Взрыв гинденбурга. Дирижабль «Гинденбург

История Украины с древнейших времен до наших дней Семененко Валерий Иванович

Восточнославянские племена на территории Украины

Восточнославянские племена на территории Украины

Из 15 крупных племенных объединений (каждое племя занимало площадь 40–60 кв. километров), существовавших в VII–VIII веках, половина связана с территорией современной соборной Украины. В Среднем Поднепровье проживали поляне - вокруг Киева, Переяслава, Любеча, Белгорода и других центров. Среди ученых не нашла поддержки версия профессора Е. Прицака об их неславянском происхождении. В 1982 году совместно с Н. Голбом он сделал заключение, что поляне являются разновидностью хазар.

В бассейне Буга в VI–VII столетиях находился центр одного из дулибских племен - Зимновское городище. Дулибы расселились также в Чехии, на верхнем Дунае, на Балканах.

На их основе позже возникли территориальные объединения бужан и волынян, столицами которых были Буск и Волынь.

Между волынянами на западе и полянами на востоке жили деревляне, имевшие развитую племенную структуру во главе с князем и племенной знатью. Центром их земли был Искоростень (Коростень).

Восточнее полян, на Левобережье Днепра, охватывая Брянский и Курско-Белгородский ареалы, находились сиверяне - носители волынцевской и роменской культур.

Видимо, Южное Приднепровье занимали племена уличей, которых подчинил Киеву в 940 году воевода Свенельд, овладев после трехлетней осады их столицей Пересечень. Из-за этого, а также под натиском печенегов часть уличей мигрировала к междуречью Южного Буга и Днестра, став соседями тиверцев.

Тиверские племена населяли Среднее Приднестровье и Днестровско-Прутское междуречье. Свое название они получили скорее всего от греческого наименования Днестра- Тирас.

На территории Восточного Прикарпатья, в Польше, Словакии и Венгрии жили восточные (белые) хорваты, часть которых под давлением воинственных аваров ушла на Балканы. и в Среднюю Европу, остальные закрепились в Прикарпатье и Закарпатье.

Вышеперечисленные племенные объединения в VII–X веках имели сходную археологическую культуру с определенными этнотерриториальными отличиями. Она характеризовалась примерно одинаковым уровнем социально-экономического и политического развития, общими чертами в строительстве жилья, ремесленном и аграрном производстве, погребальных обрядах и верованиях. Одновременно, как отмечал М. Грушевский, в характере славян вообще и украинцев в частности издавна наблюдалось отсутствие дисциплины и общественной солидарности.

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 4. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ И ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА И СОЮЗЫ Прародина славян. Славяне являлись частью древней индоевропейской языковой общности. К индоевропейцам относились германские, балтийские (литовско-латышские), романские, греческие, кельтские, иранские, индийские

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Восточнославянские племена О том, какую систему счисления лет приняли в Древней Руси, определив тем самым свое место во времени, мы уже знаем. Вторым, не менее важным признаком цивилизации является определение своего места на Земле. Где обитает твой народ и с кем он

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Восточнославянские племена Русская часть Восточно-Европейской равнины заселялась волнообразно, племенами, принадлежащими к «антской» и «склавенской» группам славянского этноса. Колонизация этих земель происходила в двоякой форме: как в виде относительно

Из книги Древняя Русь. IV–XII вв. автора Коллектив авторов

Восточнославянские племена БУЖА?НЕ – восточнославянское племя, жившее на р. Буг.Большинство исследователей полагает, что бужане – это другое название волынян. На территории, заселенной бужанами и волынянами, обнаружена единая археологическая культура. «Повесть

Из книги Между Гитлером и Сталиным [Украинские повстанцы] автора Гогун Александр

Приложение № 2. Описание последствий правления Э. Коха на территории Украины Автор приводимого ниже свидетельства эпохи - немецкий дипломат Отто Бройтигам, в межвоенный период служивший в Иране, немецких диппредставительствах в УССР и Франции. В годы

Из книги Нюрнбергский процесс, сборник документов (Приложения) автора Борисов Алексей

