Значение слова Натурализм в философском словаре. Что такое Натурализм? Значение и толкование слова naturalizm, определение термина

Последствия буржуазных революций и бурное развитие общественной жизни в большинстве европейских стран на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков во многом поменяли взгляды на многие концепции, существовавшие тогда в искусстве, философии и социальной науке. Это привело к появлению течения реализма, ярко отразившегося в произведениях писателей, живописцев, драматургов. Натурализм как термин вошел в употребление во второй половине девятнадцатого века. Он образован от французского слова naturalisme, которое, в свою очередь, произошло от латинского naturalis, означающего «природный» или «естественный». Натурализмом принято называть течение или концепцию в какой либо из областей научной или творческой деятельности. Так, сегодня выделяют течения натурализма в литературе, живописи, театральном искусстве, а также в философии и социологии.В философии натуралистическое направление характеризуется наличием центральной концепции, согласно которой поиск причин явлений, объяснение любых процессов и законов (как материального, так и нематериального мира) ведется исключительно с позиции существования природы как универсальной сущности, обуславливающей все. В частности, все социальные явления и аспекты жизни человека объясняются влиянием «природного принципа» (например, инстинктов). В настоящее время в философии выделяют направления онтологического (вопросы принципиального существования объектов или явлений), эпистемологического (вопросы веры, происходящей от знания), семантического (природа смыслов) и методологического (приемы, методы, способы получения философских знаний) натурализма.Натурализм в социологии во многом перекликается с соответствующим философским течением. В общем смысле социологический натурализм предписывает доминирующее влияние на социальные процессы природному аспекту. Классическая форма данного течения - редукционизм, объясняет все социальные явления влиянием биологических или физиологических факторов. Впрочем, альтернативное направление, основанное на работах Эмиля Дюркгейма, привносит в науку понятие социальной природы, не сводя все к простой физиологии.Натурализм в искусстве, преимущественно в литературе, живописи и сценическом творчестве, особенно сильно проявился в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Общей чертой данных течений было как можно более точное, беспристрастное, реалистичное и даже фотографичное отображение существующей действительности. Так, литературные романы реалистов того времени часто вызывали шок в аристократической и интеллигентской среде, поскольку изобиловали сценами быта маргинальной части общества, воспроизводя ее манеру и лексику общения. Натуралистическая живопись и театр следовали тем же канонам, отображая часто повседневный быт крестьян и рабочих.

Программу "натурализации эпистемологии" Куайна.

2) Натурализм - (от лат. natura - ) - убеждение, что естественный порядок вещей является единственно реальным. Появился под влиянием впечатляющих успехов естественных наук в XIX в. Основное для натурализма представление о природе, однако, весьма неопределенно и различно для разных его представителей - Г.Спенсера, Э.Геккеля, Л.Бюхнера и др. Натурализм в метафизике отрицает или игнорирует существование сверхприродного. В психологии он ограничивает способности души возможностями тела, нередко отрицая ее автономию, ее бесконечность. В этике он ошибочно утверждает выводимость нравственных принципов и правил из научного знания природы, человека и общества. В религиозной философии натурализм критикуется за смешение природного и сверхприродного планов бытия, за сведение высших проявлений духовной жизни к низшим сторонам социальной психологии, к обычаям и культуре, за придание Высшему естественных черт и за игнорирование абсолютных ценностей. Принятие псевдорелигиозного натуралистического соблазна характерно для творчества Д.Мережковского, В.Розанова и др.

3) Натурализм - - направление в философии, отождествляющее социальные процессы с природными явлениями, распространяющее принципы и методы естественных наук на область социального познания. Хотя существует множество разновидностей Н., они единодушны в отношении некоторых фундаментальных принципов, на которых основывается направление в целом: 1) в теоретическом отношении из философии элиминируются "метафизические" вопросы, проблемы, понятия и положения традиционной философии, которые в силу их высокой абстрактности не могут быть разрешены; 2) социальные явления, с т. зр. методологической задачи, качественно идентифицируются с природными явлениями; 3) универсализация принципов и методов естественных наук и, соответственно, экстраполяция методов анализа, применяемых в естествознании, в понимании человека и общества; 4) философский анализ сводится к выработке обобщенных эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать ориентиром для прогнозирования социальных явлений. И. объясняет социальную реальность как внешнее по отношению к человеку, где действуют внеположные человеческой деятельности нормы и ценности. А это ведет к незаконной реификации общества. Вопрос о том, каким образом конституируется такое общество, остается открытым. Социальная реальность начинает восприниматься как сама собой разумеющаяся естественная основа, исходя из которой объясняется вся человеческая деятельность. Применение натуралистических теорий к социальной реальности, экзистенциальному продукту человеческой деятельности ведет к непродуктивному исследованию природы этой реальности, к незаконной объективации социальных процессов. Т. X. Керимов

