§25. Природные зоны Земли2
Тема: «Природные зоны Земли»
Цель: расширить уже имеющиеся знания учеников о природных зонах Земли (продемонстрировать размещение основных зон на поверхности планеты, объяснить причины смены природных зон, показать изменения природных зон под воздействием деятельности человека).
Задачи обучающие:
- Объяснить понятия «природная зона», «высотная поясность», «широтная зональность».
- Сформировать целостное понятие о природных зонах Земли как естественных территориальных комплексах.
- Показать закономерность и причину смены природных зон.
Задачи развивающие:
- Развитие навыков работы с географической картой.
- Умение обобщать и классифицировать информацию (самостоятельное составление характеристик природных зон Земли).
Задачи воспитательные:
- Развитие уважительного и бережного отношения к живой природе.
- Развитие интереса к географии и смежным дисциплинам (биология, ботаника и т.п.).
Этапы урока:
- Организационный момент (чтение стихотворения-эпиграфа).
- Введение в тему (метод повторения пройденного материала), постановка проблемы.
- Изучение нового материала (лекционный метод, работа с географической картой, игровой момент).
- Физкультминутка.
- Обобщение пройденного материала.
- Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
В качестве дополнительного введения в тему учитель может прочитать стихотворение (или попросить сделать это учащегося) о природных зонах Земли. Это необходимо для создания у учеников особого настроения и лучшей усвояемости новых знаний.
В качестве эпиграфа можно использовать:
- В. Кеулькута «Тихо в тундре на рассвете»;
- В. Безладнов «А на Севере, друзья»;
- Н. Заболоцкий «В тайге»;
- Э. Асадов «В тайге»;
- Ю. Друнина «В степи»;
- П. Вяземский «Ещё тройка»;
- Н. Божукова «Вы рассказали о пустыне...».
Введение в тему, постановка проблемы
Учитель напоминает ученикам о пройденных смежных темах о природных зонах земли, задаёт наводящие вопросы:
Климат одинаков на всей Земле?
Что такое зональность?
Каковы причины зональности?
Сколько поясов освещённости на Земле, как они называются?
В каком из поясов освещённости мы живём?
Что такое высотная поясность?
Педагог корректирует ответы детей, дополняя их.
Изучение нового материала
Учитель под запись даёт определение термину «природная зона» и объясняет его на конкретных примерах. Далее педагог обращается к географической карте, а ученики - к личным атласам. Наглядно показываются природные зоны Земли. Для стимуляции мозговых процессов задаётся вопрос:
Почему природные зоны называются природными ? (названы так из-за преобладающей на этой территории растительности)
В форме рассказа педагог объясняет причину размещения природных зон (закон широтной зональности). Так происходит окончательное формирование понятия «широтная зональность».
Для закрепления новых знаний ученики по очереди вызываются к доске и на карте показывают ту или иную природную зону.
Учитель объясняет, что природные зоны меняются не только по широте, но и по высоте (формирования понятия «высотная зональность»). Для лучшего запоминания и рефлексии задаётся вопрос:
Почему это происходит? (с высотой изменяется давление и температура)
Для закрепления результата внедряется игровой момент - загадки. В качестве загадок могут использоваться следующие:
Вот перед нами лесной биом,
Растений и животных очень много в нём.
Он многоярусный, лианой оплетён,
И «лёгкими Земли» зовется он.
В нём много «драгоценностей» растёт,
Их в медицине использует народ.
На карте вдоль экватора найдёшь
И мне ты эту зону назовёшь
(ответ: влажные экваториальные леса)
С приближением лета с каждым днем все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветков, нет яркой травы - пожелтела, выгорела, будто огонь спалил: остались только травы с узкими листьями
(ответ: степь)
Это безлесная заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холод ная, с морозами ниже 50 градусов, длится 8-9 месяцев,
снега немного, земля промерзает на большую глубину?
(ответ: тундра) и т.п.
Педагог делает краткие выводы по полученному объёму знаний.
