Ликвидация колониализма в странах азии и африки развитие независимых государств. Политические проблемы Африки

В результате распада колониальных империй Великобритании, Франции, Бельгии и Португалии на карте Африки появилось сорок с лишним новых независимых государств. В 1958 г. в результате ре-ферендума стала самостоятельной Гвинейская Республика. В 1960 г. независимость получили сразу 17 стран, в том числе бывшие фран-цузские колонии Сенегал, Мали, Мавритания, Нигер, Верхняя Вольта (ныне Буркина-Фасо), Дагомея, Берег Слоновой Кости (Кот-Д’Ивуар), Чад, Габон и Конго. Этот год теперь принято назы-вать Годом Африки .

Возникнув на базе колоний, часто не обладая государственно-стью в прошлом, новые страны не имели почти никакого опыта управления. Создавать государственный аппарат и политические традиции пришлось с нуля. Даже большинство границ определялись случайностью колониального раздела, многие народы и племена оказались разделены. Ряд стран континента при выборе пути разви-тия склонился в сторону социалистической модели. Почти для всех них это закончилось крахом экономики и политическими кризиса-ми, после чего африканские государства обратились к капитализму.

Политические режимы независимых африканских государств оказались нестабильными, военные перевороты стали привычным делом. Многие внутренние кризисы были вызваны национальными спорами. Партии нередко формировались по этническому принци-пу. В итоге многопартийная система, позаимствованная у стран Евро-пы, означала столкновение не политических принципов, а народов.

Трайбализм

В жизни молодых африканских государств торжествовал трайбализм — стремление одних племён и народов («наших») противопос-тавить себя «чужим», при этом никого не интересовало, что враж-дующие группы состоят из граждан одной страны. Нередко такое противопоставление выливалось в попытки отделения части терри-тории. Именно так в конце 1960-х гг. произошло в Нигерии (провин-ция Биафра), в Заире (провинция Катанга), а сегодня происходит в Сомали. В 1990-х гг. стала независимой часть Эфиопии — Эритрея. Иногда трайбализм приводил к кровавым столкновениям. В 1990-х гг. в Руанде произошли массовые убийства граждан тутси их соотечест-венниками хуту. Только вмешательство соседних государств положи-ло конец резне, в которой погибли сотни тысяч человек.

Политические проблемы Африки

В большинстве государств Африки действует республиканская форма правления. Её независимые страны унаследовали от колони-альных метрополий, с этой системой была знакома правящая эли-та, получившая образование в Европе. Но реальное влияние пар-тий и парламентов невелико. Даже гражданские правительства нередко контролируются военными, которые под предлогом «ста-билизации» довольно часто берут власть в свои руки. Такая борьба с кризисами на практике оборачивается полным лишением оппози-ции права голоса. В итоге возникают новые споры и вспыхивают гражданские войны (так случилось в Анголе в 1975-2002 гг., в Чаде в 1970-1980-х гг.).

В конце XX столетия благодаря посредничеству стран мира и ООН закончились или снизили остроту несколько военных и по-литических конфликтов в Африке. В результате переговоров ус-пешно завершилась партизанская борьба за освобождение Нами-бии. Начался мирный процесс в соседней Анголе. Завершились свя-занные с сепаратизмом войны в Нигерии и Заире. Усилия соседей Эфиопии и Эритреи не дали превратиться в полномасштабную вой-ну столкновениям этих двух стран. Африканские и европейские ми-ротворцы сумели положить конец гражданской войне в Либерии. Усилия мирового сообщества и ряда стран континента заставили власти Южно-Африканской Республики отказаться от режима апар-теида (разделения белых и чернокожих жителей) и дискриминации цветного населения. Материал с сайта

Экономические проблемы Африки

Большинство стран Африки южнее Сахары остаются экономи-чески неразвитыми. На континенте проживает 14 % населения планеты, а промышленной продукции (без учёта ЮАР) здесь про-изводится менее 1 %. И хотя в Африке начали действовать первые транснациональные корпорации (ТНК) с совокупным капиталом в середине 1990-х гг. 25 млрд долларов, подавляющая часть этих де-нег остаётся вне региона. 1980-1990-е гг. запомнились африкан-ским странам ужасной засухой. Особенно пострадали Эфиопия, Чад, Центральноафриканская Республика и Нигер. Обострилась нищета, сотни тысяч, а то и миллионы людей умерли от голода. Внешний долг стран Африки измеряется сотнями миллиардов дол-ларов. Континент испытывает демографический взрыв (стреми-тельный прирост населения — с 300 млн до 600 млн за 30 лет), но ни рабочих мест, ни продовольствия, ни жилья для такого количе-ства жителей нет и не предвидится. Люди живут ещё беднее, чем несколько лет назад. В ряде стран (Кения, Нигерия, Ботсвана, Зам-бия, Зимбабве) власти пытаются ограничить рождаемость, но поч-ти безрезультатно.

Помощь Африке

Мировое сообщество не раз принимало программы помощи аф-риканским государствам, поставляло продовольствие и выделяло денежные средства, но это так и не помогло континенту выбраться из затяжного кризиса. Пока сами африканцы не сумеют наладить эффективное рыночное хозяйство, не отвыкнут от практики соци-альных иждивенцев и не станут настоящими хозяевами у себя дома, независимые страны Африки будут обречены на нищенское сущест-вование.

На этой странице материал по темам:

  • Проблемы африки кратко история

  • Проблемы африки в начале 21 века кратко

  • Проблема трайбализма в африке

  • Экологические проблемы африки доклад

  • Проблемы независимой африки

Вопросы по этому материалу:

Подробное решение параграф § 22–23 по истории для учащихся 9 класса, авторов Л.Н. Алексашкина 2011

Вопросы и задания:

1. Как вы думаете, от чего зависела последовательность освобождения стран Азии и Африки? Почему в числе первых освободились народы Юго-Восточной и Южной Азии?

Последовательность освобождения стран зависела от степени приближенности к метрополии. Чем дальше находилась страна, тем меньший над ней был контроль. Поэтому первыми получили независимость страны Юго-Восточной и Южной Азии, в вот страны Юго-западной Азии и Африки государства-метрополии долго не хотели «отпускать».

2. Объясните, чем определялся выбор социально-экономической ориентации в освободившихся странах.

Выбор социально-экономической ориентации в освободившихся странах определялся тем, что мир был в те годы расколот на западный и восточный (капиталистический и социалистический) блоки. Освободившимся странам предлагались соответственно два пути – капиталистический или социалистический.

Выбор освободившихся стран часто являлся прежде всего политической ориентацией на ту или иную группу государств. Политика в таких случаях «шла впереди» экономики.

В странах Юго-Восточной Азии, освобождение которых происходило в конце Второй мировой войны и сразу после её завершения, размежевание течений и группировок внутри освободительного движения, их сотрудничество с разными внешними силами привели к расколу одних стран (Вьетнам, Корея), нарушению территориальной целостности других (отторжение Тайваня от Китая).

В конце 1950-х – 1970-е годы большая часть молодых государств сохранила «капиталистическую ориентацию», унаследованную от бывших метрополий. Это были в первую очередь страны, где индустриальный уклад оказался относительно продвинутым. В то же время в их развитии проявились новые черты – создание значительного государственного сектора, государственное регулирование экономики, введение долгосрочного планирования, государственных экономических и социальных программ.

