Забастовка в чили. Массовые протесты в чили

Абстрактная фотография построена на оригинальном восприятии формы, цвета и линий снимаемых объектов, отличном от обычного восприятия действительности. Зачастую снимки, выполненные в этом жанре фотоискусства, выглядят совершенно непонятно и далеко не каждый человек способен правильно понять и оценить абстрактные фотографии. Тут возникает разумный вопрос — зачем вообще заниматься таким направлением фотоискусства, если существует множество других популярных жанров, таких как портрет или съемка пейзажей?

Во-первых, абстрактная фотография позволяет Вам экспериментировать с удивительными абстрактными композициями и формами, представлять на снимках собственное видение окружающих предметов, пользуясь только своим богатым воображением. Во-вторых, если для съемки красивых пейзажей Вам нужно будет путешествовать на свои деньги и приобретать дорогостоящее фотооборудование, то абстрактная фотография гораздо более доступна и ей может заниматься практически каждый.

Понятие абстрактной фотографии

У абстрактного фотоискусства существует множество определений и в то же время ни одного четкого, конкретного, поскольку трудно описать что-либо абстрактное в двух словах. Например, в словаре Уэбстера можно найти определение абстрактного искусства как обладающего «только внутренней формой и малым или вовсе никаким сходством с действительностью или каким-либо повествовательным содержанием».

Фото: williamcho / Foter.com / CC BY-NC-SA

В свою очередь, Герберт Рид в работе «Современное искусство» середины XX века пишет, что абстрактными являются «все те произведения искусства, которые, даже если они отталкиваются от представления художника о каком-либо предмете внешнего мира, в дальнейшем обретают независимую и самодостаточную эстетическую ценность, не опирающуюся ни на какую объективную реальность».

Как бы то ни было, абстрактная фотография предполагает уход от точного воспроизведения действительности. Фотограф-абстракционист работает не с узнаваемыми предметами или объектами съемки, а с их образами, которые передаются на изображении с помощью тонкой игры форм, цвета и линий.

Абстрактная фотография вбирает в себя множество разнообразных приемов и техник. Это и множественная экспозиция, и техника клише, и фотомонтаж, и другие направления, позволяющие создать непредсказуемые абстрактные композиции и «вне предметные» изображения. Безусловно, абстрактная фотография перекликается с живописью и работами таких признанных мастеров, как Василий Кандинский или Казимир Малевич.


Фото: BugginOut (MSM) / Foter.com / CC BY-NC

Абстрактные изображения предполагают уход от реальности и узнаваемости объектов, когда все внимание фотографа или художника уделяется деталям, текстуре и цвету. Для того, чтобы изменить привычный образ окружающих предметов, можно использовать съемку крупным планом, необычные ракурсы, оригинальные эффекты освещения, световые или химические манипуляции. Хотя в абстрактной фотографии могут применяться различные приемы и здесь нет какого-либо сюжета или устоявшихся правил, тем не менее, отличительной чертой фоторабот, выполненных в этом жанре, является наличие основной идеи, смысла или загадки.

Одно из преимуществ абстрактной фотографии состоит в том, что для того, чтобы делать интересные и яркие снимки Вам достаточно иметь в своем распоряжении практически любую цифровую фотокамеру. Вовсе не нужно тратить кучу денег на приобретение дорогостоящего оборудования и оптики, поскольку здесь будет достаточно и обычной «мыльницы». Любая современная цифровая камера открывает широкий спектр возможностей для творческих экспериментов и создания невероятных абстрактных композиций, порожденных Вашим воображением.

Если использовать зум-объектив, то посредством тщательного выбора объектов и съемки крупным планом можно получать интересные абстрактные снимки. Ведь при большом увеличении даже обычные бытовые предметы могут приобретать совершенно неожиданные формы и наполняться новым смыслом. В абстрактной фотографии при желании можно использовать и телеобъективы, и широкоугольную оптику. Главное лишь умение увидеть необычную форму или фактуру окружающих предметов, абстрагируясь от их привычного вида или выполняемой ими функции.

Основные принципы

Для абстрактной фотографии нельзя придумать каких-либо строгих правил или детального руководства. Благодаря различным приемам и техникам фотограф получает возможность для свободы выражения и любых экспериментов. Правда, тут нужно понимать, что интерпретация абстрактных изображений – это дело крайне субъективное, и люди на снимке могут увидеть совсем не то, что Вы хотели им показать.


Фото: jacsonquerubin / Foter.com / CC BY-NC-SA

Несмотря на разнообразие применяемых техник и приемов, в абстрактной фотографии Вы имеете дело с формой, линиями, цветом и композицией. Если Вы решили всерьез заняться абстрактной фотографией, то необходимо научиться включать воображение и находить вокруг себя те вещи, которые под объективом камеры могут приобрести необычную форму или рисунок. Странные изгибы и узоры, цветовые пятна, блики на воде – со всем этим и многим другим имеет дело фотограф-абстракционист.

Получать интересные абстрактные снимки можно практически везде, будь то съемки на природе или в городе. Хорошие результаты дает макросъемка – есть множество предметов, которые при макросъемке теряют свои привычные очертания и приобретают необычный вид. Построение композиции в абстрактной фотографии лучше начинать с хорошей формы предмета или объекта съемки. Старайтесь внимательнее присмотреться к окружающим Вас предметам, среди них можно найти немало интересного.

