Какие молитвы можно читать в успенский пост. Молитвы после еды

Религиозное чтение: молитва перед успенским постом в помощь нашим читателям.

Среди длительных православных постов, в летние месяцы, Успенский пост у верующих занимает особое место. Он установлен в честь Успения Пресвятой Богородицы, которая перед вознесением на небеса безостановочно пребывала в посту и молилась за людей. Пост длится с 14 по 27 августа, является строгим, запрещающим все продукты животного происхождения. В данный период происходит воздержание от всяческих мирских утех, его можно сравнить с Великим постом.

Упоминание о данном посту датируются 450 годом. Первый день поста начинается с праздника Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня, в народе именуется Медовый Спас. Для праздника готовили множество выпечки с медом, а также освещали мед, который можно было кушать только по завершении поста. А 19 августа встречают праздник Преображения Господня, в народе- Яблочный Спас. Лишь в этот день возможно употребление рыбы и вина, а также появляется возможность кушать яблоки и виноград нового урожая. По завершении поста,28 августа, люди празднуют Успение Божией Матери.

Несмотря на всю строгость, данных пост очень легко выдержать. В августе природа дарит достаточно продуктов, позволяющих разнообразить питание. Конечно, и погода способствует душевному умиротворению, позволяет задуматься о духовных ценностях, снизить эмоциональное и физическое напряжение верующих. Всяческие греховные мысли отходят далеко и тем самым человек притягивает счастливое будущее в гармонии с миром и самим собой.

Соблюдать пост очень просто:

  • В понедельник, среду и пятницу только сухоядение (продукты, не подвергающиеся термической обработке – овощи, ягоды, орехи),
  • Во вторник и четверг готовят вареную пищу,
  • В субботу и воскресенье разрешено употреблять вино и масло.

Если пост заканчивается в среду или пятницу, то разговение можно только не следующий день. А в любые другие дни рекомендуется плавно выходить из поста и начать с рыбных блюд.

Часто люди считают, что соблюдение поста – это невкусно и однообразно. Но стоит проявить немного фантазии и обычная каша превратиться в приятный полезный десерт, а из овощей можно готовить различные блюда, немного обогатив их специями. Одним из хороших заменителей белковой пищи являются грибы, тем более, что собирать их очень интересное занятие, отвлекающее от всего мирского. Фрукты, созревшие в августе, сделают Ваше меню еще интереснее.

Для людей, имеющих приусадебное хозяйство, в период Успенского поста наступает время сбора урожая, работая даже не заметишь, как быстро подходит главный праздник Успение Божией Матери. Данный праздник проходит в церквях вечерним богослуженим, на протяжении которого в центре храма стоит Плащаница с изображением Божией Матери. После ее несут крестным ходом вокруг церкви и достигается чин погребения.

Удивительна была жизнь Божией Матери, так и в смерти она удивила: «В Пресвятой Деве побеждены законы природы: смерть, возвращающая в землю тело из земли, такая смерть не коснулась Ее тела; в рождении сохранила Она девство, в Успении соединила жизнь. Она уснула, чтобы пробудиться для жизни вечного блаженства. Она преставилась к Животу, к Источнику жизни, чтобы избавлять от смерти души Своими молитвами. Праздник Успения называется великим, двунадесятым, потому что в этот день «Спаситель всех во всей славе Своей сретил и вселил Матерь Свою с Собою».

Пост – это время очищения души человека, позволяющий начать новую благотворную жизнь, позволить осознать множество приятных незаметно проходящих в рутине будней моментов. Он подарит физическую легкость и душевное спокойствие.

Молитвы в успенский пост

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси. Спасе, мир даяй им, приди к нам и спаси нас.

Молитвы перед причастием и исповедью

Молитвы на успение Пресвятой Богородицы

Добавить комментарий Отменить ответ

  • ИОААНН к записи Молитвы святой великомученице Екатерины
  • Виктория к записи Чудотворная молитва об исцелении к Блаженной Матроне Московской
  • Людмила к записи Молитва от воздействия на детей колдунов и экстрасенсов
  • Людмила к записи Молитва от воздействия на детей колдунов и экстрасенсов

© 2017 Молитвы.ОНЛАЙН · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Что едят в Успенский пост, питание, постные блюда, молитва

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Успенский пост по своей строгости напоминает Великий пост. Но мало кто знает об этом посте, поэтому и не соблюдают его. В этой статье будут рассмотрены вопросы, с какого числа Успенский пост, что можно есть в это время и как молиться.

Питание в Успенский пост

На большие праздники во время Успенского поста следует придерживаться некоторых традиций в питании:

  • в первый день поста (14 августа) принято освящать в церкви мед и мак. После выпекают различные кушанья с маком, затем эти два ингредиента можно употреблять в пищу. Таким образом, отмечают медовый спас;
  • на яблочный спас (19 августа) следует освятить в церкви яблоки и виноград, после чего их можно кушать. Рыба в Успенский пост разрешается к употреблению в этот день;
  • когда заканчивается Успенский пост (28 августа), разрешается кушать рыбу, но только если праздник Успения Пресвятой Богородицы не припал на среду или пятницу. В таком случаи следует перенести день разговения.

