Знает ли усопший кто за него молится. Православные истории

Полное собрание и описание: нужна ли молитва о умерших для духовной жизни верующего человека.

По смерти наших родных, близких и друзей, отношения с ними не прекращаются. Прерывается лишь видимое общение, ведь в Царствие Христовом нет смерти. Она есть лишь незримый переход из жития временного, земного, в жизнь вечную.

Зачем нужно молиться об умерших

Молитва об упокоении души умершего - это продолжение нашей незримой связи. Православные христиане верят, что Милосердный Господь дарует по молитвам прощение их душам.

Пока человек жив, он в любое время может покаяться во грехах и получить прощение от Бога. Но после смерти у души уже нет возможности испросить прощения и ходатайствовать за себя. И на помощь с молитвами о них к Творцу приходим мы, живые люди.

Совет! Молиться необходимо как можно чаще.

По смерти человека место пребывания его новопреставленной души зависит от того, как усопший проводил земную жизнь, верил ли во Христа, соблюдал ли Его заповеди. Поэтому усердно молясь об умерших людях мы, живые, можем совершить для них единственное и долгожданное благо - жизнь вечную во Царствие Небесном.

Тексты молитв

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты - сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и. плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.

Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя, родителем моим (имя); душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков.

С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи!

Приими днесь о рабе Твоем (имя), теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, Своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя;

За благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читается со дня смерти 40 дней и перед годовщиной за 40 дней до дня смерти ежедневно.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося* раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человек, иже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных е междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя - правда во веки, и слово Твое - истина.

Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), (имя), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Что означают 3, 9, 40 дней и годовщина

Мало кто из усопших сподобился перед смертью совершения исповеди и святого Причастия, много кто умирает неожиданно, а кого-то настигает насильственная смерть.

Покойный особо нуждается в молитвенной поддержке в 40 дней по смерти. Именно в это время решается его участь в мире ином, «размещение» в аду или в райских селениях.

Родственники и близкие люди обязаны ради доброй памяти покойного совершить молитвенный подвиг:

  • творить милосердные дела и поступки;
  • прощать недоброжелателей;
  • усмирять личное лицемерие;
  • регулярно каяться во грехах и принимать Причастие;
  • утешать скорбящих;
  • раздавать милостыню нуждающимся.

День третий

Поминовение в 3 день по смерти совершается в память Воскресения Христова. 2 дня душа присутствует на земле. Ее постоянно сопровождает ангел. Она посещает дорогие ей при жизни места, «навещает» любимых людей.

Важно! На 3 сутки душа возносится для поклонения Творцу. Именно в этот день мольбы о ее упокоении и прощении грехов являются особо своевременным событием.

С 3 по 6 день душа в сопровождении ангела лицезреет красоты райских селений. Постепенно забывается скорбь, которая ощущалась при расставании с телом. Грешная же душа скорбит и укоряет себя о беспечности земного жития.

День девятый

В 9 день Всевышний вновь повелевает душе явиться к Нему. Поминальная служба в этот день сотворяется в память девяти ангельских чинов. Именно они ходатайствуют о спасении и милости к новопреставленному.

День сороковой

На 40 день душа вновь возносится ко Христу для разрешения своей участи - Всевышний определяет место ее нахождения до Своего Второго Пришествия на землю и Страшного Судилища. Именно в этот момент мольба и поминовение считаются особо благовременными ради водворения упокоившейся души в раю со святыми.

Именно 40-й день знаменателен в истории Церкви:

  • пророк Моисей беседовал с Творцом на горе Синай и получил скрижали Закона после 40-дневного поста;
  • израильтяне после 40-летнего путешествия достигли Иудеи;
  • Спаситель вознесся на 40 день по Воскресению.

Годовщина поминания

Поминовение усопших в годовщину смерти обусловлено литургическим циклом - годовым кругом. По его окончании все церковные события вновь повторяются. А годовщина упокоения человека - это его день рождения в вечность.

Православная церковь хранит немало примеров того, как усопшие ожидают молитв о них от живых людей: они приходят нам в сонных видениях, совершают некие знамения, указывающие на нужду в молитвенном поминовении.

Христианская любовь вечна, а умершие не мертвы, но живы и любят нас, ведь душа человеческая бессмертна. Мало кто из праведников направляется в райские обители и наслаждается радостью общения с Отцом Небесным. Именно поэтому так важна молитва об упокоении души умершего.

Важно! Не менее действенным поминовением усопших считается принесение Бескровной Жертвы за них во время божественной Литургии.

НУЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ ЗА УМЕРШИХ? Что об этом говорит Бог в Своем Слове?

Почти все христианские конфессии, за малым исключением (адвентисты 7 дня), учат, что после смерти душа человека продолжает своё существование вне тела. Поэтому для Бога все люди – живы (Лук. 20:38). А, если они живы, грех ли просить о них Бога или обращаться к ним с молитвами? Посмотрим, что об этом говорит Библия.

Иисус рассказал нам историю о богаче и нищем Лазаре (Лук.16:19-31), которые умерли, и сразу после смерти были взяты: богач – в ад, а Лазарь – в рай. Мучаясь в пламени ада, богач поднял свои глаза вверх и увидел Лазаря рядом с Авраамом. Изнывая от жажды, он попросил Авраама послать к нему Лазаря, чтобы тот омочил язык его. На что Авраам ответил, что и богач, и Лазарь получили по заслугам, и «между вами и нами утверждена великая пропасть, так, что хотящие перейти отсюда к вам не могут, так же и оттуда к нам не переходят» .

Это значит, что после смерти человека ничего изменить нельзя: попавший в ад в рай перейти уже не может. Поэтому молитвы об умершем уже ничего не меняют.

Могут ли наши молитвы за умершего каким-то образом смягчить приговор Великого Суда, который будет вынесен усопшему? Павел отвечает: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле » (2 Кор.5:10). Следовательно, человек будет судим только за те дела (и слова), которые он совершил, будучи живым. Поэтому молитвы об умершем не влияют и на решение Суда.

Но, если для Бога мёртвые живы, разве мы не можем просить их о чём-нибудь в наших молитвах? Замолвить о нас перед Богом словечко?

– Если даже не принимать во внимание тот факт, что мы никак не можем знать, в каком из двух мест находится душа усопшего, везде, где Библия говорит о смерти праведника, там говорится, что он уходит на покой: «блаженны мёртвые, умирающие в Господе. они успокоятся от трудов своих» (Отк. 14:13).

Было бы это покоем, если бы мёртвый слушал постоянно просьбы живых и лез бы из кожи вон, выполняя те просьбы? Нет. Поэтому просьбы живущих мёртвые слышать не могут. Они – «всегда Господни» (Рим. 4,8), они живы «для Бога», но не для живущих людей.

Та великая пропасть, разделяющая ад и рай, которую не могут пересечь мёртвые, есть мир живых. Он – барьер между двумя мирами душ. Один мир находится под нами, другой – над нами. В наш материальный мир души усопших не допускаются. Все те духи мёртвых, появляющиеся людям (о которых сегодня так много создано фильмов) – не кто иные, но демоны, принявшие облик человеческий.