Главное, чтобы форма объекта вызвала у Вас определенную эмоцию, ведь один из главных принципов в абстрактной фотографии звучит следующим образом: «почувствовал – снял». Можно использовать широкоугольный объектив, чтобы получить перспективу, отличную от обычной, и, тем самым, изменить привычный облик какого-либо объекта.

Фото: Natalia Romay / Foter.com / CC BY-NC-SA

При создании композиции снимка в абстрактной фотографии очень часто применяются линии, которые заставляют человека анализировать изображение. Они позволяют контролировать движение глаз зрителя, акцентируя его внимание на определенных деталях, образах или смысловой нагрузке. Например, можно направить линию к зрительному центру фотографии, где расположен интересный объект, чтобы приблизить зрителя к основному смыслу изображения. А можно просто провести линии через весь кадр, чтобы зритель мог свободно путешествовать по снимку, не останавливаясь на зрительном центре.

Конечно, наиболее мощным инструментом воздействия в абстрактной фотографии является цвет. Именно цвет возбуждает нервную систему человека и позволяет ему абстрагироваться от традиционного логического мышления. Создавая абстрактное фотоизображение, Вы практически ничем не ограничены в плане выбора цветовых решений. Ваша фотография может быть яркой, контрастной или монохромной в зависимости от вложенной в нее идеи и Вашего собственного видения.

Кстати, монохромные снимки очень подходят для абстрактной фотографии, поскольку они позволяет подчеркнуть форму и текстуру снимаемых объектов. В то же время благодаря повышенной контрастности можно привлечь внимание зрителя к довольно простому по композиции кадру. Один из распространенных приемов в абстрактной фотографии – это выделение цветом, как, например, яркий предмет на белом фоне. Цветовое решение снимка всегда можно сделать более насыщенным или изменить его по своему усмотрению с помощью графического редактора.


Фото: Nick Kidd / Foter.com / CC BY-NC-ND

Помимо способности включать воображение и видеть что-то необычное в привычных вещах, от Вас потребуется умение правильно выстраивать композицию каждого кадра. Даже если на снимке будет запечатлено что-либо не совсем понятное, но при этом изображение имеет правильно выстроенную композицию, то наверняка оно заинтересует зрителя и вызовет у него положительные эмоции.

В абстрактной фотографии требуется соблюдение правил экспозиции, поэтому данный жанр фотоискусства как никакой другой подходит начинающим любителям фотографии. Поскольку с помощью абстрактной фотографии Вы сможете научиться основам композиции, чтобы впоследствии применять их и в других жанрах. Помните о важности создания интересной композиции в кадре для того, чтобы фотография лучше смотрелась и более четко выражала Вашу идею или творческое видение.

Сюжеты для интересных композиционных решений можно найти буквально на каждом шагу, начиная от съемки крохотных деталей растений или камней и заканчивая необычными перспективами современных городских зданий. Чтобы научиться находить такие сюжеты и выстраивать правильные композиционные решения, изучайте работы известных художников-абстракционистов и фотографов, работающих в этом жанре. Впоследствии это может Вам пригодиться и в других областях фотографии. Конечно, не забывайте про собственные эксперименты с теми или иными композиционными приемами. Секрет абстрактной фотографии на самом деле прост – своими фотоизображениями нужно вызвать у зрителя сильные эмоции.

Для того, чтобы сделать свою фотографию немного более абстрактной не грех воспользоваться инструментами графического редактора. Придать фотоснимкам необычный и оригинальный вид можно с помощью кадрирования, выборочного размытия отдельных областей изображения, добавления цветовых оттенков или регулировки контраста.

Но будьте осторожны. Существует тонкая грань между абстрактным фотоискусством и беспорядочным применением различных визуальных эффектов или фильтров. Не стоит заходить слишком далеко с редактированием фотоизображений. Цифровая обработка должна применяться только для того, чтобы подчеркнуть атмосферу и композицию снимка. Основой для такой цифровой обработки всегда должно быть хорошее абстрактное фотоизображение с интересной и правильно выстроенной композицией. Превратить же плохую фотографию с помощью инструментов фотошопа и разнообразных эффектов в хорошую, Вам все равно не удастся.

Пришло время повеселиться и выйти из повседневной рутины, о который вы может даже не догадываетесь. Пришло время создавать изображения, основанные на цвете, свете, эмоции, не беспокоясь о резкости и деталях.

Пришло время экспериментов с абстрактной фотографией.

В этом уроке по фотографии вы получите 6 дельных советов как делать абстрактные фото!

Абстрактный (прилагательное): выражение идей и эмоций с помощью таких элементов, как цвет и линии без намерения создать реалистичную картину.

У вас уже есть все необходимые для этого инструменты (камера или даже смартфон), так что давайте рассмотрим некоторые способы создания впечатляющих абстрактных изображений.

Техники съемки абстрактных фотографий

1. Перемещайте камеру

Самым простым способом создания изображения, наполненного цветом и линиями, является размытие всего. Для большинства из нас это прекрасный подход. Я слышу, как вы восклицаете: «Я могу перемещать камеру и не беспокоиться об ее устойчивости? О, небеса!».

Все эти техники выявляются опытным путем, но я могу дать некоторые советы о том, откуда начинать.


Первым делом замедлите выдержку до 1/10-й секунды или больше. Как и в случае с панорамным размытием, здесь начинается самое интересное. Вы можете использовать режим Приоритет выдержки, или, если вы знаете как настроить камеру в режим Приоритет диафрагмы или Программный режим, то используйте их для получения той же выдержки. Вам также поможет в этом низкое значения ISO, как, например, 100 или ниже.

