Загадки о природе. Шуточные вопросы для детей

У батюшки жеребец -

Всему миру не сдержать (= ветер);

У матушки коробья -

Всему миру не поднять (= земля);

У сестрицы ширинка -

Всему миру не скатать (= дорога) 1897 .

«Стукотит, гуркотит, як сто коней бежит» = гром; то же означают и следующие загадки: «сивой жеребец на все царство ржет», «сивый жеребец по полю ржет, а везде слышно»; следоват., грохот громовой тучи уподобляется ржанию и топоту бегущих коней. Особенно интересен вариант: «кобыла заржет на турецкой горе, жеребец откликнется на сионской горе» = молния и гром 1898 . Громовый конь ржет на горах, т. е. в тучах, потому что гора есть древнейшая метафора облака. Подобная же загадка есть у литовцев: «вдалеке ржет конь, а вблизи узда звенит» = удар грома 1899 . Этим чудесным коням принадлежит весьма видная роль в народных эпических сказаниях. Как олицетворения порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифическими птицами; с другими же дополнительными эпитетами: огненный, огнедышащий, с ясным солнцем или меся(312)цем в лбу, с частыми звездами по бокам 1900 , золотогривый, золотохвостый или просто золотой - конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи; самая сбруя на таком коне бывает золотая 1901 . В старинном византийском романе, встречающемся в наших рукописях под названием «Девгениева жития», упоминаются три волшебные коня, «рекомые: Ветреница, Гром и Молния» 1902 ; в сказке об Иване Кручине выведены кони Ветер и Молния, которые так легки на ногу, что никто не в состоянии обогнать их 1903 ; армянские сказки знают коня-вихря и коня-облако 1904 , а новогреческие коня-молнию 1905 . Вообще богатырские кони наших былин и сказочного эпоса с такою легкостью и быстротою скачут с горы на гору, через моря, озера и реки, отличаются такою величиною и силою, что нимало не скрывают своего мифического происхождения и сродства с обожествленными стихиями. Бурый конь Дюка Степановича славен был своими крыльями; русские, сербские и словацкие сказки часто говорят о крылатых лошадях: так один богатырь отбивает у змея коня о двенадцати крыльях, с серебряной шерстью, с золотою гривою и золотым хвостом 1906 , а другой разыскивает кобылицу, которая каждый день облетает вокруг света, которая когда пьет - на море волны подымаются, а станет чесаться - столетние дубы падают 1907 ; по свидетельству сербской песни, у воеводы Момчила был крылатый конь и сабля «са очима», т. е. конь-туча и сабля - быстрозоркая молния 1908 . И немецкие и славянские предания рассказывают о лошадях, которые носятся по воздуху, спускаются в горные (== облачные) пещеры и морскую глубь (= дождевые хляби) и взбираются на гладкую стеклянную гору (= небо) 1909 . Вот что повествуют валахские сказки о быстроте богатырских коней: царевна спасается бегством от дракона; как только уселась она на своего коня, чудесное животное поднялось от земли и с изумительною скоростью помчалось вдаль. Через несколько времени говорит конь: «милая царевна! оглянись - не приметишь ли чего?» Она оглянулась и увидела позади себя огромного дракона, который уже настигал ее. «О скорей, скорей! позади нас дракон!» - закричала царевна. - Как тебе хочется, чтобы я летел: как ветер или как мысль? - спросил конь. «Как ветер!» - отвечала испуганная царевна и с быстротою вихря понеслась по воздуху. Через несколько времени снова говорит конь: «оглянись, нет ли чего?» Царевна оглянулась и опять вскрикнула: «о быстрее, быстрее! дракон настигает нас!» - Как хочешь, чтобы я летел: как ветер или как мысль? - спрашивает конь. «Как мысль!» - отвечала царевна, и в то же мгновение конь с царевною опустился в большой город - цель (313)их поспешного бегства 1910 . В русской былине рассказывается об Илье-Муромце, т. е. о Перуне, место которого заступает он в народном эпосе:

Он бьет коня по крутым бедрам,

Пробивает кожу до черна мяса;

Ретивой конь осержается,

Прочь от земли отделяется:

Он и скачет выше дерева стоячево,

Чуть пониже оболока ходячево.

Первый скок скочил на пятьнадцать верст,

В другой скочил - колодезь стал...

В третий скочил под Чернигов-град.

Другая песня поет: «поскоки его (коня) были по пяти верст; из-под копыт он вымётывал сырой земли по сенной копне» 1911 . Любопытно предание болгарской колядки 1912: похвалился однажды юнак:

Че си има добра коня,

Та надбърже ясно слънце.

Услыхала похвальбу Солнцева сестра и сказала о том брату. Промолвило ясное Солнце: «скажи похвальщику, чтобы вышел он раным-рано на восток, и станем мы перегоняться; если он меня обгонит - пусть возьмет тебя, милую сестрицу; если я перегоню - то возьму его доброго коня». Согласился юнак, явился раным-рано на востоке, и началось состязание. Увидало Солнце, что юнак обгоняет, и говорит ему: «подожди меня у полудня!» Тот соскочил наземь, воткнул копье, привязал своего коня, лег и заснул. Крепко спит, а Солнце уже близко к закату. Будит молодца добрый конь ногою: «вставай! не потерять бы тебе коня! Завяжи-ка мне платком черные очи, чтобы не задели их ветки древесные». Изготовясь в путь, конь понесся с такою быстротою, что когда Солнце явилось на запад - юнак уже был на месте и встретил его в воротах. Этот конь, обгоняющий самое солнце, есть ветер или бурная туча. По выражению болгарской пословицы, ветер носится на кобыле: «ветъръ го носи на бел кобил» 1913 , а в хорутанской приповедке 1914 молодец, отыскивая свою невесту и не дознавшись об ней ни у Солнца, ни у Месяца, приходит на луг, где паслась бурая кобыла - «to je bila bura ili veter»; он прячется под мост, и когда кобыла пришла пить воду - выскочил, сел на нее верхом и быстрее птицы помчался в вилинские города. Эпитет бурый (смурый, йскрасна-черноватый) роднится с словами: буря (в Остромир. еванг. боура), буран (бурун) - степная вьюга, метель, вихрь, бурнеть - разыграться буре, бурлить и бурчать - шуметь, бушевать 1915 ; бурый конь - собственно, такой, шерсть которого напоминает цвет тучи, грозящей бурею. В венгерской сказке 1916 молодец, во время поисков своей невесты, обращается к Ветру, и тот дает ему коня-вихря, бегающего со скоростью мысли; в немецких же сказ(314)ках Ветер сам переносит юношу в ту далекую сторону, куда скрылась его красавица (см. выше стр. 161).

Чудесный конь наших сказок называется сивка-бурка вещий каурка; каурая масть - та же, что бурая, только с темным ремнем по спине; сивый - собственно: блестящий, сияющий (см. выше, стр. 118; месяц представляется сивым жеребцом), а потом: седой или с проседью 1917 . По свидетельству старинной былины:

Зрявкает бурко по-туриному,

Он шип пустил по-змеиному -

Триста жеребцов испугалися,

С княжеского двора разбежалися...

А князи-то и бояра испужалися,

Все тут люди купецкие -

Окорачь они по двору наползалися 1918 .

«Бурко зрявкает по-туриному, а шип пускает по-змеиному» - выражение, указывающее на сродство чудесного коня с зооморфическими представлениями громовой тучи быком (туром) и змеем. Самая характеристическая особенность эпического языка заключается в постоянном употреблении одних и тех же эпитетов и оборотов, однажды навсегда верно и метко обрисовавших известное понятие; таким эпитетам и оборотам, несомненно, принадлежит значительная давность. Говоря о сивке-бурке и вообще о богатырских конях, народные русские сказки прибегают к следующим выражениям, которые всякий раз повторяются слово в слово, как неизменные формулы: «конь бежит - земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом, из заду головешки валятся» или - когда садится на коня могучий богатырь и бьет его по крутым бедрам: «добрый конь осержается, от сырой земли отделяется, поднимается выше лесу стоячего, что пониже облака ходячего; из ноздрей огонь (пламя) пышет, из ушей дым столбом, следом горячие головешки летят; горы и долы промеж ног пропускает, малые реки хвостом застилает, широкие - перепрыгивает» (вар. «широки раздолья и воды хвостом застилает, через горы перескакивает»). В польских сказках читаем: «зашумели ветры, заблистали молнии, затопали копыты, задрожала земля - и показался конь из коней, wieszczy siwekztotogrywek; летит как вихрь, из ноздрей пламя, из очей искры сыплются, из ушей дым валит» 1919 . О коне Милоша Воиновича сербская песня рассказывает:

По три копл(ь)а у приjеко скаче,

По четири небу у висине,

У напредак ни брсуа се не зна,

Из уста муживи оган(ь) сипа,

А из носа модар пламен суче 1920

О коне Марка-кралевича:

Kad se Marku saro (пегого коня) raztrgao,

Devet kopljah u visinu skace

A dvanaesti malo za napreda,

Iz zubih mu zclen plamen ide. (315)

Iz nosdrva studen vеtar piri,

Iz oCiuh grad i kiia najdc,

Iz kopit mu munje sijcvaSe,

A iz grivah bumbul-ptica (соловей) pcva,

A na sapu mudra vidra igra 1921 .