По данным причинам, во Второзаконии говорится: « не должен находиться у тебя.. гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых ; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Вт.18:11,12),

Поэтому молитвы за мёртвых – бесполезны, а молитвы к мёртвым – великий грех.

Понравилось: 1 пользователю

  • 1 Запись понравилась
  • 0 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 0 Добавить в цитатник
    • 0 Сохранить в ссылки

    Нет. Это страшное заблуждение. Многие современные Православные священнослужители прекрасно понимают, что эти молитвы, как говорят в народе – «как мертвому припарки», но продолжают эту нелепую и пагубную традицию религиозного оккультизма, «вводя в заблуждение и заблуждаясь».

    «Корень всех зол – сребролюбие, (любовь к деньгам) которому, предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:10). Многие священники погрязли в этом страшном обольщении, и отправляют всевозможные панихиды, литургии и обедни «за упокой» и повторяют безумные слова бизнесменов от религии – «от этого ремесла зависит благосостояние наше», (сравни с Деян. 19:25). На каком основании православие утверждает, что надо молиться за умерших? В Писании ничего не говорится об этом (апокрифы и предания я не считаю богодухновенными).

    Если в Божьем Слове – Библии, ничего не говорится о возможности молитвы за умерших, то, как же быть со ссылками на древние тексты книг Маккавейских?

    Первый аргумент православной стороны, что нужно молиться за умерших – это ссылка на книгу Маккавеев. Все три книги Маккавейские, как и II, III книги Ездры, Варуха, Иудифи, послание Иеремии, Премудрости Соломона, Сираха и Товита – это не Библия. Эти книги неканонические, хотя и содержат некую полуправду. Ни одна из Православных юрисдикций до сих пор не признала эти книги богодухновенными, Священным Писанием, хотя многие считают их полезными и поучительными.

    37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

    38 Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

    и якобы они молятся за мертвых, не как за мертвых, а как за живых. У Бога действительно живы все дети Его, не исключая умерших. Однако – это не повод молиться за них. Почившие христиане не нуждаются в молитве об их спасении, поскольку они уже спасены, если они искренно веровали и осознанно посвятили свою жизнь Христу. Они не обременены и проблемами, присущими этому миру. Поэтому, совершенно естественным представляется то, что в Новом Завете ничего не говорится о молитве за умерших. Почившие дети Божьи находятся всецело в руках Христа и не нуждаются в наших молитвах. Молитвы возносят за тех, в жизни кого ещё возможны перемены, но если человек умер, его положение в Вечности уже определено раз и навсегда и молиться за него бесполезно. Нельзя «отмолить» грехи человека после его смерти.

    Каждый из нас на протяжении своей жизни хотя бы раз слышал слова Божии, обращенные к нему, призывающие покаяться в своих грехах, принять жертву Сына Его и служить Богу. Господь не лишил нас собственной воли, поэтому ответственность за принятое решение лежит только на нас. А шанс что-то изменить есть у нас только до того времени, пока не прекратилось дыхание наше. Некоторые люди говорят: «Ну, ничего, я еще успею покаяться перед Богом, а пока еще погуляю!» Но никто из нас не знает ни дня, ни часа, когда предстоит ему покинуть эту землю. Иногда смерть постигает человека внезапно. Поэтому покайтесь в своих грехах и примите Христа сейчас, пока не поздно. Ведь как страшно у великого Белого Престола потом услышать такие слова: «Мог бы спастись, да сам не захотел. »

    Православные иконы и молитвы

    Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

    Молитва об усопшем родственнике, читаемые дома до 40 дней

    «Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

    Ушедший из жизни родной или близкий человек повергает всех в скорбь, тоску и уныние. Слезы людей могут облегчить только их боль, никак не влияя на душу усопшего. На душу усопшего вряд ли повлияет солидный памятник, пышные и красивые поминки, а также престижное место на кладбище. Потому что все это материальное. Оно никак не влияет на духовный божий мир. Умершему помогает поминальная молитва за упокой души усопшего.

    В таком молитвословии живые принимают святое участие в спасении души умершего. Люди обращаются с молитвой «Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего» и продвигают Бога на милость души умершего. Такая милость дается только по прошению живых. Молитва за усопших родственников также доставляет спасение и живым.

    Все дело в том, что при молитвословии об умерших люди настраивают также свою душу на небесный лад. Это все отвлекает от суетливого и временного живого мира и наполняет память людей о смерти и отклоняет их души от зла. Также такое молитвословие помогает живым надежду на неземное будущее, и воздерживаться от произвольных грехов.

    Еще молитвы об усопших родственниках помогают расположить душу верующего крестьянина к исполнению основной заповеди Христа - готовиться к исходу в любой час. Помните, что усопшие также молятся и за нас. А особенную помощь мы можем получить по молитвословиям, которые показали свою Божественную силу и обрели блаженство в вечности.

    Основные правила молитвенных обращений об умерших

    Поминальное молитвословие об умершем родственнике считается долгом любого верующего православного человека. По канонам православной церкви особенно усердно необходимо молиться в течении первых сорока дней после кончины. Христианская церковь заповедует возносить молитву вдовы об усопшем муже, детей родителям или просто близкому человеку каждый день.

    Православная церковь также заповедует прочитывать имена по специальному помяннику. Это небольшая книжечка, в которой сохранены имена усопших и живых сородников. Даже существует благочестивый обычай, по которому предлагают ведение семейных помянников. Прочитав имена всех записанных родственников, православные верующие могут помнить многие поколения родственников, которые давным-давно умерли.

    Помните, что молитвы, читаемые дома, до 40 дней усопшему имеют намного лучший эффект, чем после 40 дней. Помимо этого стоит учесть, что в домашних условиях можно читать все молитвы. Даже те, которые нельзя упоминать на церковном Богослужении. Например, в храме запрещено читать молитву за не крещенных усопших или за самоубийц. Главное, точно воспроизводите весь текст молитвословия, сохраняйте все намерения и концентрацию. И ни коем случае нельзя ни на что отвлекаться.

    Богослужение в храме

    Поминать умершего человека в Церкви необходимо как можно чаще. Это нужно делать не только в дни поминовения, но и в любой другой день.

    1. Главным молением является короткая молитва об усопших православных христиан на Божественной литургии. Во время этого процесса приносится бескровная жертва Богу.
    2. После литургии следует панихида. Этот обряд служится перед кануном - специальным столиком с несколькими подсвечниками и с изображением распятия. Во время этого процесса в память об умерших следует оставить приношение на нужды церкви.
    3. Для души умершего человека очень важно заказать в церкви сорокоуст. Это обряд литургии, который длиться со дня кончины человека до 40 дней. По окончании сорокоуста - его можно заказать вновь. Длительные сроки поминовения можно заказывать на полгода и на год. А самым простым жертвованием за умершего считается свеча, которую ставят за упокоение.

    Какие молитвы читать по усопшему дома

    Помните, что самое большое, что можно сделать в память об умершем - это заказать литургию. Но все же не стоит забывать, что за них также можно совершать дела милосердия и молиться дома.