Во-вторых, ищите предметы в тени. Такая длинная выдержка потребует малого количества света, иначе снимок будет переэкспонирован.

В-третьих, сделайте несколько пробных снимков, передвигая камеру то в одном, то в другом направлении. Я знаю, это звучит, как плохой совет и весьма упрощенный, но все начинается именно так. Вы должны увидеть, что происходит со сценой перед вами, когда вы двигаетесь в одну или другую сторону. Затем начинайте двигаться по кругу или в случайном порядке.


Иногда предметы с прямыми линиями выглядят наилучшим образом, когда вы работаете с их структурой и направлением. Порой круглые предметы (цветы, например) прекрасно выглядят в хаотичном вращении. Это ваше официальное разрешение на выход их каких-либо рамок в фотографии. Некоторые изображения будут, мягко говоря, неудачными. Но могут получится на самом деле привлекающие внимание кадры.


2. Перемещайте предмет

Мне не нравились метки на вагонах поезда до тех пор, пока я не понял магию случайных цветов, движущихся на скорости 40 миль в час (65 км/ч).

Теперь я часто ищу взглядом цветные предметы только ради их цвета. Форма, предмет или предназначение могут быть не теми, что мне нужно, но, если я могу использовать цвет и заставить его двигаться именно так, как я хочу…я смогу передать суть этого цвета.

Это в некоторой степени похоже на технику рисования светом, но без предмета, излучающего свет. Подумайте, какие предметы можно перемещать, и ищите смелые цвета.

ВНИМАНИЕ : будьте осторожны с белым, желтым и другими очень яркими цветами. Их свойства таковы, что они заполняют сенсор слишком большим количеством информации и вытесняют любой другой цвет на снимке.

3. Удалите контекст

Зум объектив будет вашим лучшим другом в данном случае. Широкоугольные снимки даже с достаточным количеством размытия часто позволяют нам определить сцену, а не сосредоточится на цветах и эмоции. Абстрактным же изображениям поможет то, что невозможно распознать.

Позвольте привести пример. Что вы видите здесь (ниже)?


Теперь я показу вам контекст.


Чем больше вы выбираете отдельные детали, тем более абстрактным получается изображение!

4. Снимайте через предметы

Я все еще серьезно экспериментирую со съемкой сквозь предметы, но здесь есть много интересного. Очень удобно, когда есть способ удерживания предметов или крепления их на стойку для студийного света. Или же начните с повседневных предметов и работайте через цветное стекло, стеклянный блок или даже нанесите различные гели или жидкости (вазелин, оливковое масло и пр.) на чистое стекло или органическое стекло.


5. Мультиэкспозиция для получения абстрактных фото

Использование техники мультиэкспозиции иногда оставляет слишком много оригинальных, узнаваемых предметов. Я определил средние настройки моего Canon для работы с комбинированными снимками. Если хотите испугаться, то начните с темных настроек и приготовьтесь делать много тестовых снимков.

Мой метод состоит в том, чтобы сделать один кадр в основном в фокусе. Затем я делаю еще два под разным углом вне фокуса. Иногда это приводит к просто мягкому фокусу, и поэтому такое изображение нельзя считать достаточно абстрактным. Вот почему я предпочитаю использовать зум и лишать предмет контекста.


6. Постобработка как площадка для экспериментов

Вы знаете, как люди склонны жаловаться на большое количество постобработки в работах некоторых фотографов? Пришло время расширить границы и развлечься. Вы можете смягчить сцену, чтобы сделать ее еще более воздушной.


Или можете попробовать различные версии того же изображения, но в совершенно разной цветовой подаче (в данном случае я просто изменил температуру Баланса белого и Оттенок в Lightroom).

Как только изображение попадает в компьютер, позвольте себе делать с ним все, что угодно!

Заключение

Что мне нравиться в абстрактной фотографии больше всего, так это то, что она играет на нерве каждого из нас «Мне это нравится, но я не знаю почему». Я могу проанализировать каждое из этих изображений и рассказать, почему я выбрал его, но в итоге это не имеет значения. Речь идет о создании искусства ради искусства. Речь идет о возвращении к основам привлечения к искусству. Речь идет об удивлении от увиденного на LCD мониторе, пока вы нарушаете несколько правил, которых привыкли так тщательно придерживаться.

https://www.сайт/2015-11-26/obezglavlennye_tela_chetvertovannye_trupy_k_chemu_privodit_protest_shoferov

«Обезглавленные человеческие тела, четвертованные трупы...»

К чему приводит забастовка дальнобойщиков

Накануне, 25 ноября, исполнилось 100 лет со дня рождения одного из известнейших диктаторов ХХ века – Аугусто Пиночета. Одни связывают его имя со свержением законного президента, кумира простых чилийцев Сальвадоре Альенде и с последующим террором. Другие – с наведением порядка, расцветом капитализма и чилийским «экономическим чудом», рецепты которого в 1990-е пытались испробовать и в нашей стране.

Народное не такое уж единство

Ставший в 1970 году президентом Чили социалист Сальвадор Альенде упрямо вел эту южноамериканскую, по региональным меркам преуспевающую страну в светлое коммунальное будущее. Говорят, не без финансовой помощи «большого брата» СССР и бывших партизанских командиров с Кубы, щедро делившихся боевым опытом подрывной и диверсионной работы. Как при любом переделе личных и общественных богатств, страна поделилась надвое. Бедняки, естественно, поддерживали курс правительства коалиции левых сил «Народное единство» на национализацию и импортозамещающую индустриализацию, средний класс взирал на эксперименты с тревогой. И уж совсем не до смеха было чилийской буржуазии, крупным землевладельцам и собственникам горнодобывающих предприятий: Альенде под видом аграрной реформы устроил экспроприацию частных земель, а также установил государственный контроль над большинством частных компаний и банков, вековой аграрно-олигархический уклад рушился на глазах.

