«Хоббит» «Пустошь Смауга»: дракон приземлился на поле. Все о «Хоббите: Пустоши Смауга

Питер Джексон обещает, что «Хоббит: Пустошь Смауга » будет серьезнее первой картины. Помимо гномов и орков нас ждут дракон, оборотень, некромант, а также самые суровые эльфы в истории цикла

Сегодня утром Леголас высоко подпрыгнет, приземлится на балюстрады деревянного мостика, переброшенного через канал, выпустит стрелу (цифровую) в убегающего орка (за кадром), а затем спрыгнет на мостик, который всего на несколько дюймов возвышается над мутной водой. Все это одним непринужденным движением - не эльф, а белокурая газель с луком. В выполнении трюка Орландо Блуму помогут лишь его локоны и страховочные тросы.

«Я не был уверен в себе, - смеется он, рассказывая о возвращении к эльфийской акробатике. - Я боялся, что потерял эльфийскую прыть».

Признайтесь, вы ведь по нему скучали? Мы - скучали. Нам не хватало красивого как топ-модель Робин Гуда Средиземья, который во «Властелине Колец » эффектно расправлялся с полчищами гнусных орков. Блум называет свои лучшие боевые сцены «мгновениями Легги». Помните их? Расстрел орков в Амон Хене, серфинг на щите в Хельмовом ущелье, штурм олифанта на Пеленнорских полях. И все это с таким невозмутимым лицом, с каким Райан Гослинг сдает на права.

Когда 36-летний британский актер надевает доспехи, кажется, что прошедшие со съемок «Властелина Колец» 12 лет его не коснулись. Ничего удивительного - для бессмертных эльфов дюжина людских лет короче мгновения ока. Правда, сейчас Блум играет Леголаса, который на 60 лет младше себя во «Властелине». Он меньше болтает и хуже относится к гномам. Среди прочих дополнений к сюжету «Хоббита» в «Пустоши Смауга» будет рассказ о том, как Леголас покинул родное Лихолесье, чтобы в конечном итоге отправиться в Мордор.

Тем временем Блум готовится к прыжку. Он сосредоточенно смотрит на мост, глубоко дышит и примеривается. На счет «три» он взмывает в воздух под шипение сматывающихся тросов. Однако прыжок получился недостаточно высоким, и актер приземляется не на ноги, а на колени.

Что ж, кто сказал, что эльфом быть легко? Если хочешь выполнять такие трюки, нельзя сдаваться. Нужно раз за разом вставать, отряхивать доспехи и пытаться снова. Эльфийское изящество добывается тяжким трудом.

Вчера на съемках героиня Эванджелин Лилли , молодая лесная эльфийка Тауриэль, оживляла умирающую девушку эльфийским заклинанием. Мы в EMPIRE не эксперты по толкиеновским языкам, и нам произношение актрисы показалось безупречным. Канадская звезда, однако, говорит на синдарине почти так же бегло, как на французском, и она была собой недовольна. «Черт, - поморщилась Лилли. - Я опять сказала “он” вместо “она”».


Еще раньше Ли Пейс , играющий Трандуила (древнего и неоднозначного правителя лесных эльфов), с большим трудом удержался на коне и сохранил горделивую королевскую осанку. Его жеребец по кличке Мус, загримированный под оленя, чуть не сбросил наездника, испугавшись массовки с накладными ушами.

«Нам приходится думать о миллионе вещей», - признается Блум. Он и его коллеги должны не только прыгать, стрелять, учить иностранные языки и держаться в седле, но и делать все это в образе. «Когда я надеваю парик, доспехи и сапоги, я превращаюсь в Леголаса. Но легче от этого не становится. Я все равно думаю: “Черт, я удачно приземлюсь или вывихну лодыжку?”»

С каждой новой попыткой Блум все лучше выполняет трюк. Из скрытого динамика доносится заботливый голос: «Почти получилось, Орли… Еще немного, Орли… Еще чуть-чуть, Орли». Это Питер Джексон, подбадривающий звезду, как тренер по боксу подбадривает своих учеников. Наконец Блум делает все как надо - прыгает, приземляется, натягивает лук, стреляет, поворачивается, спрыгивает и исчезает из кадра. «Молодец, Орли, - хвалит актера глас божий. - А теперь еще раз на удачу». И Блум возвращается на исходную позицию, готовясь продолжить свой танец: раз, два, три…

Хотя в трилогии «Хоббит» будет множество компьютерных эффектов, Джексон продолжает подвешивать актеров на тросах и сооружать столь грандиозные декорации, что в их разных углах разная погода. «Это его корни», - объясняет Блум.

Озерный город, втиснутый в павильон К, крупнейший на студии Stone Street Studios в Веллингтоне, - удивительное зрелище. В отличие от известной иллюстрации к «Хоббиту», где он изображен построенным на высоких сваях, Озерный город Джексона сооружен на уровне воды. Наверно, так выглядела бы смесь диккенсовского Лондона с Венецией. Тесные улочки, хлипкие мостики и шаткие здания, сгибающиеся под тяжестью крыш. Мрачное место, где в тумане шныряют сомнительные личности. В Средиземье мы такого еще не видели.


Те, кто хорошо знает «Хоббита», наверняка сейчас не могут взять в толк, что делают в Озерном городе Леголас и вонючий орк. Однако это фильм Джексона, а не книга Толкиена. В обновленном «Хоббите» орки идут по следу гномов, когда те приплывают в бочках в людское поселение неподалеку от Одинокой горы. В свою очередь, наш прыгучий эльф, впервые появившись на экране в эльфийских чертогах Лихолесья, идет по следу орков и тоже попадает в Озерный город.

«На фанском сайте The One Ring меня за это проклянут, но я с удовольствием отклоняюсь от текста, - рассказывает Джексон, пока его подчиненные готовят павильон для съемок охоты на орков в Озерном городе. - Во второй картине куда больше сцен из “Приложений”, чем в первой ленте. Поэтому у нас тут Леголас и Тауриэль, которых не было в “Хоббите”. Собственно, Тауриэль - это вообще не толкиеновский персонаж. Но в этом вся прелесть создания экранизации. Ты можешь удивить даже тех, кто знает оригинал наизусть».

Пуристы, не обижайтесь. Смиритесь с тем, что это не экранизация «Хоббита», а трехсерийная сага, в которой история Бильбо - лишь одна из множества сюжетных линий. Когда Джексон завершит свой грандиозный проект, мы получим шестисерийную эпопею, которая могла бы называться «Война Кольца». Или «Гэндальф - каждой бочке затычка», если вы не любите эпические заглавия. В любом случае «Пустошь Смауга», вторая серия трилогии приквелов, будет еще меньше походить на оригинал, чем первая серия «Хоббита». Легковесным сказочным задором повести здесь и не пахнет.

