Американский оккупационный режим в японии. Японская оккупация индонезии

Разработка политики в отношении послевоенной Японии началась в США еще в ходе второй мировой войны.Тогда были выдвинуты планы использования Японии в качестве основной военно-политической базы США на Дальнем Востоке. Послевоенная политика США в отношении Японии была направлена на создание в лице этой страны «противовеса» СССР для «сдерживания коммунизма». Япония была оккупирована американцами спустя 2 недели после принятия капитуляции. Сам процесс оккупации можно разделить на два этапа: 1) 1945 - 1947 первый период оккупации, 2) 1948-1951 второй.

В результате оккупации в Японии сохранился государственный аппарат, американцы старались не разрушать японскую инфраструктуру, а в дальнейшем использовать ее в своих целях. Своеобразие этапа оккупации в послевоенной истории Японии заключается в том, что, хотя верховная власть в стране находилась в руках американской оккупационной армии, выступавшей от имени союзных держав, США осуществляли эту власть не непосредственно, а через японское правительство, отражавшее интересы господствующих классов.

Влияние Дальневосточной комиссии на оккупационную политику США в Японии не было решающим. Ее постановления, принимавшиеся, как правило, с большим опозданием, осуществлялись через соответствующие распоряжения американского правительства, направляемые главнокомандующему оккупационными войсками генералу Макартуру. Более того, американское правительство могло и самостоятельно ему направлять, так называемые, "временные директивы". В то же время без согласия США Дальневосточная комиссия не могла провести ни одного мероприятия в Японии. В целом, экономическое положение было тяжелым, объем промышленного производства в 1946г. составил 30% от уровня 1936г.

11 октября 1945 г. Макартур направил японскому правительству директиву о проведении пяти крупных реформ - предоставлении рабочим права на организацию профсоюзов, о демократизации системы просвещения, ликвидации абсолютизма, уравнении в правах женщин и демократизации экономики. Американские оккупационные власти проводят земельную реформу: ликвидация помещечьего землевладения, натуральная плата за пользование землей в случае ее аренды заменялась денежной.

3 мая 1947 года была принята конституция, которая ограничивала власть императора, император объявлялся символом единства нации. Конституция ликвидировала тайный совет при императоре, значительно повысилась роль Кабинета министров в качестве исполнительного органа, расширились права двухпалатного парламента, введено всеобщее избирательное право, провозглашались демократические права и свободы граждан, религия была отделена от государства, Япония отказывалась от армии и флота как орудия разрешения споров.

США присвоили себе ряд государственных функций. Они полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, поставили под контроль все органы правосудия, полицейскую власть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть парламента. В области дипломатии японское правительство было лишено права устанавливать и поддерживать непосредственную связь с другими странами. Все функции внешней политики Японии находились в руках оккупационных властей или могли осуществляться только через них. Министерство иностранных дел Японии хотя и существовало, однако никакой самостоятельной роли в период оккупации не играло. Все его внешнеполитические функции сводились к поддержанию связи между правительством и штабом оккупационных войск.

В 1947г. принимается антимонополистическое законодательство. Монополии должны были быть разрушены, но фактически они существуют и сейчас. Под американскую демонополизацию попадали военные монополии и те, которые в будущем могли стать конкурентами американским промышленникам.

В 1948г. в Китае происходят события (успехи народно-освободительной армии), которые заставляют США изменить свой курс в Японии. Америка решила сделать Японию плацдармом для своей внешней политики на Д. Востоке. Одной из мер, направленных на реализацию этой цели, было осуществление «программы экономической стабилизации». Американские оккупационные власти стали поощрять возрождение военных отраслей японской экономики. С 1948г. американцы начинают активно вкладывать деньги в промышленность Японии, во флот и армию. Обсуждался вопрос о подписании Японией мирного договора со странами, воевавшими во второй мировой войне.

8 сентября 1951г. был подписан Сан-францисский мирный договор, который вступил в силу 28 апреля 1952г. По нему Япония признавала независимость Кореи, отказывалась от прав на остров Тайвань, Курилы, юж. Сахалин. Также Япония соглашалась с установлением опеки США над островами Рюкю и рядом других.

