Семь христианских святых, побывавших в космосе после своей смерти (7 фото). В космос с молитвой

18 ноября в храме Преображения Господня в Звездном городке встретили прибывшую с Международной космической станции частицу мощей великомученика Георгия Победоносца. Мощи этого святого заступника благодаря космонавту Федору Юрчихину полгода находились на борту орбитальной станции.

Перед полетом настоятель храма Преображения Господня – игумен Иов (Талац), духовный наставник отряда космонавтов, «звездный батюшка», как они его называют, – передал космонавту мощевик, а Федор Николаевич пришел в храм вернуть святыню и остался на небольшой молебен.

Надо сказать, что день космонавта после возвращения на Землю расписан буквально по минутам: медицинские процедуры, исследования, осмотры. Космонавты должны пройти длительную реабилитацию, чтобы организм привык к земной силе тяжести. Ведь в полете телу пришлось приспособиться к невесомости, которая «сбила» центральную нервную систему. Для организма это большой стресс. Из-за отсутствия привычной земной нагрузки слабеют мышцы, из костей исчезает кальций, снижается интенсивность кровообращения – словом, невесомость наносит организму определенный вред. Поэтому после полета медики проводят детальные исследования и специально разработанную терапию.

Федор Николаевич, проходя этот интенсивный этап реабилитации, забежал в храм всего на полчаса. А там уже собрались встречающие его прихожане (среди них был и его товарищ по отряду космонавтов – Валерий Григорьевич Корзун, который пономарит в храме), космонавт пожал протянутые руки, обнялся с отцом Иовом. Благословив космонавта, батюшка обратился к присутствующим: «Вернулся из космоса наш космонавт Федор Юрчихин. На орбите он выполнял не только научную и государственную миссию, но и поручение Православной Церкви, потому что брал с собой величайшую святыню – мощи Георгия Победоносца. Этот великий святой – покровитель Москвы. Мощи мне передала монахиня иерусалимского монастыря. Ее сын был десять лет настоятелем в храме на родине Георгия Победоносца в городе Лидде. Сын передал ей частицу святых мощей, а она завещала ее нашему храму. Благодаря Федору Николаевичу, эта святыня полгода совершала своеобразные крестные ходы вокруг Земли. Можно даже подсчитать, сколько их было: количество дней, проведенных на орбите, надо умножить на 16 – столько оборотов вокруг Земли совершает за 24 часа орбитальная станция».

Космонавт снял с шеи цепочку с мощевиком, в котором святыня пребывала на орбите. Отец Иов бережно принял мощевик у Федора Юрчихина. Отслужили молебен, затем все с благоговением приложились к мощам великомученика Георгия.

Надо сказать, что это не единственная святыня, побывавшая в космосе. Впервые на орбиту отправилась частица мощей преподобного Сергия Радонежского, которую отец Иов доверил космонавту Юрию Лончакову. Это был, наверное, первый в мировой истории случай. До этого момента на орбитальной станции побывали крест, подаренный космонавтам Святейшим Патриархом Алексием II, и святые иконы. Но после того как отец Иов (Талац) – монах Троице-Сергиевой Лавры – стал духовным наставником отряда космонавтов, он доверяет своим духовным чадам препроводить в космос частицы святых мощей.

Антон Шкаплеров, например, брал с собой мощи святителей Филиппа и Петра, митрополитов Московских. Максим Сураев – частицу Животворящего Креста Господня. А вместе с Федором Юрчихиным нес космическую вахту не только великомученик Георгий, но и великомученики Феодор Стратилат и Феодор Тирон, мощи которых космонавт брал с собой в предыдущую экспедицию. Также с Федором Николаевичем в космосе побывала частица деревянной раки, в которой находились мощи святителя Николая Чудотворца, когда тело святителя переносили из Мир Ликийских в Бари. И вот очередная святыня – частица мощей Георгия Победоносца – вернулась в храм Преображения Христова в Звездном городке.

Настоятель необычного «звездного» храма сказал свое напутственное слово, в котором призывал людей отнестись к этому событию как к дарованной свыше возможности почаще молиться этому и другим святым, призывая их помощь и покровительство.

Святый великомучениче, победоносче и чудотворче Георгие, моли Бога о нас!

Федор Николаевич Юрчихин тем временем дал корреспонденту газеты «Православная Москва» интервью.

– Федор Николаевич, как Вы доставили мощи на орбиту?

– На себе, всегда только на груди. Они всегда были рядом со мной. В этот раз в небольшом мощевичке. В прошлый раз (с мощами Феодора Стратилата) мощевик был лишь немного больше.

– На космической станции Вы всегда носили мощи с собой?

– Во-первых, на орбите невесомость и нательный крест всегда «всплывает», что мешает, потому что ты работаешь в разных сложных условиях, и цепочка может запутаться или за что-то зацепиться. Поэтому мощевичок всегда висел в моей каюте или же был со мной. На все основные операции – выход в открытый космос или перестыковки с одного узла на другой – я всегда надевал его под скафандр. И когда возвращался с орбиты на Землю в спускаемом аппарате, всегда надевал и крест, и мощевичок.

– Возвращение на Землю после второго космического полета было у Вас тяжелым – баллистический спуск. Это когда аппарат опускается по крутой траектории, что приводит к большим перегрузкам, иногда предельно допустимым для человека. Какие святыни сопровождали Вас в этих нелегких обстоятельствах?