Обстановка эта - живой отголосок древнепоэтических воззрений на природу, дивному, богатырскому коню приданы все свойства грозовой тучи: бурый цвет, необычайная скорость, полет по поднебесью, способность перескакивать через моря, горы и пропасти, выдыхание жгучего пламени и всепотрясающий топот, от которого дрожит самая земля: «конь бежит - земля дрожит!» - эпическое выражение, принимаемое народной загадкою за метафору грома 1922 . Подобное сочетание громовых ударов с мыслию о потрясенной земле встречаем в сербской песне: «или грми, ил" се земл(ь)а тресе» 1923 , и в болгарской загадке, означающей молнию и гром: «скок-иа перушан ("пернатый, окрыленный, т.е. молниеносная стрела), подскокна- сичка-та 1924 земя потржси» 1925 . В нашем народе есть любопытный рассказ о власти колдунов над тучами: раз поднялась страшная буря, небо потемнело. Поселяне ожидали дождя, но знахарь объявил, что дождя не будет. Вдруг откуда ни взялся - летит к нему черный всадник на черном коне. «Пусти!» - просит он знахаря. - Не пущу! - отвечает тот. Ездок исчез; тучи посизели и предвещали град. Несется к знахарю другой ездок - весь белый и на белом коне. «Пусти!» - просит он знахаря - и когда тот согласился, град зашумел над долиною 1926 . Черный всадник на черном коне олицетворяет собою мрачную, дождевую тучу, а белый всадник на белом коне - сизую, белесоватую тучу, несущую град. Русской сивке-бурке соответствует волшебный конь венгерского эпоса Татош, известный и у словаков: это конь крылатый, прыгающий с горы на гору, грива которого сравнивается с блестящими стрелами 1927 . В таком уподоблении бурной, грозовой, дожденосной тучи - коню кроется объяснение многих эпических подробностей, по указанию которых: а) чудовищные змеи (демоны, омрачающие небо черными тучами) разъезжают на быстролетных, огнедышащих конях; чертям, заступающим в народных преданиях драконов и других грозовых духов, даются огненные лошади и золотая колесница - точно так же, как дается им и корабль-облако 1928 . b) Сказочные герои находят богатырских жеребцов и кобылиц внутри гор или в подземельях, где они стоят за чугунными дверями, привязанные на двенадцати железных цепях и замкнутые двенадцатью железными замками; ржание и топот их, громко раздающиеся из-под земли, потрясают ходенем все царство; когда конь почует ездока по себе - он тотчас разрывает цепи и выбивает копытами чугунные двери 1929 . Это пребывание богатырского коня в подземной пещере однозначительно с заключением змея в бочке (см. выше стр. 299); гора - метафора тучи, железные замки, двери и цепи - зимние оковы. Оцепененный холодом, мифический конь Перуна покоится в зимнее время в горе-туче на крепких (316) привязях, а с весною, почуя приход бога-громовника, разбивает зимние оковы и начинает ржать на все царство, т. е. издает потрясающие звуки грома. Представление это принадлежит глубочайшей древности; по свидетельству гимнов Ригведы, Индра обретает белого (молочного) коня в облачной горе 1930 , с) По своей стихийной природе богатырские кони питаются огнем, жаром (горячими угольями 1931), а жажду утоляют росою или вином и медовой сытою 1932: и вино и мед - метафорические названия дождя; роса также называлась небесным медом. Новогреческая сказка упоминает о драконовом коне, который пьет тучи 1933 . По древнегреческим преданиям, кони Гелйоса питались амброзией и паслись в гесперидских= небесных, облачных садах 1934 ; о сивке-бурке есть на Руси поверье, что конь этот пасется в вечно цветущих степях 1935 ; на те же небесные пастбища намекает и литовская поговорка: «божие сады еще не выпасены» 1936 . Богатырские кони носят при себе живую и целющую воду 1937 и ударом своих копыт выбивают подземные ключи, т. е. дождевые источники 1938 . Недалеко от Мурома - там, где бьет родник, явившийся, по преданию, из-под копыт быстролетного коня Ильи-Муромца, поставлена часовня во имя Ильи-пророка, на которого народное суеверие перенесло древний культ Перуна. Немецкая сага наложила на старинный миф историческую окраску: когда воины Карла Великого изнемогали от жажды, то белоснежный конь, на котором сидел король, ударил подковою в скалу (=тучу), и в открывшееся отверстие зажурчал стремительный источник, воды которого напоили все воинство. Этот источник называется Glisbom; с его светлою, прозрачною водою народ соединяет очистительные свойства, и женщины из окрестных деревень приходят сюда белить свои холсты 1939 . Происхождение святых колодцев, пользующихся особенным религиозным уважением на всем пространстве земель, заселенных славянами и немцами, приписывается громовым ударам. Все это невольно приводит на память крылатого Зевсова Пегаса, который носил громы и молнии и, ударяя своими легкими ногами, творил источники живой воды (таков на Геликоне ключ Иппокрена). Нога здесь символ молнии, низводящей дожди: своими подковами мифические кони высекают из облачных скал молниеносные искры, как бы ударом огнива о кремень; лошади Зевса и Посейдона называются медноногими (). По свидетельству Гезиодовой Теогонии, вода (= дождь) изливается из самого Пегаса (=коня-тучи) 1940 , d) Народные сказки говорят о морских или водяных кобылицах, выходящих из глубины вод; купаясь в их горячем молоке, добрый молодец становится юным, могучим и красивым, а враг его, делая то же самое, погибает смертию 1941 . Хорутане дают этим кобылицам (317) эпитет вилиных; в образе вил славянская мифология олицетворяет грозовые явления природы, и потому некоторыми признаками своими они сходятся с облачными женами - ведьмами и бабою-ягой (см. гл. XXIII). По свидетельству русских преданий, те быстроногие кони, на которых можно уйти от летучего змея, добываются от бабы-яги или ведьмы, в награду за трудную службу, подобно тому в хору-танских и словацких сказках молодец, желающий добыть чудесного коня, поступает на службу к бабе-чаровнице и пасет буйных кобылиц, в которых превращаются ее собственные дочери 1942 ; наши ведьмы так же превращаются в кобылиц и бешено носятся по горам и долам 1943 . Немцы называют морского коня neck - слово, родственное с именем водяных духов: nix, nixe; сканд. nennir или nikur- прекрасный конь, который выходит из морских вод и гуляет по берегам; некоторым витязям удавалось изловить его, зауздать и употребить на работу. Так, один смышленый человек набросил на этого коня хитро сделанную узду, вспахал и взборонил им свое поле; но когда узда была снята - neck с быстротою молнии ринулся в море и увлек с собою борону. Другая сага говорит о черном морском коне, который прянул в водную бездну и увлек туда и плуг и пахаря. Существует поверье, что когда настает буря - то на водах показывается огромная лошадь с большими подковами 1944 . Неудержимое течение вод заставило поэтическую фантазию уподобить источники и реки быстрому бегу коня. Глубокие места в реках слывут у нас быстринами. «Що бижить без повода?» - спрашивает народная загадка и отвечает: вода. Другая загадка: «между гор бежит конь вороной» означает ручей или реку, текущую среди крутых берегов 1945 ; слово берег, брег тождественно с немецким berg, и в областных наречиях возвышенный берег реки доселе называется горою: «ехать горою», т. е. сухим путем, а не водою 1946 . «Бежит конь промеж гор - скубом сбит, ковром накрыт» - вода, бегущая подо льдом; «бурко бежит, а оглобли стоят» или «сани бегут, самокатки бегут, а оглобли стоят» - река и берега 1947 ; в двух последних загадках метафора уже осложняется и от коня переходит к запряженному возу. В дожденосных тучах древний человек видел небесные бассейны и сравнивал их с морями, реками и колодцами; вот почему облачные кони получили прозвание «морских» или «водяных». Молоко мифических кобылиц=живая вода, дождь, проливаемый тучами; лингвистические данные, сближающие дождь с молоком, указаны в следующей главе. С весенними ливнями оканчивается владычество демона-Зимы, творческие силы стихий возрождаются и обновленная природа является в своих роскошных уборах, что и выражено баснею о купанье в кобыльем молоке: добрый молодец, представитель весны, обретает в нем красоту и крепость, а противник его (зима) - смерть. Поселяне доселе приписывают первым весенним дождям целебные свойства и спешат умываться ими на здравие и красоту тела. Кобылье молоко, в котором должен купаться сказочный герой, наливается в котел и кипятится на сильном огне: поэтическое представление, стоящее в связи с уподоблением грозовых туч - котлам и сосудам, в которых небесные духи варят дождевую влагу на огне, возжженном молниями (сличи ниже с преданиями о приготовлении ведьмами, во время грозы, чудесного пива). Когда соперники купаются в молоке - герою помогает его богатырский конь: он наклоняет голову к котлу и, вдыхая в себя жар, охлаждает кипучее молоко; (318) а потом, с целью погубить злого врага, выдыхает жар обратно. В немецких сказках конь пускает из своих ноздрей ветры - то холодные, заставляющие стынуть молоко, то горячие, заставляющие его кипеть 1948 . Русская легенда 1949 рассказывает о черте, который варил в молоке стариков и старух и делал их молодыми. Греческая мифология ставит чудесных коней в ближайшее соотношение с божествами вод: Океаниды и Посейдон разъезжают по морским безднам в колесницах; кони последнего называются в Илиаде златогривыми и бурно летающими. Как в наших сказках Морской царь (= первоначально дождевая туча) является иногда в виде лютого жеребца, которого должен объездить сильномогучий богатырь (=громовник) 1950 , так то же превращение греки приписывали Посейдону: в шуме грозы преследовал он Деметру, которая, убегая его объятий, обратилась кобылицею и смешалась с аркадскими стадами, но Посейдон нашел ее и осилил в образе жеребца. Плодом этого союза был славный конь Арион; тот же бог от горгоны Медузы произвел двух детей: крылатого Пегаса и Хрисаора (золотой меч = молнию). Океанида Philyra была осилена Кроносом, превратившимся в коня, и родила Хейрона, с которым связывается племя кентавров 1951 . Кентавры - полулюди, полукони; они обитали в горных пещерах, т. е. в облачных скалах, и владели огромною бочкою дорогого вина, подаренного Вакхом, т. е; дождем; Геркулес разил их своими стрелами (= молниями). Кун остроумно доказал тождество их с индийскими гандарвами (gandharva), облачными демонами, сторожившими небесную сому 1952 , е) Купаясь в молоке морских кобылиц, сказочные герои становятся силачами и красавцами; подобно тому громоносные богатыри, победители демонических змеев, влезая в одно ухо своего коня, наедаются-напиваются там, переодеваются в блестящие наряды и потом вылезают в другое ухо молодцами неописанной красы и необоримой силы 1953 . Литовское предание запомнило о жеребце исполина Витольфа, по имени Иодж (вороной), который перегонял самые ветры и голова которого служила его хозяину убежищем: одним ухом входил он в нее, а другим выходил. Во время какого-то пиршества у царя Иодж сошелся с столь же прекрасною кобылою; но боги, опасаясь, чтобы порода таких лошадей не размножилась, покрыли их двумя горами 1954 . Согласно с этими рассказами, герой хорутанской приповедки, очутившись в царстве вил, должен был три ночи скрываться от враждебных покушений: первую ночь он проводит в хвосте бурой ко(319)былы. другую - в ее гриве, а третью - в ее подкове, и эта кобыла была не простая, а конь-вихрь или буря 1955 ; в наших сказках мальчик-с-пальчик (олицетворение молнии) прячется в лошадином ухе. В переводе на общепонятный язык, смысл этих метафорических выражений таков: молния скрывается в голове гигантского коня-тучи, пьет из нее дождевую влагу и, выходя из своего убежища, является глазам смертного во всем блеске красоты и всесокрушающей силы. f) Как облачные горы в своих недрах, а змеи-тучи в своих дворцах таят драгоценные клады, т. е. скрывают во мраке туманов золото небесных светил и молний, так точно мифические кони не только дышат пламенем и выбрасывают из заду горячие головешки, но и рассыпаются серебром и золотом и испражняются теми же дорогими металлами 1956 . Такое чудесное свойство соединяется преданиями со всеми поэтическими олицетворениями грозовых туч; отсюда объясняется поверье, почему клады могут являться в образе различных животных (овцы, коня, собаки и проч.), которым стоит только нанести удар - как они тотчас же рассыпаются серебряными и золотыми деньгами, подобно тому как удары грома рассыпают золотистые молнии и выводят из-за темных облаков блестящие лучи солнца 1957 , g) Воинственный характер Перуна усвоен и его богатырскому коню: конь этот отличается необычайною силою; он помогает своему владельцу в трудных битвах с змеями и демоническими ратями (= тучами), поражая их теми же мощными копытами, которыми разбивает скалы и творит дождевые ключи: «не столько богатырь мечом рубит, сколько конем топчет» или «много богатырь мечом рубит, а вдвое того его добрый конь копытами побивает», «куда конь ни повернет - там улица!» В то время, когда богатырь сражается пеший и враг начинает одолевать его, добрый конь рвется с цепей и роет копытами глубокую яму 1958 . Перед началом войны предки наши гадали об исходе ратного предприятия по ржанию и поступи священных коней, h) Как олицетворения грозовых туч, богатырские кони - кони вещие, одарены мудростью, предвидением и человеческим словом, потому что с живою водою дождя и с громом нераздельны были представления о высшем разуме и небесных вещаниях (см. стр. 198 и дал.). В Илиаде 1959 Ахиллес разговаривает с своим конем Ксанфом и узнает от него о своей близкой смерти; подобно тому Шарац (пегий конь), который служил Марку-королевичу сто шестьдесят лет и пил с ним вино из одной чаши, однажды споткнулся и, проливая слезы, предсказал ему скорую кончину 1960 . Эпические сказания, принадлежащие индоевропейским народам, заставляют коней беседовать с храбрыми витязями, предвещать им будущее и подавать мудрые советы; в русских сказках конь, чуя беду, которая грозит его хозяину, спотыкается на езде, горько плачет по нем и стоит на конюшне по щиколки в слезах или в крови 1961 .