    Молиться о спасении души умершего - это святая обязанность, которая возлагается на здравствующих родственников. Помните, что только молясь о умерших близких людях, можно доставить им единственное благо, которого они ждут. Этим благом будет поминовение Господа.

    Церковь заповедует детям произносить слова молитвы об усопших родителях до 40 дней после их кончины. Это необходимо делать каждый день на протяжении этого периода. Для этого достаточно читать следующее краткое молитвословие каждое утро:

    «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

    На кладбище

    Кладбище - это святое место, на котором покоятся тела усопших до их будущего всеобщего воскрешения. Даже во времена язычества усыпальницы считались неприкосновенными и священными.

    Помните, что могилу умершего человека всегда нужно содержать в идеальной чистоте. Крест на могиле считают молчаливым проповедником воскресения и бессмертия. Его обязательно ставят в ноги покойного для того, чтобы лик его был обращен на Распятие.

    Придя на кладбище, нужно зажечь свечу и помолиться. Не нужно на кладбище есть и пить. Особенно недопустимым является лить водку на могильный холм. Ведь это оскверняет память умершего. Также не должен соблюдаться обычай оставлять на могиле кусочек хлеба и рюмку водки. Это пережиток язычества.

    Наиболее эффективные поминальные молитвы

    Дальше поговорим о том, какие молитвы читать по усопшему для того, чтобы Господь их услышал. Ведь молитвословия о покойниках с грузом грехов, способны намного улучшить загробную жизнь наших родных. А Господь всегда очень хорошо слышал тех, кто молится не только за себя, но и за других людей.

    Со следующее поминальным молитвенным обращением обращаются к Господу вдовы:

    «Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты - плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами.

    Ты, Господи Владыко всяческих, благословил еси сочетати мя со единем из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим.

    Аще отъял еси его от меня, не отыми от меня Своея милости. Якоже некогда приял вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего (имя), прости ему вся согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконьми его и не предаждь вечной муки, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

    Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в небесныя обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца, и Сына, и Святаго Духа православно даже до последняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит.

    Ты Един кроме греха, и правда Твоя - правда во веки. Верую Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако, умилосердився, утиши и скорбь мою.

    Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам святыя Церкви Твоея внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими и мое моление о рабе Твоем, и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше, Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»

    Молитвословие детей за своих умерших родителей:

    «Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты - сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и. плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.

    Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя, родителем моим (имя); душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

    Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков.

    С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.

    Ты, милосердый Отче отцев и чад! даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи!

    приими днесь о рабе Твоем (имя), теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, Своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя;

    за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном царствии Твоем.

    Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Когда умирает кто-нибудь из близких, живым хочется знать, слышат или видят ли нас умершие после физической смерти, можно ли с ними связаться, получить ответы на вопросы. Существует много реальных историй, подтверждающих эту гипотезу. В них рассказывается о вмешательстве потустороннего мира в нашу жизнь. Разные религии тоже не отрицают того, что души мертвых находятся рядом с близкими.

Что видит человек, когда умирает

О том, что видит и ощущает человек, когда умирает физическое тело, можно судить только по рассказам тех, кто пережил клиническую смерть. Рассказы многих пациентов, которых врачи смогли спасти, многое объединяет. Все они говорят о похожих ощущениях:

  1. Человек наблюдает за другими людьми, склонившимися над его телом со стороны.
  2. Сначала чувствуется сильная тревога, как будто душа не желает покидать тело и прощаться с привычной земной жизнью, но потом наступает успокоение.
  3. Пропадает боль и страх, меняется состояние сознания.
  4. Человеку не хочется возвращаться обратно.
  5. После прохождения длинного тоннеля в круге света появляется существо, которое зовет за собой.

Ученые считают, что эти впечатления не относятся к тому, что чувствует ушедший в мир иной. Они объясняют такие видения гормональным всплеском, воздействием лекарственных препаратов, гипоксией мозга. Хотя разные религии, описывая процесс отделения души от тела, говорят о таких же явлениях – наблюдение за происходящим, появление ангела, прощание с близкими.

Правда ли, что умершие люди видят нас

Чтобы ответить, видят ли нас умершие родственники и другие люди, нужно изучить разные теории, рассказывающие о потусторонней жизни. Христианство рассказывает о двух противоположных местах, куда может попасть душа после смерти, – это рай и ад. В зависимости от того, как жил человек, насколько праведно, он награждается вечным блаженством или обрекается на бесконечные страдания за свои грехи.

Рассуждая, видят ли нас умершие после смерти, следует обратиться к Библии, где говорится о том, что души, покоящиеся в раю, помнят свою жизнь, могут наблюдать за земными событиями, но не испытывают при этом страстей. Люди, которые после смерти были признаны святыми, являются грешникам, пытаясь наставить их на истинный путь. Согласно эзотерическим теориям, дух умершего имеет тесную связь с близкими только тогда, когда у него остались невыполненные дела.

Видит ли душа умершего человека своих близких

После смерти заканчивается жизнь тела, но душа продолжает жить. Перед тем как отправиться на небо, она­ присутствует еще 40 дней возле близких, старается утешить их, облегчить боль утраты. Поэтому во многих религиях принято назначать поминки на это время, чтобы проводить душу в мир мертвых. Считается, что предки даже через многие годы после смерти видят и слышат нас. Священники советуют не рассуждать, видят ли нас умершие после смерти, а постараться поменьше скорбеть об утрате, потому что страдания родственников тяжелы для ушедшего.

Может ли душа умершего приходить в гости

Когда связь между близкими была прочна при жизни, эти взаимоотношения сложно прервать. Родственники могут ощущать присутствие ушедшего в мир иной и даже видеть его силуэт. Такое явление получило название фантом или призрак. Другая теория говорит о том, что дух является в гости для общения только во сне, когда наше тело спит, а душа бодрствует. В этот период можно попросить помощи у умерших родственников.

Может ли умерший человек стать ангелом хранителем

После потери близкого ­боль утраты бывает очень велика. Хочется знать, слышат ли нас умершие родственники, чтобы рассказать о своих бедах и печалях. Религиозное учение не отрицает того, что умершие люди становятся ангелами-хранителями для своего рода. Однако чтобы получить такое назначение, человек при жизни должен быть глубоко верующим, не грешить и следовать божьим заповедям. Часто ангелами-хранителями семьи становятся дети, ушедшие рано, или люди, посвятившие себя богослужению.

Есть ли связь с умершими

По мнению людей с экстрасенсорными способностями, связь между реальным и загробным миром существует, причем очень прочная, поэтому возможно выполнить такое действие, как поговорить с умершим. Чтобы связаться с усопшим из потустороннего мира, некоторые экстрасенсы проводят спиритические сеансы, на которых можно пообщаться с умершим родственником и задать ему вопросы.

В христианстве и многих других религиях возможность вызвать упокоенный дух с помощью каких-то манипуляций полностью отрицается. Считается, что все души, которые приходят на землю, принадлежат людям, совершавшим при жизни много грехов либо не получившим покаяние. По православной традиции, если снится родственник, ушедший в иной мир, то нужно поутру пойти в церковь и поставить свечу, молитвой помочь обрести покой.