– Мой крест нательный был всегда со мной, а в спускаемом аппарате – и мои иконы.

– Скажите, пожалуйста, Федор Николаевич, может быть, с мощами святых как-то иначе проходит космическая вахта?

– Вопрос, мне кажется, даже не в святынях: выше веры в сердце ничего нет.

– Скажите, а вера в Вашей душе затеплилась еще в детстве стараниями родителей или же был какой-то иной путь исканий?

– Я рос в такой среде, вера перешла ко мне от дедушек, бабушек и родителей. А я теперь передаю ее своим детям.

– У Вас две дочери. Не собирается ли кто из них связать свою жизнь с космосом?

– Нет, это мужская профессия.

– Почему же человечество так стремится в космос?

– Человечество стремится не в космос, а к непознанному. И космонавтика всегда притягивала и будет притягивать человека. Люди так устроены, что стремятся познать неизведанное. В том числе и самого себя. Ведь одна из самых главных и сложных загадок – сам человек.

– А Вам космонавтика помогла понять себя?

– Любая преграда, с которой сталкивается человек, помогает ему понять себя и свои возможности. А на пути в космос приходится преодолеть множество преград.

– Есть ли какие-то конкретные примеры?

– В первую очередь, это вопросы, связанные с медициной, и всякие технические сложности. У меня путь был довольно долгий и тернистый – 11 лет. С 1986 года и до зачисления в 1997 году в отряд космонавтов – сплошная испытательная полоса. И подготовка к полету тоже важный этап, требующий большой работы.

– Стать космонавтом – Ваша детская мечта?

– Да, сколько себя помню, я всегда хотел быть космонавтом. Я рос в те времена, когда у всех на устах были имена Юрия Гагарина, Германа Титова, Валентины Терешковой. И все знали наперечет первых космонавтов: и Николаева, и Поповича, и Быковского. Мы играли в разные игры: кто победит – тот Гагарин, а кто второй придет – Титов. Так уж судьба у двух этих великих космонавтов сложилась.

– В истории космонавтики немало примеров, когда в ожидании полета проходит не одно десятилетие, а кому-то так и не доведется побывать в космосе – из-за травм, болезней. Вы же бывали на орбите многократно. Божья помощь сыграла в этом свою роль?

– Как говорят, на Бога надей­ся, а сам не плошай. Бог помогает, безусловно. И я ощущал Его помощь всегда. Помогают родные и близкие. Вера же, помогая и вдохновляя, всегда ведет вперед.

– Успеваете ли Вы молиться на орбите, ведь время там расписано по минутам?

– Дело не в том, успеваешь или не успеваешь помолиться, а с верой ты там или без нее. Я же всегда был с верой. Более того, я счастливый человек, потому что с тринадцатой экспедиции (а моя первая длительная экспедиция была по счету пятнадцатой) на борту Международной космической станции находился крест, который вручил нам Патриарх Алексий. И этот крест до сих пор на орбите. Этого достаточно, потому что каждый раз, когда взгляд падает на него, слова благодарности Богу тут же возникают в душе. Поднял голову и видишь благословляющий тебя крест.

– 28 ноября в этом только что построенном храме произошло освящение, которое совершил Святейший Патриарх Кирилл. И Вы отстояли всю службу, хотя врачи не рекомендуют после приземления такие длительные нагрузки. Чем объяснить Ваше стремление в этот день обязательно присутствовать в храме?

– Во-первых – чувство долга. Потому что в такой день присутствовать в храме и почетно, и обязательно. Во-вторых, когда видишь рядом таких людей, как Валентина Владимировна Терешкова, Алексей Архипович Леонов, весь цвет российской космонавтики, то ощущаешь особую атмосферу.

– Какие еще ценности, по Вашему мнению, играют в жизни важную роль?

– Думаю, самая главная заповедь – никогда не выступать «против», а выступать «за». Касается ли это рабочих или семейных отношений, всегда надо работать «за».

Марина Лев

По благословению Святейшего патриарха Кирилла частица мощей преподобного Серафима Саровского передана представителям Центра подготовки космонавтов . Церковную реликвию собирается взять с собой в полет экипаж корабля "Союз МС-02", который в скором будущем должен отправиться на Международную космическую станцию.

Что-то не заладилось. Планировали, что космонавты полетят 23 сентября, однако из-за технических неполадок старт на Байконуре Роскосмос отложил минимум на две недели (неназванные источники называют две возможные даты – 12 октября или 1 ноября). Так что преподобный Серафим не помог, злословят блогеры и предполагают: дело в том, что "молитвы оказались просроченными, а масло в кадилах контрафактным".

Религиозные обряды в России давно проникли практически во все сферы общественной жизни. Вот и на космодромах уже не первый год совершаются молебны. Казалось бы, население страны должно к этому привыкнуть и не удивляться подобным вещам. Однако, странное дело, даже среди верующих людей мне не удалось найти ни одного человека, кто разделил бы трепетное чувство командира "Союза" Сергея Рыжикова . Отчего-то у всех моих собеседников вызывала нервный смех такая трогательная подробность:

Во время взлета и посадки частица мощей в мягкой коробочке будет находиться на груди командира, а в течение полугодового полета святыня пребудет в специальном месте в верхней части станции.