Успешной ли была экономическая политика социалистов? Мнения разнятся. Одни исследователи уверяют, что при Альенде экономика просто обвалилась: политический популизм подталкивал зарплаты вверх, в конце концов был запущен печатный станок, скакнула инфляция, исчезли с полок товары и продукты, появились талоны - все знакомые россиянам «прелести». Однако другие утверждают, что результаты были вполне приличными: экономика уверенно росла, власти обуздали безработицу, а в последовавшем к 1973 году кризисе во многом виновны США (куда ж без них!), применившие санкции, которые поставили крест на экспорте полезных ископаемых – ведь многие из национализированных (но, к слову, при этом выкупленных социалистическим правительством) компаний были американского «происхождения».

При Альенде (справа) Пиночет (слева) сделал блестящую карьеру, но аппетит приходит во время еды

Кроме того, ситуацию сильно дестабилизировала деятельность крайних правых антикоммунистических организаций, наподобие «Патриа и Либертад». Ежедневно совершалось по 30-50 терактов, в основном на инфраструктурных объектах - ЛЭП, подстанциях, мостах, дорогах, нефтепроводах. Только мостов было взорвано свыше двухсот, общий же ущерб составил треть годового дохода страны. Из-за развала инфраструктуры вести бизнес дальше становилось невозможно, скотопромышленники массово забивали скот, погибло до половины собранного урожая 1972 года – а это важная экспортная составляющая страны.

Масла в огонь подлила национальная, всечилийская забастовка, инициированная в октябре 1972 года владельцами грузовиков.

Тем не менее методы Альенде были одобряемы во многих слоях населения, президент реально претендовал на переизбрание на ближайших выборах. Вспоминает высланный при Пиночете из Чили режиссер Мигель Литтин в посвященной ему книге Нобелевского лауреата Габриэля Гарсиа Маркеса: «Во времена Альенде небольшие бюстики президента продавались на рынках. Сейчас перед этими бюстиками в побласьонах (муниципалитетах – ред.) ставят цветы и зажигают лампады. Его память живет во всех и во всем: в стариках, которые голосовали за него по третьему и четвертому разу, в его избирателях, в детях, знающих его лишь по чужим воспоминаниям. От разных женщин мы слышали одну и ту же фразу: «Единственный президент, боровшийся за наши права, – это Альенде». Впрочем, его редко называют по фамилии, чаще просто – Президент. Словно он еще жив, словно других не было, словно ждут его возвращения. В памяти побласьонов запечатлелся не столько его образ, сколько величие его гуманистических замыслов.

Кров и еда не главное, главное - достоинство, - говорят жители окраин и уточняют: - Нам ничего не нужно, кроме того, что у нас отняли. Голос и право выбора...»

По зову сверху

Это произошло 11 сентября 1973 года (да, у Чили – свое 11 сентября), в результате военного переворота под предводительством генерала Аугусто Пиночета, сделавшего стремительную карьеру при правительстве «Народного единства»: до должности заместителя министра внутренних дел и главнокомандующего сухопутными войсками. Случившееся вполне соответствовало «чилийскому духу»: история страны уже знавала периоды хунты. При помощи авиации был обстрелян и захвачен президентский дворец «Ла-Монеда», президент Альенде застрелился (по другой версии был убит) из «Калашникова», не дав подвергнуть себя суду путчистов, а может, и пыткам.

Переворот не был спонтанным - его хорошо продумали заранее и осечек практически не было. Это косвенно подтвердил и сам Пиночет. Известному нашему телепутешественнику Михаилу Кожухову в далеком 1993 году единственному из российских журналистов удалось пообщаться с Пиночетом лично:

«- А если я спрошу вас самого: что за человек генерал Пиночет?

11.09.1973. Последняя прижизненная фотография президента Альенде

Солдат, который получил приказ и выполнил его. Причем неплохо. Потому что я понял, что мою страну отдают иностранцам. И кто? Сам президент республики! Моим долгом было защитить ее суверенитет. Поэтому я и вмешался. Знаете ли вы, сколько оружия мы нашли, когда выступили 11 сентября? Тридцать тысяч стволов! Вот как обстояли дела… Здесь уже находился даже кубинский генерал Антонио Ла Гуардиа. Он написал потом книгу, где признался: под его началом в Чили было пятнадцать тысяч партизан. Они должны были сражаться с военным правительством, представьте только!.. Теперь говорят: [марксистская] теория была хороша, а вот практики подвели. А я говорю: нет, эта система никуда не годится. Вы поставьте самых лучших исполнителей – результат будет таким же. Коммунистическая система провалилась! Никогда ни у одного государства не будет денег, чтобы кормить всех бездельников».

Чей приказ выполнял генерал (по легенде, еще в 1950-е завербованный ЦРУ)? Это легко представить из слов Мигеля Литтина «Простые шахтеры, перемазанные сажей, угрюмые, уставшие от бесконечных невыполнимых обещаний, открыли [Альенде] душу и стали оплотом его победы. Вступив на президентский пост, он начал с того, что выполнил обещание, данное в тот день шахтерам «Лоты-Швагера», – национализировал шахты. Пиночет первым делом вернул их обратно в частную собственность, как и многое другое – кладбища, поезда, порты и даже утилизацию отходов...» К пирогу стремились припасть и генералы, Аугусто и его «сослуживцы» вовсе не были бессребрениками: поучаствовали в приватизации, их дети - сплошь олигархи. Как и наши генеральские сыновья.

