замужем и любит мужа. А генерал сказал, что любовь должна быть трагедией. Он рассказывает несколько примеров, а потом спрашивает о телеграфисте. Женщина рассказывает, что за пару лет до ее замужества ей присылал письма незнакомец, который в письмах подписывался «Г. С. Ж.». Он, видимо, следил за Верой, так как в письмах описывал весь ее день. Вскоре Вера попросила этого мужчину не писать ей, и с тех пор он ограничивался лишь поздравлениями на праздники.

Брат Веры Николай и ее муж Василий Львович решают отыскать тайного поклонника, так как не хотят, чтоб потом это стало кому-то известно. Они находят человека, который прислал браслет. Им оказался мужчина по фамилии Желтков. Он извинился перед Василием и объяснил, что Вера была его единственной настоящей любовью на протяжении восьми лет. Он обещал больше не писать ей, но просит один раз поговорить по телефону. После этого разговора Желтков пообещал Василию, что больше о нем никто никогда не услышит просит разрешения мужа княгини передать ей последнее письмо, и получает его.

Василий Львович приехал домой и рассказывает все жене, которая была поражена этой историей. Она понимает, что Желтков собирается убить себя. И утром Вера видит статью в газете о самоубийстве чиновника контрольной службы Г.С. Желткова.

Вере приходит последнее письмо умершего, в котором он просит прощения, говорит о любви и рассказывает, что первый раз увидел ее в цирке, она сидела в ложе. Именно тогда Желтков влюбился.

Вера идет домой к Желткову, и узнает от его домработницы о прекрасном человеке Желткове. Оказалось, что перед тем, как отправить гранатовый браслет Вере, Желтков на несколько дней повесил его на икону. Вера понимает, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она целует умершего в лоб и уходит.

Приехав домой, женщина обрадовалась, что кроме нее там никого не было. Она много думала о Желткове и об этой любви. Потом в гости пришла пианистка Женни Рейтер, которая сыграла сонет Бетховена. Именно его просил сыграть в письме Желтков.

Вера была печальна. Она плакала, ведь такая любовь - мечта. Вера прижалась к акации и надеялась, что Желтков ее простил.

«Гранатовый браслет» - это произведение, написанное А.И. Куприным в 1910 году. В основе повести лежит случай, реально произошедший в жизни, но немного измененный самим автором. Обратимся к основным мыслям произведения «Гранатовый браслет», чтобы кратко уяснить суть произведения: Трагизм образа «маленького человека» в жизненных реалиях; Ничего не может быть сильнее любви, даже смерть; Противопоставление дворянства «низшему классу», возникающий в связи с этим конфликт. «Межклассовые барьеры» заставляют людей поступать не согласно велению сердца, а руководствуясь исключительно умом.

Гранатовый браслет краткое содержание

Эпиграфом к повести выступает вторая часть известной сонаты Людвига ван Бетховена Largo appassionato. Она связующей нитью проходит через все произведение Куприна, наполняя произведение музыкальностью и лирическим настроем. Главы. Краткое содержание Гранатовый браслет Куприна.

Глава l

Говорится о плохой погоде с середины августа, так свойственной черноморскому побережью; Повествуется о тамошних обитателях, перебирающихся в город; Улучшение погоды в начале сентября радует Веру Николаевну Шеину, которая в связи с тем, что в их с мужем (муж Веры – предводитель дворянства) городской квартире не закончен ремонт, не могла уехать с дачи.

Глава ll

17 сентября – день рождения Веры Николаевны, день от которого она всегда ожидала чего-то «радостно-чудесного». На дне рождении должно было собраться не так много друзей, так как, во многом, положение ее мужа было печальное: вынужденный жить не по средствам, а по статусу, он «едва сводил концы с концами». Вера старалась помочь муж, незаметно для него, отказывая себе во многом, даже экономя на домашнем хозяйстве. У Веры ее «страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы».