Видео

Есть ли смысл молиться за умерших? Знают ли наши умершие родственники все о нас и просят ли они за нас у Бога? Людмила.

Здравствуйте, Людмила!

Все, что имеется в общепринятой церковной практике, имеет какое-то основание и смысл.

Молитва за умерших проистекает от любви к ним и веры в милость Божию. Если мы молимся о живых, то почему нет смысла в молитве за усопших?

Ап. Павел говорит, что настоящая любовь никогда не перестает (1Кор.13:8), а, значит, и даже со смертью. Понятное дело, что все мы несовершенны, наши усопшие тоже имели какие-то грехи, поэтому в милости Божией и прощении они так же нуждаются, как и живущие. Богу же угодно, чтобы между людьми была любовь. Ему угодно, чтобы мы молились друг за друга. В Библии достаточно много мест, где говорится о том, что Господь подает все по вере. Исходя из исторической практики, мы видим, что Церковь всегда молилась и о живых, и об усопших, потому, что веровала в необходимость и пользу таких молитв.

Конкретно, о молитве за умершего говорится в тех библейских книгах, которые протестанты выкинули из Библии, потому, что они не отвечали их вероучению. Например, книга Маккавеев вторая, глава 12, ст. 30-45.

Если Богу это угодно, умершие могут о нас знать и просить за нас. Например, из истории с богачом и Лазарем (Лк 16, 27), мы видим, что богач знал о беспечной жизни братьев и заботился, просил о них.

С уважением, священник Павел Ильинский.

Почему грех самоубийства тяжелее убийства? Кому молиться о самоубийцах и некрещеных умерших? Вообще не знаю, можно ли делить грехи на более тяжелые и менее, но за убийц молятся, а за самоубийц - нет. Еще слышал, есть святой Увар, которому как раз молятся за самоубийц, так ли это и почему именно этому святому? Антон.

Уважаемый Антон!

Самоубийство является самым страшным грехом против шестой заповеди, так как в нем грех убийства отягощается отчаянием, ропотом, дерзким восстанием против промысла Божия. То есть самоубийство становится формой богоборчества. Человек подобно Иуде предает Бога, Его благой промысел о себе. Самоубийца отказывается от Бога, как управителя собственной жизни. И, самое главное, самоубийство, в отличие от убийства, исключает возможность покаяния.

О разной степени важности различных заповедей говорит Сам Господь, обличая фарисеев: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять". (Мф.23,23). Значит, тяжесть греха тоже бывает различной.

Молиться за лишивших себя жизни запрещает устав Церкви. В Номоканоне при Большом Требнике сказано: "аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают его". Исключение - доказанное умственное расстройство.

Святому мученику Уару молятся не о самоубийцах, а о некрещеных умерших. Из его жития мы знаем, что он имел особую благодать вымолить прощение грехов некрещеным родственникам благочестивой Клеопатры - вдовы, похоронившей его в своей семейной усыпальнице. Но, даже практика молитвы о некрещеных не может быть признана бесспорной, так как в житии нет однозначного указания на то, что предки Клеопатры не были христианами. Поэтому, и за некрещеных, и за самоубийц можно молиться только дома, а не общецерковно.

Преподобный старец Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: "Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя".

Преподобный старец Амвросий Оптинский писал одной монахине: "По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву... и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом".

С уважением, священник Михаил Самохин

У нас с папой в семье большое горе! Умерла наша любимая мама! Это случилось так быстро, что мы до сих пор не верим в это. Мне самой очень тяжело, но нужно поддерживать папу! Подскажите, как я могу ему помочь? И правда ли что люди, которые умирают в течение 40 дней после Пасхи, попадают в Рай? Если вам будет не трудно, подскажите каким святым нужно молиться о прощении грехов мамочке? Анна

Уважаемая Анна, конечно, потеря матери и жены - такая потеря, от которой сердцу легко никогда не бывает. И ничего такого сказать Вам, что бы сделало вашу жизнь бесскорбной, никто не может. Да и неправильно это было бы, но только важно, чтобы скорбь эта, скорбь от разлуки, боль расставания не была унынием и отчаянием, как у неверующих, а соединялась бы крепкой верой, что земная смерть есть только разлучение, и что нас ждет встреча в вечности. И именно этой верой себя и папу своего поддерживайте.

Находите утешение в молитве за вашу новопреставленную маму. Очень хорошо, если вы вместе будете читать Псалтирь о упокоении ее души, в больших молитвословах есть указания о том, как следует читать ее за усопших, там вы найдете подсказку, как нужно это делать.

Что касается смерти в дни празднования святой Пасхи, то смысл народного верования о том, что умирающие в эти дни сподобляются лучшей участи следует понимать так, что это лучшее время умереть для тех, кто до того говел Великим Постом, исповедовался, очистил душу свою Таинством покаяния, встретил верой и радостью Христа Воскресшего; конечно, в это время душе человеческой легче всего отрешиться от земного и устремиться к небу. Надеюсь, что именно так мама ваша приготовилась к жизни вечной.

Молитесь Спасителю, Божией Матери, святой, имя которой носит ваша мама о том, чтобы Господь даровал ей со святыми упокоение, а Владычица Неба и земли и ее святая предстательствовали о ней и помогали ей. И живите достойно ее памяти, так, чтобы из-за ваших грехов и ошибок ни в коем случае временное разлучение не растянулось на вечность. Живите так, чтобы встреча эта состоялась. Бог вам в помощь! Протоиерей Максим Козлов.

Попадают ли в Рай люди умершие на Пасхальной седмице (кроме некрещеных и самоубийц)? Димитрий

Уважаемый Димитрий, есть церковное предание о том, что люди праведной жизни в качестве награды могут сподобиться кончины на Светлой неделе, в дни сугубого празднования светлого Христова Воскресения, очистив свою душу в Таинстве покаяния во время Великого поста до того. Конечно, о такой молитве может молиться православный христианин. По отношению ко многим благочестивым людям мы знаем, что они стремились к ней и получали ее как награду от Бога. Но чисто арифметически причислять к части спасаемых всех умерших в светлые пасхальные дни было бы, конечно, духовно нетрезво. Протоиерей Максим Козлов

Увидела сюжет о панихиде по Марине Цветаевой в одном из московских храмов. Было сказано, что в день ее смерти такие панихиды служатся уже много лет. Как относиться к подобным вещам, если по правилам Церкви запрещено отпевать самоубийц?

Уважаемая Светлана! Для того чтобы понять смысл того снисхождения, которое оказывает Церковь, молясь за Марину Цветаеву, важно понять смысл запрещения поминовения самоубийц. Он состоит в том, что сознательный самоубийца (поэтому, кстати, Церковь никогда не отказывалась молиться за бессознательных самоубийц, скажем, умалишенных) актом самоубийства сам за себя решает, что со своей жизнью делать и отказывается от дара спасения, принесенного ему искупительной жертвой Господа нашего на Голгофском Кресте. Он, по сути, говорит Господу: "Господи, мне Твоя жертва, здесь за нас приносимая не нужна. Моя жизнь, что хочу с ней, то и делаю". Он сам от вечности и от любви Божией отказывается: "Не могу терпеть, не хочу, не буду".