Что едят в Успенский пост, питание по дням

Каждый церковный пост предусматривает определенный набор продуктов, которые можно употреблять в тот или иной день недели. Рассмотрим более подробно, что можно есть в Успенский пост в определенный день:

  • понедельник – сухоядение;
  • вторник – горячая пища, которая обязательно должна быть приготовлена без масла;
  • среда – сухоядение;
  • четверг – приготовленная без масла горячая пища;
  • пятница – сухоядение;
  • суббота – разрешена горячая пища, но без масла;
  • воскресенье – разрешена горячая пища, но без масла.

Сухоядение – это употребление продуктов, которые не проходили термической обработки. К таким продуктам относят сырые овощи, фрукты, орехи, мед.

В дни приема горячей пищи можно сварить суп, натушить овощей, приготовить различные виды каш. Но в рецептуре не должно присутствовать масло.

Вино в успенский пост разрешают пить только в субботу и воскресенье.

Блюда Успенского поста

С постом часто ассоциируется понятие ущемление в еде. Но это абсолютно не так. В это время можно не только очистить душу, но и подлечить желудок, употребляя здоровую, богатую витаминами пищу. Коронным блюдом любого поста остаются каши. Готовить их можно из любой крупы: гречневой, овсяной, гороховой и прочих. Стоит добавить немного пряностей, приготовить салат и очень вкусный, а главное полезный, например, обед готов.

Успенский пост – время изобилия свежих овощей и фруктов. Поэтому приготовить какой-нибудь легкий салат не составит большого труда. А после яблочного спаса можно готовить постную выпечку, добавляя в нее мед, яблоки и мак.

Грибы – это кладезь полезных веществ. Их можно жарить, тушить, варить, печь, добавлять в супы и салаты.

Спелые фрукты и ягоды можно употреблять в любом количестве. Они обеспечат на столе наличие вкусного десерта.

Постные блюда Успенского поста очень разнообразны, но довольно легки в приготовлении и не требуют много ресурсов и времени.

Рецепты Успенского поста

Очень популярно постое ореховое масло. Его используют для заправки салатов, а готовится оно очень просто:

  • ядра орехов поместить ненадолго в кипяток, чтобы затем легко очистить кожуру;
  • очищенные ядра измельчить с помощью блендера, добавляя немного воды;
  • полученную кашицу поместить в марлю и отжать с нее сок;
  • для более благородного вкуса можно в молочко добавить немного меда или сахара.

Можно просто приобрести готовую муку из орехов в магазине и просто залить ее сладкой прокипяченной водой. Употреблять такое молочко не рекомендуют больше суток.

Вкуснейшим блюдом на постном столе может быть салат из креветок и тыквы . Для его приготовления нужны такие ингредиенты:

  • креветки (проваренные и очищенные);
  • тыква (свежая);
  • ореховое молоко;
  • кукуруза или зеленый горох (консервированные);
  • авокадо;
  • рис (сваренный);
  • толокно;
  • специи.

Сначала нужно потушить тыкву в ореховом молоке. Тем временем можно почистить и порезать авокадо, измельчить лук и сварить рис. После того как тыква сварилась, можно приготовить соус. Для этого толокно смешиваем с жидкостью, с которой достали тыкву, добавляем различные специи по вкусу, например, соль, перец, мускатный орех.

Все это ставим на огонь и доводим до кипения. Даем время остыть соусу. Салат смешиваем в миске, поместив туда авокадо, лук, порезанную тыкву, горошек или кукурузу и креветки. Заливаем все ингредиенты приготовленной заправкой. Ставим салат настояться 30 минут. Блюдо готово.

Также можно нафаршировать шампиньоны , как вариант закуски:

  • Для этого грибы необходимо вымыть и проварить. Воду для варки необходимо посолить и добавить в нее немного лука.
  • Когда шампиньоны будут готовы, лук с воды отцедить. Он понадобиться для фарша. Грибы приготовить для фаршировки, отделив шапочки от ножек.
  • Для фарша необходим вареный картофель, сваренный лук, ножки грибов и грецкий орех. Все перемешать и заправить оливковым маслом.
  • Такой смесью наполнить шапочки шампиньонов и поместить в духовку для запекания при температуре 180 градусов.
  • Когда грибы подрумянятся, они готовы к столу.

На горячее можно подать оригинальный суп с макаронами и сухофруктами . Готовиться он следующим образом:

  • стакан сухофруктов залить водой и оставить на несколько часов;
  • далее добавить к сухофруктам 150 грамм сахара и поставить на сильный огонь на 10 минут;
  • отдельно сварить макароны;
  • готовые макароны переложить в кастрюлю и залить фруктовым отваром. Суп готов!

На десерт можно приготовить яблочный пирог постный. Для этого потребуется:

  • 250 грамм манки;
  • 250 грамм муки;
  • 250 грамм сахара;
  • до 10 яблок среднего размера;
  • пачка маргарина (200 грамм);
  • 10 грамм разрыхлителя.

Яблоки натереть на крупной терке. Отдельно перемешать все сухие компоненты. Полученную массу разделяем на три равные части. Яблочную смесь также разделяем на три части. В форму, смазанную маслом, выкладываем сухую массу, сверху яблоки, и так чередуем, пока не закончатся ингредиенты. Сверху должны оказаться яблоки. Выпекать такой пирог нужно 1 час при температуре в 200 градусов.

