Церковные праздники и посты в августе. Православный календарь

Реклама

Православный календарь церковных праздников на август 2017 года содержит целую плеяду важных событий для духовной жизни нашей страны

Напомним, что двунадесятым называется один из 12 праздников, которые уступают по значимости только Пасхе. Эти двенадцать праздников являются памятью о событиях, знаменующих земной путь Богородицы и Спасителя.

Те два двунадесятых праздника, что ждут нас в этом месяце являются непереходящими, то есть, имеют раз и навсегда закрепленное за ними место в календаре:

19.08 - Преображение Господне,

28.08 - Успение Пресвятой Богородицы.

Праздник Преображения посвящен евангельскому событию, о котором рассказывается так. Иисус много говорил своим ученикам о той судьбе, что его ожидает и о том, что он примет мученическую смерть. Апостолы не понимали его и смущались, они надеялись на то, что Христос будет править земным миром и не могли уразуметь, что его царство вовсе не здесь.

Праздник Успения Богородицы - это годовщина смерти Марии. По разным данным, после смерти Иисуса она прожила от 10 до 20 с лишним лет. Она стала матерью для всех апостолов Христа, с которыми совместно молилась и которых утешала своими проповедями. В этот летний день она тихо скончалась, будто уснув

Начало Успенского поста 2017, как и в прежние годы, приходится на 14 августа. Продлится он ровно две недели, до 27-го числа.

Успенский пост в 2017 году начинается в понедельник, так что если ты надумала поститься, то можешь начать соблюдать правила Успенского поста прямо с начала рабочей недели.

Этот непродолжительный летний пост назван в честь великого церковного праздника, которому он и приурочен – Успение Пресвятой Богородицы. Успенский пост завершается 27 числа, а на следующий день, 28 августа, празднуется Успение Богородицы.

  • Традиционно в понедельник, среду и пятницу следует соблюдать сыроядение. Разрешено употреблять сырые овощи и фрукты, сухой хлеб, орехи, сухофрукты, мед, без растительного масла.
  • По вторникам и четвергам допустимо есть горячую приготовленную пищу, но также без добавления растительного масла.
  • А вот по субботам и воскресеньям разрешается есть горячие блюда с растительным маслом, а также вино.

Кроме того, 19 августа, в праздник Преображения Господнего и Яблочного Спаса допустимо есть рыбу.

Медовый Спас каждый год празднуется в один и тот же день - 14 августа. Церковь в эту дату отмечает Происхождение честных древ Животворящего Креста. Слово «происхождение» в данном случае имеет непривычный смысл - оно означает «исход», «вынос». Дело в том, что праздник зародился в Константинополе несколько веков назад и был посвящен выносу из царской сокровищницы частицы креста, на котором распяли Спасителя. В то время бушевали эпидемии тяжелых болезней, и верующие, уповая на Божественную помощь, прикладывались к Кресту. И в наши дни кульминацией церковной службы является вынос Креста в центр храма, дабы каждый верующий мог прикоснуться к святыне. Также этот день является началом Успенского поста.

Второй августовский Спас выпадает на 19 августа. Верующие в этот день отмечают Преображение Господне - большой христианский праздник, посвященный воспоминанию явления божественной сущности Спасителя. Согласно евангельской истории, во время молитвы вместе с учениками Христос озарился неземным светом, а с Небес раздался глас Господа, возвестивший, что это Сын Его.

На Яблочный Спас начинали прощаться с летом и готовиться к осени. До этого момента обычно не вкушали яблок: это считалось плохой приметой, да и плоды обладали далеко не теми вкусовыми свойствами, которые обретали к 19 августа. В этот день принято было освящать яблоки и все, что даровала земля, в церкви.

Ореховый Спас отмечается 29 августа, на следующий день после праздника Успения Богородицы. Третий Спас знаменует окончательный переход от лета к осени: в это время завершались августовские полевые работы и засеивали озимые культуры. 29 августа впервые выпекали хлеб из нового урожая зерна, потому праздник также называют «Хлебным Спасом». К этому времени окончательно вызревали лесные орехи, которые в этот день собирали и освящали во время церковной службы.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Православные праздники в августе 2017

Август, последний месяц лета, богат на православные события. Но не стоит забывать, что не только церковные праздники в августе 2017 года отмечаются, также в этом месяце будет Успенский пост.

Каждый день в богослужебном календаре Православной Церкви посвящен тому или иному святому, либо священному событию. Август — особенно знаменательный своими праздничными событиями месяц для христиан.

Православные церковные праздники в июле 2017 года

- Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. – Собор Курских святых. – Иконы Божией Матери Умиление Серафимо-Дивеевская.
2 августа 2017 года среда
Постный день.

– Обретение мощей Афанасия Брестского. – Икон Божией Матери Галичская, «Знамение» Абалацкая, Оршанская. – День пророка Илии.

День Ильи пророка (Ильин день)

Отмечается по новому стилю 2 августа. Он самый популярный среди простого народа Святой. И поэтому естественно, что Ильин день богат на традиции, обычаи, и приметы.

В народе называли Илью сударем, заявителем святого божьего закона. Он справедливо карал грешников, исполосовывая их поля градом, к трудолюбивым и благочестивым крестьянам он проявлял отцовскую заботу: поливал благодатным дождем посевы, истреблял вредителей полей.

Традиции и обряды в Ильин день

Во всех преданиях описывалось, что Илия-пророк выражает Божий гнев. Его карающая справедливая десница наказывала духов тьмы, а особенно злых демонов. По верованию людей, вся нечистая сила спасается от его молниеносных стрел, превращаясь не только в диких зверей (зайцев, лисиц) и пресмыкающихся, но и в домашних: собак, кошек и прочих.

История даты Ильина Дня

История праздника берет свое начало за 9 веков до рождения Иисуса Христа. Будущий пророк появился на свет в городе Фесвии (Фисвы). В момент рождения ребенка Соваху, отцу Илии, было видение, в котором небесные ангелы пеленали и кормили малыша огнем. Это видение стало пророческим - ребенок вырос и стал светочем веры. Когда Илия немного подрос, от ушел жить в пустыню, где много молился и соблюдал строжайший пост. Позднее он был призван на пророческое служение, и начал борьбу с нечестивыми поступками и уходом от истинной веры.

При жизни пророка в царстве Израильском правил Ахава, властолюбивая супруга которого активно навязывала людям культ Астарты и Ваала. Илия, будучи ревностным борцом за чистоту веры и противником идолопоклонничества, пытался поставить царя на правильный путь и совершал немало чудес. Ничего не действовало на бесчестного правителя, Ахав даже не испугался приближающегося трехлетних засухи и голода в государстве, которые предвещал пророк как наказание за возвращение к язычеству.

После трех лет голода Илия вновь пытался вразумить израильтян, рассказывая им об истинной вере. Пророк предложил сделать на горе Кармель жертвоприношения - Богу и Ваалу, и посмотреть, на какой жертвенник сойдет с неба огонь. Весь день идолопоклонники надеялись на чудо, но, как ни молились жрецы Вааловы, огня им не удалось дождаться. Вечером жертвенник Богу сделал Илия, полив при этом дрова водой. Пророк начал молиться, с неба снизошел стремительный огонь и поразил не только жертву и дрова, но и камни с водой. Скоро начался большой дождь, который напитал иссушенную землю. Пораженные увиденным израильтяне раскаялись и снова начали прославлять истинного Бога. Христиане и иудеи считают, что пророка взяли живым на Небо. Елисей (ученик Ильи) видел, как святой вознесся на Небо в огненной колеснице.