«Мы добавили много новых сюжетных линий и поворотов, - рассказывает Джексон о работе над “Пустошью”. - Злодеи стали сильнее и страшнее, появились совершенно новые персонажи». Если действие «Нежданного путешествия » развивалось в тех же краях, что и действие «Братства », то в «Пустоши» мы увидим те места и тех жителей Средиземья, которые прежде оставались за кадром. Мы встретим оборотня Беорна, последнего из своего народа. Мы забредем в Лихолесье, «глючное» от грибных спор. Нас протащит в бочках по водопадам (для съемок этой сцены декораторы соорудили огромный кольцевой желоб). Мы пройдем по сырому и зловещему Озерному городу. И мы прибудем на Эребор, Одинокую гору, в глубине которой притаился кровожадный ящер.


Во время обеда Джексон приглашает EMPIRE посетить его ежедневное совещание с Фрэн Уолш (соавтором сценария, продюсером и давней подругой жизни режиссера) и Филиппой Бойенс (соавтором и продюсером). Сейчас начало июня 2013 года, и Джексон только что приступил к дополнительным съемкам, или, как он их называет, «досъемкам». В отличие от бурлящего павильона, маленький режиссерский кабинет - оазис спокойствия. На стенах развешаны картины, изображающие траншеи Первой мировой и самолеты Второй мировой войны. Книжные полки забиты сочинениями Толкиена. Бойенс штудирует зачитанный том «Возвращения Короля». Обращения к Профессору тут обычное дело. «Если долго читаешь книги, “Приложения”, письма и интервью Толкиена, начинаешь додумывать то, на что он только намекал», - замечает Джексон. Как бы далеко он с напарницами ни отходил от текста, он идет по дороге, проторенной автором.

Из всех серий первой трилогии Джексон больше всего любит «Две крепости ». Почему? Он не может этого объяснить, и многие зрители считают вторую картину худшей. У вторых серий вообще трудная судьба. Они бывают путаными и мрачными, их создатели намеренно отдаляют развязку, чтобы оставить кульминацию для заключительного фильма. Вспомните вторую серию «Назад в будущее ». С другой стороны, уникальные особенности вторых серий порой делают их шедеврами. Взять хотя бы второго «Крестного отца » и «Империя наносит ответный удар». Еще мы в EMPIRE (как и многие поклонники Спилберга) обожаем «Храм судьбы ». У вторых серий часто плохая пресса. Вторые серии бывают изобретательными и увлекательными. Во вторых сериях зло иногда одерживает верх.

«По-моему, из трех серий первая была самой сложной, - рассуждает Бойенс о первом фильме, где судьба мира не висела на волоске и где нужно было представить зрителям 15 новых персонажей. - Вторую серию писать проще. Чем дальше, тем интереснее». В «Пустоши» две основные сюжетные линии - приключения Бильбо с гномами и позаимствованный из «Приложений» поход Гэндальфа в Дол Гулдур. События этих линий перемежаются на всем протяжении картины. Также в канву повествования вплетены истории Леголаса, бургомистра Озерного города (Стивен Фрай в «гротескном гриме») и лучника Барда (Люк Эванс). Это уже не сказка. Это эпос.


Подход Джексона к «Хоббиту» некоторым не понравился уже тогда, когда на экраны вышло «Нежданное путешествие». Взрослые критики плакали навзрыд из-за того, что тонкая повесть их детства раздулась до неузнаваемости и превратилась в величественное приключение, снятое на сверхдетальные цифровые камеры со скоростью 48 кадров в секунду.

Многие плакальщики предсказывали картине провал, однако они подавились своими статьями, когда фильм перемахнул планку в миллиард долларов. Непредубежденные зрители оценили и мастерскую игру Мартина Фримена , и добавленную в повествование предысторию грядущего апокалипсиса.

«Во второй картине куда меньше юмора, - признает Джексон, рассказывая о “Пустоши”. - Здесь попросту не над чем смеяться. В первом фильме мы пытались хотя бы отчасти передать дух детской сказки. Во втором фильме это уже неуместно. Слишком уж серьезные события происходят в “Пустоши”, чтобы перемежать их детскими шутками. Так что “Пустошь” ближе к “Властелину Колец”, чем “Путешествие”».

Помимо новых уголков Средиземья, нас ждут новые злодеи. Прежде всего, это пауки, исчадья Шелоб. Также мы встретим Некроманта (Бенедикт Камбербэтч сыграл его в костюме для захвата движений), которого Гэндальф быстро раскусит. «Он уже к концу первого действия поймет, кто такой Некромант», - утверждает Бойенс.


Как и в первой серии, в сиквеле за гномами будет охотиться могучий однорукий орк-альбинос Азог (Ману Беннетт), у которого с Торином давние счеты. В «Пустоши» к нему присоединится столь же суровый орк Болг. «Это самые крутые орки нашего цикла, - хвастается Джексон. - Болг - жуткий тип». И, конечно, дракон. Куда же без Смауга? «Вы обязательно с ним встретитесь», - смеется режиссер. Он очень хочет, чтобы «Пустошь» получилась не только увлекательной, но и страшной.

Если в «Путешествии» город эльфийского старейшины Элронда был для героев безопасной гаванью, то лесные эльфы «Пустоши» окажутся подозрительными и смертельно опасными хозяевами. Особенно для гномов и орков, проникших на их земли. «У Толкиена есть отличная фраза, описывающая лесных эльфов, - смакует Уолш. - Менее мудрые, более опасные».

После обеда каскадер (Тим), мастерски владеющий паркуром (парк-орком?), подменяет Блума, чтобы выполнить особенно сложный каскад трюков «Легги». Он перемахивает через парапет, разворачивается в воздухе перед приземлением в лодку и мгновенно убивает плывущего в ней орка. Затем, прыгая по льдинам, он добирается до берега канала и, перемахнув через еще одного орка, скрывается в аллее. Его лицо художники-компьютерщики потом заменят физиономией Блума. Впрочем, каскадер движется так быстро, что его и без спецэффектов трудно отличить от актера.

Трюкач творит настоящие чудеса, не пользуясь при этом тросами. Когда он заканчивает, сбоку раздаются громкие возгласы одобрения. Это Блум. Иногда эльфом быть проще простого.