​Пользователи социальных сетей соревнуются в остроумии. Имея в виду космический туризм, предлагают слоган "Туры для мертвых и их частей". Интересуются, будет ли крестный ход вокруг МКС, предлагают прикрутить к станции купола и ввести новую штатную единицу – бортовой батюшка. Кое-кто опасается, не замироточит ли на МКС пульт и не случится ли тогда короткое замыкание. Ну а филолог Гасан Гусейнов оставил на "Фейсбуке" комментарий, не лишенный изящества: "Мощь мощей возрастает от измельчения и удаления во времени".

Профессор факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики объясняет, почему идея отправить в космос святые мощи части просвещенной публики показалась неуместной:

Такие секретики – это очень детское и очень тайное

– Тут есть несколько слоев. Мы живем в необыкновенно интересное время, когда какие-то десятилетиями накопленные ожидания и раздражения сошлись в одной точке. С одной стороны, мы в советское время довольно долго жили в условиях абсолютного культа науки, прогресса и рациональности, хотя это была не всегда настоящая наука. Потому что наряду с успехами, скажем, естественных дисциплин – математики и так далее, наукой объявлялась также и идеология. У нас был "научный коммунизм". И в головах у людей это болезненное противоречие, конечно, сидело, но сейчас оно с самой неожиданной стороны прорвалось. И именно это вызывает истерическую реакцию.

Оно прорвалось в тот момент, когда вдруг люди совершенно всерьез заговорили о религии. Не только о православии, но вообще все конфессии и деноминации вдруг оказались каким-то реальным фактором жизни. Началось строительство всяких храмов. Началось массовое отправление обрядов, завоз каких-то мощей, пояс Богородицы привезли. И это массовое движение соединилось с такой же массовой советской суеверностью, которая существовала десятилетиями. Посидеть на дорожку, через порог не передавать предметы, не протягивать руку через порог – таких суеверных примет тысячи. Их не меньше, чем было у древних римлян в дохристианскую эпоху. И вот произошла встреча бытовых суеверий с совершенно абсурдным внедрением религиозности в общественную жизнь.

Совершенно непонятно, с какого бодуна надо мощи святого отправлять на околоземную орбиту

Если бы это все оставалось на частном уровне, ничего страшного не было бы, но это внедрилось в общественную, политическую жизнь. Когда все эти главы государства со свечечками стоят в храмах, это совсем не частная жизнь! Это навязывание обществу некоторой религиозной идеологии. Подчеркну, даже не веры в бога, потому что вера – это действительно частное дело каждого, хочешь – верь, хочешь – не верь. А здесь эта встреча произошла.

И это событие – отправка в космос такого объекта, причем не в порядке исследования этого объекта, а как некоего священного амулета с совершенно непонятной целью, – с моей точки зрения, даже до некоторой степени богохульство и глумление над чувствами верующих. Потому что совершенно непонятно, с какого бодуна надо мощи святого отправлять на околоземную орбиту. Вот это и вызывает почти истерический смех. Потому что истерическая реакция или близкая к ней нервная реакция – это выражение бессилия, беспомощности людей осознать происходящее.

Проблема в том, что большинство людей в этом не видит никакой проблемы

​–​ Вы сказали, что суеверия были широко распространены. Действительно, люди придерживались определенных правил, связанных с такими приметами, но часто это были даже не суеверия, а ритуалы. В жизни космонавтов они тоже строго соблюдались. Самый очевидный пример: космонавты перед запуском всегда смотрели один и тот же фильм –​ "Белое солнце пустыни". Это все-таки скорее традиция, ритуал, уж во всяком случае не связанный с глубокой религиозностью. Но тут ведь, посмотрите, летит космонавт, у которого будет позывной "Фавор", потому что он какие-то камушки с горы Фавор с собой берет. Вместе с этим он захватывает с собой Библию. При этом другой космонавт везет амулетик в виде маленького дракончика, потому что родился в год Дракона. Не слишком ли много для одного маленького экипажа?

– Для представителей опасных профессий всегда было свойственно заводить какие-то талисманы. Но такого рода амулеты, такие секретики – это очень детское и очень тайное. Почти у каждого человека это есть. Люди носят в кошельках фотографии своих близких, какие-то предметы, которые только для них и для их родных имеют какое-то значение, у них в карманах или сумках часто лежат некие особые вещицы. Причем они могут занимать больше места, чем это было бы удобно человеку. Но обычно об этом никто никому не говорит. Это некоторая, если хотите, табуированная часть жизни.

Совершенно недопустимым оказалось то, что все это превращается в публичное, почти политическое действие

А суеверия не связаны с верой. Попробуйте подать человеку руку в Москве через порог. Попробуйте подарить нож или платок. Вам немедленно отдадут за это деньги или вообще не возьмут этот подарок. Эти мелкие суеверия – это как раз не вера, а это серьезное опасение, что, если ты нарушишь некое табу, ты этим нарушаешь что-то существенное. И какая-то нечистая сила за это тебя покарает. Вот такого рода суеверия распространены среди представителей самых, можно сказать, точных и естественных наук. И это свойство, конечно, просто человеческое. Суеверных людей очень много. В нашем же случае, мне кажется, совершенно недопустимым оказалось то, что все это превращается в публичное, почти политическое действие.

–​ Конечно! Иначе сообщения об этом не попали бы на страницы ведущих информационных агентств, а оттуда –​ в прессу.