Почитание Илии в других религиях

Ильин день - так чаще называют день памяти величайшего из пророков, служащих единому Богу. Он почитается не только христианами, но и представителями мусульманства, а также иудаизма. Согласно еврейской религии, пророк Илия спустится на грешную землю перед концом времен, а конкретнее - перед вторым пришествием Иисуса Христа.

Это имя упоминается в священной книге исповедующих ислам - Коране, причем с уважением. В переводе с иврита оно означает «крепость Божья». И действительно, считается, что именно величайший из пророков подобно нерушимой стене охраняет исполнение Божьих заповедей и человеческих законов. Этот святой суров, но справедлив.

3 августа 2017 года четверг
– Пророка Иезекииля. – Преподобных Симеона Палестинского и Иоанна. – Священномученика Петра Голубева, пресвитера.
4 августа 2017 года пятница
– Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины. – Перенесение мощей священномученика Фоки. – Преподобного Корнилия Переяславского.
5 августа 2017 года суббота
– Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников. – Почаевской иконы Божией Матери.
6 августа 2017 года воскресенье
– Мученицы Христины. – Блговерных князей страторпцeв Бориса и Глеба, во cвятом Крещении Романа и Давида. – Собор Смоленских святых.
7 августа 2017 года понедельник
– Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. – Преподобного Макария Желтоводского, Унженского.
8 августа 2017 года вторник
– Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократa, иереев Никомидийских. – Преподобного Моисея Угрина.
9 августа 2017 года среда
Постный день.

– Великомученика и целителя Пантелеймона. – Преподобного Германа Аляскинского.
10 августа 2017 года четверг
– Смоленской иконы Божией Матери, именуeмой Одигитрия (Путеводительница). – Собор Тамбовских святых.
11 августа 2017 года пятница
Постный день.

– Мученика Каллиника Киликийского. – Мученицы Серафимы. – Преподобных Корстантина и Космы Косинских.
12 августа 2017 года суббота
– Mученика Иоанна Воина. – Обретение мощей преподобного Германа Соловецкого. – Празднование иконы Божией Матери Оконская.
13 августа 2017 года воскресенье
– Предпразднство Происхождения честныx дрeв Животворящего Креста Господня. – Священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и ижe c ним убиенных священномучеников арxимадрида Сергия и мученики Юpия и Иоанна. – Прaведного Евдокима Каппадокиянина.
14 августа 2017 года понедельник
– Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. – Медовый Спас. – Начинается Успенский пост. С 14 по 28 августа 2017 года - продолжается Успенский пост.

15 августа 2017 года вторник
– Перенесение из Иерусалима в Константинопoль мощей первoмч. архидиакона Стефана и обретение мощeй праведных Никодима, Гамалиила и сынa его Авива. – Блаженного Василия, Московского чудотворца. – Ачаирской иконы Божией Матери.
16 августа 2017 года среда
– Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. – Преподобного Космы отшельника.
17 августа 2017 года четверг
– Семи отроков, ижe во Ефесе. – Преподобномученицы Евдокии Римляныни.
18 августа 2017 года пятница
– Предпразднство Преображения Господня. – Преподобномученика Иова Ущельского. – Священномучеников Арфира и Фавия. – Мученика Евсигния Антиохийского.
19 августа 2017 года суббота
– Преображение Господа нaшего Иисуса Христа.

Преображение Господне

Христиане отмечают много праздников, которые имеют свои особенности, правила и историю. 19 августа проходит Преображение Господне. Этот день считается одним из главных праздников христиан, когда происходит благословение церкви.

Что означает праздник Преображения Господне

Впервые праздник начали отмечать в 4 веке, когда по приказу на горе Фавор был возведен храм, который освятили именно в честь Преображения. Согласно истории произошло это за 40 дней до Пасхи, но чтобы не отвлекаться от самого главного праздника, христиане перенести Преображение на последний месяц лета.

История Преображения Господня описывается в Евангелие от Матфея, Луки и Марка. Все три повествования имеют схожесть друг с другом. Иисус взял с собой трех учеников, с которыми он пошел на гору Фавор, чтобы обратиться к Богу. Во время произношения молитвы лицо Божьего Сына посветлело и озарилось лучами солнца. Явились в это время также пророк Моисей и Илия, которые беседовали с ним о будущих страданиях. Именно это событие и называется Преображением Господним.

Разберемся, в чем смысл Преображения Господня: во-первых, произошло явление Святой Троицы. Ранее подобное событие наблюдалось в день Крещения Христа. Во-вторых, Преображение олицетворяет собой соединение в Божьем сыне всего человеческого и Божественного. В-третьих, стоит также отметить явление двух пророков, один из которых умер естественным путем, а другой был взят в плотию на небо. Таким образом, праздник Преображения означает, что Иисус имеет власть, как над жизнью, так и над смертью.
– Яблочный Спас.
20 августа 2017 года воскресенье
– Попразднство Преображения Господня. – Обретение мощей cвятителя Митрофана, епископа Воронежского. – Преподобного Антония Оптинского.
21 августа 2017 года понедельник
– Святителя Емилиана исповедника, eпископа Кизического. – Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких – Святого Мирона чудотворца.
22 августа 2017 года вторник
– Апостола Матфия. – Собор Соловецких Святых.
23 августа 2017 года среда
– Блаженного Лаврентия, Христа рaди юродивого, Калужского. – Собор новомучеников и исповедников Соловецких.
24 августа 2017 года четверг
– Mученика архидиакона Евпла.
25 августа 2017 года пятница
– Мучеников Фотия и Аникиты и многиx с ними. – Священномученика Александра, епископа Команского. – Мучеников Памфила и Капитона.
26 августа 2017 года суббота
– Отдание праздника Преображения Господня. – Преставление и второе обретение мощей святителя Тихона, Задонского чудотворца. – Мучеников Ипполита, иринея, Авундия и мученицы Конкордии.
27 августа 2017 года воскресенье
– Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. – Перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского. – Пророка Михея. – Празднование икон Божией Матери Беседная и Нарвская.
28 августа 2017 года понедельник
– Успение Пресвятой Богородицы.

Успение Пресвятой Богородицы

Согласно преданиям, мать Иисуса Христа Мария прожила 72 года.

Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь - символ победы над смертью и тлением: «Сын твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных примет тебя, матерь свою, в небесное царство, чтобы ты жила и царствовала с ним бесконечное время».

Перед самой смертью у своего ложа она увидела всех апостолов и учеников своего Божественного Сына, которых чудесным образом собрал Святой Дух в Иерусалиме, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия.

Таким образом Дева Мария смогла проститься с ними. Она попросила их радоваться, а не горевать. Ведь «смерть Ее - всего лишь краткий сон, а она отходит к своему Божественному Сыну».

Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Тело Божией Матери было восхищено на небо.

Ученики Иисуса пришли в пещеру, где была захоронена Дева. Они отодвинули камень, который закрыл вход, но тела Марии в пещере уже не было - там лежали лишь ее похоронные ризы.

Успение Пресвятой Богородицы также называют «Пасхой Богородицы». В этот день в православных храмах ставят икону с изображением скончавшейся Девы (плащаницу), а также украшают ее цветами.