Также очень вкусным лакомством в эти дни может быть и медовая коврижка. Для приготовления такого пирога необходимы;

  • 200 мл воды;
  • 250 грамм сахара;
  • пара столовых ложек меда;
  • половина чайной ложки разрыхлителя;
  • чайная ложка соды;
  • пара столовых ложек кофе или какао;
  • 100 грамм орехов;
  • 100 грамм изюма;
  • 100 грамм масла;
  • 300-400 грамм муки;
  • немного корицы.

В емкости смешиваем воду, масло и сахар, ставим на огонь и нагреваем. Добавляем мед. Сухие ингредиенты (кофе (какао), сода, корица) добавляем в нагретую смесь. Затем вмешиваем туда муку, орехи, изюм и разрыхлитель. Вымешиваем, чтобы тесто было без комочков. Консистенция теста – густая сметана.

Форму для теста смазывают маслом. Коврижка печется пол часа при 200 градусах. После остывания она готова к употреблению. Помимо этого ее можно разрезать пополам и пропитать любимым вареньем.

Можно ли в Успенский пост употреблять алкоголь

Как и в период других постов, в успенский пост пить алкоголь запрещено. Исключение становит только вино, которое можно употреблять два раза в неделю: в субботу и воскресенье, а также 28 числа при выходе из поста. Но злоупотреблять этим напитком нельзя.

Молитвы, читаемые в Успенский пост

Молитвы во время Успенского поста принято читать до приема трапезы, а также после нее.

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения».

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси. Спасе, мир даяй им, приди к нам и спаси нас».

Надеемся, что наши советы как питаться в успенский пост помогут провести эти две недели с удовольствием, не ограничивая себя во вкусной пищи. Придерживаться правил поста нужно строго, нарушение их – очень большой грех. Поэтому подходит к этому нужно осознанно, заранее готовя себя.

Если выдержать весь пост тяжело, можно начать с малого: поститься только в дни сухоядения. Затем можно уже и продлевать количество постных дней.

Молитвы в Успенский пост

Успенский пост важное время телесного и духовного воздержания. Православные верующие стараются очиститься от грехов и соблазнов, укрепить свою веру. Узнайте какие молитвы помогут вам в этом во время поста.

Молитвы перед едой

Каждому верующему рекомендуется соблюдать календарь питания в Успенский пост. Из него вы узнаете в какие дни разрешены поблажки, а когда воздержание является особенно строгим. В любом случае каждый раз перед приемом пищи верующему стоит благодарить Господа за еду, которая есть на столе и не роптать на скупой постный рацион.

Перед вкушением постной пищи читается молитва «Отче наш». Ее текст вам хорошо известен:

«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»

Можно благодарить Господа молитвой в произвольной форме, своими словами.

Молитвы после еды

В Успенский пост каждый верующий благодарит Господа за постную еду. Как и Матерь Божья перед Успением соблюдала строгий пост., так и православный верующий вкушает в это время скромную пищу, которую вкушала Богородица.

Скромная благодарственная молитва после принятия пищи, вознесет благодарность и покажет готовность нести воздержание дальше.

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам, и спаси нас»

Также есть традиционная фраза, с помощью которой, верующие выражают благодарность, каждый раз после вкушения пищи.

Молитвы для поддержания духа в Успенский пост

Для многих время поста дается особенно тяжело. Отказ от привычной пищи, постоянные соблазны в духовном плане и желание нарушить запреты, все это отрицательно сказывается на состояние постящегося.

От греховных мыслей нужно избавиться и ни в коем случаи не нарушать слово данное перед Господом праведно соблюдать Успенский пост. Для укрепления сил и духа человек должен читать правильную молитву, которая помогает всем неумеренным в питание.

«Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле»

Соблюдая Успенский пост вы очистите свою душу от всего нечистого и грешного, а вера ваша станет крепче. Внимательно отнеситесь к правилам воздержания и читайте специальные молитвы для постящихся. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки. и

Успенский пост – кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику – Успения Пресвятой Богородицы.

Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице.

Когда начинается Успенский пост в 2018 году?

У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свое особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты.

Поэтому на вопрос: « Когда начинается Успенский пост в 2018 году ?» ответить легко – 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы.

На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим “народным” названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост.

На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых – Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Ионом удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми , как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства – 5 (18) августа, и ему последуют семь день попразднства – с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы.

Что можно есть в Успенский пост?

Трапезы Успенского поста исключают мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты. Послабление допускается в праздник Преображения, когда можно вкушать рыбу. Но во многом вопрос, что можно есть в Успенский пост, а что нельзя, должен решаться индивидуально – в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности конкретного человека. Отдельно стоит рассмотреть постный рацион детей – для них отказ от пищи, содержащей кальций, и другие важные для растущего организма вещества, может быть привести к нежелательным последствиям для здоровья. Все эти вопросы лучше обсудить со своим духовником.

Благодаря обилию овощей, грибов, фруктов, огородной зелени, которые дарит нам август, пища Успенского поста разнообразна, питательна и насыщена витаминами. Недаром Успенский пост в народе издавна называется лакомкой.

Тем не менее, следует учитывать, что в вопросе воздержания от той или иной пищи, православные верующие ориентируются на монастырский устав, а это не всем по силам. Пост ни в коей мере – не диета, и если соблюдение поста по всей строгости (например, в дни сухоядения) вызывает раздражение на окружающих, то, очевидно, что такой «штурм Небес», достигает противоположной цели.

Здесь уместно напомнить наставление Иоанна Златоуста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления».

Гораздо легче перенести ограничения поста, если и накануне соблюдать умеренность, не устраивая обильное объедение «напоследок».

