Ипполит тэн - философия искусства. Социологически ориентированная эстетика ипполита тэна

Ипполит Тэн (1828- 1893) был убежденным позитивистом. Величайшими философами он называл Конта, Милля и Спенсера. Сосредоточив внимание на таком элементе культуры, как судьбы искусства, Тэн в общефилософских взглядах на культуру опирался на результаты исследованийО. Конта. Каки Конт, он считал, что методология исследования культуры должна быть заимствована у естественных наук, поскольку методы этих наук обладают, с его точки зрения, большой доказательностью. Сопоставляя науки общественные и естественные, которые сближаются в «общем русле движения»,И. Тэн писал: «...передав первым основные принципы, тщательность в исследования и общее направление последних, это движение сообщает им такую же основательность, как у естественных наук, и обеспечивает им столь же значительный прогресс» 1 .Тэн называл даже науки об искусстве ботаникой, которая занята не растениями, а «человеческими творениями». Главным дляТэна явилось изучение надындивидуальных форм культуры. Только такой подход, по его мнению, может дать возможность выйти на понимание особенностей региональных, национальных особенностей проявления исторического «духа» эпохи. Тэн обратил внимание как раз на те обстоятельства жизни культуры, которые дляКонта были второстепенными: климат, раса, географические особенности среды обитания.

В качестве предшественниковТэна на пути объяснения особенностей культуры ее средой можно назвать много имен. При всем различии толкования факторов среды (прежде всего, географической) сюда можно отнестиМонтескье, Руссо, Гердера. Оригинальность же теоретической концепцииТэна заключалась в стремлении соединить историческое развитие с устойчивыми факторами. В структуру средыТэн включает:

Неизменные условия (климат, география);

Особенности меняющегося государственного строя и особенно «моральная температура», «состояние умов и нравов».

Он формирует понятие «господствующий тип» в культуре. В области искусства одни виды искусства

воплощают этот тип непосредственно (живопись, скульптура), а другие - опосредованно (архитектура, музыка). Постоянные особенности климата, например, Тэн, пытался увязать с тяготением живописи северных стран к колористическому, а южных стран - к линейному принципу.

В работе «Философия искусства» (1865) Тэн предпринимает попытку уйти от анализа отдельных шедевров как «слетевшего с неба чуда» и посмотреть на них в культурно-историческом контексте. Каждое художественное произведениеТэн включает в три системы.

Первая - взятое в своей целостности творчество писателя или художника, который выступает автором произведения.

Вторая - современные писателю или художнику «школа или художественное направление». Лишь полностью поняв природу и содержание этой школы или направления, можно понять творчество писателя или художника.


В качестве третьей системы выступает обширный круг явлений, целый мир, вкусы этого мира, состояние нравов и умов публики, формирующих внутренний мир писателя или художника.

И. Тэн вводит еще одно методологически важное понятие - «основной характер». При помощи этого термина он обозначает главенствующий тип человека, который появляется в конкретном обществе и затем воспроизводится в искусстве.

Основополагающими дляТэна явились положения социологииО. Конта о культуре, обществе как едином целом, имеющем некое надындивидуальное психическое содержание («дух эпохи») и стремящемся к сохранению равновесия. На этих положениях базируется работаИ. Тэна «Происхождение современной Франции». Культурная и общественная история страны связывается в этой работе с общим «духом эпохи». Такой подход дает возможность сопоставлять и сближать различные проявления духа эпохи (например, иерархию зверей у Лафонтена и сословную соподчиненность абсолютистской франтит XVII в.).Тэн (как и Конт) в качестве негативного начала, дестабилизирующего культуру и общество в целом, оценивает сущность социальных революций (к примеру, французской революции 1789 г.).

Культурфилософскую теориюТэна называли то психологической историографией, то натурализмом, то социологией искусства, а то и географическим позитивизмом. Работы Тэна при его жизни и в последующие времена вызывали много споров. Принцип историзма и детерминированности культуры вызывал к ним интерес и со стороны марксистов. Так,Г.В. Плеханов упрекал И. Тэна за игнорирование влияния на культуру и на человека состояния «его производительных сил и его отношений производства» 1 . В числе последователейИ. Тэна в Германии называютГ. Геттнера и В. Ше-рера, в Дании -Г. Брандеса, в России -А.Н. Пыпина, Н.С. Тихонравова, Н.И. Стороженко, Н.П. Дашкевича.