– В этом смысле православие (но это могла быть и другая какая-то конфессия) здесь выступает в роли некоторой силы, которая встает вровень с наукой, с техническими расчетами, с расчетами орбиты и тому подобное. Вот это совершенно недопустимая вещь! Потому что если так дело пойдет, то дальше нужно будет спрашивать, прошел ли космонавт какой-то религиозный обряд, советует ли ему батюшка лететь или, может быть, батюшка примет решение, что кто-то другой будет лететь, у кого больше духовности накопилось.

И у нас по Конституции светское государство, в котором, кстати, запрещена всякая государственная идеология. Религия объявлена частным делом граждан. И никакого с ее стороны вмешательства в частную жизнь, в жизнь государства, государственных органов, в политику, быть не должно. Так что, тут нарушение сразу многих законов. И ни к науке, ни к технике это не имеет отношения. Но проблема в том, как мне кажется, что большинство людей в этом не видит никакой проблемы.

–​ Да, и космонавты, я уверена, не видят.

– Понимаете, это такое агрессивное нежелание понимать, что здесь происходит принципиальное смешение разных областей жизни и культуры. И смешение такое очень даже, я бы сказал, опасное для тех, кто летит, для тех, кто работает над этими проектами. Потому что все-таки это мир, который должен быть совершенно свободен от всякого рода культов и мифологий.

Ракеты, по их мысли, будут строиться для того, чтобы транспортировать души умерших в космос

Вот ведь, употребишь такой термин, и немедленно все обидятся, если сказать, что у христиан есть своя мифология, что большой разницы между христианским Богом, Зевсом, Дионисом или Амоном нет. Хотя это именно так, с точки зрения науки. Это явления одного порядка. Совсем другое дело – космонавтика. Правда, нам с вами могут возразить и сказать, что сама история космонавтики связана с именами Циолковского и Федорова. И ракеты, по их мысли, будут строиться для того, чтобы транспортировать души умерших в космос. С этой точки зрения, полет мощей какого-то святого – это даже, может быть, реализация первичного замысла Константина Эдуардовича Циолковского. Такая ерническая позиция тоже может быть, конечно. Так что, в принципе, наблюдать за всем этим интересно. Какой бы абсурдной не была эта ситуация, она все равно очень интересная. Как общество будет на это реагировать? Как на это отзовется через год, два, через пять лет? К каким последствиям это приведет? Пока что мы разводим руками и нервно перебираем слова. А что будет чуть дальше, сказать трудно.

–​ В том-то и дело, что мы совершенно для себя незаметно оказались поставлены в такие условия, что должны перебирать слова. Прежде всего, боясь обидеть чувства верующих. Как известно, чувства неверующих в расчет не берутся. Так что очень трудно произнести то, что ты по этому поводу на самом деле думаешь. Но я попробую. Узнав о частице мощей, которая в течение 155 суток будет вращаться вокруг Земли, я подумала о том, что если называть вещи своими именами, то это фрагмент трупа, хотя и очень древнего, по всей видимости. И вот для чего-то кусочек мертвой человеческой плоти будут вращать вокруг Земли, а потом ведь его еще вернут!

Тут у многих возникли всякие соображения насчет того, не обретет ли этот кусочек плоти новые качества? Я имею в виду не религиозную составляющую. Не то, что, попав на небеса, он окажется ближе к Богу, а физические свойства этого фрагмента могут измениться. Как с этим быть? Кто будет это исследовать? И почему бы не исследовать? Иными словами, какова сверхзадача того, что происходит?

– Раньше это были только скромные, тихие суеверия, а здесь задача стать некоторой идеологической инстанцией. Почему бы и нет? Когда-то решение о полете в космос принимали в ЦК КПСС, а сейчас будут принимать с участием какой-нибудь патриаршей комиссии по космосу и делам с близ летящими ангелами. Будет такая отдельная инстанция. Через нее можно и какие-то финансовые средства пропускать. Я другой не вижу задачи.

Сама идея, что от мощей можно кусочек отщипнуть, тоже какая-то нелепая. Хотя, с другой стороны, это очень первобытное, очень древнее представление, из тех времен, когда дионисийские менады растерзывали жертвенных животных. Да и сам Дионис был растерзан титанами, когда был младенцем. И вот эта история растерзания, видимо, передается во всех других восходящих к античности религиях. Так что, в общем, это какой-то совершенно дикий древний ритуал или проявление такого дикого древнего ритуала. И нас могут самые неожиданные вещи ждать при таком развитии событий.

–​ Что вы имеете в виду?

Какое-то жертвоприношение можно попробовать провести на Курбан-байрам. Почему не сделать это?!

– Я допускаю, что представители других конфессий могут сказать: слушайте, у нас есть, к примеру, еще и мусульмане. Почему бы мусульманам какие-то свои обряды не проводить в космосе?! Какое-то жертвоприношение можно попробовать провести на Курбан-байрам. Почему не сделать это?! Придумать можно много чего. Это тоже может быть испытанием. Я не хочу обидеть ничьих чувств. Я просто представляю себе, что кто-то, кто занимает серьезную должность в религиозной иерархии, обязательно захочет, чтобы его тоже туда пустили. Вот у вас мощи, а у нас полетит волос из бороды Пророка, например. Обязательно кто-то проснется с подобной идеей для того, чтобы использовать космос в таких целях. Почему не сделать так?! Коммунисты России могут захотеть отправить полетать Ленина.

–​ Или Сталина.