Вера была рада приезду своей сестры Анны Николаевны, с которой у нее внешне было мало общего. Вера – пошла в мать, и была высокой и стройной женщиной с прелестной покатостью плеч и холодным, в какой-то степени надменным, лицом, тогда как Анна – наследница «монгольской крови» отца, была невысокого роста, но очень подвижная и живая, хоть у нее и не было привлекательности сестры, но она выигрывала у нее за счет своей женственности и легкомысленности. У Анны было два ребенка от нелюбимого ей человека: девочка и мальчик, которых страстно любила Вера. Своих детей она не имела, но мечтала, чтобы они у нее были.

Глава lll

Сестры, давно друг друга не видевшие, решают немного посидеть над обрывом. Рассуждают о море; Анна дарит сестре, переделанный из молитвенника, дамский корнет. Вере очень понравился подарок сестры; Рассуждения насчет дня рождения, о том, кто прибудет и что будет на празднике.

Глава lV

В скором времени приезжают гости: муж Веры, Василий Львович и Людмила Львовна, его сестра. Также это «шалопай» Васючок», брат Веры, Николай Николаевич, Густав Иванович, муж Анны, Женни Рейтер, подруга Веры, и еще профессор Спешников, вице-губернатор фон Зек, генерал Аносов, а с ним два офицера – Бахтинский и Пономарев; Важный гость – генерал Аносов, который был для сестер очень близким человеком, он даже был крестным отцом Веры. Анна и Вера очень его любили, они расстраивались, когда он долго их не посещал. Он прожил славную жизнь, прошел несколько войн, был он храбрым человеком, которого все уважали и почитали.

Глава V

Ужин шел своим чередом, все было великолепно и по-настоящему празднично. Главным развлечением вечера были истории Василия Львовича, в которых он рассказывал о ком-нибудь в преувеличенной и гротескной форме. Хотя он и брал за основу реальный случай из жизни. Он рассказал о случаях, связанных с Николем Николаевичем Мирза-Булат-Тугановским и Густавом Ивановичем Фриессе. Сестры, как страстные любительницы азартных игр, и в этот вечер устроили своеобразные карточные «игрища».

И этот вечер был не исключением. Вере Николаевне горничная сообщает о подарке, который был передан неизвестным через курьера. Этим подарком был гранатовый браслет. К нему прилагалась записка, в которой говорилось о том, что этот браслет, принадлежавший еще прабабке незнакомца, есть ни что иное как подарок. И этот подарок ее обожатель просит принять, так как браслет наделяет «всяк его носящего» даром предвиденья, а мужчин защищает от насильственной смерти. Вера на миг сравнила бусины, со сгустками крови. «Точно кровь» - так сказала она. Письмо оканчивалось словами: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.»

Глава Vl

Продолжение вечера. Полковник Пономарев, никогда не игравший в покер, в итоге выигрывает, хотя и не хотел начинать игру; Василий Львович завладевает вниманием большинства гостей с помощью своего «юмористического альбома», в котором в шуточной форме показываются многие гости. Последним рисунком оказывается «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист». Эта история рассказывает о том, как Вера получала письма от «тайного поклонника»; История оканчивается печально: умирая, влюбленный завещает «две телеграфные пуговицы и флакон от духов - наполненный его слезами».

Глава Vll

Генерал Аносов, сидя на террасе, рассказывает сестрам истории из своей жизни; Генерал говорит о том, что «должно быть, не любил» по-настоящему; После, генерал Аносов, не хотя, начинает прощаться. Вера, как и Анна, изъявляет желание проводить его; Вера говорит мужу, чтобы он посмотрел «на подарок».

Глава Vlll

У генерала Аносова с Верой по дороге зашла речь о «настоящей любви» и о том, что как мужчина, так и женщина не часто способны на настоящую, жертвенную любовь; Генерал приводит в пример две истории, когда он встречал настоящую любовь; Вера рассказывает о своем обожателе. Аонсов замечает, что быть может жизнь Веры «пересекла настоящая и бескорыстная любовь».