Вместе с воплощением естественных явлений природы в человеческие образы, мифические кони отдаются в услуги стихийных богов, которые мчатся на них по воздушным пространствам верхом или в колесницах. Поэтическое представление осложняется, и быстронесущаяся туча, названная первоначально небесным конем, (320) впоследствии принимается за колесницу, запряженную небесными лошадьми, на которой восседает грозное божество 1962 . По белорусскому преданию, духи, подвластные Перуну, носятся по полям и лесам на ретивых конях с быстротою стрелы, а в образе хищных птиц производят ветры и бурю 1963 ; сам же Перун разъезжает по небу в огненной колеснице и бросает с огненного лука стрелы-молнии: атрибуты эти в позднейшую эпоху были перенесены на Илью-пророка. То же самое рассказывают литовцы о своем Перкуне 1964 ; сверх того песни их упоминают о божьих конях, на которых ездят божие сыны:

Kur paliku dccwa sirgi?

Deewa dehlijabdija.

Kur aisjahje deewa dehli?

Saules mejtos raudsitces 1965 .

«Прекрасноблещущий» Индра также представлялся с громовыми стрелами и на колеснице, запряженной гнедыми, объятыми пламенем конями; на таких же лошадях являлся и бог Агни; Ветрам (Марутам) гимны Ригведы дают колесницу, запряженную антилопами под красно-огненным ярмом, и самих их уподобляют то птицам, то крылатым коням 1966 . Все главные боги и богини греков, германцев и других родственных народов имели своих коней и свои возки 1967 ; по свидетельству Илиады, боги ездили между небом и землею на бессмертных лошадях, вкушающих амброзию. К этой бессмертной породе принадлежали Ахиллесовы кони Ксанф и Балий, рожденные Зефиром от гарпии Подагры и подаренные Посейдоном Пелею; они дышали пламенем и на бегу опережали самые ветры. Суровый Борей, в образе черногривого жеребца, посещал кобылиц Эрихтония, которые породили от него двенадцать быстроногих коней:

Поэтические воззрения славян на природу поэтических воззрений на природу все ее могучие силы...

  • Поэтические воззрения славян на природу (2)

    Документ

    Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу Поэтические воззрения славян на природу на поэтиче­ским воззрением гроза и...

  • Поэтические воззрения славян на природу (3)

    Документ

    Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу . Том 2 Hrimfaxi © 2006 Александр Николаевич Афанасьев Поэтические воззрения славян на природу Опыт... в давнюю эпоху развития религиозно-поэтических воззрений на природу все ее могучие силы...

  • Поэтические воззрения славян на природу (4)

    Документ

    Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу . Том 3 Hrimfaxi © 2006 Александр Николаевич Афанасьев Поэтические воззрения славян на природу Опыт сравнительного... Господь налагает на него железные цепи3. Под другим поэтиче­ским воззрением гроза и...

  • Немало сведений о традиционной славянской модели мира можно обнаружить в малых народных текстах. Особенно в этом смысле интересны загадки и приметы.

    Назначение загадки в народной жизни далеко от простого развлечения. Более того, наиболее архаические древние загадки в принципе не поддаются отгадыванию. Отгадывать их и не следовало: ответ необходимо было заучить. Народные загадки, таким образом, чем-то сродни вопросам экзаменационных билетов: плох тот вопрос, ответ на который можно отгадать. Попробуйте, например, отгадать такую загадку:

    У батюшки жеребец -
    Всему миру не сдержать,
    У матушки коробья -
    Всему миру не поднять;
    У братца кушак -
    Всему миру не сосчитать;
    У сестрицы ширинка (т.е. полотенце) -
    Всему миру не скатать.

