Весенним постом называемым четыредесятница продолжительностью. Святая четыредесятница что это

Четыредесятница напоминает нам о 40-а днях которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому и мы во время поста подготавливаемся к Пасхе и христианской жизни вообще, молитвой и борьбой с нашей греховностью. Этот период не траурный и одеяния в церкви бывают не черные, а бордо. Первая неделя Великого Поста. Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а Богослужения продолжительностью.

Вообще, продолжительность службы с уменьшением торжественности (песнопений бывает мало, больше бывает чтение псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию) является общей особенностью великопостного Богослужения. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего»… Утром совершаются Утреня, Часы с некоторыми вставными частями и Вечерня. Вечером вместо Вечерни, совершается Великое повечерие. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. По субботам в Великом Посту бывает Литургия св. Иоанна Златоустого, а в первые пять воскресений — Литургия Св. Василия Великого, которая совершается и в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы.

В первые четыре дня , (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником . Это нецерковное название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от «духа масленицы», завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно — через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье — и телесно.

В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу Литургия Преждеосвященных Даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо — смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.

Этот обычай связан с историей гонений на христиан во времена императора Юлиана Отступника. Тогда император распорядился окропить идоложертвенной кровью всю без исключения пищу, продававшуюся на рынках Константинополя. Это означало, что люто ненавидимые Юлианом Отступником христиане должны были просто умереть от голода, поскольку, как понимал император, вкушать пищу, окропленную принесенной в жертву языческим богам кровью, христиане не станут ни под каким видом. По церковному преданию, в этот момент константинопольскому архиепископу Евдоксию явился св. великомученик Феодор Тирон и чудесным образом подсказал архиепископу выход из казавшегося безвыходным положения. Великомученик указал ему, что повеление нечестивого императора не успело распространиться на домашние припасы христиан и на запасы пшеницы и меда, которые были в то время весьма распространенной пищей и потому их в достаточном количестве держали в домах. Св. Феодор Тирон повелел смешать вареную пшеницу с медом и вкушать во славу Божию, чтобы не умереть и в то же время не предать христанскую веру вкушением идоложертвенного.

Св. великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии в Малой Азии и пострадал за Христа в 306 году. Его замучили, несмотря на его большие военные дарования, в которых нуждался Рим, за твердость в исповедании христианской веры и категорический отказ почтить языческие капища не только принесением жертвы, но даже самим присутствием в них.

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия », установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе . Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» — живущим.

Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

Протоиерей Александр Шаргунов:
Во вторую Неделю Великого Поста Святая Церковь Говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой — тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: «Сказал Бог, да будет свет».
Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог — свет, в котором нет никакой тьмы — для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Эта песнь поется и на Литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными ».

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим — к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути, объясняется в «Синаксарие». Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью — Светлое Воскресение.

«Крест — хранитель всей вселенной, крест — красота церкви, крест — царей держава, крест — верующих утверждение, крест — ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» — говорится в одной из стихир праздника .

В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник , написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской » (или Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов. ). Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице ». Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

В субботу на 6-й неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря . Эта суббота называется Лазаревой субботой . На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на Литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа «.

Шестое воскресенье Великого Поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною . На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово»…, а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением св. воды, распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при возженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение) .

С вечерни в Вербное воскресение отпуст начинается словами: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш «… и т. д.

Просмотрено (387) раз

Что это – Святая Четыредесятница? Человек, хорошо знакомый с основами православия, сразу поймёт, о чём речь. А вот новичок замешкается, хотя на деле и ему прекрасно известен этот суровый, трудный, но неизмеримо полезный для души и тела период. Кто, какую бы веру он ни исповедовал, не слыхал о Великом посте?

Когда встречать Четыредесятницу?

Если быть до конца точными, Четыредесятница – это не весь пост. По традиции, его принято разделять на:

  • начальные 40 дней, посвящённые воспоминаниям о долгой молитве Христа в пустыне и Его борьбе с искушениями (это и есть Святая Четыредесятница);
  • Лазареву Субботу и ;
  • – 6 дней, во время которых христиане предаются скорби о предательстве Иуды и распятии Спасителя.

Как провести?