Записка для Флика об организации эксплуатации предприятий металлургической промышленности на захваченной территории Украины 6 августа 1942 г. Как известно, г-н советник военного управления Шольц по поручению г-на начальника отдела военного Управления д-ра Кемна из

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Этнокультурные процессы на территории Украины в период разложения первобытно-общинного строя По мнению ряда ученых, со второй половины эпохи бронзы, т. е. за 2750–1200 лет до нашей эры, на территорию Украины прибывают земледельчески-животноводческие племена Среднего

автора Коллектив авторов

3. Княжества на территории Украины (вторая треть XII - начало XIV в.) Распад или новый этап консолидации? Несмотря на периоды дробления на уделы, Киевская Русь оставалась объединенным государством примерно до второй трети XII в. включительно. Это обосновывает

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Последний поединок белых и красных на территории Украины Деникинская армия спаслась от окончательного разгрома красных, укрывшись за крымскими перешейками. 4 апреля 1920 г. П. Врангель сменил А. Деникина на посту главнокомандующего Вооруженными силами Юга России. Он не

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Украины Планируя в перспективе поставить на службу рейху экономический потенциал Украины, германское командование все же не считало это направление главным при подготовке нападения на СССР, отводя

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Установление оккупационного режима на территории Украины Будущее «освобожденных» территорий Востока постоянно дискутировалось в высших эшелонах гражданского управления оккупированными областями. Передача Галиции в состав Генерального Губернаторства вызвала

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

1. ПОДГОТОВКА К ВОЙНЕ. ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ Планы и силы Наполеона. Поставив своей целью создать мировую империю с центром в Париже, Наполеон намеревался сломить Англию, являвшуюся основным конкурентом Франции на международном рынке, и

автора Коллектив авторов

Глава II ПРЕСТУПНЫЕ ЦЕЛИ ФАШИЗМА. НАЧАЛО НАРОДНОЙ ВОЙНЫ В ТЫЛУ ВРАГА НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ Свои захватнические замыслы в отношении России, а затем Советского Союза германский империализм вынашивал задолго до второй мировой войны. Начало их практическому осуществлению

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том восьмой автора Коллектив авторов

2. НАЧАЛО НАРОДНОЙ БОРЬБЫ НА ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ Подготовка партийно-комсомольского подполья и организация партизанских отрядов. Важной составной частью Великой Отечественной воины была борьба населения против немецко-фашистских захватчиков

Из книги По страницам истории Кубани (краеведческие очерки) автора Ждановский А. М.

В. А. Тарабанов БОЛГАРСКИЕ ПЛЕМЕНА НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ. ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ IV в. ознаменовался невиданным движением на запад кочевых народов, изменивших всю карту тогдашнего мира. Задолго до этого азиатские хунну двинулись на запад, постепенно обрастая кочевыми

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

А) Племена восточнославянские (древние) Белые хорваты. Бужане. Волыняне. Вятичи. Древляне. Дреговичи. Дулебы. Ильменские славены. Кривичи. Полочане. Поляне. Радимичи. Северяне. Тиверцы.

Славянские племена на территории России в X в.