    Отгадка весьма интересна: ветер, земля, звезды, дорога. Она иллюстрирует механизм традиционной загадки, которая представляет собой текст, передающий определенное содержание модели мира средствами одного из кодов ("языков"). Отгадать означает верно перевести текст в другой код. В данном случае, например, вводится код семейных отношений, построенный на оппозициях мужской - женской и старший - младший (родители - дети). Каждому из членов "семейства" приписывается атрибут, соответствующий ему по грамматическому роду и мифологическому значению: батюшке принадлежит жеребец, чьи характерные признаки - скорость и сексуальность; матушке - коробья (женский род, согласно Далю, "гнутый короб либо сундук с напускной крышкою, круглый или с четырьмя тупыми углами. Коробья заменяет сундук и прочнее его"), чья полость, вместительность соотносится с женским началом, и т.д. На особый архаизм загадки указывает повторение устойчивого сочетания "весь мир", восходящего еще к индоевропейской древности. Разгадка осуществляет обратный перевод в "космический" код. Жеребец оказывается ветром (ср. скорость ветра, а также фразу о беременности незамужней "ветром надуло" в связи с эротической символикой текста); сам батюшка, очевидно, небо, а матушка - земля. Перед нами мотив древнего мифа о браке неба и земли, подкрепленной мужским началом "братца" (видимо, месяц, считавшийся "хозяином", "пастухом" звезд; кушак может означать Млечный Путь) и женским - сестры (земная ширинка-полотенце оказывается парой-отражением небесного кушака, реализуя мифологический принцип подобия, аналогичного строения "верхнего" и "нижнего" мира). Перед нами, таким образом, настоящий "экзаменационный вопрос", проверяющий степень владения разными кодами мифологической модели мира путем задания на перевод текста с одного кода на другой. Естественно, ответ должен быть заучен заранее: невозможно переводить, не зная "слов" языка, принципов их связи и устойчивых сочетаний. Сама загадка при таком понимании оказывается древнейшим обучающим механизмом, в более широком понимании - одним из основных средств познания мира путем его членения и установления отношений тождества между полученными компонентами. "Подобное мышление строится на сознании отдельности и, точнее, объективности их существования. Вселенная существует вне нас и в то же время в нас, а сама Вселенная есть в то же время и Всечеловек. При таком взгляде на мир естественным орудием постижения является тождество, познание через сопоставление" .

    Приведем еще несколько загадок, содержащих явные мифологические мотивы. Например, на их материале легко реконструировать древние представления о небе как пастбище, где месяц пасет скот-звезды. Достаточно прочесть следующие загадки:

    Бежали овцы по калинову мосту, увидели зарю, бросились в воду. (Звезды)

    (Мотив калинового моста подтверждает потусторонний xapaктер "пастбища".)

    Хозяин спит - овцы на выгоне. Хозяин выглянет - овец не видно. (Солнце и звезды)

    Золот хозяин - на поле, Серебрен пастух - с поля. (Солнце и месяц)

    Поле не мерено, овцы не ситаны, Пастух рогатый. (Месяц и звезды)

    Встречается в загадках и древний мотив утренней и вечерней звезды (диалектн. зоря, заря, заря-зареница и т.д.), связанный с представлениями о женском божестве (как и у древних аккадцев - с Иштар, греков - с Афродитой, римлян - с Венерой и т.д.). В заговорах сфера действий этой звезды (или нескольких звезд, называемых по имени - Мария, Марина, Макарида, Маремьяна и т.п.) - любовь, маленькие дети, болезни, что также совпадает с функциями женского божества (у древних восточных славян это, возможно, Мокошь). В загадках со звездой связаны представления о ключах от дня (в более глубоком смысле - от рая):

    Заря зарянка
    Ключи потеряла,
    Месяц пошел -
    Не нашел,
    Солнце взошло -
    Ключи нашло.
    (Роса)

    Заря заревила
    Ключи потеряла,
    Месяц видел,
    Солнце скрало.
    (Роса)

    Заря-зарница,
    Красна девица
    Под лесом скакала,
    Ключи растеряла;
    Месяц видел - не сказал,
    Солнце подняло.
    (Роса)

    Сохранились, возможно, в загадках и различные представления об умершем и воскресшем мифологическом персонаже. Это такие загадки, как уже приводившаяся:

    Маленький,
    Удаленький
    В землю ушел
    (Сквозь землю прошел),
    Красну шапочку нашел.
    (Мак, гриб и т.п.)

    Или такая:

    Лежит мужичок в золотом кафтане,
    Подпоясан, а не поясом,
    Не поднимешь, так не встанет.
    (Сноп)

    Уместно вспомнить в связи с первой загадкой сказочного Мальчика с Пальчик, а со второй - Мужичка с Ноготок: оба они отражают те же древнейшие мифологические мотивы, связанные с растительным и фаллическим культом (эротические ассоциации, возникающие в связи с последней строкой второй загадки, возможно, вовсе не случайны; в конце концов, одна и та же загадка может иметь разные отгадки, что связано с разнообразием возможных перекодировок).

    Наконец, можно привести пример загадки, сохранившей архаические представления о Мировом Древе как основе пространственно-временных координат мира:

    В саду царском стоит дерево райское: на одном боку цветы расцветают, в другом листы опадают, на третьем плоды созревают, не четвертом сучья подсыхают. (Весна, лето, осень, зима)

    Достаточно последовательно традиционная бинарная модель мира отражена в приметах и поверьях. Их известно множество, и каждый может сам истолковать их глубинный мифологический смысл (конечно, там, где он есть: большинство примет представляет собой обычные наблюдения бытового, особенно метеорологического характера). Приведем некоторые примеры.

    Значительное число примет связаны с противопоставлением правый-левый.

    Правый глаз чешется, значит, предстоит радость, а левый - печаль.

    Правая ладонь чешется - получать деньги, левая - отдавать.

    Звенит в ухе - слышать неожиданные новости: в правом - хорошие, в левом - неприятные.

    Ступивши утром с кровати левой ногой, проведешь день в дурном расположении духа.

    Традиционный смысл левой стороны вполне ясен из этих текстов.

    Известны поверья, непосредственно связанные с "антимиром": кто будет ходить в одном сапоге или одном башмаке (внешний знак "антисущества", ср. одно копыто у черта, карнавальные и шутовские костюмы, а также одноногость, хромоту как знак змеиной, потусторонней природы), у того умрет мать.

    А вот поверье, связанное с представлением об одинаковых принципах строения дома (храма) и мира, а соответственно - тождестве их границ: кто прощается пожатием руки через порог, с тем случится беда. Потому же, кстати, через порог ничего не дают: слишком очевиден смысл встречи, контакта через границу с потусторонним миром, который не несет ничего хорошего. Как писал М. Элиаде, "порог и дверь непосредственно и конкретно указывают на разрыв в пространстве; и именно в этом их важное религиозное значение, так как вместе они являются символами и средством перехода".

    Наконец, боязнь черной кошки связана, видимо, с тем, что в ней подозревали превратившуюся ведьму. Воплотиться в черное животное (пса, кота, петуха) мог и собственно дьявол. Боязнь встретить женщину с пустым ведром также вполне понятна: женское начало вообще связано с "негативной" стороной набора оппозиций, а "пустое", противопоставленное "полному", как женское - мужскому, дурное - хорошему, "удваивает" этот негативный смысл. В более общем виде перед нами остаток распространенной некогда веры в дурную встречу вообще. Недоброй приметой, например, считалось встретить монаха или монахиню (возможно, из-за цвета одеяния; может быть также, что их "глаз" считался недобрым). Существовали даже специальные защитные заговоры, где подробно перечислялись нежелательные встречи.

    Главная > Книга

    У батюшки жеребец -

    Всему миру не сдержать (= ветер);

    У матушки коробья -

    Всему миру не поднять (= земля);

    У сестрицы ширинка -

    Всему миру не скатать (= дорога) 1897 .