Однако ряд исследователей, признававшихИ. Тэна своим учителем, напримерБрюнетьер и Симондс, довел его научные положения до крайности. Свое понимание эволюции литературных форм они довели до полной аналогии с эволюцией видов природного мира.

Французская наука внесла вклад в становление предпосылок исторического направления в культурной антропологии и еще на одном направлении - направлении исторической антропологии. Характеризуя это направление, отечественный культуролог и историк культурыА.Я. Флиер пишет: «Появление антропологии исторической связано с работой группы французских историков первой половины 20 века, обычно объединяемых под названием «школа «Анналов»» (Февр; Блок), и их современных последователей (Бродель, Ле Гофф, Ж. Ревель и др.). Главной новацией этого направления явилась переориентация внимания исследователя с описания институциональных механизмов социальной регуляции - политической и военной истории, персональных правящих элит, истории церкви, истории искусства и т. п. (чем в существенной мере была увлечена «классическая» история) - на изучение «истории повседневности» - образов жизни, картин мира, обычаев, привычек и иных стереотипов сознания и поведения рядового человека рассматриваемой эпохи» 2 .

Нетрудно видеть, что такая «переориентация внимания» в значительной степени совпадает с предметным полем исследований социальной (культурной) антропологии. Историки этой школы более всего заняты изучением «культуры ментальностей» городского населения средневековой Европы. Этому направлению принадлежат также определенные успехи в разработке и использовании методов комплексной реконструкции систем ментальных представлений и образов жизни людей средневековья. Исследовательские методы французской исторической антропологии получили распространение и среди современных историков Европы и США.

французский философ, историк и критик (Вузье, 1828 - Париж, 1893). Известен прежде всего своим объяснением исторических и литературных фактов, в основе которого лежат три фактора: раса, среда, исторический момент («Французская философия XIX века», 1857; «История английской литературы», 1863; «О разуме», 1870). Применил к эстетике понятие детерминизма, сделав искусство свидетелем духовной эволюции общества («Философия искусства», 1882). (Фр. акад., 1878.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЭН Ипполит

21 апреля 1828, Вузье, Арденны - 5 марта 1893, Париж) - французский философ, историк, теоретик искусства и литературы. Сторонник позитивизма, испытал влияние Гегеля.

Получил образование в парижском Коллеже Бурбон и в Эколь Нормаль (1841-52), преподавал в Невере, в 1864-69 - профессор эстетики и истории искусства в Школе изящных искусств в Париже. С 1853 публикует серию работ («Очерк о Тите Ливии» - Essai sur Tite-ljve, 1856, «Басни Лафонтена» - La Fontaine et ses fables, 1861; и др.), в которых отстаивает тезис о существовании некой господствующей идеи, в краткой форме выражающей гений народа и заключающей в себе всю его историю. Тэн утверждает, что реальному порядку причин и следствий в вещах соответствует адекватный логический порядок идей в мысли, поэтому наука способна воссоздать объективную реальность. В литературно-критических работах 1850-60-х гг., объединенных позднее в сборники «Очерки критики и истории» (Essais de critique et dhistoire, 1858, рус. пер. 1869) и «История английской литературы» (Histoire de la litterature anglaise, v. 1-4,1863-64, рус. пер. 1876), Тэн утверждает, что как в отдельном человеке, так и в народе существует изначальная и высшая предрасположенность, управляющая всеми их действиями и идеями и обусловленная тремя основополагающими силами: расой, средой и моментом. Эту предрасположенность Тэн называет «основным характером», определяющим доминирующий тип человека, который появляется в конкретном обществе и затем воспроизводится в искусстве.

В работах «Философы Франции 19 в.» (Les philosophes francais du 19 siecle, 1857), «Английский позитивизм» (Le positivisme anglais, 1864, рус. пер. 1866), «Об уме и познании» (De lintelligence, v. 1-2, 1870, рус. пер. 1872) он обращается к анализу современной ему философии и усматривает причину ее бесплодности в изолированности от науки. Он предлагает освободить философию от поисков последних причин и сущностей вещей и развивает концепцию «форм духа и разума», типов мыслительных привычек, ментальных структур, свойственных индивидам, народам, расам и отличающих различные ступени человеческого гения.

Свои представления об истории как науке, основанной на наблюдении и изучающей общие причины моральных и политических явлений, Тэн развивает в своей последней фундаментальной работе «Происхождение современной Франции» (Les origines de la France contemporaine, v. 1-3,1876-93, рус. пер, т. 1-5,1907), где нашли выражение его консервативные представления об обществе.