Успенский пост: питание по дням

Календарь составлен по строгому монастырскому уставу. Миряне обычно постятся менее строго (например, без сухоядение, употребляя рыбу и т.п.). Монастырский же устав дает представление о степени строгости того или иного для поста в церковной традиции. Что же для вас будет постной едой – пустая гречка или рыбная котлета в столовой на работе, лучше всего решать в индивидуальном порядке и советуясь, по возможности, со своим духовником.

Как уже сказано, по воздержанию в пище Успенский пост подобен Великому посту. В понедельник, среду и пятницу монастырский устав предусматривает сухоядение – вкушение невареной еды, при этом чай, кофе, компоты, кисели, отвары заменяются водой и соками. По вторникам и четвергам допускается употребление горячих блюд, но без растительного масла. По субботам и воскресеньям – горячая пища с растительным маслом.

Расписание Успенского поста, питания по дням:

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Наряду с горячей пищей разрешается вкушание рыбы и морепродуктов, также допускается немного вина.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Допускается немного вина.

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Когда заканчивается Успенский пост в 2018 году?

Праздник Успения всегда отмечается 15 (28) августа – им и завершается Успенский пост. Он относится к числу неподвижных дат церковного календаря, не привязанных к празднику Пасхи. Поэтому дата окончания Успенского поста не меняется в разные годы.

Успение в 2018 году приходится на вторник, поста в этот день нет.

Распечатать календарь:

Каждый год в самом конце лета у православных наступает Успенский пост – самый короткий многодневный пост года, но не менее строгий чем Великий пост. Когда начинается Успенский пост 2018, сколько длится, какого числа заканчивается, что можно кушать и по каким дням – обо всем этом читайте в нашем материале.

Успенский пост 2018 – последний из многодневных постов в церковном году и единственный пост, посвященный Богородице. Он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы и длится с 14 по 27 августа (1 по 14 августа по старому стилю).

Календарь питания на каждый день успенского поста 2018: что можно есть в Успенский пост

Согласно церковному уставу православным следует придерживаться следующих разрешений в период Успенского поста:

  • Понедельник, среда и пятница – сухоядение, разрешено принимать пищу без термической обработки, без добавления растительного масла. Запрещено есть мясо и рыбу.
  • Вторник и четверг – в эти дни можно употреблять обработанную (вареную, тушеную) пищу.
  • Суббота и воскресенье – рацион можно добавлять растительное масло и пить немного сухого красного вина (оно считается растительным продуктом).

На период Успенского поста выпадает несколько праздников, один из которых Медовый Спас, который отмечается 14 августа. В этот день принято приносить в церковь мед и мак для освящения. В этот праздник допускается употреблять в пищу плоды нового урожая. На Яблочный Спас, которой празднуют 19 августа, после освящения в церкви плодов их можно есть сырыми и готовить из них различные блюда. Успенский пост заканчивается праздником Успения Богородицы 28 августа. В этот день можно употреблять блюда из рыбы. Если праздник Успения выпадает на среду или пятницу, то выходить из поста можно только на следующий день.

Питание в Успенский пост по дням в 2018 году:

  • 14 августа 2018, вторник (1 день Успенского поста) – горячая пища без масла. Разрешается вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары. После утренней молитвы в церкви освящается свежий летний мед, а значит, и праздничная трапеза включает в себя множество блюд с этим продуктом.
  • 15 августа 2018, среда (2 день Успенского поста) – сухоядение: в пищу употребляется сырая растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.
  • 16 августа 2018, четверг (3 день Успенского поста)
  • 17 августа 2018, пятница (4 день Успенского поста)
  • 18 августа 2018, суббота (5 день Успенского поста)
  • 19 августа 2018, воскресенье (6 день Успенского поста) праздник Преображения Господня – разрешается рыба и море продукты; в честь праздника разрешается красное церковное вино. По традиции в этот день можно есть яблоки нового урожая, а в некоторых регионах яблоки заменяются виноградом. Поэтому в обычное меню добавляются яблочные блюда; особенно популярны яблоки в меду.
  • 20 августа 2018, понедельник (7 день Успенского поста) – сухоядение: в пищу употребляется невареная растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.
  • 21 августа 2018, вторник (8 день Успенского поста) – горячая пища без масла, Разрешается вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.
  • 22 августа 2018 года, среда (9 день Успенского поста) – сухоядение: в пищу употребляется невареная растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.
  • 23 августа 2018, четверг (10 день Успенского поста) – горячая пища без масла, Разрешается вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.
  • 24 августа 2018, пятница (11 день Успенского поста) – сухоядение: в пищу употребляется невареная растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.
  • 25 августа 2018, суббота (12 день Успенского поста) – горячая пища с маслом. Разрешается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картошка (жареная, вареная, печеная) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешенные напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина.
  • 26 августа 2018, воскресенье (13 день Успенского поста) – горячая пища с маслом. Разрешается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картошка (жареная, вареная, печеная) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешенные напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина.
  • 27 августа 2018, понедельник (14 день Успенского поста) – сухоядение: в пищу употребляется невареная растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.
  • 28 августа 2018, вторник (пост завершился) – конец Успенского поста, можно употреблять все блюда.

