§25. Природные зоны Земли2

Тема: «Природные зоны Земли»

Цель: расширить уже имеющиеся знания учеников о природных зонах Земли (продемонстрировать размещение основных зон на поверхности планеты, объяснить причины смены природных зон, показать изменения природных зон под воздействием деятельности человека).

Задачи обучающие:

  1. Объяснить понятия «природная зона», «высотная поясность», «широтная зональность».
  2. Сформировать целостное понятие о природных зонах Земли как естественных территориальных комплексах.
  3. Показать закономерность и причину смены природных зон.

Задачи развивающие:

  1. Развитие навыков работы с географической картой.
  2. Умение обобщать и классифицировать информацию (самостоятельное составление характеристик природных зон Земли).

Задачи воспитательные:

  1. Развитие уважительного и бережного отношения к живой природе.
  2. Развитие интереса к географии и смежным дисциплинам (биология, ботаника и т.п.).

Этапы урока:

  1. Организационный момент (чтение стихотворения-эпиграфа).
  2. Введение в тему (метод повторения пройденного материала), постановка проблемы.
  3. Изучение нового материала (лекционный метод, работа с географической картой, игровой момент).
  4. Физкультминутка.
  5. Обобщение пройденного материала.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент

В качестве дополнительного введения в тему учитель может прочитать стихотворение (или попросить сделать это учащегося) о природных зонах Земли. Это необходимо для создания у учеников особого настроения и лучшей усвояемости новых знаний.

В качестве эпиграфа можно использовать:

  • В. Кеулькута «Тихо в тундре на рассвете»;
  • В. Безладнов «А на Севере, друзья»;
  • Н. Заболоцкий «В тайге»;
  • Э. Асадов «В тайге»;
  • Ю. Друнина «В степи»;
  • П. Вяземский «Ещё тройка»;
  • Н. Божукова «Вы рассказали о пустыне...».
  1. Введение в тему, постановка проблемы

Учитель напоминает ученикам о пройденных смежных темах о природных зонах земли, задаёт наводящие вопросы:

Климат одинаков на всей Земле?

Что такое зональность?

Каковы причины зональности?

Сколько поясов освещённости на Земле, как они называются?

В каком из поясов освещённости мы живём?

Что такое высотная поясность?

Педагог корректирует ответы детей, дополняя их.

  1. Изучение нового материала

Учитель под запись даёт определение термину «природная зона» и объясняет его на конкретных примерах. Далее педагог обращается к географической карте, а ученики - к личным атласам. Наглядно показываются природные зоны Земли. Для стимуляции мозговых процессов задаётся вопрос:

Почему природные зоны называются природными ? (названы так из-за преобладающей на этой территории растительности)

В форме рассказа педагог объясняет причину размещения природных зон (закон широтной зональности). Так происходит окончательное формирование понятия «широтная зональность».

Для закрепления новых знаний ученики по очереди вызываются к доске и на карте показывают ту или иную природную зону.

Учитель объясняет, что природные зоны меняются не только по широте, но и по высоте (формирования понятия «высотная зональность»). Для лучшего запоминания и рефлексии задаётся вопрос:

Почему это происходит? (с высотой изменяется давление и температура)

Для закрепления результата внедряется игровой момент - загадки. В качестве загадок могут использоваться следующие:

Вот перед нами лесной биом,

Растений и животных очень много в нём.

Он многоярусный, лианой оплетён,

И «лёгкими Земли» зовется он.

В нём много «драгоценностей» растёт,

Их в медицине использует народ.

На карте вдоль экватора найдёшь

И мне ты эту зону назовёшь

(ответ: влажные экваториальные леса)

С приближением лета с каждым днем все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветков, нет яркой травы - пожелтела, выгорела, будто огонь спалил: остались только травы с узкими листьями

(ответ: степь)

Это безлесная заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холод ная, с морозами ниже 50 градусов, длится 8-9 месяцев,

снега немного, земля промерзает на большую глубину?

(ответ: тундра) и т.п.

Педагог делает краткие выводы по полученному объёму знаний.