Кровавый путь к «экономическому чуду»

Сразу после путча последовало жесткое и жестокое искоренение сторонников прежнего, социалистического, режима, так что Пиночета было за что называть «кровавым диктатором». Независимая комиссия католической церкви насчитала за 17 лет правления Пиночета 15-милионным Чили «всего» 2300 жертв, среди них в основном – боевики и диверсанты. Количество изгнанных из страны (в «пиночетовском» толковании – тех, кому предложили добровольно покинуть ее) якобы тоже исчислялось не более чем несколькими тысячами.

Национальный стадион в Сантьяго превратился в концлагерь и пыточную для десятков тысяч человек

Слишком «гуманные» цифры, чтобы быть правдой, – делаешь вывод из свидетельств Литтина: «Ближе к центру города я уже бросил любоваться красотами, за которыми военная хунта прятала кровь и страдания сорока с лишним тысяч погибших, двух тысяч пропавших без вести и миллиона высланных из страны... Двенадцать лет назад, в семь часов утра, командующий патрулем сержант выпустил поверх моей головы автоматную очередь и велел встать в строй арестованных, которых он вел в здание Чилийской киностудии, где я работал. По всему городу гремели взрывы, тарахтели автоматные очереди, проносились на бреющем полете военные самолеты. Мы... увидели первых убитых на улицах; раненого, истекающего кровью на тротуаре без надежды на помощь; штатских, забивающих палками сторонников президента Сальвадора Альенде. Мы видели поставленных к стенке заключенных и взвод солдат, разыгрывающих расстрел... Здание Чилийской киностудии было окружено, перед главным входом стояли нацеленные на двери пулеметы... Домой мы не вернулись и целый месяц скитались по чужим квартирам с тремя детьми и минимумом необходимых вещей, спасаясь от смерти, которая следовала за нами по пятам, пока не выдавила на чужбину...»

Прошедшие еще в 1970-х международные трибуналы тоже сходятся на куда более впечатляющей цифре - не менее 30 тыс. погибших в первый же месяц после путча и более 12 тыс. запытанных и убитых впоследствии. Российский социолог Александр Тарасов: «Печально знаменитый Национальный стадион в Сантьяго, превращенный хунтой в концлагерь, вмещает 80 тыс. человек. В первый месяц число содержавшихся на стадионе арестованных составляло в среднем 12–15 тыс. человек в день. К стадиону примыкает велодром с трибунами на 5 тыс. мест. Велодром был основным местом пыток, допросов и расстрелов. Ежедневно там расстреливали, по многочисленным показаниям свидетелей, в том числе иностранцев, от 50 до 250 человек. Кроме того, в концлагерь был превращен стадион «Чили», вмещавший 5 тыс. зрителей, но на нем содержалось до 6 тыс. арестованных. На стадионе «Чили», по свидетельствам выживших, пытки носили особенно чудовищный характер и превращались в средневековые казни. Группа боливийских ученых, попавших на стадион «Чили» и чудом уцелевших, дала показания, что видела в раздевалке и в помещении медпункта стадиона обезглавленные человеческие тела, четвертованные трупы, трупы со вспоротыми животами и грудными клетками, трупы женщин с отрезанными грудями. В таком виде трупы отправлять в морги военные не рисковали – они вывозили их в рефрижераторах в порт Вальпараисо и там сбрасывали в море».

Католическая церковь в общем благосклонно отнеслась к преступлениям Пиночета. Слева – папа римский Иоанн Павел II

Также есть многочисленные свидетельства, в том числе иностранцев, на свою беду оказавшихся в Чили в недобрый час этой страны: как перед зданием школы в квартале бедняков расстреляли 10 учеников; как карабинеры казнили из пулеметов свыше 300 человек, в том числе женщин, - работников одного предприятия; как трупы убитых для устрашения оставшихся в живых выкладывали вдоль улиц и проспектов; как в провинциях из пулеметов обстреливались целые кварталы, независимо от политических взглядов их жителей.

Подчеркивая свою приверженность христианским ценностям, на деле Пиночет и Ко не остановились и перед священнослужителями, осмелившимися воспрепятствовать репрессиям, отвести дула пулеметов от невинных: тысячи католических активистов, сочувствующих «Народному единству», были посажены в тюрьму, как и 60 священников, 12 из которых были убиты. Незлоблива, однако, официальная католическая статистика.

Фашистский в полном смысле слова

«С объявлением «нормализации» «военные операции» против мирного населения не прекратились, - сообщает Александр Тарасов. - Когда в конце 1973 года генерал Пиночет посетил поселок Кинта-Белья, чтобы присутствовать на церемонии переименования поселка в Буин (в честь одноименного полка), этому предшествовала акция устрашения: всех 5 тыс. жителей поселка военные согнали на футбольное поле, отобрали из них 200 человек, из которых 30 расстреляли, а остальных объявили заложниками. В ночь накануне визита Пиночета солдаты постоянно обстреливали поселок. Было ранено несколько десятков человек. Позже чилийское телевидение показывало приезд Пиночета в Кинта-Белью и рыдающих вокруг него женщин и объясняло, что женщины плачут от чувства умиления и признательности генералу за то, что он «освободил их от марксизма». Хотя рыдали они, естественно, совсем по другим причинам».