В 1952г. был заключен американо-японский пакт - «Пакт безопасности», позволивший США размещать в Японии свои наземные, воздушные и морские силы. Пакт был подписан на 8 лет. Но в 1960г. он был продлен на неопределнный срок.

Все политические партии во время войны были распущены и вместо них создана единая политическая организация - Политическая ассоциация Великой Японии. Сразу же после капитуляции Японии стали восстанавливаться старые и возникать новые партии различного направления. В ноябре 1945 г. На учредительном съезде было провозглашено создание Социалистической партии Японии (СПЯ) путем объединения последователей различных довоенных социал-демократических партий и групп, распущенных вместе с профсоюзами в 1940 г. В нее вошли социал-демократы всех оттенков - от крайне правых до левых социалистов, выступавших за единство с Коммунистической партией Японии. Руководящую роль играли в образовании СПЯ правые социалисты. Программа партии, принятая на учредительном съезде выдвигала лозунги демократии, мира и социализма, подразумевая проведение крупных социальных реформ, и построение социализма в условиях императорской системы.


Похожая информация.


Период реформ в Японии фактически начался 15 августа 1945 г., когда страна признала Потсдамскую декларацию и тем самым капитулировала. Подписание соответствующего акта на борту "Миссури" 2 сентября 1945 г. поставило точку во Второй мировой войне и открыло новую страницу японской истории.

Последовавший за поражением в войне период оккупации длился немногим менее семи лет, до 28 апреля 1952 г., т.е. до тех пор, когда начал реализовываться Сан-Францисский мирный договор, подписанный 48 странами капиталистического блока 8 сентября 1951 г.

Именно в этот период в Японии были проведены радикальные экономические реформы, позволившие ей развиваться эффективно и динамично, прочно заняв место второй экономической державы мира. В этот период произошли реформы в трех ключевых сферах японской экономики – сельском хозяйстве, промышленности и финансах.

Проведение радикальных реформ в аграрной сфере Японии в первые послевоенные годы имело чрезвычайно большое значение не только для сельского хозяйства Японии, но и для всей экономики в целом.

Успешные преобразования в аграрном секторе позволили миллионам граждан найти себе работу и доход. Тем самым была минимизирована безработица и ликвидирован излишек предложения рабочей силы на рынке труда. Сельскохозяйственное производство оттягивало на себя огромную трудовую армию – до половины всего занятого населения (49,4% в 1950 г.).

Ключевым моментом для начала реформ было то, что к 1946 г. почти половина (46%) всей культивируемой земли в Японии находилась в аренде и, следовательно, обрабатывалась нс собственниками, а арендаторами на тяжелых, подчас трудновыполнимых, условиях, а именно из расчета обязательной арендной платы, составлявшей от 50 до 70% собранного урожая.

В послевоенной Японии земельных реформ было две.

Первая (1945–1946 гг.) представляла собой тупиковый путь решения аграрного вопроса. Ситуация накалялась: резко увеличилось число арендных споров: если за весь 1945 г. их было зарегистрировано 5171, то за пять с небольшим месяцев 1946 г. – уже около 20 тыс.

Вторая земельная реформа (1946–1950 гг.) оказалась в состоянии действительно кардинально видоизменить аграрный сектор.

Она заключалась в двух следующих положениях:

  • – передача прав собственности на землю фермерам, реально работающим на земле;
  • – улучшение положения тех, кто пожелает остаться арендаторами.

Благодаря реформе правительству удалось в целом кардинально изменить ситуацию в деревне. Количество хозяйств собственников возросло на 77%, увеличившись почти на 1,7 млн единиц, а их удельный вес стремительно возрос с 36 до 62% от общего числа хозяйств. В результате реформы достигался большой положительный аффект в сфере социальных отношений.

Реформы 1946–1950 гг. заложили прочный фундамент для того, чтобы впоследствии сельское хозяйство не стало тормозом развития всей экономики.