  1. Физкультминутка

Проводится в традиционной форме, т.е. в виде зарядки (приседания, прыжки на месте и т.д.). Может присутствовать и познавательный момент: на каждое совершаемое физическое упражнение ученик должен ответить на какой-либо вопрос (например, какие животные встречаются в тундре или чем полезны для планеты влажные экваториальные леса).

  1. Обобщение пройденного материала

Осуществляется в виде рассказа с элементами беседы, т.е. вовлечением детей в процесс обучения. Ещё раз проводится работа с географической картой. В качестве закрепления дети рисуют контурные карты в тетрадях, закрашивая природные зоны определённым цветом.

Резюме урока осуществляет учитель самостоятельно или с помощью учеников. Для этого задаются вопросы о полученных понятиях (природная зона, широтная и высотная зональность).

  1. Домашнее задание

Даётся по рекомендации учебника. В качестве творческого задания можно предложить синтезированную работу - сочинение на тему «Как я побывал в... (тундре, пустыне, тайге и т.п.)». Это одновременно закрепит полученные на уроке знания, разовьёт творческие способности и благоприятно скажется на развитии речи.

Географические пояса материков и океанов. Это самые крупные зональные комплексы географической оболочки. Для каждого географического пояса на материках характерен свой набор природных зон, свои природные процессы и ритмы. Географические пояса неоднородны внутри. Они отличаются разным режимом увлаж-нения и континентальностью климата, что способствует делению поясов на секторы. Береговые и внутренние секторы географических поясов отличаются между собой режимом выпадения осадков, сезон-ными ритмами, набором и простиранием природных зон. Географичес-кие пояса выделяют и в океанах, однако здесь они более однородны, а их особенности определяются свойствами океанических водных масс.

Природные зоны в меньшей степени, чем пояса, имеют широтную ориентацию. Это обусловлено тем, что на формирование природных зон, кроме температурных условий, влияют условия увлажнения.

По карте «Географические пояса и природные зоны мира» можно заметить, что в разных географических поясах повторя-ются такие же или подобные природные зоны. Например, лесные зоны существуют в экваториальном, субэкваториальном, тропичес-ком, субтропическом и умеренном поясах. В нескольких поясах также есть зоны полупустынь и пустынь. Ученые объясняют это повторени-ем одинаковых соотношений тепла и влаги на разных материках. Это явление назвали законом природной зональности. Природная зональность на равнинах называется гори-зонтальной (широтной), а в горах — вертикальной (высотной пояс-ностью). Количество высотных поясов зависит от географического положения горной системы и ее высоты.

Каждая природная зона имеет свои зональные особенности компо-нентов. Любую природную зону легко узнать по растительному и жи-вотному миру. Например, экваториальные влажные леса отличаются наибольшим на Земле разнообразием растений и животных. И, вдоба-вок, все живое вырастает здесь до гигантских размеров.

Великаны экваториального леса. В экваториальном лесу лианы достигают в длину более 200 м; диаметр цветка раффлезии составляет 1 м, а его масса может достигать 15 кг. Здесь обитают и ис-полинские мотыльки с размахом крыльев до 30 см, и летучие мыши с размахом крыльев до 1,7 м, и кобры длиной до 5 м, а самая крупная среди существующих ныне змей — анаконда — достигает в длину 11м!

В саваннах и редколесьях травяная растительность чередуется с отдельными группами деревьев — акаций, эвкалиптов, баобабов. Без-лесные природные зоны встречаются в умеренном поясе, например степи. Они охватывают огромные пространства на двух материках — в Евразии и Северной Америке.

Чрезвычайно бедный растительный мир — это особенность зоны пустынь почти на всех материках и в большинстве географических поясов. Особыми условиями отличаются арктические и антарктичес-кие пустыни, которые почти полностью покрыты льдом (рис. 16). На первый взгляд такая пустыня кажется вообще безжизненной. Материал с сайта

Рис. 16. Зона арктической пустыни

Лесные зоны умеренного пояса широко распространены на матери-ках северных широт. Растительный мир здесь богатый, хотя по сравне-нию с экваториальным лесом насчитывает меньшее количество видов. Он представлен как хвойными, так и лиственными породами деревьев. Природные зоны умеренного пояса существенно изменены вследствие хозяйственной деятельности человека.