«Я сомневался, что мы сможем оправдать возвращение Леголаса, - признается актер. - Но Питер, Фрэн и Филиппа все отлично придумали. Их объяснение правдоподобно. Настоящий эльфийский реализм». Джексон рассчитал, что не упомянутый в «Хоббите» Леголас должен был жить в Лихолесье тогда, когда туда попал Бильбо. Тим повторяет свой трюк, и Блум поворачивается к нему, чтобы оценить усилия каскадера. «Эльфы всегда обращают на себя внимание, - ухмыляется актер. - Потому что мы - лучшие».


Днем ранее, закончив со словесным лечением - сцена снималась в развалинах Озерного города, но она, вероятно, войдет в третью серию, - Эванджелин Лилли рассказала нам историю своих эльфийских ушей. Когда ее взяли на роль, ей предложили три варианта. «Маленькие, средние и большие, - с восторгом объяснила актриса. - Я взяла самые большие. Я хотела внушительные уши. Теперь мои уши в два раза больше, чем у Леголаса. По-моему, чем больше, тем красивее».

Для Лилли роль эльфийки - сбывшаяся мечта. Актриса еще ребенком влюбилась в «Хоббита» и лесных эльфов. «Я воображала себя эльфийкой», - смеется она. В ней есть что-то неземное. Она даже без накладных ушей похожа на эльфа. Не сумев подобрать лучшее слово, главный гример Питер Кинг называет ее «поблескивающей». Сама она описывает себя как «любительницу деревьев».

«Это, наверно, самая заманчивая роль из всех, что мне предлагали», - рассказывает Лилли. Когда Джексон к ней обратился, она только что родила сына и была «не совсем в эльфийской форме». Костюмерам поначалу мешал ее временно увеличившийся бюст. «Я выглядела как барменша, а не как эльфийка».

Тауриэль, вероятно, - самое рискованное сюжетное дополнение. Этой героини нет ни в «Хоббите», ни в «Приложениях». Ее придумали Джексон, Уолш и Бойенс, чтобы скомпенсировать явный дефицит эстрогена. «Мы включили Тауриэль в сюжет по художественным соображениям, - подчеркивает Бойенс. - Нам нужно было добавить в действие женское начало. Наши фильмы ведь смотрят молодые женщины. Решение было на поверхности, и мы легко его приняли». Поначалу они собирались вписать в сюжет эльфийку-подростка и отдать эту роль Сирше Ронан , но в итоге они наняли Лилли и поручили ей пылкую молодую воительницу.


Если Галадриэль - ледяная блондинка, а Арвен - сдержанная брюнетка, то у Тауриэль ярко-рыжие волосы. И соответствующий характер. «Она не слишком мудрая и исключительно опасная, - рассказывает Лилли, цитируя Профессора. - Ей всего 300 лет! Она ребячливая и непосредственная». Лилли надеется, что ее героиня станет своего рода представителем зрителей на экране. Правда, для этого Тауриэль слишком жестока.

«Я лазаю по деревьям и по стенам. В одной из сцен я взбираюсь на орка - Тауриэль почти что ниндзя», - восторгается Лилли. Джексон показал ей несколько уже смонтированных боевых фрагментов. «Она косит врагов как траву, - делится впечатлениями актриса. - Она убивает без сожалений. Это ее работа. Она - машина смерти».

Тем не менее Тауриэль претит «политика изоляционизма», которую проводит эльфийский король Трандуил. Это еще одно дополнение к толкиеновскому сюжету (в повести эльфы - беззаботные сказочные создания).

Если Элронд и Гэндальф увлеченно играют в глобальные политические шахматы, то Трандуил, как объяснил нам Джексон, «презирает все, что творится за пределами его королевства». Поэтому он наглухо закрыл границы. В отличие от своего сурового героя, Ли Пейс обаятелен и гостеприимен. Широко улыбаясь, он пригласил EMPIRE в свой трейлер, похвалил нас за подробное освещение съемок «Хоббита» и предложил травяной чай. «Для меня он тигр, который защищает свои джунгли», - рассказывает Пейс о своем подходе к Трандуилу. Чтобы войти в образ, актер вдохновлялся Обероном и Королем-рыбаком. Также он сходил в несколько ночных походов в новозеландские чащи, чтобы проникнуться духом владыки лесов. «В его краях вы в его полной власти, - говорит Пейс. - Его правила просты и жестоки. Лес Трандуила называется Лихолесье, и его название отражает характер правителя».

Трандуилу три тысячи лет, и Пейс с трудом представляет столь долгую жизнь. «Он очень стар и очень раздражителен, - говорит актер. - Наверно, он слишком много спит». Тем не менее у него репутация лучшего воина Средиземья (похожий на катану бутафорский меч Пейса выкован из цельного куска металла, его гарда и рукоять - изгибы стальной полосы, а не накладные детали). Мощь Трандуила создает значительное сюжетное напряжение, полагает Пейс. «Он лишь в крайних случаях бросает армию в бой». Поэтому главный вопрос картины - что заставит короля выйти из его эльфийской спячки.

Сегодня вечером Леголас пронесется по Озерному городу, преследуя четырех оставшихся в живых орков (здоровенных каскадеров, лица которых в гриме похожи на корнеплоды, коллеги встречают возгласами «дай пять!»). Двоих из них он прикончит метко брошенными ножами.


Питер Джексон ведет EMPIRE по покрытым корой деревянным мосткам Озерного города, чтобы показать нам репетицию. Он рассказывает нам, что раскрыл в «Пустоши» тему отцов и детей. Мы пристально изучим отношения Торина и его отца Трейна, таинственно исчезнувшего с поля боя у ворот Мории. Флэшбек об этом сейчас снимается отдельной группой в павильоне J, где Трейн в исполнении Энтони Шера уклоняется от ударов орков. Мы также узнаем, насколько запутан конфликт Леголаса и Трандуила. И, кстати, Болг - сын Азога. «Надо было сказать “порождение”, - поправляется Джексон, когда EMPIRE интересуется, бывают ли орки-женщины. - По размножению орков у нас эксперт Филиппа».

Джексон очень доволен тем, что нашел отличные начало и финал для срединной ленты. «Пустошь» начнется в знакомом, но неожиданном месте. И она завершится битвой, которую Бойенс считает одним из самых масштабных экшен-творений режиссера. Джексон всегда считал, что книге не хватает решающего боя гномов со Смаугом. Он это исправил. На экране будут бомбы, адские пушки и разъяренный дракон. «Безумная схватка», - радуется Джексон.