Традиции праздника Успение Богородицы

Как правило в праздник Успение Богородицы православным следует задуматься о своей матери, оказать ей помощь. Праздник принято отмечать в кругу родных и близких, непременно с родителями, за богатым столом и вкусными яствами.


29 августа 2016 года вторник
– Попразднство Успения Богородицы. – Хлебный Спас, именуемый также как Ореховый Спас или Спас на холсте. – Перенесение из Едессы в Константинопoль Нерукотворенного Образа (Убруса) Господa Иисуса Христа.
30 августа 2017 года среда
Постный день.

– Преподобного Пимена Угрешского. – Арматийской иконы Божией Матери.
31 августа 2017 года четверг
– Mучеников Флора и Лавра. – Иконы Божией Матери Всецарица.

Церковные посты в августе 2017 года

Многодневный пост в августе 2017 - Успенский пост. Начало воздержания начинается 14 августа и продолжается до 27 августа 2017 года - . Строгий пост, который начинается с празднования Медового Спаса и продолжается до светлого праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Фото: Савва Юдин / "ВК Пресс".

Календарь церковных праздников в августе 2017 года подскажет важные даты для православных христиан, дни, когда вспоминаются священные события и почитаются святые.

1 августа празднуется икона Божьей Матери Умиление Серафимо-Дивеевская. Ей молятся об исцелении от различных болезней, о зачатии ребенка и легких родах, о достойном муже, о восстановлении душевного равновесия, смягчении сердца и избавлении от дурных помыслов.

1 августа – это день обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Его просят об укреплении духа в противостоянии греху и искушению, о душевном равновесии и гармонии, об исцелении от болезней внутренних органов, об избавлении от грусти, печали и обиды, об обретении семейного счастья и укреплении отношений, о поддержании бизнеса (дело должно быть богоугодным и полезным обществу).

2 число в календаре церковных праздников в августе 2017 года является днем пророка Илии. Он боролся с язычеством, нес в народ веру во Христа и совершил множество чудес. У него просят благословения на обрабатывание земель, о дожде, удачном замужестве и семейном счастье. К нему обращаются, когда возникают материальные трудности и проблемы со здоровьем, его просят оградить от внезапной смерти.

2 августа празднуется икона Божьей Матери Знамение. Она помогает установить мир и покой, примирить враждующие стороны, остановить междоусобные войны, исцелить от различных заболеваний, оказывает помощь при стихийных бедствиях, ограждает от проникновения воров, оберегает от завистников.

2 августа празднуется икона Божьей Матери Абалацкая. Ее просят о покровительстве беременным женщинам, об исцелении от паралича, слепоты и различных болезней глаз.

3 августа почитается пророк Иезекииль. Он был священником и пророком, который предрекал падение городов, воскрешение мертвых, кару Израилю и его покаяние, появление нового мессии Давида. Иезекииль творил чудеса: разделил реку пополам и помог евреям переправиться на противоположный берег, а также кормил всех голодающих.

4 августа почитается равноапостольная Мария Магдалина. Христос исцелил ее от одержимости, и она неотступно следовала за ним, уверовав в его силу. Она не покинула его даже, когда он был взят под стражу, и разделила скорбь Богородицы в момент казни Иисуса Христа. Она до конца осталась преданной и верной своему Господу, несмотря на то, что все от него отвернулись. У нее просят прощения и отпущения всех смертных грехов, приходят с покаянием после аборта, просят избавить от пристрастия к наркотическим веществам и алкоголю, о защите от магии и колдовства.

Согласно календарю церковных праздников в августе 2017 года, 5 числа празднуется Почаевская икона Божьей Матери. Она является одной из самых почитаемых святынь. Ее просят об избавлении от различных заболеваний, в том числе смертельных, о мире и покое в семейной жизни, об избавлении от ссор, о наставлении грешников на путь истинный, о защите дома от злых людей.


5 августа почитаются мученики Трофим, Феофил и с ними 13 мучеников. Они свято веровали в единого Господа и отказывались приносить жертвы языческим богам. За это, их подвесили на дерево, резали железом, бросали в них камни, после чего, придали огню. Однако он не причинил им вреда и мученикам усекли головы.

6 августа почитают святую мученицу Христину. Находясь взаперти, она самостоятельно пришла к заключению, что мир не мог быть создан идолами, которым поклонялись ее родители. Она уверовала в Господа и увидела Ангела, который поведал ей истину о Создателе. Христина постилась, молилась и отреклась от языческой веры.

Собственный отец подверг ее тело истязаниям и немыслимым мучениям, но ее вера в Господа осталась непоколебима. Все попытки убить ее терпели крах, Христос и Ангелы каждый раз спасал ее от смерти и исцелял телесные раны. Свою смерть она встретила от руки воинов правителя Юлиана.

7 августа празднуется успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Ее считают покровительницей будущих матерей, поэтому в своих молитвах, обращенных к Анне, женщины просят даровать им радость материнства и способствовать рождению здоровых детей.

Согласно календарю церковных праздников в августе 2017 года, в этот же день чтится преподобный Макарий Желтоводский. Он принял постриг и вел аскетичную жизнь, активно противостоял злу, вел подвижническую жизнь и основал монастырь.

8 августа почитается преподобный Моисей Угрин. Всю жизнь он противостоял плотским утехам, усердно молился и помогал монахам бороться с великими искушениями.

8 августа почитаются священномученики Ермолай, Ермипп и Ермократ. Несмотря на жестокие гонения, они проповедовали христианство и наставляли язычников на путь праведной веры. Когда они были схвачены, то подверглись жестоким пыткам и истязаниям, их заставляли отречься от Господа и принести жертву идолам, но их вера была сильна и они не поддались, несмотря на все мучения. Их приговорили к смерти через обезглавливание.

9 августа чтится великомученик и целитель Пантелеймон. Он лечил людей молитвой и не брал за это плату, за что заслужил ненависть со стороны других лекарей. Его призвали ко двору императора Максимиана, где он исцелил человека, чем вызвал ожесточение со стороны императора, преданного язычеству. Его мучили, истязали, жгли, рвали плоть, хотели утопить, кидали в кипящее олово, но мученик остался жив. Ему отрубили голову и из раны, согласно его житию, потекло молоко. Тело же хотели сжечь, но огонь не причинил ему вреда.

9 августа почитается преподобный Герман Аляскинский. Он распространил православную веру среди русскоязычных жителей Америки и крестил тысячи местных жителей. Он отрекся от всех земных благ и удобств, вел богоугодную и смиренную жизнь, его запомнили, как человека поразительного ума, ясных мыслей, мудрых и здравых рассуждений.

10 августа, согласно календарю церковных праздников в августе 2017 года в России, празднуется Смоленская икона Божьей Матери. Вознося ей молитвы, можно уберечь людей от больших эпидемий и войны, попросить избавления от тяжких болезней и заточения в плену, защиты для беспомощных, вдов, сирот и бедных людей, направить на верный путь путешественников, вернуть домой пропавших без вести,восстановить гармонию и взаимопонимание в доме, разрешить семейные конфликты.

11 августа почитается мученица Серафима. Она была истиной христианкой, не поклонялась идолам и отказывалась приносить им жертвы, проповедуя веру в истинного Господа. Святую Серафиму считают покровительницей всех несчастных и обездоленных, ей молятся о целомудрии, просят избавить от пагубных привычек, укрепить стойкость духа и веру.