    «Стукотит, гуркотит, як сто коней бежит» = гром; то же означают и следующие загадки: «сивой жеребец на все царство ржет», «сивый жеребец по полю ржет, а везде слышно»; следоват., грохот громовой тучи уподобляется ржанию и топоту бегущих коней. Особенно интересен вариант: «кобыла заржет на турецкой горе, жеребец откликнется на сионской горе» = молния и гром 1898 . Громовый конь ржет на горах, т. е. в тучах, потому что гора есть древнейшая метафора облака. Подобная же загадка есть у литовцев: «вдалеке ржет конь, а вблизи узда звенит» = удар грома 1899 . Этим чудесным коням принадлежит весьма видная роль в народных эпических сказаниях. Как олицетворения порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифическими птицами; с другими же дополнительными эпитетами: огненный, огнедышащий, с ясным солнцем или меся(312)цем в лбу, с частыми звездами по бокам 1900 , золотогривый, золотохвостый или просто золотой - конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи; самая сбруя на таком коне бывает золотая 1901 . В старинном византийском романе, встречающемся в наших рукописях под названием «Девгениева жития», упоминаются три волшебные коня, «рекомые: Ветреница, Гром и Молния» 1902 ; в сказке об Иване Кручине выведены кони Ветер и Молния, которые так легки на ногу, что никто не в состоянии обогнать их 1903 ; армянские сказки знают коня-вихря и коня-облако 1904 , а новогреческие коня-молнию 1905 . Вообще богатырские кони наших былин и сказочного эпоса с такою легкостью и быстротою скачут с горы на гору, через моря, озера и реки, отличаются такою величиною и силою, что нимало не скрывают своего мифического происхождения и сродства с обожествленными стихиями. Бурый конь Дюка Степановича славен был своими крыльями; русские, сербские и словацкие сказки часто говорят о крылатых лошадях: так один богатырь отбивает у змея коня о двенадцати крыльях, с серебряной шерстью, с золотою гривою и золотым хвостом 1906 , а другой разыскивает кобылицу, которая каждый день облетает вокруг света, которая когда пьет - на море волны подымаются, а станет чесаться - столетние дубы падают 1907 ; по свидетельству сербской песни, у воеводы Момчила был крылатый конь и сабля «са очима», т. е. конь-туча и сабля - быстрозоркая молния 1908 . И немецкие и славянские предания рассказывают о лошадях, которые носятся по воздуху, спускаются в горные (== облачные) пещеры и морскую глубь (= дождевые хляби) и взбираются на гладкую стеклянную гору (= небо) 1909 . Вот что повествуют валахские сказки о быстроте богатырских коней: царевна спасается бегством от дракона; как только уселась она на своего коня, чудесное животное поднялось от земли и с изумительною скоростью помчалось вдаль. Через несколько времени говорит конь: «милая царевна! оглянись - не приметишь ли чего?» Она оглянулась и увидела позади себя огромного дракона, который уже настигал ее. «О скорей, скорей! позади нас дракон!» - закричала царевна. - Как тебе хочется, чтобы я летел: как ветер или как мысль? - спросил конь. «Как ветер!» - отвечала испуганная царевна и с быстротою вихря понеслась по воздуху. Через несколько времени снова говорит конь: «оглянись, нет ли чего?» Царевна оглянулась и опять вскрикнула: «о быстрее, быстрее! дракон настигает нас!» - Как хочешь, чтобы я летел: как ветер или как мысль? - спрашивает конь. «Как мысль!» - отвечала царевна, и в то же мгновение конь с царевною опустился в большой город - цель (313)их поспешного бегства 1910 . В русской былине рассказывается об Илье-Муромце, т. е. о Перуне, место которого заступает он в народном эпосе:

    Он бьет коня по крутым бедрам,

    Пробивает кожу до черна мяса;

    Ретивой конь осержается,

    Прочь от земли отделяется:

    Он и скачет выше дерева стоячево,

    Чуть пониже оболока ходячево.

    Первый скок скочил на пятьнадцать верст,

    В другой скочил - колодезь стал...

    В третий скочил под Чернигов-град.

    Другая песня поет: «поскоки его (коня) были по пяти верст; из-под копыт он вымётывал сырой земли по сенной копне» 1911 . Любопытно предание болгарской колядки 1912: похвалился однажды юнак:

    Че си има добра коня,

    Та надбърже ясно слънце.

    Услыхала похвальбу Солнцева сестра и сказала о том брату. Промолвило ясное Солнце: «скажи похвальщику, чтобы вышел он раным-рано на восток, и станем мы перегоняться; если он меня обгонит - пусть возьмет тебя, милую сестрицу; если я перегоню - то возьму его доброго коня». Согласился юнак, явился раным-рано на востоке, и началось состязание. Увидало Солнце, что юнак обгоняет, и говорит ему: «подожди меня у полудня!» Тот соскочил наземь, воткнул копье, привязал своего коня, лег и заснул. Крепко спит, а Солнце уже близко к закату. Будит молодца добрый конь ногою: «вставай! не потерять бы тебе коня! Завяжи-ка мне платком черные очи, чтобы не задели их ветки древесные». Изготовясь в путь, конь понесся с такою быстротою, что когда Солнце явилось на запад - юнак уже был на месте и встретил его в воротах. Этот конь, обгоняющий самое солнце, есть ветер или бурная туча. По выражению болгарской пословицы, ветер носится на кобыле: «ветъръ го носи на бел кобил» 1913 , а в хорутанской приповедке 1914 молодец, отыскивая свою невесту и не дознавшись об ней ни у Солнца, ни у Месяца, приходит на луг, где паслась бурая кобыла - «to je bila bura ili veter»; он прячется под мост, и когда кобыла пришла пить воду - выскочил, сел на нее верхом и быстрее птицы помчался в вилинские города. Эпитет бурый (смурый, йскрасна-черноватый) роднится с словами: буря (в Остромир. еванг. боура), буран (бурун) - степная вьюга, метель, вихрь, бурнеть - разыграться буре, бурлить и бурчать - шуметь, бушевать 1915 ; бурый конь - собственно, такой, шерсть которого напоминает цвет тучи, грозящей бурею. В венгерской сказке 1916 молодец, во время поисков своей невесты, обращается к Ветру, и тот дает ему коня-вихря, бегающего со скоростью мысли; в немецких же сказ(314)ках Ветер сам переносит юношу в ту далекую сторону, куда скрылась его красавица (см. выше стр. 161). Чудесный конь наших сказок называется сивка-бурка вещий каурка; каурая масть - та же, что бурая, только с темным ремнем по спине; сивый - собственно: блестящий, сияющий (см. выше, стр. 118; месяц представляется сивым жеребцом), а потом: седой или с проседью 1917 . По свидетельству старинной былины:

    Зрявкает бурко по-туриному,

    Он шип пустил по-змеиному -

    Триста жеребцов испугалися,

    С княжеского двора разбежалися...

    А князи-то и бояра испужалися,

    Все тут люди купецкие -

    Окорачь они по двору наползалися 1918 .

    «Бурко зрявкает по-туриному, а шип пускает по-змеиному» - выражение, указывающее на сродство чудесного коня с зооморфическими представлениями громовой тучи быком (туром) и змеем. Самая характеристическая особенность эпического языка заключается в постоянном употреблении одних и тех же эпитетов и оборотов, однажды навсегда верно и метко обрисовавших известное понятие; таким эпитетам и оборотам, несомненно, принадлежит значительная давность. Говоря о сивке-бурке и вообще о богатырских конях, народные русские сказки прибегают к следующим выражениям, которые всякий раз повторяются слово в слово, как неизменные формулы: «конь бежит - земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом, из заду головешки валятся» или - когда садится на коня могучий богатырь и бьет его по крутым бедрам: «добрый конь осержается, от сырой земли отделяется, поднимается выше лесу стоячего, что пониже облака ходячего; из ноздрей огонь (пламя) пышет, из ушей дым столбом, следом горячие головешки летят; горы и долы промеж ног пропускает, малые реки хвостом застилает, широкие - перепрыгивает» (вар. «широки раздолья и воды хвостом застилает, через горы перескакивает»). В польских сказках читаем: «зашумели ветры, заблистали молнии, затопали копыты, задрожала земля - и показался конь из коней, wieszczy siwekztotogrywek; летит как вихрь, из ноздрей пламя, из очей искры сыплются, из ушей дым валит» 1919 . О коне Милоша Воиновича сербская песня рассказывает:

    По три копл(ь)а у приjеко скаче,

    По четири небу у висине,

    У напредак ни брсуа се не зна,

    Из уста муживи оган(ь) сипа,

    А из носа модар пламен суче 1920

    О коне Марка-кралевича:

    Kad se Marku saro (пегого коня) raztrgao,

    Devet kopljah u visinu skace

    A dvanaesti malo za napreda,

    Iz zubih mu zclen plamen ide. (315)

    Iz nosdrva studen vеtar piri,

    Iz oCiuh grad i kiia najdc,

    Iz kopit mu munje sijcvaSe,

    A iz grivah bumbul-ptica (соловей) pcva,

    A na sapu mudra vidra igra 1921 .