Антимонопольные мероприятия , проведенные японским правительством совместно со штабом оккупационных войск, имели для Японии еще более серьезные последствия. По существу, реформировался костяк японской промышленности, подверглась трансформации вся система корпоративного управления, видоизменился рынок ценных бумаг, усилилась роль банков.

Роспуск дзайбацу начался с того, что в конце 1945 – начале 1946 г. под давлением оккупационных властей правительством Сидэхара было заморожено имущество дзайбацу и создана комиссия по упорядочению холдинговых компаний.

В период с октября 1946 г. по сентябрь 1947 г. уже при участии новых кабинетов министров Иосида и Катаяма стала проводиться сама процедура роспуска дзайбацу.

Во-первых, были распущены головные холдинговые компании, которые, владея контрольными пакетами акций, управляли концерном, состоящим из множества разнопрофильных компаний. В тот период (1946 г.) холдинговые компании дзайбацу владели 167 млн акций на сумму 8,1 млрд иен, в то время как общее число всех акций всех компаний страны составляло 443 млн иен. Таким образом, в руках холдинговых компаний было сосредоточено 38% акций всей страны.

Всей процедурой руководила специально созданная штабом СКАП ликвидационная комиссия.

Акции ликвидированных холдингов, а также вся их остальная собственность и права собственности в дочерних компаниях в принудительном порядке должны были быть проданы ликвидационным комиссиям. Оплата производилась государственными облигациями с правом их продажи через 10 лет.

После этого ликвидационные комиссии должны были организовать продажу населению приобретенных у дзайбацу активов посредством выпуска акций. Акции подлежали свободной продаже иа фондовом рынке. В итоге из 167 млн акций, которыми владели дзайбацу, к 1951 г. было продано 165 млн на сумму 7,57 млрд иен.

Всего расформированию подлежали 83 холдинга, однако в реальности было расформировано только 16 холдинговых компаний. 26 компаний были распущены с последующей реорганизацией, 11 холдингов были реорганизованы без роспуска, а остальные 30 компаний вообще были сохранены при условии, что они самостоятельно передадут свои контрольные пакеты акций в другие компании.

Во-вторых, было принято антимонопольное законодательство, представленное "Законом о запрещении частных монополий и об обеспечении справедливых и честных сделок" (апрель 1947 г.), а также "Законом о ликвидации чрезмерной концентрации экономической силы" (февраль 1948 г.).

Помимо принятых антимонопольных законов была также создана комиссия честной торговли. Ей было вменено следить за соблюдением антимонопольного законодательства и пресекать нечестные, незаконные методы конкуренции: такие как фиксирование цен, сговор и искусственное ограничение производства, участие в каких бы то ни было монополистических союзах, образование картелей, синдикатов, трестов, концернов во главе с холдинговыми компаниями. Контролировались и могли быть пресечены поглощения и слияния, которые вели к устранению конкуренции на рынке. Ограничивалось право скупки и владения акциями других компаний.

В результате к 1950 г. работникам предприятий, а также местным жителям территорий, на которых располагались предприятия, было продано 42,7% акций, непосредственно работникам было продано 41,8 млн акций (на 1 сентября 1949 г.), или 27,1%. Всего же физическим лицам принадлежало примерно 70% акций.

Это была коренная трансформация отношений собственности. Получив в свои руки титулы собственности, работники предприятий смогли в полной мере ощутить реальные плоды реформы. В этом заключался главный смысл и наиболее ценный положительный эффект проведенной реформы.

Реформы в финансовом секторе Японии. Ситуация в денежном хозяйстве Японии после войны действительно была критическая. После капитуляции финансы Японии находились в плачевном состоянии.

В довоенные годы, когда весь мир переживал депрессию, правительству Японии удавалось сохранять относительно стабильную ценовую ситуацию: рост цен с 1930 но 1937 г. в среднем был менее 3% в год. В последующие годы поддерживать ценовую стабильность становилось все труднее и труднее. В целом цены в Японии выросли за 17 наиболее трудных лет (1936–1953 гг.) в 300 раз. Для сравнения, в США за этот же период цены выросли лишь в два раза, а в Великобритании – в три.