4) Натурализм - (от лат. natura - природа) - философская , отождествляющая все с природой, отрицающая понимание природы только как части бытия и исключающая из теоретических объяснений какие-либо ссылки на "сверхъестественные" сущности. Для Н. начала XX в. была характерна к универсализации принципов и методов естествознания и их экстраполяции на понимание человека и общества. Это выразилось в появлении расово-антропологических, биоорганических и иных натуралистических школ в социологии, а различных вариантов натуралистической этики, связывающих нравственное сознание и моральные нормы с психофизиологической природой человека. Как философское направление Н. сложился в 20-40-е годы в США. В идейном отношении он был альтернативой религиозно-идеалистическим и трансценденталистским концепциям. От позитивизма Н. отличало сохранить мировоззренческую и онтологическую проблематику, а также ясно выраженный социальный оптимизм и гуманистический пафос, связанный с защитой прав человека, критикой деструктивных социальных сил (милитаризма, политической нетерпимости и т.п.). Н. является одним из видов философского монизма, согласно которому все существующее и происходящее в мире суть естественное в том смысле, что оно допускает объяснение методами естественных наук, расширяющих сферу своего применения на все новые области объектов и событий. Н. противостоит установке, что могут существовать явления, в принципе лежащие вне сферы научного объяснения. Сторонники Н. подчеркивают, что он является в первую очередь методом, а не онтологической установкой, поэтому он не тождественен материализму и, вообще говоря, допускает различные онтологии. При всех вариациях взглядов для представителей Н. типичны следующие черты. Полагается, что любые естественные объекты, от минералов и растений до человеческих существ и социальных институтов, существуют внутри пространственно-временного и каузального порядков. Причинами любых явлений могут быть только естественные объекты или же эпизоды из их прошлых состояний, которые произвели изменения в каких-либо других естественных объектах. Любые объяснения со ссылками на неестественные объекты не допускаются. Естественные процессы суть изменения в естественных объектах или их системах. рассматривается как система всех естественных процессов. В принципе любые ее части интеллигибельны и доступны для познания, но как целое она не может быть объяснена. Для Н. принципиально, что человеческое сознание и социальная жизнь столь же доступны для естественных объяснений, как и остальная природа. Если для того или иного круга явлений применяются ненатуралистические объяснения, то это свидетельствует о том, что здесь еще не достигнут прогресс, который приведет к их замене естественными объяснениями. Наиболее адекватно натуралистическая установка выражена в естествознании, но она не чужда и социально-гуманитарным наукам, а простые ее формы представлены в здравом смысле и практической жизни. Представители Н. ориентируются на науку как систематическое применение натуралистического метода и коррекцию любого знания в соответствии с ним. Они отрицают платонистскую трактовку объектов формальных наук и рассматривают объекты математики как инструментарий для описания естественного мира, а логические формы - как средства для его исследования. В самом по себе универсуме нет моральных или идеальных ценностей, отличных от ценностей индивидов или социальных групп. Этические теории поэтому можно в принципе рассматривать подобно научным теориям и оценивать их по эмпирически проверяемым следствиям. Поскольку в рамках философского Н. ставится цель не созидания некоторых систем, а прояснения с помощью натуралистического метода проблем, возникающих в любых сферах жизни человека, то Н. оказывается весьма неоднородным. В нем есть и сторонники различных видов материализма (Р.В. Селларс, К. Ламонт, М. Фарбер, Нагель и др.), и представители прагматизма с их явным тяготением к эмпирической методологии, и весьма спекулятивно настроенные теоретики, напр., Дж. Баклер с его "ординальным Н.". С 1980-х годов наметилась заметная активизация Н., связанная с ростом внимания к проблеме человека и натуралистическому гуманизму (П. Кэрц, Б. Оуден), с доминированием материализма в современной англоязычной философии сознания (philosophy of mind), со стремлением натуралистическую эпистемологию, соответствующую уровню нынешнего естествознания и когнитивных наук. Важной тенденцией, укрепившей позиции Н., стало выдвижение натуралистически ориентированных концепций крупнейшими представителями аналитической философии, напр., программы натурализированной эпистемологии - Куайном, натуралистической теории языка и сознания - Сёрлом. A.M. Каримский Сёрль Дж. Сознание, мозг и наука // Путь. 1993, № 4; Naturalism and the Human Spirit. N.Y., 1944; Naturalism and Rationality. Buffalo, 1986; P. Kurtz. Philosophical Essays in Pragmatic Naturalism. Buffalo, 1990; W.O. Quine. Epistemology Naturalised // The Psychology of Knowing. N.Y., 1972; American Philosophical Naturalism in 20-th Century. Buffalo, 1994.

5) Натурализм - (лат. - природный, естественный) - направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США и стремившееся к объективному, точному, бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Главным объектом натуралистов был человеческий характер в его обусловленности физиологической природой и непосредственным бытовым и материальным окружением. Не упускались в изображении человека и те потребности, которые ранее считались "неподходящими" для искусства. В произведениях появлялись ранее "не принятые" герои - крестьяне, наркоманы, проститутки, обитатели городских низов - клошары. Теоретиками и основоположниками натурализма были Э. Золя, братья Э. и Ж. Гонкуры, С. Крейн - в литературе; А. Антуан, О. Брам - в театре; Э. Мане и К. Моне - в живописи. В России натурализм не сформировался в самостоятельное художественное течение. Однако использовался как один из приемов изображения человека (например, в картинах художников-передвижников).

6) Натурализм - (лат. naiura- ) - методологический принцип обоснования нравственности, применяемый во мн. домарксистских и нек-рых совр. буржуазных этических теориях. Сущность его состоит в стремлении, во-первых, объяснить нравственность не из общественных условий человеческого бытия, а из вечной и неизменной природы человека, во-вторых, строить этические теории, опираясь на данные и методы естественных наук. Позитивным моментом в Н. является то, что он был направлен против представлений о сверхъестественном источнике нравственности, а в определенных условиях - против общественных отношений, препятствовавших выражению «естественной природы» человека. Натуралистическое истолкование требований нравственности возникает еще в древности. Нек-рые философы пытались вывести их из «естественного» стремления человека испытывать наслаждение и избегать страдания (Эпикуреизм), др., напротив, считали, что нравственность состоит в отрешении от «земных страстей» и жизни «сообразно природе» мира (Стоицизм). Первая т. зр. в дальнейшем получила развитие в концепциях гедонизма и эвдемонизма, вторая - в теориях врожденных моральных чувств (Нравственного чувства теории). Особенно большое значение натуралистическое понимание морали приобретает в новое время, в этических учениях эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Б. Телезио), в теориях «разумного эгоизма » (Эгоизма теории), затем в утилитаризме, в эволюционной этике и др. теориях морали, В начале XX в. Мур (Интуитивизм) обвинил всю предшествующую этику в «натуралистической ошибке», неправомерно широко используя термин «Н.» для обозначения всех теорий, в к-рых категории добра и долга определяются посредством неморальных понятий» - интересов человека, естественных или социальных и даже сверхъестественных законов, наслаждения, счастья и др. Такое толкование давало основание зачислить в разряд натуралистических теорий не только вульгарно-материалистические, биологические и психологические теории этики, но и нек-рые религиозные моральные учения, напр., теорию «естественного закона » (Неотомизм), а иногда даже и марксистскую этику. В 60-х гг. в совр. буржуазной этике наметился явный поворот к Н., в к-ром мн. философы видят альтернативу позитивистским школам в этике (Неопозитивизм). С Н. они связывают возможность найти правильное соотношение ценностей и фактов, преодолеть господствующий в буржуазной этике принцип автономии морали. При этом отмеченные выше черты натуралистического подхода в этике приобрели особый оттенок в совр, концепциях Н. Так, объяснение нравственности непосредственно связывается с достижениями молекулярной биологии и генетики; в закономерностях этих наук приверженцы Н. пытаются найти методологию этики. Отсюда следует отождествление биологических и моральных ценностей, связанных якобы со всем ходом естественной эволюции, преувеличение роли естественных наук для совершенствования морали, отрицание классового характера морали в классовом об-ве. Объявляя неравенство людей буржуазного об-ва следствием «естественных» различий, заложенных в биологической природе человека, совр. Н. снимает проблему воспитания человека на основе определенной системы ценностей. В лучшем случае нравственное воспитание подменяется системой манипулирования, превращающей человека в хорошо налаженный механизм, должным образом отвечающий на требования социальной среды. Марксизм отвергает натуралистическое понимание морали как ненаучное, т. к. специфические потребности человека не даны «природой», а складываются в процессе истории и характер моральных норм, принципов, идеалов в конечном итоге формируется конкретной социальной действительностью. Раскрывая социальный смысл Н., марксизм показал, что эти теории служат обоснованием идеи незыблемости буржуазного об-ва и его морали.