Теория искусства Тэна оказала влияние на развитие социологии искусства.

Соч. Pages choisies 1909, Philosophie de lart 1-2 1948;врус. пер Новейшая английская литература в современных ее представителях СПб, 1876, философия искусства 1996. Лит.: Barzellotti С La philosophie de H Tame 1900, Aulard A Tarne, historien de la revolution francaise P, 1907, ChevnllonA H. Tame, formation de sa pensee. P, 1932, Cresson A H Taine P, 1951.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Тэн (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828, Вузье, Арденны, ‒ 5.3.1893, Париж), французский философ, эстетик, писатель, историк. В 1848‒51 учился в Высшей нормальной школе (Париж). Член французской академии (1878). Родоначальник эстетической теории натурализма , основатель культурно-исторической школы . Основные сочинения ‒ «Критические опыты» (1858, рус. пер. 1869), этюды об О. Бальзаке (1858) и Стендале (1864), «История английской литературы» (1863‒1864, рус. пер. 1876), «Философия искусства» (1865‒69, рус. пер. 1866, 1899). Исходя из позитивистского эволюционизма О. Конта , Т. задачей критики считал «нейтральный» анализ, избегающий нравственных и идеологических оценок.

Основу его методологии составляет триада: «раса» (то есть врождённые, «естественные» качества), «среда» (географические и климатические условия), «момент» (бытие «расы» и «среды» в определённую историческую эпоху). Взаимодействие членов триады обусловливает возникновение стилей, жанров, школ. Художественное творчество Т. несёт печать элитарного равнодушия к жизни народа. Автор очерковых книг «Пиренейское путешествие» (1855), «Путешествие по Италии» (1866, рус. пер. 1913‒16), сатирической повести «Парижские нравы. Жизнь и размышления Фредерика Томаса Грэндоржа» (1867, рус. пер. 1880), «Очерков современной Англии» (1871, рус. пер. 1872), «Путевого дневника» (1897). Выступая до 70-х гг. с умеренно либеральных позиций, Т. после Парижской Коммуны 1871, которую он встретил враждебно, эволюционировал в сторону реакции. Этот перелом нашёл отражение в основном историческом труде Т. ‒ «Происхождение современной Франции» (т. 1‒3, 1876‒93, рус. пер., т. 1‒5, 1907). Построенное на тенденциозном подборе источников, сочинение Т. представляет собой по существу памфлет против Великой французской революции, против якобинцев и якобинской диктатуры.

Соч.: La Fontaine et ses fables, P., 1861; Sa vie et sa correspondence, v. 1‒2, 4 еd..P., 1908‒14; в рус. пер. ‒ Бальзак, СПБ. 1894; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 3, М., 1967.

Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1‒2, М., 1958; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 8, М., 1967; Анисимов И. И., Живая жизнь классики, М., 1974, с. 101‒03; Aulard A., Taine, historien de la rеvolution française. P., 1907; Lacombe P., Taine, historien et sociologue.P., 1909.

  • - Сын афинского царя Тесея и ы, царицы амазонок. Согласно легенде, принял обет безбрачия и посвятил себя служению богине девственности Артемиде...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - в греч. миф. сын афинск. царя Тесея и царицы амазонок Антиопы...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - 1. Греч, герой, сын Тесея и амазонки Антиопы, или ы, молодой стрелок, посвятивший себя богине Артемиде, из-за этого И. отклонил любовь своей мачехи Федры...

    Словарь античности

  • - И.- незаконный сын афинского царя Тесея и Амазонки, прекрасный юноша, чьей единственной страстью в жизни была охота. Он поклоняется деве-охотнице Артемиде, но отвергает плотскую любовь...

    Литературные герои

  • - Среди белого дня. Погребальный факел чадит Среди белого дня. Бойся матери ты, Ипполит: Федра – ночь – тебя сторожит Среди белого дня. ОМ915,16 ...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Hippolytos, св., ок. 170-235 гг. н. э., греческий христианский писатель. Ученик Иренея Лионского, пресвитер римской Церкви, затем антипапа...

    Энциклопедия античных писателей

  • - французский философ, историк, искусствовед, психолог. Представитель позитивизма первой ""классической"" формы, испытал на себе влияние О. Конта...

    Психологический словарь

  • - ...