Под руководством из Вашингтона в Японии в декабре 1948 г. была разработана программа стабилизации, официально именовавшаяся "Программа достижения экономической стабильности, подлежащая выполнению японским правительством", или "Стабилизационная экономическая программа девяти пунктов ". В ней были сформулированы основные цели и задачи новой финансовой реформы:

  • – сбалансировать государственный бюджет;
  • – увеличить налоговые сборы;
  • – строго ограничить выдачу государственных субсидий;
  • – стабилизировать заработную плату;
  • – установить контроль над ценами;
  • – усилить контроль над внешней торговлей и иностранной валютой;
  • – улучшить систему снабжения материалами, необходимыми для расширения экспорта;
  • – увеличить производство важнейших видов местного сырья и товаров;
  • – улучшить систему продовольственных поставок.

Эту программу поручили выполнять американскому банкиру Джозефу Доджу. Его миссии было поручено разобраться в сути экономических проблем Японии и заняться борьбой с инфляцией, так как в этом отношении штаб главнокомандующего Макартура упустил ситуацию из-под контроля.

Первым делом миссия Доджа коренным образом реформировала внешнеторговую деятельность. Взамен множественных обменных курсов на различные виды товаров, с которыми связывали нарастание бюджетного дефицита, был установлен единый курс 360 иен за один доллар.

Миссия Доджа отменила или значительно сократила большинство субсидий, которые выдавались японским правительством частному сектору и, как считалось, способствовали росту цен. Источником финансирования промышленности стали средства, получаемые правительством Японии от перепродажи американской продовольственной помощи, которая ранее шла на поддержку экспортеров. Тем самым экспортеры оказались на самоокупаемости, а средства, которые они получали в виде субсидий, переадресовывались теперь на долгосрочные инвестиционные проекты.

В организационном плане был создан так называемый "эквивалентный фонд", из которого и начали выдаваться долгосрочные ссуды на развитие промышленности. Это помогло в значительной степени разгрузить государственный бюджет, который до этого был вынужден финансировать промышленность за счет раздувания денежной массы.

Определенный порядок был внесен и в такую важную сферу финансовой политики, как контроль и направление потоков банковского кредитования.

Для того чтобы внести в рутинный рыночный процесс кредитования предприятий бо́льшую рациональность, подключив сюда макроэкономический анализ и перспективное государственное планирование, иными словами, для того чтобы дополнить практические тактические знания банкиров стратегическим видением общенациональных задач, был образован кредитный контрольный совет, созданный наподобие американского контрольного совета при Федеральной резервной системе.

Изменения коснулись и фондового рынка Японии. Были вновь открыты биржи, не работавшие с конца войны.

Хронический дефицит государственного бюджета был преодолен в 1949 г., когда доходы впервые в послевоенное время превысили расходы.

В 1952 г. период оккупации завершился, все больше функций переходило в руки японского правительства, накал послевоенных дискуссий уменьшался, страна постепенно входила в длительный период высоких темпов экономического роста.

Важнейшими событиями этого времени стали процессы восстановления мощи бывших дзайбацу в форме новых структур, ориентированных на ведущие банки. Получила свое развитие система кэйрэцу, представлявшая собой воссоздание крупных корпоративных конгломератов и холдингов.

Кэйрэцу являлась формой сетевой организации, при которой формально независимые фирмы объединены в единое целое благодаря прочной системе связей, базирующихся на перекрестном владении акциями, смешанных директоратах, президентских советах. Кэйрэцу – это объединения промышленных, коммерческих и финансовых организаций. В кэйрэцу входят дочерние и партнерские фирмы, часть акций которых принадлежит материнской компании, сюда же могут входить и самостоятельные компании, связанные с концерном гораздо более сильными производственными связями.

Аналогов кэйрэцу не существует ни в одной другой развитой стране.