Поэтому, конечно, растратчик казенных денег, от малодушия не имеющий смелости смотреть наутро в глаза тем, чьи деньги он растратил (или собственной жене, которую он обрек на позор), не имеет оправдания, пустивши себе пулю в лоб. Не имеет оправдания и бездарный военачальник, загубивший множество солдат и, вместо того, чтобы испить чашу позора в плену или, вернувшись в отечество, смотреть в глаза всем тем, кто будет, может быть, в них плевать, находит путь, который кажется ему полегче: разделаться со всем этим ужасом, пустив себе пулю.

Так прекращая путь своей земной жизни, в вечности он никуда не денется от этих глаз. Можно ли говорить о таких людях, как имеющих путь к спасению? Церковь никогда не относилась как к самоубийцам к тем мученицам древности, которые ради сохранения своих монашеских обетов или обетов девства при осаждения града варварами бросались со стены города с тем, чтобы не претерпеть поругания от язычников.

Церковь не осуждала, как самоубийцу, воина, который своим телом прикрывал других от вражеских пуль и снарядов, хотя формально это тоже самоубийство. Исходя из этого, мы можем понять, что есть ситуации таких тяжелейших жизненных испытаний, таких особых нравственных коллизий, когда вынести однозначный вердикт, сказать, что этот человек ушел из жизни, как малодушный трус, может только тот, кто без греха. И вот там, где можно иметь снисхождение, Церковь, конечно же, имеет снисхождение к усопшим. Мы помним, что обстоятельства жизни Марины Цветаевой в конце ее земного пути были исключительными по скорбности и тяжести. И поэтому мы уповаем на милосердие Божие по отношению к ней. Протоиерей Максим Козлов

У меня недавно умер родной дядя. Можно ли мне стричься до 40 дней? Лиза.

Примите мои искренее соболезнования в связи со смертью Вашего дяди.

Что касается того, что до истечения 40 дней родственникам умершего нельзя стричь волосы - это суеверие, волосы стричь можно и никаких новых смертей это не вызовет. Но душа вашего дяди нуждается в Вашей усиленной молитве за него. Если дядя был крещен, то обязательно закажите в храме сорокоуст - поминовение на 40 службах, и по возможности читайте за него Псалтирь. Если же Ваш дядя крещен не был, то молитесь за него дома.

Помоги Вам Господи!

Священник Александр Ильяшенко

У моего жениха умер отец. Сколько длится траур по родителям и в течение какого времени можно будет венчаться? Даша

Дорогая Даша! Святая Церковь учит, что душам усопших требуется усиленная молитва их близких, а не траур. Поэтому Вы можете выбрать ту дату, которая устраивает Вашего жениха, Вас и Ваших родственников.
Дай Бог Вам счастья! Священник Александр Ильяшенко

Дорогая Ольга, церковная традиция говорит нам, что об усопших надо читать псалтирь. Можно читать подряд кафизму за кафизмой псалтири. В православных молитвословах находиться устав о чтении псалтири. Псалтирь составлена три тысячи лет назад, а акафисты возникли сравнительно недавно. На мой взгляд, предпочтительнее читать псалтирь.

Опираясь на строгость церковных канонов, действительно за таких людей не полагается подавать записочки в алтарь, но если бы мы руководствовались в своей жизни всей строгостью канонов, то, наверное, в церкви остались бы единицы. Сейчас жизнь решительно изменилась. Надо помнить, что древние каноны - некий идеал, к которому мы должны стремится! Но смотреть на вещи надо реально и не ударяться в излишнюю строгость, которая не уместна в нашем и без того жестоком мире. С уважением, священник Александр Ильяшенко

Можно ли отпевать в церкви крещеного молодого человека умершего от наркотиков? Ирина

Здравствуйте, Ирина!

Поскольку наркомания есть сознательное причинения смертного вреда своему здоровью и жизни в погоне за удовольствием, то существует обоснованное мнение, что наркоман, умерший от передозировки, подобен самоубийце. Но, Господь милостив и милостива Церковь - и в этом вопросе существует возможность милосердного снисхождения! Однако мера его зависит от установленных в той или иной епархии порядков и правил: где требуется благословение правящего архиерея, где нет. Чаще требуется, но в любом случае это надо спрашивать у местного духовенства, которое непосредственно знакомо с правилами своей епархии! Священник Алексий Колосов

По материалам ask.pravmir.ru и st-tatiana.ru

http://www.pravmir.ru/article_1037.html

Как можно описать глубину потери родного человека? Пережить это очень тяжело. Многие впадают в сильнейшее уныние и теряют смысл жизни. Но православие каждому верующему дает надежду — на вечную жизнь, на пребывание в Царствии Небесном. Ведь у Бога все живы. Поэтому христиане верят в то, что после смерти они обязательно встретятся с близкими.

Молитва — связующее звено между живыми и мертвыми

В этом не сомневается и писательница Юлия Вознесенская. В своей книге под звучным названием «Мои посмертные приключения» ей удалось показать, насколько тесна связь между людьми — как между живыми, так и мертвыми, между родственниками и просто друзьями и знакомыми, теми, кто живет сейчас, и теми, кто умер десятки, а то и сотни лет тому назад.

Связь между людьми, пребывающими в разных мирах, поддерживается с помощью молитвы.

Верующие знают, что их родственники ушли не навсегда, потому что у Бога все живы. Они и дальше нуждаются в нашей любви и заботе. Вот только донести до них все это можно через молитву.

Православная Церковь учит, что через 40 дней после смерти определяется, где человек будет пребывать до Второго пришествия Христа. Но это еще не окончательное решение. Куда человек попадет — в Царствие Небесное или в ад — будет известно после Страшного Суда. Поэтому, даже если он не прошел мытарства, но за него молятся, есть надежда на спасение.

Как друзья и родные могут помочь усопшему?

В первую очередь, нужно молиться за этого человека и раздавать милостыню. Как молиться? Это вопрос в большей степени интимный, если относится именно к индивидуальной молитве.

Полезно читать по усопшим Псалтирь и Евангелие первые сорок дней после кончины, и столько же перед годовщиной — «Акафист за единоумершего». Также есть много молитв — родителей за детей, вдовцов за супругов, за всех православных христиан. Никто не отменял и индивидуальных прошений своими словами.

Молитва действительно приносит пользу как усопшим, так и живым. Огромную роль играет и молитва Церкви. Подавать записки можно только за крещеных в православии. Почему? Потому что как мы можем молиться за тех, кто еще при жизни не искал Христа?

В Церкви есть специальные службы, на которых поминают усопших, — панихиды. Также можно заказывать сорокоусты (поминовения на протяжении 40 дней), неусыпаемую Псалтирь (на 40 дней, полгода или год).

«Спасительный хлебушек»

Но особо важное значение имеет поминовение как живых, так и усопших, на проскомидии. За каждого поминаемого священник вынимает частицу просфоры и погружает ее в чашу для причастия со словами «Отмый (омой), Господи, грехи поминавшихся зде (здесь) Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

В книге «Мои посмертные приключения» Юлия Вознесенская символически показывает «действие» такой молитвы.