7) Натурализм - (фр. naturalisme; от лат. naturalism - природный, естественный) - философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причем часто открыто включает в понятие " " дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гёте, романтизм, биологическое мировоззрение 19 в., философия жизни). По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. В этике - это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники, стоики, Руссо, Конт, Маркс, Ницше). В социологии - преобладающее или исключительное подчеркивание биологических факторов в качестве осн. образующих сил в истории, в развитии общества. О религиозном натурализме см. Пантеизм. Эстетический натурализм требует от художника, чтобы его произв. было неидеализированным, неподдельным воспроизведением действительного. Натуралистический - в духе натурализма, в соответствии с натурализмом; согласный с природой, верный природе.

8) Натурализм - (лат. natura - ). 1. В философии-методологический принцип, присущий нек-рым домарксистским теориям, пытавшимся объяснить развитие об-ва законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д.). Н. близок к антропологизму, к-рый не видит специфических закономерностей общественной жизни. В 17 и 18 вв. философский Н. сыграл положительную роль в борьбе со спиритуализмом. 2. Система эстетических взглядов на искусство и соответствующий ей художественный метод, сформировавшиеся во второй половине 19 в. Философской основой Н. явился позитивизм (Конт, Спенсер, И. Тэн и др.). Не ставя задач проникновения в существенные, глубинные процессы действительности, Н. сводит художественное творчество к копированию ее случайных, единичных предметов и явлений. Противоречивость эстетической концепции Н. ярко проявилась у Э. Золя, творчество к-рого зачастую вступало в противоречие с его теоретическими высказываниями (“ Экспериментальный роман”, 1880; “ Натурализм в театре ”, 1881, и др.) о тождественности социальных и биологических явлений, о независимости искусства от политики и морали и т. д. Характерные для Н. физиологизм, примитивная развлекательность, мелодраматизм, внешняя красивость и т. п. проявляются в самых различных жанрах “массовой культуры” в капиталистических странах. Проповедуемые сторонниками Н. (прямо или косвенно) идеи пассивности, отказа от социальной борьбы, безразличия к радостям и страданиям людей, их особый интерес к низменным сторонам человеческой жизни сближают Н. с формалистическими направлениями в искусстве (Формализм). 3. В этике - характерный для мн. теорий прошлого и этических концепций 20 в. методологический принцип обоснования морали. Согласно ему моральные представления, в частности понятие добра, выводятся не из общественных законов бытия человека, а из какого-то природного начала (законов космоса, органического мира, биологии или психологии человека). К Н. в этике относятся гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, эволюционная этика и др. В совр. зап. этике мн. школы продолжают выводить понятия морали из естественнонаучных понятий и данных антропологии и психологии. Это, напр., этика космической телеологии, теории нравственного чувства, интереса и др. В этике 20 в. Н. был впервые подвергнут критике Муром. Он и его последователи считают, что моральные понятия нельзя выводить из “естественных” (в этом, по их мнению, заключается “натуралистическая ошибка”). Но “ естественное ” они понимают весьма расширительно, относя к нему все, что выходит за сферу морали, в т. ч. и социальные явления. В результате мораль и этика отрываются от фактических знаний о человеке и общественных наук. Этот порок присущ всему формалистическому направлению, возникшему в совр. зап. этике. В 40-50-е гг. на Западе появился ряд исследований, авторы к-рых с позиций Н. полемизируют с формализмом и неопозитивизмом. Эта критика формализма и идеализма в этике и содержащиеся в теориях натуралистов элементы материализма в целом имеют прогрессивный характер. Ее недостатки - отсутствие четкого понимания принципиального отличия социально-исторических законов развития морали от антропологически-психологических моментов. Марксизм показал, что мораль - специфически общественное явление и понять ее природу невозможно, не отказавшись до конца от пережитков Н. в этике.

Натурализм

(от лат. natura - природа) - философская позиция, отождествляющая все сущее с природой. В аналитической философии тенденция к конвергенции с натурализмом связана с теоретическими трудностями, возникшими при разработке вопросов модальной логики, семантики и референции. Попытка их преодоления привела к необходимости онтологических допущений и рассмотрению языка и мышления в социально-культурном контексте. Стремление разработать натуралистическую эпистемологию, соответствующую современному уровню науки, характеризует концепцию языка и мышления Д. Серля, а также программу "натурализации эпистемологии" Куайна.

(от лат. natura - природа) - убеждение, что естественный порядок вещей является единственно реальным. Появился под влиянием впечатляющих успехов естественных наук в XIX в. Основное для натурализма представление о природе, однако, весьма неопределенно и различно для разных его представителей - Г.Спенсера, Э.Геккеля, Л.Бюхнера и др. Натурализм в метафизике отрицает или игнорирует существование сверхприродного. В психологии он ограничивает способности души возможностями тела, нередко отрицая ее автономию, ее бесконечность. В этике он ошибочно утверждает выводимость нравственных принципов и правил из научного знания природы, человека и общества. В религиозной философии натурализм критикуется за смешение природного и сверхприродного планов бытия, за сведение высших проявлений духовной жизни к низшим сторонам социальной психологии, к обычаям и культуре, за придание Высшему естественных черт и за игнорирование абсолютных ценностей. Принятие псевдорелигиозного натуралистического соблазна характерно также для творчества Д.Мережковского, В.Розанова и др.