Глава lX

Обсуждение записки и подарка Василием Львовичем и Николаем Николаевичем, который настроен достаточно категорично. Николай и не думает о компромиссе; Они решают отыскать таинственного обожателя Веры на следующий день, чтобы раз и навсегда запретить ему беспокоить супругу Василия Львовича и вернуть подарок.

Глава X

Василий Львович и Николай Николаевич посещают господина Желткова в его съемной квартире; Они увидели человека, на вид лет 30-35, с «нежным, девичьим лицом» и белокурыми волосами; Дважды безуспешно предложив Шеину и Мирза-Булат-Тургановскому сесть, Желтков выслушал, кто и с какой целью явился к нему в квартиру; Николай, попросив не беспокоить более его жену, отдал Желткову подарок. Желтков согласился, оставить Веру Николаевну, но с условием, что Василий выслушает его. Объяснив Василию Львовичу, что его жена – это смысл его жизни, он попросил разрешения позвонить Вере Николаевне; После этого Желтков пообещал, что «вы обо мне более не услышите и, конечно, больше никогда меня не увидите»; Вера предчувствует смерть Желткова.

Глава Xl

Вера, не любившая читать газеты, обнаруживает в одной из них заметку о смерти Желткова, застрелившегося в своей квартире, якобы из-за долгов; Вера читает письмо, которое ей перед смертью написал Желтков. В письме он просит прощение за то, что «был ей помехой»; Вера, с разрешения мужа, собирается навестить Желткова.

Глава Xll

Она, с разрешения хозяйки дома, католички по происхождению, посещает Желткова, которого поцеловала в лоб, понимая, что это то, о чем и говорил Аносов: это была настоящая любовь, которая задела ее, но прошла мимо; Когда Вера собралась уходить, хозяйка передала ей записку, где Желтков еще раз упомянул сонату №2 Бетховена, о которой он говорил в письме; Вера, не сдержавшись, расплакалась.

Глава Xlll

Застав у себя дома Женни Рейтер, Вера попросила ту сыграть что-нибудь для нее; Уверенная в том, что она сыграет именно ту, нужную сонату, Вера не удивилась, когда Женни заиграла музыку, в которой ей слышались слова-успокоения, слова-прощения; Вере стало лучше, так как она поняла, что Желтков и после своей кончины желает ей только счастливой жизни, жизни, наполненной множеством ярких и радостных дней.

А. И. Куприн — повесть «Гранатовый браслет». В повес­ти «Гранатовый браслет» А.И. Куприн развивает тему вели­кой, настоящей любви, любви, «которой грезит каждая жен­щина». Это печальная и трагическая история о маленьком че­ловеке, которого погубила и одновременно возвысила боль­шая любовь. «Гранатовый браслет» — история бедного, безнадежно влюбленного чиновника, сделавшего любимой женщине подарок — гранатовый браслет — и покончившего затем жизнь самоубийством.

Повествование разворачивается медленно, постепенно. Писатель вводит нас в атмосферу жизни князей Шейных, знакомит нас с Верой Николаевной. Именно в нее влюблен бед­ный чиновник Желтков. История эта длится уже около семи лет. В день ее именин он присылает ей в подарок гранатовый браслет — единственную драгоценность, доставшуюся ему в наследство. Однако княгиня не воспринимает всерьез чув­ства Желткова. Единственное, что ее занимает, — не выглядит ли она смешной во всей этой истории.