Когда главная героиня блуждала на том свете, впадая в безволие и беспамятство, к ней начала прилетать птица, которая каждый день приносила белый хлебушек. После вкушения этой пищи героиня начинала вспоминать, кто она и куда стремится, ей хотелось становиться лучше, спасаться. Оказывается, это ее подруга подавала записки на проскомидию.

По молитвам святых... родственников

Но молиться могут не только живые, а и усопшие, которые пребывают с Богом. То, что в ином мире за нас молятся дедушки и бабушки (возможно, неоднократно с приставкой пра-) — совсем не выдумка. Вот только соответствует действительности она при условии: эти люди были верующими и заслужили у Бога особую благодать (стали святыми).

Получается, что если они еще при жизни стремились к Богу, то после смерти обрели особый дар — продолжать молиться за всех своих родственников.

Главная героиня книги «Мои посмертные приключения» после попадания в загробный мир встречается со своим дедушкой-священником, который в советское время пострадал за веру. Он — святой, поэтому особо усердно молится за внучку. Именно он умолил Бога вернуть душу героини в тело (чтобы она имела время покаяться).

Священномученик Евгений, так звали героя, вымолил не только внучку. Перед этим по его прошениям избавилась от адских мучений и его дочь, также он помог многим родственникам, которые жили до него.

В этом нет ничего странного: ко многим святым мы обращаемся каждый день, хоть они умерли сотни лет назад. И в том, что они нас слышат, нет никаких сомнений. Разве можно сомневаться, когда получаешь исцеление в болезни, помощь в различных житейских нуждах?

***

Все это еще раз подтверждает: у Бога все живы, поддерживать связь с усопшими мы можем через молитву. Каждая записка на проскомидию для них может стать тем спасительным хлебом, который помогал героине романа «Мои посмертные приключения» вернуть память и искать путь к Богу.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Строка поиска: усопшие

Найдено записей : 36

Здравствуйте. Я первый раз столкнулись со смертью родного человека. 26 октября будет 40 дней, как бабушки нет. Подскажите, пожалуйста, что надо сделать? Я совсем в этом ничего не понимаю. Заранее спасибо.

Надежда

Надежда, прежде всего, усопшие нуждаются в нашей молитвенной поддержке. Скорее всего, после смерти бабушки Вы уже заказали сорокоуст об упокоении (то есть поминание на Литургии в течение сорока дней). Теперь, если есть желание и возможность, можно заказать литургию на год или полгода. В сороковой день придите в храм, помолитесь за бабушку на литургии, закажите панихиду. Посетите кладбище, а потом устройте поминальную трапезу. На трапезе обычно подаются блины с медом и кутья - рис с медом и изюмом. От спиртного лучше отказаться.

иерей Владимир Шлыков

Вопрос отцу Александру Здравствуйте, батюшка. А как могут усопшие нас не видеть и молитвы наши не слышать, если они живы и после смерти, и правильно ли я считаю, что они знают, что происходит у нас, в здешнем мире?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Зачем гадать, мы с Вами в свое время каждый узнаем каково "там". Так же, как мы в своем теперешнем естественном состоянии не видим душ - ни живых, ни умерших, так и души умерших не видят нас. А молитвы наши воздействуют на души усопших не непосредственно, а через милосердие Божие, Который принимает наш труд ради близких и облегчает их участь. То, что мы слышим сообщения о каких-то явлениях "потустороннего" характера, не нарушает этого правила, а относится к другого рода реальности. Некоторым святым, которые составляют одну миллионную долю от всего человечества, были некие видения, о которых очень хорошо сказал Апостол: "Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2Кор.12.2-4). Видеть видел, но сказать нечего. Иная реальность нашими понятиями не может быть описана. А то, что описывается нашими понятиями принадлежит нашему миру, т.е. земле, а мы знаем, что на землю был низвержен диавол и аггелы его. Оставим...

иерей Александр Белослюдов

По определенным обстоятельствам не отпели моего брата (он умер17.08). Тело нельзя было держать в морге долго, т.к. была жара и очень много покойников. Знаю, что нужно "запечатать" землю до 40 дней, т.е. до 25.09. На кладбище ехать боюсь, т.к. на пути есть блокпост, который периодически обстреливается. Что я могу сделать в этой ситуации? Как соблюдать все правила в такой обстановке? Крик души. Помогите!

Наталья

Дорогая Наталья, не обязательно до сорока дней высыпать землю с заочного отпевания на могилу усопшего. Никакое земное действо не может помешать или поспособствовать действию милости Божией. То, в чем действительно нуждаются усопшие – это наша молитва. Когда мир установится, тогда можно будет поехать на кладбище и доделать, что сейчас не можете. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Моя история началась, когда отец мой начал болеть. Его болезнь сильно напугала меня. Его страдания были мучительные не только для него, но и для меня. И я начала ходить часто в храм, чтобы молиться за его здоровье. Но Господь забрал моего папочку. Моя жизнь перевернулась. Для меня так важно, чтобы отец видел мою любовь к нему. Не только, когда он был жив. Больше всего я боялась, что мой отец не сможет увидеть Рая. При жизни он был не сильно верующим человеком, но часто он рассказывал, что к нему приходили ангелы, и тогда он исповедовался и причастился накануне смерти. Я знаю, что на 40 день после смерти его душу Бог определит. Но я хочу повлиять на его участь. Я так люблю своего отца, что каждый день я прихожу в храм, и заказываю проскомидии, панихиды... Для меня важно, где будет обитать его душа. Его телесные боли - это пустота по сравнении с адом, там нет смерти... Я очень переживаю за отца. Я не нахожу себе места, потому что боюсь, что папа попадет в ад. Я так хочу сделать его счастливым, я так хочу, чтобы он радовался вечно, попал в Рай, где нет боли и печали. Я знаю, что я должна молиться за него всю жизнь. И своими делами показать любовь к Богу. Но у меня вопрос. Видят ли нас усопшие? Чувствуют ли наши молитвы? Знает ли отец, как я его люблю? И стоит ли мне верить снам? Ведь он приходит ласковый в мой сон. Сегодня 40 дней. Моя душа болит и радуется, я не хочу плакать, потому что мой папа рядом с Господом, но я так хочу его видеть. Я боюсь, что после 40 дней настанет Вечность, и я не знаю, какая она. Я не люблю ходить на его могилу, потому что там лишь символ - победа над смертью. Я желаю, чтобы отец жил Вечно в моих молитвах. И только в храме я чувствую с ним диалог, я чувствую, как он смотрит. Я знаю, что сегодня очень важный день, сегодня он снова восстанет перед Богом, но я искренно надеюсь, что Господь помилует его душу и я приобрету покой вместе с папой.