Направление в философии, отождествляющее социальные процессы с природными явлениями, распространяющее принципы и методы естественных наук на область социального познания. Хотя существует множество разновидностей Н., они единодушны в отношении некоторых фундаментальных принципов, на которых основывается направление в целом: 1) в теоретическом отношении из философии элиминируются "метафизические" вопросы, проблемы, понятия и положения традиционной философии, которые в силу их высокой абстрактности не могут быть разрешены; 2) социальные явления, с т. зр. методологической задачи, качественно идентифицируются с природными явлениями; 3) универсализация принципов и методов естественных наук и, соответственно, экстраполяция методов анализа, применяемых в естествознании, в понимании человека и общества; 4) философский анализ сводится к выработке обобщенных эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать ориентиром для прогнозирования социальных явлений. И. объясняет социальную реальность как внешнее по отношению к человеку, где действуют внеположные человеческой деятельности нормы и ценности. А это ведет к незаконной реификации общества. Вопрос о том, каким образом конституируется такое общество, остается открытым. Социальная реальность начинает восприниматься как сама собой разумеющаяся естественная основа, исходя из которой объясняется вся человеческая деятельность. Применение натуралистических теорий к социальной реальности, экзистенциальному продукту человеческой деятельности ведет к непродуктивному исследованию природы этой реальности, к незаконной объективации социальных процессов. Т. X. Керимов

(от лат. natura - природа) - философская позиция, отождествляющая все сущее с природой, отрицающая понимание природы только как части бытия и исключающая из теоретических объяснений какие-либо ссылки на "сверхъестественные" сущности. Для Н. начала XX в. была характерна тенденция к универсализации принципов и методов естествознания и их экстраполяции на понимание человека и общества. Это выразилось в появлении расово-антропологических, биоорганических и иных натуралистических школ в социологии, а также различных вариантов натуралистической этики, связывающих нравственное сознание и моральные нормы с психофизиологической природой человека. Как философское направление Н. сложился в 20-40-е годы в США. В идейном отношении он был альтернативой религиозно-идеалистическим и трансценденталистским концепциям. От позитивизма Н. отличало стремление сохранить мировоззренческую и онтологическую проблематику, а также ясно выраженный социальный оптимизм и гуманистический пафос, связанный с защитой прав человека, критикой деструктивных социальных сил (милитаризма, политической нетерпимости и т.п.). Н. является одним из видов философского монизма, согласно которому все существующее и происходящее в мире суть естественное в том смысле, что оно допускает объяснение методами естественных наук, расширяющих сферу своего применения на все новые области объектов и событий. Н. противостоит установке, что могут существовать явления, в принципе лежащие вне сферы научного объяснения. Сторонники Н. подчеркивают, что он является в первую очередь методом, а не онтологической установкой, поэтому он не тождественен материализму и, вообще говоря, допускает различные онтологии. При всех вариациях взглядов для представителей Н. типичны следующие черты. Полагается, что любые естественные объекты, от минералов и растений до человеческих существ и социальных институтов, существуют внутри пространственно-временного и каузального порядков. Причинами любых явлений могут быть только естественные объекты или же эпизоды из их прошлых состояний, которые произвели изменения в каких-либо других естественных объектах. Любые объяснения со ссылками на неестественные объекты не допускаются. Естественные процессы суть изменения в естественных объектах или их системах. Природа рассматривается как система всех естественных процессов. В принципе любые ее части интеллигибельны и доступны для познания, но как целое она не может быть объяснена. Для Н. принципиально, что человеческое сознание и социальная жизнь столь же доступны для естественных объяснений, как и остальная природа. Если для того или иного круга явлений применяются ненатуралистические объяснения, то это свидетельствует о том, что здесь еще не достигнут прогресс, который приведет к их замене естественными объяснениями. Наиболее адекватно натуралистическая установка выражена в естествознании, но она не чужда и социально-гуманитарным наукам, а простые ее формы представлены в здравом смысле и практической жизни. Представители Н. ориентируются на науку как систематическое применение натуралистического метода и коррекцию любого знания в соответствии с ним. Они отрицают платонистскую трактовку объектов формальных наук и рассматривают объекты математики как инструментарий для описания естественного мира, а логические формы - как средства для его исследования. В самом по себе универсуме нет моральных или идеальных ценностей, отличных от ценностей индивидов или социальных групп. Этические теории поэтому можно в принципе рассматривать подобно научным теориям и оценивать их по эмпирически проверяемым следствиям. Поскольку в рамках философского Н. ставится цель не созидания некоторых систем, а прояснения с помощью натуралистического метода проблем, возникающих в любых сферах жизни человека, то Н. оказывается весьма неоднородным. В нем есть и сторонники различных видов материализма (Р.В. Селларс, К. Ламонт, М. Фарбер, Нагель и др.), и представители прагматизма с их явным тяготением к эмпирической методологии, и весьма спекулятивно настроенные теоретики, напр., Дж. Баклер с его "ординальным Н.". С 1980-х годов наметилась заметная активизация Н., связанная с ростом внимания к проблеме человека и натуралистическому гуманизму (П. Кэрц, Б. Оуден), с доминированием материализма в современной англоязычной философии сознания (philosophy of mind), со стремлением разработать натуралистическую эпистемологию, соответствующую уровню нынешнего естествознания и когнитивных наук. Важной тенденцией, укрепившей позиции Н., стало выдвижение натуралистически ориентированных концепций крупнейшими представителями аналитической философии, напр., программы натурализированной эпистемологии - Куайном, натуралистической теории языка и сознания - Сёрлом. A.M. Каримский Сёрль Дж. Сознание, мозг и наука // Путь. 1993, № 4; Naturalism and the Human Spirit. N.Y., 1944; Naturalism and Rationality. Buffalo, 1986; P. Kurtz. Philosophical Essays in Pragmatic Naturalism. Buffalo, 1990; W.O. Quine. Epistemology Naturalised // The Psychology of Knowing. N.Y., 1972; American Philosophical Naturalism in 20-th Century. Buffalo, 1994.

(лат. - природный, естественный) - направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США и стремившееся к объективному, точному, бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Главным объектом натуралистов был человеческий характер в его обусловленности физиологической природой и непосредственным бытовым и материальным окружением. Не упускались в изображении человека и те потребности, которые ранее считались "неподходящими" для искусства. В произведениях появлялись ранее "не принятые" герои - крестьяне, наркоманы, проститутки, обитатели городских низов - клошары. Теоретиками и основоположниками натурализма были Э. Золя, братья Э. и Ж. Гонкуры, С. Крейн - в литературе; А. Антуан, О. Брам - в театре; Э. Мане и К. Моне - в живописи. В России натурализм не сформировался в самостоятельное художественное течение. Однако использовался как один из приемов изображения человека (например, в картинах художников-передвижников).