12 августа празднуют икону Божьей Матери Оконскую. Ей молятся о защите от плена, об облегчении и исцелении недугов.

12 августа чтится мученик Иоанн Воин. Ему молятся о защите сыновей, ушедших в армию, от беды и гибели, о защите, попавших в плен, о помощи в борьбе с обидчиками, просят направить и отыскать утерянные вещи, облегчить душевное состояние, утолить скорбь и печаль.

13 августа в календаре церковных праздников в августе 2017 года отмечено, как предпразднество Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня.

Этого же числа почитается праведный Евдоким Каппадокиянин. Он считается покровителем семейного очага и молятся о прекращении ненависти между супругами, о благополучии и взаимопонимании в семье.

14 августа празднуется изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. В этот праздник принято выносить крест, молиться ему и поклоняться, проводится освящение воды и меда. В народе, этот праздник носит название Медовый Спас.

15 августа празднуется Ачаирская икона Божьей Матери. Ее просят о покровительстве обездоленных и беспомощных, о помощи для вдов и сирот, о благоустройстве детей в обществе.

15 августа отдают дань памяти блаженному Василию, Московскому чудотворцу. Он был трудолюбивым и богобоязненным юношей, обладающим даром ясновидения. Он ходил без одежды, постился, молился и учил людей нравственной жизни и милосердию. Блаженный Василий предсказывал смерти, обличал обман и ложь, предсказывал пожары и, согласно его житию, смог потушить один из них тремя бокалами вина.Ему воздают молитвы и просят о смирении и терпении, о сохранности при пожаре, об излечении от различных болезней и пристрастий к алкоголю и наркотическим веществам.

16 числа, по календарю церковных праздников в августе 2017 года, чтится преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец. Ему молятся о заступничестве, об исцелении от болезней, о защите от бед и несчастий, об удачном путешествии.

16 августа почитается преподобный Косма отшельник. Он соблюдал строгий пост, придерживался церковных догматов и был хранителем Православной веры. Ему молятся о противостоянии злу, об избавлении от сквернословия, о сохранении душевной чистоты и целомудрия.

17 августа почитается преподобном ученица Евдокия Римлянина. Она запомнилась своими добрыми делами и праведным образом жизни. Она отказалась от идолопоклонства и свято верила в Господа, за что подверглась невыносимым пыткам.

17 августа почитается память семи отроков, иже во Ефесе. Они были примерными христианами и проходили военную службу. Им приказали принести жертвы языческим богам, но они отказались, покинули город и молились в пещере.

На суде их приговорили к смерти, приказав замуровать юношей в той же пещере, но они не умерли, а впали в сон, который продлился два века. Свидетелями чуда пробуждения стал епископ и огромное количество народа, которые еще больше укрепились в своей вере и всемогуществе Господа.

18 августа почитаются священномученики Анфир и Фавий, которые были Римскими папами. Анфир был подвержен пыткам и истязаниям за исповедание христианства, а его последователем и приемником стал Фавий. Он успел построить несколько храмов и крестить множество язычников, пока не был усечен мечом.

19 число, особый день по календарю церковных праздников в августе 2017 года, ведь празднуется Преображение
Господне или Яблочный Спас. Оно показывает, что в Иисусе Христе тесно переплетаются божественное и человеческое естество. В этот день необходимо освящать плоды нового урожая.

20 августа чтится преподобный Антоний Оптинский.О монашеской жизни он задумывался с самого детства и посвятил всю свою жизнь служению Господу. Он много трудился, наставлял людей на путь истинный, проводил время в молитвах, чтении и богомыслии, к нему шли за благословлением и назиданием.

21 августа почитается святой Мирон чудотворец. Он служил пресвитером и наставлял людей святой христианской жизни, убеждал стойко переносить страдания, выпавшие на их долю. Будучи епископом, он выступал за воздаяние памяти святым мученикам. Согласно его житию, он мог останавливать течение реки и сотворил много богоугодных чудес.

В календаре церковных праздников в августе 2017 года, 22 число отмечено, как день почитания апостола Матфея. Он был одним из двенадцати апостолов – учеников Иисуса Христа. Он является автором евангелия от Матфея. Его просят об укреплении веры, о защите от искушений, об улучшении финансового благополучия и установлении справедливости.

23 августа почитается блаженный Лаврентий Калужский. Он жил в хижине, круглый год ходил босой, еженощно молился на паперти храма и ходил на Богослужения по собственному тайному ходу, прорытому под землей. Известны посмертные чудеса, которые происходили у гроба блаженного Лаврентия: исцеление больного параличом, человека, изгнание бесов и избавление от бесноватости, излечение глазных болезней и других недугов.

24 августа чтится мученик архидиакон Евпл. Он истово проповедовал Христианство и Евангелие, за что был, подвергнут изощренным пыткам и жестоким мучениям, а впоследствии обезглавлен.

25 числа, по календарю церковных праздников в августе 2017 года, чтится священномученик Александр, епископ Команский. Он был начитанным человеком, знавшим многие науки и тщательно изучивший Священное Писание. Его избрали епископом за чистое сердце, благородные помыслы, знание Евангелия. Он запомнился, как мудрый и знающий пастырь, умеющий словом наполнить свою паству истинной силой и благодатью Божией. Он не отрекся от своей веры даже под угрозой смерти, за что его предали огню.

26 августа отдание праздника Преображения Господня. Это окончание празднования, повод еще раз переосмыслить его духовный смысл, обратиться к Господу и задуматься о своей Душе, укрепиться в вере и стать на праведный путь.

27 августа почитается память пророка Михея. Он обещал бедствия в Самарии и Иерусалиме, предрекал обращение к законам Иеговы и установление мирного царства. По себе, он оставил книгу с пророчествами.

27 августа празднуется икона Божьей Матери Беседная. Ее просят о покровительстве в восстановлении и сохранении храмов, а также успехах в строительстве.

28 августа празднуется один из главных церковных праздников в августе 2017 года – Успение Пресвятой Богородицы.
Литургия в церкви начинается с вечера и длится на протяжении всей ночи.На утреннюю службу верующие христиане несут семена, для их освещения и благословения. Праздник учит тому, что праведная жизнь, после смерти будет вознаграждена Всевышним Творцом, нужно отпустить горести и скорбь, связанную со смертью и уверовать в вечную жизнь на Небесах.

29 августа празднуется Хлебный или Ореховый Спас. В этот день необходимо святить хлеб, воду и орехи.

29 августа чтят память мученика Диомида. Он исцелял людей молитвами и обращал язычников в христианство. Ему молятся об укреплении веры и об исцелении от различных недугов.

30 числа в календаре церковных праздников в августе 2017 года почитается преподобный Пимен Угрешский. В семнадцать лет он принял решение стать монахом. Он много трудился при церкви, исполнял различные обязанности, был богопослушным и безропотным. Когда стал святым отцом, занимался строительством церквей и организовал при монастыре общежитие.

31 августа празднуется икона Божьей Матери Всецарица. К ней обращаются в молитвах с просьбами победить одну из самых страшный болезней – рак. Она помогает в исцелении многих заболеваний, отводит от греха магов и колдунов, помогает укрепиться в вере и наставляет на путь истинный, в ней находят утешение и восстанавливают душевную гармонию.