    Сексологическая энциклопедия

  • - Жан – франц. философ, проф. Коллеж де Франс в Париже, один из немногих франц. специалистов в области нем. идеализма, исследователь наследия Гегеля. Внес большой вклад в ознакомление франц...

    Философская энциклопедия

  • - в греческой мифологии сын Тесея, искусный охотник, почитатель Артемиды. Отверг преступную любовь мачехи Федры, за это она оклеветала его перед отцом. Погиб, растоптанный своими конями...

    Современная энциклопедия

  • - Русский физик, минералог, кристаллограф и метеоролог, акад. Петербургской АН. Р. в Митаве. Окончил Геттингенский ун-т. В 1821 - 1823 совершенствовал образование в области кристаллографии в Парижской обсерватории...
  • - Архитектор-художник. Окончил Строгановское уч-ще в 1835 и ИАХ в 1839 со званием клас. худ. арх. 2-й ст. В 1847 удостоен звания акад. и определен архит...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сост. "Художеств. сборн. работ русск. архитекторов", архитектор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Окончил МУЖВЗ, в 1892 получил звание неклас. худ. арх. В 1890-92 издавал "Художественный сборник работ русских архитекторов и гражданских инженеров" под ред. А. С. Каминского...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Жан, французский философ-идеалист. Испытал влияние немецкого неогегельянства. Профессор философии Сорбонны, директор Высшей нормальной школы, профессор Коллеж де Франс...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы. Отверг любовь мачехи Федры и был оклеветан ею перед отцом. Тесей проклял сына и просил Посейдона покарать его смертью...

    Большой энциклопедический словарь

"Тэн Ипполит Адольф" в книгах

Ипполит Претро

Из книги Зодчие Санкт-Петербурга XVIII–XX веков автора Исаченко Валерий Григорьевич

Ипполит Претро И.А. ПретроАрхитектор-художник Ипполит Александрович Претро (1871–1938) был одним из наиболее своеобразных зодчих Петербурга начала XX века. Его активная творческая деятельность началась сразу же после окончания в 1901 году Академии художеств. За полтора

Ипполит

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Ипполит Значение и происхождение имени: распрягающий коней (греч.).Энергетика и Карма имени: по своей энергетике имя Ипполит наделено твердостью, значительной возбудимостью и подвижностью. При этом ему явно не хватает пластичности. Обычно с самых малых лет Ипполит

§183. Ипполит

автора Шафф Филип

ЧАСТЬ ВТОРАЯ АДОЛЬФ ГИТЛЕР В ВЕНЕ ЮНЫЙ АДОЛЬФ ГИТЛЕР САМ ЗАРАБАТЫВАЕТ СЕБЕ НА ХЛЕБ

Из книги Повесть об Адольфе Гитлере автора Штилер Аннемария

ЧАСТЬ ВТОРАЯ АДОЛЬФ ГИТЛЕР В ВЕНЕ ЮНЫЙ АДОЛЬФ ГИТЛЕР САМ ЗАРАБАТЫВАЕТ СЕБЕ НА ХЛЕБ Приехав в Вену, юный Гитлер намеревался зарабатывать столько денег, чтобы хватало на жизнь и еще оставалось на покупку книг, необходимых для подготовки в архитектурную школу, куда он

Ипполит (Hippolytos)

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Ипполит (Hippolytos) Трагедия (428 до н э.)В древних Афинах правил царь Тесей. Как у Геракла, у него было два отца - земной, царь Эгей, и небесный, бог Посейдон. Главный свой подвиг он совершил на острове Крите: убил в лабиринте чудовищного Минотавра и освободил Афины от дани ему.

Ипполит

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Ипполит (греч.) - сын афинского царя Тесея и Антиопы (вариант: Ипполиты или Меланиппы). И. был искусным охотником, почитателем богини Артемиды. Он был равнодушен к любви, поэтому Афродита разгневалась на него и внушила его мачехе Федре любовь к пасынку. И. отверг ее

Ипполит Тэн

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Ипполит Тэн (1828-1893 гг.) философ, историк, литературовед и теоретик искусства В свете встречаешь людей четырех разрядов: влюбленных, честолюбивых, наблюдателей и дураков… Самые счастливые – дураки.До двадцати пяти лет дети любят своих родителей; в двадцать пять лет они