Раскрывая внутренний облик героини, автор сопоставляет ее с Анной, ее сестрой. «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу-англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками… Младшая — Анна, — наоборот, унасле­довала монгольскую кровь отца, татарского князя… Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, жи­вая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монголь­ского типа с довольно заметными скулами, с узенькими гла­зами… с надменным выражением в маленьком, чувственном рте… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелес­тью…». Критики отмечали определенную контрастность этих образов. Вера «была строго проста, со всеми холодно и немно­го свысока любезна, независимо и царственно спокойна». Анна же эмоциональная, живая, легкомысленная. На фоне этой героини более отчетливо мы осознаем внутреннюю хо­лодность Веры, ее отстраненность от всех окружающих.

Особенно ощутимо это различие в восприятии героинями природы. Исследователи отмечали здесь определенную парал­лель героинь Куприна с героинями Толстого, Наташей и Со­ней, в романе «Война и мир». Вот Анна восхищается карти­ной природы: «Но ты только посмотри, какая красота, какая радость — просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна богу за все чудеса, которые он для нас сделал!». И тут же писатель показывает восприятие природы Верой: «Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует и радует… Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает на меня давить своей плоской пустотой… Я ску­чаю, глядя на него…». Мы видим здесь героиню сдержанную, рассудочную, живущую «правильной», размеренной жизнью.

С образами героев соотносятся и пейзажи романа. Так, на­чинающий повествование пейзаж соотнесен с образом Желт­кова. Этот пейзаж — художественное предварение будущей трагедии, вместе с тем он передает силу, глубину и импульсив­ность его чувств. «То по целым суткам тяжело лежал над зем­лею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык… То задувал с северо-запада, со стороны степи, свирепый ураган; от него вер­хушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах; вздрагивали оконные рамы…». Другой пейзаж соотносится с образом княгини Веры. «К началу сентября погода вдруг рез­ко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили ти­хие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, ка­ких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей щетине, заблестела слюдяным блеском осенняя пау­тина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья».

В семье Шейных всем известна эта история с Желтковым. И все по-разному реагируют на происходящее. Муж Веры, князь Василий, в общем добрый и неглупый человек, не имеет определенного такта, чтобы скрыть все происходящее от по­сторонних, не осмеивать «влюбленного телеграфиста». Он рассказывает гостям историю, пародирующую чувства Жел­ткова, рисует карикатуры. Для князя Василия история грана­тового браслета — анекдот. Брат княгини Веры, Николай — сухой, строгий, рациональный человек, считает, что эта исто­рия порочит их семью. И лишь старый генерал Амосов выс­казывает мысль о редкой в жизни настоящей любви. Он рас­суждает о семье, женитьбе, о том, что зачастую браки совер­шаются без любви. «А где же любовь-то? Любовь бескорыст­ная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. <…> Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жиз­ненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее ка­саться».

Сцена посещения князем Василием и Николаем Желтко­ва — сюжетный и драматический узел рассказа. Здесь мы впервые знакомимся с героем, вокруг которого происходят все эти события. Персонажи здесь ведут себя по-разному. Нико­лай, не обладая ни терпением, ни умом, ни определенной ду­шевной тонкостью, пытается угрожать Желткову, говорит, что будет апеллировать «к властям». Характерно, что герой, бед­ный, жалкий чиновник, прекрасно понимает всю нелепость и абсурдность высказываний брата княгини Веры. «Простите. Как вы сказали? — спросил вдруг внимательно Желтков и рассмеялся. — Вы хотели обратиться к власти?.. Именно так вы сказали?» И он открыто, отбросив условности, говорит о своих чувствах к Вере ее мужу.«- Трудно выговорить такую… фразу… что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это. Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Николаевна была еще барышней, я пи­сал ей глупые письма и даже ждал на них ответа. Я соглаша­юсь с тем, что мой последний поступок, именно посылка брас­лета, была еще большей глупостью. Но… вот я вам прямо гля­жу в глаза и чувствую, что вы меня поймете. Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда… Скажите, князь… предположим, что вам это неприятно… скажите, — что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город, как сказал Николай Николаевич? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем суще­ствовании. Остается только одно -смерть… Вы хотите, я при­му ее в какой угодно форме».