«Некапиталистическая», социалистическая ориентация принималась меньшим числом освободившихся стран. В 1960-е годы о таком выборе заявили около 30 государств, к концу 1980-х годов их насчитывалось около десяти. Часто это были страны с преобладанием доиндустриальных, порой общинных отношений. Переход от общинной собственности к обобществлённой представлялся для них наиболее быстрым и безболезненным способом решения своих экономических и социальных проблем.

В странах, вступивших на этот путь в 1960-е годы (Алжир, Сирия и др.), был принят курс на постепенные преобразования общедемократического характера. Пришедшие к власти силы чаще всего стояли на революционно-демократических позициях и не разделяли марксистских идей. Государства, избравшие «некапиталистическую» ориентацию в 1970-е годы (Ангола, Афганистан, Эфиопия), возглавлялись политиками, которые заявляли, что «руководствуются идеями научного социализма». Соответственно и ставившиеся ими задачи носили более радикальный характер. В реальности эти страны столкнулись с множеством проблем. Они были слаборазвитыми, здесь практически отсутствовал рабочий класс, который согласно идеологическим концепциям должен был бы стать опорой нового строя, не сформировалось и крестьянство в его современном понимании, значительную роль играли общинно-племенные отношения, не были преодолены этнические, племенные, религиозные противоречия. Всё это создавало разрыв между выдвигавшимися лозунгами и действительностью.

Среди стран Азии и Африки были и те, что выбирали не один из двух предложенных европейским миром, а собственный («третий», «четвёртый») путь развития.

3. Что такое исламское государство? Назовите известные вам государства этого типа.

Исламское государство – это государство, в основу законодательства, внутренней жизни страны положены установления священной книги мусульман – Корана и свода бытовых норм – шариата. Примером исламского государства является Иран. В 1979 в Иране была принята новая конституции, согласно которой руководящая роль в обществе принадлежит мусульманскому духовенству, законодательная власть стала принадлежать меджлису (парламенту), а исполнительная – президенту и совету министров, которым контролировался высшим духовным и политическим авторитетом - велает-и-факихом (им был вплоть до своей смерти один из руководителей иранской революции аятолла Р. Хомейни).

Также примером является Саудовская Аравия, где шариат остается единственной правовой системой.

4. Выскажите своё суждение о том, почему одни из развивающихся стран избрали эволюционный тип развития, а другие – «скачок». Приведите примеры.

Выбор пути развития зависел от исторического опыта государства. Те страны, которые видели необходимость в сохранении своих традиций, выбирали путь гармоничного сосуществания достижений Запада с собственной культурой и традициями – эволюционный путь развития. Так, Дж. Неру отмечал, что история Индии «представляет собой процесс непрерывного приспособления старых идей к меняющемуся окружению, старых форм к новым. Ввиду этого в индийской истории не наблюдается перерывов в развитии культуры и, несмотря на неоднократные перемены, существует непрерывность начиная с давних времён Мохенджо-Даро и кончая нашим веком». Данная страна выбрала путь постепенного реформирования жизни общества с сохранением национального колорита.

Ряд других государств хотели получить результаты более быстрым способом, поэтому они просто перенимали модели реформирования более развитых стран, что приводило к разрыву с прежним исторически опытом. В Китае это проявился в «большом скачке» конца 1950-х годов, в других азиатских странах в так называемом «прыжке тигров» - «новых индустриальных стран» Юго-Восточной Азии в 1970 – 1980-е годы, экономическом подъёме в эти же годы в ряде нефтедобывающих арабских государств. Источники «скачка» в отдельных странах были различными – капиталовложения извне, прибыли от эксплуатации природных богатств, дешёвой рабочей силы и др. Различались и его методы (использование передовых технологий, организация производства, трудовая политика и т. д.).

Вопросы и задания:

1. Объясните, что лежало в основе «японского чуда» второй половины XX в.

В основе «японского чуда» второй половины ХХ в. лежало несколько факторов:

1. Способность Японии к модернизации, при этом быстрое, динамичное развитие осуществлялось на базе традиционных для данного общества отношений.

2. Широкое применение новейших технологий, расширение внешнеэкономических связей.

3. Традиционная культура труда японцев, воспитанных в течение столетий трудолюбия, дисциплинированности, стремления к общему успеху. На средних и мелких предприятиях в Японии отношения работников строятся как в большой семье - с подчинением младших старшим, заботой старших о младших.

4. последовательная политика поддержки среднего и высшего образования.

2. От чего зависело изменение социально-экономической политики в Китае во второй половине XX в.? *Какую роль при этом играли объективные и субъективные факторы?

Социально-экономической политики в Китае во второй половине XX в. зависело от того, кто находился во главе страны. После того как 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика был принят курс на построение социализма по советскому образцу. При этом учитывалось своеобразие Китая, предусматривалось сохранение мелкой частной собственности на средства производства, допускались элементы смешанной экономики и др. Но поднять огромную страну из разрухи и бедности было непросто. И тут сыграли историческую роль субъективные черты характера китайского лидера Мао Цзэдуна не хватало. Уже в 1955 г. началось «подхлёстывание» темпов коллективизации и индустриализации. После XX съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, Мао Цзэдун, стремясь сохранить свою власть в партии, свернул контакты с советским партийным и государственным руководством.

В мае 1958 г. был провозглашён курс «трёх красных знамён», включавший «новую генеральную линию», «большой скачок» и «народные коммуны». Лозунгом нового курса стало изречение: «Три года упорного труда – десять тысяч лет счастья!»

Следующая революционная кампания охватила политико-идеологическую сферу. В 1966 г. была провозглашена «великая пролетарская культурная революция». Во исполнение этой задачи проводились чистки руководящих партийных и государственных органов, изгонялись преподаватели из высших учебных заведений, представители интеллигенции направлялись «на перевоспитание» в деревню. Главной движущей силой «культурной революции» стала студенческая и рабочая молодёжь – оснащённые цитатниками Мао Цзэдуна хунвэйбины («красные охранники») и цзаофани («бунтари»). «Великий кормчий», как называли Мао Цзэдуна, говорил: «Нам нужны решительные люди, молодые, без особого образования, имеющие твёрдые позиции и политический опыт, чтобы взять дело в свои руки».

После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) власть перешла к его вдове и нескольким соратникам – так называемой «группе четырёх». Не желая что-либо менять в стране, они попытались сделать ставку на концепцию «бедного социализма», но вскоре были свергнуты. Перед новыми руководителями встал вопрос о том, каким курсом идти дальше.

С 1977 года во главе страны стал Дэн Сяопин, который использовал переворот для того, чтобы совершить поворот в развитии страны. Вместе с тем он сохранил убеждение, что экономическое развитие будет успешным, если его направляет сильная партия. Далее в основу социально-экономического развития КНР легли его взгляды.

С 1979 г. под лозунгом «социалистической модернизации» в Китае началось проведение экономических и социальных реформ. На селе «дворовый подряд» (крестьяне могли брать землю в аренду на 15 лет), разрешалось закупать технику, использовать наёмную рабочую силу. В промышленности расширялась самостоятельность предприятий в планировании, организации производства и сбыте продукции. Осуществлялся переход к многоукладной экономике. Наряду с государственной узаконивалась акционерная и частная собственность. Провозглашалась политика открытых дверей во внешнеэкономических связях: были разрешены иностранные капиталовложения в китайскую экономику, создавались свободные экономические зоны.