31 августа почитаются мученики Флор и Лавр. Братья проповедовали христианскую веру, обладали даром исцеления. За отступничество от язычества, их бросили в колодец и засыпали землей.

1 августа - Варлаам, Григорий, Дмитрий, Митрофан, Роман, Серафим, Степан, Тихон.

3 августа - Анна, Георгий, Евгений, Иван, Петр, Семен, Федор.

4 августа - Алексей, Корней, Корнилий, Мария, Михаил, Фока.

5 августа - Анна, Андрей, Аполлон, Виталий, Трофим, Федор

6 августа - Анатолий, Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Иван, Иларион, Кристина, Николай, Поликарп, Роман, Христина.

7 августа - Александр, Анна, Ираида, Макар, Олимпиада.

9 августа - Анфиса, Герман, Климент, Наум, Николай, Пантелеймон, Савва.

10 августа - Анастасия, Антонина, Василий, Елена, Ефим, Иван, Ирина, Мавра, Моисей, Никанор, Николай, Павел, Прохор, Юлиан.

11 августа - Алексей, Кузьма, Константин, Михаил, Николай, Роман, Серафим, Серафима, Феодосий.

12 августа - Агния, Анатолий, Ангелина, Аполлон, Валентин, Герман, Иван, Лука, Максим, Павел.

13 августа - Анна, Антон, Арсений, Василий, Вениамин, Владимир, Георгий, Евдоким, Елизавета, Иван, Иосиф, Константин, Максим, Николай, Сергей, Степан, Юрий.

17 августа - Антон, Денис, Евдокия, Иван, Константин, Максимилиан.

18 августа - Дарья, Евдокия, Ефим, Иван, Кристина, Максимилиан, Мария, Нонна, Симон, Христина.

20 августа - Александр, Алексей, Антон, Афанасий, Василий, Дмитрий, Иван, Митрофан, Наркисс, Михаил, Никанор, Петр, Феодосий.

21 августа - Герман, Григорий, Емельян, Иосиф, Леонид, Мирон, Моисей, Никодим. Николай, Савва, Федор.

22 августа - Алексей, Антон, Григорий, Дмитрий, Иван, Ирина, Леонтий, Макар, Маргарита, Мария, Матвей, Петр, Самуил, Юлиан, Яков.

23 августа - Афанасий, Вячеслав, Лавр, Лаврентий, Роман, Савва.

24 августа - Александр, Василий, Донат, Клавдий, Лилия, Макар, Максим, Мария, Марк, Мартин, Сусанна, Федор.

25 августа - Александр, Алексей, Антон, Аркадий, Варлаам, Василий, Виссарион, Вячеслав, Герман, Дмитрий, Ефим, Иван, Илья, Леонид, Матвей, Михаил, Николай, Петр, Савва, Сергей, Степан, Федор, Фотий, Яков.

26 августа - Алексей, Василий, Евдокия, Иван, Ипполит, Константин, Ксения, Максим, Николай, Серафим, Тихон, Яков.

27 августа - Александр, Алексей, Аркадий, Василий, Владимир, Ева, Евдокия, Матвей, Николай, Семен, Федор, Феодосий.

29 августа - Аким, Александр, Анна, Лаврентий, Никодим, Нил, Степан, Яков.

30 августа - Алексей, Дмитрий, Илья, Мирон, Павел, Пимен, Ульяна, Филипп.

31 августа - Георгий, Григорий, Денис, Евгений, Емельян, Иван, Иларион, Иоанн, Лавр, Лев, Лука, Макар, Михаил, Софрон, Ульяна, Фрол.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Август 2014 года

1 августа (19 июля по старому стилю)
ПЯТНИЦА

Прп. Макрины, сестры свт. Василия Великого (380). Прп. Дия (ок. 430). Обре́тение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903). Собор Курских святых.
Блгв. кн. Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Прп. Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Блж. Стефана (1427) и матери его Ми́лицы (1405), Сербских.
Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30. Лит. – Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

2 августа (20 июля по старому стилю)
СУББОТА

Пророка Илии (IX в. до Р. Х.).
Прп. Аврамия Галичского, Чухломского (1375). Обре́тение мощей прмч. Афанасия Брестского (1649).
Сщмч. Константина Словцова (1918); сщмчч. Александра Архангельского, Георгия Никитина, Иоанна Стеблина-Каменского, Сергия Гортинского и Феодора Яковлева пресвитеров, прмчч. Тихона Кречкова, Георгия Пожарова, Космы Вязникова и мчч. Евфимия Гребенщикова и Петра Вязникова (1930); сщмч. Алексия Знаменского пресвитера (1938); прмч. Феодора Абросимова (1941).
Чухломской, или Галичской (1350), Абалацкой («Знамение») (1637) и Оршанской (1631) икон Божией Матери.
Утр. – Лк., 14 зач., IV, 22–30. Лит. – Прор.: Иак., 57 зач., V, 10–20. Лк., 14 зач., IV, 22–30. Ряд.: Рим., 111 зач., XIII, 1–10. Мф., 47 зач., XII, 30–37.
На утрене величание: «Величаем тя, святый пророче Божий Илие́, и почитаем еже на колеснице огненней преславное восхождение твое».

3 августа (21 июля по старому стилю)
ВОСКРЕСЕНЬЕ

Неделя 8-я по Пятидесятнице. Глас 7-й.
Пророка Иезекииля (VI в. до Р. Х.). Прпп. Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его (ок. 590).
Прпп. Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII). Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля).
Сщмч. Петра Голубева пресвитера (1938). Обре́тение мощей св. Романа Медведя исп., пресвитера (1999).
Утр. – Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11–18. Лит. – 1 Кор., 124 зач., I, 10–18. Мф., 58 зач., XIV, 14–22.

4 августа (22 июля по старому стилю)
ПОНЕДЕЛЬНИК

Седмица 9-я по Пятидесятнице. Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I). Перенесение мощей сщмч. Фоки (403–404).
Прп. Корнилия Переяславского (1693).
Сщмч. Михаила Накарякова пресвитера (1918); сщмч. Алексия Ильинского пресвитера (1931).
1 Кор., 150 зач., XI, 31 – XII, 6. Мф., 74 зач., XVIII, 1–11. Равноап.: 1 Кор., 141 зач., IX, 2–12. Лк., 34 зач., VIII, 1–3.

5 августа (23 июля по старому стилю)
ВТОРНИК

Почаевской иконы Божией Матери (1675). Мчч. Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284–305). Прав. воина Феодора Ушакова (прославление 2001).
Сщмч. Аполлинария, еп. Равеннийского (ок. 75).
Сщмч. Михаила Троицкого пресвитера и мч. Андрея Аргунова (1938).
Иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (1888).
Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – 1 Кор., 152 зач., XII, 12–26. Мф., 76 зач., XVIII, 18–22; XIX, 1–2, 13–15. Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

6 августа (24 июля по старому стилю)
СРЕДА

Мц. Христины (ок. 300). Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1015).
Прп. Поликарпа, архим. Печерского (1182). Обретение мощей прп. Далмата Исетского (1994)*.
Сщмч. Алфея Корбанского диакона (1937); свв. Николая Понгильского (1942) и Иоанна Калинина (1951) испп., пресвитеров.
Утр. – Лк., 106 зач., XXI, 12–19. Лит. – 1 Кор., 154 зач., XIII, 4 – XIV, 5. Мф., 80 зач., XX, 1–16. Блгвв. кнн.: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2. Мц.: 2 Кор., 181 зач., VI, 1–10. Лк., 33 зач., VII, 36–50**.
_______________
* Празднование внесено в месяцеслов на основании определения Архиерейского Собора 2013 года.
** Чтения мц. Христины читаются, если ей совершается служба.

