Святитель тихон патриарх всероссийский 100 летие.

18 ноября 1917 года был избран на патриарший престол святитель Тихон — первый Предстоятель Церкви после восстановления патриаршества в России. Избрание прошло в Москве, на Поместном соборе Русской православной церкви. Ради этого события собрались 576 делегатов из всех епархий Русской Церкви.

Патриарх Тихон, в миру — Василий Беллавин, с детства отличался религиозностью и тягой к церкви. В девять лет он поступил в Торопецкое духовное училище, после продолжил образование в Псковской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1890-1910-х годах будущий патриарх служил в Польше, США, Канаде, на Аляске. В 1907 году он вернулся в Россию, в Ярославль, а в 1914 был отправлен в Вильнюс (Вильну), в то время также входящий в состав Российской империи.

В 1917 году после Февральской революции Тихон, на тот момент архиепископ Виленский, подписал воззвание Синода, гласившее:

«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути».

В новый состав Синода Тихон не попал, но в мае был избран правящим архиереем Москвы, а в августе возведен в сан митрополита.

Вопрос о восстановлении патриаршества активно обсуждался летом 1917-го на Всероссийском Поместном Соборе. Далеко не все его участники поддерживали такое решение. Однако после Октябрьской революции и прихода к власти большевиков споры прекратились и было принято решение о восстановлении патриаршества.

Избрание патриарха проводилось в два этапа: сначала голосованием, по итогам которого Тихон оказался на третьем месте, а затем жеребьевкой среди трех кандидатов, набравших наибольшее количество голосов.

Через несколько дней после избрания, 21 ноября, состоялась интронизация Тихона — богослужение, во время которого тот был возведен на престол.

В январе 1918 года патриарх Тихон издал воззвание, гласившее: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной...

Гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани».

Летом в Казанском соборе на Красной площади он осудил расстрел Николая II и то, что «Исполнительный комитет одобрил это и признал законным».

В октябре 1918 года в Обращении к Совету Народных Коммисаров патриарх вопрошал: «Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?... От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоевана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото».

В 1922 году Всероссийский центральный исполнительный комитет потребовал изъятия из церквей дорогостоящих предметов и передачи их Народному Комиссариату Финансов в рамках борьбы с массовым голодом в Поволжье и других регионах. Когда стали изыматься в том числе и необходимые для богослужений предметы, это привело к сопротивлению со стороны священнослужителей и прихожан. В числе осуждавших действия государства оказался и патриарх Тихон. В феврале 1922 года он обратился к верующим с очередным воззванием, где сообщил, что

«с точки зрения Церкви подобный акт является актом святотатства…

Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство — миряне отлучением от Нее, священнослужители — извержением из сана».

Недовольство верующих становилось все более выраженным. В марте в Шуе они решили оказать сопротивление при изъятии ценностей, в итоге по толпе открыли огонь. В результате погибли четыре человека, еще десять были ранены.

Владимир Ленин, тогда — председатель Совнаркома, расценил эти действия как сопротивление власти со стороны духовенства. Патриарх Тихон был вызван в Государственное политическое управление, где был поставлен в известность, что правительство «требует от гражданина Беллавина как от ответственного руководителя всей иерархии определенного и публичного определения своего отношения к контрреволюционному заговору, во главе коего стоит подчиненная ему иерархия».

С мая 1922 года патриарх находился под арестом в Донском монастыре. В июне он подал заявление, в котором раскаивался в «проступках против государственного строя» и просил Верховный суд освободить его из-под стражи.

«При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции»,

— писал Тихон.

Патриарх Тихон был освобожден из-под стражи. Позже он еще раз подчеркнул свою лояльность к Советской власти в ««Обращении» к «архипастырям, пастырям и пасомым православной церкви российской»: «В том преступлении, в котором я признаю себя виновным, по существу виновно то общество, которое Меня, как Главу Православной Церкви, постоянно подбивало на активные выступления тем или иным путем против Советской власти. Отныне Я определенно заявляю всем тем, что их усердие будет совершенно напрасным и бесплодным, ибо Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило».