Реформы конца 1970 – 1980-х годов принесли и явно положительные результаты, и некоторые проблемы. Критериями для оценки является реальная результативность и влияние на дальнейшее развитие Китая.

В первой половине 1980-х годов отмечен значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства (в 1984 г., например, прирост производства составил 14,2%). Страна с миллиардным населением впервые за много десятилетий решила продовольственную проблему и даже стала экспортировать продукты питания. Улучшилось благосостояние людей. Вместе с тем после отмены централизованного государственного управления выросло число посреднических административных компаний, развилась коррупция в среде государственных чиновников.

Политико-идеологические основы общества в ходе реформ почти не подверглись изменениям. КПК следовала учению марксизма-ленинизма и идеям Мао Цзэдуна (правда, в уставе партии была сделана оговорка о недопустимости культа личности). В 1987 г. партийный съезд поставил задачу движения «по пути социализма с китайской спецификой».

Таким образом реформы 1970 – 1980-ых годов в КНР имели двоякий результат: с одной стороны были решены ряд экономических вопросов, с другой стороны выросло число посреднических административных компаний, развилась коррупция в среде государственных чиновников, кроме того никаких изменений не происходило в политической среде, где сохранялась монопартийность и засилие КПК.

4. В чём заключалось сходство, а в чём различие исторических судеб народов Вьетнама и Кореи во второй половине XX в.?

Схожесть исторических судеб Вьетнама и Кореи в том, что обе страны стали жертвами биполярного мира и были разделены на два враждующих лагеря с различной идеологией. В 1953 году в Северной Корее был утвержден социалистический строй, а в Южной Корее - капиталистический. Также в 1954 году был разделен и Вьетнам по 17 параллели – на социалистический Запад и капиталистический Юг.

Но различия между этими двумя странами есть – Вьетнам в результате Вьетнамской войны 1964 – 1973 года был объединен и провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам.

Корея же так и не смогла объединиться вплоть до настоящего времени. В Северной Корее утвердилась огосударствленная централизованная экономика. В Южной Корее развивается рыночное хозяйство на основе частной собственности на средства производства.

5. Дайте характеристику «новых индустриальных стран». Каковы были источники их экономического «скачка»?

«Новые индустриальные страны» - азиатские государства, которые активно начали развиваться в 1970-ые годы и буквально ворвались на мировые рынки с широким ассортиментом своей продукции – от компьютеров и морских судов до одежды и обуви. Это Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур. Западная пресса окрестила их «молодыми тиграми» или «драконами».

Их путь во многом напоминал то, что было сделано ранее в Японии. В основу экономической политики названных государств легли следующие источники: использование государственного регулирования экономики; поощрение внутреннего накопления капитала; внедрение новейших технологий путём изучения мировых новинок, приобретения лицензий, совершенствования организации производства; поэтапная индустриализация; всемерное стимулирование экспорта продукции.

В 1980-е годы подобным путём пошли ещё несколько государств этого региона – Индонезия, Филиппины, Малайзия, Таиланд.

6. Назовите основные преобразования, проведённые в Индии за годы независимости.

Основными мероприятиями правительства Дж.Неру были: реорганизация штатов страны по национально-этническому признаку; аграрная реформа, в результате которой ограничивалось крупное помещичье землевладение, часть земли передавалась малоземельным крестьянам создание государственного сектора в промышленности и введение планирования в экономике; начало индустриализации. Во внутренней политике упор был сделан на сочетание принципов демократии и централизма. Выражением внешнеполитического курса независимой Индии стало её участие в организации Движения неприсоединения. И. Ганди, продолжая курс отца, стремилась усилить экономические позиции государства, в 1969 г. была проведена национализация крупных банков. Р. Ганди основными задачами своей политики считал обеспечение национального единства и территориальной целостности страны, повышение жизненного уровня наименее обеспеченных слоев населения, модернизацию производства.

7. Благодаря чему сложилась политическая династия Неру – Ганди? Что было общим для входивших в неё деятелей?

Благодаря правильно выбранному курсу, который пользовался популярностью и поддержкой у населения. Общим у обоих лидеров было желание обеспечить национальное единство и территориальную целостность Индии, повысить жизненный уровень наименее обеспеченных слоев населения, модернизировать производство.

8. *Выскажите ваше суждение о том, в чём заключаются уроки афганских событий конца 1970-х – начала 1990-х годов.

Уроки афганских событий конца 1970-х – начала 1990-х годов говорят о том, что ни одно государство не должно вмешиваться в дела другого. То, что СССР поддержал курс руководителей Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), пришедшей к власти после Апрельского восстания 1978 г., на «установления диктатуры пролетариата» и (в после¬дующие пять лет) «перехода к социализму», было большой ошибкой.

Государство Афганистан не было готово к таким преобразованиям и построению социализм, а попытка насильственно удержать НДПА у власти с помощью ввода войск, обернулась трагедией для жителей СССР.

Реформами социалистического правительства было недовольно большинство населения страны, как и нахождением чужой армии на своей территории.

Оппозиционные силы начали открытую борьбу против власти. Стали создаваться вооружённые отряды моджахедов (борцов за веру). На территории Пакистана и Ирана было организовано более 100 лагерей и учебных центров, где с помощью западных инструкторов велась подготовка военных формирований. Начавшаяся гражданская война, в которой на стороне правительства приняли участие советские войска, привела к гибели сотен тысяч людей, разрушению городов и деревень. Оказавшись не в состоянии справиться с оппозицией, правительство предприняло ряд шагов для примирения. В 1987 г. новым президентом страны стал Наджибулла. В 1988 г. был заключён ряд соглашений о политическом урегулировании в Афганистане с участием Пакистана, СССР и США. В соответствии с ними все советские войска к 15 февраля 1989 г. были выведены из Афганистана (в том же году Верховный Совет СССР осудил принятое в 1979 г. решение о вводе войск в Афганистан).

Но гражданское противостояние в Афганистане продолжается по настоящее время, несмотря на многочисленные примирения. Усугубляется борьба внутри страны постоянным вмешательством войск других государств. Но война за влияние на правительство Афганистана продолжается по настоящее время.

Мне кажется, что опыт войн в Афганистане говорит о том, что нужно оставить данную страну в покое и перестать вмешиваться в ее дела, так как победить пока там никто не смог.

9. Какие социальные и политические силы решали судьбы народов Азии во второй половине XX в.? Покажите на примерах. *Чем вы объясните то обстоятельство, что смена лидера в странах Востока часто ведёт к полному изменению государственной политики?

В разных странах Азии события вершили различные политические силы. В одних странах, значительную роль играли патриотически настроенные армейские офицеры (например, в Египте в 1952 г., Ираке в 1958 г.). В других странах, революции вершились силами всего народа. Так случилось в Алжире, где борьба за независимость с 1954 г. переросла в народное восстание, охватила все слои населения, а организующей силой стал Фронт национального освобождения. Провозглашение в 1962 г. Алжирской Народной Демократической Республики означало победу революции.

Тот факт, что смена лидера в странах Востока часто вела к полному изменению государственной политики объясняется, как внутренними, так и внешними причинами. Внутри стран Востока многообразие интересов отдельных социальных групп - предпринимателей и интеллигенции, исламского духовенства, ремесленников и торговцев, рабочих и крестьян – делало политическое развитие этих стран очень противоречивым и переменчивым. С другой стороны на курс лидеров оказывали влияние внешние силы и стремление ведущих мировых держав укрепить свои позиции в этом стратегически важном регионе.