Время молитв и воздержания дано нам не из прихоти, а чтобы достойно подготовить себя к большой радости – Христову Воскресению. И провести его требуется как подобает, иначе Пасха превратится в ещё один красный день календаря, не прочувствованный ни умом, ни сердцем.

Читайте Священное писание и размышляйте над прочитанным

Прежде всего, придётся ограничить себя в пище. Только помните, что отказ от мясного и молочного – не самоцель, а средство для обуздания плоти; пользы не несёт.

Постарайтесь освободить разум от скверных мыслей, сердце – от тёмных чувств, а совесть – от грехов. Четыредесятница наилучшим образом подходит для покаяния. А ещё для осознания того факта, что ни один человек не потерян для Бога. Недаром 14 апреля, в пятую неделю воздержания, Церковь будет вспоминать , великую грешницу, ставшую святой.

Наконец, необходимо посвятить время молитве, посещению храма и глубокому изучению Священного Писания. В будничной суете, вовлечённые в круговерть каждодневных забот, мы редко отдаём Богу должное. Работа, домашние дела и встречи с друзьями съедают массу времени. Пост призывает нас отказаться от приятных, но пустых развлечений и посвятить освободившиеся часы заботе о душе и добрым делам. Поверьте, подойдя к задаче со всем желанием, вы ни мало не потеряете. Зато обретёте душевный покой, ясность мысли и веру в свои силы. Думаете, что жёсткие ограничения вам не по силам? Начните – и сами поразитесь, на что, оказывается, способны.

Поститься нужно с умом, не доводя себя до приступов язвы

Но не переоценивайте своих возможностей. Пост имеет разные степени строгости: одну – для монахов, другую – для мирян, третью – для больных, беременных и детей. Сообразуйте рацион с состоянием своего здоровья, а лучше, посоветуйтесь с батюшкой. Он подскажет правильное решение.

Видео: пост с пользой для души

Подсказка от телеканала Союз: как начинать Четыредесятницу, как её провести и как победить одолевающие душу страсти?

Видео: Святая Четыредесятница

И немного музыки для укрепления вашей решимости от канала Правжизнь…

Великий Пост - это принятый церковью период воздержания, достаточно строгого как в плотской, так и в духовной сфере. В это время христиане усиленно молятся и стараются духовно совершенствоваться в течение 7 недель.

Сколько длится пост

Великий Пост в 2019 году будет проходить с 11 марта по 27 апреля, и каждому православному христианину необходимо знать, как необходимо его придерживаться и вести себя на протяжении этого времени.

Поскольку оно является подготовкой тела и духа к Светлому Пасхальному Воскресению и символизирует духовное очищение человека и воскресение его души, каждый верующий должен принимать участие в этом церковном движении или хотя бы прилагать максимум усилий.

Великий Пост именуют еще и Святой Четыредесятницей и является не только самым главным, но и самым строгим среди всех подобных мероприятий. Христиане начинают воздерживаться от пищи и прочих услад за 7 недель до воскресения Христова и продолжают на протяжении всей Четыредесятницы или 40 дней, включая и Страстную седмицу — те 7 дней, когда Христа пытали и убили. Великий пост в 2019 году, как и в другие года, составит 48 дней.

Трапеза во время Великого Поста

Значение Великого Поста

Любой православный пост — это отстранение от привычных кушаний или образа жизни, самостоятельное ограничение в удовольствиях, мирском времяпрепровождении. С христианской точки зрения - это благодарственная жертва Господу за смерть Иисуса Христа на Кресте.

После каждого сытного приема пищи, в то время как желудок полон любимым блюдом, тело наполняется ленью и полостью расслабляется, голова не хочет размышлять о вечном, а в сердце начинают рождаться похотливые желания. Мысли о покаянии редко посещают людей после обильных обедов. Пресыщенная плоть - вот кто хозяин такого тела, и она всегда становится двигателем к самым разным грязным страстям.

Важно! А добровольное воздержание - это крайне эффективное средство борьбы с подобным рабством. Благодаря ему человек может стать укротителем собственного тела и очистить разум и сознание от похоти.