На «Втором Поместном Всероссийском Соборе» в 1923 году было решено лишить патриарха сана,

«так как патриарх Тихон вместо подлинного служения Христу служил контрреволюции и этим, как лицо, которое должно правильно вести всю церковную жизнь, ввел в заблуждение широкие церковные массы».

Несмотря на смену взглядов, Тихон все еще находился под следствием. Решение о прекращении дела было принято только в 1924 году.

В 1925 году Тихон был снова вызван на допрос — на этот раз как глава «шпионской организации церковников». Однако результатов расследования он не дождался — Тихон скончался 7 апреля 1925 года в возрасте 60 лет от сердечной недостаточности и был похоронен у Донского монастыря, с внутренней стороны южной стены трапезной Малого Донского собора

В 1981 году Тихон был канонизирован в лике исповедника и включен в Собор святых новомучеников и исповедников Российских, в 1989 году поставлен во главу Собора. В 1992 после пожара в Малом соборе Донского монастыря были обнаружены останки Тихона. Сейчас они находятся в Большом соборе.

18 ноября 2017 года, в день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе г. Москвы, где покоятся честные мощи святителя Тихона. К празднованию 100-летия избрания Патриархом Московским и всея России святителя Тихона создана новая рака для его честных мощей.

За Божественной литургией была совершена хиротония во епископа Волжского и Сернурского ().

В богослужении участвовали члены Русской Православной Церкви. Этот орган был образован по предложению Святейшего Патриарха Кирилла постановлением Архиерейского Собора в 2011 году, «по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений» ( Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 6).

Его Святейшеству сослужили: , управляющий делами Московской Патриархии; , Патриарший экзарх всея Беларуси; , председатель Московского Патриархата; , председатель Русской Православной Церкви; , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; , председатель ; ; , председатель ; , председатель Московского Патриархата; , председатель ; ; , председатель , наместник ; , руководитель Московской Патриархии; ; , председатель ; , председатель , наместник ; , руководитель ; , наместник Донского ставропигиального монастыря; , председатель ; ; , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Александр Фарковец, благочинный храмов Донского округа г. Москвы, настоятель храма в честь положения честной ризы Господней в Успенском соборе в Москве на Донской; протоиерей Василий Бабурин, настоятель храма Всех святых на Соколе г. Москвы; протоиерей Димитрий Рощин, начальник управления по работе с общественными объединениями и организациями , настоятель храма святителя Николая Мирликийского на Трех Горах г. Москвы; благочинные и духовенство Северного и Северо-Западного викариатств г. Москвы, насельники Донского монастыря в священном сане, священнослужители .

На сугубой ектении были вознесены прошения:

«Еще молимся Тебе, Богу, Спасителю нашему, о еже милостивым оком призрети на ны, память творящих о столетней годовщине Священнаго Собора Церкве нашея, им же святитель Тихон Первосвятителем Церкви Русския избрася, о еже во едино ю собрати и от пагубных разделений и нестроений избавити, веру же православную невредиму и непреобориму соблюсти от неверия, ересей и расколов, верных чад ея в единомыслии утвердити и миром оградити, рцем вси Милосерде Господи, услыши и помилуй.

Еще молимся Господу Спасителю нашему, о еже прияти исповедание и благодарение нас, недостойных рабов Своих, о Твоих благодеяниях, яже излиял еси на Церковь Русскую от лет древних, наипаче же в мимошедшем веце, спасая ю от бед и скорбей и от разделений восставляя, и припадаем, и славословие Тебе, яко Богу приносим и умиленно вопием: яко Милостив, исполни во благих прошения наша, прилежно молим Ти ся, Всесильный Творче, услыши и помилуй.

Еще молимся о еже приятися, яко кадилу благовонному, молитвам сонма мучеников и исповедников за веру и правду страшныя страдания и мученическую кончину претерпевших и Христа ради в годы гонений подвизавшихся, да Церковь Русскую утвердит, нас же всех в единомыслии соблюдет, рцем вси Господи, Спасителю наш, услыши и милостивно помилуй.

Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже благосердием и милостию призрети на виноград сей, егоже насади и сохрани от всех наветов вражиих Десница Твоя, о еже и в предняя лета даровати Церкви Твоей единение и безмятежие, да не умалится она и да не поколеблется Русь святая, но да славится в ней Трисвятое имя Твое, рцем вси, Благосерде Господи, услыши и милостивно помилуй».

Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву:

«Боже великий и непостижимый, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне и Душе Соприсносущный, спасаяй погибающыя, животворяй мертвыя и дивным Твоим промыслом управляяй всяческая! Приклони ухо Твое с высоты святыя Твоея, и приими от нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, им же в прошедшее столетие велие Твое от бед и всегубительства спасение явил еси, сердцем и устами возносимая Тебе благодарственная сия моления, исповедания и славословия. Не по беззакониям нашим сотворил еси нам, Господи, ниже по грехом нашим воздал еси нам, но призрел еси на многия труды и усердныя молитвы верных рабов Твоих членов Священнаго Собора Церкви Русския, архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, попечение имевших о благоустроении Церкви нашея и святителя Тихона Первосвятителем Церкви Русския избравших.

Помози нам, Господи, благодарную память сего славнаго Твоего милосердия тверду и непрестанну имети в себе, яко да Тобою утверждаеми и ограждаеми, всегда, якоже днесь, поем и славословим Имя Твое святое. Сподоби нас в вере, любви и единении пребывати, пагубныя резделения и расколы преодолевати, да Дух Твой Благий почиет на нас. Исправи жизнь нашу греховную, просвети ум наш светом учения Евангельскаго, возгрей серца наша теплотою благодати Твоея и направи нас к деланию заповедей Твоих, да прославится и в нас, якоже во отцех Священнаго Собора Церкве нашея в годы гонений пострадавших, всесвятое и преславное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Антоний (Скорик), насельник Донского монастыря.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл епископа Волжского и Сернурского Феофана на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Предстоятель Русской Церкви совершил славление и молитву у честных мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и освящение новоустроенной раки для мощей святителя.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с .

Во внимание к помощи в реставрации храма Архангела Михаила Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы Святейший Владыка наградил генерального директора Благотворительного фонда поддержки социальных программ «ИФД Капитал» Н.В. Сазонова медалью Славы и чести I степени.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов стал важнейшим историческим событием в жизни Русской Православной Церкви XX века.

Наиболее важными деяниями Собора стали восстановление патриаршества и избрание святителя Тихона на патриарший престол. Институт патриаршества лёг в основу целой системы церковного управления, характеризующейся принадлежностью высшей церковной власти Поместному Собору и возглавлением Патриархом Священного Синода и Высшего Церковного Совета.

Одиннадцатого октября 1917 года, в ходе первой сессии Поместного Собора, на пленарном заседании выступил с докладом о патриаршестве председатель Отдела о высшем церковном управлении, епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский). Так была открыта соборная дискуссия по вопросу о восстановлении в Русской Церкви института патриаршей власти и переустройстве всей церковно-административной системы.

Большинством голосов членов Отдела было принято решение о внесении в проект преобразования высшего церковного управления положения о восстановлении патриаршей власти. Однако целый ряд членов Собора, в числе которых было немало крупных учёных и церковных деятелей, считали необходимым предварительно выработать соборные документы, закрепляющие права и обязанности Патриарха и полномочия Собора.

Епископ Астраханский Митрофан возражал им: «Вы говорите: сконструируйте Собор. Но этого сделать без первоиерарханельзя; равным образом нельзя образовать и Синод без первоиерарха. Нам говорят: внесите полное положение об управлении, а не в виде отдельной формулы. Что же нам делать? Бросить всю работу? Вопрос о патриаршестве - вопрос весьма сложный. […] Нам нужен Патриарх как церковно-молитвенный предстоятель Русской Церкви, представитель подвига и дерзновения и как стоятель за Русскую Церковь. Все остальное не имеет значения. […] Чтобы восстановление патриаршества не пугало, мы вносим корректив: Патриарх является только первым между равными ему епископами. Это ставит границы единоличной власти Патриарха. Это положение совершенно определённое. Патриарх не поглотит церковной власти».