7 августа (25 июля по старому стилю)
ЧЕТВЕРГ

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444).
Память V Вселенского Собора (553).
Сщмч. Николая Удинцева пресвитера (1918); сщмч. Александра Сахарова пресвитера (1927); св. Ираиды Тиховой исп. (1967).
1 Кор., 155 зач., XIV, 6–19. Мф., 81 зач., XX, 17–28. Прав. Анны: Гал., 210 зач. (от полу́), IV, 22–31. Лк., 36 зач., VIII, 16–21.

8 августа (26 июля по старому стилю)
ПЯТНИЦА

Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305).
Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161).
Сщмч. Сергия Стрельникова пресвитера (1937).
1 Кор., 157 зач., XIV, 26–40. Мф., 83 зач., XXI, 12–14, 17–20, и за субботу: Рим., 113 зач., XIV, 6–9. Мф., 64 зач., XV, 32–39. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23*.
_______________
* Чтения прп. Моисея Угрина читаются, если ему совершается служба.

9 августа (27 июля по старому стилю)
СУББОТА

Вмч. и целителя Пантелеимона (305). Прп. Германа Аляскинского (1837).
Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Свт. Иоасафа, митр. Московского и всея России (1555). Прп. Анфисы исп., игумении, и 90 сестер ее (VIII). Равноапп. Климента, еп. Охридского (916)*, Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра (Болг.).
Сщмчч. Амвросия, еп. Сарапульского, Платона Горных и Пантелеимона Богоявленского пресвитеров (1918); сщмч. Иоанна Соловьева пресвитера (1941).
Утр. – Лк., 106 зач., XXI, 12–19. Лит. – Вмч.: 2 Тим., 292 зач., II, 1–10. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
_______________
* Болгарская Православная Церковь совершает память равноап. Климента дважды в год: 27 июля (день блаженной кончины его) и 25 ноября (ст. ст.).

10 августа (28 июля по старому стилю)
ВОСКРЕСЕНЬЕ

Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й.
Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.). Апп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). Свт. Питирима, еп. Тамбовского (1698). Собор Тамбовских святых.
Прп. Моисея, чудотворца Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мчч. Иулиана (II), Евстафия (ок. 316) и Акакия (ок. 321). Прп. Павла Ксиропотамского (820).
Сщмч. Николая Пономарева диакона (1918); прмч. Василия Эрекаева, прмцц. Анастасии Камаевой и Елены Асташкиной, мчч. Арефы Ерёмкина, Иоанна Ломакина, Иоанна Сельманова, Иоанна Милешкина и мц. Мавры Моисеевой (1937).
Гребневской (1380), Костромской (1672) и «Умиление» Серафимо-Дивеевской (1885) икон Божией Матери. Чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери: Устюженская (1290), Выдропусская (XV), Воронинская (1524), Христофоровская (XVI), Супрасльская (XVI), Югская (1615), Игрицкая (1624), Шуйская (1654–1655), Седмиезерная (XVII), Сергиевская (в Троице-Сергиевой Лавре) (1730).
Утр. – Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19–31. Лит. – 1 Кор., 128 зач., III, 9–17. Мф., 59 зач., XIV, 22–34. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

11 августа (29 июля по старому стилю)
ПОНЕДЕЛЬНИК

Седмица 10-я по Пятидесятнице. Мч. Каллиника (III–IV).
Прпп. Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII). Мц. Серафимы девы (117–138). Мц. Феодотии и трех чад ее (304). Прмч. Михаила (IX). Мч. Евстафия Мцхетского (589) (Груз.).
Прмчч. Серафима Богословского и Феогноста Пивоварова (1921); прмч. Анатолия Смирнова (после 1930); сщмч. Алексия Красновского пресвитера и прмч. Пахомия Русина (1938).
1 Кор., 159 зач., XV, 12–19. Мф., 84 зач., XXI, 18–22.

12 августа (30 июля по старому стилю)
ВТОРНИК

Апп. от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I). Мч. Иоанна Воина (IV). Прп. Анатолия Оптинского, Младшего (1922).
Обре́тение мощей прп. Германа Соловецкого (1484). Мчч. Полихрония, еп. Вавилонского, Пармения, Елимы и Хрисотеля пресвитеров, Луки и Муко диаконов, Авдона и Сенниса, князей Персидских, и мчч. Олимпия и Максима (ок. 251). Сщмч. Валентина (Уалентина) епископа и трех учеников его мчч. Прокула, Ефива и Аполлония и прав. Авундия (ок. 273). Собор Самарских святых.
Сщмч. Иоанна Плотникова диакона (1918).
1 Кор., 161 зач., XV, 29–38. Мф., 85 зач., XXI, 23–27. Мч.: Рим., 116 зач., XV, 1–7. Мф., 69 зач., XVI, 24–28*.
Заговенье на Успенский пост.
_______________
* Если совершается полиелейная служба мч. Иоанна Воина, то на утрене читается Евангелие от Иоанна, 51 зач., XV, 9–16.

13 августа (31 июля по старому стилю)
СРЕДА

Предпразднство Происхождения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина (IX).
Мц. Иулитты (304–305). Прмч. Дионисия Ватопедского (1822).
Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и с ним прмч. Сергия Шеина и мчч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (1922); мч. Максима Румянцева (1928); сщмч. Владимира Холодковского пресвитера (1937); сщмч. Иоанна Румянцева пресвитера, св. Константина Разумова исп., пресвитера, мц. Анны Серовой и св. Елисаветы Румянцевой исп. (после 1937).
1 Кор., 165 зач., XVI, 4–12. Мф., 86 зач., XXI, 28–32, и за четверг (под зачало): 2 Кор., 167 зач., I, 1–7. Мф., 88 зач., XXI, 43–46. Прав.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–30*.
_______________
* Если совершается служба сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, то на литургии чтения дня, за четверг (под зачало) и священномученика: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

14 августа (1 августа по старому стилю)
ЧЕТВЕРГ

Происхождение (изнесение) Честны́х Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р. Х.).
Обретение мощей прп. Софии Суздальской (1995). Мчч. в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III).
Сщмч. Димитрия Павского пресвитера (1937).
Креста: 1 Кор., 125 зач., I, 18–24. Ин., 60 зач., XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35. Мчч.: Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2. Мф., 38 зач., X, 32–36; XI, 1. На водоосвящении: Евр., 306 зач., II, 11–18. Ин., 14 зач., V, 1–4.
Начало Успенского поста.
На утрене после великого славословия – вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели.
На литургии поется Трисвятое.
Совершается малое освящение воды.
Крест относится в алтарь вечером по отпу́сте вечерни.
С этого дня до отдания Воздвижения (кроме попразднства Преображения Господня, предпразднства Успения Пресвятой Богородицы, самого праздника Успения, его попразднства и отдания) на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Крест начерта́в…».