Они должны три раза подумать, прежде чем такие вещи проделывать. Может быть, святой будет недоволен, что с ним так поступили

– Да, или Сталина. Но вроде там уже не сам Сталин лежит. Хотя кто его знает, никто же не знает. Здесь возможны всякие манипуляции. Только это не имеет никакого отношения к полету в космос. А вот к некоторому движению мысли – имеет. Если людям пришло в голову, что это надо сделать, то интересно, почему это произошло. Как у них повернуты мозги, чтобы вот это сделать без спроса? У самого этого бедного Серафима спросить уже невозможно: хотел, чтобы у него отщипнули от плоти кусок святой и отправили в космос, не хотел? Может быть, он, наоборот, кары страшные на людей за это напустит. Если они верят в то, что это святые мощи, то они должны три раза подумать, прежде чем такие вещи проделывать. Может быть, святой будет недоволен, что с ним так поступили.

–​ Далековато отправили.

– Далеко отправили. Не знаю, я бы на месте тех людей, которые суеверные, все-таки подумал бы. У них ведь нет точных сведений относительно желания или нежелания святого побывать в космосе.

Поэтому остается развести руками и интерпретировать это только в историческом смысле: произошла такая встреча. С одной стороны, чего-то святого, во что не верили на протяжении советской власти, а с другой стороны, жутких суеверий, с третьей стороны, вполне здоровой реакции ерничества и богохульства, которые здесь тоже проявляются. Последнее, кстати, вполне в духе русской культуры. Достаточно вспомнить Лескова, Достоевского и Антона Павловича Чехова.

И в самом деле, это все довольно смешно. Может быть, мы зря на это так болезненно реагируем? Потому что все-таки в сознании людей наука, особенно точные науки, техника отделена от традиционных культовых обрядов, от старых религиозных традиций, – говорит .

No media source currently available

0:00 0:19:01 0:00

Pop-out player

В наследство от советского периода освоения космоса остался стишок:

Спутник-спутник, шалопутник,

Ты летаешь до небес.

Ты летаешь, прославляешь

Мать твою – КПСС.

Сотрудник Исследовательской группы "Мониторинг актуального фольклора" РАНХиГС говорит​, что подобные тексты ничуть не мешали советскому человеку гордиться своими первыми космонавтами:

На самом деле Гагарин говорил не "Поехали!", а "Пора валить!"

– Поэтому не было нужды в создании протестных анекдотов, которые бы пародировали это действие – орбитальный полет. Но, конечно, было множество шуток. Про то, например, что на самом деле Гагарин говорил не "Поехали!", а "Пора валить!". И про то, что новыми космонавтами будут евреи, потому что они хотят эмигрировать на Луну. Такие шутки, связанные с беспредельной эмиграцией, были распространены в советское время, однако, строго говоря, они высмеивали не полет Гагарина и не освоение космоса. Они высмеивали проблему выезда за границу.

Все мы помним советский лозунг "Гагарин летал – бога не видал". Тем самым в советском мышлении Гагарин был на одном полюсе, а религиозные проблемы – на другом. Это очень четко противопоставлялось. И память об этом не стерта. Поэтому, если в наше время День космонавтики вдруг совпадает с Пасхой или случаются какие-то другие подобные события, это всегда вызывает бурю веселья. Но если мы говорим о том, что мощи Серафима Саровского отправляют в космос и они должны облететь Землю, то в этом есть совсем другая, но очень интересная составляющая.

Известна ли вам городская легенда о том, что Сталин во время наступления немцев на Москву, в тот решающий момент, когда враг стоял под Москвой, взял икону, и облетел с нею вокруг Москвы и тем самым спас ее?

–​ Да, на самолете.

– По одной из версий – на самолете. Это, конечно, легенда. Она впервые фиксируется в 60-х годах прошлого века. И она имела хождение в таких православных интеллигентских кругах. Однако большое распространение она получает уже в постсоветское время. Я вспомнила об этой легенде потому, что она отсылает к устойчивой традиции, с которой, между прочим, иерархи Церкви всячески боролись. У восточноевропейских славян было принято обходить с иконой некоторое место для его защиты. К примеру, когда в русской деревне весной скот после зимнего простоя первый раз выгоняют, то пастух, или уважаемый человек, или какая-нибудь "знающая" бабка обходила с иконой этот скот. Что делают, когда горит дом? Обходят вокруг него с иконой. То есть в легенде Сталин поступает ровно по этой логике. Он обходит с иконой Москву.

Помните, несколько лет назад в Волгограде были страшные взрывы в троллейбусах? В Волгоград должен был приехать Путин. Тогда были такие массовые слухи, что он сейчас с иконой облетит город и, тем самым, защитит его.

Идея, что космонавты облетят Землю с частичкой чего-то священного, – это не просто такая символическая экспансия. Это не просто распространение христианских символов во всем обитаемом пространстве, но это еще и символическая защита нас.

Вы удивитесь, но некоторые даже после своей смерти успевают сделать больше, чем многие в течение жизни. Как православные и католические святые смогли побывать в космосе? Для чего это было сделано? Непонятно!

Иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Является одним из наиболее почитаемых православных святых.

Родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии.

Через 183 года побывал в космосе. Т.е. не он, конечно, а частичка мощей.

Георгий Победоносец - христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени. Пострадал во время Великого гонения при императоре Диоклетиане, после восьмидневных тяжких мучений в 303 году был обезглавлен.

Через 1710 лет частичка Георгия побывала в космосе.

Пётр — Митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325 г.) постоянное местопребывание в Москве. Именуется Ратенским.