Так было в Египте, где пребывание у власти трёх лидеров – Г. А. Насера (1954-1970), А. Садата (1970 – 1981) и М. X. Мубарака (с 1981 г.) – сопровождалось значительными изменениями во внутренней и внешней политике. Другой пример переменчивости политического развития даёт послевоенная история Ирака.

10. Объясните, почему возник и почему так долго длится ближневосточный кризис?

Ближневосточный кризис возник после того, как 29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о разделе Палестины, освобождающейся от английского управления, и образовании на её территории двух независимых государств – еврейского и арабского. 14 мая 1948 г. было провозглашено еврейское государство Израиль. Арабы Палестины при поддержке ряда арабских стран тут же объявили войну новому государству. Арабо-израильская война 1948 – 1949 гг. закончилась поражением арабских сил. В дальнейшем столкновения между Палестиной и Израилем продолжались, а окончательно вопрос не решен и по сей день, несмотря на многочисленные договоренности. Переговорный процесс постоянно подвергается угрозе срыва из-за террористических акций исламских боевиков и противодействия переговорам со стороны части израильского общества.

11. *Как вы думаете, почему в политической истории многих стран Азии и Африки во второй половине XX в. значительную роль играют военные? Чьи интересы они представляют?

Потому что большая часть населения стран Азии и Африки была неграмотным или малограмотным. Военные начальники же имели образованием, часто проходили подготовку либо в США, либо в СССР. Кроме того у военных было вооружение, которое они могли использовать для достижения своих целей. В борьбе за власть в странах Азии и Африки побеждали те, на чьей стороне стояла армия. Сами военные утверждали, что представляют интересы своего народа, но фактически их поддерживали западные страны и США либо СССР. Ярким примером вышеназванного являются перевороты в Египте и Ливии.

12. Объясните, что такое «исламский фундаментализм». К чему стремятся и какими методами действуют его приверженцы?

Исламские фундаменталисты – сторонники возвращения к «исконным нормам ислама», их идеология в различных интерпретациях основана на обращении к религиозному, социальному и политическому опыту раннего ислама времен пророка Мухаммада, Исламские фундаменталисты выступают за строгое следование Корану и исламским законам (шариату). Их методы достижения цели радикальны, часто используются террористические методы (теракты и др.).

13. В чём вы видите значение событий, происшедших в конце 1980-х – 1990-е годы в ЮАР? Какие трудности предстоит преодолеть народам этой страны на избранном пути?

До 1961 г. это ЮАР являлась британским доминионом и называлось Южно-Африканский Союз, это было многорасовое государство. ЮАР, обладающая богатейшими природными ресурсами – месторождениями золота, алмазов, каменного угля и редких металлов, - в послевоенный период стала индустриально развитым государством. Но политика апартеида, нещадного угнетения и эксплуатации чёрного и цветного населения вызывала осуждение со стороны международного сообщества и введение экономических санкций против ЮАР. В самой стране возникло мощное освободительное движение чернокожего населения, в котором выделились несколько организаций. Наиболее влиятельными из них являлись Африканский национальный конгресс (основан в начале XX в.) и организация Инката (в неё входили представители народности зулусов). В 1983 г. был создан Объединённый демократический фронт всех сил, выступавших против режима апартеида.

Большую роль в ослаблении, а затем отмене системы апартеида, демократизации политической жизни сыграл Ф. де Клерк, возглавивший в 1989 г. Националистическую партию и. ставший президентом страны. По его инициативе были сняты расовые ограничения, начаты переговоры с лидерами движения чёрного населения. Достижение договорённостей было непростой задачей не только из-за разногласий между правительством и АНК, но и из-за столкновений между сторонниками АНК и Инката. Речь шла о преодолении как расовой, так и межплеменной розни. В 1994 г. в ЮАР состоялись первые в её истории свободные президентские выборы. На них победил лидер АНК Н. Мандела.

Таким образом, события, происшедшие в конце 1980-х – 1990-е годы в ЮАР свидетельствуют об утверждении в данной стране общечеловеческих ценностей и о постепенном решении проблемы расовой дискриминации. Но признать права меньшинств на законодательном уровне – это еще не полное решение вопроса, идея о равенстве всех народов и признание равенства прав всех племен должна закрепится в головах граждан ЮАР.

14.*Можете ли вы назвать определяющие черты лидеров стран Азии и Африки в XX в.? Видите ли вы в них отличия от европейских лидеров?

Определяющей чертой лидеров Азии и Африки, во-первых, можно назвать стремление к авторитарному стилю правления и единоличной власти, во-вторых, чрезмерную жестокость. На пути к достижению своей цели они жестоко убивали соперников, а также мирное население, подавляли любую оппозицию. Ярким примером может быть Китай, когда Мао Цзэдун в процессе построения социализма и «культурно революции» уничтожил десятки тысяч китайцев. Или в рамках реализации Исламской революции в Иране также было уничтожено большое количество критиков и несогласных.

Таким образом, в отличие от Европы людей в Африке и Азии не жалели и умирало их слишком много. Европа была белее гуманна по отношению к населению.

Завершающим этапом деколонизации после Второй мировой войны стало освобождение от колониальной зависимости народов Африки. Свыше четырех десятков независимых государств были созданы на развалинах колониальных империи Великобритании, Франции, Португалии.

Большинство из освободившихся стран, обретя независимость, не имели собственного политического опыта. Новые африканские государства стали самоопределяться на базе племенных связей, при этом часто обращение к традиции не сплачивало,а скорее разъединяло жителей новых государствпо племенному, клановому или земляческому признаку.

Нередко и сами границы новых государств определялись исключительно географией колониальных захватов. Европейские державы определили такие границы своим африканским колониям, что представители многих этнических групп, не имеющих ничего общего друг с другом, фактически оказались перемешаны между собой или, напротив, были разделены.

Традиционные формы африканской жизни были абсолютно не приспособленными для создания устойчивой политической структуры.Добившись независимости, правящие образованные верхи нередко обращались к опыту метрополии.

В первые годы после провозглашения независимости государств на Африканском континенте надежды на то, что это придаст импульс экономическому росту и развитию, не оправдались. Вместо процветания экономика большинства стан фактически стала деградировать.

Пытаясь переломить неблагоприятную тенденцию, Всемирный банк выдвинулидею «планированного развития», опирающуюся на государственный сектор. Были предприняты шаги по внедрению доктрины «основных потребностей». Международный валютный фонд предложил идею о необходимости политики реформ, направленных на либерализацию хозяйственной деятельности, отказа от государственного вмешательства в экономику и стабилизации финансовой системы.

Учитывая, что ранее внешняя помощь, выделяемая африканским странам на реализацию конкретных хозяйственных задач, обычно оказывалась неэффективной, МВФ, желая предотвратить разбазаривание средств, фактически установил контроль над действиями правительств стран-должников.

В начале 80-х гг. страны континента постигла засуха, что привело ксокращению выручки от экспорта с\х продукции.Большинство африканских стран отличал низкий годовой доход на душу населения, прирост ВНП. Основными причинами кризиса стали:

– незавершенность процесса образования класса крестьянства;

– отсутствие структур гражданского общества, ярко выраженное авторитарное начало;

– региональные конфликты (Сомали, Руанда, Ангола, ЮАР, Мозамбик, Персидский залив и др.);

– экспортно-сырьевая специализация, зависимость от конъюнктуры мирового рынка;

– большая внешняя задолженность;

– демографическая проблема;

– неравномерность развития. На севере Африки располагаются относительно высокоразвитые страны – Алжир, Тунис, Ливия. В Тропической Африке есть менее развитые – Чад;

– большинство Африканских стран не производят хлеба, почти все продовольствие ввозится.