Неофашистские организации, перед путчем усердно подпиливавшие экономику страны с целью свалить команду Альенде, не остались в стороне и после переворота. Фашистским партиям поручили идеологически обосновать новый режим в школах, университетах, на предприятиях. Имена Гитлера, Франко, Муссолини вскоре стали уважаемыми и прославляемыми, а численность организаций фашистского толка выросла в 20 раз. По стране покатилась волна антисемитизма, девять из десяти еврейских семей покинули страну, одновременно ставшую прибежищем для бывших нацистских преступников. Большую часть из миллиона уехавших составляла интеллигенция, 60% так и не вернулись, научный, культурный, нравственный уровень населения страны резко снизился.

Посетив Чили в 1971 году, Фидель Кастро (в середине) и подозревать не мог, что стоит рядом с будущим главарем чилийского фашизма

Александр Тарасов: «Поощрялись доносы. Доносчик получал премию в полтора миллиона эскудо и все имущество того, на кого он донес. Находившиеся в ссоре родственники и соседи сотнями и тысячами доносили друг на друга. Город Чукикамата получил печальную известность как «колыбель стукачей»: там подростки из обеспеченных семей наперегонки доносили на собственных родителей – чтобы получить их имущество и быстренько промотать его. У нас был один Павлик Морозов, в маленькой Чукикамате их было 90!».

Правда, вскоре профашистские организации были распущены - Пиночет не потерпел бы на своей территории вооруженных формирований. Многие боевики впоследствии неплохо устроились в новой военно-полицейской иерархии. Таким образом, за время после переворота были осуждены и отправлены в тюрьму 492 тыс. чилийцев, хотя бы раз был арестован каждый третий, поводом служила малейшая провинность, например, нарушение комендантского часа.

Экономическое чудище

«После военного переворота река Мапочо стала ассоциироваться во всем мире с изувеченными телами, которые несли ее воды после ночных погромов, проводимых патрулями на окраинах – в печально известных «побласьонах» Сантьяго. Однако в последние годы независимо от сезона истинная трагедия Мапочо – это голодные толпы, воюющие с собаками и стервятниками за отбросы, сваливаемые в речное русло у городских рынков. Это изнанка «чилийского чуда», сотворенного военной хунтой по наущению Чикагской экономической школы», - так характеризует экономические достижения пиночетовского режима Мигель Литтин.

Экспортоориентированная олигархическая экономика – вот рецепт процветания Сантьяго при Пиночете

По данным кинорежиссера, тайком вернувшегося в Чили в середине 1980-х, «чудо» во многом объяснялось показным, безудержным потребительством: средства отечественного частного капитала и транснациональных корпораций, вырученные от денационализации и приватизации, пошли на роскошество, создававшее иллюзию экономического процветания: «За одну пятилетку было импортировано больше вещей, чем за предыдущие двести лет, и куплены они были на валютные займы, обеспеченные в Национальном банке средствами, полученными в результате денационализации. Пособничество США и международных кредитных организаций довершило начатое. Однако настал и час расплаты: шести-семилетние иллюзии рассыпались в прах за один год. Внешний долг Чили, составлявший в последний год правления Альенде 4 млрд долларов, вырос до 23 миллиардов. Достаточно прогуляться по задворкам рынков вдоль реки Мапочо, чтобы увидеть истинную социальную цену этих 19 миллиардов, выброшенных на ветер. Военное «экономическое чудо» сделало немногочисленных богачей еще богаче, а остальных чилийцев пустило по миру».

Уже в 1974 году национальная валюта девальвировалась в 28 раз, примерно во столько же выросли цены на основные продукты. Начавшаяся на следующий год «шоковая терапия», официально затевавшаяся для привлечения в страну для инвестиций и развития банковского сектора, бульдозером прошлась по наиболее незащищенным категориям населения. «Чили должна стать страной собственников, а не пролетариев!» - провозгласил Пиночет. И новые власти совсем закрыли тему соцобеспечения и бесплатного здравоохранения. Средняя зарплата в промышленности составляла 15 долларов. А крестьяне и вовсе саботировали труд на земле, переданной обратно во владение прежним хозяевам, латифундистам.

В 1990-х Россия повторила путь пиночетовского Чили к «экономическому чуду»

Вконец обесценившийся эскудо был заменен на песо, который приравняли один к одному к доллару, но к концу правления Пиночета доллар стоил уже 300 песо. Показатели 1980 года: безработица - 25%, инфляция - 40%, содержание армии и полиции - 43% бюджета. В городках юга страны, где холодные зимы, специальные бригады собирали замершие трупы бездомных. Более 5 млн человек были вынуждены перебраться в трущобы. «Трудно представить себе торговую площадку, где не выстраивались бы длинные молчаливые ряды [барахольщиков]. Они торгуют всем и вся, они так многочисленны и разнородны, что одним своим существованием выдают социальную трагедию. Рядом с безработным врачом, разорившимся инженером или надменной сеньорой, продающими по дешевке одежду, оставшуюся от лучших времен, пристраиваются беспризорники, сбывающие краденое, или обездоленные женщины, торгующие домашним хлебом...»

Зато образовались новые финансово-промышленные группы, на заимствованные деньги приватизировавшие обесцененные активы. Хунта не боролась с коррупцией, а возглавляла и контролировала ее. Не зря авторы чилийского «экономического чуда» навещали Россию 1990-х...