Митрополит Пётр родился во второй половине XIII века. Умер в 1326 году.

Через 685 лет после своей смерти побывал в космосе.

Епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного.

Через 442 после смерти побывал в космосе.

Феодор Стратилат является христианским святым, почитаемым в лике великомученика. Память в Православной церкви совершается 8 февраля и 8 июня, в Католической церкви 7 февраля. Святой великомученик Феодор Стратилат, погибший незадолго до победы равноапостольного императора Константина над казнившим Феодора императором-язычником Лицинием.

Феодор Тирон является христианским святым, почитаемым в лике великомучеников.

Сергий Радонежский — иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой.

Частица мощей святого Серафима Саровского будет доставлена на космодром Байконур, откуда она отправится вместе с экипажем корабля “Союз МС-02” на борт МКС. Старт корабля состоится 23 сентября. В космосе мощи пробудут 155 дней, а после вернуться на Землю в храм в честь Преображения Господня в Звездном городке.


Как заявил информационному агентству ТАСС один из представителей епархии: “ 16 сентября после Божественной литургии в Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий передаст частицу мощей святого преподобного Серафима Саровского представителям Центра подготовки космонавтов ”.


В космосе уже побывали мощи преподобного Сергия Радонежского, а также частица Животворящего Креста Господня и мощи святителей Филиппа и Петра.


Выходит, что вся эта компания мощей- что-то вроде космонавтов. Было бы интересно узнать, как их тренируют к жизни в условиях невесомости? И каким образом они будут находиться 155 дней в космическом корабле? Скажем, для российских Андрея Борисенко и Бориса Рыжова- по всей видимости, к такому не привыкать. Поскольку попы уже давно освящают космические полёты, частица мощей должна показаться делом обычным. А вот для американского астронавта Роберта Кимброу- это нечто новое, надо думать. Хотя в США религия тоже в почете. А как же? “In god we trust”. Ну и конечно, вопрос - какого чёрта они (мощи святого Серафима) будут делать в космосе - остается открытым. Наверное встретятся с богом, он же не может к ним на землю спуститься. Паломничество, так сказать. А они разве уже не там? В общем, если у кого есть объяснения по этому поводу, будет интересно услышать.


А пока занятная история о том, кто такой Серафим Саровский и еще более интересная о том, как он был канонизирован. А то, небось, ни один православный, который гордится своей духовностью и своими святыми, в том числе и Серафимом, вам не скажет ничего внятного о своих героях.


Итак, 19 июня 1759 году в семье курского купца Мошнина родился мальчик Прохор. Надо сказать, Мошнин к концу жизни сколотил себе приличное состояние. Церковные биографы скромно умалчивают каким именно способом, но, вероятно, не очень праведным, поскольку к концу жизни Исидор Мошнин озаботился постройкой храма в Курске в честь преподобного Сергия. Как тут не вспомнить многих других купцов, которые таким образом к концу жизни замаливали грехи и преступления прошлой грабительской жизни.


После смерти купца, его жена по завещанию мужа стала заведовать строительством храма. Однажды она взяла 7-летнего Прохора с собой на колокольню. Мальчик оступился и упал с высоты. Каково же было изумление матери, когда она нашла его живым. Это чудесное происшествие, конечно, объясняется церковными служителями как милость божья. Однако, всего через пару лет у мальчика стали случаться тяжелые припадки, связанные с травмой головы. Таким образом, можно предположить, что “ божественное благоволение ”(так назвал этот случай с падением церковный журнал) имело отношение к странному поведению Прохора впоследствии.


А выразилось это вот в чём. 19 летний Прохор, который привык в своей семье к сказкам о святых и чудесах, совершил паломничество в Киевско-Печерскую лавру. Там старец Досифей уговорил его уйти в монастырь в Саровской пустыне на Тамбовщине. С тех пор Прохор был пострижен в монахи и получил имя Серафим. Чем же отличился этот праведный “святой”? После 16 лет ничем не примечательной жизни, Серафим поселился в глухом лесу неподалеку от монастыря. Этого ему показалось мало для отречения от бренной жизни. Он, согласно церковным писателям, стал молиться на камне. Занимался он этим полезным занятием 1000 дней кряду. Но и этого было мало праведному Серафиму. Он решил добавить к своему статусу отшельника статус молчальника. По свидетельству одного из современных биографов “святого” Серафима “ он сносился с внешним миром (представленным только монахом, приносящим подвижнику пищу) знаками и жестами ”.


Дальше, после подобного образа жизни его нездоровое психическое состояние еще больше усугубилось и он вовсе стал избегать людей. Если ему по какой-либо причине встречались люди, он бросался ниц и покрывал лицо руками. А всё остальное время он проводил, лежа в гробу, который по его просьбе сколотили монахи монастыря.


Однажды на него напали разбойники, пробили ему череп и сломали ребра. По этому поводу церковные биографы имеют противоречивые трактовки. Один, церковный писатель Никита Волнянский утверждает, что это бог “ ниспослал свыш е” увечья “для испытания душевной стойкости ”. Другой, иерей И.Ефимов чуть позже писал, что дьявол пытался искусить старца: “ Не добившись победы в мысленной брени, дух злобы применяет грубое физическое воздействие, чтобы удалить подвижника из пустыни. ” Впрочем, если вспомнить все подобные случаи, то оказывается, что дьявол отчего-то всегда в подобных ситуациях добровольно работает в качестве подельника бога.