(лат. naiura- природа) - методологический принцип обоснования нравственности, применяемый во мн. домарксистских и нек-рых совр. буржуазных этических теориях. Сущность его состоит в стремлении, во-первых, объяснить нравственность не из общественных условий человеческого бытия, а из вечной и неизменной природы человека, во-вторых, строить этические теории, опираясь на данные и методы естественных наук. Позитивным моментом в Н. является то, что он был направлен против представлений о сверхъестественном источнике нравственности, а в определенных условиях - против общественных отношений, препятствовавших выражению «естественной природы» человека. Натуралистическое истолкование требований нравственности возникает еще в древности. Нек-рые философы пытались вывести их из «естественного» стремления человека испытывать наслаждение и избегать страдания (Эпикуреизм), др., напротив, считали, что нравственность состоит в отрешении от «земных страстей» и жизни «сообразно природе» мира (Стоицизм). Первая т. зр. в дальнейшем получила развитие в концепциях гедонизма и эвдемонизма, вторая - в теориях врожденных моральных чувств (Нравственного чувства теории). Особенно большое значение натуралистическое понимание морали приобретает в новое время, в этических учениях эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Б. Телезио), в теориях «разумного эгоизма » (Эгоизма теории), затем в утилитаризме, в эволюционной этике и др. теориях морали, В начале XX в. Мур (Интуитивизм) обвинил всю предшествующую этику в «натуралистической ошибке», неправомерно широко используя термин «Н.» для обозначения всех теорий, в к-рых категории добра и долга определяются посредством неморальных понятий» - интересов человека, естественных или социальных и даже сверхъестественных законов, наслаждения, счастья и др. Такое толкование давало основание зачислить в разряд натуралистических теорий не только вульгарно-материалистические, биологические и психологические теории этики, но и нек-рые религиозные моральные учения, напр., теорию «естественного закона » (Неотомизм), а иногда даже и марксистскую этику. В 60-х гг. в совр. буржуазной этике наметился явный поворот к Н., в к-ром мн. философы видят альтернативу позитивистским школам в этике (Неопозитивизм). С Н. они связывают возможность найти правильное соотношение ценностей и фактов, преодолеть господствующий в буржуазной этике принцип автономии морали. При этом отмеченные выше черты натуралистического подхода в этике приобрели особый оттенок в совр, концепциях Н. Так, объяснение нравственности непосредственно связывается с достижениями молекулярной биологии и генетики; в закономерностях этих наук приверженцы Н. пытаются найти методологию этики. Отсюда следует отождествление биологических и моральных ценностей, связанных якобы со всем ходом естественной эволюции, преувеличение роли естественных наук для совершенствования морали, отрицание классового характера морали в классовом об-ве. Объявляя неравенство людей буржуазного об-ва следствием «естественных» различий, заложенных в биологической природе человека, совр. Н. снимает проблему воспитания человека на основе определенной системы ценностей. В лучшем случае нравственное воспитание подменяется системой манипулирования, превращающей человека в хорошо налаженный механизм, должным образом отвечающий на требования социальной среды. Марксизм отвергает натуралистическое понимание морали как ненаучное, т. к. специфические потребности человека не даны «природой», а складываются в процессе истории и характер моральных норм, принципов, идеалов в конечном итоге формируется конкретной социальной действительностью. Раскрывая социальный смысл Н., марксизм показал, что эти теории служат обоснованием идеи незыблемости буржуазного об-ва и его морали.

(фр. naturalisme; от лат. naturalism - природный, естественный) - философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причем часто открыто включает в понятие " природа " также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гёте, романтизм, биологическое мировоззрение 19 в., философия жизни). По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. В этике - это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники, стоики, Руссо, Конт, Маркс, Ницше). В социологии - преобладающее или исключительное подчеркивание биологических факторов в качестве осн. образующих сил в истории, в развитии общества. О религиозном натурализме см. Пантеизм. Эстетический натурализм требует от художника, чтобы его произв. было неидеализированным, неподдельным воспроизведением действительного. Натуралистический - в духе натурализма, в соответствии с натурализмом; согласный с природой, верный природе.

(лат. natura - природа). 1. В философии-методологический принцип, присущий нек-рым домарксистским теориям, пытавшимся объяснить развитие об-ва законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д.). Н. близок к антропологизму, к-рый также не видит специфических закономерностей общественной жизни. В 17 и 18 вв. философский Н. сыграл положительную роль в борьбе со спиритуализмом. 2. Система эстетических взглядов на искусство и соответствующий ей художественный метод, сформировавшиеся во второй половине 19 в. Философской основой Н. явился позитивизм (Конт, Спенсер, И. Тэн и др.). Не ставя задач проникновения в существенные, глубинные процессы действительности, Н. сводит художественное творчество к копированию ее случайных, единичных предметов и явлений. Противоречивость эстетической концепции Н. ярко проявилась у Э. Золя, творчество к-рого зачастую вступало в противоречие с его теоретическими высказываниями (“ Экспериментальный роман”, 1880; “ Натурализм в театре ”, 1881, и др.) о тождественности социальных и биологических явлений, о независимости искусства от политики и морали и т. д. Характерные для Н. физиологизм, примитивная развлекательность, мелодраматизм, внешняя красивость и т. п. проявляются в самых различных жанрах “массовой культуры” в капиталистических странах. Проповедуемые сторонниками Н. (прямо или косвенно) идеи пассивности, отказа от социальной борьбы, безразличия к радостям и страданиям людей, их особый интерес к низменным сторонам человеческой жизни сближают Н. с формалистическими направлениями в искусстве (Формализм). 3. В этике - характерный для мн. теорий прошлого и этических концепций 20 в. методологический принцип обоснования морали. Согласно ему моральные представления, в частности понятие добра, выводятся не из общественных законов бытия человека, а из какого-то природного начала (законов космоса, органического мира, биологии или психологии человека). К Н. в этике относятся гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, эволюционная этика и др. В совр. зап. этике мн. школы продолжают выводить понятия морали из естественнонаучных понятий и данных антропологии и психологии. Это, напр., этика космической телеологии, теории нравственного чувства, интереса и др. В этике 20 в. Н. был впервые подвергнут критике Муром. Он и его последователи считают, что моральные понятия нельзя выводить из “естественных” (в этом, по их мнению, заключается “натуралистическая ошибка”). Но “ естественное ” они понимают весьма расширительно, относя к нему все, что выходит за сферу морали, в т. ч. и социальные явления. В результате мораль и этика отрываются от фактических знаний о человеке и общественных наук. Этот порок присущ всему формалистическому направлению, возникшему в совр. зап. этике. В 40-50-е гг. на Западе появился ряд исследований, авторы к-рых с позиций Н. полемизируют с формализмом и неопозитивизмом. Эта критика формализма и идеализма в этике и содержащиеся в теориях натуралистов элементы материализма в целом имеют прогрессивный характер. Ее недостатки - отсутствие четкого понимания принципиального отличия социально-исторических законов развития морали от антропологически-психологических моментов. Марксизм показал, что мораль - специфически общественное явление и понять ее природу невозможно, не отказавшись до конца от пережитков Н. в этике.