Ипполит

Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Ипполит Ипполит – сын Тезея и амазонки Антиопы или Ипполиты. Весьма известен миф о его трагической кончине. Вторая супруга Тезея, Федра, любовь которой он отверг, оклеветала его перед отцом; Тезей проклял И. и призванный им в гневе бог Нептун неожиданно послал волну на

Ипполит Жан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИП) автора БСЭ

Ипполит Жан Ипполит (Hyppolite) Жан (8.1.1907, Жонзак, - 27.10.1968, Париж), французский философ-идеалист. Испытал влияние немецкого неогегельянства. Профессор философии Сорбонны (1947-55), директор Высшей нормальной школы (1955-1963), профессор Коллеж де Франс (с 1963). И. перевёл на французский

Тэн Ипполит Адольф

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЭ) автора БСЭ

ТЭН, Ипполит

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

ТЭН, Ипполит (Taine, Hippolyte, 1828–1893), французский литературовед и историк92Наука не имеет отечества.«Опыт о Тите Ливии», предисловие (1856)Затем у Луи Пастера: «Наука не имеет отечества, но ученый имеет» (речь на международном съезде врачей в Копенгагене 10 авг. 1884 г.). ? Markiewicz, s. 407.

«Ипполит»

Из книги Театральные взгляды Василия Розанова автора Розанов Василий Васильевич

«Ипполит» Тема Еврипида, приведшая теоретика Мережковского к практическим театральным штудиям, - противостояние Артемиды и Афродиты, конфликт «сладострастия» и «целомудрия», если судить по названию статьи Мережковского. Тот же принцип, по Мережковскому, формирует и

Св. Ипполит

Из книги Учение Оригена о Святой Троице автора Болотов Василий Васильевич

Ипполит

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. Χ.) автора Шафф Филип

Ипполит Знаменитый Ипполит в начале III века был решительным противником римских епископов Зеферина и Каллиста и по доктринальным, и по дисциплинарным вопросам. Однако мы узнаем из его труда, называемого «Философумены», что в то время римский епископ уже претендовал на

Ипполит

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Ипполит В древнегреческой мифологии – сын Тезея и амазонки Антиопы или Ипполиты; весьма известен миф о его трагической кончине. Вторая супруга Тезея, Федра, любовь которой он отверг, оклеветала его перед отцом; Тезей проклял Ипполита, и призванный им в гневе бог Нептун

Е. Козина

Тэн Ипполит (Hyppolyte-Adolphe Taine, 1828-1893) - французский историк литературы, историк, крупнейший представитель буржуазного искусствоведения XIX в., создатель так наз. культурно-исторического метода изучения литературы и искусства. Т. надолго определил пути развития буржуазной искусствоведческой мысли, не утратив и доныне своего влияния. Теоретические построения Т. обусловили в той или иной степени научные принципы ряда крупных историков литературы (Брюнетьер, Брандес, Лансон, Пыпин, Сакулин, Овсянико-Куликовский и др.). Важнейшие работы Т.: «Histoire de la littérature anglaise» (1864), «Philosophie de l’art» (1865-1869), труд, построенный гл. обр. на материале греческой, итальянской и голландской живописи, скульптуры и архитектуры, и наконец книга, излагающая основные философские воззрения Т., - «De l’intelligence» (1870).

Расцвет литературной деятельности Т. совпадает с шестидесятыми годами прошлого века - периодом окончательной победы промышленной буржуазии и закрепления капиталистического строя. Характерное для этого периода стремление буржуазной мысли расширить сферу опытных знаний и примирить с ними идеалистические воззрения на соотношение познания и мира, на сущность общественного процесса нашло свое выражение в методологии Т. Ставя перед собой задачу научно, в согласии с данными естественных наук, объяснить литературные процессы, Т. решает ее в свете исторически-реакционной философии позитивизма, исчерпывающе определяющей искусствоведческие позиции Т. Полагая в основу своей концепции утверждение закономерности явлений, Т. считает предметом научного познания лишь законы, события, отношения и факты, «хорошо подобранные, детально описанные». На богатом и детально анализированном материале Т. разрабатывает позитивистический метод в области искусствознания. Т. изучает литературное произведение как явление, закономерно обусловленное окружающей автора средой. Литературное произведение для Т. - «не простая игра воображения или изолированный каприз пылкой головы, но точный снимок окружающих нравов и признак известного состояния ума»; вследствие этого, изучая и объясняя литературный документ, «можно найти психологию души и психологию века». Изучение же психологии есть для Т. изучение основной движущей силы истории, ибо человеческая психика утверждается им как ведущее начало исторического процесса; «так же, как астрономия есть в сущности механическая задача, а физиология - задача химическая, так и история есть только психологическая задача».