Особенности национальной рыбалки

Из экономической пропасти страну вытаскивали не столько народившиеся ФПГ, сколько массовый класс предпринимательства – те самые «торгаши», «мешочники» (по-нашему «челноки»). К тому же поднявшая кредитные ставки и курс доллара Америка дала пинок по спекулятивным секторам, многие нувориши если не разорились, то переформатировались - пришло время вкладываться в реальный сектор. На глобальном рынке появились популярное теперь чилийское вино, чилийские свежие продукты, рыба, мясо, древесина.

В конце концов, возникшая на предпринимательском подъеме новая элита стала смущаться своих «надсмотрщиков» в погонах - не все за рубежом были готовы закупать продукцию в местах, где кровь текла рекой. Фундаментальные разногласия появились и в вооруженных силах: многие сподвижники диктатора ушли в отставку, «на заслуженный отдых», на их место пришли новички, не запачканные кровью первых лет хунты. Дружбы с Пиночетом они не водили, знали его плохо, но прекрасно видели, что дальше «так жить нельзя», необходимо налаживать диалог с гражданскими, выходить на демократические рельсы.

Проиграв на первых же свободных выборах, диктатор по привычке призвал войска, но его кровавые замашки осточертели и военным

В новую конституцию, писавшуюся под контролем президента, внесли пункт о плебисците - всенародном референдуме о доверии главе государства, дату которого он сам и назначил в 1989 году. Проиграв его представителю Христианско-демократической партии Патрисио Эйлвину, Пиночет было отдал приказ выводить на улицы войска, но молодой генералитет уже не желал проливать кровь соотечественников. Президентское кресло пришлось уступить. Впрочем, пост главкома Пиночет сохранял за собой еще 8 лет, тем самым оградив от суда себя и свое окружение, а после провел самоназначение пожизненным сенатором...

Март 2000-го, прекрасная пора в Чили. Пиночет подолгу гуляет по парку своей виллы близ Сантьяго. Пятеро детей и двадцать четыре внука и правнука создают вокруг главы семейства заботливую суету. Экс-диктатор только что из Лондона, где, прилетев на лечение, провел полтора года под домашним арестом: «достали» власти Испании, граждане которой без вести пропали в годы его правления. В Англии ему пришлось изо всех сил изображать немощного старика, которого милосерднее оставить в покое. Наконец, министр внутренних дел Великобритании разрешает бывшему диктатору отбыть на родину - стар, болен, разбирайтесь сами.

Рейган и Тэтчер благоволили Пиночету, в период их правления официальное количество жертв чилийской диктатуры снизилось на порядок

Аугусто смотрит телевизионные выпуски новостей: манифестации во всех крупных городах страны призывают судить его. На днях президентом избран социалист Рикардо Лагос, жертва его диктаторского режима, был арестован в далеком 1986 году. При вступлении в должность Лагос заявил, что не собирается прощать Пиночета: слишком много людей пострадали, слишком многие оплакивают родных. Надо показать миру, что Чили - демократическая страна и суд в ней независим и справедлив.

Но не докажут. Военные, отказавшие в диктаторской прихоти Пиночету, скажут свое веское слово и демократическим властям и старика не сдадут. Элита предложит сделку: пусть уйдет из политики, с поста сенатора, и спокойно доживает, потрясения никому не нужны. Он согласится. И продержится до последней секунды в декабре 2006-го, хотя попытки привлечь его за преступления не утихнут и Пиночет еще четырежды перенесет домашний арест.

После его смерти, наступившей на 92-м году, обнародовали письмо к нации: он объяснял, что выбрал судьбу изгнания и одиночества ради Отчизны, а на жертвы пошел, чтобы не допустить еще большей катастрофы - гражданской войны и победы марксизма (кстати, после него в Чили правили в основном представители Социалистической партии, и страна живет совсем неплохо).

«Чили – демократическая страна. Она была демократической, когда я появился на свет. И не мне это менять. Что бы там ни болтали про то, что я фашист и диктатор», - хвастал Пиночет в интервью Михаилу Кожухову. Приписывая себе достоинства и заслуги несгибаемого и трудолюбивого народа.


4 ноября 2016 г. в Чили по всей стране был объявлен Днём Всеобщей национальной забастовки. Поводом к её проведению стало массовое недовольство граждан Чили существующей вот уже 36 лет системе накопления пенсий, которая и раньше вызывало неоднократные массовые протесты, пишет News Front Испания.


Мощные протесты в этот день буквально сотрясали Чили: день национальной забастовки против закона о пенсиях №3500, принятого в 1980 г. начался рано утром, прошёл по всей стране и завершился поздно вечером « маршем кастрюль и сковородок»


Согласно этому закону, в Чили был создан Страховой пенсионный фонд (AFP), куда каждый официально работающий гражданин должен был самостоятельно делать отчисления со своей зарплаты. Такая практика привела в итоге к начислению нищенских пенсий и к полному краху данной системы. Выиграли от этого, разумеется Страховой пенсионный фонд и экономические структуры, которые стоят за ним.


«То, что раньше платили пенсионные фонды, теперь платим мы, то, что раньше шло нам в прибыль, теперь отбирается у нас, и идёт в прибыль фондов», - говорит один из участников митинга.


Цель Всеобщей национальной забастовки- положить конец системе индивидуального накопления пенсий и возродить систему социального солидарного распределения пенсий, строительства жилья для рабочих, вернуться к возрождению существовавших ранее, до диктатуры, касс взаимопомощи.