Епископ Митрофан указывал, что патриаршество известно на Руси с самого принятия христианства, поскольку в первые столетия своей истории Русская Церковь была в юрисдикции Константинопольского Патриархата. При митрополите Ионе Русская Церковь стала автокефальной, но принцип первоиераршей власти в ней остался непоколебимым. Когда Русская Церковь выросла и окрепла, появился и первый Патриарх Московский и всея Руси. Упразднение патриаршества Петром I стало антиканоническим деянием. Русская Церковь была обезглавлена. «Синод оставался чуждым русскому сердцу, он не затрагивал внутренних, глубинных струн души, которые затрагивались при живом представителе. Посему мысль о патриаршестве оставалась в сознании русского народа. Она жила как золотая мечта».

Противники восстановления патриаршества возводили на своих оппонентов обвинения в тайных монархических надеждах. Приводили довод о том, что история знает много слабых патриархов, которые были не в силах противостоять государственной власти и покорно шли у неё на поводу. Или, напротив, полагали, что история даёт немало примеров деспотичных предстоятелей Русской Церкви, рядом с которыми не уживается идея соборности. А также утверждали, что реставрация этого церковного института не спасёт Русскую Церковь от чрезвычайных обстоятельств времени, в которых она оказалась в ходе революции, а напротив, отбросит её в XVII век с безнадёжным отставанием от Европы.

Несмотря на сопротивление части соборян, большинство на Всероссийском Церковном Соборе 1917-1918 годов выступило в защиту патриаршества. И. Н. Сперанский в своей речи на пленарном заседании Собора указал на глубокую внутреннюю связь между существованием первосвятительского престола и духовным ликом допетровской Руси. Главным доводом в пользу восстановления патриаршества он считал то, что Православная Церковь была совестью государства до тех пор, пока на Руси был верховный пастырь - Святейший Патриарх.

Одним из самых весомых аргументов в защиту патриаршества стала история Церкви. Профессор И. И. Соколов напомнил Собору о светлом духовном облике предстоятелей Константинопольской Церкви: святых Фотия, Игнатия, Стефана, Антония, Николая Мистика, Трифона, Полиевкта. Во времена турецкого владычества мученически скончались вселенские патриархи Кирилл Лукарис, Парфений, Григорий V, Кирилл VI. На заседаниях Собора также говорилось о высоком первосвятительском подвиге митрополитов Русской Церкви - Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, священномученика Патриарха Гермогена.

Наконец, 4 ноября 1917 года Всероссийский Церковный Собор вынес определение «Об общих положениях о высшем управлении Православной Российской Церкви», которым восстанавливалось патриаршество. Следующим шагом Собора стала разработка процедуры избрания Патриарха. В итоге члены Всероссийского Церковного Собора решили, что в первом избирательном собрании члены Собора подают записки с именем предлагаемого ими кандидата в Патриархи. Получивший абсолютное большинство голосов считается избранным в кандидаты. Туры голосования будут повторяться, пока три кандидата не получат большинства голосов. И наконец, жребием из них будет избираться Патриарх.

В результате голосования членов Собора тремя кандидатами в Патриархи, набравшими большее количество голосов, стали: архиепископ Антоний (Храповицкий) - 159 голосов в результате первого голосования; архиепископ Арсений (Стадницкий) - 199 голосов в результате второго голосования; митрополит Тихон (Беллавин) - 162 голоса в третьем туре голосования.

Избрание состоялось 5 ноября в храме Христа Спасителя. Патриархом Православной Российской Церкви был избран митрополит Московский Тихон. Двадцать первого ноября на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в необычайно торжественной атмосфере была совершена интронизация Патриарха в Успенском соборе Кремля. Отныне Русская Церковь вновь обрела своего печальника и молитвенника.