Свадьба в Успенский пост – можно или нет

Любой церковный пост – это возможность верующему человеку показать свою любовь, прежде всего, Господу Богу. Успенский пост – это воздержание, как в духовном, так и в физическом плане. Свадьба же – это праздник. А церковь рекомендует в дни Успенского поста с 14 по 28 августа 2017 года воздержаться от празднеств и увеселительных мероприятий.

Свадьба в Успенский пост, посвященный Богородице, пост, по своей строгости, равный Великому посту, - событие, которое наблюдать православному человеку грустно. А ведь свадьба – одно из самых радостных и ярких событий в жизни человека. Свадебный день – это день рождения семьи. Первый день новой жизни для супругов. И если люди действительно верующие, то назначать свадьбу на дни поста крайне неблагоразумно.

Есть и другой взгляд на такое событие, как свадьба в Успенский пост. Церковь не запрещает проводить регистрацию в ЗАГСе, поскольку вообще не признает эту часть свадебной процедуры точкой отсчета семейной жизни, когда молодожены вступают в обязанности и права как единая семья. Церковь полагает, что только венчание дает молодым людям право называться мужем и женой. Отсюда следует, что проводить свадьбу в ЗАГСе вы можете в абсолютно любой день, а вот если хотите провести обряд венчания, то стоит подождать окончания поста.

Еще одним нюансом является праздничный свадебный стол. Ведь если у вас на свадьбе будут верующие люди, то они крайне негативно отнесутся к мясным блюдам на застолье.

Конечно, окончательное решение играть или грать свадьбу в Успенский пост остается за молодоженами, но с точки зрения православия и морали лучше всего назначить дату свадьбы на другое время.

Что можно и что нельзя делать в Успенский пост 2018

Что следует делать в дни поста

  • В дни поста поста следует читать утренние и вечерние молитвы.
  • Употреблять в пищу в период Успенского поста нужно растительную пищу, фрукты и овощи.
  • Следует отказаться от мяса, молочных продуктов и спиртных напитков.
  • Нужно посещать церковь и молиться у чудотворных образов за благополучие и здоровье любимых и близких людей.
  • В первые дни Успенского поста желательно освящать воду.
  • Церковь призывает отказаться от спешки, суеты и повышенной нагрузки.

От чего следует воздержаться в Успенский пост

  • Церковь советует на время поста отказаться от развлечений и как можно больше времени посвятить молитвам.
  • Праздность, жадность, злорадство, плохие мысли, плохие слова и другие грехи – недопустимы в пост.
  • В пост нельзя заключать браки. Свадьба – это торжество и радость, что недопустимо в этот период.
  • Также следует воздержаться от интимной близости.
  • Под запретом также гадания. Нельзя предвидеть свое будущее и пытаться изменить судьбу.

Какие молитвы читают в Успенский пост

Каждый верующий на протяжении всего Успенского поста, с 14 по 28 августа, должен каждый день с верой читать молитвы.

Проснувшись, первым делом прочтите «Отче наш». «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»

Садясь за стол обязательно прочтите молитву перед вкушением пищи. «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения».

Трапезу также заканчивайте словами молитвы. «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам, и спаси нас»

Перед отходом ко сну возносите Господу молитву за прожитый день. «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Молитва для поддержания духа в Успенский пост. «Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле»

  • Среди длительных православных постов, в летние месяцы, Успенский пост у верующих занимает особое место. Он установлен в честь Успения Пресвятой Богородицы, которая перед вознесением на небеса безостановочно пребывала в посту и молилась за людей. Пост длится с 14 по 27 августа, является строгим, запрещающим все продукты животного происхождения. В данный период происходит воздержание от всяческих мирских утех, его можно сравнить с Великим постом.

    История успенского поста

    Упоминание о данном посту датируются 450 годом. Первый день поста начинается с праздника Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня, в народе именуется Медовый Спас. Для праздника готовили множество выпечки с медом, а также освещали мед, который можно было кушать только по завершении поста. А 19 августа встречают праздник Преображения Господня , в народе — Яблочный Спас . Лишь в этот день возможно употребление рыбы и вина, а также появляется возможность кушать яблоки и виноград нового урожая. По завершении поста,28 августа, люди празднуют и молятся на Успение Божией Матери .

    Несмотря на всю строгость, данных пост очень легко выдержать. В августе природа дарит достаточно продуктов, позволяющих разнообразить питание. Конечно, и погода способствует душевному умиротворению, позволяет задуматься о духовных ценностях, снизить эмоциональное и физическое напряжение верующих. Всяческие греховные мысли отходят далеко и тем самым человек притягивает счастливое будущее в гармонии с миром и самим собой.

    Как соблюдать успенский пост?

    Соблюдать пост очень просто:

    • В понедельник, среду и пятницу только сухоядение (продукты, не подвергающиеся термической обработке – овощи, ягоды, орехи),
    • Во вторник и четверг готовят вареную пищу,
    • В субботу и воскресенье разрешено употреблять вино и масло.

    Если пост заканчивается в среду или пятницу, то разговение можно только не следующий день. А в любые другие дни рекомендуется плавно выходить из поста и начать с рыбных блюд.

    Часто люди считают, что соблюдение поста – это невкусно и однообразно. Но стоит проявить немного фантазии и обычная каша превратиться в приятный полезный десерт, а из овощей можно готовить различные блюда, немного обогатив их специями. Одним из хороших заменителей белковой пищи являются грибы, тем более, что собирать их очень интересное занятие, отвлекающее от всего мирского. Фрукты, созревшие в августе, сделают Ваше меню еще интереснее.