    Обстановка эта - живой отголосок древнепоэтических воззрений на природу, дивному, богатырскому коню приданы все свойства грозовой тучи: бурый цвет, необычайная скорость, полет по поднебесью, способность перескакивать через моря, горы и пропасти, выдыхание жгучего пламени и всепотрясающий топот, от которого дрожит самая земля: «конь бежит - земля дрожит!» - эпическое выражение, принимаемое народной загадкою за метафору грома 1922 . Подобное сочетание громовых ударов с мыслию о потрясенной земле встречаем в сербской песне: «или грми, ил" се земл(ь)а тресе» 1923 , и в болгарской загадке, означающей молнию и гром: «скок-иа перушан ("пернатый, окрыленный, т.е. молниеносная стрела), подскокна- сичка-та 1924 земя потржси» 1925 . В нашем народе есть любопытный рассказ о власти колдунов над тучами: раз поднялась страшная буря, небо потемнело. Поселяне ожидали дождя, но знахарь объявил, что дождя не будет. Вдруг откуда ни взялся - летит к нему черный всадник на черном коне. «Пусти!» - просит он знахаря. - Не пущу! - отвечает тот. Ездок исчез; тучи посизели и предвещали град. Несется к знахарю другой ездок - весь белый и на белом коне. «Пусти!» - просит он знахаря - и когда тот согласился, град зашумел над долиною 1926 . Черный всадник на черном коне олицетворяет собою мрачную, дождевую тучу, а белый всадник на белом коне - сизую, белесоватую тучу, несущую град. Русской сивке-бурке соответствует волшебный конь венгерского эпоса Татош, известный и у словаков: это конь крылатый, прыгающий с горы на гору, грива которого сравнивается с блестящими стрелами 1927 . В таком уподоблении бурной, грозовой, дожденосной тучи - коню кроется объяснение многих эпических подробностей, по указанию которых: а) чудовищные змеи (демоны, омрачающие небо черными тучами) разъезжают на быстролетных, огнедышащих конях; чертям, заступающим в народных преданиях драконов и других грозовых духов, даются огненные лошади и золотая колесница - точно так же, как дается им и корабль-облако 1928 . b) Сказочные герои находят богатырских жеребцов и кобылиц внутри гор или в подземельях, где они стоят за чугунными дверями, привязанные на двенадцати железных цепях и замкнутые двенадцатью железными замками; ржание и топот их, громко раздающиеся из-под земли, потрясают ходенем все царство; когда конь почует ездока по себе - он тотчас разрывает цепи и выбивает копытами чугунные двери 1929 . Это пребывание богатырского коня в подземной пещере однозначительно с заключением змея в бочке (см. выше стр. 299); гора - метафора тучи, железные замки, двери и цепи - зимние оковы. Оцепененный холодом, мифический конь Перуна покоится в зимнее время в горе-туче на крепких (316) привязях, а с весною, почуя приход бога-громовника, разбивает зимние оковы и начинает ржать на все царство, т. е. издает потрясающие звуки грома. Представление это принадлежит глубочайшей древности; по свидетельству гимнов Ригведы, Индра обретает белого (молочного) коня в облачной горе 1930 , с) По своей стихийной природе богатырские кони питаются огнем, жаром (горячими угольями 1931), а жажду утоляют росою или вином и медовой сытою 1932: и вино и мед - метафорические названия дождя; роса также называлась небесным медом. Новогреческая сказка упоминает о драконовом коне, который пьет тучи 1933 . По древнегреческим преданиям, кони Гелйоса питались амброзией и паслись в гесперидских= небесных, облачных садах 1934 ; о сивке-бурке есть на Руси поверье, что конь этот пасется в вечно цветущих степях 1935 ; на те же небесные пастбища намекает и литовская поговорка: «божие сады еще не выпасены» 1936 . Богатырские кони носят при себе живую и целющую воду 1937 и ударом своих копыт выбивают подземные ключи, т. е. дождевые источники 1938 . Недалеко от Мурома - там, где бьет родник, явившийся, по преданию, из-под копыт быстролетного коня Ильи-Муромца, поставлена часовня во имя Ильи-пророка, на которого народное суеверие перенесло древний культ Перуна. Немецкая сага наложила на старинный миф историческую окраску: когда воины Карла Великого изнемогали от жажды, то белоснежный конь, на котором сидел король, ударил подковою в скалу (=тучу), и в открывшееся отверстие зажурчал стремительный источник, воды которого напоили все воинство. Этот источник называется Glisbom; с его светлою, прозрачною водою народ соединяет очистительные свойства, и женщины из окрестных деревень приходят сюда белить свои холсты 1939 . Происхождение святых колодцев, пользующихся особенным религиозным уважением на всем пространстве земель, заселенных славянами и немцами, приписывается громовым ударам. Все это невольно приводит на память крылатого Зевсова Пегаса, который носил громы и молнии и, ударяя своими легкими ногами, творил источники живой воды (таков на Геликоне ключ Иппокрена). Нога здесь символ молнии, низводящей дожди: своими подковами мифические кони высекают из облачных скал молниеносные искры, как бы ударом огнива о кремень; лошади Зевса и Посейдона называются медноногими (). По свидетельству Гезиодовой Теогонии, вода (= дождь) изливается из самого Пегаса (=коня-тучи) 1940 , d) Народные сказки говорят о морских или водяных кобылицах, выходящих из глубины вод; купаясь в их горячем молоке, добрый молодец становится юным, могучим и красивым, а враг его, делая то же самое, погибает смертию 1941 . Хорутане дают этим кобылицам (317) эпитет вилиных; в образе вил славянская мифология олицетворяет грозовые явления природы, и потому некоторыми признаками своими они сходятся с облачными женами - ведьмами и бабою-ягой (см. гл. XXIII). По свидетельству русских преданий, те быстроногие кони, на которых можно уйти от летучего змея, добываются от бабы-яги или ведьмы, в награду за трудную службу, подобно тому в хору-танских и словацких сказках молодец, желающий добыть чудесного коня, поступает на службу к бабе-чаровнице и пасет буйных кобылиц, в которых превращаются ее собственные дочери 1942 ; наши ведьмы так же превращаются в кобылиц и бешено носятся по горам и долам 1943 . Немцы называют морского коня neck - слово, родственное с именем водяных духов: nix, nixe; сканд. nennir или nikur- прекрасный конь, который выходит из морских вод и гуляет по берегам; некоторым витязям удавалось изловить его, зауздать и употребить на работу. Так, один смышленый человек набросил на этого коня хитро сделанную узду, вспахал и взборонил им свое поле; но когда узда была снята - neck с быстротою молнии ринулся в море и увлек с собою борону. Другая сага говорит о черном морском коне, который прянул в водную бездну и увлек туда и плуг и пахаря. Существует поверье, что когда настает буря - то на водах показывается огромная лошадь с большими подковами 1944 . Неудержимое течение вод заставило поэтическую фантазию уподобить источники и реки быстрому бегу коня. Глубокие места в реках слывут у нас быстринами. «Що бижить без повода?» - спрашивает народная загадка и отвечает: вода. Другая загадка: «между гор бежит конь вороной» означает ручей или реку, текущую среди крутых берегов 1945 ; слово берег, брег тождественно с немецким berg, и в областных наречиях возвышенный берег реки доселе называется горою: «ехать горою», т. е. сухим путем, а не водою 1946 . «Бежит конь промеж гор - скубом сбит, ковром накрыт» - вода, бегущая подо льдом; «бурко бежит, а оглобли стоят» или «сани бегут, самокатки бегут, а оглобли стоят» - река и берега 1947 ; в двух последних загадках метафора уже осложняется и от коня переходит к запряженному возу. В дожденосных тучах древний человек видел небесные бассейны и сравнивал их с морями, реками и колодцами; вот почему облачные кони получили прозвание «морских» или «водяных». Молоко мифических кобылиц=живая вода, дождь, проливаемый тучами; лингвистические данные, сближающие дождь с молоком, указаны в следующей главе. С весенними ливнями оканчивается владычество демона-Зимы, творческие силы стихий возрождаются и обновленная природа является в своих роскошных уборах, что и выражено баснею о купанье в кобыльем молоке: добрый молодец, представитель весны, обретает в нем красоту и крепость, а противник его (зима) - смерть. Поселяне доселе приписывают первым весенним дождям целебные свойства и спешат умываться ими на здравие и красоту тела. Кобылье молоко, в котором должен купаться сказочный герой, наливается в котел и кипятится на сильном огне: поэтическое представление, стоящее в связи с уподоблением грозовых туч - котлам и сосудам, в которых небесные духи варят дождевую влагу на огне, возжженном молниями (сличи ниже с преданиями о приготовлении ведьмами, во время грозы, чудесного пива). Когда соперники купаются в молоке - герою помогает его богатырский конь: он наклоняет голову к котлу и, вдыхая в себя жар, охлаждает кипучее молоко; (318) а потом, с целью погубить злого врага, выдыхает жар обратно. В немецких сказках конь пускает из своих ноздрей ветры - то холодные, заставляющие стынуть молоко, то горячие, заставляющие его кипеть 1948 . Русская легенда 1949 рассказывает о черте, который варил в молоке стариков и старух и делал их молодыми. Греческая мифология ставит чудесных коней в ближайшее соотношение с божествами вод: Океаниды и Посейдон разъезжают по морским безднам в колесницах; кони последнего называются в Илиаде златогривыми и бурно летающими. Как в наших сказках Морской царь (= первоначально дождевая туча) является иногда в виде лютого жеребца, которого должен объездить сильномогучий богатырь (=громовник) 1950 , так то же превращение греки приписывали Посейдону: в шуме грозы преследовал он Деметру, которая, убегая его объятий, обратилась кобылицею и смешалась с аркадскими стадами, но Посейдон нашел ее и осилил в образе жеребца. Плодом этого союза был славный конь Арион; тот же бог от горгоны Медузы произвел двух детей: крылатого Пегаса и Хрисаора (золотой меч = молнию). Океанида Philyra была осилена Кроносом, превратившимся в коня, и родила Хейрона, с которым связывается племя кентавров 1951 . Кентавры - полулюди, полукони; они обитали в горных пещерах, т. е. в облачных скалах, и владели огромною бочкою дорогого вина, подаренного Вакхом, т. е; дождем; Геркулес разил их своими стрелами (= молниями). Кун остроумно доказал тождество их с индийскими гандарвами (gandharva), облачными демонами, сторожившими небесную сому 1952 , е) Купаясь в молоке морских кобылиц, сказочные герои становятся силачами и красавцами; подобно тому громоносные богатыри, победители демонических змеев, влезая в одно ухо своего коня, наедаются-напиваются там, переодеваются в блестящие наряды и потом вылезают в другое ухо молодцами неописанной красы и необоримой силы 1953 . Литовское предание запомнило о жеребце исполина Витольфа, по имени Иодж (вороной), который перегонял самые ветры и голова которого служила его хозяину убежищем: одним ухом входил он в нее, а другим выходил. Во время какого-то пиршества у царя Иодж сошелся с столь же прекрасною кобылою; но боги, опасаясь, чтобы порода таких лошадей не размножилась, покрыли их двумя горами 1954 . Согласно с этими рассказами, герой хорутанской приповедки, очутившись в царстве вил, должен был три ночи скрываться от враждебных покушений: первую ночь он проводит в хвосте бурой ко(319)былы. другую - в ее гриве, а третью - в ее подкове, и эта кобыла была не простая, а конь-вихрь или буря 1955 ; в наших сказках мальчик-с-пальчик (олицетворение молнии) прячется в лошадином ухе. В переводе на общепонятный язык, смысл этих метафорических выражений таков: молния скрывается в голове гигантского коня-тучи, пьет из нее дождевую влагу и, выходя из своего убежища, является глазам смертного во всем блеске красоты и всесокрушающей силы. f) Как облачные горы в своих недрах, а змеи-тучи в своих дворцах таят драгоценные клады, т. е. скрывают во мраке туманов золото небесных светил и молний, так точно мифические кони не только дышат пламенем и выбрасывают из заду горячие головешки, но и рассыпаются серебром и золотом и испражняются теми же дорогими металлами 1956 . Такое чудесное свойство соединяется преданиями со всеми поэтическими олицетворениями грозовых туч; отсюда объясняется поверье, почему клады могут являться в образе различных животных (овцы, коня, собаки и проч.), которым стоит только нанести удар - как они тотчас же рассыпаются серебряными и золотыми деньгами, подобно тому как удары грома рассыпают золотистые молнии и выводят из-за темных облаков блестящие лучи солнца 1957 , g) Воинственный характер Перуна усвоен и его богатырскому коню: конь этот отличается необычайною силою; он помогает своему владельцу в трудных битвах с змеями и демоническими ратями (= тучами), поражая их теми же мощными копытами, которыми разбивает скалы и творит дождевые ключи: «не столько богатырь мечом рубит, сколько конем топчет» или «много богатырь мечом рубит, а вдвое того его добрый конь копытами побивает», «куда конь ни повернет - там улица!» В то время, когда богатырь сражается пеший и враг начинает одолевать его, добрый конь рвется с цепей и роет копытами глубокую яму 1958 . Перед началом войны предки наши гадали об исходе ратного предприятия по ржанию и поступи священных коней, h) Как олицетворения грозовых туч, богатырские кони - кони вещие, одарены мудростью, предвидением и человеческим словом, потому что с живою водою дождя и с громом нераздельны были представления о высшем разуме и небесных вещаниях (см. стр. 198 и дал.). В Илиаде 1959 Ахиллес разговаривает с своим конем Ксанфом и узнает от него о своей близкой смерти; подобно тому Шарац (пегий конь), который служил Марку-королевичу сто шестьдесят лет и пил с ним вино из одной чаши, однажды споткнулся и, проливая слезы, предсказал ему скорую кончину 1960 . Эпические сказания, принадлежащие индоевропейским народам, заставляют коней беседовать с храбрыми витязями, предвещать им будущее и подавать мудрые советы; в русских сказках конь, чуя беду, которая грозит его хозяину, спотыкается на езде, горько плачет по нем и стоит на конюшне по щиколки в слезах или в крови 1961 . Вместе с воплощением естественных явлений природы в человеческие образы, мифические кони отдаются в услуги стихийных богов, которые мчатся на них по воздушным пространствам верхом или в колесницах. Поэтическое представление осложняется, и быстронесущаяся туча, названная первоначально небесным конем, (320) впоследствии принимается за колесницу, запряженную небесными лошадьми, на которой восседает грозное божество 1962 . По белорусскому преданию, духи, подвластные Перуну, носятся по полям и лесам на ретивых конях с быстротою стрелы, а в образе хищных птиц производят ветры и бурю 1963 ; сам же Перун разъезжает по небу в огненной колеснице и бросает с огненного лука стрелы-молнии: атрибуты эти в позднейшую эпоху были перенесены на Илью-пророка. То же самое рассказывают литовцы о своем Перкуне 1964 ; сверх того песни их упоминают о божьих конях, на которых ездят божие сыны:

    Kur paliku dccwa sirgi?

    Deewa dehlijabdija.

    Kur aisjahje deewa dehli?

    Saules mejtos raudsitces 1965 .

    «Прекрасноблещущий» Индра также представлялся с громовыми стрелами и на колеснице, запряженной гнедыми, объятыми пламенем конями; на таких же лошадях являлся и бог Агни; Ветрам (Марутам) гимны Ригведы дают колесницу, запряженную антилопами под красно-огненным ярмом, и самих их уподобляют то птицам, то крылатым коням 1966 . Все главные боги и богини греков, германцев и других родственных народов имели своих коней и свои возки 1967 ; по свидетельству Илиады, боги ездили между небом и землею на бессмертных лошадях, вкушающих амброзию. К этой бессмертной породе принадлежали Ахиллесовы кони Ксанф и Балий, рожденные Зефиром от гарпии Подагры и подаренные Посейдоном Пелею; они дышали пламенем и на бегу опережали самые ветры. Суровый Борей, в образе черногривого жеребца, посещал кобылиц Эрихтония, которые породили от него двенадцать быстроногих коней:

    Бурные, если они по полям хлебородным скакали -

    Вначале мы предлагаем загадки об окружающем мире, о природе и о сельском быте. Далее предлагаем вам шуточные вопросы, которые обычно вызывают у малышей веселый смех (если кто-то ошибается). Эти загадки можно использовать на детских и семейных праздниках.

    По синему пологу золотое просо рассыпано. (Звезды на небе.)

    Сито свито, золотом покрыто, Кто взглянет, всяк заплачет. (Солнце.)

    Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет; глаз нет, а плачет. (Туча.)

    У батюшки жеребец — всему миру не сдержать,

    У матушки коробья —- всему миру не поднять,

    У братца кушак — всему миру не скатать. (Ветер, земля, дорога.)

    Сани бегут, а оглобли стоят. (Река и берега.)

    С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (Рыба.)

    В лес дорога,

    На пупке тревога,

    Внутри ярмарка. (Улей.)

    Избушка нова, жильца нет. Жилец появится — изба развалится. (Яйцо.)

    Летит — кричит, сядет — молчит.

    Цари его боятся, короли страшатся,

    Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)

    Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

    Утром — на четырех ногах,

    В полдень — на двух,

    Вечером — на трех. (Детство, зрелость, старость человека.)

    Горшочек умен, семь дырочек в нем. (Голова человека.)

    Одного отца-матери дитя, а ни тому ни другому не сын. (Дочь.)

    По черному пишу,

    По зеленому смотрю,

    А по золотому режу. (Посев, наблюдение за всходами, уборка хлеба.)

    На одном поводу двенадцать коней поведу. (Грабли.)

    Кину — крошка, а вырастет с лукошко. (Тыква.)

    Двое стоят, двое лежат,

    Пятый ходит, шестой водит. (Дверь.)

    Летом спят, а зимой бегут. (Сани, санки.)

    Шуточные вопросы для детей и взрослых

    Что у Бориса впереди, а у Глеба позади? (Буква «б».)

    Что среди Волги стоит? (Буква «л».)

    Без чего человеку жить нельзя? (Без имени.)

    В каком году люди едят более обыкновенного? (В високосном.)

    Где свету конец? (В темной горнице.)

    Почему (по чему) девушки в церковь ходят? (По дороге.)

    На какой вопрос нельзя ответить «Да»? (Ты спишь?)

    Отчего (от чего) утки плавают? (От берега.)

    Чем корова сначала ходит? (Теленком.)

    Какая разница между попом и Волгой? (Поп — батюшка, а Волга — матушка.)

    Сидело семь галиц. Я стрелил, трех убил. Много ли осталось? (Три, остальные улетели.)

    У семерых братьев по одной сестре. Много ли всех? (Восемь.)

    Несла бабка на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько осталось в корзине яиц? (Ни одного, т. к. упало дно.)

    1. У батюшки жеребец – всему миру

    не сдержать,

    У матушки коробья – всему миру

    не поднять,

    У братца кушак – всему миру не скатать.

    2. Без рук,

    По полю скачет,

    Под окном стучится,

    В избу просится.

    3. Чист и ясен, как алмаз,

    До?рог не бывает,

    Он от матери рожден

    И сам мать рождает.

    4. Без крыльев летят,

    Без ног бегут,

    Без паруса плывут.

    5. Тонок, долог,

    Пал в осоку,

    Сам не вышел,

    А детей вывел.

    6. Бежать, бежать – не добежать,

    Лететь, лететь – не долететь.

    7. Нахмурится, насупится,

    В слезы ударится -

    Ничего не останется.

    8. Меня пьют, меня льют,

    Всем нужна я.

    Кто такая?

    9. Круглолица, белолица,

    Во все зеркала глядится.

    10. Сильнее солнца,

    Слабее ветра.

    Ног нет, а идет.