Именно о нем, как о средстве спасения духа, говорит Священное Писание. В Ветхом Завете это хорошо отображено в истории Ниневии - нечестивой страны, которую Господ решил уничтожить, но дал им некоторое время переосмыслить свой путь.

Эта история записана в книге пророка Ионы , которого Бог послал возвестить свою волю жителям той страны. После проповеди пророка все жители перестали есть и веселиться, и молились о спасении, и Творец помиловал страну. Это прекрасный пример воздержания, как способа покаяния в своих собственных грехах.

Святой Иоанн Лествичник называет такой процесс насилием сущности своей, а также:

  • отказом от всего приятного;
  • приглушением плотского зуда;
  • уничтожением нехороших мыслей;
  • свободой от плохих снов;
  • чистой молитвой;
  • светом для души;
  • сохранением разума;
  • уничтожением черствости сердца;
  • радостным сокрушением.

Это все говорит о том, что такое воздержание - это крайне важное средство в духовной борьбе для спасения души.

Как уже было сказано выше, следует понимать, что пост - это не просто воздержание от пищи, но определенное состояние духа.

Если тело воздерживается от обильных обедов, то и дух воздерживается от развлекательных мероприятий - телевизора, Интернета, театров и концертов, походов по гостям. Это отказ от всего того, что может отвлечь человека от созерцания и общения с Богом. Это время личного общения с Творцом, самоанализа и покаяния в грехах.

Важно! Поэтому этому процессу стоит уделять не меньшее внимание, нежели молитве или посещению церкви.

Молитва во время Великого Поста.

Виды воздержаний

Церковь имеет несколько видов подобных действий, принимая участие в которых, верующий человек способствует своему духовному обновления и работе Святого Духа в своей душе.

Различают воздержания:

  • на один день - каждая среда и пятница, исключая Святки, Пасхальные и сплошные седмицы. К таким относятся: Крещенский сочельник, 29 августа и Воздвижение Креста Господня;
  • на несколько дней - это Великий, Петровский, Успенский и Рождественский.

Также отдельно выделяют строгий - это прием только пищи растительной с или без добавления масла по будням, а по выходным и праздникам - рыба.

Совет! Беременные, старые или больные люди могут воспользоваться предусмотренными для ними послаблениями в Уставе, ведь церковь не намерена намеренно вредить здоровью. Также не следует соблюдать такой образ жизни и тем людям, которые находятся в пути, в больницах или тюрьмах.

Богослужения и календарь

Во время Великого поста богослужения в храмах отличаются от привычных, в частности, тем, что:

  • понедельник, вторник, четверг - отсутствует литургия, вместо нее читаются часы и изобразительны;
  • среда, пятница - литургия Преждеосвященных Даров;
  • субботы и Вербное воскресенье - литургия Иоанна Златоуста;
  • воскресенья - литургия Василия Великого;
  • каждое воскресенье приурочено к какому-то событию, которое вспоминает вся Православная церковь.

Каждая неделя имеет свое название:

  • Торжество Православия;
  • Святителя Григория Паламы;
  • Крестопоклонная;
  • Преподного Иоанна Лествичника;
  • Мариино стояние;
  • Похвала Пресвятой Богородице;
  • Преподобной Марии Египетской;

Страстная седмица

Страстная седмица - это семь дней до Светлого Воскресения, которая посвящена воспоминаниям о последних днях жизни Христа до смерти на кресте:

  1. Понедельник - на богослужениях вспоминают Иосифа, проданного в Египет, притчу о злых виноградарях и пророчества о разрушении Иерусалима;
  2. Вторник - размышляют над притчей о 10 девах и талантах, а также над пророчеством о Страшном суде;
  3. Среда - вспоминают покаяние Марии Магдалины и предательство Иуды;
  4. Четверг посвящен Тайной Вечери и все христиане причащаются и умывают друг другу ноги;
  5. Пятница - это день ареста Христа и Его суд. Распятие, Святые Страсти и смерть Сына Человеческого на кресте, Его погребение. Совершается обряд выноса Плащаницы. Литургия не служится;
  6. Великая Суббота - это день покоя и приготовление себя к Пасхе. Вспоминают жизнь Христа и его нахождение в аду, перед воскресением.