После, на склоне лет, старец вышел из затвора и стал давать духовные наставления паломникам. Ничего примечательного за ним не было замечено. Единственное, Серафиму приписывается демократичность в обращении с богатыми и бедными, дескать, “ ласков со всеми, не предпочитая бархат дерюге ”. Возможно, так оно и было. Однако стоит отметить такой факт: в 1826 году духовному начальству Петербурга было донесено о том, что узнав о казни декабристов на виселице, старец Серафим “ плясал в своей келье ”. Демократ еще тот, как видно.


Конечно, нельзя отрицать того, что святой Серафим был бессребреником и поучал “отдать алчущему” то, что сам имел. Но на деле, Саровский монастырь не очень внимал проповедям старца и не прочь был получить прибыль от “алчущих” , приторговывая лесом. За десять лет (с 1891 по 1901 год) доходы монастыря составили 688 773 рублей. А земли во владении монастыря ко времени канонизации было около 30 тысяч десятин. А уж какую прибыль получил Саровский монастырь впоследствии после канонизации Серафима не стоит даже упоминать.


Итак, старец Серафим умер в 1833 году. Что же заставило церковь канонизировать его? На это было несколько причин: самая главная из которых - политические соображения царского правительства. К 1903 году страну стали сотрясать стачки и волнения. Недовольство народа нарастало и Николай II, который сам был суеверен как деревенская бабка, во многом уповал на “духовность”, надеясь таким образом вернуть народ к благоразумию. Что же, дескать, подлецы не хотят в царствие божие попасть? В том и состояла вся царская забота, чтоб о душах голодного и нищего народа позаботиться.


Впрочем, похоже, больше его заботили “спокойствие и порядок”, который он поддерживал как мог с помощью штыков и нагаек, тюрем, каторог и казней. Но отчего бы не добавить ко всему этому “святого” чудотворца? В конце концов миссия церкви в том и состояла, чтобы отвлекать людей от бунтарства.

Стали спешно искать “чудеса”. Нашли 94 “чуда”, совершенных “святым” Серафимом. К сожалению, тамбовский архиерей, перед которым оказался список “чудес” стал первым в истории, кто использовал фейспалм целых 90 раз кряду- из всего списка только 4 чуда можно было как-то отдаленно считать “чудесами”. Пришлось монахам разыскивать новые чудеса.


Убедить Николая II в том, что Серафим является подходящим “святым” материалом труда не составило. Во- первых, Серафим оставил предсказание о том, что “ в начале царствования сего монарха будут несчастия и беды народные...Но вторая половина будет светлая и жизнь государя долговечная .” Кто знаком с историей, может подтвердить, что слова старца о первой половине сбылись. Стоит лишь вспомнить коронацию на Ходынском поле, где в результате давки погибли несколько тысяч человек простого люда. Потому то и уверовал Николай II в то, что и вторая часть сбудется. Всем известно, каким светлым было правление царя впоследствии: позорное поражение в русско-японской войне, кровавое воскресенье, революция 1905 года, война с Германией, полное разорение с сотнями тысяч убитых, и, наконец, Февральская революция 1917, которая положила конец трону и долгой жизни Романовых. Нечего сказать - предсказание сбылось наполовину.


Во-вторых, у царя было много духовных советников, чаще из числа юродивых пророков и шарлатанов. Одним из таких проходимцев был “доктор” Филипп, явившийся на служение суеверному царю, как пчела на мед из самой Франции. В своё время этот проходимец “наколдовал” беременность царицы, в которую все безоговорочно поверили, включая саму царицу. И что же? По истечении 9 месяцев роды так и не пришли. Когда к царице допустили настоящего доктора- профессора Отта, тот констатировал, что царица не беременна и не была беременна...

Однако, такой конфуз не остановил царя наградить знахаря званием доктора медицины от Петербургской военно-медицинской академии и чином действительного статского советника. Вот этот советник и насоветовал канонизировать Серафима.


Канонизация Серафима состоялась в июле 1903 года. Всё событие напоминает театр абсурда. Сначала, выяснилось, что нетленные мощи- вовсю истлели, от них ничего не осталось кроме скелета с клочком волос. Но это же противоречило россказням о нетлении святых! Местный архиерей до того поразился видом “нетленности”, что отказался подписывать документ о засвидетельствовании. Но его спешно сменили на более сговорчивого. Однако, это не остановило деревенских остряков выдумать присказку: “ А ведь мощи были слишком тощи!


Пришлось состряпать “разъяснение”. Митрополит Антоний в газете “Новое время” опубликовал статью, в которой обвинил некое общество по “борьбе с православием” в распространении слухов и наведении смуты. Но даже люди благонамеренные и верующие стали сомневаться. И митрополиту не осталось ничего иного как признать, что в гробу, дескать, ничего приличного не осталось, но … “ у святого человека всё свято, всё чудодейственно. Даже тень, даже одежда, а не одно только тело и кости...Останки же его тела, кости его, для верующего суть драгоценная.