Вопрос "что такое натурализм" - один из самых сложных в науке, так как довольно часто данное направление путают с реализмом вообще и искусством фотографии в частности. Поэтому необходимо четко представлять себе различия между этими двумя течениями и четко их разграничивать, ведь от этого зависит понимание особенностей развития культуры второй половины 19 века. В первую очередь следует помнить об обстоятельствах и предпосылках возникновения новых представлений о задачах художника, писателя и режиссера.

Условия появления

Понимание того, что такое натурализм, невозможно без учета общественной ситуации второй половины указанного столетия. В рассматриваемое время произошли принципиальные изменения в науке, которые сильно повлияли на творческую интеллигенцию Европы и Америки. В это время господствующим направлением был позитивизм, который предполагал изучение природы и общества не на основе отвлеченных умственных построений, а с помощью конкретных фактов. Поэтому многие ученые отказались от теоретических исследований и перешли к детальному анализу конкретных явлений. Этот принцип был быстро подхвачен рядом деятелей культуры, в частности, его активно развивал в своих произведениях известный писатель Э. Золя. Согласно новой концепции, художник отныне должен был изображать действительность такой, какая она есть, без прикрас и условностей, следуя правилам чистой, позитивной, экспериментальной науки.

Тематика

Изучение проблемы «Что такое натурализм» следует продолжить анализом новых идей, которые стали проводить представители нового направления. Они стали описывать и объяснять психологию и характер человека особенностями его физиологии, расовой принадлежности, а также внешними условиями существования. Раскрытие его сложной противоречивой натуры, нравственных исканий перестало интересовать приверженцев нового течения. Гораздо больше их интересовали человеческие патологии, социальные конфликты, грубая борьба за выживание. На некоторое время указанные идеи заняли ведущее место в живописи и литературе. Отличительной чертой натурализма является удовлетворенность жизнью и нежеланием что-либо менять. Если романтизм ищет решение проблем в бегстве от реальности, реализм предлагает более или менее конкретные меры для улучшения человеческого общежития, то новый жанр останавливается на том, что изображает, в чем заключается его недостаток. Тем не менее авторы-натуралисты проводят мысль о том, что при всем своем несовершенстве мир все-таки более или менее устойчив, и поэтому все в нем заслуживает внимания, даже самые неприглядные детали.

Особенности

Чтобы лучше понять, что такое натурализм, нужно помнить условия того времени, в которое он возник. уже не интересовали творческую интеллигенцию, которая искала новые формы выражения своих мыслей. Революции, социальные потрясения, войны, отличавшиеся особенной жестокостью, которыми ознаменовалась вторая половина 19 столетия, не могли не сказаться на Представители нового течения отказались от всяких условностей, часто стали изображать грубые сцены из жизни. Характерной чертой направления стала деэстетизация искусства. Художники и писатели описывали и воспроизводили отрицательные стороны человеческого существования, считая, что таким образом демонстрируют объективную реальность. К сожалению, данная тенденция часто приводила к появлению произведений, которых трудно отнести к сфере искусства, так как они отличались особенной грубостью и неприглядностью сюжета и форм. Большое значение придавалось изображению человека в вещественном мире. Художники обращали внимание на его внешний облик, а писатели - на физиологию и инстинкты.

Идейная основа

Новое течение в искусстве и культуре возникло не на пустом месте. У него была своя философия, которая вдохновляла его сторонников. Показателен тот факт, что первые ее проявления относятся еще к античным временам, когда некоторые мыслители объясняли все явления действительности, в том числе и саму личность человека, окружающей его природой (Эпикур, представители стоицизма). В новое время данная идеология получила свое развитие в труде ряда философов и авторов просветительской литературы. Они указывали на то, что суть натурализма сводится к выведению всего происходящего из конкретных фактов природы. Некоторые авторы даже пытались рассматривать этические понятия сквозь призму борьбы человека за существование. Эти мыслители обращали внимание на природные инстинкты, борьбу людей за выживание.

В прозе

Натурализм в литературе ставит объектом изображения человеческий характер в связи с описанием бытовых и материальных условий существования. Писатели были склонны объяснять поведение личности ее наследственностью и физиологическими особенностями. Отличительной чертой творчества ряда авторов стало подражание научным методам, что, к сожалению, вело к обеднению художественных средств и возможностей. Еще одним недостатком этого жанра стало отсутствие идейности и критическое отношение к любого рода идеологиям в любых проявлениях, что, как известно, составляло костяк романтизма и реализма.

Натурализм в литературе связан в первую очередь с именем французского автора Золя. Главной темой его творчества стало изображение разладившегося мещанского быта. Он акцентировал внимание на бытовой стороне существования своих героев. Однако в его произведениях, несмотря на видимую грубость образов и сюжетов, присутствует своя философия, которая и выделяет этого писателя среди коллег по цеху.

Примеры в литературе

Представители натурализма внесли значительный вклад в развитие мировой литературы. Ги де Мопассан был виднейшим представителем этого течения. Он был мастером короткой прозы и создателем целого цикла известных новелл. Показателен тот факт, что этот писатель отвергал чистый натурализм, но в то же время сам стремился добиться чуть ли не документальной точности в изображении событий. Он отказался от анализа психологии человека и ограничился лишь перечислением фактов из жизни героев. В то же время он отличался чрезвычайно восприимчивостью ко всему окружающему, что отразилось в его произведениях, за счет чего последние приобрели всеевропейскую известность.

В живописи

В 1870 годах в изобразительном искусстве оформился натурализм. Фото стало как бы некоторым образцом для художников, которые добивались наиболее достоверной картины. При этом они старались максимально абстрагироваться от изображаемого предмета, пытались избежать передачи эмоций, что, разумеется, не всегда получалось. Пейзажисты и портретисты пытались максимально объективно донести до зрителя то или иное явление без прикрас и эстетических условностей. Одним из видных представителей живописи нового направления был французский художник

Его принято считать родоначальником импрессионизма, который быстро вытеснил рассматриваемое направление в культуре, однако начинал он с того, что с фотографической точностью воспроизводил изображаемый объект. Одна из самых его известных картин, на которой изображена работница бара, поражает своей конкретикой и детальностью.

Это было именно то, к чему стремился натурализм. Фото стало для его приверженцев настоящим эталоном работы.

Другие представители

Одним из недостатков рассматриваемого направления было отсутствие художественно-идейных обобщений. Сюжеты не подвергались философскому осмыслению, а также критической оценке и обработке, что было характерно для реализма. Однако новое течение имело ряд достоинств: достоверное воспроизведение действительности, точная передача деталей и подробностей.