15 августа (2 августа по старому стилю)
ПЯТНИЦА

Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обре́тение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557).
Блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). Сщмч. Стефана, папы Римского, и иже с ним (257).
Прмч. Платона Колегова (1937).
Ачаирской иконы Божией Матери (XXI).
2 Кор., 169 зач., I, 12–20. Мф., 91 зач., XXII, 23–33. Блж. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–30*. Первомч.: Деян., 17 зач., VI, 8 – VII, 5, 47–60. Мф., 87 зач., XXI, 33–42.
_______________
* Чтения блж. Василия читаются, если ему совершается служба.

16 августа (3 августа по старому стилю)
СУББОТА

Прпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV–V). Прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147).
Мч. Раждена перса (457) (Груз.). Прп. Космы отшельника (VI).
Сщмч. Вячеслава Луканина диакона (1918); сщмч. Николая Померанцева пресвитера (1938).
Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23*. Ряд.: Рим., 119 зач., XV, 30–33. Мф., 73 зач., XVII, 24 – XVIII, 4.
_______________
* Чтения прп. Антония читаются, если ему совершается служба.

17 августа (4 августа по старому стилю)
ВОСКРЕСЕНЬЕ

Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й.
Семи отроко́в, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250). Обре́тение мощей прав. Алексия Бортсурманского (2000).
Прмц. Евдокии (362–364). Мч. Елевферия (IV).
Прмч. Михаила Жука, мчч. Симеона Воробьева и Димитрия Воробьева (1937).
Пензенской-Казанской иконы Божией Матери (1717).
Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14. Лит. – 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Мф., 72 зач., XVII, 14–23.

18 августа (5 августа по старому стилю)
ПОНЕДЕЛЬНИК

Седмица 11-я по Пятидесятнице. Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигния (362).
Прп. Иова Ущельского (1628). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте. Прав. Нонны, матери свт. Григория Богослова (374).
Сщмч. Стефана Хитрова пресвитера (1918); мцц. Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной (1919); сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921); сщмч. Иоанна Смирнова диакона (1939).
2 Кор., 171 зач., II, 3–15. Мф., 94 зач., XXIII, 13–22, и за вторник (под зачало): 2 Кор., 172 зач., II, 14 – III, 3. Мф., 95 зач., XXIII, 23–28.
С этого дня по отдание Успения в седмичные дни служба совершается только по Минее.

19 августа (6 августа по старому стилю)
ВТОРНИК

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
Утр. – Лк., 45 зач., IX, 28–36. Лит. – 2 Пет., 65 зач., I, 10–19. Мф., 70 зач., XVII, 1–9.
На трапезе разрешается рыба.
Вся служба праздника. На великой вечерне «Блажен муж» не поется.
На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя Плоти Твоея преславное преображение». Катавасия «Крест начерта́в…» (также и в отдание праздника). «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Величай, душе́ моя, на Фаворе преобразившагося Господа».
На литургии антифоны праздника. Вхо́дный стих: «Господи, посли́ свет Твой и истину Твою, та мя наста́виста и введо́ста мя в го́ру святую Твою». Вместо «Достойно» – «Величай, душе моя… Рождество Твое нетленно явися…» (до отдания). Совершается освящение винограда и плодов.
Вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.
С этого дня и по отдание Преображения на литургии по входе (в седмичные дни): «Приидите, поклонимся… Спаси ны, Сыне Божий, преобрази́выйся на горе…». Катавасия в попразднство (кроме первого дня праздника и отдания его): «Ли́цы изра́ильтестии…».

20 августа (7 августа по старому стилю)
СРЕДА

Попразднство Преображения Господня. Прмч. Дометия Персянина и двух учеников его (363). Обре́тение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Прп. Антония Оптинского (1865).
Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах (1110). Прп. Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского, в Ближних пещерах (1239). Мчч. Марина и Астерия (260). Прп. Ора (ок. 390). Прмц. Потамии чудотворицы. Прп. Феодосия Нового (IX–X). Свт. Иерофея Венгерского (X). Св. Стефана I, короля Венгрии (1038).
Сщмчч. Александра Хотовицкого, Петра Токарева, Михаила Плышевского, Иоанна Воронца, Димитрия Миловидова и Алексия Воробьева пресвитеров, Елисея Штольдера диакона и прмч. Афанасия Егорова (1937); сщмч. Василия Аменицкого пресвитера (1938).
Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9*. Лит. – 2 Кор., 173 зач., III, 4–11. Мф., 96 зач., XXIII, 29–39. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16, или прмч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2**.
_______________
* Чтения свт. Митрофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.
** Чтения прмч. Дометия читаются, если ему совершается служба.

21 августа (8 августа по старому стилю)
ЧЕТВЕРГ

Свт. Емилиана исп., еп. Кизического (815–820).
Прп. Григория, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (XII). Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566). Второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Свт. Мирона чудотворца, еп. Критского (ок. 350). Мчч. Елевферия и Леонида. Прп. Григория Синаита (XIV).
Прмч. Иосифа Баранова (1918); сщмч. Николая Шумкова пресвитера (1937); сщмч. Никодима, архиеп. Костромского (1938).
Толгской иконы Божией Матери (1314).
2 Кор., 175 зач., IV, 1–6. Мф., 99 зач., XXIV, 13–28*.
_______________
* Если совершается служба прпп. Зосимы и Савватия, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 43 зач., XI, 27–30, а на литургии – дня и преподобных: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

22 августа (9 августа по старому стилю)
ПЯТНИЦА

Апостола Матфия (ок. 63). Собор Соловецких святых.
Мч. Антония Александрийского. Прп. Псоя Египетского (IV). Мчч. Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии и других (730).
Прмц. Маргариты Гунаронуло (1918).
Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – 2 Кор., 177 зач., IV, 13–18. Мф., 100 зач., XXIV, 27–33, 42–51. Ап.: Деян., 2 зач., I, 12–17, 21–26. Лк., 40 зач., IX, 1–6.

23 августа (10 августа по старому стилю)
СУББОТА

Мчч. архидиакона Лаврентия, Сикста папы, Феликиссима и Агапита диаконов, Романа, Римских (258). Блж. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского (1515).
Второе обретение и перенесение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1998).
Сщмч. Вячеслава Закедского пресвитера (1918); сщмч. Афанасия Кислова пресвитера (1937).
1 Кор., 123 зач., I, 3–9. Мф., 78 зач., XIX, 3–12.

24 августа (11 августа по старому стилю)
ВОСКРЕСЕНЬЕ

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Глас 2-й.
Мч. архидиакона Евпла (304).
Прмчч. Феодора и Василия Печерских, в Ближних пещерах (1098). Прп. Феодора, кн. Острожского, Печерского, в Дальних пещерах (ок. 1483). Мц. Сосанны девы и с нею Гаия, папы Римского, Гавиния пресвитера, Клавдия, Максима, Препедигны, Александра и Куфия (295–296).
Утр. – Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – 1 Кор., 141 зач., IX, 2–12. Мф., 77 зач., XVIII, 23–35.