Концепция Т. повторяет так обр. «идеалистический взгляд XVIII в.» (Плеханов). В то же время Т. сочетает его с вульгарным материализмом, сводя психологию к физиологии, идеи - к молекулярным движениям нервных центров.

Всякое проявление человеческой психики, все факты идеологии, в том числе и литературное произведение, обусловливаются, по теории Т., тремя «первичными силами», тремя общими причинами: расой, средой, моментом. Теория «расы, среды и момента» является центральным опорным пунктом системы Т. Расой Т. называет «врожденные наследственные свойства, которые человек приносит с собою в свет и которые обычно сопровождаются отклонениями в зависимости от темперамента и строения организма». Эти врожденные свойства являются наиболее ярко выраженными и преобладающими в творчестве; реакционная теория расы занимает центральное место в анализе Т. Сила расы, по Т., столь велика, что «какая-нибудь раса, напр. древнеарийский народ, поселившийся во всех климатах, стоящий на всех ступенях цивилизации, преобразованный тридцатью веками революций, обнаруживает все же в своих языках, религиях, литературах и философиях кровное духовное родство» (История английской литературы).

Утверждение неизменной метафизической сущности расы - основной принцип анализа - приходит однако в противоречие с живым многообразием потока общественных, социальных явлений, в противоречие, разрешаемое Т. при помощи двух других факторов - среды и момента. Раса, среда «историческая, социальная и физическая», в которой раса живет, наконец «момент» - давление предшествующего развития, - все эти «первичные силы» действуют, то совпадая, то противоборствуя. Внутреннее совпадение или противоречие этих факторов обусловливает интенсивность или замедленность культурной жизни данного народа в данную эпоху. Эти факторы являются для Т. единственно возможными причинами движения человеческой культуры.

Так. обр. в основу изучения историко-литературного процесса Т. кладет «первичные силы», постоянные причины, выводя многообразие исторической практики из механического взаимодействия природных свойств «расы» и природных условий «среды». На признании неизменяемости первичных сил и зиждется концепция Т.: «в глубине своего существа человек, по мнению Т., остается тем же, чем он был в доисторические времена» (Лансон).

Теория расы, среды и момента, изложенная Т. во введении к «Histoire de la littérature anglaise», раскрывается им на конкретном материале английской литературы. Для подтверждения своей теории Т. привлекает богатейший материал, который, по мнению Т., должен обнаружить с совершенною точностью основные начала движения цивилизации - расу, среду и момент, «раскрыть внутренний механизм, движением которого варвар-англосакс обратился в современного англичанина». Начиная исследование развития английской литературы с ее истоков, Т. рассматривает свойства почвы, неба, моря, климата, окружавших древних англо-саксов, влияние климата на характер, физические свойства народа, его пищу, наклонности, нравы, религию, семейные и общественные отношения, литературные памятники, указывает значение и степень влияния христианства и латинской культуры, влияние завоевателей-норманнов. Определяя характерные черты англо-саксонской расы, автор подчеркивает ее неизменную метафизическую сущность, скрытую под наслоениями чуждых влияний и изменений, вызванных давлением среды и момента. На каждом историческом этапе раса является краеугольным камнем, ведущим фактором английской художественной литературы.

Своеобразие метода Т., вытекающее из стремления его превратить изучение литературы в точную науку, аналогичную основанным на эксперименте естественно-научным дисциплинам, выразилось в его преимущественном внимании к эмпирическому материалу, к детальному наблюдению и накоплению фактов историко-литературного процесса. Теоретическая часть работы Т. занимает количественно весьма незначительное место по сравнению с огромным, тщательно собранным фактическим материалом. Этот материал, эмпирические наблюдения над живыми, многообразными, исторически обусловленными, конкретными произведениями искусства приходят, помимо воли автора, в неизбежное противоречие с метафизическими выкладками теории Тэна, взрывают его идеалистическую систему. Неизменная «среда», вечная «раса» не раскрывают движения искусства, подвижный «момент» является недостаточным коррективом, притом же ему отведена лишь третьестепенная роль. Стремясь вскрыть связи и отношения, причинно-обусловливающие творчество данного конкретного художника, Тэн дополняет теорию «расы, среды и момента» теорией «господствующей способности» - таинственной силы творчества, независимой от воли и сознания художника и определяющей выбор его тем, героев, форму и содержание его произведений. «Господствующая способность» руководит художником, она объясняет его достоинства, его недостатки и склонность его подчиняться одним влияниям и противостоять другим.