В Алжире и Ливии наблюдалась большая доля государственного сектора , так как это нефтедобывающие страны и нефтедобыча была национализирована. Но эта тенденция оказывалась не всегда эффективной, наблюдался отход от приоритетов государственного регулирования экономикой. Заметного прогресса в экономическом развитии добились те африканские государства, где основу экономики составляли местный частный и смешанные секторы – Тунис, Марокко, Кения, Нигерия.

Требования МВФ сократить финансирование социальной сферы с самого начала таили в себе опасность провоцирования нестабильности.

Недостаточное знание социально-экономических условий и самобытной жизни основной группы африканского населения – крестьянства, привело к тому, что рекомендации МВФ и Всемирного банка, направленные на модернизацию сельского хозяйства, также были обречены на провал.

Либерализация внутреннего рынка также не была проведена должным образом, так как власти опасались недовольства отсталых районов, получающих дотации. Но наибольшее сопротивление в африканских странах вызвали рекомендации о девальвации местных валют. Это приводило к резкому повышению стоимости импорта, задевало интересы элиты, средних классов.

В 90-е гг. на Африканском континенте обозначились позитивные сдвиги в области экономики. Вырос ВВП, впервые был зарегистрирован экономический рост даже в наиболее отсталых африканских странах.

В целом, темпы экономического роста африканских стан находились под воздействием сдерживающих факторов , среди которых:

Негативное влияние расточительного государственного сектора;

Неразвитая экономической инфраструктуры;

Продолжающаяся внутренняя политическая нестабильность;

Межгосударственные конфликты;

Сокращение притока финансовых ресурсов извне;

Ухудшение условий торговли;

Затруднение доступа к международным рынкам.

Основными причинами, негативно влияющими на приток иностранного производственного капитала в Африку, стали:

Политическая нестабильность;

Низкие темпы роста ВВП в большинстве стран континента;

Ограниченность внутреннего рынка;

Неразвитость инфраструктуры;

Высокий уровень государственного долга;

Медленное осуществление рыночных реформ.

Главными кредиторами африканских государств стали МВФ и Всемирный банк.

Не довольствуясь западными рецептами, африканские страны все более пристально обращали свои взоры на новые индустриальные страны Азии : Сингапур, Малайзию, Индонезию, Южной Кореи, Таиланд и др. Африканских лидеров устраивали также существующие в азиатских странах авторитарно-командные формы правления.

1996 г. - созданиеСоюза за индустриализацию Африки. Цель Союза – содействие промышленному развитию африканских государств, повышению конкурентоспособности их промышленной продукции на международном рынке, привлечение международного сообщества к участию в индустриализации Африки и оказанию ей помощи.

В отличие от предшествующих трех десятилетий,конец XX в. ознаменовался относительным улучшением политической ситуации в ряде стран Африканского континента. Смена режима в ЮАР благоприятно сказалась на политической ситуации Юга Африки. Мозамбик, Намибия перестали быть ареной непримиримой политической борьбы.

Но общая ситуация на Африканском континенте была далека от стабильной в политическом плане. Многие страны по-прежнему продолжали пребывать в состоянии внутренних конфликтов и междоусобиц (Ангола, Конго, Руанда, Уганда, Заир, Судан, Кот-д"Ивуар, Нигерия и др.). Особую опасность для мирового судоходства в первое десятилетие XX в. представляли пираты Сомали , захватывающие проходящие суда. И если международному терроризму мир как-то научился противостоять, то в отношении деятельности пиратских групп находящегося в бедственном положении Сомали трудно было выработать эффективные меры.

После. Второй мировой войны в колониях на территории. Азии и. Африки сложились условия для получения государственной независимости многими народами. Этому способствовало много факторов, в том числе капитуляция. Японии ослабление позиций. Великобритании,. Франции,. Нидерландов и изменения в их колониальной политике. Сыграли свою роль в регионах укрепление национальной буржуазии и появление других социальных слоев и гр уп людей, способных к самостоятельному управлению своими странами, а также возникновение здесь патриотических партий и организаций, под лозунгами национального единства провозгласили курс на достижение независимости. Большое влияние на освобождение колониальных стран оказала"холодная война"между. СССР и. США, которая давала возможность маневрировать между великими державами и способствовала упадку колониализм колоніалізму.

Колониализм - явление неоднозначное: с одной стороны, он разрушал традиционную структуру жизни. Востока, навязывал на местах необычный европейский стандарт экономических и общественных отношений, что приводило к в энергичного сопротивления колонизаторам, а с другой - колониальный капитал подталкивал социально-экономическое развитие этих стран, втягивал в рыночные отношения европейского типа. Однако в XX в колониализм в основном уже исчерпал себя исторически и в условиях, когда во время борьбы с гитлеровским нацизмом человечество охватила идея национальной свободы и независимости, стал анахронизмом и был обречений.

Исторически закономерный процесс деколонизации можно разделить на следующие этапы:

o 1945 г - середина 50-х годов - освобождение народов. Азии;

o середина 50-х - середина 60-х годов - освобождение народов. Северной и. Тропической. Африки;

o начало 70-х годов - 1990 г - окончательный упадок колониализма, освобождение. Южной. Африки

Великобритания решила свои колониальные проблемы преимущественно мирным путем: в 1947-1950 гг стали независимыми ее крупнейшие колонии -. Индия,. Пакистан,. Бирма,. Цейлон. Франция и. Нидерланды пытались ост пиниты процесс деколонизации с помощью войны: в 1946-1954 гг продолжалась война. Франции в. Индокитае, в 1954-1962 гг - в. Алжире; в 1945-1950 гг - война. Нидерландов в. Индонезинезії.

Мировая общественность и. ООН поддержали процесс деколонизации 14 декабря 1960 г. ООН приняла декларацию"О предоставлении независимости колониальным странам и народам", которая этот процесс поставила под международный й контроль и ускорила. В 1960 г. 17 стран. Африки получили независимость. Последней колонией в мире была. Намибия, которая стала независимой от. ЮАР в 1990ід. ПАР у 1990 р.

Освободившись от колониальной зависимости и получив политическую самостоятельность, молодые государства не стали экономически независимыми. Страны. Азии и. Африки остались аграрно-сырьевыми придатками бывших мет трополий, зависели от поставок машин, оборудования, притока внешних инвестиций. Отсталость, войны, эпидемии, голод, финансовая задолженность, этнические и территориальные проблемы были для них привычными явлениями. Перед новообразованными странами появились такие общие сложные проблемы определения путей дальнейшего развитияку:

o выработка собственной внутренней и внешней политики;

o установления характера власти и формы общественно-политического устройства;

o экономическая ориентация

О государственно-политического устройства молодых государств. Азии и. Африки, то после обретения независимости в них начали создаваться политические институты преимущественно по западным образцам: были приняты конституции, избирались парламенты как представительные законодательные органы власти, основывались посты президентов или законодательно оформлялась монархическая власть, образовывались политические партии и т.д.. Однако все эти ин туты результате цивилизационных ной специфики афро-азиатских обществ приобретали особое внутреннего"окраску"Как правило, в этих странах утверждалась однопартийная система власти во главе с признанным м лидером, всенародным вождем, так называемая патерналистская (от лат слова"патер"- отец), которая формировалась по этническим, племенным и подобными принципами. Важную роль в обществе играла армия, которая часто вмешивалась в государственные дела. Социально-политическая нестабильность стран региона проявлялась во второй половине XX в в революциях, государственных переворотах, военных мятежах, гражданских е йнах, межгосударственных конфликтах тощждержавних конфліктах тощо.