Завершение войны Игоря с Византией и обмен мирными посольствами благоприятствовали тому, что в византийских источниках появились первые точные данные о славянских племенах и городах. В Записках Константина Багрянородного сведения о Руси были зафиксированы со слов византийцев, ездивших с посольством в Киев, либо послов русов, прибывших в 944 г. в Константинополь для заключения мирного договора. Наиболее подробно в сочинении императора описано путешествие через днепровские пороги, которое сопряжено было со смертельным риском. В Записках воспроизведено скандинавское (русское) и славянское наименование большинства порогов. По мнению лингвистов, славянские названия порогов подверглись в византийской записи меньшему искажению, чем скандинавские. Это указывало на то, что составители Записок использовали славянские источники информации. Знания лица, представившего императорским чиновникам сведения о Руси, ограничивались преимущественно киевской округой. Из семи славянских городов, названных в Записках, четыре располагались в Южной Руси. Их названия (Киова, Чернигога, Вусеград и Вятичев) переданы более точно, тогда как имена двух городов вне киевской округи искажены до неузнаваемости (Мелиниски и Телиуцы). Последнее название вообще не поддается расшифровке. Среди славянских племен названы кривитеины (кривичи), лендзанины (лендзяне) и деревленины (вервиааны, древляне). Об этих племенах автор Записок получил более подробную информацию и поэтому упоминает о них дважды. Кроме них названы северяне (северии), другувиты (дреговичи) и ультины (уличи). Названия племен словен, полочан, витичей, волынян, тиверцев, обитавших вдали от Киева, в Записках не фигурируют. Составители Записок проявили большую осведомленность в отношении Киева и киевской округи. Однако в византийском списке славянских племен отсутствуют поляне, жившие в самом Киеве. В то же время авторы Записок повествуют о неких лендзянах, отсутствующих в "Повести временных лет". Возникает предположение о тождестве этих племен. Как установлено в литературе, слово "ледзяне" воспроизводит самоназвание поляков (lendjane; русск. лядский, ляхи). То же самое значение имеет слово "поляне". Наименование полян великопольских земель и полян из киевской округи совпадает. Примечателен порядок перечисления племен в Записках Константина Багрянородного . Лендзяне упомянуты в одном случае рядом с кривичами, а в другом - рядом с уличами и древлянами. Если соседями лендзян были кривичи (с одной стороны), древляне и уличи (с другой), то это значит, что они обитали как раз в тех местах, которые, по летописи, занимали поляне и радимичи. Это небольшое племя тоже осталось неизвестным Константину Багрянородному , как и племя полян. Можно высказать предположение, что малочисленные племена полян и радимичей были осколками большого племени, сохранявшего единство в середине X в., но распавшегося в XI-XII вв. Отражением этого факта были припоминания об общих родоначальниках и общем происхождении племен, записанные летописцем. "Радимичи бо и вятичи, - утверждал Нестор, - от ляхов: бяста бо 2 брата в лясех - Радим и другий Вятко, и пришедъша седоста Радим на Съежу, и прозвашася радимичи, а Вятько седе с родом своим на Оце, от него же прозвашася вятичи". Радом был одним из старинных городов Польши. Слова "Радим" и "радимичи" соотносятся с этим топонимом.

Жители Киева считали себя полянами, что и определило отношение летописцев к этому племени: "Мужи мудри в смыслени, нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего дни". Мудрые поляне имели обычай "кроток и тих", к родственникам "великое стыденье имеху" имели "брачный обычай". Напротив того, радимичи, вятичи и их соседи "живяху в лесе, яко же и всякий зверь, ядуще все нечисто и срамословье пред отцы...". Очевидная пристрастность суждения ставила Нестора в затруднительное положение. Если бы он признал, что поляне имеют общих предков с радимичами и вятичами, тогда рассуждения об особой мудрости и добродетелях полян лишились бы основания. Становится понятным, почему летописец решил обойти молчанием вопрос о происхождении полян, хотя проблема происхождения этого племени и его первого князя Кия относилась к числу самых злободневных. Поляки, записал Нестор, поселились на Висле, и "от тех ляхов прозвашася поляне"; "тако же и ти словене пришедшие и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии древляне, седоша в лесах"; "полянам же жившем особе по горам сим" и пр. Объяснив, что древляне получили свое имя, потому что жили в лесу, летописец оставил читателя в полном неведении, почему будущие киевляне, поселившись "на горах", стали именоваться "поляне". Назвав на одной странице польских полян и полян киевских ученый книжник не стал пояснять, в каких отношениях между собой находились эти племена. Между тем название великопольских ляхов-полян строго соотносилось с названием киевских лендзян-ляхов-полян. Имя Киова (араб. Куявия) близко топониму Куявия в Польше. В договоре киевского князя Игоря 944 г. один из старших киевских "архонтов" (конунгов) носил характерное для полян-поляков имя Володислав.