Теория расы, среды и момента, дополненная теорией господствующей способности, выражает в области искусствоведения общую тенденцию застойного мировоззрения буржуазии второй половины XIX века - стремление удержаться на грани точного познания внешнего мира, приемля идеалистическое понимание его внутренней сущности. Философский эклектизм Т. не дал ему возможности осуществить задачу создания точной литературной науки. Крупнейшей заслугой Т. является, однако, то, что, в противоположность субъективизму его предшественников, гл. обр. критиков-романтиков, им впервые была поставлена проблема метода в литературоведении и литературной критике, впервые и с большой силой нанесен решительный удар субъективно-эмоциональному подходу к вопросам художественного творчества и отчетливо сформулировано понимание истории и теории литературы как науки.

Список литературы

I. На русск. яз. переведено: Критические опыты. Пер. под ред. В. Чуйко, СПБ, 1869

Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. Пер. под ред. А. Рябинина и М. Головина, ч. I и II, СПБ, 1871

Очерки современной Англии, СПБ, 1872

Об уме и познании. Пер. под ред. Н. Н. Страхова, 2 тт., СПБ, 1872

то же, 2 изд., СПБ, 1894

Новейшая английская литература в современных ее представителях. Пер. Д. С. Ивашинцева, СПБ, 1876

Происхождение общественного строя современной Франции, СПБ, 1880

то же, под загл.: Происхождение современной Франции, пер. под ред. А. В. Швырова, тт. I-V, СПБ, 1907

Тит Ливий. Критич. исследование, М., 1885

Чтения об искусстве. Пер. А. Н. Чудинова, 3 изд., СПБ, 1889

Философия искусства. Пер. Н. Соболевского, М., 1933

Французская философия первой половины XIX в., СПБ, 1896

О методе критики и об истории литературы, СПБ, 1896

История французской революции, ч. 1-6, Харьков, 1906-1913

Путешествие по Италии. Пер. П. П. Перцова, 2 тт., М., 1913-1916.

II. Литература о Т. очень велика, значительная ее часть собрана у Thieme (см. ниже), ограничимся поэтому несколькими общими работами по Т.: H. Taine, Sa vie et sa correspondance, 4 vls., P., 1903-1907 (изд. вдовой Т., дает обширный библиограф. материал о нем)

Margerie A., de, H. Taine, P., 1894

Barzelloti G., I. Taine, Roma, 1895

Giraud V., Essai sur Taine..., Fribourg - P., 1901 (дана литература, неоднократно переиздан.)

Его же, Hippolyte Taine, Etudes et documents, P., 1928

Desthieux F. J., Taine, son oeuvre, P. 1923

Chevrillon A., Taine, formation de sa pensée, P., 1932

Leroy M., Taine, P., 1933

и трудами о Т. как литературо- и искусствоведе: Mollière A., Etudes sur la philosophie de l’art de Taine, Lyon, 1866

Zola E., Mes haines, P., 1866

Reymond M., L’esthétique de Taine, P., 1883

Dutoit E., Die Theorie des Milieu (Diss.), Bern, 1899

Zeitler J., Die Kunstphilosophie von H. Taine, Lpz., 1901

Schlaf J., Kritik der Taineschen Kunsttheorie, Wien, 1906

Engel O., Der Einfluss Hegels auf die Bildung der Gedankenwelt H. Taines, Stuttgart, 1920

Rosca D. D., L’Influence de Hégel sur Taine théoricien de la connaissance et de l’art, P., 1928

Sée H., Taine, historien de la littérature et de l’art, «La grande Revue», 1928, vol. 126, p. 631-644

Герье В. Т., Метод Тэна в литературной и художественной критике, «Вестник Европы», П., 1889, кн. 9

Его же, Ипполит Тэн и его значение в исторической науке, там же, 1890, кн. 1

Лало Ш., Введение в эстетику. Пер. с фр. С. Гельфгата, М., 1915.

III. Giraud V., Bibliographie des oeuvres de Taine, «Revue d’histoire littéraire de la France», P., 1902, suillet, octobre

Thieme H. P., Bibliographie de la littérature française de 1800 à 1930, t. II, P., 1933.