    Для людей, имеющих приусадебное хозяйство, в период Успенского поста наступает время сбора урожая, работая даже не заметишь, как быстро подходит главный праздник Успение Божией Матери. Данный праздник проходит в церквях вечерним богослуженим, на протяжении которого в центре храма стоит Плащаница с изображением Божией Матери. После ее несут крестным ходом вокруг церкви и достигается чин погребения.

    Удивительна была жизнь Божией Матери, так и в смерти она удивила: «В Пресвятой Деве побеждены законы природы: смерть, возвращающая в землю тело из земли, такая смерть не коснулась Ее тела; в рождении сохранила Она девство, в Успении соединила жизнь. Она уснула, чтобы пробудиться для жизни вечного блаженства. Она преставилась к Животу, к Источнику жизни, чтобы избавлять от смерти души Своими молитвами. Праздник Успения называется великим, двунадесятым, потому что в этот день «Спаситель всех во всей славе Своей сретил и вселил Матерь Свою с Собою».

    Пост – это время очищения души человека, позволяющий начать новую благотворную жизнь, позволить осознать множество приятных незаметно проходящих в рутине будней моментов. Он подарит физическую легкость и душевное спокойствие.

    Богородичный Пост

    Через месяц после поста Апостольского бывает в Православной Церкви многодневный пост Богородичныйили Спасо-Богородичный, обыкновенно называемый Успенским. Он установлен пред великими праздниками Преображения Господня и Успения Богоматери и продолжается две недели, от 1 до 15 августа. Церковь приняла и хранит этот пост, руководствуя нас к духовному благодатному преображению и подражанию Божией Матери, Которая пред Своим преселением на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Божия Матерь хотя и всегда подвизалась за нас и постилась, не имея нужды в посте, как чистая и всенепорочная, однакож, предузнав о Своем преставлении, Она, превышающая и превосходящая жизнью Ангелов, явила ангельское воздержание, часто молилась, чтобы чрез Божественного Духа соединиться блаженною душею с Своим Сыном и стать нашею ходотайницею, и тогда в особенности постилась, когда приблизилось для нея время преставления отсюда, истончавая Себя святою любовию к Сыну. Потому и мы обязаны поститься в это время и воспевать Ее, подражая Ее жизни и преклоняя Ее к предстательству о нас. Свидетельствуем истинную любовь свою к пречистой Деве Богородице святым Ей подражанием.

    По древности праздников Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, установление поста пред ними относится также к древним временам христианства. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на пост Богородичный. В этой беседе Лев Великий говорит:"церковные посты так расположены в году, что для каждого времени года предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост в Четыредесятницу, для лета летний в Пятидесятницу, для осени осенний- в седьмом месяце; для зимы- зимний", ныне Рождественский. Сей же святитель в другой своей беседе пишет, что осенний пост есть древняго установления. На Константинопольском Соборе, бывшем в 1166 году под председательством Константинопольского патриарха Луки, подтверждено, согласно с древними уставами, для всех православных христиан непрерывно продолжать Богородичный пост от 1 до 15 дня августа (ст. ст.), и таким образом навсегда удалено всякое недоумение о хранении поста Богородицы. Ибо Вальсамонт, говоря об этом Соборе, пишет, что "тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Посему сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни сих постов письменно нигде не означены, понуждаемся, однако, последовать неписанному церковному преданию и должны поститься от первого и от четырнадцатого дня ноября".
    Строгостью правил пощения Богородичный пост превосходит посты Апостольский и Рождественский, но строг менее св.Четыредесятницы. В понедельник, среду и пятницу Богородничнаго поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, во вторник и четверток сварением без елея; по субботам и воскресным дням разрешает на вино и елей; а в день Преображения Господня и на рыбу.

    Как был установлен Успенский пост

    Успенский пост наступает через месяц после .
    Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели от 1 до 15 августа (все даты приводятся по старому стилю).
    Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.
    В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: "Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу (Петров пост - ред.), для осени осенний - в седьмом месяце (Успенский - ред.), для зимы - зимний (Рождественский - ред.)".
    Св. Симеон Солунский пишет, что "Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас".
    Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа. Вальсамон об этом Соборе пишет: "Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября".

    Как питаться и проводить дни Успенского поста

    Во время поста Церковь предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качества постной пищи. Все строго рассчитано с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а - напротив - сделать ее легкой, крепкой и способной подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.
    Пост есть необходимое средство для успеха в жизни духовной и для получения спасения, ибо пост, отнимая у плоти излишнюю пищу и излишнее питие, ослабляет силу чувственных влечений. Отсюда видно, что и польза поста многоразлична:
    а) пост скоро и ясно показывает человеку, что для его жизни нужно немногое, и здоровье его зависит не от изысканной, но от простой пищи и пития;
    б)пост очень скоро обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, и что плоть его больше всего любит;
    в)пост делает нас способными к молитве и размышлению о Боге и Божественном;"Кто постится, тот с добрым духом молится", - говорит св. Иоанн Златоуст.

    Вообще пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди - всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.
    Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - "все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи - ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов".
    Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров;и Рождественский посты.
    В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг - "сварением пищи, но без елея", то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.
    До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию св. отцов, "если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август".