Таким признанием православная церковь выставила себя полным посмешищем. Даже такой известный славянофил как Д.А. Хомяков сказал редактору журнала “Русский архив”: “ Что значит: наврать вначале, так чепухой всё и пойдет до конца.. Ведь всё что, он (Прим. митрополит ) пишет не выдерживает никакой критики самой снисходительной. Дело не в том, какое отношение это имеет к святости, к истлению, а в том имеет ли смысл выставить для чествования останки, утратившие тот образ, который дает основание не хоронить покойника? Если бы тела не тлели, то их не нужно было бы засыпать землею. Если же они истлели, то не для чего их из оной вынимать. Замечательно, какой всеобщий упадок простого смысла во всем и почти везде . ” Логично. Интересно, что бы сказал Хомяков, если бы узнал, что эти самые мощи на днях отправляются в космос? Наверное, заплакал бы.

Но если этого мало, случилась еще одна неловкость. Дело в том, что Серафима похоронили с большим железным крестом в руках и монастырские записи это подтверждали. Но вот незадача- креста в руках мощей не оказалось. Стали думать да гадать; смутные сомнения привели к догадкам, что тело, вероятно, принадлежит не Серафиму, а старцу Марку, которого похоронили нескольким годами раньше.


Увы, торжества надвигались, а на то, чтобы улаживать новый конфуз не было времени. Между тем, духовные и светские власти решили подготовить пышный спектакль под названием “канонизация” как можно лучше- ведь сама императорская чета примет в нем участие. Как водится: починили дорогу, ведущую к монастырю, залатали и покрасили дома вдоль дороги, убрали ненужных людей, завезли нужных. Всех красивых деревенских девок заставили нарядиться в народные костюмы и выйти на обочины. Высадили березки, выпололи сорняки. В общем состряпали потемкинскую деревню, чтоб царю любо-дорого взглянуть.


При этом не забыли об охране царственных особ: вдоль железной дороги от Петергофа до Арзамаса стянули крупные воинские части. Более 15 тысяч солдат из гренадерских и пехотных солдат при полном вооружении стояли вдоль разных участков железной дороги. В саму губернию пожаловало несметное количество царской охранки.


А самое главное: пригласили актеров на роль “исцеленных”. Некоторыми оказались жандармы, которые по совместительству выполняли свои прямые обязанности и следили, чтоб порядок не нарушался. В жандармском архиве впоследствии были найдены фотографии полицейских, наряженных паломниками с перевязанными руками и ногами.


Как вспоминал местный рабочий А. Савонин, один день после работы он встретил немого и жестами предложил выпить в лесу. Тот согласился и, прилично набравшись, стал что-то напевать. Рабочий удивился, тогда “немой” одумался и схватил нож. Савонину удалось убежать, а после, “немой” вместе с настоятелем монастыря стал предлагать рабочему 300 рублей. Рабочий отказался и вынужден был уехать. Что до “немого”- тот чудесным образом стал говорить после встречи с мощами Серафима.


Еще один случай, который был описан в “Московских ведомостях”: студент Юрьевского университета Юдинский чудесным образом прозрел после многих лет слепоты. И все благодаря святому старцу. Но неувязочка: некоторое время спустя, студенты университета написали письмо в редакцию и заверили, что в упомянутый день студент Юдинский был в университете и, более того, держал письменный экзамен. Но кому есть дело до таких пустяков? Спектакль прошел успешно и сам Николай II сказал: " Я в восторге от встречавшего меня народонаселения Нижегородской губернии и от того примерного порядка, который им самим же поддерживался. Желаю, чтобы это дошло до народа. ” Святого Серафима канонизировали 19 июля 1903 года.


А тем временем 19 июля 1903 года в бельгийской столице Брюсселе состоялось очередное заседание II съезда РСДРП. Первыми строками протокола собрания было следующее заявление:

При открытии заседания в 9 час. 30 мин. Председатель сообщает собранию о последних событиях в России. В Баку вспыхнула всеобщая стачка, устраивались политические митинги, на которых присутствовало - на одном -две, на другом- три тысячи человек. Стачечников более пяти тысяч. Прекратился перевоз товаров морем и по железной дороге. Газеты не выходят. Движение трамваев приостановлено. В Тифлисе вслед за тем началась стачка. Во всех типографиях забастовали наборщики, и газеты три дня не выходили... Стачка охватила почти все отрасли промышленности. В селе Михайлово, под Тифлисом, против стачечников были высланы войска, которые стачечники встретили камнями и выстрелами из револьверов. Войска стреляли- 10 убитыми, 18 раненых. Сообщают о стачке в Одессе и стачке матросов Добровольного флота и о событиях в Минске.
Председатель предлагает от имени собрания послать стачечникам выражение сочувствия..
Предложение принято единогласно.”


А закончил съезд свою работу принятием первой партийной Программы, в которой говорилось: “ Самым значительным из всех этих пережитков и самым могучим оплотом всего этого варварства является царское самодержавие…


Поэтому РСДПР ставит своей ближайшей политической задачей низвержение царского самодержавия и замену его демократической республикой... ”


15 лет спустя политическая задача была выполнена- пало царское самодержавие. Как ни старался Николай II продлить свое существование обретением “нетленных мочал ” Серафима Саровского, мечтам его не дано было осуществиться.


А спустя более ста лет, все позабыли или не знают в каком постыдном положении оказалась Россия и несчастный народ во времена канонизации этого “святого” и сколько крови пришлось пролить, чтобы изменить это положение.Теперь опять вытащили на свет убогие мощи и, перещеголяв кровавого самодержца, отправляют их с почестями в космос. А еще большая ирония ситуации состоит в том, что не будь тех событий 1917 года, о которых стараются не упоминать любители духовности, неизвестно еще на чём и куда бы полетел “святой” Серафим.