О некоторых днях Страстной седмицы:

После Страстной Седмицы наступает Светлое Христово Воскресение и все христиан празднуют победу Господа Нашего Иисуса Христа над адом и смертью!

Подготовка

Не менее важна и подготовка. Она начинается за несколько недель до его начала и призвана духовно подготовить христианина к покаянию - самому важному итогу. У каждых семи дней подготовки есть свое название:

  • Мытаря и фарисея - на этой неделе подготовки Церковь вспоминает историю мытаря и фарисея, христиан призывают осознать свою греховность. В это же время начинается пение Постной Триоди и проповеди священников на тему покаяния;
  • О блудном сыне - снова христиане должны размышлять о своей греховной натуре и стремится покаяться. На утренних службах читается псалом 136-й;
  • О Страшном Суде - она посвящена размышлениям о грядущем Страшном суде. Именно на эту неделю приходиться Мясопуст или Масленица - последний день, когда можно кушать все. После этого в течение следующих семи дней перед Великим постом христианам надо отказываться от некоторых продуктов постепенно, чтобы в воскресенье присоединиться к церкви.
Важно! Подготовка крайне важна, поскольку в последние ее дни происходит постепенный отказ от некоторых продуктов, что упрощает усмирение плоти непосредственно в следующие 40 дней. Также верующие имеют возможность поразмышлять о милости Господа и приготовить свое сердце к покаянию.

Питание

Поскольку Великий пост - самый строгий в православной церкви, следует особое внимание уделить питанию и проверять можно ли кушать тот или иной продукт. Церковный Устав разработал некоторые правила для совершения трапез в эти дни:

Питание в Великий пост

  1. Первая неделя или Торжество православия - вспоминают всех верующих, которые были умерщвлены за веру и чествуют всех, кто сегодня является христианином.В первый понедельник полностью воздерживаются от пищи, а со вторника по пятницу употребляют только сырые холодные продукты (хлеб, овощи-фрукты, мед, орехи), а из напитков разрешена только вода. В выходные же разрешается кушать варёную еду, в которую можно добавить немного растительного масла, в качестве напитков - разрешается небольшое количество вина.
  2. Вторая - проходит в воспоминания и святом Григории Паламу. В понедельник, среду и пятницу - кушают невареную еду, во вторник и четверг - варят, но не добавляют масло. В выходные вновь можно кушать вареное с добавлением масел и вином;
  3. На третью или на Крестопоклонную - прием пищи такой же, как и в предыдущую;
  4. С четвертой по седьмую - график приема пищи одинаковый, такой же как и во вторую и третью недели;
  5. За три недели до окончания, по понедельникам, средам и пятницам можно начинать кушать хлебобулочные изделия, овощи и фрукты в любом виде;
  6. Оставшиеся три недели сухоядение заменяется вкушением овощей, хлеба и фруктов;
  7. В предпоследнюю пятницу или Лазареву пятницу разрешается кушать рыбью икру;
  8. Страстная седмица - это самый ответственный период: понедельник, вторник, среда и четверг - сухоядение, а пятница - полное воздержание от еды, в субботу вновь сухоядение.

Неделя о мытаре и фарисее.
Неделя о мытаре и фарисее – первый воскресный день, с которого начинается приготовление верующих к началу Великого поста. Фарисей считал высшим проявлением праведности внешнее выражение почитания Бога: пост, исполнение обрядовых законов – и тем самым растил в своей душе тяжелейший грех гордости. Мытарь же – сборщик налогов, презираемый всеми людьми, - осознавал свою греховность и искренне исповедовал ее перед Богом, не считая возможным превозноситься перед кем-либо или кого-то осуждать; поэтому Господь и именует его «более оправданным».
Молитва мытаря – «Боже, милостив буди мне грешному» - принята Церковью как общеупотребительная, уместная всегда и для каждого из нас.
* * *
«..Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или, как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 9-14).
Милостью Божией мы дожили в этом году до начала песнопений Великого поста. Входя в храм во время всенощного бдения, слышим слова, воспеваемые Церковью, обращенные к нам: «Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче». Это обращение Господь вкладывает нам в уши, ум, сердце, чтобы встрепенулись, остановились в своем беге по жизни и сказали себе: «Куда и зачем?». Почему нет радости в душе? Почему весь свет не мил? Почему так далек и невидим Бог? Какие-то двери моей совести закрыты и не дают пробиться слову Божию, и замок на них не открывается, и нет у нас ключа. Что делать?
Мать Церковь устами евангелиста Луки отвечает нам притчей о мытаре и фарисее. Два человека встали перед Богом и просили у создателя общения с Ним, искали потерянный Рай, который был дан первому человеку, Адаму.
Молитвам обоих Господь внимал, но более словам мытаря, потому что в жизни своей он дошел до самого дна греха и духовно почувствовал, что нет в человеке добра, пока Господь не даст за покаяние дар бесценный любить и прощать, и считать хоть кого-нибудь ниже себя. Будем стучаться в эти двери нашего сердца: «Боже милостив, буди мне грешнику», и непременно замок откроется, створки распахнутся, и любовь милующего Господа покроет нас.
Игумен Иларион (Кильганов)
Важеозерский Спасо-Преображенский монастырь.
Газета «Святая обитель».