Олеся

Здравствуйте, Олеся. Примите мои соболезнования. Смерть - общий удел всех людей. И нас с Вами отпоют и похоронят. Но тот, кто не умрет, не сможет воскреснуть. Господь победил смерть смертью. Смерть телесная полагает грань существованию греха. Продолжайте поминовение усопшего. Ваши молитвы помогают отцу. Он не видит и не слышит Вас, но связь между Вами остается - это молитва. На сны не обращайте внимания, Вы видите не отца, а свою память о нем. Мы же просим у Господа, чтобы он дал усопшим вечную память, вот, Господь исполняет наши прошения и не дает нам забыть близких. Мы их помним, поэтому молимся о них и видим во сне. Святые называли сон бредом души. Так и Вы к снам относитесь. Это не откровения и не явления, просто естественная реакция души. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! У меня умерли мама и папа. Маме 7 сентября год, а папе - 11 сентября 40 дней. Можно ли все сделать в один день? И когда именно?

Ирина

Ирина, поминальную трапезу можно сделать в любой удобный для Вас день. Но в сами дни памяти родителей пойдите в храм, закажите литургию об упокоении и панихиду. Молитва -это главное, чего ждут от нас усопшие.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, до рождества Христова все люди попадали в ад? Правильно ли я поняла? Читаю Закон Божий, там написано, "Когда тело Спасителя лежало во гробе, Душею своею Он сошел в ад, к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада." Значит, все праведники, святые, благочестивые люди за малейший грех попадали в ад? Объясните, пожалуйста! И еще вопросик, мы с мужем не венчаны, он не хочет, брак зарегистрирован, является ли наша жизнь блудом? Нужно ли исповедовать мне этот грех постоянно? Если муж никогда не захочет венчаться? Спасибо.

Валентина

Валентина! 1. До пришествия Спасителя усопшие праведники находились на лоне Авраамовом. По учению Православной Церкви - это место в аду, куда до Воскресения Христова шли души ветхозаветных праведников. В этом месте не было адских мучений, но не было и райской радости. На состояние человека в этом месте указывает Авраам, когда говорит о Лазаре: «Ныне же он здесь утешается»(Лк.16.25). Не «наслаждается», как в раю, но лишь «утешается» тем, что, в отличие от немилосердного богача, мучающегося в аду, избежал адских мук; что обрёл здесь общение с прародителями и праотцами еврейского народа; что из уст оных получил подтверждение древнего обетования о будущем пришествии в мир Мессии, Который спасет род человеческий и изведёт из ада в рай души праведников, что и произошло по Воскресении Христовом. 2. Православная Церковь признает законность брака, зарегистрированного в государственных органах. Такой брак не является блудным сожительством. Просто молитесь за мужа, чтобы он пришел к вере и осознал важность таинства венчания для православных супругов как Божьего благословения и Его благодатной помощи на пути семейной жизни.

иерей Владимир Шлыков

1. В моем молитвослове в молитве о живых написано:"...спаси, Господи, и помилуй Святейшего Вселенского Архиерея (имя)" и т.д. Какое имя у Вселенского Архиерея? 2. Нужно ли креститься при входе на кладбище, при выходе и у могилки? Нужно ли читать при этом какую-нибудь молитву?

Татьяна

1. Здесь имеется в виду Вселенский Патриархат, он же Константинопольский. В наше время Патриархом Константинопольским является Варфоломей. 2. А это – дело Вашего произволения и желания: если душа просит, почему бы не перекреститься, доставьте себе эту радость. Молитв особых при входе на кладбище не положено, однако, из благочестивого чувства можно прочесть тропарь «Со святыми упокой» или, учитывая, что сейчас – дни Пасхальные, «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне», «Плотию уснув» и другие песнопения Пасхи. Да и «Христос воскресе» усопшим можно сказать. В житиях святых говорится о Киево-Печерском святом, преподобном Дионисии, который однажды спустился в пещеры, к усопшим братиям, и воскликнул им: «Христос воскресе!» И усопшие братия ответили ему: «Воистину воскресе!» В этот момент преподобного овеяла такая благодать, что он попросил позволения настоятеля более никогда не выходить из пещер и остаток дней провел там в подвиге и молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Христос воскресе! Мой папа умер некрещеным. Знаю, что можно поминать его в домашней молитве. А в храме, когда служится панихида или поминаются усопшие на литургии, могу ли я про себя молиться о его упокоении?

Татьяна

Да, Татьяна, можно, и даже очень хорошо! Господь милостив, и примет Вашу молитву, как благоприятную жертву, молитесь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня умер папа, умер скоропостижно, шок и горе непередаваемое. Но самое главное, что меня мучит сильно, что я не успела сказать ему главных слов о том, как люблю его, не смогла попросить прощения за какие-то обиды и непонимание. Сейчас плачу, прошу прощения, молюсь за его душу. Он меня слышит, простил?

Наталья

Наталья, очень часто после смерти близких мы понимаем, как много мы не успели им вовремя сказать. Сейчас Ваша любовь к папе должна проявляться в усердной молитве за него. Усопшие чувствуют нашу молитву, она очень облегчает их посмертную участь.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, у меня накануне умерла бабушка, а через месяц у меня день рождения. Скажите, мне можно праздновать или нет?

Александр

Александр, нет особых правил по этому вопросу. Но лично я думаю, что дни поминовения усопших важнее, чем день рождения. Усопшие за себя не могут сами помолиться, и поэтому они надеются на нашу и церковную молитву. Так что мой совет - пока 40 дней не пройдет, справлять день рождения не нужно. В этот период лучше усиленно помолиться за Вашу бабушку, заказать ей поминовение в Церкви. А день рождения справите потом – немного с опозданием, но ничего страшного.

иеромонах Викторин (Асеев)

Уважаемые батюшки, в Ветхом и Новом Заветах, житиях святых мы часто встречаем, что знамения и откровения приходят к людям во снах. Но в то же время, во многих духовных книгах сказано, что снам нельзя верить, т. к. мы люди грешные и не способны распознать природу этих явлений. Как же все-таки относиться к этому современным людям? Ведь иногда нам снятся наши дорогие усопшие, или мы видим "как на яву" какие-то события. Благодарю за ответ.

Татьяна

Татьяна, заметьте, сколько в Священном Писании описывается таких значимых, вещих снов? Всего несколько. А сколько нам всего снится? Целый поток! Так вот, сны от Бога – вещь очень и очень редкая, и распознавать их Святые отцы учат так: если сон приводит тебя в глубоко-покаянное чувство, в сознание своих грехов и своего бедственного духовного положения, то, возможно, он – от Бога, хотя возможно, что и нет. А во всех остальных случаях, даже когда снятся усопшие родственники, но сон не меняет нас духовно, он никакого отношения к Богу не имеет.

игумен Никон (Головко)

Здраствуйте. Скажите, надо ли делать поминки за умершего, 11 лет?

Елена

Елена, за умершего необходимо молиться независимо от того, сколько ему лет и как давно он умер. Усопшие всегда ждут нашей молитвы за них. В годовщину усопшего нужно обязательно помолиться за него в церкви, и по окончании службы попросить священника отслужить панихиду. Другое дело поминальный стол – это далеко не так важно, хотя и не будет лишним.

иеромонах Викторин (Асеев)

Как отсчитывать 40 дней? Со дня кончины?