Помимо указанного художника, в данном стиле работал Э. Дега. Его картины проникнуты простотой и гармонией, которая выгодно отличает полотна автора от работ тех, кто предпочитал изображать грубые сцены из простой жизни. Дега предпочитал работать пастелью, чем заметно выделялся среди своих современников. Черты натурализма особенно ярко проявились в творчестве А. Лотрека.

В кинематографе

Натурализм 19 века повлиял на создание фильмов. Уже первые режиссеры только зародившегося кинематографа стали применять его приемы в своей практике. Одной из первой таких картин стала экранизация романа Золя «Человек-зверь». В современных кинолентах можно довольно часто встретить элементы данного стиля, особенно в боевиках и фильмах ужаса. В качестве примера можно привести кино «Бойцовский клуб», в котором очень много сцен насилия и жестокости. Последние премьеры показывают, что это направление до сих пор интересует режиссеров.

Например, совсем недавно вышедший на экраны военный фильм «По соображениям совести», изобилующий жестокими сценами. Итак, рассматриваемое течение сильно повлияло на мировой кинематограф.

Сравнение с предыдущим направлением

Вопрос о том, в чем суть отличия натурализма от реализма, как правило, вызывает серьезные затруднения у школьников, поскольку оба течения на первый взгляд имеют много общего. Их цель - воспроизвести явления жизни с объективной достоверностью и точностью. Приверженцы направлений стремились дать правдивую картину окружающей действительности, но добивались своей цели разными способами. Реалисты искали в изображаемом предмете типичные черты, которые они осмысливали, обобщали и представляли в индивидуальных образах. Натуралисты же изначально задавались целью копировать наблюдаемое явление и намеренно отказывались от философии. Пожалуй, именно в этом заключается принципиальное отличие натурализма от реализма.

Различия в тематике

Оба направления добиваются правдивости воспроизведения явлений социальной действительности. В этом отношении их можно противопоставить романтизму, который, напротив, уводит читателя в красивый мир мечты и фантазии. Однако приверженцы обоих течений в культуре по-разному видели эту самую реальность. Реалисты при изображении быта делали упор на духовный мир человека, их интересовала борьба личности с мещанским бытом. Они акцентировали внимание на том, как люди в непростых условиях сохраняли духовность. Натуралисты, напротив, интересовались исключительно физиологией и социальными условиями, которые, по их мнению, определяли существование человека. В связи с указанными различиями реализм и натурализм пользуются разными художественно-изобразительными средствами. Те, кто являлся приверженцем первого течения, использовали множество приемов при воссоздании интересующего их объекта, в то время как представители нового направления сами себя ограничивали в языковом плане, избегая метафор, эпитетов, поскольку считали, что они отвлекают читателей от конкретных фактов.

Новые черты

Когда речь заходит о том, что такое критический натурализм, на ум, как правило, приходит аналогия с реализмом. Это направление не только стремилось достоверно изображать действительность, но и критиковать ее недостатки. Авторы часто поднимали острые социальные вопросы, затрагивали актуальные темы современности. При этом они часто высмеивали пороки общества, используя для этого приемы сатиры. То же самое можно сказать и относительно натурализма. Однако если писатели-реалисты пытались осмыслить причины социально-экономических проблем и даже предлагали решения, то авторы, которые ограничивались лишь перечислением недостатков изображаемого предмета, просто констатировали конкретные факты, чего, конечно, оказывалось не всегда достаточно для полного и объективного изображения того или иного сюжета. Следует помнить, что натурализм - направление, которое не претендует на философские осмысления и обобщения. Он лишь с фотографической, почти документальной точностью воспроизводит интересующий его объект. Возможно, именно поэтому данное направление является одним из самых спорных в культуре, которое продержалось не слишком долго.

В отечественном искусстве

В нашей стране прошли те же стадии развития Натурализм, напротив, не получил в России большого распространения. Некоторые авторы объясняют это особенностями русской культуры и менталитета, указывая на патриархальность и высокую степень духовности. Тем не менее некоторые черты рассматриваемого течения все-таки нашли отражение в ряде произведений литературы и некоторых фильмах. Так, книги писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка написаны под явным влиянием этого стиля. Автор изображал жизнь населения Урала, описывая, как пореформенное время привело к изменению общественного сознания, ломке привычных устоев и морали.

Другой прозаик - П. Д. Бобрыкин - был явным подражателем творчества Золя. В одном из своих самых известных произведений он почти с научной точностью воспроизвел детали купеческого быта, жизни дворян, описал их жилье. В советское время натурализм рассматривался как противоположность реализму, поэтому многие критики отрицательно относились к приемам и методам его представителей. По их мнению, авторы делали акцент на темных сторонах человеческого существования, в то время как советская пропаганда культивировала идею о конструктивной деятельности людей при построении коммунизма.

Но, несмотря на негативное отношение к натурализму, рассматриваемое направление нашло отражение в советском кинематографе. Например, картина-эпопея А. Кончаловского «Сибириада» снята под сильным влияние натурализма. Эта лента получила признание на Западе. В этой картине режиссер показал не очень приглядные стороны жизни людей в далекой глухой сибирской деревне на переломе эпохи.

Значение

Натурализм в искусстве сыграл большую роль в развитии культуры второй половины 19 - начала 20 века. Стремление писателей и художников отойти от некоторых формальных условностей и правил, соединенное с активным поиском новых форм выражения идей и желанием максимально точно воспроизвести явления окружающей действительности, привело к новым оригинальным решениям в художественном слове и средствах изобразительности. Некоторые представители течения все-таки сохранили некоторую философию в своих произведениях, что в сочетании с убедительным описанием жизни простых людей позволило им создать запоминающиеся произведения в литературе, живописи и кинематографе.

НАТУРАЛИЗМ - метод художественного творчества, на формирование которого решающее влияние оказала философия позитивизма. Натуралистическая эстетика разрабатывалась И. Тэном, братьями Гонкур, Э. Золя и другими авторами, опиравшимися на труды философов и естествоиспытателей — О. Конта, Г. Спенсера, П. Люка, К. Бернара, Ш. Летурио и др. Наиболее последовательно натуралистический метод творчества был воплощен во Франции – в произведениях братьев Гонкур, раннего Золя и писателей его круга, в Германии в драматургии А. Хольца и И. Шлифа, Г. Гауптмана и др., в России – в прозе Н. Боборыкина и др.