Неделя о блудном сыне.
Второе приготовительное к Великому посту воскресенье именуется Церковью Неделей о блудном сыне. Притча о блудном сыне, читаемая за литургией в этот день, являет нам образ истинного покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему. Сын уходит из дома, чтобы получить независимость и узнать настоящую жизнь. В результате он теряет имение и становится батраком. Осознав свою неблагодарность, он со страхом возвращается в отчий дом. Но отец ждет его и выбегает навстречу, чтобы обнять оборванного путника. Блудный сын – это каждый из нас, наделенный от Бога своей «частью имения» – великим даром жизни, свободой воли – и тем не менее далеко не всегда употребляющий эти дары так, как должно, впадающий в грехи и нарушающий заповеди Божии. Но милостивый Господь, как любящий отец, ждет нашего покаяния, осознания греховности нашей жизни, желания «возвратиться к отцу». И если это желание будет подкреплено делом, то Бог вновь принимает нас, как отец с радостью принял своего блудного сына.

Неделя мясопустная, о Страшном Суде .
Два последних подготовительных к Великому посту воскресенья посвящены темам о начале и конце человечества и истории мира в том виде, в каком явлены они нашему человеческому опыту и восприятию: это, предпоследнее перед Постом воскресенье, погружает наше сознание в последние события истории человечества: второе пришествие на землю Иисуса Христа - судить живых и мертвых. Церковь подводит нас духовно к той последней грани, которая отделит царство истории от Царства Божия, время от вечности.
С понедельника начинается «сырная» седмица – масленица , на которой устав предписывает воздерживаться от употребления мяса, зато разрешается вкушать молоко, сыр, масло и яйца.
До Великого поста осталась всего одна неделя и сейчас в полном разгаре масленица, славная на Руси блинами. В это время издревле отмечали приближащийся приход весны. Существовали специальные названия и ритуалы каждого дня недели. В первый день начинали печь блины на заготовленной с вечера опаре. Первый блин отдавали отдавали нищим - на помин души усопших родичей. На блины приглашали родственников. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами. Пир горой шел в каждом доме.
Масленичный вторник называли «заигрыши». В среду , которую величали «лакомки», собирала гостей теща. Главным гостем был зять, которого теща потчевала блинами и пирогами. Четверг называли «широким». В этот день к ломящимся от масленичных яств столам прибавлялись потехи самые разные: балаганы, качели, кулачные бои, катания на санках и шумные пирушки. В пятницу наступал черед зятьям угощать тещ блинами - этот день так и называли «тещины вечерки». А в субботу приглашала к себе родных молодая невестка - на «золовкины посиделки». Невестка одаривала золовок подарками. Веселился на масленицу не только простой народ. Москва видывала и удивительные царские увеселения, приуроченные к сырной неделе.
«Широкая масленица» - изобретение скорее мирское, или даже языческое, чем христианское. Трудно себе представить, чтобы, напомнив нам о Страшном Суде, Церковь сразу же за этим благословила нас на обжорство, пьянство и безудержное веселие. Такого благословения мы и не отыщем ни в одном уставе. Наоборот, запретив в употребление мясных продуктов, Церковь вплотную подводит нас к началу совершенного поста. Для человека, любящего храм Божий, сырная седмица пронизана размышления о Страшном суде Христовом. Стало быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама масленица никак не становится временем чревоугодия.
Название Масленицы закрепилось не ранее XVI века. Это время массовых народных гуляний, дух которых попытался воссоздать в своем красочном фильме “Сибирский цирюльник” Сергей Михалков, показавший утопавшую в веселье широкой Масленицы старинную Москву. В картине с некоторой долей ностальгии воспроизведены живописные “картинки” народного праздника: шумные выезды на санях, пестрые ярмарочные представления “пред очами векового Кремля”, аппетитные баранки и блины с икрой и даже такая “старая русская традиция”, как суровый кулачный бой на льду Москва-реки в окружении разгоряченных зрелищем зрителей. Но в фильме показаны только два последних дня Масленицы, завершающейся Прощеным воскресеньем, когда, попросив прощение у близких, человек вступал в суровый семинедельный Великий пост внутренне обновленным и очищенным.
В храмах уже в ближайшую среду начинают читать великопостную молитву великого восточного подвижника IV века преподобного Ефрема Сирина с поклонами: “Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.”.