Сложными были проблемы и в развитии экономики. Большинство стран. Азии и. Африки выбрала капиталистический путь развития - рыночные отношения, частную собственность, ограничение вмешательства государства в экономику. В о основном это страны с богатыми природными ресурсами, сравнительно высоким уровнем развития промышленноститі.

Слаборазвитые страны в условиях экспансии. СССР на. Восток выбирали социалистический путь развития - отказ от приватноринко-вых отношений, предпочтение государственного сектора в экономике. Благодаря пропаганде. Коминтерн ном (позже -. Коминформ) марксистских положений, решающей победе. СССР над фашизмом, непосредственной поддержке советских войск на путь социализма в. Азии стали. Китай,. Северная. Корея,. Вьетнам,. Ла ос,. Камбоджа. Позже прокоммунистические режимы были установлены в. Африке (Мали,. Эфиопия,. Сомали,. Танзания,. Мозамбик,. Гана,. Конго,. Гвинея,. Ангола и др.),. Латинской. Америке (Куба). СССР поддерживал любые и режимы, которые заявляли о своей преданности идеям социализма (Никарагуа,. Афганистан). Правда, эти режимы советского образца, как правило, были неустойчивымйкими.

В последней четверти XX в страны. Азии и. Африки, следуя положительный пример стран. Латинской. Америки, пересмотрели стратегию своего развития: политику противодействия мировой экономике они изменили на полеты ику приспособления ее к своим потребностям. Они начали форсированно развивать экспортный потенциал и способствовать ввозу иностранного капитала, что привело к ускоренной модернизации большинстве стран региона им в далось создать отечественную промышленность, внедрить новые технологии, атак называемая"зеленая революция"при поддержке. США и других стран. Запада сняла угрозу массового голода. Продолжается процесс постепенного форму ния демократических институтов в странах. Азии и. АфрикАзії та. Африки.

Бывшие колониальные страны активно борются за новый мировой экономический порядок, при котором учитывались бы и их интересы. Они пытаются противостоять экономической зависимости от развитых стран. Прибежище алося это немногим. Так, новыми индустриально развитыми странами стали"азиатские тигры":. Южная. Корея,. Тайвань,. Гонконг,. Сингапур, ориентиром для которых была. Япония. С 60-х годов они самые высокие среднегодовые темпы экономического развития в мире: на конец 90-х годов темпы экономического роста этих стран досятлы 8,8% в год (в. Европе в среднем 3,7%), увеличивался их валютный запас (Тай колебаний занимает 1-е - 2-е место в мире по валютным резервам - 82,5 млрд долл.). Этим странам присущ синтез традиционных"восточных"отношений и приватноринкових основ. Так, если. Гонконг и. Сингапур процветут ають благодаря замечательному геополитическому положению (перекресток важных морских путей), то. Юго. Корея и. Тайвань - за счет целенаправленной политики правительства и упорного труда населениюаполегливої праці населення.

Чрезвычайно острыми проблемами для международного сотрудничества остаются неурегулированные международные и внутригосударственные конфликты, международный терроризм , пиратство. Более 60 лет длится не урегулирование ьований арабо-израильский конфликт, история которого наполнена многочисленными кризисами, войнами и вооруженными столкновениями. На. Кавказе до сложных и затяжных конфликтов принадлежит. Нагорно-Карабахский между. Арменией и. Азербайджаном, в результате которого последний потерял на только. Карабах, но и 16% собственной территории и вынужден содержать около 600 тыс. беженцев. Косвенное вмешательство со стороны. России и. Турции определенной мы отделения затрудняет возможности его решения. Непосредственное вмешательство. России в конфликты между. Грузией и. Абхазией,. Грузией и. Южной. Осетией чрезвычайно обострило международную обстановку в регионе. Особенно ярко это продемонстрировала российско-грузинская война в августе 20082008 р.

В декабре 2003 американские войска взяли. С. Хусейна. После судебного процесса бывшего иракского диктатора 30 декабря 2006 г были казнены, однако ситуация в. Ираке остается напряженной. Несмотря н на пребывание почти 150-тысячного контингента американских войск, в стране продолжается война"всех против всех"Основными противоборствующими сторонами остаются американские оккупационные войска, бывшие прибич ники. С. Хусейна и партии. БААС, шиитское население. Ирака и различные террористические группы. Регулярные террористические акты подрывают стабильность правительства и возможности для реализации проектов социально-эко номической развития странго розвитку країни.

Проблема терроризма остается одной из ключевых в мирном урегулировании в. Афганистане. После первых в истории страны президентских выборов в октябре 2004 г представитель народа пушту. Г. Карзай был провоз. Ошен президентом страны. Однако насилие со стороны групп террористов и вооруженные конфликты на региональной и этнической основе остаются нерешенной проблемой. Шаткий этнический баланс между основными национал ьнимы группами значительной мере поддерживается. Международными силами по поддержанию мира (около 8500 человек), действующих в рамках. НАТО с 2002 г до 3 млн афганских беженцев вернулись домой время развитие. Афганистана по мирному сценарию осложняется слабой экономической основой. В последние годы наблюдается увеличение производства опиумного мака"также является социальных и политических проблемчною проблемою.

Серьезным ударом по стабильности международных отношений в. Азии являются попытки нескольких стран ставят разные задачи, завладеть ядерным статусом. Если в случае с. Индией и. Пакистаном, которые в 1998 г почти в одновременно провели ядерные испытания, ведущим мировым странам не удалось адекватно помешать процессу нуклеаризации, то по иранской и северокорейской ядерных программ большинство проводников х государств пытаются не допустить попадания такого вида оружия в руки политически"непередба-бдений"режимов сих пор продолжается спор между. Тегераном с одной стороны и. ООН,. МАГАТЭ,. ЕС и. США с другой ежедн в проблемы обогащения урана и других действий. Ирана в области ядерной энергетикої енергетики.

Независимые африканские страны формировались в сложных международных и внутренних условий. Бывшие колонии европейских государств обрели независимость разными путями, однако совместное колониальное прошлое давалось знать. Искусственные границы, отсутствие в большинстве стран национальной основы, трайбализм, помноженные на вмешательство сверхдержав во время"холодной войны", привели к длительным гражданских войн и межгосударственных конфликтов. Логическим следствием такой ситуации стала значительной степени маргинал-зация. Африки в международных экономических и политических отношениях, проблемы нищеты, распространение болезней, инфекций и др.. Для большинства африканских стран все еще актуален вопрос политической стабильности, перехода жизни на мирные рельсы, что в значительной степени тормозит плана развитияплани розвитку.