Представители того времени прекрасно понимали масштаб совершившегося. Профессор С. Н. Булгаков напомнил, что помимо церковно-канонических прав Патриарх имеет ещё и особый иерархический авторитет, поскольку в нём отражается живое единство Поместной Церкви. Он - церковная вершина, возвышающаяся над местной оградой, видящая другие вершины и видимая ими.

На долгие годы соборные определения, касающиеся статуса и компетенции Патриарха, должны были обеспечить устойчивость вновь сформированному институту патриаршей власти. История рассудила иначе. Вихрь революционных событий, утверждение советской власти с её атеистическим укладом, гонение на Русскую Церковь в первой половине XX века сделали невозможным нормальное функционирование высшей церковной власти в лице Поместного Собора, а также высшего церковного управления, возглавляемого Патриархом. Созданная Всероссийским Церковным Собором в 1917-1918 годах система высшего церковного управления, которая включала в себя Поместный Собор, Священный Синод и Высший Церковный Совет во главе со Святейшим Патриархом, в чрезвычайных исторических условиях оказалась лишённой необходимых для нормальной работы средств: материальных, финансовых, организационных и людских ресурсов. Полноценное функционирование системы органов высшего церковного управления было поставлено в зависимость от созывов Поместного Собора.

Двадцатого сентября 1918 года Всероссийский Церковный Собор принял определение, согласно которому Патриарх должен был созвать Поместный Собор весной 1921 года. Сделать этого не удалось, а следовательно, не получилось и выбрать новый состав Синода и Высшего Церковного Совета. Таким образом, начиная с 1921 года высшее церковное управление в том виде, в котором оно было сформировано Собором в 1917-1918 годах, перестало существовать. Вся церковная власть сосредоточилась в руках Патриарха, затем Патриаршего Местоблюстителя, а ещё позднее - заместителя Патриаршего Местоблюстителя. «Если до сих пор, - пишет Иринарх Стратонов, - Патриарх был носителем идеи церковного единства, то теперь при известных обстоятельствах он делался единственным сосредоточием всей полноты церковной власти».

В 2008 году Россия отпраздновала 90-летие со дня восстановления Патриаршества на Руси. Со времён Петра Великого, который упразднил патриарший престол за несогласие Патриарха Адриана смириться с исторической ломкой, и до 1917 года на Руси делами Православной Церкви ведал Святейший Синод. Но главное - это то, что была сохранена верность православию. Сохранена ценой великого духовного подвига.

Семь с половиной лет патриаршества, с 1917 по 1925 годы, имя Патриарха Тихона было самым дорогим не только для русского народа. Весь христианский мир трепетно следил за ходом исповеднических и мученических подвигов Московского Патриарха. Восхищался им, благословлял и молился за него.

Василий Беллавин, сын сельского священника отца Иоанна из старинного русского города Торопца, что на границе Псковской и Тверской земель, родился в 1865 году. С детства он решил пойти по родительским стопам. Обучался сначала в духовно-учебных заведениях Псковской епархии, а в 1884 году был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию. Однокурсники с первых же дней прозвали его, степенного, добросовестного, ревностно веровавшего, «патриархом».

По окончании учения в 1888 году, Василий проходил духовно-учебную службу в Пскове, Казани, Холме. В 1891 году, будучи преподавателем, он подал прошение о принятии монашества. Постриг был совершён в честь святителя Тихона Задонского, прославленного русского святого, с именем которого в нашем монашестве связано утверждение особого направления духовной жизни - старчества. В 1897 году Тихон Беллавин был удостоен архиерейства. В следующем году назначен на святительский пост в Северной Америке, где возглавил Алеутскую и Северо-Американскую епархию. В 1905 году американцы избрали владыку Тихона почётным гражданином Соединенных Штатов.