  • Географические пояса существуют на материках и в океанах. Географические пояса подразделяются на секторы, что обуслов-лено климатическими особенностями.
  • Природные зоны повторяются в разных географических поясах, что объясняется сходством температурных условий и условий увлажнения.
  • Природные зоны можно легко узнать по их растительному и жи-вотному миру.

На этой странице материал по темам:

  • Что обусловило распространение природных зон на земле

  • Закономерности распространения форм земной поверхности 12

  • Какую закономерность геогр оболочки подчеркивает карта природные зоны мира

  • Географія умови від яких залежить набір висотних поясів у горах

  • Природные условия каждого материка определяются географическим положением, историей его формирования, рельефом, климатом. На поверхности Земли наблюдаются зональные закономерности в размещении этих компонентов природы и крупных природных комплексов. От экватора к полюсам меняются климатические пояса и природные зоны.

    Самыми крупными природными комплексами географической оболочки, многие из которых почти кольцами опоясывают земной шар, являются географические пояса.

    Кольцевая форма размещения географических поясов нарушается конфигурацией и рельефом материков. Во всех географических поясах, там, где есть горы, выделяются области высотной поясности.

    На Земле 13 географических поясов: один экваториальный, два субэкваториальных, два тропических, два субтропических, два умеренных, два субполярных (субарктический и субантарктический), два полярных (арктический и антарктический). Географические пояса подразделяются па природные зоны.

    Природная, или географическая, зона - это территория, все природные компоненты (грунты, рельеф, воды, климат, почвы, растительный и животный мир, хозяйственная деятельность человека) которой тесно связаны между собой. Географические зоны суши не образуют сплошных полос, они прерываются в морях и океанах, но особенно отчетливо выражены на равнинах. Зональность зависит от количества тепла, осадков, их соотношения, удаленности от океанов, горных цепей, стоящих на пути воздушных течений, а все это, в конечном счете, зависит от формы Земли.

    Природные зоны распределены в строго определенном порядке, который обусловлен климатом, в основном соотношением тепла и влаги. От климата зависит, прежде всего, распределение растительности на Земле. Именно с климатом связаны продолжительность вегетационного периода и все особенности развития зеленых растений. Поэтому основным типам климата, выделяемым на земном шаре, соответствуют различные природные зоны с характерными для них растительными типами сообществ.

    Экваториальный географический пояс занимает на всех материках часть территории по обе стороны от экватора, не образуя сплошного кольца. В этом поясе располагается одна природная зона - зона влажных экваториальных лесов, господствуют влажные экваториальные воздушные массы. Тепло поступает в больших количествах и сравнительно равномерно в течение года. Годовая сумма осадков 2500-4000 мм. Атмосферное увлажнение избыточное. Почвы красно-желтые.

    Зона экваториальных лесов хорошо выражена на территории Южной Америки (бассейн Амазонки), Африки (бассейн Конго), на островах Индонезии. Огромные площади девственных лесов (гилей) образованы вечнозелеными крупнолистными деревьями, которые располагаются в 4-5 ярусов. Обильны лианы, травяной покров беден. Избыток влаги определяет развитие болот.

    Многие представители животного мира почти всю жизнь проводят на кронах деревьев (обезьяны, полуобезьяны, ленивцы, птицы).

    Субэкваториальные географические пояса (северного и южного полушарий) расположены по обе стороны от экватора. Большую территорию эти пояса занимают в Африке и Южной Америке. Климат субэкваториальный с влажным летом, когда господствуют влажные экваториальные воздушные массы, и сухой жаркой зимой, когда преобладают сухие тропические воздушные массы. В этих географических поясах выделяют две природные зоны: переменно-влажных листопадных лесов и саванн. Почвы красные, а в более сухих местах красно-бурые.

    Тропические географические пояса находятся в северном и южном полушариях, на материках им соответствуют пустыни. Здесь преобладают сухие тропические массы воздуха, дуют пассаты, летом - самые высокие температуры на Земле. В этих поясах располагаются природные зоны пустынь и полупустынь, и только в местах, где пассаты приносят влагу с океанов, растут влажные тропические леса на красно-желтых почвах.

    Субтропические географические пояса являются переходными от тропических к умеренным. Климат субтропический, воздушные массы сменяются по сезонам. В связи со значительной протяженностью субтропических географических поясов, особенно в северном полушарии, природные условия неодинаковы в разных их частях. Различное увлажнение определяет наличие в этих поясах пяти природных зон. На западных побережьях материков климат средиземноморский, лето сухое, жаркое - господствуют тропические воздушные массы, зима теплая, влажная - преобладают воздушные массы умеренных широт. Здесь зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников. В центральных частях материков климат субтропический континентальный с холодной зимой и жарким сухим летом. Здесь пустыни и полупустыни с сероземными почвами. На восточных побережьях материков климат субтропический муссонный, распространены зоны влажных лесов, лесостепей и степей.

    Умеренные географические пояса находятся в умеренных широтах. В северном полушарии умеренный пояс занимает большие пространства и самая северная его граница расположена почти на 70 о с.ш. В южном полушарии умеренный пояс занимает небольшую площадь суши на юге Южной Америки и в южной части о. Тасмания. В этих поясах четко выражены сезоны года, преобладают воздушные массы умеренных широт, господствуют западные ветры, а на восточных побережьях материков - муссоны. На территории умеренного географического пояса расположены зоны: тайги, смешанных лесов на подзолистых почвах, широколиственных лесов на бурых лесных почвах. Затем внутри материков леса сменяются лесостепью и степью на черноземных почвах, а степи - полупустынями и пустынями на каштановых и серо-бурых почвах.

    Субполярные пояса занимают зоны тундры и лесотундры. В северном полушарии субполярный пояс охватывает северные части Евразии и Северной Америки. Климат субарктический, летом преобладают умеренные воздушные массы, а зимой арктические. Вечная мерзлота мешает просачиванию влаги, испарение невелико, это вызывает заболачивание.

    Полярные географические пояса - в северном полушарии полярный арктический пояс расположен на островах Северного Ледовитого океана, в южном - полярный антарктический пояс занимает материк Антарктиду. Господствуют холодные с отрицательными температурами воздушные массы. Бывают длинные полярные день и ночь. Большие пространства покрыты материковым льдом и представляют собой ледяные пустыни. Только в отдельных местах, освобождающихся от снега и льда, летом растут мхи и лишайники. В арктическом поясе расположена зона арктических пустынь, занимающая острова Северного Ледовитого океана; в антарктическом - зона антарктических пустынь.

    Таким образом, на поверхности Земли наблюдаются зональные закономерности в размещении этих компонентов природы и крупных природных комплексов. От экватора к полюсам меняются климатические пояса и природные зоны в зависимости от близости нахождение к полюсам Земли.

    Слайд 2

    Цель урока:

    показать, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли; объяснить смену природных зон на Земле; показать изменение природных зон под воздействием хозяйственной деятельности человека.

    Задачи урока:

    • Обучающие:конкретизировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; сформировать понятие о природных зонах Земли как зональных природных комплексах; выявить закономерность размещения природных зон на Земле.
    • Развивающие:продолжать формирование умения работы с географической картой, составлять комплексные характеристики природных зон.
    • Воспитательные:воспитывать интерес к изучению географии, показать уникальность каждой природной зоны, формировать бережное отношение к животному и растительному миру.
  • Слайд 3

    Размещению большинства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной

    зональности.Причина зональности - неодинаковое количество тепла, поступающего на разные широты, в связи с шарообразностью Земли.Поэтому на одной и той же широте на суше могут быть влажные прибрежные районы и внутренние сухие, защищенные горами или открытые всем ветрам.

    Слайд 4

    От экватора к полюсам сменяются природные комплексы – природные зоны.Природные зоны –

    зональные природные комплексы с разным сочетанием тепла и влаги, закономерно сменяющиеся от экватора к полюсам.Природные комплексы закономерно сменяются и в горах. Смена природных комплексов в горах с высотой называется - высотной поясностью.Высотная поясность существует в горах любой природной зоны.

    С высотой в тропосфере температура падает.

    Поднимаясь все выше и выше в горы, мы попадаем во все более холодные условия.

    Слайд 5

    • Смена растительности с высотой в умеренных (справа) и тропических (слева) широтах.
    • Смена природных комплексах в горах хорошо заметна по изменению растительности.
  • Слайд 6

    Природные зоны – зональные комплексы, они сочетаются с азональными.Азанольныеприродные комплексы бывают

    комплексы бывают

    • Мелкие (оазис, высотной пояс). (оазис, высотные пояса). (материки и их части, океаны).
    • Крупные
    • Мелкие
  • Слайд 8

    В кронах деревьев живут обезьяны, множество птиц,

    Ползают змеи и ящерицы. В многоводных реках водятся

    Крокодилы, бегемоты. Самый известный хищник - леопард.

    Слайд 9

    Саванны- это территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев.

    Здесь различают зимний сухой сезон и летний сезон дождей. Высокие травы, толстая кора редких деревьев, как у африканского баобаба и мелкие листья, как у акации помогают запасать воду.

    Слайд 10

    Дикие животные (антилопы, зебры) могут пробегать большие расстояния в поисках воды и пищи, величественно ступают слоны. Самые известные хищники - львы, гепарды.

    Слайд 11

    Отличительной особенностью пустыни- недостаток влаги, высокие температуры в течение всего года и их большие суточные амплитуды, скудность растительности и животного мира. На материке Африка располагается

    Одна из величайших пустынь планеты - Сахара, на западе Южной Америки самая сухая пустыня - Атакама. В оазисах растет царица пустыни - финиковая пальма.

    Слайд 12

    Животный мир представлен грызунами (тушканчики, песчанки),копытными животными (антилопами, верблюдами). Водятся змеи, ящерицы. Много насекомых - скорпионов, пауков, муравьев.

    Слайд 13

    ж

    В степях жаркое. Относительно сухое лето и суровая зима, плодородные почвы и богатая травянистая растительность. Степи сильно изменены человеком

    (в основном распаханы и густо заселены).

    «Урок Природные зоны России» - Какие природные зоны России вы знаете? Вам я думаю все по плечу, Ведь я вас четвертый год учу. Чтоб отвечать,надо много знать, Уметь думать,логически рассуждать. Самая жаркая природная зона? Дразнит наше обонянье Дух картошки у костра. Что за зверь,какая птица? Черноморское побережье. Самая большая по территории природная зона?

    «Природная зона Пустыня» - Цели урока: Тема урока: Неумеренное орошение. Жаркое синее небо, а в небе раскаленное солнце. Ботаникам Общие особенности растений. Сайгак своеобразное животное похожее на овцу с длинными тонкими ногами. Круглоголовка распространена в песчаных пустынях. Проверка знаний: Неумеренное орошение приводит к беде: в почве накапливается много соли.

    «Природные зоны Южной Америки» - Природные зоны. Наверное вы уже догадались. Удивительно разнообразие флоры и фауны южноамериканских вечнозеленых лесов. Рельеф. Климат. Уникален растительный и животный мир Анд. Крокодил, обитающий в Южной Америке. 11, Дерево- каучуконос. 12. Почему мы так говорим. Самое легкое дерево. 15. Верно, уникальная природа Южной Америки На грани постепенного уничтожения.

    «Природные зоны в России» - Степь – как море! Животный и растительный мир тундры. Береза. Что растёт в лесу? Пустыни. Кабан. Умеренно холодная зима и тёплое лето. Долгая холодная зима и короткое холодное лето. Енот. Пустыня. Белый медведь. Лето продолжительное. Природные зоны: Природная зона богата лиственными и хвойными деревьями.

    «Природные зоны России 4 класс» - Подведение итогов. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов. Задачи. Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке используя компьютерные смайлики. Воспитывать бережное отношение к природе, уважение и любовь, культуру поведения. : --) ! – Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня.

    «Природные зоны России» - Оленеводство. Способы решения экологических проблем. Приспособления к жизни: густое оперение и защитная белая окраска. Редкие звери. Овцебык. созданы заповедники, например Таймырский. Какую природную зону мы изучали на прошлом уроке? Олень. Несвоевременный перегон оленьих стадов. Белая сова. Звери. Обитатели Арктики.