В 2002 г в. Анголе завершилась одна из самых затяжных гражданских войн, продолжавшейся с момента обретения независимости страны в 1975 г. и унесла жизни около 1,5 млн человек

Если в. Анголе линия конфликта в целом пролегала между враждующими политическими группировками, то в 1993 г??в. Бурунди начался настоящий геноцид. Доминирующее в государственной власти племя тутси начало кровавую р резню другого племени - хуту. Война продолжалась почти 10 лет, в результате которой погибло 200 тысяч граждан страны, преимущественно хутуту.

Одной из характерных для. Африки проблема. Дарфура, восточной провинции. Судана, в которой при поддержке правительства (где доминируют арабы-мусульмане) неарабских и неисламских население подвергается кровавом истреблены нню. Лишь вмешательство мирового сообщества -. ООН и. Африканского союза - несколько облегчило эту гуманитарную катастрофу.

Попытки объединения страны вокруг авторитарной личности были осуществлены при правлении в. Заире (теперь Демократическая. Республика. Конго) диктатора. Мобуту. Но после его изгнания в 1997 г межнациональные суп перечности не дают возможности этой богатой промышленное сырье государстве. Африки превратиться в стабильную развивающуюсяся.

Экономической основой африканских государств остается экспорт сырья, как промышленной, так и сельскохозяйственной. Цены на нее не могут в современных условиях обеспечить устойчивого фундамента для экономически ого развития, поскольку стоимость сырья не способна адекватно компенсировать потребности в импорте продуктов питания и продукции машиностроенияя.

Африка представляет естественный интерес для ведущих политических сил, действующих на мировой арене. Она располагает огромной территорией, более чем миллиардным населением и природными богатствами, которые, по разным оценкам, составляют 30-40% всех минеральных запасов планеты. При этом уровень развития самого континента, по крайней мере, в последние пятьсот лет, значительно ниже уровня развития окружающих его европейских и азиатских стран. Экспансия европейских держав в Африку началась еще в конце Средневековья, и к началу XX века она была фактически поделена между крупнейшими колониальными державами – Англией, Францией, Бельгией, Испанией и Италией. Поэтому, если говорить об интересах “внешнего мира” на африканском континенте, то следует выделить несколько стадий, со сменой которых эти интересы радикально менялись.

Первая стадия – колониальная – закончилась после Второй мировой войны. К 1960 г. большинство африканских стран получили независимость. После деколонизации на африканской сцене оказались два новых крупных игрока – США и СССР. Борьба между ними на протяжении тридцати лет привела к дифференциации африканских государств: в одних Соединенные Штаты постепенно вытеснили старые колониальные державы, в других начала доминировать социалистическая идеология. В 1991 г. после распада СССР в Африке остался, по существу, один главный игрок – США, хотя Франция и Англия периодически вмешивались в развитие африканских стран. Официально бывшие колониальные державы, как и США, стремились помочь развитию крупнейших государств Африки, но при этом не забывали и о своих собственных интересах по извлечению прибыли.

В 1990-е годы оформился Европейский союз, у которого появились собственные интересы в Африке, частично не зависящие от интересов входящих в это объединение государств.

В середине 2000-х годов началась новая фаза: к борьбе за влияние в Африке подключился еще один участник – Китай. Используя преимущественно методы “мягкой силы”, он начал вытеснять с континента как страны ЕС, так и США. Борьба между ЕС, США и Китаем велась без явного применения оружия, но фактически провоцировала многочисленные конфликты между африканскими странами, серьезно ухудшая положение на континенте. Африка до сих пор лидирует по количеству беднейших стран. Здесь систематически случаются неурожаи, массовый голод, велик процент больных СПИДом и другими тяжелыми болезнями.

Вместе с тем в последние десятилетия в странах Африки наблюдается некоторый экономический подъем. Темпы роста для большинства государств составляют 5-6% ВВП в год, что достигается в основном за счет притока инвестиций. В результате положение населения постепенно улучшается. “Богатые” страны Африки экспортируют нефть (Нигерия, Ангола), золото, алмазы (ЮАР). Значительные запасы нефти обнаружены в Северном и Южном Судане, в Эфиопии и других странах.

На сегодня основными субъектами, имеющими в Африке серьезные интересы, являются ЕС, США и Китай.
Как уже отмечалось, интересы ЕС и отдельных европейских стран – это не одно и то же. Европейские страны решают в Африке в основном свои национальные проблемы, связанные с интересами национального бизнеса и, в ряде случаев, с интересами национальной безопасности.

Интересы руководства ЕС гораздо более широкие. Одной из главных задач является снижение миграционного давления из Африки. Ежегодно десятки тысяч людей пытаются перебраться с африканского континента в Европу, часто рискуя при этом своей жизнью. Основной поток идет из Марокко в Испанию, из Западной Африки – на испанские Канарские острова, из Туниса и Ливии – на юг Италии.

Очевидно, что ключевое решение вопроса об уменьшении миграции из Африки в Европу лежит не в области мер, применяемых против мигрантов. Оно состоит в существенном повышении уровня жизни и в обеспечении стабильного роста африканских экономик. Эти цели были заявлены в 2000 г. на встрече в Луме и регулярно повторялись на последующих встречах – в Лиссабоне (2007 г.) и Триполи (2010 г.). Кроме этого, ЕС настаивает на мерах, препятствующих изменению климата. Обеспечение стабильного развития африканских государств требует значительных инвестиций как в инфраструктуру, так и в промышленность, сельское хозяйство, образование. И это не чистая благотворительность. Основная цель проводимой ЕС политики – через стабилизацию экономической ситуации в Африке уменьшить миграционное давление на Европу.

Однако интересы Европейского союза не ограничиваются проблемами развития государств Африки. Большое значение имеет быстроразвивающийся африканский рынок, который в условиях кризиса в некоторых европейских странах может способствовать улучшению экономической ситуации в Европе. С этой целью страны ЕС ведут переговоры о снижении тарифов и стремятся расширить влияние ТНК на континенте, обеспечивая им доступ к вновь открываемым источникам сырья (нефть, алмазы, медная руда и др.).

Следует отметить, что во многих случаях Европа не рассматривает страны Африки в качестве равноправных партнеров. Она часто использует “силу рынка”, т.е. существование развитых торговых сетей, которые позволяют резко снижать трансакционные издержки. Например, в Европе торговые сети рынка цветов сосредоточены в Нидерландах. Основной поток цветочной продукции идет в остальные страны из Амстердама. При этом различие в ценах огромно: к примеру, в Кении они в десятки раз ниже, чем в Амстердаме, но кенийские цветы продаются через голландские фирмы, в результате чего большая часть прибыли оседает в Нидерландах.
С одной стороны, европейцы продолжают эксплуатировать африканские страны, используя “силу рынка”. С другой стороны, торговое партнерство обусловливает необходимость инвестирования в бизнес в этих странах, что, в конечном счете, ведет к экономическому росту в Африке.

Интересы Соединенных Штатов в Африке существенно отличаются от интересов ЕС. Американцы не заинтересованы в такой мере, как европейцы, в снижении уровня миграции и, как следствие, не так сильно озабочены обеспечением стабильного экономического роста африканских государств. Значительно большее значение для них имеют проблемы безопасности и, прежде всего, проблема борьбы с международным терроризмом. Распространение ваххабитского ислама в странах Северной Африки и в районе Сахары представляет серьезную угрозу для американских интересов. США оказывают ощутимую военную помощь Египту, противодействуют проникновению радикального ислама в Африку через Африканский Рог. Для них большое значение имеет также стратегическое положение Африки. С 2008 г. действует Африканское командование США (АФРИКОМ) с центром в Штутгарте (ФРГ). В зону ответственности АФРИКОМ входят все африканские страны, за исключением Египта. Деятельность этого подразделения вооруженных сил США в основном сводится к созданию небольших авиабаз (Энтеббе в Уганде, Уагадугу в Буркина-Фасо). В районе Нигера, в Эфиопии, на Сейшельских островах базируются американские беспилотные летательные аппараты (БПЛА).