Система пожизненного найма по праву считается главной характеристикой японского рынка труда.

Элементы системы пожизненного найма стали применяться на предприятиях тяжелой и химической промышленности в период экономической депрессии после Первой мировой войны. Эти отрасли особо нуждались в постоянной квалифицированной рабочей силе, а масштабы деятельности данного сектора и перспективы развития соответствующих рынков позволяли с уверенностью планировать расширение производства, не опасаясь переизбытка рабочих рук.

В дальнейшем такая методика распространилась на другие важнейшие отрасли. Это было связано не только с частной инициативой использовать данный способ организации труда как более эффективный, но и с тем, что в 1940–1941 гг. правительство ввело систему военного контроля над промышленностью и принудительного закрепления рабочей силы за выделенными для военного производства объектами.

В послевоенный период, когда стал явно ощущаться дефицит квалифицированной рабочей силы и между японскими компаниями резко обострилась конкурентная борьба, система пожизненного найма стала активно использоваться на ведущих предприятиях, позволив им на добровольной экономической основе обеспечить свои производства постоянными работниками. Это вносило дополнительную мотивацию в работу персонала, который имел гарантии пожизненного найма при условии качественного труда и жизнеспособности самой фирмы.

Возникновение в начале 1950-х гг. кружков качества – оперативных производственных групп, нацеленных на решение конкретных вопросов, связанных с повышением качества выпускаемой продукции, стало одной из наиболее характерных для японской экономической системы форм участия рядовых сотрудников предприятий в инновационной деятельности.

Все это стало тем фундаментом, на котором впоследствии было построено высокоэффективное японское производство.

Уже первые шаги американского руководства после капитуляции Японии показали, что оно стремится установить единоличный контроль над Японией, игнорируя при этом как интересы других держав, так и задачи, сформулированные в совместных решениях союзников, принятых в годы войны {946} . Как известно, основным документом, который должен был определять политику союзных держав по отношению к побежденной Японии, являлась Потсдамская декларация. В ней предусматривались совместные действия всех союзных держав, направленные на создание миролюбивой, демократической и независимой Японии. Однако правящие круги США заняли позицию, враждебную духу сотрудничества.

22 сентября 1945 г. госдепартамент опубликовал заявление, в котором был изложен политический курс США в отношении Японии. Через весь документ, названный «Основные принципы политики США в Японии в начальный период оккупации», красной нитью проходила идея о преобладающих интересах США в этой стране. В нем говорилось, что конечными целями Соединенных Штатов являются:

«а) гарантирование того, чтобы Япония не стала вновь угрозой для Соединенных Штатов или для мира и безопасности во всем мире;

б) содействие конечному установлению миролюбивого и ответственного правительства, которое будет уважать права других государств и поддерживать цели Соединенных Штатов, как они отражены в идеалах и принципах Устава Объединенных Наций...» {947}

По договоренности между союзниками оккупационные войска подчинялись верховному командующему, назначенному Соединенными Штатами. Однако в заявлении прямо указывалось, что хотя США и будут стремиться к проведению в Японии политики, удовлетворяющей все союзные державы, но «в случае возникновения расхождений между ними политика Соединенных Штатов будет господствующей».

Интересами США был продиктован и раздел о взаимоотношениях между оккупационными и японскими властями, в соответствии с которым занявший пост верховного командующего генерал Макартур должен был «осуществлять свою власть через японский правительственный аппарат и институты, включая императора, в тех пределах, в каких это будет удовлетворительно способствовать достижению целей Соединенных Штатов» {948} .

Таким образом, этот документ хотя и был составлен на основе Потсдамской декларации, но содержал и такие положения, которые шли вразрез с нею. Политика США была нацелена на то, чтобы, убрав наиболее одиозные фигуры в правящей верхушке Японии, подчинить своему контролю японские монополии и направить политическое, экономическое и социальное развитие страны в выгодное для себя русло.