В том же году владыка Тихон получает сан архиепископа и возвращается в Россию, в Ярославль. Ярославцы с неподдельной нежностью называли его ясным солнышком. Град Ярослава Мудрого так полюбил своего архипастыря, что оказал ему исключительную честь, избрав почётным гражданином города. Затем служение в Вильно, где Тихон проходил свой архипастырский путь в пору тяжёлого военного времени. Двадцать третьего июня 1917 года первопрестольная Москва, при избрании архипастыря на пост митрополита Московского, предпочла всем громким и славным архипастырским именам кандидатуру смиренного, простого архиепископа Виленского и Литовского Тихона.

В труднейшее для страны время в ноябре 1917 года открылся Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви. Заблистали на нём архипастыри, пастыри и церковные люди: кто учёностью, кто красноречием, кто громким именем, Тихон не блистал, был скромен и смирен. Москвичи благодушно острили про него «тих он». Сразу встал главный вопрос: о восстановлении патриаршества, пресекшегося в 1700 году.

«Подавляющее большинство остановило своё внимание не на звёздах первой величины в иерархии, каковыми были Антоний Харьковский и Арсений Новгородский, - вспоминал министр исповеданий Временного правительства А. В. Карташёв, - а на скромном, добродушном, не учёном и не гордом, а сияющем русской народной простотой и смирением новом митрополите Московском Тихоне. Ему сразу же было дано эффектное большинство 407 голосов из 432 присутствовавших на заседани». Когда начали перебирать кандидатов на Всероссийский патриарший престол, неизменно стали называть и имя Тихона. Правда, в числе кандидатов он занял третье место. Пятого ноября в храме Христа Спасителя глубокий старец иеросхимонах Алексий, затворник Зосимовской пустыни, вынул из ларца жребий и зачитал имя: митрополит Московский Тихон. Митрополит Киевский Владимир, который совершал литургию, воскликнул «Аксиос!», по-гречески - достоин. И духовенство, и народ единодушно подхватили: «Аксиос!» Тихон произнёс: «Сколько мне придётся глотать слёз и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжёлую годину!» Речь оказалась пророческой.

Кровавым вихрем жесточайшего террора сметались с лица земли целые сословия и классы. Вековой уклад государственной, общественной, семейной жизни подвергался насильственной ломке. Но, кажется, ни в одной области террор не был довёден до такой утончённой жестокости, как в области церковной.

Уже в 1919 году были сёла и даже города без священников. Казни духовных лиц производились часто без суда и следствия. В новом государственном строе служители церкви были обращены в лиц без элементарных гражданских прав. Противорелигиозная пропаганда стала повсеместной и систематической. Церковь отстранили от влияния на школу, семью, общество. Закрывали духовно-учебные заведения, домовые церкви, обители. Приходы облагали налогом. Это были труднейшие времена для Церкви, а значит, и для всей духовной жизни народа. Власть, которая стремилась разбить христианские устои, требовала уступок не в чём-то второстепенном, а в существе веры. Начался обновленческий раскол.

Среди всеобщего разрушения и разложения Патриарх Тихон сумел сохранить церковный канонический организм в строжайшем соответствии с требованиями святых законов и правил. Среди бурь он сумел сплотить верующих в такой прочный союз, разрушить который оказалось никому не под силу.

В апреле 1922 года начался судебный процесс по делу Патриарха Тихона. Революционный трибунал вынес определение о привлечении его к уголовной ответственности. Вскоре ему было объявлено, что он находится под домашним арестом. В ночь на 19 мая Патриарха перевезли с его Троицкого подворья в Донской монастырь. Здесь под охраной, в полной изоляции от мира ему предстояло пробыть год. Затем месяц в ГПУ, на Лубянке, при непрерывных «беседах».