Физкультминутка
Проводится в традиционной форме, т.е. в виде зарядки (приседания, прыжки на месте и т.д.). Может присутствовать и познавательный момент: на каждое совершаемое физическое упражнение ученик должен ответить на какой-либо вопрос (например, какие животные встречаются в тундре или чем полезны для планеты влажные экваториальные леса).
Обобщение пройденного материала
Осуществляется в виде рассказа с элементами беседы, т.е. вовлечением детей в процесс обучения. Ещё раз проводится работа с географической картой. В качестве закрепления дети рисуют контурные карты в тетрадях, закрашивая природные зоны определённым цветом.
Резюме урока осуществляет учитель самостоятельно или с помощью учеников. Для этого задаются вопросы о полученных понятиях (природная зона, широтная и высотная зональность).
Домашнее задание
Даётся по рекомендации учебника. В качестве творческого задания можно предложить синтезированную работу - сочинение на тему «Как я побывал в... (тундре, пустыне, тайге и т.п.)». Это одновременно закрепит полученные на уроке знания, разовьёт творческие способности и благоприятно скажется на развитии речи.
Географические пояса материков и океанов. Это самые крупные зональные комплексы географической оболочки. Для каждого географического пояса на материках характерен свой набор природных зон, свои природные процессы и ритмы. Географические пояса неоднородны внутри. Они отличаются разным режимом увлаж-нения и континентальностью климата, что способствует делению поясов на секторы. Береговые и внутренние секторы географических поясов отличаются между собой режимом выпадения осадков, сезон-ными ритмами, набором и простиранием природных зон. Географичес-кие пояса выделяют и в океанах, однако здесь они более однородны, а их особенности определяются свойствами океанических водных масс.
Природные зоны в меньшей степени, чем пояса, имеют широтную ориентацию. Это обусловлено тем, что на формирование природных зон, кроме температурных условий, влияют условия увлажнения.
По карте «Географические пояса и природные зоны мира» можно заметить, что в разных географических поясах повторя-ются такие же или подобные природные зоны. Например, лесные зоны существуют в экваториальном, субэкваториальном, тропичес-ком, субтропическом и умеренном поясах. В нескольких поясах также есть зоны полупустынь и пустынь. Ученые объясняют это повторени-ем одинаковых соотношений тепла и влаги на разных материках. Это явление назвали законом природной зональности. Природная зональность на равнинах называется гори-зонтальной (широтной), а в горах — вертикальной (высотной пояс-ностью). Количество высотных поясов зависит от географического положения горной системы и ее высоты.
Каждая природная зона имеет свои зональные особенности компо-нентов. Любую природную зону легко узнать по растительному и жи-вотному миру. Например, экваториальные влажные леса отличаются наибольшим на Земле разнообразием растений и животных. И, вдоба-вок, все живое вырастает здесь до гигантских размеров.
Великаны экваториального леса. В экваториальном лесу лианы достигают в длину более 200 м; диаметр цветка раффлезии составляет 1 м, а его масса может достигать 15 кг. Здесь обитают и ис-полинские мотыльки с размахом крыльев до 30 см, и летучие мыши с размахом крыльев до 1,7 м, и кобры длиной до 5 м, а самая крупная среди существующих ныне змей — анаконда — достигает в длину 11м!
В саваннах и редколесьях травяная растительность чередуется с отдельными группами деревьев — акаций, эвкалиптов, баобабов. Без-лесные природные зоны встречаются в умеренном поясе, например степи. Они охватывают огромные пространства на двух материках — в Евразии и Северной Америке.
Чрезвычайно бедный растительный мир — это особенность зоны пустынь почти на всех материках и в большинстве географических поясов. Особыми условиями отличаются арктические и антарктичес-кие пустыни, которые почти полностью покрыты льдом (рис. 16). На первый взгляд такая пустыня кажется вообще безжизненной. Материал с сайта
Рис. 16. Зона арктической пустыни |
Лесные зоны умеренного пояса широко распространены на матери-ках северных широт. Растительный мир здесь богатый, хотя по сравне-нию с экваториальным лесом насчитывает меньшее количество видов. Он представлен как хвойными, так и лиственными породами деревьев. Природные зоны умеренного пояса существенно изменены вследствие хозяйственной деятельности человека.