Услышав об этом, EMPIRE пугается. Приберег ли Джексон что-нибудь для третьей картины? Джексон зловеще ухмыляется. «Да, у нас еще много всего. Например, битва пяти армий, - говорит он. - Или, может, семи. Или девяти. Кто знает, что мы придумаем, когда доберемся до финала!»

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Продолжаем наш первого трейлера к «Хоббит: Пустошь Смауга». Ролик показывает нам эльфов, гномов, людей, оборотней, одного хоббита — и дракона.

«Во мраке, за пустошью затаилась опаснейшая угроза»


Эльфы ведут плененных гномов по залам короля Трандуила. Арки и причудливые своды придают залу дух таинственности, а корни деревьев символизируют связь лесных эльфов с Лихолесьем.





Эльфы борются с орками в какой-то еще неизвестной локации. Судя по деревьям на заднем плане, возможно, это какой-то эльфийский пост в Лихолесье.






Бард (Люк Эванс) в Эсгароте. С неба падает легкий снежок - это будет хороший 3D-эффект. Доспехи стражников Эсгарота похожи на солдат Дэйла со своими острыми шлемами и чем-то напоминают о русских богатырях. "Если вы разбудите зверя, он уничтожит всех нас", предупреждает Бард.



Эту сцену мы видели еще в самом первом трейлере "Нежданного путешествия". Гэндальфа атакует неизвестный в Дол Гулдуре - очевидно, Траин, сын Трора.



Ключ Торина на веревочке падает и едва не исчезает в пропасти. В последний момент Торин придавливает его своим тяжелым сапогом. На заднем плане стоит Бильбо в одежде из Эсгарота и держит карту Трора. Поиски секретной двери?



Как мы уже писали в первой части, очевидно, бегство на бочках превратили в большую сцену боевки. Теперь за гномами гонятся не только эльфы, но еще и орки Азога. Бочка Бомбура летит по воздуху, при этом он борется с орком, которого в этот же момент застреливают эльфы. Возможно, в этой сцене ранят и Кили (в превью "Пустоши Смауга" мы видели, что он был раненым по прибытии в Эсгарот).







И опять эта неизвестная структура, на которой эльфы бьются с орками. Теперь мы знаем, что в этой битве участвует и Тауриэль. Судя по освещению, эта сцена, возможно, часть побега на бочках. Кроме того, возможно, именно в этой сцене Леголас и Тауриэль стоят у устья реки Бегущей и философствуют о том, их ли это битва.



Бильбо падает с дерева сквозь плотно поросшие ветки. Возможно, это часть битвы с пауками - а возможно, это он спускается с дерева после сцены с бабочками.




Если по "Хоббиту" когда-нибудь откроют парк аттракционов, в нем наверняка будет сплав на бочках. Торин, Кили и Ори машут мечами; промокший Бильбо цепляется за бочку Кили.

Кратко о статье: Враги свободных народов Нынче речь у нас пойдет вовсе не о хоббитах. В прицел январского "Бестиария" попали многочисленные злобные твари Средиземья - от пауков Лихолесья до Балрога Морийского. Понятное дело, что на четырех страницах журнальной статьи невозможно подробно рассказать обо всех существах мира Толкина. Поэтому я сосредоточусь на тех из них, кто, во-первых, прямо или косвенно находился на стороне сил Зла, во-вторых, обладал хотя бы минимальной разумностью, и, в-третьих, не являлся людьми.

Враги Свободных народов

Краткая монстрология Средиземья

Нынче речь у нас пойдет вовсе не о хоббитах. В прицел январского "Бестиария" попали многочисленные злобные твари Средиземья - от пауков Лихолесья до Балрога Морийского. Понятное дело, что на четырех страницах журнальной статьи невозможно подробно рассказать обо всех существах мира Толкина. Поэтому я сосредоточусь на тех из них, кто, во-первых, прямо или косвенно находился на стороне сил Зла, во-вторых, обладал хотя бы минимальной разумностью, и, в-третьих, не являлся людьми.

Впрочем, и об этих созданиях можно писать бесконечно, посему не ждите от этой статьи исчерпывающих описаний - скорее, это будут некоторые интересные и не очень широко известные факты. Предупредив таким образом часть возможной критики, перехожу к собственно бестиарию.

Зеленокожие и саблезубые

Орки - продукт работ Моргота в области генной инженерии. Интересны тем, что, будучи истреблены все до одного, способны почти мгновенно размножиться вновь.

Среди многочисленных опасностей Средиземья орки (иногда их называют гоблинами, "ирчи" по-эльфийски, "урук" на Темном наречии) - пожалуй, наиболее привычная и распространенная. По общепринятой версии, орки были выведены Темным властелином Морготом еще до Первой эпохи (времена столь стародавние, что во "Властелине колец" вы почти не найдете упоминания о них). Материалом и одновременно образцом для издевательства для орков послужили эльфы, в то время бродившие по берегам своего родного озера Куивиэнен.

Орки невысоки, коротконоги и длинноруки, их грубая кожа зеленого или черного оттенка, на пальцах рук - когти, у них чуткий нюх и черная кровь. Питаются орки сырым мясом, не брезгуя и падалью. Орки (кроме урук-хай ) плохо переносят солнечный свет и предпочитают ночь или темноту подземных коридоров. Они довольно искусны в горном деле и ремесле, однако из их лап выходят изделия жутковатого вида и предназначения: оружие, пыточные инструменты, доспехи. В Третью эпоху (когда, собственно, и происходит действие "Властелина Колец") орки расплодились по всему Средиземью: от горы Гундабад на севере Мглистых гор до Мордора на юге. Разные племена говорили на разных наречиях, подчинялись разным начальникам и нередко воевали друг с другом.

Норокопатели

Орки, населявшие Мглистые горы, были крупнее своих сородичей и отлично приспособлены к жизни в подземельях. В "Хоббите" упоминается, что у них были даже специальные мягкие башмаки для бесшумной ходьбы по коридорам.

Орки Мглистых гор известны давней и кровавой враждой с гномами из-за их подземного царства Мории. В сражении в долине Азанулбизар погибло множество орков, в том числе их вождь Азог. Однако не прошло и полутораста лет, как орки расплодились вновь и чуть не нанесли Свободным народам поражение в Битве Пяти армий на склонах Одинокой горы.

Орки Мглистых гор напали на Хранителей в Мории, присутствовали они и в отряде, захватившем в плен Мерри и Пиппина.