Неделя сыропустная. Адамово изгнание из Рая. Прощеное воскресенье.
В Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Библия говорит нам, что первой заповедью, которую Бог дал человеку, было беспрекословное послушание. Повиновение - это простое и ясное предписание. Из повиновения и смирения рождаются все другие добродетели, из умствования же - все греховные помыслы. Человеку не надо было ни знать ничего, ни рассуждать, поскольку повиновение есть главная обязанность разумной души, признающей своего Создателя. Ведь человек сотворен по слову Божьему, чтобы отразить природу Бога. Он имеет изначальную ценность творения. Но из-за грехопадения внутренняя изначальная природа, данная человеку, была им утрачена.
Адамово изгнание... Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества - Царства Божия. Причина изгнания Адама - грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом - это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
В канун Великого поста люди на Руси исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слове «Прости меня», отвечали «Бог простит, меня прости». Суть обычая просить прощение в конце масленицы – духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.
К сожалению, в широко распространенных у нас представлениях о масленице и особенно в современных попытках воспроизводить какие-то ее элементы, учитывается только развлекательная часть масленичной недели. Она очень интересна и богата как яркое проявление народной праздничной культуры. Но именно после бурного веселья последней перед Великом постом недели, во время которой как бы прощались с обильным столом и другими мирскими радостями, обычай просить прощение заставлял ощутить переход к духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжавшимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к себе.

В это воскресенье на Литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, злоупотребивших даром свободной воли и нарушивших божественную заповедь послушания. Окончилось блаженное младенчество человечества. “Открылись глаза”, как сказано в Библии, но ослепло сердце. В мир вошел грех, а через него пришла смерть. Потеряв первозданную свободу, человек отдал себя в рабство. Рабство греху, который стал мерой расстояния от Бога, увеличивающееся в наши дни, когда попирается само понятие нормы.
Спасение от этого рабства принес Христос – Богочеловек. Этим исполнилось обещание Божие о пришествии в мир Того, Кто будет победителем над злом, грехом и смертью. Он примирил человека с Богом. И, закончив Свой подвиг, оставил человеку новое обещание, заключил с ним Новый Завет о втором Своем пришествии в мир “судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца”. Вот для чего пост. Для того, чтобы постоянно готовиться к достойному восхождению в это Царствие.
Сегодня же читается Евангельское повествование, в котором Господь Иисус Христос поясняет содержание молитвы “Отче наш”: “Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших”. Прощать и просить о прощении. Это два самых великих качества, принадлежащих человеку. Оба требуют напряжения веры и воли. Оба требуют подвига любви. И оба включают “свет разума”, ясность ума, зоркость мудрости.
В Прощеное воскресенье Церковь дает наставления верующим относительно правильного поведения во время Великого поста и призывает прихожан покаяться друг перед другом во всех обидах и грехах, помириться и простить все накопившееся. При этом священники сами подают добрый пример и первыми просят у своей паствы прощения. Полагается в этот день посещать могилы родных и друзей, дабы еще раз попросить прошения и у них. С этого момента верующие должны строго соблюдать чистоту телесную и душевную и впредь уже никого не осуждать.