В границах натуралистического течения и литературе XIX в. сосуществовали различные тенденции, объединяемые враждой к идеализирующей эстетике романтизма и классицизма, а также стремлением превзойти достижения классического реализма путем перенесения в искусство методов и целей эмпирического естествознания. В отличие от «метафизического» и «психологического» человека прежнего искусства в натурализм предметом наблюдения объявляется «весь человек», о котором натуралисты намерены сообщить «всю правду». Способы изучения человека формулировались по аналогии с теми, которые предписывались естествознанию позитивизмом, отрицавшим познаваемость «конечных причин» и объявлявшим доступным исследованию лишь мир явлений. Естествознание противопоставлялось философии как единственная форма достоверного знания о мире вообще и о человеке в частности.

Эстетика натурализма внедряла в искусство позитивистский (см. Позитивизм) детерминизм. Причины поведения людей, а также источники их моральных установок искали преимущественно в сфере физиологии либо в действии внешней среды, влияние которой понималось механически. Социальные конфликты натуралистическая эстетики пытались объяснить в духе социал-дарвинизма борьбой за существование и другими биологическими закономерностями. Между этими причинами и судьбой человека устанавливали однозначную, фатальную зависимость, например, и форме роковой наследственности. Понятый таким образом человек выступает не как личность, характер, а как темперамент, строго детерминированный врожденными свойствами (расовыми, патологической наследственностью и т. п.). Согласно эстетике натурализма эмпиризм и позитивистский детерминизм не должны искажаться вмешательством воображения, уводящего за пределы непосредственно данного.

Натурализм стремится преодолеть условность искусства, пытаясь превратить художественное произведение в точную копию факта. Он изменяет основным принципам реализма и прежде всего принципу обобщения, типизации. Требуя от искусства максимальной «объективности», художник натуралист упраздняет идеалы, устраняется от эстетической и нравственной оценки героев. Он создает роман, комбинируя действительные факты, т, наз. «человеческие документы», превращая произведение в фотографию куска жизни, сохраняющую все мельчайшие подробности и детали.

Бездуховность натурализма была подвергнута критике, с одной стороны, буржуазной клерикально-мистической эстетикой (Ф. Брюнетьер, Ж. Гюисманс, И. Бурже, А. Бергсон), а с другой - революционно-демократической и марксистской эстетикой (А. И. Герцен, М. Г. Салтыков-Щедрин, П. Лафарг, Ф. Меринг, Г. В. Плеханов, К. Либкнехт). Противопоставляя реализм натурализму, Ф. Энгельс указал на превосходство социального реализма в духе Бальзака перед всеми «Золя прошлого, настоящего и будущего».

Тенденции натуралистической эстетики в различных комбинациях усвоены многими позднейшими буржуазными течениями в искусстве. Так, например, сюрреализм, обратившийся к фантазии и бреду, акцентировал внимание на патологических состояниях сознании, особенно на эротических галлюцинациях.

Эстетика социалистического реализма, опирающаяся на ленинскую теорию отражения с ее идеей об активной, деятельной природе субъекта, противостоит пассивно-созерцательным принципам натурализма с его антиисторическим, биологизирующим пониманием человека.

«НАТУРАЛИЗМ» претерпел в ходе своего развития значительные изменения. Если в 19 веке для сторонников позитивизма истинность и объективность исторического познания с самоочевидностью следовали из признания закономерности исторического процесса (хотя и ограниченно понимаемой), то современные сторонники натуралистического направления, не отрицая истинности и объективности исторического познания, но отказывая историческому процессу во всеобщей детерминированности, ограничивают историческое объяснение или узкими пространственно-временными рамками «конкретной ситуации» и присущих ей каузальных связей и тенденций (см. ), или сферой взаимодействия индивидуального (человеческого) и социального, духовного и материального...

Натурализм (Гурьева, 2009)

НАТУРАЛИЗМ (лат. natura - природа) - течение в европейской литературе и искусстве, возникшее в 70-х годах XIX века и особенно широко развернувшееся в 1880/90-х годах, когда натурализм стал самым влиятельным направлением в литературе. Теоретическое обоснование это течение впервые получило в книге французского писателя Э. Золя «Экспериментальный роман» (1879 г.). Главные темы натурализма: вопросы физиологии и патологии, проблемы труда в той или иной профессии («Жерминаль» Э. Золя), а также острые социальные проблемы.

Натурализм (СЗЭ.ЭС, 2009)

НАТУРАЛИЗМ (от лат. naturalis - природный, естественный) - термин, используемый в нескольких значениях. В методологии и истории естествознания под натурализмом обычно понимается описательное естествознание, расцвет которого приходится на 18 - первой половине 19 века. Второе значение термина натурализм связано с дискуссиями о различии предмета и метода «наук о природе» и «наук о духе», развернувшимися в немецкой философии в конце 19 - начале 20 века. Представители немецкого историзма (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, В. Дильтей, Э.

Натурализм (Кириленко, Шевцов, 2010)

НАТУРАЛИЗМ (лат. naturalis - естественный) - философское направление, объединившее различные философские школы. Натуралистический подход в философии существовал на протяжении всего ее существования, однако как философское направление был осознан в XVIII-XIX вв. Согласно Н., природа является единственным «предельным» принципом объяснения всего существующего, обращение к природе - основа решения всех философских проблем. Для Н. характерны следующие особенности. Природа рассматривается в качестве единственного субстанционального начала. Все законы, действующие в мире, имманентны природе, не существует трансцендентных, запредельных природе законов. Социальная жизнь подчиняется тем же закономерностям, что и природные явления. Н. свойствен редукционизм - сведение социальных явлений к природным. В природе отсутствует «смысл», ориентация на человека, скрытая «благая» цель. Натуралистический взгляд на мир лишает человека уникальности, неповторимости; человек не может стать выше природы, Н. предлагает человеку осознанно подчиниться природным закономерностям. Призыв Гольбаха «покоримся природе» как нельзя лучше выражает суть отношения Н. к человеку...

Натурализм (Подопригора, 2013)

НАТУРАЛИЗМ [фр. naturalisme, от лат. naturalis - природный, естественный] - направление в литературе и искусстве последней трети XIX века, стремившееся к объективному, бесстрастному воспроизведению реальности, уподоблявшее художественное познание научному; натурализм сложился под влиянием идей позитивизма и исходил из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией.

Натурализм (Конт-Спонвиль, 2012)

НАТУРАЛИЗМ (NATURALISM). Учение, рассматривающее природу в широком смысле слова как единственную реальность; считающее, что сверхъестественного не существует, а его проявления суть не более чем иллюзии. Можно ли сказать, что натурализм синонимичен материализму? Не совсем. Всякий материалист является натуралистом, однако не каждый натуралист - материалист (например, Спиноза). Скажем лучше, что натурализм есть ближайший род, одним из видов которого является материализм - монистический натурализм (какой и исповедовал Спиноза), полагающий, что природа полностью и исключительно материальна.