Базы в Эфиопии и на Сейшелах используются американцами, главным образом, для нанесения ударов по антиправительственным силам в Сомали. Помимо авиабаз действует военная база в Джибути, где сосредоточено около 3 тыс. солдат. В результате американцы имеют возможность отслеживать конфликты практически на всем африканском континенте и, в случае необходимости, вмешиваться в них.

Еще один существенный компонент американских интересов в Африке – добыча нефти. США получают около 8% импортируемой ими нефти из Нигерии, стремятся поставить под свой контроль перспективные нефтяные месторождения в Судане и Эфиопии. К 2015 г. примерно 25% импортируемой в США нефти будет иметь африканское происхождение. Основные страны, с которыми связаны жизненные интересы Соединенных Штатов, – Египет (как участник ближневосточного конфликта), Нигерия, Ангола и ЮАР (как страны, обладающие исключительными запасами природных ресурсов).

США также заинтересованы в установлении и поддержании формальной демократии в странах региона. Именно этим мотивом оправдывалось участие американцев в гуманитарной интервенции в Ливии, приведшей к падению режима М. Каддафи. В ходе своего визита в Африку в 2009 г. госсекретарь Х. Клинтон стремилась подчеркнуть как раз эту сторону американских интересов. Но здесь США постоянно сталкиваются со значительными трудностями. Большинство африканских режимов, даже соблюдая формальные правила демократии, т.е. более или менее регулярно проводя выборы, на деле остаются крайне коррумпированными, раздираются племенными противоречиями и весьма далеки от реального представительства интересов граждан. Недавно прошедшие выборы в Египте, Кении и ряде других стран показали, что население часто расколото по религиозным или племенным признакам, результатом чего является неприятие любого исхода выборов. В этих условиях американская дипломатия оказывается в ловушке: либо признать невыгодный для США выбор населения, либо настаивать на том, что этот выбор “несвободен” (пример – Египет).

Политика КНР в Африке радикально отличается от американской. Интерес Китая особенно усилился в 2006 г. после саммита руководителей КНР и африканских государств. В 2011 г. торговый оборот Китая с африканскими странами достиг 166 млрд долл., а импорт товаров из Африки в Китай увеличился за пять лет с 5,6 до 93 млрд долл. В 2005-2006 гг. Китай снял тарифные ограничения с более чем 400 товаров из африканских стран.

Основой китайской политики в Африке является игнорирование различий в политических режимах, а ее официальной целью – “помощь развитию”. Благодаря “идеологически нейтральной” позиции Китай успешно проникает в Африку, особенно в страны с плохой демократической историей (примеры – Зимбабве, Южный Судан). Китайцы успешно строят дороги, школы, другие объекты инфраструктуры, но основная цель китайского проникновения заключается в получении доступа к природным богатствам континента. При этом Китай практически не обращает внимания на экологические проблемы, возникающие вследствие разработки природных ископаемых, что уже привело к ряду конфликтов. Так, в нефтедобывающих странах Африки – Нигере, Чаде, Габоне – ведется борьба за пересмотр заключенных с Китаем контрактов. Правительство Габона аннулировало выданное китайцам разрешение на эксплуатацию весьма перспективного месторождения и передало права на его использование национальной компании. Министерство нефтяной промышленности Чада заставило китайцев частично прекратить работу на нефтяных месторождениях из-за загрязнения окружающей среды. Однако не исключено, что подобное поведение по отношению к китайским компаниям может быть вызвано противодействием со стороны западных конкурентов.

В целом Китай реализует достаточно продуманную стратегию по освоению Африки, вкладывая десятки миллиардов долларов как в освоение природных богатств, так и в улучшение условий жизни населения. На сегодня общий объем китайских инвестиций в Африку, по данным ЮНКТАД, составляет 50 млрд долл.

Планы правительства КНР представляются весьма масштабными. Только официальная помощь развитию составляет 1,2 млрд долл., в то время как Всемирный банк предоставил Африке 4,1 млрд долл. В настоящее время Китай использует почти исключительно “мягкую силу” для проникновения в африканские страны. Эта политика включает в себя направление медицинских работников, предоставление стипендий африканским студентам, строительство инфраструктуры и т.п. Однако вопрос о том, как изменится политика китайского проникновения в Африку после ее “первичного освоения”, остается открытым. Использование для работы в Африке исключительно китайской рабочей силы вызывает определенное недоверие к оказываемой КНР помощи со стороны африканских правительств. Естественным желанием китайского правительства является вытеснение западных компаний с африканского континента.

В связи с этим возникает вопрос: какую политику должно проводить в отношении китайского проникновения в Африку правительство России? После двадцати лет пренебрежения африканской политикой наша страна начинает проявлять интерес к континенту в связи с проникновением туда российского капитала. В зону возможного российского влияния в Африке, которая примерно совпадает с зоной возможного влияния Китая, попадают, в первую очередь, страны, находящиеся в той или иной степени конфронтации с Западом.

Представляется, что России следует, не вступая в прямое противостояние с дружественным ей Китаем, консолидировать, по возможности, ту часть африканской элиты, которая испытывает симпатии к нашей стране. При этом целесообразно использовать такие методы “мягкой силы”, как распространение русского языка, организация неправительственных объединений бывших студентов, людей, обучавшихся в СССР, и пр. Дальнейшее невнимание России к Африке может привести к ситуации, когда место окажется занятым, особенно учитывая темпы китайского проникновения на континент.

Устремление китайцев в Африку пока не встречает силового противодействия со стороны Запада. Однако не исключено, что по мере интенсификации сотрудничества Китая с африканскими странами оно может натолкнуться на такое противодействие в самых разных формах (антикитайские массовые движения, нападения на объекты китайской собственности, организация переворотов в тех африканских странах, которые особенно сильно подвержены китайскому влиянию и пр.). Не случайно США создают в Африке базы в основном наблюдательного характера с использованием БПЛА. Это дает возможность, в частности, собирать информацию о степени китайского проникновения на континент. В будущем подобная деятельность американцев будет, несомненно, усиливаться, равно как и вмешательство ЕС, что чревато превращением Африки в потенциальный источник новых международных конфликтов.

К середине XXI века некоторые африканские государства (прежде всего, ЮАР) смогут превратиться в настоящих промышленных гигантов. При этом перед ними неизбежно встанет вопрос: на кого ориентироваться в мировой политике?

Колонизаторская роль многих стран ЕС на континенте не забыта. США скомпрометировали себя после Второй мировой войны участием в событиях в Демократической Республике Конго, в Ливии, в Сомали, а также неприкрытым стремлением поставить под финансовый контроль значительную часть Африки. Китай ведет себя довольно осторожно, однако излишняя напористость и пренебрежение экологическими нормами могут негативно сказаться на развитии его отношений с африканскими странами.

Если после преодоления последствий мирового экономического кризиса российская дипломатия проявит характерные для нее тонкость и гибкость, то для проникновения нашей страны в Африку откроются определенные перспективы.