Юрий

Юрий, день смерти считается первым днем, с него нужно отсчитать 3, 9 и 40 дней. Крайне важно помнить, что усопшие нуждаются в молитве. Сами за себя молиться они уже не могут, поэтому мы, живые, должны за них молиться. 3, 9 и 40 дни - это особые поминальные дни для усопших. В эти дни нужно сугубо за них молиться, служить панихиды и заказывать церковное поминовение для крещеных усопших. Самый важный день – 40-й, когда определяется, куда отправится душа, в рай или в ад.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! 10 августа заказала папе сорокоуст, была литургия и панихида, но 9 дней папе будет 14 августа. Мне сказали в церкви, что можно заказать заранее. Это правильно? Не сделала ли я ошибки, очень переживаю.

Елена

Елена, поминовение новопреставленного очень важно для его души. Усопшие сами молиться за себя не могут. Особые поминальные дни - это 3, 9 и 40. Эти дни не следует переносить на другую дату. Нужно поминать именно в эти дни. Самый же важный день для усопшего - это 40-й день, когда определяется его посмертная участь. Поэтому придерживайтесь точной даты.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, уважаемый батюшка! 29 июня будет 1 год, как умерла моя мамочка. Поминки мы делаем дома, скажите, пожалуйста, постные они или мясные?

Светлана

Светлана, больше нужно уделять внимания не застолью, а молитвенному поминовению усопших. Усопшие не могут молиться сами за себя, они очень надеются на нас, живых, и на церковную молитву. 29 июня будет суббота, в этот день необходимо помолиться в церкви за Литургией и помянуть свою маму, по окончании службы нужно отслужить панихиду. Петров пост начинается с 1 июля, 29 июня нет поста, и поэтому на поминальный стол можно поставить любые продукты, в том числе и мясные.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли справлять свадьбу в день смерти давно умершего деда?

людмила

Людмила, в принципе, можно, но не стоит забывать, что ваш дед нуждается в молитве - а кто еще за него помолится, как не близкие родственники? Усопшие надеются на нашу молитву за них.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли мужу идти на похороны бабушки, если в доме новорожденный?

Алена

Алена, а причем вообще здесь новорожденный?! Все это какие-то суеверия. Идти на похороны бабушки Вашему мужу можно безо всякого сомнения. А вот за усопших нужно молиться, и дома, и в церкви. Поминовение усопших - это наша прямая обязанность перед умершими сродниками. Усопшие сами за себя молиться не могут, и поэтому мы должны им помогать своей молитвой.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшки! От чего произошло, что поминать усопших и ходить на кладбище нужно на Радоницу? И по поводу остальных дней в году особого поминовения усопших. В этот день нас лучше видят и слышат наши близкие? А разве в другие дни не видят и не слышат? И почему именно принято ходить на кладбище, разве именно там видят нас наши близкие, а в другом месте нет? Я думала, что на небе они нас везде видят. Тогда почему эти дни ведут нас на кладбище? И интересно, каким образом они нас на самом деле видят и слышат - так же, как мы, живые, здесь? Или это сделано больше для нас живых, чтобы мы помнили о наших близких, молились? Но ведь, как говорится по поводу мучительной музыки, которая провожает в последний путь, - кому горько и так плачут, а кому все равно - и музыка ничего не изменит. Ведь близкие именно по духу люди, а не просто по обязанности, и так постоянно помнят и молятся.

Людмила

Людмила, видят ли нас усопшие или не видят – на это существует множество мнений, но однозначно сейчас, живя на земле, мы сказать не можем. Понятно лишь одно: незримая духовная связь, безусловно, существует всегда. В отношении того, почему после Пасхи принято ходить на кладбище лишь на Радоницу, можно сказать, что эта традиция носит уставной характер: ради торжества, радости и величия Пасхи некоторое время Церковью не совершаются гласные моления о усопших, а только лишь тайные, в алтаре. Но на Радоницу мы все идем на кладбища, чтобы и усопшим возвестить пасхальную радость приветствием "Христос воскресе!" Эта традиция не связана с тем, что усопшие, как Вы говорите, нас в этот день видят лучше, чем в другие дни, нет, это сделано, чтобы подчеркнуть торжественность праздника. Но помнить о своих усопших мы должны всегда, и православный христианин, беря пример с Матери-Церкви, которая каждый день поминает усопших, тоже ежедневно, даже в пасхальный период, дома на молитве поминает своих ушедших из жизни сродников.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У моей доченьки День рождения (1 год) 12 мая, можно ли праздновать его? Или неделю после Пасхи нельзя (перед поминовением усопших)? Спасибо!

Ольга

Ольга, 12 мая будет воскресенье на Фоминой неделе. И очень хорошо в этот день справить день рождения. В этот день нет поста. С поминовением усопших это связывать не нужно. У нас у всех есть усопшие родственники, за которых мы обязаны молиться, а 14 мая будет Радоница. Радоница - это Пасхальная радость для усопших. Нисколько не сомневайтесь, и справляйте день рождения спокойно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Недавно умер мой дедушка. Он был не верующим, но его похоронили как православного, прочитали молитвы. Я стала очень переживать о том, как пройдет он воздушные мытарства... В интернете я прочла, что для того, чтобы моя молитва была угодна Господу, надо возложить на себя некие ограничения, совершить душевный подвиг. Меня все время мучили блудные мысли, но здесь я решила во чтобы то ни стало на 40 дней прекратить о них думать. Я нашла в интернете огромную молитву за умершего ("Акафист за единоумершего") и каждый день в течении двух недель старалась читать ее, не отвлекаясь. Но недавно я сильно заболела, и блудные мысли окутали меня с новой силой. Но как только мне станет лучше, надеюсь снова взять себя в руки и продолжить молится. Но меня волнует, будет ли такая молитва угодна Богу, после семидневного перерыва? Смогу ли я такой молитвой помочь моему дедушке пройти мытарства? Если, не приведи Господь, душа попадет в ад, можно ли ее от туда вымолить? И еще, можно ли молится о душе после 40 дней, и поможет ли это ей?

Анна

Анна, для того и существует Церковь, чтобы человек приходил и каялся в своих грехах. От грехов можно очиститься только при жизни, через покаяние. После смерти нет покаяния, после смерти - воздаяние, которое человек получает за свою жизнь. Как сказано в Евангелии, «праведник едва спасается», а что же будет с грешником, который ушел из жизни без покаяния? Конечно, можно вымолить своих усопших сродников, но для этого недостаточно молиться только 40 дней. Этому нужно посвятить всю свою жизнь. Нужно отказаться от всех греховных начинаний, вести свою жизнь благочестиво, регулярно ходить в церковь, исповедаться и причащаться, молиться за своих усопших и за себя. И так всю жизнь. Если Вы так проживете, то сами спасетесь, и по вашей молитве Господь помилует и вашего дедушку. Усопшие не могут за себя молиться, они надеются на нас и на церковную молитву. Бог всегда нас слышит, когда мы искренне молимся. Даже если и случился перерыв в молитве, не следует опускать руки, нужно продолжать.

иеромонах Викторин (Асеев)

1