27 февраля - начало Святой Четыредесятницы, Святого Великого поста. Поздравляем всех с началом этого особого периода в жизни верующих - периода Весны духовной!

Время освободить себя для Бога

Великий пост - важнейший и самый древний из многодневных постов. Это время подготовки к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению.

Смысл Великого Поста

Пост - это время, когда вместе со сменой богослужебной жизни меняется и повседневная жизнь христиан. Главным ее наполнением становятся молитва, покаяние, усилия для изменения образа мыслей, действий и слов человека.

Также пост - это время для примирения с близкими, воздержания от ссор и конфликтов, осуждения, обид. Во время поста принято уделять особое внимание делам милосердия и помощи нуждающимся.

Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому что именно на любви основывается всякая христианская добродетель.

Священники о смысле Поста

«Пост — это то время, когда человек освобождает себя для Бога, прежде всего, когда он максимально старается пространство своего сердца, пространство своего ума, пространство своей души освободить для Бога. Желудок тут, в общем, по большому счету, стоит на втором, на десятом месте, потому что Бог не на желудок смотрит, в конце концов. «Сын, дай мне твое сердце» — вот слова Священного Писания. Поэтому пост, прежде всего, когда человек начинает поститься, для него самым важным было — что сейчас во мне, какой хлам мне мешает или Богу мешает во мне пребывать, во мне воцариться и действовать, меня просвещать».

Протоиерей Алексий Уминский

«А самое главное для нас - это то, о чем говорил преподобный Сергий Радонежский, - преодоление ненавистной розни мира сего.

Мы легко друг друга осуждаем, легко друг друга обижаем, относимся пренебрежительно друг к другу, без должной заботы и без должного уважения, без любви.

Цель поста в этом и заключается - чтобы мы возрастали в любви, чтобы тепло нашего сердца доносили до тех, кого Господь ставит на нашем пути, чтобы с нами было хорошо нашим близким».

Протоиерей Александр Ильяшенко

В чем заключается Великий Пост


Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка состоит из воздержания от скоромной (непостной) пищи.

Для каждого человека проведение Великого поста является индивидуальным творчеством и заключается в личных усилиях, сосредоточенности на своих, особых подвигах.

Тем не менее, можно выделить общие для всех направления : организация духовно-молитвенной жизни, отказ от определенных видов развлечений, особое внимание к близким, направленное на то, чтобы сделать отношения более глубокими, содержательными, исполненными любви.

Также пост - это время молитвы и покаяния , когда каждый из нас должен испросить у Господа прощения своих грехов на исповеди и достойно причаститься святых Христовых Таин.

Молитва святого Ефрема Сирина

Это покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста.

При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», - с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

«Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении? Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов, прежде всего, — освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу»

Протопресвитер Александр Шмеман о молитве Ефрема Сирина

Календарь Поста

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы - сорока дней - и Страстной седмицы - недели перед самой Пасхой.

Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней .

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, полностью, с чтением жития преп. Марии Египетской) - 30 марта (совершается накануне - 29 марта, вечером).

Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста - 1 апреля (поется накануне, в пятницу вечером - 31 марта).

Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской

Лазарева суббота

Неделя 6-я Великого поста, «неделя вáий» (пальмовых ветвей), Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье

Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа

Литургия Преждеосвященных даров

Литургия Преждеосвященных даров - одна из самых красивых великопостных служб. Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин.

Во время Литургии Преждеосвященных Даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде - на предыдущей полной литургии и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

Литургия Преждеосвященных даров служится вместе с великопостной вечерней. В древности служили по вечерам, воздерживаясь от пищи целый день.

Великий покаянный канон святого Андрея Критского

В самом начале Великого поста, как исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон святого Андрея Критского.

Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. На утрене в четверг Пятой седмицы поста канон прочитывается полностью.

Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

«Но облобызай покаяние!» — так восклицает святой Андрей в одном тропаре Великого канона. Греческое слово «покаяние» означает не только раскаяние, но решительную, хотя иногда и мучительную, трудную, скорбную, перемену ума. Ум должен измениться! От греха и забот, от угрызений и терзаний мира сего, от тленности и уничтожения ум должен, изменившись, вернуться к тому состоянию, которое изначально даровал человеку Бог. Покаяние есть процесс всей жизни, вот почему покаяние требуется и впервые осознавшему свой грех человеку, и святому, достигшему великих высот подвижнической жизни».