25 августа (12 августа по старому стилю)
ПОНЕДЕЛЬНИК

Седмица 12-я по Пятидесятнице. Мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними (305–306).
Сщмч. Александра, еп. Команского (III). Мчч. Памфила и Капитона.
Прмчч. Белогорских: Варлаама Коноплева, Антония Арапова, Сергия Вершинина, Илии Попова, Вячеслава Косожилина, Иоасафа Сабанцева, Иоанна Новоселова, Виссариона Окулова, Михея Подкорытова, Матфея Банникова, Евфимия Короткова, Варнавы Надеждина, Гермогена Боярышнева, Аркадия Носкова, Евфимия Шаршилова, Маркелла Шаврина, Иоанна Ротнова, Сергия Саматова, Димитрия Созинова, Саввы Колмогорова, Иакова Старцева, Петра Рочева, Иакова Данилова, Александра Арапова, Феодора Белкина, Алексия Короткова и Петра (1918); сщмч. Василия Инфантьева пресвитера (1918); сщмчч. Леонида Бирюковича, Иоанна Никольского и Николая Доброумова пресвитеров (1937).
2 Кор., 179 зач., V, 10–15. Мк., 2 зач., I, 9–15*.
На этот день со вторника, 13 августа, может быть перенесена служба свт. Тихона Задонского.
_______________
* Если совершается полиелейная служба свт. Тихона (c 13 августа), то на утрене читается Евангелие от Иоанна, 36 зач., X, 9–16, а на литургии – дня и святителя: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Мф., 11 зач., V, 14–19.

26 августа (13 августа по старому стилю)
ВТОРНИК

Отдание праздника Преображения Господня. Преставление (662), перенесение мощей прп. Максима Исповедника. Обре́тение мощей блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547). Преставление (1783), второе обре́тение мощей (1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца.
Мчч. Ипполита, Иринея, Авундия и мц. Конкордии, в Риме (258).
Сщмчч. Иоанна Шишева, Иоасафа Панова и Константина Попова пресвитеров (1918); сщмчч. Серафима, еп. Дмитровского, Николая Орлова, Иакова Архипова пресвитеров и Алексия Введенского диакона (1937); мч. Василия Александрина (1942).
Икон Божией Матери: Минской (1500) и именуемых «Семистрельная» (1830) и «Страстна́я» (1641).
Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16*. Лит. – 2 Кор., 180 зач., V, 15–21. Мк., 3 зач., I, 16–22. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Мф., 11 зач., V, 14–19.
При совершении службы свт. Тихона в этот день следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обре́тение главы Предтечевы… во отдание Вознесения…».
На утрене катавасия «Крест начерта́в…». «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника.
_______________
* Чтения свт. Тихона (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.

27 августа (14 августа по старому стилю)
СРЕДА

Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михея (из 12-ти пророков) (VIII в. до Р. Х.). Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского (1091).
Прп. Аркадия Новоторжского (XI). Сщмч. Маркелла, еп. Апамейского (ок. 389).
Сщмч. Василия, архиеп. Черниговского, и с ним прмч. Матфея Померанцева и мч. Алексия Зверева (1918); сщмч. Владимира Цедринского пресвитера (1918); сщмчч. Владимира Смирнова и Николая Толгского пресвитеров, прмч. Елевферия Печенникова, прмцц. Евы Павловой игумении, Евдокии Перевозниковой и мч. Феодора Захарова (1937); прп. Александра Уродова исп. (1961).
Икон Божией Матери, именуемой «Беседная» (1383), и Нарвской (1558).
2 Кор., 182 зач., VI, 11–16. Мк., 4 зач., I, 23–28, и за четверг (под зачало): 2 Кор., 183 зач., VII, 1–10. Мк., 5 зач., I, 29–35. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.
С этого дня по отдание Успения, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Преукраше́нная Божественною славою…».

28 августа (15 августа по старому стилю)
ЧЕТВЕРГ

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская (1073), Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Икон Божией Матери: Моздокской (XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской (Груз.), Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Бахчисарайской, Чухломской (1350), Сурдегской (1530) и Тупичевской (XVII).
Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.
На утрене величание: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо».
На литургии вместо «Достойно» – «Ангели, успение… Побеждаются естества уставы…» (до отдания).

29 августа (16 августа по старому стилю)
ПЯТНИЦА

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы.Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). Мч. Диомида врача (298). Мчч. 33-х Палестинских.
Прп. Херимона Египетского (IV).
Сщмч. Александра Соколова пресвитера, прмц. Анны Ежовой, мч. Иакова Гортинского (1937).
Фео́доровской (1239) и «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской) (1904) икон Божией Матери.
Образа: Кол., 250 зач., I, 12–18. Лк., 48 зач. (от полу́), IX, 51–56; X, 22–24*. Ряд.: 2 Кор., 184 зач., VII, 10–16. Мк., 9 зач., II, 18–22.
_______________
* Если совершается бденная служба Перенесения Нерукотворенного Образа, то на утрене читается Евангелие от Луки, 48 зач. (от полу́), IX, 51–56; X, 22–24. Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего преславное изображение».

30 августа (17 августа по старому стилю)
СУББОТА

Мч. Мирона пресвитера (250). Прп. Пимена Угрешского (1880).
Прп. Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Мчч. Павла, Иулиании и прочих (ок. 273). Мчч. Фирса, Левкия, Короната и дружины их (249–251). Мч. Патрокла (270–275). Мчч. Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана (ок. 303).
Сщмч. Алексия Великосельского пресвитера (1918); сщмч. Димитрия Остроумова пресвитера (1937).
Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (1288).
1 Кор., 125 зач. (от полу́), I, 26–29. Мф., 82 зач., XX, 29–34.

31 августа (18 августа по старому стилю)
ВОСКРЕСЕНЬЕ

Неделя 12-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Мчч. Флора и Лавра (II).
Мчч. Ерма, Серапиона и Полиена (II). Сщмч. Емилиана епископа и с ним Илариона, Дионисия и Ермиппа (ок. 300). Свтт. Иоанна (674) и Георгия (683), патриархов Константинопольских. Прп. Макария, игумена Пеликитского (ок. 830). Прп. Иоанна Рыльского (946). Собор Кемеровских святых (переходящее празднование в воскресенье перед* 18 августа).
Сщмч. Григория Бронникова пресвитера и мчч. Евгения Дмитрева и Михаила Ерегодского (1937).
Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица».
Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. – 1 Кор., 158 зач., XV, 1–11. Мф., 79 зач., XIX, 16–26. Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 63 зач., XII, 2–12.
_______________
* Празднование совершается 18 августа (при совпадении этого числа с воскресным днем).

Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их - видит, что они не представители блага, а только призраки его.

Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, - духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорб-ность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.


Аудиоспектакль о преподобном Серафиме Саровском «Пламенный Серафим» — постановка режиссера, сценариста, поэта и композитора Натальи Валентиновны Агаповой. За своё творчество Наталья Агапова награждена орденом Великой княгини Ольги. В спектакле использованы церковные песнопения в исполнении сестер Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря и музыка С.В. Рахманинова...

Житие преподобного Серафима Саровского.


Однажды преподобный Антоний Великий спросил у Ангела, как спасаться? И ему было открыто: он увидел, что некий человек сначала немного поработал, потом немного помолился, еще немного поработал, и опять немного помолился. И Ангел сказал ему: «Делай и ты так, и спасешься».

Вот и мы начинаем домашние свои дела — «Господи, благослови!» Запустили стиральную машину, не вручную же ее крутим, — вот и время помолиться, прочитать два-три раза «Отче наш…» Обед готовишь — все положи в кастрюли, пусть там кипит, варится. В это время возьми молитвослов в руки, повернись к иконе и прочитай несколько молитв. Потом опять — к плите. И так получится, что самая обыкновенная, бытовая жизнь, растворенная молитвой, будет в непрестанном пред стоянии перед Богом.

архимандрит Мелхиседек (Артюхин)