    Глаз нет, а плачет.

    11. Хоть и видятся,

    А не сойдутся.

    12. Летит – молчит,

    Лежит – молчит.

    Когда умрет -

    Тогда заревет.

    13. Вырос лес,

    Белый весь.

    Пешком в него не войти,

    На коне не въехать.

    14. Взглянешь – заплачешь,

    А краше его на свете нет.

    15. Белая морковка весной растет.

    16. В воде не тонет и в огне не горит.

    17. На горе горой, а в избе водой.

    18. Какой мост из воды построен?

    19. Выше леса стоячего,

    Выше облака ходячего

    На поляне синей

    Пасется жеребец сивый.

    Днем он спит,

    А ночью глядит.

    20. Синяя дорожка

    Осыпана горошком.

    Никто не соберет:

    Ни царь, ни царица,

    Ни красна девица,

    Ни белая рыбица.

    21. Встала красна девица рано,

    Встала бела да румяна,

    Умылась ясною росой,

    Увилась золотой косой.

    Сама добрая, на всех глядит,

    А на себя не велит.

    22. Высоко-высоко

    Золотое око.

    Золотому взгляду

    Все на свете рады.

    23. Люди ждут меня, зовут,

    А приду к ним – прочь бегут.

    24. Зимнее стекло

    Весною потекло.

    25. Не огонь, а жжется.

    26. Без рук рисует,

    Без зубов кусает.

    27. Рисует художник пейзаж на стекле,

    Но эта картина погибнет в тепле.*

    28. Знать необходимо:

    Без чего нет дыма?

    29. Жевать не жую, а все пожираю.

    30. Кто говорит на всех языках?

    31. Ты кричал – оно молчало,

    Ты молчал – оно кричало.

    32. Лежит на земле – ни закрасить,

    ни соскоблить.

    33. Хоть весь день гоняйся за ней -

    не поймаешь.

    34. Кто зимой в трубе гудит?

    35. Каков на вид – никто не знает,

    А он по всей земле гуляет.

    36. Без рук, без ног

    По свету рыщет,

    Поет да свищет.

    37. Один льет, другой пьет.

    38. Два брата родных:

    Одного всякий видит,

    Да не слышит,

    Другого все слышат,

    Да не видят.

    39. Каркнул ворон на сто городов, На тысячу верст.

    40. Взревел медведь

    На сто деревень.

    41. Седой дед у ворот

    Всем глаза заволок.

    42. Змея огневая

    В земле умирает.

    43. Сперва блеск,

    За блеском треск,

    За треском плеск.

    44. Чего в комнате не увидишь?

    45. Белая кошка

    Лезет в окошко.

    46. Наш дед Ермолай

    Съест все, что ни дай.

    47. Есть три брата родные:

    Один ест – не наестся,

    Другой пьет – не напьется,

    Третий гуляет – не нагуляется.

    48. Никто его не видывал,

    А слышать всякий слыхивал:

    Без тела, а живет,

    Без языка, а кричит.

    49. Летит орлица по синему небу,

    Крылья распластала,

    Солнышко застлала.

    50. Лежало одеяло

    Мягкое, белое.

    Солнце напекло -

    Одеяло утекло.

    51. Скатерть бела

    Весь мир одела.

    52. Бел, да не сахар,

    Ног нет, а идет.

    53. Под землей в огромной чаше

    Преет огненная каша,

    Если каша закипит,

    Целый мир вокруг спалит.*

    54. Белая простыня

    Всю землю обошла.

    55. Неизвестно, где живет,

    Полетит – деревья гнет.

    56. Без огня горит,

    Без крыл летит,

    Без ног бежит.

    57. Летит черная сова, а крыльями

    не машет.

    58. Серебряные нити сшивают землю и небо.

    59. Тонкий Тит, высокий,

    Упал в осоку.

    Он с неба пришел

    И в землю ушел.

    60. Гость гостил,

    Золотой мост мостил -

    Без ножа, без топора,

    Без железного долота.

    61. Выгляну в оконце,

    Лежит белое суконце.

    Всю зиму лежит,

    А весной убежит.

    62. Был простой, обычный дом,

    Что же изменилось в нем?

    Появилось украшенье -

    Людям всем на удивленье:

    Хрупкая и странная

    Бахрома стеклянная.*

    63. Мету, мету – не вымету,

    Пора придет – сам уйдет.

    64. Днем окно разбито, ночью вставлено.

    65. Я, как песчинка, мал, а землю покрываю.

    66. Старик у ворот тепло уволок.

    Сам не стоит

    И стоять не велит.

    67. Поднялись ворота – всему миру красота.

    68. Черная корова весь мир поборола,

    Белая пришла – весь мир подняла.

    69. Как пора настала,

    Бабушка Арина

    Землю всю застлала

    Белою периной.

    70. Что всегда стремится в небо и никогда

    не падает на землю?

    71. Если днем на солнце тает,

    Если к ночи вновь зима,

    Что, скажите, вырастает

    На деревьях и домах?*

    72. Что за шар, алый шар

    За рекой зажег пожар?

    Стала речка красноватой

    От вечернего…*

    73. Может, быль, а может, не?быль,

    Говорят, что плачет небо.*

    74. Вокруг носа вьется,

    А в руки не дается.

    75. Сквозь окно

    Тянется красное полотно.

    76. Заря-зарница,

    Красная девица,

    По лесу ходила,

    Ключи обронила.

    Месяц видел – не сказал,

    Солнце увидало – подняло.

    77. Кто мостик на реке мостит

    Без топора, без гвоздей, без клиньев

    и без досок?

    78. Заря-зоренька ключи потеряла.

    Месяц пошел -

    Не нашел,

    Солнце пошло -

    Ключи нашло.

    79. Ходит без ног,

    Рукава без рук,

    Уста без речи.

    80. У тебя есть,

    У меня есть,

    У дуба в поле,

    У рыбы в море.

    81. Дверь не открывает,

    А в комнату попадает.

    82. Красный кот

    Дерево грызет,

    Весело живет.

    А воды попьет -

    Зашипит и умрет.

    83. Над бабушкиной избушкой

    Висит хлеба краюшка.

    Собака лает, а достать не может.

    84. Белый дед,

    Белее нет.

    Старый, горбатый,

    Лежит возле хаты.

    Лежит всю зиму -

    Никто не поднимет.

    Весна придет -

    Он сам уйдет.

    85. Сивый жеребец во все царство ржет.

    86. Накормишь – живет, напоишь – умрет.

    87. Есть невидимка: в дом не просится,

    а прежде людей в доме.

    88. Один костер весь свет согревает.

    89. Тепло текло

    И легло под стекло.

    90. Золотой хозяин с поля идет,

    Серебряный пастух на поле идет,

    Мелкое стадо гонит.

    91. На заре-зарянской

    Катится шар вертянский,

    Никому его не обойти, не объехать.

    92. Разноцветная дуга

    Соединила берега.*

    93. Я снежная, я белая,

    Меня ребята сделали.

    Днем они всегда со мной,

    Вечером идут домой.

    Ну а ночью под луной

    Очень грустно мне одной.*

    94. Есть на свете конь -

    Всему миру не сдержать.

    95. Разойдется детина -

    Удержу нет,

    Уляжется -

    Не видать, не слыхать.

    96. Вечером цветут,

    Утром вянут,

    Днем спят,

    Ночью пробуждаются.

    97. Шел долговяз,

    В землю увяз.

    98. Кто в году четыре раза переодевается?

    99. Золотая сабля упала,

    А звона никто не услышал.

    100. Пятнадцать лет царствовала,

    На шестнадцатом году заболела,

    На тридцатом умерла

    И снова народилась.

    101. Я мала да зла,

    Чуть-чуть свечу,

    Иногда так упаду,

    Что много горя принесу.

    102. Отец не рождался,

    А сын уже на крыше сидит.

    103. Громко стучит,

    Звонко кричит,

    А что говорит -

    И мудрецам не понять.

    Отгадки

    1. Ветер, земля, дорога.

    4. Облака.

    5. Дождь и ручейки после дождя.

    6. Горизонт.

    11. Солнце и луна.

    12. Снег и ручьи.

    13. Морозные узоры на стекле.

    14. Солнце.

    15. Сосулька.

    17. Снежный сугроб.

    18. Ледяной.

    20. Звездное небо.

    22. Солнце.

    28. Без огня.

    37. Дождь, земля.

    38. Молния и гром.

    42. Молния.

    43. Молния, гром и дождь.

    44. Воздух.

    45. Рассвет.

    47. Огонь, вода и ветер.

    53. Вулкан.

    54. Облако.

    56. Солнце, туча, река.

    62. Сосульки.

    63. Солнечный луч.

    64. Прорубь.

    67. Радуга.

    68. Ночь и день.

    71. Сосульки.

    75. Луч солнца.

    81. Воздух.

    84. Снежный сугроб.

    87. Воздух.

    88. Солнце.

    89. Река текла и замерзла.

    90. Солнце уходит, а луна выходит и выводит звезды.

    91. Солнце.

    92. Радуга.

    93. Снежная баба.

    96. Звезды.

    99. Луч солнца.

    100. Луна, месяц.

    101. Искра.