- Географические пояса существуют на материках и в океанах. Географические пояса подразделяются на секторы, что обуслов-лено климатическими особенностями.
- Природные зоны повторяются в разных географических поясах, что объясняется сходством температурных условий и условий увлажнения.
- Природные зоны можно легко узнать по их растительному и жи-вотному миру.
На этой странице материал по темам:
Что обусловило распространение природных зон на земле
Закономерности распространения форм земной поверхности 12
Какую закономерность геогр оболочки подчеркивает карта природные зоны мира
Географія умови від яких залежить набір висотних поясів у горах
-
Природные условия каждого материка определяются географическим положением, историей его формирования, рельефом, климатом. На поверхности Земли наблюдаются зональные закономерности в размещении этих компонентов природы и крупных природных комплексов. От экватора к полюсам меняются климатические пояса и природные зоны.
Самыми крупными природными комплексами географической оболочки, многие из которых почти кольцами опоясывают земной шар, являются географические пояса.
Кольцевая форма размещения географических поясов нарушается конфигурацией и рельефом материков. Во всех географических поясах, там, где есть горы, выделяются области высотной поясности.
На Земле 13 географических поясов: один экваториальный, два субэкваториальных, два тропических, два субтропических, два умеренных, два субполярных (субарктический и субантарктический), два полярных (арктический и антарктический). Географические пояса подразделяются па природные зоны.
Природная, или географическая, зона - это территория, все природные компоненты (грунты, рельеф, воды, климат, почвы, растительный и животный мир, хозяйственная деятельность человека) которой тесно связаны между собой. Географические зоны суши не образуют сплошных полос, они прерываются в морях и океанах, но особенно отчетливо выражены на равнинах. Зональность зависит от количества тепла, осадков, их соотношения, удаленности от океанов, горных цепей, стоящих на пути воздушных течений, а все это, в конечном счете, зависит от формы Земли.
Природные зоны распределены в строго определенном порядке, который обусловлен климатом, в основном соотношением тепла и влаги. От климата зависит, прежде всего, распределение растительности на Земле. Именно с климатом связаны продолжительность вегетационного периода и все особенности развития зеленых растений. Поэтому основным типам климата, выделяемым на земном шаре, соответствуют различные природные зоны с характерными для них растительными типами сообществ.
Экваториальный географический пояс занимает на всех материках часть территории по обе стороны от экватора, не образуя сплошного кольца. В этом поясе располагается одна природная зона - зона влажных экваториальных лесов, господствуют влажные экваториальные воздушные массы. Тепло поступает в больших количествах и сравнительно равномерно в течение года. Годовая сумма осадков 2500-4000 мм. Атмосферное увлажнение избыточное. Почвы красно-желтые.
Зона экваториальных лесов хорошо выражена на территории Южной Америки (бассейн Амазонки), Африки (бассейн Конго), на островах Индонезии. Огромные площади девственных лесов (гилей) образованы вечнозелеными крупнолистными деревьями, которые располагаются в 4-5 ярусов. Обильны лианы, травяной покров беден. Избыток влаги определяет развитие болот.
Многие представители животного мира почти всю жизнь проводят на кронах деревьев (обезьяны, полуобезьяны, ленивцы, птицы).
Субэкваториальные географические пояса (северного и южного полушарий) расположены по обе стороны от экватора. Большую территорию эти пояса занимают в Африке и Южной Америке. Климат субэкваториальный с влажным летом, когда господствуют влажные экваториальные воздушные массы, и сухой жаркой зимой, когда преобладают сухие тропические воздушные массы. В этих географических поясах выделяют две природные зоны: переменно-влажных листопадных лесов и саванн. Почвы красные, а в более сухих местах красно-бурые.
Тропические географические пояса находятся в северном и южном полушариях, на материках им соответствуют пустыни. Здесь преобладают сухие тропические массы воздуха, дуют пассаты, летом - самые высокие температуры на Земле. В этих поясах располагаются природные зоны пустынь и полупустынь, и только в местах, где пассаты приносят влагу с океанов, растут влажные тропические леса на красно-желтых почвах.
Субтропические географические пояса являются переходными от тропических к умеренным. Климат субтропический, воздушные массы сменяются по сезонам. В связи со значительной протяженностью субтропических географических поясов, особенно в северном полушарии, природные условия неодинаковы в разных их частях. Различное увлажнение определяет наличие в этих поясах пяти природных зон. На западных побережьях материков климат средиземноморский, лето сухое, жаркое - господствуют тропические воздушные массы, зима теплая, влажная - преобладают воздушные массы умеренных широт. Здесь зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников. В центральных частях материков климат субтропический континентальный с холодной зимой и жарким сухим летом. Здесь пустыни и полупустыни с сероземными почвами. На восточных побережьях материков климат субтропический муссонный, распространены зоны влажных лесов, лесостепей и степей.
Умеренные географические пояса находятся в умеренных широтах. В северном полушарии умеренный пояс занимает большие пространства и самая северная его граница расположена почти на 70 о с.ш. В южном полушарии умеренный пояс занимает небольшую площадь суши на юге Южной Америки и в южной части о. Тасмания. В этих поясах четко выражены сезоны года, преобладают воздушные массы умеренных широт, господствуют западные ветры, а на восточных побережьях материков - муссоны. На территории умеренного географического пояса расположены зоны: тайги, смешанных лесов на подзолистых почвах, широколиственных лесов на бурых лесных почвах. Затем внутри материков леса сменяются лесостепью и степью на черноземных почвах, а степи - полупустынями и пустынями на каштановых и серо-бурых почвах.
Субполярные пояса занимают зоны тундры и лесотундры. В северном полушарии субполярный пояс охватывает северные части Евразии и Северной Америки. Климат субарктический, летом преобладают умеренные воздушные массы, а зимой арктические. Вечная мерзлота мешает просачиванию влаги, испарение невелико, это вызывает заболачивание.
Полярные географические пояса - в северном полушарии полярный арктический пояс расположен на островах Северного Ледовитого океана, в южном - полярный антарктический пояс занимает материк Антарктиду. Господствуют холодные с отрицательными температурами воздушные массы. Бывают длинные полярные день и ночь. Большие пространства покрыты материковым льдом и представляют собой ледяные пустыни. Только в отдельных местах, освобождающихся от снега и льда, летом растут мхи и лишайники. В арктическом поясе расположена зона арктических пустынь, занимающая острова Северного Ледовитого океана; в антарктическом - зона антарктических пустынь.
Таким образом, на поверхности Земли наблюдаются зональные закономерности в размещении этих компонентов природы и крупных природных комплексов. От экватора к полюсам меняются климатические пояса и природные зоны в зависимости от близости нахождение к полюсам Земли.
Слайд 2
Цель урока:
показать, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли; объяснить смену природных зон на Земле; показать изменение природных зон под воздействием хозяйственной деятельности человека.
Задачи урока:
- Обучающие:конкретизировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; сформировать понятие о природных зонах Земли как зональных природных комплексах; выявить закономерность размещения природных зон на Земле.
- Развивающие:продолжать формирование умения работы с географической картой, составлять комплексные характеристики природных зон.
- Воспитательные:воспитывать интерес к изучению географии, показать уникальность каждой природной зоны, формировать бережное отношение к животному и растительному миру.
-
Слайд 3
Размещению большинства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной
зональности.Причина зональности - неодинаковое количество тепла, поступающего на разные широты, в связи с шарообразностью Земли.Поэтому на одной и той же широте на суше могут быть влажные прибрежные районы и внутренние сухие, защищенные горами или открытые всем ветрам.
Слайд 4
От экватора к полюсам сменяются природные комплексы – природные зоны.Природные зоны –
зональные природные комплексы с разным сочетанием тепла и влаги, закономерно сменяющиеся от экватора к полюсам.Природные комплексы закономерно сменяются и в горах. Смена природных комплексов в горах с высотой называется - высотной поясностью.Высотная поясность существует в горах любой природной зоны.
С высотой в тропосфере температура падает.
Поднимаясь все выше и выше в горы, мы попадаем во все более холодные условия.
Слайд 5
- Смена растительности с высотой в умеренных (справа) и тропических (слева) широтах.
- Смена природных комплексах в горах хорошо заметна по изменению растительности.
-
Слайд 6
Природные зоны – зональные комплексы, они сочетаются с азональными.Азанольныеприродные комплексы бывают
комплексы бывают
- Мелкие (оазис, высотной пояс). (оазис, высотные пояса). (материки и их части, океаны).
- Крупные
- Мелкие
-
Слайд 8
В кронах деревьев живут обезьяны, множество птиц,
Ползают змеи и ящерицы. В многоводных реках водятся
Крокодилы, бегемоты. Самый известный хищник - леопард.
Слайд 9
Саванны- это территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев.
Здесь различают зимний сухой сезон и летний сезон дождей. Высокие травы, толстая кора редких деревьев, как у африканского баобаба и мелкие листья, как у акации помогают запасать воду.
Слайд 10
Дикие животные (антилопы, зебры) могут пробегать большие расстояния в поисках воды и пищи, величественно ступают слоны. Самые известные хищники - львы, гепарды.
Слайд 11
Отличительной особенностью пустыни- недостаток влаги, высокие температуры в течение всего года и их большие суточные амплитуды, скудность растительности и животного мира. На материке Африка располагается
Одна из величайших пустынь планеты - Сахара, на западе Южной Америки самая сухая пустыня - Атакама. В оазисах растет царица пустыни - финиковая пальма.
Слайд 12
Животный мир представлен грызунами (тушканчики, песчанки),копытными животными (антилопами, верблюдами). Водятся змеи, ящерицы. Много насекомых - скорпионов, пауков, муравьев.
Слайд 13
ж
В степях жаркое. Относительно сухое лето и суровая зима, плодородные почвы и богатая травянистая растительность. Степи сильно изменены человеком
(в основном распаханы и густо заселены).
«Урок Природные зоны России» - Какие природные зоны России вы знаете? Вам я думаю все по плечу, Ведь я вас четвертый год учу. Чтоб отвечать,надо много знать, Уметь думать,логически рассуждать. Самая жаркая природная зона? Дразнит наше обонянье Дух картошки у костра. Что за зверь,какая птица? Черноморское побережье. Самая большая по территории природная зона?
«Природная зона Пустыня» - Цели урока: Тема урока: Неумеренное орошение. Жаркое синее небо, а в небе раскаленное солнце. Ботаникам Общие особенности растений. Сайгак своеобразное животное похожее на овцу с длинными тонкими ногами. Круглоголовка распространена в песчаных пустынях. Проверка знаний: Неумеренное орошение приводит к беде: в почве накапливается много соли.
«Природные зоны Южной Америки» - Природные зоны. Наверное вы уже догадались. Удивительно разнообразие флоры и фауны южноамериканских вечнозеленых лесов. Рельеф. Климат. Уникален растительный и животный мир Анд. Крокодил, обитающий в Южной Америке. 11, Дерево- каучуконос. 12. Почему мы так говорим. Самое легкое дерево. 15. Верно, уникальная природа Южной Америки На грани постепенного уничтожения.
«Природные зоны в России» - Степь – как море! Животный и растительный мир тундры. Береза. Что растёт в лесу? Пустыни. Кабан. Умеренно холодная зима и тёплое лето. Долгая холодная зима и короткое холодное лето. Енот. Пустыня. Белый медведь. Лето продолжительное. Природные зоны: Природная зона богата лиственными и хвойными деревьями.
«Природные зоны России 4 класс» - Подведение итогов. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов. Задачи. Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке используя компьютерные смайлики. Воспитывать бережное отношение к природе, уважение и любовь, культуру поведения. : --) ! – Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня.
«Природные зоны России» - Оленеводство. Способы решения экологических проблем. Приспособления к жизни: густое оперение и защитная белая окраска. Редкие звери. Овцебык. созданы заповедники, например Таймырский. Какую природную зону мы изучали на прошлом уроке? Олень. Несвоевременный перегон оленьих стадов. Белая сова. Звери. Обитатели Арктики.