Исследователи выражали удивление по поводу того, что крохотное племя полян сыграло столь выдающуюся роль в истории Руси. В самом деле, малочисленное племя едва ли могло выжить, а тем более подчинить себе куда более могущественные племена, окружавшие его и занимавшие огромные территории. По признанию Нестора, поляне были "обидимы" ближайшими соседями - древлянами, племенем отнюдь не крупным. Записки Константина Багрянородного объясняют дело. До середины X в. поляне, радимичи, и, вероятно, вятичи сохраняли принадлежность к единому племени лендзян, которое не уступало по численности и могуществу союзу кривичей или ильменских словен. Норманнское завоевание ускорило распад этого племени. Жившие в Поднепровье лендзяне подчинились русам, тогда как вятичи еще долго оставались под властью хазар. Старые племенные связи подверглись разрушению на славянских землях, которые были освоены норманнами в первую очередь. Эти земли первыми подверглись также и христианизации.

Константин Багрянородный подробно описал полюдье русов. В этом описании отсутствуют поляне и радимичи. Русы не ходили в полюдье к лендзянам (полянам, радимичам) по той причине, что земли лендзян в Поднепровье стали местом их обитания, тогда как вятичи еще оставались данниками хазар.

Нестор был образованным монахом, талантливым и добросовестным писателем. Его описание быта и нравов древних славян отнюдь не было вымыслом. Летописец лишь следовал впечатлениям современной ему жизни. К началу XII в. киевские поляне не только приняли крещение, но и прониклись христианским духом, тогда как их бывшие соплеменники радимичи и вятичи еще оставались язычниками. В середине X в. лендзяне на всей территории от Киева до земель радимичей за Днепром и вятичей на Оке оставались язычниками. Лишь после принятия христианства различия между столицей и периферией выступили наружу.

Предание о польском происхождении полян было известно Нестору. Но над ним довлела злоба дня - трения между христианской столицей и языческими окраинами, споры, чья волость - Киевская или Новгородская - была древнее, "кто в Киеве нача первее княжити" и пр. Отвечая на все эти вопросы, киевские летописи изложили легенду о Кие. Летописный рассказ о трех братьях, основателях Киева, по-видимому, имел в основе фольклорный сюжет. Трое братьев Кий, Щек и Хорив приплыли и сели на трех горах (Киевской горе, Щековице и Хоривице), сестра же их Лыбедь села под горой на реке Лыбедь. Легенду о братьях - основателях города или государства можно встретить в фольклорных источников многих стран. Киевские летописцы не преминули сообщить о происхождении Рюрика, Радима, Вятко и пр. и умолчали о происхождении родоначальника всех киевлян - первого киевского князя. Это значительно снижает историческую ценность легенды о Кие.

Восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по реке Москва. Расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или с верховьев Днестра. Субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи дольше других славянских племен сохраняли языческие верования и сопротивлялись влиянию киевских князей. Непокорность и воинственность - визитная карточка племени вятичи.

Племенной союз восточных славян 6-11 веков. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения - Тушемлинская культура. В этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских - эсты, ливы, латгалы - племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением. Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа.

Словене ильменские - племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около озера Ильмень, по соседству с кривичами. По свидетельству "Повести временных лет", словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам - выходцам с Балтийского Поморья. Ряд историков считает прародино словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.

Дулебы - племенной союз восточных славян. Населяли территории бассейна реки Буг и правых притоков Припяти. В 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне - восточнославянский союз племен, проживавший на территории по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять. В русских летописях волыняне впервые упоминаются в 907 году. В 10 веке на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

Древляне - восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне дано им потому, что они жили в лесах.

Дреговичи - племенной союз восточных славян. Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей, в 6-9 веках дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна реки Припять, в 11 - 12 веках южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная - в водоразделе рек Друть и Березина, западная - в верховьях реки Неман. При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север к реке Неман, что указывает на их южное происхождение.

Полочане - славянское племя, часть племенного союза кривичей, которые жили по берегам реки Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был город Полоцк.

Поляне - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур.

Радимичи - восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по реке Сож и ее притокам в 8-9 веках. Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения - прах хоронился в срубе - и схожие височные женские украшения (височные кольца) - семилучевые (у вятичей - семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра.

Северяне - восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 веках по pекам Десна, Сейм и Сула. Происхождение названия северяне имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян - Чернигов. Основным занятием северян было земледелие.

Тиверцы - восточнославянское племя, расселившееся в 9 веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.

Уличи - восточнославянский союз племен, существовавший в 9 - 10 веках. Уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. Уличи долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти.