Методические рекомендации по воспитанию безопасного поведения детей в общении с незнакомыми людьми. Классный час на тему: Правила поведения при общении с незнакомыми людьми


Незнакомец – это любой человек, который приходит в отсутствие родителей, бабушек, дедушек и пытается с вами заговорить (иногда называет вас по имени).

При общении с незнакомым человеком:

  • Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице.
  • Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину. Как бы он тебя не уговаривал и что бы не предлагал.
  • Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь, что тебе ничего не нужно.
  • Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.
  • О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.
  • Посторонний – это человек, которого ты не знаешь, даже если он и говорит, что знает тебя или твоих родителей.

Незнакомый человек звонит в дверь:

  • Ни в коем случае не открывай дверь, пока не посмотришь в глазок. Если человек за дверью тебе не знаком и под разными предлогами просит открыть дверь, позвони соседям и сообщи об этом.
  • Не вступай с незнакомцем в разговоры. Помни, что под видом почтальона, слесаря и т.д. злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру.
  • Если незнакомец пытается открыть дверь, срочно звони в милицию по телефону 02, назови причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зови на помощь знакомых или соседей.

Запомни! Ни при каких обстоятельствах не открывай дверь незнакомому человеку, если ты дома один.

Незнакомый человек в подъезде дома:

  • Не заходи в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек. Сделай вид, что ты что-то забыл и задержись у подъезда.
  • Не подходи квартиру и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде. Выйди из подъезда и подожди, пока незнакомец выйдет на улицу, после чего позвони соседям и попроси их проверить, нет ли посторонних на других этажах.
  • При угрозе нападения подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони и стучи в двери, кричи «Пожар!», «Помогите!»), постарайся выскочить на улицу.
  • Оказавшись в безопасности, немедленно сообщи в милицию, расскажи соседям, родителям.

Проявляй внимание и бдительность. Старайся заметить возможную опасность и избежать ее.

Незнакомый человек в лифте:

  • Если в вызванном тобой лифте находится незнакомый человек, не входи в кабину. Отойди от лифта и через некоторое время вызови лифт снова.
  • Если ты все же вошел в лифт с незнакомцем, вызывающем подозрение, нажми одновременно кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп», чтобы кабина стояла на месте с открытыми дверями. После ответа диспетчера, нажми кнопку нужного этажа и завяжи разговор с диспетчером. Диспетчер слышит тебя и при необходимости вызовет милицию и лифтера.
  • Не стой в лифте спиной к пассажиру, наблюдай за его действиями.
  • При попытке нападения подними крик, шуми, стучи по стенкам лифта, защищайся любым способом. Постарайся нажать кнопку «Вызов диспетчера» и любого этажа.
  • Если двери открылись, постарайся выбежать, зови на помощь соседей. Оказавшись в безопасности, немедленно вызови милицию и сообщи приметы нападавшего.

Запомни! Входи в лифт, убедившись, что на площадке нет постороннего.

Безопасность на улице:

  • Постарайся возвращаться домой засветло.
  • Если задерживаешься, обязательно позвони домой, чтобы тебя встретили.
  • Двигайся по освещенным, людным улицам, желательно в группе людей.
  • Избегай пустырей, парков, стадионов, темных дворов, подворотен, тоннелей.
  • При угрозе нападения подними шум, кричи, зови на помощь, а также смело применяй средства самозащиты.
  • Отказывайся от предложения незнакомых людей проводить или подвезти тебя.
  • Если заметишь, что кто-то преследует тебя, наблюдая за ним, перейди на другую сторону улицы; если догадка подтвердилась – беги к освещенному участку улицы или туда, где есть люди.

Если ты оказался заложником:

  • Не задавай лишних вопросов, выполняй все требования террористов.
  • Не оказывай сопротивления, не реагируй на действия террористов в отношении других заложников.
  • Не делай резких движений, по возможности меньше двигайся.
  • На всякое свое действие спрашивай разрешение у террористов.
  • Не пытайся каким-либо образом дать о себе знать на волю – в случае провала это приведет к ухудшению условий содержания.
  • Постарайся установить с террористами человеческие отношения.
  • Запомни все, что может помочь спецслужбам (лица этих людей, их число, вооружение, расположение).
  • Во время освобождения выбери место за любым укрытием и лежи до окончания стрельбы.
  • При освобождении выполняй все требования сотрудников спецслужб.

Запомни! Оказавшись заложником, соблюдай спокойствие, что бы ни происходило. Старайся не показывать своего страха. Как не стать жертвой мошенников:

  • Никогда не принимай предложения совершить сомнительную, по твоему мнению сделку, даже если она кажется очень выгодной.
  • Приобретая дефицитный товар с рук, встречайся с продавцом там, где можно спокойно и без спешки рассмотреть или примерить приобретаемую вещь.
  • При покупке, прежде чем отдать деньги, еще раз посмотри товар, расплачивайся не выпуская его из рук.
  • Не доверяй свои вещи посторонним людям.
  • Не принимай участие в сомнительных розыгрышах призов и лотереях, особенно на улице, в переходах, у метро, на вокзалах, рынках.
  • Никогда не играй в азартные игры, даже с друзьями. Не вступай в игру, правила которой тебе недостаточно хорошо известны.
  • Никогда не соглашайся на нарушение норм этики и закона.

Поведение в толпе:

  • Если ты попал в толпу, выбери план поведения, оцени ситуацию.
  • Если толпа увлекла тебя, застегнись на все пуговицы, спрячь лишнее предметы и брось сумку, зонтик и т. п., не цепляйся руками ни за какие предметы.
  • Старайся не упасть. Держи руки сцепленными на уровне груди с расставленными локтями, создавая пространства перед собой, отклони корпус назад, сдерживая напор, идущих вслед за тобой.
  • Если ты упал – поднимайся любой ценой (подожми ноги под себя и рывком вставай по ходу движения).
  • Если встать нельзя, прижми колени к груди и закрой голову руками.
  • Избегай в толпе центра и ее краев, заграждений по ходу движения, особенно стеклянных витрин.

Запомни! Главная опасность толпы – паника. При панике люди движутся хаотически, скапливаются в узких проходах, создают заторы и пробки. Образуется давка, в которой травмируются и гибнут люди.

Детей дошкольного возраста могут пугать насекомые, темные помещения или даже домашние кошки, но в незнакомых людях опасность они видят крайне редко. Доверчивые и открытые, дети легко вступают в общение со взрослым человеком, особенно если он ведет себя вежливо и уверенно. Поэтому задача всех родителей — объяснить, как вести себя с незнакомыми людьми, детям, чтобы предотвратить ситуации, опасные для их физического и эмоционального состояния.

Общие правила

Увидеть самостоятельно гуляющих по городу детей дошкольного возраста можно нечасто — их обычно сопровождают родители, няни или педагоги. Но случаются ситуации, при которых ребенок может остаться один на улице или, например, в торговом центре. В такие моменты дети уязвимы и незащищены, поэтому могут стать объектом внимания недоброжелателей. Родители должны объяснить несколько базовых правил поведения на улице:

  • Не знакомиться со взрослыми;
  • Не сообщать личную информацию (адрес, телефон, имена родителей) незнакомцам;
  • Не выходить за пределы двора и не гулять в незнакомых местах без сопровождения близких.

Непосредственно при встрече с незнакомцем ребенок должен помнить следующие правила:

  • Не разговаривать и не рассказывать о себе . Разговор с незнакомыми людьми поддерживать нельзя. Нужно просто сказать, что общаться с чужими не разрешают родители. Любые вопросы следует игнорировать, даже если они кажутся безобидными.
  • Не соглашаться на предложения . Чтобы заинтересовать ребенка, незнакомец может предложить прокатиться на машине, показать необычную игрушку или даже принять участие в конкурсе с щедрыми призами. Соглашаться на такие заманчивые предложения ни в коем случае нельзя — это ловушка.
  • Не принимать подарки . Если незнакомец хочет вручить конфетку, шоколадку или игрушку, нужно отказаться и пройти мимо. Бесплатным подаркам от чужих людей доверять нельзя.
  • Не верить незнакомцам . Человек может уверять ребенка, что он хороший друг его родителей, но верить этому нельзя. Особенно, если незнакомец предлагает подвезти или проводить ребенка домой. Верить можно только в одном случае — если родители заранее предупредили ребенка о том, что за ним приедет друг семьи. Также можно договориться с ребенком о кодовом слове, которое должен произнести при встрече друг родителей.
  • Не заходить в лифт или подъезд с незнакомыми . Нужно дождаться, пока они пройдут или уедут, а уже затем заходить в подъезд или лифт. Еще лучше позвонить домой и попросить кого-нибудь из членов семьи встретить у подъезда.
  • Отойти в людное место, привлечь внимание окружающих в случае опасности . Если чужой человек пытается схватить ребенка или угрожает ему, нужно закричать, чтобы привлечь внимание прохожих к происходящему.

Встретить незнакомца дети могут не только на улице, но и дома. Если вы даже на 5 минут оставили 5−6-летнего ребенка одного дома, проинструктируйте его на случай неожиданных визитов. Открывать дверь сразу нельзя — сначала нужно посмотреть в глазок и спросить «кто там?». Незнакомых людей пускать в квартиру нельзя, даже если они представляются электриками, почтальонами или сантехниками.

Безопасное общение

Естественно, не каждая встреча с незнакомцем несет опасность для детей. Например, ребенок может потеряться в парке или супермаркете, и прохожие постараются ему помочь. В этом случае взрослые, как правило, обращаются к охраннику, полицейскому или на стойку информации. А ребенку нужно назвать свое полное имя, чтобы найти родителей.

Неопасно общение с незнакомыми людьми, если ребенок гуляет с родителями. Мамы и папы более внимательны и не допустят некорректного обращения незнакомцев к детям. Ребенок может спокойно отвечать на общие вопросы, однако личными данными делиться не нужно.

С незнакомцами дети часто сталкиваются в повседневной жизни — это продавцы в магазинах, врачи в поликлинике, коллеги или знакомые родителей. В этих случаях бояться ребенку, наоборот, следует познакомиться с новыми людьми, пообщаться с ними. Обычно дети стесняются, скромничают и прячутся за родителями. Поэтому мамы и папы должны объяснить правила поведения ребенка с незнакомыми людьми в подобных ситуациях:

  • соблюдай вежливость;
  • не бойся отвечать на вопросы;
  • не перебивай разговор взрослых;
  • будь дружелюбным и приветливым.

Взрослея, ребенок будет лучше ориентироваться в общении с незнакомцами, станет внимательнее и научится различать потенциально опасные ситуации. А пока малыш еще слишком доверчив, маме и папе не следует оставлять его без присмотра.

Как, по вашему мнению, можно обеспечить максимальную безопасность детям? И как научить ребенка не доверять подозрительным незнакомцам?

Правила поведения с незнакомыми людьми

Незнакомец – это любой человек, который приходит или подходит в отсутствие родителей, воспитателей и пытается с вами заговорить (иногда называет вас по имени).

ЗАПОМНИ!
Никуда не ходи с незнакомыми людьми.
Не садись в чужую машину.
С наступлением темноты иди домой.
Не меняй маршрут возвращения из школы домой.
Всегда сообщай воспитателям о своих планах на день.

Маленькие дети должны знать правила безопасного поведения и не ходить по городу без взрослых.

– Что же делать, если с тобой заговорил незнакомый человек? (Извиниться и пройти мимо. Не вступать в разговор, что бы тебе ни сказали, – потому что никто не сможет заранее тебе объяснить все хитрости злодея.)
– А если от тебя не отходят? (Надо вырываться и кричать: «Я его не знаю!». Пусть это услышат другие взрослые. Они помогут и вызовут милицию.)

АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ

Дверь незнакомым не открывай,
Словам и подаркам не доверяй,
Скажи: «Скоро мама с работы придет,
Сама, если надо, вам дверь отопрет».
Играй во дворе возле дома,
Играй на знакомой площадке,
Но стройка и улица – не для игры!
И правило это – для всей детворы.

Угощают часто нас,
Только помни каждый раз:
Бери угощения лишь у знакомых,
А не у чужих, с виду скромных и добрых.

Ребенок, имеющий четкие ориентиры относительно того, что называется «достойным поведением незнакомого человека», сможет отличить нездоровое внимание от проявления дружелюбия. Обученный родителями, он сможет проявить максимум осторожности в первом случае и не пугаться понапрасну во втором.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

В КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

ПРИ ОБЩЕНИИ С НЕЗНАКОМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

· Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице

· Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись в машину, как бы он тебя не уговаривал и что бы ни предлагал.

· Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь что тебе ничего не нужно.

· Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.

· О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК ЗВОНИТ В ДВЕРЬ

· Ни в коем случае не открывай дверь

· Позвони соседям и сообщи им об этом.

· Не вступай в разговоры с незнакомцем. Помни, что под видом почтальона, слесаря, работника РЭУ злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру.

· Если незнакомец пытается открыть дверь, срочно звони в милицию, назови причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зови на помощь.

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК В ПОДЪЕЗДЕ ДОМА

· Не заходи в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек.

· Не подходи к квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде

· При угрозе нападения, подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони и стучи в двери).

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК В ЛИФТЕ

· Если в вызванном тобой лифте находится неизвестный человек, не входи в кабину.

· Если ты вошел в лифт с незнакомцем, вызывающим подозрение, нажми одновременно две кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп», чтобы кабина стояла на месте с открытыми дверями. Завяжи разговор с диспетчером, он вызовет милицию.

· Не стой в лифте спиной к пассажиру, наблюдай за его действиями.

· При попытке нападения подними шум, кричи, стучи по стенкам лифта, защищайся, постарайся нажать кнопку «Вызов диспетчера».

Материал: игрушка Буратино, конверт с письмом, текст сказки «Марта и Чичи в парке» Т.А. Шорыгиной (Шорыгина, Т.А. Осторожные сказки. - М.: Прометей, 2002), игрушки; серия картин (уроки безопасности).

Ход занятия

Сюрпризный момент: заходит Буратино с конвертом в руках.

Дети и воспитатель здороваются. Рассмотрев конверт, садятся слушать сказку «Марта и Чичи в парке». После прочтения воспитатель проводит беседу, задаёт вопросы: «Куда пришли Марта и Чичи? Кого они встретили в парке? Правильно ли поступила обезьянка, вступив в разговор с незнакомцем? Нужно ли воспитанным детям отвечать на вопросы незнакомцев? Почему зебра Марта не хотела разговаривать с незнакомцем? Куда он пригласил подружек? Правильно ли поступила Марта, отказавшись от предложения незнакомца? Понравился ли он вам? Почему? Что сделаете вы, если незнакомец будет предлагать вам что-нибудь купить или пригласит в гости?

Игра «Осторожно - незнакомец!» (Разыгрываем ситуации.)

Ситуация первая.

Незнакомец (взрослый) уговаривает девочку или мальчика с ним куда-либо пойти, предлагает что-нибудь интересное, представляется маминым знакомым. (Ребёнок должен придумать и разыграть ситуацию с игрушками.) Например: «Пойдём в магазин, я тебе куплю конфет»; «У меня живёт канарейка и хочет с тобой подружиться» и т.д.

Во время обсуждения воспитатель должен довести до сознания детей, что с незнакомыми лучше не вступать в разговор, а если всё-таки разговор состоится, то отвечать нужно вежливо, кратко, всем видом показывая, что тебя этот человек не интересует, что ты спешишь, тебя ждут.

Если тётя подошла

И в сторонку отвела,

И конфетку подарила,

И с тобой поговорила,

Про родителей спросила:

«Папа с мамой на работе?»

Вдруг она плохая тётя?

Дам один тебе совет:

Говори почаще: нет.

«Мне с чужим без разрешенья

Не велели говорить».

Можешь это предложенье

Раз двенадцать повторить.

Ситуация вторая.

Молодой человек приятной наружности приглашает мальчика или девочку прокатиться на его новой машине: «Садись! Я тебя вокруг нашего дома прокачу! Хочешь руль покрутить? Мы немножко покатаемся, и даже мама не узнает!» Возможные ответы: «Спасибо, я тороплюсь!»; «Извините, меня мама ждёт»; «Я сегодня уже катался»; «У нас такая же машина»; «Я не хочу с вами разговаривать!» и т.д.

Затем идёт обсуждение ответов и выявление наиболее удачных.

Если дядя добрый очень,

А знакомых рядом нет,

Может быть, он просто хочет

Твой отнять велосипед?

Если он тебя не знает,

То зачем тебя зовёт?

Вдруг всего наобещает

И от мамы увезёт?

Ситуация третья.

Незнакомый человек звонит в квартиру. Объясняет, что принёс телеграмму.

Дети дома находятся одни. Ответы детей: «Сейчас я позову маму (звонят соседке)»; «Мама в ванной, подождите немножко» и т.д.

Довести до сознания, что дверь открывать нельзя, если в доме нет родителей.

В дверь звонят, а мамы нет.

Может быть, пришёл сосед,

Может, слесарь Николай -

Говорит совсем чужой,

Ты скажи: «Нет мамы дома».

Не пускай его домой!

Ситуация четвёртая.

Ребёнок потерялся. Что он будет делать?

  • Бегать и искать маму.
  • Стоять на месте, где потерялся.
  • Обратится к милиционеру за помощью.
  • Пойдёт с незнакомой тётей, которая скажет, что только что видела его маму, которая плачет, ищет его.
  • Попросит прохожего отвести его в ближайшее отделение милиции.
  • Обратится к продавцу, контролёру за помощью.
  • Попросит прохожего позвонить в милицию и сообщить, что он потерялся и находится в каком-то месте и т.д. (Воспитатель разыгрывает ситуацию с игрушками на своём столе.)

Обсудить с детьми все варианты и выбрать самый верный.

(Ответы детей.)

Запомните, это тот человек, которого вы лично не знаете. Он может называть вас по имени, говорить, что знаком с кем-то из ваших родных, называться сослуживцем папы или мамы, другом вашего дедушки, но все эти слова ничего не значат. Ведь он мог специально разузнать ваше имя или просто услышать, как вас называют друзья. А лучше всего вам, ребята, не вступать ни в какие разговоры с незнакомыми людьми!

Правила поведения детей с незнакомыми людьми:

  • Не садиться с незнакомыми людьми в машину.
  • Не вступать в разговор с незнакомым человеком на улице.
  • Не соглашаться никуда идти с незнакомым человеком, как бы он ни уговаривал и что бы ни предлагал.
  • Не верить незнакомцу, если он предлагает что-то подарить или купить вам.
  • Никогда не хвастаться тем, что у родителей много денег.
  • Не задерживаться на улице по дороге домой, не играть до темноты.
  • Не разрешать посторонним дотрагиваться до вас.
  • Если незнакомый человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.

Валерий Фадеев

Мы начнем не так, как обычно начинаются итоговые программы. Не с политики, не с официальных мероприятий. 1 июня отметили международный день защиты детей. А что для нас самое главное? Наши дети, наши внуки, их безопасность - это то, что мы считаем принципиально важным. Начались летние каникулы и дети, чаще, чем во время учебного года, предоставлены сами себе. Родители, я в этом не сомневаюсь, учат: никогда не разговаривайте с незнакомыми людьми и тем более никуда с ними не уходите. А если что - громко зовите на помощь. Только плохо мы учим. Посмотрите наш эксперимент. Сразу скажу: мы проводили его под контролем специалистов по безопасности, детских психологов и с согласия родителей.

На детской площадке родители не обращают на него внимание - молодой парень, прилично одет - разве он тот самый “подозрительный тип”? Ну что может случится за одну минуту? Вернуться в машину, сходить в магазин - знакомо? Вот девушка оставляет младших братьев, чтобы поздороваться с подругой.

На самом деле сестра мальчиков из укрытия следит за экспериментом в прямом эфире: поддадутся ли дети на уговоры незнакомца и покинут вместе с ним игровую площадку. В роли преступника - эксперт по детской безопасности.

Пугающий результат: 12 секунд - и мальчишки сами бегут в капкан. Понятно, что это было условно все. Это была игра. Нет, страшно на самом деле. В семье сколько раз это проговаривается. На деле получилось - раз и все!

А это уже не эксперимент. Записи с камер видеонаблюдения в городе Отрадном Ленинградской области. На вокзале мужчина кому-то показывает на 10-летнего Руслана Королева, а вот уже ведет его к себе домой с большими пакетами продуктов. На допросе 35-летний задержанный невозмутимо расскажет, как убил мальчика и спрятал части тела.

Мама Руслана и сейчас порой верит, что он вот-вот вернется из школы, просто где-то заигрался. Тот день не выходит из головы.

«В магазин мы пошли. Очень хотела взять его с собой, но решила: пускай гуляет. Если бы вернула это время назад, я бы взяла его с собой, позвала бы», - говорит мать погибшего Руслана Королева Евгения Аликулова.

Почти все дети в этой группе доверились бы доброму на вид Андрею Чикатило - педофилу и серийному убийце. Или Александру Пичушкину, известному как Битцевский маньяк, зверски убившему 50 человек. Мужчина, который представлялся сотрудником полиции, был арестован в Камышине в начале этого года.

Чудо - 11-летнюю Аню спасли после четырех дней поисков, заметили полицейские во время обхода квартир. По счастью, девочка не стала жертвой сексуального насилия, но пережила кошмар.

У родителей подкашиваются ноги: обнять, погладить по голове, убедиться - жива! Каждые шесть часов в России пропадает ребенок, которого никогда не найдут. А ведь, казалось, все дети знают железное правило - не разговаривать с незнакомцами.

Тот же результат снова и снова - девять из десяти детей во время эксперимента уходят к машине чужого человека. Ребенок чувствует, что все это неправильно, но разве вежливо отказывать?

“С тобой не имеют право разговаривать незнакомые люди - это главное, что нужно запомнить!” - объясняет мама.

Мир делится не на добрых и злых, а на своих и чужих, учат детей на тренингах по безопасности. И если чужой начинает говорить, и уж тем более брать за руку, реакция должна быть отработана до автоматизма. Родители переживают, а если после таких уроков дети вообще перестанут доверять людям?

“Мы же учим детей, например, не переходить дорогу на красный свет, это не значит, что наш ребенок будет бояться машин. Посторонний человек не должен к тебе подходить. Если он подошел, значит, он либо невоспитанный человек, либо он преступник, но ты имеешь право быть с ним невежливым», - объясняет эксперт по детской безопасности Лия Шарова.

На этой недели открылись летние лагеря. Воспитатели объясняют родителям: популярный прием, когда ребенок может доверять незнакомцу, если тот знает “семейный пароль”, не гарантируют защиту. Ведь даже спецагенты проваливают миссии.

Во время нашего эксперимента, только 8-летний Руслан вспомнил, что говорила мама. Единственная максимальная безопасность - только если вы все время видите своего ребенка! И тогда остальные приемы никогда никому не понадобятся, в это так хочется верить.