    В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.
    Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь.
    В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там - оставление пищи скоромной - более питательной и употребление пищи постной - менее питательной; здесь - оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.
    Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим".
    И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям - в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

    Медовый спас и Успенский пост

    14 августа (1 августа по церковному календарю) день, изобилующий для Православной Церкви событиями.
    Основной праздник этого дня называется "Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня". Впрочем, таинственное выражение "происхождение древ Креста" обозначает просто крестный ход.
    В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
    В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I". В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
    В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.
    По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника - медовый Спас).
    Маккавеи
    Сюжетом 15-го Слова учений Григория Богослова стал подвиг мучеников Маккавеев, память которых также совершается 14 августа.
    "Слово произнесено, вероятно, 1 августа 362 г., когда Григорий только начинал свое священническое служение, а у власти в Восточно-Римской империи находился император-отступник Юлиан. Возможно, Слово 15-е является прямой реакцией на начатую Юлианом кампанию по дискредитации христианства и дискриминации христиан", - пишет игумен Иларион Алфеев в своем труде "Жизнь и учение святого Григория Богослова.
    О мучениках Маккавеях повествуется во 2-й Книге Маккавеев в Библии, известно также отдельное сочинение на эту тему Иосифа Флавия. События, о которых идет речь, относятся "к периоду гонений сирийского царя Антиоха IV Епифана (176-164 до Р.Х.), который проводил политику интенсивной эллинизации Иудеи, сопровождавшуюся принуждением евреев к участию в языческих жертвоприношениях, нарушению субботы и других "законов отеческих". За отказ принять язычество тысячи евреев были казнены Антиохом". (игумен Иларион)
    Так, жертвами стали пожилой учитель Елеазар, а также семь его учеников со своей матерью, которые за отказ вкушать свиное мясо были подвергнуты жестоким мучениям и смерти. Сначала был замучен Елеазар, потом братья, которых мать всячески увещевала, мужественно претерпев мучения, достойно встретить смерть, после чего гонители убили и ее. Перед лицом смерти все они твердо исповедали веру в Единого Бога и Воскресение мертвых. Один из сыновей, умирая, говорил: "Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной". Другой, протянув руки для отсечения, сказал: "От неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их". "Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит", - уверен был еще один из братьев. И все же в те времена случались тысячи подобных историй. Что же было особенного в их подвиге, что Церковь, подробно живописав их страдания, свято помнит о них по сей день?
    "Рассказ о мучениках свидетельствует не только о мужестве иудеев, которые были готовы умереть за свои отеческие традиции, но и о том, что вера в Воскресение мертвых была широко распространена в еврейском народе задолго до пришествия Христа". Начиная Слово, посвященное Маккавеям, Григорий Богослов говорит о том, что немногие христиане чествуют этих мучеников, так как они пострадали до Христа. По убеждению св. Григория "Есть некое мистическое и сокровенное учение, весьма убедительное для меня и для многих Боголюбивых людей, согласно которому никто из достигавших совершенства прежде пришествия Христа не мог достичь этого без веры во Христа. Ибо Слово, хотя явно открылось лишь в известные последние времена, было и прежде известно тем, кто чист разумом, как это явствует из (примера) многих, прославленных до Христа".
    Не смотря на то, что Маккавеи что пострадали до крестной смерти Христа - они пострадали "согласно Кресту", а потому, несомненно, заслуживают особого почитания со стороны христианского мира.
    Несомненно, одним из наиболее ярких примеров христианского подвига в этом повествовании является мать, которая не только стала свидетельницей смерти своих детей, но и сама вдохновляла их на мученический подвиг: "Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за его законы". Святой Григорий, очевидно пораженный ее поступком, сравнивает ее подвиг с подвигом Авраама, готового, из послушания Богу, принести в жертву своего сына: "Мать, мужественная и благородная, любящая и своих детей, и Бога, переносит в сердце своем сверхъестественные страдания. Не жалеет она страдающих детей, напротив, она боится, что они не пострадают. Она не столько скорбит об отшедших, сколько желает, чтобы присоединились к ним оставшиеся... О, мужественная душа в женском теле! О, чудная и великодушная жертва! О, жертва Авраамова и, если не дерзко сказать - большая Авраамовой! Ибо он одного, хотя и единородного, приносит с готовностью, она же посвятила Богу целый народ сыновей, превзойдя и матерей, и священников числом жертв... Она приводила в пример свою седину и старость для большей убедительности увещаний не для того, чтобы спасти детей от смерти, но чтобы побудить их к страданиям".
    Предсмертные слова Елеазара исполнены исповедания Единого Бога, готовности умереть за Него: "Антиох и все стоящие здесь! У нас один царь - Бог, от Которого мы получили бытие и к Которому возвратимся. Одна у нас безопасность - в соблюдении заповедей. Одно богатство - те блага, на которые надеемся; и ничто для нас не страшно, кроме того, чтобы бояться чего-либо больше Бога. Наша родина - вышний Иерусалим, которого никакой Антиох не возьмет в осаду и не сможет взять. Наш храм - великолепнейшее небо, а праздник наш - ликование ангелов. У нас одно великое и величайшее таинство - Бог, на Которого указывают и все здешние таинства".
    Св. Григорий явно соотносит ситуацию в Иудее времен Антиоха Епифана эпохой Византийской империи времен Юлиана Отступника: нечестивый царь, который принуждающий людей отречься от веры в Истинного Бога и принять язычество. "И там и здесь - граждане, лояльные своему царю во всем, кроме того, что касается веры: когда есть выбор между царем земным и Царем небесным, они предпочитают последнего. В Слове 15-м много тем, которые прозвучат в Словах 4-м и 5-м - обличительных на царя Юлиана".
    Живописав мученический подвиг Маккавеев, Григорий подводит нас к своей главной идее: "Мученичество не просто пример героизма отдельного человека или группы лиц - оно может быть вдохновляющим, очистительным и спасительным для целого народа. Иными словами, мученичество и исповедничество сопоставимо с искупительным подвигом Христа". Именно на подвиге исповедников веры строится и стоит Церковь, именно кровью мучеников она сохраняется и возрастает.
    Очевидно, что уже в те времена духовная судьба целого народа зависела от твердости духа каждого человека в отдельности и всего народа в целом. Можно говорить о том, что благодаря таким людям, как Елеазар, его жена и сыновья, вера была сохранена.
    Так же и во времена Юлиана будущее христианства зависело от того, насколько твердым окажется народ и каждый христианин в исповедании веры во Христа. А в эпоху императора Валента (164-178) от твердости защитников веры зависела судьба Церкви - выстоит ли она под натиском арианства или, покорившись, встанет на сторону еретиков.
    Подвиг семьи Маккавейской (со всей многовековой очевидностью можно утверждать - не единственный) удостоверяет нас в том, что каждый христианин должен иметь в себе мужество стать, если понадобиться, исповедником, мучеником и свидетельством истинной веры. Миллионы людей в течение всей истории Церкви - начиная с апостолов и кончая мучениками наших дней - отдавали свою жизнь за веру, тем самым становясь соратниками Христа в Его искупительном деле.

    С этого же дня начинается Успенский пост. По строгости соблюдения он приравнивается к Великому посту (без мясных, молочных и рыбных продуктов) и продолжается с 14 по 27 августа (до дня Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого и назван). Только 19 августа в праздник Преображения Господня - один раз за весь пост - можно есть рыбу. Впрочем, когда у одного из небезызвестных современных протоиереев спросили, существуют ли в Православной Церкви (и если существуют, то какие и для кого) послабления в посте, он ответил примерно так: "Послабления в посте есть: для новообращенных, детей, беременных, кормящих, болящих, находящихся в пути или на отпуске. Какие - вопрос индивидуальный и относящийся, скорее к личному христианскому самосознанию". Однако не стоит расстраиваться, если вы не найдете себя ни в одной из этих групп: пост продлится всего две недели, а соблюдение церковных канонов летом - сплошное удовольствие.

    3 Правило Николая, патриарха константинопольского

    Вопрос. Следует ли соблюдать пост в месяце августе?
    Ответ. В прежния времена этот пост соблюдался; впоследствии он был перенесен, дабы не совпадал с языческими постами, которые были в этом же месяце. Впрочем, многие и теперь соблюдают этот пост.

    (Трул. 26, 56; Лаод. 49-52; Петра Алекс. 15; Тимофея Алекс. 8, 10).

    Каноническим постом является пост св. четыредесятницы, перед праздником Пасхи, и пост по средам и пятницам в каждой седмице. Это - предписание 69-го Ап. правила. С течением времени установлены были и другие посты, между которыми и так называемый Успенский пост в августе месяце. Об этом посте идет речь в настоящем правиле патриарха Николая и, как видно из этого правила, вопрос о продолжителькости этого поста был в то время (в начале XII века) спорным. Вальсамон в своем 55-м каноническом ответе александрийскому патриарху Марку, толкуя настоящее правило, говорит, что оно есть синодальное постановление из времени этого патриарха (Николая). Постановление это заключалось в том, что во все годичные посты, в том числе и в Успенский, надлежит поститься только семь дней, ибо только один пост продолжается сорок дней, а именно - пост перед св. Великою Пасхою; впрочем, если кто-либо пожелает поститься перед прочими праздниками, в том числе и перед праздником (Успения пресв. Богородицы), больше семи дней, или если это предписано каким-либо ктиторским уставом, то может это делать. Настоящее правило патриарха Николая обсуждалось в заседании Константинопольского Собора при патриархе Луке (1156-1169), причем, согласно сообщениям Вальсамона, некоторые на этом соборе утверждали, что не следует соблюдать этот пост, так как он перенесен на другое время, о чем свидетельствует данный ответ патриарха Николая; другие, наоборот, доказывали, что надлежит его соблюдать, ибо в самом ответе говорится, что в прежние времена этот пост соблюдался, и впоследствии перенесен был на другое время. Однако, когда и где это сделано, - в ответе не упоминается. Патриарх с прочими епископами на соборе постановили, что настоящий пост следует соблюдать без всякой отговорки, причем, в подтверждение этого, ссылались на известный 921 года, в котором сказано, что троебрачные могут приступать к св. таинству три раза в год, а именно: на Пасху, на Успение пресв. Богородицы и в Рождество Христово, ибо перед этими праздниками обыкновенно постятся. Когда противники указывали, что нигде не сказано, сколько времени должен продолжаться пост, то патриарх заметил, что если об этом посте (Успенском), равно и о Рождественском, не существует письменного постановления, то все же мы в этом случае должны следовать неписаному преданию церкви и начинать Успенский пост 1 августа, аРождественский 15 ноября. И это предписание патриарха Луки стало общепринятым в восточной православной церкви, так что, согласно с ним, нужно понимать и настоящее правило патр. Николая.