Обеспечение господствующего положения США связывали с тем, что проводить оккупацию Японии, по крайней мере в начальный период, предстояло исключительно американским войскам {949} . Макартур, формально считавшийся верховным командующим оккупационными войсками союзников, на практике выполнял указания лишь американского правительства и военного командования.

Высадка американских войск и последующее их продвижение к пунктам назначения проходили в основном согласно плану «Блэклист» и практически без сопротивления японских вооруженных сил или населения. Сначала темпы оккупации были невысокими. Используя «передышку», правящая верхушка Японии сделала все, чтобы сохранить позиции монополистического капитала. 14 августа, в день капитуляции, японское правительство приняло решение «О чрезвычайных мерах в области военных материалов, находящихся в руках армии и других организаций», по которому все списки и документы, касавшиеся военных материалов, подлежали уничтожению, а огромные материальные ценности стоимостью около 100 млрд. иен по тогдашним государственным ценам были распределены среди военно-промышленных и других монополистических объединений. Когда основная их часть была роздана, правительство 28 августа издало указ о запрещении дальнейшего распределения военных материалов и об их изъятии. Парламенту было доложено, что только около 30 процентов их было изъято, однако действительную картину восстановить невозможно в связи с уничтожением всех документов {950} . Правительство выплатило военно-промышленным компаниям свыше 10 млрд. иен в виде компенсации.за военные заказы, независимо от того, были они выполнены или нет.

Усилия японской пропагандистской машины направлялись на то, чтобы «создать представление у известной части народа, что Япония не разбита», а «сложила оружие по воле императора». «Оборонная стратегия» правящей верхушки заключалась в том, чтобы до прихода оккупационных властей отстранить от власти военных лидеров, позиции которых были дискредитированы в глазах народа, представить их единственно ответственными за войну и принести «и жертву победителям».

Утрату военной опоры правящая верхушка решила возместить путем максимального укрепления своей второй опоры - высшей бюрократии, государственного аппарата.

В день оккупации на улицах Токио и других городов появились плакаты, утверждавшие, что капитуляция - всего лишь неприятный период в истории страны, за которым последует подготовка к будущим победам. Никогда еще великая Япония не терпела поражений, - было написано на одном из таких плакатов. - Нынешние трудности - только ступенька к будущему. Сплотившись вокруг императорского трона, продолжим борьбу...» {951}

В октябре 1945 г. американское командование установило полный контроль лад важнейшими стратегическими пунктами Японии. Вся территория страны была поделена на оккупационные зоны. В зону 6-й армии входили острова Кюсю, Сикоку и южная половина Хонсю; 8-я армия занимала северную половину Хонсю и Хоккайдо. Численность 8-й армии к этому времени составляла более 232 тыс. солдат и офицеров, почти столько же было и в 6-й армии. Эти цифры оказались значительно ниже намеченных, но отсутствие сопротивления со стороны японцев позволило еще сократить количество войск. К концу года, когда штаб 6-й армии был расформирован и управление всеми оккупационными войсками перешло к командующему 8-й армией генералу Р. Эйчельбергеру, ему подчинялось (исключая немногочисленные контингенты военно-морского флота) всего 241,5 тыс. солдат и офицеров {952} .

Одновременно создавались оккупационные органы власти. 2 октября 1945 г. директивой Макартура был учрежден штаб верховного командующего, в котором наряду с чисто военными отделами (разведывательным, оперативным и т. п.) организовывалось 10 отделов, ведавших различными областями жизни Японии: экономический и научный, дипломатический, природных ресурсов и другие. Контроль за выполнением приказов оккупационных властей на местах осуществляли аналогичные службы штабов 8-й и 6-й (до конца 1945 г.) армий. Все они работали в тесном взаимодействии с соответствующими учреждениями японского государственного аппарата.