Под Багровым оком

Орки были основной рабочей силой и пушечным мясом Властелина Колец Саурона. В Мордоре их можно было встретить везде: в Войну Кольца бесконечные колонны орков маршировали по Горгороту, стягиваясь к вратам Мораннон.

В Третью эпоху Саурон вывел (вероятно, путем скрещивания с людьми или троллями) усовершенствованную породу орков - урук-хай. Они были выше, сильнее и не боялись солнечного света. В Войну Кольца урук-хай сражались в армиях как Саурона, так и Сарумана (хотя в фильме Питера Джексона урук-хай - порождение Сарумана).

На службе Сарумана

Справедливости ради надо сказать, что Саруман, не отставая от Моргота и Саурона, также занимался опытами по скрещиванию. Их результатом стали полуорки, также не страдавшие светобоязнью. Полуорки выглядели по-разному: некоторые были почти неотличимы от людей, а в других с первого взгляда проступала орочья порода. У Толкина сарумановские орки не ездят верхом на варгах, Питер Джексон, очевидно, заимствовал этот элемент из описания Битвы Пяти армий, где на варгах сражались орки Больга.

Имена кольценосцев

Как звали назгулов - вопрос, который волнует толкинистов на протяжении вот уже нескольких десятилетий. У Толкина упоминается имя только одного из улаири, второго после Короля-Чародея - Кхамул, он же Черный истерлинг. В ролевой и карточной играх Middle-Earth , изданных фирмой Iron Crown Enterprises , были предложены следующие имена для оставшихся восьми кольценосцев: Муразор (сам Король-Чародей), Двар, Джи Индур, Акхорахиль, Хоармурат, Адунафель, Рен и Увата. Эти имена получили распространение в среде игроков.

Однако, выпуская новую коллекционную карточную игру Lord of the Rings , компания Decipher пошла другим путем: всех назгулов, кроме самого Короля-Чародея, "пересчитали" по-эльфийски: Аттеа (второй), Нелиа, Кантеа, Лемениа, Энквеа, Отсеа, Толдеа, Нертеа (девятый).

Окольцованные всадники

Со временем кольценосцы развоплотились и стали устрашать Средиземье в виде призраков. Назгулы бестелесны, однако их одежда, оружие и кони вполне реальны. Главное оружие улаири - страх, который они внушают всему живому, хотя в отдельных случаях они могут прибегнуть и к проклятому клинку. Они видят мир иначе, чем люди, и часто полагаются на нюх, а не на зрение. Назгулы не любят солнечный свет и воду, боятся огня и имени Элберет. Однако убить их невозможно, пока не уничтожен Саурон.

Звание почетного назгулоборца Средиземья принадлежит, несомненно, эльфу Глорфиндейлу: он разбил ангмарские войска улаири, а во время Войны Кольца загнал Черных всадников в Бруинен (в фильме Питера Джексона роль Глорфиндейла взяла на себя Арвен).

Вот такие птички водятся в Мордоре.

Предводительствует кольценосцами Король-Чародей (он же Ангмарец), сильнейший из них. В Третью эпоху он воцарился в колдовской стране Ангмар, откуда войнами и ведовством уничтожил нуменорское королевство Арнор. Затем он со своими коллегами захватил гондорскую крепость Минас Итиль и превратил ее в Минас Моргул. Король-Чародей не боялся оружия, любая попытка напасть на него заканчивалась параличом нападавшего. Он был убит Эовин на Пеленнорских полях, как и предсказал ему Глорфиндейл. Ростом Король-Чародей был выше прочих назгулов, а на голове поверх шлема носил корону.

Обычно назгулы передвигались верхом на черных конях, специально выращенных в Мордоре и приученных терпеть исходившие от кольценосцев волны страха. Однако после того, как кони улаири утонули в водах Бруинен (а сами они бестелесными призраками вернулись в Мордор), Саурон посадил их на громадных крылатых тварей. Новые верховые животные назгулов были бесперыми, с кожистыми крыльями и длинными шеями; летали они подобно стервятникам. Вероятнее всего, это были последние представители данного биологического вида в Средиземье.

Ужас огня и тени

Анекдот

Не вдаваясь в подробности истории и теологии Средиземья, балрогов можно определить как духов огня. Балроги были совращены Морготом еще до начала Первой эпохи и составляли личную гвардию Темного властелина вплоть до его окончательного поражения. Их громадные тела обладали человеческими очертаниями, однако были окутаны языками пламени и клочьями темноты. Вода не была смертельной для балрогов, однако тушила их огонь, и они принимали форму скользких чешуйчатых гадов. Обязательной деталью вооружения балрога была многохвостовая огненная плеть. Один из самых острых вопросов среди толкинистов - были ли у балрогов крылья, поскольку текст с описанием крыльев балрога можно понимать двояко.

После падения Моргота несколько балрогов бежало на восток, в Средиземье, и укрылось там глубоко под землей. Нам известна дальнейшая судьба только одного из них. Морийский балрог, он же Проклятье Дарина, был обнаружен гномами, которые зарывались все глубже под Мглистые горы, за драгоценным митрилом. Он убил короля гномов и множество его подданных, а остальные гномы покинули Морию.

Возможно, балрог командовал орками, заселившими оставленные гномами подземелья; в любом случае, и он, и зеленокожие уживались друг с другом. Сложно сказать, действовал ли Морийский балрог согласованно с Сауроном, но стремления у них, очевидно, были одни. Интересно, что по своей изначальной сути и мощи балрог не уступал ни самому Саурону, ни Гэндальфу, ни Саруману.

Упокоищами назывались погребальные курганы к югу от дороги, ведущей из Шира в Бри. Здесь находились захоронения благородных воинов Кардолана, одного из княжеств, на которые распался Арнор в результате подрывной деятельности Короля-Чародея (а возможно, и более древние захоронения). Во время Великой чумы население Кардолана почти целиком вымерло, и нежить из Ангмара и подвластного ему княжества Рудаур вползла в Упокоища и утвердилась там.

С тех пор заплутавшие путники стали пропадать в курганах, и о них поползла дурная слава. Во "Властелине колец" описано, как это происходило: сначала нежить морочила путникам голову, заставляя ходить по кругу, вселяла в них смятение и усталость. Вконец запутанные жертвы засыпали или теряли сознание, чтобы оказаться внутри Упокоищ. Там нежить под шепот жутких заклинаний убивала несчастных, и об их дальнейшем существовании можно только догадываться.

Большие и сильные

На поляне вокруг большого костра сидели три огромных тролля. Поляна была завалена банками с ветчиной "Made in USA", блоками жевательной резинки, бутылками "Пепси" и прочей снедью, а тролли вели непринужденную беседу.

Вадим Румянцев, "Вззхоббит, или Путь в никуда"

Тролли, иначе называемые торогами - мрачные, неуклюжие и тупые создания, к появлению которых, очевидно, также приложил руку Моргот. Существует версия о том, что Темный властелин создал троллей в насмешку над энтами и в подражание им. У торогов толстая шкура, ростом они выше человека и гораздо сильнее его. Тролли питаются мясом людей, гномов, хоббитов и прочими подобными яствами. Боязнь солнечного света, в той или иной мере проявлявшаяся у большинства слуг Моргота и Саурона, выражена у торогов максимально: любое свидание с дневным светилом заканчивается для них гибелью вследствие окаменения. Хрестоматийный пример подобного поворота событий описан в "Хоббите".

Существует много разновидностей троллей. Пещерные тролли , водившиеся повсюду в подземельях Средиземья, вместе с орками входили в состав сил Зла, оккупировавших Морию. Представители этой породы особенно велики, их кожа темно-зеленого цвета, а на ногах нет пальцев. В своем путешествии к Одинокой горе Бильбо встретил троих каменных троллей . Наконец, тролли холмов отличаются особой агрессивностью (в частности, они убили отца Арагорна, а также участвовали в битве у врат Мораннон), а горные - силой: именно они несли громадный таран в Пеленнорской битве.

Особо следует упомянуть об олог-хай . Олог-хай - элитарный подвид торогов, выведенный Сауроном к концу Третьей эпохи. Они были сильнее и сообразительнее своих сородичей, а также могли без особого вреда переносить солнечное излучение. Впрочем, это их умение, равно как и многие другие, целиком зависело от злобной воли их господина. В фильме Питера Джексона "Две Крепости" тролли, очевидно, олог-хай, открывают и закрывают колоссальные врата Мордора.

Открытым остается вопрос о великанах (гигантах) в мире Толкина. В "Хоббите" упоминаются каменные великаны, перекидывавшиеся во время грозы валунами. Существуют разные версии относительно того, что имел в виду Толкин под каменными великанами. Это могли быть те же тролли, либо порода крупных людей, или же даже энты. Впрочем, есть ли в Средиземье великаны, нет ли в Средиземье великанов - то, что о них известно, я написал.

Средиземские горынычи

Моргот создал концепцию нового вида вооружений - огненного дракона, и изготовил первый опытный образец. Молодой и глупый, дракон Глаурунг выполз из ворот Ангбанда. Эльфы в ужасе разбежались, и дракон... [фрагмент опущен], осквернив тем самым окрестные поля.

С. О. Рокдевятый, "Звирьмариллион"

Смауг, очень приятно.

Как вы уже, наверное, догадались, драконы, равно как и орки с троллями, также были плодом деятельности Моргота. Не совсем понятно, что взял Темный властелин за образец, и что стало материалом для драконов. Существует версия о том, что они были созданы волшебством из огня.

Драконы появились позже других созданий Моргота, однако оказались, пожалуй, самым опасным его порождением. Драконы живут почти вечно, если их не убить, а убить их под силу далеко не каждому. Помимо почти непробиваемой брони, драконы защищены способностью зачаровывать собеседника своей речью и взглядом. У них очень острое зрение, тонкий нюх и чуткий слух. Драконы удивительно алчны, обладают очень хорошей памятью и чрезвычайно умны.

Первые драконы (урулоки ), в том числе "опытный образец" Глаурунг, уже умели выпускать пламя, однако были бескрылыми. Впоследствии Моргот создал две разновидности крылатых драконов: огненных и ледяных, причем последние выпускать огонь не умели. Однако это не делало их менее опасными: махая крыльями, они могли поднять сильный ветер, сбивавший противника с ног. Дракон Смауг, захвативший чертоги гномов под Одинокой горой, принадлежал к породе огненных крылатых драконов.

После развоплощения Моргота оставшиеся в живых драконы перебрались в северные пустоши Средиземья. У Саурона никогда не хватило бы власти, чтобы управлять драконами, поэтому они оказались предоставлены сами себе. Чем это закончилось, видно уже на примере Смауга: без чуткого и централизованного руководства разрозненные драконы становились жертвами отдельных драконоборцев.

Более поздние, не-толкиновские источники населили Средиземье новыми видами драконов, такими, как пещерные, земляные (кеменлоки), болотные (хисуалоки), драконы света (калалоки) и даже дождевые драконы.

Сети и жала

Среди самых первых сообщников Темного властелина Моргота (в те времена, когда он Морготом еще и не был) была Унголиант, пребывавшая в образе огромной паучихи. В конце концов (еще до начала Первой эпохи) Унголиант пожрала сама себя, успев, правда, перед этим помочь Морготу в его темных делах, поссориться с ним и - самое для нас главное и основное - наплодить многочисленное потомство.

Пауки и мухи.

Последней из потомков Унголиант была паучиха Шелоб, обитавшая со Второй эпохи в пещерах на перевале Кирит-Унгол, одном из путей в Мордор. Она жила здесь до появления Саурона в Мордоре и не имела с ним никаких отношений; Саурон знал о ее существовании и держал в качестве сторожевой собаки. Шелоб подстерегала путников - людей, эльфов, орков - в лабиринте своих пещер, местами завешанных паутиной с нитями в палец толщиной, и высасывала из них кровь. Ее шкура была прочнее драконьей чешуи, а единственным уязвимым местом были глаза. Шелоб была ослеплена и ранена в схватке с Сэмом и, возможно, умерла после этого.

Впрочем, по примеру своей родительницы, и она не оставила мир без потомства. Отпрысками Шелоб считаются гигантские пауки, расплодившиеся в отрогах Гор Тени и к северу от них, вплоть до Северного Лихолесья. Именно там заплутавший в лесу отряд гномов был схвачен пауками, и Бильбо Бэггинс сражался с ними, чтобы освободить спутников. Гигантские пауки разумны и умеют разговаривать на всеобщем языке тонкими скрипучими голосами.

По-волчьи выть

Волки и их всевозможные родственники еще в первую эпоху стали одними из ближайших союзников Моргота. В "Сильмариллионе" упоминаются величайшие из волков - Драуглуин и Кархарот; да и сам Саурон не брезговал время от времени принимать волчье обличье. Древние волки разговаривали на Черном наречии и понимали эльфийский язык.

Возможно, от этих древних волков происходят варги Третьей эпохи - свирепые разумные волки, обитающие на севере долины Андуина, а также, возможно, и в других местностях. Варги разговаривают на собственном языке, а также очень быстро бегают, однако не умеют лазать по деревьям и боятся огня. Варги часто объединяются с орками Мглистых гор для совместного разбоя и грабежа. Именно на варгах прискакало воинство орочьего вождя Больга к Одинокой горе, в Битву Пяти армий. Позднее отряд Хранителей столкнулся со стаей варгов недалеко от ворот Мории: в ночной стычке было убито приличное число этих тварей, однако наутро не обнаружилось ни одного тела. Возможно, это был морок, а возможно, и нет.

Страж-в-воде

Безымянное существо, живущее в глубине пруда у Западных ворот Мории. В принципе, это может быть и два существа, и три, и двадцать. Все, что известно о страже-в-воде - у него (или у них) много щупальцев, он не любит, когда кто-то кидает камни в его пруд и обладает недюжинной силой. Гэндальф высказал предположение, что это существо ранее обитало в темных водах под горами, а на поверхность поднялось вследствие усиления воли Врага.

Очевидно, что существа, подобные стражу-в-воде - не единственные, кто населяет глубочайшие подземелья. По словам Гэндальфа, "намного ниже самых глубоких пещер гномов мир грызут существа, которым нет имени. Даже Саурон не знает про них". Впрочем, оставляю читателю все возможные спекуляции относительно этих безымянных существ.

* * *

Наша виртуальная экскурсия по средиземскому бестиарию подходит к концу. Надеюсь, что первое, самое общее представление об опасных существах, подстерегающих каждого Хранителя Кольца в мире Толкина, вы получили (или освежили в памяти то, что давно читали). В этом небольшом обзоре я сознательно обходил большинство нюансов, связанных с космологией и историей толкиновского мира, многочисленными именами собственными, которые потребовали бы многословных объяснений, малопонятных для читателя несведущего и неинтересных для посвященного. И вместе с тем я стремился не ограничиваться рамками фильма Питера Джексона - просто потому, что его смотрели все или почти все, и пересказ серий был бы просто неинтересен.

Если же кто-нибудь, паче чаяния, заинтересуется приведенными здесь сведениями, мне остается только отослать его к более компетентным источникам. Которые, помимо уже упоминавшихся "Властелина колец", "Хоббита" и "Сильмариллиона", суть:

Дж. Р. Р. Толкин. История Средиземья. (12 томов на английском языке; 2 переведены на русский);

Дж. Р. Р. Толкин. Неоконченные предания Нуменора и Средиземья;

Разнообразные путеводители, справочники, гиды и пр. на русском и английском языках;

Ролевые и карточные игры Middle-Earth и Lord of the Rings ;

Фотография: «Каро Премьер»

…И тогда вдали, в предрассветном тумане, хоббит Бильбо Бэггинс, маг Гэндальф Серый, гном Торин Дубощит и его двенадцать спутников увидели Одинокую гору. В этот момент начались финальные титры, а зрителям пришлось ждать еще целый год до следующей - вновь трехчасовой - главы фильма Питера Джексона о Средиземье. Ее подзаголовок «Пустошь Смауга» обещал долгожданную встречу с захватившим гномье царство Эребор огнедышащим драконом. И не обманул.

О второй части «Хоббита», как и любой трилогии, писать очень трудно. Общая концепция предельно ясно была выражена в первом фильме, окончательные выводы надо будет делать после третьего. К тому же всякому, кто смотрел экранизации Толкина, снятые бородатым новозеландцем, ясно: никакая это не трилогия, а гигантская девятичасовая картина, из которой продюсеры и прокатчики по понятным причинам хотят выжать побольше денег. Представьте, вы посмотрели середину любого, сколь угодно гениального, фильма: ни завязки, ни кульминации, ни головы, ни хвоста. О чем и как судить?


Можно, правда, рассказать об изменениях в сравнении с книгой. Многократно говорилось о том, что джексоновский «Хоббит», в отличие от толкиновского, больше для взрослых, чем для детей. В нем есть грозное дыхание подлинного эпоса, авантюра нескольких гномов превращена в глобальное противостояние добра со злом, а также присутствуют весьма неуютные эпизоды. Специальный спойлер, он же предупреждение, для страдающих арахнофобией: минуты эдак с тридцать пятой и примерно до пятидесятой можете выйти из зала, проветриться. Однако гигантские пауки Лихолесья - все-таки деталь из сказки Толкина. А вот поход Гэндальфа в разрушенную крепость Дол-Гулдур и встреча с Некромантом (читавшие книгу «Властелин Колец» знают его истинное имя) - деталь, привнесенная авторами фильма. От них же мы узнаем об устройстве Озерного города - на сцене появляются два новых героя, красавец-лучник Бард (Люк Эванс) и гнусный бургомистр (Стивен Фрай), - и о внутренней географии подгорного Эребора.

Главная инновация этой серии - появление единственного женского персонажа, которого Джексону и его соавторам пришлось выдумать, хоть как-то восстановив нарушенное Толкином гендерное равновесие. Командира стражи лесных эльфов Тауриэль играет Эванджелин Лилли, для которой эта роль - будем честны - стала первой серьезной возможностью избавиться от пожизненного амплуа Кейт Остин из сериала «Остаться в живых». Чтобы осуществить эту операцию, актриса буквально лезет вон из кожи: прыгает по ветвям, стреляет из лука, осваивает приемы эльфийских боевых искусств, смутно напоминающих китайские. Но даже все это меркнет перед совсем неожиданной лирической линией. Во вселенной Толкина было несколько историй любви между человеком и эльфом - подобное разбавление арийской крови английский гений считал допустимым, хотя не всем в Средиземье нравились смешанные браки. Однако роман эльфа с гномом - что-то радикально новое, практически революционное. Хоть при этом и укладывающееся в последние тенденции политкорректности и защиты меньшинств (гномы являются таковым в буквальном смысле слова).


Для фрустрированных этой ересью толкинистов предлагается маленькое утешение: явление Леголаса. Неизменный и в самом деле не стареющий Орландо Блум сыграл всеми любимого персонажа, которого вовсе не было в оригинальном «Хоббите». Тем не менее известно, что он был сыном короля лесных эльфов Трандуила, который взял гномов в плен и потому, учитывая неподвластность этой породы времени, вполне мог участвовать в задержании.

«Пустошь Смауга» подтверждает художественное превосходство «Хоббита» над «Властелином Колец» (речь, разумеется, о фильмах, а не первоисточниках): этот проект - более радикальный, авторский, нахальный, он в меньшей степени иллюстрация к тексту и в большей - его осмысление и интерпретация. Основная же его тема, похоже, та же, что в недавней «Теллурии» Владимира Сорокина - недаром писатель открыто признавался в любви к толкиновским экранизациям Питера Джексона. Речь о мире, в котором изменены представления о размере и масштабе, Большие сосуществуют с Маленькими, а понятие нормы размыто вплоть до полного исчезновения. Безусловно, те же задачи решают другие голливудские блокбастеры новейшего образца - от «Трансформеров» до «Тихоокеанского рубежа». Только лишь один Джексон не ограничивается восхищением перед гигантами, но и применяет новаторские увеличительные стекла (речь о технологии HFR 3D), чтобы внимательно вглядеться в малых сих. Ему известно, что победу в конечном счете одержат именно они, и он знает, что победа должна быть убедительной.

Свершится это, впрочем, только в третьей части, где состоится решающий бой с огнедышащим змеем и Битва пяти воинств: вероятно, нас ждет три часа кульминации, так что готовиться можно начинать уже сейчас. А высшей точкой «Пустоши Смауга» становится встреча и беседа Бильбо с драконом - точно так же, как в предыдущей серии все внимание было сконцентрировано на диалоге с Голлумом. Концептуально эта остановка действия позволяет вновь оценить незаурядные способности Мартина Фримена - самого талантливого из актеров фильма, которому за эту роль рано или поздно следовало бы дать «Оскара», - а заодно обратить внимание на столкновение человеческого начала со сверхчеловеческим-спецэффектным. Тут становится окончательно ясно, как важно для Джексона обмануть голливудского Молоха и в чем-то даже приручить его, не позволив ярчайшей сказке ХХ века превратиться в тривиальный набор аттракционов.

Пронзительно жалко в этом контексте лишь того, что российский прокатчик и под угрозой смертной казни не выпустит ни в одном кинотеатре копию «Хоббита» с субтитрами: мы обречены на дубляж. А значит, так и не услышим, как два величайших злодея Средиземья - последний дракон и сам темный лорд - говорят голосом Бенедикта Камбербатча.

Происхождение имени

По словам Толкина, «Шелоб - слово английского происхождения… означающее „она“ (she ) + „паук“ (lob ) = „паучиха“. Это слово является переводом эльфийского унгол - „паук“». Толкин предлагает считать это слово орочьим и не переводить его .

Происхождение и появление Шелоб в Средиземье

Шелоб устроила своё логово в подземном переходе на перевале Кирит Унгол (в переводе с синдарина - «паучий перевал»), располагавшемся высоко над крепостью Минас Итиль , и с тех пор никто не мог попасть в Мордор этой дорогой. Судя по словам Фарамира, неизвестный ужас (источником которого была Шелоб) поселился в Кирит Унголе ещё до того, как назгулы захватили цитадель Минас Итиль (превратив её в Минас Моргул) и укрепления на перевале, ведущем в Мордор:

Доподлинно ничего не известно, - ответил Фарамир. - Мы, люди Гондора, давно уже не бываем за Южным Трактом, не говоря уже о Горах Мрака. Мы знаем о них только из древних легенд и сказок, переданных нам стариками. Но все легенды сходятся на том, что на перевале над Минас Моргулом обитает неведомый ужас. При имени Кирит Унгол старцы и знатоки преданий бледнеют и умолкают.

Властелин Колец. Две крепости. Книга 4, глава 6 «Запретное озеро» (перевод Марии Каменкович, Валерия Каррик)

…Как Шелоб попала сюда, в пещеру, не говорит ни одна легенда, ибо немногие предания Чёрных Лет дошли до нашего времени. Но с тех пор она, та, что была здесь прежде Саурона и прежде того, как заложен был первый камень Барад-дура, неизменно пребывала здесь.

Властелин Колец. Две крепости. Книга 4, глава 9 «Логово Шелоб» (перевод Марии Каменкович, Валерия Каррик)

Шелоб жила в кромешной темноте, ибо она была детищем тьмы и всякий свет был пагубен для неё. Этим воспользовался Фродо, отогнав её сиянием фиала Галадриэль.

Особой жизненной цели у Шелоб не было, за исключением пожирания всего, что попадается в её паутину, и стремления разрастаться всё больше и больше. Она любила только себя и свою плоть, а всех остальных, даже Саурона , презирала и ненавидела. Сам Тёмный Властелин отлично знал о ней, и она была полезна ему тем, что сторожила Кирит-Унгол; кроме того, ему была приятна её ненависть ко всему живому.

В основном пищей ей служили орки Саурона, постоянно попадавшиеся в её паутину. И хотя они всё время проделывали обходные пути, Шелоб находила эти проходы и расставляла в них свои сети.

Паутина Шелоб была очень липкой и прочной, и разрубить её могло лишь эльфийское оружие.

Шелоб в событиях Войны Кольца

Около 3000 года Третьей Эпохи Шелоб встретилась с Голлумом , выпущенным из Барад-Дура на поиски Кольца Всевластья.

Несколько лет назад с ней встретился Горлум-Смеагорл, превеликий лазун по всем чёрным захолустьям, и тогда, во дни былые, он поклонился ей, и преклонился перед ней, и напитался отравой её злобы на все свои странствия, став недоступен свету и раскаянию. И он пообещал доставлять ей жертвы.

Властелин Колец. Две крепости. Книга 4, глава 9 «Логово Шелоб» (перевод В. Муравьёва)

В 3019 году Т. Э. Голлум, намереваясь втёмную воспользоваться Шелоб как непобедимым оружием, привёл к ней хоббитов Фродо и Сэма , направлявшихся к вулкану Ородруин , чтобы уничтожить Кольцо Всевластья . Шелоб удалось ужалить и схватить Фродо, но его выручил Сэм, которому удалось - впервые за многие века! - не только серьёзно ранить чудовище эльфийским клинком своего хозяина, но и обратить её в бегство.

Звуки агонии раненой Шелоб, уползшей в своё логово, слышит Сэм, надев Кольцо. Это последнее упоминание о ней в трилогии. Позже, после падения Мордора, по приказу короля Элессара крепость Минас Моргул и укрепления Кирит Унгола были разрушены до основания, но гигантская паучиха так и не была найдена.

См. также

Примечания