Протоиерей Сергий Правдолюбов о Великом каноне святого Андрея Критского

Как подготовиться к исповеди

Великий Пост - это время покаяния, когда христианин должен испросить у Господа прощения своих грехов на исповеди и достойно причаститься святых Христовых Таин.

Исповедь принято совершать после вечернего богослужения или утром, непосредственно перед литургией. При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, нужны только вера и покаяние.

Приготовиться к исповеди - значит проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих, помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния.

«Исповедь — это таинство примирения с Богом. Представьте, что вы сильно обидели близкого вам человека. Обидели так, что при встрече вам даже в глаза ему посмотреть будет трудно. Но если он действительно вам дорог, вы находите в себе силы попросить прощения. И человек, увидев вашу искренность, вас прощает. Примерно то же самое происходит и на исповеди. По образному выражению, которое нередко можно найти у святых отцов, наши грехи словно «кирпичики», из которых постепенно складывается стена между нами и Богом. И разрушить ее можно только посредством покаяния».

Игумен Нектарий (Морозов) об исповеди

Пост в пище: как правильно соблюдать


В правилах поста Православной Церкви указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых верующие должны по возможности стремиться. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует.

Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост, что следует делать по благословению священника.

Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение непосильных правил может принести вред и телу, и душе, во втором случае не будет достигнуто нужное телесное и духовное напряжение.

Как поститься, если работаешь?

«Конечно, следует стараться больше обычного посвятить храмовой, общей молитве. Но, если не получается, то хорошо бы попытаться что-то изменить в своем обычном правиле. Больше молиться — не значит пролистывать больше страниц канонника или молитвослова, чем в другое время. Думаю, это значит уделять больше времени внутреннему обращению к Богу.

Попробуйте отвести себе время: 20-30 минут утром и вечером (кто-то может и больше) на такую сердечную молитву. Попробуйте поклоны с такой молитвой. Не потому что это входит в обязательное постовое правило, а потому что позволит вам иначе ощутить силу такой молитвы. Это невозможно без примирения с теми, кого обидели, с кем имеется немирность. Недаром пост начинается Прощеным воскресеньем.

Не буду ничего лишнего говорить о пище: мера воздержания это личное дело каждого человека или его духовного наставника, если это наставничество основано на обоюдной христианской любви и послушании. Скажу лишь, что часто бывает куда сложнее поститься количественно, чем качественно. Постных и не самых дешевых продуктов сейчас множество. Но мы забываем, что постом еда должна быть самой дешевой с тем, чтобы сэкономленные деньги потратить на добрые дела».

Игумен Агафангел (Белых) о том, как поститься работающему человеку

«У ребенка совсем иное представление о грехе и до определенного возраста у него нет понятия о духовной борьбе. Например, маленьких детей, которые еще не исповедуются, нагружать серьезными постными дисциплинами было бы даже и опасно, потому что дети развиваются, и их пост должен быть в пище самым незначительным. То есть должны быть просто отдельные элементы поста. Ребенка всегда надо хорошо кормить, можно постной пищей, но разнообразной. Поэтому присутствие в рационе ребенка молочных продуктов и иногда, когда ребенок ослабевает, заболевает, мясных бульонов, мяса, вполне возможно».

Протоиерей Алексий Уминский о детском посте

«Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача - родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку.

Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить - а то можно, а это?

Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка, и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство».


Протоиерей Александр Ильяшенко о посте беременных

"Постимся постом приятным"

Вот как выражено содержание поста в известной стихире, которую любят цитировать за столом, обрывая в самом неподходящем месте.

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».

Как видно, в данном молитвословии нет каких-либо намеков на вкусную постную пищу. Слово "приятно" здесь использовано в изначальном значении - это то, что принято . О каком приятии здесь речь, кем наш пост принимается? Ответ следует из текста: «приятным, благоугодным Господеви» .

"Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф 6:16-18)

Доброго пути к Празднику Праздников!