Управление Японией носило не непосредственно военный характер, как это было в Германии, а осуществлялось косвенно, через японский правительственный аппарат. С приходом оккупационных войск государственный строй Японии претерпел минимальные изменения, у власти по-прежнему оставались те, кто развязал и вел захватническую войну. Устранены были лишь наиболее скомпрометировавшие себя политические и военные руководители. И хотя в заявлении госдепартамента от 22 сентября 1945 г. содержалась оговорка, что американская политика «заключается в том, чтобы использовать существующую форму правительства и Японии, а не поддерживать ее», фактически Макартур взял под защиту правящую верхушку страны {953} . В то же время в условиях победы над силами мировой реакции, фашизма и милитаризма американское правительство было вынуждено пойти на проведение хотя бы некоторых демократических реформ.

4 октября штаб Макартура издал приказ, согласно которому все законы, ограничивавшие гражданские права, подлежали отмене, а один из наиболее одиозных органов режима - политическая полиция - распускался. 10 октября была объявлена амнистия политическим заключенным Ч 320 тыс. человек полностью освобождались от наказания, 37 тыс. были сокращены сроки наказания и 600 тыс. человек были восстановлены в правах. Тогда же министерство внутренних дел уволило несколько сот высших чиновников тайной полиции, большое число полицейских было перемещено из одних префектур в другие {954} .

11 октября Макартур направил японскому правительству директиву о проведении пяти крупных реформ: ликвидации абсолютизма, предоставлении рабочим права на организацию профсоюзов, демократизации экономики и системы просвещения, уравнении женщин в правах с мужчинами {955} . В целях борьбы с идеологией милитаризма и великояпонского шовинизма было отменено привилегированное положение религии синто. 15 декабря директивой Макартура церковь была отделена от государства, запрещалось обожествлять императора и государство. Большое внимание оккупационные власти уделяли перестройке просвещения в направлении, выгодном США. С 31 декабря до составления новых учебников отменялось преподавание в школах этики, истории Японии и географии. Милитаристам и ультранационалистам запрещалось заниматься педагогической деятельностью.

В первые месяцы оккупации США пытались ограничить японский монополистический капитал. Макартур предложил японскому правительству ликвидировать крупные монополии («дзайбацу») и запретил производить какие-либо операции с их активами. Декартелизация экономики Японии в тот период отвечала интересам крупного капитала США, стремившегося подавить бывших конкурентов. Однако, опасаясь их чрезмерного ослабления, оккупационные власти вскоре отказались от выполнения этого решения. Директивой штаба Макартура от 6 ноября временно «замораживались» активы лишь четырех крупнейших компаний - «Мицуи», «Мицубиси», «Сумимото» и «Ясуда» {956} .

Штаб Макартура разрешил и поощрял деятельность политических группировок, сформированных представителями различных слоев буржуазии и помещиков. В большинстве это были немногочисленные организации, пользовавшиеся ограниченным влиянием, и только две из них - прогрессивная и либеральная партии, выражавшие интересы крупнейших монополий, действовали в общенациональном масштабе. Политика оккупационных властей по отношению к японским политическим партиям заключалась в том, чтобы поставить у власти те из них, которые изъявляли готовность сотрудничать с США, а затем использовать «японское правительство и самого императора как удобную ширму во всех сферах жизни Японии» {957} .

В то же время Коммунистическая партия Японии (КПЯ), защищавшая интересы трудящихся, не встречала поддержки американской администрации. Однако Макартур, изображая себя поборником «широкой демократии», формально не выступал против легализации КПЯ, хотя и считал, что ее «деятельность и методы более подходят не политической партии, а «пятой колонне», стремящейся распространить в Японии чуждую идеологию» {958} . Кроме того, ого позиция в данном вопросе была продиктована и необходимостью считаться с мнением Советского Союза и прогрессивной мировой общественности.

В начале октября в числе других политических заключенных были освобождены японские коммунисты, и среди них руководители К. Токуда и другие. 10 октября они опубликовали воззвание, в котором, в частности, указывалось, что компартия будет стремиться к созданию демократической республики, для чего необходимо искоренить милитаризм, сформировать подлинно народное правительство, экспроприировать пустующие земли и передать их крестьянам.