День проведения именно 4 ноября был выбран организаторами неслучайно: именно в эту пятницу 4 ноября исполнилось ровно 36 лет система индивидуального накопления пенсий, принятой во время фашистской диктатуры 4 ноября 1980 согласно Закону № 3500, который обязывал всех трудящихся за исключением военнослужащих Вооружённых Сил и органов правопорядка, делать регулярные отчисления в Страховой пенсионный фонд. Система, которая своими мизерными пенсиями больнее всего бьёт по тысячам пенсионеров.


Общенациональная забастовка, которая прошла во всех районах Чили, завершилась поздно вечером массовым «маршем кастрюль», была оценена организаторами, как успешная и была отмечена применением различных форм протеста, от сооружения баррикад до остановки работы в портах, на шахтах, государственных учреждениях и массовых демонстраций по всей стране.


Также день проведения общенациональной забастовки был отмечен фактами репрессий по всей стране и завершился сотнями задержанных полицией участников, только в Сантьяго количество задержанных насчитывает около 400 человек в течение одного дня. Об этом говорится в правительственном заявлении о жалобах против манифестантов, не считая жалоб на организаторов, отмечает заместитель министры внутренних дел страны Махмуд Али.


Одна из читательниц чилийского сайта, правдиво освещавшего ход Общенациональной забастовки в Чили, написала по этому поводу следующий комментарий в соцсетях:


«По всем каналам говорится о чём угодно. О баррикадах, об опасности для пешеходов, о том. что люди опоздают на работу, только не о настоящей цели демонстрации».


Отдельного упоминания достойно освещение Дня всеобщей национальной забастовки в чилийских СМИ, в особенности на телеканале ТВ Абьерта, связанного с экономическим блоком и страховыми компаниями неправительственного пенсионного Фонда с их всегдашним уклоном на маргинализацию протестов. Но, несмотря на это, выступления в День всеобщей национальной забастовки в Чили были мощными и массовыми.


Представитель профсоюзного «Координационного совета трудящихся Нет АФП» Мария Лус Наваррете, которая не понаслышке знает с чем сопряжена борьба за свои права в современной Чили (её предшественник Тукапель Хименес был убит за свою деятельность в 80-х) также отмечает:


«Есть осознание того, что этот день войдёт в историю и разбудит народ».

Сальвадора Альенде . Проводилась под правыми антимарксистскими, антикоммунистическими лозунгами. Сильно усугубила социально-экономический и политический кризис, способствовала свержению Альенде 11 сентября 1973 года .

Конфликт левого правительства с корпоративным профсоюзом

Неудачи экономической политики Альенде усиливали в ней радикальные прокоммунистические тенденции . Дальнейшее огосударствление вело к национализации грузового автотранспорта. Эти планы встретили жёсткое сопротивление со стороны CNTC.

Антиправительственное движение: цель, масштаб, последствия

Финансовую поддержку оказал - по согласованию и при участии ЦРУ - американский транспортный профсоюз, входящий в АФТ-КПП . Общая сумма американских субсидий составила 7-8 млн долларов.

Особенность забастовки состояла в том, что конкретные экономические вопросы не имели в ней большого значения. Национальный координационный центр забастовщиков сформулировал ряд требований к властям: запрет экспроприаций, возвращение национализированной собственности владельцам, конституционная реформа, ограничивающая полномочия президента, роспуск проправительственных комитетов, через которые левые активисты принимали на себя управленческие функции на местах, прекращение политической цензуры в отношении крайне правых СМИ . Требования были изложены в заявлении Pliego de Chile Всё это означало фактическое самоупразднение правящего блока. Фактически цель бастующих заключалась в устранении правительства, проводившего под коммунистическим влиянием враждебную им политику.

Забастовка владельцев грузовиков стала стержневым фактором антиправительственного забастовочного движения. К Конфедерации грузоперевозчиков примкнули другие крупные гремиалистские структуры: Конфедерация малой промышленности, Конфедерация розничной торговли, профсоюзы горняков, портовых работников, преподавателей, врачей, ассоциации студентов и старшеклассников . В протестном движении в той или иной форме участвовали до 500 тысяч человек. В сочетании с многочисленными террористическими актами и протестными выступлениями, массовые забастовки сильнейшим образом дестабилизировало правительство.

Экономически забастовка CNTC парализовала страну - в силу географических особенностей в Чили почти нет железнодорожной сети, сухопутные грузоперевозки осуществляются автотранспортом. Ущерб, по правительственным данным, составил немалую по меркам Чили того времени сумму - 60 миллионов долларов.

Попытки подавления забастовки и свержение правительства

Власти предпринимали разнородные контрмеры. Были организованы бригады сторонников правительства, пытавшиеся организовать альтернативные грузоперевозки. Транспорт забастовщиков реквизировался. Левые организации устанавливали силовой контроль над предприятиями других отраслей. Многие лидеры протестов подвергались арестам. Почти во всех провинциях Чили было введено чрезвычайное положение.

Предпринимались попытки переговоров правительства с бастующими, однако достигаемые соглашения не выполнялись ни одной из сторон. Национализация транспорта была неприемлема для перевозчиков, но уже необходима для правительства.

Уже 2 ноября , менее чем через месяц после начала забастовки, Альенде учредил особый «военный кабинет» во главе с генералом Карлосом Пратсом . Был также создан правительственный Национальный транспортный комитет под председательством адмирала Исмаэля Уэрты. В противоборстве с корпорациями правительство явно делало ставку на лояльных военачальников. Несмотря на то, что Пратс поддерживал с Виларином хорошие личные отношения, переговоры между ними не дали эффективных результатов .военного переворота под командованием генерала Пиночета. Национальная конфедерация владельцев грузовиков Чили приветствовала смену режима.