Пытались смутить Патриарха внесением разлада в среду церковной иерархии. Из осуждённых церковным судом, даже лишённых сана и отлучённых от церкви, решили создать оппозицию Патриарху и возглавляемой им Русской Церкви. Раскольники и сектанты, при поддержке советского государства, стали создавать новые церковные образования. Лишённый архиерейского сана и отлучённый от Церкви Владимир Путята стал главой «Новой Церкви». Оженившийся иеродиакон Иоанникий Смирнов, посвящённый расстригой Путятой в епископы, возглавил «Свободную Трудовую Церковь». Бывший адвокат Александр Введенский, назвавшись архиепископом Лондонским, в компании с провизором Соловейчиком, наречённым епископом Николаем, основали «Древне-Апостольскую Церковь». Назвавшийся протопресвитером Владимир Красницкий создал «Живую Церковь». Известный всей России своими шумными скандалами Антонин Грановский, наименовавшийся митрополитом, приступил к строительству некоего «церковного ренессанса». Во время ареста Патриарха все эти новообразования, объединившись, созвали «Всероссийский Церковный Собор», признавший советскую власть, осудивший Патриарха и избравший свой «Синод». Первоиерарх нашей Церкви, измученный арестами и допросами, находился под постоянным давлением власти, которая то и дело ставила его перед дьявольским выбором: либо принять одного из руководителей обновленчества, либо архиереи не будут выпущены из тюрем.

В июне 1923 года Патриарха освободили, с заявлением от его имени, что он «советской власти не враг». В то же время в печати стали появляться сообщения о тяжких недугах владыки. Эти настойчивые известия готовили общественное сознание к чему-то роковому. И 25 марта (07 апреля) 1925 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Тихон, одиннадцатый Патриарх России, скончался. Появилось сообщение, что он умер от «грудной жабы». Создавалось впечатление, что грудная жаба - болезнь, протекающая длительно - у Патриарха имела какой-то особенный молниеносный характер. Всем было ясно, что смерть Патриарха мученическая. «Жил исповедником, умер мучеником…»

Сергий Звонарёв, священник.

Работа заняла I место в номинации «Переломные точки русской истории» в конкурсе «Наследие предков - молодым. 2007».

Публикуется в журнальном варианте

4 декабря 2017 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, день 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное богослужение сообщает Патриархия.ru .

В центре Храме Христа Спасителя была установлена рака с честными мощами святителя Тихона, Патриарха Московского, которые 29 ноября с.г., к началу Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, были принесены в кафедральный собор из Донского ставропигиального мужского монастыря.

Богослужение возглавил Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II.

Божественную литургию совершили Предстоятели и главы делегаций Поместных Православных Церквей, участвующие в торжествах по случаю 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви: Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; Святейший Патриарх Сербский Ириней; Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил; Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II; Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий; Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва; Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав; Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон; митрополит Ахалцихский и Тао-Кларжетский Феодор, глава делегации Грузинской Православной Церкви; митрополит Ловчанский Гавриил, глава делегации Болгарской Православной Церкви.

В богослужении участвовали постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви и Предстоятели автономных и самоуправляемых частей Московского Патриархата: митрополит Токийский и всея Японии Даниил; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; участники Архиерейского Собора Русской Православной Церкви; члены делегаций Поместных Православных Церквей; московское духовенство.

В храме молились многочисленные священнослужители, монашествующие и миряне.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении сводного хора певчих Московской городской епархии под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова. Сводный хор образован из лучших певчих благочиний Первопрестольного града.

На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция богослужения.

На малом входе, в соответствии с пуктом 2.2.4 Положения о наградах Русской Православной Церкви, которое было принято на прошедшем Архиерейском Соборе, гласящим: «Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви», права ношения второй панагии были удостоены: митрополит Токийский и всея Японии Даниил; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Рижский и всея Латвии Александр; митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа. Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, был удостоен Святейшим Патриархом Кириллом права ношения второй панагии в июне с.г. в дни проведения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей «в ознаменование 10-летия подписания Акта о каноническом общении и во внимание к ревностным трудам по упрочению обретенного духовного единства».

В соответствии с новым Положением о наградах, согласно пункту 2.2.1 («Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию»), Святейший Патриарх Кирилл возвел в сан архиепископа: епископа Благовещенского и Тындинского Лукиана; епископа Кызыльского и Тывинского Феофана; епископа Биробиджанского и Кульдурского Ефрема; епископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама; епископа Владикавказского и Аланского Леонида; епископа Горноалтайского и Чемальского Каллистрата; епископа Анадырского и Чукотского Матфея.