1 декабря 1945 г. начал работу IV съезд КПЯ - первый легальный съезд японских коммунистов. Делегаты, представлявшие в то время 1083 члена партии, наметили основные задачи борьбы и деятельности, утвердили устав и избрали новый состав Центрального Комитета. Генеральным секретарем стал К. Токуда - один из основателей партии, которого японская реакция продержала в тюрьмах почти 18 лет {959} .

Съезд предложил руководству социалистической партии Японии создать единый народно-демократический фронт на следующих условиях: социалисты перестанут игнорировать требования рабочих, будут соблюдать соглашения с компартией и свободу взаимной критики. Но социалистические лидеры отвергли эти предложения. В то время они фактически блокировались с буржуазно-помещичьими группировками, хотя и утверждали, что их партия «отвергает капитализм и ставит своей целью осуществление социализма» {960} . Достижению единства с коммунистами мешала и фракционная борьба в рядах социалистов {961} .

Компартия Японии выступала в авангарде трудящихся масс, требовавших принятия эффективных мер борьбы с хозяйственной разрухой, недостатком продовольствия, топлива, жилья и другими экономическими последствиями военного поражения. В то же время правящие классы использовали экономические трудности для того, чтобы еще больше нажиться на страданиях народа. Капиталисты под разными предлогами закрывали предприятия. В конце 1945 г. промышленное производство Японии составляло 28,5 процента довоенного уровня {962} . В невиданных ранее масштабах расцвел «черный рынок». В результате сокращения производства, демобилизации вооруженных сил и репатриации японских граждан из бывших колоний и оккупированных территорий возникла огромная армия безработных - около 10 млн. человек {963} .

Рост цен, ухудшение условий жизни вызывали недовольство трудящихся, которые требовали радикальных изменений в общественной жизни. Увеличилось число организованных выступлений. Они проводились не только под экономическими лозунгами (повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда и т. п.), но выдвигались и политические требования. Широкие народные массы добивались установления рабочего контроля над производством, создания демократического правительства, наказания тех, кто вверг страну в пучину кровопролитной войны.

Под давлением демократических сил японское правительство вынуждено было ввести трудовое законодательство. По закону о профсоюзах, опубликованному в декабре 1945 г., рабочие и служащие получили право на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров и стачки. К этому времени в профсоюзах состояло около 330 тыс. человек, и ряды их быстро росли {964} .

Объединившись, рабочие еще более активно выступали против увольнений, за повышение заработной платы, улучшение условий жизни. Они решительно боролись и с теми владельцами предприятий, которые, взвинчивая цепы на сырье и материалы, по существу, саботировали выпуск продукции. Разоблачая саботажников, рабочие нередко устанавливали контроль над производством, добивались увеличения выпуска продукции и повышения рентабельности предприятий.

Борьба рабочих за свои права сливалась с борьбой других городских слоев, настойчиво требовавших разрешения в первую очередь продовольственного кризиса, выявления скрытых запасов и установления над ними общественного контроля. Повсюду создавались комитеты борьбы за демократическое решение продовольственной проблемы {965} .

Ширилась классовая борьба в японской деревне. Во второй половине 1945 г. было отмечено около 5 тыс. конфликтов между помещиками и арендаторами. Крестьяне не желали больше мириться с неравномерным распределением земли, высокой арендной платой и несправедливой системой поставок.

Стремясь не допустить решения вопроса о земле самим народом и слияния борьбы крестьянства с забастовочным движением рабочих и служащих, японское правительство но указанию штаба Макартура вынуждено было провести аграрную реформу. В декабре 1945 г. она была принята в виде «Закона о поправках к закону об упорядочении сельскохозяйственных земель». Согласно новому закону крестьяне могли получить лишь 40 процентов всей арендной земли (2 600 тыс. га), да и то путем выкупа {966} . Такое решение проблемы встретило резкое осуждение со стороны демократической общественности.

Все эти факты свидетельствовали о растущей политической активности трудящихся масс Японии, которые вели решительную борьбу против возрождения милитаризма, за демократизацию всей жизни в стране