На сугубой ектении были вознесены прошения:

«Еще молимся Тебе, Богу, Спасителю нашему, о еже милостивым оком призрети на ны, память творящих о столетней годовщине Священнаго Собора Церкве нашея, им же святитель Тихон Первосвятителем Церкви Русския поставися, о еже во едино ю собрати и от пагубных разделений и нестроений избавити, Церковь же православную невредиму и непреобориму соблюсти от неверия, ересей и расколов, верных чад ея в единомыслии утвердити и миром оградити, рцем вси Милосерде Господи, услыши и помилуй»;

«Еще молимся Господу Спасителю нашему, о еже прияти исповедание и благодарение нас, недостойных рабов Своих, о Твоих благодеяниях, яже излиял еси на Церковь Русскую от лет древних, наипаче же в мимошедшем веце, спасая ю от бед и скорбей и от разделений исцеляя, и припадаем, и славословие Тебе, яко Богу приносим и умиленно вопием: яко Милостив, исполни во благих прошения наша, прилежно молим Ти ся, Всесильный Творче, услыши и помилуй»;

«Еще молимся о еже прияти Господу Богу нашему, яко кадилу благовонному, молитвы сонма мучеников и исповедников за веру и правду страшныя страдания претерпевших и мученическую кончину приявших и Христа ради в годы гонений подвизавшихся, да Церковь Русскую утвердит, нас же всех в единомыслии соблюдет, рцем вси Господи, Спасителю наш, услыши и милостивно помилуй»;

«Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже благосердием и милостию призрети на виноград сей, егоже насади и сохрани от всех наветов вражиих Десница Твоя, о еже и в предняя лета даровати Церкви Твоей единение и безмятежие, да не умалится она и да не поколеблется Русь святая, но да славится в ней Трисвятое имя Твое, рцем вси, Благосерде Господи, услыши и милостивно помилуй».

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву:

«Боже великий и непостижимый, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне и Душе Соприсносущный, спасаяй погибающыя, животворяй мертвыя и дивным Твоим промыслом управляяй всяческая! Призри милостивно с высоты святыя Твоея, и приими от нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, им же в мимошедшем веце велие Твое от бед и всегубительства спасение явил еси, сердцем и устами возносимая Тебе благодарственная сия моления, исповедания и славословия. Не по беззакониям нашим сотворил еси нам, Господи, ниже по грехом нашим воздал еси нам, но призрел еси на многия труды и усердныя молитвы верных рабов Твоих членов Священнаго Собора Церкви Русския, архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, попечение имевших о благоустроении Церкви нашея и святителя Тихона на престол Первосвятительский Церкви Русския поставивших и Патриаршество в ней тем восстановивших.

Помози нам, Господи, благодарную память сего славнаго Твоего милосердия тверду и непрестанну имети в себе, яко да Тобою утверждаеми и ограждаеми, всегда, якоже днесь, поем и славим Имя Твое святое. Сподоби нас в вере, любви и единении пребывати, пагубныя резделения и расколы врачевати, да Дух Твой Благий почиет на нас. Исправи жизнь нашу, просвети ум наш светом учения Евангельскаго, возгрей в серцах наших дух благочестия, направи нас к деланию заповедей Твоих, да прославится и в нас, якоже во отцех Священнаго Собора Церкве нашея в годы гонений пострадавших, всесвятое и преславное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Перед причастием архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, огласил Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

По завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл облачился в копию интронизационного куколя Патриарха Тихона, преподнесенную Его Святейшеству Священным Синодом Русской Православной Церкви в Храме Христа Спасителя 20 ноября 2017 года.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения со словом.

С приветствием от имени представителей всех Поместных Православных Церквей выступил Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II.

Затем в трапезных палатах Храма Христа Спасителя состоялся торжественный прием по случаю 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви.